Формы и способы защиты авторских прав

Общие положения гражданского законодательства о защите авторских и смежных прав

Система способов защиты авторских прав, закрепленная в ч. 4 ГК РФ, урегулирована более подробно по сравнению с применявшимся до введения ее в действие Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 № 5351-I. При этом статья, в которой такие способы систематизировались бы применительно к авторскому праву, отсутствует. Следует руководствоваться нормами ст. 1250–1254 ГК РФ, относящимися к защите прав на объекты интеллектуальной собственности в целом. Кроме того, в дополнение к пп. 2, 3 ст. 1252 глава 70 содержит ст. 1301, 1302, 1311, 1312, относящиеся к обеспечению иска и компенсации.

Субъектами защиты являются:

  • авторы;
  • лицензиаты — обладатели исключительных прав (но не простой лицензии, п. 27 постановления пленума ВАС РФ и ВС РФ от 26.03.2009 № 5/29);
  • наследники в той части, в которой они правомочны согласно закону.

Защита авторских прав реализуется, как правило, в юрисдикционной форме (путем обращения в суд). Меры неюрисдикционного воздействия (самозащита) не всегда возможны или малоэффективны.

Как защитить авторские права: способы по ГК РФ

Каждому нарушению соответствует 1 или несколько способов защиты авторского права, реализуемых, в зависимости от характера нарушенных прав, путем предъявления требования:

  • о признании права (в случае отказа или уклонения от признания);
  • восстановлении предшествовавшего нарушению положения;
  • пресечении нарушения (к лицу, его совершившему или подготавливающемуся к нему);
  • возмещении убытков или выплате компенсации (при недозволенном использовании объекта);
  • изъятии и уничтожении контрафактных материальных носителей;
  • компенсации морального вреда (в случае нарушения личных неимущественных прав: права на имя, права авторства и др.);
  • постоянном (вечном) ограничении доступа к сайту (в случае повторного нарушения авторских прав одного и того же истца), публикации решения суда о нарушении и действительном правообладателе.

Кроме того, к защите авторских прав относятся все способы защиты прав, перечисленные в общих нормах ГК РФ, в частности в ст. 12, 15, 151. Ответственность за нарушение авторских прав суды применяют с использованием ст. 401 ГК РФ: предприниматели отвечают независимо от наличия вины, а иные лица — в случае виновного нарушения (п. 23 постановления № 5/29). Требование о применении мер защиты может быть предъявлено и к невиновному нарушителю (п. 3 ст. 1250 ГК РФ).

Самая суровая мера (прекращение юридического лица или ИП) применяется только при наличии вины (ст. 1253 ГК РФ).

Авторская защита: подсудность, обеспечительные меры

1. Споры в этой сфере подсудны судам общей юрисдикции (однако споры с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими правами, рассматривает арбитражный суд, п. 1 ст. 33 АПК РФ).

До обращения с иском правообладатель вправе заявить ходатайство об обеспечительных мерах, некоторые из которых описаны в ст. 1302 ГК РФ:

  • запрет действий, направленных на распространение (введение в гражданский оборот) объекта прав;
  • наложение ареста на контрафактные экземпляры, материалы и оборудование для их изготовления.

2. Согласно ч. 3 ст. 26 ГПК РФ с 01.08.2013 дела о защите авторских прав в сети интернет по 1-й инстанции рассматривает Московский городской суд (за исключением прав на фотографии и аналогичные произведения). При этом до обращения с иском правообладатель может инициировать применение обеспечительных мер, направленных на ограничение доступа к размещенной информации или совершение иных действий, касающихся предмета спора (п. 1 ст. 140 ГПК РФ), при условии документального подтверждения:

  • факта использования произведения (скриншот сайта, желательно удостоверенный нотариусом);
  • прав заявителя (подтверждение публикации, соглашение о депонировании рукописи и др.).

Защита прав авторов и патентообладателей: сходство и различия

В регулировании защиты авторских прав и прав патентообладателей имеются некоторые отличия:

  • В первую очередь они различаются по подсудности. Споры по искам патентообладателей относятся к компетенции Суда по интеллектуальным правам (ч. 4 ст. 34 АПК РФ), в отличие от требований о защите авторских прав (см. выше).
  • В связи со спецификой реализации патентных прав (необходимость в государственной регистрации, выдаче патента) дополнительные категории споров связаны с обжалованием действий (бездействия) Роспатента, признанием патента недействительным и др.
  • Для защиты патентных прав предусмотрена также административная процедура в виде обращения в Палату по патентным спорам (отделение ФИПС).
  • установление специальной подсудности и обеспечительных мер (см. выше);
  • определение порядка исполнения Роскомнадзором по прямому заявлению правообладателя без посредничества судебных приставов-исполнителей установленных судом мер по блокированию возможности использования информации путем воздействия непосредственно на владельца сайта через владельцев сетевого оборудования (провайдера, операторов связи) (ст. 15.2 закона № 149-ФЗ);
  • закрепление ответственности информационного посредника при наличии его вины (например, в случае непринятия им мер после обращения непосредственно к нему правообладателя по поводу устранения нарушения) (ст. 1253.1 ГК РФ).

Защита авторских прав в сети интернет

С развитием технологий нарушение авторских и смежных прав приняло массовый характер. Информация, размещенная в интернете, может быть многократно скопирована, причем правообладатель может даже не узнать об этом. Основные нормы ГК РФ, ГПК РФ и ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ по охране авторского права в интернете введены ФЗ от 02.07.2013 № 187-ФЗ:

То, что эти меры применимы на практике, можно видеть, например, по результатам исполнения решений Мосгорсуда в отношении сайта «Рутрекер».

Защита авторских прав — обязательное условие реализации такого права. Для эффективной защиты авторских прав правообладателям нужно ориентироваться в вопросах подсудности и возможностях использования тех или иных мер. Важнейшие моменты кратко освещены в нашей статье.

Способы защиты авторского права

ст. преподаватель кафедры гражданского права

г. Астана, Республика Казахстан

В зависимости от отрасли права, обеспечивающей защиту авторских и смежных прав, выделяют следующие способы защиты:

1. Гражданско-правовой способ защиты – возмещение имущественного ущерба автору или иному правообладателю. Защита авторских и смежных прав данным способом имеет ряд специфичных черт. Личные неимущественные права подлежат защите независимо от вины правонарушителя.

В случае, например, если издательство не знало и не могло знать о том, что публикует произведение, присвоенное другим автором, оно должно принять все меры по устранению правонарушения. Если допущена ошибка в имени автора, то автор вправе требовать внесения изменений в тираже, либо публикации, осведомляющей о допущенной ошибке и какое имя считать правильным, либо требовать запрещения выпуска произведения в свет. На требования о защите личных неимущественных прав не распространяется исковая давность.

2. Административно-правовой способ защиты – путем обращения в вышестоящие организации по отношению к организации нарушителю, в антимонопольный орган или творческий союз.

3. Уголовно-правовой способ защиты – за наиболее серьезное нарушение авторских и смежных прав. Например, за плагиат, если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю или совершено в крупном или особо крупном размере [1, c.27].

Способы предотвращения нарушения авторских прав. Чтобы защитить авторские права и избежать их нарушения в дальнейшем, а также, чтобы при нарушении было доказательство авторства, необходимо заранее, еще до возможного нарушения, принять все необходимые и возможные меры:

1. Оповещение о принадлежащем автору исключительном авторском праве, для того чтобы все остальные знали, что данное произведение принадлежит данному автору, стало быть, оно защищается авторским правом, необходимо оповестить об этом общественность. Для этого нужно разместить знака охраны «copyright» (©) на каждом экземпляре произведения, свое имя или название произведения, дату первой публикации.

2. Также к способу оповещения относится размещение авторского блока (например, в интернете), т.е. задача – показать, что у произведения есть автор, он свои права знает и в случае их нарушения, намерен их защищать, а также возможно указать, в какой мере можно использовать произведение (например: разрешение на копирование, но с обязательным указанием авторства).

Доказательства авторства. Для того, чтобы в будущем можно было доказать свое авторство, вам заполучить доказательство того, что именно данный автор создал произведение, а также того, что он создал это произведение раньше других, т.е. закрепить временной приоритет. Для этого существуют следующие способы:

1. Сохранить все рабочие материалы, исходные версии произведения и т.д., которые могут доказать творческое деяние;

2. Засвидетельствовать у нотариуса дату создания материала;

3. Депонирование произведения. Депонировать можно все, что напечатано на бумаге. Это своеобразная «регистрация» произведения;

4. Напечатать произведение (если это статья – в журнале, газете, если это литературное произведение – издать);

5. Отправить по электронной (с сохранением на почтовом сервере) или обычной почте произведение.

Существуют и другие способы, в зависимости от конкретной ситуации:

1. Признания права;

2. Восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

3. Пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

4. Компенсации морального вреда;

5. Публикации решения суда о допущенном нарушении;

6. Защиты чести и достоинства.

Последствия защиты прав, это в итоге – это требование, которое может быть предъявлено к любому нарушителю права вне зависимости от наличия его вины: признание права — к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Такое требование может предъявляться к любому лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, вне зависимости от наличия вины такого лица. Например, такое требование может быть предъявлено к магазину, как распространителю контрафактной продукции, вне зависимости от того, было ли, известно его сотрудникам о том, что соответствующая продукция является контрафактной; возмещение убытков. Требование может быть предъявлено к лицу, неправомерно использовавшему произведение без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб; изъятие материального носителя — оборудования, устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав. Требование об изъятии материального носителя может быть предъявлено к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю. Соответствующие оборудование, устройства и материалы по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

На международной арене данный вопрос закреплен в таких договорах, как:

I. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886г. В соответствии с данной Конвенцией государства-участники образуют специальный союз для охраны прав авторов на литературные и художественные произведения. Этот договор содержит значительное число унифицированных материально-правовых норм, причем сформулированы они весьма детально:

1. Охрана, предоставляемая настоящей Конвенцией, не распространяется на сообщения о новостях дня или на сообщения о различных событиях, имеющих характер простой пресс-информации.

2. Также охрана, предусмотренная настоящей Конвенцией, применяется: к авторам, которые являются гражданами одной из стран Союза, в отношении их произведений как выпущенных в свет, так и не выпущенных в свет; к авторам, которые не являются гражданами одной из стран Союза, в отношении их произведений, выпущенных в свет впервые в одной из стран или одновременно в стране, не входящей в Союз, и в стране Союза.

3. Авторы, не являющиеся гражданами одной из стран Союза, но имеющие свое обычное местожительство в одной из таких стран, приравниваются для целей настоящей Конвенции к гражданам этой страны.

4. Под выпущенными в свет произведениями» следует понимать произведения, выпущенные с согласия их авторов, каков бы ни был способ изготовления экземпляров, при условии, если эти экземпляры выпущены в обращение в количестве, способном удовлетворить разумные потребности публики, принимая во внимание характер произведения. Не является выпуском в свет представление драматического, музыкально-драматического или кинематографического произведения, исполнение музыкального произведения, публичное чтение литературного произведения, сообщение по проводам или передача в эфир литературных или художественных произведений, показ произведения искусства и сооружение произведения архитектуры.

5. Произведение считается выпущенным в свет одновременно в нескольких странах, если оно было выпущено в двух или более странах в течение тридцати дней после первого его выпуска.

6. Охрана, предусмотренная настоящей Конвенцией, применяется, даже если условия, не будут выполнены: к авторам кинематографических произведений, изготовитель которых имеет свою штаб-квартиру или обычное местожительство в одной из стран Союза; к авторам произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо стране Союза, или других художественных произведений, являющихся частью здания или другого сооружения, расположенного в какой-либо стране Союза.

7. В отношении произведений, по которым авторам предоставляется охрана в силу настоящей Конвенции, авторы пользуются в странах Союза, кроме страны происхождения произведения , правами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены в дальнейшем соответствующими законами этих стран своим гражданам, а также правами, особо предоставляемыми настоящей Конституцией.

8. Пользование этими правами и осуществление их не связаны с выполнением, каких бы то ни было формальностей; такое пользование и осуществление не зависят от существования охраны в стране происхождения произведения. Следовательно, помимо установленных настоящей Конвенцией положений, объем охраны, равно как и средства защиты, обеспечиваемые автору для ограждения его прав, регулируются исключительно законодательством страны, в которой истребуется охрана [2].

II. Всемирная конвенция об авторском праве действует в двух разных редакциях: от 06.09.1952 г. и то 24.07.1971 г. В отличие от Бернской конвенции она содержит значительно меньше материально-правовых норм и использует преимущественно коллизионные нормы:

1. Любое договаривающееся государство, которое в соответствии со своим внутренним законодательством требует в качестве условия охраны авторского права соблюдение таких формальностей, как депонирование экземпляров, регистрация, оговорка об оставлении за собой прав, нотариальные удостоверения, уплата сборов, производство или выпуск в свет на территории данного государства, будет считать эти условия выполненными в отношении всех произведений, пользующихся охраной по настоящей Конвенции и впервые выпущенных вне территории этого государства и автор, которого не является одним из его граждан, если, начиная с первого выпуска этого произведения, все его экземпляры, выпущенные с разрешения автора или другого лица, обладающего авторским правом, будут иметь знак (C) с именем лица, обладающего авторским правом, и с указанием года его первого выпуска; знак, имя и год выпуска должны быть указаны таким способом и на таком месте, чтобы было ясно видно, что права автора охраняются.

Это интересно:  Принципы защиты авторских и смежных прав

2. В каждом договаривающемся государстве устанавливаются правовые средства охраны без формальностей, не выпущенных в свет произведений граждан других договаривающихся государств.

3. Настоящая конвенция не применяется в отношении произведений или прав на произведения, охрана которых на дату вступления в силу настоящей Конвенции в Договаривающемся Государстве, где испрашивается охрана, окончательно прекратилась или никогда не существовала [3].

III. Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26.10.1961г.:

1. Охрана, предоставляемая настоящей Конвенцией, никоим образом не затрагивает и не наносит никакого ущерба охране авторских прав на литературные и художественные произведения. Соответственно, ни одно из положений настоящей Конвенции не может быть истолковано как наносящее ущерб этой охране.

2. Для целей настоящей Конвенции национальный режим охраны означает режим, предоставляемый внутренним законодательством Договаривающегося Государства, в котором испрашивается охрана: артистам-исполнителям, являющимся его гражданами, в отношении осуществляемых на его территории исполнений, их передачи в эфир или первой записи; производителям фонограмм, являющимся его гражданами, в отношении фонограмм, впервые записанных или впервые опубликованных на его территории; вещательным организациям, штаб-квартиры которых расположены на его территории, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории.

3. Национальный режим охраны предоставляется в соответствии с требованиями охраны и условиями, предусматривающими ее ограничение, прямо оговоренными в настоящей Конвенции [4].

IV. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства из фонограмм от 29.10.1971г.:

1. Каждое государство — участник, которое обеспечивает охрану путем предоставления авторского права или другого особого права или путем применения уголовных санкций, может предусмотреть в своем национальном законодательстве ограничения, касающиеся охраны интересов производителей фонограмм, того же характера, что и те, которые допускаются в отношении охраны интересов авторов литературных и художественных произведений. Однако обязательные лицензии могут быть предусмотрены только в том случае, если удовлетворены все следующие условия: воспроизведение предназначается для использования исключительно в целях обучения или научных исследований; лицензия действительна только для воспроизведения на территории государства — участника, чьи компетентные органы предоставили лицензию, и не будет распространена на экспорт копий; воспроизведение, осуществленное в силу лицензии, влечет за собой право на справедливое вознаграждение, определяемое упомянутыми органами с учетом, наряду с прочим, числа копий, которые будут произведены [5].

V. Конвенция о распространении несущих программ сигналов передаваемых через спутники от 21.05.1974г.:

1. Каждое договаривающееся государство берет на себя обязательство принимать соответствующие меры по предотвращению распространения на своей или со своей территории любого несущего программы сигнала любым распространяющим органом, для которого сигнал, переданный на спутник или проходящий через него, не предназначается. Это обязательство применяется в том случае, когда орган-источник подпадает под юрисдикцию другого договаривающегося государства и когда распространяемый сигнал является вторичным сигналом [6].

VI. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности от 15.04.1994 г. Данное соглашение устанавливает требования к законодательству об интеллектуальной собственности стран, желающих присоединиться к ВТО:

1. Охрана и обеспечение соблюдения прав интеллектуальной собственности должны содействовать техническому прогрессу и передаче и распространению технологии к взаимной выгоде производителей и пользователей технических знаний, способствуя социально-экономическому благосостоянию и достижению баланса прав и обязательств.

2. Если использование является требованием для сохранения в силе регистрации, то регистрация может быть аннулирована только тогда, когда непрерывный срок неиспользования знака составляет не менее трех лет, если только владелец товарного знака не укажет на веские причины, основанные на существовании препятствий такому использованию. Обстоятельства, возникающие независимо от воли владельца товарного знака, которые создают препятствие для его использования, как, например, ограничения импорта или другие требования государства в отношении товаров или услуг, охраняемых товарным знаком, должны признаваться в качестве веских причин для неиспользования знака.

3. Использование товарного знака другим лицом под контролем владельца знака признается для целей сохранения в силе регистрации использованием товарного знака [7].

Нотариальная защита авторских прав. Защищать авторские права с помощью нотариуса лучше всего на произведения, выраженные в печатной форме (текстовые произведения, фотографии, распечатанные дизайн-проекты, музыка в виде нотной записи и т.п.), т.е. на листе бумаге. Защитить произведения на диске можно, но сложнее; для этого рекомендуется обратиться за платной консультацией. Ниже рассматривается защита авторских прав на произведения, выраженные в печатной форме.

Для того, чтобы воспользоваться нотариальной защитой авторских прав, вовсе необязательно обращаться к юристам или посредникам. Выгода в том, что, одновременно с защитой авторских прав на произведение также можно можете получить хорошее доказательство использования творческого псевдонима на соответствующую дату, что впоследствии может помочь защитить свои права на псевдоним.

Порядок действий: подача заявления; распечатка произведения (можно несколько за раз). Желательно, чтобы заявления и приложения были пронумерованы (сквозная нумерация лучше, но уточните у конкретного нотариуса его предпочтения). Скреплять листы не нужно (нотариус сам их прошьет). На последней странице приложений осталось свободное место на 1/3-1/4 листа (там будет нотариальный штамп). Подписывать заявление и приложения не надо. На практике так же лучше первоначально обзвонить ближайших нотариусов и поинтересоваться, сколько будет стоить свидетельствование подлинности подписи на документе. Либо нотариус может удостоверить время предъявления документа, отличия: нотариус, как правило, просит предоставить документ в двух экземплярах и один сохраняет себе, стоит чуть дороже. Данная процедура позволяет узнать, будет ли нотариус готов осуществить такие действия, при условии, что это надо для предъявления заявления и приложений в организацию [8, c.68].

Технические средства защиты. Помимо законодательной защиты авторских прав существуют технические средства защиты. Техническими средствами защиты авторского права и смежных прав признаются любые технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведениям или объектам смежных прав, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором, обладателем смежных прав или иным обладателем исключительных прав, в отношении произведений или объектов смежных прав. Как следует из данного определения под защиту подпадают как технические устройства в целом, так и их компоненты, способные выполнять основную функцию – защиту произведения или объекта смежного права от несанкционированного использования [9, c.25].

Главный принцип авторского права заключается в том, что законом охраняется форма, а не идея. Проблема заключается в том, что идею в принципе защитить никак нельзя. Нельзя обеспечить её охрану, нельзя остановить её передачу от пользователя к пользователю интернета. Законом охраняется только форма [10, c.67]. Скорее всего, с этим и связан более масштабный, почти неконтролируемый массовый оборот пиратства в интернете: произведения (курсы, диски, книги и другие платные охраняемые материалы) копируются без ведома автора и выкладываются на торрентах для скачивания. Есть даже случаи, когда пираты выдают их за свои собственные произведения.

К счастью существуют эффективные способы защиты произведений от пиратства в интернете: специальное программное обеспечение, позволяющее наносить водяные метки, например на фотографии и изображения. Также имеются и многие другие способы, с помощью которых интернет-предприниматели могут вычислить пирата или определить наличие пиратской копии на торренте. Но всего этого явно недостаточно для полной и стопроцентной защиты инфо продуктов от неразрешенного копирования [11].

В связи с такими особенностями и трудностями защиты авторских прав в интернете очень скоро инфопродукт уже не будет представлять собой привычную нам форму в виде диска, который можно заказать наложенным платежом или получить цифровой вариант продукта на свой е-mail.

Всё будет гораздо проще: получить доступ к инфопродукту можно будет прямо на сайте автора, так сказать, в закрытой зоне сайта, доступ к которой автор будет предоставлять за плату по паролю. На мой взгляд, очень удобно: во-первых, не надо париться по поводу выпуска диска и его доставки, во-вторых, можно не беспокоиться о защите от пиратства, применении всякого там специального ПО и т.д.

Еще один способ защиты, это стеганография. Под этим термином понимается сокрытие одной цифровой информации в другой. В нашем случае графическое изображение содержит другую информацию (например, текст). Если немного изменить тон пикселя, человеческий глаз ничего не заметит, но изображение будет модифицировано. На этом принципе и основывается стеганография. Таким методом защищать данные можно и в звуковых, и в видеофайлах. Подобная система весьма оригинальна, потому, что едва ли кто-то будет проверять каждую картинку на наличие в ней шифра, определить наличие которого не всегда возможно (в интернете есть стеганографы, в том числе и на Delphi, качай, модифицируй, и никто не заподозрит, что изображение подписано, ты же не будешь встраивать в него никаких сигнатур), а простые изменения младших бит еще попробуй, пойми без знаний алгоритма. Хорошие программы, предназначенные для защиты графических и звуковых файлов, делают свое дело настолько четко, что результат практически не заметен. Приблизительно десятая часть размера картинки — столько информации можно зашифровать. Расшифровка информации, скрытой в таком файле, возможна, проблема лишь в том, что для расшифровки программе (которой файл был зашифрован) нужно ввести ключ. Чаще всего применяются алгоритмы шифрования MDC, DES, triple-DES, IDEA, RSA и т.д. Естественно, стеганографию применяют и для защиты авторских прав: зашифрованная в украденном .jpeg.е фраза «Данное изображение украдено у Иванова Ивана» может много чего сказать [12].

Водяные знаки впервые стали применять для защиты от подделок денежных купюр. Мы же поговорим о «водяных знаках» в цифровом мире, в котором борьба за авторские права намного сложнее. Если защищенный с помощью водяного знака продукт был присвоен злодеем, то с последним можно смело начинать судиться, а в качестве улики предъявить копирайты, проставленные на краденом продукте. Для этого существуют специальные программы. Некоторые из них являются плагинами для графических пакетов (Photoshop, CorelDraw), есть и независимые продукты. Как же создается водяной знак? Это дело непростое, и плохая защита сведет на нет, все усилия. Например, сообщение, которое требуется защитить, шифруется определенным ключем (часто этот ключ задает пользователь). Потом вносятся изменения в значения пикселей, изображение разбивается на блоки. При этом информация, используемая для идентификации материала, маскируется деталями изображения, выполняющими функции создания «шума». Чем больше деталей содержит изображение, тем плотнее будут вкрапленные в него идентификационные коды [13, c.122].

Голография остается самым действенным и полезным средством защиты интеллектуальной собственности, чем любые другие технологии современности. Иногда подделанный продукт настолько внешне убедителен, что владелец торговой марки прибегает к иным методам защиты своего товара. Самым действенным, из которых является голография. В отличие от отпечатанных полиграфическим путем изображений, голограммы, изображение которых получены с использованием лазеров, имеют глубину и движение, и их очень трудно воссоздать, даже при помощи самых сложных современных сканеров и цифровые методов.

Именно поэтому Microsoft, например, прибег к голографической технологии, как к способу проверки подлинности своих программных продуктов. Мало того, что голограммы используются на сертификатах подлинности, которые сопровождают свои программные продукты, CD-ROMы защищены голограммой, что является подтверждением подлинности продукта. Уже в течение многих лет Microsoft использует голографические технологии, чтобы определить подлинность своих товаров и не собирается отказываться от этого.

В пример можно привести и другие виды знаковых брендов: FIFA, Олимпийские игры и Высшая Бейсбольная Лига. Эти бренды не имеют заводы по производству товаров. Их бизнес, прежде всего, это постановка зрелищных мероприятий. Стоимость ведения бизнеса покрываются за счет продажи лицензионных товаров — таким образом, FIFA маркетинг является частной компанией, которая владеет лишь правами на интеллектуальную собственность имени, а средства производства всех товаров и атрибутики со своим наименованием и логотипом принадлежат другим лицам. Такая ситуация типична для спортивных организаций. Наряду с продажей билетов на свои мероприятия, которая составляет небольшую часть их дохода, главным источником прибыли является продажа товаров под их маркой.

Список использованной литературы:

2. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 1971г.;

3. Всемирная конвенция об авторском праве от 1652г.;

4. Международная конвенция об охране интересов артистов — исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 1961 г.;

5. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 1971г.;

6. Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники от 1974 г.;

7. Соглашение по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности от 1994г.;

9. Насонкин В.В., Савинова А.А. Авторские и имущественные права на цифровые учебные ресурсы: Монография. — СПб.: Изд-во Союз; Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. — 91 с.;

10. Мирзоян С. Гражданско-правовые способы защиты авторских прав: законодательство, доктрина и судебная практика // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — М., 2003, № 8. — С. 66-74;

11. http://avtorprava.ru (сайт-пособие для защиты авторских прав);

12. Авторское право. Вводный курс Автор: Козырев В.Е., Леонтьев К.Б. Издательство: Университетская книга , 2007г.- с.256

13. Авторское право. (Учебное пособие) Свечникова И.В. , 2009г. -208с.

Формы и способы защиты авторских и смежных прав

Защита субъективных авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъектных авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов. Различают две основные формы защиты — юрисдикционную и неюрисдикционную.

Юрисдикционной формой защиты признается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских и смежных прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам (в мировой, общегражданский, арбитражный, третейский суд, вышестоящую инстанцию и т. д.), которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения90.

В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядок защиты нарушенных прав. По общему правилу защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. Основная масса гражданско-правовых споров по вопросам авторских и смежных прав рассматривается районными, городскими, областными и иными судами общей юрисдикции или мировыми судами. Наряду с ними судебную власть осуществляют арбитражные суды, которые разрешают споры, возникающие в процессе предпринимательской деятельности. По соглашению участников спора дело может быть передано на разрешение третейского суда.

Это интересно:  Проблемы защиты авторских прав в россии

В качестве средства судебной защиты авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов выступает, по общему правилу, иск, т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны. Судебный или, как его нередко называют, исковой порядок защиты применяется во всех случаях, кроме тех, которые особо указаны в законе.

Специальным порядком защиты авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов, следует признать административный порядок их защиты. Он применяется в виде исключения из общего правила, т.е. только в прямо указанных в законе случаях. Средством защиты авторских и смежных прав, осуществляемой в административном порядке, является жалоба, подаваемая в соответствующий управленческий орган лицом, права и законные интересы которого пострадали в результате правонарушения со стороны иного физического или юридического лица.

В некоторых случаях в соответствии с законом применяется смешанный, т.е. административно-судебный порядок защиты нарушенных авторских и смежных прав. В этом случае потерпевший прежде, чем подать иск в суд, должен обратиться с жалобой в государственные управления.

Неюрисдикционная форма защиты авторских и смежных прав охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным и иным компетентным органам. Гражданским кодексом Российской Федерации указанные действия объединены в понятие «самозащита прав» и рассматриваются в качестве одного из способов защиты авторских и смежных прав. Самозащита прав — это форма защиты таких прав, допускаемая тогда, когда потерпевший располагает возможностями правомерного воздействия на нарушителя, прибегая к помощи судебных или иных правоохранительных органов. В рамках этой формы защиты обладатель нарушенного или оспариваемого права может использовать различные способы самозащиты, которые должны быть соразмерны нарушению, и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения (абзац 2 статьи 14 ГК РФ)91. К допускаемым мерам самозащиты относятся, в частности, действия лица в состоянии необходимой обороны и/или крайней необходимости, применение к нарушителю так называемых оперативных санкций, например, отказ совершить определенные действия интересах неисправного контрагента, поручение выполнения работы, не сделанной должником, другому лицу за счет должника и иные действия.

Защита гражданских авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов обеспечивается применением предусмотренных действующим законодательством способов защиты.

Под способами защиты субъективных авторских и смежных прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) авторских и смежных прав и воздействие на правонарушителя.

В гражданском законодательстве можно выделить два уровня регулирования способов защиты гражданских прав92. Первый уровень заключается в определении таких способов защиты, которые носят универсальный характер и могут быть применены для защиты любого субъективного гражданского права. Данные способы перечислены в ст.12 ГК РФ. К ним относятся:

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

присуждения к исполнению обязанности в натуре;

компенсации морального вреда;

прекращения или изменения правоотношения;

неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

иными способами, предусмотренными законом.

Данный список является не исчерпывающим, поскольку не все указанные в вышеуказанной статье способы применимы в рассматриваемой сфере.

Второй уровень представляет собой установление законом способов, применяемых для защиты только определенных видов гражданских прав или для защиты от определенных нарушений. Применительно к нарушениям авторских прав такие способы предусмотрены ст.1251 и ст.1252 ГК РФ.

Так, согласно п. 1 ст. 1251 ГК РФ в случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении.

Перечисленные меры, а также иные меры защиты личных неимущественных прав, предусмотренные ГК РФ, могут также применяться при защите следующих прав:

— права лица, организовавшего создание сложного объекта, на указание (требование об указании) своего имени (наименования) при использовании результата интеллектуальной деятельности в составе такого сложного объекта (п. 4 ст. 1240);

— права издателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий на указание (требование об указании) своего наименования при использовании таких изданий (п. 7 ст. 1260);

— аналогичного права изготовителя аудиовизуального произведения (п. 4 ст. 1263);

— аналогичного права работодателя в отношении служебных произведений (п. 3 ст. 1295);

— прав изготовителя фонограммы, перечисленных в п. 1 ст. 1323;

— прав изготовителя базы данных, перечисленных в п. 2 ст. 1333;

— права публикатора на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения (подп. 2 п. 1 ст. 1338).

В п. 3 ст. 1251 ГК РФ особо отмечено, что защита чести, достоинства и деловой репутации автора осуществляется в соответствии с правилами ст. 152 ГК РФ.

Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования:

1) о признании права – к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;

2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, – к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;

3) о возмещении убытков – к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;

4) об изъятии материального носителя в соответствии с п. 5 настоящей статьи – к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя – к нарушителю исключительного права.

Указанные способы защиты не исчерпывают собой всех возможных мер, к которым может прибегнуть потерпевший для защиты своих авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов.

Обратимся к анализу конкретных гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав.

а) Признание авторских и смежных прав. Необходимость в данном способе защиты возникает тогда, когда наличие у лица авторского или смежного права подвергается сомнению, авторское или смежное право оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий. Зачастую неопределенность авторского или смежного права приводит к невозможности его использования или, по крайней мере, затрудняет такое использование.

Признание права авторства как раз и является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания условий для реализации иных прав и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих их нормальному осуществлению.

Признание права как средство его защиты по самой своей сути может быть реализовано лишь в юрисдикционном порядке, но не путем совершения истцом каких-либо самостоятельных односторонних действий. Требование истца о признании права обращено не к ответчику, а к суду, который должен официально подтвердить наличие или отсутствие у истца, данного права. В большинстве случаев требование о признании авторского права является необходимой предпосылкой применения иных предусмот-ренных законом способов защиты. Например, Арбитражный суд отказал издательскому дому в удовлетворении иска о запрещении выпускать в гражданский оборот книгу автора, изданную другим издательством, поскольку истец не доказал наличие у него исключительных авторских прав на произведение93.

б) Восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Данный способ защиты применяется в тех случаях, когда нарушенное авторское или смежное право в результате правонарушения не прекращает своего существования и может быть реально восстановлено путем устранения последствий правонарушения. Например, автор, обнаруживший, что в ходе подготовки его произведения к опубликованию или в процессе его использования в него внесены не согласованные с ним изменения, может потребовать восстановления произведения в его первоначальном виде.

В тех случаях, когда произведение уже обнародовано и стало известно неопределенному кругу лиц, восстановить нарушенные авторские права в полном объеме уже практически невозможно. Для защиты своих нарушенных интересов и частичного восстановления, прав автор может потребовать публикации сведений о допущенном нарушении94.

Восстановление нарушенных прав автора может быть достигнуто и иными способами, удовлетворяющими интересы потерпевшего.

в) Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Как и признание права, данный способ защиты может применяться в сочетании с другими способами защиты, например взысканием убытков, или иметь самостоятельное значение. Например, в случае бездоговорного использования произведения его автор может потребовать как запрещения его дальнейшего использования, так и возмещения убытков, которые он понес в связи с таким использованием. Однако интерес автора может выражаться и в том, чтобы лишь прекратить (пресечь) нарушение его права на будущее время или устранить угрозу его нарушения. Типичный пример: Издательство обратилось в Арбитражный суд с иском к акционерному обществу о запрещении распространять повесть, выпущенную в свет ответчиком, поскольку исключительные права на эту повесть принадлежат издательству. Суд иск удовлетворил95.

г) Возмещение убытков. Под убытками согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, то лицо, чье право нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

В Постановлении Пленума ВС и Пленума ВАС «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п. Размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено. В частности, по требованию о возмещении убытков в виде неполученного дохода, причиненных недопоставкой сырья или комплектующих изделий, размер такого дохода должен определяться исходя из цены реализации готовых товаров, предусмотренной договорами, заключенными с покупателями этих товаров, за вычетом стоимости недопоставленного сырья или комплектующих изделий, транспортно-заготовительских расходов и других затрат, связанных с производством готовых товаров96.

Согласно п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, чье право нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Вместе с этим ст. 1252 ГК РФ указывает на то, что требование о возмещении убытков может быть предъявлено лицу, нарушившему исключительное право и причинившему правообладателю ущерб.

Таким образом, возникает справедливый вопрос: допущена ли при разработке данной нормы техническая ошибка или законодатель сознательно ограничил право заинтересованных лиц требовать от нарушителя исключительного права только реального ущерба, вместо убытков в полном объеме? Данный вопрос предстоит решить судебной практике.

д) Компенсация морального вреда. До принятия части четвертой ГК РФ Кодекс не предусматривал применения за гражданское правонарушение такой меры ответственности, как компенсация, размер которой определяется по усмотрению суда в установленных законом пределах и уплаты которой нарушителем можно требовать только вместо возмещения убытков. Дабы избежать путаницы в связи с многозначностью слова и правового понятия «компенсация», компенсацию, о которой идет речь, целесообразно вкратце назвать «альтернативной компенсацией»97.

Такая альтернативная компенсация впервые в российском законодательстве об интеллектуальной собственности была предусмотрена Законом о правовой охране программ для ЭВМ как «мера защиты прав на программы для ЭВМ и базы данных» (п. 1 ст. 18) «для случаев нарушения с целью извлечения прибыли»98. Из текста Закона можно было понять, что имелась в виду защита «исключительных прав правообладателя» (п. 1 ст. 17).

В Законе об авторском праве такая компенсация первоначально (1993 г.) фигурировала как одна из «гражданско-правовых и иных мер защиты авторских и смежных прав» (подп. 5 п. 1 ст. 49), а с 1995 г. — как один из «гражданско-правовых способов защиты авторского права и смежных прав» (п. 2 ст. 49). Право требовать такую компенсацию принадлежит по этому Закону «обладателю исключительного права». Вместе с тем требовать компенсацию он может от «нарушителя», а таковым считается любое «лицо, которое не выполняет требований настоящего Закона» (п. 2 ст. 48), в том числе и заказчик по авторскому договору заказа, который не выплатил вовремя аванс автору (п. 2 ст. 33).

В 2002 г. альтернативная возмещению убытков компенсация была введена в Закон о товарных знаках как мера «ответственности за незаконное использование товарного знака и наименования места происхождения товара» (п. 4 ст. 46)99. «Незаконным использованием» в смысле этого Закона считается нарушение исключительного права на товарный знак (п. 2 ст. 4) и использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не являющимися правообладателями (п. 2 ст. 40).

В части четвертой ГК воспроизведены все нормы прежнего законодательства об определяемой судом компенсации, которую можно взыскать с нарушителя вместо убытков, и одновременно этот вид санкций получил в Кодексе дальнейшее развитие.

Во-первых, сфера применения альтернативной компенсации в ГК существенно расширена путем ее распространения на случаи, когда:

— без согласия правообладателя устраняются технические средства защиты авторских и смежных прав или совершаются указанные в законе действия, создающие невозможность использования таких средств (п. 3 ст. 1299 и ст. 1309);

— без согласия правообладателя удаляется или изменяется информация об авторском праве на произведение или информация о смежном праве, равно как на случаи использования произведения или объекта смежных прав, в отношении которого такая информация была удалена или изменена (п. 3 ст. 1300, ст. 1311);

— нарушается исключительное право на базу данных как объект смежных прав (п. 5 гл. 71 ГК) или исключительное право публикатора (п. 6 гл. 71 ГК).

Это интересно:  Защита смежных прав в сети интернет

Во-вторых, норма об альтернативной компенсации введена в главу 69 и тем самым в число наиболее общих правил об интеллектуальных правах. Одновременно в законе определены основные признаки этой санкции:

1) альтернативная компенсация взыскивается «при нарушении исключительного права», т.е. в случае нарушения субъективного гражданского абсолютного права. Таким образом, это санкция за бездоговорное (в том числе недоговорное) гражданское правонарушение. В некоторых указанных в законе случаях альтернативная компенсация может быть взыскана и тогда, когда создается лишь угроза нарушения исключительного права (см. п. 3 ст. 1299, п. 3 ст. 1300, ст. 1309, 1311);

2) логическим следствием этого является положение о том, что факт правонарушения должен быть установлен. Естественно, что бремя доказывания этого факта ложится на того, кто требует уплаты альтернативной компенсации;

3) право на альтернативную компенсацию находится в сложном соотношении с правом на возмещение убытков, причиненных тем же правонарушением. Правообладатель «освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков». Но, с другой стороны, она может быть взыскана только «вместо возмещения убытков» (п. 3 ст. 1252 ГК), и в ГК не повторены слова Закона об авторском праве о том, что «компенсация подлежит взысканию… независимо от наличия или отсутствия убытков» (п. 2 ст. 49);

4) размер альтернативной компенсации ограничен пределами, установленными законом (в ст. 1301, ст. 1311, 1515 и в п. 2 ст. 1537 ГК), но в этих пределах «определяется судом», который, однако, должен в своем усмотрении руководствоваться рядом определенных ему законом критериев, принимая во внимание:

— иные обстоятельства дела;

Из сказанного следует ряд выводов.

Во-первых, в части четвертой ГК мы имеем дело с альтернативной компенсацией уже не в качестве отдельных санкций, установленных в несогласованных между собой правилах, а как с определенным самостоятельным видом гражданско-правовой ответственности за бездоговорное причинение вреда, единообразно урегулированной.

Во-вторых, это формирующийся, развивающийся вид ответственности, и вполне вероятна его дальнейшая «экспансия», по крайней мере в сфере интеллектуальных прав.

В-третьих, альтернативная компенсация вполне может быть причислена к отдельному типу гражданско-правовых санкций, который она образует вместе с возмещением морального вреда и определяющим признаком которого является судейское усмотрение в отношении их размера.

В-четвертых, и законодательно установленные признаки альтернативной компенсации, и критерии, которыми закон обязывает суд руководствоваться при определении ее размера, делают альтернативную компенсацию в определенной мере зависимой от причиненных убытков, вместо которых она взыскивается. Во всяком случае основания для присуждения альтернативной компенсации сводятся к минимуму, если доказано, что убытки от нарушения исключительного права вообще отсутствуют.

В-пятых, альтернативная компенсация как самостоятельный вид гражданско-правовой ответственности подпадает под действие общих правил, установленных для такой ответственности (прежде всего, о ее основаниях), и не может быть подчинена нормам, предусмотренным специально для других видов гражданско-правовой ответственности (например, о снижении неустойки).

Право авторов и исполнителей требовать возмещения морального вреда в случаях нарушения их имущественных прав было предусмотрено лишь в 2004 г. и только в отношении этой категории лиц, создающих результаты интеллектуальной деятельности (п. 3 ст. 49 Закона об авторском праве)100. Аналогичное право не было предоставлено ни изобретателям, ни авторам топологий, ни селекционерам (очевидно, предполагалось, что это люди с менее тонкой душевной организацией). Но порок такого нововведения не только и не столько в этом. Предоставление права на возмещение морального вреда в случаях причинения вреда имущественного, как следует из п. 2 ст. 1099 ГК, возможно лишь в случаях, в которых закон находит для этого особые обстоятельства101. Как раз в сфере отношений, связанных с интеллектуальной собственностью, найти такие особые обстоятельства трудно. Здесь действует система норм о личных неимущественных правах авторов, исполнителей и других создателей интеллектуальных продуктов и о защите таких прав, включающей право на возмещение морального вреда (п. 1 ст. 1251 ГК), а причинение нравственных или физических страданий этим лицам только нарушением их исключительного права, никак не затрагивающим эти неимущественные права, практически исключено.

е) Изъятие материального носителя. Требование об изъятии материального носителя может быть предъявлено его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю. Кто является недобросовестным приобретателем в смысле данной нормы, Кодекс не поясняет. Представляется, что упоминание такого субъекта в перечне возможных нарушителей исключительного права может привести на практике к коллизии прав на результаты интеллектуальной деятельности (средства индивидуализации) с правом собственности на содержащие их материальные носители.

Не совсем понятна и правовая природа данного требования: то ли целью законодателя было установить дополнительный особый способ защиты гражданских прав, то ли она стала следствием редактуры нормы административно-правового характера о конфискации контрафактных экземпляров и оборудования, посредством которого они произведены, содержащейся в специальных законах (действующих до введения Кодекса в действие) и подкрепленной положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Отметим, что суд принимает решение о конфискации контрафактных экземпляров произведений независимо от наличия ходатайства об этом со стороны истца. На это было обращено внимание в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».

Более того, понятие контрафактности экземпляров — юридическое. Поэтому вопрос о контрафактности не может ставиться судом перед экспертами. На это было особо обращено внимание Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 июня 2006 г. N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» (п. 15).

Изъятие и уничтожение контрафактных носителей производятся без какой-либо материальной компенсации их бывшему владельцу.

В отношении оборудования, прочих устройств и материалов, используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав, установлено, что они изымаются из оборота и уничтожаются за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход Российской Федерации. Данное предписание, видимо, означает, что нарушитель должен за свой счет оплатить расходы компетентных органов на осуществление указанных действий. Однако не совсем понятно, по какой методике такие расходы будут определяться (и кем)102.

Немаловажна и система (критерии) установления того, что те или иные технические средства (оборудование, устройства) и материалы используются для нарушения исключительных прав, а тем более специально предназначены для совершения подобных нарушений. Безусловно, таковыми можно назвать программные и технические средства, позволяющие использовать программы для ЭВМ и базы данных способами, не предусмотренными лицензией производителя (иного правообладателя), т.е. специально разработанные для «взлома» программного обеспечения, обхода средств его защиты, получения доступа к коду и т.д. Однако попадают ли под такую категорию производственные мощности издательства (типографии, завода по производству компакт-, dvd- или иных дисков), с использованием которых был выпущен только один тираж контрафактных экземпляров объектов интеллектуальной деятельности? Данный вопрос предстоит решать судебной практике. Представляется, что в указанном случае необходимо доказать, что такая незаконная деятельность осуществляется систематически и что нарушитель осознавал противоправность своих действий (т.е. предпринимал их с прямым умыслом), а не выполнял обязательства перед другим лицом по гражданско-правовому договору. Как указал Пленум ВС РФ «надлежащим ответчиком по делу о защите авторского права и (или) смежных прав является лицо, осуществившее действие по использованию объектов авторского права или смежных прав»103. Например, занимающаяся издательской деятельностью организация, предоставившая в типографию оригинал-макет произведения для печатания книги, будет надлежащим ответчиком в случае нарушения прав автора произведения. Типография в данном случае осуществляет только техническое содействие при издании книги. Однако если типография по своей инициативе превысит заказанный тираж произведения, то она будет нести ответственность за нарушение авторского права.

Sum IP

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Защита авторских прав (Защита прав авторов)

В главе «Защита авторских прав» Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказано о том, как эффективно бороться с нарушением авторских прав. Здесь Вы узнаете, в каких случаях авторские права считаются нарушенными, какие способы зашиты авторских прав предусмотрены законом и куда следует обращаться за защитой нарушенных прав. Глава «Защита авторских прав» будет полезна авторам, правообладателям, студентам юристам и предпринимателям.

1. Что такое нарушение авторских прав

В первую очередь напомню, что понятие «авторские права» охватывает две основные группы прав: личные неимущественные права автора и исключительное право на использование произведения. Поэтому перед прочтением этой главы советую обратиться к статье «Виды авторских прав», так как она поможет понимаю темы «Защита авторских прав».

Все авторские права объединяет то, что они заключаются в праве автора (правообладателя) совершать определенные действия и запрещать такие действия другим лицам. При этом предполагается, что разрешение автора отсутствует. Несоблюдение запрета является неправомерным. Таким образом, нарушение авторских прав – это действия субъектов права, выражающиеся в несоблюдении личных неимущественных прав автора или исключительного права на использование произведения.

Из приведенного определения следует, что условно можно выделить две группы нарушений авторских прав. Для каждой из них характерны свои условия привлечения к ответственности, способы и порядок защиты. Таким образом, защита авторских прав охватывает защиту исключительного права и защиту личных неимущественных прав авторов произведений литературы, науки и искусства.

2. Ответственность за нарушение авторских прав

Юридическая ответственность в авторском праве – объемная и сложная тема, поэтому она раскрывается в отдельной статье .

3. Способы защиты авторских прав

Защита авторских прав осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством. Способ защиты – это требования, которые автор может предъявить к нарушителю исключительного права или личных неимущественных прав. Наиболее эффективны следующие способы защиты авторских прав:

  • Признание права, если нарушитель оспаривает существование авторских прав или их принадлежность определенному лицу. Признание исключительного права позволяет установить правообладателя произведения, признание права авторства направлено на разрешение конфликта по поводу личных неимущественных прав. Довольно часто с требованием о признании авторства обращаются соавторы произведения.
  • Пресечение действий, нарушающих авторских права или создающих угрозу нарушения. В частности, такое требование может быть направлено на запрет распространения контрафактных экземпляров произведения.
  • Возмещение убытков, если неправомерное использование произведения без заключения лицензионного договора с правообладателем причинило последнему ущерб или привело к упущенной выгоде.
  • Изъятие контрафактных экземпляров произведений, а также оборудования и предметов, предназначенных преимущественно для создания таких экземпляров. Защита авторских прав таким способом позволяет пресечь нарушения в будущем.
  • Публикация решения суда с указанием действительного правообладателя.
  • Взыскание компенсации за нарушение авторских прав. Защита авторских прав таким способом наиболее распространена на практике, поэтому о данном способе защиты расскажу Вам отдельно.

4. Компенсация за нарушение авторских прав

Компенсация за нарушение авторских прав – самый распространенный способ защита авторских прав. Компенсация является альтернативным способом защиты по отношению к взысканию убытков. Иными словами, правообладатель может требовать либо взыскания убытков, либо выплаты компенсации. Однако размер убытков по делам о нарушении авторских прав по ряду причин доказать сложно. Для взыскания компенсации размер убытков доказывать не нужно, что существенно облегчает защиту прав автора.

Компенсация за нарушение авторских прав может быть рассчитана следующими способами:

  • от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей с учетом характер нарушения, срока нарушения, степени вины нарушителя, последствий нарушения и иных заслуживающих внимания обстоятельств;
  • двукратная стоимость контрафактных экземпляров произведения;
  • двукратная стоимость права использования произведения (лицензии) при сравнимых обстоятельствах.

В любом случае при взыскании компенсации суду надлежит руководствоваться принципами разумности и справедливости, о чем говорит пункт 3 статьи 1252 Гражданского кодекса РФ .

5. Порядок защиты авторских прав. Защита авторских прав в суде.

Порядок защиты авторских прав означает, каким образом могут быть осуществлены способы защиты, перечисленные ранее. Порядок защиты авторских прав может быть различным. Само понятие включает лицо, уполномоченное обращаться за защитой; форму обращения за защитой; а также орган или должностное лицо, уполномоченное рассматривать вопросы защиты авторских прав. Рассмотрим последовательно указанные вопросы.

Кто вправе обращаться за защитой авторских прав?

Ответ зависит от того, какое из авторских прав нарушено. Если нарушено исключительное право на использование произведения, то за защитой вправе обратиться правообладатель. Кроме того, за защитой права может обратиться лицензиат, которому была предоставлена исключительная лицензия на объект авторского права, если нарушение затрагивает имущественные интересы лицензиата. Если нарушение касается личных неимущественных прав, то воспользоваться способами защиты может автор. После смерти автора личные неимущественные права могут защищать его наследники, специальное лицо, указанное в завещании, а также иные заинтересованные лица.

Кроме того, защита авторских прав может осуществляться в интересах авторов и правообладателей организациями по управлению правами на коллективной основе. Например, защитой прав авторов музыкальных произведений активно занимается Российское авторское общество.

Защита авторских прав может осуществляться в двух формах:

1) Внеюрисдикционный порядок защиты – защита авторских прав осуществляется без обращения в государственные органы. Как правило, правообладатель направляет претензию нарушителю, в которой формулирует требования и предлагает решить спор мирным путем или предлагает вступить в переговоры. Такие формы, как третейское разбирательство и медиация, при защите авторских прав используются очень редко.

2) Юрисдикционный порядок защиты – защита авторских прав осуществляется с помощью уполномоченного государственного органа. Гражданско-правовые способы защиты реализуются в судебном порядке. Для привлечения нарушителя к административной или уголовной ответственности автор может обратиться в полицию или в подразделение Следственного комитета РФ. Однако решения и приговоры о привлечении к административной и уголовной ответственности выносит суд.

Защита авторских прав в суде осуществляется путем подачи искового заявления, содержащего требования к ответчику и обстоятельства, на которых требования основаны. В зависимости от сторон спора (физические лица, предприниматели, юридические лица) дело рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные суды. По общему правилу, иск о защите авторских прав предъявляется в суд по месту нахождения ответчика.

Полезные ссылки по теме «Защита авторских прав»:

1. Волков И.С. Защита авторского права по законодательству Российской Федерации. Автореферат кандидатской диссертации

2. Реферат по рассматриваемой теме

3. Краткая статья о судебной защите авторских прав

Если у Вас остались вопросы или Вам необходима юридическая помощь по защите авторских прав, обращайтесь, мы всегда готовы помочь. Вопросы можно задать на странице Юридическая консультация по авторскому праву.

Статья написана по материалам сайтов: www.konspekt.biz, lektsia.com, sumip.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector