+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Право на защиту репутации автора произведения

Данное неимущественное авторское право означает возможность автора защищать произведение от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству создателю произведения. Право на защиту произведения от искажения возникает с момента его создания и прекращается в связи со смертью автора. Это абсолютно правильный подход, ведь если Закон дает право, то он должен давать также и средства его защиты.

В советском законодательстве существовало право на неприкосновенность произведения (ст. 480 ГК РСФСР 1964 г.). Теперь это право называется право на защиту репутации автора». Оно точно определяет сущность данного права и совпадает с наименованием, которое используется в Бернской конвенции, а также в законодательных актах многих других стран. Закон «Об авторском праве и смежных правах» в отношении права на защиту репутации автора устанавливает достаточно широкие полномочия. В Законе ограждаются права автора на неприкосновенность не только содержания, но и названия произведения. Никто, кроме автора, не вправе вносить в произведение изменения и дополнения, снабжать его иллюстрациями, примечаниями, послесловием, разрешать перевод, переделку или другую переработку произведения. Редакторская и иная правка допускается только с согласия автора.

Одним из наиболее сложных и спорных вопросов, связанных с реализацией рассматриваемого права, является проблема его передаваемости от автора другим лицам. Право на защиту репутации автора произведения не переходит по наследству, однако ст. 29 ЗоАП разрешает наследникам осуществлять защиту этого права (наравне с правом на авторство и правом на имя). Кажущийся парадокс объясняется просто: нельзя приобрести в порядке наследственного преемства неотделимое от личности автора право с последующей его передачей своим наследникам, но можно защищать нарушаемые кем-либо личные неимущественные права покойного автора.

§ 3. Имущественные права

Имущественные права автора сводятся к единому праву — праву на использование произведения в любой форме и любым способом. Право на использование произведения есть возможность автора самостоятельно решать все вопросы, связанные с предоставлением третьим лицам доступа к произведению и его использованием.

Имущественными правами права называются потому, что независимо от того, кто получает вознаграждение, доход или прибыль, использование произведения всегда приносит определенные имущественные выгоды. Это, пожалуй, одно из главных отличий имущественных прав от личных неимущественных. Кроме того, имущественные права носят срочный характер, т.к. период их действия ограничивается сроком жизни автора и 70 годами после его смерти (ст. 27 ЗоАП).

В статье 16 ЗоАП перечислены конкретные способы использования произведения, на каждый из которых должно быть получено разрешение автора, ибо он обладает изначально исключительными правами на каждый из них. Перечень способов использования произведений в данной статье, по мнению А.П. Сергеева, не является исчерпывающим, потому как этот перечень охватывает собой лишь типичный случай использования произведений.

Право на защиту репутации

Право автора на защиту репутации — это личное неимущественное право автора противодействовать любому извращению, искажению, изменению и любому иному посягательству на свое произведение, вклю­чая его название, способному нанести ущерб его чести, достоинству или репутации.

Право на защиту репутации признается Бернской конвенцией с 1928 г. В соответствии со ст. 6 bls автор имеет право «противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному на­нести ущерб чести или репутации автора» 1 . Слова «иного посягательства» были введены в Бернскую конвенцию в 1948 г. для того, чтобы подчерк­нуть, что ущерб репутации автора может нанести не только искажение его произведения.

Естественно, речь идет только о разрешенных автором изменениях про­изведения, в противном случае никто не имеет права изменять произведе­ние. Другими словами, даже если автор передал другому лицу свое исклю-

‘ Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Женева: ВОИС, № 287(R). 1990. С. 14.

чительное право на переработку, у него остается личное неимущественное право контролировать переработку, чтобы не было извращено или искаже­но содержание его произведения и не нанесен ущерб его чести, достоинст­ву или репутации.

Таким образом, передача исключительного права на переработку произ­ведения не означает предоставления полной свободы переработчику, по­скольку право на защиту репутации позволяет автору требовать, чтобы при переработке произведения не искажалось содержание произведения. При этом автор сам решает, подрывает ли его репутацию переработка его про­изведения или нет.

Ситуация не меняется, если произведение перешло в общественное достояние, т. е. когда переработка может осуществляться без согласия ав­тора. Даже в этом случае наследники автора имеют право запрещать любые изменения произведения, которые, по их мнению, искажают или извра­щают содержание произведения и наносят ущерб чести и достоинству ав­тора.

Ущерб репутации автора могут нанести и иные посягательства на произведение, например добавление к произведению предисловий, после­словий, пояснений, комментариев, иллюстраций.

Следует отметить, что право на защиту репутации не идентично праву на неприкосновенность произведения, признаваемому ст. 1266 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Право на неприкосновенность произведения означает, что никто не имеет права изменять или перерабатывать произведения без разрешения автора. Однако в соответствии с Бернской конвенцией автор обладает пра­вом разрешать переработку своего произведения. Другими словами, никто имеет права перерабатывать произведение без разрешения автора. Од-ко точно такое же содержание имеет и право на неприкосновенность оизведения. Таким образом, «личное неимущественное» право на не-икосновенность идентично праву на переработку, они лишь по-разному эмулируют запрет переработки произведения без разрешения автора, ождественность этих двух прав означает, что право на неприкосновенность еет исключительный, а не личный характер.

Это интересно:  Особый способ защиты авторских и смежных прав

С другой стороны, право на защиту репутации автора является личным

‘имущественным правом. Другими словами, право на защиту репута-

и действует даже тогда, когда срок действия права на переработку и

«прикосновенность произведения» исчерпан. Поэтому установленная

ст. 1267(1) Гражданского кодекса Российской Федерации бессрочность

ава на неприкосновенность является ошибочной. После перехода в об-

ественное достояние любое произведение может быть «прикосновен-

ш», т. е. использоваться любым образом, но так, чтобы не нанести ущерб

ести и достоинству автора. Следовательно, бессрочным является не право

неприкосновенность произведения, а право на защиту репутации авто-

. Именно такой правильный подход существовал в раннем законодатель-

§ 4.4. Право на воспроизведение • 117

«116 • Глава 4. Права авторов, исполнителей и иных лиц

стве Российской Федерации: «право на защиту репутации охраняется бес­срочно» 1 .

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам впервые признал пра­во на защиту репутации исполнителя в весьма ограниченной форме, даже не назвав его. Однако по аналогии со ст. 6 bis (l) Бернской конвенции, кото­рая ввела понятие права на защиту репутации автора, аналогичное личное неимущественное право исполнителя может быть названо «правом на за­щиту репутации исполнителя», которое может быть определено следую­щим образом.

Право исполнителя на защиту репутации — это право на защиту не­записанных устных исполнений или записанных на фонограммы исполне­ний (включая их названия) от всякого искажения или иного посягатель­ства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя, за исключением тех случаев, когда непредоставление такого права про­диктовано характером использования исполнения.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам ввел ограничения на право исполнительства, поэтому право на защиту репутации не может рас­пространяться на те случаи, когда право исполнительства не признается. В противном случае исполнитель не имел бы права исполнительства, но имел бы право на защиту репутации. Таким образом, необходимо при­знать, что оба личных неимущественных права исполнителя должны иметь один и тот же объем. Следовательно, исполнителю может принадлежать право на защиту репутации только в отношении незаписанных или запи­санных на фонограммы исполнений. Но даже при соблюдении этих усло­вий исполнителю может не предоставляться право на защиту репутации, если непредоставление этого права продиктовано характером использования исполнения. Данная оговорка предназначена для ограничения прав испол­нителя, в частности в отношении аудиовизуальных исполнений.

Национальное законодательство предоставляет право на защиту ре­путации исполнителя на все виды исполнений без условий и оговорок. По­добно праву на неприкосновенность произведения, Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 1315(1) установил право на неприкосновен­ность исполнения. Различие между правом на защиту репутации исполни­теля и правом на неприкосновенность исполнения аналогично различию соответствующих прав автора. Правильный подход к защите репутации ис­полнителя существовал в раннем законодательстве Российской Федера­ции 2 .

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Право на защиту репутации автора

Авторское право исторически начиналось с появления понятия личных неимущественных прав. Содержание этой категории постоянно изменялось, и ее устоявшееся содержание отражено в п. 1 Бернской конвенции, в соответствии с которой “независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора”. Бернская конвенция признает два личных неимущественных права авторов: право защита репутация

  • а) право авторства, т.е. право требовать признания своего авторства на свое произведение;
  • б) право на защиту репутации, т.е. право противодействовать любому извращению, искажению, изменению и любому иному посягательству на свое произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.

Данная норма и соответствующие права впервые введены в Бернскую конвенцию в 1928 году. Эти права возникают потому, что произведение является отражением личности его автора, тогда как имущественные права отражают материальные интересы и потребности автора.

Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС), которое является обязательным для выполнения всеми членами Всемирной торговой организации (ВТО), обязывает страны соблюдать положения ст.ст. 1-21 Бернской конвенции, однако страны не обязаны выполнять положения в отношении прав, предоставляемых или вытекающих из Бернской конвенции.

В Законе Республики Беларусь “Об авторском праве и смежных правах” выбран путь расширения личных неимущественных прав авторов, хотя в некоторых отношениях такое расширение не является безупречным.

Автору в отношении произведения принадлежит совокупность личных неимущественных прав. Право авторства — важнейшее личное неимущественное право. Он имеет право требовать признания авторства на свое произведение, т.е. подтверждения того, что именно он является автором произведения. Свое личное неимущественное право авторства автор обычно реализует, размещая свое имя на экземплярах произведения. Автор может обнародовать свое произведение не только под своим подлинным именем, но и под псевдонимом или даже анонимно, однако он всегда может отказаться от псевдонима и открыть свое подлинное имя.

Право авторства возникает у автора с момента создания произведения. Для возникновения этого права необходимо наличие признака творческого характера произведения и признака объективной формы произведения. Для возникновения личного неимущественного права не имеет значения ни содержание произведения, ни факт его обнародования.

Гражданский кодекс Республики Беларусь упоминает только право авторства как личное неимущественное право и особо подчеркивает, что право авторства “может принадлежать только лицу, творческим трудом которого создан результат интеллектуальной деятельности”, в том числе и произведения науки, литературы и искусства. Однако Гражданский кодекс косвенно признает, что существуют и иные личные неимущественные права, поскольку передача имущественных прав “не влечет передачи или ограничения права авторства и других личных неимущественных прав”.

Это интересно:  Защита авторских прав в сети интернет презентация

Очень важно, что Гражданский кодекс признал, что “право авторства неотчуждаемо и непередаваемо”. Следовательно, право авторства не может быть отчуждено у автора, но и автор не может передать это право иным лицам, в том числе и своим родственникам.

Если же какое-то лицо использовало произведения, на которые действует авторское право, даже для личных целей, то ни о каком праве авторства не может идти речи, поскольку для использования любого охраняемого произведения необходимо получить разрешение от правообладателя.

Право на имя по своему содержанию близко к праву авторства, поскольку признание права авторства означает, что автору принадлежит право называть себя и свое произведение так, как он того пожелает.

По закону “взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними” (п. 2 ст. 10), поэтому заказчик предлагает автору разовую (паушальную) сумму за его труд при условии, что последний выразит желание опубликовать произведение анонимно, а заказчик — под своим собственным именем и что он откажется от притязаний на имущественные права при опубликовании такого произведения. Так появляется произведение только с одним автором — заказчиком, который становится полноправным хозяином произведения со всеми личными неимущественными и имущественными правами.

Право на защиту репутации представляет собой важное личное неимущественное право автора, наделяя его правом на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства на произведение, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

Право на защиту репутации признается Бернской конвенцией, причем слова иного посягательства были введены в Бернскую конвенцию в 1948 году для того, чтобы подчеркнуть, что ущерб репутации автора может нанести не только искажение его произведения. Такая же формулировка использована и в Законе.

Таким образом, ущерб чести и достоинству автора, т.е. его репутации, могут нанести не только такие изменения его произведения, которые искажают, извращают содержание произведения. Ущерб репутации автора может нанести и иное посягательство на произведение.

Естественно, во всех случаях речь идет о разрешенных автором изменениях произведения, в противном случае никакое лицо не имеет права вообще вносить какие-либо изменения в произведение. Поэтому даже если автор передал одно из своих имущественных прав — право на переработку — другому лицу, у него остается личное неимущественное право контролировать такую переработку с тем, чтобы не было извращено или искажено содержание его произведения.

Право на защиту репутации в явном виде не нашло отражения в новом Гражданском кодексе Республики Беларусь. Однако в силу международных обязательств Республики Беларусь как члена Бернского Союза об охране литературных и художественных произведений право на защиту репутации должно признаваться, что и отражено в Законе Республики Беларусь “Об авторском праве и смежных правах”.

Право на обнародование — это право автора обнародовать или разрешать обнародовать свое произведение в любой форме. Бернская конвенция не признает такое право как международную норму. Право было включено и в Закон Республики Беларусь 1996 года и по существу сохранено и в новой редакции Закона в основном только для гармонизации с законодательством стран СНГ.

В Законе Республики Беларусь “Об авторском праве и смежных правах” используется иная формулировка: “имущественные права действуют в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей”, однако оговорка “кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей” сделана совершенно для иных целей, чем в российском законе.

Поэтому есть основания считать право на обнародование имущественным правом. Гражданский кодекс Республики Беларусь в прямо устанавливает, что “личные неимущественные права в отношении объектов интеллектуальной собственности действуют бессрочно”. Поскольку право на обнародование в соответствии с Законом Республики Беларусь “Об авторском праве и смежных правах” не действует бессрочно, то приведенная норма Гражданского кодекса позволяет считать, что право на обнародование не может являться личным неимущественным правом и должно признаваться одним из имущественных прав.

Для произведений, созданных в порядке выполнения служебного задания, положения настоящего пункта не могут применяться, поскольку для служебных произведений право на обнародование, в том числе и на отзыв, не признается.

Право на защиту репутации

Право автора на защиту репутации — это личное неимущественное право автора противодействовать любому извращению, искажению, изменению и любому иному посягательству на свое произведение, вклю­чая его название, способному нанести ущерб его чести, достоинству или репутации.

Право на защиту репутации признается Бернской конвенцией с 1928 г. В соответствии со ст. 6 bls автор имеет право «противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному на­нести ущерб чести или репутации автора» 1 . Слова «иного посягательства» были введены в Бернскую конвенцию в 1948 г. для того, чтобы подчерк­нуть, что ущерб репутации автора может нанести не только искажение его произведения.

Естественно, речь идет только о разрешенных автором изменениях про­изведения, в противном случае никто не имеет права изменять произведе­ние. Другими словами, даже если автор передал другому лицу свое исклю-

‘ Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Женева: ВОИС, № 287(R). 1990. С. 14.

чительное право на переработку, у него остается личное неимущественное право контролировать переработку, чтобы не было извращено или искаже­но содержание его произведения и не нанесен ущерб его чести, достоинст­ву или репутации.

Таким образом, передача исключительного права на переработку произ­ведения не означает предоставления полной свободы переработчику, по­скольку право на защиту репутации позволяет автору требовать, чтобы при переработке произведения не искажалось содержание произведения. При этом автор сам решает, подрывает ли его репутацию переработка его про­изведения или нет.

Ситуация не меняется, если произведение перешло в общественное достояние, т. е. когда переработка может осуществляться без согласия ав­тора. Даже в этом случае наследники автора имеют право запрещать любые изменения произведения, которые, по их мнению, искажают или извра­щают содержание произведения и наносят ущерб чести и достоинству ав­тора.

Ущерб репутации автора могут нанести и иные посягательства на произведение, например добавление к произведению предисловий, после­словий, пояснений, комментариев, иллюстраций.

Следует отметить, что право на защиту репутации не идентично праву на неприкосновенность произведения, признаваемому ст. 1266 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Право на неприкосновенность произведения означает, что никто не имеет права изменять или перерабатывать произведения без разрешения автора. Однако в соответствии с Бернской конвенцией автор обладает пра­вом разрешать переработку своего произведения. Другими словами, никто имеет права перерабатывать произведение без разрешения автора. Од-ко точно такое же содержание имеет и право на неприкосновенность оизведения. Таким образом, «личное неимущественное» право на не-икосновенность идентично праву на переработку, они лишь по-разному эмулируют запрет переработки произведения без разрешения автора, ождественность этих двух прав означает, что право на неприкосновенность еет исключительный, а не личный характер.

С другой стороны, право на защиту репутации автора является личным

‘имущественным правом. Другими словами, право на защиту репута-

и действует даже тогда, когда срок действия права на переработку и

«прикосновенность произведения» исчерпан. Поэтому установленная

ст. 1267(1) Гражданского кодекса Российской Федерации бессрочность

ава на неприкосновенность является ошибочной. После перехода в об-

ественное достояние любое произведение может быть «прикосновен-

ш», т. е. использоваться любым образом, но так, чтобы не нанести ущерб

ести и достоинству автора. Следовательно, бессрочным является не право

неприкосновенность произведения, а право на защиту репутации авто-

. Именно такой правильный подход существовал в раннем законодатель-

§ 4.4. Право на воспроизведение • 117

«116 • Глава 4. Права авторов, исполнителей и иных лиц

стве Российской Федерации: «право на защиту репутации охраняется бес­срочно» 1 .

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам впервые признал пра­во на защиту репутации исполнителя в весьма ограниченной форме, даже не назвав его. Однако по аналогии со ст. 6 bis (l) Бернской конвенции, кото­рая ввела понятие права на защиту репутации автора, аналогичное личное неимущественное право исполнителя может быть названо «правом на за­щиту репутации исполнителя», которое может быть определено следую­щим образом.

Право исполнителя на защиту репутации — это право на защиту не­записанных устных исполнений или записанных на фонограммы исполне­ний (включая их названия) от всякого искажения или иного посягатель­ства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя, за исключением тех случаев, когда непредоставление такого права про­диктовано характером использования исполнения.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам ввел ограничения на право исполнительства, поэтому право на защиту репутации не может рас­пространяться на те случаи, когда право исполнительства не признается. В противном случае исполнитель не имел бы права исполнительства, но имел бы право на защиту репутации. Таким образом, необходимо при­знать, что оба личных неимущественных права исполнителя должны иметь один и тот же объем. Следовательно, исполнителю может принадлежать право на защиту репутации только в отношении незаписанных или запи­санных на фонограммы исполнений. Но даже при соблюдении этих усло­вий исполнителю может не предоставляться право на защиту репутации, если непредоставление этого права продиктовано характером использования исполнения. Данная оговорка предназначена для ограничения прав испол­нителя, в частности в отношении аудиовизуальных исполнений.

Национальное законодательство предоставляет право на защиту ре­путации исполнителя на все виды исполнений без условий и оговорок. По­добно праву на неприкосновенность произведения, Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 1315(1) установил право на неприкосновен­ность исполнения. Различие между правом на защиту репутации исполни­теля и правом на неприкосновенность исполнения аналогично различию соответствующих прав автора. Правильный подход к защите репутации ис­полнителя существовал в раннем законодательстве Российской Федера­ции 2 .

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, studwood.ru, lektsii.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector
Читайте также:

  1. Communio. Право на долю вещи и доля права на вещь (реальная и идеальная доли). Правовой режим res communes.
  2. I. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
  3. II. Метод гражданско-правового регулирования.
  4. III группа — трудовое право.
  5. III. Справочные данные
  6. IUS HONORARIUM — ПРЕТОРСКОЕ ПРАВО
  7. Quest11Международное право в системе нормативных регуляторов международных отношений
  8. Q]3:1:СМИ имеют право. Найдите не правильный ответ
  9. V. НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ СОЧИНЕНИЯ
  10. VI. Правовое государство и его гражданский идеал