Защита авторских прав на музыкальные произведения

В каких случаях можно обратиться за нашей помощью:

  • вы обнаружили, что ваша песня без вашего согласия используется другими лицами;
  • кто-то присвоил себе авторство ваших произведений;
  • на вашем музыкальном произведении (песня, клип, музыка, аранжировка и т.п.) зарабатывают деньги без отчисления вам авторского гонорара.

Если вы – творческая личность в музыкальной сфере, задумайтесь о том, чтобы защитить свои произведения от воровства (плагиата) еще до того, как сей факт случился. Есть действенные методы, которые гарантируют вам эффективную защиту. Какие, – расскажет наш юрист.

Защита авторских прав на музыкальные произведения от компании «Консультант»

Юридическая защита авторских прав на музыкальные произведения требует досконального знания законодательства в этой сфере и опыта, в том числе судебной практики. Все это вам гарантируют наши юристы, профилирующиеся в данной области права. За их плечами десятки выигранных дел и сотни благодарностей от довольных клиентов, добившихся признания авторства и получивших материальную и моральную компенсацию.

Мы готовы помочь вам даже в самых сложных и, казалось бы, безнадежных случаях. Обращение к нам будет для вас шансом на успешное разрешение дела. И мы уверены, что наша консультация убережет вас от подобных ситуаций в будущем: вы будете знать, как заявить о своих авторских правах на любые творения в музыке. Это проще, чем вам кажется!

Защита авторских прав на музыкальные произведения в режиме онлайн

Наша компания работает с клиентами как лично, так и удаленно — если вам нужна юридическая защита авторских прав, необязательно тратить время на посещение нашего офиса и встречу с юристом.

Просто воспользуйтесь любым из способов:

  • звонок на горячую линию 8 (800) 511-54-99;
  • диалог на сайте;
  • электронное письмо;
  • заказ обратного звонка.

Удаленное обращение поможет вам понять, в каком объеме вам нужна наша помощь – только консультативно или требуется непосредственное участие юриста (сбор доказательной базы, составление претензии и иска, участие в судебном процессе). Звоните, мы работаем круглосуточно, без перерывов и выходных дней!

Защита авторских прав на музыкальные произведения

Музыканты, композиторы, поэты — песенники и прочие творческие личности, занятые в музыкальной сфере, имеют возможность воспользоваться бесплатной юридической консультацией. Эта услуга доступна всем, без исключения, независимо от сложности вопроса, уровня дохода и популярности автора.

Столкнувшись с фактами плагиата, смело вступайте на путь защиты авторских прав, и мы готовы помочь вам в этом! Будем рады, если для этого будет достаточно одной консультации. Если нет – наши юристы окажут вам весь необходимый спектр услуг, гарантирующий успешный исход спорной или конфликтной ситуации.

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того что бы понять, как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной связи. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию в течении 10 минут.

Правовая охрана и защита музыкальных произведений

Механизм охраны и защиты авторских прав на музыкальные произведения

Одной из важнейших гарантий стабильности гражданского общества в любом государстве мира является предоставление субъектам гражданских прав юридической возможности по их защите.

В соответствии со сложившейся в российской юридической практике традицией принято различать охрану и защиту прав. В широком смысле понятием «охрана прав» охватывается вся совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации прав. В это понятие включаются меры правового, экономического, политического, организационного характера, направленные на создание необходимых условий для реализации субъективных гражданских прав.

Применительно к рассматриваемому вопросу охрана авторских прав представляет собой комплекс правовых средств, который включает в себя совокупность: международных и национальных законодательных актов, устанавливающих объекты, подлежащие охране; субъекты авторско-правовой охраны и их правовой статус; сроки и условия охраны; правовой механизм реализации законодательства об авторско-правовой охране Артамонова А.Е. Охрана авторских и смежных прав по международному частному и российскому гражданскому законодательству (сравнительно-правовой анализ): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2005..

Защита гражданских прав и охраняемых законом интересов в современном российском законодательстве обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты, приведенных в статье 12 ГК РФ. К ним относятся: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменении судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Однако не все из вышеперечисленных способов применимы к защите авторских прав. Так, для защиты авторских прав невозможно присуждение к исполнению в натуре.

Таким образом, авторские права можно защищать с помощью требований: о признании права; о восстановлении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; о возмещении убытков; о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий недействительности ничтожной сделки; о признании недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; самозащиты права; о взыскании неустойки; о прекращении или изменении правоотношения. Гришаев С.П. Правовая охрана произведений науки, литературы искусства как объектов авторского права по новому законодательству Российской Федерации // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007

Появление новых средств распространения результатов интеллектуальной деятельности, расширение возможностей пользователей сети Интернет по размещению музыкальных произведений, мгновенному копированию и передаче информации на расстояния независимо от территориальной юрисдикции государств, а также неурегулированность на законодательном уровне вопросов использования объектов авторских прав в сети Интернет часто приводят к судебным спорам.

На сегодняшний день авторские произведения, в том числе и музыкальные, размещенные в сети Интернет, встречаются на других сайтах, причем без указания имени автора, а также с редакционными исправлениями, далекими от оригинала. Именно подобные действия правонарушителя по воспроизведению произведения (создание копий произведения) без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения являются одними из самых часто встречающихся нарушений авторских прав в сети Интернет.

В связи с этим наиболее распространенным гражданско-правовым способом защиты нарушенных авторских прав является исковое требование о взыскании компенсации за нарушение авторских прав. В соответствии со статьей 1252 ГК РФ правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности либо за допущенное правонарушение в целом.

Авторские права могут нарушаться как в рамках договора, заключенного между автором (например, композитором) или иным правообладателем с другим лицом на отчуждение исключительного права либо лицензионного договора — с лицензиатом — пользователем произведения, так и в случае так называемого внедоговорного использования произведения, когда оно используется без согласия автора или иного правообладателя на произведения и без уплаты соответствующего вознаграждения. При этом следует иметь в виду, что когда речь идет о защите авторских прав, то речь идет о защите прав не только авторов, но и их правопреемников. Это обусловлено тем, что исключительные (имущественные) и личные (неимущественные) права авторов могут нарушаться как при жизни авторов, так и после их смерти. Кроме того, сами исключительные права авторов могут переходить другим лицам еще при жизни автора.

Такой способ защиты, как признание прав, применительно к авторским правоотношениям предполагает прежде всего признание права авторства на произведение. Однако, как известно, для возникновения авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей или регистрации произведения. Вместе с тем на практике, как уже отмечалось, иногда авторы сами регистрируют свое авторство в нотариальном порядке.

Дела о признании авторства рассматриваются в порядке особого производства, поскольку они относятся к делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение. При этом суд устанавливает факт авторства лишь при невозможности получения заявителем в ином порядке документов, удостоверяющих этот факт, либо при невозможности восстановления утраченных документов. Если было нарушено право на авторство, то автор может потребовать признания авторства путем совершения специальных действий. Например, такое признание может быть осуществлено с помощью специального сообщения в печати. В публикации о допущенном нарушении должно быть указано, где и когда было допущено нарушение и каким образом.

Нарушение личных неимущественных прав авторов не всегда затрагивает их имущественные права, и наоборот, соблюдение личных неимущественных прав может не препятствовать нарушению имущественных прав (например, автор не получает вознаграждения за использование своего произведения, хотя его личные неимущественные права на произведение не нарушены).

Защита личных неимущественных правомочий автора произведения осуществляется независимо от вины нарушителя. Так, если издательство не знало и не должно было знать о том, что издаваемое произведение было создано одним лицом, но авторство было присвоено другим лицом, то это издательство все равно должно совершить действия, направленные на восстановление нарушенного права авторства. Требование о защите нарушенных неимущественных прав автора предъявляет сам автор, а после его смерти и в случаях, установленных в законе, это могут делать его наследники.

Способы защиты нарушенных личных неимущественных правомочий автора весьма специфичны. Например, при нарушении права на неприкосновенность произведения автор может потребовать восстановления нарушенного права. Однако если искажение было допущено в процессе издания, но до его распространения, то автор может потребовать внесения соответствующих изменений в тираж произведения. Если же этот тираж уже разошелся, то автор имеет право требовать соответствующей публикации о допущенном нарушении в печати или иным способом. При необходимости автор может требовать запрещения выпуска произведения в свет. Восстановление нарушенного права может также включать в себя внесения исправлений в произведение.

На требования о защите личных неимущественных прав не распространяется исковая давность. Согласно ст. 1267 ГК РФ авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

Что касается имущественных прав, то речь идет о нарушении исключительного права на использование произведения и распоряжения им. При этом следует иметь в виду, что право требовать защиты нарушенного права имеют не только авторы, но и другие правообладатели. Наиболее распространенными случаями нарушения исключительных прав на произведение являются: использование произведения без согласия автора или иного правообладателя и без уплаты авторского вознаграждения, отказ в выплате авторского вознаграждения, нарушения исключительных прав правообладателей, в тех случаях, когда лицензиат вышел за рамки использования произведения.

В случае невыплаты авторского вознаграждения автор или иной правообладатель имеют право на взыскание такого вознаграждения, т.е. на возмещение убытков, имеющих форму неполученных доходов. Произвести возмещение доходов обязано лицо, нарушившее права автора. Право на взыскание гонорара не зависит от вины лица, нарушившего это право.

Следует различать несколько возможных случаев нарушения права на вознаграждение. Во-первых, это невыплата вознаграждения при заключенном договоре или при допустимости использования произведения без согласия автора, но с выплатой ему вознаграждения. Во-вторых, если произведение неправомерно использовано без согласия автора. В этом случае размер вознаграждения должен определяться, исходя из размера вознаграждения, которое причиталось бы автору при правомерном использовании произведения.

Особым образом регулируются охрана и защита прав российских авторов при использовании созданных ими произведений за рубежом. Как уже отмечалось, авторское право имеет территориальный принцип охраны. Это значит, что произведение российского автора, созданное и обнародованное на территории России, будет охраняться на территории другой страны только в том случае, если эта страна является участницей соответствующего международного соглашения. Охрана предоставляется в соответствии с нормами национального законодательства.

Следует отметить, что некоторые страны предоставляют правовую охрану независимо от того, является ли автор гражданином страны — участницы международных соглашений (иногда действует принцип взаимности: одно государство охраняет произведения авторов другого государства, если последнее предоставляло охрану авторов — граждан этого государства).

Таким образом, в случае нарушения личных неимущественных и исключительных прав российских авторов и иных правообладателей за рубежом их защита будет осуществляться в соответствии с нормами национального законодательства в судебном порядке.

Помимо правовых норм для защиты авторских прав применяются технические средства. Так, ст. 1299 ГК РФ посвящена мерам правовой защиты против обхода технических средств, контролирующих доступ к произведению, предотвращающих либо ограничивающих осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения.

Согласно п. 1 указанной статьи техническими средствами защиты авторских прав признаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения.

В соответствии с п. 2 указанной статьи в отношении произведений не допускается:

1) осуществление без разрешения автора или иного правообладателя действий, направленных на то, чтобы устранить ограничения использования произведения, установленные путем применения технических средств защиты авторских прав;

2) изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любой технологии, любого технического устройства или их компонентов, использование таких технических средств в целях получения прибыли либо оказание соответствующих услуг, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторских прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав.

Новым в ней (по сравнению со ст. 48.1 Закона об авторских правах) является включение в понятие технических средств наряду с техническими устройствами и их компонентами также любых технологий, при помощи которых осуществляется защита авторских прав. Такая формулировка в большей мере соответствует смыслу ст. 11 Договора ВОИС по авторскому праву.

Поскольку действия, связанные с устранением технических средств защиты или удалением информации об авторских правах, сами по себе могут не приводить к нарушению исключительного права, но в любом случае создают условия и предпосылки для нарушения авторских прав, было необходимо предусмотреть возможность применения в таких случаях адекватных мер правовой защиты.

В настоящее время в России отсутствует какой-либо государственный орган, который комплексно занимался бы вопросами авторско-правовой охраны и защиты авторских прав, хотя в определенной мере этим занимается Роспатент. Для борьбы с «пиратами» созданы такие организации, как Московское бюро Международной федерации фонографической промышленности (МФФП) и Российская ассоциация борьбы с «пиратством» аудиовизуальной продукции (РАПО), Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС). Борьба с нарушениями авторских и смежных прав приобретает особую актуальность в связи со вступлением России в ВТО.

Попытки бороться с контрафактной продукцией делаются не только на федеральном, но и на местном уровне. Так, Постановлением Правительства Москвы от 19 января 1999 г. № 33 «О введении защитного знака на видео- и аудиокассеты, компьютерные информационные носители лазерные и компакт-диски» на государственное муниципальное унитарное предприятие «Информзащита» возложена функция по присвоению защитных идентификационных знаков на указанную продукцию, а также проверка законности их выпуска.

Авторские права на музыкальные произведения, распространенные в сети интернет

Уточнение и анализ теоретических определений музыкального произведения с текстом и без текста. Разработка предложений о дополнении перечня гражданско-правовых способов защиты авторских прав на музыкальные произведения, распространенных в сети интернет.

Рубрика Государство и право
Вид автореферат
Язык русский
Дата добавления 21.03.2018
Размер файла 66,2 K
Это интересно:  Адвокат по защите авторских прав

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГБОУ ВПО Российского государственного социального университета

На правах рукописи

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Авторские права на музыкальные произведения, распространенные в сети интернет

12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Илларионов Виталий Сергеевич

Работа выполнена на кафедре гражданского права и процесса ФГБОУ ВПО Российского государственного социального университета

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Ситдикова Любовь Борисовна

доктор юридических наук, профессор Гаврилов Эдуард Петрович, профессор кафедры гражданского права НИУ «Высшая школа экономики»

кандидат юридических наук Чуковская Екатерина Эдуардовна заместитель директора ФГНИУ «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет»

Автореферат разослан 03 июня 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат юридических наук, доцент Е.В. Толстая.

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования

Музыкальные произведения, к числу которых относятся, прежде всего, песни, являющиеся наиболее ценными объектами авторских прав, составляют основной контент распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети, а также посредством иных инновационных технологий (в дальнейшем используем объединенный термин — сеть Интернет В связи с тем, что во многих законодательных актах РФ применительно к объектам, которые распространяются в информационно-телекоммуникационной сети, используется термин «в сети Интернет», а в научной литературе некоторые авторы отстаивают точку зрения о более правильной терминологии: распространение «посредством сети Интернет» или «с использованием сети Интернет», автор применяет указанные термины как синонимы. ) нематериальных результатов интеллектуальной деятельности, авторские права на которые хотя и охраняются действующим законодательством, но в условиях отсутствия эффективных механизмов контроля использования таких объектов, возникает угроза массового нарушения указанных прав соответствующих субъектов.

В этой связи логично предположить, что споры о несанкционированном доступе и «пиратском» использовании охраняемых авторским правом музыкальных произведений, распространенных в сети Интернет, должны систематически рассматриваться судами различных инстанций. Однако, на сегодняшний день количество судебных споров явно несоразмерно объему нарушенных авторских прав.

По нашему мнению, данная ситуация сложилась из-за того, что в действующем законодательстве использование любого авторского произведения в сети Интернет именуется «доведением до всеобщего сведения» (подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ), которое делает для авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднительным (п.1 ст. 1242 ГК РФ), т.е., по сути, указанные лица не могут самостоятельно реализовать свое исключительное право. Поэтому возникла система организаций по управлению правами на коллективной основе, которые помогают правообладателям при нарушении исключительного права требовать от нарушителя выплаты компенсации вместо возмещения причиненных убытков, поскольку определить величину последних весьма затруднительно Аргументацию преимуществ компенсации вреда перед возмещением убытков см.: Гаврилов К.М. Компенсация вместо возмещения убытков как способ защиты исключительных прав // патенты и лицензии. 2012. № 10 С.8-14; его же: Сроки действия исключительных гражданских прав // Дис. . . . канд. юрид. наук. М. 2011. 144с. .

Таким образом, если при первом распространении музыкального произведения в сети Интернет авторские права были нарушены, то все последующие его использования являются противозаконными и должны не только пресекаться, но и являться основанием для компенсации правообладателям наносимого материального и морального ущерба, так как «пиратские» версии распространяемых в сети Интернет музыкальных произведений не позволяют авторам надлежащим образом реализовать свои права, в частности, представить результат своего интеллектуального труда в хорошем качестве, приобрести популярность, получить признание публики и т.д. Наконец, распространение «пиратских» музыкальных произведений наносит значительный ущерб государственному бюджету в виде недостающих налоговых и таможенных платежей.

Правительство РФ и другие уполномоченные государственные органы озабочены сложившейся ситуацией и принимают конкретные меры по ее преодолению, которые пока не приносят должного результата К примеру, попытки государственной системы управлять доменными зонами RU и РФ пока безуспешны. Подробный анализ имеющихся проблем контроля деятельности участников сети Интернет представлен доктором юридических наук А.Г. Серго, см.: Серго А.Г. Доменные имена: монография. М. ФГБОУ ВПО РГАИС. 2013. 312 с. . В частности, поставлены задачи — российское гражданское законодательство должно соответствовать современному уровню развития техники, стимулировать разработку и широкое использование новых технологий при одновременном обеспечении защиты интересов правообладателей. Для случаев использования объектов авторских и смежных прав в электронной форме целесообразно предусмотреть дополнительные возможности распоряжения правами на такие объекты Пункты 2.1. и 2.3. Раздела VII Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации / Одобрена Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 октября 2009 г. // «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».2009. № 11. .

Для решения указанных задач законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и условия распространения и использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в сети Интернет, регулярно модернизируются К примеру, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I) ст. 3448, претерпел изменения и дополнения на основании Федеральных законов от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ, 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ, 6 апреля 2011 г. № 65-ФЗ 27 июля 2010 г. № 227-ФЗ. . Кроме того, предусматриваются экономические мероприятия, направленные на формирование у субъектов гражданского оборота инновационного интереса к модернизации интеллектуальных прав, а также введение налоговых преференций и льгот для частных инвесторов в софинансировании и высокорисковом вложении капитала в такие проекты См., например: Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2009 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации»/ утв. Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 мая 2010 г. № 199-СФ «О // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 мая 2010 г. № 22 ст. 2716. . Однако, получить желаемый эффект и достичь поставленной цели пока не удается.

Несомненно, такая ситуация сложилась не только из-за несовершенства действующей отечественной законодательной базы, но и отсутствия надлежаще разработанной цивилистической доктрины охраны авторских и смежных прав соответствующих субъектов, учитывающей как уже достигнутый уровень, так и перспективы развития сети Интернет, в которой распространяются охраняемые авторским правом музыкальные произведения.

Эти обстоятельства свидетельствуют об актуальности исследования гражданско-правовых аспектов осуществления и охраны авторских прав на музыкальные произведения при их распространении в сети Интернет, а также значимости сделанных выводов и внесенных предложений для цивилистической науки и практики защиты авторских прав на указанные объекты.

Научные труды, специально посвященные исследованию музыкальных произведений как объектов авторского права, в сравнении с другими объектами интеллектуальной собственности весьма немногочисленны. Так, во времена СССР авторские права на музыкальные произведения были предметом научного исследования Б.П. Юргенсона, который подготовил в 30-е годы прошлого столетия первую в истории отечественной цивилистики монографию «Авторское право на музыкальные произведения». Однако рукопись не только не была издана, но и, как пишет профессор И.А.Близнец, «не нашлось даже специалиста, который бы оценил этот труд и рекомендовал его к печати» Юргенсон Б.П. Авторское право на музыкальные произведения. М. ООО «Сам Полиграфист». 2012. Предисловие. . Далее, музыкальное произведение и его элементы исследовались Н.Л. Зильберштейном Зильберштейн Н.Л. Авторское право на музыкальные произведения. М. 1960.188с. и В.Я. Ионасом Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М. Юридическая литература. 1972. 168 с. . Они признавали не только музыкальные произведения, но и мелодию самостоятельным объектом авторского права и аргументировали вывод, что под мелодией следует понимать объективное явление, которое может быть использовано самостоятельно (вне зависимости) от других элементов музыкального произведения. Эта точка зрения не совпадала с научной позицией ведущих отечественных цивилистов того времени. К примеру, Б.С. Антимонов, М.В. Дозорцев, О.С. Иоффе, М.И. Никитин, Е.А. Флейшиц и другие известные авторы доказывали, что мелодия является таким элементом музыкального произведения, который неразрывно связан с гармонией и ритмом, и поэтому она (мелодия) не может быть самостоятельным объектом охраны. К настоящему времени эта точка зрения воспринята законодателем и уже не является предметом научных дискуссий. Поэтому исследуются иные проблемы авторских прав на музыкальные произведения. Так, Л.А. Савинцева провела сравнительный анализ авторских прав на музыкальные произведения в Российской Федерации и Великобритании. Научный интерес к данной теме она объясняет тем, что интеграция в мировое сообщество, взаимный обмен информацией во всех сферах общественных отношений выдвигают требования всестороннего изучения зарубежного законодательства в целях учета имеющегося в других странах положительного опыта. В тоже время, не усматривая особой разницы между литературным и музыкальным произведениями, она отстаивает точку зрения, что к ним в целом могут быть применены одни и те же нормы закона, т.е., изучая правой режим музыкальных произведений можно проследить общее направление и тенденции развития современного авторского права как такового Савинцева Л.А. Авторское право на музыкальные произведения в Российской Федерации и Великобритании // Дисс. . . . канд. юрид. наук. М. 2005. 200с. . Н.В. Иванов на диссертационном уровне исследовал вопросы правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности в области музыки в Российской Федерации, уделив внимание не только правовой охране музыкальных произведений как объектов авторского права, но и музыкальных исполнений, а также фонограмм с записями исполнений музыкальных произведений — объектов смежных прав. Н.В. Иванов проанализировал целесообразность правовой охраны имущественных интересов звукорежиссёров, а также высказал свое мнение о правовом регулировании деятельности по отправлению и получению электронных сообщений с прикреплёнными аудио файлами в личные почтовые ящики Иванов Н.В. Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности в области музыки в Российской Федерации // Дисс. . . . канд. юрид. наук. СПб. 2007. 192 с. .

Принимая научную ценность и практическую значимость указанных трудов, отметим — все они относятся к периоду, предшествующему вступлению в силу части четвертой ГК РФ и, соответственно, основаны на нормах уже отмененных законов. Кроме того, в них не учтены современные возможности сети Интернет при распространении таких объектов авторских прав как музыкальные произведения.

Вместе с тем, следует сказать, что О.С. Тучкова в 2011г. защитила кандидатскую диссертацию о правах авторов музыкальных произведений на радио и телевидении. По результатам своего исследования она вынесла на защиту дефиницию музыкального произведения, которое определила как результат интеллектуальной и творческой деятельности лица (лиц), зафиксированный на любых аудио- и видеоносителях и предназначенный для теле- и радиопередач, их распространения, продажи и рекламного использования Тучкова О.С. Права авторов музыкальных произведений на радио и телевидении // Дисс. . . . канд. юрид. наук. М.. 2011. 175 с. . Однако это определение нуждается в уточнении, так как, во-первых, не содержит признаков, характерных именно для музыкального произведения и, во-вторых, в нем допущено смешение материального носителя, на котором зафиксировано произведение, с результатом интеллектуального труда как объектом авторских прав. Кроме того, гражданско-правовые проблемы охраны авторских прав на музыкальные произведения, распространенные в сети Интернет, не были предметом ее исследования.

Таким образом, в настоящий момент многочисленные проблемы, связанные с осуществлением, охраной и защитой авторских прав на музыкальные произведения, распространенные в сети Интернет, не получили в современной цивилистике комплексного монографического исследования, адекватного их научной значимости и практической ценности. В то же время общие вопросы защиты авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности при их распространении в сети Интернет проанализированы в работах таких ученых как Б.В. Андреев, И.Л. Бачило, Е.А Вагонова, М.В. Волынкина, В.Н. Лопатин, И.А. Носова, А.Г. Серго, В.И. Скиба, М.А. Федотов, В.А. Шуваев и др. Вместе с тем, указанные авторы не уделили должного внимания музыкальным произведениям как объектам авторских прав, распространенным в сети Интернет и, как следствие, не выявили их специфических признаков и не исследовали возможность расширения способов защиты прав на эти произведения.

Указанные обстоятельства послужили основой для выбора данной темы диссертационного исследования, а также предопределили его структуру и содержание.

Теоретическая база диссертации — труды известных отечественных цивилистов, специалистов в области интеллектуальной собственности в целом и авторского права в частности, которые написаны с учетом ныне действующего законодательства (комментарии к ГК РФ, монографии, учебники, научные статьи, тезисы докладов и т.д.) таких ученых, как Т.Е.Абова, В.К.Андреев, И.А.Близнец, М.И.Брагинский, В.В.Витрянский, Э.П.Гаврилов, С.П.Гришаев, В.А.Дозорцев, В.И.Еременко, И.В.Дойников, И.А.Зенин, В.О.Калятин, П.В.Крашенинников, М.Н.Кузнецов, К.Б.Леонтьев, А.Л.Маковский, В.С.Мельников, И.А.Михайлова, И.С.Мухамедшин, Б.В.Наумов, В.В.Орлова, В.П.Павлов, Е.А.Павлова, А.П.Печников, И.В.Понкин, А.П.Сергеев, Л.С.Симкин, В.Н.Синельникова, Л.Б.Ситдикова, Е.А.Суханов, Л.А.Трахтенгерц, Е.А.Флейшиц, Е.Э.Чуковская, А.Е.Шерстобитов и другие.

Цель исследования на основе комплексного сравнительного анализа источников права, результатов научных изысканий отечественных и зарубежных ученых, а также имеющейся эмпирической базы обосновать теоретические положения об особенностях осуществления авторских прав на музыкальные произведения, распространенные в сети Интернет, а также разработать практические предложения, направленные на совершенствование норм гражданского законодательства, регламентирующего исследуемые отношения.

Указанная цель обусловила постановку следующих исследовательских задач:

уточнить теоретические определения музыкального произведения с текстом и без текста, в которых представить не только специфические признаки данного результата интеллектуальной деятельности, но и тех музыкальных произведений, которые распространены в сети Интернет, а также показать их значимость с точки зрения охраны авторских прав;

аргументировать авторскую позицию о том, что мелодия с точки зрения авторского права имеет двойственную природу, с одной стороны, она представляет собой объективно выраженный неохраняемый элемент содержания музыкального произведения; с другой стороны, мелодия, являясь частью музыкального произведения, может быть самостоятельным объектом авторского права;

проанализировать содержание и особенности использования авторских прав на музыкальные произведения, распространенные в сети Интернет;

выявить особенности и пробелы нормативной базы регулирования авторских прав на музыкальные произведения, распространенные в сети Интернет;

разработать и внести предложения о дополнении перечня гражданско-правовых способов защиты авторских прав на музыкальные произведения, распространенные в сети Интернет

Объект исследования гражданско-правовые отношения, возникающие при осуществлении авторских прав на музыкальные произведения, распространенные в сети Интернет, а также гражданско-правовое регулирование таких отношений.

Предмет исследования научные труды российских и зарубежных ученых, посвященные юридическому анализу авторских прав на музыкальные произведения и проблемам охраны названных прав на музыкальные произведения, распространенные в сети Интернет; нормы гражданского права, регламентирующие указанные отношения, а также их эмпирическая база.

Методологическая основа исследования система общенаучных и частнонаучных методов познания, среди которых можно выделить диалектико-материалистический метод, позволивший проанализировать гражданско-правовые аспекты осуществления авторских прав на музыкальные произведения, распространенные в сети Интернет, и историко-правовой метод, применение которого помогло определить эволюцию авторских прав на музыкальные произведения, проанализировать генезис формирования концепции защиты авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности при их распространении в сети Интернет, а также выявить закономерности правового регулирования отдельных способов защиты авторских прав. Системно-структурный метод позволил установить специфику способов защиты авторских прав на музыкальные произведения и объективно существующую взаимосвязь между этими и другими объектами авторского права при их распространении в сети Интернет. Сравнительно-правовой метод использовался в работе при сопоставлении различных гражданско-правовых норм, регулирующих исследуемые отношения, а также при изучении зарубежного опыта в сфере защиты авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности, распространенные в сети Интернет, в целях определения его возможной рецепции в России. В работе использованы и иные общенаучные и частно-научные методы, к примеру: аналогия и абстрагирование, индукция и дедукция, моделирование и конкретизация, синтез и др.

Это интересно:  Защита прав авторов и обладателей смежных прав

Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики по спорам о способах защиты авторских прав на музыкальные произведения, распространенные в сети Интернет за период с 2008 по 2013 гг.; опубликованная правоприменительная практика; статьи в периодических изданиях, материалы семинаров и конференций, размещенные в сети Интернет, касающиеся темы исследования.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что в нем сформулированы оригинальные определения музыкального произведения с текстом и без текста как самостоятельных объектов авторского права с указанием их специфических особенностей; выявлен дополнительный признак музыкального произведения, распространенного в сети Интернет; уточнено содержание термина «использование музыкального произведения»; внесено предложение о создании Реестра недобросовестных пользователей сети Интернет; определена юридическая значимость такого реестра для целей охраны авторских прав на музыкальные произведения; выявлена двойственная природа мелодии как неохраняемого элемента содержания музыкального произведения и как самостоятельного объекта авторских прав; предложен дополнительный способ охраны авторских прав на музыкальные произведения, основанный на использовании PIN-кода; аргументировано мнение об особенностях публичного исполнения музыкального произведения как формы его объективного выражения. В работе имеются и другие выводы и предложения, которые могут использованы в дальнейшем исследовании данной проблематики и могут быть учтены в законотворческом процессе.

Наиболее существенные результаты проведенного исследования сформулированы в виде положений, выносимых на защиту:

1. Использование музыкальных произведений в сети Интернет является новым подвидом (разновидностью) публичного исполнения и механического В данном случае термин «механическое» используется в широком смысле слова, под которым следует понимать воспроизведение музыкального произведения на материальных носителях (пластинки, пленки, диски). воспроизведения музыкальных произведений. Следовательно, для построения правовой охраны использования таких произведений в сети Интернет, необходимо учитывать и применять некоторые общие принципы и процедуры, сложившиеся и применяемые при публичном и механическом исполнении музыкальных произведений. К примеру, РАО должно собирать вознаграждения за использование музыкальных произведений не только в сферах, обозначенных ст. 1244 ГК РФ, но и распространенных в сети Интернет.

2. В целях усиления охраны авторских прав на музыкальные произведения следует расширить полномочия организаций по управлению правами на коллективной основе, в частности, предоставить авторам возможность передавать таким организациям более широкий круг имущественных прав, к примеру, права на переработку произведения. Реализация этого предложения возможна путем установления в п.1 ст. 1244 ГК РФ открытого перечня сфер коллективного управления или посредством передачи соответствующих прав в доверительное управление.

3. Музыкальное произведение без текста — объективно выраженный результат интеллектуальной (творческой) деятельности, основанный на использовании различных по высоте звуков и метроритмических Под метроритмическим соотношением понимается рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени (греч. metron — мера) и соотношения длительностей звуков (греч. rytmos — ритм). С учетом изложенных признаков можно утверждать, что звуки природы (дождя, ветра, моря, птиц и т.п.) не могут квалифицироваться как музыкальные произведения, т.к., во-первых, они не являются результатом творческой деятельности человека, во-вторых, в них отсутствуют метроритмические соотношения и взаимосвязи. Сочетание указанных охраняемых элементов формы и неохраняемых элементов содержания, позволяют каждому человеку, на слуховое восприятие которого они воздействуют, создать оригинальную (только ему присущую) совокупность идей и образов. соотношений и взаимосвязей, доступных при их исполнении для слухового восприятия человека и позволяющих ему создать оригинальную совокупность идей и образов, отражающих реальные или возможные явления объективного мира (сюжет произведения).

Музыкальные произведения, распространенные в сети Интернет, должны иметь способность воссоздания (создание копии) произведения идентичного оригиналу, поскольку только это свойство позволяет объективно выразить результат интеллектуальной (творческой) деятельности именно в сети Интернет.

Предлагаемая дефиниция позволяет выделить в составе музыкальных произведений, распространенных в сети Интернет, специфические элементы формы (нотная запись или запись исполнения звуковых и магнитных волн), поскольку в соответствии с действующим законодательством (п.3 ст. 1259 ГК РФ), авторское право охраняет только элементы формы любого произведения, в том числе и музыкального, а на элементы содержания (различные по высоте звуки и метроритмические соотношения и взаимосвязи) произведения не распространяется.

В то же время неохраняемые элементы содержания музыкального произведения также имеют правовую значимость: произведение только тогда признается музыкальным, когда оно содержит звуковысотный диапазон, то есть высокие и низкие звуки, которые присущи любому инструменту, включая барабанную установку, или голосу человека, а также метроритмические соотношения.

4. Музыкальное произведение с текстом, распространенное в сети Интернет, — результат интеллектуальной (творческой) деятельности, объективно выраженный оригинальный и обладающий свойством воспроизводимости, сочетающий в себе текст с различными по высоте звуками и метроритмическими соотношениями и взаимосвязями, которые доступны при их исполнении для слухового восприятия человека и позволяют ему воспринять авторский сюжет В тех случаях, когда музыкальное произведение с текстом создано интеллектуальным трудом двух и более лиц, творческая деятельность которых не была совместной, его следует признать составным произведением (ст. 1260 ГК РФ). .

5. Мелодия — как правовая категория имеет двойственную природу, с одной стороны, это объективно выраженный, одноголосный, не охраняемый элемент содержания музыкального произведения, основанный на использовании ладотональных Ладотональность — термин введен Б. Яворским (музыкальный теоретик, педагог, пианист, композитор и общественный деятель, доктор искусствоведения) — высотное положение лада, связанное с расположением тоники (основной или главный тон лада) , различных по высоте звуков и метроритмических соотношений и взаимосвязей, образующих при их исполнении оригинальную гармоничную совокупность идей и образов, которые доступные при их исполнении для слухового восприятия человека и позволяют ему создать сюжет произведения. С другой стороны, мелодия, являясь частью музыкального произведения, может быть самостоятельным объектом авторского права, что полностью соответствует п. 7 ст. 1259 ГК РФ.

6. Объективной формой выражения музыкального произведения, распространенного в сети Интернет, являются записи исполнения, которые следует квалифицировать как самостоятельные объекты охраны не только авторских, но и смежных прав, а также нотные записи в электронных форматах, делающие такие записи доступными для использования в сети Интернет (скачивание, просмотр, пересылка, обмен и т.п.).

Запись исполнений музыкальных произведений в сети Интернет следует признать объективной формой выражения музыкального произведения, которая не совпадает с материальным носителем. В то же время музыкальное произведение, представленное в виде нотной записи на бумажном носителе, имеет такую форму объективного выражения, которая совпадает с его материальным носителем — лист бумаги.

7. В легальном понятии «использование произведения» (ст. 1270 ГК РФ) не учтены особенности использования музыкальных произведений в сети Интернет, которые проявляются в том, что применительно к этим объектам собирательное понятие «использование произведения» дополнительно к указанным в ГК РФ правомочиям, включает в себя «размещение произведения» — т.е. предоставление возможности прослушивания и просмотра произведения без его воспроизведения.

Официальное установление предлагаемого понятия поможет правообладателю дифференцировать оплату за использование музыкального произведения посредством сети Интернет. Скажем, в целях рекламы музыкального произведения доступ к его размещению в сети Интернет можно сделать открытым, а за право воспроизведения и распространения, т.е. копирования в том числе в коммерческих целях, будет устанавливаться соответствующая плата.

8. В целях усиления охраны авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности, распространенные в сети Интернет, предлагается дополнить перечень гражданско-правовых способов защиты правом автора или его преемника требовать внесения в Реестр недобросовестных пользователей информационно-телекоммуникационной сети, допустивших недобросовестное использование результата интеллектуальной деятельности и причинивших материальный и/или моральный вред правообладателю. В рамках настоящей работы выносится предложение о создании указанного Реестра, в первую очередь как информационного ресурса, используя который, заинтересованное лицо могло бы проверить добросовестность своих партнеров. Однако представляется разумным, что внесенные в Реестр лица должны нести административную или уголовную ответственность, поэтому можно рекомендовать специалистам этих отраслей права разработать соответствующие меры воздействия. Кроме того, нахождение лица в таком Реестре должно иметь временные рамки, определяемые тяжестью совершенного им правонарушения.

Ведение предлагаемого Реестра целесообразно предусмотреть как вид самостоятельной деятельности организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, имеющих, в соответствии с ныне действующим законодательством, государственную аккредитацию. Сведения, содержащиеся в Реестре, должны быть доступны для ознакомления на специальном сайте без взимания платы.

Перечень сведений, включаемых в Реестр недобросовестных пользователей информационно-телекоммуникационной сети, основания и способы направления авторами или иными правообладателями информации об указанных лицах, а также порядок ведения такого Реестра должны утверждаться высшим органом управления организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами.

Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения Реестра недобросовестных пользователей информационно-телекоммуникационной сети должны соответствовать по аналогии нормам Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. № 7 ст. 776 (с изм. Федеральным законом от 11 июля 2011 г. № 200-ФЗ). .

По нашему мнению, юридическое закрепление предложенный Реестр должен получить в Федеральном законе № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который следует дополнить статьей 15.2 «Реестр недобросовестных пользователей информационно-телекоммуникационной сети Интернет».

9. Юридическая значимость создания и ведения Реестра недобросовестных пользователей информационно-телекоммуникационной сети как самостоятельного способа защиты авторских прав проявится в том, что будет стимулировать каждого участника сети Интернет к добросовестному поведению и принятию экстренных мер, в том числе финансовых, по урегулированию конфликта с автором или его преемником, что, несомненно, ускорит компенсацию правообладателям причиненного материального и/или морального вреда Аргументируя целесообразность замены возмещения причиненных убытков компенсацией, автор поддерживает точку зрения К.М. Гаврилова о том, что в данном случае существенное значение приобретает усмотрение суда. .

1. С целью усиления степени защиты авторских прав на музыкальные произведения, распространенные в сети Интернет, предлагается применять такой способ как размещение звукового файла в лицензированном ресурсе (формате), имеющем существенное условие — при первом запуске файла запрашивается уникальный PIN-код, который должен быть куплен вместе с файлом музыкального произведения. Цена PIN-кода может варьироваться в зависимости от способа использования музыкального произведения (только прослушивание или право на воспроизведение и копирование для личных нужд).

Это предложение может послужить основой для дополнения статьи 1299 ГК РФ пунктом 4. Кроме того, для усиления способов защиты авторских прав, а так же придания этому положению юридической силы, его следует внести в качестве дополнения в статью 16 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» — Защита информации

Предложения по совершенствованию отдельных норм ГК РФ

В соответствии с представленными теоретическими выводами, предлагается ряд дополнений и изменений отдельных положений действующего законодательства об авторском праве:

1. Дополнить пункт 2 статьи 1270 ГК РФ подпунктом 12 следующего содержания:

«12) размещение произведения, то есть предоставление возможности прослушивания и просмотра произведения без его воспроизведения».

2. Дополнить пункт 2 статьи 1270 ГК РФ подпунктом 13 следующего содержания:

«13) коммерческое использование произведения, то есть размещение произведения, воспроизведение и распространение с целью извлечения прибыли».

3. Дополнить статью 1244 пунктом 5.1 следующего содержания:

«5.1. Организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), обязана вести Реестр недобросовестных пользователей информационно-телекоммуникационной сети, допустивших нарушение авторских или смежных прав на результат интеллектуальной деятельности и причинивших материальный и/или моральный вред правообладателю.

Перечень сведений, включаемых в Реестр недобросовестных пользователей информационно-телекоммуникационной сети, основания и способы направления авторами или правообладателями информации об указанных лицах, а также порядок ведения такого Реестра утверждаются высшим органом управления организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, в соответствии с действующим законодательством».

4. Дополнить пункт 1 статьи 1252 подпунктом 6 следующего содержания:

«6) требовать внесения сведений о лице, неправомерно использовавшем результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, в Реестр недобросовестных пользователей информационно-телекоммуникационной сети».

5. Предлагается дополнить главу 70 ГК РФ статьей 1263.1 Автор полагает, что статья о понятии музыкального произведения и его видах должна находиться непосредственно перед статьей об аудиовизуальном произведении (ст. 1263 ГК РФ), поскольку музыкальное произведение может быть составным элементом указанного произведения. Однако, в связи с тем, что статья 1262 ГК посвящена регистрации программ для ЭВМ и баз данных, не логично статье о музыкальном произведении присваивать номер: 1262.1. следующего содержания:

«1263.1. Музыкальное произведение с текстом или без текста

1. Музыкальное произведение без текста — объективно выраженный результат интеллектуальной (творческой) деятельности, основанный на использовании различных по высоте звуков и метроритмических соотношений и взаимосвязей, доступных при их исполнении для слухового восприятия человека и позволяющих ему создать оригинальную совокупность идей и образов, отражающих реальные или возможные явления объективного мира (сюжет произведения).

2. Музыкальное произведение с текстом — объективно выраженный оригинальный результат интеллектуальной (творческой) деятельности, сочетающий в себе текст с различными по высоте звуками и метроритмическими соотношениями и взаимосвязями, которые доступны при их исполнении для слухового восприятия человека и позволяют ему воспринять авторский сюжет.

Музыкальные произведения с текстом или без текста, распространенные в сети Интернет, должны иметь способность воссоздания (создание копии) произведения идентичного оригиналу.

3. Мелодия — объективно выраженный, одноголосный, не охраняемый элемент содержания музыкального произведения, основанный на использовании ладотональных, различных по высоте звуков и метроритмических соотношений и взаимосвязей, образующих при их исполнении оригинальную гармоничную совокупность идей и образов, которые доступны при их исполнении для слухового восприятия человека позволяют ему создать реальные или возможные явления объективного мира.

Мелодия, являясь частью музыкального произведения, может быть самостоятельным объектом авторского права (п. 7 ст. 1259 ГК РФ).

4. Авторами музыкального произведения являются:

1) автор основного объективно выраженного результата интеллектуальной (творческой) деятельности, положенного в основу музыкального произведения;

2) автор аранжировок, созданных специально для этого музыкального произведения.

3) автор текста к музыкальному произведению, при условии, если такой текст был создан специально для этого музыкального произведения. В случае, если в процессе создания музыкального произведения с текстом, было адаптировано уже созданное литературное произведение, оно охраняется как литературное произведение.

5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в музыкальное произведение с текстом или без текста, сохраняет исключительное право на свое произведение, кроме случаев, когда это исключительное право было передано другим лицам по основаниям, предусмотренным законом».

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что полученные автором результаты могут быть использованы в ходе дальнейших цивилистических исследований авторских прав на музыкальные произведения, в целом, и распространенные в сети Интернет, в частности; выводы и предложения, сформулированные в работе, могут применяться при совершенствовании программ курсов «Гражданское право», на их основе целесообразно разработать спецкурс и учебно-методические материалы к нему.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования содержащихся в работе выводов и предложений в законотворческом процессе применительно к такому объекту авторских прав как музыкальные произведения; результаты работы могут быть приняты во внимание государственными органами власти и местного самоуправления при совершенствовании порядка и условий заключения лицензионных договоров на использование музыкальных произведений в местах общественного досуга населения.

Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования, основанные на них выводы, положения и рекомендации нашли отражение в опубликованных автором 9 (девяти) работах. Теоретические выводы и практические предложения по совершенствованию правового регулирования доложены, обсуждены и получили поддержку на III Международной заочной научно-практической конференции «Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире» в 2011 г.; учтены ЗАО «Издательский Дом Мещерякова» при подготовке типовой формы лицензионного договора, а также используются для аргументации позиции в судебных спорах о защите авторских прав на произведения, распространенные в сети Интернет. Кроме того, результаты исследования использованы кафедрой Гражданского права и процесса Российского государственного социального университета при подготовке курса лекций по дисциплине «Авторское право».

Основное содержание работы

1. Характеристика музыкальных произведений как объектов авторских прав

Глава состоит из трех параграфов, в которых определяется понятийный аппарат исследования, выявляются охраняемые законом и неохраняемые признаки музыкального произведения с текстом или без текста, на их основе формулируются определения, уделяется внимание мелодии как элементу содержания музыкального произведения.

1.1 Понятие музыкального произведения как объекта авторского права и вида произведения как результата интеллектуальной (творческой) деятельности

Представлен краткий генезис авторских прав, в частности указывается, что первые документы советской власти в области охраны произведений лишили выдающихся авторов того времени многих прав на результаты их творческой деятельности. На основе проведенного анализа имеющихся научных воззрений на произведение как объект авторских прав, формулируется его определение: под произведением как объектом авторских прав следует понимать объективно выраженный результат интеллектуальной (творческой) деятельности, который обладает признаками оригинальности. Затем исследуются признаки музыкального произведения, определяются его виды, формулируются дефиниции, а также уделяется внимание элементам (охраняемым и неохраняемым) музыкального произведения. На основе авторского определения произведения выявляются специфические признаки музыкального произведения, являющегося одним из объектов авторских прав, а затем формулируются дефиниции музыкального произведения с текстом или без текста.

Особое внимание уделено мелодии, которая, как полагал Б.П.Юргенсон, является существенным элементом музыкального произведения, обладает определенной самостоятельностью и может быть объектом авторских прав Юргенсон Б.П. Авторское право на музыкальные произведения. М. ООО «Сам Полиграфист». 2012. С. 37 и след. . С нашей точки зрения, этот перечень признаков мелодии нуждается в дополнении, а именно: следует указать, что мелодия — значимая, основополагающая часть музыкального произведения, являющаяся его основой, самым узнаваемым его элементом. Следовательно, мелодия, являясь частью музыкального произведения, может быть самостоятельным объектом авторского права, что полностью соответствует п. 7 ст. 1259 ГК РФ. Однако существует немало музыкальных произведений, в первую очередь это произведения, основанные на электронных инструментах и низких, басовых звуках, которые невозможно исполнить иным образом, чем они были написаны, в том числе невозможно напеть. С учетом изложенного делается вывод: существуют музыкальные произведения, в которых мелодия в ее традиционном понимании отсутствует.

1.2 Использование музыкального произведения как объекта авторского права

Исследованы правомочия автора по использованию, поскольку цель создания любого произведения, в том числе музыкального, помимо прочего состоит и в его использовании, т.е. извлечении из объекта какой-либо пользы (материальной или интеллектуальной).

Анализ возможных способов использования музыкальных произведений показал их многообразие, которое можно классифицировать по нескольким признакам, к примеру, с экономической точки зрения использование может быть личным или коммерческим; в зависимости от вида применяемых технических средств выделяют аудио- или видеозапись, которые потребитель может использовать непосредственно или разместить соответствующий файл в сети Интернет.

При этом необходимо учесть, что уровень развития научно-технического прогресса уже сейчас позволяет использовать музыкальные произведения в формате инновационных технологий и этот процесс активно развивается, т.е. предусмотреть все способы использования музыкальных произведений с технической точки зрения не представляется возможным. Именно поэтому законодатель, определяя способы использования произведений, формулирует общие юридические понятия, которые в зависимости от цели создания произведения и имеющихся средств, помогут правообладателю и иным субъектам гражданского оборота выбрать необходимый им способ использования соответствующего объекта авторских прав. гражданский правовой интернет музыкальный

Продолжая анализ способов использования музыкального произведения, отметим, что с точки зрения возникновения авторского права не имеет значения, было ли исполнение «живым голосом» или посредством записи (аудио-, видео-), а также трансляции по TV, радио или размещения в сети Интернет, поскольку каждый способ обнародования являет собой одну из форм объективного выражения музыкального произведения, делающей произведение доступным для восприятия не только автором, но и другими лицами (ст. 1256 ГК РФ) и являющейся основанием возникновения авторских прав.

Подпункт 9) п.2 ст. 1270 ГК РФ упоминает такой способ использования произведения как аранжировка (от фр. аrranger — приводить в порядок, устраивать), который является одним из видов переработки произведения. Оценивая правовую значимость указанной нормы, Э.П.Гаврилов исходит из того, что переработка произведения является творческим процессом, поэтому норма, содержащаяся в подп. 9) п. 2 статьи 1270 ГК РФ, по сути, запрещает создавать перевод или инсценировку без согласия владельца исключительного права на оригинал или первоначальное произведение, ограничивает свободу творчества, т.е. является антиконституционной. Она противоречит ч. 1 ст. 44 Конституции РФ. По мнению Э.П. Гаврилова именно так должна толковаться эта норма судебными органами Гаврилов Э.П., Городов О.А., Гришаев С.П. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть четвертая. «Проспект». 2009 [электрон. ресурс] // СПС ГАРАНТ. .

Не оспаривая мнение мэтра отечественной цивилистики, полагаем необходимым отметить, что для признания аранжировки произведения самостоятельным объектом авторского права, производным произведением, она (аранжировка) должна быть объективно выражена, а также обладать оригинальностью, содержать элемент творчества. По итогам проведенного исследования сформулировано авторское определение: Аранжировка — один из способов использования музыкального произведения посредством переработки только музыкальной составляющей такого произведения, в результате которой может быть создано объективно выраженное производное музыкальное произведение, сохраняющее в себе некоторые различные по высоте звуки и метроритмические соотношения и взаимосвязи переработанного оригинального музыкального произведения, которые при их исполнении позволяют человеку воспринять новые элементы сюжета оригинального произведения.

1.3 Авторы и иные обладатели прав на музыкальные произведения с текстом или без текста

Посвящен особенностям осуществления авторских прав на музыкальные произведения, распространенных в сети Интернет; анализируются правомочия авторов произведений, их наследников, иных правопреемников, а также организаций по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе. К примеру, указывается, что к субъектам авторского права следует отнести и организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами. Согласно ст. 1242 ГК РФ обладатели авторских и смежных прав могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе.

Организации по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе создаются обладателями авторских и смежных прав в целях обеспечения их исключительных прав в случаях, когда их осуществление в индивидуальном порядке затруднено (получение вознаграждения за публичное исполнение произведения, заключение лицензионных договоров и т. п.). Они осуществляют управление правами на основании договоров о передаче полномочий по управлению правами, заключенных с правообладателями в письменной форме. Организации, получившие государственную аккредитацию (аккредитованные организации), вправе осуществлять управление правами и для тех правообладателей, с которыми соответствующие договоры не заключены, при этом правообладатель может в любой момент отказаться от управления его правами такой организацией.

Защита прав авторов на музыкальные произведения (стр. 1 из 2)

НОУ «КАМСКИЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И ИНЖЕНЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Кафедра общетехнических дисциплин

по дисциплине «Авторское право и защита интеллектуальной собственности»

Тема: Защита прав авторов на музыкальные произведения

1. Авторские права на музыкальные произведения

2. Гражданский кодекс РФ – часть 4

1. АВТОРСКИЕ ПРАВА НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Первый российский закон об авторском праве был принят в 20-е годы девятнадцатого столетия. В середине прошлого века впервые в европейской истории указом Николая I срок охраны авторского права был увеличен до 50 лет после смерти автора. Одним из поводов для появления этого указа было ходатайство вдовы А.С.Пушкина о соответствующем увеличении этого срока. Последний закон об авторском праве в Российской империи был принят в 1911 г. По уровню охраны Закон 1911 г. вполне соответствовал нормам Бернской конвенции, а в ряде случаев даже опережал опыт других европейских стран.

После 1917 г. в советском авторском праве важное место занимала норма о возможности принудительного выкупа авторского права государством. Авторы по сути были лишены многих важных прав, таких, как право разрешать публичное исполнение выпущенного в свет произведения, его показ по телевидению или в кино, трансляцию по радио.

Музыкальное произведение для признания его объектом авторского права должно отвечать общим требованиям, предъявляемым ко всем таким объектам. В соответствии со ст. 96 Основ гражданского законодательства объект авторского права должен быть результатом творчества и получить выражение в такой форме, которая создает возможность воспроизведения произведения. Но наряду с указанными общими требованиями в других нормативных актах по авторскому праву находят отражение особенности отдельных видов произведений, в том числе и музыкальных.

Авторские права на музыкальные произведения охраняются законом. В законе подробно описываются все ситуации, предусматривающие защиту прав авторов различных произведений, а также приводится перечень их преимуществ. Закон гласит, что автор имеет право на свои произведения, независимо от того, в какой форме они выражены. Это может быть устная либо письменная форма, причем если речь идет о музыкальных объектах авторского права, то сюда включаются произведения вместе с текстами, а также и без них.

Если говорить о том, каким способом можно использовать авторское право на музыкальные произведения, то нужно обратиться к Гражданскому кодексу, который предусматривает такие формы использования: публикация, воспроизведение, переработка, аранжировка, включение в состав музыкальных сборников, публичное исполнение, продажа на любом носителе, сдача в аренду, импорт экземпляров и их переработок.

В случае издания музыкального произведения в форме нотной записи, а также распространения опубликованных экземпляров, законодательство требует составления письменного договора между издателем и человеком, имеющим авторское право на музыкальные произведения. Авторский договор должен содержать перечень прав, которые передаются издательскому предприятию, а именно: сроки выполнения условий договора, тираж издания, условия оплаты, территория распространения печатной продукции. Авторский договор также заключается в случаях публичного исполнения музыкального произведения. Это может быть договор между исполнителем и автором (речь идет об индивидуальном выступлении), между исполнителем, организатором концерта и автором (в случае выступления со сцены с концертной программой) либо между композитором и театром (если музыкальное произведение используется в театральных постановках).

Также законом разрешается свободное использование объектов авторского права, но при условии указания имени композитора (кроме случаев исполнения во время религиозных и официальных церемоний). Чтобы защитить авторские права на музыкальные произведения, обязательным является составление договора для записи произведения на фонограмму. В данной ситуации заключается договор между изготовителем фонограммы и композитором. Если авторские права на запись произведения принадлежат издателю, то договор заключается, соответственно, между производителем фонограммы и издателем.

Следует отметить, что при заключении данного договора, изготовитель фонограммы также обязан составить договор и с исполнителем данного музыкального произведения, который, в свою очередь, получит права на исполнение. Если возникают ситуации, в которых нарушаются авторские права на музыкальные произведения, такие действия считаются противоправными и преследуются законом. Изложенные выше требования касаются также производителей аудиовизуальных произведений. Закон обязывает их заключать авторские договора с композиторами либо с людьми, обладающими правами на использование музыкальных произведений.

2. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ – ЧАСТЬ 4

Статья 1255. Авторские права

1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

2. Автору произведения принадлежат следующие права:

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Статья 1256. Действие исключительного права на произведения науки, литературы и искусства на территории Российской Федерации

1. Исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется:

1) на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;

2) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);

3) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) — гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

2. Произведение также считается впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации, если в течение тридцати дней после даты первого опубликования за пределами территории Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации.

3. При предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав.

4. Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Кодексом срока действия исключительного права на них.

При предоставлении охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия исключительного права на эти произведения на территории Российской Федерации не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения.

Статья 1257. Автор произведения

Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

Статья 1258. Соавторство

1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

2. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.

4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, revolution.allbest.ru, mirznanii.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector