+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Проблемы защиты авторских прав в сети интернет

Сегодня Интернет можно назвать самым удобным поставщиком свежей информации из любой точки планеты, в том числе и охраняемых авторским правом изображений, текстов, произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, кино и других. Отсюда две самых актуальных проблемы.

Очень часто в Интернете приходится сталкиваться с воровством текстов, контента, графики. Это наносит финансовый ущерб заказчикам, оплатившим ранее создание текстов профессиональным копирайтерам, вызывает трудности в продвижении сайтов и другие проблемы.

Следующим важным вопросом защиты и соблюдения авторского права на Интернете является возможность создания выхода с одной Интернет-страницы на другую или, иными словами, создание гипертекстовых ссылок. Поскольку такие ссылки являются самой сутью глобальной сети, с их исчезновением исчезла б и характерная часть Интернета. Создавая гипертекстовую ссылку, пользователь не создает копии как таковой, но может позволить кому-либо еще сделать копию с материала, к которому он подсоединен. Язык HTML предоставляет возможность добавить изображение с другого сайта к собственной Интернет-странице таким образом, что оно будет казаться другому пользователю частью вашей странички. Копированием в полном смысле этого слова такие действия назвать нельзя. Но де-факто такая операция напоминает кражу Абрамян С. Авторские права и их защита в Интернете // www.oborot.ru/article/382/11..

В некоторых странах в законах об авторском праве существуют положение о том, что любое копирование материала без ведома правообладателя недопустимо. Но очевидно, что загрузка информации из Интернета на каждый персональный компьютер не может происходить с ведома правообладателя. В том и состоит сложность создания правовых норм регулирования деятельности в Интернете, что необходимо сочетание свободы доступа к информации и информационной безопасности Антропов С. Как защитить сайт от воровства? Авторское право в Интернете // adblogger.ru/kak-zashhitit-sajt-ot-vorovstva-avtorskoe-pravo-v-internete.htm..

Как показывает мировая практика, индивидуальные проблемы авторов, чьи права нарушены в Интернете, далеко не единственные в своем роде. С развитием Интернета, правонарушения возрастают, да и нарушителей видят не в лице отдельных личностей или отдельных сайтов. Обвинения обрушиваются даже на поисковые системы.

Поисковый гигант Google разместил на сайте книги и отрывки из произведений, которые защищены авторским правом. В судебном разбирательстве были задействованы и Google France, и американский холдинг Google Inc. За год до начала судебного разбирательства Google в рамках проекта Google Print отсканировал книги из разных библиотек мира. Во Франции компания была подвергнута жесткой критике, однако это не повлияло на дальнейшее поведение Google. Google, можно предположить, трудился на благо простого пользователя, хотя судебное решение было вынесено не в его пользу.

Итак, с появлением Интернета родились и некоторые противоречия в современном авторском праве. С рождением Интернета, похоже, возникает потребность в новом определении таких концепций, как авторство и собственность. Ведь Интернет объединил в себе два разных аспекта коммуникации: межличностную коммуникацию и коммуникацию массовую. Необходимость нового подхода к авторству и собственности определяется также возможностями Интернета “интертекстуализировать” и объединять информацию из многочисленных источников в новый продукт. В прошлом остались времена, когда идеи сами по себе не являлись собственностью — если только их не фиксировали в определенных формах — в которых ими можно было владеть или продавать на массовом рынке. Тогда идеи не были защищены законом об авторском праве, если были созданы в процессе человеческого общения и не имели фиксированной формы. Сегодня же следует стараться найти решение в принципиально новой ситуации.

Актуальные проблемы защиты авторских прав в сети интернет

В условиях современного рынка в Российской Федерации все большее значение приобретают вопросы, касающиеся правового регулирования отношений, связанных с интеллектуальной собственностью. Авторские договоры, заключаемые между субъектами этих правоотношений, являются сравнительно новыми относительно других гражданско-правовых договоров.

Российские авторы и иные правообладатели не имеют полного представления о своих правах и способах их реализации, а также защиты результатов творческой деятельности. Учитывая определенную долю правовой не грамотности субъектов правоотношений и пассивность участия правоохранительных органов, а также отсутствие в достаточном количестве адвокатов, специализирующихся на проблемах авторского права, то становится понятно, что в гражданском праве существуют проблемы правового регулирования авторских договоров. Ключевые слова: авторские и смежные права, защита авторских прав, интернет Такие свойства сети Интернет как глобальность, общедоступность, анонимность и интерактивность являются основными источниками проблемы регулирования авторских прав. Отсюда вытекают две основные проблемы.

Первая – размещение материалов в онлайне и предоставление открытого доступа к ним без разрешения правообладателя. Объектами авторского права являются литературные произведения, музыкально-драматические, сценарные; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства).

Все это сегодня можно без проблем найти в сети Интернет и скопировать на жесткий диск компьютера. Отследить дальнейшее использование скопированных данных бывает крайне сложно. Впоследствии этот материал может появиться на другом Интернет-ресурсе – без указания авторства, или в искаженном виде, или и то и другое.

Второй проблемой является присвоение авторских прав на размещенные в Интернете результаты интеллектуальной деятельности, иными словами плагиат. К действующим законам Российской Федерации, применяемым для урегулирования авторских прав в сети Интернет, можно отнести ГК РФ, УК РФ, ФЗ «О связи», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также международные соглашения, связанные с использованием объектов интеллектуальной собственности. Важно отметить Конституцию Российской Федерации. Несмотря на то, что непосредственно Конституция РФ не регулирует отношения в области авторских и смежных прав, но тем неменее, закрепляя права граждан (свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом – ст. 29 ч.4; на охрану личной тайны – ст. 24 ч.1 и другие) и обязанности государства (по обеспечению возможности ознакомления гражданина с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы – ст. 24 ч. 2) является базой такого регулирования. Кроме всего прочего, Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на территории всей Российской Федерации. Для защиты своих прав авторам следует применять целый комплекс мер. В первую очередь, авторам необходимо использовать знак копирайта. Как правило, он состоит из трех информативных элементов: наименования (имени) правообладателя, года первого выпуска и знака ©.

Это интересно:  Директива о защите авторских прав

Такой знак ставится рядом с фамилией автора под опубликованным материалом и указывает на то, что данный материал не может быть использован без согласия автора. Но, к сожалению, в существующих реалиях лишь одного значка копирайта мало для того, чтобы защитить свою интеллектуальную собственность. Вторым основным инструментом защиты является – авторский договор. Это договор между автором (или его наследниками) и издательством, театром, киностудией и т. п. об использовании произведения литературы, науки или искусства (издательский, постановочный, сценарный и др. авторский договор). Такой вид договора регулируется гражданским законодательством.

Правильно составленный авторский договор отражает обязательные информационные реквизиты и фиксирует юридические действия автора. При использовании данного вида защиты своих прав, автор должен самостоятельно запустить процедуру установки знака копирайта, заполнить формы реквизитов копирайта, подписать авторский электронный документ, используя ЭЦП. Следующий способ защиты авторских прав скорее можно отнести к техническому, нежели к юридическому. Попадая на просторы Интернета, все объекты интеллектуальной собственности фактически изменяют форму.

Именно поэтому были разработаны новые методы защиты. К ним относится размещение водных знаков на изображениях. Также зачастую используют специализированное программное обеспечение, которое добавляет служебную информацию в виде текстового кода или аудиофайла определенного формата в файлы, которые нуждаются в защите. На сегодняшний день остро стоит необходимость в разработке и внедрении абсолютно новых способов защиты авторских прав.

При этом борьба с незаконным копированием и распространением чужой интеллектуальной собственности, не должна препятствовать естественному процессу создания и законного оборота объектов интеллектуальной собственности.

1. Минбалеев, А.В. Авторское право в сфере массовых коммуникаций : учебное пособие / А. В. Минбалеев ; М-во образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральский гос. ун-т, Каф. «Конституционное и административное право». Челябинск, 2010. – 119 с.

2. Минбалеев, А.В. Отзыв на диссертацию Кулакова Н. А. на тему «Административно-правовое регулирование в сфере защиты прав патентообладателей» / А.В. Минбалеев // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. – 2013. – № 3 (9). – С. 43–50.

3. Минбалеев, А.В. Правовая охрана произведений науки, литературы и искусства по обновленному российскому законодательству / А.В. Минбалеев // Ученые труды Российской Академии адвокатуры. – 2008. – № 3. – С. 28–33.

4. Минбалеев, А.В. Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности вуза / А.В. Минбалеев // Ежегодник российского образовательного законодательства. – 2009. – Т. 4. – № 2. – С. 132–145.

5. Минбалеев, А.В. Система государственного управления в сфере интеллектуальной собственности / А.В. Минбалеев // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». – 2016. – № 3. – С. 112–115.

6. Минбалеев, А.В. Смежно-правовая охрана баз данных по части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (комментарии по применению норм) / А.В. Минбалеев // Проблемы права. – 2009. – № 2. – С. 111–113.

7. Минбалеев, А.В. Смежно-правовая охрана баз данных / А.В. Минбалеев // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. – 2011. – № 4. – С. 32–38.

Теоретические проблемы защиты авторских прав в сети Интернет

Авторские и смежные права в Интернете нарушаются так же, как и за его границами: объектами посягательства являются личные неимущественные права или права на использование охраняемых объектов. Однако подобные нарушения, совершенные в сети, обладают определенным своеобразием, выражающимся в первую очередь в том, что крайне сложно контролировать использование размещенных в Интернете объектов. Особенным является и пресечение нарушений интеллектуальных прав в сети. Материальных носителей, которых можно было бы признать контрафактными и конфисковать, в данном случае нет. С большими трудностями связано выявление нарушителя и определение объема осуществляемого незаконного использования.

Проблема гражданско-правового регулирования виртуального пространства, отношения ʙ котором, однако, складываются вполне реальные, заключается, прежде всего, ʙ несовершенстве законодательства ʙ данной сфере. Необходимо, ʙ первую очередь, принять ʙ России федеральный закон о сети Интернет, либо внести ʙ часть IV ГК РФ специальную главу, посвящённую регламентации отношений, складывающихся ʙ Интернете. Для эффективного регулирования отношений ʙ сети требуется законодательное закрепление понятийного аппарата, ʙ том числе с целью избегания использовании специалистами различных терминов для одних и тех же понятий. Главным вопросом ʙ процессе разработки данного документа должен стать вопрос соблюдения баланса между интересами государства и гражданина, выступающего простым пользователем Интернета, чтобы не было перевеса интересов государства и не были забыты права и свободы граждан, ʙ том числе право свободного доступа к информации.

Интернет породил свои собственные современные способы защиты информации и прав на объекты ʙ сети. В первую очередь, к ним относятся технические средства защиты авторских прав, ʙ международном праве именуемые DRM — Digital rights management. Статья 1299 ГК РФ содержит определение технических средстʙ защиты аʙторских праʙ — это «любые технологии, технические устройстʙа или их компоненты, контролирующие доступ к произʙедению, предотʙращающие либо ограничиʙающие осущестʙление дейстʙий, которые не разрешены аʙтором или иным праʙообладателем ʙ отношении произʙедения». Не допускается без разрешения праʙообладателя соʙершение дейстʙий, ʙ результате которых данные ограничения были бы устранены, а также не допускается изготоʙление, распространение, сдача ʙ прокат, предостаʙление ʙо ʙременное безʙозмездное пользоʙание, импорт, реклама любой технологии, любого технического устройстʙа или их компонентоʙ, использоʙание их ʙ целях получения прибыли, если ʙ результате станоʙится неʙозможным использоʙание технических средстʙ защиты или же если данные средстʙа не могут обеспечить надежную защиту аʙторских праʙ. Технические средстʙа, указанные ʙ ст. 1299 ГК РФ, должны быть напраʙлены на решение устаноʙленных ʙ ней задач; поэтому, например, технические средстʙа, обеспечиʙающие лишь поʙышенную сохранность контента произʙедения или обеспечиʙающие комфортность эксплуатации, не относятся к рассматриʙаемым средстʙам.

Это интересно:  Организации по защите авторских прав в россии

Как правило, технические средства защиты авторских прав, или DRM, сопутствуют защищаемым произведениям, ограничивая доступ потребителя к различным действиям — копированию, переводу данных в другие форматы и т.д. Средства DRM могут налагать и другие ограничения, например, ограничение срока, в течение которого возможен просмотр или воспроизведение защищаемого произведения. Кроме того, DRM встраиваются в средства воспроизведения — карманные цифровые плееры, DVD-проигрыватели — и записи — DVD-рекордеры, к примеру. В этом случае потребителя ограничивают в выборе аппаратного обеспечения, используемого с этим устройством, а также в выборе программного обеспечения, которое можно использовать с данным средством воспроизведения. Таким образом, проблема заключается в том, что средства DRM намеренно ограничивают либо затрудняют различные действия с объектами авторских и смежных прав в электронной форме после их продажи конечному пользователю, тем самым создавая значительные неудобства законным покупателям и помогая большим компаниям тормозить инновации и конкуренцию.

Решением связанных с техническими средствами защиты авторских прав проблем может стать, во-первых, ограничение их использования. Следует ввести применение разных налоговых ставок НДС для реализуемых цифровых экземпляров произведений. Для произведений, в которых используются средства DRM, необходимо установить более высокую ставку налога, побуждая этим издателей продавать цифровые экземпляры произведений без каких либо технических средств защиты. Потребитель должен иметь возможность самостоятельно определять, как использовать законно приобретенное произведение. Во-вторых, целесообразно ввести механизм обязательного уведомления продавцом контента об использовании DRM. Для этого следует внести изменения в ст. 1299 ГК РФ и Закон о защите прав потребителей, обязывающие продавца при продаже цифровых экземпляров произведений указывать, что произведение продается с DRM. Это позволит потребителю самому делать выбор в сторону приобретения экземпляров, свободных для личного использования в любой форме, без каких-либо ограничений в сроке и территории использования. Желательно, чтобы указывался полный список ограничений DRM. Например, если видео можно смотреть только с помощью одной программы, то должны указываться системные требования программы и операционные системы, где программа работает.

Поскольку правоотношения в сети Интернет складываются при обязательном участии информационных посредников, логично, что при возникновении спорных ситуаций возникает вопрос об их причастности к совершению противозаконных действий и степени ответственности за них субъектов правоотношений. Практически всеми юристами сегодня признается, что ответственность информационных посредников должна быть ограничена в силу того, что выполняемые ими функции носят сугубо технический характер и не связаны непосредственно с правонарушениями. Таким образом, целесообразно ввести законодательный механизм, направленный на установление лица, которое самостоятельно, своими действиями загрузило материалы, нарушающие авторские и смежные права, в Интернет. Реализовать это предложение можно посредством введения в статью 1253.1 ГК РФ подпункта 4 п. 2, обязывающего информационного посредника по запросу суда предоставить всю имеющуюся у него информацию о третьем лице, которому был присвоен указанный в запросе сетевой адрес. Также следует ввести в статью 1253.1 ГК РФ подпункт 3 п. 3, обязывающий информационного посредника по письменному запросу правообладателя предоставить сетевой адрес лица, разместившего материал, права на который заявит лицо, выступившее в качестве правообладателя и представившее подтверждающие документы, либо по запросу суда.

Подводя итоги вышесказанному, следует сказать, что для защиты авторских и смежных прав в Интернете и борьбы с правонарушениями в данной сфере необходим комплексный подход, включающий в себя как воспитательные и образовательные меры, так и развитие и продвижение легальных и удобных в использовании услуг по привлекательным для потребителей ценам. Согласно позиции ООН, поскольку любые ограничения в отношении распространения контента затрагивают право на свободу слова и выражения, а также право на защиту частной жизни и персональных данных, такие ограничения должны удовлетворять критериям необходимости и пропорциональности. В связи с этим, разрабатывая пути совершенствования отечественного законодательства и правоприменительной практики в цифровой сфере, прежде всего нельзя ограничивать принцип свободного обмена информации, а также необходимо учитывать интересы представителей интернет-сообщества: провайдеров, операторов Интернет-ресурсов, пользователей, правообладателей. Нужно помнить, что обеспечение доступа к культурному и духовному наследию через Интернет представляет собой особую и важную задачу, поскольку для новых поколений цифровые сети являются основным источником информации.

Проблемы защиты авторских прав в сети интернет

Актуальность темы. В современном информационном обществе происходит закономерное и динамичное развитие интеллектуальной деятельности человека, роль которой в последние годы резко возросла. Творческий потенциал и его результаты имеют первостепенное значение как для духовного развития личности и человечества, так и для социального и экономического состояния любого государства. Это часть безопасности страны, поскольку недостаточный интеллектуальный потенциал указывает на недостаточность нормативно-правовой базы, неконкурентоспособность экономик и слабость государства. Новые информационные технологии открывают неограниченные возможности, позволяют применять в общественной жизни новые результаты интеллектуальной деятельности, связанные с использованием звуко- и видеозаписи, а также сети Интернет — глобальной телекоммуникационной сети. Информационные ресурсы Интернета в большинстве своем состоят из электронных документов разных типов (текстовых, аудио- и видеоматериалов, графических объектов, баз данных, программ и так далее). Цель представления информации в глобальной поисковой сети — довести ее до сведения других пользователей, так как уникальность Интернета заключается в том, что можно в любое время дня и ночи, однократно или многократно изучать размещенные материалы, копировать их или отсылать адресатам (разумеется, при условии, что есть выход в Интернет). Таким образом возникает проблема авторского права в сети, актуальная на сегодняшний день. [13] Существует множество мнений относительно указанного вопроса. Распространенная точка зрения состоит в том, что регулировать авторское право в сети нужно с помощью обычного законодательства. Другое мнение: авторские права в Интернете — виртуальность, поэтому доказать их, по меньшей мере, сложно. Чаще всего в Интернете нарушаются права на объекты интеллектуальной собственности, особенно — авторские и смежные с ними права. В ряде законов об авторском и смежных правах есть положение, что любое копирование материала без ведома правообладателя недопустимо. Но проблема заключается в том, что загрузка информации из Интернета на компьютер чаще всего происходит без ведома правообладателя, и это осложняет процесс создания правовых норм регулирования деятельности в сети, так как необходимо сочетание свободы доступа к информации и информационной безопасности. Ч. 4 ГК РФ недостаточно для того, чтобы полностью описать огромное пространство Интернета, особенно с учетом скорости, с которой происходят изменения в сети, и их количества. Необходимо новое законодательство, которое регулировало бы именно Интернет как сферу деятельности, оперативно реагировало бы на происходящие в нем изменения и обеспечивало безопасность авторских и смежных с ними прав. Существующие сейчас нормы не повлияли на полулегальное положение российского Интернета . Теоретическая значимость исследуемой темы заключается в возможности приобретения новых знаний и фактов о современном законодательстве в сфере охраны авторских и смежных прав в Интернете и локальных сетях, пробелах и перспективах улучшения процесса регулирования возникающих в этой области отношений. Практическая значимость заключается в том, что материалы данной курсовой работы, а так же выводы, сделанные на основе проведенного теоретического исследования, позволяют повысить эффективность процесса формирования познавательной активности и найти применение в системе профессионального образования на разных его ступенях. Объект исследования: обеспечение безопасности авторских и смежных прав в Интернете и локальных сетях. Предмет исследования: проблемы, возникающие в ходе регулирования правоотношений, связанных с объектами творческой деятельности, размещенными в локальных или глобальной сетях. Целью данной работы является выделение и анализ проблем, препятствующих организации безопасности прав авторов и иных правообладателей, а также тенденций будущего развития действующей нормативно-правовой базы. В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи: — охарактеризовать понятия «авторское право», «смежное право», «Интернет», «локальная сеть», «пиратство в сети», «электронная библиотека», «файлообменник»; — выделить отличительные характеристики авторского и смежного прав; — проанализировать особенности обеспечения безопасности в локальных и глобальной сетях; — рассмотреть проблему пиратства в сети и трудности в ограничении противоправных действий в этой области; — разобрать способы защиты авторского права в системе электронных библиотек и файлообменников; [12] — исследовать меры эффективного противодействия нелегальному распространению результатов интеллектуальной деятельности.

Это интересно:  Защита нарушенных авторских прав

Проблема борьбы с нарушениями авторских и смежных прав является для России важной, актуальной и комплексной, тем более что от ее решения зависит сохранение и наращивание интеллектуального потенциала, культурного наследия, повышение международного авторитета и снижение криминальной напряженности в государстве. Предупреждение интеллектуального пиратства в Интернете имеют не только внутригосударственное, но и мировое значение, так как пираты постоянно изобретают все новые и новые способы нанесения ущерба авторам объектов интеллектуальной деятельности. Помимо этого они пытаются создавать сайты, с помощью которых обманывают клиентов или продают запрещенные к обороту товары (оружие, наркотики, порнографию, незарегистрированные медикаменты). По данным экспертов Международной торговой палаты, число преступлений, совершаемых при помощи Интернета, растет пропорционально количеству пользователей и, кроме того, криминализации способствует анонимность преступника и возможность находиться на огромном расстоянии от своей жертвы. Обеспечение безопасности прав в Интернете — сложная и многоплановая задача, решение которой возможно совместными усилиями различных общественных, коммерческих и государственных структур, а также самих пользователей. Так, если будут созданы единые инструменты для реализации правительственных программ, направленных на борьбу с пиратством, Интернет- провайдеры смогут отслеживать легальность контента, которым пользуется абонент в Глобальной сети.[12] Пути решения проблем, связанных с обеспечением безопасности в сети Интернет и локальных сетях, файлообменниках и электронных библиотеках, могут быть найдены. Для этого правообладателям необходимо договориться о создании общего ресурса для размещения электронных копий своей продукции на следующих принципах: — слегка урезанные версии (например, по разрешению видеофайла, по битрейту MP3); — платное участие пользователей; — наличие рекламных мест на ресурсе; — высокая скорость доступа и стабильность работы; — оперативность размещения контента. Подобный ресурс быстро смог бы естественным путем перетянуть к себе большинство обычных пользователей сети. В то же время далеко не все проблемы охраны объектов авторского и смежных прав решены на сегодняшний день, хотя ряд из них решается на международном уровне и характерен для большинства стран. Все эти вопросы обусловлены глобальной природой Интернета и могут стать предметом правового регулирования не только национального законодательства отдельных стран, но и международных договоров. Итак, собственно авторское право возникает в силу самого факта создания интеллектуального произведения. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрация произведения или соблюдение каких- либо формальностей. Соответственно, издатель произведения (а в случае с сайтом — владелец этого сайта) формирует знак самостоятельно в соответствии с существующим законодательством и договором с правообладателем публикуемого произведения. По российским нормам, а также согласно Всемирной конвенции об авторском праве (которую Россия разделяет), авторское право возникает в момент создания произведения и дополнительно его регистрировать не требуется. Автор вправе использовать знак охраны авторского права для оповещения о том, что авторские права на произведение защищены. Отсутствие такого знака на экземпляре произведения как российского, так и иностранного автора не лишает это произведение авторско-правовой охраны.[7] Авторские права и объекты авторского права делятся по нескольким категориям: Имущественные и неимущественные авторские права. Исключительные и неисключительные авторские права. Человек, обладающий исключительными авторскими правами на произведения, имеет единоличное право на его использование и может запрещать подобное использование произведения другими лицами. Исключительными правами обладает автор произведения, если он не передал свои права (не заключил Авторский договор о передаче исключительных прав) третьему лицу.

Статья написана по материалам сайтов: www.finexg.ru, lektsia.com, www.work5.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector