+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Защита нарушенных авторских прав

Следует проводить различие между такими понятиями как охрана авторских прав и их защита. Под охраной понимается установление всей системы правовых норм, направленных на соблюдение прав авторов и их правопреемников. Тогда как защита — это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения.

Авторские права могут нарушаться как в рамках договора, заключенного между автором или иным правообладателем с пользователем произведения, так и в случае так называемого внедоговорного использования произведения, когда оно используется без согласия автора или иного правообладателя на произведения и без уплаты соответствующего вознаграждения.

Когда речь идет о защите авторских прав, то речь идет о защите прав не только авторов, но и их правопреемников. Это обусловлено тем, что имущественные и неимущественные права авторов могут нарушаться как при жизни авторов, так и после их смерти. Кроме того, сами исключительные права авторов могут переходить другим лицам.

Нарушенные авторские права могут защищаться с помощью норм различных отраслей права. Так, за наиболее серьезные нарушения авторских прав (например, за плагиат) предусмотрена уголовно-правовая ответственность, хотя на практике она почти не применяется. При этом следует различать понятия плагиата и заимствования, под которым нужно понимать цитирование отрывков произведений других авторов. В некоторых странах принимают специальные законы, направленные на защиту авторских прав в связи с применением новых цифровых технологий, а также в связи с использованием в сети Интернет». Достаточно упомянуть получивший печальную известность принятый в США Закон об авторском праве в цифровом тысячелетии.

В случае нарушения авторских прав государственными организациями возможен и административный порядок защиты, то есть путем обращения в вышестоящие организации по отношению к организации нарушителю. В данном случае речь идет об обращении авторов и их правопреемников в государственные органы, в ведении которых находятся учреждения, использующие произведения. Указанные органы могут осуществить защиту авторских прав и по собственной инициативе или по просьбе творческих союзов Кроме того, потерпевший может обратиться в антимонопольный орган или творческий союз.

Однако основным способом защиты нарушенных авторских прав является применение норм гражданского права. Это обусловлено тем, что административная и уголовная ответственность предусмотрена не за все виды правонарушений в области авторского права. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что авторское право является частью гражданского права. В этом случае защита осуществляется с помощью предъявления иска.

Согласно ст. 49 Закона об авторском праве и смежных правах автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав вправе защищать свои права способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации.

Закрепленные в гражданском законодательстве нормы, регулирующие защиту нарушенных авторских прав, учитывают две возможные группы нарушений: нарушение авторских личных неимущественных прав и нарушение исключительных правомочий на использование произведений, охраняемых авторским правом. В ГК нормы, посвященные защите гражданских прав содержатся в ст. 12 ГК, однако применяться они могут с учетом особенностей Закона об авторском праве и смежных правах. Так, например, такой способ как признание прав применительно к авторским правоотношениям предполагает прежде всего признание права авторства на произведение. Однако, как известно, для возникновения авторского права не требуется соблюдение каких-либо формальностей или регистрация произведения. Вместе с тем на практике, как уже отмечалось. иногда авторы сами регистрируют свое авторство в нотариальном порядке.

Применяются также технические средства защиты авторских прав. Согласно ст. 48.1 (п. 1) техническими средствами защиты авторского права и смежных прав признаются любые технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведениям или объектам смежных прав, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором, обладателем смежных прав или иным обладателем исключительных прав, в отношении произведений или объектов смежных прав. Следует отметить, что применение термина «защита» не совсем правомерно, поскольку о защите идет речь в тех случаях, когда право уже нарушено. В данном случае технические средства защиты направлены на предотвращение нарушения авторских прав.

Нарушение личных неимущественных прав авторов не всегда затрагивает их имущественные права и наоборот соблюдение личных неимущественных прав может повлечь нарушение имущественных прав (например, автор не получает вознаграждения за использование своего произведения).

В ряде случаев для того, чтобы защитить нарушенное право авторства необходимо его признать. Дела о признании авторства рассматриваются в порядке особого производства, поскольку они относятся к делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение. При этом суд устанавливает факт авторства лишь при невозможности получения заявителем в ином порядке документов, удостоверяющих этот факт, либо при невозможности восстановления утраченных документов.

Охрана личных неимущественных правомочий осуществляется независимо от вины нарушителя. Так, если издательство не знало и не должно было знать о том, что издаваемое произведение было создано одним лицом, но авторство было присвоено другим лицом, то это издательство все равно должно совершить действия, направленные на восстановление нарушенного права авторства.

Требование о защите нарушенных неимущественных прав автора предъявляет сам автор, а после его смерти и в случаях, установленных в законе это могут делать его наследники.

Способы защиты нарушенных личных неимущественных правомочий автора весьма специфичны. Защита осуществляется не только способами, указанными в ст. 12 ГК. Так, при нарушении права на защиту репутации автора произведения автор может потребовать восстановления нарушенного права. Так, если искажение было допущено в процессе издания, но до его распространения, то автор может потребовать внесения соответствующих изменений в тираж произведения. Если же этот тираж уже разошелся, то автор имеет право требовать соответствующей публикации о допущенном нарушении в печати или иным способом. При необходимости автор может требовать запрещения выпуска произведения в свет. Восстановление нарушенного права может также включать в себя внесения исправлений в произведение.

Если было нарушено право на авторство или право на авторское имя, то автор может потребовать признания авторства. Такое признание может быть осуществлено с помощью специального сообщения в печати. В публикации о допущенном нарушении должно быть указано, где и когда было допущено нарушение и каким образом.

На требования о защите личных неимущественных прав не распространяется исковая давность.

Что касается имущественных прав, то речь идет о нарушении исключительного права на использование произведения. При этом следует иметь в виду, что право требовать защиты нарушенного права имеют не только авторы, но и другие правообладатели. Наиболее распространенными случаями являются: использование произведения без согласия автора или иного правообладателя и без уплаты авторского вознаграждения, отказ в выплате авторского вознаграждения, нарушения исключительных прав тех правообладателей, которым автор передал права на определенные виды использования.

Согласно п. 2 ст. 50 Закона об авторском праве и смежных правах может быть наложен арест на контрафактные (то есть изготовленные с нарушением авторских прав) экземпляры до рассмотрения дела по существу.

В ст. 48 Закона об авторском праве и смежных правах говорится о контрафакции, то есть самовольном и незаконным изготовлением и распространение экземпляров произведения без согласия правообладателя. Применяется также понятие пиратского произведения. Экземпляры произведения изготовленные в стране, где они перешли в сферу общественного достояния и ввезенные в РФ являются контрафактными, если в России авторское право на них продолжает действовать.

В случае нарушения имущественных прав автор или иной обладатель исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере:

от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характера нарушения;

в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав.

Обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав либо за допущенные правонарушения в целом. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков.

Авторы и исполнители в случае нарушения их личных неимущественных прав или имущественных прав также вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда.

В этом случае правообладатели на произведение освобождаются от документального подтверждения размера своих убытков. Вместе с тем для определения размера компенсации может быть оценен приблизительный размер убытков. При этом размер компенсации не должен зависит от степени вины нарушителя и общественной значимости правонарушения. В данном случае ответственность наступает не за получение неправомерных доходов, а за нарушение исключительных прав, поэтому даже безвозмездное распространение контрафактных экземпляров произведений или фонограмм влечет ее наступление. Следует отметить, что на практике указанная компенсация широко применяется.

Это интересно:  Защита авторских прав несовершеннолетних авторов

Убытки правообладателя на произведение могут включать и упущенную выгоду, то есть те доходы, которые мог бы получить автор или иной правообладатель при правомерном использовании произведения. Однако в этом случае необходимо доказать сам факт наличия убытков и то обстоятельство, что убытки возникли в результате правонарушения и определить размер этих убытков

Кроме того, помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд может вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения. Согласно ст. 49.1 ЗОАП контрафактные экземпляры произведений или фонограмм, а также материалы и оборудование, используемые для воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, и иные орудия совершения правонарушения подлежат конфискации в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе.

Обладатель исключительных прав выдвигая требования о возмещении убытков должен доказать факт наличия убытков, их размер, а также тот факт, что убытки были произведены действиями нарушителя.

Следует отметить, что контрафакцию составляет и безвозмездное использование произведений, права на которые принадлежат другому лицу (отсутствие умысла не исключает самого факта правонарушения. Что касается пиратства, то оно характеризуется злонамеренностью действий нарушителя, особым масштабом незаконного использования произведений и как правило организованным характером таких правонарушений

Возможны также правонарушения, при которых ущемляются не только неимущественные, но и имущественные права. Так, основным имущественным правом автора является право на получение вознаграждения. В случае невыплаты авторского вознаграждения автор имеет право на взыскание такого вознаграждения, т.е. на возмещение убытков, имеющих форму неполученных доходов. Произвести возмещение доходов обязано лицо, нарушившее права автора. Право на взыскание гонорара не зависит от вины лица, нарушившего это право.

Следует различать несколько возможных случаев нарушения права на вознаграждение. Во-первых, это невыплата вознаграждения при заключенном договоре или при допустимости использования произведения без согласия автора, но с выплатой ему вознаграждения. Во-вторых, если произведение неправильно использовано без согласия автора. В этом случае размер вознаграждения должен определяться, исходя из размера вознаграждения, которое причиталось бы автору при правомерном использовании произведения.

В настоящее время в России отсутствует какой-либо государственный орган, который комплексно занимался бы вопросами авторско-правовой охраны, хотя в определенной мере этим занимается Роспатент. Для борьбы с пиратами созданы такие организации как Московское бюро Международной Федерации фонографической промышленности (МФФП) и Российская Ассоциация борьбы с пиратством» аудиовизуальной продукции (РАПО), Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС). Борьба с нарушениями авторских и смежных прав приобретает особую актуальность в связи со вступление Росси в ВТО.

Попытки бороться с контрафактной продукцией делаются не только на федеральном, но и местном уровне. Так, постановлением правительства Москвы от 19 января 1999 г. N 33 «О введении защитного знака на видео и аудиокассеты, компьютерные информационные носители» лазерные и компакт диски на государственное муниципальное унитарное предприятие «Информзащита» возложена функция по присвоению защитных идентификационных знаков на указанную продукцию а также проверка законности их выпуска.

Особым образом регулируется охрана прав российских авторов при использовании созданных ими произведений за рубежом. Как уже отмечалось авторское право имеет территориальный принцип охраны. Это значит, что произведение российского автора, созданное и обнародованное на территории России, будет охраняться на территории другой страны только в том случае, если эта страна является участницей соответствующего международного соглашения. Охрана предоставляется в соответствии с нормами национального законодательства.

Следует отметить, что некоторые страны предоставляют правовую охрану независимо от того, является ли автор гражданином страны-участницы международных соглашений (иногда действует принцип взаимности: одно государство охраняет произведения авторов другого государства, если последнее предоставляло охрану авторов-граждан этого государства).

Способы защиты нарушенных прав

Способы защиты нарушенных авторских прав интеллектуальной собственности

Согласно ГК РФ часть 4 защита гражданских прав осуществляется путем:

  1. признания права;
  2. восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  3. признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
  4. признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  5. самозащиты права;
  6. присуждения к исполнению обязанности в натуре;
  7. возмещения убытков;
  8. взыскания неустойки;
  9. компенсации морального вреда;
  10. прекращения или изменения правоотношения;
  11. неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления,
  12. противоречащего закону;
  13. иными способами, предусмотренными законом.

Почти каждый из указанных способов могут быть использованы при защите собственных прав, однако, на некоторых из них следует остановиться подробнее, как более эффективных.

1. Прежде всего, это второй способ защиты прав, который выражается в устранении нарушения, например, можно требовать обязать нарушителя изъять с интернет — сайта произведение, правами на которое обладает законный правообладатель или конфискацию контрафактных экземпляров произведения.

2. Следующим шагом по защите нарушенных прав может стать требование правообладателя о возмещении убытков. Так согласно статье 49 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» «Обладатели исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

  • в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характера нарушения;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав.

А Закон РФ „О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров“» уполномочивает правообладателя помимо требований о прекращении нарушения или взыскания причиненных убытков просить суд о:

  1. публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;
  2. удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения либо уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок в случае невозможности удаления с них незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения, за исключением случаев обращения этих контрафактных товаров, этикеток, упаковок в доход государства или их передачи правообладателю по его заявлению в счет возмещения убытков или в целях их последующего уничтожения.

Отдельно следует сказать о 395 статье ГК РФ, согласно которой «За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств».

Указанные требования могут быть предъявлены правообладателем нарушителю как в судебном, так и досудебном, т.е. претензионном порядке.

Статьи и новости по теме:

В самое ближайшее время, по инициативе министерства, планируется изменить законодательство, например >>

Представители Национальной Ассоциации Телерадиовещания Казахстана и руководство зарубежных телевизионных каналов сделали совместное заявление >>>

Председатель КНР Си Цзиньпин рассказал о последних политических и экономических изменениях в стране >>

На днях президент США Дональд Трамп удивил мировое сообщество, подписав указ о 25% пошлинах на всю продукцию из Китая >>

Как работает и защищает права система пока не ясно, ведь чтобы стать правообладателем изобретатели, например, проходят длительную государственную регистрацию интеллектуальной собственности >>>

Коммерческим и некоммерческим предприятиям, имеющим веб-сайты, где пользователи могут публиковать контент, необходимо будет получить или продлить свою защиту в 2017 году >>>

Минкомсвязи предлагает создать комиссию по проведению оперативных блокировок сайтов с противозаконным контентом. Презентовал законодательную инициативу Алексей Волин (Минкомсвязи, заместитель министра) >>>

О возможном сенсационном иске к крупнейшему в мире видеохостингу от правообладателя заявил Ирвинг Азофф. Музыкальный менеджер и продюсер работает с популярным исполнителем Фареллом Уильямсом и именно о его видеоклипах и идет речь >>>

Удивительно, на сколько масштабно владельцы мелкого и среднего бизнеса, связанного с оказанием услуг в сфере общепита, не осведомлены об авторских и смежных правах. Который год ежедневно по всей стране, во всех регионах ведется борьба за публичную трансляцию музыки и традиционные споры о нарушениях авторских прав >>>

Это интересно:  Право на защиту репутации автора произведения

Нарушение и защита авторских прав

Художник, как автор изобразительного искусства, имеет полное право собственности на свое произведение. Более того, закон защищает автора от всяческих нарушений его исключительных прав. Зачастую случаются непредвиденные обстоятельства, которые могут омрачить итог всех стараний творческого человека. Например, публикация картины без согласия художника и без выплаты ему вознаграждения; незаконная переработка произведения (картины) или его искажение; продажа экземпляров произведения и самое обидное — нарушение права авторства (это нарушение возникает в тех случаях, когда другое лицо выдает себя за автора произведения).

Нарушения исключительного права художника выражаются наиболее часто в таких действиях как:

  • — незаконное воспроизведение — например, публикация картины без согласия художника и без выплаты ему вознаграждения. Такие публикации могут иметь место в печатных изданиях (журналах, газетах, книгах), рекламных материалах (на плакатах, листовках, брошюрах и т.п.), а также на сайтах сети Интернет;
  • — незаконная переработка произведения (картины) или его искажение — например, публикация части картины, либо изменение ее уникального персонажа и создание новых произведений с его использованием;
  • — продажа экземпляров произведения, например, репродукций, постеров, предметов одежды (футболок) и т.д.;
  • — сообщение произведения в эфир — применительно к картинам данное нарушение может выражаться в трансляции изображения картины по телевидению, по кабелю, в сети Интернет;
  • — нарушение права авторства — это нарушение возникает в тех случаях, когда другое лицо выдает себя за автора произведения.

За каждое нарушение авторских прав законодательство (Часть IV Гражданского кодекса РФ) устанавливает ответственность. Конечно, если есть возможность, можно всегда обратится к досудебному разрешению конфликта. Но если противоположная сторона настаивает на своем или не реагирует должным образом, единственным выходом будет суд. Что требовать от нарушителя в суде?

В зависимости от ситуации за нарушение авторских прав и выбора истца мерами ответственности могут быть избраны:

  • — взыскание убытков с нарушителя авторских прав художника.
  • — взыскание специально установленной законом компенсации за нарушение исключительного права па произведение (преимущество этого способа защиты авторских прав состоит в том, что доказыванию в суде подлежит только факт нарушения авторского права, а не размер причиненных убытков).

Размер компенсации за нарушения авторских прав художника может определяться различными способами.

  • 1) Возможно потребовать выплаты компенсации в размере от 10
  • 000 до
  • 5 000 000 рублей по Вашему усмотрению. Однако в этом случае суд может снизить размер компенсации с учетом серьезности нарушения авторских прав, продолжительности нарушения, степени вины нарушителя и иных обстоятельств.
  • 2) Можно взыскать с нарушителя двукратную стоимость экземпляра произведения. В этом случае необходимо будет доказать только цену картины.
  • 3) Также возможно потребовать взыскание с нарушителя двукратного размера стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цепы, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения. В данном случае цена может быть определена, например, если был заключен лицензионный договор об использовании произведения в целях его открытого показа в галерее либо репродуцирования.
  • 4) Также авторам, чьи права нарушены, доступны такие средства защиты, как иск о пресечении нарушений авторского права, об изъятии материального носителя и некоторые другие средства правовой защиты.

Суд может запретить ответчику или лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт либо иное предусмотренное настоящим Кодексом использование, а также транспортировку, храпение или владение) в целях введения в гражданский оборот экземпляров произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными.

Суд также может принять соразмерные объему и характеру правонарушения обеспечительные меры, направленные на пресечение неправомерного использования произведений в информационнотелекоммуникационных сетях, в частности на ограничение доступа к материалам, содержащим незаконно используемые произведения. Порядок ограничения доступа к таким материалам устанавливается законодательством Российской Федерации.

Каждый, кто пытается активно осваивать интернет пространство с целью продвижения своего творчества рано или поздно сталкивается с проблемой посягательства на свое авторское право или, проще говоря, плагиатом. Для духовно ранимой творческой натуры встреча с плагиатом может стать не только болезненной, но и роковой.

Не для кого из художников не секрет, что существовать, за счет средств вырученных с продажи живописи совсем не просто. Еще сложнее выжить художнику пропагандирующему «чистое» искусство, увлеченному только творческой стороной процесса.

Право использования изображения в рекламных и других коммерческих целях принадлежит автору, даже после продажи самого произведения, а не обладателю картины. Если кто-то решит использовать изображение картины в коммерческих целях, то это может принести существенный дополнительный доход и автору. Суммы за использование изображений постоянно меняются в большую сторону. Многие западные художники признаются, что доходы от использования изображений их картин для печати постеров и репродукций существенно превышают доходы от продажи самих произведений. В международной практике по авторскому праву существует еще один способ получить дополнительную прибыль уже после продажи самого произведения. В случае официально зарегистрированной перепродажи обладателем картины с аукциона или иным способом, автор вправе рассчитывать па получение процентов от сделки. В этом случае вступает в действие так называемое право следования.

К сожалению не все так хорошо обстоит на деле и еще хуже реальная ситуация с судебной практикой отражающей статистику по защите авторского права. Речь о незаконном копировании имеет смысл вести, когда оно приобретает массовый или тиражный характер. По мнению российского законодателя “плагиат” представляет наибольшую опасность для общества только тогда, когда “плагиатор” причиняет крупный ущерб (пункт 1 статьи 146 УК РФ). В России ведется активная борьба с “плагиатом”, но многие представители правоохранительных и судебных органов ссылаются на отсутствие официальных указаний относительно того, что следует понимать под крупным ущербом. Поэтому любому российскому автору приходится самому заботиться о надежной защите своего произведения от посягательств «плагиаторов».

Существует несколько простых способов доказать свое авторство.

Один из способов подтвердить свое авторское право в суде — нотариальное хранение. Упаковываете в конверт плод своей интеллектуальной деятельности или носитель с его копией и отдаете нотариусу, он ставит дату и печать и кладет его в сейф. В случае спора в суде можно легко доказать свое авторское право.

Аналогичным способом можно отправить свое творение самому себе по почте заказным письмом и хранить не вскрывая. Но в этом случае экспертиза в суде может не дать 100 % гарантии подлинности даты упаковки и отправки. Достаточно надежный способ — разместить свои произведения в полиграфическом издании, имеющем дату публикации (журнал, календарь, каталог выставки).

Достоверным способом доказать авторство может стать договор купли-продажи произведения. Он же явится основанием для контроля за правом следования. При этом надо помнить, что любой договор приводит к официальному обнародованию доходов и уплате налогов, но может с торицей компенсироваться впоследствии. Не менее практичным способом подтвердить авторство может стать договор — лицензия. В случае продажи изображения картины заказчику обязательно нужно заключить договор, это предотвратит несанкционированное использование произведения.

Лицензионный договор, по которому автором или иным правообладателем (лицензиаром) предоставляется лицензиату простая (неисключительная) лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства, может быть заключен в упрощенном порядке (открытая лицензия). Открытая лицензия является договором присоединения. Все ее условия должны быть доступны неопределенному кругу лиц и размещены таким образом, чтобы лицензиат ознакомился с ними перед началом использования соответствующего произведения. В открытой лицензии может содержаться указание па действия, совершение которых будет считаться акцептом ее условий (статья 438 ГК РФ). В этом случае письменная форма договора считается соблюденной.

Предметом открытой лицензии является право использования произведения пауки, литературы или искусства в предусмотренных договором пределах.

Лицензиар может предоставить лицензиату право на использование принадлежащего ему произведения для создания нового результата интеллектуальной деятельности. В данном случае, если иное не предусмотрено открытой лицензией, считается, что лицензиар сделал предложение заключить договор (п. 2 ст. 437 ГК РФ) об использовании принадлежащего ему произведения любым лицам, желающим использовать новый результат интеллектуальной деятельности, созданный лицензиатом па основе этого произведения, в пределах и на условиях, которые предусмотрены открытой лицензией. Акцепт такого предложения считается также акцептом предложения лицензиара заключить лицензионный договор в отношении этого произведения.

В случае, если в открытой лицензии не указана территория, на которой допускается использование соответствующего произведения, такое использование допускается па территории всего мира.

Лицензиар, предоставивший открытую лицензию, вправе в одностороннем порядке полностью или частично отказаться от договора (пункт 3 статьи 450 ГК РФ), если лицензиат будет предоставлять третьим лицам права па использование принадлежащего лицензиару произведения либо на использование нового результата интеллектуальной деятельности, созданного лицензиатом на основе этого произведения, за пределами прав и (или) на иных условиях, чем те, которые предусмотрены открытой лицензией.

Это интересно:  Иск о защите авторских прав образец

Автор или иной правообладатель в случае, если его исключительное право на произведение нарушено неправомерными действиями по предоставлению или использованию открытой лицензии, вправе требовать применения к нарушителю мер защиты исключительного права в соответствии со статьей 1252 ГК РФ.

На сегодняшний день существует несколько аккредитованных организаций по управлению правами па коллективной основе пытающихся контролировать соблюдение авторского права па территории РФ и за рубежом.

Официальным органом, контролирующим соблюдение авторских прав, у нас в стране является Российское Авторское Общество (далее РАО).

РАО так формулирует свои главные задачи: управление имущественными правами авторов (их правопреемников) на коллективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведений путем механической, магнитной записи, репродуцирование, тиражирование произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в промышленности и другие случаи) на основе Договора о членстве в РАО; содействие авторам (их правопреемникам) в передаче прав на использование произведений пауки, литературы и искусства на индивидуальной основе; представительство законных интересов авторов (их правопреемников) в государственных и общественных органах и организациях, а также за рубежом в соответствии с соглашениями о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско- правовыми обществами — партнерами РАО.

РАО берёт на себя функции посредника между автором и приобретателем лицензии на тиражирование произведения. За что соответственно получает вознаграждение. РАО заключает с автором договор, по которому выступает в качестве посредника при заключении сделки на получении лицензии для публикации авторских произведений в СМИ и полиграфических изданиях. Юридический отдел грамотно составит договор и проконтролирует все нюансы сделки, защищая интересы автора. В случае нарушения авторских прав юристы РАО могут отстаивать права автора в суде. Но РАО не выдает сертификаты на произведения живописи, подтверждающие авторство. РАО обязуется силами своего экспертного совета контролировать публикации ваших произведений в СМИ и полиграфических изданиях. Фамилия автора попадает в реестр правообладателей — членов РАО.

В случае с композиторами и литераторами их сотрудничество с РАО вполне разумно и практично. Любое музыкальное и литературное произведение, в отличие от живописи, будучи опубликовано в средствах массовой информации становится общедоступным в полном объеме. Картина, опубликованная в печати или в интернете, не несет полную информацию для копирования. Для того что бы получить исходный материал потенциальному заказчику придется связаться с автором и художнику неизбежно придется вступать в договорные и финансовые отношения. В этом случае роль РАО как посредника частично утрачивается и теряет смысл. А также не имеет смысла заключать договорные отношения с РАО па представление авторских прав па территории других стран, в случае если автор планирует продвигать свое творчество и па международном рынке.

Еще одна аккредитованная постановлением Правительства Российской Федерации организация по управлению правами па коллективной основе — это Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства (далее УПРАВИС). Основным предметом деятельности УПРАВИС является управление на коллективной основе правом следования в отношении произведений изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений. Право следования — право автора произведения искусства в случае публичной его перепродажи по цене, превышающей предыдущую (па величину, установленную законом), получить вознаграждение от продавца в виде процентов от перепродажной цепы, имеет тот же срок, что и авторское право, и является неотчуждаемым: при жизни автора оно принадлежит только ему, после смерти — только наследникам.

Авторское право, его защита: кто ее осуществляет?

Какие вопросы решает адвокат по авторскому праву во внесудебных и судебных процессах?

В своих функциях адвокат в сфере авторского права решает ряд вопросов, связанных с отношениями интеллектуальной собственности и патентообладателей, авторов и других, а именно:

  • Кому принадлежит авторское право? Проведение досудебной экспертизы, установление автора
  • Какие права автора нарушили, и какое возмещение ущерба должен требовать владелец, если его материалы были использованы в коммерческих или некоммерческих целях незаконно?
  • Что должен требовать один из авторов от группы соавторов, если без ведома первого, начата публикация произведений?

Более того, адвокат по авторскому праву сможет осуществить грамотную политику в процессе судебных разбирательств, когда автор не может защитить себя самостоятельно. Плюс ко всему, адвокатские команды могут проводить консультации по аспектам интеллектуальной собственности без проведения проверок и экспертиз, способствовать проведению переговоров с целью мирного разрешения конфликта. К тому же, они имеют право проверять корректность и законность сделок по передаче прав на интеллектуальную собственность.

Защита авторского права: какие доказательства можно предоставить для установления авторства?

На данный момент, на территории Российской Федерации действует презумпция авторства, что, говоря обычным языком, представляет собой датированный факт предоставления произведения. Если настоящий автор зарегистрирует свои права на книгу, песню или музыку позже, чем это сделает кто-либо другой, то доказать принадлежность к данной интеллектуальной собственности будет крайне сложно, хотя этот факт будет считаться нарушением авторских прав. Что может служить доказательством авторства при подаче иска в суд?

  • Черновики произведения, датированные разработки музыки на компьютере, эскизы и пр.
  • Нотариально заверенная регистрация авторских прав
  • Документ о депонировании произведения
  • Нераспечатанное заказанное письмо с экземпляром произведения
  • Электронный экземпляр произведения, записанный на диск с фиксированной датой

Стоит отметить, что во время судебных разбирательств, самым веским доказательством предъявления авторских прав будет служить документ, одобренный и заверенный нотариусом, а лишь потом, акт депонирования и другие.

Что можно причислить к актам нарушения авторских прав?

Сейчас, проблемы и правонарушения в области авторского права растут в огромных масштабах, так как с развитием телевидения, электронной техники, а также всемирной сети – контролировать законность распространения произведений, становится крайне трудно. Что же можно оценить, как правонарушение?

  • «Пиратство» ( как видео-, так и аудио-) – создание и запись копии медиа файлов с целью коммерческого или некоммерческого нелегального распространения. Что можно ожидать от подобных экземпляров произведения? Его качество может быть значительно ниже, нежели качество оригинала, но, с другой стороны может являться точной копией.
  • Создание «Кряков» для лицензионных программ. Так политика получения ключа за определенную плату в Российской Федерации не очень популярна, то «кряки» и «таблетки» приобрели огромную популярность. На интернет- порталах существуют целые комплекты с уже вложенными в них взломанными программами и ключами.
  • Электронные библиотеки и незаконное издательство авторских книг. На литературных интернет — порталах находятся терабайты электронных книг, которые запрещены к свободному распространению.

Статья нарушения авторских прав и ее содержание

Данная статья рассматривает несколько видов наказаний за некоторые виды нарушений, а именно:

  • За плагиат предусмотрено принудительное взимание средств размером до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы за срок до полутора лет, а также исправительные работы или заключение под стражу до шести месяцев
  • За коммерческое или некоммерческое использование незаконных авторских материалов взимание штрафа и срок исправительных работ, а также заключение под стражу
  • За проступки с отягощающими обстоятельствами срок исправительных работ увеличен до пяти лет, а взимаемый штраф до пятисот тысяч рублей

За нарушение авторских прав ответственность налагается либо добровольно по договоренности обеих сторон при досудебном урегулировании спора, либо в судебном порядке.

Что можно сказать о практике решения подобных вопросов в реальной жизни? Такие разбирательства крайне трудны, а особенно тяжело установление нанесенного ущерба. Например, выкладывая произведение в социальную сеть, нельзя сказать, что пользователь обогатился, но определенный ущерб исполнителю был нанесен. Как же определить размер этого ущерба? До сих пор, точных критериев в Российском законодательстве не было установлено.

У вас остались вопросы?
Задайте их эксперту:

Статья написана по материалам сайтов: www.copyright.ru, bstudy.net, www.ippro.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector