Евразийская конвенция о патентах

Еременко В.И., начальник отдела права Евразийского патентного ведомства, доктор юридических наук.

Разработка и принятие Евразийской патентной конвенции — это следствие объективных процессов патентной интеграции, происходивших на постсоветском евразийском пространстве. После упразднения в декабре 1991 г. Госпатента СССР и образования национальных патентных ведомств в бывших республиках СССР изобретатели и хозяйствующие субъекты были поставлены перед необходимостью подавать патентные заявки в каждое национальное патентное ведомство для защиты своих имущественных интересов в государствах — субъектах бывшего СССР. Это было связано со значительными неудобствами, потерей времени и дополнительными расходами. Поэтому возникла идея создания путем принятия международного договора единого патентного ведомства, деятельность которого компенсировала бы негативные последствия нарушения единого патентного пространства на территориях вновь образованных государств.

Реальные шаги по созданию Евразийской патентной организации были предприняты в 1993 г. В г. Москве 12 марта 1993 г. состоялось совещание глав правительств государств СНГ, где было подписано Соглашение о мерах по охране промышленной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности. Статья 1 данного Соглашения предусматривала, в частности, разработку Конвенции по охране промышленной собственности открытого типа. Вскоре, однако, от идеи разработки полномасштабной Конвенции, включающей ряд объектов промышленной собственности, пришлось отказаться. На первом этапе создания межгосударственной системы правовой охраны промышленной собственности было решено ограничиться интеграцией в области охраны изобретений.

Официальное подписание Евразийской патентной конвенции (ЕАПК) состоялось 9 сентября 1994 г. в г. Москве на заседании Совета глав правительств стран СНГ. ЕАПК была подписана главами правительств Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана и Украины, после чего начался процесс ратификации и присоединения к ЕАПК.

ЕАПК не была ратифицирована Грузией и Украиной. Однако к ней первым присоединился Туркменистан, после чего процесс ратификации набрал полные обороты. ЕАПК в соответствии со ст. 26 (4) вступила в силу 12 августа 1995 г. после сдачи на хранение Генеральному директору Всемирной организации интеллектуальной собственности акта о присоединении к Конвенции Туркменистана (1 марта 1995 г.) и ратификационных грамот Республики Беларусь (8 мая 1995 г.) и Республики Таджикистан (12 мая 1995 г.). По состоянию на 1 января 2005 г. государствами — участниками ЕАПК являются следующие государства (по мере их графика ратификации ЕАПК или присоединения к ней): Республика Туркменистан, Республика Беларусь, Республика Таджикистан, Российская Федерация, Республика Казахстан, Азербайджанская Республика, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Республика Армения.

Вступление в силу Евразийской патентной конвенции — значительное событие для изобретателей и предпринимателей как государств — бывших субъектов СССР, так и всего мирового сообщества.

С 1 января 1996 г. приступило к работе по приему и рассмотрению евразийских заявок Евразийское патентное ведомство, что практически означало возможность оформления правовой охраны изобретений на основе получения единых евразийских патентов, действующих на территории упомянутых выше девяти государств.

Действие ЕАПК на территории государств-участников обеспечивает заявителям существенные преимущества процедурного и экономического характера.

Вместе с тем важно отметить и политическое значение принятия Евразийской патентной конвенции. Поскольку Евразийская патентная конвенция носит открытый характер, подтверждаемый ее ст. 26, она не ограничена участием государств СНГ. Членство в ЕАПК открыто для любого государства — члена ООН, связанного также Парижской конвенцией по охране промышленной собственности и Договором о патентной кооперации, которое расположено в Европе или Азии.

Декларируя стремление государств — участников ЕАПК создать межгосударственную систему в области охраны изобретений на основе единого патента, преамбула указывает, что заключаемая Евразийская патентная конвенция представляет собой специальное соглашение в соответствии со ст. 19 Парижской конвенции и договор о региональном патенте в соответствии со ст. 45(1) Договора о патентной кооперации (РСТ).

Статьей 1 ЕАПК предусматривается учреждение Евразийской патентной системы. Каково же ее соотношение с национальными патентными системами? В п. 1 ст. 1 ЕАПК предписывается, что государства-участники сохраняют за собой полный суверенитет в части развития своих национальных систем по охране изобретений.

Национальные патентные системы полностью автономны по отношению к Евразийской патентной системе, кроме полномочий в отношении евразийских патентов, которые переданы государствами-участниками в силу положений ЕАПК в компетенцию Евразийской патентной организации, в чем проявилась готовность государств идти в определенной мере на добровольное ограничение суверенитета, что в конечном итоге соответствует их собственным интересам.

Следовательно, Евразийская патентная организация (ЕАПО) — региональная международная организация, имеющая наднациональный характер, основной деятельностью которой является выполнение административных задач, связанных с функционированием Евразийской патентной системы и выдачей единых евразийских патентов. Этот вывод подтверждается также п. 5 ст. 2 ЕАПК, согласно которой ЕАПО является межправительственной организацией.

Данные обстоятельства означают, что ЕАПО по своей природе — субъект международного права со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Основное из них — ее международная правосубъектность, т.е. возможность участия в международных отношениях, урегулированных нормами международного права. При этом ЕАПО, как и другие международные организации, является коллективным субъектом международного права, поскольку ее права и обязанности — это права и обязанности государств-участников в совокупности.

Согласно п. 5 ст. 2 ЕАПК Организация имеет статус юридического лица. В каждом государстве-участнике ЕАПО обладает правоспособностью, которая признана за юридическими лицами в соответствии с национальным законодательством данного государства, может приобретать и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом и защищать свои права в суде. При этом следует отметить, что ЕАПО не является юридическим лицом государства, в котором расположена ее штаб-квартира, или какого-либо иного государства-члена. Поэтому ЕАПО, как и любая другая международная организация, не подпадает под юрисдикцию того государства, на территории которого расположена ее штаб-квартира, и не работает под контролем соответствующих властей государства. Это связано с тем, что международная организация ни в коем случае не должна попадать в зависимость от одного или группы государств-членов.

В этих целях между государством, где располагаются органы международной организации, и международной организацией заключается договор, по которому принимающее государство предоставляет ей помещения, соответствующие привилегии и иммунитеты, необходимые для беспрепятственного осуществления своих задач и целей. В рамках Евразийской патентной системы — это Соглашение между Правительством Российской Федерации и Евразийской патентной организацией о штаб-квартире Евразийской патентной организации, вступившее в силу 15 апреля 1998 г.

Официальный язык ЕАПО — русский, а местонахождение ее штаб-квартиры — г. Москва.

Одним из органов Евразийской патентной организации является Административный совет — своего рода представительный орган, в котором присутствует каждое государство — участник ЕАПК. Его общая задача — контроль над деятельностью Евразийского патентного ведомства.

Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ) выполняет роль исполнительного органа ЕАПО. Как сказано в ст. 4 ЕАПК, Евразийское ведомство выполняет все административные функции Организации. Оно является секретариатом Организации». Евразийское ведомство возглавляет Президент, являющийся высшим должностным лицом ЕАПО.

Евразийская патентная конвенция, являющаяся актом высшей юридической силы в системе нормативных актов ЕАПО, представляет собой правовую основу Евразийской патентной системы. Сама Евразийская патентная конвенция имеет «рамочный» характер, т.е. в ней определены основополагающие нормы, получившие развитие и детализацию в других нормативных актах, в первую очередь в нормативных актах, утвержденных Административным советом ЕАПО, а именно Административной инструкции, Патентной инструкции, Финансовой инструкции, Правилах процедуры Административного совета ЕАПО, Положении о пошлинах ЕАПО.

Так, в Правилах процедуры Административного совета регламентирован порядок проведения заседаний и принятия решений Административным советом.

Предметом регулирования Административной инструкции являются вопросы деятельности Административного совета, управления Евразийским патентным ведомством, включая правила, связанные со штатом служащих. Отдельным нормативным правовым актом утверждено Положение об условиях труда служащих Евразийского патентного ведомства.

Положения Патентной инструкции регулируют правоотношения, связанные с подачей евразийских заявок, их рассмотрением, выдачей евразийских патентов и охраной, предоставляемой евразийскими патентами. Она состоит из шести глав, включающих семьдесят пять правил.

Финансовая инструкция посвящена в основном бюджету ЕАПО, а также ведению бухгалтерского учета и отчетности.

Положение о пошлинах устанавливает порядок, размеры и сроки уплаты пошлин, предусмотренных Конвенцией и Патентной инструкцией.

В частях III и IV ЕАПК закреплены соответственно материальные и процедурные нормы патентного права. Основные их положения сводятся к следующему.

Конвенцией предусматривается заявительская система подачи заявки, согласно которой патент выдается первому заявителю без проверки его правомочий в отношении заявленного изобретения. Как сказано в ст. 7 (2) ЕАПК, в Евразийском ведомстве заявитель считается имеющим право на получение евразийского патента.

Право на евразийский патент принадлежит изобретателю или его правопреемнику.

Патентоспособным признается изобретение, которое является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

Срок действия евразийского патента составляет 20 лет с даты подачи евразийской заявки. Возможно продление срока действия евразийского патента в отношении договаривающегося государства, законодательство которого предусматривает продление срока действия национального патента на изобретение.

Объем правовой охраны, предоставляемой евразийским патентом, определяется формулой изобретения. При этом описание и чертежи служат только для целей толкования формулы изобретения.

Патентовладелец обладает исключительным правом использовать, разрешать или запрещать другим использование запатентованного изобретения. Он может также распоряжаться своим правом: передавать или выдавать на него лицензии. После опубликования евразийской заявки заявителю предоставляется временная охрана в соответствии с национальным законодательством государств-участников.

Споры, касающиеся действительности евразийского патента или нарушения евразийского патента в конкретном государстве-участнике, разрешаются национальными судами или другими компетентными органами этого государства на основании ЕАПК и Патентной инструкции (ст. 13 (1) ЕАПК). При этом решение по спору имеет силу на территории государства-участника, где оно было вынесено, а не во всех государствах — участниках ЕАПК, т.е. это решение не имеет абсолютного характера. Из сказанного следует, что рассмотрение упомянутых выше споров происходит в рамках процессуальных норм государств-участников с применением соответствующих материальных норм нормативных правовых актов ЕАПО, что свидетельствует о едином характере евразийского патента.

В статье 14 ЕАПК приведен примерный перечень деталей, касающихся материальных норм патентного права, которые должны содержаться в Патентной инструкции, включая, например, правопреемство и другие виды передачи права на евразийскую заявку или евразийский патент; в ст. 19 изложен примерный перечень деталей, касающихся евразийской патентной процедуры, которые должны присутствовать в Патентной инструкции, в частности условия и процедура административного аннулирования евразийских патентов.

Согласно ст. 15 ЕАПК евразийская заявка может быть подана непосредственно в Евразийское ведомство или (для заявителей государств-участников) через национальное патентное ведомство, если это предусмотрено законодательством данного государства.

Процедура получения евразийского патента включает следующие этапы: проведение формальной экспертизы, проведение патентного поиска, публикация евразийской заявки, рассмотрение заявки по существу, регистрация евразийского патента, его публикация и выдача патентовладельцу.

Формальная экспертиза евразийской заявки, в том числе поступившей из национального ведомства, проводится в ЕАПВ после установления даты подачи заявки при наличии документа, свидетельствующего об уплате единой процедурной пошлины.

Патентный поиск по евразийской заявке проводится на основе формулы изобретения с соответствующим учетом описания и в случае необходимости с привлечением дополнительных материалов.

Евразийская заявка публикуется ЕАПВ по истечении 18 месяцев с даты ее подачи или, если испрошен приоритет, с даты приоритета либо (по ходатайству заявителя) ранее указанного срока.

По ходатайству заявителя, поданному в ЕАПВ до истечения шести месяцев с даты публикации евразийской заявки, а если отчет о патентном поиске публикуется отдельно, то с даты его публикации и при уплате пошлины ЕАПВ проводит экспертизу заявки по существу.

Если установлено, что изобретение отвечает условиям патентоспособности, ЕАПВ принимает решение о выдаче евразийского патента при условии, что заявитель согласен с редакцией евразийского патента, в которой ЕАПВ намеревается его выдать. Если патентной экспертизой установлено несоответствие предложенного решения какому-либо условию патентоспособности, выносится решение об отказе в выдаче патента.

При несогласии с решением ЕАПВ об отказе в выдаче патента заявитель может в трехмесячный срок с даты получения уведомления об этом отказе подать в ЕАПВ возражение. Это возражение рассматривается в четырехмесячный срок со дня его получения ЕАПВ коллегией, состоящей из трех экспертов, два из которых ранее не принимали решение по существу данного возражения. Постановление по возражению на решение ЕАПВ, утвержденное Президентом, является окончательным.

В течение четырех месяцев с даты направления ЕАПВ заявителю уведомления о готовности выдать евразийский патент (или в течение трех месяцев с даты получения уведомления заявителем) уплачивается пошлина за выдачу евразийского патента и его публикацию. После получения этой пошлины ЕАПВ направляет заявителю решение о выдаче евразийского патента, производит регистрацию патента в Реестре евразийских патентов, осуществляет публикацию сведений о выдаче патента (в течение шести месяцев с даты регистрации патента) и выдачу патента. Дата публикации сведений о выдаче евразийского патента считается датой выдачи евразийского патента.

Евразийский патент имеет действие на территории всех государств-участников с даты его публикации (без уплаты каких-либо дополнительных пошлин) до даты уплаты первой годовой пошлины за поддержание евразийского патента в силе, соответствующей дате подачи евразийской заявки (единый характер действия евразийского патента). После уплаты первой годовой пошлины и указания каждого государства-участника, в котором владелец евразийского патента желает продолжения его действия, евразийский патент действует на территории указанных государств-участников (всех государств или части из них).

После указания владельцем евразийского патента государств-участников, в которых он намерен поддерживать свой патент в силе, единый евразийский патент распределяется, образно говоря, по «национальным квартирам», по числу указанных государств — участников ЕАПК.

Право на евразийский патент может быть восстановлено, но только в отношении договаривающихся государств, национальное законодательство которых предусматривает восстановление права на патент на изобретение.

Часть V ЕАПК касается важных вопросов применения Договора о патентной кооперации (РСТ). Так, в ст. 20 ЕАПК закреплен принцип приоритета норм РСТ: «Договор о патентной кооперации и Инструкция к нему применяются в рамках Евразийской патентной системы, а в случае расхождения между ними и настоящей Конвенцией и Инструкцией применяются первые».

В заключение представляется целесообразным привести некоторые статистические данные, относящиеся к деятельности Евразийского патентного ведомства.

В апреле 1997 г. Евразийское патентное ведомство выдало первый евразийский патент. На 1 января 2005 г. в Реестре евразийских патентов зарегистрировано 5573 и выдано 5318 евразийских патентов.

Таким образом, с вступлением в силу Евразийской патентной конвенции и началом деятельности Евразийского патентного ведомства у изобретателей и хозяйствующих субъектов в зависимости от их экономических интересов на постсоветском пространстве появилась возможность выбора процедуры патентования (национальной или региональной) и получения национального или евразийского патента.

Право промышленной собственности

Евразийская патентная конвенция

Евразийская патентная конвенция была официально подписана 9 сентября 1994 г. в Москве на заседании Совета глав правительств стран СНГ. Условием вступления Конвенции в силу является ее ратификация по крайней мере тремя государствами либо присоединение к ней не менее трех государств. Конвенция вступила в силу 12 августа 1995 г. Участниками Конвенции в настоящее время являются девять государств: Туркменистан, Республика Белоруссия. Республика Таджикистан, Российская Федерация. Республика Казахстан. Азербайджанская Республика, Киргизская Республика. Республика Молдова, Республика Армения.

Конвенция направлена главным образом на создание межгосударственной системы получения правовой охраны изобретений на основе единого патента, действующего на территории договаривающихся государств.

Конвенция содержит девять частей, которые посвящены не только организационным вопросам учреждения Евразийской патентной системы и Евразийской патентной организации, но также материальным и процедурным нормам патентного права, применению Договора о патентной кооперации 1978 г., переходным положениям, информационным услугам.

К ключевым материальным нормам патентного права, согласно Конвенции, относятся правила об условиях патентоспособности изобретения (ст. 6), о содержании патентных прав и об объеме правовой охраны (ст. 9, 10), о принудительном лицензировании (ст. 12).

Говоря о первом из них, следует отметить, что в ст. 6 Конвенции лишь перечисляются условия патентоспособности изобретения, а именно новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость. Определение этих условий отнесено в соответствии со ст. 14 Конвенции к сфере действия Патентной инструкции.

Согласно правилу 3 гл. II Патентной инструкции изобретение признается новым, если оно не является частью предшествующего уровня техники. Предшествующий уровень техники включает все сведения, ставшие общедоступными в мире до даты подачи евразийской заявки, а если испрошен приоритет, — до даты ее приоритета.

Это интересно:  Сколько стоит патент подмосковный

Изобретение имеет изобретательский уровень, если оно для специалиста очевидным образом не следует из предшествующего уровня техники.

Изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других областях человеческой деятельности.

Не признается обстоятельством, препятствующим признанию патентоспособности изобретения, такое раскрытие информации, относящейся к изобретению, изобретателем, заявителем или любым лицом, получившим от них прямо или косвенно эту информацию, при котором сведения о сущности изобретения стали общедоступными не ранее чем за шесть месяцев до даты подачи евразийской заявки или до даты приоритета, если он испрошен. При этом обязанность доказывания обстоятельств раскрытия информации лежит на заявителе.

В соответствии с п. (3) указанного правила не признаются изобретениями как таковые:

  • открытия;
  • научные теории и математические методы;
  • предоставление информации;
  • методы организации и управления хозяйством;
  • условные обозначения, расписания, правила;
  • методы выполнения умственных операций;
  • алгоритмы и программы для вычислительных машин;
  • топологии интегральных микросхем;
  • проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий;
  • решения, касающиеся лишь внешнего вида изделий, направленные на удовлетворение эстетических потребностей.

Кроме того, евразийские патенты не выдаются на:

  • сорта растений и породы животных;
  • изобретения, коммерческое использование которых необходимо предотвратить в целях охраны общественного порядка или морали, включая охрану жизни и здоровья людей и животных или охрану растений, либо во избежание нанесения серьезного ущерба окружающей среде. При этом такое использование не может рассматриваться как таковое в силу только того, что оно запрещено законодательством одного или нескольких договаривающихся государств.

Содержание патентных прав, которыми обладает владелец евразийского патента, определено в ст. 9 Конвенции в традиционных позитивном и негативном аспектах. Владелец евразийского патента обладает исключительным правом использовать, а также разрешать или запрещать другим использование запатентованного изобретения. Ему также предоставлена возможность передавать принадлежащее исключительное право на использование либо выдавать на него лицензии. Согласно п. (1) Правила 16 Патентной инструкции исключительное право на изобретение, предоставляемое евразийским патентом, действует на территории договаривающихся государств в соответствии с их национальным законодательством с учетом норм, содержащихся в Конвенции и Инструкции.

В соответствии с Правилом 17 Патентной инструкции нарушением исключительного права патентовладельца признаются несанкционированные:

  • изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа и иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью продукта, охраняемого евразийским патентом;
  • применение способа, охраняемого евразийским патентом, или предложение к его применению;
  • применение, ввоз, предложение к продаже, продажа и иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью продукта, изготовленного непосредственно способом, охраняемым евразийским патентом.

Объем правовой охраны, предоставляемой евразийским патентом, определяется формулой изобретения. Описание и чертежи служат только для целей толкования формулы изобретения.

Согласно ст. 12 Конвенции, устанавливающей возможность принудительного лицензирования, принудительные лицензии на использование евразийского патента третьими лицами могут выдаваться в соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности компетентным органом договаривающегося государства с действием на территории данного государства. При этом решение о выдаче принудительной лицензии может быть обжаловано в судах или других органах договаривающегося государства, на территории которого выдана указанная лицензия.

Процедурным нормам патентного права посвящена ч. IV Конвенции, содержащая общие положения о подаче евразийской заявки на выдачу евразийского патента (ст. 15), о преобразовании евразийских заявок в национальные патентные заявки (ст. 16), о поддержании евразийских патентов в силе (ст. 17), об уплате пошлин (ст. 18).

Процедурные нормы детализированы в гл. III Патентной инструкции и Правилах составления, подачи и рассмотрения евразийских заявок в Евразийском патентном ведомстве, утвержденных приказом Евразийского патентного ведомства от 3 июня 2002 г. № 12. Пошлины, относящиеся к евразийской заявке или евразийскому патенту, уплачиваются в соответствии с Положением о пошлинах ЕАПО, утвержденным Административным советом ЕАПО 1 декабря 1995 г. (с изм. 2001 г.).

В ч. V Конвенции (ст. 20) содержится важное правило о применении в рамках Евразийской патентной системы Договора о патентной кооперации. Согласно указанному правилу Договор о патентной кооперации и Инструкция к нему подлежат приоритетному применению в случаях расхождения между ними и Конвенцией, а также Патентной инструкцией.

Евразийская конвенция о патентах

от 09 сентября 1994

«Евразийская патентная конвенция»

    Преамбула
  • Часть I. Евразийская патентная системаСтатья 1. Учреждение Евразийской патентной системы
  • Часть II. Евразийская патентная организацияСтатья 2. Учреждение Евразийской патентной организацииСтатья 3. Административный советСтатья 4. Евразийское ведомствоСтатья 5. Финансы
  • Часть III. Материальные нормы патентного праваСтатья 6. Патентоспособные изобретенияСтатья 7. Лица, обладающие правом на евразийский патентСтатья 8. Право приоритетаСтатья 9. Патентные праваСтатья 10. Объем правовой охраныСтатья 11. Срок действия евразийского патентаСтатья 12. Принудительные лицензииСтатья 13. Действительность евразийского патента и осуществление правСтатья 14. Патентная инструкция. Материальные нормы
  • Часть IV. Процедурные нормы патентного праваСтатья 15. Евразийская заявка и выдача евразийского патентаСтатья 16. Преобразование евразийских заявок в национальные патентные заявкиСтатья 17. Поддержание евразийских патентов в силеСтатья 18. ПошлиныСтатья 19. Патентная инструкция. Процедурные нормы
  • Часть V. Применение Договора о патентной кооперации (РСТ)Статья 20. Применение Договора о патентной кооперации
  • Часть VI. Переходные положенияСтатья 21. Поиск. Коллегии
  • Часть VII. Различные положенияСтатья 22. Независимость национальных патентных системСтатья 23. Пересмотр КонвенцииСтатья 24. Урегулирование споров
  • Часть VIII. Информационные услугиСтатья 25. Распространение патентной информации
  • Часть IX. Заключительные положенияСтатья 26. Подписание. Вступление Конвенции в силуСтатья 27. Денонсация. КонвенцииСтатья 28. Депозитарий

См. комментарий к Евразийскому патентному законодательству

Государства — участники настоящей Конвенции (далее — Договаривающиеся Государства) в лице Правительств; руководствуясь желанием укрепить сотрудничество в области охраны изобретений; стремясь создать межгосударственную систему получения такой охраны на основе единого патента, действующего на территории всех Договаривающихся Государств; желая с этой целью заключить Конвенцию, представляющую собой специальное соглашение в соответствии со статьей 19 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года и договор о региональном патенте в соответствии со статьей 45 (1) Договора о патентной кооперации от 19 июня 1970 года, Согласились о нижеследующем:

Часть I Евразийская патентная система

Статья 1 Учреждение Евразийской патентной системы

(1) Договаривающиеся Государства, сохраняя за собой полный суверенитет в части развития своих национальных систем по охране изобретений, настоящим учреждают Евразийскую патентную систему.

(2) Никакое положение настоящей Конвенции не должно пониматься как ограничение прав, предусмотренных Парижской конвенцией по охране промышленной собственности, любого гражданина страны — участницы Парижской конвенции или лица, постоянно проживающего в этой стране.

Часть II Евразийская патентная организация

Статья 2 Учреждение Евразийской патентной организации

(1) Для выполнения административных задач, связанных с функционированием Евразийской патентной системы и выдачей евразийских патентов, учреждается Евразийская патентная организация (далее — Организация).

(2) Все Договаривающиеся Государства являются членами Организации.

(3) Органами Организации являются Административный совет и Евразийское патентное ведомство (далее — Евразийское ведомство).

(4) Евразийское ведомство возглавляет Президент, который является высшим должностным лицом Организации и представляет Организацию.

(5) Организация является межправительственной организацией, имеющей статус юридического лица. Организация обладает в каждом Договаривающемся Государстве правоспособностью, которая признана за юридическими лицами в соответствии с национальным законодательством данного государства. Организация может приобретать и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом и защищать свои права в суде. Местонахождение штаб-квартиры Организации — город Москва, Российская Федерация.

(6) Официальным языком Организации является русский язык.

(7) Организация, полномочные представители Договаривающихся Государств и их заместители, служащие Евразийского ведомства и другие лица, привлекаемые для решения задач Организации, обладают на территории каждого из Договаривающихся государств соответствующими правами, привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются таким государством любой другой международной организации и ее служащим, а на территории Российской Федерации, кроме того, регулируются специальным соглашением о штаб-квартире Организации, заключаемом Организацией с Правительством Российской Федерации.

Статья 3 Административный совет

(1) Каждое Договаривающееся Государство представлено в Административном совете. Каждое Договаривающееся Государство имеет в Административном совете один голос. Кворум составляет две трети от числа Договаривающихся Государств. Решения принимаются на основе консенсуса или, если консенсус не может быть достигнут — простым большинством участвующих в голосовании полномочных представителей Договаривающихся Государств, за исключением случаев, когда настоящей Конвенцией предусматривается единогласие или большинство в две трети голосов.

(2) Административный совет собирается на очередное заседание в каждом календарном году и на внеочередное заседание — по инициативе по меньшей мере трех Договаривающихся государств, Председателя Административного совета или Президента Евразийского ведомства. Заседания созываются Президентом Евразийского ведомства.

(3) Административный совет:

(i) утверждает свои Правила процедуры;

(ii) избирает Председателя Административного совета на возобновляемый двухлетний срок;

(iii) назначает Президента Евразийского ведомства на возобновляемый шестилетний срок; условия назначения регулируются в контракте между Организацией и будущим Президентом;

(iv) дает рекомендации Президенту Евразийского ведомства в отношении назначения Президентом вице-президентов Евразийского ведомства;

(v) одобряет соглашение о штаб-квартире Организации, заключаемое Организацией с Правительством Российской Федерации;

(vi) одобряет соглашения, заключаемые Организацией с государствами и международными организациями;

(vii) утверждает большинством в две трети голосов Патентную инструкцию, Финансовую инструкцию и Административную инструкцию;

(viii) принимает большинством в две трети голосов годовой бюджет, рассматривает годовой отчет и одобряет годовые счета Организации;

(ix) осуществляет другие действия, направленные на решение задач Организации.

(4) Всемирная организация интеллектуальной собственности (далее — ВОИС) принимает участие в заседаниях Административного совета с правом совещательного голоса в соответствии с положениями соглашения, заключаемого между Организацией и ВОИС.

Статья 4 Евразийское ведомство

(1) Евразийское ведомство выполняет все административные функции Организации. Оно является секретариатом Организации.

(2) Президент Евразийского ведомства определяет его структуру и назначает персонал. Он может участвовать во всех заседаниях Административного совета.

(3) Каждое Договаривающееся Государство имеет свою квоту в штате Евразийского ведомства, которая определяется Административной инструкцией.

(4) Евразийское ведомство находится в городе Москве, Российская Федерация.

(1) Организация является самофинансируемой в том смысле, что ее расходы покрываются за счет пошлин и других получаемых ею доходов. Никакое Договаривающееся Государство не может быть обязано уплачивать взносы в Организацию.

(2) Бюджет Организации формируется из следующих источников:

(i) поступлений от пошлин и платежей за услуги, предоставляемые Евразийским ведомством;

(ii) поступлений от издательской деятельности Евразийского ведомства;

(iii) даров, завещанных средств и субсидий, передаваемых Организации;

(iv) ренты, процентов и различных других доходов Организации.

(3) Превышение доходной части бюджета Организации над расходной используется для развития Евразийского ведомства.

(4) Соглашение о штаб-квартире Организации, упоминаемое в статье 3(3)(v), должно предусматривать, что в случаях, когда финансовых средств Организации недостаточно для ее деятельности, Российская Федерация предоставляет Организации авансы. Размеры этих авансов и условия, на которых они предоставляются, в каждом случае являются предметом отдельных соглашений между Организацией и Правительством Российской Федерации.

Часть III Материальные нормы патентного права

Статья 6 Патентоспособные изобретения

Евразийское ведомство выдает евразийский патент на изобретение, которое является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

Статья 7 Лица, обладающие правом на евразийский патент

(1) Право на евразийский патент принадлежит изобретателю или его правопреемнику. При этом, если изобретатель является служащим, то право на евразийский патент определяется в соответствии с законодательством государства, в котором служащий имеет основное место службы; если государство, в котором служащий имеет основное место службы, не может быть определено, применяется законодательство того государства, в котором работодатель занимается предпринимательской деятельностью, с которой связан служащий.

(2) Для целей процедуры в Евразийском ведомстве заявитель считается имеющим право на получение евразийского патента.

Статья 8 Право приоритета

Право приоритета признается в соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности.

Статья 9 Патентные права

(1) Владелец евразийского патента обладает исключительным правом использовать, а также разрешать или запрещать другим использование запатентованного изобретения.

(2) Владелец евразийского патента может передавать свое право или выдавать на него лицензии.

(3) После опубликования заявки на выдачу евразийского патента (далее — евразийская заявка) заявителю предоставляется временная охрана в соответствии с национальным законодательством Договаривающихся Государств.

Статья 10 Объем правовой охраны

Объем правовой охраны, предоставляемой евразийским патентом, определяется формулой изобретения. Описание и чертежи служат только для целей толкования формулы изобретения.

Статья 11 Срок действия евразийского патента

Срок действия евразийского патента составляет 20 лет с даты подачи евразийской заявки.

Статья 12 Принудительные лицензии

(1) Принудительные лицензии на использование евразийского патента третьими лицами могут выдаваться в соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности компетентным органом Договаривающегося Государства с действием на территории данного государства.

(2) Решение о выдаче принудительной лицензии может быть обжаловано в судах или других компетентных органах Договаривающегося Государства, на территории которого выдана принудительная лицензия.

Статья 13 Действительность евразийского патента и осуществление прав

(1) Любой спор, касающийся действительности евразийского патента в конкретном Договаривающемся Государстве или нарушения евразийского патента в конкретном Договаривающемся Государстве, разрешается национальными судами или другими компетентными органами этого государства на основании настоящей Конвенции и Патентной инструкции. Решение имеет силу лишь на территории Договаривающегося Государства.

(2) За нарушение евразийского патента в каждом Договаривающемся Государстве предусматривается такая же гражданско-правовая или иная ответственность, как и за нарушение национального патента.

(3) Любой национальный суд или другой компетентный орган Договаривающегося Государства может потребовать, чтобы истец представил ему перевод евразийского патента на государственный язык данного Договаривающегося Государства.

Статья 14 Патентная инструкция. Материальные нормы

Патентная инструкция содержит детали, касающиеся материальных норм патентного права, включая, в частности, следующее:

(i) определение условий патентоспособности изобретения, включая определение новизны, изобретательского уровня и промышленной применимости, а также требований о раскрытии изобретения;

(ii) обстоятельства, не препятствующие признанию патентоспособности изобретения;

(iii) требование единства изобретения;

(iv) определение и действие права приоритета;

(v) определение исключительного права на запатентованное изобретение;

(vi) право преждепользования;

(vii) толкование формулы изобретения;

(viii) право изобретателя быть упомянутым в евразийской заявке и евразийском патенте;

(ix) правопреемство и другие виды передачи права на евразийскую заявку или евразийский патент;

(x) конфиденциальность делопроизводства по евразийским заявкам.

Часть IV Процедурные нормы патентного права

Статья 15 Евразийская заявка и выдача евразийского патента

(1) Евразийская заявка может быть подана:

(i) в Евразийское ведомство с учетом положений подпункта

(ii) настоящей статьи;

(ii) для заявителей Договаривающегося Государства евразийская заявка подается через национальное патентное ведомство Договаривающегося Государства (далее — национальное ведомство), если это предусмотрено законодательством данного государства. Евразийская заявка, поданная через национальное ведомство, имеет те же последствия, как если бы она была подана в тот же день в Евразийское ведомство, если она переслана в Евразийское ведомство в срок, установленный в Патентной инструкции. Национальное ведомство проверяет соответствие этой заявки требованиям, установленным настоящей Конвенцией и Патентной инструкцией для экспертизы евразийской заявки по формальным признакам, и, если оно сочтет, что заявка соответствует указанным требованиям, пересылает заявку в Евразийское ведомство для ведения дальнейшего делопроизводства.

(2) Если евразийская заявка подается в Евразийское ведомство, при подаче Евразийскому ведомству уплачивается единая процедурная пошлина за подачу заявки, поиск, публикацию и другие процедурные действия. Если евразийская заявка подается через национальное ведомство, при подаче национальному ведомству уплачивается пошлина за проверку заявки на соответствие требованиям экспертизы по формальным признакам и пересылку, в то время как единая процедурная пошлина уплачивается Евразийскому ведомству при пересылке евразийской заявки в это ведомство.

О размерах пошлин, уплачиваемых в соответствии с пунктом (2) настоящей статьи, см. Положение о пошлинах Евразийской патентной организации, утв. Административным советом Евразийской патентной организации на втором (первом очередном) заседании 1 декабря 1995 г.

3) Евразийское ведомство проверяет соответствие евразийской заявки формальным требованиям Конвенции и Патентной инструкции и проводит поиск по этой заявке. По результатам поиска составляется отчет о поиске, который высылается заявителю.

4) Евразийская заявка публикуется Евразийским ведомством вместе с отчетом о поиске незамедлительно по истечении 18 месяцев с даты ее подачи или, если испрошен приоритет, с даты приоритета. По ходатайству заявителя Евразийское ведомство публикует евразийскую заявку ранее указанного срока. В этом случае отчет о поиске публикуется отдельно по его поступлении.

Это интересно:  Патент на изобретение бпла

(5) По ходатайству заявителя, которое должно быть подано в Евразийское ведомство до истечения шести месяцев с даты публикации отчета о поиске, Евразийское ведомство проводит экспертизу евразийской заявки по существу.

(6) В случае подачи ходатайства, упомянутого в пункте (5) настоящей статьи, взимается пошлина за экспертизу, уплачиваемая Евразийскому ведомству.

(7) Решение о выдаче или об отказе в выдаче евразийского патента принимается от имени Евразийского ведомства коллегиями, состоящими каждая из трех экспертов, являющихся штатными сотрудниками Евразийского ведомства и, если иной порядок не принят единогласно Административным советом, гражданами различных Договаривающихся Государств.

(8) При несогласии с решением Евразийского ведомства об отказе в выдаче евразийского патента заявитель может в трехмесячный срок с даты получения уведомления об этом отказе подать Евразийскому ведомству возражение, которое должно быть рассмотрено коллегией Евразийского ведомства, сформированной в соответствии с пунктом (7) настоящей статьи. В состав коллегии должны входить, по крайней мере, два эксперта, которые ранее не принимали решение по существу данного возражения.

(9) За подачу упомянутого в пункте (8) настоящей статьи возражения взимается пошлина, уплачиваемая Евразийскому ведомству.

(10) За выдачу евразийского патента Евразийскому ведомству уплачивается пошлина в течение трех месяцев с даты получения заявителем уведомления Евразийского ведомства о готовности выдать евразийский патент.

(11) С учетом положений статьи 17, евразийский патент имеет действие на территории всех Договаривающихся Государств с даты его публикации.

(12) Любое лицо, имеющее право быть представителем перед национальным ведомством Договаривающегося Государства и зарегистрированное в Евразийском ведомстве в качестве патентного поверенного, может выступать представителем перед Евразийским ведомством. Если заявитель не имеет постоянного местожительства или постоянного местонахождения на территории какого-либо Договаривающегося Государства, он должен быть представлен таким патентным поверенным. Лица, имеющие постоянное местожительство или постоянное местонахождение на территории какого-либо из Договаривающихся Государств, могут подавать евразийские заявки, а также вести дела с Евразийским ведомством как самостоятельно, так и через патентных поверенных или представителей, не являющихся патентными поверенными.

Положение о евразийских патентных поверенных утверждено Президентом Евразийского патентного ведомства 5 декабря 1995 г.

Статья 16 Преобразование евразийских заявок в национальные патентные заявки

(1) До истечения шести месяцев с даты получения заявителем уведомления Евразийского ведомства об отказе в выдаче евразийского патента либо с даты получения заявителем уведомления Евразийского ведомства об отказе в удовлетворении возражения, поданного в соответствии со статьей 15(8), заявитель может подать в Евразийское ведомство ходатайство с указанием Договаривающихся Государств, в которых он хочет получить патент по национальной процедуре.

(2) В каждом указанном таким образом Договаривающемся Государстве евразийская заявка, в отношении которой было принято такое решение и которая является предметом такого ходатайства, считается правильно оформленной национальной заявкой, поданной в национальное ведомство с той же датой подачи и, если таковая имеется, датой приоритета, что и евразийская заявка, со всеми последствиями, предусмотренными национальным законодательством, и подлежит дальнейшей процедуре в национальном ведомстве при условии, что заявитель уплатит национальному ведомству требуемые национальные пошлины.

Статья 17 Поддержание евразийских патентов в силе

(1) За поддержание в силе евразийского патента ежегодно уплачиваются пошлины.

(2) Пошлины за поддержание евразийского патента в силе уплачиваются после его выдачи ежегодно на дату, соответствующую дате подачи евразийской заявки.

(3) Для продолжения действия евразийского патента в каждом Договаривающемся Государстве патентовладелец должен указать название каждого Договаривающегося Государства, в котором он желает продолжения действия патента. Такое указание направляется в Евразийское ведомство одновременно с уплатой пошлины за поддержание евразийского патента в силе. Эта пошлина уплачивается в отношении каждого указанного Договаривающегося Государства.

Положение о пошлинах Евразийской патентной организации утверждено Административным советом Евразийской патентной организации на втором (первом очередном) заседании 1 декабря 1995 г.

(1) Пошлины, относящиеся к евразийской заявке или евразийскому патенту, а также все платежи за услуги, предоставляемые Евразийским ведомством, уплачиваются Евразийскому ведомству и, с учетом положений пункта (2) настоящей статьи, принадлежат Организации. Пошлина за проверку евразийской заявки на соответствие требованиям экспертизы по формальным признакам и пересылку, упомянутая в статье 15(2), уплачивается и принадлежит национальному ведомству, в которое подана евразийская заявка.

(2) Все пошлины за поддержание евразийского патента в силе уплачиваются Евразийскому ведомству. Соотношение долей распределения пошлин за поддержание евразийского патента в силе между Организацией и указанными Договаривающимися Государствами устанавливается Административным советом большинством в две трети голосов при условии, что не менее одной пятой от размера пошлины, полученной за каждое указанное патентовладельцем Договаривающееся Государство, принадлежит Организации; оставшаяся часть этой пошлины переводится национальному ведомству указанного Договаривающегося Государства.

(3) Размеры пошлин за поддержание евразийского патента в силе в отношении каждого Договаривающегося Государства устанавливаются этим государством. Валюта, в которой должна быть уплачена пошлина за поддержание евразийского патента в силе, устанавливается Административным советом.

Статья 19 Патентная инструкция. Процедурные нормы

Патентная инструкция содержит детали, касающиеся евразийской патентной процедуры, включая, в частности, следующее:

(i) требования к форме и содержанию евразийской заявки;

(ii) требования к патентным поверенным, порядок их аттестации и регистрации;

(v) испрашивание приоритета;

(vi) валюты и порядок уплаты пошлин;

(vii) изменение или исправление евразийской заявки;

(viii) патентный поиск и экспертизу;

(ix) документацию и информационные услуги Евразийского ведомства;

(х) публикацию евразийских заявок и патентов;

(хi) Реестр евразийских патентов;

(хii) Бюллетень евразийского ведомства;

(хiii) условия и процедуру административного аннулирования евразийских патентов;

(хiv) преобразование евразийских заявок в национальные патентные заявки;

(хv) применение соответствующих положений при наличии нескольких изобретателей, заявителей, патентовладельцев или представителей;

(хvi) контакты Евразийского ведомства с заявителями,

патентовладельцами, патентными поверенными и другими третьими лицами и порядок ознакомления указанных лиц с документами Евразийского ведомства.

Часть V Применение Договора о патентной кооперации (РСТ)

Статья 20 Применение Договора о патентной кооперации

Договор о патентной кооперации и Инструкция к нему применяются в рамках Евразийской патентной системы, а в случае расхождения между ними и настоящей Конвенцией и Инструкцией, применяются первые. Евразийское ведомство является получающим ведомством, а также указанным и выбранным ведомством в соответствии с Договором о патентной кооперации, и может по уполномочию Административного совета испрашивать статус Международного поискового органа и Органа международной предварительной экспертизы в соответствии с указанным Договором.

Часть VI Переходные положения

Статья 21 Поиск. Коллегии

(1) По уполномочию Административного совета Евразийское ведомство может заключить с национальным или региональным патентным ведомством соглашение о проведении, пока в этом будет необходимость, таким национальным или региональным ведомством поиска по евразийским заявкам, при условии, что национальное или региональное патентное ведомство способно осуществлять во всех или отдельных областях техники поиски того же типа, что и проводимые в соответствии с Договором о патентной кооперации.

(2) До тех пор, пока это необходимо, коллегии из трех экспертов, упомянутые в статье 15(7), могут состоять также из экспертов, рекомендованных национальными ведомствами Договаривающихся Государств.

Часть VII Различные положения

Статья 22 Независимость национальных патентных систем

(1) Настоящая Конвенция не затрагивает права любого Договаривающегося Государства выдавать национальные патенты.

(2) Настоящая Конвенция не является препятствием для любого Договаривающегося Государства самостоятельно участвовать в любой международной организации и развивать различные формы международного сотрудничества в области охраны промышленной собственности.

Статья 23 Пересмотр Конвенции

(1) Настоящая Конвенция может пересматриваться Договаривающимися Государствами в любое время.

(2) Вопрос о созыве конференции Договаривающихся Государств для целей пересмотра Конвенции решается Административным советом. Он также решает вопросы по правилам процедуры и другие детали, относящиеся к конференциям по пересмотру.

Статья 24 Урегулирование споров

В случае возникновения какого-либо спора по вопросам толкования или применения настоящей Конвенции Генеральный директор ВОИС по просьбе любой из сторон, принимающих участие в споре, выступает в качестве посредника для приведения сторон к разрешению спора.

Часть VIII Информационные услуги

Статья 25 Распространение патентной информации

(1) Каждое Договаривающееся Государство бесплатно получает Бюллетень Евразийского ведомства и описания евразийских заявок и патентов.

(2) С учетом пункта (1) настоящей статьи, никакая публикация Евразийского ведомства не будет распространяться бесплатно без разрешения Административного совета.

Часть IX Заключительные положения

Статья 26 Подписание. Вступление Конвенции в силу

(1) Настоящая Конвенция подписывается на русском языке.

(2) Членство в настоящей Конвенции открыто для любого государства — члена Организации Объединенных Наций, связанного также Парижской конвенцией по охране промышленной собственности и Договором о патентной кооперации. Для того, чтобы стать участником Конвенции, государство должно либо подписать Конвенцию и сдать на хранение ратификационную грамоту, либо сдать на хранение акт о присоединении.

(3) В отношении настоящей Конвенции не допускаются никакие оговорки.

(4) Настоящая Конвенция вступает в силу в отношении первых трех государств, ратифицировавших ее или присоединившихся к ней, через три месяца после сдачи на хранение Генеральному директору ВОИС третьего из вышеупомянутых документов. В отношении любого другого государства настоящая Конвенция вступает в силу через три месяца после сдачи им на хранение своей ратификационной грамоты либо сдачи на хранение акта о присоединении.

Конвеция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 1 июня 1995 г. N 85-ФЗ

Статья 27 Денонсация Конвенции

Любое Договаривающееся Государство может денонсировать настоящую Конвенцию путем уведомления, направленного Генеральному директору ВОИС. Денонсация вступает в силу через шесть месяцев со дня получения уведомления Генеральным директором ВОИС.

Статья 28 Депозитарий

Генеральный директор ВОИС является депозитарием настоящей Конвенции.

Совершено в городе Москве 9 сентября 1994 года в одном подлинном экземпляре на русском языке.

Конвеция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 1 июня 1995 г. N 85-ФЗ

Евразийская Патентная Конвенция

(Москва, 9 сентября 1994 г.)

  • Преамбула
  • Часть I. Евразийская патентная система
    • Статья 1. Учреждение Евразийской патентной системы
  • Часть II. Евразийская патентная организация
    • Статья 2. Учреждение Евразийской патентной организации
    • Статья 3. Административный совет
    • Статья 4. Евразийское ведомство
    • Статья 5. Финансы
  • Часть III. Материальные нормы патентного права
    • Статья 6. Патентоспособные изобретения
    • Статья 7. Лица, обладающие правом на евразийский патент
    • Статья 8. Право приоритета
    • Статья 9. Патентные права
    • Статья 10. Объем правовой охраны
    • Статья 11. Срок действия евразийского патента
    • Статья 12. Принудительные лицензии
    • Статья 13. Действительность евразийского патента и осуществление прав
    • Статья 14. Патентная инструкция. Материальные нормы
  • Часть IV. Процедурные нормы патентного права
    • Статья 15. Евразийская заявка и выдача евразийского патента
    • Статья 16. Преобразование евразийских заявок в национальные патентные заявки
    • Статья 17. Поддержание евразийских патентов в силе
    • Статья 18. Пошлины
    • Статья 19. Патентная инструкция. Процедурные нормы
  • Часть V. Применение Договора о патентной кооперации (РСТ)
    • Статья 20. Применение Договора о патентной кооперации
  • Часть VI. Переходные положения
    • Статья 21. Поиск. Коллегии
  • Часть VII. Различные положения
    • Статья 22. Независимость национальных патентных систем
    • Статья 23. Пересмотр Конвенции
    • Статья 24. Урегулирование споров
  • Часть VIII. Информационные услуги
    • Статья 25. Распространение патентной информации
  • Часть IX. Заключительные положения
    • Статья 26. Подписание. Вступление Конвенции в силу
    • Статья 27. Денонсация. Конвенции
    • Статья 28. Депозитарий

См. комментарий к Евразийскому патентному законодательству

Государства — участники настоящей Конвенции (далее — Договаривающиеся Государства) в лице Правительств; руководствуясь желанием укрепить сотрудничество в области охраны изобретений; стремясь создать межгосударственную систему получения такой охраны на основе единого патента, действующего на территории всех Договаривающихся Государств; желая с этой целью заключить Конвенцию, представляющую собой специальное соглашение в соответствии со статьей 19 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года и договор о региональном патенте в соответствии со статьей 45 (1) Договора о патентной кооперации от 19 июня 1970 г.ода, Согласились о нижеследующем:

Часть I Евразийская патентная система

Статья 1 Учреждение Евразийской патентной системы

(1) Договаривающиеся Государства, сохраняя за собой полный суверенитет в части развития своих национальных систем по охране изобретений, настоящим учреждают Евразийскую патентную систему.

(2) Никакое положение настоящей Конвенции не должно пониматься как ограничение прав, предусмотренных Парижской конвенцией по охране промышленной собственности, любого гражданина страны — участницы Парижской конвенции или лица, постоянно проживающего в этой стране.

Часть II Евразийская патентная организация

Статья 2 Учреждение Евразийской патентной организации

(1) Для выполнения административных задач, связанных с функционированием Евразийской патентной системы и выдачей евразийских патентов, учреждается Евразийская патентная организация (далее — Организация).

(2) Все Договаривающиеся Государства являются членами Организации.

(3) Органами Организации являются Административный совет и Евразийское патентное ведомство (далее — Евразийское ведомство).

(4) Евразийское ведомство возглавляет Президент, который является высшим должностным лицом Организации и представляет Организацию.

(5) Организация является межправительственной организацией, имеющей статус юридического лица. Организация обладает в каждом Договаривающемся Государстве правоспособностью, которая признана за юридическими лицами в соответствии с национальным законодательством данного государства. Организация может приобретать и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом и защищать свои права в суде. Местонахождение штаб-квартиры Организации — город Москва, Российская Федерация.

(6) Официальным языком Организации является русский язык.

(7) Организация, полномочные представители Договаривающихся Государств и их заместители, служащие Евразийского ведомства и другие лица, привлекаемые для решения задач Организации, обладают на территории каждого из Договаривающихся государств соответствующими правами, привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются таким государством любой другой международной организации и ее служащим, а на территории Российской Федерации, кроме того, регулируются специальным соглашением о штаб-квартире Организации, заключаемом Организацией с Правительством Российской Федерации.

Статья 3 Административный совет

(1) Каждое Договаривающееся Государство представлено в Административном совете. Каждое Договаривающееся Государство имеет в Административном совете один голос. Кворум составляет две трети от числа Договаривающихся Государств. Решения принимаются на основе консенсуса или, если консенсус не может быть достигнут — простым большинством участвующих в голосовании полномочных представителей Договаривающихся Государств, за исключением случаев, когда настоящей Конвенцией предусматривается единогласие или большинство в две трети голосов.

(2) Административный совет собирается на очередное заседание в каждом календарном году и на внеочередное заседание — по инициативе по меньшей мере трех Договаривающихся государств, Председателя Административного совета или Президента Евразийского ведомства. Заседания созываются Президентом Евразийского ведомства.

(3) Административный совет:

(i) утверждает свои Правила процедуры;

(ii) избирает Председателя Административного совета на возобновляемый двухлетний срок;

(iii) назначает Президента Евразийского ведомства на возобновляемый шестилетний срок; условия назначения регулируются в контракте между Организацией и будущим Президентом;

(iv) дает рекомендации Президенту Евразийского ведомства в отношении назначения Президентом вице-президентов Евразийского ведомства;

(v) одобряет соглашение о штаб-квартире Организации, заключаемое Организацией с Правительством Российской Федерации;

(vi) одобряет соглашения, заключаемые Организацией с государствами и международными организациями;

(vii) утверждает большинством в две трети голосов Патентную инструкцию, Финансовую инструкцию и Административную инструкцию;

(viii) принимает большинством в две трети голосов годовой бюджет, рассматривает годовой отчет и одобряет годовые счета Организации;

(ix) осуществляет другие действия, направленные на решение задач Организации.

(4) Всемирная организация интеллектуальной собственности (далее — ВОИС) принимает участие в заседаниях Административного совета с правом совещательного голоса в соответствии с положениями соглашения, заключаемого между Организацией и ВОИС.

Статья 4 Евразийское ведомство

(1) Евразийское ведомство выполняет все административные функции Организации. Оно является секретариатом Организации.

(2) Президент Евразийского ведомства определяет его структуру и назначает персонал. Он может участвовать во всех заседаниях Административного совета.

(3) Каждое Договаривающееся Государство имеет свою квоту в штате Евразийского ведомства, которая определяется Административной инструкцией.

(4) Евразийское ведомство находится в городе Москве, Российская Федерация.

Статья 5 Финансы

(1) Организация является самофинансируемой в том смысле, что ее расходы покрываются за счет пошлин и других получаемых ею доходов. Никакое Договаривающееся Государство не может быть обязано уплачивать взносы в Организацию.

(2) Бюджет Организации формируется из следующих источников:

(i) поступлений от пошлин и платежей за услуги, предоставляемые Евразийским ведомством;

Это интересно:  Патентное право правовое регулирование

(ii) поступлений от издательской деятельности Евразийского ведомства;

(iii) даров, завещанных средств и субсидий, передаваемых Организации;

(iv) ренты, процентов и различных других доходов Организации.

(3) Превышение доходной части бюджета Организации над расходной используется для развития Евразийского ведомства.

(4) Соглашение о штаб-квартире Организации, упоминаемое в статье 3(3)(v), должно предусматривать, что в случаях, когда финансовых средств Организации недостаточно для ее деятельности, Российская Федерация предоставляет Организации авансы. Размеры этих авансов и условия, на которых они предоставляются, в каждом случае являются предметом отдельных соглашений между Организацией и Правительством Российской Федерации.

Часть III Материальные нормы патентного права

Статья 6 Патентоспособные изобретения

Евразийское ведомство выдает евразийский патент на изобретение, которое является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

Статья 7 Лица, обладающие правом на евразийский патент

(1) Право на евразийский патент принадлежит изобретателю или его правопреемнику. При этом, если изобретатель является служащим, то право на евразийский патент определяется в соответствии с законодательством государства, в котором служащий имеет основное место службы; если государство, в котором служащий имеет основное место службы, не может быть определено, применяется законодательство того государства, в котором работодатель занимается предпринимательской деятельностью, с которой связан служащий.

(2) Для целей процедуры в Евразийском ведомстве заявитель считается имеющим право на получение евразийского патента.

Статья 8 Право приоритета

Право приоритета признается в соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности.

Статья 9 Патентные права

(1) Владелец евразийского патента обладает исключительным правом использовать, а также разрешать или запрещать другим использование запатентованного изобретения.

(2) Владелец евразийского патента может передавать свое право или выдавать на него лицензии.

(3) После опубликования заявки на выдачу евразийского патента (далее — евразийская заявка) заявителю предоставляется временная охрана в соответствии с национальным законодательством Договаривающихся Государств.

Статья 10 Объем правовой охраны

Объем правовой охраны, предоставляемой евразийским патентом, определяется формулой изобретения. Описание и чертежи служат только для целей толкования формулы изобретения.

Статья 11 Срок действия евразийского патента

Срок действия евразийского патента составляет 20 лет с даты подачи евразийской заявки.

Статья 12 Принудительные лицензии

(1) Принудительные лицензии на использование евразийского патента третьими лицами могут выдаваться в соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности компетентным органом Договаривающегося Государства с действием на территории данного государства.

(2) Решение о выдаче принудительной лицензии может быть обжаловано в судах или других компетентных органах Договаривающегося Государства, на территории которого выдана принудительная лицензия.

Статья 13 Действительность евразийского патента и осуществление прав

(1) Любой спор, касающийся действительности евразийского патента в конкретном Договаривающемся Государстве или нарушения евразийского патента в конкретном Договаривающемся Государстве, разрешается национальными судами или другими компетентными органами этого государства на основании настоящей Конвенции и Патентной инструкции. Решение имеет силу лишь на территории Договаривающегося Государства.

(2) За нарушение евразийского патента в каждом Договаривающемся Государстве предусматривается такая же гражданско-правовая или иная ответственность, как и за нарушение национального патента.

(3) Любой национальный суд или другой компетентный орган Договаривающегося Государства может потребовать, чтобы истец представил ему перевод евразийского патента на государственный язык данного Договаривающегося Государства.

Статья 14 Патентная инструкция. Материальные нормы

Патентная инструкция содержит детали, касающиеся материальных норм патентного права, включая, в частности, следующее:

(i) определение условий патентоспособности изобретения, включая определение новизны, изобретательского уровня и промышленной применимости, а также требований о раскрытии изобретения;

(ii) обстоятельства, не препятствующие признанию патентоспособности изобретения;

(iii) требование единства изобретения;

(iv) определение и действие права приоритета;

(v) определение исключительного права на запатентованное изобретение;

(vi) право преждепользования;

(vii) толкование формулы изобретения;

(viii) право изобретателя быть упомянутым в евразийской заявке и евразийском патенте;

(ix) правопреемство и другие виды передачи права на евразийскую заявку или евразийский патент;

(x) конфиденциальность делопроизводства по евразийским заявкам.

Часть IV Процедурные нормы патентного права

Статья 15 Евразийская заявка и выдача евразийского патента

(1) Евразийская заявка может быть подана:

(i) в Евразийское ведомство с учетом положений подпункта

(ii) настоящей статьи;

(ii) для заявителей Договаривающегося Государства евразийская заявка подается через национальное патентное ведомство Договаривающегося Государства (далее — национальное ведомство), если это предусмотрено законодательством данного государства. Евразийская заявка, поданная через национальное ведомство, имеет те же последствия, как если бы она была подана в тот же день в Евразийское ведомство, если она переслана в Евразийское ведомство в срок, установленный в Патентной инструкции. Национальное ведомство проверяет соответствие этой заявки требованиям, установленным настоящей Конвенцией и Патентной инструкцией для экспертизы евразийской заявки по формальным признакам, и, если оно сочтет, что заявка соответствует указанным требованиям, пересылает заявку в Евразийское ведомство для ведения дальнейшего делопроизводства.

(2) Если евразийская заявка подается в Евразийское ведомство, при подаче Евразийскому ведомству уплачивается единая процедурная пошлина за подачу заявки, поиск, публикацию и другие процедурные действия. Если евразийская заявка подается через национальное ведомство, при подаче национальному ведомству уплачивается пошлина за проверку заявки на соответствие требованиям экспертизы по формальным признакам и пересылку, в то время как единая процедурная пошлина уплачивается Евразийскому ведомству при пересылке евразийской заявки в это ведомство.

О размерах пошлин, уплачиваемых в соответствии с пунктом (2) настоящей статьи, см. Положение о пошлинах Евразийской патентной организации, утв. Административным советом Евразийской патентной организации на втором (первом очередном) заседании 1 декабря 1995 г.

3) Евразийское ведомство проверяет соответствие евразийской заявки формальным требованиям Конвенции и Патентной инструкции и проводит поиск по этой заявке. По результатам поиска составляется отчет о поиске, который высылается заявителю.

4) Евразийская заявка публикуется Евразийским ведомством вместе с отчетом о поиске незамедлительно по истечении 18 месяцев с даты ее подачи или, если испрошен приоритет, с даты приоритета. По ходатайству заявителя Евразийское ведомство публикует евразийскую заявку ранее указанного срока. В этом случае отчет о поиске публикуется отдельно по его поступлении.

(5) По ходатайству заявителя, которое должно быть подано в Евразийское ведомство до истечения шести месяцев с даты публикации отчета о поиске, Евразийское ведомство проводит экспертизу евразийской заявки по существу.

(6) В случае подачи ходатайства, упомянутого в пункте (5) настоящей статьи, взимается пошлина за экспертизу, уплачиваемая Евразийскому ведомству.

(7) Решение о выдаче или об отказе в выдаче евразийского патента принимается от имени Евразийского ведомства коллегиями, состоящими каждая из трех экспертов, являющихся штатными сотрудниками Евразийского ведомства и, если иной порядок не принят единогласно Административным советом, гражданами различных Договаривающихся Государств.

(8) При несогласии с решением Евразийского ведомства об отказе в выдаче евразийского патента заявитель может в трехмесячный срок с даты получения уведомления об этом отказе подать Евразийскому ведомству возражение, которое должно быть рассмотрено коллегией Евразийского ведомства, сформированной в соответствии с пунктом (7) настоящей статьи. В состав коллегии должны входить, по крайней мере, два эксперта, которые ранее не принимали решение по существу данного возражения.

(9) За подачу упомянутого в пункте (8) настоящей статьи возражения взимается пошлина, уплачиваемая Евразийскому ведомству.

(10) За выдачу евразийского патента Евразийскому ведомству уплачивается пошлина в течение трех месяцев с даты получения заявителем уведомления Евразийского ведомства о готовности выдать евразийский патент.

(11) С учетом положений статьи 17, евразийский патент имеет действие на территории всех Договаривающихся Государств с даты его публикации.

(12) Любое лицо, имеющее право быть представителем перед национальным ведомством Договаривающегося Государства и зарегистрированное в Евразийском ведомстве в качестве патентного поверенного, может выступать представителем перед Евразийским ведомством. Если заявитель не имеет постоянного местожительства или постоянного местонахождения на территории какого-либо Договаривающегося Государства, он должен быть представлен таким патентным поверенным. Лица, имеющие постоянное местожительство или постоянное местонахождение на территории какого-либо из Договаривающихся Государств, могут подавать евразийские заявки, а также вести дела с Евразийским ведомством как самостоятельно, так и через патентных поверенных или представителей, не являющихся патентными поверенными.

Положение о евразийских патентных поверенных утверждено Президентом Евразийского патентного ведомства 5 декабря 1995 г.

Статья 16 Преобразование евразийских заявок в национальные патентные заявки

(1) До истечения шести месяцев с даты получения заявителем уведомления Евразийского ведомства об отказе в выдаче евразийского патента либо с даты получения заявителем уведомления Евразийского ведомства об отказе в удовлетворении возражения, поданного в соответствии со статьей 15(8), заявитель может подать в Евразийское ведомство ходатайство с указанием Договаривающихся Государств, в которых он хочет получить патент по национальной процедуре.

(2) В каждом указанном таким образом Договаривающемся Государстве евразийская заявка, в отношении которой было принято такое решение и которая является предметом такого ходатайства, считается правильно оформленной национальной заявкой, поданной в национальное ведомство с той же датой подачи и, если таковая имеется, датой приоритета, что и евразийская заявка, со всеми последствиями, предусмотренными национальным законодательством, и подлежит дальнейшей процедуре в национальном ведомстве при условии, что заявитель уплатит национальному ведомству требуемые национальные пошлины.

Статья 17 Поддержание евразийских патентов в силе

(1) За поддержание в силе евразийского патента ежегодно уплачиваются пошлины.

(2) Пошлины за поддержание евразийского патента в силе уплачиваются после его выдачи ежегодно на дату, соответствующую дате подачи евразийской заявки.

(3) Для продолжения действия евразийского патента в каждом Договаривающемся Государстве патентовладелец должен указать название каждого Договаривающегося Государства, в котором он желает продолжения действия патента. Такое указание направляется в Евразийское ведомство одновременно с уплатой пошлины за поддержание евразийского патента в силе. Эта пошлина уплачивается в отношении каждого указанного Договаривающегося Государства.

Статья 18 Пошлины

Положение о пошлинах Евразийской патентной организации утверждено Административным советом Евразийской патентной организации на втором (первом очередном) заседании 1 декабря 1995 г.

(1) Пошлины, относящиеся к евразийской заявке или евразийскому патенту, а также все платежи за услуги, предоставляемые Евразийским ведомством, уплачиваются Евразийскому ведомству и, с учетом положений пункта (2) настоящей статьи, принадлежат Организации. Пошлина за проверку евразийской заявки на соответствие требованиям экспертизы по формальным признакам и пересылку, упомянутая в статье 15(2), уплачивается и принадлежит национальному ведомству, в которое подана евразийская заявка.

(2) Все пошлины за поддержание евразийского патента в силе уплачиваются Евразийскому ведомству. Соотношение долей распределения пошлин за поддержание евразийского патента в силе между Организацией и указанными Договаривающимися Государствами устанавливается Административным советом большинством в две трети голосов при условии, что не менее одной пятой от размера пошлины, полученной за каждое указанное патентовладельцем Договаривающееся Государство, принадлежит Организации; оставшаяся часть этой пошлины переводится национальному ведомству указанного Договаривающегося Государства.

(3) Размеры пошлин за поддержание евразийского патента в силе в отношении каждого Договаривающегося Государства устанавливаются этим государством. Валюта, в которой должна быть уплачена пошлина за поддержание евразийского патента в силе, устанавливается Административным советом.

Статья 19 Патентная инструкция. Процедурные нормы

Патентная инструкция содержит детали, касающиеся евразийской патентной процедуры, включая, в частности, следующее:

(i) требования к форме и содержанию евразийской заявки;

(ii) требования к патентным поверенным, порядок их аттестации и регистрации;

(iii) дату подачи;

(iv) исчисление сроков;

(v) испрашивание приоритета;

(vi) валюты и порядок уплаты пошлин;

(vii) изменение или исправление евразийской заявки;

(viii) патентный поиск и экспертизу;

(ix) документацию и информационные услуги Евразийского ведомства;

(х) публикацию евразийских заявок и патентов;

(хi) Реестр евразийских патентов;

(хii) Бюллетень евразийского ведомства;

(хiii) условия и процедуру административного аннулирования евразийских патентов;

(хiv) преобразование евразийских заявок в национальные патентные заявки;

(хv) применение соответствующих положений при наличии нескольких изобретателей, заявителей, патентовладельцев или представителей;

(хvi) контакты Евразийского ведомства с заявителями,

патентовладельцами, патентными поверенными и другими третьими лицами и порядок ознакомления указанных лиц с документами Евразийского ведомства.

Часть V Применение Договора о патентной кооперации (РСТ)

Статья 20 Применение Договора о патентной кооперации

Договор о патентной кооперации и Инструкция к нему применяются в рамках Евразийской патентной системы, а в случае расхождения между ними и настоящей Конвенцией и Инструкцией, применяются первые. Евразийское ведомство является получающим ведомством, а также указанным и выбранным ведомством в соответствии с Договором о патентной кооперации, и может по уполномочию Административного совета испрашивать статус Международного поискового органа и Органа международной предварительной экспертизы в соответствии с указанным Договором.

Часть VI Переходные положения

Статья 21 Поиск. Коллегии

(1) По уполномочию Административного совета Евразийское ведомство может заключить с национальным или региональным патентным ведомством соглашение о проведении, пока в этом будет необходимость, таким национальным или региональным ведомством поиска по евразийским заявкам, при условии, что национальное или региональное патентное ведомство способно осуществлять во всех или отдельных областях техники поиски того же типа, что и проводимые в соответствии с Договором о патентной кооперации.

(2) До тех пор, пока это необходимо, коллегии из трех экспертов, упомянутые в статье 15(7), могут состоять также из экспертов, рекомендованных национальными ведомствами Договаривающихся Государств.

Часть VII Различные положения

Статья 22 Независимость национальных патентных систем

(1) Настоящая Конвенция не затрагивает права любого Договаривающегося Государства выдавать национальные патенты.

(2) Настоящая Конвенция не является препятствием для любого Договаривающегося Государства самостоятельно участвовать в любой международной организации и развивать различные формы международного сотрудничества в области охраны промышленной собственности.

Статья 23 Пересмотр Конвенции

(1) Настоящая Конвенция может пересматриваться Договаривающимися Государствами в любое время.

(2) Вопрос о созыве конференции Договаривающихся Государств для целей пересмотра Конвенции решается Административным советом. Он также решает вопросы по правилам процедуры и другие детали, относящиеся к конференциям по пересмотру.

Статья 24 Урегулирование споров

В случае возникновения какого-либо спора по вопросам толкования или применения настоящей Конвенции Генеральный директор ВОИС по просьбе любой из сторон, принимающих участие в споре, выступает в качестве посредника для приведения сторон к разрешению спора.

Часть VIII Информационные услуги

Статья 25 Распространение патентной информации

(1) Каждое Договаривающееся Государство бесплатно получает Бюллетень Евразийского ведомства и описания евразийских заявок и патентов.

(2) С учетом пункта (1) настоящей статьи, никакая публикация Евразийского ведомства не будет распространяться бесплатно без разрешения Административного совета.

Часть IX Заключительные положения

Статья 26 Подписание. Вступление Конвенции в силу

(1) Настоящая Конвенция подписывается на русском языке.

(2) Членство в настоящей Конвенции открыто для любого государства — члена Организации Объединенных Наций, связанного также Парижской конвенцией по охране промышленной собственности и Договором о патентной кооперации. Для того, чтобы стать участником Конвенции, государство должно либо подписать Конвенцию и сдать на хранение ратификационную грамоту, либо сдать на хранение акт о присоединении.

(3) В отношении настоящей Конвенции не допускаются никакие оговорки.

(4) Настоящая Конвенция вступает в силу в отношении первых трех государств, ратифицировавших ее или присоединившихся к ней, через три месяца после сдачи на хранение Генеральному директору ВОИС третьего из вышеупомянутых документов. В отношении любого другого государства настоящая Конвенция вступает в силу через три месяца после сдачи им на хранение своей ратификационной грамоты либо сдачи на хранение акта о присоединении.

Конвеция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 1 июня 1995 г. N 85-ФЗ

Статья 27 Денонсация Конвенции

Любое Договаривающееся Государство может денонсировать настоящую Конвенцию путем уведомления, направленного Генеральному директору ВОИС. Денонсация вступает в силу через шесть месяцев со дня получения уведомления Генеральным директором ВОИС.

Статья 28 Депозитарий

Генеральный директор ВОИС является депозитарием настоящей Конвенции.

Совершено в городе Москве 9 сентября 1994 г.ода в одном подлинном экземпляре на русском языке.

Статья написана по материалам сайтов: isfic.info, www1.fips.ru, www.copyright.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector