+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Примеры нарушения авторских прав в интернете

Нелегальное копирование и распространение копий музыкальных композиций. Включает в себя продажу музыкальных альбомов на аудиокассетах и компакт-дисках. К аудиопиратству относится и распространение музыкальных композиций в компьютерных сетях. Также пиратские радиостанции.

Обмен музыкальными композициями в Интернете принял воистину грандиозный масштаб благодаря развитию P2P-технологий — Одноранговая, децентрализованная или пиринговая (англ. peer-to-peer, P2P — равный к равному) сеть — это оверлейная компьютерная сеть, основанная на равноправии участников. Часто в такой сети отсутствуют выделенные серверы, а каждый узел (peer) является как клиентом, так и выполняет функции сервера. Существует большое количество разных пиринговых сетей, с миллионами участников и терабайтами музыкальных композиций.

Наверняка всем знакома песня «Happy Birthday to You», исполняемую почти на всех днях рождения с целью поздравить именинника. На некоммерческих мероприятиях её можно петь без страха нарушить чьи-то авторские права, а вот использование мелодии в коммерческих целях без отчисления роялти правообладателю недопустимо. Песенку написали сёстры Пэтти Хилл и Милдред Дж. Хилл в 1893-м году. В 1935-м году авторские права были официально утверждены. По законам США, они истекают только в 2030-м году. Возможно, вы замечали, что в художественных фильмах эта мелодия почти никогда не присутствует. Дело в том, что за каждое исполнение песенки в коммерческих целях нужно платить, и это приносит правообладателям доход в размере двух миллионов долларов ежегодно.

На данный момент в России, по статистике нарушений авторских прав на музыкальные произведения — иными словами на пиратство, проживает около 20 миллионов « пиратов» — людей, ежедневно пытающихся нарушить чьи-либо авторские права на музыкальные произведения. Государство пытается бороться с ними, но как только исчезают «старые пираты» появляются «новые». Нарушений в области авторства на музыку предостаточно, но я считаю, то наше действующее законодательство сможет избавить нас от подобных ситуаций.

Хотелось бы привести еще несколько курьезных примеров в сфере нарушений авторства на интеллектуальную собственность:

Московская кондитерская фабрика Красный Октябрь», выпускающая шоколад под брендом «Аленка», требовала взыскать компенсацию в размере более 310 миллионов рублей с кондитерской фабрики «Славянка» (Белгородская область) за нарушение исключительных прав на товарный знак.

«Славянка» выпускала шоколад под названием «Алина» в упаковке, выполненной в аналогичной цветовой гамме и с изображением девочки, как установили суды, «в похожем цветастом головном платке, из-под которого выбивается челка».

Спор дошел до Высшего арбитражного суда РФ и был отправлен на новое рассмотрение в первую инстанцию. Там длившееся два с половиной года разбирательство завершилось подписанием мирового соглашения: «Славянка» обязалась прекратить выпуск шоколада в спорном оформлении и выплатить истцу 15 миллионов рублей. В свою очередь, «Красный Октябрь» отказался от взыскания остальных 37 миллионов рублей компенсации, рассчитанной судом.

Всероссийская государственная телерадиокомпания (ВГТРК) осенью 2009 года направила в арбитражные суды несколько исков к социальной сети «ВКонтакте» с требованием прекратить размещение на ресурсе ряда популярных российских фильмов и музыкальных произведений, права на которые принадлежат телекомпании. Дело дошло до Высшего арбитражного суда, который отказал в его пересмотре, указав, однако, на возможность пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам.

ВГТРК потребовала от социальной сети «ВКонтакте» денежную компенсацию. ВГТРК подала в суд заявление о пересмотре этого дела по новым обстоятельствам. Производство по делу пока не возобновлено.

Нарушение авторских прав: примеры. Ответственность за нарушение авторского права

Оно интерпретируется как несанкционированное правообладателем копирование или распространение материала, который защищен авторским правом: музыкальные композиции, книги, программное обеспечение, фильмы и др. Право на обладание интеллектуальной собственностью защищено законом в большинстве стран.

Что такое «пиратство» и контрафакция?

Нарушение авторского права может быть выражено сопряженными понятиями: контрафакция (подделка) и «пиратство» (подделка, но в отношении имущественных авторских прав). Это, безусловно, правонарушение, в основе которого лежит использование произведений искусства, науки и литературы, находящихся под охраной авторского права, без соответствующего разрешения автора либо правообладателя, а также сюда относится и нарушение зафиксированных в договоре об использовании конкретных произведений ряда условий.

Основные виды нарушений авторского права

Выделяют чаще всего следующие незаконные действия в их отношении:

  • копирование (тиражирование книг, пластинок и др.);
  • распространение произведения (прокат, продажу и др.);
  • публичную демонстрацию;
  • публичное исполнение произведения в концертных залах, театрах и т. д.;
  • трансляцию его по радио, телевидению и т. д.;
  • перевод произведения на другие языки;
  • переработку произведения (плагиат).

В сложившейся правоохранительной, правоприменительной и судебной практике степень данного правонарушения, как правило, определяется самим правообладателем. В связи с этим любое действие, которое ему не понравится либо он посчитает его преградой для получения сверхприбыли, будет рассмотрено судом в обязательном порядке с вынесением соответствующего решения в отношении привлечения (или не привлечения) нарушителя к той или иной ответственности.

Исторические факты, касающиеся термина «пиратство»

Первое его упоминание принято относить к 1603 г. Немного позднее термин «пиратство» встречается в предисловии поэмы Альфреда Теннисона «The Lover’s Tale»: «…недавно подверглись безжалостному пиратству».

Часто его можно встретить в текстах правовых актов, к примеру, в англоязычной Бернской конвенции 1886 г.: «… контрафактные экземпляры произведения подлежат аресту в любой стране Союза, в которой это произведение пользуется правовой охраной».

Термин «пиратство» в значении «нарушение авторских прав» в русскоязычных текстах правовых источников федерального уровня не встречается, но он употребляется достаточно часто в судебной документации, юридической литературе и локальных нормативных актах.

По данным некоторых источников, его употребление отождествлялось с журналистским штампом.

По мнению основателя движения свободного ПО Ричарда Столлмана, рассматриваемый термин стал широко использоваться в отношении игнорирования традиционных методов относительно лицензирования ПО, создавая ложное убеждение о его исключительно негативной окраске. По его словам, он подсознательно ассоциируется с морским пиратством, которое, в свою очередь, всегда было сопряжено с грабежами, разбоем, похищением людей, убийством, взятием заложников, потоплением судов и с прочими жестокими преступлениями.

Причины пиратства

Во-первых, это более выгодный в отношении издержек способ получения прибыли в сравнении с себестоимостью лицензионного первоисточника.

Многочисленные современные технологии превратили процесс копирования информации в весьма доступное и дешевое дело.

В прошлом легальные производители обладали естественной защитой: техническим преимуществом и эффектом масштаба. Любой желающий мог вручную переписать материал либо набить его на печатной машинке, однако и качество, и себестоимость данной копии существенно бы уступали оригинальным версиям.

На сегодняшний момент все кардинально изменилось. К примеру, стандартный комплект офисной техники (принтер, биндер и компьютер) без труда позволит сделать аналог книжного издания в мягком переплете, при этом его себестоимость будет приравнена к рыночной цене. Именно перспектива получения сверхприбыли – первопричина пиратства.

Оно, как правило, распространено в таких странах, в которых показатель прибыли на душу населения достаточно низкий. Поэтому главной причиной пиратства в этих странах выступает неплатежеспособность населения (цены на контрафакт значительно ниже стоимости легальной продукции).

Отличие «пиратства» от плагиата

Оно заключается в целеполагании. Что касается «пиратства», то здесь нарушитель стремится получить как можно большую материальную выгоду, не обращая внимания на этический и легальный аспект данного правонарушения.

В случае же с плагиатом он имеет другую цель – признание целевой аудиторией его произведения (несанкционированно заимствованного у настоящего автора). Наряду с данным стремлением, как правило, присутствует и коммерческая выгода.

Чем чревато нарушение авторского права?

Это явление довольно распространено в настоящее время. В случае если субъект не получил официального разрешения применять чужой материал, то можно говорить о том, что имеет место классическое нарушение авторских прав. В рамках российского законодательства за это предусмотрено гражданская и публичная ответственность.

Публичная ответственность за нарушение авторского права выражена наказанием со стороны государства в виде взимания штрафов либо конфискации имущества, либо других мер.

Нарушитель привлекается только к одной из вышеперечисленных. Согласно закону, к административной ответственности могут быть привлечены как юридические лица (без ограничений), так и гражданские (если нарушение не попадает под разряд преступлений: ущерб менее 50 тыс. руб.). В противном случае они привлекаются уже непосредственно к уголовной.

Основанием для административной ответственности является ст. 7.12 КоАП РФ, а для уголовной – ст. 146 УК РФ: «Нарушение авторских прав».

Итак, последняя выступает следствием более серьезного нарушения: коммерческих действий, совершенных в крупном размере, результатом которых стало несанкционированное использование объекта авторского права либо смежных прав, вследствие которого был получен доход в размере более 50 тыс. руб. или 250 тыс. руб. (в случае особо крупного размера).

Гражданская ответственность за нарушение авторского права вступает в силу только при желании пострадавшего. В этом случае нарушитель либо выплачивает соответствующую компенсацию автору, либо возмещает причинённый вред или упущенную выгоду.

Юридический аспект защиты авторских прав

Так, в статье 48 прописан закон о нарушении авторских прав, в котором указаны следующие сведения:

  • Относительно действий, приводящих к уголовной, административной и гражданской ответственности.
  • О том, что за несоблюдение требований вышеуказанного закона и юридические, и физические лица признаются нарушителями.
  • По поводу расшифровки того, какие экземпляры фонограммы и произведений являются контрафактными.

    Чем регламентирована уголовная ответственность за нарушение авторских прав?

    Для этого в нашей стране существует соответствующая статья (146) в Уголовном Кодексе – «Нарушение авторских и смежных прав».

    Это интересно:  Претензия о нарушении авторских прав образец

    В ней прописано, что наказание за нарушение авторских прав – это одна из санкций, наложенных на осужденного (в зависимости от рода его действий).

    В случае присвоения авторства (плагиата) последует одно из следующих наказаний:

  • Обязательные работы, которые могут длиться от 180 до 240 часов.
  • Штраф за нарушение авторских прав в размере 200 тысяч руб.
  • Арест на срок от трех до шести месяцев.

    При условии незаконного использования (хранения, приобретения, перевозки) контрафактных экземпляров налагаются следующие санкции:

    • штраф за нарушение авторских прав (200 тыс. руб. или доход, включая заработную плату за период до восемнадцати месяцев);
    • обязательные работы (180 – 240 часов);
    • арест (до двух лет).

    Нарушение авторских прав (статья УКРФ) группой сговорившихся лиц либо организованной группировкой, либо лицом, использовавшим свое служебное положение, либо в особо крупных размерах грозит следующими санкциями:

    • лишением свободы (до 6-ти лет);
    • штрафом (до 500 тыс. руб. или иной доход, в том числе и заработная плата за три года).

    Какой способ считается самым распространенным в рамках защиты авторских прав?

    Безусловно, это возмещение причиненного ущерба. Компенсация за нарушение авторских прав – альтернативный способ защиты в сравнении с взысканием убытков. Иначе говоря, правообладатель имеет право потребовать либо выплаты компенсации, либо взыскания убытков.

    Однако стоит учитывать тот момент, что достоверность рассчитанного размера убытка по делу в отношении нарушения авторских прав из-за ряда причин сложно подтвердить.

    Что касается взыскания компенсации, то здесь его размер доказывать не нужно, вследствие чего осуществить защиту прав автора значительно легче и проще.

    Виды возмещений

    Компенсация за нарушение авторских прав может быть установлена в размере:

    • 10 тыс. – 5 млн руб. (при учете характера нарушения, его срока, последствий, степени вины правонарушителя и других важных обстоятельств);
    • удвоенной стоимости права на использование произведения (лицензии) при учете альтернативной выгоды;
    • удвоенной стоимости контрафактных копий произведения.

    При установлении того или иного размера компенсации судья руководствуется принципами справедливости и разумности (п. 3 ст. 1252 ГКРФ).

    Содержание иска о нарушении авторских прав

    Оно зависит от их вида. Как правило, иски принято разделять на имущественные и неимущественные, однако, исходя из специфики авторского права, интересы конкретного автора трудно разграничить по данному принципу, поэтому они часто группируются в рамках одного процесса.

    К неимущественному виду относятся следующие права:

    • на имя;
    • авторство;
    • на отзыв и обнародование произведения;
    • на защиту существующей репутации.

    Иск о нарушении авторских прав можно направить как в суды, так и в органы дознания и предварительного следствия, работающие по данному направлению.

    Иск неимущественного характера может включать следующие требования:

    • о признании исключительного права (к примеру, о признании соавторства);
    • об установлении факта лжеавторства ответчика;
    • о восстановлении первоначального положения права (до его нарушения);
    • о пресечении действий, создающих угрозу будущего нарушения права либо уже нарушающих его;
    • публикации принятого решения суда относительно допущенного нарушения (за счет средств нарушителя);
    • компенсации за моральный ущерб.

    Иск о нарушении авторских прав имущественного характера может включать следующие требования:

    • о взыскании гонорара (авторского вознаграждения);
    • о возмещении причиненных убытков, вызванных фактом нарушения авторских прав;
    • о признании безосновательности обогащения (предъявляется к соавтору, который безосновательно присвоил чужой гонорар).

    Видеопиратство как наглядный пример нарушения авторского права

    Данным термином принято обозначать нелегальное распространение копированного материала (телепередач, фильмов и др.) посредством дисков, кассет, а также Интернета. Видеопиратство может быть нацелено как на получение прибыли (продажа контрафакта в магазинах, ларьках и т. д.), так и на некоммерческие результаты (обмен видеопродукцией с друзьями и др.).

    В первом случае пиратская версия фильма может появиться задолго до выхода официальной (к примеру, были случаи, когда рабочая версия фильма, украденная у съемочной группы, уже находилась в продаже).

    Качество записи в этом случае может существенно отличаться от такового у лицензированной копии, но это вовсе не обязательно.

    В нашей стране видео- и аудиопиратство – это самые распространение примеры нарушения авторского права, но далеко не единственные.

    Существуют специально разработанные условные обозначения в виде аббревиатур, добавленных к основным именам файлов, которые указывают на тип сделанной копии.

  • «Экранка» (CAMRip — CAM). Как правило, такой материал отснят в кинотеатре обычным зрителем, он имеет достаточно низкое качество.
  • Telesync (TS). Более качественная копия, отснятая чаще всего работником кинотеатра с применением профессиональной камеры, установленной на штативе.
  • «Рулон» (telecine — TC). Качество отснятого материала, как правило, выше среднего. Данная съемка производится также работником кинотеатра, но уже посредством телекинодатчика.
  • Утечка рабочей версии (workprint — WP). Характеризуется средним качеством материала, отснятого в киностудии.
  • Утечка промо-копии (DVD screener – DVDSCR и Screener — SCR), которая раздается кинокритикам, кинопрессе и т. д. Качество также среднее.
  • DVDRip характеризуется высоким качеством копии, полученной из видеопроката или магазинов розничной торговли.
  • R5 DVDRip – копия, предназначенная для стран второго и третьего мира.
  • HDTVRip, CATVRip, TVRip, SATRip – скопированный материал получен из телетрансляции.
  • BDRip (Blu-ray Disc Rip) – данный контрафакт очень высокого качества, он получен копированием BD диска из видеопроката.
  • VHS Rip – копия очень низкого качества, полученная с видеокассет.

    Помимо видеопиратства, еще можно выделить такие примеры нарушения авторского права, как аудиопиратство, контрафакт программного обеспечения, компьютерных игр и видеоигр.

    Наиболее распространенные правонарушения в рассматриваемом аспекте

    Можно выделить следующие случаи нарушения авторских прав:

    • невыплата либо частичная выплата гонорара;
    • издание произведения без соответствующего согласия автора;
    • нарушение авторских прав относительно неприкосновенности его произведения;
    • отсутствие указания имени настоящего автора.

    И это далеко не полный список данного рода правонарушений. Однако именно эти случаи нарушения авторских прав, особенно нежелание указывать истинного автора, так процветают в современном обществе.

    Важные процессуальные особенности относительно возбуждения и рассмотрения в судебном порядке дел о нарушении авторских прав

    Во-первых, они считаются делами частного обвинения (возбуждаются по желанию потерпевшего).

    Во-вторых, для их возбуждения потерпевшему необходимо подать жалобу непосредственно в суд, в которой должно быть указано следующее: период времени правонарушения, кем оно было осуществлено, в каком месте, что явилось результатом данного противоправного действия и чем конкретно подкрепляются доводы потерпевшего относительно привлечения правонарушителя к ответственности.

    В-третьих, суд не имеет права оставить без разбирательства полученную жалобу ни по причине ее малозначительности, ни ввиду отсутствия существенных доказательств, ни по любой другой причине.

    Если последует отказ в возбуждении уголовного дела, то он должен быть процессуально оформлен постановлением судьи, в нем должны быть также изложены причины такого решения.

    В-четвертых, дела о нарушении авторских прав не приостанавливаются по причине примирения сторон. Производство по ним протекает в общем порядке (с проведением органами прокуратуры предварительного расследования).

    В-пятых, если нарушение авторских прав фиксируется впервые, а сведения о личности правонарушителя и характере его деяния свидетельствуют о большой доле вероятности его исправления без применения уголовных мер, то суд может принять решение о прекращении данного уголовного дела с дальнейшей передачей всех материалов по нему на рассмотрение уже товарищеского суда.

    По данным статистики, меры именно уголовной ответственности относительно рассматриваемого правонарушения реализуются достаточно редко.

    Масштабные и удобные интернет-сервисы с музыкой без авторских прав

    Большое количество музыкальных треков, а также сопровождений обладают авторскими правами, и их публичное размещение на сторонних сайтах запрещено.

    В нашей стране был принят законопроект в отношении защиты авторских ресурсов от таких противоправных действий, как копирование и распространение. В связи с этим хостинг-провайдеры осуществляют блокировку сайтов, на которых был выявлен факт нарушения авторских прав.

    Музыка без нарушения авторских прав – музыкальный контент, который распространяется свободно, и его можно скачивать без каких-либо нарушений.

    На сегодняшний день можно выделить такие масштабные и удобные сервисы с музыкой без ограничений, как:

    • Youtube.ru;
    • Freemusicarchive.org;
    • сайты под руководством Creative Commons, включая danosongs.com, audionautix.com и sweetsoundeffects.com;
    • Rutube.ru;
    • Jamendo.com.

    В каких странах распространено данное правонарушение?

    По данным статистики, такого рода нарушение интересов рассматриваемой категории правообладателей часто встречается в таких странах, как Россия, Китай, Мексика, Украина, Бразилия и Индонезия.

    Основной причиной данного явления выступают экономические интересы, в частности:

  • Правообладатели-монополисты реализуют произведения интеллектуальной собственности по весьма завышенным ценам, которые в большинстве случаев не соотносимы с потребительскими возможностями целевого сегмента рынка.
  • Присутствует дифференцированность уровня жизни в указанных странах, в которые импортируется произведения интеллектуальной собственности (цена не соответствует среднему уровню заработной платы, не учитывается уровень обязательных налогов и др.), хотя внутри страны-производителя цены на лицензированную продукцию считаются весьма приемлемыми.

    Нарушение авторских прав в Интернете. Правовая культура как корень проблем в сфере интеллектуальной собственности

    В статье речь пойдет об авторских правах, которые охватываются понятием интеллектуальной собственности, однако во многом нижеследующее справедливо в отношении не только иных институтов интеллектуальной собственности (например, смежных прав), но и иных сфер права.

    Можно сказать, каждый является автором и создает объекты авторского права. Для каждого из нас вопросы интеллектуальной собственности представляются более чем актуальными.

    Учитывая всю важность института авторского права, его естественно-правовые основания зарождения, я бы хотел обратиться к ключевой, на мой взгляд, проблеме в сфере интеллектуальной собственности и предложить возможные пути ее разрешения. Представляется, многие юристы так увлекаются нормотворчеством, что пытаются решать проблемы достаточно топорными способами, а именно: изменением закона, усилением ответственности за нарушение, наделением государственных органов большими полномочиями и т.п.

    Это интересно:  Нарушение интеллектуальных прав в сети интернет

    В то же время все прекрасно помнят максиму теории права, постулат, который присущ правовой сфере весь период ее существования. Это основной принцип, согласно которому закон, как правило, рождается на основе сложившихся социальных отношений, закон должен создаваться обществом, сознанием каждого из нас и всех нас вместе взятых. Закон можно сравнить с нашим телом, которое практически не имеет ценности без кровообращения. Это кровообращение обеспечивается работой сердца, а в случае с законом роль сердца выполняют социумом и социальные отношения. Тело и сердце могут функционировать только в гармонии, так же как закон не может нормально действовать, регулировать социальные отношения без социального признания.

    К сожалению, именно такие банальные истины, которые каждый из нас знает, часто забываются на практике.

    Известно, что в России один из самых высоких уровней пиратства.

    «За последние три года уровень пиратства в России снизился с 87% в 2003 до 80% в 2006 году, — по сравнению с 2005 годом уровень пиратства в России снизился на 3 процентных пункта. Более того, в этом году Россия покинула список 20 стран с самым высоким уровнем пиратства в мире, среди которых находятся такие государства как Армения (95%), Вьетнам (88%), Пакистан (86%), Украина (84%), Алжир (84%), Китай (82%).» (Источник: В России упал уровень пиратства Big-news.ru)

    И хотя, как следует из приведенной статистики, уровень пиратства падает, он по-прежнему остается на очень высоком уровне. Это вызвано отнюдь не объемом ответственности, не плохим законодательством, это прежде всего вызвано культурой нашего общества.

    Так, списывание в российских школах хотя и преследуется учителями, в то же время не является социально порицаемым явлением с точки зрения авторских прав. Т.е. в нашей стране списывание – скорее характеристика человека как лентяя, не желающего трудиться, нежели как вора. В то время как в США, например, каждый школьник знает, что списывать – это пользоваться результатом чужого умственного труда, еще до школы детям объясняют, что списывание – это нарушение авторских прав. И редкий школьник, студент рискнет идти вопреки этой социальной установке, он предпочтет написать сам и получить низкую оценку, чем быть уличенным в таком недостойном деле и быть обвиненном в воровстве. Является ли интеллектуальная собственность столь значимой и социальнозащищенной в нашей стране? К сожалению, нет.

    Здесь хотелось бы привести один пример, о котором рассказал американский профессор, директор Национального института интеллектуальной собственности США Джеймс Чандлер (James Chandler). Как-то за очередной проверкой студенческих работ проф. Чaндлер обнаружил рaбoтy, которая в большей части повторяла чужую. По решению созванной комиссии, декана и ректората студент был отчислен из юридического колледжа. При этом проф. Чaндлер отметил, что студент юридического колледжа, отчисленный по такому основанию, не имеет шанса быть принятым в иной юридический колледж на территории США, т.к. в их обществе немыслимо, чтобы будущий юрист начинал карьеру со списывания, т.е. нарушения интеллектуальной собственности. Очевидно, что в России это бы не служило препятствием для зачисления студента в другой вуз.

    Однако дело этим не закончилось. Студент, осознавая, что на его юридической карьере поставлен крест, обратился в суд в надежде отменить решение об отчислении с помощью профессионального адвоката. Решение суда по делу в очередной раз подчеркнуло всю важность интеллектуальной собственности в американском обществе. Суд постановил: 1) отказать в иске полностью, 2) сообщить судам о том, что данный студент пожизненно лишается права представительства в судах, 3) лишить статуса адвоката представителя студента в суде с правом пересмотра данного третьего пункта адвокатом через 5 лет. Проф. Чандлер объяснил третий пункт решения тем, что адвокат, согласившись представлять интересы студента, пошел вопреки американскому обществу, он посягнул на основы и корни интеллектуальной собственности. Это психологическая мотивировка. Формальное основание для такого решения заключалось в том, что адвокат в нарушение американских норм поддержал т.н. frivolous claim, иск, заведомо не имеющих правовых оснований, т.к. все до единого факты доказывают вину студента, существуют четкие нормы, запрещающие копировать чужие произведения и присваивать авторство, более того, охрана интеллектуальной собственности обеспечивается конституцией США, т.е. у адвоката даже не было бы шанса признать нормы закона неконституционными. Хотя для нас такое решение суда может показаться излишне суровым, тем не менее, оно представляется верным.

    Приведенный пример наглядно демонстрирует высокую степень уважения американского общества к творчеству и интеллектуальной собственности.

    Представляется, принятие поправок в законы и даже полное заимствование западных норм не повлияет на правосознание граждан и правовую культуру. Не жесткая санкция является действенным регулятором, а социальное порицание, совесть и экономика.

    Начнем с последнего. Если не будет спроса на контрафактные товары, то резко уменьшится и предложение – это экономическое правило, в основе которого существо социальных отношений, а не буква закона.

    Во-вторых, когда каждый будет понимать, что нарушение прав интеллектуальной собственности равнозначно краже, количество нарушений резко сократиться. Представим ситуацию, что во всем огромном кафе никого нет, кроме человека за столиком и мимо проходящего человека, и последний об этом знает. Предположим, что проходящий мимо знает и уверен, что он может спокойно и без последствий украсть со стола дорогой сотовый телефон и владелец телефона его не заметит и никто больше не заметит. Да, есть небольшой процент, так сказать, не-воров, которые бы все же предпочли нажиться таким образом, однако подавляющее большинство не соблазнилось бы такой ситуацией, хотя и могло бы выйти из нее безнаказанным. Их удержат такие социальные регуляторы, как мораль и нравственность. И абсолютно не важно, что в Уголовном кодексе за кражу предусмотрено до 2 лет лишения свободы или иные виды санкций (штраф, исправительные работы и т.д.).

    Если общество будет осуждать подобное поведение и в сфере интеллектуальной собственности, то нарушителям уже будет не так повадно предлагать контрафактный товар или, например, взламывать компьютерные программы. Сейчас же взлом программ нередко проходит по схеме вызова уму – взломщики соревнуются с производителями программ, кто из них умнее и хитрее – производитель, который установит супернадежную защиту, или хакер, который сможет ее обойти, а обход технических мер защиты – это лишь вопрос времени.

    Интернет создает проблему обнаружения, контроля и пресечения нарушения. По сравнению с процедурой самого нарушения слишком затратны устранение его последствий и получение компенсации. Только наше правосознание в состоянии решить проблему.

    К сожалению, развитие Интернета позволило пополнить ряды сторонников нарушения интеллектуальных прав. Даже среди юристов появились те, которые выступали если не за почти полную отмену авторских прав в Интернете, то за ограничение авторских прав в интересах пользователей.

    Однако чем Интернет так сильно отличается от привычной нам среды? Лишь техническими особенностями. Но разве они могут влиять на социальную оценку явления? Разве возможность становится невидимым и ходить незамеченным оправдывали бы кражи и убийства?

    Тех, кто ратует за свободное копирование статей и иных объектов авторского права в Интернете, хочется спросить, как они отнесутся к тому, что будут копировать их статьи и при этом нередко получать прибыль, будут ли они считать это справедливым. Это настолько же справедливо, насколько справедлива ситуация, при которой зарплату за Вашу работу получали бы не Вы!

    Часто в оправдание свободного воспроизведения объектов авторского права в Интернете ссылаются на принцип свободного распространения информации, на способствование развитию общества, даже науки. Но много ли в Интернете размещено хороших научных статей или монографий? Авторы серьезных и качественных работ не размещают их в Интернете. Часто именно по причине того, что их начнут копировать.

    Когда я занимался развитием Сайта студентов и выпускников юридического факультета СПбГУ, материалы на Сайте размещал только с согласия авторов. Раздел «научные статьи» я старался наполнить работами наших преподавателей. Подавляющее большинство из них отказывали в размещении статей не потому, что они не хотели их разместить в Интернете или на Сайте студентов в частности, а потому что они не хотели, чтобы их статья копировалась по всему Интернету!

    Представляется, от этого проигрывает каждый пользователь и общество в целом. Гораздо удобнее искать и собирать материалы в Интернете, чем листать огромный объем литературы в библиотеке! Так только ли интересы автора защищается авторское право?

    Проблема видится в необразованности общества в широком смысле, нежелании понять основы интеллектуальной собственности, ее цели и значение.

    Конечно, вместе с повышением правовой культуры следует, учитывая технологические особенности Интернета, совершенствовать и технические механизмы, обеспечивающие не столько пресечение нарушений (технические меры защиты), сколько соблюдение авторских прав пользователем. Допустим, автор желает разместить свою работу в Интернете, но при этом еще и получать деньги за прочтение, скачивание. Необходимо создать такие условия, при которых пользователь не прилагал бы неоправданные усилия для оплаты доступа к такой работе. Постепенно на многих сайтах вводится система оплаты банковскими картами, электронными деньгами (вэбмани, яндекс.деньги и т.д.). Но следует признать, что часто оплата картой незначительных сумм в несколько десятков рублей видится достаточно странной, не считая того, что сама по себе оплата картой в Интернете несет определенные риски для держателя карты, а оплата электронными деньгами может быть неудобна в силу того, что требует продолжительного времени для регистрации в системе, осуществления взносов для получения электронных денег (безналичный перевод, покупка карт и т.п.) и оформления самой оплаты (последнее наименее затратно, но клиентами электронных платежных систем является относительно незначительное число пользователей Сети).

    Это интересно:  Нарушение авторских и смежных прав состав

    На сегодняшний момент самым легким, удобным и надежным для пользователя способом оплаты видится оплата с помощью СМС-сообщений. Его недостатки заключаются в том, что, как правило, адресат оплаты получает всего лишь от 10 до 40% от стоимости СМС, все остальное уходит оператору связи и посредникам. При таких условиях оплата СМС существенно повышает стоимость продукта. Также при оплате СМС-сообщениями может вставать и юридический вопрос в сфере банковского законодательства – не будет ли деятельность оператора связи подпадать под банковскую. Это как раз те проблемы, которые можно решить нормативно.

    Создание централизованных Интернет-ресурсов также могло бы способствовать облегчению способов оплаты, однако достичь этого сложнее, т.к. требует гораздо больших затрат. Развиваться здесь можно в двух направлениях: а) продвигать единую систему оплаты в Интернете, и б) создавать централизованные сайты, содержащие объекты интеллектуальной собственности, где пользователь мог бы заводить свой «единый счет».

    Обратим внимание на статистику.

    См. http://lib.aldebaran.ru/topbook и страницы каждой отдельной книги. Ради справедливости следует отметить, что создатели сайта под количеством «обращений» могут иметь в виду не количество скачиваний книги, а количество посещений страницы с описанием книги. В любом случае из общего анализа следует, что количество посещений страницы, как правило, незначительно отличается от количества скачиваний.

    Следует учитывать и такой экономический фактор, что больший доход позволяет правообладателям уменьшать стоимость. Оплата легального продукта усиливает конкуренцию между производителями, авторами и, опять же, приводит к понижению цены продукта для конечного потребителя.

    Соблюдение чужих прав выгодно не только правообладателям, но и пользователям. Когда мы будем в этом убеждены сами, когда мы начнем это привносить в общество, тогда ситуация начнет исправляться.

    Таким образом, и юристам нельзя забывать о столько важном социальном регуляторе, как само общество, правосознание и правовая культура. Приведу высказывание уважаемого к.ю.н., заведующей кафедрой гражданского права юридического факультета СПбГУ Натальи Юрьевны Рассказовой на ее лекции, которое я до сих пор помню: «Юрист должен помнить, что не все в жизни регулируется юридическими нормами, есть и человеческий фактор, человеческие отношения». Н.Ю. Рассказова говорила это к совершенно иной теме, но насколько емкая и верная фраза!

    Взывать нужно к совести и разуму, а не к страху. Если никто не начнет повышать свою правовую культуру и культуру других, то все так и останется, как есть. Необходимо искать ответ не на вопрос, как уменьшить количество нарушений – принять международный договор по охране авторских прав в Интернете или создать всеобщий контролирующий орган, а на вопрос, как повысить правовую в частности и социальную культуру в общем, как повысить образованность общества. Хотелось бы подчеркнуть, дело не столько в санкциях и нормах, сколько в знании и культуре. Технические же меры играют второстепенную роль.

    Разрешается публиковать только те комментарии (включая изображение вашего профиля, текст комментария и прикладываемые фотографии), которые не нарушают законодательство и/или права третьих лиц. В случае если ваш комментарий является объектом авторского права или включает его, вы должны иметь права на такое использование, а также, публикуя такой комментарий, вы разрешаете без ограничения по территории и сроку использовать ваш комментарий путем воспроизведения, распространения, перевода, публичного исполнения, публичного показа, сообщения в эфир и по кабелю, доведения до всеобщего сведения.

    Топ-3 рекомендуемых статей по интеллектуальной собственности
    Защита авторских прав :: Права модели и фотографа :: Природа прав на товарный знак

    Нарушение авторского права в Интернете, отношение пользователей

    Нарушение авторского права в Интернете не может быть вечным, хотя многих пользователей это устраивает. Но так или иначе ситуация с пиратским контентом берется под контроль. С 1 ноября 2018 года, ведущие Интернет компании, в том числе и Яндекс, с ведущими правообладателями подписали антипиратский меморандум. В этой статье мы поговорим на эту тему. Как говорится, знать об этом надо.

    Пиратский контент, что это такое

    Здравствуйте друзья! Сегодня мы поговорим на тему пиратского контента, что такое нарушение авторского права в Интернете. Поговорим о том, какие шаги предприняли ведущие правообладатели и основные Интернет компании, в том числе и Яндекс. Поговорим о том, что можно ждать от Яндекса, как минимум.

    Итак, перед тем, как обсуждать вопрос, что такое нарушение авторского права в Интернете, давайте уточним некоторые определения. Многие пользователи не совсем точно представляют, что это такое пиратский контент. Пиратским контентом в Интернете может быть любая информация. Например, Вы написали статью на блоге, а ее украли злоумышленники и опубликовали на своем блоге. Для тех, кто украл, это будет пиратским контентом.

    К пиратскому контенту относятся книги, программы, видео, аудио, игры, статьи и другие информационные продукты, которые размещаются в Интернете без разрешения автора. Понятно, что люди хотели бы скачать бесплатно подавляющее число инфопродуктов. Но с другой стороны, авторы затратили на создание продуктов свое время и деньги.

    Нарушение авторского права в Интернете

    Нарушение авторского права в Интернете происходит во всех странах мира. Больше всех пиратством грешат страны юго-восточной Азии, России и стран бывшего СССР. С одной стороны нарушению авторского права есть объяснение – низкий уровень жизни людей. На оплату программ, фильмов, курсов просто нет денег.

    Но с другой стороны, есть авторы, которые потратили свое время, ресурсы и деньги на создание авторского продукта. Они по праву должны продать свой продукт и вернуть затраченные деньги. Что греха таить, мы все стареемся найти нужную программу на различных торрентах и скачать ее бесплатно.

    Вместе с тем, мне было очень обидно, когда летом 2017 года мой блог буквально загнали под фильтр Яндекса за неуникальный контент. Статьи, которые я сам писал, просто воровались и размещались на других ресурсах. Не помог Яндекс вебмастер, который декларирует защиту контента от копирования.

    Мне пришлось Яндексу доказывать, что статьи украдены с моего блога, что они опубликованы раньше, чем на других ресурсах. Через 3 месяца мой блог был выпущен из под фильтра Яндекса, но прежней посещаемости я так и не получил. Думаю, любому блоггеру было бы обидно!

    Еще один пример. Мы в Академии заработка для тех, кому за 50 создали курс по заработку Вконтакте и разместили его на Glopart. В скором времени, наш платный курс, над которым мы работали полтора месяца, был украден. Новые лжеавторы продавали его по сниженной цене, но уже от своего имени. Ниже мы рассмотрим, какие шаги предприняли ведущие интернет компании в плане борьбы с пиратством.

    Антипиратский меморандум Яндекса и правообладателей

    Итак, 1 ноября 2018 года был заключен антипиратский меморандум Яндекса и других ведущих интернет компаний с участием правообладателей. В подписании меморандума участвовали Mail.ru, Rambler, Rutube и другие компании. Была достигнута договоренность о борьбе с пиратским контентом. А буквально на днях, точнее с 15 ноября 2018, Яндекс начал удалять ссылки на пиратский контент в Сети.

    Настолько это будут эффективные меры, покажет время, но то, что борьба началась – очевидно! Вполне возможно, что антипиратский меморандум Яндекса и других ведущих интернет компаний является только первым шагом. Вполне возможно принятие более жестких законодательных актов со стороны государства.

    Меры, оговоренные в меморандуме, вряд ли защитят мелких пользователей. По этой причине нам самим нужно защищать свои авторские права на статьи и созданные инфопродукты. Если Вам нужно защитить статьи на блоге, то нужно использовать Яндекс вебмастер, хоть он и не гарантирует защиту. В представленном ниже видео показано, как это сделать правильно:

    А вот если вы создаете обучающие курсы, книги, тренинги, то их лучше защитить с помощью надежных сервисов. О том, как защитить свои инфопродукты, подробно рассказано в моей статье «Защита инфопродуктов».

    Конечно, нарушение авторского права в Интернете будет восприниматься различно авторами и пользователями. Теперь у Вас есть информация к размышлению. А если у Вас будет свое мнение, высказывайте его в комментариях под этой статьей.

    Заключение

    Итак, нарушение авторского права в Интернете это хорошо или плохо? В статье мы посмотрели на этот вопрос с двух сторон – со стороны пользователя и со стороны автора. Теперь мы знаем, что с 1 ноября этого года принят антипиратский меморандум. С 15 ноября Яндекс начал удалять пиратские ссылки из поиска. Вот такие дела. Интересно будет знать Ваше мнение, уважаемый читатель. Удачи Вам!

    С уважением, Иван Кунпан.

    Если Вам нужно проверять уникальность статей хорошими сервисами, смотрите на блоге статью «Как проверить уникальность текста онлайн«, там есть и видео.

    Статья написана по материалам сайтов: ideiforbiz.ru, www.kolosov.info, biz-iskun.ru.

    »

  • Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector