Нормативная база патентного права

Нормативные документы по правовой защите интеллектуальной собственности условно можно подразделить на основные, специальные и общие.

Основные законы:

Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.)

В главе 2 Конституции РФ прямо указано на то, что «интеллектуальная собственность охраняется законом» (пункт 1, статья 44) а также на возможность каждого гражданина РФ иметь, владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью (пункты 1 и 2, статья 35).

Гражданский кодекс Российской Федерации

В ст. 138 ГК РФ интеллектуальная собственность представлена как результат любой интеллектуальной деятельности, а также приравненных к такой деятельности разных видов услуг.

РАЗДЕЛ VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации

Глава 70 и 71. Авторское право и права, смежные с авторскими

Регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Также фонограмм исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). Определяет объекты авторского права и смежные права, личные имущественные и неимущественные права в отношении авторского права (право публикатора на произведение науки, литературы или искусства).

Регулирует отношения, связанные с созданием, правовой охраной и использованием программ ЭВМ и баз данных (БД). В рамках этого закона программам ЭВМ предоставляется правовая охрана. У авторов – личные неимущественные права, у правообладателя – имущественные права.

Глава 72. Патентное право

В рамках этой главы осуществляется правовое регулирование правоотношения по поводу трех объектов промышленной собственности: изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Закрепляет за патентообладателем исключительное право на использование по своему усмотрению охраняемых патентом изобретения, полезной модели или промышленного образца. Также рассмотрен порядок защиты прав. Закон в достаточной мере гармонизируется с мировыми патентными системами и отвечает основным требованиям к правовой охране ИС.

Глава 73. Право на селекционное достижение

Регулирует имущественные, а также личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием селекционных достижений. Закон под селекционными достижениями понимает сорт растений и породу животных. Охраняемое селекционное достижение регистрируются в государственном реестре охраняемых селекционных достижений; срок действия на них составляет 30 лет с даты такой регистрации. Особенность — патентообладатель обязан передать на условиях лицензионного договора любому лицу семена или племенные материалы охраняемого селекционного достижения для разных целей, в частности, производства или воспроизводства, доведение до посевных кондиций и т.п. Прибыль от использования селекционного достижения, не подлежат налогообложению в течение двух лет после допуска селекционного достижения к использованию.

Глава 74. Право на топологии интегральных микросхем

Регулирует отношения, связанные с созданием, правовой охраной и использованием топологий. Устанавливает авторство на топологию и имущественные права.

Глава 75. Право на секрет производства (ноу-хау)

Глава 76. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий

Право на фирменное наименование, право на товарный знак и право на знак обслуживания, право на наименование места происхождения товара, право на коммерческое обозначение.

Регулирует отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров. Определяет имущественные права, срок действия и порядок защиты.

Глава 77. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии

К специальным законам относятся:

Уголовный кодекс Российской Федерации

от 13.06.96 № 63-ФЗ (извлечение); вступил в действие с 01.07.97 г.

Предусматривает в числе прочих наказания за преступления в сфере интеллектуальной собственности. Статьи 146 (нарушение авторских и смежных прав), 147 (нарушение изобретательских и патентных прав), 164, 171, 180 (незаконное использование товарного знака), 182, 183 (незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну).

К общей нормативной базе:

Федеральный закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 1991 г. и от 25.05.95 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР о конкуренции». Распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в РФ, понятие недобросовестной конкуренции.

Федеральный закон Российской Федерации. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.95 г. Определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российским и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности.

Основная цель этого закона — защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности РФ, стимулирование развития национальной экономики РФ в мировую экономику, а также регулирование, в частности, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности

Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» от 25.10.95 г. Регулирует отношения, возникающие по поводу информации, в том числе несанкционированного ее использования.

Постановление Правительства Российской Федерации «О приватизации объектов научно-технической сферы» и разработанный на его основе «Порядок включения объектов интеллектуальной собственности в состав нематериальных активов» от 26.07.94 г. № 870.

Федеральный закон Российской Федерации «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.96 г. № 127-ФЗ.

Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.97 г. № 188.

Федеральный закон Российской Федерации «О коммерческой тайне».

и др.
см. перечень Международных документов по защите объектов ИС

Контакты

ООО «Интеллектуальная собственность»

Нормативная база патентного права

  • Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ

Положение о Министерстве сельского хозяйства РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 450
Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 1577 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции по охране новых сортов растений»

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2003 г. № 777 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1577»

Приказ ГТК России от 27 октября 2003 года № 1199 «Об утверждении положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами»

Приказ Минсельхоза РФ № 673, Минимущества РФ № 204 от 26.08.2002 (ред. от 05.11.2003) Об утверждении порядка пользования Федеральным казенным предприятием «СОЮЗПЛОДОИМПОРТ» товарными знаками на алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принадлежащими Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.09.2002 N 3767)

Приказ Роспатента от 10 июля 1998 г. № 141 (ред. от 11.03.2001) «О принятии решений о регистрации договоров об уступке товарного знака, лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного знака и об аннулировании регистрации товарного знака»

Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания (утверждены приказом Роспатента от 5 марта 2003 г. № 32 «О правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.03.2003 N 4322)

Приказ Роспатента от 03 марта 2003 г. № 28 «О правилах принятия решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака и знака обслуживания в случае ликвидации юридического лица — обладателя исключительного права на товарный знак или прекращении предпринимательской деятельности физического лица — обладателя исключительного права на товарный знак» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.2003 N 4302)

Приказ Роспатента от 17 марта 2000 г. № 38 (ред. от 05.03.2004) «Об утверждении правил признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.05.2000 N 2231)

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 5.03.2008 г. N 104 «Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по лицензированию воспроизведения (изготовления экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей»

Приказ Росохранкультуры от 24.12.2008 г. № 144 «Об утверждении образца бланка свидетельства о государственной аккредитации организации по управлению правами на коллективной основе»

Приказ Росохранкультуры от 23.10.2008 г. № 92 «Об утверждении Положения об аккредитационной комиссии» (зарегистрировано в Минюсте РФ 21.11.2008 г. N 12715)

Приказ Минкультуры РФ от 19.02.2008 г. № 30 «О типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе» (вместе с «общими методическими рекомендациями по применению типового устава аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.02.2008 г. N 11240)

Приказ Госкомиздата СССР от 03.07.1989 г. № 212 «Об утверждении Инструкции о порядке проставления знака охраны авторского права на произведениях науки, литературы и искусства, издаваемых в СССР»

Приказ Роспатента от 25.12.2007 г. № 128 «О введении в действие и использовании в ФГУ ФИПС форм исходящей корреспонденции, касающейся заявок, патентов и свидетельств»

Приказ Роспатента от 22.02.2008 г. № 32 «О деятельности коллегий Палаты по патентным спорам»

Приказ Роспатента от 22.04.2003 г. № 56 (ред. от 11.12.2003, с изм. от 09.06.2008) «О правилах подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.05.2003 N 4520)

Приказ Минобрнауки РФ от 13 декабря 2006 г. № 313 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам по исполнению государственной функции по осуществлению контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.01.2007 N 8805)

Приказ Минобрнауки РФ от 12 декабря 2007 г. № 346 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по осуществлению ведения реестров зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, публикации сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности, поданных заявках и выданных по ним патентах и свидетельствах, о действии, прекращении действия и возобновлении действия правовой охраны в отношении объектов интеллектуальной собственности, передаче прав на охраняемые объекты, об официальной регистрации объектов интеллектуальной собственности» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.05.2008 N 11785)

Приказ Минобрнауки РФ от 29 октября 2008 г. № 328 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара или заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке свидетельств Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.02.2009 N 13356)

Приказ Минобрнауки РФ от 29.10.2008 г. № 321 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по регистрации договоров о предоставлении права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, охраняемые программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также договоров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с патентным законодательством Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.03.2009 г. № 13482)

Приказ Минобрнауки РФ от 29 октября 2008 г. № 327 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на изобретение и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.02.2009 N 13413)

Приказ Минобрнауки РФ от 29 октября 2008 г. № 326 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на полезную модель и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на полезную модель» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.12.2008 N 12977)

Приказ Минобрнауки РФ от 29 октября 2008 г. № 325 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на промышленный образец и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на промышленный образец» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.11.2008 N 12748)

Приказ Роспатента от 18 сентября 2008 г. № 104 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам по исполнению государственной функции» (вместе с «Административным регламентом Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам по исполнению государственной функции «Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок»)

Приказ Роспатента от 26 августа 2008 г. № 97 «Об утверждении перечня примерных показателей стимулирования основного персонала федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, за качество и количество труда» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.01.2009 N 13164)

Приказ Роспатента от 31.05.2007 г. № 56 (ред. от 25.12.2007) «О порядке прохождения документов об отказе в удовлетворении ходатайства о продлении срока действия патента или о восстановлении его действия» (вместе с «Порядком прохождения документов об отказе в удовлетворении поступившего ходатайства о продлении срока действия патента или о восстановлении его действия»)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 мая 2005г. № 152 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2005 года № 284 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2006 года № 63 «Об утверждении методических рекомендаций, необходимых для государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета»

Приказ Федерального агентства по науке и инновациям от 29 июня 2006 года №82 «О Порядке заполнения машинно-ориентированных форм при ведении Единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета»

Распоряжение Правительства РФ от 28.02.2006 г. №266-р «Концепция развития национальной системы стандартизации».

Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 г. №328-р Государственная программа «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий».

Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2008 г. № 1791-р «О реорганизации ФГУ «Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» И ФГУ «Палата по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам»

Положение о государственном учете результатов НИОКТР гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета (утверждено Постановлением Правительства РФ № 284 от 4.05.2005 г)

Положение об осуществлении контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 18.11.2006 г. №696)

Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета (регламент зарегистрирован в Минюсте России 19.01.2007 г. №8805)

Глава 3. ИСТОЧНИКИ ПАТЕНТНОГО ПРАВА

§ 1. Понятие и виды источников патентного права

Патентное право, объективно выступая в качестве целостного явления социальной действительности, имеет определенные формы своего внешнего выражения. Эти формы именуются источниками патентного права и образуют внутренне согласованную и структурно упорядоченную систему. Система источников патентного права включает в себя главным образом нормативные правовые акты, которые составляют ее ядро и функционируют на основе принципа иерархии, выражающегося в соподчиненности актов различного уровня. Санкционированные правовые обычаи, руководящие постановления высших юрисдикционных органов и сложившаяся судебная практика не относятся к числу источников российского патентного права, хотя и играют важную роль в качестве правообразующих факторов, оказывая заметное влияние на формирование и применение патентно-правовых норм. В силу указанных обстоятельств правовые обычаи и постановления судебных органов иногда относят к вспомогательным (неосновным) источникам патентного права. Важное место в системе источников патентного права занимают международные договоры, участницей которых является Российская Федерация.

Нормативные правовые акты. Нормативные правовые акты выступают в качестве основной разновидности источников патентного права России. Существует несколько уровней нормативных правовых актов, регулирующих область общественных отношений, складывающихся по поводу правовой охраны и использования в принципе повторимых результатов интеллектуальной деятельности.

Первый уровень можно условно назвать конституционным. Он представлен Конституцией РФ, которая отражает ведущую роль провозглашаемых в ней принципов и начал в области патентного дела. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и содержит ряд норм общего характера, относящихся к принципам патентного права и компетенции в сфере патентного нормотворчества.

Согласно ч. 1 ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Конституционная норма о свободе технического творчества является важной гарантией осуществления прав человека и гражданина на занятие творческой деятельностью в соответствии со своими интересами и способностями. При этом право человека на занятие техническим и иным творчеством может осуществляться как на профессиональной, так и на любительской основе.

Пункт «о» ст. 71 Конституции РФ определяет, по сути дела, исключительную компетенцию Федерации в сфере правового регулирования интеллектуальной собственности. Это означает, что субъекты РФ и муниципальные образования не вправе принимать нормативные акты, регулирующие отношения в предметном поле патентного права.

Второй уровень нормативных правовых актов составляют законы РФ, регулирующие патентные отношения. Ведущую роль среди них до недавнего времени играл Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. и действовавший в редакции Федерального закона от 7 февраля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации». Указанным Законом регулировались отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. По своей природе Патентный закон РФ относился к комплексным нормативным правовым актам, поскольку регулировал отношения различной отраслевой принадлежности. Особенностью Закона, отличающей его от многих зарубежных аналогов, являлось то обстоятельство, что регулятивная сфера нормативных предписаний, сформулированных законодателем, распространялась на отношения, складывающиеся по поводу трех самостоятельных объектов: изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

Следует подчеркнуть, что нормы Патентного закона РФ в значительной своей части были гармонизированы с соответствующими положениями и стандартами международных соглашений, участницей которых является Российская Федерация.

К источникам патентного права относился и Закон РФ от 6 августа 1993 г. «О селекционных достижениях». Этим Законом регулировались имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием селекционных достижений.

В настоящее время произошли процессы замены действующих ранее федеральных законов, регламентирующих сферу патентно-правовых отношений. Указанные процессы, как отмечалось выше, вполне закономерны и обусловлены не только необходимостью совершенствования нормативного материала, регулирующего те либо иные сегменты общественных отношений, но и развитием самих общественных отношений.

В процесс замены оказались вовлеченными как Патентный закон РФ, так и Закон РФ «О селекционных достижениях», трансформированные в самостоятельные подразделения части четвертой Гражданского кодекса РФ, построенной на основе концепции «полной кодификации» законодательства об интеллектуальной собственности.

В композиционном построении части четвертой ГК РФ патентному праву отведена специальная глава с одноименным названием. Структурно гл. 72 «Патентное право» оформлена в виде восьми самостоятельных параграфов.

Параграф первый «Основные положения» открывается статьей, в которой очерчивается круг прав, именуемых законодателем патентными. Прежнее законодательство не использовало словосочетание «патентные права», хотя оно и подразумевалось для литературной характеристики юридически обеспеченных возможностей авторов и патентообладателей, предусмотренных законом.

Патентные права по смыслу ст. 1345 ГК РФ есть не что иное, как интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Роль указанных прав в регулировании отношений, складывающихся в связи с правовой охраной и использованием результатов технического и художественно-конструкторского творчества, сугубо декоративная, поскольку законодателю не удалось придать интеллектуальным правам качеств универсальности по отношению ко всем охраняемым результатам интеллектуальной деятельности.

Параграф второй «Патентные права» содержит нормативный материал, раскрывающий содержание патентных прав, перечисляемых в ст. 1345 ГК РФ, а также включает правила, определяющие случаи свободного использования охраняемых результатов технического и художественно-конструкторского творчества.

Параграф третий «Распоряжение исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец» содержит нормы, посвященные договорным формам отчуждения и предоставления исключительного права на охраняемые результаты технического и художественно-конструкторского творчества.

В параграфе четвертом, имеющем название «Изобретение, полезная модель и промышленный образец, созданные в связи с выполнением служебного задания или при выполнении работ по договору», содержатся правила, регламентирующие отношения, складывающиеся в связи с определением принадлежности исключительного права на служебные объекты патентного права, объекты, созданные при выполнении работ по договору подряда или договору на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, объекты, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, а также принадлежностью права на получение патента на результаты технического или художественно- конструкторского творчества.

Параграф пятый «Получение патента» открывает раздел, посвященный регламентации отношений, складывающихся в связи с оформлением патентных прав. В отличие от ранее действовавших правил, закрепленных в разд. V Патентного закона РФ, новые предписания законодателя сформулированы с большей степенью детализации.

Структуру пятого параграфа гл. 72 ГК РФ образуют четыре самостоятельных раздела, отражающих динамику прохождения заявочных материалов от момента подачи заявки до регистрации изобретения, полезной модели, промышленного образца и выдачи патента.

Параграф шестой «Прекращение и восстановление действия патента» посвящен регламентации отношений, связанных с признанием патента на изобретение, полезную модель и промышленный образец недействительным, досрочным прекращением действия патента, восстановлением действия патента.

Параграф седьмой «Особенности правовой охраны и использования секретных изобретений» содержит нормы, закрепляющие процедурные особенности оформления прав на секретные изобретения.

Параграф восьмой «Защита прав авторов и патентообладателей» является заключительным подразделением гл. 72 ГК РФ. В нем урегулированы отношения, складывающиеся в связи с защитой прав авторов и патентообладателей.

Право на селекционное достижение получило законодательное оформление в гл. 73 ГК РФ, которая состоит из шести самостоятельных параграфов, имеющих в своей основе положения ранее действовавшего Закона РФ «О селекционных достижениях».

В параграфе первом, имеющем название «Основные положения», получили закрепление вопросы, раскрывающие, в частности, содержание интеллектуальных прав, принадлежащих автору селекционного достижения, действие исключительного права на селекционное достижение, условия охраноспособности селекционного достижения, а также определяющие специфику объектов интеллектуальных прав на селекционные достижения, государственной регистрации селекционного достижения, охранных документов на селекционные достижения.

Второй параграф «Интеллектуальные права на селекционные достижения» содержит нормы, связанные, в частности, с правом авторства и правом на наименование селекционного достижения, с действиями, не являющимися нарушением исключительного права на селекционное достижение, со сроком действия исключительного права на селекционное достижение.

Параграф третий «Распоряжение исключительным правом на селекционное достижение» посвящен регламентации отношений, складывающихся в связи с отчуждением исключительного права на селекционное достижение, предоставлением права использования селекционного достижения, предоставлением открытой лицензии на селекционное достижение.

Параграф четвертый «Селекционное достижение, созданное, выведенное или выявленное в порядке выполнения служебного задания или при выполнении работ по договору» содержит нормативный материал, касающийся служебных селекционных достижений, а также селекционных достижений, созданных, выведенных или выявленных в рамках заказа или государственного либо муниципального контракта.

Параграф пятый «Получение патента на селекционное достижение. Прекращение действия патента на селекционное достижение» содержит нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в связи с оформлением прав на селекционное достижение, признанием патента на селекционное достижение недействительным, досрочным прекращением действия патента на селекционное достижение, с использованием селекционного достижения.

Параграф шестой «Защита прав авторов селекционных достижений и иных патентообладателей» посвящен регламентации отношений, возникающих в связи с нарушением прав авторов селекционного достижения или иного патентообладателя и публикацией решения суда о нарушении исключительного права на селекционное достижение.

Помимо представляющих собой базовые законодательные подразделения, регулирующие патентные отношения, часть норм, посвященных главным образом особенностям использования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, рассредоточена в других специальных законодательных актах, регулирующих отдельные сферы общественных отношений. Так, вопросы, связанные с передачей исключительных имущественных прав на использование объектов патентного права в процессе приватизации, нормативно закреплены в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» . Отношения, возникающие в связи с привлечением в экономику России передовой техники и технологии, в том числе исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, урегулированы Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» . Отношения в сфере экспортного контроля продукции, содержащей охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, опосредованы Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» . Отношения по распоряжению правами на единые технологии гражданского, военного, специального или двойного назначения, которые принадлежат РФ или субъекту РФ либо совместно РФ или субъекту РФ и иным лицам, путем их передачи на основе проведения конкурсов или аукционов, а также порядок передачи прав на единые технологии без проведения конкурсов или аукционов регулируются Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии» .

СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251.

СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.

СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.

СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6239.

Отношения, связанные с деятельностью на территории РФ патентных поверенных, регламентируются Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 316-ФЗ «О патентных поверенных» .

СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 24.

Значительную группу источников патентного права, образующих третий уровень, составляют подзаконные акты, и прежде всего указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Среди указов Президента следует выделить:

— Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. N 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» ;

СЗ РФ. 1998. N 20. Ст. 2146.

— Указ Президента РФ от 22 июля 1998 г. N 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий» .

СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3756.

Важное значение для сферы патентных отношений имеют организационно-распорядительные акты Правительства РФ. Это прежде всего:

— Постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. N 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности» ;

СЗ РФ. 1999. N 36. Ст. 4412.

— Распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 1607-р «Об основных направлениях реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности» ;

СЗ РФ. 2001. N 50. Ст. 4803.

— Постановление Правительства РФ от 31 мая 2002 г. N 372 «О правилах зачисления в доход федерального бюджета средств, получаемых от реализации договоров, заключаемых при вовлечении в экономический и гражданско-правовой оборот результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» ;

СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2174.

— Постановление Правительства РФ от 30 января 2002 г. N 72 «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по восстановлению прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, переданные иностранным государствам при организации на их территориях лицензионного производства вооружений и военной техники, разработанных в бывшем СССР и в Российской Федерации, и ее состава» ;

СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 537.

— Постановление Правительства РФ от 26 июля 1994 г. N 870 «О приватизации объектов научно-технической сферы» ;

СЗ РФ. 1994. N 15. Ст. 1783.

— Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 941 «Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами» ;

СЗ РФ. 2008. N 51. Ст. 6170.

— Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 928 «О порядке проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну» ;

СЗ РФ. 2007. N 53. Ст. 6624.

— Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1020 «О государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных и перехода без договора исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных» ;

СЗ РФ. 2009. N 2. Ст. 225.

— Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 390 «Об образовании Государственной комиссии Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений» ;

СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 100.

— Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 918 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О селекционных достижениях» ;

СЗ РФ. 1994. N 18. Ст. 2080.

— Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 178 «Вопросы Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» ;

СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1471.

— Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 299 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» .

СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2668.

Четвертый уровень иерархии нормативных правовых актов, регулирующих патентные отношения, представлен ведомственными подзаконными актами. Значительное место среди них занимали ранее приказы Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. В настоящее время в соответствии с п. 9 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. N 679 , нормотворческими функциями в сфере интеллектуальной собственности наделено Министерство образования и науки РФ. Указанным министерством утверждены, в частности:

СЗ РФ. 2005. N 47. Ст. 4933.

— Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по регистрации договоров о предоставлении права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, охраняемые программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также договоров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с патентным законодательством Российской Федерации ;

Информационная система «Кодекс».

— Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на полезную модель и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на полезную модель ;

— Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по осуществлению ведения реестров зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, публикации сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности, поданных заявках и выданных по ним патентах и свидетельствах, о действии, прекращении действия и возобновлении действия правовой охраны в отношении объектов интеллектуальной собственности, передаче прав на охраняемые объекты, об официальной регистрации объектов интеллектуальной собственности ;

Российская газета. 2008. 25 июня.

— Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на изобретение и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение ;

— Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на промышленный образец и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на промышленный образец .

Ведомственное нормотворчество в области патентного права представлено не только нормативными актами Минобразования и науки РФ. Так, Государственной комиссией Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений утверждены, в частности, Правила составления и подачи заявки на выдачу патента на селекционное достижение , Регламент принятия решения по заявке на выдачу патента на селекционное достижение .

Российские вести. 1995. 30 марта.

Основные нормативные и методические документы по организации планирования и координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и отчетности в системе агропромышленного комплекса Российской Федерации: Сборник. М., 1998.

Судебная практика. Роль правоприменительной судебной практики при разрешении патентно-правовых споров сегодня становится все более значимой. Возрастающее значение судебной практики по патентным делам как особого правового феномена обусловлено несколькими факторами. Во-первых, накоплен опыт применения нового патентного законодательства в практической деятельности граждан и юридических лиц и выявлены его пробелы. Во-вторых, объективно существуют аналоги конкретных дел, требующих единообразного разрешения. В первом случае судебная практика способствует восполнению пробелов в патентном праве и конкретизирует его действующие нормы. Во втором — формирует единообразную линию поведения судебных органов при применении ими норм материального права к спорным отношениям аналогичного содержания.

Кроме того, новейшее патентное законодательство предусматривает, по сравнению с ранее действовавшим, большее количество возможностей у авторов и заявителей по обращению их в судебные органы за защитой нарушенных или оспариваемых прав.

Правоприменительная судебная практика формируется по направлениям подведомственности дел и по уровням судебных инстанций в соответствии с их компетенцией. Направления подведомственности представлены практикой правоприменения федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей. Уровни судебных инстанций представлены правоприменительной практикой соответственно Верховного Суда РФ, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов РФ.

Судебная практика объективируется в виде актов, решений, постановлений, определений, приговоров судебных инстанций по конкретным патентным делам и в виде материалов обобщения конкретных дел, содержащих руководящие разъяснения по вопросам применения норм различных институтов патентного права.

Материалы обобщения конкретных дел являются наиболее важным элементом правоприменительной практики и исходят от высших судебных инстанций РФ: Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. На сегодняшний день практика применения нового патентного законодательства получила выражение в форме совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» .

Информационная система «Кодекс».

Суды в своей практической деятельности обязаны формально руководствоваться Постановлением Верховного Суда СССР от 15 ноября 1984 г. N 22 «О применении судами законодательства, регулирующего отношения, возникающие в связи с открытиями, изобретениями, рационализаторскими предложениями и промышленными образцами» в части, не противоречащей Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2, и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» .

Российская газета. 2007. 5 мая.

Международные договоры. Международные договоры, участницей которых является Россия, выступают важнейшим элементом в системе источников патентного права. Это следует из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы.

Среди многосторонних международных соглашений России в предметной области патентного права необходимо назвать следующие акты международного характера:

— Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности 1967 г. ;

Текст Конвенции представлен в официальной публикации ВОИС. N 250 (R). Женева, 1995.

— Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. ;

Вестник ВАС. 1996. N 2; Ведомости СССР. 1968. N 40.

— Договор о патентной кооперации (РСТ) 1970 г. ;

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1980. С. 55.

— Евразийская патентная конвенция 1994 г. ;

Текст Конвенции представлен в официальной публикации ВОИС. N 222 (R/E/F). Женева, 1997.

— Соглашение о мерах по охране промышленной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности 1993 г. ;

— Страсбургское соглашение о Международной патентной классификации 1971 г. ;

Текст Соглашения представлен в официальной публикации ВОИС. N 275 (R). Женева, 1995.

— Договор о патентном праве (PLT) 2000 г. ;

Текст Договора представлен в официальной публикации ВОИС. N РТ/ДС/47 (R).

— Локарнское соглашение об учреждении Международной классификации промышленных образцов 1968 г. ;

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1974. С. 206.

— Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов 1925 г. ;

Международные соглашения по охране промышленной собственности: Сборник. М., 1968.

— Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры 1977 г. .

Текст Договора представлен в официальной публикации ВОИС. N 277 (R). Женева, 1997.

Российская Федерация выступает участницей значительного количества двусторонних международных соглашений. В их числе назовем следующие:

— Соглашение между Российским агентством по патентам и товарным знакам и Международным бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности и выполнении Российским агентством по патентам и товарным знакам функций Международного поискового органа и Органа международной предварительной экспертизы в соответствии с Договором о патентной кооперации от 1 октября 1997 г. ;

Патенты и лицензии. 1998. N 2.

— Протокол между Правительством РФ и Правительством Республики Индии об охране и использовании прав на интеллектуальную собственность к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Индии о научно-техническом сотрудничестве от 30 июня 1994 г. ;

Бюллетень международных договоров. 2003. N 6.

— Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности от 25 июня 1993 г. ;

— Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности от 20 июля 1994 г. ;

Бюллетень международных договоров. 1995. N 3.

— Соглашение между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности от 18 июля 1994 г. ;

Бюллетень международных договоров. N 6.

— Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности от 28 марта 1994 г. ;

Бюллетень международных договоров. 1994. N 7.

— Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности от 30 июня 1993 г. ;

— Соглашение между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности от 13 октября 1995 г. ;

Российская газета. 1995. 23 июня.

— Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности от 27 июля 1995 г. .

Бюллетень международных договоров. 1996. N 1.

§ 2. Действие нормативных правовых актов

и международных договоров, регулирующих патентные отношения

Действие нормативных правовых актов. Общественные отношения, составляющие предмет патентного права, обладают известной динамичностью. Указанное обстоятельство порождает необходимость периодического обновления норм патентного права либо их совершенствования, а равно определения территориальных границ действия соответствующих правил и круга лиц, на которых они рассчитаны. В связи с этим важное практическое значение имеет установление момента вступления в действие той либо иной нормы патентного права, определение пределов ее действия по территории и по кругу лиц.

Действие нормативных правовых актов, регулирующих патентные отношения во времени, характеризуется прежде всего датой начала их применения к конкретным общественным отношениям. Эта дата, как правило, привязана к моменту истечения определенного срока после официального опубликования нормативного правового акта.

СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801.

Существует и практика принятия специальных актов о порядке введения в действие соответствующего закона, как это было, например, при принятии части четвертой Гражданского кодекса РФ. Указанная практика характерна по отношению к сложным по содержанию законам, экономическое или организационно-техническое обеспечение реализации которых затруднено.

Право промышленной собственности

Понятие и виды источников патентного права

Патентное право, объективно выступая в качестве целостного явления социальной действительности, имеет определенные формы своего внешнего выражения. Эти формы именуются источниками патентного права и образуют внутренне согласованную и структурно упорядоченную систему. Система источников патентного права включает в себя главным образом нормативные правовые акты, которые составляют ее ядро и функционируют на основе принципа иерархии, выражающегося в соподчиненности актов различного уровня. Санкционированные правовые обычаи, руководящие постановления высших юрисдикционных органов и сложившаяся судебная практика не относятся к числу источников российского патентного права, хотя и играют важную роль в качестве правообразующих факторов, оказывая заметное влияние на формирование и применение патентно-правовых норм. В силу указанных обстоятельств правовые обычаи и постановления судебных органов иногда относят к вспомогательным (неосновным) источникам патентного права. Важное место в системе источников патентного права занимают международные договоры, участницей которых является Российская Федерация.

Нормативные правовые акты. Нормативные правовые акты выступают в качестве основной разновидности источников патентного права России. Существует несколько уровней нормативных правовых актов, регулирующих область общественных отношений, складывающихся по поводу правовой охраны и использования в принципе повторимых результатов интеллектуальной деятельности.

Первый уровень можно условно назвать конституционным. Он представлен Конституцией РФ, которая отражает ведущую роль провозглашаемых в ней принципов и начал в области патентного дела. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и содержит ряд норм общего характера, относящихся к принципам патентного права и компетенции в сфере патентного нормотворчества.

Согласно ч. 1 ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Конституционная норма о свободе технического творчества является важной гарантией осуществления прав человека и гражданина на занятие творческой деятельностью в соответствии со своими интересами и способностями. При этом право человека на занятие техническим и иным творчеством может осуществляться как на профессиональной, так и на любительской основе.

Пункт «о» ст. 71 Конституции РФ определяет по сути дела исключительную компетенцию Федерации в сфере правового регулирования интеллектуальной собственности. Это означает, что субъекты РФ и муниципальные образования не вправе принимать нормативные акты, регулирующие отношения в предметном поле патентного права.

Второй уровень нормативных правовых актов составляют законы РФ, регулирующие патентные отношения. Ведущую роль среди них до недавнего времени играл Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. и действовавший в редакции Федерального закона от 7 февраля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации». Указанным Законом регулировались отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. По своей природе Патентный закон РФ относился к комплексным нормативным правовым актам, поскольку регулировал отношения различной отраслевой принадлежности. Особенностью Закона, отличающей его от многих зарубежных аналогов, являлось то обстоятельство, что регулятивная сфера нормативных предписаний, сформулированных законодателем, распространялась на отношения, складывающиеся по поводу трех самостоятельных объектов: изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

Следует подчеркнуть, что нормы Патентного закона РФ в значительной своей части были гармонизированы с соответствующими положениями и стандартами международных соглашений, участницей которых является Российская Федерация.

К источникам патентного права относился и Закон РФ от 6 августа 1993 г. «О селекционных достижениях». Этим Законом регулировались имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием селекционных достижений.

В настоящее время произошли процессы замены действующих ранее федеральных законов, регламентирующих сферу патентно-правовых отношений. Указанные процессы, как отмечалось выше, вполне закономерны и обусловлены не только необходимостью совершенствования нормативного материала, регулирующего те либо иные сегменты общественных отношений, но и развитием самих общественных отношений.

В процесс замены оказались вовлеченными как Патентный закон РФ, так и Закон РФ «О селекционных достижениях», трансформированные в самостоятельные подразделения части четвертой Гражданского кодекса РФ, построенной на основе концепции «полной кодификации» законодательства об интеллектуальной собственности.

В композиционном построении части четвертой ГК РФ патентному праву отведена специальная глава с одноименным названием. Структурно гл. 72 «Патентное право» оформлена в виде восьми самостоятельных параграфов.

Параграф первый «Основные положения» открывается статьей, в которой очерчивается круг прав, именуемых законодателем патентными. Прежнее законодательство не использовало словосочетание «патентные права», хотя оно и подразумевалось для литературной характеристики юридически обеспеченных возможностей авторов и патентообладателей, предусмотренных законом.

Патентные права по смыслу ст. 1345 ГК РФ есть не что иное, как интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Роль указанных прав в регулировании отношений, складывающихся в связи с правовой охраной и использованием результатов технического и художественно-конструкторского творчества, сугубо декоративная, поскольку законодателю не удалось придать интеллектуальным правам качеств универсальности по отношению ко всем охраняемым результатам интеллектуальной деятельности.

Параграф второй «Патентные права» содержит нормативный материал, раскрывающий содержание патентных прав, перечисляемых в ст. 1345 ГК РФ, а также включает правила, определяющие случаи свободного использования охраняемых результатов технического и художественно-конструкторского творчества.

Параграф третий «Распоряжение исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец» содержит нормы, посвященные договорным формам отчуждения и предоставления исключительного права на охраняемые результаты технического и художественно-конструкторского творчества.

В параграфе четвертом, имеющем название «Изобретение, полезная модель и промышленный образец, созданные в связи с выполнением служебного задания или при выполнении работ по договору», содержатся правила, регламентирующие отношения, складывающиеся в связи с определением принадлежности исключительного права на служебные объекты патентного права, объекты, созданные при выполнении работ по договору подряда или договору на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, объекты, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, а также принадлежностью права на получение патента на результаты технического или художественно-конструкторского творчества.

Параграф пятый «Получение патента» открывает раздел, посвященный регламентации отношений, складывающихся в связи с оформлением патентных прав. В отличие от ранее действовавших правил, закрепленных в разд. V Патентного закона РФ, новые предписания законодателя сформулированы с большей степенью детализации.

Структуру пятого параграфа гл. 72 ГК РФ образуют четыре самостоятельных раздела, отражающих динамику прохождения заявочных материалов от момента подачи заявки до регистрации изобретения, полезной модели, промышленного образца и выдачи патента.

Параграф шестой «Прекращение и восстановление действия патента» посвящен регламентации отношений, связанных с признанием патента на изобретение, полезную модель и промышленный образец недействительным, досрочным прекращением действия патента, восстановлением действия патента.

Параграф седьмой «Особенности правовой охраны и использования секретных изобретений» содержит нормы, закрепляющие процедурные особенности оформления прав на секретные изобретения.

Параграф восьмой «Защита прав авторов и патентообладателей» является заключительным подразделением гл. 72 ГК РФ. В нем урегулированы отношения, складывающиеся в связи с защитой прав авторов и патентообладателей.

Право на селекционное достижение получило законодательное оформление в гл. 73 ГК РФ, которая состоит из шести самостоятельных параграфов, имеющих в своей основе положения ранее действовавшего Закона РФ «О селекционных достижениях».

В параграфе первом, имеющем название «Основные положения», получили закрепление вопросы, раскрывающие, в частности, содержание интеллектуальных прав, принадлежащих автору селекционного достижения, действие исключительного права на селекционное достижение, условия охраноспособности селекционного достижения, а также определяющие специфику объектов интеллектуальных прав на селекционные достижения, государственной регистрации селекционного достижения, охранных документов на селекционные достижения.

Второй параграф «Интеллектуальные права на селекционные достижения» содержит нормы, связанные, в частности, с правом авторства и правом на наименование селекционного достижения, с действиями, не являющимися нарушением исключительного права на селекционное достижение, со сроком действия исключительного права на селекционное достижение.

Параграф третий «Распоряжение исключительным правом на селекционное достижение» посвящен регламентации отношений, складывающихся в связи с отчуждением исключительного права на селекционное достижение, предоставлением права использования селекционного достижения, предоставлением открытой лицензии на селекционное достижение.

Параграф четвертый «Селекционное достижение, созданное, выведенное или выявленное в порядке выполнения служебного задания или при выполнении работ по договору» содержит нормативный материал, касающийся служебных селекционных достижений, а также селекционных достижений, созданных, выведенных или выявленных в рамках заказа или государственного либо муниципального контракта.

Параграф пятый «Получение патента на селекционное достижение. Прекращение действия патента на селекционное достижение» содержит нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в связи с оформлением прав на селекционное достижение, признанием патента на селекционное достижение недействительным, досрочным прекращением действия патента на селекционное достижение, с использованием селекционного достижения.

Параграф шестой «Защита прав авторов селекционных достижений и иных патентообладателей» посвящен регламентации отношений, возникающих в связи с нарушением прав авторов селекционного достижения или иного патентообладателя и публикацией решения суда о нарушении исключительного права на селекционное достижение.

Помимо представляющих собой базовые законодательные подразделения, регулирующие патентные отношения, часть норм, посвященных главным образом особенностям использования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, рассредоточена в других специальных законодательных актах, регулирующих отдельные сферы общественных отношений. Так, вопросы, связанные с передачей исключительных имущественных прав на использование объектов патентного права в процессе приватизации, нормативно закреплены в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Отношения, возникающие в связи с привлечением в экономику России передовой техники и технологии, в том числе исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, урегулированы Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Отношения в сфере экспортного контроля продукции, содержащей охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, опосредованы Федеральным законом от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле». Отношения по распоряжению правами на единые технологии гражданского, военного, специального или двойного назначения, которые принадлежат РФ или субъекту РФ либо совместно РФ или субъекту РФ и иным лицам, путем их передачи на основе проведения конкурсов или аукционов, а также порядок передачи прав на единые технологии без проведения конкурсов или аукционов регулируются Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии».

Отношения, связанные с деятельностью на территории РФ патентных поверенных, регламентируются Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 316-ФЗ «О патентных поверенных».

Значительную группу источников патентного права, образующих третий уровень, составляют подзаконные акты, и прежде всего указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Среди указов Президента следует выделить:

  • Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. № 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»;
  • Указ Президента РФ от 22 июля 1998 г. № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно- технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий».

Важное значение для сферы патентных отношений имеют организационно-распорядительные акты Правительства РФ. Это прежде всего:

  • постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности»;
  • постановление Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 1607-р «Об Основных направлениях реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности»;
  • постановление Правительства РФ от 31 мая 2002 г. № 372 «О правилах зачисления в доход федерального бюджета средств, получаемых от реализации договоров, заключаемых при вовлечении в экономический и гражданско-правовой оборот результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»;
  • постановление Правительства РФ от 30 января 2002 г. № 72 «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по восстановлению прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, переданные иностранным государствам при организации на их территориях лицензионного производства вооружений и военной техники, разработанных в бывшем СССР и в Российской Федерации, и ее состава»;
  • постановление Правительства РФ от 26 июля 1994 г. № 870 «О приватизации объектов научно-технической сферы»;
  • постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. № 941 «Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение. полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами»;
  • постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 928 «О порядке проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации. сведений, составляющих государственную тайну»;
  • постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 1020 «О государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных и перехода без договора исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных»;
  • постановление Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. № 390 «Об образовании Государственной комиссии Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений»;
  • постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 918 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О селекционных достижениях»;
  • постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 178 «Вопросы Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам»;
  • постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 299 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам».

Четвертый уровень иерархии нормативных правовых актов, регулирующих патентные отношения, представлен ведомственными подзаконными актами. Значительное место среди них занимали ранее приказы Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. В настоящее время в соответствии с п. 9 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. № 679, нормотворческими функциями в сфере интеллектуальной собственности наделено Министерство образования и науки РФ. Указанным Министерством утверждены, в частности:

  • Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по регистрации договоров о предоставлении права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, охраняемые программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также договоров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с патентным законодательством Российской Федерации;
  • Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на полезную модель и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на полезную модель;
  • Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по осуществлению ведения реестров зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, публикации сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности, поданных заявках и выданных по ним патентах и свидетельствах, о действии, прекращении действия и возобновлении действия правовой охраны в отношении объектов интеллектуальной собственности, передаче прав на охраняемые объекты, об официальной регистрации объектов интеллектуальной собственности;
  • Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на изобретение и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение;
  • Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на промышленный образец и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на промышленный образец.

Ведомственное нормотворчество в области патентного права представлено не только нормативными актами Минобразования и науки РФ. Так. Государственной комиссией Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений утверждены, в частности. Правила составления и подачи заявки на выдачу патента на селекционное достижение, Регламент принятия решения по заявке на выдачу патента на селекционное достижение.

Судебная практика. Роль правоприменительной судебной практики при разрешении патентно-правовых споров сегодня становится все более значимой. Возрастающее значение судебной практики по патентным делам как особого правового феномена обусловлено несколькими факторами. Во-первых, накоплен опыт применения нового патентного законодательства в практической деятельности граждан и юридических лиц и выявлены его пробелы. Во-вторых, объективно существуют аналоги конкретных дел, требующих единообразного разрешения. В первом случае судебная практика способствует восполнению пробелов в патентном праве и конкретизирует его действующие нормы. Во втором — формирует единообразную линию поведения судебных органов при применении ими норм материального права к спорным отношениям аналогичного содержания.

Кроме того, новейшее патентное законодательство предусматривает, по сравнению с ранее действовавшим, большее количество возможностей у авторов и заявителей по обращению их в судебные органы за защитой нарушенных или оспариваемых прав.

Правоприменительная судебная практика формируется по направлениям подведомственности дел и по уровням судебных инстанций в соответствии с их компетенцией. Направления подведомственности представлены практикой правоприменения федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей. Уровни судебных инстанций представлены правоприменительной практикой соответственно Верховного Суда РФ. Верховных Судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов. Высшего Арбитражного Суда РФ, Федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов РФ.

Судебная практика объективируется в виде актов, решений, постановлений, определений, приговоров судебных инстанций по конкретным патентным делам и в виде материалов обобщения конкретных дел, содержащих руководящие разъяснения по вопросам применения норм различных институтов патентного права.

Материалы обобщения конкретных дел являются наиболее важным элементом правоприменительной практики и исходят от высших судебных инстанций РФ: Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. На сегодняшний день практика применения нового патентного законодательства получила выражение в форме совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»1.

Суды в своей практической деятельности обязаны формально руководствоваться постановлением Верховного Суда СССР от 15 ноября 1984 г. № 22 «О применении судами законодательства, регулирующего отношения, возникающие в связи с открытиями, изобретениями, рационализаторскими предложениями и промышленными образцами» в части, не противоречащей Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2. и постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака».

Международные договоры. Международные договоры, участницей которых является Россия, выступают важнейшим элементом в системе источников патентного права. Это следует из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы.

Среди многосторонних международных соглашений России в предметной области патентного права необходимо назвать следующие акты международного характера:

  • Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности 1967 г.;
  • Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г.;
  • Договор о патентной кооперации (РСТ) 1970 г.;
  • Евразийская патентная конвенция 1994 г.;
  • Соглашение о мерах по охране промышленной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности 1993 г.;
  • Страсбургское соглашение о Международной патентной классификации 1971 г.;
  • Договор о патентном праве (PLT) 2000 г.;
  • Локарнское соглашение об учреждении Международной классификации промышленных образцов 1968 г.;
  • Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов 1925 г.;
  • Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры 1977 г.

Российская Федерация выступает участницей значительного количества двусторонних международных соглашений. В их числе назовем следующие:

  • Соглашение между Российским агентством по патентам и товарным знакам и Международным бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности и выполнении Российским агентством по патентам и товарным знакам функций Международного поискового органа и Органа международной предварительной экспертизы в соответствии с Договором о патентной кооперации от 1 октября 1997 г.;
  • Протокол между Правительством РФ и Правительством Республики Индии об охране и использовании прав на интеллектуальную собственность к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Индии о научно-техническом сотрудничестве от 30 июня 1994 г.;
  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности от 25 июня 1993 г.;
  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности от 20 июля 1994 г.;
  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности от 18 июля 1994 г.;
  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности от 28 марта 1994 г.;
  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности от 30 июня 1993 г.;
  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности от 13 октября 1995 г.;
  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности от 27 июля 1995 г.

Статья написана по материалам сайтов: rniiis.ru, lektsia.com, isfic.info.

»

Это интересно:  Вопросы на тестирование на патент
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector