Регламент роспатента по товарным знакам

Административный регламент по регистрации товарных знаков принят впервые. В документе подробно описаны регистрационные действия и их сроки.

Срок регистрации товарного знака от момента приема заявки до выдачи свидетельства составит 18 месяцев и 2 недели. Однако он может быть увеличен, если Роспатенту потребуются дополнительные документы. Также регламентированы и сроки отдельных регистрационных действий. В частности, регистрация заявки займет 2 рабочих дня с даты приема документов, проверка уплаты пошлин – 2 недели с даты поступления заявки в подразделение, осуществляющее формальную экспертизу, формальная экспертиза заявки – 1 месяц, экспертиза заявленного обозначения – 12 месяцев со дня принятия заявки к рассмотрению по результатам формальной экспертизы.

По регламенту регистрация товарного знака может быть приостановлена, если в отношении знака приняты обеспечительные меры по судебному акту или если необходимо исполнить судебный акт.

В Административном регламенте также прописана процедура выдачи дубликата свидетельства. Для его получения в Роспатент необходимо представить ходатайство и уплатить пошлину. Срок выдачи дубликата свидетельства на товарный знак составит 1 месяц. Если документы представлены не полностью или с ошибками, то срок может быть продлен на 1 месяц со дня получения исправленных и недостающих документов.

В июле 2015 года Минэкономразвития России приняло сразу два нормативных правовых акта, касающихся государственной регистрации товарных знаков. Правила по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и коллективных знаков уже вступили в силу 31 августа.

Регламент роспатента по товарным знакам

Административные регламенты Роспатента: есть замечания

В.Н.ДЕМЕНТЬЕВ – вице-президент Ассоциации российских патентных поверенных

Летом 2007 г. Ассоциация российских патентных поверенных была вовлечена в проведение независимой экспертизы административных регламентов, регулирующих различные процедуры, осуществляемые Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и ее подведомственными организациями. Чтобы сразу стало понятным, о чем идет речь, приведу полное название одного из таких регламентов: «Административный регламент Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам по исполнению государственной функции по организации приема заявок на товарный знак и знак обслуживания, их регистрации и экспертизы, выдачи в установленном порядке свидетельств Российской Федерации на товарный знак, знак обслуживания, общеизвестный в Российской Федерации товарный знак».

Проекты аналогичных регламентов были подготовлены Роспатентом по всем регистрируемым объектам интеллектуальной собственности. Эти регламенты должны с момента вступления в силу четвертой части ГК РФ заменить соответствующие Правила. Однако, если Правила утверждались самим Роспатентом, то в соответствии с четвертой частью ГК утверждение заменяющих их нормативно-правовых актов – регламентов – становится компетенцией не Роспатента, а Минобрнауки.

Разработка Роспатентом административных регламентов обусловливалась не столько введением в действие нового законодательства по интеллектуальной собственности, сколько предопределялась начатой гораздо раньше административной реформой. Одним из ее элементов и была разработка административных регламентов по исполнению государственных функций и административных регламентов по предоставлению государственных услуг.

Порядок разработки и утверждения таких регламентов был определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 679. В соответствии с установленным порядком утверждению такого регламента должна предшествовать независимая экспертиза. В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке административных регламентов, принятыми правительственной комиссией по проведению административной реформы 23 декабря 2005 г., независимая экспертиза проектов таких регламентов может проводиться общественными организациями и объединениями, осуществляющими свою деятельность в соответствующей сфере. Этим в основном и был обусловлен выбор Роспатентом АРПП в качестве организации, осуществляющей независимую экспертизу.

Нет нужды объяснять патентным поверенным значение этих документов для их практической деятельности, поэтому позиция Ассоциации была максимально активной. Работа строилась в режиме конструктивного диалога с разработчиками регламентов. До официального направления заключения АРПП все замечания передавались в рабочем порядке разработчикам проектов регламентов. Далее они обсуждались на двусторонних встречах, в ходе которых определялась необходимость внесения в документы соответствующих изменений. Доработанный проект рассматривался повторно. Сразу замечу, что основную часть наших замечаний разработчики восприняли положительно. А ряд принципиальных положений регламента по заявкам на изобретения отрабатывался совместно.

Не ставя перед собой целью анализировать основные положения документов, подвергнутых экспертизе (их анализ, как я полагаю, будет предметом множества статей и обсуждений), остановлюсь лишь на некоторых принципиальных замечаниях, которые в итоге или были восприняты разработчиками, или определили содержание экспертных заключений.

Общие замечания по регламентам
Несоответствие названий регламентов их содержанию

Все регламенты, проходившие независимую экспертизу в Ассоциации, имели в своем названии указание, что они регулируют исполнение Роспатентом «государственной функции» (по разным направлениям деятельности). В то же время нормативные и методические документы, регулирующие подготовку административных регламентов, указывали, что в зависимости от характера работы должны готовиться «административные регламенты исполнения государственных функций» и «административные регламенты предоставления государственных услуг». Поэтому встал вопрос: что представляют собой действия Роспатента по организации приема и рассмотрения заявок на различные объекты промышленной собственности: «исполнение государственной функции» или «предоставление государственных услуг» (Первым на это обстоятельство обратил внимание В.А.Герман, который осуществлял экспертизу регламента, посвященного наименованиям мест происхождения товаров). Ответ был найден в упомянутых выше Методических рекомендациях по разработке административных регламентов. Указанный документ разделяет регламенты по наличию или отсутствию инициативы гражданина или юридического лица в возбуждении соответствующей административной процедуры: если она присутствует – речь идет об услуге, если отсутствует – о государственной функции. Вот как определения этих процедур приведены в указанном документе:

«Административный регламент предоставления государственной услуги – нормативный правовой акт, определяющий сроки и последовательность действий и/или принятия решений федерального органа исполнительной власти, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение (передачу) документированной информации (документа) в связи с непосредственным обращением (заявлением) гражданина или организации в целях реализации их прав, законных интересов либо исполнения возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации»;

«Административный регламент исполнения государственной функции – нормативный правовой акт, определяющий сроки и последовательность действий и/или принятия решений федерального органа исполнительной власти, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение (передачу) документированной информации (документа), не связанных с непосредственным обращением (заявлением) гражданина или организации».

Из приведенных определений со всей очевидностью вытекает, что осуществляемые Роспатентом административные процедуры, обусловленные подачей гражданином или юридическим лицом соответствующей заявки (заявления), не исполнение государственной функции, а предоставление государственной услуги. Заявитель в этом административном правоотношении – заказчик и потребитель услуги, а Роспатент – исполнитель соответствующих заказанных процедур. Такая диспозиция в правоотношении еще более подчеркивается их возмездным характером: заказчик услуги оплачивает соответствующую пошлину, а в некоторых случаях – тариф.

Не все процедуры Роспатента являются услугами. Есть в их составе и государственные функции. Так, в частности, публикация сведений о заявках или выданных охранных документах, ведение соответствующих государственных реестров осуществляются независимо от воли заявителя (правообладателя), поэтому являются государственной функцией.

В связи с этим в заключениях Ассоциации по проектам регламентов было указано на необходимость изменить их названия: слова «государственная функция» должны быть или заменены словами «государственная услуга», или дополнены ими.

Следует отметить необходимость дополнительного осмысления и обсуждения изменений и во взаимоотношениях Роспатента с заявителями.

Участие в реализации регламентов подведомственных Роспатенту организаций
(ФИПС, Палаты по патентным спорам)

Проекты регламентов по мере их подготовки публиковались на сайтах Роспатента и были открыты для замечаний и предложений заинтересованных лиц. Ведущая российская фирма патентных поверенных «Городисский и партнеры» обратилась в Роспатент с замечаниями по проектам регламентов, относящихся к изобретениям, полезным моделям и промышленным образцам. В частности, обращалось внимание на то, что основная масса административных процедур, расписанных в регламентах, осуществляется ФИПС. В то же время четвертая часть ГК возлагает их осуществление непосредственно на федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, то есть Роспатент. Данное несоответствие может поставить под сомнение легитимность регламентов.

На совместном заседании НТС Роспатента и ФИПС, на котором рассматривались проекты регламентов, представители Роспатента заявили, что это замечание воспринято, и принимаются меры по легитимизации предоставления ФИПС правомочий на осуществление действий, предусмотренных регламентами. Остается подождать принятия соответствующих решений.

Замечания по видам регламентов

Естественно, что целью данной публикации не является анализ всех замечаний и предложений, имевших место в ходе проведения независимой экспертизы проектов регламентов, тем более что их основная часть (а по регламентам, относящимся к товарным знакам и промышленным образцам, практически все) была воспринята разработчиками, и в документы были внесены соответствующие изменения. Остановлюсь лишь на наиболее значимых замечаниях, вызвавших неоднократные обсуждения, а в ряде случаев эти замечания сохранились в окончательном заключении экспертизы.

Регламент по изобретениям

(Максимальная нагрузка в проведении экспертизы этого регламента, а также регламента по промышленным образцам легла на В.А.Мещерякова.)

Первоначальный вариант этого регламента встретил по ряду своих положений принципиальные возражения. Так, еще до оценки заявленного изобретения на соответствие условиям патентоспособности предлагалось «освобождать» формулу изобретения от, условно говоря, нетехнических признаков. Усугублялось это нововведение еще и тем, что в число исключаемых попадали и технические признаки, если они влияли на результат, не являющийся техническим.

Сказанное вступало в противоречие с п. 1 ст. 1387 ГК, из которой следует, что оценке соответствия условиям патентоспособности изобретения подвергается «заявленное изобретение, выраженное формулой, предложенной заявителем», а не предварительно «усеченное» экспертом, как это было в СССР при экспертизе заявок на выдачу авторских свидетельств.

Оценка того или иного «нетехнического» признака должна осуществляться в процессе экспертизы, на фоне уровня техники, и отклоняться должен не сам признак, а решение, не являющееся изобретением, если оно отличается от уровня техники нетехническими признаками, которые не взаимосвязаны с другими, техническими, признаками. Именно последнее обстоятельство позволяет говорить не о нетехническом признаке как таковом, а о нетехническом, а потому непатентоспособном, решении, поскольку п. 5 ст. 1350 ГК РФ исключает возможность отнесения к изобретениям указанных в этой статье «объектов как таковых».

После продолжительных дискуссий были найдены удовлетворительные формулировки.

Ошибочность отнесения к нетехническим признакам тех, которые не влияют на технический результат, была признана без каких-либо дискуссий. Эффект от изобретения может быть и чисто экономическим. В ходе дискуссии я привел пример из собственной практики, когда эксперт отклонил заявку на лечебное средство, изготовленное из экстракта бересты, на том основании, что имеются растительные препараты того же назначения, но изготовленные из частей реликтового растения, в Евразии не произрастающего. Такой фетишизм технического результата в корне противоречит концепции патентного права, требующего от изобретения не улучшенного, да еще и исключительно технического результата, а простой промышленной применимости. Патент обеспечивает не государственную (характерную для института авторского свидетельства), а частную монополию патентообладателя, и это его забота – получить выгоду от изобретения, не создающего технического результата.

Возникает вопрос: а как определить совокупность существенных признаков независимого пункта формулы изобретения при отсутствии технического результата? Таким заменяющим стержнем в этом случае становится функция, назначение объекта изобретения.

Регламент по полезным моделям

Существенным замечанием Ассоциации, которое в последующем разработчики данного регламента учли, было то, что документ не определял сроки выполнения ряда процессуальных действий экспертизы (срок уведомления о поступлении (дате) заявки; срок проведения экспертизы; срок проведения информационного поиска). В то же время одним из требований к этим документам является именно установление конкретных сроков выполнения административных процедур. Так, в соответствии с вышеуказанными Методическими рекомендациями конкретный срок выполнения процедуры не устанавливается лишь в случае, «если тип входящего документа однозначно определяет срок выполнения действия». Кроме того, именно для полезных моделей крайне важна конкретизация и минимизация сроков, поскольку оперативность приобретения охраны – одно из главных достоинств этого института.

Другое принципиальное замечание по проекту регламента было высказано и подтверждено в итоговом экспертном заключении по поводу новеллы, заключающейся в наделении экспертизы правом проведения по заявкам информационного поиска по собственной инициативе и дальнейшего использования его для направления запросов заявителю, поскольку п. 2 ст. 1390 ГК ограничивает возможности проведения такого поиска только инициативой заявителя и третьих лиц. При этом Ассоциация признавала целесообразность такого действия в случаях, когда заявка подается на заведомо известное, применяемое решение. Однако такая новелла должна найти отражение в законе, а не в подзаконном акте, каким является административный регламент.

Была признана ошибочной попытка дать в регламенте определение устройства, поскольку ст. 1374 ГК наделяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, правом определять требования к документам заявки, но не к объектам правовой охраны.

Регламент по товарным знакам

(Основным исполнителем по подготовке экспертного заключения по данному регламенту был Е.А.Ариевич.)

Поскольку практически все замечания Ассоциации были учтены разработчиками в итоговом документе, остановлюсь лишь на одной принципиально важной новелле этого регламента, которая вызвала неоднозначное мнение лиц, участвовавших в экспертизе, по поводу ее правомерности, и поэтому это замечание не было включено в текст экспертного заключения. Речь идет о моменте возникновения права, основанного на международной регистрации товарного знака.

Как известно[1], Роспатент в своих разъяснениях (которым, правда, не придавалось публичного характера) указывал, что «дата предоставления охраны международной регистрации является ничем иным, как датой международной регистрации». Отрицательные последствия такого подхода очевидны, причем как для правообладателя (течение трехлетнего срока неиспользования начинается с наиболее ранней даты), так и для третьих лиц (возникновение угрозы нарушения права до фактического признания существования его в России).

Это интересно:  Оплатить патент через личный кабинет

Разработчики регламента по-новому прочли ст. 4 Мадридского соглашения о международной регистрации знаков, на которую ранее ссылался Роспатент в своих разъяснениях, и определили, что датой начала действия правовой охраны международного знака считается или дата направления в Международное бюро ВОИС соответствующего уведомления (если знак удовлетворяет установленным требованиям), или дата направления заявления об отзыве предварительного отказа.

По мнению автора, рассматриваемая новелла не только целесообразна, но и правомерна в силу того, что указанная статья Мадридского соглашения и особенно ст. 4 Протокола к нему по существу определяют два базовых положения: национальный режим охраны международного знака и, бесспорно, право приоритета. Если же говорить о национальном режиме, то он заключается в том, что в силу п. 1 ст. 1232 ГК исключительное право на средство индивидуализации возникает лишь после выполнения процедуры государственной регистрации. В то же время закон (п. 10 ст. 1483 ГК РФ) по существу приравнивает процедуру государственной регистрации национальных товарных знаков и процедуру признания международной регистрации (статья называется «Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака», а п. 10 статьи распространяет отказ в регистрации и на отказ в признании, предоставлении охраны по обозначениям, заявляемым в соответствии с международными договорами Российской Федерации, то есть, по существу, ставит знак равенства между ними).

Rospatent / Регламент Роспатент

Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2008 г. N 327

Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным

знакам государственной функции по организации приема заявок на изобретение и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение

I. Общие положения

1. Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на изобретение и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение (далее — Регламент) определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры), порядок взаимодействия между структурными подразделениями Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее — Роспатент), а также его взаимодействия с гражданами и юридическими лицами при приеме заявок на изобретение и их рассмотрении, экспертизе и выдаче в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение.

2. Настоящий Регламент не распространяется на организацию приема, рассмотрения и экспертизы заявок на выдачу патента на секретные изобретения, для которых установлена степень секретности особой важности» или «совершенно секретно», а также на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники и к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и деятельности, для которых установлена степень секретности «секретно», подаваемых в зависимости от их тематической принадлежности в уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, и выдачу в установленном порядке патентов Российской Федерации на такие секретные изобретения.

3. Исполнение государственной функции по организации приема заявок на изобретение и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение (далее — государственная функция) осуществляется Роспатентом с участием федеральных государственных учреждений, находящихся в его ведении, с возложением на подведомственные федеральные государственные учреждения проведения подготовительных работ для осуществления Роспатентом юридически значимых действий, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

Федеральное государственное учреждение «Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам»

в соответствии со своей уставной деятельностью обеспечивает подготовку проектов документов, связанных с исполнением государственной функции, для подписания их Руководителем Роспатента или уполномоченными им должностными лицами. Соответствующими полномочиями указанные должностные лица наделяются путем утверждения их должностных инструкций или издания соответствующих приказов Роспатента.

Федеральное государственное учреждение «Палата по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам «(далее — ФГУ «Палата по патентным спорам») в рамках своей уставной деятельности обеспечивает соблюдение охраняемых законом прав и интересов заявителей и обладателей прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, а также соблюдение законных прав и интересов иных физических и юридических лиц при принятии в административном порядке решений по результатам рассмотрения возражений и заявлений, отнесенных Кодексом к компетенции ФГУ «Палата по патентным спорам».

4. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с:

Конвенцией по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года (далее — Парижская конвенция), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1968 года N «О ратификации Стокгольмского акта Парижской конвенции по охране промышленной собственности и Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 40, ст. 363);

Договором о патентной кооперации от 19 июня 1970 года, ратифицированным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 декабря 1977 года N «О ратификации Договора о

патентной кооперации» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1978, N 1, ст. 2); Инструкцией к Договору о патентной кооперации от 19 июня 1970 года;

Административной инструкцией к Договору о патентной кооперации от 19 июня 1970 года; Страсбургским соглашением о международной патентной классификации от 24 марта 1971 года; Будапештским договором о международном признании депонирования микроорганизмов для

целей патентной процедуры от 28 апреля 1977 года, ратифицированным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 декабря 1980 года N «О ратификации Будапештского договора о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, N 1, ст. 5);

Евразийской патентной конвенцией, подписанной 9 сентября 1994 года, ратифицированной Федеральным законом от 1 июня 1995 г. N «О ратификации Евразийской патентной конвенции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 23, ст. 2170);

Патентной инструкцией к Евразийской патентной конвенции; Гражданским кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской

Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2006, N 52, ст. 5496; 2008, N 27, ст. 3122) (далее — Кодекс);

Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060);

Федеральным законом от 21 июля 1993 г. N «О государственной тайне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, ст. 4673).

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 299 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст. 2668; 2005, N 17,

постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 12 августа 1993 г. N 793 «Об утверждении Положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров и Положения о регистрационных сборах за официальную регистрацию программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем» (далее — Положение о пошлинах) (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 34, ст. 3182; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4123; 1997, N 16,

ст. 1902; N 34, ст. 3993; 1998, N 14, ст. 1601; 2002, N 3, ст. 219; 2003, N 28, ст. 2928; 2004, N 48, ст. 4807; 2007, N 6, ст. 760).

5. Описание результатов исполнения государственной функции. Результатами исполнения государственной функции являются:

принятие решения о выдаче патента Российской Федерации на изобретение (далее патент на изобретение);

принятие решения об отказе в выдаче патента на изобретение; принятие решения о признании заявки на выдачу патента на изобретение (далее — заявка)

отозванной; уведомление об отзыве заявки по заявлению заявителя.

Процедура исполнения государственной функции завершается: выдачей патента на изобретение;

направлением заявителю решения об отказе в выдаче патента на изобретение; направлением заявителю решения о признании заявки отозванной; направлением заявителю уведомления об отзыве заявки.

Решения Роспатента о выдаче патента на изобретение, об отказе в выдаче патента на изобретение, о признании заявки отозванной, а также уведомление об отзыве заявки по заявлению заявителя подписываются руководителем Роспатента.

Должностные лица, указанные в пункте 3 настоящего Регламента, подготавливают проекты указанных решений для подписания их руководителем Роспатента, а также подписывают документы, связанные с подготовкой решений (запросы, уведомления, письма).

6. Описание заявителей.

6.1. В соответствии с пунктом 1 статьи 1374 Кодекса заявка подается в Роспатент лицом, обладающим правом на получение патента, указанным в пунктах 1, 2 статьи 1357, пункте 3 статьи 1370, пункте 1 статьи 1371 и пункте 1 статьи 1373 Кодекса (далее — заявитель).

Согласно пункту 1 статьи 1357 Кодекса право на получение патента на изобретение первоначально принадлежит автору изобретения.

Согласно пункту 2 статьи 1357 Кодекса право на получение патента на изобретение может перейти к другому лицу (правопреемнику) или быть ему передано в случаях и по основаниям, которые установлены законом, в том числе в порядке универсального правопреемства, или по договору, в том числе по трудовому договору.

Согласно пункту 3 статьи 1370 Кодекса право на получение патента на служебное изобретение

принадлежат работодателю, если трудовым или иным договором между работником и работодателем не предусмотрено иное.

Согласно пункту 1 статьи 1371 Кодекса в случае, когда изобретение создано при выполнении договора подряда или договора на выполнение или технологических работ, которые прямо не предусматривали его создание, право на получение патента на такое изобретение принадлежат подрядчику (исполнителю), если договором между ним и заказчиком не предусмотрено иное.

Согласно пункту 1 статьи 1373 Кодекса право на получение патента на изобретение, созданное при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит организации, выполняющей государственный или муниципальный контракт (исполнителю), если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию.

Подтверждение права на получение патента документом не требуется.

6.2. Подача заявки может осуществляться заявителем самостоятельно или через патентного поверенного, зарегистрированного в Роспатенте или через иного представителя.

Граждане, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, и иностранные юридические лица ведут дела с Роспатентом через патентных поверенных, зарегистрированных в Роспатенте, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Полномочия патентного поверенного или иного представителя удостоверяются доверенностью, выданной заявителем, патентообладателем.

II. Требования к порядку исполнения государственной функции

7. Порядок информирования о правилах исполнения государственной функции.

7.1. Информация о правилах исполнения государственной функции представляется: на информационных стендах в Роспатенте;

в консультационном пункте работниками Роспатента, в обязанности которых входит консультирование;

на сайте Роспатента, в официальных бюллетенях Роспатента, в средствах массовой информации, изданиях информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.)

7.2. Сведения о месте нахождения Роспатента, справочных телефонах структурных подразделений, адресах электронной почты Роспатента, размещаются на Интернет-

сайте Роспатента по адресам: http://www.fips.ru, http://www.rupto.ru.

7.3. Документы, необходимые для исполнения государственной функции, представляются в Роспатент непосредственно, по факсу либо направляются почтой по адресу

Телефон справочной службы: (499) Режим рабочего времени:

7.4. Информация о порядке исполнения государственной функции предоставляется работниками, исполняющими государственную функцию:

непосредственно в Роспатенте; с использованием средств телефонной связи, электронного информирования;

посредством размещения в сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет), публикации в средствах массовой информации, издания информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.).

7.5. На информационных стендах в помещении, предназначенном для приема документов заявок, и Роспатента размещается следующая информация:

извлечения из нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность по исполнению государственной функции;

текст настоящего Регламента с приложениями (полная версия на осуществления административных процедур в соответствии с настоящим

Регламентом; требования к подаче заявки с использованием подписи;

место нахождения, график (режим) работы, номера телефонов, адреса и электронной почты Роспатента, по которым заявители могут получить необходимую информацию;

порядок информирования о ходе исполнения государственной функции; порядок получения консультаций;

списки контактных телефонов подразделений, осуществляющих административные процедуры; порядок и сроки обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц,

исполняющих государственную функцию.

7.6. Консультации по вопросам, ответы на которые не требуют системного анализа и/или совокупного применения норм законодательных актов в области правовой охраны изобретений, предоставляются работниками консультационного пункта, расположенного по адресу:

Бережковская наб., 24, стр.1, Москва Телефон: (499)

Режим рабочего времени: ежедневно (кроме субботы, воскресенья, предпраздничных и праздничных дней) с 11.00 до 16.00, перерыв — с 13.00 до 14.00.

По вопросам, касающимся осуществления административных процедур по конкретным заявкам, находящимся на рассмотрении в Роспатенте, консультации предоставляются работниками, в обязанности которых входит, в том числе, консультирование по письменным обращениям или по телефону.

При поступлении письменного обращения с просьбой предоставить консультацию работники обязаны дать ответ в течение 30 дней со дня регистрации обращения в Роспатенте.

При осуществлении консультирования по телефону работники обязаны предоставлять информацию:

о входящих номерах, под которыми зарегистрированы в системе делопроизводства Роспатента заявки, и о контактах с исполнителем;

о принятых решениях или направленной корреспонденции по заявкам и их датах; о нормативных правовых актах по вопросам, касающимся административных процедур

Это интересно:  Wipo поиск патентов

(наименование, дата и номер нормативного правового акта); о документах, необходимых для подачи заявки;

о размещении на официальном сайте Роспатента информации о заявках и патентах на изобретения.

7.7. По вопросам, связанным непосредственно с экспертизой заявок, находящихся на рассмотрении в Роспатенте, консультации предоставляются работниками, в обязанности которых входит рассмотрение заявок, и/или их непосредственными руководителями на экспертных совещаниях (переговорах).

8. Сроки исполнения государственной функции.

8.1. Сроки прохождения административных процедур, необходимых для исполнения государственной функции, указаны в пунктах настоящего Регламента, описывающих соответствующие административные процедуры. Допустимые сроки рассмотрения ходатайств, заявлений, писем и направления документов по результатам их рассмотрения не превышают одного месяца.

Срок выдачи патента на изобретение составляет две недели со дня публикации сведений о нем

в официальном бюллетене Роспатента.

8.2. Приостановление исполнения государственной функции допускается только во исполнение принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации судебных актов, предусматривающих обеспечительные меры, на сроки, предусмотренные в самом судебном акте, или сроки, необходимые для исполнения такого судебного акта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Требования к местам исполнения государственной функции.

9.1. Прием заявителей осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях. Помещения для приема заявителей располагаются на нижнем этаже здания (строения) и на

верхних (втором и выше) этажах зданий, оборудованных не менее чем двумя лифтами.

9.2. Помещения для приема заявителей оборудуются: противопожарной системой и средствами пожаротушения; системой оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации.

Вход и выход из помещений оборудуются соответствующими указателями.

9.3. Места информирования, предназначенные для ознакомления заявителей с информационными материалами, оборудуются:

информационными стендами; стульями и столами.

9.4. Площадь мест ожидания зависит от количества заявителей, обращающихся в Роспатент для подачи заявок.

Места ожидания в очереди на предоставление или получение документов оборудуются стульями, кресельными секциями, скамьями. Количество мест ожидания определяется исходя из фактической нагрузки и возможностей для их размещения в здании.

9.5. Помещения консультационного пункта обозначаются соответствующими табличками с указанием номера комнаты, фамилии, имени, отчества, должности работников, предоставляющих

Для проведения экспертных совещаний и переговоров отводятся специальные комнаты переговоров, обозначенные соответствующими табличками.

При организации рабочего места предусматривается возможность свободного входа и выхода из помещения при необходимости.

9.6. На территории, прилегающей к месторасположению Роспатента, оборудуются места для парковки автотранспортных средств.

Доступ заявителей к парковочным местам является бесплатным.

10. Перечень документов, необходимых для исполнения государственной функции и требования

10.1. Основания для осуществления действий и принятия решений, направленных на исполнение государственной функции.

Основанием осуществления действий и принятия решений, направленных на исполнение государственной функции, является подача заявки.

Юридически значимые действия, связанные с исполнением государственной функции, осуществляются при условии уплаты соответствующих патентных пошлин.

10.2. Состав заявки.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1375 Кодекса заявка должна содержать:

заявление о выдаче патента на изобретение с указанием автора изобретения и лица, на имя которого испрашивается патент (заявителя), а также их места жительства или места нахождения;

описание изобретения , раскрывающее его с полнотой, достаточной для осуществления; формулу изобретения , выражающую его сущность и полностью основанную на его описании; чертежи и иные материалы , если они необходимы для понимания сущности изобретения; реферат .

10.3. Документы, прилагаемые к заявке.

(1) В соответствии с пунктом 5 статьи 1374 Кодекса к заявке прилагается документ, подтверждающий уплату патентной пошлины в установленном размере, или документ, подтверждающий основания освобождения от уплаты патентной пошлины, либо уменьшения ее размера, либо отсрочки

(2) В соответствии с пунктом 3 статьи 1382 Кодекса заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного приоритета в отношении заявки, должен представить в Роспатент заверенную копию первой заявки в течение шестнадцати месяцев со дня ее подачи в патентное ведомство государства — участника Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

Если первых заявок несколько, прилагаются копии всех этих заявок, которые представляются в течение 16 месяцев с наиболее ранней даты подачи этих заявок.

Представление заверенной копии приоритетной заявки может быть заменено указанием цифровой библиотеки ведомства, в котором размещена электронная копия приоритетной заявки, если упомянутое ведомство обеспечивает доступ к ней Роспатента.

При испрашивании конвенционного приоритета по заявке, поступившей по истечении 12 месяцев с даты подачи первой заявки, но не позднее двух месяцев по истечении срока, к заявке прилагается документ с указанием не зависящих от заявителя обстоятельств, воспрепятствовавших подаче заявки в указанныйсрок, и подтверждением наличия этих обстоятельств, если нет оснований предполагать, что они известны Роспатенту.

Просьба об установлении конвенционного приоритета может быть представлена при подаче заявки (приводится в соответствующей графе заявления о выдаче патента на изобретение) или не позднее 16 месяцев с даты подачи первой заявки.

(3) К заявке на изобретение, относящееся к штамму микроорганизма, линии клеток растений или животных либо к средству с использованием неизвестных штамма микроорганизма или линии клеток, содержащей указание на их депонирование в уполномоченной на это коллекции микроорганизмов, прилагается документ о депонировании.

(4) К заявке, содержащей перечень последовательностей нуклеотидов и/или аминокислот, прилагается машиночитаемый носитель информации с записью копии того же перечня последовательностей, удовлетворяющей требованиям подпункта (13) пункта 10.11 настоящего Регламента, и подписанное заявителем заявление относительно того, что информация, представляемая в машиночитаемой форме, идентична перечню последовательностей, представляемому в печатной форме.

(5) В соответствии с пунктом 1 статьи 1366 Кодекса заявитель, являющийся автором изобретения, при подаче заявки на выдачу патента на изобретение может приложить к документам заявки заявление о том, что в случае выдачи патента он обязуется заключить договор об отчуждении патента на условиях, соответствующих установившейся практике, с любым гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом, кто первым изъявил такое желание и уведомил об этом патентообладателя и Роспатент. При наличии такого заявления установленные патентные пошлины не взимаются.

10.4. Требования к объектам изобретения.

В качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту или способу.

10.4.1. Объект изобретения — продукт.

Продуктом как объектом изобретения является, в частности, устройство, вещество, штамм микроорганизма, культура (линия) клеток растений или животных, генетическая конструкция.

К устройствам относятся конструкции и изделия.

К веществам относятся, в частности: химические соединения, в том числе нуклеиновые кислоты

и белки; композиции (составы, смеси); продукты ядерного превращения.

К штаммам микроорганизмов относятся, в частности, штаммы бактерий, вирусов, бактериофагов, микроводорослей, микроскопических грибов, консорциумы микроорганизмов.

К линиям клеток растений или животных относятся линии клеток тканей, органов растений или животных, консорциумы соответствующих клеток.

К генетическим конструкциям относятся, в частности, плазмиды, векторы, стабильно трансформированные клетки микроорганизмов, растений и животных, трансгенные растения и животные.

10.4.2. Объект изобретения — способ.

Способом как объектом изобретения является процесс осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств.

10.4.3. Предложения, которым не предоставляется правовая охрана согласно Кодексу.

10.4.3.1. Предложения, которые не могут быть объектами патентных прав согласно пункту 4 статьи 1349 Кодекса:

способы клонирования человека; способы модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека;

использование человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческих целях; иные решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

10.4.3.2. Предложения, которые не являются изобретениями согласно пункту 5 статьи 1350 Кодекса:

открытия; научные теории и математические методы;

решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;

правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности; программы для ЭВМ; решения, заключающиеся только в представлении информации.

В соответствии с настоящим пунктом исключается возможность отнесения указанных объектов к изобретениям только в случае, когда заявка на выдачу патента на изобретение касается этих объектов как таковых.

10.4.3.3. Предложения, которым не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения согласно пункту 6 статьи 1350 Кодекса:

сортам растений, породам животных и биологическим способам их получения, за исключением микробиологических способов и продуктов, полученных такими способами;

топологиям интегральных микросхем. 10.5. Требование единства изобретения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1375 Кодекса заявка должна относиться к одному изобретению или группе изобретений, связанных между собой настолько, что они образуют единый изобретательский замысел (требование единства изобретения).

Единство изобретения признается соблюденным, если:

в формуле изобретения охарактеризовано одно изобретение; в формуле изобретения охарактеризована группа изобретений:

одно из которых предназначено для получения (изготовления) другого (например, устройство или вещество и способ получения (изготовления) устройства или вещества в целом или их части);

одно из которых предназначено для осуществления другого (например, способ и устройство для осуществления способа в целом или одного из его действий);

одно из которых предназначено для использования другого (в другом) (например, способ и вещество, предназначенное для использования в способе; способ или устройство и его часть;

относящихся к объектам одного вида (несколько устройств, несколько веществ и т.д.), одинакового назначения, обеспечивающим получение одного и того же технического результата (варианты).

10.6. Требования к заявлению о выдаче патента на изобретение.

(1) Заявление о выдаче патента на изобретение (далее — заявление) представляется на типографском бланке или в виде компьютерной распечатки по образцу, приведенному в Приложении N 2 к настоящему Регламенту.

Если сведения нельзя разместить полностью в соответствующих графах, их приводят по той же форме на дополнительном листе с указанием в соответствующей графе заявления: «см. продолжение на дополнительном листе».

(2) Графы заявления, расположенные в его верхней части, предназначены для внесения реквизитов после поступления в Роспатент, и заявителем не заполняются.

(3) Графы под кодами (86) и (87) , расположенные над словом «Заявление», заполняются заявителем в случае перевода на национальную фазу в Российской Федерации международной заявки, поданной в соответствии с Договором о патентной кооперации (далее — РСТ) и содержащей указание Российской Федерации. В этом случае в соответствующих клетках проставляется знак «X».

В графе под кодом (86) приводятся регистрационный номер международной заявки и дата международной подачи, установленные получающим ведомством.

В графе под кодом (87) приводятся номер и дата международной публикации международной

(4) В графе «Адрес для переписки» приводятся полный почтовый адрес на территории Российской Федерации и имя или наименование адресата, которые должны удовлетворять обычным требованиям быстрой почтовой доставки корреспонденции адресату.

В качестве адреса для переписки могут быть указаны, в частности, адрес места жительства заявителя (одного из заявителей) — гражданина, проживающего в Российской Федерации, или адрес места нахождения в Российской Федерации заявителя — юридического лица, либо адрес места нахождения патентного поверенного, зарегистрированного в Роспатенте, или иного представителя.

При отсутствии в заявлении адреса для переписки таковым считается адрес места нахождения патентного поверенного или иного представителя, если они назначены, а в противном случае — при наличии адреса на территории Российской Федерации в графах заявления, относящихся к сведениям о заявителе, — адрес места жительства (места нахождения) заявителя (если заявителей несколько — первый из таких адресов).

В этой графе в случае подачи заявки на секретное изобретение приводится адрес для секретной переписки.

В этой же графе дополнительно указывается номер телефона, факса и адрес электронной почты (если они имеются).

(5) В графе под кодом (54) приводится название заявляемого изобретения (группы изобретений), которое должно совпадать с названием, приводимым в описании изобретения.

(6) В графе под кодом (71) приводятся сведения о заявителе: фамилия, имя и отчество (если оно имеется) гражданина, причем фамилия указывается перед именем, или полное официальное наименование юридического лица (согласно учредительному документу), а также сведения об их соответственно месте жительства, месте нахождения, включая официальное наименование страны, полный почтовый адрес и код страны по стандарту ST.3 Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее — ВОИС).

Для российского юридического лица указывается основной государственный регистрационный номер (ОГРН).

Если заявителей несколько, указанные сведения приводятся для каждого из них.

Сведения о месте жительства заявителей, являющихся авторами изобретения, в данной графе не приводятся, а излагаются в графе под кодом (72) на второй странице заявления.

Если право на получение патента на изобретение принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в соответствии с пунктом 1 статьи 1373 Кодекса, сведения о заявителе указываются следующим образом: «Российская Федерация (или наименование субъекта Российской Федерации, или наименование муниципального образования), от имени которой выступает. (приводится официальное наименование юридического лица согласно учредительному документу, являющегося государственным или муниципальным заказчиком)».

В случае, если право на получение патента на изобретение принадлежит совместно организации, выполняющей государственный или муниципальный контракт (исполнителю), и соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, в графе под кодом (71) одновременно с указанными сведениями приводится официальное наименование исполнителя.

В этой же графе дополнительно простановкой знака «X» в соответствующей клетке отмечается, является ли указанное в этой графе лицо государственным заказчиком, муниципальным заказчиком либо исполнителем работ по государственному или муниципальному контракту для государственных нужд или муниципальных нужд; приводится источник бюджетного финансирования, например, номер государственного или муниципального контракта и дата его заключения.

(7) В графе под кодом (74) приводятся сведения о лице, назначенном заявителем для ведения от его имени дел с Роспатентом: фамилия, имя и отчество (если оно имеется), адрес места жительства (места нахождения) в Российской Федерации, номер телефона, факса и адрес электронной почты (e- mail) (если они имеются), срок представительства, который не может превышать трех лет. Срок представительства указывается в случае назначения представителя без представления отдельной

Это интересно:  Прием на работу сотрудника на патенте

Если указанное лицо является патентным поверенным, дополнительно указывается его регистрационный номер в Роспатенте.

Если заявителей несколько и заявка подается не через патентного поверенного, может быть указан общий представитель заявителей, назначенный из их числа.

Возможно также указание представителя, не являющегося патентным поверенным или одним из заявителей.

(8) В графе под кодом (72) приводятся сведения об авторе изобретения: фамилия, имя и отчество (если оно имеется), полный почтовый адрес места жительства, включающий официальное наименование страны и ее код по стандарту ST.3 ВОИС.

(9) Графа, расположенная непосредственно под графой, имеющей код (72) , заполняется только тогда, когда автор просит не упоминать его в качестве такового при публикации сведений о заявке и/или

о выдаче патента. В этом случае приводятся фамилия, имя и отчество (если оно имеется) автора, не пожелавшего быть упомянутым при публикации, и его подпись.

(10) Графа «Перечень прилагаемых документов» на второй странице заявления заполняется путем простановки знака «X» в соответствующих клетках и указания количества экземпляров и листов в каждом экземпляре прилагаемых документов. При наличии в описании изобретения раздела «Перечень последовательностей» в соответствующей графе указывается количество листов описания и листов перечня раздельно. Для прилагаемых документов, вид которых не предусмотрен формой заявления («другой документ»), указывается конкретно их назначение. При наличии в заявке машиночитаемого носителя информации с записью копии перечня последовательностей нуклеотидов и/или аминокислот и заявления, предусмотренного подпунктом (4) пункта 10.3 настоящего Регламента, в графе «другой документ» указывается «Заявление с .. . (указывается вид машиночитаемого носителя)».

Если прилагаемые документы заявки содержат чертежи, после перечня документов приводится указание номера фигуры чертежей, предназначенной для публикации с рефератом.

(11) Графа , содержащая просьбу об установлении приоритета, заполняется только тогда, когда испрашивается приоритет более ранний, чем дата подачи заявки в Роспатент. В этом случае простановкой знака «X» в соответствующих клетках отмечаются основания для испрашивания приоритета и указываются: номер более ранней, первой или первоначальной заявки, на основании которой испрашивается приоритет (пункт 3 статьи 1381 Кодекса, пункт 1 статьи 1382 Кодекса и пункт 4 статьи 1381 Кодекса соответственно), или номер более ранней заявки, на основании дополнительных материалов к которой испрашивается приоритет (пункт 2 статьи 1381 Кодекса), и дата испрашиваемого приоритета (дата подачи более ранней заявки или дополнительных материалов к ней, дата подачи первой заявки либо дата приоритета первоначальной заявки).

Если приоритет испрашивается на основании нескольких заявок, указываются номера всех заявок и, в соответствующих случаях, несколько дат испрашиваемого приоритета.

При испрашивании конвенционного приоритета указывается код страны подачи первой заявки по стандарту ST.3 ВОИС.

(12) Графа , содержащая ходатайство заявителя, заполняется в случае необходимости, если заявитель при подаче заявки просит осуществить публикацию сведений о заявке ранее установленного срока либо начать рассмотрение международной заявки ранее установленного срока или провести экспертизу заявки по существу.

Ходатайство заявителя обозначается знаком «X», проставляемым в соответствующей клетке.

(13) Заполнение последней графы заявления «Подпись» с указанием даты подписания обязательно во всех случаях. Заявление подписывается заявителем. От имени юридического лица заявление подписывается руководителем организации или иным лицом, уполномоченным на это учредительными документами юридического лица, с указанием его должности; подпись скрепляется печатью юридического лица.

При подаче заявки через представителя заявителя заявление подписывается заявителем или его представителем.

В случае если заявление подписано представителем заявителя, не являющимся патентным поверенным, к заявлению прилагается доверенность, выданная ему заявителем.

Если дата подписания заявления не указана, то таковой считается дата, на которую заявление получено Роспатентом.

(14) Подписи в графах заявления, указанных в подпунктах (9) и (13) настоящего пункта, расшифровываются указанием фамилий и инициалов подписывающего лица.

(15) Наличие подписи заявителя или его представителя обязательно на каждом дополнительном

(16) Заявление о выдаче патента может быть представлено на бланке заявления в соответствии с РСТ, если к этому бланку прилагается или в нем содержится указание на то, что заявитель желает, чтобы заявка рассматривалась как национальная.

В этом случае, если изобретение создано при выполнении работ по государственному контракту или муниципальному контракту соответственно для государственных нужд или муниципальных нужд,

дополнительно представляются сведения о том, является ли лицо, указанное в графе «Заявитель», государственным заказчиком, выступающим от имени Российской Федерации (субъекта Российской Федерации), или муниципальным заказчиком, или исполнителем таких работ.

10.7. Требования к описанию изобретения. 10.7.1. Назначение описания.

Описание должно раскрывать изобретение с полнотой, достаточной для его осуществления. 10.7.2. Структура описания.

Описание начинается с названия изобретения. В случае установления рубрики действующей редакции Международной патентной классификации (далее — МПК), к которой относится заявляемое изобретение, индекс этой рубрики приводится перед названием.

Описание содержит следующие разделы: область техники, к которой относится изобретение; уровень техники; раскрытие изобретения;

краткое описание чертежей (если они содержатся в заявке); осуществление изобретения;

перечень последовательностей (если последовательности нуклеотидов и/или аминокислот использованы для характеристики изобретения).

Не допускается замена раздела описания отсылкой к источнику, в котором содержатся необходимые сведения (литературному источнику, описанию в ранее поданной заявке, описанию к охранному документу и т.п.).

Порядок изложения описания может отличаться от приведенного выше, если, с учетом особенностей изобретения, иной порядок способствует лучшему пониманию и более краткому изложению.

При составлении описания секретного изобретения запрещается указывать сведения, для которых установлена степень секретности выше, чем степень секретности заявленного изобретения.

10.7.3. Название изобретения.

(1) Название изобретения должно быть кратким и точным. Название изобретения, как правило, характеризует его назначение и излагается в единственном числе. Исключение составляют:

названия, которые не употребляются в единственном числе; названия изобретений, относящихся к химическим соединениям, охватываемым общей

(2) В название изобретения, относящегося к химическому соединению, включается его наименование по одной из принятых в химии номенклатур или наименование группы (класса), к которой оно относится; может быть включено также конкретное назначение соединения, а для биологически активных соединений — вид биологической активности.

(3) В название изобретения, относящегося к нуклеиновой кислоте или полипептиду, выделяемым из природного источника или получаемым иным путем с той же или направленно измененной биологической функцией, включаются наименование вещества, а также определяющая назначение биологическая функция (вид активности, биологическое свойство), если она не следует с очевидностью из наименования.

(4) В название изобретения, относящегося к химическому соединению с неустановленной структурой, смеси неустановленного состава, в том числе полученной биотехнологическим путем, или к способу их получения, включается назначение или вид биологической активности вещества.

(5) В название изобретения, относящегося к штамму микроорганизма, включаются родовое и видовое (в соответствии с требованиями международной номенклатуры) название биологического объекта на латинском языке и назначение штамма.

(6) В название изобретения, относящегося к линии клеток растений или животных, включаются название линии клеток и назначение.

(7) В название изобретения, относящегося к генетической конструкции, включается ее наименование с указанием назначения или определяющей назначение биологической функции.

(8) В названии группы изобретений, в зависимости от ее особенностей, приводится, как правило, следующее:

для группы изобретений, относящихся к объектам, один из которых предназначен для получения (изготовления), осуществления или использования другого, — полное название одного изобретения и сокращенное — другого;

для группы изобретений, относящихся к объектам, один из которых предназначен для использования в другом, — полные названия изобретений, входящих в группу;

для группы изобретений, относящихся к вариантам, название одного изобретения группы, дополненное указываемым в скобках словом «варианты».

(9) В названии изобретения не рекомендуется использовать личные имена, фамильярные наименования, аббревиатуры, товарные знаки и знаки обслуживания, рекламные, фирменные и иные специальные наименования, наименования мест происхождения товаров, слова «и т.д.» и аналогичные,

которые не служат целям идентификации изобретения. 10.7.4. Содержание разделов описания.

10.7.4.1. Область техники, к которой относится изобретение.

В разделе описания «Область техники, к которой относится изобретение» указывается область применения изобретения. Если таких областей несколько, указываются преимущественные.

10.7.4.2. Уровень техники.

В разделе «Уровень техники» приводятся сведения об известных заявителю аналогах изобретения с выделением из них аналога, наиболее близкого к изобретению (прототипа).

В качестве аналога изобретения указывается средство того же назначения, известное из сведений, ставших общедоступными до даты приоритета изобретения.

При описании каждого из аналогов непосредственно в тексте приводятся библиографические данные источника информации, в котором он раскрыт, признаки аналога с указанием тех из них, которые совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения, а также указываются известные заявителю причины, препятствующие получению технического результата, который обеспечивается изобретением.

Если изобретение относится к способу получения смеси неустановленного состава с определенным назначением или биологической активностью, в качестве аналога указывается способ получения смеси с таким же назначением или с такой же биологической активностью.

Если изобретение относится к способу получения нового химического соединения, в том числе высокомолекулярного, приводятся сведения о способе получения его известного структурного аналога или аналога по назначению.

В качестве аналога изобретения, относящегося к штамму микроорганизма, линии клеток растений или животных, генетической конструкции, указываются известный штамм микроорганизма, линия клеток растений или животных, генетическая конструкция с таким же назначением.

В случае группы изобретений сведения об аналогах приводятся для каждого изобретения. После описания аналогов в качестве наиболее близкого к изобретению указывается тот,

которому присуща совокупность признаков, наиболее близкая к совокупности существенных признаков изобретения.

10.7.4.3. Раскрытие изобретения.

(1) Сведения, раскрывающие сущность изобретения.

(1.1) Сущность изобретения как технического решения выражается в совокупности существенных признаков, достаточной для достижения обеспечиваемого изобретением технического результата.

Признаки относятся к существенным, если они влияют на возможность получения технического результата, т.е. находятся в связи с указанным результатом.

Технический результат представляет собой характеристику технического эффекта, явления, свойства и т.п., объективно проявляющихся при осуществлении способа или при изготовлении либо использовании продукта, в том числе при использовании продукта, полученного непосредственно способом, воплощающим изобретение.

Технический результат может выражаться, в частности, в снижении (повышении) коэффициента трения; в предотвращении заклинивания; снижении вибрации; в улучшении кровоснабжения органа; локализации действия лекарственного препарата, снижении его токсичности; в устранении дефектов структуры литья; в улучшении контакта рабочего органа со средой; в уменьшении искажения формы сигнала; в снижении просачивания жидкости; в улучшении смачиваемости; в предотвращении растрескивания; повышении иммуногенности вакцины; повышении устойчивости растения к фитопатогенам; получении антител с определенной направленностью; повышении быстродействия или уменьшении требуемого объема оперативной памяти компьютера.

Технический результат выражается таким образом, чтобы обеспечить возможность понимания специалистом на основании уровня техники его смыслового содержания.

Получаемый результат не считается имеющим технический характер, в частности, если он: достигается лишь благодаря соблюдению определенного порядка при осуществлении тех или

иных видов деятельности на основе договоренности между ее участниками или установленных правил; заключается только в получении той или иной информации и достигается только благодаря применению математического метода, программы для электронной вычислительной машины или

используемого в ней алгоритма; обусловлен только особенностями смыслового содержания информации, представленной в той

или иной форме на носителе; заключается в занимательности и/или зрелищности.

(1.2) В данном разделе подробно раскрывается задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, с указанием обеспечиваемого им технического результата.

Если при создании изобретения решается задача только расширения арсенала технических средств определенного назначения или получения таких средств впервые, технический результат заключается в реализации этого назначения.

Если изобретение обеспечивает получение нескольких технических результатов (в том числе в

Новые Административные регламенты Роспатента

Обращаем Ваше внимание, что в 2015 году приказами Министерства экономического развития РФ был утвержден и начал действовать целый ряд обновленных Административных регламентов предоставления государственных услуг Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатентом), которые относятся, в частности, к:

  • регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака (Регламент действует с 12 сентября 2015 г.),
  • ознакомлению с документами заявки на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака (Регламент действует с 4 октября 2015 г.),
  • признанию товарного знака общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком (Регламент действует с 13 октября 2015 г.), и
  • досрочному прекращению действия патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, правовой охраны товарного знака, знака обслуживания по заявлению правообладателя (Регламент действует с 10 ноября 2015 г.).

Кроме того, 19 октября 2015 г. вступил в действие обновленный Порядок ознакомления с документами заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель и промышленный образец.

Наши специалисты будут рады ответить на Ваши вопросы по изменившимся процедурам предоставления государственных услуг.

Статья написана по материалам сайтов: troy.ru, studfiles.net, liapunov.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector