+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Порядок применения способов защиты авторских прав

Федоскина Наталья Игоревна — юрист Юридического бюро Титаренко, Дувановъ и партнеры».

См.: Ведомости РФ. 1993. N 32. Ст. 1242.

Однако далеко не все возможности, заложенные в нормах права, могут быть успешно реализованы. В частности, для практической реализации предусмотренных Законом мер по защите прав важно понимать, какие именно действия образуют нарушение, кто и при каких условиях имеет право требовать принудительного воздействия на нарушителя со стороны государства, в каких случаях те или иные способы защиты подлежат применению. К сожалению, не всегда могут быть получены однозначные ответы на такие вопросы.

В настоящее время Закон об авторском праве действует в редакции от 20 июля 2004 г. С ее принятием были внесены существенные изменения в нормы, касающиеся защиты авторских и смежных прав, в целях повышения их эффективности и выполнения требований Соглашения ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности) . Однако изменения не придали нормам, регулирующим названные вопросы, достаточной определенности, отвечающей потребностям правоприменительной практики. Сегодня идет активная работа по подготовке части IV ГК РФ, в которую предполагается включить нормы, регулирующие вопросы защиты прав в рассматриваемой сфере.

Официальный текст: Agreement on trade-related aspects of intellectual property rights // www.wto.org/english/docs_e/legal_e/27-trips.doc.

При использовании предоставленных гражданским законодательством способов защиты как для пресечения, так и для предотвращения посягательств на интересы правообладателей важно иметь правильное представление о том, что является нарушением авторских или смежных прав. Закон об авторском праве не содержит определения «нарушения авторских и смежных прав», но раскрывает понятие «нарушитель». В соответствии с п. 2 ст. 48 Закона об авторском праве им признается физическое или юридическое лицо, не выполняющее установленных Законом требований. Данное определение позволяет толковать понятие «нарушения авторских и смежных прав» достаточно широко. Между тем очевидно, что таким нарушением может быть признано только невыполнение положений Закона об авторском праве, касающихся содержания авторских и смежных прав.

Чаще всего нарушение состоит в незаконном использовании охраняемого объекта. Такое использование может заключаться, в частности, в изготовлении или распространении экземпляров произведений или фонограмм без разрешения обладателя исключительных прав. В отношении указанных случаев нарушения законодатель вводит понятие «контрафактные экземпляры». По справедливому замечанию Э.П. Гаврилова, применение термина «контрафактный» лишь к экземплярам произведений и фонограмм является очень узким, поскольку контрафактными могут быть также экземпляры видеозаписей исполнений и телевизионных передач .

Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах». М., 1996. С. 192.

В связи с широким распространением случаев незаконного использования произведений часто возникают следующие вопросы: какой именно объем использования произведения считать незаконным, какие элементы произведения могут считаться самостоятельными объектами охраны? Пункт 3 ст. 6 Закона об авторском праве устанавливает, что объектом авторского права является часть произведения, представляющая собой результат творческой деятельности, которая может использоваться самостоятельно. Однако такое общее определение нередко не позволяет найти однозначные ответы при рассмотрении конкретных спорных ситуаций. Так, например, не ясно, можно ли признать нарушением заимствование образов или сюжета произведения. Попытка разрешить подобные вопросы была предпринята в законопроекте, принятом Государственной Думой в первом чтении 14 мая 2004 г. В нем предлагалось внести в п. 3 ст. 6 действующего Закона об авторском праве изменения, в соответствии с которыми устанавливалось бы, что часть произведения (в том числе его название, персонажи и иные элементы), которая является результатом творческой деятельности и может использоваться самостоятельно, признается объектом авторского права . Названные изменения не были приняты . Аналогичное положение содержится в п. 7 ст. 1258 проекта части IV ГК РФ . Такая редакция решила бы лишь незначительную долю вопросов об использовании части произведения.

При определении границ нарушения необходимо принимать во внимание, что система исключительных авторских и смежных прав представляет собой компромисс интересов правообладателей и пользователей. Наряду с установлением абсолютных исключительных прав на охраняемые данными институтами объекты Закон об авторском праве предусматривает также случаи так называемого «свободного» использования произведений и объектов смежных прав. Оно допускается лишь при условии, что не наносится ущерб их нормальному использованию и не ущемляются законные интересы соответствующих правообладателей.

Правообладатели могут воспользоваться для защиты своих интересов любыми средствами, направленными на предотвращение нарушений их прав. При этом следует учитывать установленные Законом возможности свободного использования охраняемых объектов. Средства, направленные на предотвращение нарушений интересов правообладателей, не должны ущемлять интересы правомерных пользователей. В частности, это относится к использованию технических средств защиты авторского права и смежных прав. Нормы, касающиеся технических средств защиты, а также информации об управлении правами, введены новой редакцией Закона об авторском праве. В соответствии со ст. 48.1 указанного Закона к техническим средствам защиты относятся технические устройства или их компоненты, которые контролируют доступ к произведениям или объектам смежных прав и направлены на предотвращение совершения действий, не разрешенных правообладателем. Закон вводит запрет на обход технических средств защиты и на совершение ряда действий, способствующих осуществлению такого обхода.

Информацией об авторском праве и о смежных правах ст. 48.2 Закона об авторском праве признает любую информацию, идентифицирующую произведение, объект смежных прав или правообладателя либо касающуюся условий использования произведения или объекта смежных прав, в том числе любые цифры и коды, в которых она содержится. Запрещается удаление или изменение указанной информации без разрешения правообладателя. Если такие действия были совершены в отношении произведений или объектов смежных прав, то их использование не допускается.

Совершение запрещенных законом действий в отношении технических средств защиты, а также в отношении информации об управлении правами, безусловно, является правонарушением. Вопрос об отнесении таких правонарушений к нарушениям авторских и смежных прав является дискуссионным . В п. 41 ст. 1 упоминавшегося законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» предлагалось ввести норму, в соответствии с которой за данные правонарушения должна была наступать такая же ответственность, какая предусмотрена законодательством РФ за нарушение авторских и смежных прав.

Бузова Н., Подшибихин Л. Положения об охране технических средств защиты произведений и объектов смежных прав: проблемы их практического применения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2005. N 5. С. 24.

Применение технических средств защиты, а также размещение информации об управлении правами относится к использованию самозащиты в качестве способа защиты авторских и смежных прав, так как правообладатель осуществляет самостоятельные действия, направленные на предотвращение нарушения его исключительных прав .

Об определении понятия «самозащита» см.: Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2001. С. 117.

Осуществление незаконных действий в отношении технических средств защиты или информации об управление правами следует рассматривать как самостоятельные категории правонарушений.

При обходе технических средств защиты и совершении способствующих ему действий подлежат применению способы защиты авторских и смежных прав только в том случае, если соответствующие права нарушены. Данное положение касается и совершения запрещенных Законом действий в отношении информации об управлении правами.

По российскому законодательству для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. Автором считается лицо, указанное в качестве такового на экземпляре произведения. В сфере смежных прав действует аналогичная презумпция. Производителем фонограммы или исполнителем считается лицо, указанное на экземпляре фонограммы.

Лицу, предъявляющему требования в защиту нарушенного права, придется представить доказательства того, что он является истинным правообладателем. Сделать это не всегда просто, особенно если речь идет о плагиате или ином присвоении неимущественных прав на охраняемый объект.

В некоторых странах, например в США и в Японии, законом предусмотрена возможность добровольной регистрации авторского права на произведение. Такая регистрация ставит правообладателя в существенно более выгодное положение при выборе средств защиты по сравнению с лицом, которое такой возможностью не воспользовалось .

В России услуги по регистрации произведений оказываются Российским авторским обществом, другими обществами по коллективному управлению правами. При участии Роспатента была учреждена рабочая группа по созданию базы данных правообладателей в области авторского права и смежных прав .

Интернет-конференция с Генеральным директором Роспатента А.Д. Корчагиным «Совершенствование законодательства в сфере интеллектуальной собственности» 11 февраля 2003 г. // www.garant.ru.

Закрепление на законодательном уровне возможности регистрации как авторского права, так и смежных прав, нормативно-правовое регулирование порядка такой регистрации, определение организации, уполномоченной ее осуществлять, могли бы способствовать повышению уровня охраны интересов правообладателей. Такие меры облегчили бы процесс доказывания в случае возникновения спора о принадлежности прав. Доступность информации о правообладателях поставила бы в более выгодные условия потенциальных пользователей и могла бы содействовать предотвращению правонарушений в этой сфере.

Как указано в п. 1 ст. 49 Закона об авторском праве, защищать свои права способами, предусмотренными ГК РФ, вправе автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав. Исходя из данной нормы, субъекты права на защиту могут быть объединены в одну категорию «обладателей исключительных прав». Следует отметить, что в теории нет единого понимания содержания «исключительных прав», не раскрывается оно и в Законе. Существует два подхода к определению сущности исключительных прав. В соответствии с одним к категории исключительных прав относятся только имущественные права . В силу другого подхода исключительные права охватывают и имущественные, и личные неимущественные права . Так, Э.П. Гаврилов отмечает: «Если автор или первоначальный обладатель смежных прав уже не имеет исключительных прав, то на него нормы п. 1 ст. 49 не распространяются» . Поскольку личные неимущественные права неотчуждаемы, очевидно, что Э.П. Гаврилов придерживается первой из указанных выше позиций. Вместе с тем п. 1 ст. 37 Закона об авторском праве, касающейся прав исполнителя, называет «исключительными правами» как личные неимущественные, так и имущественные права. Статья 128 ГК РФ приравнивает понятия «интеллектуальная собственность» и «исключительные права», что дало основание некоторым исследователям толковать «исключительные права» как общую категорию, объединяющую права имущественные и личные неимущественные . В названном проекте части IV ГК РФ под исключительными правами понимаются только имущественные права. Безусловно, четкое раскрытие содержания исключительных прав в основополагающем акте гражданского законодательства могло бы стать положительным моментом. Однако вопрос о соответствии подхода, отраженного в указанном проекте, действующей ст. 128 ГК РФ остается открытым.

Дозорцев В.А. Понятие исключительного права // Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сборник статей. М., 2003. С. 122.
Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2003. С. 189.
Гаврилов Э.П. Некоторые актуальные вопросы авторского права и смежных прав // Хозяйство и право. 2005. N 1. С. 24.
Цветков И.В. Гражданско-правовая защита интеллектуальной собственности: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Ульяновск, 2004. С. 5.

Не вызывает сомнений, что право на использование способов защиты, предусмотренных ГК РФ, принадлежит как обладателям личных неимущественных, так и обладателям имущественных прав. Но в связи с отсутствием определенного подхода к содержанию исключительных прав не вполне ясно, вправе ли лицо предъявлять требование о выплате, установленной п. 2 ст. 49 Закона об авторском праве, компенсации, если ему принадлежат только личные неимущественные права.

Использовать предоставленные Законом средства защиты могут как первоначальные обладатели авторских или смежных прав, так и их правопреемники. После смерти автора авторское право в соответствии со ст. 29 Закона об авторском праве переходит по наследству. При этом такие личные неимущественные права, как право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения, по наследству не переходят. Они неотчуждаемы и охраняются бессрочно. Наследники автора вправе лишь осуществлять защиту этих прав.

В силу п. 2 ст. 27 Закона об авторском праве, если наследников нет или их авторское право прекратилось, если автор не назначил в завещании лицо, на которое возлагается охрана указанных неимущественных прав после его смерти, охрана таких прав осуществляется специально уполномоченным органом Российской Федерации. Поскольку к наследникам переходят авторские права, срок действия которых ограничен, из п. 2 ст. 27 можно сделать вывод, что наследники могут осуществлять защиту указанных в ст. 29 Закона об авторском праве личных неимущественных прав автора лишь в течение общего срока действия авторских прав. Однако в соответствии с этой статьей указанные правомочия наследников сроком не ограничиваются. К сожалению, данное противоречие не было разрешено последней редакцией Закона об авторском праве и не учтено в проекте части IV ГК РФ. Как справедливо считают некоторые юристы, поскольку ст. 27 специально посвящена срокам охраны, а ст. 29 регулирует переход авторского права по наследству, применению подлежат нормы, содержащиеся в ст. 27 Закона об авторском праве .

Силонов И. О наследовании авторских прав и случаях прекращения авторских прав до истечения срока их действия (охраны) // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2000. N 2. С. 6; Рузакова О. Наследники как субъекты авторско-правовых отношений // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2002. N 1. С. 3.

Имущественные авторские права могут быть переданы на основании договора третьим лицам. В этом случае защита нарушенных имущественных прав возлагается в силу п. 2 ст. 30 Закона об авторском праве только на то лицо, к которому по договору перешли исключительные права. Если такое лицо не осуществляет защиту права на использование произведения, требование в защиту этого права может быть предъявлено автором.

Это интересно:  Особый способ защиты авторских и смежных прав

Закон не содержит норм, касающихся правомочий наследников исполнителя в отношении личных неимущественных прав, охраняемых бессрочно. Представляется, что для обеспечения охраны таких прав возможно по аналогии закона применять нормы о переходе к наследникам автора права на защиту личных неимущественных прав. При отсутствии наследников защиту указанных прав возможно возложить на государственный орган так же, как предусмотрено Законом в отношении прав авторов. Таким образом, можно будет обеспечить реальное действие нормы, закрепляющей бессрочность охраны личных неимущественных прав исполнителя.

Имущественные смежные права также могут быть переданы по договору третьим лицам. В Законе об авторском праве отсутствуют специальные нормы, посвященные договорам о передаче смежных прав. Однако очевидно, что защиту нарушенных или оспариваемых имущественных прав могут осуществлять лишь лица, к которым по договору перешли исключительные имущественные права.

Субъекты авторских или смежных прав могут предоставить полномочия на коллективное управление принадлежащими им имущественными правами специально созданным для этого организациям. Последней редакцией Закона об авторском праве четко установлено, что такие организации вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту соответствующих прав от своего имени. Поскольку они обращаются в суд за защитой интересов других лиц, самостоятельными субъектами права на защиту организации по коллективному управлению имущественными правами не являются.

Выбор конкретного способа защиты определяется характером нарушения и спецификой защищаемого права. Возмещение убытков, взыскание неустойки, выплата компенсации вместо возмещения убытков имеют значение прежде всего для защиты имущественных интересов правообладателя. Признание прав характерно в первую очередь для защиты личных неимущественных интересов. Некоторые способы защиты могут применяться в случае как нарушения личных неимущественных, так и при нарушении имущественных прав. К таким способам относятся восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, самозащита, прекращение или изменение правоотношения и др. В соответствии с новым положением Закона об авторском праве (п. 3 ст. 49) требование о компенсации морального вреда также может быть предъявлено при нарушении любых интересов правообладателя.

При выборе мер защиты важно различать нарушения авторских и смежных прав, установленных Законом, и нарушения прав, вытекающих из договора. Нарушение договора, то есть соглашения самих сторон, является основанием наступления договорной ответственности. В этом случае способы защиты определяются нормами гл. 25 «Ответственность за нарушение обязательств» ГК РФ, а также специальными нормами ст. 34 Закона об авторском праве.

Если же авторские или смежные права нарушены в связи с неисполнением обязанностей, лежащих на нарушителе в силу закона, применению подлежат нормы ст. 49 Закона об авторском праве, а также гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» ГК РФ. Наличие между правообладателем и пользователем договора об использовании охраняемых объектов не всегда означает невозможность использования внедоговорной ответственности. Так, если при использовании объекта пользователем нарушаются установленные договором пределы использования (например, условия о сроке или территории) и в договоре не установлена специальная ответственность за подобные нарушения, к нарушителю могут быть предъявлены требования, основанные на п. 2 ст. 49 Закона об авторском праве.

Пунктом 2 ст. 49 Закона об авторском праве установлена возможность применения в сфере авторских и смежных прав специфического способа защиты. Обладатели исключительных прав могут требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в предусмотренных Законом пределах. В соответствии с указанной нормой компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков. Несомненно, это ставит правообладателей в выгодное положение. Однако закрепленная в Законе формулировка представляется не вполне логичной. С одной стороны, из Закона следует, что правообладатель, понесший убытки, выбирает, что именно взыскивать: сумму компенсации или сумму убытков. С другой стороны, факт наличия убытков не является обязательным условием для предъявления требования о взыскании компенсации. Поскольку исключительные права не могут однозначно пониматься как права имущественные, нельзя говорить о том, что право требовать взыскания компенсации предоставлено только обладателям имущественных прав. Такая непоследовательность позволяет требовать выплаты денежной компенсации даже в случае, если имущественные интересы правообладателя не нарушены. Аналогичные п. 2 ст. 49 Закона об авторском праве нормы, содержащиеся в ст. 1301, 1309 проекта части IV ГК РФ, представляются в этом отношении более приемлемыми. В соответствии с указанными нормами проекта право взыскания компенсации предоставляется обладателям исключительных прав, под которыми понимаются только имущественные права.

Неоднозначность действующей нормы отмечалась еще на стадии разработки установившего ее закона. По мнению И.А. Близнеца, введение этой нормы обусловлено необходимостью сделать способы защиты авторских и смежных прав более действенными . Однако следует отметить, что усиление ответственности вряд ли поможет полностью решить проблему борьбы с нарушениями прав в рассматриваемой сфере. Важно одновременно совершенствовать возможности практической реализации соответствующих правовых норм.

Интернет-интервью с Заместителем генерального директора Роспатента И.А. Близнецом «Реформирование правового регулирования авторских и смежных прав» от 28 июня 2004 г.

Правообладатель может выбрать один из трех вариантов определения размера компенсации: в размере от 10 тыс. до 5 млн. руб., определяемом по усмотрению суда; в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав. Обладатели исключительных прав могут требовать выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав либо за допущенные правонарушения в целом. Последняя норма в такой же формулировке была включена в проект части IV ГК РФ (п. 4 ст. 1251). Э.П. Гаврилов справедливо указал на то, что «смысл этой нормы не вполне ясен» и требуются дальнейшие разъяснения законодателя .

Гаврилов Э.П. Некоторые актуальные вопросы авторского права и смежных прав // Хозяйство и право. 2005. N 1. С. 24.

Данное положение Закона возможно толковать неоднозначно, что может привести к трудностям при его практическом применении. Например, могут иметь место случаи, когда одно лицо является обладателем исключительных прав на несколько тесно связанных между собой объектов. Один человек может выступать как автор музыки, стихов и исполнитель песни. Ссылаясь на указанную норму, С. Спиряев делает вывод, что «при нарушении авторских и смежных прав такое лицо вправе требовать компенсации за каждый случай неправомерного использования произведения как автор музыки, стихов и как исполнитель. Ничто не мешает одновременно использовать три способа защиты прав», то есть требовать все три варианта компенсации . Следует отметить, что необходимо строго различать две ситуации, при которых может возникнуть вопрос о взыскании компенсации. Если самостоятельные произведения используются отдельно друг от друга, то действительно основанием для предъявления требования в защиту нарушенных прав служит каждое нарушение в отдельности и возможно воспользоваться любыми тремя вариантами определения размера компенсации. Однако, если используются все три произведения одновременно как «сложный» объект, например используется незаконная запись соответствующего исполнения, основанием предъявления требования в защиту нарушенных прав служит одно нарушение, и правообладатель должен выбрать лишь один из вариантов определения размера компенсации. Вместе с тем Закон не дает четкого ответа на подобные вопросы.

Спиряев С. Авторское право и смежные права в российском шоу-бизнесе // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2004. N 11. С. 72.

Для практической реализации установленных Законом способов защиты обладателям авторских или смежных прав нередко приходится обращаться в суд. В судебном порядке можно обеспечить принудительное осуществление соответствующих исключительных прав, устранить препятствия на пути использования предоставленных законом возможностей. В то же время именно при обращении за судебной защитой правообладатели сталкиваются вплотную с теми недостатками, которые, к сожалению, пока существуют не только в правоприменительной практике, но и в нормативном правовом регулировании защиты прав в рассматриваемой сфере. Данное обстоятельство нередко не позволяет реализовать одну из основных функций защиты прав — восстановить нарушенные права.

Нельзя не отметить, что новые нормы, установленные в последней редакции Закона об авторском праве, являются шагом вперед в сфере охраны авторских и смежных прав и поднимают ее на более высокий уровень. Однако на фоне масштабов распространения нарушений прав в данной сфере существование отдельных до конца не решенных в Законе вопросов, к числу которых относятся рассмотренные в настоящей статье, значительно ослабляет возможности защиты правообладателей.

Несмотря на сравнительно недавнее внесение изменений в Закон об авторском праве, работы по совершенствованию законодательства в сфере авторских и смежных прав не прекращаются, что позволяет надеяться на выявление и устранение существующих недоработок в ближайшем будущем.

Порядок применения способов защиты авторских прав

В науке гражданского права нет единства в вопросе, что считать основанием применения гражданско-правовых способов защиты. Часто использование таких способов связывается только с нарушением гражданских прав. А.П. Сергеев упоминает в качестве оснований применения мер защиты нарушение или оспаривание гражданских прав и интересов.

Действительно, среди названных в ст. 12 ГК РФ способов защиты гражданских прав не все связаны с непосредственным совершением правонарушения. Есть и такие способы, которые применяются, чтобы предотвратить нарушение, устранить угрозу нарушения. В частности, таким способом является пресечение действий, создающих угрозу нарушения права. Требование о признании права может быть предъявлено, когда право оспаривается или же существуют сомнения в принадлежности права определенному лицу. Однако основная часть данных способов защиты рассчитана на использование лишь при нарушении прав.

Вместе с тем все способы защиты гражданских прав либо применяются вследствие совершения нарушения, либо служат его предотвращению. В связи с этим понятие «нарушение авторских прав» является ключевым (хотя и не исчерпывающим) в отношении круга способов защиты этих прав. Поэтому важно установить содержание данного понятия как основания применения способов защиты авторских прав, а также выделить возможные виды соответствующих нарушений.

Содержание нарушения авторских прав. Автору предоставляется законом комплекс личных неимущественных прав и входящих в содержание исключительного права имущественных прав на использование соответствующих объектов. Включенные законодателем в данную схему авторские права носят абсолютный характер.

Вся совокупность авторских прав традиционно рассматривается в качестве разновидности абсолютных прав. Способы защиты личных неимущественных прав и исключительного права закреплены соответственно в ст. 1251 и ст. 1252 ГК РФ. Вместе с тем автору принадлежат некоторые права. Это право доступа (ст. 1292 ГК РФ), право следования (ст. 1293 ГК РФ), право авторского контроля и право авторского надзора (ст. 1294 ГК РФ), предоставленные автору, а также право на вознаграждение. Специальных норм, посвященных защите данных прав, закон не содержит.

Указанные права являются относительными, представляют собой права требования, которым корреспондируют конкретные обязанности, определяемые содержанием соответствующего права. При нарушении абсолютного права меры защиты могут быть применены к любому нарушителю, при нарушении относительного права может отвечать только строго определенное лицо, обязанное перед управомоченным. Круг гражданско-правовых способов защиты этих двух самостоятельных категорий прав не совпадает. Названные относительные права реализуются в обязательственном правоотношении. Поэтому при осуществлении защиты этих прав необходимо учитывать нормы Подраздела 1 Раздела III ГК РФ «Общие положения об обязательствах», прежде всего, положения Главы 25 «Ответственность за нарушение обязательств».

Право доступа представляет собой право автора произведения изобразительного искусства требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. Этому праву автора соответствует обязанность собственника оригинала произведения изобразительного искусства предоставить его автору названную возможность. Закон не устанавливает условий осуществления права доступа, закрепляя лишь запрет требования от собственника доставки произведения автору. В связи с этим при практической реализации данного права могут возникнуть трудности, требующие разрешения в судебном порядке, гак как может иметь место столкновение интересов автора и собственника.

Близким по содержанию к праву доступа автора произведения изобразительного искусства является право автора произведения архитектуры требовать от собственника оригинала этого произведения предоставления возможности осуществлять его фото- и видеосъемку. Данное право, как и право доступа автора произведения изобразительного искусства, закреплено в ст. 1292 ГК РФ. Однако в отличие от положений о праве доступа автора произведения изобразительного искусства в отношении данного права закон предусматривает возможность установления в договоре условия о том, что автор произведения архитектуры не вправе совершать вышеназванные действия.

Вопрос о характере права доступа является дискуссионным. Одни юристы считают его имущественным, другие — личным неимущественным правом. Последняя точка зрения является преобладающей. В некоторых работах отмечается сочетание в праве доступа черт личного неимущественного и имущественного характера. В части четвертой ГК РФ право доступа наряду с правом следования выделено в качестве особого права, которое не относится ни к исключительным правам, ни к личным неимущественным (ст. 1226).

Безусловно, нельзя отрицать связь права доступа с правом на воспроизведение. Однако подчеркнутая Э.П. Гавриловым функция удовлетворения личных неимущественных интересов автора является основной для права доступа. Данное право установлено в отношении оригиналов произведений изобразительного искусства, поскольку специфика таких объектов заключается в том, что только оригинал полноценно выражает произведение, воспроизведение которого может потребоваться автору для дальнейшего творчества. Нельзя отрицать и возможности осуществления права доступа с целью последующего использования полученных копий в имущественных интересах автора, в случае если он планирует использовать полученные им копии для извлечения дохода.

Это интересно:  Проблемы защиты авторских прав в россии

Ст. 1292 ГК РФ не закрепляет ограничений каких-либо прав, входящих в содержание права собственности. В литературе высказывается мнение, что если осуществление автором права доступа может повлечь для собственника расходы, последний вправе потребовать от автора их возмещения. В частности, такое мнение высказано Э.П. Гавриловым, О.А. Рузаковой и др. Они считают, что право доступа может принадлежать только самому автору. В связи с этим данное право следует рассматривать как непередаваемое. Таким образом, право доступа обоснованно возможно отнести к категории личных неимущественных прав.

Если собственник произведения изобразительного искусства отказывает автору в предоставлении возможности осуществления права на воспроизведение, он нарушает свою обязанность предоставить автору доступ к произведению.

Если собственнику и автору не удастся договориться об условиях осуществления права доступа, придется урегулировать спор в судебном порядке. Собственник должен исполнить свою обязанность после предъявления автором собственнику соответствующего требования. При отказе собственника от предоставления автору возможности воспроизведения его произведения автор может обратиться в суд с требованием о принуждении собственника к предоставлению такой возможности. Данное требование фактически представляет собой требование о присуждении к исполнению обязанности в натуре, собственник понуждается к исполнению своей обязанности. Выводы о применении способов защиты в отношении права доступа справедливы и для защиты права на фото- и видео- съемку оригинала произведения архитектуры.

Право следования, называемое иначе правом долевого участия, представляет собой право автора на получение в случае публичной перепродажи оригинала произведения определенного законом процента от цены перепродажи. Данному праву автора соответствует обязанность продавца выплатить автору соответствующую сумму. В ст. 1293 ГК РФ право следования распространено не только на оригиналы произведений изобразительного искусства, как устанавливалось Законом об авторском праве, но также на авторские рукописи (автографы) литературных и музыкальных произведений. В качестве публичной здесь указывается перепродажа, в которой как продавец, покупатель или посредник участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация.

В отношении характера права следования в литературе нередко отмечается наличие в нем черт личного неимущественного права. В.О. Калягин пишет, что данное право носит строго личный характер, но направлено на защиту имущественных интересов автора. Некоторые авторы характеризуют это право как имущественное с элементами личного неимущественного права, проявляющимися в его неотчуждаемости. Действительно, право следования направлено на обеспечение имущественных интересов автора, то есть является имущественным правом. Оно действует в течение срока действия исключительного права. Вместе с тем закон устанавливает, что оно неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора.

Следует отметить, что хотя причитающийся автору в силу данного права процент назван в законе вознаграждением, право следования не может быть полностью отождествлено с правом на вознаграждение. В отличие от права на вознаграждение право следования реализуется вне связи с правом на использование произведения. Оно предоставляет автору возможность участия в прибыли от экономической эксплуатации материального объекта, в котором выражено произведение.

При неисполнении продавцом обязанности по выплате автору причитающейся ему суммы в рамках права следования автор вправе требовать от продавца выплаты соответствующей доли цены продажи. В случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение продавцом данной обязанности причинило автору убытки, автор может потребовать их возмещения. Кроме того, возможно применение предусмотренной ст. 395 ГК РФ ответственности за неисполнение денежного обязательства: взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами, начисляемых на сумму причитающейся автору доли цены продажи.

Право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта принадлежит авторам произведений архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства в силу п. 2 ст. 1294 ГК РФ. В соответствии с п. 3 данной статьи автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства вправе требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своею проекта, если договором не предусмотрено иное. Многие юристы относят указанные права к личным неимущественным. Действительно, данные права предоставлены только авторам и имеют неимущественное содержание. В литературе также встречается характеристика этих прав как непередаваемых.

Данные права также являются относительными, поскольку им корреспондируют обязанности конкретных лиц, осуществляющих соответственно разработку документации или реализацию проекта. Осуществление этих относительных прав может позволить автору предотвратить нарушение его абсолютных прав, таких, как право па неприкосновенность произведения, право на переработку, своевременно принять меры по предотвращению или пресечению нарушения.

В случае если обязанные лица не предоставляют автору возможности реализовать его права, он может потребовать в судебном порядке предоставления ему доступа соответственно к документации для строительства или на территорию, где ведется строительство или осуществляется иная реализация соответствующего проекта.

Право на вознаграждение в общем виде не выделено в качестве самостоятельного имущественного права, входящего в установленную законодателем схему авторских и смежных прав. Хотя п. 3 ст. 1255 ГК РФ среди «других прав» автора закон называет право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на вознаграждение в общем виде не выделено в качестве самостоятельного правомочия в составе авторских или смежных прав. Как пишет А.Л. Маковский, такая ситуация объясняется тем, что исключительное право использования результата интеллектуальной деятельности предполагает получение правообладателем выгоды от такого использования, следовательно, всякое предоставление этого права использования на основании договора или в силу закона (в виде установленного законом ограничения исключительного права) предполагает, что такое использование осуществляется за вознаграждение.

В отличие от других прав, предоставленных законом автору, право на вознаграждение связано не с объектами авторского права, а с правом их использования. Право на вознаграждение возникает в отношении суммы, подлежащей уплате обязанным лицом в связи с предоставлением ему права использования правообладателем либо в связи с осуществляемым этим лицом использованием, допускаемым законом.

Право на вознаграждение тесно связано с исключительным правом использования произведений. А.П. Сергеев отмечает, что в абстрактном виде, вне связи с каким-либо конкретным способом использования произведения, право на вознаграждение не существует.

Можно выделить несколько случаев, когда правообладатель имеет право на вознаграждение.

Во-первых, право на вознаграждение может вытекать из договора, если правообладатель заключил возмездный договор об отчуждении исключительного права или возмездный лицензионный договор.

Во-вторых, право на вознаграждение установлено законом для авторов служебных произведений, исполнений, исключительные права на которые принадлежат работодателю. Автор имеет право на вознаграждение, если работодатель использует соответствующий объект, передает исключительное право на него другому лицу или принимает решение о сохранении этого объекта в тайне в установленный законом срок (по истечении которого при несовершении указанных действий в этот срок исключительное право принадлежит автору) (ст. 1295 ГК РФ).

В-третьих, закон предусматривает случаи использования произведения или объекта смежных прав без согласия правообладателя, но с предоставлением ему права на получение вознаграждения. Так, ст. 1245 ГК РФ закрепляет право авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм или аудиовизуальных произведений на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, выплачиваемое за счет средств, подлежащих уплате изготовителями и импортерами используемых для воспроизведения оборудования и материальных носителей. Ст. 1326 ГК РФ предоставляет обладателю исключительного права на фонограмму и обладателю исключительного права на зафиксированное на ней исполнение право на вознаграждение за публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю опубликованной в коммерческих целях фонограммы, допускаемые без их согласия. Данные случаи предоставления права на вознаграждение объединяет то, что вознаграждение выплачивается лицами, имеющими возможность получать коммерческую выгоду от разрешенного законом использования без согласия правообладателя.

В-четвертых, в силу п. 3 ст. 1263 ГК РФ композитору — автору музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, принадлежит право на особое вознаграждение за использование его музыкального произведения при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения. П. 3 ст. 1263 ГК РФ устанавливает, что при использовании аудиовизуального произведения указанными способами композитор сохраняет право на вознаграждение за эти виды использования его музыкального произведения. Данный случай предоставления права на вознаграждение отличается от названных выше. Это вознаграждение фактически может быть охарактеризовано как дополнительное.

Таким образом, право на вознаграждение может принадлежать правообладателю в связи с распоряжением исключительным правом самим правообладателем или в связи с правомерным использованием, осуществляемым лицами иными, чем правообладатель.

Нарушение положений о технических средствах защиты или информации об авторском праве. В соответствии со ст. 1299 и ст. 1309 ГК РФ нарушение положений закона о технических средствах зашиты авторских или смежных прав является основанием предъявления правообладателем по его выбору требований о возмещении убытков или о выплате компенсации, предусмотренной за нарушение исключительного права. В этом смысле совершение действий, запрещенных в отношении технических средств защиты, приравнивается к нарушению исключительных авторских или смежных прав. Возможность требовать выплаты убытков или компенсации ограничена. Нельзя воспользоваться данными способами зашиты в случае, когда ГК РФ разрешает использование произведения без согласия правообладателя.

Технические средства защиты могут использоваться для защиты от совершения не разрешенных правообладателем действий в отношении произведения или с целью контроля доступа к соответствующему объекту. В отношении технических средств защиты не допускается совершение двух категорий действий. Во-первых, осуществление без разрешения правообладателя действий, направленных на устранение ограничений использования, установленных путем применения технических средств. Во-вторых, изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любых технологий, технических устройств или их компонентов, использование таких технических средств в целях получения прибыли либо оказание соответствующих услуг, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту авторских или смежных прав. Осуществление названных действий является нарушением положении о технических средствах защиты. Вторая категория охватывает действия, создающие условия или предпосылки для осуществления нейтрализации или ослабления технических средств защиты. Причем в нее входят такие действия, которые могут быть вообще не связаны с посягательством на авторские права конкретного субъекта (в частности, изготовление, импорт, реклама соответствующих технических устройств).

Названные нарушения представляют собой самостоятельное основание применения мер ответственности в виде возмещения убытков или выплаты компенсации, отличное от нарушения авторских или смежных прав. В данном случае не имеет значения, сопровождается ли нарушение положений о технических средствах защиты нарушением авторских прав.

Совершение действий, запрещенных в отношении информации об авторском или смежном праве, может совпадать с нарушением личных неимущественных авторских или смежных прав.

В силу п. 3 ст. 1299 и п. 3 ст. 1300 ГК РФ в этих случаях правообладателю предоставляется возможность выбрать между требованием о возмещении убытков и требованием о выплате компенсации в соответствии со ст. 1301 ГК РФ. При этом из ст. 1301 ГК РФ следует, что требование о выплате компенсации предъявляется вместо требования о возмещении убытков по выбору правообладателя. Названные меры ответственности могут быть применены в случае, если нарушение положений о технических средствах защиты или информации об авторском или о смежном праве вызвало убытки у правообладателя, осуществляющего выбор между двумя этими мерами.

Однако данные нарушения далеко не всегда могут привести к возникновению у правообладателя убытков. В частности, нарушитель может устранять ограничения использования, установленные с помощью технических средств, или удалять информацию о правообладателе, об условиях использования произведения или объекта смежных прав с целью последующего незаконного использования соответствующего объекта. Такие нарушения сами по себе могут не вызвать убытки, но создают угрозу их возникновения. Как было отмечено выше, запрещенные законом действия, перечисленные в подп. 2 п. 2 ст. 1299 ГК РФ, в значительном числе названных здесь случаев вообще могут быть не связаны с нарушением субъективного права. Совершение действий, запрещенных законом в отношении информации об авторском или смежном праве может быть сопряжено с нарушением прав личных неимущественных и не затрагивать имущественных интересов правообладателя.

В литературе нередко указывается, что ответственность за нарушение положений о технических средствах защиты и информации об авторском или смежном праве введена для обеспечения эффективности, реального действия норм, устанавливающих охрану этих средств и информации. Однако распространение на защиту названных объектов компенсации за нарушение исключительного права не решает в полной мере данной задачи.

Таким образом, необходимо различать, с одной стороны, нарушения авторских и смежных прав, и с другой стороны, иные нарушения прав или интересов авторов и субъектов смежных прав. Нарушением авторских прав является нарушение абсолютных личных неимущественных и исключительных авторских прав, а также относительных авторских прав. Оспаривание, нарушение или наличие угрозы нарушения таких интеллектуальных прав выступают основанием применения гражданско-правовых способов их защиты.

Аналогично классификации, отраженной в ст. 1251 и ст. 1252 ГК РФ, в зависимости от характера нарушенных прав можно выделить и виды нарушений: нарушение личных неимущественных прав; нарушение исключительных прав.

Нарушения только личных неимущественных прав имеют место, когда нарушитель использует произведение или объект смежных прав на законных основаниях, но при этом не соблюдает какие-либо личные неимущественные права. Например, публикуется произведение или воспроизводится исполнение без указания имени автора или исполнителя либо под чужим именем, в произведение или исполнение вносятся неразрешенные изменения.

Это интересно:  Конвенция о защите авторских прав

Нарушения лишь исключительных прав происходят, если осуществляется незаконное использование произведений или объектов смежных прав, не сопровождающееся нарушением каких-либо правомочий неимущественного характера. Исключительные права могут быть нарушены не только при использовании охраняемых объектов без заключения договора с правообладателем, но также путем использования объекта за пределами условий договора, в частности, ограничивающих количество экземпляров, территорию или срок использования.

Нередко в рассматриваемой сфере нарушение личных неимущественных прав и нарушение исключительных прав сопровождают друг друга.

Таким образом, защита авторских прав — совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании. Обобщая рассмотренные категории нарушений, представляется целесообразным классифицировать нарушения авторских прав следующим образом. Нарушения абсолютных авторских прав могут быть подразделены на нарушение личных неимущественных прав, в том числе плагиат; нарушение имущественных исключительных прав (контрафакция); смешанные нарушения. Самостоятельную группу составляют нарушения относительных авторских прав. Приведенная классификация позволяет определить круг способов защиты, которые могут быть использованы в конкретной ситуации, а также круг норм, подлежащих применению при привлечении нарушителя к ответственности.

Способы защиты авторского права

В главе «Защита авторских прав» Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказано о том, как эффективно бороться с нарушением авторских прав. Здесь Вы узнаете, в каких случаях авторские права считаются нарушенными, какие способы зашиты авторских прав предусмотрены законом и куда следует обращаться за защитой нарушенных прав. Глава «Защита авторских прав» будет полезна авторам, правообладателям, студентам юристам и предпринимателям. В первую очередь напомню, что понятие «авторские права» охватывает две основные группы прав: личные неимущественные права автора и исключительное право на использование произведения.

Поэтому перед прочтением этой главы советую обратиться к статье «Виды авторских прав», так как она поможет понимаю темы «Защита авторских прав». Все авторские права объединяет то, что они заключаются в праве автора (правообладателя) совершать определенные действия и запрещать такие действия другим лицам. При этом предполагается, что разрешение автора отсутствует. Таким образом, нарушение авторских прав – это действия субъектов права, выражающиеся в несоблюдении личных неимущественных прав автора или исключительного права на использование произведения.

Из приведенного определения следует, что условно можно выделить две группы нарушений авторских прав. Для каждой из них характерны свои условия привлечения к ответственности, способы и порядок защиты. Таким образом, защита авторских прав охватывает защиту исключительного права и защиту личных неимущественных прав авторов произведений литературы, науки и искусства. Юридическая ответственность в авторском праве – объемная и сложная тема, поэтому она раскрывается в отдельной статье.

Защита авторских прав осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством. Способ защиты – это требования, которые автор может предъявить к нарушителю исключительного права или личных неимущественных прав. Наиболее эффективны следующие способы защиты авторских прав: Компенсация за нарушение авторских прав – самый распространенный способ защита авторских прав.

Компенсация является альтернативным способом защиты по отношению к взысканию убытков. Иными словами, правообладатель может требовать либо взыскания убытков, либо выплаты компенсации. Однако размер убытков по делам о нарушении авторских прав по ряду причин доказать сложно. Для взыскания компенсации размер убытков доказывать не нужно, что существенно облегчает защиту прав автора.

ЗАЩИТА АВТОРСКОГО ПРАВА ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

  • Такие формы, как третейское разбирательство и медиация, при защите авторских прав используются очень редко.
  • 2) – защита авторских прав осуществляется с помощью уполномоченного государственного органа.
  • Гражданско-правовые способы защиты реализуются в судебном порядке.
  • Для привлечения нарушителя к административной или уголовной ответственности автор может обратиться в полицию или в подразделение Следственного комитета РФ.
  • Однако решения и приговоры о привлечении к административной и уголовной ответственности выносит суд.
  • Защита авторских прав в суде осуществляется путем подачи искового заявления, содержащего требования к ответчику и обстоятельства, на которых требования основаны.

Компенсация за нарушение авторских прав может быть рассчитана следующими способами: В любом случае при взыскании компенсации суду надлежит руководствоваться принципами разумности и справедливости, о чем говорит пункт 3 статьи 1252 Гражданского кодекса РФ. Порядок защиты авторских прав означает, каким образом могут быть осуществлены способы защиты, перечисленные ранее.

Порядок защиты авторских прав может быть различным. Само понятие включает лицо, уполномоченное обращаться за защитой; форму обращения за защитой; а также орган или должностное лицо, уполномоченное рассматривать вопросы защиты авторских прав. Ответ зависит от того, какое из авторских прав нарушено.

Если нарушено исключительное право на использование произведения, то за защитой вправе обратиться правообладатель.

Кроме того, за защитой права может обратиться лицензиат, которому была предоставлена исключительная лицензия на объект авторского права, если нарушение затрагивает имущественные интересы лицензиата. Если нарушение касается личных неимущественных прав, то воспользоваться способами защиты может автор. После смерти автора личные неимущественные права могут защищать его наследники, специальное лицо, указанное в завещании, а также иные заинтересованные лица.

Кроме того, защита авторских прав может осуществляться в интересах авторов и правообладателей организациями по управлению правами на коллективной основе. Например, защитой прав авторов музыкальных произведений активно занимается Российское авторское общество. Защита авторских прав может осуществляться в двух формах: 1) – защита авторских прав осуществляется без обращения в государственные органы. Как правило, правообладатель направляет претензию нарушителю, в которой формулирует требования и предлагает решить спор мирным путем или предлагает вступить в переговоры.

В зависимости от сторон спора (физические лица, предприниматели, юридические лица) дело рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные суды. Краткая статья о судебной защите авторских прав Если у Вас остались вопросы или Вам необходима юридическая помощь по защите авторских прав, обращайтесь, мы всегда готовы помочь. По общему правилу, иск о защите авторских прав предъявляется в суд по месту нахождения ответчика. Защита авторского права по законодательству Российской Федерации. Вопросы можно задать на странице Юридическая консультация по авторскому праву. Полезные ссылки по теме «Защита авторских прав»: 1. Защита авторских и смежных прав данным способом имеет ряд специфичных черт.

преподаватель кафедры гражданского права Каз ГЮУ г. Гражданско-правовой способ защиты – возмещение имущественного ущерба автору или иному правообладателю. В зависимости от отрасли права, обеспечивающей защиту авторских и смежных прав, выделяют следующие способы защиты: 1. Личные неимущественные права подлежат защите независимо от вины правонарушителя. В случае, например, если издательство не знало и не могло знать о том, что публикует произведение, присвоенное другим автором, оно должно принять все меры по устранению правонарушения.

Если допущена ошибка в имени автора, то автор вправе требовать внесения изменений в тираже, либо публикации, осведомляющей о допущенной ошибке и какое имя считать правильным, либо требовать запрещения выпуска произведения в свет. На требования о защите личных неимущественных прав не распространяется исковая давность.

Административно-правовой способ защиты – путем обращения в вышестоящие организации по отношению к организации нарушителю, в антимонопольный орган или творческий союз. Уголовно-правовой способ защиты – за наиболее серьезное нарушение авторских и смежных прав. Например, за плагиат, если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю или совершено в крупном или особо крупном размере [1, c.27]. Чтобы защитить авторские права и избежать их нарушения в дальнейшем, а также, чтобы при нарушении было доказательство авторства, необходимо заранее, еще до возможного нарушения, принять все необходимые и возможные меры: 1.

Оповещение о принадлежащем автору исключительном авторском праве, для того чтобы все остальные знали, что данное произведение принадлежит данному автору, стало быть, оно защищается авторским правом, необходимо оповестить об этом общественность. Для этого нужно разместить знака охраны «copyright» (©) на каждом экземпляре произведения, свое имя или название произведения, дату первой публикации. Напечатать произведение (если это статья – в журнале, газете, если это литературное произведение – издать); 5. Также к способу оповещения относится размещение авторского блока (например, в интернете), т.е. Сохранить все рабочие материалы, исходные версии произведения и т.д., которые могут доказать творческое деяние; 2. Отправить по электронной (с сохранением на почтовом сервере) или обычной почте произведение. Последствия защиты прав, это в итоге – это требование, которое может быть предъявлено к любому нарушителю права вне зависимости от наличия его вины: признание права — к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Задача – показать, что у произведения есть автор, он свои права знает и в случае их нарушения, намерен их защищать, а также возможно указать, в какой мере можно использовать произведение (например: разрешение на копирование, но с обязательным указанием авторства). Для того, чтобы в будущем можно было доказать свое авторство, вам заполучить доказательство того, что именно данный автор создал произведение, а также того, что он создал это произведение раньше других, т.е. Засвидетельствовать у нотариуса дату создания материала; 3. Существуют и другие способы, в зависимости от конкретной ситуации: 1. Восстановления положения, существовавшего до нарушения права; 3. Такое требование может предъявляться к любому лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, вне зависимости от наличия вины такого лица. Пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; 4. Например, такое требование может быть предъявлено к магазину, как распространителю контрафактной продукции, вне зависимости от того, было ли, известно его сотрудникам о том, что соответствующая продукция является контрафактной; возмещение убытков. Требование может быть предъявлено к лицу, неправомерно использовавшему произведение без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб; изъятие материального носителя — оборудования, устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав.

Требование об изъятии материального носителя может быть предъявлено к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю. Соответствующие оборудование, устройства и материалы по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя. На международной арене данный вопрос закреплен в таких договорах, как: I.

В отношении произведений, по которым авторам предоставляется охрана в силу настоящей Конвенции, авторы пользуются в странах Союза, кроме страны происхождения произведения , правами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены в дальнейшем соответствующими законами этих стран своим гражданам, а также правами, особо предоставляемыми настоящей Конституцией. Пользование этими правами и осуществление их не связаны с выполнением, каких бы то ни было формальностей; такое пользование и осуществление не зависят от существования охраны в стране происхождения произведения. Следовательно, помимо установленных настоящей Конвенцией положений, объем охраны, равно как и средства защиты, обеспечиваемые автору для ограждения его прав, регулируются исключительно законодательством страны, в которой истребуется охрана [2]. Всемирная конвенция об авторском праве действует в двух разных редакциях: от г. В отличие от Бернской конвенции она содержит значительно меньше материально-правовых норм и использует преимущественно коллизионные нормы: 1. Любое договаривающееся государство, которое в соответствии со своим внутренним законодательством требует в качестве условия охраны авторского права соблюдение таких формальностей, как депонирование экземпляров, регистрация, оговорка об оставлении за собой прав, нотариальные удостоверения, уплата сборов, производство или выпуск в свет на территории данного государства, будет считать эти условия выполненными в отношении всех произведений, пользующихся охраной по настоящей Конвенции и впервые выпущенных вне территории этого государства и автор, которого не является одним из его граждан, если, начиная с первого выпуска этого произведения, все его экземпляры, выпущенные с разрешения автора или другого лица, обладающего авторским правом, будут иметь знак (C) с именем лица, обладающего авторским правом, и с указанием года его первого выпуска; знак, имя и год выпуска должны быть указаны таким способом и на таком месте, чтобы было ясно видно, что права автора охраняются.

В каждом договаривающемся государстве устанавливаются правовые средства охраны без формальностей, не выпущенных в свет произведений граждан других договаривающихся государств. Настоящая конвенция не применяется в отношении произведений или прав на произведения, охрана которых на дату вступления в силу настоящей Конвенции в Договаривающемся Государстве, где испрашивается охрана, окончательно прекратилась или никогда не существовала [3]. Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от г.: 1.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, bekhterev.spb.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector