История возникновения патентного права

С древнейших времен ремесленники хранили тайны своего дела, что служило гарантией сохранение монополий на производство тех или иных изделий. В Средние века у многих талантливых изобретателей была нелегкая судьба: архитекторов таких, например, как строители Соборов Московского Кремля, ослепляли, венецианских мастеров-стеклодувов заперли в пожизненной тюрьме на острове Мурано. А например секрет производства шелка, который китайцы строго охраняли, продержался несколько столетий и был украден очаровательной принцессой. Она знала тайну производства и вывезла в шляпе несколько коконов шелковичных червей за пределы Китая, передав затем их своему возлюбленному. Это классический пример промышленного шпионажа, описанный в китайских хрониках еще в 15 в. до н.э.

Слово «патент» происходит от латинского Litterae Patentes, что в переводе означает «открытая грамота». В то время патенты выдавались властями и удостоверяли право на монопольное производство и продажу определенного товара, услуг или изобретений. Патент скреплялся соответствующей печатью так, чтобы грамоту можно было развернуть, не нарушая печать, предъявив ее содержание. Этим Litterae Patentes отличались от традиционных грамот, которые нельзя было прочесть, не взломав печати. С тех пор в той или иной форме образ этой печати сохранился до наших дней на патентах многих стран.

Считается, что первый патент был выдан в 1421 г. во Флоренции. Однако история патентного законодательства началась в Венецианской республике, где в 1474 г. был издан указ, предписывавший сообщать властям о реализованных на практике изобретениях, целью которого было предотвратить использование изобретений третьими лицами. Патент выдавался Дожем по рекомендации Совета. В 1594 г. Г. Галилей получил патент Венеции на «средство для перекачивания воды».

Монополии, щедро раздаваемые монархами, обогащали фаворитов и сдерживали развитие экономики. По юридическим нормам федеральных государств выдача патентов была прерогативой королевской власти и рассматривалась как милость суверена, своего рода привилегия вассалу. Поэтому для нарождающихся капиталистических отношений это становилось преградой.

Исторически в каждой стране складывалась своя система учета изобретений и охраны прав. В 1623 году при Джеймсе I английским парламентом издан «Статут о монополиях», согласно которому патенты выдавались на «проекты новых изобретений» только на 14 лет. Впервые в Европе естественное право собственности изобретателя на свое изобретение было провозглашено патентным законом, принятым Конвентом революционной Франции в январе 1791 г. В своей преамбуле закон запрещал всем и всякому пользоваться изобретением без дозволения субъекта права, каким являлся патентообладатель. «Патентный закон Франции» и «Статут о монополиях» имели общее сходство в главном. Они ликвидировали монополизм верховной власти как наследие феодальной эпохи и утверждали монополию патентовладельца во имя развития промышленности. С этого времени патент на изобретение, родившийся одновременно с капитализмом, способствует его прогрессу.

В США федеральный патентный закон принят 1790 г., до этого момента права на выдачу патентов принадлежали губернаторам штатов. В первой половине девятнадцатого века патентные законы принимаются большинством европейских государств, в том числе и Россией в 1812 г. 20 марта 1883 г. в Париже было заключено первое международное соглашение в области охраны прав на промышленную собственность «Парижская конвенция по охране промышленной собственности». Несколько раз пересматривалась и изменялась, последний раз в 1979 г.

История появления патентной системы

В древнем мире и в средние века секреты ремесел тщательно охранялись. Тайна или секрет производства были единственными гарантиями сохранения монополии производителя и вытекающих из этого финансовых выгод. Правительство Венеции, например, для сохранения тайны изготовления знаменитого венецианского стекла превратило остров Мурано в пожизненную тюрьму для многих поколений мастеров-стеклодувов. Нередко тайна ремесла гибла в многочисленных эпидемиях и войнах, и довольно часто, несмотря на все предосторожности, похищалась. Секрет производства шелка, который китайцы строго охраняли, продержался несколько столетий, пока не был украден очаровательной принцессой. Она, знающая большую тайну, вывозит в шляпе несколько коконов шелковичных червей за пределы Китая и передает их своему возлюбленному. Это классический пример промышленного шпионажа, описанный в китайских хрониках еще в 15 в. до н.э.

Поэтому необходимо было выработать систему защиты тайны ремесла в виде охранного документа. Таким документом становится патент. Слово «патент» происходит от латинского Litterae Patentes, что в переводе означает «открытая грамота». В то время патенты выдавались властями и удостоверяли право на монопольное производство и продажу определенного товара, услуг или изобретений. Патент скреплялся соответствующей печатью так, чтобы грамоту можно было развернуть, не нарушая печать, предъявив ее содержание. Этим Litterae Patentes отличались от традиционных грамот, которые нельзя было прочесть, не взломав печати. С тех пор в той или иной форме образ этой печати сохранился до наших дней на патентах многих стран.

Первый патентный закон был принят в республике Венеция в 1474 г. Патент выдавался Дожем по рекомендации Совета. В 1594 г. Г. Галилей получил патент Венеции на «средство для перекачивания воды». Первый патент на изобретение был выдал во Флоренции в 1421 г. Однако монополии, щедро раздаваемые монархами, обогащали фаворитов и сдерживали развитие экономики. По юридическим нормам федеральных государств выдача патентов была прерогативой королевской власти и рассматривалась как милость суверена, своего рода привилегия вассалу. Поэтому для нарождающихся капиталистических отношений это становилось преградой. Знаменитый «Статут о монополиях», принятый английским парламентом в 1623 г. при Джеймсе I, узаконил выдачу патента сроком на 14 лет, существенно ограничивая власть короля.

Впервые в Европе естественное право собственности изобретателя на свое изобретение было провозглашено патентным законом, принятым Конвентом революционной Франции в январе 1791 г. В своей преамбуле закон запрещал всем и всякому пользоваться изобретением без дозволения субъекта права, каким являлся патентообладатель. «Патентный закон Франции» и «Статут о монополиях» имели общее сходство в главном. Они ликвидировали монополизм верховной власти как наследие феодальной эпохи и утверждали монополию патентовладельца во имя развития промышленности. С этого времени патент на изобретение, родившийся одновременно с капитализмом, способствует его прогрессу.

В Америке, после завоевания независимости, права на выдачу патента получают правители штатов.

Однако уже в 1790 г. был принят федеральный патентный закон, вошедший в конституцию США.

Становление патентной системы в России:

В первой половине девятнадцатого века патентные законы принимаются большинством европейских государств, в том числе и Россией в 1812 г. До этого вместо патента в России выдавались «привилегии». Например, М. Ломоносову в 1752 г. была пожалована привилегия на «делание разноцветных стекол, бисера, стекляруса и других галантерейных вещей». В 1833 г. закон был существенно изменен, а в 1870 г. была отменена «высочайшая инстанция» и привилегии начали выдавать министры «по принадлежности». Наконец, в 1896 г. было принято «Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования», которое, с дополнениями и усовершенствованиями 1900 и 1912 г., действовало до революции. Законом была регламентирована смешанная (явочно-проверочная) форма экспертизы. Заявки на изобретение рассматривались с юридической и технической сторон, после чего производилась публикация «о выдаче охранительного свидетельства». Это позволяло всем заинтересованным лицам подать возражение против выдачи привилегии. Изобретение должно быть новым, а новизна — «существенной», подразумевающей отличие от известного «значительным». Привилегия выдавалась на 15 лет, и срок ее действия мог быть прекращен по протесту.

С приходом советской власти ситуация в патентном законодательстве резко изменяется. В июле 1919 г. В.И. Ленин подписывает «Положение СНК об изобретениях», заложившее основы советского патентного законодательства. В этом декрете право на изобретение регламентировалось документом, называемым «Авторским свидетельством», что совпадало с правовой сущностью патента. Новым была ликвидация права собственности патентообладателя на изобретение, провозглашенное еще Французской революцией 1791 г. Изобретение объявляется достоянием государства, и любое учреждение, не спрашивая разрешения у автора, может им воспользоваться. За автором закреплялось право на вознаграждение в случае внедрения изобретения, создающего экономию в размере 2% от экономического годового эффекта. Правда, в 1924 г. патент был снова узаконен постановлением СНК и использовался параллельно с авторским свидетельством, которое практически до самого последнего времени оставалось единственным средством защиты изобретений в СССР. Патенты выдавались преимущественно иностранцам в очень незначительном количестве до 1931 г., так как ленинский закон о патентах был отменен. С этого же года в принятом Положении было узаконено исключительное право государства на изобретения.

В условиях отсутствия частной собственности господство авторского свидетельства было естественным и закономерным. Социалистическая экономика не нуждалась в конкурентной борьбе и монополизм государственных предприятий был распространенным явлением. Все это и породило догматическое советское патентно-правовое мышление, тормозившее развитие изобретательства. В условиях коррупции и недостаточного материального стимулирования результатов труда изобретателей количественные показатели изобретательства искусственно завышались. Для поддержания их высокого уровня предприятиям сверху спускались планы по количеству заявок на изобретения. Возникли проблемы с внедрением изобретений, так как изобретатель вынужден «проталкивать» свои идеи, включая в соавторы руководящих лиц предприятия. За последнее десятилетие существования этой системы число лже — соавторов достигает половины от общего числа авторов изобретений.

Перестройка экономики восстановила роль патента как необходимого элемента системы рыночных отношений. Принятый в 1990 г. Закон об изобретательстве в СССР отменил авторское свидетельство и сделал патент единственным охранным документом. Этот закон, однако, потерял силу в декабре 1991 г. в связи с прекращением существования СССР.

В октябре 1992 г. Верховный Совет России принимает Патентный закон Российской Федерации, вступление которого в силу ликвидировало период почти годового правового вакуума в области охраны промышленной собственности. Вступление его в силу привело к существенным изменениям не только статуса охранного документа, но и в регулировании правовых отношений при создании и использовании изобретений в порядке оценки их патентоспособности и многое другое.

Согласно Закону патент на изобретение — охранный документ, выдаваемый Государственным патентным ведомством Российской Федерации, подтверждающий право его обладателя на изобретение. Патент на изобретение действует в течение 20 лет, считая с даты поступления заявки в патентное ведомство. Патент удостоверяет приоритет, авторство и исключительное право на использование изобретения.

В отличие от авторского свидетельства, оформление зявочных материалов на которые и их правовая охрана осуществлялись бесплатно за счет государства, государственное патентное ведомство РФ взимает денежные сборы в виде патентных пошлин за совершение юридически значимых действий, связанных с правовой охраной объекта патентования. Пошлина взимается как при подаче заявки (заявочная пошлина), так и в течение срока действия патента, так называемая годовая пошлина.

Другой особенностью российского патентного закона является введение нового объекта промышленной собственности — полезной модели. В самом общем смысле «полезная модель» — это так называемое малое изобретение, т.е. изобретение, отвечающее критерию новизны, но имеющее невысокий творческий уровень. Институт полезных моделей появился в 1891 г. в Германии, а с 1911 г. полезные модели стали объектом охраны на уровне международного права.

В Патентном законе РФ «полезная модель» определяется как «конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей». Из определения полезной модели следует, что в их качестве могут быть защищены только устройства, т.е. в первую очередь механические конструкции, а также электрические схемы. Введение правовой охраны полезных моделей ставит целью предоставление предпринимателям, а также и отдельным изобретателям механизма быстрой и дешевой правовой защиты. Институт полезных моделей должен способствовать решению сугубо практических задач, возникающих прежде всего в сфере удовлетворения человеческих потребностей. Правовая охрана полезной модели предоставляется только на 5 лет с учетом быстрого обновления потребительского рынка в условиях конкуренции.

Процедура выдачи свидетельства на полезную модель носит так называемый явочный характер, так как не производится экспертная оценка заявки критериям охрано — способности. Преимущество такого оформления очевидно, поскольку свидетельство на полезную модель выдается через шесть месяцев. Следует отметить, что оплата пошлин за делопроизводство и поддержание свидетельства в силе значительно меньше затрат при оформлении патента на изобретение. В соответствии с п. 3 ст. 3 Патентного закона РФ правовая охрана полезной модели может быть продлена до 3 лет.

Переход России к рынку существенно изменил взаимоотношения между автором, государством и работодателем, что нашло свое отражение в Патентном законе РФ. Современное производство весьма сложно и наукоемко. В эпоху научно-технического прогресса не может быть рынка, который мог бы обходиться без новаций, без изобретений. Появлению изобретений, как правило, предшествует период накопления знаний, обладание которыми и позволяет осуществить S-S-переходы (рис. 2.2 ). Это работа целых коллективов и исследовательских лабораторий с привлечением финансовых средств, которые дает работодатель.

Поэтому именно ему, работодателю, предоставляется в большинстве случаев право на получение патента. С учетом этого в ст. 8 Патентного закона вводится понятие служебного изобретения, под которым понимается изобретение, сделанное автором или авторами при исполнении своих служебных обязанностей или при получении от работодателя конкретной задачи. Сам институт служебных изобретений представляет собой целый комплекс правовых отношений, которые в ряде стран регулируются отдельным законом.

Правила применения служебных изобретений примерно одинаковы во всех развитых странах мира.

Так, патентный закон Австрии от 1970 г. содержит специальный раздел, касающийся изобретений служащих. Право на служебное изобретение принадлежит нанимателю. За изобретение служащему полагается соразмерное вознаграждение, которое оговаривается заранее при оформлении на работу. Положения Закона о патентах Великобритании также отдают предпочтение работодателю. Изобретение принадлежит ему, если оно было сделано в ходе выполнения обычных служебных обязанностей. При этом изобретатель получает соответствующую долю прибыли от дохода работодателя.

Планируется подготовка закона о служебных изобретениях и в Российской Федерации, но до его принятия необходимо руководствоваться положениями ст. 7 и 8 Закона. Из них следует, что между работодателем и служащим заключается договор, в котором оговариваются все условия выплаты вознаграждения автору.

Следует отметить, что работодатель обязан выплатить вознаграждение не только в случае получения и использования им патента, но и тогда, когда он передал права на патент другому лицу.

В новом российском законодательстве учитывается также невнимание работодателя к патентной защите изобретений, сделанных служащими. В случае если работодатель в течение четырех месяцев с момент уведомления его о создании изобретения не подаст заявку в патентное ведомство, то изобретатель имеет право подачи и испрашивания патента на свое имя.

Видно, что патентный закон РФ обеспечивает и защищает три основные, неразрывно связанные между собой части изобретательного права:

  • — право изобретателя на внедрение изобретения;
  • — право истинного изобретателя на авторство;
  • — право изобретателя и предприятия (фирмы), первыми внедрившими изобретение в промышленность, на получение прибыли от продажи товара, созданного на основе своего изобретения.

Труд изобретателя в создании нового товара (вещи) входит в стоимость этого конкретного товара как и труд рабочего, производившего его. Но только труд изобретателя повышает качество этого товара, создавая его повышенную потребительскую стоимость в сравнении со старой. Экономическая сущность изобретательства — это доведение идеи через лабораторные исследования, разработку и производство до успешной продажи продукта труда. Более коротко: изобретение — патент — товар — рыночная экономика.

В Законе могут быть соблюдены два основных принципа:

  • 1. Исключительное право на изобретение принадлежит частному лицу — изобретателю. Субъект права — частное физическое лицо.
  • 2. Исключительное право на изобретение принадлежит фирме — предприятию. Субъект права — юридическое лицо, руководитель предприятия.

Однако Закон предусматривает выдачу патента не только отдельно физическим и юридическим лицам. Он может быть выдан совместно юридическому и физическому лицам при условии их согласия. Это должно быть указано в заявке при подаче ее в патентное ведомство до момента регистрации изобретения. В случае возникновения разногласий правовые отношения между лицами рассматриваются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

До недавнего времени в условиях СССР соблюдался только один принцип — исключительное право на изобретение принадлежит государству. При этом субъекта права — юридического лица как такового нет, не существует. патент законодательство изобретение

Отсутствие субъекта права есть не что иное, как юридический казус, вызывающий беспорядок и безвластие. Из ленинских принципов изобретательского права следует, что вещь — изобретение принадлежит государству, которое является собственником этой вещи. Если вещь (изобретение) погибает в ущерб государству, которое не является юридическим лицом, последствия этой гибели возложить не на кого. Убытки от гибели изобретений были значительными.

Это интересно:  Усн доходы и патент одновременно

Практически они были равны той прибыли, которую получали от советских изобретений зарубежные фирмы, использовавшие их первыми. Известно, что многие пионерские советские изобретения начинали свою жизнь за рубежом, после чего появились в СССР в виде готовых изделий. Экономический ущерб от этих потерь никто никогда не считал.

Глава 2. История развития патентного права

§ 1. История развития патентного законодательства

Возникновение и развитие патентного законодательства за рубежом. Принято считать, что правовое регулирование отношений, связанных с изобретениями, стало реальностью в период становления капиталистического производства на уровне машинного и промышленного . Однако это не означает, что в допромышленную эпоху не существовало самих изобретений. Они появились с давних времен и сопровождали человечество на всем протяжении истории его развития. Например, водяные часы были изобретены примерно в 600 г. до н.э., гидравлическое колесо — за 100 лет до н.э., очки — в XIII в. н.э., микроскоп — в конце XVI в. н.э. Медленные темпы технического прогресса на докапиталистических стадиях развития общества сдерживали распространение технических новшеств. Как отмечает Б.С. Антимонов, нематериальный продукт человеческой деятельности, который мы именуем изобретением, не имел достаточно широкого применения и пока что не менял производственных отношений, при которых рабочие руки были «даровыми», а работа велась из-под палки рабами. Именно поэтому у рабовладельческого государства не было побудительных мотивов к тому, чтобы своими нормами регулировать использование изобретений.

Ни одна из систем рабовладельческого права не содержала в себе даже намеков на то, что впоследствии при капиталистическом строе стало называться патентным правом. Это относится и к самой развитой системе рабовладельческого права — к римскому праву» .

Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Указ. соч. С. 21.

По экономическим причинам нормативное регулирование отношений, возникающих в связи с изобретениями, отсутствовало и в эпоху феодализма.

Почва для резкого изменения роли технических изобретений и осознания необходимости правового регулирования отношений, складывающихся в обществе по их поводу, была подготовлена научной революцией XVII в., результатами которой явились географические и естественнонаучные открытия, развитие книгопечатания.

Первые законы, посвященные изобретениям, появились в XV в. в итальянских республиках — Флоренции и Венеции, хотя традиционно историю патентного права ведут от английского Статута о монополиях 1623 г. . Согласно указанному акту «не имели юридической силы все монополии, льготы и пожалования, за исключением любых патентных грамот и грамот на привилегии на срок, равный 14 годам или меньше, которые должны от сего времени выдаваться на исключительное право на изготовление какого-либо вида новых изделий в пределах этого королевства истинному и первому изобретателю таких изделий, каковым никто другой со времени выдачи таких патентных грамот и грамот на привилегии не должен пользоваться» .

Интеллектуальная собственность: Основные материалы: В 2 ч. Ч. 1. С. 17.

Статут о монополиях не давал изобретателям право требования на предоставление монополии, даже если изобретение отвечало всем предусмотренным критериям, т.е. не устанавливал облигаторного принципа выдачи патента.

Первые патентные Законы были приняты в США в 1790 г., во Франции в 1791 г., в Бельгии в 1854 г., в Италии в 1859 г., в Германии в 1877 г., в Дании в 1894 г., в Австрии в 1897 г., в Испании в 1820 г.

Новый этап процесса обновления патентного законодательства наступил после Второй мировой войны. Ключевую роль в этом обновлении сыграла научно-техническая революция. Как отмечают Е.А. Богатых и В.И. Левченко, в этот период в большинстве основных капиталистических стран были приняты новые патентные законы или внесены существенные изменения в действующее законодательство. В 1963 г. был принят новый патентный закон в Нидерландах, в 1967 г. — в Скандинавских странах, в 1967 г. и 1976 г. — в ФРГ, в 1968 г. — во Франции, в 1970 г. — в Индии и Японии, в 1977 г. — в Англии. Значительные изменения в этот период внесены в нормы патентного права в Италии, Канаде, США .

Богатых Е.А., Левченко В.И. Указ. соч. С. 9.

Значительное влияние на патентно-правовую ситуацию в промышленно развитых странах, и особенно европейских, оказали процессы унификации законодательства, начало которым было положено Римским договором об образовании Европейского экономического сообщества 1957 г. Унификационные процессы главным образом направлены на облегчение зарубежного патентования и сокращение расходов на такое патентование . Сообразно велению времени изменялись и национальные патентные законы, стирались грани между англосаксонской, романской и германской патентно-правовыми системами. Получили, к примеру, широкое распространение унифицированные критерии патентоспособности (новизна, изобретательская деятельность, промышленная применимость), ограничение льгот по новизне, отмена критерия технической прогрессивности.

Тенденции, связанные с пересмотром и изменением патентного законодательства ведущих стран, сохраняются и в настоящее время. Так, во Франции в 1992 г. принимается Закон о Кодексе интеллектуальной собственности, действующий сегодня в редакции от 5 февраля 1994 г. Часть вторая указанного Кодекса посвящена промышленной собственности . С введением Кодекса интеллектуальной собственности были отменены положения ранее действовавшего Закона о промышленных образцах от 14 июля 1909 г., Закона о патентах на изобретения от 2 января 1968 г. Отменены также законы о применении международных соглашений — Договора о патентной кооперации (РСТ), Мюнхенской и Люксембургской конвенций. Новым для французского патентного законодательства явилось, в частности, введение внутреннего приоритета заявки на изобретение, который устанавливается по заявке, первоначально поданной во Франции тем же заявителем, и сохраняется для содержащихся в ней признаков при подаче последующей заявки в течение 12 месяцев после подачи первоначальной заявки. Явочная система выдачи патентов между тем сохранилась.

Кодекс интеллектуальной собственности Франции. М., 1997.

В 1988, 1990 и 1994 гг. вносятся изменения в раздел 35 «Патенты» Свода законов США 1952 г. . Последние по времени изменения (1994 г.) были вызваны присоединением США к Всемирной торговой организации и Соглашению ТРИПС. В числе изменений, затронувших патентное законодательство США, следует назвать установление иного, чем был ранее, срока действия патента (20 лет с даты подачи заявки), возможность продления срока действия патента (в случае задержки его выдачи), введение института защитной публикации изобретения (Statutory Invention Registration).

В 1992 г. подвергся изменениям первый Патентный закон КНР, который был призван регулировать отношения в области охраны изобретательских достижений, к числу которых относились изобретения, полезные модели и промышленные образцы .

В 1986, 1990 и 1993 гг. вносятся изменения в Патентный закон ФРГ 1981 г. , а в 1999 г. — в Патентный закон Японии 1959 г.

Что касается патентного законодательства государств — участников СНГ, то процесс его становления отражает общий уровень развития законодательства этих стран. С момента распада СССР часть независимых государств пошла по пути принятия временных нормативных актов (Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан, Украина). В дальнейшем по мере накопления опыта правовой охраны объектов промышленной собственности некоторые из них ввели в действие нормативные акты, носящие постоянный характер (Молдавия, Узбекистан, Украина). В ряде других государств — участников СНГ постоянно действующие нормативные акты в сфере правовой охраны результатов технического творчества были приняты без временных вариантов (Беларусь, Армения, Грузия, Казахстан, Туркмения) .

Законодательство государств СНГ в области промышленной собственности / Григорьев А.П., Еременко В.И., Качанов Ю.В. и др. М., 1996. Т. 1, Т. 2.

Возникновение и развитие патентного законодательства в дореволюционной России. Становление и развитие патентного законодательства в дореволюционной России было подчинено общим тенденциям развития экономики страны и в принципе шло теми же путями, что и патентное законодательство других государств. Б.С. Антимонов отмечал, в частности, что изобретательство в России попадает в поле зрения законодателя только с развитием капиталистических отношений и распространением машинного производства. Ни Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г., ни новоуказные статьи не знают еще норм, «регулирующих изобретательство» .

Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Указ. соч. С. 30.

А.А. Пиленко дает следующую периодизацию истории привилегий на изобретения в России:

— от Петра I до 1812 г.;

— от 1812 до 1870 г.;

— от 1870 до 1896 г. .

Пиленко А.А. Указ. соч. С. 136.

В допетровские времена, по свидетельству историков патентного права, выдавалось немало привилегий отдельным лицам, но эти привилегии не имели ничего общего с тем, что А.А. Пиленко именует «современными привилегиями» . Они представляли собой различного рода грамоты на беспошлинную и свободную торговлю, определенные льготы за оказанные правителям услуги, которые имели целью привлечение иностранцев к торговле с русскими купцами.

При Петре I начали появляться специальные грамоты, дававшие привилегии в сфере отечественной промышленности тем лицам, которые вкладывали свой труд или капитал на заведение новых промыслов. Эти привилегии имели факультативный характер и выдавались также лишь за соответствующие услуги.

Первым документом по выдаче привилегий, имеющим обобщенный характер, называют изданные в 1723 г. Правила для выдачи привилегий на заведение фабрик .

Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Указ. соч. С. 32.

Первым нормативным актом, устанавливающим общие правила выдачи привилегий на изобретения в России, считается Высочайший манифест от 17 июня 1812 г., который был опубликован под названием «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художественных промыслах». Этим актом устанавливалась выдача привилегий на собственные и ввозимые из-за границы изобретения на три, пять и 10 лет. Выдача осуществлялась через министра внутренних дел по явочной системе. Приоритет устанавливался не с момента подачи прошения, а с момента выдачи привилегий. Опубликование описания изобретения производилось самим изобретателем в добровольном порядке .

К порядку официальной публикации описания изобретения по причине неудобства добровольного опубликования перешли с 19 октября 1814 г.

Манифест от 17 июня 1812 г., именуемый в дореволюционной литературе законом Сперанского , просуществовал практически в неизменном виде вплоть до начала 30-х годов.

Пиленко А.А. Указ. соч. С. 151.

В 1833 г. была осуществлена первая существенная переработка Манифеста 1812 г. К числу основных положений новой редакции Манифеста относились следующие:

— привилегии выдаются на возможно более короткие сроки;

— пошлины за них взимаются высокие;

— привилегии не могут быть переуступаемы компаниям на акциях;

— вводится обязательное эксплуатирование привилегий;

— вводится предварительное рассмотрение изобретений;

— не привилегируются основные начала (principes) или действия, без применения их к какому-либо искусственному предмету;

— привилегии не выдаются, если на одно и то же изобретение они будут испрашиваться разными лицами, «так как это доказывает известность предмета»;

— вводятся реестры выданных привилегий для сообщения справок публике .

Новая редакция Манифеста о привилегиях не поколебала принципа факультативности выдачи привилегий и сугубо административного характера принятия решений по прошениям. Право требования обязательной выдачи привилегий так и не было закреплено.

Порядок выдачи привилегий был существенно изменен Законом от 30 марта 1870 г. Согласно указанному документу выдача привилегий перестала оформляться специальным законом, а превратилась в административный подзаконный акт, издаваемый Министерством финансов. Кроме того, привилегия на изобретение подлежала выдаче, если заявка удовлетворяла определенным условиям, которые устанавливались Законом. Вместе с тем Манифест о привилегиях 1833 г. продолжал действовать вплоть до 1 июля 1896 г. во всех своих существенных частях, кроме делопроизводства.

Дальнейшим этапом развития патентного законодательства дореволюционной России стало Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования от 20 мая 1896 г., которое охраняло изобретения и усовершенствования в области промышленности, имеющие существенную новизну. По смыслу данного закона привилегии выдавались при условиях, когда предмет изобретения или усовершенствования представлял существенную новизну: или а) в одной или в нескольких частях, или б) в совокупности составных его частей, или в) в своеобразном сочетании означенных частей, хотя бы таковые в отдельности и были до того известны, но в России не привилегированы. Не подлежали правовой охране основные начала без указания способов или орудий к применению их с промышленной целью; изобретения, явно противоречащие законам природы, как, например, вечные двигатели; предметы, угрожающие вредом государственным или общественным интересам; изобретения, которые уже были привилегированы в России, или получили применение без выдачи на них привилегий, или же были описаны в русской литературе с достаточной для воспроизведения их подробностью до дня подачи прошения о выдаче привилегии; изобретения, известные за границей и там не охраняемые привилегиями, а также изобретения, привилегированные за границей на другое имя и не переуступленные в исключительное пользование лицу, испрашивающему на них в России привилегию; также незначительные видоизменения в известных уже предметах, которые не заключают в себе признаков изобретения или усовершенствования; питательные, фармацевтические, вкусовые и химические продукты, независимо от способов их приготовления.

Всякая заявка на привилегию подлежала рассмотрению комитетом по техническим делам при отделе промышленности на основании заключения технически сведущих лиц. Привилегия на патент действовала не более 15 лет, и ее можно было передать на весь срок действия или только на часть срока (лицензия). Дозволялся переход привилегии по наследству.

Закон 1896 г. содержал привлекательное для предпринимателей правило, позволявшее им скупать права на получение привилегий с момента выдачи изобретателю охранительного свидетельства, удостоверяющего факт поступления прошения, отвечающего формальным требованиям.

С середины XIX в. объектами правового регулирования в России становятся и промышленные образцы. Отношения по их поводу в системном виде были впервые урегулированы Законом от 11 июля 1864 г., именуемым Положением о праве собственности на фабричные рисунки и модели и являющимся составной частью Устава о промышленности Свода законов.

Развитие советского изобретательского законодательства. В период с 1917 по 1919 г. формально сохранял свое юридическое значение Закон 1896 г. Положения, которые он содержал, не могли отвечать интересам новой власти, поэтому уже 30 июня 1919 г. В.И. Лениным был подписан первый Декрет, касавшийся изобретений, которым утверждалось Положение об изобретениях . Этим Положением провозглашались не известные зарубежному патентному законодательству принципы отношения государства к изобретениям и изобретателям. Оно, что называется, порывало связь с дореволюционным патентным законодательством и в ст. 10 содержало норму, согласно которой отменялись все законы и положения о привилегиях на изобретения, изданные до опубликования декрета. По словам А.В. Венедиктова, Положение об изобретениях 1919 г. было проникнуто «заботой партии и государства о развитии творческой инициативы рабочего класса и всех трудящихся и наиболее полном и рациональном ее использовании в интересах социалистического хозяйства» . Основной смысл указанного Положения состоял в новом определении юридической природы изобретения как объекта, изъятого из гражданского оборота, доступного любому и каждому на условиях, продиктованных государством. Любое изобретение, признанное полезным Комитетом по делам изобретений, могло быть по постановлению Президиума Высшего совета народного хозяйства объявлено достоянием РСФСР. В ст. 2 Положения устанавливалось правило, согласно которому изобретения, объявленные достоянием РСФСР, за исключением секретных, по опубликовании об этом должны были поступать в общее пользование всех граждан и учреждений на особых условиях, оговоренных в каждом отдельном случае. Вместе с тем не был закрыт путь и к договорному порядку использования изобретений. В соответствии со ст. 3 Положения 1919 г. само объявление изобретения достоянием государства должно было происходить по соглашению с изобретателем, предусматривающему и условие о вознаграждении последнего. Если же соглашение с изобретателем не достигалось, то объявление изобретения государственным достоянием происходило принудительно с выплатой особого вознаграждения, не подлежащего налогообложению.

СУ РСФСР. 1919. N 34. С. 341.

Нормы, содержащиеся в Положении 1919 г., получили дальнейшее развитие в Положении о Комитете по делам изобретений при научно-техническом отделе ВСНХ РСФСР от 9 декабря 1920 г. . Указанным Положением, в частности, расширялся круг объектов изобретательского права (изобретения и модели), вводились институты заявочных свидетельств, фиксирующих приоритет, и авторских свидетельств, устанавливающих наличие самого права изобретателя. Положение, кроме того, разграничивало функции структурных подразделений Комитета, которые устанавливали новизну, полезность изобретения и вели учет применения изобретений, признанных полезными.

Это интересно:  Сколько стоит патент на самозанятость

СУ РСФСР. 1920. N 39. Ст. 523.

В связи с переходом страны к новой экономической политике 12 сентября 1924 г. ЦИК и СНК СССР приняли Постановление «О введении в действие постановления о патентах на изобретения» , которое явилось первым актом, предусматривающим общесоюзное регулирование отношений в сфере изобретательства. Указанный акт был, по существу, Законом о патентах, поскольку патент выступал в качестве единственной формы правовой охраны изобретения, которое вновь становилось товарной ценностью. Постановлением, в частности, дозволялось приобретать патент у изобретателя, получать лицензию на использование изобретения не только государственным и кооперативным организациям, но и частным предпринимателям. В ст. 15 Постановления предусматривалось право государства на отчуждение патента в свою пользу при невозможности достижения соглашения с патентообладателем. Патент выдавался сроком на 15 лет, но мог быть аннулирован по решению суда, если в течение пяти лет с момента его выдачи он умышленно не был использован в промышленности ни патентообладателем, ни лицами, получившими лицензию.

СЗ СССР. 1924. N 9. Ст. 97.

Постановлением 1924 г. устанавливалась экспертиза новизны и патентоспособность изобретения, вводился институт преждепользования, предусматривалась возможность перехода патента по наследству, но не в составе наследственной массы, вменялась обязанность по уплате ежегодных пошлин.

Одновременно с Постановлением о патентах на изобретения ЦИК и СНК СССР принимают Постановление «О промышленных образцах (рисунках и моделях)» . Согласно указанному Постановлению к охраняемым промышленным образцам были отнесены:

— новые по виду и форме художественно-промышленные рисунки, предназначенные для воспроизведения в соответствующих изделиях;

— новые по виду, форме, устройству или расположению частей модели, предназначенные для промышленности, кустарного производства, торговли, ремесла, домашнего обихода и вообще всякой работы.

Автору созданного технического решения предоставлялось право выбора подачи заявки на промышленный образец или изобретение. При этом заявитель в случае отказа в выдаче патента на изобретение мог трансформировать свою заявку на образец с сохранением приоритета заявки на изобретение. Право на промышленный образец подтверждалось специальным удостоверением, которое действовало в течение трех лет с возможностью последующего двукратного продления срока на три и четыре года.

Колебания в экономической политике в конце 20-х годов прошлого столетия и политическое признание факта построения фундамента социализма в СССР повлекли новые изменения в законодательстве об изобретательстве. ЦИК и СНК СССР 9 апреля 1931 г. принимают Положение об изобретениях и технических усовершенствованиях , которое развивается в Инструкции Комитета по изобретательству при Совете труда и обороны «О вознаграждении за изобретения, технические и организационные усовершенствования» . Как отмечалось в преамбуле Постановления, действовавшее до сих пор патентное законодательство, охраняющее интересы изобретателя путем предоставления ему исключительного права на его изобретение, уже не соответствует стремлениям передовых изобретателей — сознательных строителей социалистического общества.

СЗ СССР. 1931. N 21. Ст. 180.

Вестник Комитета по изобретениям при СТО. 1931. N 10.

Положение 1931 г. установило две альтернативных формы правовой охраны, а именно: авторское свидетельство и патент. Выдача авторских свидетельств означала, что право использования изобретения в пределах СССР принадлежало государству, а также кооперативным и другим организациям обобществленного сектора. При этом вознаграждение изобретателю выплачивалось отраслевым органом по изобретательству в зависимости от размера годовой экономии, даваемой изобретением. Автор имел также ряд льгот по подоходному налогу, поступлению на учебу, занятию должностей научных работников, дополнительные отпуска, жилищные, пенсионные и другие льготы. Если же выдавался патент, а срок его действия составлял 15 лет, патентообладатель обретал исключительное право на использование изобретения.

Все иные лица, не исключая и государственные организации, могли использовать изобретение только с разрешения обладателя патента и на условиях, определенных в лицензионном соглашении с ним. Выдача патента не сопровождалась льготами, которые сопутствовали получению авторского свидетельства.

Помимо правовой охраны изобретений Положением 1931 г. устанавливалась правовая охрана технических усовершенствований, не признанных изобретениями. Кроме того, Положением определялись: система органов в сфере изобретательства; порядок отбора изобретений и технических усовершенствований; порядок подачи заявок и проведения экспертизы заявленных предложений; особенности зарубежного патентования и ряд других вопросов.

Положение 1931 г. сопровождалось рядом конкретизирующих его актов. Так, 19 ноября 1932 г. Президиумом Комитета по изобретательству при Совете труда и обороны было утверждено Положение о конфликтных комиссиях на предприятиях по рассмотрению споров о размере и порядке выплаты вознаграждения за технические и организационные предложения . Ранее, 13 августа 1931 г., было принято Положение о фондах премирования за достижения по выполнению и перевыполнению промфинплана, а также за изобретения, технические усовершенствования и рационализаторские предложения .

Вестник Комитета по изобретениям при СТО. 1932. N 10.

СЗ СССР. 1931. N 52. Ст. 338.

В середине 30-х годов в связи с упразднением Совета труда и обороны была осуществлена реорганизация руководства изобретательским делом. Комитет по изобретательству был ликвидирован Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 июля 1936 г. , а его функции переданы наркоматам и Госплану СССР. Выдача авторских свидетельств и патентов поручалась ведомствам, а Госплан занимался их регистрацией. В 1936 г. было отменено и Постановление «О промышленных образцах (рисунках, моделях)» . Охрана промышленных рисунков стала регулироваться нормами авторского законодательства, а моделей — нормами изобретательского права о технических усовершенствованиях.

СЗ СССР. 1936. N 39. Ст. 334.

СЗ СССР. 1936. N 29. Ст. 270.

В то же время середина 30-х годов является точкой отсчета введения в СССР правовой охраны селекционных достижений. В 1937 г. было принято Постановление СНК СССР «О мерах по дальнейшему улучшению семян зерновых культур» , согласно которому в перечень охраняемых результатов селекции включались вновь выявленные либо улучшенные сорта зерновых. Кроме того, указанное Постановление предусматривало: создание системы государственных испытаний сортов зерновых культур и их использования в народном хозяйстве; выдачу охранных документов авторам новых сортов растений и премирование за их внедрение в производство; регистрацию и публикацию сведений о новых сортах растений, прошедших государственные сортовые испытания и районирование в хозяйствах. Авторские свидетельства выдавались на все сорта растений, созданные или улучшенные в период с 1918 г.

СЗ СССР. 1937. N 40. Ст. 168.

5 марта 1941 г. в силу сложившихся обстоятельств СНК СССР принял новое Положение об изобретениях и технических усовершенствованиях , которое, однако, не было по своему содержанию принципиально новым актом. Оно закрепляло за наркоматами СССР и союзных республик, комитетами и главными управлениями при СНК СССР, кооперативными центрами руководство процессами разработки и внедрения изобретений, технических усовершенствований и рационализаторских предложений на основе государственных планов. Положением 1941 г. предусматривался административный и судебный порядок рассмотрения споров. В административном порядке подлежали рассмотрению споры о новизне, о размерах вознаграждения, а в судебном — споры об авторстве, о нарушениях порядка и сроков выплаты вознаграждения. Положением 1941 г. были отнесены к результатам творческой деятельности, охраняемым нормами изобретательского права, селекционные достижения. Их создателям выдавались авторские свидетельства, аналогичные авторским свидетельствам на изобретения.

СП СССР. 1941. N 9. Ст. 150.

Децентрализованная система управления изобретательством просуществовала вплоть до февраля 1956 г., когда было утверждено Положение о Комитете по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР . Названный орган наделялся полномочиями по руководству развитием изобретательства в стране и внедрением в народное хозяйство изобретений и открытий, по контролю за деятельностью министерств и ведомств в области внедрения изобретений и открытий, по содействию изобретателям.

Изобретательство в СССР. 1956. N 1. С. 37.

24 апреля 1959 г. Совет Министров СССР утвердил Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях и Инструкцию о вознаграждении за открытия, изобретения и рационализаторские предложения .

СП СССР. 1959. N 9. Ст. 59.

В Положении 1959 г. были впервые сформулированы критерии охраноспособности открытия и изобретения, а технические усовершенствования утратили режим объекта изобретательского права и стали именоваться рационализаторскими предложениями. Положением был подтвержден установленный ранее порядок выдачи охранных документов на селекционные достижения и расширен круг последних. Согласно п. 5 Положения 1959 г. авторские свидетельства выдавались не только на новые, но и на улучшенные породы сельскохозяйственных животных и птиц, породы тутового и дубового шелкопряда, сорта сельскохозяйственных культур. При этом авторские свидетельства выдавались только селекционерам, селекционным станциям и станциям по племенной работе. Выдача осуществлялась не Комитетом по делам изобретений и открытий, а Министерством сельского хозяйства СССР .

Последующий период развития изобретательского законодательства ознаменовался включением норм, регулирующих изобретательские отношения, в кодифицированные акты союзного и республиканского уровня. Правовой охране открытий, изобретений и рационализаторских предложений были посвящены специальные разделы в принятых 8 декабря 1961 г. Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и аналогичные подразделения в Гражданских кодексах. В начале 60-х годов прошлого столетия был принят и ряд весьма важных документов организационно-распорядительного характера, в том числе Постановления Совета Министров СССР от 14 июня 1962 г. «Об улучшении охраны государственных интересов в области изобретений и о дальнейшем улучшении организации изобретательства в СССР» , от 30 июня 1964 г. «О мерах по улучшению дела изобретательства и рационализации в сельском хозяйстве» , Постановление Правительства СССР от 19 мая 1965 г. «О внесении дополнений в Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях» .

Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М., 1968. Т. 5.

СП СССР. 1964. N 12. Ст. 79.

СП СССР. 1965. N 7. Ст. 40.

В середине 60-х годов в связи с присоединением СССР к Парижской конвенции по охране промышленной собственности была возобновлена правовая охрана промышленных образцов. Советом Министров СССР 9 июня 1965 г. принимается Постановление «О промышленных образцах» , которое конкретизируется в утвержденном Комитетом по делам изобретений и открытий Положении о промышленных образцах . По смыслу указанных нормативных актов в качестве промышленных образцов подлежали охране новые, пригодные к изготовлению промышленным способом художественные решения внешнего вида промышленного изделия, в которых достигалось единство технических и эстетических качеств. Не являлись охраноспособными художественные решения внешнего вида значительной части изделий легкой промышленности, например предметы галантереи, изделия швейной промышленности и трикотажного производства. Положением 1965 г. предусматривалось две формы правовой охраны промышленного образца: свидетельство и патент. Патент выдавался на пять лет с возможностью однократного продления.

СП СССР. 1965. N 15. Ст. 119.

Вопросы изобретательства. 1965. N 9.

21 августа 1973 г. постановлением Совета Министров СССР принимается новое Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях , которое вступило в силу с 1 января 1974 г. Указанное Положение и изданные в его развитие нормативные акты составили целостную систему нормативного опосредования изобретательских отношений, действовавшую почти два десятилетия.

СП СССР. 1973. N 19. Ст. 109.

См., например: Указания по составлению заявки на открытие // Вопросы изобретательства. 1982. N 4; Инструкция о порядке приема и рассмотрения заявок на открытия; Инструкция о порядке проведения научной экспертизы заявок на открытия и составления по ним заключений в научных учреждениях // Законодательство СССР по изобретательству. Т. 1. М., 1981; Инструкция по государственной научно-технической экспертизе изобретений (ЭЗ-2-74). М., 1974; Указания по составлению заявки на изобретение (ЭЗ-1-74). М., 1974.

Положением 1973 г. предусматривалось две формы правовой охраны изобретений. Первая форма опосредовалась авторским свидетельством на изобретение и дополнительным авторским свидетельством. Последнее выдавалось на дополнительное изобретение, являющееся усовершенствованием основного, охраняемого свидетельством или патентом. При выдаче авторского свидетельства исключительное право на изобретение закреплялось за государством как особым субъектом изобретательского права. Иностранные фирмы и граждане, допущенные к осуществлению хозяйственной деятельности на территории СССР, а также резиденты, занимающиеся промыслом (кустари), не имели права без получения лицензии использовать в своей деятельности изобретения, на которые выданы авторские свидетельства, в течение 15 лет со дня подачи заявки на изобретение.

Вторая форма правовой охраны изобретений опосредовалась патентом на изобретение и дополнительным патентом. Патент закреплял за его обладателем исключительное право на изобретение сроком на 15 лет, считая со дня подачи заявки.

Согласно п. 25 Положения только авторским свидетельством могли охраняться вещества, полученные химическим путем, лечебные вещества, способы профилактики, диагностики или лечения заболеваний людей и животных. Патент также не мог быть выдан на изобретения, которые создавались в связи с работой автора на государственном, кооперативном и общественном предприятии или по их заданию либо с получением от них материальной помощи.

Положением предусматривалась проверочная система экспертизы заявок, включающая две стадии: предварительную экспертизу и государственную научно-техническую экспертизу изобретений. Устанавливались четыре критерия охраноспособности: техническое решение задачи, новизна технического решения, существенные отличия технического решения, положительный эффект технического решения.

Положение 1973 г. продолжило традицию правовой охраны селекционных достижений общими нормами изобретательского законодательства (п. 22). В то же время был принят ряд специальных актов, отражающих специфику признания биологических решений охраняемыми. Так, Министерством сельского хозяйства СССР были утверждены Положение об апробации селекционных достижений в животноводстве от 9 ноября 1976 г. , Положение о правовой охране новых сортов растений в СССР от 13 августа 1980 г. , Положение о государственном испытании и районировании сортов сельскохозяйственных культур от 11 мая 1981 г. .

Положение об апробации достижений в животноводстве. М., 1978.

Вопросы изобретательства. 1981. N 1.

Положение о государственном испытании и районировании сортов сельскохозяйственных культур. М., 1983.

Что касается промышленных образцов, то новое Положение о промышленных образцах было утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 8 июня 1981 г. N 539 . Согласно п. 10 указанного Положения промышленным образцом признавалось новое художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид, соответствующее требованиям технической эстетики, пригодное к осуществлению промышленным способом и дающее положительный эффект.

СП СССР. 1981. N 19. Ст. 487.

В отличие от Положения 1965 г. новое Положение предусматривало критерий мировой новизны промышленных образцов. В п. 12 Положения содержался перечень художественно-конструкторских решений, которые не могли быть признаны промышленными образцами. К их числу были отнесены:

— изделия, не выполняющие утилитарной функции, например книги, произведения живописи, скульптуры;

— жилые здания, промышленные, гидротехнические и другие сооружения, кроме малых архитектурных форм (киоски, ларьки, палатки и т.п.);

— изделия, которые не обозреваются в процессе эксплуатации (потребления), например радиолампы;

— изделия, внешний вид которых обусловлен исключительно их функцией (гайки, болты, винты);

— изделия, противоречащие по своему назначению и оформлению общественным интересам, принципам гуманности и социалистической морали.

Пункт 4 Положения предусматривал, что автор промышленного образца мог требовать получения свидетельства или патента. Свидетельство подтверждало исключительное право государства на образец, а патент — исключительное право патентообладателя. Срок действия свидетельства не ограничивался по времени, а исключительное право государства действовало в течение 10 лет. Срок действия патента составлял пять лет с возможностью продления, но не более чем на пять лет.

Советский этап развития законодательства об изобретательстве закончился в начале 90-х годов прошлого столетия. К этому времени теория и практика изобретательства пришли к выводу о необходимости регулирования изобретательских отношений посредством нормативного акта в ранге союзного закона. И такой Закон был принят. 31 мая 1991 г. Верховный Совет СССР после длительных дискуссий с привлечением юридической общественности принял Закон СССР «Об изобретениях в СССР» , который вводился в действие с 1 июля 1991 г. Однако указанному Закону не суждено было сыграть роль основополагающего акта в области изобретательства. Последующий распад СССР и курс бывших союзных республик на суверенное существование досрочно сделали Закон СССР «Об изобретениях в СССР» не более чем историческим памятником в области правового регулирования изобретательских отношений.

Ведомости СССР. 1991. N 25. Ст. 703.

Аналогичная судьба постигла и Закон СССР от 10 июля 1991 г. «О промышленных образцах» , который должен был быть введен в действие с 1 января 1992 г.

Ведомости СССР. 1991. N 32. Ст. 908.

Становление нового патентного законодательства России. В начале 90-х годов Россия, как и другие страны СНГ — правопреемники бывших республик СССР, столкнулась с необходимостью создания собственного патентного законодательства. При этом речь шла о законодательстве, призванном обеспечить не только формирование, но и функционирование рыночной экономики новой России. Впрочем, основы патентно-правовой охраны результатов технического творчества были заложены уже и в последних по времени законодательных актах союзного государства, что способствовало сравнительно оперативному принятию первого поколения нормативных актов в области охраны объектов промышленной собственности в РФ.

Это интересно:  Патент для физических лиц без открытия ип

Ведомости РФ. 1992. N 42. Ст. 2319.

В то же время в отличие от союзного Закона российский Закон предусматривал ряд нововведений прогрессивного характера, призванных работать на экономическую реформу. К числу таких нововведений следует отнести закрепление права на использование изобретения за работодателем, модификацию союзной модели экспертизы заявок, установление правовой охраны полезных моделей, отмену освобождения от налогообложения прибыли (дохода) и валютной выручки, полученных патентообладателями от использования изобретений, продажи или покупки лицензий, определение в качестве высшего органа по рассмотрению определенных категорий патентных споров Высшей патентной палаты вместо Патентного суда.

В конструкции Патентного закона РФ использованы и некоторые зарубежные модели. К примеру, модель правовой охраны одним законом трех объектов промышленной собственности — изобретений, полезных моделей и промышленных образцов — заимствована из Патентного закона Китайской Народной Республики от 12 марта 1984 г.

В практически неизменном виде Патентный закон РФ 1992 г. просуществовал до 11 марта 2003 г., до введения в действие Федерального закона от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации» .

СЗ РФ. 2003. N 6. Ст. 505.

К этому времени был накоплен значительный опыт применения норм прежней редакции Закона, выявлены имеющиеся пробелы и юридические неточности. Кроме того, с 1992 г. произошли существенные перемены в патентно-правовой ситуации на международном уровне, которые получили отражение в Соглашении ТРИПС и Договоре о патентном праве, заключенном под эгидой ВОИС, Евразийской патентной конвенции. Указанными обстоятельствами, в сущности, и продиктованы изменения и дополнения в прежнюю редакцию Патентного закона РФ.

К числу наиболее значимых изменений и дополнений, внесенных в 2003 г., следует отнести:

— исключение нормы о Федеральном фонде изобретений, который с 1992 г. так и не был создан, хотя и был призван содействовать отбору изобретений, полезных моделей и промышленных образцов в интересах государства;

— дополнение Закона нормой, определяющей порядок получения патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному контракту для федеральных государственных нужд или нужд субъекта РФ;

— упразднение одной из двух предусмотренных в прежней редакции Закона апелляционных инстанций (Апелляционной палаты и Высшей патентной палаты) и легитимацию указанной инстанции под названием «Палата по патентным спорам»;

— включение блока норм, регулирующих отношения по предоставлению правовой охраны секретным изобретениям;

— закрепление права послепользования;

— установление новых условий использования изобретения, полезной модели и промышленного образца без согласия патентообладателя;

— изменения, касающиеся возможности продления срока действия патента на изобретение, относящееся к лекарственному средству, пестициду или агрохимикату, для применения которых требуется получение в установленном законом порядке разрешения.

В начале 90-х годов изменилась и система правовой охраны селекционных достижений. В советский период к указанным результатам интеллектуальной деятельности с учетом их специфики применялись общие правила изобретательского законодательства.

Ведомости РФ. 1993. N 36. Ст. 1436.

Развитие нового патентного законодательства России. В настоящее время происходят процессы замены принятых ранее федеральных законов, составлявших в недавнем прошлом базовую часть рыночного законодательства первого поколения. Эти процессы вполне закономерны и обусловлены не только необходимостью совершенствования нормативного материала, регулирующего те или иные сегменты общественных отношений, но и развитием самих общественных отношений, которые требуют адекватного их природе регулятивного воздействия.

В процесс замены оказались вовлеченными Патентный закон РФ и Закон РФ «О селекционных достижениях», трансформированные в самостоятельные подразделения части четвертой ГК РФ, построенной на основе концепции «полной кодификации» законодательства об интеллектуальной собственности.

Поскольку кодификации как таковой в рамках части четвертой ГК РФ, по правде говоря, не состоялось, не изменилось и существо ранее действовавших патентно-правовых норм, содержавшихся в Патентном законе РФ и в Законе РФ «О селекционных достижениях». Изменения коснулись лишь структурного оформления самостоятельных подразделений, фразеологии, используемой законодателем при формулировке некоторых норм, а также разбивки отдельных статей прежних законов на более мелкие фрагменты. Кроме того, нормативный материал оказался дополненным далеко не бесспорными правилами, которые отсутствовали в ранее действовавших законах .

Срок действия исключительного права на изобретение по сравнению со сроком, установленным ранее Патентным законом РФ, не претерпел изменений и составляет 20 лет со дня подачи первоначальной заявки.

Срок действия исключительного права на полезную модель изменился с пяти до 10 лет.

Срок действия исключительного права на промышленный образец изменился с 10 до 15 лет.

Новыми являются нормы, касающиеся перехода изобретения, полезной модели, селекционного достижения в общественное достояние.

Из прежнего Закона РФ «О селекционных достижениях» изъята норма, предусматривавшая одновременное ведение двух реестров: Государственного реестра охраняемых селекционных достижений и Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию.

История патентного права в России

До воцарения Петра I в России не существовало ничего похожего на современные привилегии. Петр Великий с самого начала своего царствования убедился в том, что прочным основанием для всех его реформ может быть лишь поднятие благосостояния населения, основанное на всестороннем развитии «мануфактур и промышленности». В числе прочего был им позаимствован у французов и шведов и институт привилегий. Подобно зарубежным первые российские привилегии обладали свойством факультативности. Они выдавались в связи с осуществлением субъектами некой полезной для государства деятельности. При этом выданные привилегии приводились в зависимость от оказанной государству услуги.

Период с 1812—1870 гг. ознаменован исследовательской и законотворческой деятельностью М. Сперанского. 8 мая 1812 г. в Государственный совет им была внесена докладная записка и приложенный к ней проект общего закона о привилегиях на изобретения. «Всякое изобретение есть собственность изобретателя, — говорит автор записки. — К удостоверению этой собственности есть два только способа: 1) тайна и 2) покровительство Правительства. Часто первый способ бывает недостаточен, а потому прибегают ко второму. Отсюда возникли привилегии. Главные пользы привилегий состоят в следующем: 1) (они) служат весьма важным поощрением;

2) они освобождают изобретателя от хранения тайны, всегда трудного. и 3) они удостоверяют общество, по истечении известного срока, к пользованию изобретением».

Первый Патентный закон «О привилегиях на разные изобретения и открытия» был принят 17 июня 1812 г. Выдача этих привилегий стала обязанностью Министерства внутренних дел после рассмотрения вопроса в Государственном совете. Срок ее действия мог составлять 3, 5 или 10 лет, в зависимости от размера выплачиваемой пошлины. По данным В. Д. Каткова, с момента принятия данного Закона до 1833 г. было выдано 72 таких привилегии [1] .

Устанавливалась выдача привилегии на собственные и ввозимые из-за границы изобретения на 3, 5 и 10 лет по явочной системе через министра внутренних дел.

В 1830-е гг. в министерстве финансов был составлен новый проект закона о привилегиях. Как было обозначено в объяснительной записке: «не отрицая пользы привилегий вообще, совет не может, однако, не признать, что поскольку всякая привилегия есть некоторый род монополии, то и нужно соответствующими постановлениями отвратить вредные следствия оной, дабы извлечь из самой монополии, возможно, большую выгоду для общества и сохранить полную свободу изобретательным умам». В развитие этой мысли проектов вводился ряд ограничений: 1) привилегии выдаются на возможно более краткие сроки; 2) пошлины за них взимаются высокие;

3) привилегии не могут быть переуступаемы компаниям на акциях; 4) вводится обязательное эксплуатирование привилегий; 5) вводится предварительное рассмотрение изобретений. Окончательное утверждение проект получил 22 ноября 1833 г.

Были установлены случаи, при которых привилегии не должны были выдаваться: 1) на основные начала без применения их к какому-нибудь искусственному предмету; 2) на незначительные открытия, доказывающие единственно остроту ума, но не обладающие существенной пользой;

3) на изобретения и усовершенствования, относящиеся до боевых потребностей государства; 4) если на один и тот же предмет два лица подадут прошение о выдачи привилегии. Как было при этом установлено, предварительная административная проверка изобретений не отменяет возможности оспаривать выдачу привилегии в суде.

В 1870 г. положения Закона были вновь подвергнуты пересмотру. Выдача привилегий стала производиться «упрощенным порядком» за подписью одного министра финансов. С этого момента она окончательно превратилась в документ, признающий права за любым лицом, кто создал отвечающее требованию закона техническое новшество.

В 1896 г. был принято Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования. Данный акт более четко определил признаки изобретения: техническое новшество должно относиться к области промышленности и обладать новизной. Срок привилегии был определен в 15 лет. Было предусмотрено право обладателя привилегии отчуждать ее, выдавать лицензии иным лицам, передавать привилегии по наследству. Обязанность использования привилегии при этом сохранялась.

Положение действовало вплоть до 1919 г. Первым декретом советской власти, касающимся изобретений, стало Положение об изобретениях, подписанное 30 июня 1919 г. В. И. Лениным. Этим документом отменялись все привилегии, выданные до вступления в силу Декрета. Изобретения стали считаться достоянием всего народа и отдавались ему в свободное пользование. Государству предоставлялось право отчуждать любое изобретение, которое могло быть признано полезным Комитетом по делам изобретений. За изобретателем сохранялось право авторства, удостоверяемое специальным документом — авторским свидетельством, и право на вознаграждение, устанавливаемое оценочной комиссией Комитета.

В период нэпа патентная охрана изобретений восстановилась. 12 сентября 1924 г. ЦИК и СНК СССР было принято Постановление о патентах на изобретения. В соответствии с данным актом правовую охрану получали технические новшества, отвечающие условиям новизны и промышленного

использования. Был определен 15 лет срок действия патента. Патент мог свободно отчуждаться иным лицам. Закрепление получили институт принудительного лицензирования и преждепользования.

В 1931 г. было принято Положение об изобретениях и технических усовершенствования. Было установлено, что автор нового изобретения может требовать, чтобы было признано только его авторство или чтобы ему было предоставлено исключительное право на изобретение. Для первого случая предусматривалась выдача авторского свидетельства. Для второго — патента. На практике основным документом стало авторское свидетельство. В таком случае изобретатель переуступал свое право на разработку государству, что позволяло ему рассчитывать в случае, если его изобретение признано полезным для народного хозяйства СССР, как на выплату вознаграждения, так и получение ряда льгот. Учитывая, что реальных возможностей по самостоятельной коммерциализации изобретения у авторов на рассматриваемом периоде не было, подобный вариант оказался для них предпочтительным. В случае, если изобретение было сделано в связи с работой изобретателя в научно-исследовательских, конструкторских бюро, цехах, лабораториях и тому подобных органах общественного сектора по изысканию, разработке и испытанию изобретений; по специальному заданию государственного органа или организации общественного сектора или если изобретатель получил от них материальную помощь, права на изобретения в любом случае переходили к государству. Была установлена специальная процедура отбора полезных изобретений и технических усовершенствований.

В 1959 г. было принято новое Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях. За автором была сохранена возможность выбирать между патентом или авторским свидетельством. Последнее по-прежнему выдавалось в преобладающем большинстве случаев. Были обозначены признаки изобретения. К таким объектам были отнесены решения технической задачи в любой области народного хозяйства, культуры, здравоохранения или обороны страны, отличающиеся существенной новизной и дающие положительный эффект.

Рассматриваемая система авторских свидетельств сохранилась до 1991 г. В 1992 г. был принят Патентный закон, где были установлены критерии патентоспособности изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и схожая с современной система прав на патентоохраняемые объекты, предусмотрены случаи свободного использования таких объектов, право преждепользования, детально регламентирована процедура получения патента.

Источники патентного права

С учетом необходимости регулирования патентных правоотношений, как на международном [2]

образцов: на основании правильно оформленной первой заявки, поданной в одном из договаривающихся государств в течение определенного срока (12 месяцев для патентов и полезных моделей, 6 месяцев для промышленных образцов и знаков), заявитель может испрашивать охрану в любом из остальных договаривающихся государств. Такие последующие заявки считаются поданными в ту же дату, что и первая заявка. Иными словами, они имеют приоритет (отсюда термин «право приоритета») перед заявками, поданными в указанный период на то же изобретение, полезную модель, знак или промышленный образец другими лицами;

  • принцип независимости патентов, выданных в разных договаривающихся государствах на одно и то же изобретение: выдача патента одним договаривающимся государством не обязывает к выдаче патента другие договаривающиеся государства; заявка на патент не может быть отклонена и патент не может быть аннулирован ни в одном договаривающемся государстве на том основании, что заявка на патент была отклонена или патент был аннулирован в любом другом договаривающемся государстве;
  • допустимость принудительного лицензирования: каждое договаривающееся государство, принимающее законодательные меры, касающиеся выдачи принудительных лицензий для предотвращения злоупотреблений, которые могут возникнуть в результате осуществления предоставленных патентом исключительных прав, может делать эго только на определенных условиях;
  • б) Соглашение ТРИПС.

В сфере патентного права Соглашением устанавливаются следующие принципиальные правила:

  • — установление критериев правовой охраны изобретений: новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость;
  • — раскрывается сущность исключительного права: его основу составляет правомочие запрещать всем третьим лицам без согласия правообладателя использовать патентоохраняемый объект;
  • — предусматриваются преимущественно процедурные особенности предоставления принудительной лицензии (ст. 31): неисключительность, возмездность, необходимость предшествующего обращения потенциального лицензиата о выдаче ему разрешения на использование объектов интеллектуальной собственности и проч. Указывается на возможность применения рассматриваемой нормы в случаях осуществления правообладателем антиконкурентных действий, необходимости получения доступа к разработке обладателем прав на зависимый патент;
  • в) Договор о патентной кооперации 1970 г. Советский Союза присоединился к ней 29 марта 1978 г. Данным Соглашением была создана система международной патентной заявки. Установлена процедура предварительной проверки таких заявок, патентной экспертизы, что значительно облегчает патентование изобретений в отдельных странах мира;
  • г) Евразийская патентная конвенция 1994 г. Участниками являются: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Украина. В ней предусматривается порядок и условия предоставления так называемого евразийского патента — патент на изобретение, выдаваемый Евразийской патентной организацией на срок 20 лет, действие которого распространяется на территории государств — участников Евразийской патентной конвенции.

Статья 6 Конвенции указывает, что Евразийское патентное ведомство выдает евразийский патент на изобретение, которое является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. В соответствии со ст. 10 объем правовой охраны, предоставляемой евразийским патентом, определяется формулой изобретения, а описания и чертежи могут служить только для целей толкования формулы. Эти и некоторые другие положения, решенные в Конвенции в единообразном виде, детализируются в Патентной инструкции, утверждаемой Административным советом;

  • 2) национальное законодательство. К национальным источникам патентного права относится:
    • — Конституция РФ (ч. 1 ст. 44; п. «о» ст. 71);
    • — ГК РФ (главным образом, гл. 69 и 72 ГК РФ);
    • — Федеральные законы от 30 декабря 2008 г. № 316-ФЗ «О патентных поверенных»; от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
    • — подзаконные нормативные правовые акты (см. постановление Правительства РФ от 4 июня 2014 г. № 512 «Об утверждении Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы»; приказ Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. № 327 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на изобретение и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение»);
    • — судебная практика.

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, studfiles.net, studme.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector