+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Принципы защиты авторских и смежных прав

1. Понятие и принципы гражданско-правовой защиты авторских и смежных прав.

2. Способы и средства гражданско-правовой защиты авторских и смежных прав.

3. Ответственность за нарушение авторских и смежных прав: гражданская, административная, уголовная.

Задания для подготовки к занятию:прослушивание лекции, изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, нормативного материала, решение задач, составление искового заявления по факту нарушения права на имя и право на неприкосновенность к произведению, подготовка материалов для ролевой игры, подготовка проектов лицензионного договора, договора авторского заказа, подготовка сравнительных таблиц и схем в виде электронных презентаций по способам защиты авторских и смежных с ними прав.

Тема практического занятия 4.

Патентное право (4 часа)

Понятие и принципы патентного права.

Источники патентного права. Система международных договоров в области патентного права.

Объекты патентных прав.

Понятие и условия патентоспособности изобретения, полезной модели, промышленного образца.

Субъекты патентных прав.

Ограничения патентных прав, право преждепользования, право послепользования.

Исключительные права на объекты патентных прав.

Принципы и условия возникновения, реализации и защиты авторских и смежных прав

Термин «авторское право» может использоваться и как:

— совокупность субъективных автор­ских прав.

1. Под авторским правом как правовым институтомпони­мается совокупность правовых норм, регулирующих отноше­ния по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства.

Предметом регулирования авторского права в соответствии со статьей 990 Гражданского кодекса Республики Беларусь и другими актами законодательства является регулирование от­ношений, возникающих в связи с созданием и использовани­ем произведений науки, литературы и искусства.

Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смеж­ных правах»[1] состоит из 42 статей, сгруппированных в че­тырех разделах:

раздел 1 — «Общие положения»;

раздел 2 -«Авторское право»;

раздел 3 — «Смежные права»;

раздел 4 -«Защита авторского права и смежных прав».

2. Под авторским правом как совокупностью субъектив­ных авторских правпонимается признание за автором или иным правообладателем совокупности имущественных и лич­ных неимущественных прав.

Автору относительно его произведения принадлежат сле­дующие личные неимущественные права:

1) право авторства право быть признанным автором произведения.

Пра­во авторства охраняется бессрочно, принадлежит только автору и по на­следству не переходит;

2) право на имя право использовать или разрешать использовать произ­ведение с указанием подлинного имени автора, под псевдони­мом или анонимно, например: журналисты;

3) право на защиту репутации право на защиту произведения от искажения или иного посягательства, способного нанести урон чести и достоинству автора (т.е.при публичном исполне­нии или полном использовании произведения без согласия автора нельзя вносить какие-то изменения ни в содержание произведения, ни в обозна­чение имени автора);

4) право на обнародование право обнародовать или разрешать обнародовать произ­ведение в любой форме. Право на обнародование действует в течение 50 лет после смерти автора и переходит по наследству.

5) право на отзыв автор имеет право отказаться от ранее принятого реше­ния об обнародовании произведения, за исключением служеб­ных произведений.

Имущественные права автора(правообладателя) дают исключительное право выполнять(или разрешать выпол­нять) следующие действия:

1) воспроизведение произведения;

2) распространение оригинала или экземпляров произведе­ния посредством продажи или иной передачи права собствен­ности;

3) прокат оригиналов или экземпляров компьютерных про­грамм, баз данных и так далее независимо от принадлежности права собственности на оригинал или экземпляры упомянутых произведений;

4) импорт экземпляров произведения;

5) публичный показ оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения;

7) передачу произведения в эфир;

8) иное сообщение произведения для всеобщего сведения;

9) перевод произведения на другой язык;

10) переделку или иную переработку произведения (в ре­зультате чего может появиться юридически значимое производ­ное произведение).

Автор, согласно законодательству, имеет право на автор­ское вознаграждение за каждый вид использования произведе­ния (независимо от того, является он правообладателем или нет).

Однако авторы служебных произведений, имуществен­ные права на которые в силу нормы статьи 14 Закона Респу­блики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» принадлежат нанимателю, не могут претендовать на получе­ние авторского вознаграждения.

Без согласия автора и без выплаты авторского вознаграж­дения, но с обязательным указанием автора произведения и источника заимствования, в соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», допускаются следующие действия:

1) цитирование и использование отрывков из опубликован­ных произведений в качестве иллюстраций;

2) воспроизведение в газетах речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений, а также статей по теку­щим вопросам (если это специально не запрещено автором);

3) сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий произведений, увиденных или услышанных в ходе таких событий;

4) воспроизведение или доведение до всеобщего сведения произведений архитектуры, изобразительного искусства, фо­тографий, которые постоянно расположены в месте, открытом
для свободного посещения (за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом тако­го воспроизведения или сообщения для всеобщего сведения или используется в коммерческих целях);

5) исполнение музыкальных произведений во время офи­циальных, религиозных и ритуальных церемоний (в объеме, обусловленном их характером).

В Законе Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» определены условия, в соответ­ствии с которыми допускается без согласия автора или иного обладателя авторского права и без выплаты авторского возна­граждения, но с обязательным указанием автора произведения и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре библиотеками или архивами:

правомерно опубликованных произведений для замены утраченных, уничтоженных, ставших непригодными для ис­пользования экземпляров;

в учебных или исследовательских целях (в том числе и общеобразовательными учреждениями для учебных заня­тий) — отдельных статей или малообъемных произведений,
правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, отрывков из правомерно опублико­ванных письменных произведений.

Белорусским законодательством установлены следующие сроки действия авторского права:

—право авторства, права на имя и на защиту репутации ав­тора — охраняются бессрочно;

— имущественные права — действуют в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти;

— имущественные права на произведение, созданное в со­авторстве, — действуют в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

По истечении срока действия имущественных прав на объ­екты авторского права или смежных прав эти объекты перехо­дят в общественное достояние и могут свободно использовать­ся любым физическим или юридическим лицом без выплаты вознаграждения, однако при условии соблюдения личных не­имущественных прав.

Авторское право переходит по наследству, кроме права на авторство, права на имя и права на защиту репутации автора.

Предметом регулирования смежного правав соответ­ствии со статьей 990 Гражданского кодекса Республики Бела­русь является регулирование отношений, возникающих в связи с созданием и использованием таких объектов смежных прав, как исполнения, постановки, передачи организаций эфирного и кабельного вещания.

Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смеж­ных правах» предусмотрена охрана смежных прав, субъектами которых являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания.

Субъекты смежных прав — исполнители (певцы, музыкан­ты, другие лица) и производители фонограмм — для оповеще­ния о своих имущественных правах используют знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и состоит из трех элементов:

1) латинской буквы «Р» в окружности;

2) имени (наименования) обладателя исключительных иму­щественных прав;

3) года первого опубликования фонограммы.
Законодательством определены сфера действия смежных прав и права обладателей смежных прав. Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смеж­ных правах» установлен срок охраны смежных прав. В целях охраны прав субъектов смежного права в течение 50 лет (начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала отсчета срока) действуют имущественные права:

— исполнителя — с момента первой записи исполнения;

— в отношении производителя фонограмм — после первого опубликования фонограммы или в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в тече­ние этого срока;

— в отношении организации эфирного или кабельного ве­щания — с момента осуществления передачи в эфир или по ка­белю соответственно.

Истечение срока действия имущественных прав на объекты смежных прав означает переход этих объектов в общественное достояние.

Личные неимущественные права исполнителя, к которым относятся право на имя и право на защиту исполнения от вся­кого искажения или любого иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя (право на защиту репутации), право на использование исполнения в лю­бой форме (включая право на получение вознаграждения за каждый вид его использования, охраняются бес­срочно.

Исключительное право на использование исполнения озна­чает право осуществлять или разрешать осуществлять следу­ющие действия:

— передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение, если используемое для такой передачи исполнение не было ранее передано в эфир или не осущест­вляется с использованием записи;

— записывать ранее незаписанное исполнение;

— воспроизводить запись исполнения (за исключением ого­воренных Законом случаев);

— передавать в эфир или по кабелю запись исполнения, если первоначально эта запись была произведена не для коммерче­ских целей;

— распространять оригинал или экземпляры исполнения, записанного на фонограмму, посредством продажи или иной передачи права собственности;

— сдавать в прокат оригинал или экземпляры записанного на фонограмму исполнения;

— сообщать для всеобщего сведения исполнение, записан­ное на фонограмму, по проводам или средствами беспроволоч­ной связи таким образом, чтобы представители публики могли
осуществлять к нему доступ из любого места в любое время по их собственному выбору.

Производителю фонограммы в отношении его фонограммы принадлежат исключительные права на ее использование в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы.

Исключительное право на использование фонограммы озна­чает право осуществлять или разрешать осуществлять следу­ющие действия:

— воспроизводить (прямо или косвенно) фонограмму;

— переделывать или иным способом перерабатывать фоно­грамму;

— распространять оригинал или экземпляры фонограммы посредством продажи или иной передачи права собственности;

— импортировать экземпляры фонограммы в целях распро­странения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы;

— сдавать в прокат оригинал или экземпляры фонограммы;

— доводить до всеобщего сведения фонограмму по проводам или средствам беспроволочной связи таким образом, что­ бы представители публики могли осуществлять доступ к ним из любого места в любое время по их собственному выбору [1, ст. 32].

Исключительное право организации эфирного и кабельного вещания означает право осуществлять или разрешать осущест­влять следующие действия [1, ст. 34, 35]:

— передавать в эфир организации передачу эфирного и ка­бельного вещания другой организацией эфирного вещания;

— сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю;

— воспроизводить запись передачи;

— сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом;

— распространять среди публики записи передачи или эк­земпляры записи передачи посредством продажи, проката или иной передачи права собственности.

Защита авторских и смежных прав

Общие положения. Под защитой авторских и смежных прав понимается совокупность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспаривании. Действующее законодательство содержит достаточно подробную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав.

К сожалению, далеко не все возможности, заложенные в нормах права, реализуются на практике. Количество нарушений авторских и смежных прав остается высоким, а большинство нарушителей избегает ответственности. Причины этого явления носят комплексный характер и, в частности, кроются в менталитете населения, общем низком уровне правопорядка в стране, неосведомленности авторов о своих правах и способах их защиты, дефиците квалифицированных специалистов, способных оказать авторам и обладателям смежных прав правовую помощь, недостатках действующего законодательства и т.д. Авторские и смежные права нарушаются не только частными юридическими лицами, но и государственными организациями, в бюджетах которых нередко даже не предусматриваются средства, предназначенные для выплаты авторского гонорара. Особенно часто нарушаются права иностранных авторов и организаций, на что, к сожалению, практически не обращают внимания органы правопорядка. В этих условиях знание форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав, которыми могут воспользоваться потерпевшие, оставляемые, как правило, один на один с правонарушителями, приобретает особую актуальность.

Субъектами права на защиту являются прежде всего сами авторы произведений науки, литературы и искусства, обладатели смежных прав, а также их наследники и иные правопреемники. При жизни автора по общему правилу только он сам или его уполномоченный представитель может выступать с требованием о защите нарушенных или оспариваемых прав. Права на произведения, созданные несколькими соавторами, могут защищаться всеми ими сообща или каждым из них в отдельности.

После смерти автора требования, вытекающие из нарушения его авторства, неправильного указания имени автора, неприкосновенности произведения, могут быть заявлены наследниками автора, лицом, на которое автор в завещании возложил охрану своих произведений после смерти, а также авторско-правовой организацией или прокурором. Нарушения, затрагивающие имущественные права наследников, дают последним право на защиту их имущественных интересов.

Если автор или его наследники по авторскому договору об отчуждении исключительных имущественных прав переуступили свои права приобретателю, защита нарушенных прав осуществляется им самим. При заключении лицензионного договора предполагается, что право на защиту сохраняется за автором. Лишь в том случае, когда нарушение третьими лицами имущественных прав, на использование которых выдана исключительная лицензия, затрагивает права лицензиата, он может воспользоваться теми же возможностями защиты, которыми располагают сами правообладатели (ст. 1254 ГК)*(190). Имущественные права авторов и обладателей смежных прав, которые передали полномочия на управление ими специально созданным для этого организациям, защищаются этими организациями. Такие организации вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе. Аккредитованная организация (ст. 1244 ГК) вправе предъявлять требования в суде, необходимые для защиты прав, управление которыми осуществляет такая организация, также от имени неопределенного круга правообладателей.

Нарушителем авторских и смежных прав является любое физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований, установленных действующим авторским законодательством. Нарушение прав может произойти как в рамках авторского или иного договора, имеющего дело с творческим произведением или объектом смежного права, так и вне рамок заключенных договоров. Если нарушены условия авторского договора, применяются санкции, предусмотренные договором. При внедоговорном нарушении, а также тогда, когда в договоре не указаны конкретные санкции, потерпевший может воспользоваться теми мерами защиты, которые установлены действующим законодательством.

Защита авторских и смежных прав может осуществляться как в юрисдикционной, так и в неюрисдикционной форме. В рамках юрисдикционной формы, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты. По общему правилу защита авторских и смежных прав, а также охраняемых законом интересов их обладателей осуществляется в судебном порядке. В качестве средства защиты выступает иск, т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения — с другой.

Специальным порядком защиты авторских и смежных прав является административный порядок их защиты (ст. 11 ГК). Он применяется в виде исключения из общего правила, т.е. только в прямо указанных в законе случаях. В настоящее время в области авторских и смежных прав таких случаев не предусмотрено. Однако, опираясь на общие правила, потерпевший может по своему усмотрению обратиться за защитой своих нарушенных прав в вышестоящий орган ответчика (если таковой имеется), в творческий союз или в антимонопольный орган. Средством защиты в данном случае является не иск, а жалоба, порядок подачи и рассмотрения которой регламентированы административным законодательством.

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты достаточно узок и, по сути, сводится к возможности отказа совершать определенные действия в интересах неисправного контрагента: например, автор вправе отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо от исполнения договора в целом в случае его недействительности.

Наибольшую практическую значимость среди форм и видов защиты имеет гражданско-правовая защита авторских и смежных прав, реализуемая в рамках юрисдикционной формы. Она обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты.

Как правило, потерпевший может воспользоваться не любым, а вполне конкретным способом защиты своего права. Зачастую способ защиты нарушенного права либо прямо определен специальной нормой закона, либо вытекает из характера нарушенного права и совершенного нарушения. Так, если при опубликовании произведения искажено имя его автора, он может требовать лишь внесения соответствующих исправлений. Чаще, однако, обладателю нарушенного права предоставляется возможность выбора среди допустимых способов защиты. Обратимся к их краткому анализу.

Необходимость в применении такого способа защиты, как признание авторского или смежного права, возникает тогда, когда наличие у лица данного права подвергается сомнению, авторское или смежное право оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий. Неопределенность существования авторского или смежного права зачастую приводит к невозможности его использования или, по крайней мере, затрудняет такое использование. Например, если произведение опубликовано автором анонимно или под псевдонимом, может возникнуть необходимость подтверждения в судебном порядке авторства на это произведение, без чего невозможно ни передать права на использование произведения, ни защитить их в случае нарушения. Признание права авторства как раз и является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания условий для реализации иных прав и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих их нормальному осуществлению.

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, применяется в тех случаях, когда авторское или смежное право в результате нарушения не прекращает своего существования и может быть реально восстановлено путем устранения последствий правонарушения. Например, автор, обнаруживший, что в ходе подготовки его произведения к опубликованию или в процессе его использования в него внесены не согласованные с ним изменения, может потребовать восстановления произведения в его первоначальном виде.

В тех случаях, когда произведение уже обнародовано, восстановить нарушенные авторские права в полном объеме уже невозможно. Однако для защиты своих нарушенных интересов и частичного восстановления прав автор может потребовать публикации сведений о допущенном нарушении.

Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, как и признание права, может применяться в сочетании с другими способами защиты, например взысканием убытков, или иметь самостоятельное значение. Так, в случае бездоговорного использования произведения его автор может потребовать как запрещения его дальнейшего использования, так и возмещения убытков, которые им понесены в связи с таким использованием. Однако интерес автора может выражаться и в том, чтобы лишь прекратить (пресечь) нарушение его прав на будущее время или устранить угрозу их нарушения. Типичными примерами реализации данного способа защиты являются наложение запрета на выпуск произведения в свет, запрещение дальнейшего распространения произведения, запрет на использование перевода или переработки и т.п.

Возмещение убытков, в том числе взыскание с нарушителя незаконно полученного дохода или выплата им компенсации в твердой сумме, представляет собой один из наиболее действенных способов защиты авторских и смежных прав. В данном случае имущественный интерес потерпевшего удовлетворяется за счет денежной компенсации понесенных им имущественных потерь. При этом такая компенсация может быть либо прямо увязана с размером причиненного вреда (возмещение убытков), либо связана с ним лишь косвенным образом (взыскание незаконного дохода), либо вообще относительно независима от него (выплата компенсации).

В соответствии с п. 1 ст. 1252 ГК основной формой компенсации причиненного потерпевшему ущерба является возмещение убытков. Убытки взыскиваются в полном объеме, т.е. и в виде реального ущерба, и в виде упущенной выгоды. Примером реального ущерба являются расходы, затраченные потерпевшим на устранение искажений произведения или на восстановление материального носителя, который поврежден или уничтожен нарушителем авторских прав. Упущенной выгодой выступают те не полученные потерпевшим доходы, которые он мог бы получить при нормальном осуществлении своего авторского или смежного права.

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, потерпевший вправе потребовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (абз. 2 п. 2 ст. 15 ГК). В данном случае ответственность нарушителя существенно повышается, так как потерпевший может взыскать с нарушителя весь незаконный доход, а не только извлеченную им прибыль. Напротив, положение потерпевшего облегчается, поскольку доказать размер дохода нарушителя по общему правилу гораздо проще, чем обосновать свою упущенную выгоду. В частности, это может быть сделано расчетным путем, исходя, например, из объема тиража и стоимости одного экземпляра произведения или фонограммы.

Обладатели нарушенных авторских или смежных прав могут поступить еще проще, потребовав от нарушителя выплаты компенсации в твердой сумме:

в размере от 10 тыс. рублей до 5 млн рублей, определяемом по усмотрению суда. При определении конкретного размера компенсации судом должны учитываться предполагаемый размер убытков потерпевшего, размер извлеченных нарушителем доходов, степень его вины и иные обстоятельства дела с учетом требований разумности и справедливости;

в двукратном размере стоимости экземпляров произведения (фонограммы) или в двукратном размере стоимости права использования произведения (объекта смежного права), определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения или объекта смежного права (ст. 3001, 1312 ГК).

Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков. Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо за допущенное правонарушение в целом.

Рассмотренные способы защиты прав авторов и обладателей смежных прав являются лишь основными и не исчерпывают собой всех возможных мер, которыми могут воспользоваться потерпевшие.

Кроме того, к нарушителям авторских и смежных прав могут быть применены некоторые дополнительные санкции, носящие административно-правовой характер. Так, согласно п. 4, 5 ст. 1252 ГК контрафактные экземпляры произведений и фонограмм, а также оборудование, прочие устройства и материалы, главным образом используемые или предназначенные для совершения нарушения исключительных прав, по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если законом не предусмотрено их обращение в доход Российской Федерации.

В целях более эффективной защиты прав потерпевших закон предусматривает возможность применения обеспечительных мер по делам о нарушении авторских и смежных прав. В частности, суд может запретить ответчику или лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт либо иное использование, а также транспортировку, хранение или владение) в целях введения в гражданский оборот экземпляров произведения и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными; суд может наложить арест на все экземпляры произведения (фонограммы), в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения, и т.д. (ст. 1302 ГК).

Технические средства охраны авторских и смежных прав. Ими признаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению или объекту смежных прав, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены правообладателем в отношении произведения или объекта смежных прав.

В отношении произведений и объектов смежных прав не допускаются:

1) осуществление без разрешения правообладателя действий, направленных на то, чтобы устранить ограничения использования произведения или объекта смежных прав, установленные путем применения технических средств защиты авторских и смежных прав;

2) изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любой технологии, любого технического устройства или их компонентов, использование таких технических средств в целях получения прибыли либо оказание соответствующих услуг, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторских и смежных прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав (п. 2 ст. 1299, 1309 ГК).

В случае совершения указанных выше нарушений правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации в соответствии со ст. 1301 ГК, кроме случаев когда законом разрешено использование произведения или объекта смежных прав без согласия правообладателя.

В целях охраны авторских и смежных прав использование соответствующих объектов нередко сопровождается специальной информацией об авторских или смежных правах. Согласно п. 1 ст. 1300, ст. 1310 ГК информацией об авторском и смежном правах признается любая информация, которая идентифицирует произведение, объект смежного права или правообладателя, либо информация об условиях использования произведения или объекта смежного права, которая содержится на соответствующем материальном носителе, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением этих объектов до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.

В отношении произведений и объектов смежных прав не допускаются:

1) удаление или изменение без разрешения правообладателя информации об авторском или смежном праве;

2) воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведений и объектов смежных прав, в отношении которых без разрешения правообладателя была удалена или изменена информация об авторском или смежном праве.

Совершение указанных нарушений влечет возможность применения нарушителям таких же санкций, которые установлены за устранение и обход технических средств охраны авторских и смежных прав.

§ 7. Охрана произведений российских авторов
и обладателей смежных прав за рубежом

Общие положения. По общему правилу действие авторских и смежных прав ограничивается территорией того государства, в котором произведение или объект смежного права были созданы и (или) обнародованы. Это означает, что в других государствах они могут свободно использоваться без выплаты автору или обладателю смежного права вознаграждения. Произведение и объект смежного права, охраняемые на территории одного государства, получают охрану на территории другого государства, если между этими государствами заключен двусторонний договор или оба эти государства являются участниками многостороннего соглашения о взаимном признании и охране авторских и смежных прав. Таким образом, первый вопрос, который возникает при рассмотрении проблемы охраны произведений и объектов смежных прав российских правообладателей за рубежом, заключается в выяснении того, связывают ли Россию и иностранное государство, на территории которого будет использоваться соответствующий объект, взаимные обязательства в области авторских и смежных прав.

Если таких обязательств не существует, определенные гарантии соблюдения авторских и смежных прав могут быть обеспечены лишь конкретным договором. Однако в этом случае обязанности перед правообладателем будет нести только его контрагент по договору. Третьи лица, как правило, могут свободно использовать произведение или объект смежного права, если только законодательство соответствующей страны не гарантирует охрану всех без исключения произведений и объектов смежных прав.

Когда права российских правообладателей признаются на территории иностранного государства, объем их субъективных прав определяется не российским законодательством, а законами данного иностранного государства и правилами международных договоров. Бернская и Римская конвенции исходят из принципа национального режима, в соответствии с которым иностранным правообладателям — гражданам государств, которые участвуют в указанных Конвенциях, предоставляется такой же объем прав, какой признается за авторами (обладателями смежных прав) — гражданами соответствующего государства. В разных странах объем и содержание этих прав не совпадают. Правда, для стран, участвующих в названных Конвенциях, эти различия не столь существенны, так как само участие государства в этих Конвенциях означает необходимость закрепления во внутреннем законодательстве определенного минимального уровня охраны авторских и смежных прав.

Поскольку охрана таких объектов смежных прав, как содержание баз данных и публикации необнародованных произведений, перешедших в общественное достояние, не обеспечивается международными конвенциями, их охрана за рубежом возможна лишь на началах взаимности.

Охрана произведений российских авторов в странах ближнего зарубежья обеспечивается на основе Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г. В соответствии с названным Соглашением государства-участники приняли на себя обязательство обеспечить на своих территориях выполнение международных обязательств, вытекающих из участия бывшего СССР во Всемирной конвенции об авторском праве (в ред. 1952 г.), исходя из того, что дата вступления в силу указанной Конвенции для бывшего СССР (27 мая 1973 г.) является датой, с которой каждое государство-участник считает себя связанным ее положениями.

В настоящее время названное Соглашение утратило актуальность в связи с присоединением большинства государств ближнего зарубежья к Бернской и Римской конвенциям, которыми и обеспечивается охрана прав российских авторов и обладателей смежных прав в этих государствах.

Передача произведений российских авторов для использования за рубежом. В течение долгого времени российские авторы были практически лишены возможности самостоятельно решать вопросы, связанные с предоставлением прав зарубежным пользователям. В соответствии с законодательством бывшего СССР передача авторских прав за рубеж производилась только через Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП). В случае нарушения данного порядка авторский договор, самостоятельно заключенный с иностранным пользователем, признавался ничтожным. В этой связи права иностранного пользователя не охранялись на территории СССР, а доходы, полученные автором, считались незаконными.

В настоящее время российские авторы и обладатели смежных прав распоряжаются принадлежащими им правами самостоятельно, в том числе могут свободно передавать их зарубежным пользователям. Соответствующие договоры с ними заключаются в общем порядке и могут подчиняться по выбору сторон российскому или иностранному праву. При отсутствии соглашения о подлежащем применению праве действует российское право как право страны, где имеет место жительства или основное место деятельности сторона, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора.

Размер вознаграждения за использование произведений и объектов смежных прав за рубежом определяется договором. Гонорары, полученные российскими авторами и обладателями смежных прав, учитываются в составе их совокупного годового дохода и подлежат налогообложению.

Глава 57. Патентное право

Объекты патентного права

Понятие и признаки изобретения. В качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств) (абз. 1 п. 1 ст. 1350 ГК). Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

В понятие техническое решение задачи» как родовой признак изобретения традиционно вкладывается двоякий смысл. С одной стороны, изобретательское предложение должно не просто ставить ту или иную задачу, а указывать конкретные пути и средства ее решения. С другой стороны, требуется, чтобы решение задачи было именно техническим, а не каким-либо иным, в частности организационным или экономическим. При этом акцент делается не на самой задаче, а на сущности ее решения. Иными словами, с помощью изобретения может решаться любая практическая задача не только в области техники, но и в сферах сельского хозяйства, культуры, обороны, образования и т.п., однако исключительно техническими средствами.

В течение многих лет возможные виды технических решений раскрывались в российском законодательстве через понятие объект изобретения. Им могло быть устройство, способ, вещество, а также предложения по использованию указанных объектов по новому назначению. С принятием в 1992 г. Патентного закона РФ к числу объектов изобретений добавились штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных. Перечень объектов изобретений всегда определялся законодательством исчерпывающим образом.

В части четвертой Гражданского кодекса понятие «объект изобретения» отсутствует*(191). Вместо этого ст. 1350 ГК прямо указывает на то, что техническое решение должно относиться к продукту или способу, а также кратко раскрывает содержание этих понятий. Так, продукт может быть представлен устройством, веществом, штаммом микроорганизма, культурой клеток растений или животных, т.е. практически теми же видами технических решений, которые раньше признавались объектами изобретения. При этом указанный перечень, как видно из закона, лишь перестал быть исчерпывающим.

Подобный подход к раскрытию понятия изобретения следует приветствовать, поскольку он соединяет в себе как историческую традицию российского законодательства определять изобретение через техническое решение задачи, так и стремление сблизить российское определение изобретения с наиболее распространенным в мире пониманием изобретения как продукта или способа.

Итак, любое решение задачи, заявляемое в качестве изобретения, должно быть техническим, т.е. относиться к продукту или способу. Изобретения-продукты, в свою очередь, могут быть представлены в виде устройств, веществ, штаммов микроорганизмов, культур клеток растений или животных, а также представлять собой предложения по использованию указанных решений по новому назначению.

Под устройством понимается система расположенных в пространстве элементов, определенным образом взаимодействующих друг с другом. Для характеристики устройств используются конструктивные средства — наличие конкретных элементов, наличие связи между элементами, их взаимное расположение, формы выполнения элементов, материал, из которого они выполняются, и т.п.

К устройствам как объектам изобретений относятся машины, приборы, механизмы, инструменты, оборудование и т.п. По сравнению с другими видами технических решений изобретения-устройства обеспечивают наиболее действенный контроль за их фактическим использованием, что и определяет их относительную распространенность.

Вещество представляет собой искусственно созданное материальное образование, являющееся совокупностью взаимосвязанных элементов. Изобретения-вещества подразделяются на: 1) индивидуальные химические соединения, к которым также условно отнесены высокомолекулярные соединения и объекты генной инженерии; 2) композиции (составы, смеси, сплавы, керамика и т.д.); 3) продукты ядерных превращений (например, новые изотопы).

Штамм микроорганизма, культуры клеток растений или животных означает совокупность клеток, имеющих общее происхождение и характеризующихся одинаковыми устойчивыми признаками. Штаммы составляют основу биотехнологии и применяются в лечебных, профилактических целях, в качестве стимуляторов роста и т.д. Создание штаммов предполагает отыскание нужной среды для микроорганизмов, оптимального температурного режима, выявление средств, способствующих их росту и сохранению, и т.п.

К штаммам относятся индивидуальные штаммы (например, штаммы традиционных микроорганизмов — бактерии, микроскопические грибы, дрожжи и т.д.) и консорциумы микроорганизмов.

Что касается изобретений-способов, то к ним относятся процессы выполнения действий над материальными объектами с помощью материальных средств. Способ — это совокупность приемов, выполняемых в определенной последовательности и с соблюдением определенных правил. Для характеристики способов используются технологические средства — наличие определенной совокупности действий, порядок их выполнения (последовательно, одновременно, в различных режимах), условия осуществления действий и т.п.

Изобретения-способы подразделяются на: а) способы, направленные на изготовление продуктов; б) способы, направленные на изменение состояния предметов материального мира без получения конкретных продуктов (транспортировка, обработка и т.д.); в) способы, в результате применения которых определяется состояние предметов материального мира (контроль, измерение, диагностика и т.п.). Специфика изобретений-способов, направленных на изготовление продуктов, заключается в том, что действие патента, выданного на такой способ, распространяется и на продукт, изготовленный непосредственно этим способом (так называемая охрана способа через продукт).

Наряду с возможными видами технических решений закон указывает на те результаты умственной деятельности, которые не считаются изобретениями ввиду их нетехнического характера (п. 5, 6 ст. 1350 ГК). К ним, в частности, относятся открытия, а также научные теории и математические методы; решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей; правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности; программы для ЭВМ и топологии интегральных микросхем; решения, заключающиеся только в предоставлении информации; сорта растений и породы животных и др. Большинство названных достижений охраняется правом, но не как изобретения, а в качестве иных объектов интеллектуальной собственности, подпадая под действие либо норм авторского права (например, программы для ЭВМ, проекты зданий и сооружений), либо норм иных правовых институтов (например, топологии интегральных микросхем, новые сорта растений и породы животных).

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством изобретением считается всякий достигнутый человеком творческий результат, сущность которого состоит в нахождении конкретных технических средств решения задачи, возникшей в сфере практической деятельности.

Вопрос о том, охраняется ли данный результат законом, лежит в иной плоскости и сам по себе не играет решающей роли в признании того или иного предложения изобретением. Одни изобретения, которые отвечают предусмотренным законом требованиям, становятся в установленном порядке официально признанными объектами охраны; другие изобретения, которые таким требованиям не соответствуют или хотя бы и соответствуют, но не оформлены в установленном порядке, охраной не пользуются, хотя и не перестают быть из-за этого изобретениями. К числу последних могут быть, в частности, отнесены такие технические решения, которые не обладают объективной новизной, хотя и являются результатами самостоятельной творческой работы; решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали, и др.

Правовой охраной пользуются те изобретения, которые являются новыми, имеют изобретательский уровень и промышленно применимы. Рассмотрим указанные критерии охраноспособности изобретений более детально.

Техническое решение практической задачи, заявляемое в качестве изобретения, должно быть прежде всего новым. Признак новизны предъявляется к изобретениям во всем мире.

Закон определяет новизну как неизвестность изобретения из сведений об уровне техники (п. 2 ст. 1350 ГК). Далее раскрывается само понятие «уровень техники»: сведения об уровне техники включают любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения.

Данная формулировка позволяет акцентировать внимание на трех основных моментах. Во-первых, при исследовании новизны заявленного решения используются лишь общедоступные сведения, т.е. сведения, с которыми может ознакомиться любое заинтересованное лицо. При этом к общедоступным источникам информации, в частности, относятся: опубликованные описания к охранным документам; российские издания (с даты подписания в печать); другие издания (с даты выпуска в свет); отчеты о выполнении НИР и ОКР; материалы диссертаций; экспонаты, помещенные на выставках; устные доклады, лекции, выступления; сведения об открытом применении аналогичных решений и т.д. Напротив, всякого рода служебная, закрытая, секретная информация во внимание при исследовании новизны не принимается.

Из этого правила есть, однако, одно исключение. При исследовании новизны в сведения об уровне техники входят также ранее поданные неопубликованные заявки на изобретения и полезные модели других авторов, а также запатентованные в России изобретения и полезные модели. Совершенно очевидно, что эти заявки не могут относиться к общедоступным сведениям. Однако едва ли нужно доказывать необходимость их учета при исследовании новизны изобретения. Патентное право не допускает выдачи двух патентов на тождественные изобретения, патент выдается лишь по заявке, обладающей приоритетом. Поэтому закон подчеркивает, что сведения о ранее поданных заявках и запатентованных объектах учитываются, но исключительно при определении новизны. При оценке изобретательского уровня они во внимание не принимаются.

Во-вторых, при проверке новизны учитываются сведения, ставшие общедоступными не только в России, но и в зарубежных странах. Иными словами, новизна изобретения должна носить абсолютный мировой характер.

В-третьих, при определении новизны могут использоваться только те сведения, которые стали общедоступными до даты приоритета изобретения.

Таким образом, понятие новизны тесно связано с понятием приоритета. По общему правилу приоритет изобретения устанавливается по дате подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 1381 ГК).

Наряду с общим правилом определения приоритета закон содержит ряд специальных льготных правил, которые могут применяться при установлении приоритета в случаях, указанных в законе. Прежде всего речь идет о так называемом конвенционном приоритете, которым могут воспользоваться заявители из стран — участниц Парижской конвенции. В этом случае приоритет может быть установлен по дате подачи первой заявки в стране — участнице Конвенции при условии, что заявка на изобретение поступила в Патентное ведомство РФ в течение 12 месяцев с указанной даты (ст. 1382 ГК).

Кроме того, приоритет заявки может быть установлен:

а) по дате подачи более ранней заявки того же заявителя, если он заменяет одну заявку на другую, не меняя сущности заявленного решения;

б) по дате подачи дополнительных материалов, если в последующем эти дополнительные материалы оформлены в качестве самостоятельной заявки;

в) по дате подачи первоначальной заявки, если заявитель до принятия по ней решения выделяет из этой заявки другую, самостоятельную заявку, и т.д.

Защита авторских и смежных прав

Понятие авторских и смежных прав. Защита авторских и смежных прав. Гражданско–правовые способы защиты авторских и смежных прав. Авторский договор и его значение. Управление имущественными правами на коллективной основе. Понятие авторства и Интернет.

Читайте также:

  1. II. Порядок и условия проведения конкурса
  2. II. Условия и порядок проведения фестиваля.
  3. II. Условия Конкурса
  4. II. Условия предоставления коммунальных услуг
  5. II.Условия предоставления услуг.
  6. III. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ, СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СМИ
  7. III. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 10.09.2008
Размер файла 59,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

« ___» _______________ 2007г.

по дисциплине «Гражданское право»

Защита авторских и смежных прав

Автор работы Васильева Д.В.

Руководитель работы Ельникова Е.В.

Работа защищена « ___» ___________ 2007г. Оценка _____________

Члены комиссии 1. __________________

1. Понятие авторских и смежных прав

2. Защита авторских и смежных прав.

2.1. Понятие защиты и его общая характеристика

2.2. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав

2.3.Авторский договор и его значение

2.4. Управление имущественными правами на коллективной основе

3. Проблемы реализации авторских и смежных прав

3.1. Контрафактная продукция как наиболее острая проблема реализации

4. Авторство и Интернет

5. Административно — правовая и уголовно-правовая защита авторских и смежных прав

Современная жизнь состоит из задач. Их решения должны быть не только правильными, но и оригинальными, иначе нельзя было бы говорить о постоянном процессе развития человечества. Поэтому не последнее место в нашей жизни занимает творчество. Одним из важных условий развития литературы, науки и искусства является признание за создателями творческих произведений и лицами, которые правомерно их используют, определённых гражданских прав, а также обеспечение их надёжной правовой защитой. .В этой работе речь пойдёт об авторских и смежных с ними правах.

Однако сегодня авторские и смежные права часто нарушатся и нуждаются в усиленной защите. Поэтому цель данной работы — рассмотреть главные особенности авторских и смежных прав, а также изучить конкретные способы их защиты.

Для детального рассмотрения данной темы необходимо выполнить ряд задач.

Изучение проблемы защиты интеллектуальной собственности, в частности авторских и смежных с ними прав, начинается с определения понятия и перечисления авторских и смежных прав в соответствии с законодательством РФ. В этой же главе даётся краткая характеристика этих прав.

Вторая глава посвящена защите авторских и смежных прав в целом и в частности. Сначала рассматривается понятие защиты и её общая характеристика. Детального рассмотрения требуют способы защиты интеллектуальной собственности, особенно гражданско-правовые, так как имеют самое прямое отношение к изучаемому предмету, а их рассмотрение является собственно целью курсовой работы. Кроме того в этой же главе обозначены наиболее значимые моменты, касающиеся авторского договора как немаловажного способа обеспечения защиты авторского права. И в заключение главы в общих чертах гоорится об управлении имущественными правами, в частности авторскими или смежными, на коллективной основе, значение которого в последнее время неумолимо растёт.

В третьей главе говорится о самом распространённом нарушении авторских прав — о контрафакте, а также об острой проблеме пиратства, которая чрезвычайно «популярна» на сегодняшний день.

Четвёртая глава посвящена весьма важной проблеме авторства в сети Интернет. Необходимость включения данного вопроса в курсовую работу обусловлена его несомненной актуальностью в современном мире, где любая интеллектуальная собственность, попавшая в Интернет, практически всегда становится достоянием общественности и авторство в данном случае доказать крайне сложно.

Наконец в последней главе в общих чертах обрисованы административно-правовые и уголовно-правовые способы защиты интеллектуальной собственности. Этим способам посвящена именно последняя глава, так как они не имеют непосредственного отношения к гражданскому праву, однако также, как и гражданско-правовые — являются способами защиты авторских и смежных прав.

Таким образом, в данную курсовую работу включены основные вопросы, касающиеся авторских и смежных прав и их защиты. И тем не менее нельзя в достаточной мере освятить все особенности такой защиты, так как для этой цели недостаточно объёма курсовой. Такая тема требует более основательного и подробного изучения, поскольку является актуальной и важной на сегодняшний день.

1. Понятие авторских и смежных прав

Авторские права — это интеллектуальные права на произведение науки, литературы и искусства.

В настоящее время, в соответствии со статьёй 1255 Гражданского кодекса, к авторским правам относятся:

1. исключительное право на произведение — право на результат интеллектуальной деятельности;

2. право авторства — право признаваться автором произведения;

3. право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под псевдонимом или анонимно.

4. право на неприкосновенность произведения — недопустимость внесения изменений в произведение без согласия автора;

5. право на обнародование произведения — право сделать произведение доступным для всеобщего сведения путём опубликования, публичного показа, исполнения и т.д.

В некоторых случаях, также предусмотренных Кодексом, к авторским правам ещё относятся право на вознаграждение, на отзыв, право следования, доступа к произведениям изобразительного искусства. Автором результата интеллектуальной деятельности признаётся гражданин, творческим трудом которого был создан этот результат. Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внёсшие личного творческого вклада создание такого результата, в том числе оказавшие его автору техническое, консультативное, организационное или материальное содействие или помощь, либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением таких работ. Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен. Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух или более граждан (соавторство), принадлежит соавторам совместно. Авторские права — это имущественные и личные неимущественные права.

К смежным правам относятся:

1. право на исполнение — исключительное право на исполнение, право признаваться автором исполнения, право на указание своего имени на экземплярах фонограммы, право на неприкосновенность исполнения, т.е. защиту исполнения от всякого искажения;

2. право на фонограмму — исключительное право изготовителя на фонограмму, право на указание своего имени на экземплярах, право на защиту фонограммы от искажения при её использовании, право на обнародование фонограммы;

3. право организаций эфирного и кабельного вещания — право использовать сообщение в эфир любыми не противоречащими закону способами;

4. право изготовителя базы данных — право извлекать из базы данных материалы и использовать их в любой форме и любыми способами, п также право на указание своего имени на экземплярах.

5. право публикатора на произведение науки , литературы и искусства — исключительное право на обнародование, право на указание своего имени на экземплярах.

Исполнителям в отношении их исполнений или постановок принадлежат исключительные смежные права: ичные неимущественные — право на имя, право на защиту исполнения или постановки;имущвенные — право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки Обладатель смежных прав вправе использовать результат своей деятельности по своему усмотрению любым законным способом. Он может разрешить или запретить другим использование такого результата, однако отсутствие запрета не считается согласием. Смежные права возникают в силу факта создания результата интеллектуальной деятельности. Исполнитель имеет исключительное право использовать и разрешать использовать исполнение путем воспроизведения. Это право он может передать по договору производителю фонограммы либо организации эфирного или кабельного вещания. В таком случае договор производителя фонограммы либо организации эфирного или кабельного вещания с исполнителем должен устанавливать объем переданных прав. При этом следует учитывать, что прямо не переданные по договору права исполнителя считаются непереданными. Ржиссер-постановщик спектакля приравнивается к исполнителю. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 19 июля 2006г. №15

Права исполнителя, как и права вещательных организаций, действуют в течение 50 лет после первого исполнения, постановки или передачи в эфир. Исключение составляют право на имя и на защиту исполнения от всякого искажения либо иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя. Эти права охраняются бессрочно.

Наряду с обладателями таких прав, ими могут воспользоваться и их правопреемники, в том числе наследники. Гражданское право. Том I. Под ред. Е.А.Суханова.- М., 2005.- 496 с.

Соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности является одним из главных показателей развития общества. Принятые с 1992 по 2004 год законы об авторском праве и смежных правах способствовали тому, что произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав стали выгодными объектами гражданского оборота. Одновременно законодательством определен баланс прав авторов и интересов общества, в частности, в области образования, научных исследований и доступа к информации. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 19 июля 2006г. №15

Таким образом, критерием разграничения авторских и смежных прав служит характер деятельности соответствующих субъектов. Деятельность автора является творческой, так как она направлена на создание нового произведения, а деятельность исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного или кабельного вешания характеризуется оригинальностью, выраженной в уникальности способов и приёмов, мастерства тех или иных субъектов, с помощью которых авторские произведения становятся доступными для массового восприятия публикой. Фролова О. Понятие и правовая природа субъективных смежных прав // Хозяйство и право 2007, №7,- с.93-100

Объекты авторского права и (или) смежных прав не могут приносить правообладателям прибыль, а государству налоги, если они не обеспечиваются специальной правовой охраной со стороны государственных органов.

В связи с этим к одной из важных задач в деятельности судов общей юрисдикции относится защита интеллектуальной собственности, составной частью которой являются авторское право и смежные права. Особую роль в этом играет правоприменительная практика, которая является реальным механизмом защиты этих прав. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 19 июля 2006г. №15

Речь об этом пойдёт в следующей главе.

2. Защита авторских и смежных прав

2.1 Понятие защиты и его общая характеристика

В соответствии со сложившейся в российской юридической науке традицией понятием «защита авторских и смежных прав» охватывается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании. В общем виде право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права. Действующее законодательство содержит достаточную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав. Сергеев А.П. Право интеллектуальная собственность в Российской Федерации. М.,2006, — 752с

Вместе с тем широкое использование результатов творческой деятельности сопровождается негативными последствиями, которые в настоящее время являются острой проблемой в связи с высоким уровнем незаконного использования этих результатов. Одним из самых распространенных правонарушений в сфере авторского права и смежных прав является воспроизведение контрафактных экземпляров произведений, а также фонограмм и их незаконная реализация. Все большую угрозу правообладателям представляет незаконное размещение произведений и фонограмм в телекоммуникационных сетях, в частности, в сети Интернет и сети сотовой связи. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 19 июля 2006г. №15

Однако, к сожалению, не все возможности, заложенные в нормах права, реализуются на практике. Многолетний опыт показывает, что авторские дела в судах составляют весьма незначительный процент среди других гражданских дел, хотя в последние годы он неуклонно растёт. Конечно, многие дела так и не доходят до суда, а разрешаются ещё в процессе досудебного регулирования. Причинами этого являются и низкий уровень правопорядка, и неосведомлённость авторов о своих правах, и фактическое отсутствие квалифицированных специалистов и т.д. Сергеев А.П. Право интеллектуальная собственность в Российской Федерации. М.,2006, — 752с.

Установленные законом авторские и смежные нарушаются и нуждаются в защите. В целях активации борьбы с интеллектуальным пиратством Правительством РФ создана Комиссия по защите интеллектуальной собственности.

Обычно нарушители, в качестве которых выступают как физические, так и юридические лица, незаконно изготавливают и распространяют экземпляры, т.е. копии произведений и фонограмм на различных материальных носителях. Указанные копии именуются контрафактными экземплярами. К их числу относятся не только копии, сделанные в Российской Федерации, но и экземпляры охраняемых в Российской Федерации произведений и фонограмм, незаконно, т.е. без согласия правообладателей, импортируемые в Россию из страны, в которой они либо никогда не охранялись, либо уже перестали охраняться. Сергеев А.П. Право интеллектуальная собственность в Российской Федерации. М.,2006, — 752с.

Право на защиту нарушенных прав утрачивается, если обладатели авторских или смежных прав приобрели их с нарушением установленного законом порядка либо осуществляют их исключительно с намерением причинить вред другому лицу или допускают злоупотребление ими в иной форме. Так, например, суд может отказать в защите авторских прав тем из соавторов или наследников, которые не дают своего согласия на переиздание произведения, руководствуясь при этом исключительно желанием причинить вред другим соавторам или наследникам. Сергеев А.П. Право интеллектуальная собственность в Российской Федерации. М.,2006, — 752с.

Для защиты исключительных прав используются различные методы и способы, которые могут рассматриваться в рамках двух форм защиты — юрисдикционной и неюрисдикционной.

В первом случае процедура защиты жёстко определена законом. Ограничиваются здесь и возможности действия лица, обратившегося за защитой, поскольку применение мер осуществляется государственным органом. К юрисдикционной форме защиты относятся все гражданско-правовые, а также административно- и уголовно-правовые способы защиты.

Во втором случае свобода действий правообладателя намного шире, но и здесь существуют установленные законом рамки поведения.

К такой форме защиты можно отнести самозащиту, например, заключение авторского договора, и применение мер оперативного воздействия.

2.2. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав

Способы защиты — это предусмотренные законодательством правовые средства, с помощью которых могут быть достигнуты пресечение, предотвращение, устранение нарушений права, его восстановление и компенсация потерь, вызванных нарушением права. Способы защиты авторских прав в России, в зависимости от того, к области каких правовых отношений они относятся, могут быть разделены по типам на: гражданско-правовые, уголовно-правовые и административно-правовые. Наибольшую эффективность и практическую значимость имеют гражданско-правовые способы защиты, реализуемые обычно в рамках юрисдикционной формы защиты. В гражданском законодательстве РФ можно выделить два уровня регулирования способов защиты гражданских прав.

Первый уровень состоит в определении таких способов защиты, которые носят универсальный характер и могут быть применены для защиты любого субъективного гражданского права. Данные способы защиты установлены в ст.12 ГК РФ:

Второй уровень регулирования заключается в установлении способов защиты, применяемых только для защиты конкретных видов гражданских прав или защиты от конкретных правонарушений. Применительно к нарушениям авторских прав, такие способы предусмотрены ст.49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» 1993г. Климова Л.В. Защита авторских прав в РФ//Закон и право.2007,№ 3 — с.70-72

Необходимость в данном способе защиты возникает тогда, когда наличие у лица авторского или смежного права подвергается сомнению, авторское или смежное право оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий. Зачастую неопределённость авторского или смежного права приводит к невозможности его использования или, по крайней мере, затрудняет такое использование. Например, если произведение опубликовано автором анонимно или под вымышленным именем, может возникнуть необходимость подтверждения в судебном порядке авторства на это произведение, без чего невозможно ни передать право на использование произведения по договору, ни защитить нарушенные права на произведение. Признание права авторства как раз и является средством устранения неопределённости во взаимоотношениях субъектов, создание условий для реализации иных прав и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих их нормальному осуществлению.

Так, в 1986г. Ленинградским издательством «Лениздат» был издан сборник произведений современных эстонских писателей «Вышгород — Тоомеа». Составителем сборника был К., имя которого, однако, в сборнике указано не было. Поскольку издательство отказалось выплатить К. вознаграждение, он обратился с иском в суд. Ленинградский городской суд, установив, что К. действительно является составителем сборника, иск удовлетворил. В своём решении суд обязал также издательство опубликовать в очередном номере журнала «Аврора» сообщение о том, что составителем сборника является К. Однако иногда требования о признании права имеют самостоятельное значение и не поглощаются другими способами защиты.. Сергеев А.П. Право интеллектуальная собственность в Российской Федерации. М.,2006,-752с

Данные способы защиты применяются в тех случаях, когда нарушенное авторское или смежное право в результате правонарушения не прекращает своего существования и может быть реально восстановлено путем устранения последствий правонарушения. Например, автор, обнаруживший, что в ходе подготовки его произведения к опубликованию или в процессе его использования в него внесены не согласованные с ним изменения, может потребовать восстановления произведения в его первоначальном виде. Так, при показе по телевидению кинофильма «А зори здесь тихие» из него без согласования с создателями фильма была вырезана одна из сцен. Авторы фильма заявили по этому поводу свой протест. По их требованию целостность произведения была восстановлена, и фильм был показан по телевидению в своем первоначальном виде.

Как и признание права, данные способы защиты могут применяться в сочетании с другими способами защиты, например взысканием убытков, или иметь самостоятельное значение. Например, в случае бездоговорного использования произведения его автор может потребовать как запрещения его дальнейшего использования, так и возмещения убытков, которые он понес в связи с таким использованием. Однако интерес автора может выражаться и в том, чтобы лишь прекратить (пресечь) нарушение его права на будущее время или устранить угрозу его нарушения. Так, писатель Б. потребовал прекращения использования отрывков из его произведения «В августе сорок четвертого» для чтения с эстрады. Свое требование автор обосновал тем, что читались произвольно взятые из произведения фрагменты детективного плана, не связанные с основным содержанием романа и его идейно-художественной направленностью. Специальным указанием Министерства культуры РСФСР было запрещено использовать роман Б. для публичного чтения с эстрады.

Типичными примерами реализации данного способа защиты в рассматриваемой сфере являются наложение запрета на выпуск произведения в свет, запрещение дальнейшего распространения произведения, запрет на использование перевода или переработки и др. Сергеев А.П. Право интеллектуальная собственность в Российской Федерации. М.,2006, — 752с

Обладатели исключительных прав вправе требовать компенсации за каждый случай неправомерного использования результатов интеллектуальной деятельности, либо за допущенные правонарушения в целом.

В соответствии с п. 1 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» основной формой компенсации причиненного потерпевшему ущерба является возмещение убытков. Под убытками разумеются расходы, произведенные лицом, право которого нарушено, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В рассматриваемой области в соответствии с общим правилом убытки возмещаются в полном объеме. Гораздо чаще, однако, убытки в рассматриваемой области выражаются в той упущенной выгоде, которая могла быть получена в условиях нормальной реализации прав и обязанностей участников авторских правоотношений.

Обоснование размера причиненных убытков, включая упущенную выгоду, является задачей самого потерпевшего. Им же доказывается сам факт нарушения принадлежащих ему авторских или смежных прав, а также причинная связь между нарушением его прав и возникшими убытками. Что касается субъективного условия ответственности, то нарушитель авторских или смежных прав предполагается виновным до тех пор, пока им не будет доказано противное.

По общему правилу, убытки взыскиваются в денежной форме. Вместе с тем следует иметь в виду, что новое авторское законодательство допускает передачу обладателю авторских или смежных прав по его требованию контрафактных экземпляров произведения или фонограммы, за счет которых могут полностью или частично покрываться причиненные убытки.

Обладатели нарушенных авторских или смежных прав могут поступить еще проще, потребовав от нарушителя выплаты компенсации. При определении конкретного размера компенсации судом должны учитываться предполагаемый размер убытков потерпевшего, размер извлеченных нарушителем доходов, степень его вины и иные факторы. По общему правилу, компенсация назначается исходя из того размера минимальной оплаты труда, который действовал на момент нарушения права. Однако, поскольку очень часто нарушение носит длящийся характер, а иногда не является оконченным и на момент вынесения судебного решения, в расчет должно приниматься и изменение минимальных размеров оплаты труда. Сергеев А.П. Право интеллектуальная собственность в Российской Федерации. М.,2006, — 752с

При решении вопроса о том, может ли автор являться истцом по делу о неправомерном использовании произведения, исключительные права на которое переданы другому лицу, суду необходимо учитывать, что абзац второй пункта 2 статьи 30 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» предоставляет автору право запрещать неправомерное использование произведения, если лицо, которому переданы исключительные права на произведение, не осуществляет защиту этого права.. В указанном случае автор не вправе требовать компенсации за неправомерное использование произведения по пункту 2 статьи 49 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». Однако он не лишен права требовать от нарушителя возмещения морального вреда (пункт 3 статьи 49 Закона). Постановление Пленума Верховного суда РФ от 19 июля 2006г. №15

Наряду с возмещением убытков, взысканием незаконно полученного дохода или компенсации обладатели нарушенных авторских или смежных прав вправе требовать от виновного нарушителя компенсации причиненного им морального вреда. Правовым основанием для этого служит в настоящее время статья 151 ГК РФ, которая имеет общий характер, а значит, применяется и в рассматриваемой сфере. Форма и размер компенсации морального вреда определяются судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Сергеев А.П. Право интеллектуальная собственность в Российской Федерации. М.,2006, — 752с

Принуждение к исполнению обязанности в натуре, нередко именуемое еще реальным исполнением, как самостоятельный способ защиты гражданских прав характеризуется тем, что нарушитель по требованию потерпевшего должен реально выполнить те действия, которые он обязан совершить в силу обязательства, связывающего стороны. Исполнение обязанности в натуре обычно противопоставляется выплате денежной компенсации. Вполне очевидно, что интерес потерпевшего отнюдь не всегда может быть удовлетворен такой заменой. В соответствии с российским гражданским законодательством он вправе настаивать на том, чтобы его контрагент фактически совершил действие, являющееся предметом соответствующего обязательства, например, реально передал вещь, выполнил работу, оказал услугу и т.д. Лишь в тех случаях, когда реальное исполнение стало объективно невозможно либо нежелательно для потерпевшего, данный способ защиты должен быть заменен иным средством защиты по выбору потерпевшего.

Требование реального исполнения может быть заявлено по отношению к большинству гражданско-правовых обязательств. Но в рассматриваемой области оно практического значения не имеет. Как уже отмечалось, ни автор, ни заказчик не могут принудить друг друга к реальному исполнению основных обязанностей по договору — созданию произведения или его использованию.

Поэтому сфера реализации указанного способа в области защиты авторских и смежных прав ограничивается достаточно узкими рамками. В частности, автор может потребовать от заказчика реального исполнения обязанности по выдаче причитающихся ему бесплатных экземпляров произведения; собственник произведения изобразительного искусства, препятствующий осуществлению авторских прав создателя произведения, может быть принужден к предоставлению автору реальной возможности для их реализации и т. п.

Прекращение или изменение правоотношения находит достаточно широкое применение. Так, например, в целом ряде случаев авторский договор может быть прекращен досрочно по требованию автора или заказчика в связи с нарушением условий договора другой стороной; конкретные авторские договоры могут предусматривать случаи, когда условия договора подлежат изменению по требованию одного из контрагентов и т. п. Чаще всего указанный способ защиты реализуется в юрисдикционном порядке, так как связан с принудительным прекращением или изменением правоотношения, но в принципе не исключается и его самостоятельное применение потерпевшим.

Важно, однако, чтобы возможность прекращения или изменения правоотношений была прямо предусмотрена законом или договором.

Прекращение (изменение) правоотношения как способ защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов может применяться в связи, как с виновными, так и с невиновными действиями нарушителя. Например, если прекращение авторского договора по инициативе заказчика из-за недобросовестности автора прямо связано с виновными противоправными действиями последнего, то допущенная им просрочка как основание прекращения договора может быть и невиновной. Как правило, реализация рассматриваемого способа защиты прекращает (изменяет) права и обязанности участников авторских правоотношений на будущее время.

Иногда, однако, возникшее правоотношение может быть признано недействительным с самого начала. Например, если при заключении авторского договора допущены серьезные нарушения действующего законодательства, данный договор признается недействительным с момента его заключения. В этом смысле решение суда о признании авторского договора недействительным приобретает обратную силу.

Так, К. заключил договор с переводчиком Б. о переводе его романа, написанного на русском языке, на грузинский язык. Автор романа обязался выплатить переводчику по 100 руб. за авторский лист, за второе издание — 60% от этой суммы и т. д. Перевод романа был выполнен и сдан в издательство как оригинальное произведение, написанное на грузинском языке, без указания имени переводчика. Поскольку автор романа отказался рассчитаться с переводчиком за второе издание, тот заявил о нарушении своих авторских прав. Данный договор был признан недействительным, так как он грубо нарушал авторские права переводчика, а также обязанности, вытекающие из договора, заключенного автором с издательством.

Защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов может осуществляться путем признания недействительным не соответствующего законодательству административного акта органа государственного управления или местного органа государственной власти.

Это означает, что гражданин или юридическое лицо, авторские или смежные права которых нарушены изданием указанного административного акта, имеют право на его обжалование в суд (арбитражный суд) без каких бы то ни было дополнительных указаний закона на этот счет. Важны лишь два обстоятельства: во-первых, нарушенное право должно носить гражданский характер, и, во-вторых, административный акт, имеющий подзаконный характер, должен быть противоправен с точки зрения его соответствия действующему законодательству, в частности может быть принят не уполномоченным на то органом.

Например, если местным органом власти наложен не основанный на законе запрет на воспроизведение иди распространение произведения, он может быть обжалован в суд как нарушающий авторские права.

Требование о признании административного акта недействительным может сочетаться с другими мерами защиты, например требованием о возмещении убытков, либо носить самостоятельный характер, если интерес субъекта авторского или смежного права сводится лишь к самой отмене указанного акта как препятствия в реализации права. Сергеев А.П. Право интеллектуальная собственность в Российской Федерации. М.,2006, — 752с

Таким образом, законодательство предоставляет авторам и исполнителям достаточно широкие возможности для защиты своих нарушенных прав.

Однако наряду с указанными способами важное значение имеет также авторский договор. Если он составлен правильно и не нарушает прав договорившихся сторон, то такой договор имеет юридическую силу и является реальной гарантией соблюдения авторских и смежных прав или их судебной защиты.

2.3. Авторский договор и его значение

В соответствии с нормами действующего законодательства использование охраняемых авторским правом произведений как на территории России, так и в других странах, может осуществляться только с согласия автора или его правопреемников(кроме случаев, прямо указанных в законе).

Такое согласие даётся в форме договора, который заключается между автором(правопреемником) с одной стороны, и организацией, предполагающей использовать созданное им произведение, — с другой стороны. При заключении подобных договоров происходит уступка определённых авторских правомочий от автора к другим лицам. Эти правомочия могут рассматриваться как товар особого рода и являются предметом договора. Однако отчуждение авторских прав по данному договору не происходит. Имущественные права лишь приостанавливаются на определённый срок в определённых пределах. При этом следует иметь в виду, что если произведение будет использоваться на территории России, то такое использование будет регулироваться нормами российского авторского права, особенностью которого является то, что уступка авторских прав всегда ограничена определённым способом использования и определённым сроком использования. В случае нарушения имущественных прав автор или иной обладатель исключительных прав вправе потребовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков. ,Клочун Т,Г. Закон и право// Проблемы коммерциализации интеллектуальной собственности. 2007,№ 1. — с.28-35

Нарушение существенных условий авторского договора является нарушением авторского права, так как указанные действия осуществляются за пределами правомочий, предоставленных автором.

Экземпляры произведений и фонограмм, изготовленные и (или) распространенные с нарушением существенных условий договора о передаче исключительных прав, являются контрафактными. В частности, если воспроизведение превышает тираж, предусмотренный в договоре, то превышение тиража следует рассматривать как нарушение авторского права и смежных прав. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 19 июля 2006г. №15

Авторы и исполнители также в случае нарушения их личных неимущественных прав и или имущественных прав также вправе требовать от нарушителя вместо компенсации возмещения морального вреда. В этом случае правообладатели освобождаются от документального подтверждения размера убытков. При этом размер компенсации не должен зависеть от степени вины нарушителя и общественной значимости нарушения. В данном случае ответственность наступает не за получение неправомерных доходов, а за нарушение исключительных прав, поэтому даже безвозмездное распространение контрафактных экземпляров произведений или фонограмм влечёт её наступление. Указанная компенсация широко применяется на практике. Клочун Т,Г, Закон и право// Проблемы коммерциализации интеллектуальной собственности. 2007,№ 1. — с.28-35

В целом, заключение авторского договора является действенным и актуальным способом защиты своего права.

Особого внимания в вопросах защиты интеллектуальной собственности заслуживает институт управления имущественными правами на коллективной основе как эффективное средство реализации таких прав.

2.4. Управление имущественными правами на коллективной основе

Управление имущественными правами на коллективной основе является по сути новой для России формой использования объектов интеллектуальной собственности. Чаще всего именно в тех сферах авторских прав, где применение традиционных форм их реализации затруднено. Например, сложно или невозможно найти самого владельца. Тем более когда речь идёт об иностранных произведениях, чтобы не ехать лично заключать авторский договор в Америку, Германию или ещё куда-нибудь.

Именно на этот случай российским законодательством и предусмотрено создание организаций, которые коллективно управляют авторскими правами: собирают авторское вознаграждение и переводят его обладателям интеллектуальной собственности, выполняя роль своеобразного посредника между автором и пользователем. Подобные организации в мире работают давно и успешно. Вереск В. Кто там кричит «Пираты»? // Труд2007, 17 апреля. — С.5

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, в порядке, установленном законом, вправе обратиться в суд от своего имени с заявлениями в защиту нарушенных авторских прав и (или) смежных прав лиц, управление имущественными правами которых осуществляется такой организацией .Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, при обращении в суд не является истцом, поскольку выступает в защиту не своих прав. Истцами по делу в указанном случае выступают обладатели авторских и (или) смежных прав, в защиту интересов которых обратилась организация. Право этой организации на обращение в суд с заявлением о защите авторских и (или) смежных прав основано на законе, поэтому она может действовать без доверенности от обладателя авторских и (или) смежных прав.

Документами, подтверждающими право организации на обращение в суд с заявлением о защите авторского права и (или) смежных прав, являются устав организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе, договор с обладателем авторских и (или) смежных прав на управление имущественными правами на коллективной основе и (или) договор с иностранной организацией, управляющей аналогичными правами. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 19 июля 2006г. №15

Таким образом, управление имущественными правами на коллективной основе является достаточно удобным средством реализации авторских или смежных прав независимо от состояния или местоположения автора или исполнителя, а также определённым гарантом такой реализации.

Однако, несмотря на видимую прочность системы защиты интеллектуальной собственности, в наше время всё чаще можно встретить примеры её нарушения. Следующая глава посвящена проблеме пиратства на российском и мировом уровнях и широкому распространению контрафактной продукции.

3. Контрафакты и пиратство

Нарушение авторских прав широко распространено во всём мире. По оценкам экспертов, объём мировой контрафактной продукции составляет 630 млрд. $ или примерно 7% от общего товарооборота. Но в большей степени авторское право нарушается на российском рынке. И положение это нужно менять не просто кардинально, но достаточно быстро. Ведь вопрос о защите права собственности является одним из самых острых на переговорах о вступлении нашей страны в о всемирную Торговую организацию. По данным международной организации производителей фонограмм, российский рынок аудио- и видеопиратства по объёму производимой продукции занимает второе место в мире. Причём контрафакт, про изведённый в России, реализуется в 27 странах мира. Однако при этом не стоит забывать, что авторское право — материя очень тонкая, требующая особых юридических знаний и весьма аккуратного, точнее, скрупулёзного к себе отношения.

Что нужно знать об авторском праве? Как минимум то, что ели мы вдруг решим использовать в собственных коммерческих интересах, например аудиодиск с записанным на него голосом известного певца, чтобы не оказаться в роли пирата, следует озаботиться не только приобретением базового диска, с соответствующим оформлением таможенных документов, если речь идёт о зарубежном исполнителе, но и подумать об авторском вознаграждении. Потому что контрафакт, как следует из постановления пленума Верховного суда есть понятие юридическое, т. е. оно не зависит ни от качества полиграфии на обложке диска, ни от количества аудио- и видеопроизведений на одном носителе, ни от каких-либо других полиграфических или технических недостатков продукции. Поэтому вопрос о контрафактности продукции не может ставиться перед экспертом. Вереск В. Кто там кричит «Пираты»? // Труд 2007, 17 апреля. — С.5

Контрафактными являются и экземпляры произведений и объектов смежных прав, в которых наряду с правомерно используемыми объектами авторского права и смежных прав используются неправомерно воспроизведенные (например, глава в книге, рассказ или статья в сборнике либо фонограмма на любом материальном носителе).

Лицо, осуществившее подобное воспроизведение, может за свой счет удалить контрафактные элементы из экземпляров произведения и (или) объектов смежных прав. В таком случае экземпляры произведений и (или) объектов смежных прав не будут считаться контрафактными. Однако это не освобождает нарушителя от гражданско-правовой ответственности по Закону Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». Постановление Пленума Верховного суда РФ от 19 июля 2006г. №15

Одним словом, контрафакт — это игнорирование прав автора или правообладателя. Причём будет ли соответствующий договор заключён непосредственно с автором или это будет сделано через организацию, управляющую авторскими правами коллективно, неважно. Главное, чтобы авторское вознаграждение было выплачено. В противном случае, можно рассчитывать на обвинение в распространении нелицензионной продукции со всеми вытекающими из этого последствиями. Вереск В. Кто там кричит «Пираты»? // Труд 2007, 17 апреля. — С.5

Понятия авторских и смежных прав претерпевают в последние годы очень серьезные изменения. Интернет день за днем меняет этот мир, руководствуясь принципом: «Жизнь — это информация, и информация должна быть доступна всем!» И зачастую бесплатна. Как защищаются авторские права в современной России и есть ли эффективные способы по отстаиванию своих законных интересов перед мошенническим копированием из сети Интернет? Пока процесс издания, будь то книги или пластинки, был связан с тиражированием, все было хорошо: издатель авансировал автора, инвестировал деньги в тиражирование и продавал результат пользователю. Сегодня эта цепочка, в которой не было лишних звеньев, рвется на глазах — информация отделилась от материального носителя и ситуация кардинально изменилась. Теперь вовсе не обязательно покупать книгу или лазерный диск — наверняка это можно найти в Интернете. Бесплатно.

Статья написана по материалам сайтов: mybiblioteka.su, lektsia.com, knowledge.allbest.ru.

»

Это интересно:  Защита авторских прав в сети интернет презентация
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector