Секретные патенты ссср

Секретное изобретение представляет собой объект патентных прав в виде технического решения, относящегося к продукту (устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств), обладающее новизной, промышленной применимостью и изобретательским уровнем и содержащее сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Заявки на секретные изобретения, для которых установлена степень секретности «особой важности» или «совершенно секретно», а также на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники и к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и для которых установлена степень секретности «секретно», подаются в зависимости от их тематической принадлежности в уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос» (уполномоченные органы).

Заявки на иные секретные изобретения подаются в Роспатент.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 2 октября 2004 г. № 514 «О федеральных органах исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом, уполномоченных рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения», Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» являются органами, уполномоченными рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения, для которых установлена степень секретности «особой важности» или «совершенно секретно», а также на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники, к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и для которых установлена степень секретности «секретно».

Поступившая заявка согласно Приказу Роспатента от 24 мая 2010 г. № 65 «Об утверждении Порядка действий Роспатента при проведении проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну» проходит предварительную проверку, осуществляемую путем ознакомления с ней имеющих необходимую форму допуска к государственной тайне работников Роспатента.

Если при рассмотрении Роспатентом заявки на изобретение будет установлено, что содержащиеся в ней сведения составляют государственную тайну, такая заявка засекречивается в порядке, установленном законодательством о государственной тайне, и считается заявкой на секретное изобретение.

Засекречивание заявки, поданной иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, не допускается.

При установлении новизны секретного изобретения в уровень техники также включаются при условии их более раннего приоритета секретные изобретения, запатентованные в Российской Федерации, и секретные изобретения, на которые выданы авторские свидетельства СССР, если для этих изобретений установлена степень секретности не выше, чем степень секретности изобретения, новизна которого устанавливается.

Возражение против решения, принятого по заявке на секретное изобретение уполномоченным органом, рассматривается в установленном им порядке. Решение, принятое по такому возражению, может быть оспорено в суде.

К заявкам на секретные изобретения положения о преобразовании заявки на изобретение в заявку на полезную модель не применяются.

Секретные изобретения

Секретные изобретения не патентуются в подавляющем большинстве стран. Например, ст. 1(4) Закона СССР «О патентах» устанавливала, что «изобретения, содержащие сведения, разглашение которых может нанести ущерб безопасности СССР, должны быть засекречены в порядке, устанав­ливаемом Кабинетом Министров СССР»’. После развала Советского Сою­за заинтересованные лица, в том числе с «иностранным элементом», сде­лали возможным патентование секретных изобретений в ряде стран с переходной экономикой, в том числе и в Российской Федерации.

Патентование секретных изобретений противоречит не только интере­сам государства, прежде всего в военной сфере, но и принципам патентной охраны изобретений. Общепризнанно, что патент выдается заявителю в обмен за разглашение существа изобретения. Однако сведения о секрет­ных изобретениях официально не разглашаются, поэтому никакого «обме­на» нет. Об этом говорят многие специалисты, приведем мнение И. И. Дахно: «Патент по своей природе не может выдаваться на что-то тай­ное. Патент — это способ обеспечения гласной монополии на определен­ный объект в течение оговоренного отрезка времени. Во всех странах бы­ли, есть и будут секретные изобретения. Но такие изобретения (полезные модели) не будут охраняться патентом. Права авторов и владельцев секрет­ных объектов промышленной собственности охраняются не с помощью патента, а другим способом» 2 .

Это интересно:  Патент в крыму на 2019 год

Единственным обоснованием необходимости патентования секрет­ных изобретений могло быть то, что при рассекречивании секретного изо­бретения выданный ранее патент позволяет патентообладателям исполь­зовать свое исключительное право на ранее секретное изобретение.

Порядок патентования секретных изобретений как в раннем патент­ном законе Российской Федерации (ст. 30 2 —30″), так и в ст. 1401 — 1405 Гражданского кодекса выражает интересы патентного ведомства и иных заинтересованных лиц. Прикрываются эти интересы ложной заботой о за­щите интеллектуальной собственности при экспорте вооружений. Однако такая правовая защита формально возможна лишь при зарубежном патен­товании секретных изобретений, что влекло бы разглашение государст­венной тайны. С другой стороны, патентование секретных изобретений внутри страны не может защитить экспортируемое вооружение от реинжи­ниринга, который осуществлялся и продолжает осуществляться.

Патенты на наиболее секретные изобретения, на которые установлена степень секретности «особой важности» или «совершенно секретно», вы­даются уполномоченными Правительством Российской Федерации феде­ральными органами исполнительной власти (уполномоченные органы).

1 Об изобретениях в СССР. С. 5.

2 Дахно И. И. Патентно-лицензионная работа. Киев: Блиц-информ, 1996. С. 7.

Вти же органы рассматривают заявки на секретные изобретения, для ко­торых установлена степень секретности «секретно», относящиеся к сред­ствам вооружения и военной техники, к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной дея­тельности.

Патенты на все иные секретные изобретения выдаются патентным ве­домством Российской Федерации, которому предоставлено право устанав­ливать, что содержащиеся в заявке на получение патента на изобретение сведения могут составлять государственную тайну. Другими словами, па­тентное ведомство оценивает заявку на наличие в ней государственных сек­ретов. Секретность устанавливает не организация, в которой создано изо­бретение, а патентное ведомство. Кто может гарантировать, что секретные сведения перестанут быть таковыми после попадания в патентное ведом­ство? Ведь в соответствии со ст. 1401(3) заявка на секретное изобретение шсекречивается Другими словами, до этого момента заявка на секретное изобретение в патентном ведомстве не считалась секретной, т. е. могла и была доступной неопределенному кругу лиц, в том числе и с «иностран­ным элементом».

Представляется, что ст. 1401(3) способствует хищению секретных изо­бретений. В Гражданском кодексе Российской Федерации не установлено, кто имеет право подавать заявки на секретные изобретения. В таких усло­виях любые физические и юридические лица могут патентовать секретные изобретения без чьего-либо разрешения, т. е. законодательство молчаливо допускает, что сотрудник режимной организации может выносить секрет­ные сведения и подавать их в патентное ведомство (не обязательно нацио­нальное!). Случаи зарубежного патентования секретных изобретений Рос­сийской Федерации не являются виртуальными.

В ст. 1405(5) Гражданского кодекса Российской Федерации установле­но право преждепользования в отношении рассекреченного изобрете­ния. Законодательство допускает, что в стране возможно производство продукции с воплощенными изобретениями, аналогичными секретным! Однако это возможно только в том случае, если секретное изобретение было тривиальным либо было похищено и внедрено в производство ины­ми лицами.

Для того чтобы исключить разглашение секретных научно-техниче­ских достижений, следовало бы заявки на все секретные изобретения рас­сматривать только уполномоченными органами, в которых они созданы и которые не должны быть заинтересованы в разглашении государственной тайны. Поскольку многие уполномоченные органы не имеют возможно­сти оценить патентоспособность секретных изобретений, патенты могли бы выдаваться по явочной системе с возможностью их опротестования по­сле рассекречивания секретных изобретений. При таком подходе патенто­вание секретных изобретений не могло бы нанести ущерба государству ли­бо он был бы меньше.

178 • Глава 5. Патентное право

§ 5.14. Срок действия патента на изобретения • 179

Патентные документы тоже могут быть секретными. Историко-юридическая постановка вопроса в СССР и Российский Федерации

По «Положению об изобретениях», утверждённому декретом СНК РСФСР от 30 июня 1919: «Всякое изобретение, признанное полезным Комитетом по Делам Изобретения, может быть по постановлению Президиума В. С. Н. Х. объявлено достоянием Р. С.Ф. С. Р. Изобретения, объявленные достоянием Государства, относящиеся к государственной обороне или особо важные для России и признанные, поэтому соответственным Народным Комиссариатом особо секретными, не подлежат патентованию за границей, передаче третьим лицам или вообще разглашению» 1/. Все дела по изобретениям сосредоточивались в Комитете по Делам Изобретений, состоящем при Н. Т. О. Высшего Совета Народного Хозяйства. По постановлению от 12 сентября 1924 «О патентах на изобретения» патент на изобретение, относящееся к области государственной обороны или имеющее особо важное значение для страны, мог быть при отсутствии добровольного соглашения принудительно отчужден в пользу государства постановлением Совета Труда и Обороны 2/.

Это интересно:  Условия охраноспособности патентоспособности объектов патентных прав

К совершенно секретным изобретениям предъявлялись более жесткие режимные требования, включающие особый порядок по: засекречиванию материалов заявки; хранению материалов заявки; ведению делопроизводства; проведению научно-технической экспертизы; доступа третьих лиц к материалам заявки. Причем в Положении 1959 в качестве секретных рассматривались не только разработки, имеющие чисто военное применение, но и изобретения из смежных отраслей науки и техники. При этом, если заявки на «обычные» секретные изобретения, открытия и рационалистические предложения принимал и рассматривал Госкомизобретений СССР, то заявки на совершенно секретные патентные документы рассматривало только Министерство обороны СССР. На него возлагалась работа по выдаче авторских свидетельств на использование указанных изобретений, открытий и рационализаторских предложений и выплате соответствующего вознаграждения. Регистрация совершенно секретных изобретений, относящихся к новым средствам вооружения, боевой техники и их тактическому применению, патентование изобретений и продажа лицензий на внешнем рынке производилась Госкомизобретений СССР на основании соответствующего извещения Министерства обороны без представления авторских материалов и описаний изобретения.

Секретным рационализаторским предложениям тоже не очень повезло, они в России регламентировались лишь ведомственными актами – приказом Министерства обороны РФ от 17 июня 1994 N 192 «О совершенствовании технического творчества в вооруженных силах РФ» и Инструкцией о рационализаторских предложениях в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной министром обороны Российской Федерации от 29 ноября 2004.9/. Согласно этим документам рационализаторское предложение, содержащее секретные сведения, должно быть засекречено и рассматриваться с соблюдением установленных в Министерстве обороны Российской Федерации требований режима секретности. В материалах рационализаторского предложения не допускается делать ссылки на секретные объекты промышленной собственности, приводить сведения, раскрывающие тактико-технические характеристики, принципы устройства секретных образцов вооружения и военной техники (ВВТ), находящихся на вооружении (снабжении, эксплуатации) Вооруженных Сил Российской Федерации или в стадии разработки, данные о воинских частях, тематической направленности и содержании проводимых ими работ и другие сведения, не относящиеся к существу предлагаемого решения.

Заявки на выдачу патента на секретные изобретения, для которых установлена степень секретности «особой важности» или «совершенно секретно», а также на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники и к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и для которых установлена степень секретности «секретно», подаются в зависимости от их тематической принадлежности в уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти. Иные заявки на выдачу патента на секретные изобретения подаются в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. В случае, если при рассмотрении в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки на изобретение будет установлено, что содержащиеся в ней сведения составляют государственную тайну, заявка на изобретение засекречивается в порядке, установленном законодательством о государственной тайне, и считается заявкой на выдачу патента на секретное изобретение. Публикация сведений о такой заявке не осуществляется.

Регистрация секретного изобретения в Государственном реестре изобретений Российской Федерации и выдача патента на секретное изобретение осуществляются федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности или, если решение о выдаче патента на секретное изобретение принято уполномоченным органом, этим органом. При повышении степени секретности изобретения федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности передает документы заявки на секретное изобретение в зависимости от их тематической принадлежности в соответствующий уполномоченный орган. При понижении степени секретности изобретения дальнейшее рассмотрение заявки на секретное изобретение осуществляется тем же уполномоченным органом, который рассматривал заявку. После рассекречивания изобретения или уведомления указанного лица патентообладателем о наличии патента на данное изобретение указанное лицо должно прекратить использование запатентованного изобретения или заключить с патентообладателем лицензионный договор, кроме случая, если имело место право преждепользования. Подача заявки на выдачу патента на секретное изобретение (заявка на секретное изобретение), рассмотрение такой заявки и обращение с ней осуществляются с соблюдением законодательства о государственной тайне (п. 1 ст. 1401 ГК) 11/.

==================================
1.СУ, 1919. № 34. Ст. 341.
2.СЗ. 1924. № 9. Ст. 97.
3. СЗ. 1931. № 21. Ст. 180.
4. СП СССР. 1941, № 9, Ст. 150.
5. СП СССР 1959. № 9, Ст. 59.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Приложение 1. ПРАВИЛА РАССЕКРЕЧИВАНИЯ СЕКРЕТНЫХ ИЗОБРЕТЕНИЙ, НА КОТОРЫЕ ВЫДАНЫ АВТОРСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА СССР ИЛИ ПОДАНЫ ЗАЯВКИ НА ВЫДАЧУ АВТОРСКИХ СВИДЕТЕЛЬСТВ ИЛИ ПАТЕНТОВ СССР

1. Настоящие Правила предусматривают порядок рассекречивания секретных изобретений, на которые выданы авторские свидетельства СССР или поданы заявки на выдачу авторских свидетельств или патентов СССР в соответствии с патентным законодательством СССР.

Это интересно:  Если забыл продлить патент

2. Рассмотрение возможности рассекречивания секретных изобретений, на которые выданы авторские свидетельства СССР, может быть осуществлено по инициативе любой Стороны.

3. Решение о необходимости рассекречивания секретного изобретения принимается заинтересованной Стороной в порядке, предусмотренном ее национальным законодательством, регулирующим рассекречивание сведений, относящихся к государственным секретам.

4. Представление о необходимости рассекречивания секретного изобретения направляется заинтересованной Стороной на заключение каждой из Сторон в ВРГ.

Представление о рассекречивании должно быть мотивированным, содержать номера авторского свидетельства и заявки, по которой оно выдано, фамилию (фамилии) автора (авторов), его (их) местожительство на дату подачи заявки, наименование организации — заявителя, ее месторасположение и формулу изобретения.

5. ВРГ направляет представление о рассекречивании секретного изобретения в адрес компетентного органа каждой из Сторон.

Заключение на представление о рассекречивании секретного изобретения направляется каждой Стороной в ВРГ в течение 4-х месяцев с даты направления ВРГ этого представления. В необходимых случаях заключение может быть направлено Стороной в более поздний срок, но не позднее 2-х месяцев со дня истечения указанного 4-месячного срока. В этом случае Сторона должна в течение указанного 4-месячного срока уведомить ВРГ о том, что заключение будет направлено позже.

Если заключение не будет направлено Стороной в ВРГ в указанный 4- или 6-месячный срок с предварительным уведомлением, как это предусмотрено выше, признается, что эта Сторона согласна с представлением о рассекречивании сведений.

6. ВРГ рассматривает представление о рассекречивании с учетом мнений заинтересованных Сторон и принимает решение о возможности рассекречивания секретного изобретения.

О принятом решении ВРГ сообщает каждой из Сторон в течение одного месяца с даты поступления последнего заключения путем направления каждой Стороне копий всех полученных заключений.

Решение о рассекречивании секретного изобретения считается принятым только в случае подтверждения каждой из Сторон возможности рассекречивания этого изобретения. В этом случае заинтересованная Сторона организует работы по рассекречиванию секретного изобретения в порядке, предусмотренном национальным законодательством, и в месячный срок сообщает ВРГ о результатах рассекречивания этого изобретения.

В случае несогласия с рассекречиванием секретного изобретения заключение должно содержать конкретные мотивы, по которым Сторона считает невозможным рассекречивание секретного изобретения. Возникшие разногласия разрешаются компетентными органами заинтересованных Сторон.

7. В случае принятия решения о рассекречивании секретного изобретения сведения о нем могут быть опубликованы или переданы третьим странам только заинтересованными Сторонами.

8. Рассекречивание секретных изобретений, на которые поданы заявки, но не выданы по ним авторские свидетельства или патенты СССР, может быть осуществлено по инициативе любой из заинтересованных Сторон в порядке, предусмотренном пунктами 3, 4, 5 и 6 настоящих Правил. При этом согласование рассекречивания указанных изобретений осуществляется только между этими Сторонами, для чего ВРГ направляет представление о рассекречивании секретного изобретения в компетентные органы Российской Федерации, на территории которой находится поданная заявка, и заинтересованной Стороны (Сторон). В этих случаях в представлении о необходимости рассекречивания секретного изобретения наряду со сведениями, предусмотренными пунктом 4 настоящих Правил, вместо номеров авторского свидетельства и заявки, по которой оно выдано, указывается номер заявки.

9. Рассекречивание сведений о секретных изобретениях с грифом «Совершенно секретно», на которые выданы авторские свидетельства СССР на основании решений министерств и ведомств СССР и сведения о которых распространялись в СССР в специальных отраслевых и межотраслевых изданиях, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 2, 3, 4, 5 и 6 настоящих Правил.

10. Рассекречивание сведений о секретных изобретениях с грифом «Совершенно секретно», на которые выданы авторские свидетельства СССР на основании решений министерств и ведомств СССР и сведения о которых не распространялись в СССР в специальных отраслевых и межотраслевых изданиях, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящих Правил.

Приложение 2
к Соглашению
о взаимном обеспечении
сохранности межгосударственных
секретов в области правовой
охраны изобретений

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.org, topwar.ru, www.zakonprost.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector