+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Организации по защите авторских прав в россии

В России создана еще одна организация по защите авторских прав – Российский авторский союз (РоАС), цитирует пресс-релиз новой организации ТАСС.

Новая организация создана как альтернатива уже существующему Российскому авторскому обществу. «Правообладатели, потерявшие доверие к ныне действующим авторско-правовым организациям, которые не оправдывают их доверия и не могут функционировать на высоком современном технологическом уровне, приобретут возможность самостоятельно управлять своими правами и получать справедливо заслуженное авторское вознаграждение», – отмечается в пресс-релизе РоАС.

Также в пресс-релизе отмечается, что «работа РоАС будет основана на прямых договорах с пользователями, а также члены РОАС будут изымать свои права из Российского Авторского общества (РАО) и в ближайшее время поставят вопрос о новом конкурсе на получение госаккредитации».

Новое объединение возникло на основе некоммерческого партнерства «Российское общество авторов и иных правообладателей по коллективному управлению их правами РОАП». Гендиректором новой структуры стал Максим Дмитриев, сопредседателями Совета РоАС – Игорь Бутман и Стас Намин.

В числе участников нового общества заявлены Александр Градский, Владимир Пресняков ст., Вячеслав Бутусов, Геннадий Гладков, Александр Зацепин, Александр Малинин, Вадим Самойлов, Вячеслав Добрынин, Алексей Рыбников, Василий Вакуленко (Баста), Виктор Дробыш, гендиректор ООО «Союз Мьюзик» Алексей Аляев, исполнительный директор ООО «Национальное музыкальное издательство» Дмитрий Майко и др. Членами РоАС также стали российские музыкальные издательства ООО «Союз Мьюзик», ЗАО «Юнайтед Мьюзик Групп», ЗАО «Издательство «Композитор» (СПб)» и другие.

В России существуют четыре организации, действующие в области коллективного управления авторскими правами и обладающие госаккредитацией. Это Российское авторское общество (РАО), Российский союз правообладателей (РСП), Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства (УПРАВИС).

«Право.ru» ранее сообщало, что руководителю РАО Сергею Федотову предъявлены обвинения по ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество в особо крупном размере) на сумму в полмиллиарда рублей.

Российские общества и федеральные органы

Статьи и новости по теме:

Глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров на встрече с Владимиром Путиным отчитался >>>

Конституционный Суд остался в стороне от разрешения правовой коллизии – противоречий между положениями Гражданского кодекса РФ и международным договором ВТО (Всемирная торговая организация) в части бездоговорного коллективного управления авторскими правами, но определил обязательства >>>

Председатель Правительства Российской Федерации Медведев снял с поста руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности Бориса Петровича Симонова >>>

Практически во всех развитых странах мира оказание государственных услуг и контрольно-регуляторные функции в сфере авторских и смежных прав возложены на специально уполномоченные ведомства. Одним из основных барьеров в формировании полноценной системы интеллектуальной собственности в России признано отсутствие единого координирующего органа и разделение полномочий в сфере охраны авторских и смежных прав между несколькими государственными институтами >>>

С июля 2014 года в России будет действовать новая Федеральная служба по оказанию государственных услуг по регистрации и охране интеллектуальной собственности >>>

Об успехах Министерства культуры РФ и стратегических целях на предстоящий год рассказал Министр культуры РФ Владимир Ростиславович Мединский >>>

С 2008 года 4-ая часть Гражданского Кодекса РФ содержит нормативно-правовую базу системы коллективного управления авторскими и смежными правами: ст. 1242 регламентирует правовое положение, функции и обязанности организаций, которые осуществляют коллективное управление имущественными правами от имени авторов и иных правообладателей. Подобную схему контролирует и всецело поддерживает Министерство культуры РФ >>>

Нечто подобное следует из плана мероприятий по улучшению охраны прав интеллектуальной собственности, направленного на рассмотрение правительству главой Минобрнауки Дмитрием Ливановым. Как отмечают «Известия», «…фактически речь идёт о создании ведомства по авторским правам» >>>

Девятый арбитражный апелляционный суд отклонил иск Федеральной налоговой службы к Российскому авторскому обществу о недоперечислении последним налогов на сумму 410 миллионов рублей >>>

На официальном сайте Министерства культуры РФ был опубликован проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях прекращения нарушений интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет», который максимально ужесточит меры по борьбе с пиратством в цифровой среде >>>

Органы защиты авторских прав

Судебный порядок защиты авторских прав наиболее известен и распространен. В исковом заявлении обязательно указывается, какие права самого автора нарушены, в частности личные имущественные или неимущественные. Исковые требования неимущественного характера всегда относятся к восстановлению личных прав самого автора. А вот имущественные исковые требования связаны с взысканием авторского вознаграждения или убытков. Имеют место иски, в которых одновременно заявлены требования о восстановлении личных неимущественных и имущественных прав одновременно.

Это интересно:  Защита авторских прав на название

Как мы выяснили, права авторов до 1990 года контролировалось Всесоюзным агентством по авторским правам (далее — ВААП). ВААП, которое охраняло права и законные интересы самих авторов, обеспечивало их представительство, а также принимало нужные меры по предотвращению нарушений или восстановлению нарушенного права в соответствии с законодательством. ВААП отстаивало дела авторов в административных и судебных органах, выполняло функции по сбору и выплате авторского вознаграждения.

ВААП выполняло функции некого органа государственного управления в сфере авторских отношений и разногласий в сфере авторского права. авторский право интеллектуальный собственность

Поэтому происходящие в стране сильные изменения значительно отразились на его деятельности. Сейчас оно преобразовано в Российское агентство интеллектуальной собственности (далее — РАИС).

Мы знаем, что РАИС осуществляет и разрабатывает государственную политику в сфере охраны авторских прав. РАИС вправе создавать и разрабатывать инструкции и разъяснения по применению авторского права, обязательные для всех ведомств, организаций и иных пользователей произведений.

Расширение защиты авторского права используется в связи с включением в Гражданский кодекс РФ некоторых более новых, ранее не охранявшихся российским законодательством видов интеллектуальных прав:

  • 1) смежного права на содержание баз данных,
  • 2) смежного права публикатора произведения,
  • 3) права на доменное имя как на средство индивидуализации информационных ресурсов,
  • 4) права на коммерческое обозначение как средство индивидуализации предприятия.

Также есть институты, которые касаются практики охраны объектов авторских прав, как:

  • 1) права на фирменное наименование;
  • 2) права на секреты производства, но в отношении, которых до сих пор не существует единого законодательного регулирования.

Должное внимание должно быть уделено мерам по усилению защиты и охраны прав создателей интеллектуальных ценностей. Данные меры необходимы, когда результаты творческой деятельности авторов стали предметом расширяющегося рыночного оборота, поскольку в ряде некоторых случаев интересы самих авторов могут вступить в противоречие, с потребностями общества, заинтересованного в более свободном использовании произведения, а с другой стороны — с интересами более сильных в материальном смысле коммерческих организаций, которым автор в большинстве случаев передает права на свое произведение.

Одним из главных принципов, которые обеспечивают защиту, является положение о том, что исключительное право на результат творческой деятельности, первоначально возникает у автора, а к другим лицам может перейти от автора только по договору или по иным основаниям, установленным законом.

Мы установили, что исключительное право на служебные творения, за исключением служебных программ для компьютеров и баз данных принадлежит автору, а вот работодатель имеет право лишь использовать такое произведение. А вот если работодатель в течение трех лет не осуществляет свое право на использование служебного произведения, то он это право теряет.

Место автора укрепляет правило о том, что автор — это работник, который не является правообладателем и имеет право на получение от работодателя вознаграждения за создание и использование служебного результата независимо от того, сам работодатель будет использовать соответствующий служебный результат или это право перейдет к другому лицу.

Вместе с мерами по охране имущественных прав авторов предусмотрены некоторые меры, которые направлены на защиту их личных неимущественных прав. Также восстановлен подход к праву, который существовал ранее, право самого автора на неприкосновенность произведения, которое по своему содержанию намного больше, чем закрепленное в законодательстве право на защиту и репутацию автора произведения, и поэтому в большей мере защищает интересы создателя произведения. Впервые в законе рассматривается порядок внесения наследниками или другими правопреемниками автора изменений, сокращений или дополнений в произведение, а также порядок обнародования произведения умершего автора в пределах срока действия исключительного права и после его истечения. При этом подобные действия могут осуществляться упомянутыми лицами только в том случае, если это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т.п.).

Защита авторских прав творческих работников в вопросах и ответах


Какие существуют организации, оказывающие содействия авторам в защите их прав и интересов?

Существует несколько типов организаций, помогающих авторам управлять своими правами, собирать авторское вознаграждение за использование их произведений и защищать права в случае их нарушения. Это:
а) авторские общества;
б) литературные и иные агентства;
в) юридические организации и
г) издательства.

Авторские общества относятся к некоммерческим организациям, все остальные — к коммерческим. Авторские общества, агентства и юридические организации, как правило, оказывают услуги авторам только по представлению их интересов в отношениях с конечными пользователями их произведений, издательствам же авторы передают свои имущественные авторские права. Таким образом, издательство выступает обладателем прав наравне с автором, однако договор с издательством может содержать пункты об оказании автору консультационных услуг в рамках договора и о представительстве прав автора одновременно с правами самого издательства в суде в случаях нарушения авторских прав.

Что собой представляют авторские общества? В чем заключается управление имущественными правами автора?

Авторские общества занимаются управлением правами авторов на коллективной основе. Они создаются в форме некоммерческих организаций. При этом они вправе заниматься коммерческой деятельностью и осуществлять использование произведений, полученных для управления на коллективной основе.

Они занимаются выдачей лицензий на пользование авторскими правами и сбором гонораров для авторов, когда им самим это сделать затруднительно. Организации, использующие эти права (например, радиостанции), не могут самостоятельно связаться со всеми авторами и получить все разрешения, а авторам не всегда возможно отследить все случаи использования их произведений.

Чтобы стать членом авторского общества, автор должен заключить с ним договор, по которому общество уполномочено отслеживать случаи использования их произведений, выдавать лицензии на это использование, собирать авторское вознаграждение, осуществлять консультирование и защиту прав авторов от их имени в судебном порядке.

Однако в российском Законе об авторском праве и смежных правах есть норма, согласно которой авторское общество уполномочено собирать вознаграждение также для авторов, с которыми не заключены договоры на эту деятельность, но которые официально от услуг авторского общества не отказались.

За свои услуги авторское общество вычитает из собранных сумм определенный процент на покрытие своих расходов. Схемы расчетов по выплате собранного вознаграждения конкретным авторам достаточно сложны, однако эта практика является общепринятой во всем мире и мало различается от страны к стране.

Пользование услугами авторских обществ не исключает для автора возможности самостоятельно вступать в непосредственные отношения с пользователями прав в тех случаях, когда это не вызывает затруднений. В таких случаях автор подписывает договоры с агентством или с издателем непосредственно.

Какие авторские общества существуют на территории России?

Наиболее крупной организацией на территории России в области авторских прав является Российское Авторское Общество (РАО). Высший орган управления РАО — общее собрание авторов-членов общества. Оно выбирает авторский совет и правление общества, которые управляют конкретной деятельностью организации.

Помимо РАО, в России существуют другие авторские общества, например, недавно организованное Российское Общество Правообладателей в Аудиовизуальной Сфере (РОПАС). Его цель — собирать авторское вознаграждение для авторов в кинематографической сфере, т.е. для сценаристов, режиссеров и т.д. РОПАС отслеживает использование их произведений не только на телевидении и в кинопрокате, но и при тиражировании видеокассет, других аудио-видео носителей, в сети Интернет.

Также существует РОСП — Российское общество по смежным правам. Его задача — собирать вознаграждение за использование этих прав. Оно уже не относится к категории авторских, т.к. это права смежные (права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания).

К сожалению, обе эти организации еще очень молоды и не обладают такими обширными базами данных, разработанными схемами сбора и вычисления гонораров, как Российское Авторское Общество.

К числу молодых организаций относится и Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС), деятельность которого направлена на реализацию и защиту авторских прав в Интернет. В настоящее время РОМС выдает разрешения (путем заключения соответствующих лицензионных соглашений) на несколько способов использования охраняемых объектов — произведений, исполнений, фонограмм: «вещание» с использованием сети Интернет, загрузка музыкальных файлов (с большими ограничениями), сообщения для всеобщего сведения путем размещения на WEB-страницах.

Существует также Российской Агентство по правовой охране программ для ЭВМ и баз данных. Его деятельность обоснована соответствующим законом Российской Федерации. Оно работает по несколько другим правилам. Так, например, в Законе о защите программ для ЭВМ и баз данных определяется обязательная регистрация программных продуктов в этом агентстве.

Могут ли авторские общества обеспечивать реализацию имущественных авторских прав за рубежом?

В настоящее время авторские общества существуют почти во всех странах мира. Благодаря деятельности Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC — «СИЗАК») такие общества осуществляют обмен репертуарами друг с другом, в результате каждое из них имеет возможность представлять на территории своей страны всех иностранных правообладателей и практически весь мировой репертуар произведений. Соответственно, они обеспечивают соблюдение интересов авторов, чьи произведения используются на территории их стран.

Какие функции выполняют агентства как представители автора?

Агентства — это коммерческие организации, которые заключили с автором договор об оказании ему определенных услуг. Агентством может быть любая организация, имеющая право заниматься коммерческой деятельностью. Формы этих организаций определены Гражданским кодексом РФ.

Среди функций агентств, в отличие от авторских обществ, такие как продвижение произведений автора, нахождение партнеров и издателей. Помимо этого, агентство также ведет переговоры, заключает договоры, следит за соблюдением их условий и отслеживает нарушения прав автора, защищает права автора в суде, если требуется. В целом — это обычный посредник между автором и потребителем результатов его труда.

Существует юридическое понятие агентского договора, который предусмотрен Гражданским кодексом РФ. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. В общем, его деятельность очень похожа на деятельность авторских обществ. Однако, в отличие авторских обществ, агентства ориентированы на работу с конкретным автором с учетом его индивидуальных особенностей и интересов, что в конечном итоге выражается в стоимости их услуг, предполагающей не только погашение произведенных расходов.

К сожалению, в России пока очень слабо развит агентский бизнес по представлению интересов авторов. Это, в свою очередь, сдерживает активное развитие рынка интеллектуальной собственности, поскольку авторы либо не хотят, либо не могут заниматься защитой своих интересов, что в конечном итоге ведет к тому, что пользователи злоупотребляют такой ситуацией и активно нарушают авторские права. Особенно активно нарушаются права такой категории авторов как фотографы, поскольку средства массовой информации и иной периодической печатной продукции не особенно заботятся о соблюдении авторских прав, считая объекты их творческих усилий, не стоящих больших затрат, в том числе и творческих.

Однако не везде ситуация с соблюдением авторских прав складывается так неблагополучно. Примером могут служить так называемые «музыкальные издательства», которые в последнее время стали активно развиваться в России.

Музыкальные издательства пытаются регулировать отношения с авторами в сфере музыкальной записи, т.е. при тиражировании фонограмм на звуковых носителях (кассетах, лазерных дисках). Это такие музыкальные издательства, как «Союз», «Лига Прав», «Реал Рекордс».

Их появление связано с тем, что рынок аудио-продукции в России в последние годы значительно расширился. Кроме того, именно в этой сфере особенно распространено пиратство. Эти музыкальные издательства заключают с авторами договоры о передаче «механических прав», т.е. прав на запись фонограммы, и становятся правообладателями наравне с ними. Таким образом, музыкальные издательства защищают как имущественные права авторов, так и свои собственные имущественные права на использование данных произведений.

Эти фирмы сотрудничают, прежде всего, с записывающими студиями, т.е. производителями фонограмм. Они в состоянии отследить использование фонограмм при их тиражировании. Если студия передает право на тиражирование какому-либо третьему лицу, музыкальное издательство ставится об этом в известность и у него появляется возможность проследить, выполняет ли производитель, скажем, лазерных дисков, условия договора и выплачивает ли вознаграждения как издательству, так и автору, с которым у издательства есть договор.

Очень многие популярные композиторы с готовностью заключают с музыкальными издательствами договоры, т.к. это кажется достаточно удобной и эффективной формой сотрудничества. Скажем, у издательства «Союз» заключены договоры с несколькими сотнями популярных авторов, которые передали издательству весь, либо часть своего репертуара.

При этом как правообладатель «Союз» имеет договор с РАО о сборе авторского вознаграждения. Российское Авторское общество собирает вознаграждение в сфере публичного исполнения и затем передает эти суммы издательству и автору. То, как производятся расчеты с автором, определяет договор между ним и музыкальным издательством, а РАО ставится об этом в известность. Доли, положенные автору, могут передаваться как непосредственно ему, так и издательству, которое самостоятельно с ним рассчитывается.

Вместе с тем, хочется предупредить авторов, что пользоваться услугами агентств не всегда безопасно. Преследуя свои коммерческие интересы, агентства в первую очередь заботятся о своей прибыли, поэтому автору следует быть внимательным при заключении с ними долгосрочных отношений и авторских договоров о передаче прав и стараться всегда оставить для себя возможность прервать эти отношения, если они по какой либо причине перестали удовлетворять автора. Варианты договоров о передаче авторских прав, в том числе и агентствам, приводятся ниже.

Какую помощь могут оказать юридические организации автору в процессе использования его прав на произведение?

Статья написана по материалам сайтов: www.copyright.ru, studwood.ru, www.vneshmarket.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector