Законы об авторском праве на песню

Права автора, их нарушение и защита, авторские права на музыку, на изображение, на произведение. Обычному человеку сложно разобраться в этих понятиях. Статья поможет в этом непростом деле.

Немного истории

Считается, что авторское право возникло в Европе с появлением книгопечатания. После упрощения этого процесса появилась возможность изготовления множества копий произведений и падению стоимости самих книг. В результате труд автора стал настоящим товаром, и первоначально именно издателям книг потребовалась экономическая защита от конкурентов, занимавшихся перепечаткой книг и ставящих более низкие цены на них.

В России только лишь в середине XVII века авторские права стали связывать непосредственно с автором произведений. К примеру, музыкант в качестве оплаты своего труда мог получить либо жалование, либо единовременное вознаграждение.
В XIX веке начали создаваться авторские сообщества. Драматурги объединились первыми. Они создали «Собрание русских драматических писателей». С течением времени общество стало настолько известным и популярным, что к ним присоединились и композиторы, которые также получили возможность защищать авторские права на музыку. Система охраны прав на коллективной основе такая же и в настоящее время.

Регулирование отношений на законодательном уровне

22 апреля 1828 г. в России, можно сказать, вышел первый закон об авторском праве, регулирующий вопросы, связанные с правами автора. Документ получил название «Цензурный устав» со специальной главой в нем «О сочинителях и издателях книг». Этот нормативный акт впервые официально закрепил исключительное право автора пользоваться в течение жизни своим произведением и продавать его по своему усмотрению.

В настоящее время в России для регулирования отношений в сфере создания и использования прав автора принят и действует Закон «Об авторском праве и смежных правах». Действующий нормативный акт имеет современную рыночную направленность.

Авторское право и объекты авторских прав

К нормам, регулирующим авторское право, необходимо обращаться в том случае, когда нужно отрегулировать отношения, возникшие в связи с использованием и созданием научных произведений, а также произведений литературы и искусства. Объекты авторского права включают в себя непосредственно произведения науки, искусства и литературы, каждое из которых — это результат творческих изысканий человека, направленных на создание нового.

Понятие «новое» относится к определенной форме, теме, идее, содержанию. Творческая деятельность выражается в написании оригинального литературного или музыкального произведения, или переложения, переработки уже существующего.

Необходимо знать, что драматург получает права на созданную им пьесу с момента ее переложения на бумагу, художник — после выражения своего внутреннего мира на холсте, музыкант — после записи мелодии на бумаге нотными знаками; то есть, произведение должно иметь материальную форму выражения в виде звуко- или видеозаписи, машинописи, нотной записи, изображения, или должно быть публично исполнено. Причем объекты авторского права не обязательно должно быть законченными. Подлежат правовой охране также и отрывки произведений, эскизы, планы. В частности, музыку и музыкальные произведения закон об авторском праве также причисляет к объектам авторского права.

О регистрации авторских прав на музыку

Нужно ли регистрировать авторские права на музыку? Законом предписано, что для осуществления и возникновения авторского права на мелодии и музыкальные произведения не требуется специального оформления, регистрации и соблюдения разного рода формальностей. Права автора рождаются с момента факта создания произведения.

Тем не менее, для обеспечения прав на созданное музыкальное произведение композитор может заранее побеспокоиться о доказательствах своего авторства. Для этого он может зарегистрировать свою мелодию у нотариуса, а также в государственных и общественных организациях. Дата регистрации будет иметь значение для разрешения дальнейших споров об авторстве. Наиболее востребованным и распространенным в нашей стране считается Российское авторское общество, выдающее свидетельство на авторские права на музыку. Документ подтверждает дату и факт регистрации прав.

Льется музыка. Авторские права на музыку без нарушений

Как используется музыка без нарушения авторских прав? Указанный нормативный акт говорит, что использование русской музыки в коммерческих целях возможно только по договору с автором или с конкретными организациями, осуществляющими коллективное управление правами, автор музыки в этом случае получает отчисления от воспроизведения своих произведений. Использование музыки для обзора, критики или как учебного пособия возможно с указанием автора и названия.

Зачастую пользователи задаются вопросом: можно ли проверить музыку на авторские права? К сожалению, официальным образом — нет. Но всегда можно использовать свободные ресурсы музыки, которая распространяется без притязаний на авторскую защиту.

Это интересно:  Авторское право несовершеннолетних

Как автору можно защититься

Нарушение прав автора в России, к сожалению, не редкость. Незаконное распространение музыки во всемирной сети, продажа контрафактной продукции приводят к нарушению имущественных и неимущественных прав творческих людей. Защита происходит как путем обращения в суд, так и во внесудебном порядке. Активная позиция автора поможет ему возместить причиненные убытки, восстановить нарушенное право.

Вопросы охраны прав автора стоят остро, так как данная отрасль отношений уязвима для разнообразных нарушений. Но, тем не менее, хочется верить, что Россия движется в сторону правовой грамотности населения и цивилизованного права.

7 мифов об авторском праве на музыкальные произведения в рекламе

Жила-была песня. И был у нее хозяин. Однажды на песню напал злой пират и отнял ее у хозяина. Знакомая история? А может быть пират был не злой? Может быть он и не отнимал ее вовсе, а просто взял на время, чтобы поиграть, друзьям показать, деньжат подзаработать.

Знакомая история?
Как это возможно, спросите вы, ведь каждый знает, что просто «взять» песню нельзя, есть ЗАКОН! Но удивительное дело, на просторах интернета можно найти множество толкований этого закона в пользу «пирата». Я бы назвала их мифами об авторском праве. Так давайте постараемся их развеять.

Миф 1.
Разрешено использовать небольшой отрывок любого произведения (до 10 секунд или до 8 тактов или до 8 нот мелодии) в своих целях без разрешения правообладателя.
Увы, и это миф.
Не имеет значения, как вы используете объект авторского права — частично, в полном объеме, законом вообще запрещено использовать чужие объекты авторского права вне зависимости от объема.
Достаточно одной-двух секунд несанкционированного использования чужого музыкального(и иного видео, аудио и проч.) произведения, чтобы это являлось нарушением авторского права.
Даже если в вашем видеоролике из радиоточки звучит песня это также является нарушением, если использование этой песни не согласовано с правообладателем. Вы можете возразить, что вы всего лишь цитируете произведение.
Да, закон допускает цитирование объектов авторского права и при этом устанавливает условия цитирования, а также ограничивает цели цитирования. По закону цитирование производится для иллюстрации, подтверждения или опровержения высказываний автора, а в случае с роликом вы выдаете выдаете использование объекта авторского права за цитирование.

Цитирование — это не копирование! Нельзя, например, набрать множество отрывков из различных музыкальных (видео, аудио и проч.) произведений, объединить их, связать своими проигрышами, заставками и проч. и получить в результате свое оригинальное произведение! Даже при том условии, что вы укажете всех авторов и исполнителей, вы все равно нарушите закон.потому что это не цитирование, а незаконное использование частей чужих объектов авторских прав.

Миф 2.
Существует множество «бесплатных» и «свободных» музыкальных произведений, библиотек сэмплов и продакшн библиотек, которые правообладатели разрешают использовать в чужих музыкальных произведениях.
Увы! Практически не существует , т.е. в любом случае не допускается их коммерческое использование, к тому же вам необходимо иметь разрешение правообладателя и на это.
Если вы осуществляете запись исполнения песни, ее сведение или творческую переработку (например, добавляет к записи сэмплы), то вы должны быть автором-исполнителем этих сэмплов, либо иметь разрешение правообладателя на это, т.к. сэмплы и иные звуки из продакшн библиотек являются объектом авторских и смежных прав. Ведь если в вашей песне использована короткая музыкальная фраза , на которую у вас нет прав, ее автор может запретить использование записанной песни.
Все договоры с обладателями авторских и смежных прав должны быть заключены в письменной форме. Согласно ГК права на песню можно получить, заключив с правообладателем договор об отчуждении авторских и/или смежных прав (полная и безвозвратная передача авторских и/или смежных прав) или лицензионный договор (предоставление авторских и/или смежных прав на срок и с ограничениями). Несоблюдение письменной формы указанных договоров влечет их недействительность (п. 2 ст. 1234 и п. 2 ст. 1235 Гражданского кодекса)!

Миф 4.
Можно использовать чужую мелодию или видео, перемонтировать и наложить свой звук, чтобы получить свое новое произведение и не нарушить авторские права.
Увы и ах! Снова неверно.
Наложение текста и/или графики на чужие произведения — отдельное нарушение авторских прав. Такие действия нарушают право автора на целостность и неприкосновенность произведения (ст.ст. 1255, 1266 ГК).

Миф 5.
При покупке лицензионного носителя (например, CD), можно использовать его по своему усмотрению — перерабатывать, воспроизводить публично и т.д., ведь лицензия-то получена!
Опять мимо!
Покупка лицензионных дисков дает вам право на использование их только в личных целях. Т.е. вы не вправе их публично показывать или исполнять, размещать в Интернете, распространять.
Миф 6.
Можно написать ремикс на любое музыкальное произведение, чтобы уйти от претензий по незаконному использованию авторского произведения, ведь в этом случае, вы сами являетесь автором.
Огорчу вас, и это не совсем так!
Автором ремикса является его создатель. Это верно. Но использовать получившееся произведение даже на собственном сайте для бесплатного скачивания автор ремикса не может, не получив согласия на создание этого самого ремикса у правообладателей оригинала (авторов, исполнителей и производителей фонограмм), разумеется, в письменном виде.
Если права на создание ремикса у вас есть, то вы вправе использовать его самостоятельно, по своему усмотрению и получать весь доход от его использования.

Это интересно:  Исключительное право на исполнение произведения распространяется

Миф 7.
Разрешено использовать классические произведения в любом объеме без согласования с правообладателем.
Да, авторские права на классические произведения перешли в общественное достояние.На практике это означает, что вы можете взять ноты интересующего вас произведения, сыграть его на скрипке или рояле, а может быть и нанять свой оркестр и получившуюся запись использовать в рекламном ролике. Но вы не можете использовать уже готовую запись произведения без согласования с владельцем смежных прав, т.е. владельцем фонограммы. Как правило, владельцами многих фонограмм классических произведений являются крупные лейблы-издательства, которые с готовностью предъявят вам претензии.
Сделаем выводы.
Всемирная паутина позволяет скачать любой музыкальный материал, но если вы собираетесь его использовать каким-либо оразом, кроме личного прослушивания у камина с бокалом вина , получите разрешение хозяина! Создатели рекламных роликов, в которых используется музыка, обычно нанимают компорзитора и исполнителей, либо покупают права на использование готовых произведений в различных продакшн библиотеках. Например, в Росии крупнейшая библиотека BMRU располагает базой из 70 часов музыки для рекламы.

Законы об авторском праве на песню

Далее, проведу небольшой обзор известных мне способов защиты авторских прав — от самых элементарных вариантов до профессиональных.

Самый простой способ подстраховаться в плане авторских прав — записать треки на CD и отправить диск заказным письмом самому себе по почте. Когда письмо придет, не вскрывайте его, а спрячьте куда-нибудь подальше. Не вскрытое письмо с почтовым штемпелем считается в суде юридическим документом, и если кто-то присвоит вашу песню, у вас будет шанс отсудить свои права.

© Дмитрий Шумков и Михаил Ходаревский, podnebesnaya.ru

И, наконец, третий способ защиты авторских прав. Если вы серьезно решили начать продвижение своей музыки и своего коллектива на радио, ТВ, в прессе и Интернете – рано или поздно вы столкнетесь с необходимостью защиты авторских и смежных прав классическим способом. Дело в том, что когда диск будет тиражироваться и продаваться, когда ваши песни будут звучать в эфире радиостанций, а клипы показываться на телеканалах – вам с каждого проданного диска (механическое воспроизведение), с каждой трансляции (публичное воспроизведение) по радио/ТВ вашей песни будет полагаться определенный процент от прибыли организации, использующей вашу музыку. Иногда бывает, произведения становятся саундтреками (синхронизация) к фильмам или рекламным клипам – за это авторы и исполнители тоже получают деньги. Ни радиостанциям, ни телеканалам лишние проблемы не нужны. Поэтому прежде, чем ваша песня попадет на радио, вас обязательно попросят предоставить документы о том, где конкретно вы защищали на нее права. Сейчас существует множество шаражек, предлагающих услуги по защите авторских прав. Особенно в столице. Доверять им – себе дороже. Были случаи, что после такой «защиты» люди оказывались в ситуации невозможности доказательства своих прав на произведение. Причина – липовые фирмы, создающие «документы», не имеющие никакой юридической силы. И, надо заметить, стоимость их услуг не намного меньше, чем в серьезных организациях. Защищать авторские права надо только в таких организациях, как РАО (Российское Авторское Общество).

Авторские права. Авторские права на музыкальное произведение с текстом, песня (музыка) как объект авторских прав и смежных прав

Вопрос юристу

Данная юридическая консультация по авторским и смежным правам на музыку (песни) объединяет в себе множество вопросов по авторским правам, из которых становится ясно, что необходим общий ответ, какие и у кого вообще есть права на музыку и текст к музыке, т.к. у многих отсутствует четкое представление.

В настоящей юридической консультации будет рассмотрен следующий случай: есть записанная исполненная музыкальная композиция (музыкальное произведение с текстом), необходимо определить, кто обладает авторскими правами и смежными правами и на что конкретно.

Понимание правового регулирования авторских и смежных прав на песню существенно важно для того, чтобы правомерно в соответствии с авторским законодательством:

  • использовать музыкальное произведение с текстом путем включения в другое произведение (использование в составе другого объекта авторских прав — например, в кино или рекламе),
  • переработать музыкальное произведение (например, сделать ремикс на музыку),
  • использовать музыку (песню) иными способами.

Нижеследующая информация поможет Вам понять «кто есть кто», кто какими правами обладает, т.е. обладателей авторских и смежных прав на соответствующее музыкальное произведение.

Также данная юридическая консультация поможет Вам понять, с кем и какие договоры необходимо заключить, и избежать ситуации, когда Вы заключили договор только с одним из авторов (правообладателей), не понимая, что кто-то еще также обладает исключительным правом на «часть» музыкального произведения (на объект авторского права и/или объект смежных прав).

Если Вы не соблюдете авторские и смежные права в полном объеме, то рискуете, что в какой-то момент кто-нибудь из правообладателей предъявит Вам претензию.

Это интересно:  Отчуждение исключительного права возможно

Юридическая консультация

Для правомерного использования музыкального произведения, каким бы ни было использование (переработка, включая ремикс или аранжировку, включение в состав другого произведения, сообщение произведения, его распространение, размещение в Интернете и т.д.), необходимо заключить договор со всеми правообладателями прав (авторских и смежных прав) на соответствующее музыкальное произведение.

Ниже я приведу список всех возможных обладателей авторских и смежных прав на музыкальное произведение с текстом. Как правило, у многих песен есть все нижеуказанные авторы (правообладатели), однако вполне возможно, что их круг будет уже в силу того, что, например, у песни нет слов или одно лицо является создателем (автором) большей «части» песни и т.п.

Речь идет о полностью готовой песне: т.е. создана музыка и текст (слова), музыка и текст исполнены, исполнение музыки и текста записано, запись сведена и на выходе получена полноценная, готовая к использованию песня.

Авторские права на песню

  • авторские права на музыку (музыка в оригинале) — композитор,
  • авторские права на текст (слова) — поэт, автор стихов,
  • авторские права на переработку, как правило, аранжировку (уже «украшенная» музыка, т.е. перед нами не то, что написал композитор, а аранжированное произведение) — переработчик (аранжировщик).

Смежные права на песню

  • смежные права на исполнение музыки — музыкант,
  • смежные права на исполнение текста (слов) — певец,
  • смежные права на фонограмму — изготовитель фонограммы (лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков).

В указанном списке не освещены проблемные вопросы соавторства и соисполнительства, а также более сложные схемы создания песни, которые также влияют на порядок и условия заключения договоров с авторами и исполнителями.

Авторские и смежные права: моменты, о которых стоит помнить

Если лицо, которое осуществляет запись исполнения песни и сведение, также осуществляет творческую доработку (например, добавляет к записи сэмплы и другие звуки), то, во-первых, он должен быть либо автором (и исполнителем) таких сэмплов, либо иметь права на их использование (если такие звуки являются результатом творческой деятельности, т.е. являются объектом автроских и/или смежных прав — что, как правило, и имеет место быть) — иначе Вы рискуете получить претензию от настоящих авторов сэмплов и иных добавленных в песню звуков; во-вторых, такое лицо будет являться переработчиком, т.е. автором переработки (даже если автор самих сэмплов не он, т.к. именно он выбрал, какие звуки использовать, как и куда добавить). Также если такое лицо использовало уже записанные звуки, а не исполнило их само, то и здесь появляется изготовитель фонограммы (обладатель смежных прав).

Все договоры с указанными выше обладателями авторских и смежных прав должны быть заключены в письменной форме. Согласно ГК права на песню можно получить, заключив с правообладателем договор об отчуждении авторских и/или смежных прав (полная и безвозвратная передача авторских и/или смежных прав) или лицензионный договор (предоставление авторских и/или смежных прав на срок и с ограничениями). Несоблюдение письменной формы указанных договоров влечет их недействительность (п. 2 ст. 1234 и п. 2 ст. 1235 Гражданского кодекса)!

Российским авторским законодательством не предусмотрена возможность передачи неимущественных прав и не предусмотрена возможность отказа от авторских прав (в том числе имущественных). «Отказ от прав» должен быть оформлен в виде договора, в противном случае, если в таком «отказе» будут отсутствовать существенные условия договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, такой документ не будет иметь юридической силы.

Практически не существует (по крайней мере, когда я с «такими» сталкивался, оказывалось, что не допускается их коммерческое использование) бесплатных и «свободных» библиотек сэмплов и иных звуков, фонотек, которые правообладатели разрешают использовать в чужих музыкальных произведениях. С учетом же вышесказанного очень желательно иметь письменные документы, дающие право на их использование в Вашей песне.

Даже если в Вашей песне использована непродолжительная «вставка», на которую у Вас нет прав, автор такой «вставки» может полностью блокировать использование записанной песни, а Вам придется записывать новое исполнение песни.

Не в качестве рекламы юридических услуг, но в качестве рекомендации: если Вы планируете, что создаваемая Вами песня будет успешной, или если Вы планируете использовать музыкальное произведение в серьезном проекте, то лучше не заключать договоров без юриста по авторским правам, именно юриста, специализирующегося в области авторских прав.

* Актуальность ответа проверена на соответствие законодательству, действовавшему на 21.12.2013.

Статья написана по материалам сайтов: radiozvuk.com, www.lexamusic.com, www.kolosov.info.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector