Уголовно правовая защита авторских прав

Дата размещения статьи: 09.01.2015

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Административно — правовая и уголовно-правовая защита авторских и смежных прав

авторские и смежные права.docx

  1. Понятие авторских и смежных прав
  1. Защита авторских и смежных прав
  1. Авторство и Интернет
  1. Административно — правовая и уголовно-правовая защита авторских и смежных прав

Список использованной литературы

Современная жизнь состоит из задач. Их решения должны быть не только правильными, но и оригинальными, иначе нельзя было бы говорить о постоянном процессе развития человечества. Поэтому не последнее место в нашей жизни занимает творчество. Одним из важных условий развития литературы, науки и искусства является признание за создателями творческих произведений и лицами, которые правомерно их используют, определённых гражданских прав, а также обеспечение их надёжной правовой защитой. .В этой работе речь пойдёт об авторских и смежных с ними правах.

Однако сегодня авторские и смежные права часто нарушатся и нуждаются в усиленной защите. Поэтому цель данной работы – рассмотреть главные особенности авторских и смежных прав, а также изучить конкретные способы их защиты.

Для детального рассмотрения данной темы необходимо выполнить ряд задач.

Изучение проблемы защиты интеллектуальной собственности, в частности авторских и смежных с ними прав, начинается с определения понятия и перечисления авторских и смежных прав в соответствии с законодательством РФ. В этой же главе даётся краткая характеристика этих прав.

Вторая глава посвящена защите авторских и смежных прав в целом и в частности. Сначала рассматривается понятие защиты и её общая характеристика. Детального рассмотрения требуют способы защиты интеллектуальной собственности, особенно гражданско–правовые, так как имеют самое прямое отношение к изучаемому предмету, а их рассмотрение является собственно целью курсовой работы. Кроме того в этой же главе обозначены наиболее значимые моменты, касающиеся авторского договора как немаловажного способа обеспечения защиты авторского права. И в заключение главы в общих чертах говорится об управлении имущественными правами, в частности авторскими или смежными, на коллективной основе, значение которого в последнее время неумолимо растёт.

В третьей главе говорится о самом распространённом нарушении авторских прав – о контрафакте, а также об острой проблеме пиратства, которая чрезвычайно «популярна» на сегодняшний день.

Третья глава посвящена весьма важной проблеме авторства в сети Интернет. Необходимость включения данного вопроса в курсовую работу обусловлена его несомненной актуальностью в современном мире, где любая интеллектуальная собственность, попавшая в Интернет, практически всегда становится достоянием общественности и авторство в данном случае доказать крайне сложно.

Наконец в последней главе в общих чертах обрисованы административно-правовые и уголовно-правовые способы защиты интеллектуальной собственности. Этим способам посвящена именно последняя глава, так как они не имеют непосредственного отношения к гражданскому праву, однако также, как и гражданско-правовые – являются способами защиты авторских и смежных прав.

Таким образом, в данную курсовую работу включены основные вопросы, касающиеся авторских и смежных прав и их защиты. И тем не менее нельзя в достаточной мере освятить все особенности такой защиты, так как для этой цели недостаточно объёма курсовой. Такая тема требует более основательного и подробного изучения, поскольку является актуальной и важной на сегодняшний день.

1. Понятие авторских и смежных прав

Авторские права – это интеллектуальные права на произведение науки, литературы и искусства.

Под авторским правом понимаются права, возникающие у автора, а в некоторых случаях и у других лиц (соавторов), при создании им произведения. Впервые положения об авторском праве в России получили своё отражение в Цензурном уставе 1828 г. В главе «О сочинителях и издателях», а в 1877 нормы об авторском праве были предусмотрены в части первой Свода законов Российской империи. Первый социальный закон в сфере авторского права был принят 20 марта 1911 г. И назывался «Положение об авторском праве» . Этот закон как по содержанию, так и по форме был на голову выше актов западноевропейских государств, что говорит о высоком профессиональном уровне российских цивилистов того времени. 11 июня 1964 г. Был разработан и принят Гражданский кодекс РСФСР, в который были включены всего лишь отдельные разделы об авторском праве, положения которых предусматривали 15-летний срок действия авторского права после смерти автора. 27 мая 1973 г. СССР стал членом Всемирной конвенции об авторском праве. 3 августа 1993 г. Он был признан недействующим. Именно с этого числа вступил в законную силу ФЗ «Об авторском праве и смежных правах», который действует в настоящее время. 1

В настоящее время, в соответствии со статьёй 1255 Гражданского кодекса, к авторским правам относятся:

  1. исключительное право на произведение – право на результат интеллектуальной деятельности;
  2. право авторства – право признаваться автором произведения;
  3. право автора на имя – право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под псевдонимом или анонимно.
  4. право на неприкосновенность произведения – недопустимость внесения изменений в произведение без согласия автора;
  5. право на обнародование произведения – право сделать произведение доступным для всеобщего сведения путём опубликования, публичного показа, исполнения и т.д.

В некоторых случаях, также предусмотренных Кодексом, к авторским правам ещё относятся право на вознаграждение, на отзыв, право следования, доступа к произведениям изобразительного искусства. Автором результата интеллектуальной деятельности признаётся гражданин, творческим трудом которого был создан этот результат. Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внёсшие личного творческого вклада создание такого результата, в том числе оказавшие его автору техническое, консультативное, организационное или материальное содействие или помощь, либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением таких работ. Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен. Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух или более граждан (соавторство), принадлежит соавторам совместно. Авторские права – это имущественные и личные неимущественные права.

Это интересно:  Особенности защиты авторских прав в сети интернет

Смежные права – это права на результаты исполнительской деятельности. Смежные права не носят самостоятельного и независимого характера, поскольку в большинстве случаев они неотделимы от процесса создания и использования первоначального авторского произведения либо объекта смежных прав. Вместе с тем они могут существовать независимо от авторских прав, например, когда автор неизвестен или произведение вообще не охраняется авторским правом. Также возможен и пограничный случай, то есть когда исполнитель делает акцент на определённых сторонах авторского произведения, проигнорированных самим автором, придавая ему дополнительную ценность. Что же касается смежных прав производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания, то здесь безусловным критерием выделения их в отдельные виды смежных прав, по мнению большинства учёных-цивилистов, является технический, вспомогательный, посреднический характер деятельности указанных субъектов по доведению произведений до широкой публики. 2 То есть, если авторская деятельность – это творческая деятельность, то смежные права имеют исполнители и распространители.

К смежным правам относятся:

  1. право на исполнение – исключительное право на исполнение, право признаваться автором исполнения, право на указание своего имени на экземплярах фонограммы, право на неприкосновенность исполнения, т.е. защиту исполнения от всякого искажения;
  2. право на фонограмму – исключительное право изготовителя на фонограмму, право на указание своего имени на экземплярах, право на защиту фонограммы от искажения при её использовании, право на обнародование фонограммы;
  3. право организаций эфирного и кабельного вещания – право использовать сообщение в эфир любыми не противоречащими закону способами;
  4. право изготовителя базы данных – право извлекать из базы данных материалы и использовать их в любой форме и любыми способами, п также право на указание своего имени на экземплярах.
  5. право публикатора на произведение науки , литературы и искусства – исключительное право на обнародование, право на указание своего имени на экземплярах.

Исполнителям в отношении их исполнений или постановок принадлежат исключительные смежные права: ичные неимущественные — право на имя, право на защиту исполнения или постановки;имущвенные — право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки Обладатель смежных прав вправе использовать результат своей деятельности по своему усмотрению любым законным способом. Он может разрешить или запретить другим использование такого результата, однако отсутствие запрета не считается согласием. Смежные права возникают в силу факта создания результата интеллектуальной деятельности. Исполнитель имеет исключительное право использовать и разрешать использовать исполнение путем воспроизведения. Это право он может передать по договору производителю фонограммы либо организации эфирного или кабельного вещания. В таком случае договор производителя фонограммы либо организации эфирного или кабельного вещания с исполнителем должен устанавливать объем переданных прав. При этом следует учитывать, что прямо не переданные по договору права исполнителя считаются непереданными. Ржиссер-постановщик спектакля приравнивается к исполнителю. 3

Права исполнителя, как и права вещательных организаций, действуют в течение 50 лет после первого исполнения, постановки или передачи в эфир. Исключение составляют право на имя и на защиту исполнения от всякого искажения либо иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя. Эти права охраняются бессрочно. Наряду с обладателями таких прав, ими могут воспользоваться и их правопреемники, в том числе наследники. 4

Соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности является одним из главных показателей развития общества. Принятые с 1992 по 2004 год законы об авторском праве и смежных правах способствовали тому, что произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав стали выгодными объектами гражданского оборота. Одновременно законодательством определен баланс прав авторов и интересов общества, в частности, в области образования, научных исследований и доступа к информации. 5 Таким образом, критерием разграничения авторских и смежных прав служит характер деятельности соответствующих субъектов. Деятельность автора является творческой, так как она направлена на создание нового произведения, а деятельность исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного или кабельного вешания характеризуется оригинальностью, выраженной в уникальности способов и приёмов, мастерства тех или иных субъектов, с помощью которых авторские произведения становятся доступными для массового восприятия публикой. 6

Объекты авторского права и (или) смежных прав не могут приносить правообладателям прибыль, а государству налоги, если они не обеспечиваются специальной правовой охраной со стороны государственных органов.

В связи с этим к одной из важных задач в деятельности судов общей юрисдикции относится защита интеллектуальной собственности, составной частью которой являются авторское право и смежные права. Особую роль в этом играет правоприменительная практика, которая является реальным механизмом защиты этих прав. 7

2. Защита авторских и смежных прав

2.1 Понятие защиты и его общая характеристика

В соответствии со сложившейся в российской юридической науке традицией понятием « защита авторских и смежных прав» охватывается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании. В общем виде право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права. Действующее законодательство содержит достаточную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав. 8

Это интересно:  Защита авторских прав на название

Базой защиты исключительных прав как прав гражданских являются методы частного права. Использование методов публичного права — уголовного или административного – является дополнительным. Попытка их конструирования как самостоятельных обусловлена специальными интересами. Зашита методами гражданского права направлена прежде всего на восстановление нарушенного права или на компенсацию, позволяющую произвести такое восстановление, в то время как борьба с нарушениями методами публичного права в основном направлен на профилактику и предотвращение нарушений в будущем. 9

4.3. Административно — правовая и уголовно-правовая защита авторских и смежных прав

Специальной формой защиты авторских прав и охраняемых законом интересов в соответствии со ст.11 ГК РФ следует признать административный порядок защиты. Он применяется в виде исключения из общего правила судебной защиты гражданских прав в случаях, прямо предусмотренных законом. В качестве административно-правового способа защиты нарушенных авторских прав правообладатель вправе обратиться в вышестоящий орган, а также к вышестоящему должностному лицу организации, допустившей данное нарушение. Средством защиты в данном случае будет выступать не иск, а именно жалоба. 24 Немаловажную роль призваны сыграть и нормы, обеспечивающие административно — правовую защиту. административное взыскание налагается в случаях ввоза, продажи, сдачи в прокат или иного незаконного использования экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством России об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно если имеет место иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода. административная ответственность наступает не только в случаях, когда речь идет о распространении и изготовлении контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, но и при введении потребителей в заблуждение. Ложная информация о происхождении материальных носителей произведений или фонограмм, а также ложные сведения о правообладателе в значительной степени затрудняют борьбу с интеллектуальным пиратством. Следует учитывать, что даже если на материальном носителе находится неохраняемое авторским правом произведение, но на буклете указаны ложные сведения об изготовителе или месте производства, то действия по распространению такой продукции являются административным правонарушением. Указанная статья защищает как обладателей авторских и смежных прав, так и потребителей. Штраф, предусмотренный за подобные действия, для граждан составляет от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда. 25

Авторские права могут защищаться также путём применения уголовно-правового способа защиты. Указанный способ полностью ограничивается привлечением лица, совершившего преступление, к уголовной ответственности и не может быть реализован в иных формах.

Следует учитывать, что уголовное законодательство долгое время не играло сколько-нибудь важную роль в в борьбе с нарушением авторских и смежных прав. С принятием УК РФ, содержащего специальный состав преступления – «Нарушение авторских и смежных прав»(ст.146), ситуация начала постепенно меняться в сторону усиления защиты авторских прав.

Отмечая прогрессивный характер внесённых в уголовный закон изменений в ст.146 УК, следует указать на целесообразность их распространения также на ст.147 и 180 УК, предусматривающих ответственность за нарушение изобретательских и патентных прав, а также незаконное использование товарного знака. 26

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Калькулятор

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Уголовно-правовые способы защиты авторских прав

Законодательство России, как и многих других государств, наряду с мерами гражданско-правовой защиты авторских прав устанавливает уголовную ответственность за нарушение авторских и смежных прав. В соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации незаконное использование объектов авторского права, а равно присвоение авторства, если эти действия причинили крупный ущерб, признаются уголовным преступлением.

Статья 44 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. В ред. от 21.01.09 // «Российская газета» №7 от 21.01.2009г. Статья 146 Уголовного Кодекса устанавливает такую защиту, выступающую важной гарантией указанных прав.

Непосредственным объектом являются охраняемые законом авторские и смежные права.

Предмет данного преступления — чужое литературное, художественное, научное, техническое и другие виды творчества. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ (постатейный). Под общей редакцией д.ю.н., проф. Н.Г. Кадникова. — М.: Книжный мир. 2006.

Объективная сторона состоит из: совершения одного из действий (незаконного использования объектов авторского права или смежных прав; присвоения авторства), наступления последствия в виде крупного или особо крупного ущерба; причинно-следственной связи между совершенным деянием и наступившим последствием.

Как указывает Пленум Верховного Суда Российской Федерации, незаконным является умышленное использование объектов авторских и смежных прав, осуществляемое в нарушение положений действующего законодательства Российской Федерации. Постановление Пленума ВС РФ №14 от 26.04.2007г. «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», №7, июль, 2007.

Такими действиями могут быть: совершаемые без согласия автора воспроизведение, продажа, сдача в прокат экземпляров произведений, публичный показ, обнародование произведений для всеобщего сведения посредством их передачи по радио или телевидению, распространение в сети Интернет, перевод произведения, его переработка, модификация программы для ЭВМ или базы данных, а также иные действия, совершенные без оформления в соответствии с законом договора либо соглашения. Там же.

Как указывает Н.Г. Кадников, присвоение авторства на чужое произведение может выражаться в использовании чужого произведения как составной части собственного без ссылки на авторство другого лица, в опубликовании (издании) совместно с соавтором созданного произведения только под своим именем. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ (постатейный). Под общей редакцией д.ю.н., проф. Н.Г. Кадникова. — М.: Книжный мир. 2006.

Это интересно:  Закон о защите прав потребителей интернет торговля

Экземпляры произведений или фонограмм считаются контрафактными, если изготовление, распространение или иное их использование, а равно импорт таких экземпляров нарушает авторские и смежные права, охраняемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Постановление Пленума ВС РФ №14 от 26.04.2007г. «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», №7, июль, 2007.

Состав данного преступления имеет материальный характер, т. е. сам факт совершения указанных выше действий еще не заключает в себе состава окончательного преступления. Лишь при действительном причинении этими действиями крупного ущерба преступление считается совершенным. Поэтому противоправные действия, которые еще не привели к крупному ущербу, но могли его вызвать, образуют покушение на преступление.

Ущерб, указанный в диспозиции части 1 статьи 146 Уголовного Кодекса, законодателем определен в примечании к данной статье. Учитывая, что он является оценочным признаком, при определении имущественного ущерба необходимо исходить из юридической природы и специфики рассматриваемого деяния, руководствуясь объективным и субъективным критерием, опираясь на мнения экспертов в той или иной отрасли творчества. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ (постатейный). Под общей редакцией д.ю.н., проф. Н.Г. Кадникова. — М.: Книжный мир. 2006.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым или косвенным умыслом. Виновный осознает общественную опасность незаконного использования объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, предвидит возможность или неизбежность причинения в результате этого крупного ущерба потерпевшим и желает либо сознательно допускает это или относится к происходящему безразлично.

Помимо умысла, субъективная сторона преступления характеризуется определенными мотивами и целями. Наиболее типичными мотивами его совершения являются корысть и честолюбие. Цели в большинстве случаев совпадают с мотивами, хотя иногда приобретают и самостоятельное значение. Так, плагиат может быть совершен с целью вступления в творческий союз, занятия определенной должности, защиты диссертации. Там же.

Уголовную ответственность за нарушение авторских или смежных прав несут лица, достигшие 16 лет.

Исходя из диспозиции части 2 статьи 146 Уголовного Кодекса Российской Федерации уголовная ответственность наступает за приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.96 №63-ФЗ. В ред. от 29.06.09г. // «Российская газета» от 03.07.2009г.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации поясняет, что приобретение контрафактных экземпляров произведений состоит в их получении лицом в результате любой сделки по передаче права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления (например, в результате купли-продажи). Постановление Пленума ВС РФ №14 от 26.04.2007г. «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», №7, июль, 2007.

Под хранением контрафактных экземпляров произведений или фонограмм следует понимать любые умышленные действия, связанные с фактическим их владением (на складе, в местах торговли, изготовления или проката, в жилище, тайнике). Под перевозкой понимается умышленное их перемещение любым видом транспорта из одного места нахождения в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта. Там же.

За указанные деяния уголовная ответственность наступает, если они совершены в целях сбыта. Сбыт контрафактных экземпляров произведений или фонограмм заключается в их умышленном возмездном или безвозмездном предоставлении другим лицам любым способом (например, путем продажи, проката, бесплатного распространения в рекламных целях, дарения, размещения произведений в сети Интернет). Наличие у лица цели сбыта может подтверждаться, в частности, нахождением изъятых контрафактных экземпляров в торговых местах, пунктах проката, на складах и т.п., количеством указанных предметов. Там же.

Как отмечалось в первой главе этой работы, объектами авторского права не являются официальные документы, государственные символы, произведения народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер. В связи с этим, как указывает Пленум Верховного Суда Российской Федерации, воспроизведение, распространение, иное их использование любым способом не образует состава преступления. Также, авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, следовательно, на них не распространяются предусмотренные статьей 146 Уголовного Кодекса средства уголовно-правовой защиты. Постановление Пленума ВС РФ №14 от 26.04.2007г. «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», №7, июль, 2007.

Таким образом, наряду с гражданско-правовыми и административными способами защиты авторских прав, Уголовным Кодексом обеспечивается защита указанных прав, путем установления уголовной ответственности. Тем самым государство расширяет круг возможных способов защиты нарушенных прав, и гарантирует авторам их соблюдение.

Уголовная ответственность наступает в случае присвоения авторства, либо незаконного использования объектов авторского права. Причем, обязательным условием для наступления ответственности является причинение автору или другому правообладателю крупного ущерба

Уголовная ответственность не наступает при использовании официальных документов, государственных символов, и других объектов, не являющихся объектами авторского права. Применение мер уголовной ответственности не исключает возможности применения к нарушителю мер гражданско-правовой или административной ответственности.

Статья написана по материалам сайтов: myunivercity.ru, studfiles.net, studwood.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector