+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Проблемы защиты авторских прав в россии

Понятие авторского права

1.1 История развития авторского права в России

1.2 Объекты авторского права

1.3 Субъекты авторского права

2 Проблемы законодательного регулирования и применения норм права в сфере авторского права

2.1 Некоторые вопросы совершенствования законодательства в области авторского права

2.2 Название произведения как объект авторского права

2.3 Проблема лицензирования деятельности по коллективному управлению имущественными авторскими и смежными правами

3 Проблемы защиты авторских прав в сети Интернет

3.1 Общая характеристика использования объектов авторского права в сети Интернет

3.2 Проблема законодательной неурегулированности авторских прав в сети Интернет

3.3 Иные проблемы защиты авторских прав в сети Интернет

Список использованных источников

Актуальность исследуемой темы обусловлена происходящими в нашей стране изменениями в социально – экономической и правовой сферах. Авторское право в России появилось лишь в начале XIX века (1828г.), где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. Сто семьдесят лет, прошедших с того дня, это сравнительно небольшой отрезок времени для развития отрасли права. Некоторые проблемы, поднимаемые в ХХ веке актуальны и сегодня. Если юридическая конструкция многих правовых институтов, давно получивших силу в гражданском обществе, как например права собственности, далеко не успела выясниться, составляет предмет спора для ученых, то тем более можно ожидать отсутствия определенности в построении такого молодого института, как авторское право.

Сегодня авторское право, нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки и искусства, большинство российских ученых справедливо рассматривают в качестве особого института гражданского права.

Институт авторского права заключает в себе специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Институтом этим охраняются не только имущественные интересы авторов, но также и их права и интересы личные — нравственные и духовные. Вместе с тем этим институтом затрагиваются интересы общественные — интересы культуры и просвещения. Благодаря этому правоотношения, нормируемые законом об авторском праве, выходят далеко за пределы частногражданских отношений и приобретают исключительный интерес — как юридический, в виду своеобразной правовой конструкции этого права, так и общественный, в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского свойства.

Защита авторских прав принадлежит к числу наиболее сложных цивилистических проблем, имеющих непреходящую научную и практическую значимость. Проблеме защиты авторских прав посвящены труды таких цивилистов как Агарков М.М, Гаврилов Э.П., Гордон М.В., Долженко А.Н., Резников В.Б., Хохлова, Н.Н. Макагонова, Н.В. Сергеев, А.П., Суханов Е.А., Близнец И., Леонтьев К. и др.

Целью нашего исследования является исследование темы некоторых проблем охраны прав авторов в Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:

1.Исследовать основные понятия авторского права;

2.Осветить некоторые проблемы законодательного регулирования в области авторского права;

3.Предложить собственные варианты решения данных проблем;

4.Провести общую характеристику использования объектов авторского права в сети Интернет;

5. Исследовать проблему защиты авторских прав в сети Интернет и предложить некоторые пути их разрешения;

Методологической основой проделанного нами исследования послужили общенаучные и частнонаучные методы. Мы использовали следующие общенаучные методы : исторический, логический, сравнительно — правовой. Опираясь на приемы формальной логики, проанализированы тексты правовых норм. Были изучены и сравнены точки зрения различных ученых – цивилистов, работающих над вопросом охраны прав авторов в Российской Федерации.

Среди частнонаучных методов были использованы статистический и математический методы.

В данной работе мы попытаемся осветить лишь некоторые проблемные вопросы авторского права. В основу работы положен анализ Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», новейшее законодательство и работы как классиков гражданского (авторского) права, так и современных российских правоведов, а также анализ судебной практики.

1 Понятие авторского права

1.1 История развития авторского права в России

Первый закон об авторском праве был принят в Англии в 1710 году. В России же первые законы, регулирующие авторские отношения были приняты в 1828 году. Дело в том, что книгоиздательское дело в России вплоть до конца XVIII века считалось государственной монополией. Лишь потом появляются первые частные типографии, но доминирующее положение государства сохраняется еще несколько десятилетий. Отсутствие конкуренции в России между книгоиздателями послужило причиной тому, что не было объективных предпосылок для появления авторского права.

На всем протяжении истории в России господствовала цензура. Причем на первых порах становления авторского права привилегии на издание произведений выдавались не авторам, а издателям, а цензуру совершенно не интересовало, обладают ли издатели соответствующими правами на произведения. Только грубые нарушения со стороны некоторых издательств — сознательное введение публики относительно авторов распространяемых книг вынудило правительство принять соответствующие меры.

В Цензурном уставе 22 апреля 1828 г. впервые помещены 5 статей о сочинителях и издателях книг в виде приложения к Цензурному уставу. Того же числа было издано Высочайше утвержденное Положение о правах сочинителей. По этому закону, составляющему основу дальнейшего законодательства, срок авторского права определен в 25 лет со смерти автора.[1] Затем последовало Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета 8 января 1830г. О правах сочинителей, переводчиков и издателей», дополнившие правила 1828 г., решив вопрос об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т.д. В этом законе право сочинителей признавалось уже правом собственности, и было постановлено, «что если сочинитель или его правопреемник сделает новое издание книги за пять лет до истечения срока исключительного права, то право сие остается в его пользу еще на десять лет сверх двадцатипятилетнего срока». Наконец, в 1857 году Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета от 15-го апреля 25-летний срок продлен до 50 лет.

Это интересно:  Защита авторских прав на музыкальные произведения

Постановления о музыкальных и художественных произведениях были изданы еще позже, а именно: Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета от 9 января 1845 года правила о сочинителях дополнены были постановлениями, относящимися к музыкальной собственности, а 1 января 1846 года было издано Высочайше утвержденное Положение о собственности художественной.[2]

К концу XIX века стало совершенно очевидно, что частичное усовершенствование правил об авторском праве не в состоянии обеспечить эффективную защиту интересов авторов и пользователей произведений. В 1897 г. Государственный Совет принял решение безотлагательно приступить к подготовке нового закона. Понадобилось более 13 лет, чтобы закон был принят 20 марта 1911 года. Он назывался «Положением об авторском праве» и был составлен на основании лучших западноевропейских законодательств того времени, с отражением, однако, традиционного для российского авторского права более низкого уровня охраны авторских прав. В законе раскрывались основные понятия — круг охраняемых объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и средства защиты, также закон содержал отдельные главы, посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. В особой главе регламентировались основные правила и условия издательского договора. Закон впервые закрепил право авторов на перевод их произведений.

Проблемы и перспективы защиты авторских прав в Российской Федерации

Особенности реализации права авторства в Российской Федерации

интеллектуальный авторский смежный право

По смыслу нормы абз. 1 п. 2 ст. 1228 ГК РФ право авторства существует в отношении всякого результата интеллектуальной деятельности, но оно не может возникнуть в отношении средств индивидуализации. Поэтому, например, в отношении таких объектов, как товарные знаки или, скажем, коммерческие обозначения, право авторства не предусмотрено. Это объяснимо не только отсутствием нормативных требований творчества к объектам такого рода, но и специфическими задачами, возлагаемыми на само право авторства. Если средства индивидуализации исходно предназначены для защиты интересов предпринимателя путем идентификации его фирмы, продукции, производства и отграничения их от других подобных объектов, то наделение правом авторства решает преимущественно задачи, связанные с условиями реализации творца как автономной личности [40, с. 52].

Наиболее полно урегулировано и наиболее исследовано в доктринальном плане право авторства создателей авторских произведений.

В отличие от иных личных неимущественных прав, которые имеются лишь в случаях, названных ГК РФ, право авторства на произведение должно предполагаться имеющимся всегда, независимо от того, есть или нет специальное указание законодателя. Это положение действует и в случаях, когда автор не опубликовал или иным образом не обнародовал свое произведение, а также если он действовал анонимно либо используемое им имя не позволяет идентифицировать автора.

Перечня личных неимущественных прав автора не существует, хотя обычно к ним относят права, названные в п. 2 ст. 1255 ГК РФ, а также некоторые иные. Личные неимущественные права, названные в п. 2 ст. 1228 и ст. 1265, 1266 ГК РФ, не являются чем-то уникальным и по своему происхождению (генетически) являются частью личных неимущественных прав, относящихся к предмету гражданско-правового регулирования (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Таким образом, они должны быть отнесены к классу личных возможностей, составляющих содержание общей гражданской правоспособности. Дополнительным аргументом в пользу этого является прямое указание абз. 2 п. 1 ст. 1231 ГК РФ, что личные неимущественные и иные интеллектуальные права, не являющиеся исключительными, действуют на территории РФ в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ. Обычно это положение используется для доказательства обладания такими правами иностранными гражданами и лицами без гражданства, но, разумеется, вполне может быть применено и в отношении граждан РФ.

Однако признание такой связи личных неимущественных прав, включая право авторства, с объективным правом, со статусом личности вызывает потребность пояснений. В частности, в теоретико-доктринальном плане требуется учитывать межотраслевой характер соответствующих норм и также понять соотношение норм конституционного и гражданского права применительно к творчеству и его результатам; в практическом плане важно ориентироваться на необходимость выяснения точного объема прав и обязанностей участников конкретных правоотношений.

В зарубежной литературе, прежде всего — в англо-американской, права, связанные с возможностью творчества, идентификацией автора, возможностью давать произведению наименование и пр., традиционно именуются «моральными»; этот вольный перевод с французского («droits moraux») легко вошел в оборот, но ему придается неодинаковое значение. В целом на этот взгляд и терминологию влияют различие правовых систем и отсутствие жесткого разделения во многих странах авторских прав на имущественные и личные неимущественные. Если здесь и появляются специальные нормы авторского законодательства, то они направлены прежде всего на установление предельных сроков, когда автор может действовать анонимно. Впрочем, само понятие «право авторства» законодательству Англии известно, хотя и понимается своеобразно, чаще всего — как единое с полномочиями по обозначению авторства (определению, идентификации автора) [40, с. 55].

С одной стороны, есть достаточные основания полагать, что их объем и механизм появления не совпадают; так, право авторства служит предпосылкой права на имя, право авторства как особое субъективное право может существовать и на неопубликованные произведения, что трудно сказать в отношении права на имя (если не смешивать субъективное право с объективной, физической возможностью как-то поименовать созданный объект).

С другой стороны, право на имя в значительной степени есть форма реализации права авторства и в отечественной литературе всегда существовало мнение о единстве всех личных неимущественных прав, объединяемых личностью автора, тем более это касается права на защиту от искажений произведения, выполняющего, скорее, обслуживающие функции. Во многих странах просто нет такого понятия, как «право авторства», либо дается другое его истолкование. Так, известный европейский специалист по авторскому праву Д. Липцик, признавая автономность права авторства, полагает возможным включить в право авторства «право требовать… упоминания особым способом его имени, сокращенно или совместно с любым элементом» [32, с. 197]. Не предусматривает обязанности выделять это право и ТРИПС — Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, являющееся частью правовой системы ВТО. В нем предусмотрено, что члены ВТО должны соблюдать основные положения Бернской конвенции, но во второй фразе п. 1 ст. 9 данного акта содержится указание о том, что они не имеют прав или обязательств «в отношении прав, предоставляемых согласно статье 6 (bis)» или вытекающих из нее.

Это интересно:  Право на защиту репутации автора произведения

И все же нам следует сохранить это право в качестве самостоятельного в своей национальной правовой системе не только потому, что оно соответствует сложившимся традициям континентальной правовой семьи. В этих целях следует проанализировать его ключевые аспекты.

Возможность быть творцом, создателем результатов интеллектуальной деятельности закреплена в нормах объективного права, в том числе в Конституции РФ (ст. 44) и нормах ГК РФ, прежде всего — в ст. 150. Относительно норм данной статьи долгое время велись споры, основанные преимущественно на не вполне удачной ее редакции, допускающей смешение «благ» и «прав». Следует предположить, что при реализации положений проекта внесения изменений в первую, вторую, третью и четвертую части Гражданского кодекса РФ значительная часть причин для разночтения будет просто устранена; проектом сохранена связь авторских прав и нематериальных благ, но вместо слов «право авторства» в действующей редакции Кодекса предполагается указать «авторство».

Таким образом, «авторство» — это благо, возможность заниматься творческой деятельностью. При появлении соответствующих юридических фактов и тем самым возникновении правоотношений по поводу этих благ возникают субъективные права. Разумеется, эти правоотношения могут иметь различную отраслевую принадлежность, но с появлением юридических фактов, предусматриваемых нормами гражданского права, возникают и гражданско-правовые отношения, вызывая тем самым и субъективные гражданские права как их содержание.

Право авторства возникает с момента создания произведения, отражая объективный факт действительности, по этой причине правильно разграничивать право авторства как субъективное гражданское право и авторство как юридический факт. Это отличает право авторства, например, от права на имя, где решающее значение имеют волеизъявление автора и его субъективные представления (и даже пристрастия) о возможностях и способах фиксации имени.

Действия по созданию авторских произведений в системе юридических фактов относятся к классу поступков, т.е. тех действий, которые вызывают последствия независимо от намерений при их совершении, поэтому авторские произведения, а также соответствующие права на них возникают с момента придания произведению объективной формы.

Право авторства как субъективное гражданское право существует столько же, сколько существует сам автор. Поэтому установление правил о защите после смерти автора (ст. 1267 ГК РФ) есть установление правил об охране самого правопорядка, хотя бы и осуществляемого иными лицами.

Основные признаки произведения связаны именно с его автором (творческий характер, оригинальность и даже объективная форма произведения). Само наименование «авторское право» указывает на центральную роль именно автора в данной сфере, без автора нет и не может быть никаких авторских правоотношений, он же определяет и готовность произведения для представления, что вполне отразилось в существовании особого права отзыва (ст. 1269 ГК РФ), принадлежащего только автору.

Следует положительно оценить положение проекта ГК РФ о дополнении ст. 1233 п. 6, предусматривающим возможность правообладателя безвозмездно разрешать использовать результат интеллектуальной деятельности.

Впрочем, и само исключительное право, которому в четвертой части ГК РФ придано организующее значение (ст. 1229, 1270 ГК РФ), в действительности зависит и предопределено наличием права авторства. Например, если будет установлено, что право авторства отсутствовало или принадлежало другому лицу, т.е. основания для утверждения об отсутствии и исключительного права (например, предоставленного договором).

Самодостаточность права авторства проявляется и при создании служебного произведения (ст. 1295 ГК РФ): именно оно является основанием выплаты вознаграждения за создание такого произведения, так как исключительное право по общему правилу достается работодателю (ст. 1295 ГК РФ).

Это право является именно личным как в плане противопоставления имущественным правам, так и для указания на роль самого творца в формировании всей системы авторских прав. Всех их, в том числе и исключительное право, объединяет именно фигура автора, результат деятельности которого единственно и порождает их. В принципе, потенциально вся группа прав, которая сегодня в ГК РФ названа как «интеллектуальные права» (ст. 1226 ГК РФ), могла бы получить наименование «авторские права».

Связанное с определенной личностью данное право может появиться лишь у физического лица (п. 1 ст. 1228 ГК РФ).

Поскольку право авторства в решающей степени предопределено тем, создано ли соответствующее произведение определенным лицом, а не его персональными характеристиками, автором может стать любой гражданин независимо от возраста и состояния психики; известны многочисленные случаи, когда произведения музыкального, прикладного искусства и живописи создавались детьми и психически больными людьми. Во всяком случае закон не содержит ограничений для признания таких лиц авторами.

Эти же соображения требуют исключения из числа авторов кого-либо или чего-либо помимо людей. При отсутствии права авторства невозможно использовать и предусмотренный законом механизм наделения исключительным правом. Созданные в таких случаях изделия могут иметь коммерческую ценность, но их возможный оборот не может опираться на нормы части четвертой ГК РФ.

Поскольку право авторства отражает объективный факт, то оно возникает — с соответствующими последствиями — и у спичрайтеров, литературных поденщиков (гетеронимов), вне зависимости от того, как фактически строятся отношения. В любом случае здесь нет плагиата. Следует предположить, что процесс создания творческих произведений «не для себя» продолжится и со временем, видимо, придется решать вопрос о правовом режиме этих произведений, в отношении которых действительный автор не собирается заявлять об авторстве.

Это интересно:  Защита информации авторских прав на программное обеспечение

Право авторства является абсолютным в связи с тем, что в силу создания произведения все (абсолютно все) лица, помимо автора, не могут заявлять о своем авторстве и совершать действия, на которые уполномочен автор. Относительным оно быть не может уже потому, что не возлагает на определенных лиц обязанности совершить указанные в законе действия, все возможности лежат «в поле власти» самого автора.

Видимо, следует исходить из того, что это право все же включает в свое содержание возможность активных действий самого обладателя данного права. Они выражаются в возможности предопределять юридическую судьбу произведения, заключать договоры авторского заказа (ст. 1288), в том числе и тогда, когда произведение еще не создано, отзывать произведение и т.п. По смыслу норм ст. 1257 ГК РФ номинация (идентификация) себя как творца требует специальных усилий, только в этом случае возникает презумпция авторства. Автор вправе публично заявлять о себе как об авторе, требовать от других лиц такого признания и соответствующего поведения и т.п. Наконец, лишь обладание правом авторства вызывает «возврат» полномочий имущественного характера по истечении срока действия лицензионного договора, от наличия или отсутствия права авторства зависит возможность защиты и других личных неимущественных прав (права на имя, права на неприкосновенность произведения, право на отзыв).

Право авторства имеют авторы любых произведений, отвечающих признакам авторских произведений, включая переводные, а также созданные в соавторстве. Здесь вероятны некоторые сложности в истолковании действия права авторства. Как известно, правовой режим соавторства может возникать и при совместном создании, и при соединении различных произведений, а также при создании общего произведения, отдельные части которого могут иметь самостоятельное значение.

Поэтому, видимо, следует исходить из того, что по общему правилу каждый из соавторов обладает правом авторства на все произведение в целом, в том числе и тогда, когда произведение представляет собою соединение различных произведений. Однако надо учесть норму п. 7 ст. 1259 ГК РФ, предусматривающую, что на часть произведения распространяется не только исключительное право, но и прочие авторские права, включая право авторства. Это положение, видимо, надо толковать так, что у соавторов может быть общее право авторства лишь на общий объект, но каждый из них не имеет права авторства на ту часть произведения, которая создана другим. В силу природы данных прав, неотчуждаемых и неспособных к передаче иным образом, нельзя и передать данное право.

Если творческий труд действительно совместный, то можно говорить о соавторстве, но не о коллективном авторстве. Здесь проявляется довольно жесткое правило о том, что субъективные авторские неимущественные права могут иметься лишь при наличии конкретных граждан-авторов и могут принадлежать только определенным лицам.

Некоторые права, указанные в законе, внешне сходны с правом авторства, но не являются им. Это касается и права продюсера-организатора (п. 4 ст. 1240 ГК РФ) указывать свое имя (наименование) или требовать этого. Тем более, что такая возможность существует не в отношении всякого использования результата интеллектуальной деятельности, а, скорее, лишь в отношении факта его применения в составе соответствующего сложного объекта; реализация указанного полномочия отражает роль данного лица в организации общей работы, а не в получении отдельного творческого результата.

Как известно, издатели газеты, журнала, периодических сборников научных трудов и т.п. обладают лишь «правом использования» (п. 7 ст. 1260 ГК РФ). Это правомочие не вписывается в общую логику системы авторских прав четвертой части ГК РФ, но, вне сомнений, его нельзя признать ни правом авторства, ни исключительным правом.

Наконец, право авторства имеет и специфику защиты. Право на защиту рассматриваемого права составляет его неотъемлемый компонент, имманентно присущий всякому гражданскому праву и не требующий обособления в особое «право на защиту права авторства». При этом правило о защите и осуществлении издателем авторским прав лиц, выступающих анонимно или под псевдонимом (п. 2 ст. 1265 ГК РФ), следует считать распространяющимся и на защиту права авторства, а не только права на имя.

Наличие различных средств защиты, дифференцированных исходя из того, что именно нарушено, не лишает заинтересованное лицо права обращаться с единым иском, включающим различные требования.

Иногда требования, вызванные нарушением права авторства и направленные на пресечение неправомерных действий, сочетаются с защитой и права на имя, в частности при требовании запрета использовать определенное имя в качестве автора определенного произведения.

Имеющиеся ограничения в использовании тех или иных способов защиты, и формулировки требований (предмета иска) вызваны преимущественно необходимостью учитывать характер самого права авторства. Так, если автор по договору об отчуждении исключительного права передал его другому лицу, он не может требования о признании авторства сочетать с требованиями о взыскании компенсации, предусмотренной нормами ст. 1301 ГК РФ (п. 3 ст. 1252 ГК РФ).

В судебной практике обоснованно признается, что при подаче иска о признании договора об отчуждении исключительного права недействительным и применении последствий недействительности ничтожной сделки вопросы о праве авторства обсуждаться не могут, так как должны составлять предмет отдельного требования (иска).

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector