+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Примеры нарушения авторских прав в рекламе

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИВИЛИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ

Н. В. Слесарюк – преподаватель кафедры гражданского права Омского юридического института

НАРУШЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ В РЕКЛАМЕ

В данной статье на примерах практических ситуаций рассматриваются проблемы, возникающие при изготовлении рекламных роликов, связанные с нарушением авторских и смежных прав. Автором делается вывод о том, что в современных условиях соблюдать действующее законодательство в области авторского права затруднительно, что приводит к многочисленным правонарушениям, и выходом является не только повышение правовой грамотности при составлении авторских договоров, но и совершенствование действующего законодательства.

Реклама, авторское право, смежные права, личные неимущественные права, лицензионный договор

  1. Бусарев Г. Авторские права в рекламе // Рекламодатель: теория и практика. 2005. № 3.
  2. Дело № А40-85182/10-110-728 от 9 марта 2011 г. URL: www.msk.arbitr.ru
  3. URL: http://chel.fas.gov.ru/news.php? >

Для цитирования: Слесарюк, Н. В. Нарушение авторских прав в рекламе [Текст] / Н. В. Слесарюк // Вестник Омской юридической академии. – 2011. – № 2 (15). – С. 51-53.

Содержание

Авторское право в рекламе

Реклама Курсяк.docx

3. Трудовой договор, в котором подробно прописываются отношения, связанные с авторским правом. Это и момент передачи произведения и прав на него, и объем передаваемых прав, и способ указания имени работника, и его гарантии, и вид оплаты. Как уже было сказано выше, лучше договориться «на берегу». Этот вариант наиболее предпочтителен.
Временное отсутствие проблем — не показатель того, что все идет правильно. Может произойти конфликт с сотрудником в то время, когда заказчику уже сдан большой дорогостоящий проект, который запускается на телевидении. И в это сотрудник подает исковое заявление работника о том, что фирма незаконно использовала его интеллектуальную собственность. Такие же исковые заявления направляются в адрес всех телеканалов, которые «крутили» ролик. Если не будут надлежащим образом оформлены взаимоотношения с работником, то доводы о годах, потраченных на «неблагодарного» работника, не помогут. Не надо отдавать козырей тем, с кем, возможно, придется играть на деньги, они сами найдут, чем неприятно удивить.[7]

  1. Примеры нарушения авторского права в рекламе

Пример №1 – «Нехватка пунктов договора».

Агентство «Б. С. Графика» сняло рекламный ролик пива «Арсенальное» с Сергеем Щипачевым в главной роли. С помощью двух бутылок пива герои клипа спасают от падения в воду автомобиль. За несколько секунд до этого актер, показывая официанту на пустую бутылку, просит «повторить» — этот кадр и был использован для наружной рекламы. Спустя время актер обратился в Никулинский суд Москвы с иском к производителю пива — Тульскому пивзаводу, принадлежащему пивоваренной компании «Балтика», и рекламному агентству. Щипачев утверждал, что давал согласие на съемку лишь в ролике, но не в наружной рекламе. Договора с рекламным агентством он не оформлял (гонорар составил $300). Актер потребовал в качестве компенсации за использование своего образа в наружной рекламе $10 000. «Они нанесли мне серьезный моральный ущерб», — утверждает Щипачев.

Суд постановил выплатить актеру компенсацию в размере 10 тысяч рублей, основываясь на том, что первый его гонорар был также в пределах данной суммы. Казалось, что все предусмотрено, но в итоге агентство понесло дополнительные расходы. [10]

Пример №2 –« Копировать – не значит переделать».

Пример конфликта «Эхо Москвы» транслировало рекламный ролик, в котором использовалось произведение некоего композитора. У них была лицензия на трансляцию произведения, но она не предполагала переработку мелодии и использование ее в рекламе. РАО от имени автора предъявило претензии, радиостанция и рекламируемая компания поплатились суммой в $10 000.[10]

Пример №3 – «Прямое нарушение авторских прав».

Можно привести пример из российской судебной практики, когда было выиграно дело против радиостанции «Деловая волна», которая использовала в рекламе охраняемое авторским правом музыкальное произведение без заключения договора с автором и без указания его имени. После двухгодичных судебных разбирательств, дошедших до президиума Мосгорсуда, радиостанции пришлось выплатить компенсацию в сумме 1000 минимальных размеров оплаты труда. Суд не воспринял ее довода о том, что такое использование — бесплатная реклама творчества автора и что автор должен быть благодарен радиостанции за кражу его произведения. [13]

Пример №4 – «Совместные права наследников автора».

Многие помнят рекламу пива «Старый мельник», где использована музыка И. Дунаевского. Бюджет ролика был серьезный, и цена ошибки соответственно высока. Но ошибка была допущена. С одним из наследников

композитора был подписан договор об использовании мелодии, был выплачен гонорар, и вопрос считался решенным. Однако создатели ролика не учли, что у И. Дунаевского четыре наследника. Один из сыновей композитора выказал свое недовольство в связи отсутствием заключенного с ним отдельного соглашения, возник конфликт, который грозил судом. Дело в том, что наследники имели совместные права на произведения И. Дунаевского, и наследник, с которым было подписано соглашение, обладал лишь 25 процентами прав. Дело до суда не дошло, но закончилось достаточно серьезной компенсацией, которая не была заложена в бюджет.[10]

Пример №5 – «Два автора одного произведения».

Многие слышали о конфликте по поводу прав на всем известного персонажа Чебурашку. Есть автор литературного произведения и его персонажа Э. Успенский, который придумал слово Чебурашка, но мало кто знает, как выглядел Чебурашка изначально – это совсем не похоже на то, что мы привыкли видеть. Уже потом появился художник Л. Шварцман, который и создал художественный образ персонажа в его современном виде. И в итоге у Чебурашки получается двое «родителей».

В 2000 году вышел календарь на 2001 год с изображением Чебурашки, где художником значился некий Боровский, а Эдуард Успенский — автором персонажей. При поддержке друзей Леонид Шварцман доказал через суд, что является правообладателем образа Чебурашки.
В 2003 году Успенский подал иск против японской компании SP International, которая выпускала в Японии игрушки, майки, значки, разные товары с изображением «Чеби», а также видеокассеты и диски с мультфильмами. В результате соглашения писатель стал получать авторские гонорары с каждой выпущенной вещи.
В августе 2004 года Эдуард Успенский потребовал от Олимпийского комитета России прекратить коммерческое использование Чебурашки в качестве талисмана сборной России на летней Олимпиаде в Афинах. По словам писателя, компании Bosco была предоставлена возможность не продавать, а дарить игрушки. «К нашему большому удивлению, талисман продается в магазинах по цене 50 евро за экземпляр», — писал возмущенный Успенский. Тем не менее на следующей Олимпиаде в 2006 году Чебурашка вновь использовался в качестве талисмана сборной.
В ноябре 2006 года в Токио завершилась одна из самых масштабных судебных тяжбу вокруг Чебурашки. В итоге японская телекомпания купила права на съемку 1200-серийного мультфильма о Чебурашке (Чебу) у всех претендовавших на него правообладателей: у писателя Эдуарда Успенского, художника Леонида Шварцмана, студии «Союзмультфильм» и американской компании «Films by Jove», которая обладает правами на коллекцию советских мультфильмов.

По мнению экспертов, этот конфликт, скорее всего, будет длиться вечно. Потому что Успенский на правах автора разрешает производителям различной продукции использовать литературный образ героя из своего рассказа. А компании ленятся придумывать нового Чебурашку и эксплуатируют изображение, которое нарисовал Шварцман, лишь немного видоизменив его. И тут уже Шварцману приходится отстаивать свои права.[12]

Пример №6 – «Не зарегистрированный товарный знак».

В 2000-м году в центре города Воронеж, на улице Карла Маркса, появился небольшой салат-бар «Робин Бобин». Тогда никто не мог предположить, что через три года этот маленький бизнес вырастет в лидера по быстрому питанию и производству кондитерских изделий на воронежском рынке. Похоже, такого поворота событий не ожидало даже руководство компании. Фирма работала без регистрации товарного знака. К 2003 году компания имела уже 4 стационарных точки быстрого питания и более 25 мобильных. Об оформлении раскрученного наименования задумались всерьез. Однако в классах по международной классификации товаров и услуг, по которым необходимо было зарегистрироваться, место оказалось занято другим «Робином Бобином» из другого города. Название поменяли, как кажется сейчас сотрудникам фирмы, на более удачное. Так «Робин Бобин» превратился в «Робин Сдобин».

Опыт, связанный с регистрацией товарного знака, пригодился. Компания, помимо «Робина Сдобина» зарегистрировала целый ряд товарных знаков — «Рокабу», «Полевая кухня», «Макао-какао», «Элит круа». Каждый из них создан для своего формата деятельности.

Только на первый взгляд цепочка кажется громоздкой. Введенные в оборот несколько документов избавят не только от неожиданной головной боли, но и от ощутимых финансовых потерь. Итак, чтобы была уверенность в том, что авторские права третьих лиц и что рекламного агентства безнаказанно никто не нарушит, необходим подробный, грамотно составленный договор. Причем грамотно составленный договор — это не тот договор, который директор рекламной фирмы в свободное от переговоров время изготовит путем «выдергивания» пунктов из типовых договоров, найденных в бездонных просторах Интернета.

Рекламный рынок всегда связан с риском – «выстрелит» реклама или нет. Что точно нельзя делать, так это ставить свою фирму перед ситуацией, когда все выходы из нее ведут к поражению: либо реклама будет неэффективной и останется незамеченной, либо в случае успеха завалят исками, оплата которых перекроет все доходы. А если все проекты осуществлялись таким же образом, может возникнуть эффект домино.
Суд — это всегда, в некотором смысле, лотерея. Но в лотерею невозможно выиграть, не купив лотерейного билета. Хороший договор не поможет создать успешную и эффективную рекламу. Хороший договор позволит спокойно получить все, на что создатель и заказчик рассчитывали, тратя время и деньги на создание этой успешной и эффективной рекламы. Тем более что в случае возникновения подобного конфликта трудно будет принять во внимание некогда дружеские отношения, принципы справедливости, не подкрепленные документально, а также отговорки по типу «не знал». Особенно в суде.

§ 6. Авторское право в рекламе

§ 6. Авторское право в рекламе

Рекламная деятельность – это сфера, где очень часто используются результаты чужого творческого труда. В настоящее время нормы, связанные с производством и размещением рекламы, содержатся в специальном законе – Федеральном законе от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Согласно ст. 3 названного ФЗ реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Несмотря на то что это уже второй вариант закона, принятого для урегулирования разнообразных отношений в рекламной индустрии, он не снимает множество вопросов, которые возникают у правоприменителей в связи с его применением. Чаще всего определенные проблемы возникают у субъектов рекламного рынка по вопросам, связанным с применением норм авторского права при производстве и размещении рекламных материалов.

Здесь может сложиться двоякая ситуация. В первом случае при производстве рекламного материала очень часто используются литературные, музыкальные, художественные и другие произведения, охраняемые авторским правом. Но как строить взаимоотношения с авторами подобных произведений? Закон о рекламе ответа на этот вопрос не дает, отсылая правоприменителей к нормам гражданского законодательства.

Во втором случае у производителей часто возникают вопрос: а может ли реклама сама считаться произведением и охраняться авторским правом? Ни в ФЗ «О рекламе», ни в ГК РФ прямого ответа на этот вопрос нет.

Ответы на поставленные вопросы можно найти, только проанализировав нормы обоих нормативных актов.

Рассмотрим ответ на вопрос о том, как строить взаимоотношения с авторами произведений, которые используются в рекламе.

При производстве рекламного материала часто используется не все авторское произведение, а какая-то часть этого произведения. Например, один кадр из всеми любимого кинофильма, одна строчка из известного произведения и т. п. Рекламопроизводитель часто ошибочно полагает, что, используя такой материал в своей деятельности, он не нарушает чьих-либо прав. Однако это совсем не так. Согласно п. 7 ст. 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть произведения, его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме. Отсюда можно сделать только один вывод: при использовании авторского произведения в любом объеме необходимо строить отношения с автором этого произведения на договорной основе. Если же при производстве рекламы необходимо использовать аудиовизуальное произведение (например, отрывок мультипликационного фильма, кинофильма и т. п.), то необходимо иметь в виду, что подобные произведения являются сложным объектом и пользуются особым правовым режимом, предусмотренным ст. 1263 ГК РФ.

В соответствии с названной выше статьей ГК РФ под аудиовизуальным произведением понимается такое произведение, которое состоит из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле-и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Таким образом, прежде чем использовать хотя бы один короткий отрывок подобного произведения в рекламе, необходимо получить согласие на использование у следующих авторов:

2) автора сценария;

3) композитора, который создал музыку (с текстом или без текста) для аудиовизуального произведения. Если кто-то то из перечисленных авторов умер, то придется разыскивать их наследников.

Сложность для рекламистов заключается еще и в том, что достаточно сложно определить, кому же в конечном итоге принадлежит право на созданное аудиовизуальное произведение и в результате – полная невозможность использовать в рекламе такое произведение на законных основаниях. В данной ситуации страдают не только рекламопроизводители, но и рекламодатели – организации и предприниматели, заказавшие данный материал. В некоторых же случаях страдают также средства массовой информации, осуществляющие размещение рекламной информации, ведь авторы могут предъявить претензии к каждому из них.

Головинский районный суд г. Москвы отказал художникам-мультипликаторам в праве претендовать на коммерческую выгоду от использования нарисованных ими персонажей, пришедших на экран из книг известных авторов. Литераторам, в отличие от художников, легче дается борьба с коммерсантами, использующими нехитрый маркетинговый прием – размещение на упаковках самых разнообразных товаров популярных и любимых россиянами мультгероев. Авторское право детских писателей суды в большинстве своем сомнению не подвергают. И потому производители косметики, сладостей, детских игрушек стараются в первую очередь договариваться с ними, хотя в создании мультфильмов, а именно в этот момент, как правило, герой книги и обретает узнаваемый и запоминающийся облик, принимает участие целый коллектив авторов.

Именно это и пытались доказать в Головинском суде художник Леонид Шварцман, нарисовавший придуманных Эдуардом Успенским Чебурашку с Крокодилом Геной, и Наталья Орлова, «оживившая» Алису Селезневу, ее отца и их многочисленных друзей из книги Кира Булычева. Проиграли оба.

Головинский суд отклонил иск г-на Шварцмана к косметической компании «БРК-Косметикс» (российского представительства болгарской «Томи шоу косметике») и сети супермаркетов «Седьмойконтинент». По мнению художника-постановщика известного мультфильма «Крокодил Гена и его друзья», именно его герои красовались на упаковках зубной пасты, продававшейся в магазинах этой сети. Леонид Шварцман счел, что косметическая фирма пользовалась созданными им персонажами незаконно, не получив его разрешения, и потому потребовал 4,7 млн руб. в качестве компенсации материального и морального ущерба.

Однако суд согласился с доводами ответчиков. Представитель «БРК-Косметикс» Татьяна Перова в беседе с корреспондентом «Времени новостей» утверждала, что оснований для каких-либо материальных претензий у г-на Шварцмана нет, поскольку на упаковках был совсем не его Чебурашка.

«Изображения на упаковке зубной пасты были нарисованы по заказу нашей компании болгарскими художниками. Сделано это было на основе литературных описаний Эдуарда Успенского, который не только написал книжку о Чебурашке, но был и автором сценария мультфильма», – отметила г-жа Перова.

Представители истца приглашали в зал заседаний других известных художников-мультипликаторов, которые пытались доказать авторство г-на Шварцмана. Однако суд признал, что изображенные на упаковке зубной пасты Чебурашка и Крокодил Гена не имеет ничего общего с персонажами, которых рисовал Леонид Шварцман.

«Никаких доказательств того, что именно Л. Шварцман владеет правами на образы героев мультфильма, представлено не было, – говорит представитель „БРК-Косметикс“.

«Мы не услышали практически ничего, кроме хвалебных эпитетов в адрес художника». В итоге иск был отклонен[42].

Иногда споры возникают по поводу использования произведения, автор которого умер.

Некоторые производители рекламы безосновательно полагают, что в этом случае произведение является общественным достоянием и может свободно использоваться без выплаты вознаграждения. Однако ГК РФ содержит норму, которая говорит о переходе имущественного авторского права по наследству.

В этом случае нужно заключать договор на использование произведения или его части уже с наследниками. Авторское право переходит к ним в бездолевом порядке.

Таким образом, для использования произведения в рекламе необходимо найти наследников умершего автора и заключить с каждым из них договор об использовании произведения.

Нарушение подобного правила может грозить рекламопроизводителю большими неприятностями в виде незапланированной выплаты авторского вознаграждения или участия в качестве ответчика в суде по иску о незаконном использовании результата интеллектуальной деятельности. Примером может служить достаточно обширная практика.

Многие помнят рекламу пива «Старый мельник», где использована музыка И. Дунаевского. Бюджет ролика был серьезный, и цена ошибки соответственно высока. Тем не менее ошибка была допущена. С одним из наследников композитора был подписан договор об использовании мелодии, был выплачен гонорар, и вопрос считался решенным. Однако создатели ролика не учли, что у И. Дунаевского четыре наследника. Один из сыновей композитора выказал свое недовольство в связи отсутствием заключенного с ним отдельного соглашения, возник конфликт, который грозил судом. Дело в том, что наследники имели совместные права на произведения И. Дунаевского, и наследник, с которым было подписано соглашение, обладал лишь 25 % прав. Дело до суда не дошло, но закончилось достаточно серьезной компенсацией, которая не была заложена в бюджет[43].

Иногда проблемы рекламопроизводителя таятся в содержании заключенного им и автором произведения договором. Ведя с последним переговоры о передаче или использовании имущественного права автора, рекламопроизводитель часто забывает, что, помимо них, у автора имеются еще и личные неимущественные права, которые также охраняются законом. Чаще всего среди личных прав автора нарушается право на имя.

В соответствии с п. 1 ст. 1265 ГК РФ право на имя – это право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т. е. анонимно.

Названная статья ГК РФ также содержит императивную норму о том, что:

1) данное право непередаваемо и неотчуждаемо. Его нельзя продать, подарить или каким-то другим способом им распорядиться;

2) при передаче или переходе к другому лицу исключительного права на произведение (на использование произведения) личные права всегда сохраняются за автором;

3) автор произведения не может отказаться от личных неимущественных прав, принадлежащих ему. Любые ограничения автора в данных правах являются ничтожными. В соответствии с законодательством рекламопроизводитель, получивший от автора разрешение на использование произведения, обязан указывать в рекламных материалах имена всех авторов, чьи произведения включены в рекламу. Ни один производитель рекламы не заинтересован в этом. Решить указанную проблему можно путем включения в текст договора условия о том, что авторское произведение в рекламе будет использоваться анонимно.

Часто при производстве рекламы того или иного товара используют образы известных личностей – певцов, музыкантов, политических деятелей и т. п. Считается, что это способствует продвижению товара, росту популярности рекламируемой фирмы, а реклама пользуется доверием у потребителя. Однако необходимо помнить, что использование образа в рекламной кампании возможно только с согласия самой личности. В противном случае использование образа будет незаконным. В России часто это правило закона нарушается. Чаще всего в отечественной рекламе предпочитают использовать образы западных звезд, но могут встречаться и нарушения авторских прав отечественных знаменитостей.

Еще недавно Москву украшали щиты, рекламирующие новый сорт водки «Иван Грозный». «Грозного» изображал Юрий Яковлев, точнее, его персонаж из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Похоже, актер прочно вошел в роль монарха, потому как, увидев щиты, возмутился и подал в суд на компанию. Вообще-то в России вопросы авторского права в рекламе фактически не урегулированы. Однако в тех немногих случаях, когда знаменитости судятся с нарушителями, Фемида принимает сторону звезд. Не стал исключением и Юрий Яковлев, который процесс выиграл. Щиты с Иваном Грозным-Яковлевым сняли, а бутылки с изображением героя изъяли из продажи[44].

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


курсовая работа Авторское право в рекламе Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.10.2012. Год: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru:


Содержание

Введение………………………………………………………… …………..3

    Авторское право в рекламе…………………………………………..4

1.1. Объекты авторского праава в рекламе………………………. 4
1.2.Реклама как объект авторского права…………………………7
2. Нарушение авторского права в рекламе………………………..……11
2.1. Права авторов…………………………………………… ……….11
2.2. Использование чужих произведений…………………………. 12

3. Оформление отношений на авторское право………………………15
3.1. Виды авторских договоров…………………………………….15
3.2. Передача прав на ролик заказчику……………………………. 15
3.3. Фирма и сотрудники……………………………………………. 16
4. Примеры нарушения авторского права в рекламе . ……………19
Заключение. . . . 23
Список использованных источников. . . 24

Введение

Рекламный бизнес по своей природе неразрывно связан с авторским правом. Зачастую создание и использование рекламных произведений влечет за собой определенные юридические последствия, предусмотренные авторским законодательством. К сожалению, это далеко не всегда осознается лицами, создающими рекламные произведения (авторами), субъектами рекламного бизнеса — рекламными агентствами и пользователями рекламных произведений — заказчиками. В результате они все могут оказаться в роли «пострадавших».
Великий Леонардо вел свои записи левой рукой справа налево и вывернутыми наизнанку буквами, а во всех его технических эскизах обнаруживается лишняя шестеренка, делающая невозможной работу задуманного механизма при его воспроизведении.[5] Это была попытка защитить свои права и сделать невозможной реализацию идеи в отсутствие автора. В сегодняшнем мировом списке наиболее распространенных правонарушений первое место занимают дела, связанные с наркотиками, а на втором — нарушение авторских прав. В настоящее время в России права рекламиста можно защищать как с помощью «Патентного закона», так и в режиме авторского права и смежных прав.
Качество рекламы растет: появилась отличная цветная печать, в избытке промышленно изготовленные рекламные сувениры, то есть рынок рекламных услуг сложился, технические проблемы решаемы, и с неизбежностью возник такой элемент конкурентной борьбы, как наличие творческих решений (идей, изобретений, инноваций) в рекламе.
Но удачные находки, как это хорошо известно на примере рынка компьютерных программ и видеоклипов, «растаскиваются» нечистоплотными конкурентами.
Целью данной курсовой работы является комплексное и всестороннее изучение наиболее частых случаев нарушения авторских прав в рекламе.
Задачи курсовой работы:

    Рассмотреть общее понятие авторского права в рекламе;
    Анализ трех наиболее часто встречающихся видов авторского права в рекламе.
    Привести примеры нарушения авторских прав в рекламной деятельности.

Объектом курсовой работы является авторское право в рекламе.
Предмет курсовой работы – это нарушение авторских прав в рекламе.
Источники, использованные для написания курсовой работы, в основном представлены учебными пособиями по рекламе и статьями авторов. В учебных пособиях, в большей степени, описывается теоретическая часть с краткими примерами. В авторских статьях тексты носят рекомендательный практический характер и приведены конкретные примеры нарушения авторских прав и разрешения конфликтов.

        1. Авторское право в рекламе
      Объекты авторского права в рекламе

Объекты авторского права достаточно четко определяются в специальном федеральном законе. Это литературные, музыкальные, драматические, изобразительные, фотографические, аудиовизуальные и иные произведения литературы, науки и искусства. К объектам авторского права также относятся, и это принципиально, самостоятельные части произведений строки из песен, фрагменты фотографий. Поэтому частичное использование произведений также должно согласовываться в установленном порядке. Есть такое понятие, как «производное произведение» – переделки, переработки, аннотации, аранжировки и т. д. Это те случаи, в которых возникает два авторства – первоначального автора и того лица, которое осуществило переработку.
И, наконец, есть так называемые составные произведения – сборники, энциклопедии, базы данных. Здесь объектом авторского права является оригинальность подборки. Не являются объектами авторского права: официальные документы, государственные символы, произведения народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер. Важно делать различение – сообщение информационного агентства не является объектом авторского права, а, скажем, аналитическая статья, содержащая элемент творческого вклада, – является.
Объекты авторского права в рекламе общеизвестны – логотипы, этикетки, упаковки, фотографии и слайды. Очень важно помнить, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия и факты.
Следует обратить внимание на такие объекты, как рекламные слоганы и аудиовизуальные произведения (аудио-, видеоролики). Слоганы, безусловно, относятся к объектам авторских прав, при условии наличия в них творческого вклада. Аудиовизуальное произведение является, как правило, достаточно сложным продуктом и может включать в себя соавторство режиссера, сценариста, оператора, видеодизайнера, художника и т. д. Особенно следует отметить наличие в таких случаях смежных прав исполнителя – актера, играющего какую-либо роль в ролике.
Сами же по себе авторские права делятся на личные и имущественные. И в этом разделении заложены причины многих конфликтов.
Личные права не отчуждаются, остаются у авторов пожизненно и после их смерти защищаются наследниками. Это право авторства – право признаваться автором и право на имя, которое означает, что при любом воспроизведении работы должно указываться имя автора. Только автор вправе давать согласие на указание собственного имени, псевдонима или использование произведения анонимно. Подобные правомочия нарушаются очень часто. Право на обнародование. Только автор вправе решать, готово ли произведение, определять порядок его выхода в свет. Защита репутации автора. Конфликты могут возникать, например, когда каким-то образом перерабатывается авторская фотография: обрезается, добавляются эффекты, в результате чего наносится ущерб репутации автора как художника. Имущественные права передаются и, как правило, являются предметом «купли-продажи». Исключительные права на использование принадлежат монопольно одному лицу сразу с момента создания произведения и составляют целую совокупность видов использования: воспроизведение, распространение, переработка, перевод, импорт, публичное исполнение, прокат, передача в эфир, передача по кабелю. Дальше они от автора передаются по цепочке другим пользователям. Следует обратить внимание, что указанными имущественными правами автора охвачен практически весь цикл использования произведения. И все это отдельные права, нарушение которых может быть зафиксировано отдельно. Например, если скопирована фотография и ее:

    Воспроизвели;
    Выпустили тираж;
    Переработали и записали;
    Перевезли через границу .

Всё это – самые грубые нарушения. Каждый пункт –это отдельные виды прав, которые в ряде случаев могут независимо друг от друга защищаться автором либо иным правообладателем. И, конечно же, передача указанных прав в определенном объеме и является предметом взаимоотношений автора либо рекламного агентства с заказчиком.[7]

1.2. Реклама как объект авторского права
Реклама зачастую сама является объектом авторского права. Это в случае, когда она представляет собой результат творческого труда.
Охраняется не суть сообщения, а его форма, т. е. не суть сообщения «Фирма А продает такие-то товары», а то, как эта суть преподносится.[7]
Слоганы – самая слабая часть в рекламе с точки зрения авторско-правовой охраны. В отношении слоганов применяются общие правила. Иными словами, слоган должен быть результатом творческого труда. Наличие и степень творческого труда в каждом конкретном случае будет определять суд. Однако надо учитывать: чем больше вероятность того, что тот или иной слоган может быть признан обычным, общеупотребительным выражением, тем меньше вероятность того, что удастся воспользоваться преимуществами авторско-правовой охраны в отношении этого слогана. В любом случае если создан шедевр, имеет смысл подумать о регистрации соответствующего товарного знака.
Если творчество не ограничилось созданием слогана, а приобрело вид текста, изображения, звукового или аудиовизуального ролика, то вероятность признания творческого труда в этом случае почти стопроцентная.
Возникает надобность во всеобъемлющем договоре, в котором бы четко было прописано, кому, на каком этапе и какие права будут принадлежать. Это относится и к случаям, когда рекламная фирма получает конкретный заказ, и к случаям, когда заказчик проводит тендер. Если не договориться «на берегу», могут возникнуть весьма серьезные проблемы.
Зачастую отказ заключать всеобъемлющие договоры объясняют тем, что неудобно предлагать клиенту подписывать серьезный договор, что в этом случае он может обратиться к другому агентству и т. д. Но, это происходит если фирма готова портить отношения с клиентом после того, как между сторонами возникнет непонимание. Очевидно, что гораздо проще и спокойнее определить взаимные права и обязанности до того, как будут потрачены нервы, время, усилия и деньги.
Вопрос о том, сможет ли заказчик использовать ролик для создания новых, становится еще более важным в случае, если при создании этого ролика использовали произведения третьих лиц, получив разрешение на их использование только собственно первозданном ролике. В этом случае создание заказчиком нового ролика, производного от первозданного, с использованием произведения на котором он был основан, без заключения договора с третьим лицом будет незаконным.
Говоря о тендере, необходимо помнить, что идеи авторским правом не охраняются. Охраняется форма воплощения идеи. Не будет считаться нарушением авторского права, если клиент, посмотрев рекламу, сделает свою, которая будет основана на той же идее, что была заложена в ранее участником конкурса . Но если заказчик скопирует какую-то отличительную часть формы рекламы, можно будет говорить о нарушении авторских прав.
На примере тендера на рекламу пива. Если сделана реклама, где красивая девушка медленно пьет пиво из запотевшего бокала, но эта реклама не понравилась заказчику, то вы не сможете, апеллируя к авторскому праву, запретить заказчику сделать свою рекламу, где другая красивая девушка будет точно так же медленно пить из запотевшего бокала свое пиво. Если же придуман какой-то оригинальный ход, преподнесенный необычным образом, то будет возможность попытаться доказать в суде, что заказчик не просто использовал чужую идею, которая авторским правом не охраняется, а осуществил переработку созданного ранее произведения, охраняемого авторским правом. Граница между этими двумя вариантами действительно весьма тонкая, поэтому крайне важно, чтобы между заказчиком и рекламной фирмой был заключен договор, в котором все подробно было бы оговорено.
Авторские права разделяются на две группы:
1) личные неимущественные (право авторства, право на имя, право на защиту репутации) — принадлежат автору произведения и не могут отчуждаться;
2) имущественные (право на воспроизведение, право на распространение, право на переработку и др.) — могут свободно отчуждаться третьим лицам по авторским договорам.
Имущественные права могут быть переданы правообладателем третьему лицу на основании авторского договора, причем как в полном объеме (передача исключительных прав), так и в частичном (передача неисключительных прав: первоначальный правообладатель сохраняет за собой право осуществить передачу авторских прав третьим лицам).
Авторский договор — это единственное основание передачи имущественных авторских прав. Никакой иной вид договора его подменять не может. Так, по договорам подрядного типа передаются права на созданную вещь (результат работ), но не имущественные авторские права. Согласно закону об авторском праве передача собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте. В результате недооценки надлежащего оформления отношений пострадать может не только автор, но и заказчик. Например, заказчик расплатился с автором или агентством за работу, но не приобрел авторских прав, и, как следствие, оказался в роли правонарушителя. Исключением из этого правила является правопреемство имущественных авторских прав в силу закона на так называемые служебные произведения. В соответствии со ст. 14 закона об авторском праве, если автор работает в штате организации по трудовому договору и в его служебные обязанности входит создание произведений, авторские имущественные права на созданные им произведения будут принадлежать работодателю. Особо следует выделить следующие нормы об авторском договоре, которые необходимо помнить заказчику, агентству и автору. Во-первых, права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. Во-вторых, все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются непереданными. Поэтому к тексту авторского договора надо относиться очень внимательно и при возникших сомнениях проконсультироваться с юристом.[10]

2. Нарушение авторского права в рекламе
2.1. Права авторов
Автору в отношении его произведения принадлежат следующие неимущественные права:
— признание автора;
— разрешение использовать произведение под подлинным именем автора или псевдонимом;
— обнародовать произведение в любой форме;
— автору принадлежат исключительные права на произведение
а. воспроизводить, тиражировать, распространять, продавать произведение.
б. публично показывать и исполнять произведение
в. передавать произведение по эфиру
г. переводить, переделывать, перерабатывать произведение.
Конечно, авторами являются художники и фотографы, дизайнеры, сценаристы, режиссеры и т. д. Актеры в роликах является не авторами, но правообладателями смежных прав (обладателями прав на использование их игры, исполнения). Что касается моделей, принимающих участия в фотосъемках, то и у них нужно получать согласие, причем желательно письменное.
Существует презумпция авторства: лицо считается автором, пока не доказано обратное. Как правило, автору достаточно предъявить авторский оригинал, более раннюю версию произведения и т. п. Существуют специальные процедуры, которые могут сделать эти доказательства более вескими для суда – например, можно послать самому себе по почте авторский экземпляр и сохранить письмо нераспечатанным или отослать оригинал в Российское авторское общество. Как правило, споры возникают через какое-то время после создания произведения, и основной вопрос при установлении авторства: чья версия произведения является более ранней? Самым главным доказательством авторства является наличие у автора произведения на дату времени. Как именно технически будет подтверждено это наличие – не имеет принципиального значения. [12]
2.2. Использование чужих произведений

3. Оформление отношений на авторское право

        3.1. Виды авторских договоров

Важно различать авторский договор и авторский договор-заказ.
Авторский договор заключается в случае использования ранее созданного произведения. Договор-заказ заключается, если заказчик поручает кому-либо создать то или иное произведение специально для первого. Разница заключается в том, что по авторскому договору-заказу по закону заказчик обязан выплатить аванс.
Существует Российское авторское общество, которое самостоятельно отслеживает законность или незаконность использования каких-либо произведений.
РАО (Российское Авторское Общество) выдает лицензии на право использования произведения, но только в оговоренной в лицензии форме. Нарушение условий лицензии также может привести к судебному иску.[12]

3.2. Передача прав на ролик заказчику
При работе с аудиовизуальными произведениями (рекламными роликами и т. п.) вообще действует особый режим в силу того, что такие произведения – составные и достаточно сложные. Составляющими частями аудиовизуального произведения являются музыка и текст, игра актеров и исполнение, сценарий и раскадровка и т. д. В качестве авторов присутствуют режиссер, оператор, художник, сценарист, композитор, автор текста, актеры– все они обладают частью авторских прав. Нужно учитывать интересы всех сторон.
Когда снимается ролик, всем участникам съемок, конечно, выплачиваются гонорары, и никаких вопросов, как правило, не возникает. Но в момент проката они возникнуть могут. Надо помнить, что передача всех прав должна быть зафиксирована документально. Работа без письменных договоров таит в себе бомбу замедленного действия. «Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными» (п. 2 ст. 31 ЗоАП). [9]
Важно учитывать, что, кроме авторов и исполнителей, которые присутствуют явно, есть и другие лица, также могущие быть субъектами авторских прав – это наследники и иные правообладатели. В случае если авторскими правами обладают несколько лиц, соответствующий договор должен быть заключен с каждым из них.

      Содержание авторского договора

В авторском договоре должно быть урегулировано несколько обязательных пунктов:
— объем передаваемых правомочий (может быть передано, например, только право на воспроизведение и распространение, но не переработку);
— территория действия передаваемых прав;
— срок передачи (может быть ограничен каким-то периодом, после чего права возвращаются автору);
— вознаграждение.
Последний пункт должен быть включен в договор обязательно. Проблема в том, что авторские гонорары выплачиваются, как правило, неофициально — это неправильно. Достаточно провести документально хотя бы 500 рублей, чтобы избавиться от многих возможных проблем. Более того, вознаграждение полагается за каждый вид использования. Существуют минимальные суммы авторских вознаграждений, различные для разных видов произведений, и они достаточно невелики.
Если между автором и агентством не решены вопросы может произойти следующее – автор может предъявить претензии как самому заказчику (если он занимается распространением), так и рекламному агентству и средству массовой информации. Бывает и так, что договор составлен, но не учитывает всех вариантов использования произведения.[8]

4. Фирма и сотрудники

Понятно, что в рекламных фирмах работают творческие люди. Эти творческие люди предпочитают написанному черствым языком договору теплые человеческие отношения. Они и работают в рекламных фирмах в большей степени потому, что получают удовольствие от своей работы и от общения с окружающими их людьми. Все это, однако, не может служить оправданием в тех случаях, когда руководство рекламных фирм не придает значения тому обстоятельству, что без надежной системы договоров любой проект может быть поставлен под удар.
В соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» авторами могут быть только физические лица, т. е. обычные люди. Рекламная фирма автором не является. Но она может и должна иметь исключительные авторские права на использование произведений, создаваемых ее сотрудниками, любыми способами и в любой форме. Это может быть осуществлено тремя способами:
1. Фирма может заключать с работниками авторские договоры в отношении всего того, что ими будет создано. Очевидно, это не самый удачный вариант, поскольку если работник создаст шедевр, он, возможно, предпочтет его продать дороже кому-то еще, а не родной фирме.
2. Фирма может воспользоваться положениями ст. 14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», в соответствии с которой:
— Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения.
— Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.
— Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем.
Это означает, что фирма может заключить обычный трудовой договор и прописать в нем служебные обязанности работника, а в разделе, касающемся заработной платы, указать, что установленная заработная плата покрывает все служебные обязанности и результаты труда работника.
3. Трудовой договор, в котором подробно прописываются отношения, связанные с авторским правом. Это и момент передачи произведения и прав на него, и объем передаваемых прав, и способ указания имени работника, и его гарантии, и вид оплаты. Как уже было сказано выше, лучше договориться «на берегу». Этот вариант наиболее предпочтителен.
Временное отсутствие проблем — не показатель того, что все идет правильно. Может произойти конфликт с сотрудником в то время, когда заказчику уже сдан большой дорогостоящий проект, который запускается на телевидении. И в это сотрудник подает исковое заявление работника о том, что фирма незаконно использовала его интеллектуальную собственность. Такие же исковые заявления направляются в адрес всех телеканалов, которые «крутили» ролик. Если не будут надлежащим образом оформлены взаимоотношения с работником, то доводы о годах, потраченных на «неблагодарного» работника, не помогут. Не надо отдавать козырей тем, с кем, возможно, придется играть на деньги, они сами найдут, чем неприятно удивить.[7]

    Примеры нарушения авторского права в рекламе

Пример №1 – «Нехватка пунктов договора».
и т.д.

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Статья написана по материалам сайтов: turboreferat.ru, law.wikireading.ru, www.webkursovik.ru.

»

Это интересно:  Нарушение авторских прав решение суда
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector