+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Английские патентные поверенные в россии до 1917

Аксенова В.Ю. Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования от 20 мая 1896 г. // Патенты и лицензии. — 2004. — N 5. — С.30-38.

Аксенова В.Ю. Эволюция патентного права Российской империи и его соотношение с международной практикой охраны изобретений конца XIX века / М.: Роспатент, 2003. — 93 с. Х-А424

Артемьев Е. Организация изобретательства в СССР и его роль в техническом прогрессе // Научный симпозиум «Изобретательство и научно-технический прогресс. Проблемы патентно-информационного поиска». Доклад на заседании секции «Изобретательство и научно-технический прогресс». — М., 1969. — 19 с. И382

Гаврилов Э.П. 20 лет со дня принятия Патентного закона СССР // Патенты и лицензии. — 2011. — N 5. — С.6-10.

Гаврилов Э.П. 40-летие Договора о патентной кооперации // Патенты и лицензии. — 2010. — N 8. — С.8-13.

Гаврилов Э.П. Первому российскому закону об авторском праве — 100 лет // Патенты и лицензии. — 2011. — N 8. — С.23-30.

Доркин А. Права изобретателей и рационализаторов в СССР // Научный симпозиум «Изобретательство и научно-технический прогресс. Проблемы патентно-информационного поиска». Доклад на заседании секции «Изобретательство и научно-технический прогресс». — М., 1969. — 19 с. И382

Зарубинский Г., Ставинский Е. А.А.Пиленко: научная деятельность и карьера. (Продолжение следует) // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2008. — N 6. — С.89-95.

Зарубинский Г., Ставинский Е. А.А.Пиленко: научная деятельность и карьера. (Окончание. Начало см. «Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность», 2008, N 6) // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2008. — N 7. — С.58-64.

Кедровский О.В. Записки конформиста. — М.: Центр полиграфических работ, 2009. — 671 с. Ч61-К332

Кован Д. История становления авторского права в России // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2009. — N 12. — С.46-53.

Колесников А.П. «Патентные» учреждения в Российской империи. — М.: Патент, 2010. — 124 с. Х-К603

Кошурников М. Анализ Постановления ЦИК СНК СССР «О патентах на изобретения» 1924 года. Из истории патентного законодательства // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2007. — N 7. — С.78-85.

Кравец Л. 50-летняя эстафета патентно-информационных центров страны // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2010. — N 7. — С.43-52.

Кравец Л. Становление централизованной системы патентной информации в стране: первые шаги // Патентная информация сегодня. — 2010. — N 2. — С.3-6.

Крестовская С. Правотворческая деятельность органов государственной власти и правовой обычай в России, Франции в середине XVII — в первой четверти XVIII вв. // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2008. — N 9. — С.62-68.

Максарев Ю. Ленинский декрет 1919 г. об изобретениях и его значение для развития изобретательства в СССР // Научный симпозиум «Изобретательство и научно-технический прогресс. Проблемы патентно-информационного поиска. Доклад на пленарном заседании симпозиума. — М., 1969. — 27 с. И382

Орлов В.В. Возникновение и развитие дизайна в российской мануфактурной промышленности // Изобретательство. — 2007. — Т.VII. — N 8. — С.20-29.

Орлов В.В. Военно-промышленные комитеты и изобретательство в России в период Первой мировой войны // Изобретательство. — 2006. — Т.VI. — № 2. — С.11-18.

Орлов В.В. Демидовские премии и научно-техническое творчество в Российской империи // Изобретательство. — 2005. — Т.V. — N 1. — С.1-5.

Орлов В.В. Из истории возникновения и развития авторского права // Биржа интеллектуальной собственности. — 2008. — Т.VII. — N 4. — С.15-22.

Орлов В.В. Из истории разработки законодательства в области охраны фабричных рисунков и моделей в Российской империи // Изобретательство. — 2007. — Т.VII. — N 9. — С.1-8.

Орлов В.В. История отечественной патентной системы: заявки и привилегии на изобретения в Российской империи в 1833-1870 гг. // Изобретательство. — 2004. — Т.IV. — N 11. — С.1-9.

Орлов В.В. История отечественной патентной системы: заявки и привилегии на изобретения в Российской империи в 1870-1896 гг. // Изобретательство. — 2005. — Т.V. — N 5. — С.13-23.

Орлов В.В. История отечественной патентной системы : охранительные свидетельства и привилегии на изобретения в Российской империи в 1896-1917 гг. // Изобретательство. — 2005. — Т.V. — N 10. — С.13-24.

Орлов В.В. История патентной системы Российской империи. Комитет по техническим делам Министерства торговли и промышленности (1905-1917 гг.) // Изобретательство. — 2008. — Т.VIII. — N 10. — С.17-25.

Орлов В.В. Клейма — прототип товарного знака (из истории фабричных клейм в России) // Биржа интеллектуальной собственности. — 2008. — Т.VII. — N 2. — С.29-36.

Орлов В.В. В.И.Ковалевский — первый председатель «патентного ведомства» Российской империи // Изобретательство. — 2009. — Т.IХ. — N 5. — С.17-25.

Орлов В.В. Комитет по техническим делам Министерства финансов Российской империи (1896-1905 гг.) // Изобретательство. — 2008. — Т.VIII. — N 9. — С.9-17.

Орлов В.В. От жалованных грамот к «промышленным привилегиям» // Изобретательство. — 2003. — Т.III. — N 8. — С.7-12.

Орлов В.В. Патентные поверенные в Российской империи // Изобретательство. — 2007. — Т.VII. — N 7. — С.7-15.

Орлов В.В. «Патентные учреждения» в дореволюционной России (от Канцелярии Новосильцева до Комитета по техническим делам) // Изобретательство. — 2006. — Т.VI. — N 1. — С.13-21.

Орлов В.В. Первые законодательные нормативные акты о выдаче привилегий на изобретения в Российской империи // Изобретательство. — 2003. — Т.III. — N 10. — С.5-10.

Орлов В.В. Привилегии на изобретения в Царстве Польском Российской империи // Изобретательство. — 2004. — Т.IV. — N 6. — С.11-17.

Орлов В.В. Привилегии на медицинские изобретения в Российской империи // Изобретательство. — 2008. — Т.VIII. — N 11. — С.13-23.

Орлов В.В. Привилегии на сельскохозяйственные изобретения, выдаваемые Министерством государственных имуществ // Изобретательство. — 2004. — Т.IV. — N 12. — С.9-14.

Орлов В.В. Привилегии Российской империи, выданные на основании манифеста «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах» 1812 года // Изобретательство. — 2003. — Т.III. — N 12. — С.15-20.

Орлов В.В. «Сладкие» привилегии на изобретения в Российской империи // Изобретательство. — 2004. — Т.IV. — N 2. — С.5-9.

Первая отечественная привилегия на изобретение // Изобретательство. — 2003. — Т.III. — N 5. — С.16-18.

Радоминова А. Внесение изменений в произведение от ГК РСФСР 1964 г. до ГК РФ // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2010. — N 3. — С.27-33.

Радоминова А. История интеллектуальной собственности в России // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2009. — N 8. — С.9-13.

Рыбин В. Закон Российской империи 1896 г. о товарных знаках // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2006. — N 2. — С.48-56.

Рыбин В. Российское законодательство о товарных знаках: уроки истории // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2007. — N 4. — С.73-79.

Свядосц Ю. Авторское свидетельство — основная форма охраны изобретений в СССР // Научный симпозиум «Изобретательство и научно-технический прогресс. Проблемы патентно-информационного поиска». Доклад на заседании секции «Изобретательство и научно-технический прогресс». — М., 1969. — 20 с. И382

Софонов Г. ВОИР — массовая организация изобретателей и рационализаторов // Научный симпозиум «Изобретательство и научно-технический прогресс. Проблемы патентно-информационного поиска». Доклад на заседании секции «Изобретательство и научно-технический прогресс». — М., 1969. — 15 с. И382

Ставинский Е., Романова М. Судьба патентоведа: памяти Г.М.Зарубинского. Часть I. (Продолжение следует) // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2011. — N 4. — С.22-29.

Это интересно:  Перевод паспорта для патента

Ставинский Е., Романова М. Судьба патентоведа: памяти Г.М.Зарубинского. Часть II. (Окончание. Начало см. «Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность», 2011, N 4) // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2011. — N 5. — С.19-25.

Тихонов А. Век закону — век проблеме // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2011. — N 11. — С.22-28.

2. История развития патентного права

Первый Патентный закон России, который назывался «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах», был принят 17 июня 1812 г. Этим Законом устанавливалась выдача привилегий на собственные и ввозимые из-за границы изобретения на 3, 5 и 10 лет. Привилегии выдавались министром внутренних дел после рассмотрения вопроса в Государственном совете без проверки существа изобретения. Однако выданная привилегия могла быть оспорена в судебном порядке в случае отсутствия новизны изобретения. За выдачу привилегий взималась пошлина в размере соответственно 300,500 и 1500 руб. Вводилась также публикация описания изобретения, которая первоначально производилась по инициативе самого изобретателя, а с 1814 г. стала обязательной.

В 1833 г. Закон 1812 г. был существенно изменен и дополнен. Наиболее важное значение имели нововведения, связанные с переходом к системе предварительного исследования изобретений, возложением на обладателя привилегии обязанности использовать изобретение, а также запрещением переуступать привилегии акционерным компаниям. Четкого определения изобретения в Законе не содержалось, хотя из анализа его норм можно было заключить, что изобретением признавалось новое и полезное решение задачи. Не выдавались привилегии на «незначительные открытия, изобретения и усовершенствования, показывающие единственно остроту или изобретательность ума», на изобретения, которые «могли обратиться во вред обществу или государственным доходам», на изобретения в области обороны и т.д. Выдача привилегий по-прежнему ставилась в зависимость от усмотрения правительственных чиновников, которые могли отказать в привилегии, руководствуясь соображениями целесообразности.

Это положение было кардинально пересмотрено лишь в 1870 г., когда выдача привилегий стала производиться «упрощенным порядком» за подписью одного министра финансов. С этого времени привилегия окончательно утратила характер особой милости верховной власти и превратилась в документ, констатирующий наличие предусмотренных законом прав у всякого, кто создает отвечающее требованиям закона техническое новшество. Быстрое развитие промышленного производства в России во второй половине XIX а и необходимость подключения страны к международной системе охраны промышленной собственности обусловили необходимость подготовки более современного и полного патентного закона. Им стал принятый 20 мая 1896 г. Закон, называвшийся «Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования». Новый Закон давал более четкое понятие охраняемого изобретения: оно должно было относиться к области промышленности и иметь существенную новизну. Не подлежали патентованию научные открытия и отвлеченные теории, а также химические, вкусовые и пищевые вещества, лекарства и способы их приготовления и т. п. Привилегии на изобретения выдавались министром торговли и промышленности на основе проверочной системы экспертизы заявок. Привилегия действовала не более 15 лет и могла свободно отчуждаться ее обладателем. Он также мог выдавать лицензии и передавать привилегию по наследству. Владелец привилегии был обязан реально осуществить свое изобретение в течение 5 лет под угрозой прекращения ее действия.

Наряду с изобретениями объектом патентной охраны в России с середины XIX в. стали промышленные образцы. Впервые в развернутом виде связанные с ними отношения были урегулированы Законом от 11 июля 1864 г., который назывался «Положение о праве собственности на фабричные рисунки и модели» и вошел в Устав о промышленности Свода Законов (т. XI, ч. 2). Закон предоставлял создателю рисунка или модели, предназначенных для воспроизведения в заводских, фабричных и ремесленных изделиях, возможность закрепить за собой на срок от 1 года до 10 лет исключительное право на их использование. Указанное право приобреталось на основе подачи прошения в Министерство торговли и промышленности, где исследовался вопрос о новизне и принадлежности промышленного образца. На всех изделиях, в которых использовались заявленный рисунок или модель, помещался особый знак, удостоверяющий принадлежность исключительного права владельцу. Право на промышленный образец могло передаваться третьим лицам с обязательным уведомлением об этом Министерства торговли и промышленности. В случае самовольного использования чужого зарегистрированного промышленного образца виновное лицо, независимо от возмещения причиненных им убытков, подвергалось наказанию в виде денежного взыскания.

Первым законодательным актом в области изобретательства советского периода стал Декрет от 30 июня 1919 г., которым было утверждено Положение об изобретениях9. В период с 1917 по 1919 г. формально сохранялось действие Патентного закона 1896 г., однако в эпоху «военного коммунизма» не могло быть и речи о применении изобретателем созданного им технического решения в собственном производстве10. Декретом от 30 июля 1919 г. отменялись «все законы и положения о привилегиях на изобретения, изданные до опубликования декрета» (п. 10). Патентная система охраны изобретений была ликвидирована. За государством признавалось право отчуждать в свою пользу любое изобретение, признанное полезным Комитетом по делам изобретений. Изобретения, объявленные достоянием РСФСР, за исключением секретных, относящихся к области обороны или особо важных для страны, поступали в общее пользование всех граждан и учреждений на условиях, в каждом отдельном случае особо оговоренных. Автору такого изобретения гарантировались признание и охрана его права авторства, а также право на вознаграждение, которые удостоверялись особым охранным документом — авторским свидетельством. Вознаграждение, размер которого определялся специальной оценочной комиссией Комитета, носило характер особых премиальных, не подлежащих налоговому обложению. Даже в юридической литературе 30-х годов отмечалось, что это вознаграждение было ничтожным и большинство авторов, не желая подвергать свои изобретения риску национализации, не принимало мер к применению своих изобретений в промышленности. Само понятие «изобретение» в Декрете от 30 июля 1919 г. не раскрывалось, однако анализ его норм показывает, что им могло быть признано любое полезное техническое новшество безотносительно к его новизне.

Необходимость восстановления разрушенного первой мировой и гражданской войнами хозяйства обусловила переход к новой экономической политике, возродившей в известных пределах рыночные отношения. В рассматриваемой области новая экономическая политика вернула Россию к способам охраны прав изобретателей, сходных с западноевропейскими. 12 сентября 1924 г. ЦИК СССР принял Положение о патентах на изобретения11, по которому патент вновь становился единственной формой охраны изобретательских прав12. Указанный Закон устанавливал, что «патенты выдаются на новые изобретения, допускающие промышленное использование». Патентная охрана не предоставлялась лечебным, пищевым и вкусовым веществам, а также веществам, полученным химическим путем, хотя новые способы их изготовления могли быть запатентованы. Патент на изобретение выдавался на 15 лет, мог свободно отчуждаться и передаваться для использования третьим лицам по усмотрению патентообладателя. Однако государство оставляло за собой право, в случае невозможности достижения добровольного соглашения с патентообладателем, принудительно отчуждать патент в свою пользу или установить принудительную лицензию в пределах потребности государственных предприятий и учреждений с выплатой патентообладателю соответствующего вознаграждения. Патент мог передаваться по наследству, причем он не входил в наследственную массу. Это представляло собой важную льготу, поскольку действующее гражданское законодательство того периода ограничивало размер наследства суммой 10 тыс. руб. золотом.

Большое идеологическое значение имело решение о восстановлении действия досоветских патентов. Постановление о введении в дей- ствие Закона о патентах, с одной стороны, объявляло аннулированными все выданные до Октябрьской революции патенты (ст. 2), а с другой стороны, предусматривало возможность их восстановления (ст. 3—4). Для этого владельцам досоветских патентов предоставлялось право в течение одного года со дня издания Закона о патентах ходатайствовать перед Комитетом по делам изобретений о выдаче им соответствующего советского патента. Практическое значение данной нормы, однако, было невелико, так как новый патент выдавался на срок не 15 лет, а за вычетом времени, в течение которого патентообладатель пользовался старым патентом. В целом же, по оценке специалистов, Закон о патентах 1924 г. был приближен к передовым образцам иностранных патентных законов того периода.

Это интересно:  Ип патент налоги и обязательные платежи 2019

Одновременно с Законом о патентах было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О промышленных образцах (рисунках и моделях)» от 12 октября 1924 г.13. Согласно ст. 1 указанного Закона к охраняемым промышленным образцам относились: 1) новые по виду и форме художественно-промышленные рисунки, предназначенные для воспроизведения в соответствующих изделиях, и 2) новые по виду, форме, устройству или расположению частей модели, предназначенные для промышленности, кустарного производства, торговли, ремесла, домашнего обихода и вообще всякой работы.

Права обладателя патента на промышленный образец, как в плане их приобретения, так и в плане их осуществления, были аналогичны правам владельца патента на изобретение. Они подтверждались выдачей заявителю специального удостоверения на промышленный образец и действовали в течение трех лет с возможностью последующего двукратного продления срока соответственно на три и четыре года. Нарушения исключительных прав на промышленный образец, как и нарушения прав обладателя патента на изобретение, влекли за собой возмещение убытков, а также уголовное наказание. Свертывание новой экономической политики и переход к централизованной командной экономике предрешили судьбу обоих рассмотренных выше законов Закон о патентах на изобретения уже в 1931 г. был заменен Положением об изобретениях и технических усовершенствованиях14. Во вступительной части этого нормативного акта говорилось, что «действовавшее до сих пор патентное законодательство, охраняющее интересы изобретателя путем предоставления ему исключительного права на его изобретение, уже не соответствует стремлениям передовых изобретателей — сознательных строителей социалистического общества». Закон 1931 г. возрождал введенные Декретом 1919 г. авторские свидетельства как основную форму охраны изобретательских прав. Правда, в отличие от Декрета 1919 г., права изобретателя носили более полный и конкретный характер, а патентная форма охраны полностью не отменялась. Более того, формально изобретателю, за некоторыми изъятиями, предоставлялась свобода выбора формы охраны его прав. Однако Положение 1931 г. и принятые в его развитие подзаконные акты не оставляли никаких сомнений в том, что государство поощряло и поддерживало прежде всего тех авторов, которые переуступали свое исключительное право на использование изобретения государству. Кроме того, получив патент, его владелец, по сути, был лишен практической возможности воспользоваться его преимуществами, так как частное предпринимательство было ликвидировано, а перспектива реализации патента или лицензии государственным предприятием или учреждением носила скорее абстрактный характер. Поэтому на деле авторское свидетельство, которое давало изобретателю хоть какие-то права и льготы, стало с 1931 г. практически единственной формой охраны прав изобретателя. Оно удостоверяло признание заявленного технического решения изобретением, подтверждало приоритет изобретателя и его авторство на изобретение, а также служило основанием для предоставления изобретателю прав и льгот, установленных действовавшим законодательством. Вознаграждение автору выплачивали не конкретные предприятия, использовавшие его изобретение, а отраслевые органы по изобретательству в зависимости от размера годовой экономии, даваемой изобретением. Процент вознаграждения к годовой экономии составлял 20% при годовой экономии от 1 тыс. до 5 тыс. руб. и снижался до 2% при годовой экономии от 500 тыс. до 1 млн. руб. и более.

Закон о промышленных образцах 1924 г. был отменен в 1936 гЛ Какого-либо заменяющего его акта принято не было. Охрана промышленных рисунков стала осуществляться в рамках законодательства об авторском праве; новые же модели подпали в основной своей массе под понятие «техническое усовершенствование», которое было введено в российское законодательство для обозначения особого объекта правовой охраны в 1931 г.

В последующие годы законодательство об изобретениях существенно пересматривалось еще трижды — в 1941, в 1959 и в 1973 гг., когда принимались новые базовые акты по изобретательству и допол- няющие их акты15. В целом все они имели единую принципиальную основу, предусматривая две возможные формы охраны прав изобретателей (авторское свидетельство и патент), проверочную систему экспертизы заявок16, разрешительный порядок патентования изобретений за границей, возможность принудительного выкупа патента государством и т. д. Изменения в основном касались уточнения критериев охраноспособности изобретений, круга прав, которые предоставлялись авторам изобретений, порядка проведения экспертизы заявок и т. п.

Охрана промышленных образцов как самостоятельных объектов интеллектуальной собственности была возобновлена лишь в 1965 г. в связи с присоединением СССР к Парижской конвенции по охране промышленной собственности. 9 июня 1965 г. Совет Министров СССР принял постановление «О промышленных образцах»17, а Патентное ведомство утвердило Положение о промышленных образцах18. В качестве промышленных образцов охранялись новые пригодные к изготовлению промышленным способом художественные решения внешнего вида промышленного изделия, в которых достигается единство технических и эстетических качеств. Для признания художественного решения промышленным образцом по Положению 1965 г. было достаточно его местной новизны, т.е. новизны в масштабах СССР. Кроме того, не подлежали правовой охране решения внешнего вида большинства изделий легкой промышленности, в частности предметы галантереи, швейной промышленности и трикотажного производства, обуви, головных уборов и т.д. Положение предоставляло две формы охраны промышленных образцов — свидетельство и патент. Последний выдавался на пять лет и мог быть продлен еще на пять лет.

8 июля 1981 г. Совет Министров СССР утвердил новое Положение о промышленных образцах19, которое содержало более совершенные правила, приближенные к международным стандартам. В частности, от промышленного образца требовалась мировая новизна, стал охраняться внешний вид изделий легкой промышленности, срок действия патента на промышленный образец был увеличен до 10 лет и т.д.

Проблема реформы советского изобретательного права20, в частности вопрос о повышении уровня правового регулирования изобретательских отношений21, стала активно обсуждаться в юридической литературе и на страницах печати с начала 80-х годов. Большинство специалистов высказывалось за принятие специального закона об охране изобретений. В середине 80-х годов ожидалось, что такой закон будет в скором времени принят. Начавшаяся в стране перестройка внесла свои коррективы. В свете реформ стало очевидным, что подготовленный проект не отвечает современным требованиям, так как не идет дальше частных усовершенствований. В конце 80-х годов были подготовлены и вынесены на всеобщее обсуждение с годичным промежутком два новых проекта закона об изобретениях22, которые были значительно приближены к условиям рыночной экономики.

После почти двухгодичного обсуждения в Верховном Совете СССР новый Закон СССР «Об изобретениях в СССР» был принят 31 мая 1991 г. и вступил в действие с 1 июля 1991 г.23 Почти одновременно был принят Закон СССР «О промышленных образцах» от 10 июля 1991 г.24, который должен был вступить в силу с 1 января 1992 г. В стадии разработки и рассмотрения находились Закон СССР «О патентном суде СССР», Положение о патентных поверенных, Устав Государственного фонда изобретений СССР и ряд других актов. Распад Советского Союза как единого государства создал крайне неблагоприятную ситуацию в охране промышленной собственности на территориях независимых государств — субъектов бывшего СССР. Ни одно из независимых государств, включая Россию, не имело законов об охране промышленной собственности и ведомств по ее охране. Союзный Закон «Об изобретениях в СССР» не мог эффективно действовать на территории России, поскольку 22 статьи данного Закона должны были быть изъяты, изменены или дополнены как вступающие в противоречие с Законами РФ «О налогах и налоговой политике», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «Об инвестициях и инвестиционной политике»1.

Это интересно:  Защита прав авторов и патентообладателей шпаргалка

Таким образом, в области охраны промышленной собственности создалась кризисная ситуация, для выхода из которой полномочные представители независимых государств с осени 1991 г. начали работу по созданию межгосударственной патентной системы. В октябре 1991 г. ими был подписан совместный протокол о намерении заключить между собой Конвенцию об охране промышленной собственности. Учитывая, однако, что для подготовки такой Конвенции необходимо время, было принято решение заключить Временное соглашение об охране промышленной собственности. На встрече в Минске, которая проходила 25—27 декабря 1991 г., был подготовлен и подписан полный комплект документов Соглашения для одобрения его правительствами независимых государств2.

К сожалению, из-за возникших разногласий и деструктивной позиции, занятой отдельными независимыми государствами, данное Соглашение так и не получило одобрения правительств и не вступило в силу. Независимые государства пошли по пути создания своего национального патентного законодательства. В Российской Федерации Патентный закон был принят 23 сентября 1992 г. В отличие от Закона СССР «Об изобретениях в СССР» он регулирует отношения, связанные не только с изобретениями, но и с промышленными образцами и полезными моделями. В развитие Закона Правительством РФ и Патентным ведомством РФ принят целый ряд подзаконных актов, которые наряду с некоторыми другими законодательными и подзаконными актами, судебной практикой и международными договорами образуют систему источников патентного права.

Патенты под прикрытием

У патентных поверенных в скором времени может появиться собственный закон. Правительство внесло в Госдуму законопроект О патентных поверенных». Новый законопроект в случае его принятия определит правовой статус патентного поверенного, требования, предъявляемые к кандидатам в патент ные поверенные, права, обязанности, а также ответственность патентного поверенного.

Напомним, что патентный поверенный — это специалист в области интеллектуальной собст венности. Сейчас деятельность поверенных регулируется постановлением Совета министров, принятым более 15 лет назад.

Вообще институт патентных поверенных возник в России еще до судебной реформы 1864 года и получил распространение наряду с адвокатурой. В то время чаще всего агентами в патентных делах становились опытные инженеры, обладающие необходимыми знаниями в области патент ного права. Потому что юристы не всегда могли полноценно представлять интересы изобретателей в делах по охране промышленной собственности.

После революции 1917 года институт поверенных перестал существовать в своем первоначальном виде. Возродился он в нашей стране в начале 90-х годов, после принятия патентного закона и закона о товарных знаках. Тогда в начале 1993 года правительство издало положение о патентных поверенных, которое установило основные условия их деятельности. В настоящее время по России законно работают около 1200 поверенных, но есть и так называемые агенты, представляющие заявителей по «серым» схемам, их число эксперты затрудняются назвать.

Принятие данного законопроекта, по мнению правительства, будет способствовать правовому обеспечению отношений в сфере охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Особенно это касается совершенствованию предоставления правовой охраны таким результатам интеллектуальной деятельности, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также таким средствам индивидуализации, как товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Кроме того, это поможет развитию бизнеса в стране и восполнит имеющиеся пробелы в правовом регулировании.

В соответствии с законопроектом, патентным поверенным может быть совершеннолетний гражданин РФ, постоянно проживающий в России, имеющий высшее образование и проработавший не менее четырех лет в области охраны и защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности.

В качестве патентных поверенных не могут быть зарегистрированы государственные служащие и приравненные к ним лица, а также работники государственных учреждений и организаций, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Как и сейчас, патентные поверенные по предусмотренной законопроектом процедуре должны будут получать аттестат и регистрироваться в Роспатенте. В случае принятия закона патентные поверенные, зарегистрированные в реестре до вступления в силу нового закона, будут иметь равные права и обязанности с патентными поверенными, зарегистрированными в соответствии с законом.

Английские патентные поверенные в россии до 1917

Патентные поверенные – кто они?

В России институт патентных поверенных возник еще до судебной реформы 1864 года и получил распространение наряду с адвокатурой. Так как юристы не могли полноценно представлять интересы изобретателей в делах по охране промышленной собственности, агентами в патентных делах чаще всего становились опытные инженеры, обладающие необходимыми знаниями в области патентного права.

После 1917 года институт поверенных перестал существовать в своем первоначальном виде, а возродился он в нашей стране сравнительно недавно, в связи с политико-экономическими реформами начала 90-х годов прошлого века. Сразу же после принятия в 1992 году двух главных законов в области промышленной собственности – Патентного и Закона о товарных знаках – в начале 1993 года Правительство РФ издало Положение о патентных поверенных, которое установило основные условия деятельности патентных поверенных в России и, в первую очередь, аккредитационный характер порядка получения этого звания по результатам аттестации Государственным патентным ведомством. С 31 марта 2009 года впервые вступает в действие Федеральный закон «О патентных поверенных». Звание патентного поверенного, таким образом, — это показатель уровня квалификации специалиста в области интеллектуальной собственности (ИС). Право представительства в национальном патентном ведомстве интересов иностранных заявителей, например, принадлежит только патентному поверенному.

В новых условиях, основанных на различных формах собственности и предоставлении исключительных прав на изобретения и иные объекты промышленной собственности любым лицам, а не только государству, патентные поверенные выполняют роль защитников гражданских прав конкретных хозяйствующих субъектов. Интересы своих клиентов патентные поверенные представляют как перед Государственным патентным ведомством и другими административными органами страны, так и в судах.

Весьма показательной в отношении роли патентных поверенных в набирающем темпы процессе формирования в стране правоприменительной практики является позиция НИИ Генеральной прокуратуры РФ (Интеллектуальная собственность, 2004, №12, с.30-40). Суть этой позиции состоит в том, что одна из существенных проблем – получение судом квалифицированного экспертного заключения о нарушении патентных и изобретательских прав – решается использованием института патентных поверенных, так как именно они в силу своей профессии обладают соответствующими познаниями не только в различных областях науки и техники, но и в области патентного законодательства, и их уровень квалификации подтвержден государством.

Число патентных поверенных в стране более 1200, но в Башкортостане пока только десять специалистов (на конец 2008 года) прошли аттестацию в Государственном патентном ведомстве и получили звание патентного поверенного РФ. Мы, Ваши покорные слуги, — Первая и пока единственная в Башкортостане фирма Патентных поверенных.

Статья написана по материалам сайтов: bookucheba.com, rg.ru, patentostan.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector