+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Патент на методику обучения

«Во-первых, программа тренинга может быть защищена как объект авторского права (произведение науки). Разумеется, в случае если указанная программа будет отличаться новизной, оригинальностью и создана в результате творческого труда.

Во-вторых, для маркетингового продвижения тренинга следует рекомендовать правовую охрану в качестве товарного знака, защищающего продвигаемый бренд. Соответственно эмблема тренинга может быть защищена патентом на промышленный образец.

В-третьих, способ проведения тренинга может быть защищен в качестве патента на изобретение.

В связи с этим можно отметить ряд «тренинговых» патентов на изобретения, которые зарегистрированы в настоящее время — как в образовательной, так и в медицинской сфере.

Извлечения из реферата изобретения

Изобретение относится к техническим средствам обучения и позволяет при его использовании повысить эффективность обучения. Способ обучения иностранному языку И. Ю. Шехтера включает наглядную и звуковую демонстрацию по крайней мере одного фильма с участием по крайней мере двух действующих лиц. Каждый фильм сначала демонстрируют по крайней мере один раз без участия обучаемого в диалоге между его действующими лицами, а затем по крайней мере один раз демонстрируют фильм с участием обучаемого в диалоге между его действующи-и лицами. Для каждого участника диалога в фильме формируют, а затем заносят в устройство памяти две группы адекватных сигналов. Каждый сигнал в указанных выше группах адекватных сигналов формируют в виде временной последовательности субсигналов, каждый из которых соответствует отдельному высказыванию соответствующего участника диалога. Перед-каждой демонстрацией каждого фильма без участия обучаемого в диалоге между действующими лицами данного фильма осуществляют выбор для каждого действующего лица по крайней мере одного сигнала из соответствующих ему двух групп адекватных сигналов. Перед каждой демонстрацией каждого филь’ма с участием обучаемого в диалоге между его действующими лицами осуществляют выбор действующего лица соответствующего фильма, от имени которого обучаемый намерен участвовать в диалоге действующих лиц фильма, а при просмотре каждого фильма одновременно с демонстрацией наглядной и звуковой фоновой составляющих фильма осуществляют считывание и воспроизведение синхронно с наглядной и звуковой фоновой составляющих фильма звуковых информационных сигналов на иностранном языке, которые соответствуют всем участникам диалога в фильме, за исключением участника, предварительно выбранного обучаемым, при этом каждый очередной субсигнал или подгруппа из нескольких, соответствующих друг другу во времени субсигналов из указанных выше двух групп адекватных сигналов, соответствующих выбранному участнику диалога, после считывания воспроизводят в режиме «стоп-кадр» наглядной части фильма, предшествующего на заданный интервал времени моменту начала воспроизведения данного субсигнала или подгруппы субсигналов. Осуществляют распознавание преобразованного в электрический сигнал речевого сигнала обучаемого, сравнение его с субсигналом, записанным в устройство памяти и являющимся текстовым эквивалентом соответствующего звукового субсигнала на иностранном языке, с фиксацией момента окончания, преобразованного в электрический сигнал, речевого сигнала обучаемого, начиная с которого до следующего включения режима «стоп-кадр» воспроизведение всей наглядной и звуковой информации фильма осуществляют с постоянной скоростью, соответствующей демонстрационной для данного фильма.

* На момент написания книги правовая охрана прекращена

Изобретение предназначено для ускоренного обучения иностранным языкам. Способ позволяет повысить интенсивность и качество обучения больших групп слушателей. Для этого он содержит этап оптимизации мотивации обучаемых, который осуществляют в виде сеанса коллективного гипноза, этап оперативного врабатывания, который начинается с выполнения психолингвистических управлений, а заканчивают психофизиологичесиким тренингом, этап формирования моделированного восприятия, который осуществляют в виде гипнотического воздействия с последующей изобретательной активацией восприятия конкретного раздражителя, например звукового.

Изобретения относятся к медицине, к области психотерапии, и предназначены для коррекции неврологических и психопатологических расстройств с тревожно-фобической симптоматикой путем индивидуальных тренировок. Технический результат от использования изобретений — обеспечение возможности тренировки адаптационных механизмов личности к стрессовым ситуациям. Способ содержит оценку реакции организма на стимулирующие сигналы, включает сеансы индивидуального тренинга, которые проводят с воздействием на организм двух квазиантиподных стимулирующих сигналов одинаковой физической модальности, разнесенных во времени и появление которых носит случайный характер, и предъявлением в качестве сигнала биологической обратной связи изменения значения физиологического показателя, адекватно отражающего реакцию организма на воздействие стимулирующего сигнала. На первом этапе тренировки добиваются привыкания организма к воздействию квазиантиподных стимулирующих сигналов; на втором этапе добиваются выработки условного рефлекса на один из стимулирующих сигналов, для чего сопровождают этот стимулирующий сигнал дискомфортным воздействием на третьем, заключительном этапе, волевыми усилиями добиваются подавления реакции организма на стимулирующий сигнал, сопровождаемый на втором этапе тренировки дискомфортным воздействием. Устройство содержит последовательно соединенные преобразователь физиологического показателя в электрический сигнал и биоусилитель, блок анализа и управления, к выходам которого подключены блок предъявления сигналов биологической обратной связи (БОС), блок предъявления дискомфортного воздействия, блок индикации и блок формирования и предъявления квазиантиподных стимулирующих сигналов. Использование изобретений позволяет пациенту приобрести навыки управления своими эмоциями, снизить порог чувствительности к внешним воздействиям, научиться адекватно реагировать на стрессовые ситуации».

Способ обучения

Способ предназначен для использования при обучении с применением демонстрационных средств и позволяет повысить эффективность усвоения информации. При обучении используют два типа демонстрационных средств: цветные и тождественные им черно-белые. Цветные средства демонстрирует преподаватель во время разъяснений. При выполнении самостоятельных работ ученикам раздают тождественные цветным черно-белые демонстрационные средства. Ученики используют их в качестве задания, при выполнении которого они используют цветные пишущие средства. При этом основную информацию ученики передают пишущим средством синего или черного цвета. Новую информацию записывают с использованием пишущих средств красного цвета. Для изображения условных обозначений используют зеленый цвет. После переписывания в цвете ученики сопоставляют полученное демонстрационное средство с цветным. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к легкой промышленности и касается приемов, применяемых при обучении с использованием демонстрационных средств.

Однако для реализации данного известного способа необходимо дорогостоящее оборудование. Кроме того, демонстрационные средства, используемые в данном известном способе, не предусматривают наличия цветных элементов, что в недостаточной степени мобилизует механизмы зрительной памяти обучаемых.

Известен способ обучения, включающий использование цветных демонстрационных средств (М.Т. Баранов и др. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений), М.: Просвещение, с. 99).

Данным известным способом предусмотрено использование красного цвета для выделения таблиц с грамматическими правилами.

Вся информация, размещенная на данных известных демонстрационных средствах, черно-белая. Соответственно, в данном известном способе окрашенные элементы демонстрационного средства служат лишь для облегчения поиска информации, касающейся грамматических правил, на фоне иной информации. При этом информация любого рода представлена на демонстрационном средстве в черно-белом варианте.

Однако эффективность усвоения информации обучаемыми при реализации данного известного изобретения недостаточно высокая.

Техническим результатом, достигаемым при реализации настоящего изобретения, является высокая эффективность усвоения информации за счет максимальной мобилизации механизмов зрительной памяти обучаемых.

Достигается указанный технический результат тем, что в способе обучения, включающем использование обучающим цветных демонстрационных средств для сопровождения разъяснений, использование обучаемыми индивидуальных демонстрационных средств, формирование обучаемыми новых демонстрационных средств, отличительной особенностью является то, что обучаемые используют черно-белые демонстрационные средства, а новые, тождественные им, демонстрационные средства формируют цветными.

Рекомендуется в цветных демонстрационных средствах использовать белый, синий или черный цвет для передачи основной информации, красный — для передачи новой информации, зеленый — для изображения условных символов.

Обучение с использованием цветных демонстрационных средств мобилизует механизмы зрительной памяти. Каждому используемому на демонстрационном средстве цвету можно придать особый смысл. В частности, для передачи основной информации, не требующей ее запоминания, рекомендуется использовать нейтральные цвета. Например, при формировании учителем демонстрационного средства на аудиторной доске черного цвета рекомендуется использовать мел белого цвета. При формировании учеником демонстрационного средства в тетради основную информацию рекомендуется излагать нейтральными синим или черным цветами. В таком случае появление на демонстрационном средстве элементов, окрашенных в красный или зеленый цвет, обязательно привлечет к себе внимание учащегося. Это произведет на него впечатление. А то, что производит впечатление, запоминается надолго. Опыт показывает, что красным цветом наиболее целесообразно выделять новую информацию, а зеленый цвет лучше использовать для изображения условных символов.

Способ согласно изобретению рекомендует использовать не только окрашенные, но и тождественные им черно-белые демонстрационные средства. Они используются в качестве задания при выполнении обучаемым самостоятельной работы. Это позволяет ученику быстро вспоминать ту информацию, которая ассоциируется именно с данным цветом.

Это интересно:  Библиотека патентов и изобретений

При выполнении самостоятельной работы, задание по которой представлено в виде черно-белого демонстрационного средства, ученик в качестве результата выполнения самостоятельной работы формирует тождественное данному черно-белому средству новое окрашенное средство. Такая работа с цветом оказывает мощное влияние на процесс запоминания, и поэтому качество знаний учащихся резко повышается.

На фиг. 1 представлено цветное демонстрационное средство по прототипу. На нем вся основная информация представлена черным цветом. В красный цвет окрашены приставки и суффиксы, а также рамка, обрамляющая информацию на демонстрационном средстве. Все символы переданы зеленым цветом.

На фиг. 2 представлено демонстрационное средство с информацией о правилах написания буквенных элементов НЕ», «ПОЛ» и «ПОЛУ» с существительными, а также суффиксов «ЧИК» и «ЩИК». На цветном демонстрационном средстве элементы «НЕ», «ПОЛ» и «ПОЛУ» окрашены в красный цвет. Все графические элементы окрашены в зеленый цвет.

На фиг. 3 представлено черно-белое демонстрационное средство с информацией о правилах чередования гласных.

На фиг. 4 представлено черно-белое демонстрационное средство с информацией о строении вещества.

Ниже приведены примеры реализации изобретения.

Пример 1. Во время разъяснений обучающий использовал цветное демонстрационное средство, представленное на фиг. 2. На данном демонстрационном средстве изучаемые частицы были окрашены в красный цвет. Графические элементы — дугообразные элементы над буквенными элементами (корнями) «ПОЛ» и «ПОЛУ» — были окрашены в зеленый цвет.

Перед выполнением самостоятельной работы учащимся были розданы индивидуальные черно-белые демонстрационные средства, тождественные цветному демонстрационному средству, представленному на фиг. 2. При формировании в тетради нового демонстрационного средства каждый ученик переносил в нее информацию, содержащуюся в цветном индивидуальном демонстрационном средстве, но при этом самостоятельно выделял цветом те элементы, которые подлежали усвоению, а именно: буквенные элементы «НЕ», «ПОЛ» и «ПОЛУ» ученики передавали в красном цвете, а дугообразные элементы, выделяющие корни слов «ПОЛ» и «ПОЛУ» — в зеленом цвете.

Многолетней практикой показано, что те учащиеся, которые работали, активно привлекая цвет, заметно быстрее усваивали новый материал по сравнению с теми учащимися, которые работали с использованием пишущего средства только одного цвета. Интенсивность и качество усвоения новой информации повышались еще быстрее при активном использовании учениками цвета: при формировании ими новых цветных демонстрационных средств в процессе списывания информации с тождественных черно-белых демонстрационных средств.

Пример 2. Перед выполнением самостоятельной работы по новому материалу на уроке русского языка ученикам были розданы черно-белые демонстрационные средства с информацией о правилах написания суффиксов «ЧИК» и «ЩИК» в существительных (см. фиг. 2).

При формировании нового демонстрационного средства обычную информацию учащиеся записывали синим цветом, новую выделяли красным цветом, а все условные графические элементы — зеленым.

Использование приема работы учащихся с черно-белыми демонстрационными средствами и формирования по ним новых окрашенных демонстрационных средств, тождественных черно-белым, способствовало быстрому и надежному усвоению изучаемого материала. Опыт показал, что этот же материал, излагаемый без применения цвета, усваивался учащимися значительно медленнее, качество приобретенных знаний было ниже, так как часть учеников быстро забывала ранее усвоенный материал.

Следует отметить, что при работе только с цветными демонстрационными средствами, без использования черно-белых средств и, соответственно, без активного использования цвета учащимися при выполнении самостоятельных работ интенсивность усвоения и качество приобретенных знаний были ниже, чем при использовании приемов, рекомендуемых настоящим изобретением.

Пример 3. Для выполнения самостоятельной работы ученикам были предоставлены индивидуальные черно-белые демонстрационные средства (см. фиг. 3). В упражнениях, которые должны были выполнить ученики, в ряде слов были пропущены буквы, правильность написания которых вызывало у учащихся затруднения, поскольку новый материал по программе русского языка ими еще не был усвоен. При выполнении самостоятельной работы школьники формировали в тетради такое же демонстрационное средство, в котором пропущенные буквы были вставлены и записаны красным цветом. Графические элементы школьники передавали зеленым цветом. Отмечена высокая скорость и надежность усвоения нового материала.

Пример 4. На уроке физики при изучении начальных сведений о физических телах и их свойствах учащимся были предоставлены индивидуальные черно-белые демонстрационные средства (см. фиг. 4). В таблицах колонка N 3 («Примерное расположение молекул») была свободной.

Учащимся было предложено перенести изображенную на них таблицу в тетради. Новую информацию (раздел таблицы «Основные свойства») ученики передали в красном цвете, а графические элементы (схематические рисунки в колонке N 3 «Примерное расположение молекул») ученики передали зеленым цветом. Эффективность усвоения нового материала была высокой.

Таким образом, способ согласно изобретению позволяет учащимся быстро приобретать новые знания, надежно усваивать полезную информацию.

1. Способ обучения, включающий использование обучающим цветных демонстрационных средств для сопровождения разъяснений, использование обучаемыми индивидуальных демонстрационных средств, формирование обучаемыми новых демонстрационных средств, отличающийся тем, что обучаемые используют черно-белые демонстрационные средства, а тождественные им новые демонстрационные средства формируют цветными.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в цветных демонстрационных средствах используют белый, синий или черный цвет для передачи основной информации, красный — для передачи новой информации, зеленый — для передачи изображения условных символов.

способ обучения

Изобретение относится к области образования. Маркированные и заполненные смысловой информацией структуры-скелеты используют в качестве ведущих средств обучения. Фиксируют внимание обучающихся по 1-30 секунд на смысловой информации каждой ячейки структур-скелетов ряда или пары объектов и их маркировочных образах, передвигаясь по горизонтали и по вертикали. Осуществляют сопоставительный анализ признаков и быстрое выявление сходства и различия в признаках изучаемых объектов. Техническим результатом изобретения является повышение усвояемости информации и оперативности в обучении актуальным дисциплинам обучающихся без базовой подготовки. 6 з.п. ф-лы, 5 ил., 8 табл.

Рисунки к патенту РФ 2355038

Изобретение относится к области образования, а именно к способам обучения основам наук, имеющим многообразие сложных терминов и определений и требующим быстрого их усвоения, например интеллектуальной собственности. Может быть использовано на всех ступенях обучения и самообразования людьми разного возраста и социального статуса.

Известен способ обучения детей дошкольного возраста предпринимательской деятельности с помощью персонажа Маленькой Красной Курочки и других сказочных персонажей, введенных в сюжетную линию сказки (Little Tales for Little Folk. The Little Red Hen. Stories adapted from the originals by Anne McKie. Illustrations by Ken McKie. London, GRANDREAMS LIMITED, 1992, c.1-20).

С одной стороны, образ трудолюбивой Маленькой Красной Курочки, которая засеяла свое поле и получила хлеб, учит детей труду. С другой стороны, используемый сюжет учит проявлять предприимчивость: у Маленькой Красной Курочки не было зерна, но она попросила зерно у Фермера и осуществила свою идею — засадила свое поле. Кроме этого, сюжет позволяет усвоить детьми этапы получения жизненно важного продукта для человека — хлеба.

Общими признаками с известным способом являются наличие образов, конкретных персонажей с характерными чертами и сюжетной линии, через которую получаются знания.

На данной ступени обучения способ решает свою задачу, однако способ предусматривает использование образов, соответствующих определенной возрастной группе, и не предусматривает их использование на последующих ступенях обучения.

Известен способ обучения маркетингу студентов колледжей и вузов с использованием комиксов, при котором основные понятия маркетинга, процесс маркетингового планирования, планирование ценообразования и распределения товаров подается обучающимся в доступной сжатой форме с участием комичных персонажей и приведением резюме после каждой главы (Малкольм Макдональд и Питер Моррис. Маркетинг. Иллюстрированный путеводитель по джунглям бизнеса. М., Махаон, 1997, с.104).

Общими признаками с известным способом являются наличие комиксов и сюжетной линии, через которую получаются знания.

На данной ступени обучения способ решает свою задачу, однако он рассчитан на определенную возрастную группу и требует от обучающихся достаточной подготовки и первоначальных знаний об основных понятиях маркетинга, чтобы использовать его практически. Персонажи, используемые в пособии, не пригодны для обучения младших возрастных групп маркетингу.

Общими признаками с прототипом у заявляемого способа являются: проведение подготовительной стадии, на которой изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний, записывают на носитель информации путем формирования визуально изучаемой информации, и проведение стадии обучения с использованием полученных форм.

Недостатком способа является то, что он не предусматривает возможности многоступенчатости обучения и развития образа — от характерных черт персонажа до смысловой наполненности структур скелета, возможности перехода от одной сюжетной линии к другой при переходе на высшую ступень обучения.

Технический результат заявляемого изобретения заключается в повышении усвояемости информации и возможности оперативного, «прорывного» обучения актуальным знаниям широкого круга лиц без базовой подготовки за счет быстрого выявления сходства и различия изучаемых понятий и объектов.

Технический результат заявляемого изобретения достигается тем, что в способе обучения, включающем подготовительную стадию, на которой изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний, записывают на носитель информации путем формирования визуально изучаемой информации, и стадию обучения с использованием полученных форм, согласно изобретению на подготовительной стадии формирование визуально изучаемой информации об изучаемом объекте на носителе информации ведут в виде структур по типу «скелета», занося смысловую информацию об однородных признаках изучаемых объектов в соответствующие ячейки структур-скелетов, при этом заполненные информацией структуры-скелеты маркируют соответствующим объекту персонажем, образом и/или комиксом для идентификации объекта и узнавания соответствующего ему образа, персонажа и/или комикса на разных ступенях обучения, а на стадии обучения маркированные и заполненные смысловой информацией структуры-скелеты используют в качестве ведущих средств обучения, располагая структуры-скелеты по горизонтали в ряд или попарно с размещением на одном уровне ячеек с однородными признаками, при этом на стадии обучения сначала фиксируют внимание обучающихся по 1-30 секунд на информации, размещенной в ячейке структуры-скелета каждого объекта отдельно и его маркировочного образа, персонажа и/или комикса, передвигаясь по вертикали вниз и/или вверх, а затем фиксируют внимание обучающихся по 1-30 секунд на смысловой информации каждой ячейки структур-скелетов ряда или пары объектов и их маркировочных образах, персонажах и/или комиксах, передвигаясь по горизонтали, слева направо или справа налево по ряду или паре структур-скелетов построчно, фиксируя внимание учащихся путем сопоставительного анализа на сходстве, ассоциативной связи и различии в признаках изучаемых объектов.

В заявляемом способе на подготовительной стадии использован прием расчленения визуально изучаемой информации об объекте, ее ранжирование и распределение в ячейках структур, ассоциирующихся обучающимися со скелетом персонажа («человечка»), идентифицирующего изучаемый объект и соответствующую ему структуру-скелет со смысловой информацией.

Стадию обучения на разных ступенях обучения «детский сад-школа-вуз» проводят в режиме «несерьезно о серьезном», при этом в качестве ведущих средств обучения дополнительно используют соответствующие возрасту обучающихся персонажи, комиксы, образы и сюжетную линию изложения материала с конкретизацией характера образа до персонажа с уменьшением возраста группы и с увеличением символьности образа с возрастанием возраста группы. Образы, персонажи, комиксы обучающих материалов ранних ступеней обучения используют на следующих ступенях обучения для маркировки структур-скелетов со смысловой информацией.

Структуры-скелеты изучаемых объектов наполняют информацией о родовых, видовых, правовых и других признаках объектов, а маркировочные образы, структуры-скелеты, элементы структур-скелетов используют в качестве гиперссылок при подаче материала на стадии обучения в режиме мультимедиа.

Использование структур-скелетов изучаемых объектов, образов, персонажей и комиксов с национальным колоритом и/или региональными компонентами обеспечивает произвольность среды обучения и позволяет проводить стадию обучения отдельных ступеней в режиме «экспресс-обучения» и с наложением музыкальной деятельности в виде музыкальной зарисовки или игры, что позволяет достичь технического результата наилучшим образом.

Достижение технического результата обусловлено также благодаря тому, что процесс обучения строят циклично, обеспечивая постепенное расширение объема знаний, умений и навыков по изучаемой дисциплине и в том числе общеучебных, развивая креативность мышления обучающегося.

Доказательство изобретательского уровня

Однако в заявляемом способе формирование изучаемой информации в структуры-скелеты обеспечивает в отличие от известного возможность их смыслового наполнения и создания на их основе образов, доступных пониманию младшей возрастной категории обучающихся, а заполненных смысловой информацией структур-скелетов — более старшей. Именно этот прием обеспечивает возможность ступенчатого обучения путем узнавания образов с переходом на высшую ступень обучения. Это позволяет путем подбора образа (персонажа или комикса) реализовать способ одновременно в группах с различным возрастным и социальным цензом.

Известен из уровня техники также прием использования комиксов и проведение процесса обучения отчасти в режиме «несерьезно о серьезном» (аналог — Малкольм Макдональд и Питер Моррис. Маркетинг. Иллюстрированный путеводитель по джунглям бизнеса. М., Махаон, 1997, с.104). Однако в известном способе использованы комиксы-персонажи, которые обучающиеся видят впервые. Заявляемый способ обучения предусматривает узнавание образов по мере перехода на высшую ступень (уровень) обучения, их уточнение, развитие и благодаря этому достижение лучшего усвоения материала. Обучение на основе заявляемого способа позволяет «насаживать» на сформированные на предыдущей ступени «веточки знаний» новые знания, вписывая их в удобной, знакомой для восприятия форме. Сопоставительный анализ показывает новое влияние известных признаков на достигаемый технический результат, что доказывает соответствие заявляемого изобретения условию патентоспособности изобретательский уровень.

Изобретение поясняется табл.1-8, представленными в виде структур-скелетов, содержащих смысловую информацию для изучения объектов промышленной собственности, а также фиг. 1 -5 с образами для маркировки структур-скелетов соответствующих объектов.

Табл.1 — структура-скелет изобретения;

табл.2, 3, 4 — структуры-скелеты изобретений, представляющих собой устройство, вещество и способ соответственно;

табл.5 — структура-скелет полезной модели;

табл.6 — структура-скелет промышленного образца;

табл.7 — структура-скелет товарного знака;

табл.8 — структура-скелет наименования места происхождения товара.

На фиг.1-5 представлены образы маленьких человечков для маркировки структур-скелетов для изобретения, полезной модели, промышленного образца, товарного знака и наименования места происхождения товара соответственно;

Способ осуществляют следующим образом.

На подготовительной стадии изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний, записывают на носитель информации путем формирования визуально изучаемой информации в виде структур по типу «скелета», занося ее в ячейки структур-скелетов, как в шаблоны или матрицы. Кроме того, структуры-скелеты изучаемых объектов создают с использованием характерных признаков объектов, например родовых, видовых, правовых.

Одновременно создают образы, и/или персонажи, и/или комиксы, подготовленные в соответствии с визуально изучаемой информацией и соответствующие определенным возрастным группам, и записывают на носитель информации. Эти образы имеют характерные признаки, что позволит их узнавать на любой ступени обучения. Для маркировки структур-скелетов были созданы образы (фиг.1-5) в виде сказочных персонажей. Сказочные персонажи были наделены характерными чертами соответствующего изучаемого объекта промышленной собственности.

Стадию обучения проводят с использованием полученных форм в режиме «несерьезно о серьезном» в несколько ступеней по возрастным группам, начиная с раннего детского возраста. При этом в качестве ведущих средств обучения для каждой возрастной группы используют соответствующий ее возрасту образ и соответствующую сюжетную линию изложения материала с конкретизацией характера образа до персонажа с уменьшением возраста группы и с увеличением символьности образа с возрастанием возраста группы. Кроме того, образы, структуры-скелеты, элементы структур-скелетов используют в качестве гиперссылок при подаче материала на стадии обучения в режиме мультимедиа.

На стадии обучения дополнительно используют наложение на образ музыкальной деятельности в виде музыкальной зарисовки или игры.

Заявляемый способ опробован в процессе обучения основам интеллектуальной собственности студентов технической специальности. Согласно изобретению на подготовительной стадии были подготовлены учебные материалы на бумажных носителях, содержащие структуры-скелеты со смысловой информацией в ячейках для изучения объектов промышленной собственности — информацией об охранном документе, об условиях патентоспособности и государственной регистрации, о родовых и видовых признаках, определение изучаемого объекта (табл.1-8). Структуры-скелеты были маркированы соответствующими образами маленьких человечков в верхнем углу слева и выполнены, как шаблоны, таким образом, что ячейки с информацией об однородных признаках у разных объектов были расположены на одном уровне, что позволяло бы обучающимся проводить сопоставительный анализ этих признаков.

На стадии обучения маркированные и заполненные смысловой информацией структуры-скелеты были использованы в качестве ведущих средств обучения. Для этого структуры-скелеты располагали по горизонтали в ряд с размещением на одном уровне ячеек с однородными признаками. При этом на стадии обучения сначала фиксировали внимание обучающихся по 1-30 секунд на информации, размещенной в ячейке структуры-скелета каждого объекта отдельно и его маркировочного образа, персонажа и/или комикса, передвигаясь по вертикали вниз и/или вверх. Например, изучая изобретение по общей структуре-скелету (табл.1), начинали с информации о том, каким охранным документом защищается изобретение, каковы условия его патентоспособности, что это техническое решение задачи, давали его определение и приводили различные виды объекта изобретения.

Затем изучали каждый вид изобретения отдельно по структурам-скелетам (табл.2-4), подготовленным для разных видов изобретений, например, для изобретения-устройства, изобретения-вещества, изобретения-способа.

При этом также сначала фиксировали внимание обучающихся по 1-30 секунд на информации, размещенной в ячейке структуры-скелета каждого объекта отдельно, и на соответствующем ему изображении маленького человечка, передвигаясь по вертикали вниз и/или вверх.

Располагая в ряд структуры-скелеты трех видов изобретения (устройства, способа и вещества), достигали понимания в отличии этих объектов в признаках, используемых для характеристики их технической сущности и сходства в условиях патентоспособности, охранном документе, родовом признаке.

Затем фиксировали внимание обучающихся по 1-30 секунд на смысловой информации каждой ячейки структур-скелетов ряда следующих объектов и на изображении их маркировочных маленьких человечках, передвигаясь по горизонтали, слева направо или справа налево по ряду структур-скелетов построчно, фиксируя внимание обучающихся путем сопоставительного анализа на сходстве, ассоциативной связи и различии в признаках изучаемых объектов.

Обучающимся было также предложено иллюстрированное учебное пособие с элементами комиксов, в котором материал подан через сюжетную линию и в котором в качестве ведущих средств обучения использованы образы маленьких человечков, маркированные ими структуры-скелеты и другие персонажи. Обучающимся также была предложена для просмотра электронная презентация с анимацией комиксов и «маленьких человечков», сопровождающих изучаемую информацию об изучаемых объектах интеллектуальной собственности.

Результаты опроса подтверждают быстроту усвоения изучаемых объектов.

Примером использования заявляемого способа для обучения основам интеллектуальной собственности путем знакомства с объектами промышленной собственности на уровне дошкольного возраста — «детский сад» — могут служить сказки, в сюжете которых использованы персонажи, образы и/или комиксы, задействованные и на последующих стадиях обучения. Использование образов «маленьких человечков», несущих смысловое содержание и не имеющих пола, возможно на самых разных ступенях обучения. Они адекватно будут восприниматься младшими детьми дошкольного возраста, так как известно, что у ребенка до 3-х лет нет осознания себя и своего пола.

Заявляемый способ позволяет начать знакомство с Международной патентной классификацией как системой распределения изобретений через сюжет и образы на ранних ступенях образования. Заявляемый способ позволяет также вести экспресс-обучение на разных ступенях образования, поскольку на стадии обучения достигается произвольность познавательной среды, обусловленная образными элементами с признаками узнавания и идентификации, которая и способствует быстрому запоминанию смысловых блоков, графически связанных между собой.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

1. Способ обучения, включающий подготовительную стадию, на которой изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний, записывают на носитель информации путем формирования визуально изучаемой информации, и стадию обучения с использованием полученных форм, отличающийся тем, что на подготовительной стадии формирование визуально изучаемой информации об изучаемом объекте на носителе информации ведут в виде структур по типу «скелета», занося смысловую информацию об однородных признаках изучаемых объектов в соответствующие ячейки структур-скелетов, при этом заполненные информацией структуры-скелеты маркируют соответствующим объекту персонажем, образом и/или комиксом для идентификации объекта и узнавания соответствующего ему образа, персонажа и/или комикса на разных ступенях обучения, а на стадии обучения маркированные и заполненные смысловой информацией структуры-скелеты используют в качестве ведущих средств обучения, располагая структуры-скелеты по горизонтали в ряд или попарно с размещением на одном уровне ячеек с однородными признаками, при этом на стадии обучения сначала фиксируют внимание обучающихся по 1-30 с на информации, размещенной в ячейке структуры-скелета каждого объекта отдельно и его маркировочного образа, персонажа и/или комикса, передвигаясь по вертикали вниз и/или вверх, а затем фиксируют внимание обучающихся по 1-30 с на смысловой информации каждой ячейки структур-скелетов ряда или пары объектов и их маркировочных образах, персонажах и/или комиксах, передвигаясь по горизонтали, слева направо или справа налево по ряду или паре структур-скелетов построчно, фиксируя внимание учащихся путем сопоставительного анализа на сходстве, ассоциативной связи и различии в признаках изучаемых объектов.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что стадию обучения на разных ступенях обучения детский сад-школа-вуз проводят в режиме — несерьезно о серьезном, при этом в качестве ведущих средств обучения дополнительно используют соответствующие возрасту обучающихся персонажи, комиксы, образы и сюжетную линию изложения материала с конкретизацией характера образа до персонажа с уменьшением возраста группы и с увеличением символьности образа с возрастанием возраста группы.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что структуры-скелеты изучаемых объектов наполняют смысловой информацией о родовых, видовых, правовых и других признаках объектов.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что образы, структуры-скелеты, элементы структур-скелетов используют в качестве гиперссылок при подаче материала на стадии обучения в режиме мультимедиа.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют структуры-скелеты изучаемых объектов, образы, персонажи и комиксы с национальным колоритом и/или региональными компонентами.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что стадию обучения отдельных ступеней обучения проводят в режиме экспресс-обучения.

7. Способ по п.1, отличающийся тем, что дополнительно на стадии обучения используют наложение на образ, и/или персонаж, и/или комикс музыкальной деятельности в виде музыкальной зарисовки или игры.

Как запатентовать методику обучения

Защита патентных и авторских прав допускается только в отношении объектов, выраженных в определенной форме – произведение, изобретение, программный код и т.д. На идеи, концепции и методики, не воплощенные в таких формах, охрана не распространяется, так как они не признаются интеллектуальной собственностью. Чтобы запатентовать методику обучения, идею автора придется воплотить в форму охраняемого объекта.

Что нужно сделать для патентования методики обучения

Разработка новых идей и концепций в сфере образования подразумевает донесение информации до конечного пользователя – педагогов, школьников, студентов и т.д. Способами донесения такой информации могут выступать:

  • научные пособия и методички, книги и монографии, журналы и учебные планы, сборник лекций – все эти объекты будут выражены в форме литературного произведения;
  • иллюстрации, графические материалы, сборник атласов и карт с авторскими комментариями, фотографии – на объекты также распространяется действие авторского права;
  • программные приложения с уникальным кодом – любая программа для ЭВМ является объектом авторских и смежных прав;
  • обозначения, которым идентифицируются материальные носители с учебными программами – на них может быть получено свидетельство о регистрации товарного знака.

Таким образом, воплощение методики в конкретных объектам и произведениях, даст возможность установить режим правовой охраны и получить защиту от несанкционированного использования или плагиата.

Защита будет предоставлена даже на неопубликованные методические материалы и пособия. Чтобы устранить случаи присвоения авторских прав, плагиата или нелегального использования, разработчику методики необходимо соблюсти требования ГК РФ к защите объектов авторского и патентного права.

Как получить защиту

Ключевой особенностью авторских прав является их возникновение непосредственно с момента создания произведения или его части. На практике это выглядит следующим образом. Составив методическое пособие, автор приобретает на него права, даже если остальные элементы учебной методики еще находятся в стадии разработки. Если постороннее лицо решит присвоить права на пособие, либо использует его без согласия автора, нарушитель понесет гражданскую, уголовную или административную ответственность.

Регистрация авторских прав законом не предусмотрена. Это означает, что для любых литературных и графических материалов автору придется использовать следующие способа охраны и подтверждения прав:

  • допускает размещать на произведении знак правовой охраны — букву «С» в окружности, сведения об авторе (имя или псевдоним), год первой публикации;
  • автор может зафиксировать момент создания произведения через нотариальную контору – несмотря на значительную стоимость нотариальных услуг, такой способ защиты имеет максимальную эффективность;
  • закон допускает закрепление прав путем размещения материального носителя (например, экземпляра произведения) на депонент в одном из авторских агентств.

При возникновении спора об авторстве на отдельные элементы методики, в судебном процессе можно представить иные доказательства о надлежащем авторе. Например, можно представить переписку с редактором или издателем, черновики произведения и т.д.

Если для внедрения методики используются изобретения или иные объекты интеллектуального труда, на них можно получить патент. Эта процедура проводится в ФИПС на основании заявки, представленной разработчиков. Срок действия патента будет существенно меньше, чем период охраны авторских прав, однако для целей внедрения и использования учебных методик его будет достаточно.

Статья написана по материалам сайтов: findpatent.ru, www.freepatent.ru, xn--80akjtbgbzcw.xn--p1ai.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector
Классы МПК: G09B1/00 Ручные или механические учебные устройства с элементами, образующими или несущими символы, знаки, картинки и тп, расположенные в определенном порядке
G09B19/00 Средства обучения, не отнесенные к другим группам этого подкласса
Автор(ы): Хмеленкова Лариса Викторовна (RU) , Пуляевская Ольга Владимировна (RU)
Патентообладатель(и): Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный технический университет» (ГОУ ИрГТУ) (RU)
Приоритеты: