История развития патентного права в россии

Становление и первоначальное развитие патентного права в России шло в целом тем же путем, который прошло патентное право в других европейских странах. Принятию в 1812 году первого патентного закона предшествовал достаточно длительный период выдачи привилегий отдельным лицам.

Первый Патентный закон России, который назывался «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах», был принят 17 июня 1812 г. Этим законом устанавливалась выдача привилегий на собственные и ввозимые из-за границы изобретения на 3, 5 и 10 лет. Привилегии выдавались министром внутренних дел после рассмотрения вопроса в Государственном совете без проверки существа изобретения. Однако выданная привилегия могла быть оспорена в судебном порядке в случае отсутствия новизны изобретения. За выдачу привилегий взималась пошлина в размере соответственно 300, 500 и 1500 руб. Вводилась также публикация описания изобретения, которая первоначально производилась по инициативе самого изобретателя, а с 1814 г. стала обязательной.

В 1833 г. закон 1812 г. был существенно изменен и дополнен. Наиболее важное значение имели нововведения, связанные с переходом к системе предварительного исследования изобретений, возложением на обладателя привилегии обязанности использовать изобретение, а также запрещением переуступать привилегии акционерным компаниям. Четкого определения изобретения в законе не содержалось, хотя из анализа его норм можно было заключить, что изобретением признавалось новое и полезное решение задачи. Не выдавались привилегии на «незначительные открытия, изобретения и усовершенствования, показывающие единственно остроту или изобретательность ума», на изобретения, которые «могли обратиться во вред обществу или государственным доходам», на изобретения в области обороны и т.д. Выдача привилегий по-прежнему ставилась в зависимость от усмотрения Правительственных чиновников, которые могли отказать в привилегии, руководствуясь соображениями целесообразности.

Это положение было кардинально пересмотрено лишь в 1870 г., когда выдача привилегий стала производиться «упрощенным порядком» за подписью одного министра финансов. С этого времени привилегия окончательно утратила характер особой милости верховной власти и превратилась в документ, констатирующий наличие предусмотренных законом прав у всякого, кто создает отвечающее требованиям закона техническое новшество.

Быстрое развитие промышленного производства в России во второй половине XIX века и необходимость подключения страны к международной системе охраны промышленной собственности обусловили необходимость подготовки более современного и полного патентного закона. Им стал принятый 20 мая 1896 г. закон, называвшийся «Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования». Новый закон давал более четкое понятие охраняемого изобретения: оно должно было относиться к области промышленности и иметь существенную новизну. Не подлежали патентованию научные открытия и отвлеченные теории, а также химические, вкусовые и пищевые вещества, лекарства и способы их приготовления и т.п. Привилегии на изобретения выдавались министром торговли и промышленности на основе проверочной системы экспертизы заявок. Привилегия действовала не более 15 лет и могла свободно отчуждаться ее обладателем. Он также мог выдавать лицензии и передавать привилегию по наследству. Владелец привилегии был обязан реально осуществить свое изобретение в течение 5 лет под угрозой прекращения ее действия.

Наряду с изобретениями объектом патентной охраны в России с середины XIX века стали промышленные образцы. Впервые в развернутом виде связанные с ними отношения были урегулированы законом от 11 июля 1864 г., который назывался «Положение о праве собственности на фабричные рисунки и модели» и вошел в Устав о промышленности Свода Законов (т. XI, ч. 2). Закон предоставлял создателю рисунка или модели, предназначенным для воспроизведения в заводских, фабричных и ремесленных изделиях, возможность закрепить за собой на срок от 1 года до 10 лет исключительное право на их использование. Указанное право приобреталось на основе подачи прошения в Министерство торговли и промышленности, где исследовался вопрос о новизне и принадлежности промышленного образца. На всех изделиях, в которых использовался заявленный рисунок или модель, помещался особый знак, удостоверяющий принадлежность исключительного права владельцу. Право на промышленный образец могло передаваться третьим лицам с обязательным уведомлением об этом Министерства торговли и промышленности. В случае самовольного использования чужого зарегистрированного промышленного образца виновное лицо, независимо от возмещения причиненных им убытков, подвергалось наказанию в виде денежного взыскания.

Первым законодательным актом в области изобретательства советского периода стал Декрет от 30 июня 1919 г., которым было утверждено Положение об изобретениях1. В период с1917 по 1919 год формально сохранялось действие Патентного закона 1896 г., однако в эпоху военного коммунизма не могло быть и речи о применении изобретателем созданного им технического решения в собственном производстве2. Декретом от 30 июля 1919 г. отменялись «все законы и положения о привилегиях на изобретения, изданные до опубликования декрета» (п. 10). Патентная система охраны изобретений была ликвидирована. За государством признавалось право отчуждать в свою пользу любое изобретение, признанное полезным Комитетом по делам изобретений. Изобретения, объявленные достоянием РСФСР, за исключением секретных, относящихся к области обороны или особо важных для страны, поступали в общее пользование всех граждан и учреждений на условиях, в каждом отдельном случае особо оговоренных. Автору такого изобретения гарантировались признание и охрана его права авторства, а также право на вознаграждение, которые удостоверялись особым охранным документом — авторским свидетельством. Вознаграждение, размер которого определялся специальной оценочной комиссией Комитета, носило характер особых премиальных, не подлежащих налоговому обложению. Даже в юридической литературе 30-х годов отмечалось, что это вознаграждение было ничтожным и большинство авторов, не желая подвергать свои изобретения риску национализации, не принимало мер к применению своих изобретений в промышленности. Само понятие изобретения в Декрете от 30 июля 1919 г. не раскрывалось, однако анализ его норм показывает, что им могло быть признано любое полезное техническое новшество безотносительно к его новизне.

Необходимость восстановления разрушенного первой мировой и гражданской войнами хозяйства обусловила переход к новой экономической политике, возродившей в известных пределах рыночные отношения. В рассматриваемой области новая экономическая политика вернула Россию к способам охраны прав изобретателей, сходных с западноевропейскими. 12 сентября 1924 г. ЦИК СССР принял Положение о патентах на изобретения3, по которому патент вновь становился единственной формой охраны изобретательских прав4. Указанный закон устанавливал, что «патенты выдаются на новые изобретения, допускающие промышленное использование». Патентная охрана не предоставлялась лечебным, пищевым и вкусовым веществам, а также веществам, полученным химическим путем, хотя новые способы их изготовления могли быть запатентованы. Патент на изобретение выдавался на 15 лет, мог свободно отчуждаться и передаваться для использования третьим лицам по усмотрению патентообладателя. Однако государство оставляло за собой право, в случае невозможности достижения добровольного соглашения с патентообладателем, принудительно отчуждать патент в свою пользу или установить принудительную лицензию в пределах потребности государственных предприятий и учреждений с выплатой патентообладателю соответствующего вознаграждения. Патент мог передаваться по наследству, причем он не входил в наследственную массу. Это представляло собой важную льготу, поскольку действующее гражданское законодательство того периода ограничивало размер наследства суммой 10 тыс. руб. золотом.

Большое идеологическое значение имело решение о восстановлении действия досоветских патентов. Постановление о введении в действие Закона о патентах, с одной стороны, объявляло аннулированными все выданные до Октябрьской революции патенты (ст. 2), а с другой стороны, предусматривало возможность их восстановления (ст. 3—4). Для этого владельцам досоветских патентов предоставлялось право в течение одного года со дня издания Закона о патентах ходатайствовать перед Комитетом по делам изобретений о выдаче им соответствующего советского патента. Практическое значение данной нормы, однако, было невелико, так как новый патент выдавался на срок не 15 лет, а за вычетом времени, в течение которого патентообладатель пользовался старым патентом. В целом же, по оценке специалистов, Закон о патентах 1924 г. был приближен к передовым образцам иностранных патентных законов того периода.

Одновременно с Законом о патентах было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О промышленных образцах (рисунках и моделях)» от 12 октября 1924 г.5 Согласно ст.1 указанного закона к охраняемым промышленным образцам относились: 1) новые по виду и форме художественно-промышленные рисунки, предназначенные для воспроизведения в соответствующих изделиях, и 2) новые по виду, форме, устройству или расположению частей модели, предназначенные для промышленности, кустарного производства, торговли, ремесла, домашнего обихода и вообще всякой работы. Таким образом, под моделью как видом промышленного образца понимался объект, весьма близкий к изобретению. Не случайно создателю нового технического решения предоставлялось право по своему усмотрению подавать заявку на изобретение или образец. Более того, получив отказ в выдаче патента на изобретение, заявитель, сохраняя за собой приоритет, мог просить о закреплении за ним права на соответствующий образец (ст.

Права обладателя патента на промышленный образец, как в плане их приобретения, так и в плане их осуществления, были аналогичны правам владельца патента на изобретение. Они подтверждались выдачей заявителю специального удостоверения на промышленный образец и действовали в течение трех лет с возможностью последующего двукратного продления срока соответственно на три и четыре года. Нарушения исключительных прав на промышленный образец, как и нарушения прав обладателя патента на изобретение, влекли за собой возмещение убытков, а также уголовное наказание.

Свертывание новой экономической политики и переход к централизованной командной экономике предрешили судьбу обоих рассмотренных выше законов. Закон о патентах на изобретения уже в 1931 г. был заменен Положением об изобретениях и технических усовершенствованиях6. Во вступительной части этого нормативного акта говорилось, что «действовавшее до сих пор патентное законодательство, охраняющее интересы изобретателя путем предоставления ему исключительного права на его изобретение, уже не соответствует стремлениям передовых изобретателей — сознательных строителей социалистического общества». Закон 1931 г. возрождал введенные Декретом 1919 г. авторские свидетельства как основную форму охраны изобретательских прав. Правда, в отличие от Декрета 1919 г., права изобретателя носили более полный и конкретный характер, а патентная форма охраны полностью не отменялась. Более того, формально изобретателю, за некоторыми изъятиями, предоставлялась свобода выбора формы охраны его прав. Однако Положение 1931 г. и принятые в его развитие подзаконные акты не оставляли никаких сомнений в том, что государство поощряет и поддерживает прежде всего тех авторов, которые переуступали свое исключительное право на использование изобретения государству. Кроме того, получив патент, его владелец по сути был лишен практической возможности воспользоваться его преимуществами, так как частное предпринимательство было ликвидировано, а перспектива реализации патента или лицензии государственным предприятием или учреждением носила скорее абстрактный характер. Поэтому на деле авторское свидетельство, которое давало изобретателю хоть какие-то права и льготы, стало с 1931 г. практически единственной формой охраны прав изобретателя. Оно удостоверяло признание заявленного технического решения изобретением, подтверждало приоритет изобретателя и его авторство на изобретение, а также служило основанием для предоставления изобретателю прав и льгот, установленных действовавшим законодательством. Вознаграждение автору выплачивали не конкретные предприятия, использовавшие его изобретение, а отраслевые органы по изобретательству в зависимости от размера годовой экономии, даваемой изобретением. Процент вознаграждения к годовой экономии составлял 20% при годовой экономии от 1 до 5 тыс.руб. и снижался до, 2% при годовой экономии от 500 тыс. до 1 млн. руб. и более.

Закон о промышленных образцах 1924 г. был отменен в 1936 г.7 Какого-либо заменяющего его акта принято не было. Охрана промышленных рисунков стала осуществляться в рамках законодательства об авторском праве; новые же модели подпали в основной своей массе под понятие «техническое усовершенствование», которое было введено в российское законодательство для обозначения особого объекта правовой охраны в 1931 г;

В последующие годы законодательство об изобретениях существенно пересматривалось еще трижды — в 1941, в 1959 и в 1973 годах, когда принимались новые базовые акты по изобретательству и дополняющие их акты8, В целом все они имели единую принципиальную основу, предусматривая две возможные формы охраны прав изобретателей (авторское свидетельство и патент), проверочную систему экспертизы заявок9, разрешительный порядок патентования изобретений за границей, возможность принудительного выкупа патента государством и т.д. Изменения в основном касались уточнения критериев охраноспособности изобретений, круга прав, которые предоставлялись авторам изобретений, порядка проведения экспертизы заявок и т.п.

Охрана промышленных образцов как самостоятельных объектов интеллектуальной собственности была возобновлена лишь в 1965 году в связи с присоединением СССР к Парижской конвенции по охране промышленной собственности, 9 июня 1965 г. Совет Министров СССР принял постановление «О промышленных образцах»10, а Патентное ведомство утвердило Положение о промышленных образцах11. В качестве промышленных образцов охранялись новые пригодные к изготовлению промышленным способом художественные решения внешнего вида промышленного изделия, в которых достигается единство технических и эстетических качеств. Для признания художественного решения промышленным образцом по Положению 1965 г. было достаточно его местной новизны, т.е. новизны в масштабах СССР. Кроме того, не подлежали правовой охране решения внешнего вида большинства изделий легкой промышленности, в частности предметы галантереи, швейной промышленности и трикотажного производства, обуви, головных уборов и т.д. Положение предоставляло две формы охраны промышленных образцов — свидетельство и патент. Последний выдавался на пять лет и мог быть продлен еще на пять лет.

Это интересно:  Сколько стоит патент на ремонт автомобилей

8 июля 1981 г. Совет Министров СССР утвердил новое Положение о промышленных образцах12, которое содержало более совершенные правила, приближенные к международным стандартам. В частности, от промышленного образца требовалась мировая новизна, стал охраняться внешний вид изделий легкой промышленности, срок действия патента на промышленный образец был увеличен до 10 лет и т.д.

Проблема реформы советского изобретательского права1, в частности вопрос о повышении уровня правового регулирования изобретательских отношений2, стала активно обсуждаться в юридической литературе и на страницах печати с начала 80-х годов. Большинство специалистов высказывалось за принятие специального закона об охране изобретений. В середине 80-х годов ожидалось, что такой закон будет в скором времени принят. Начавшаяся в стране перестройка внесла свои коррективы. В свете реформ стало очевидным, что подготовленный проект не отвечает современным требованиям, так как не идет дальше частных усовершенствований. В конце 80-х годов были подготовлены и вынесены на всеобщее обсуждение с годичным промежутком два новых проекта закона об изобретениях3, которые были значительно приближены к условиям рыночной экономики.

После почти двухгодичного обсуждения в Верховном Совете СССР новый Закон «Об изобретениях в СССР» был принят 31 мая 1991 г. и вступил в действие с 1 июля 1991 г.4 Почти одновременно был принят Закон СССР «О промышленных образцах» от 10 июля 1991 г.5, который должен был вступить в силу с 1 января 1992 г. В стадии разработки и рассмотрения находились Закон СССР «О патентном суде СССР», Положение о патентных поверенных, Устав Государственного фонда изобретений СССР и ряд других актов.

Распад Советского Союза как единого государства создал крайне неблагоприятную ситуацию в охране промышленной собственности на территориях независимых государств — субъектов

1 В советской юридической литературе и на практике не применялся термин «патентное право», что в принципе было оправданным, так как патентная форма почти не использовалась для охраны советских изобретений и промышленных образцов.

2 В течение 50 лет основным источником правового регулирования изобретательских отношений были подзаконные акты, утверждаемые Правительством и Патентным ведомством. Раздел «Право на изобретение, рационализаторское предложение и промышленный образец» Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. и соответствующий раздел ГК РСФСР 1964 г. содержали лишь несколько самых общих норм, носивших отсылочный характер и малопригодных для практического применения.

3 Известия. 1988, 27 декабря; 1990, 7 апреля.

4 ВВС. 1991. № 25. Ст. 703.

5 ВВС. 1991. № 32. Ст. 908.

бывшего СССР. Ни одно из независимых государств, включая Россию, не имело законов об охране промышленной собственности и ведомств по ее охране. Союзный Закон «Об изобретениях в СССР» не мог эффективно действовать на территории России, поскольку 22 статьи данного закона должны были быть изъяты, изменены или дополнены как вступающие в противоречие с законами РФ «О налогах и налоговой политике», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «Об инвестициях и инвестиционной политике»1.

Таким образом, в области охраны промышленной собственности создалась кризисная ситуация, для выхода из которой полномочные представители независимых государств с осени 1991 г. начали работу по созданию межгосударственной патентной системы. В октябре 1991 г. ими был подписан совместный протокол о намерении заключить между собой Конвенцию об охране промышленной собственности. Учитывая, однако, что для подготовки такой Конвенции необходимо время, было принято решение заключить Временное соглашение об охране промышленной собственности. На встрече в Минске, которая проходила 25—27 декабря 1991 г., был подготовлен и подписан полный комплект документов Соглашения для одобрения его правительствами независимых государств2.

К сожалению, из-за возникших разногласий и деструктивной позиции, занятой отдельными независимыми государствами, данное Соглашение так и не получило одобрения правительств и не вступило в силу. Независимые государства пошли по пути создания своего национального патентного законодательства. В Российской Федерации Патентный закон был принят 23 сентября 1992 г. В отличие от Закона СССР«Об изобретениях в СССР» он регулирует отношения, связанные не только с изобретениями, но и промышленными образцами и полезными моделями. В развитие закона Правительством РФ и Патентным ведомством принят целый ряд подзаконных актов, которые наряду с некоторыми другими законодательными и подзаконными актами, судебной практикой и международными договорами образуют систему источников патентного права.

1 См.: Рассохин В.П., Белов В.В., Пекин Е.И., Цимбалов М.М. Первый шаг к единой патентной системе содружества // ВИ. 1992. № 1—2. С, 2.

2 Текст Временного соглашения опубликован в журнале «Вопросы изобретательства». 1992. № 1—2. С. 6—10-

История развития патентного права: отечественный и зарубежный опыт

Первый патентный закон России «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах» был принят в 1812 году. Для сравнения первый патентный закон Англии был принят в 1623 году. Этим законом провозглашалось исключительное и независимое даже от воли короля право создателя технического новшества использовать его монопольно в течение определенного законом срока (14 лет). Для справки первый в мире патент на изобретение был выдан в 1421 году городской управы Флоренции на имя Филиппо Бруннолески, который изобрел корабельный поворотный кран.

В 1833 году закон 1812 года был изменен, дополнен и был произведен переход к системе предварительного исследования произведений. Однако по-прежнему чиновники могли отказать в выдаче привилегий, руководствуясь принципом целесообразности. Лишь в 1870 году привилегия стала документом, констатирующим право всякого, кто создаст отвечающее требованиям закона техническое новшество. Подписывал этот документ министр финансов РИ.

В США основы патентной системы были заложены в 1836 году, когда было учреждено патентное ведомство.

Полноценный патентный закон, отвечающим в ту эпоху стандартам в России был принят в 1896 году. Он назывался «Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования».

Наряду с изобретениями объектом патентной охраны середины 19 века стали промышленные образцы («Положение о праве собственности на фабричные рисунки и модели 1864 года», которое вошло в устав свода промышленности о законах).

Декретом 1919 года все вышеуказанные акты были отменены. Вместе с тем потребности восстановления промышленности привели к необходимости создания соответствующего законодательства.

В 1924 году были приняты два закона, относимых к этой области: «Положение о патентах на изобретения, по которому патент вновь стал основной формой охраны» и «Постановление о промышленных образцах (рисунках и моделях)». Заявителю давалось удостоверение на промышленный образец. Со свертыванием НЭПа изменилось и законодательство. Переход к централизованной экономике предрешил судьбу этих законов. Первый был заменен положением 1931 года, «Об изобретениях и технических усовершенствованиях, по которому охранным документом стало авторское свидетельство». Второй был отменен в 1936 году без замены. Рисунки стали охраняться авторским правом, а полезные модели подпадали под понятие технических усовершенствований. И лишь с присоединением в 1965 году СССР к Парижской конвенции по охране промышленной собственности было принято постановление о промышленных образцах и утверждено соответствующее положение. Была редакция 1981 года. В 80-е годы стал активно обсуждаться вопрос о новых подходах по законодательному регулированию объектов промышленной собственности. В 1991 году был принят закон об изобретениях в СССР. Вступил в действие 1 июля 1991 года. В июле был принят закон о промышленных образцах, который должен был начать действовать с 1.01.1992 года. Разрабатывались закон о патентном суде СССР; положение о патентных поверенных, однако известная цепь политических событий не позволила этим законам проявить свою эффективность. В 1992 году был принят «Патентный закон РФ», который был основным источником права в этой области.

3.Система источников патентного права

В настоящее время основным источником патентного права является 4 часть ГК РФ (Гл.72). Кроме того, из числа законов следует также назвать ФЗ от 30.12.2008 г. №316 — ФЗ «О патентных поверенных».

В этой связи 26 декабря 1991 года РФ официально заявила, что членство СССР в ВОИС во всех ее органах, а также во всех конвенциях, соглашениях, МП документах, подписанных в рамках ВОИС или под ее эгидой продолжаются РФ. 12 марта 1993 года главы 8 стран СНГ подписали соглашение о мерах по охране промышленной собственности и создании соответствующего межгосударственного совета (Минск, 1993).

17 февраля 1994 года ВОИС был принят текст Евразийской патентной конвенции. Для РФ конвенция вступила в силу 27.09.1995 года.

В Вашингтоне в 1970 году был подписан договор о патентной кооперации. С 2000 года ее участником стала РФ. Кроме того, следует иметь в виду следующие документы: Конвенция о выдаче европейских патентов (предусматривает выдачу патента, предоставляющих владельцу те же права, какими обладают жители стран-участниц этой конвенции).

Люксембургская конвенция (1975) как и европейский патент предоставляет охрану, идентичную охране в странах-участницах европейского сообщества.

Кроме того парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года, Локармкое соглашение об учреждении международной классификации промышленных образцов (1968) и Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков (1891).

По общему правилу действие во времени данных документов и прежде всего ГК РФ распространяется на отношения, сложившиеся после вступления в силу соответствующих актов. Однако, в качестве исключений нормы могут распространяться и на те отношения ,которые возникли и до этого момента, и срок их длительности еще не истек.

Территориальный аспект действия патентного права основан на праве о том, что действие патентов, выданных в РФ распространяется только на территорию РФ. За ее пределами права патентообладателей признаются с учетом международного принципа взаимности, и в русле имеющихся договоров и соглащениями

По кругу лиц патентное законодательство действует следующим образом: защите подлежат граждане РФ; иностранные физические лица и юридические лица получают охрану в зависимости от условия взаимности, что зависит от того, пользуются ли охраной граждане.

Тема 10: «Объекты и субъекты патентного права»

Под объектами патентного праваследует понимать те явления, по поводу которых устанавливаются соответствующие субъективные права и обязанности. К числу таковых законодательство РФ относит:

Для каждого из них характерен свой набор критериев охраноспособности, т.е. тех критериев, которым должны соответствовать технические и иные новшества в плане получения таковыми правовой охраны. Рассмотрим отдельные виды объектов патентного права и характерные критерии патентоспособности данных объектов.

Изобретение.По смыслу закона изобретением является новое, имеющее изобретательский уровень и промышленно применимое решение творческо-технического характера. Изобретениями могут быть названы только такие результаты, которые подпадают под одну из рубрик, определенных законом: это либо устройство, либо способы, либо вещества, либо штаммы микроорганизмов, а также культуры клеток растений и животных. Ряд из названных результатом интеллектуальной деятельности несмотря на то, что может отвечать данным наименованиям по сути, не могут получать правовую охрану в силу определенных причин. Так, ряд объектов выводится за рамки правовой охраны постольку, поскольку за ними кроется определенная опасность для человека и человечества. Сюда относятся способы клонирования человека, способы модификации генетической целостности клеток с зародышевой линией человека, использование человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческих целях, а также иные решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Из охраны патентного права исключаются также некоторые предложения научного, технического и организационного характера, так как они не являются изобретениями по своей сути. К этой группе относятся открытия, научные теории и математические методы, правила и методы игр интеллектуальной или хозяйственной деятельности, программы для ЭВМ, решения, касающиеся только внешнего вида изделий и решения, заключающиеся только в представлении информации.

Ряд объектов, которые, по сути, близки к изобретениям патентного права не охраняются, так как получают охрану в рамках других законодательных институтов: сорта растений; породы животных и биологические способы их получения, исключая микробиологические способы и продукты, полученные такими способами.

Топологии интегральных микросхем также не признаются изобретениями. Для изобретений характерны 3 критерия, по которым то или иное техническое решение может получить охрану в качестве изобретения с выдачей соответствующего охранного документа в виде патента:

Это интересно:  К видам патентных прав относятся

1. новизна (неизвестность данного решения из уровня техники на дату приоритета. Под уровнем техники понимается вся совокупность общедоступных сведений в мировом масштабе, т.е. это абсолютная новизна. В эту совокупность сведений входят опубликованные ранее сведения, раскрывающие сущность изобретения как технических решений; ранее поданные, но не опубликованные заявки на изобретения других лиц, поступившие в патентное ведомство, если они не были отозваны; запатентованные в РФ изобретения и полезные модели с датой их приоритета. Таким образом, если поступающее в патентное ведомство заявление на патентование определенного технического решения содержит решение, уже известное науке, патент выдан быть не может. Все эти сведения, выражающие суть данного технического решения рассматриваются как обстоятельства, порочащие новизну изобретения. Нередко публикация содержательных аспектов технического решения или его значительных вещей осуществляется самими авторами в рамках научной деятельности, в силу чего сам автор может помешать себе получить в дальнейшем патент на данное решение. Однако законодательство, учитывая данный вопрос, предоставляет ученым-разработчикам так называемую льготу по новизне. Она заключается в том, что если заявка подается в патентное ведомство по происшествии не более чем 6 месяцев с момента публикации, она признается отвечающей требованием по новизне. Обстоятельством, порочащим новизну произведения может быть также открытое применение изобретения, т.е. такие случаи его использования, при которых оно становится настолько известным неопределенному кругу лиц, что специалисты могут воспроизвести его, уловив» заключенную в нем базовую формулу. К примеру, во второй половине ХХ века Окружной суд штата Миннесоты признал недействительным патент на машину для строительства дорог и аэродромов, так как за год до подачи заявки был выпущен выставочный проспект, содержавший тот объем сведений и данных, которые были достаточны для понимания специалистами. Патент был аннулирован. Вместе с тем, секретные демонстрации и показы в присутствии специалистов, находящихся по долгу службы и, как правило, ограниченных договорами о неразглашении не рассматриваются как ситуации публичного открытого использования объектов, что не мешает последующему патентованию. Кроме того, здесь также действует 6-месячная льгота по новизне. Эти правила характерны для большинства стран, в т.ч. и России.

2. изобретательский уровень (под изобретательским уровнем понимается неочевидность заявленного на патентование решения для специалиста в этой области. Трудность оценки этого критерия заключается в том, что в нем немало субъективных моментов. При принятии во внимание критерия очевидности/неочевидности уже не входят поданные и не отозванные заявки, а также запатентованные изобретения, если сведения о них не опубликованы. Как и новизна изобретательский уровень устанавливается на дату приоритета, т.е. по общему правилу на дату подачи заявки в патентное ведомство, поэтому все сведения, которые становятся общедоступными способами. Здесь также действует 6-месячная льгота, аналогичная льготе по новизне);

3. промышленная применимость (изобретение является промышленно применимым, если может быть использовано как в настоящий момент, так и в перспективе в промышленности, с/х, здравоохранении, экономики и друг сферах . Напрямую промышленная применимость с датой приоритета или уровнем техники не связывается.

Полезная модель.Охрана ПМ была предусмотрена еще Парижской конвенцией по охране промышленной собственности. Затем такая охрана стала предоставляться законодательствами различных стран, придерживаясь, преимущество германской системы охраны технических новшеств (ФРГ, Италия, Испания, Португалия, Япония, Сомали, Венесуэла, Польша и др.).

При этом ПМ могли получать охрану либо в рамках общего законодательства о промышленной собственности, как например, в Испании, России, либо в рамках отдельных законов в рамках промышленной собственности как в ФРГ или Японии.

Впервые на соответствующем уровне полезная модель получили охрану в Германии в 1891 году. После того, как Имперский суд указал, что закон должен защищать и те технические решения, которые будучи новыми, не обладают требуемым уровнем изобретательского творчества. При этом речь шла о тех решениях, которые представляют собой устройства (конструкции) чего-либо. Способы и вещества этим понятием не охватываются.

Для России этот институт относительно новый. Свое место он нашел в рамках Патентного закона 1992 года. Сегодня это также ГК РФ (4 часть).

Правовой режим полезная модель во многом сходен с режимом изобретений, что позволяет нередко именовать их как малые изобретения. Вместе с тем есть и свои особенности. Закон ФРГ определяет полезная модель как производственную аппаратуру, предметы потребления или их части, поскольку они служат производственным или потребительским целям в силу их новой формы, расположения частей или устройства. Японский закон определяет полезная модель как приспособление, которое может применяться промышленным путем и относится к форме, устройству и компоновке изделия. Российский закон (1351) под полезной моделю понимает технические решения, относящиеся к устройству (способы, вещества, штаммы микроорганизмов и т.п. полезными моделями не признаются).

полезная модель используются главным образом малыми и средними предприятиями. Прежде всего, это связано с тем, что:

а) это наиболее доступная форма защиты технических решений;

б) довольно быстрая и простая процедура получения патента;

в) эта форма связана с наименьшими затратами на получение патента и на поддержание его в силе.

Охраноспособность полезная модель определяется двумя признаками:

1. новизна (неизвестность из уровня техники тех существенных признаков, которые характерны для данной полезной модели. При этом в отличие от изобретений здесь речь идет не об абсолютной мировой новизне, а не об относительной, поскольку в совокупность общедоступных сведений о технических решения подобного рода как показателе уровня техники включаются лишь опубликованные сведения, содержащие информацию об аналогичных устройствах на дату приоритета, т.е. по общему правилу на дату подачи заявки в патентное ведомство. Открытое использование изобретений за пределами России средств, тождественных заявляемой модели в эту совокупность не входит. Также следует иметь в виду, что речь идет лишь о сведениях, публично доступных. Секретные, закрытые служебные сведения, с которыми не могло ознакомиться потенциально любое заинтересованное лицо, публикацией, порочащей новизну, не считается. Вместе с тем в совокупность общедоступных сведений, так же как в отношении изобретений все поданные и не отозванные заявки, а также запатентованные в РФ полезные модели. Так же как и для изобретений действует так называемая льгота по новизне. У заявителя есть Возмездность подать заявку в патентное ведомство не позднее истечения 6 месяцев после даты раскрытия и опубликования данной информации);

2. промышленная применимость(возможность использования данного технического решения как устройства в любых отраслях хозяйственной деятельности и социальной сферы. При этом это может быть использование как в настоящий момент, так и в перспективе, когда будут созданы соответствующие условия для производства и реализации данного изделия. При этом речь должна идти не о разовом, а многократном использовании данного типа устройства. Если полезная модель содержит какие-либо уникальные характеристики и не может быть воспроизведена, то данное решение промышленно применимым не признается, и охрана таковому не предоставляется. Принципиальное отличие полезной модели от изобретения не требует изобретательского уровня, несмотря на новизну, тем не менее, может быть вполне очевидно для специалистов в данной области. Поэтому нередко законодательством предусматривается возможность преобразования заявок на изобретения в заявке на полезную модель, причем с той же датой приоритета (1379).

Поскольку в процессе прохождения заявки может проявиться факт того, что предполагаемая изначально «неочевидность» данного решения не столь высока, и решение вполне очевидно для специалистов с тем, чтобы не нарушать общий ход правовых процессов и получить патент на полезную модель заявителю предоставляется возможность преобразовать первоначальную заявку на заявку полезную модель, но с сохранением той же даты приоритета.

Промышленный образец. Обеспечение правовой охраной промышленных образцов диктуется потребностями рынка, так как и для производителя, и для продавца важно, чтобы изделие имело привлекательный для потребителя внешний вид, от чего зависит и рентабельность производства. На международном уровне это стало регламентироваться, начиная с Парижской конвенции 1883 года. Кроме того, Гаагским соглашением о международной регистрации промышленных образцов 1925 года и Локарнским соглашением о международной классификации промышленных образцов 1968 года.

Промышленный образецхудожественно-конструкторское изделие промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. Это не сами изделия, а форма (внешний вид изделий). Оформление может быть как в объемном варианте, так и в виде рисунка на поверхности изделия. Может иметь место и сочетание. Промышленному образцу охрана предоставляется, если он является:

а) новым (неизвестность из уровня промышленных образцов заявляемого решения внешнего вида. При этом в уровень промышленных образцов входят сведения, отражающие опубликованные решения, поданные и не отозванные заявки на промышленные образцы, а также запатентованные промышленные образцы. В опубликованные сведения наряду с собственно публикацией входит также применение на публике данных объектов. Здесь также действует 6-месяченая льгота по новизне);

б) оригинальным (отсутствие заимствования, копирования, творческий подход автора к созданию промышленного образца. Правовая охрана не предоставляется тем решениям, которые выражают исключительно утилитарную, техническую функцию изделия (так, например, суд ВБ признал недействительной регистрацию в качестве промышленного образца ветрового стекла мотоцикла, поскольку присущий ему цилиндрический изгиб выполнял лишь функцию придания более жесткости данному стеклу. Внешний вид рассматривался как вторичное явление. По этой же причине в США не признали в свое время в качестве ПО шестигранную гайку, подшипник, сверло и т.д.).

Охрана не предоставляется также объектам архитектуры (объекты малых форм), промышленным, гидротехнических и другим сооружениям (зачастую охраняются произведением); противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали.

1.1 История развития патентного законодательства в России

Развитие патентного права в Российской Империи началось с выдачи отдельным лицам так называемых привилегий. Этот документ удостоверял право на монопольное производство отдельных товаров, право на беспошлинную торговлю и т.п. Затем стали выдаваться привилегии на организацию производства и использования новинок.

17 июня 1812 г. был принят Закон «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах». Привилегии на собственные и ввозимые из-за границы изобретения выдавались сроком на три, пять и десять лет. За выдачу их взималась пошлина в размере соответственно 300, 500 и 1500 руб. Проверка изобретений на новизну не проводилась. Этот Закон был изменен и дополнен в 1833 г. Им было введeно предварительное исследование изобретений. На обладателя привилегии возлагалась обязанность использовать изобретение, ему запрещалось переуступать привилегии акционерным компаниям. Правительственные чиновники могли отказать в выдаче привилегии соискателю ее, руководствуясь соображениями «целесообразности» изобретения. Право на отказ было отменено лишь в 1870 г. С этого времени выдача привилегии стала проводиться в «упрощенном порядке»: за подписью лишь одного Министра финансов. Привилегия подтверждала наличие определенных прав у лица, создавшего техническое новшество, отвечающее требованиям Закона.

Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования от 20 мая 1896 г. содержало более четкое определение понятия «охраняемое изобретение»: оно должно относиться к области промышленности и иметь существенную новизну. Привилегии на изобретения выдавались министром торговли и промышленности после экспертизы заявок. Они действовали 15 лет и могли свободно отчуждаться их обладателями. Обладатель привилегии мог выдавать лицензию на изобретение при жизни и передавать ее по наследству. Он обязан был использовать свое изобретение в течение пяти лет под угрозой прекращения ее действия.

11 июля 1864 г. было принято Положение о праве собственности на фабричные рисунки и модели, которое вошло в Устав о промышленности Свода Законов (том XI, ч. 2). Положение предоставило возможность создателю рисунка или модели, предназначенных для воспроизведения в заводских, фабричных и ремесленных изделиях, закрепить за собой исключительные права на их использование на срок от 1 до 10 лет. Право на промышленный образец могло передаваться третьим лицам. За самовольное его использование виновное лицо независимо от возмещения причиненных им убытков, подвергалось наказанию в виде денежного штрафа.

После Октябрьской революции Декрет от 30 июня 1919 г. ликвидировал систему патентной охраны и предоставил государству право закреплять за собой право на любое изобретение. Только автору секретного изобретения, относящегося к области обороны, гарантировались признание и охрана его авторства, а также право на вознаграждение, которые удостоверялись авторским свидетельством.

Период восстановления прав авторов изобретений, промышленных образцов и моделей, действовавших в Российской империи, занял 74 года.

09 июня 1965 г. Совет Министров СССР постановлением «О промышленных образцах» восстановил охрану промышленных образцов как самостоятельных объектов интеллектуальной собственности. Этим постановлением патентное ведомство утвердило «Положение о промышленных образцах»; 08 июля 1981 г. Совет Министров СССР утвердил «Положение о промышленных образцах», содержавшее правила, приближенные к международным стандартам; 31мая 1991 г. принят Закон СССР «Об изобретениях в СССР»; 10 июля 1991 г. принят Закон СССР «О промышленных образцах»; 23 сентября 1992 г. принят Патентный закон Российской Федерации. Этот Закон регулирует отношения, связанные с тремя объектами промышленной собственности: изобретениями, полезными моделями и промышленными образцами.

Это интересно:  Работа по двум патентам

Патентный закон РФ отменен 01.01.2008 с вступлением в законную силу Четвертой части Гражданского кодекса РФ.

1.2 Международные организации по охране интеллектуальной собственности

Интернационализация правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности сегодня является одной из характерных и показательных черт современной международной экономической жизни. Причинами этого явления являются, во-первых, глобальная связь национальных экономик, обусловленная технологической революцией и появлением новейших информационных технологий, и, во-вторых, возросшая роль новых технических знаний, как факторов, предопределяющих в значительной мере прибыльность производственной деятельности и конкурентоспособность производимых товаров, оказываемых услуг и выполняемых работ.

Интернационализация сферы интеллектуальной собственности требует соответствующей координации этого процесса. Эта координация осуществляется международными сообществами. Существует два вида подобных организаций: общемировой и региональный.

На общемировом уровне ключевая роль в части установления всех основополагающих аспектов в области охраны интеллектуальной собственности и торговли правами на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности принадлежат Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и Всемирной торговой организации (ВТО).

На региональном уровне видное место занимают Европейская патентная организация (ЕПО), Евразийская патентная организация (ЕАПО), Африканская организация интеллектуальной собственности (OAPI), Африканская региональная организация по охране промышленной собственности (ARIPO).

Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). ВОИС является наиболее крупной международной организацией, в число функций которой входит весьма широкий спектр вопросов, связанных с охраной и использованием результатов интеллектуальной деятельности.

ВОИС входит в систему Организации Объединенных Наций, в рамках которой осуществляет свою деятельность в соответствии с основополагающими документами, соглашениями и договорами.

Основополагающим документом ВОИС является Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, подписанная в Стокгольме 14 июля 1967 г. 1

В Конвенции определенны цели создания ВОИС, ее функции, вопросы членства, органы управления и сотрудничество с другими организациями.

ВОИС выполняет большую работу по обеспечению признания существующих международных соглашений в области интеллектуальной собственности, по их обновлению и пересмотру, по разработке новых международных договоров. Таким образом, за последние годы под эгидой ВОИС заключен: Договор по авторскому праву от 20 декабря 1996 г., Договор по исполнениям и фонограммам от 20 декабря 1996 г., Договор о законах по товарным знакам от 27 октября 1994 г., Договор о патентном праве от 1 июня 2000 г.

Признавая важную роль ВОИС в деле взаимопонимания и сотрудничества между государствами в интересах их взаимной выгоды, многие страны между тем не вполне удовлетворены ее деятельностью. Причиной этому является угроза коммерческим интересам государств, являющихся экспортерами результатов интеллектуальной деятельности. Но таких государств меньшинство, в то время как правила международных соглашений диктуются большинством государств — членов ВОИС, являющихся импортерами интеллектуальной продукции.

С 1 января 1996 г. Вступило в силу соглашение между ВОИС И ВТО, которое предусматривает сотрудничество в реализации Соглашения о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность.

Всемирная торговая организация (ВТО) утверждена Марракешским соглашением об утверждении ВТО, вступившим в силу 1 января 1996 г. Она является международной межгосударственной организацией, членами которой могут быть не только государства, но и обладающие полной автономией таможенные территории.

Соглашением об утверждении ВТО предусматривается два вида членства в этой организации: первоначальное и производное. Первоначальное членство получили государства-учередители, а путем присоединения членом ВТО может стать любое государство или таможенная автономная территория.

Перед ВТО главной задачей стоит оказание содействия выполнению, действию и применению новой многосторонней торговой системы, установленной соглашениями, заключенными в ее рамках.

ВТО обязана обеспечивать функционирование механизма по разрешению споров и механизма обзора торговой политики.

Структура ВТО предусматривает наличие трех главных органов этой международной организации:

Конференция министров является непостоянным органом, состоящим из всех государств, членов ВТО. Она созывается не реже одного раза в два года, на уровне министров иностранных и министров торговли стран-участниц.

Генеральный совет является исполнительным органом ВТО, который осуществляет функции Конференции министров в перерывах между ее сессиями. В состав Генерального совета входят: Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность. Они уполномочены осуществлять контроль за действием многосторонних соглашений.

Секретариат является постоянно действующим органом ВТО, уполномоченным решать административные вопросы. Секретариат возглавляет Генеральный директор. К основным функциям Секретариата относят подготовку проектов решений Конференции министров и Генерального совета, предоставление консультационных и информационных услуг.

Европейское патентная организация (ЕПО) является самой крупной и авторитетной региональной патентной организацией. Она была создана в соответствии с Европейской патентной конвенцией, заключенной 5 октября 1997 г. Основной целью создания ЕПО является осуществление процедуры выдачи европейского патента, который приобретает национальный статус в странах, для которых он был испрошен.

ЕПО обладает административной и финансовой самостоятельностью. Главными ее органами являются Европейское патентное ведомство и Административный совет. Европейское патентное ведомство осуществляет выдачу европейского патента, а Административный совет контролирует деятельность Европейского патентного ведомства.

В структуру Европейского патентного ведомства входит Апелляционная палата, которая состоит из Большой апелляционной палат, Апелляционной палаты по техническим вопросам и Апелляционной палаты по правовым вопросам.

Административный совет состоит из представителей государств, участников Европейского патентной конвенции. Основными функциями Совета являются:

— внесение и пересмотр поправок к правилам Конвенции;

— утверждение изменений размеров патентных пошлин.

Функционирование ЕПО и использование ее возможностей дает значительные преимущества и заявителям, и участникам Конвенции.

Евразийская патентная организация (ЕАПО) является региональной международной организацией, которая выполняет административные задачи, связанные с функционированием Евразийской патентной системы и выдачей евразийских патентов.

Органами ЕАПО является Административный совет и Евразийское патентное ведомство.

Административный совет является представительным органом ЕАПО, главной задачей которого является контроль за деятельностью Евразийское патентное ведомство. Административный совет собирается на заседание каждый календарный год.

Евразийское патентное ведомство выполняет все административные функции ЕАПО и является ее секретариатом. Ведомство возглавляет президент, который определяет его структуру и назначает персонал. Президент имеет право участвовать во всех заседаниях Административного совета с правом совещательного голоса.

Штаб-квартира ЕАПО расположена в Москве.

Африканская организация интеллектуальной собственности (OAPI) была создана на основе заключенного 2 марта 1977 г. Бангийского соглашения. Его основная цель состоит в том, чтобы путем объединения усилий стран-участниц облегчить охраны на интеллектуальную собственность.

Руководящими органами OAPI являются:

— Высшая комиссия жалоб.

Административный совет представляет собой высший орган OAPI , состоящий из представителей государств-членов. Каждое государство-член представлено в Административном совете одним представителем.

Генеральная дирекция является исполнительным органом OAPI и выступает в роли патентного ведомства. Дирекцию возглавляет Генеральный директор OAPI, который назначается на свой пост Административным советом на пятилетний срок.

Высшая комиссия жалоб является выборным органом. Она состоит из трех членов, выбираемых посредством жеребьевки из списка представителей.

Местонахождение OAPI определено в г. Яунде, Федеральная Республика Камерун.

Африканская региональная организация промышленной собственности (АRIPO) была создана в результате подписания 9 декабря 1976 г. В Лусаке Соглашения о создании Африканской региональной организации по охране промышленной собственности.

Основными целями АRIPO являются:

— развитие и унификация законодательства о промышленной собственности;

— создание совместных органов и служб;

— установление связей между членами организации;

— содействие развитие науки и техники государств-членов.

Руководящими органами АRIPO являются:

Совет Министров представляет собой высший орган АRIPO. В его состав входят министры правительств государств-членов, которые отвечают за решение вопросов в сфере промышленной собственности.

Административный совет АRIPO состоит из глав ведомств по делам промышленной собственности государств членов Организации. Совет возглавляет Председатель. Административный совет созывается на заседание один раз в год.

Секретариат является исполнительным органом АRIPO. Он возглавляется генеральным директором, который назначается на возобновляемый четырехлетний срок.

История патентного права в России и за рубежом

История патентного права в России и за рубежом

Все, что вокруг нас, всё, что сегодня используется нами, было когда-то изобретено человеком, его творческим гением. Трудно переоценить роль изобретательского ума не только для истории человечества в целом, но и локально — для развития экономики. В условиях рынка объекты интеллектуальной собственности представляют собойзначительные материальные ценности. Поэтому для современности возрастает актуальность разработки грамотной и эффективной патентной политики. Патентная политика для компании позволяет ей создавать оптимальные рыночные условия — осуществляет защиту от конкурентов за счет оформления монопольных прав на новую продукцию («стратегия щита»), а также блокировать деятельность конкурентов, контролировать рынок ипреследовать нарушителей («стратегия меча»).
Среди результатов деятельности человека особое место занимают результаты творческой деятельности, прежде всего изобретения и произведения науки, литературы и искусства, а также селекционные достижения, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем и т.д.
На протяжении долгого времени результаты интеллектуальной творческой деятельности человека не быличьей-либо собственностью, т.е. в современном представлении они являлись общественным достоянием.
Собственность на результаты творческой деятельности стала признаваться лишь с XV в.
С современными представлениями понятие «интеллектуальная собственность» может быть определено следующим образом.
Интеллектуальная собственность — это установленное юридическими законами право некоторых лиц нарезультаты интеллектуальной деятельности этих же или иных лиц.
Для защиты интеллектуальной собственности во всем мире выдается патент. Патент на изобретение может быть выдан, если изобретение удовлетворяет трем основным условиям патентоспособности:
является новым, то есть неизвестно из существующего уровня техники;
имеет изобретательский уровень, то есть предлагаемое решение для специалиста явным образом не следуетиз уровня техники (является неочевидным);
является промышленно применимым, то есть может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях деятельности.
Соответствие изобретения условиям патентоспособности определяется государственной экспертизой. Если в процессе экспертизы выясняется соответствие изобретения трем указанным условиям, то в этом случае заявителю может бытьвыдан патент. Правовая система интеллектуальной собственности образована национальным законодательством и международными договорами. В России законодательство включено в часть четвертую Гражданского кодекса. Защита интеллектуальной собственности в России является актуальной проблемой современности. Т.к. данный институт права является относительно молодым и малоприменяемым на практике.
Объектом контрольнойработы являются нормы действующего российского законодательства, осуществляющего правовое регулирование патентных отношений, правоприменительная деятельность по реализации этих норм.
Главными целями работы является рассмотрение развития международных аспектов патентного права, правовая система передачи прав на использование объектов патентного права в России, а главным образом рассмотретьсовременное состояние патентного права и применение его на практике.

1. История развития патентного законодательства в России

Развитие патентного права в Российской Империи началось с выдачи отдельным лицам так называемых привилегий. Этот документ удостоверял право на монопольное производство отдельных товаров, право на беспошлинную торговлю и т.п. Затем стали выдаваться привилегии на организацию производства ииспользования новинок.
июня 1812 г. был принят Закон «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах». Привилегии на собственные и ввозимые из-за границы изобретения выдавались сроком на три, пять и десять лет. За выдачу их взималась пошлина в размере соответственно 300, 500 и 1500 руб. Проверка изобретений на новизну не проводилась.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Связанные рефераты

Патентное право в дореволюционной России

. МИНОБРНАУКИ РОССИИ Государственное образовательное учреждение высшего.

Авторское и патентное право в России

. дисциплине: Авторское и патентное право на тему: Авторское и.

7 Стр. 28 Просмотры

Патентное право России

. РЕФЕРАТ По дисциплине «Правоведение» «Патентное право.

История развития менеджмента в России и за рубеж

. История развития менеджмента в России и за рубежом Введение.

История развития статистики в России и за рубежо

. 1) История развития статистики в России и за рубежом. Вначале.

Статья написана по материалам сайтов: lektsii.org, pravo.bobrodobro.ru, www.skachatreferat.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector