+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Закон об авторском праве республики казахстан

В научной статье раскрыты некоторые аспекты авторского права, а также анализ нормативно-правовых актов регулирующих общественные отношения в сфере авторского права, с развитием научно-технических достижений требующих постоянного изменения.

Научный и духовный потенциал общества наряду с правильной социальноэкономической политикой обеспечивает достижение обществом поставленных перед ним задач. Это особенно важно для Казахстана, где необходимо развивать наукоемкие и сложные производства, находить свою нишу в мировом технологическом разделении труда, а не рассчитывать только на вызов энергоносителей и сырья. Торговля такими результатами творческой интеллектуальной деятельности своих граждан и фирм, как музыка и песни, фильмы и книги, сложные химические продукты, лекарства и пищевые добавки, экономичные экологически чистые технологии, интегральные микросхемы и программные продукты для ЭВМ становится в этом отношении пример США, где среди тысяч направлений бизнеса на пятом месте по доходности стоит шоу-индустрия, приносящая ежегодно 80 миллиардов долларов. К сожалению, в Казахстане такая статистика отсутствует, статистические данные по выявлению нарушений авторских прав, выглядит следующим образом: за I квартал 2015 года зарегистрировано 291 правонарушение (статья 198 УК РК «Нарушение авторских и смежных прав»), по 225 материалам начаты досудебные расследования. За аналогичный период 2014 года из 566 зарегистрированных материалов уголовные дела были возбуждены против 71 факта, из незаконного оборота изъято более 315,5 тыс. единиц контрабандных аудиои видеопроизведений, нелицензионных ПО (программное обеспечение). Также в Казахстане прекращена деятельность восьми цехов по изготовлению подобной продукции, пресечены пять каналов поставки нелицензионных товаров. Выявлено шесть интернет-ресурсов, которые занимались продажей контрафактной продукции, против них возбуждены уголовные дела, органами внутренних дел зарегистрировано 1103 факта нарушения авторских и смежных прав в Казахстане [1].

Степень защищенности прав на интеллектуальную собственность характеризует степень цивилизованности рынка страны и уровень состояния законности и правопорядка. Существует эффективно функционирующая мировая система охраны интеллектуальной собственности. Авторитет и влияние этой системы на развитие соответствующего внутреннего законодательства Республики Казахстана велик. К примеру, с апреля 2006 г. Казахстан исключен из всех списков Специального доклада 301 («Special 301 Report») Управления Торгового Представителя США, но уровень «пиратства» попрежнему остается высоким [2].

С принятием Закона РК от 10.06.1996 г. «Об авторском праве и смежных правах», авторские (смежные) правоотношения в стране кардинально изменились. Появились в главах 49 «Общие положения», 50 «Авторское право» и 51 «Смежные права» Гражданского кодекса РК [3,4].

Общая часть ГК, не упоминая термина «авторские права», тем не менее, предусматривает их защиту и перечисляет конкретные способы как это можно сделать. Дело в том, что авторские прав есть разновидность прав гражданских и поэтому Статья 9, устанавливая нормы о защите гражданских прав, в полной мере распространяется и на авторские права. Соответственно, защита авторских как и любых гражданских прав осуществляется судом, арбитражем или третейским судом путем применения одного из многочисленных мер защиты «признания прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; взыскания убытков, неустойки; признания сделки недействительной; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношений; признания недействительным или не подлежащим применению не соответствующего законодательству акта органа государственного управления или местного представительного либо исполнительного органа; взыскания штрафа с государственного органа или должностного лица за воспрепятствование гражданину или юридическому лицу в приобретении или осуществлении права, а также иными способами, предусмотренными законодательными актами.»

Преобразования в сфере правового регулирования творческой и связанной с ней деятельности должны быть проведены на качественно ином уровне. Взамен фрагментарных тематических поправок необходима комплексная переоценка. К этому выводу склоняют объективные причины.

Во-первых, Казахстан – стал полноправным участником международного сообщества, и принятые им обязательства подлежат безусловному исполнению.

Во-вторых, на казахстанском рынке, как уже говорилось, прочно закрепляются иностранные инвесторы. Медленно, но верно внедряются высокие технологии. По мнению иностранных экспертов (Фолсом Р.Х., Гордон М.У., Спаногл Дж. А.), «для некоторых развивающихся стран незаконная передача технологии видится как часть их экономического развития». Концептуальные преобразования с привлечением авторитетных специалистов будут формально гарантировать инвесторам стремление государства к цивилизованному формату рынка «интеллектуальных продуктов» [5].

В-третьих, очень желательна рецепция (безусловно, с учетом национальных особенностей) удачных нормативных решений, появившихся в последние годы в странах, являющихся ближайшими партнерами Казахстана. Д. Братусь считает: по заключениям авторитетнейших западноевропейских правоведов часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, включая внесенные в неё концептуальные изменения, является одной из лучших кодификаций, известных миру. Юридические системы Казахстана и России относятся к одной правовой семье, истоки их формирования типичны, имеются схожие экономические факторы, дружественная политическая позиция. Последнее обстоятельство, видимо, не имеет решающего значения, но тоже важно. Оно предопределяет успешное сотрудничество результативный обмен информацией, стремление к развитию научных, организационных и деловых контактов [6].

«Авторское право» раскрывается в пп. 2 ст.2 закона путем перечисления субъективных возможностей автора, последние и личные неимущественные, и имущественные права упомянуты во множественном числе. Этот прием законодательной техники в данном случае также вызывает нарекания. Имущественные (исключительные и неисключительные) права возникают не только у авторов, но и у других правообладателей. Например, у наследников, приобретателей авторских прав по авторскому договору. В статусе правообладателей могут выступать физические и юридические лица, автор только физическое лицо (пп. 1 ст.2 закона). Следовательно, при буквальном толковании нормы (п. 1 ст.6 ГК) в упомянутой легальной дефиниции неоправданно сужается круг возможных правообладателей, способных вступить с автором в имущественные отношения по поводу авторских прав.

Расширительная трактовка понятия «автор» отвечает смыслу пп. 2 ст.2 закона, однако неудобна по соображениям юридической практики. Участники гражданских правоотношений и другие правоприменители (судьи, прокуроры, нотариусы и т.д.) должны иметь возможность эффективно применять нормы авторского права, не сообразуясь с высокими научными приемами.

По мнению Т.Е. Каудырова, в объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания, использования произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право те личные имущественные и неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства. Термин «авторское право» законодатель действительно раскрывает в субъективном значении, то, по логике, не может одно субъективное «авторское право» быть несколькими субъективными авторскими правами («личные неимущественные и имущественные права автора»). С теоретической точки зрения понятно, что во втором случае подразумеваются отдельные правомочия, составляющие субъективное авторское право [7].

В Казахстане накопилась обширная судебная практика, которая в этой сфере правового регулирования отличается повышенным консерватизмом. Однако социальный прогресс стремителен. Постоянно требуется их введение в область правового регулирования и разъяснения. К примеру, в законодательстве Казахстана нет точного понятия контрафактного файла или контрафактной записи. Вообще файл (file) это место хранения информации, возможно произведений, место, буквально понимаемое как ящик, картотека, хранилище. Выражение «контрафактная запись» скорее всего, относится к записи музыки.

В законодательстве имеется определение контрафактного экземпляра произведения. Пункт 4) статьи 2 Закона об авторском праве и смежных правах РК дает определение контрафактного экземпляра произведения. « Контрафактный экземпляр объекта авторского права и (или) смежных прав экземпляр произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания, изготовление, распространение или иное использование которого влечет за собой нарушение авторского права и (или) смежных прав в силу положений настоящего Закона, либо норм международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан. Контрафактными также признаются объекты авторского права и (или) смежных прав, с которых без разрешения правообладателя удалена или на которых изменена информация об управлении правами либо которые изготовлены с помощью незаконно используемых устройств, позволяющих обходить технические средства защиты авторского права и (или) смежных прав».

Приведенную норму Закона надо понимать так: контрафактным является не само произведение, а объективная форма этого произведения диск, дискета, кассета, пластинка содержащие запись какого-либо произведения и эта запись является незаконной, совершена с нарушением норм статей 15 и 16 Закона об авторском праве и смежных правах. Например, изготовлен диск концерта, содержащий запись песен, исполненных в ходе этого концерта, причем без ведома исполнителей или организаторов концерта, так сказать, втихую, с использованием своей звукозаписывающей аппаратуры. Наверное, многие встречались и с фильмами плохого качества, тайно записанными во время их прогона.

В Казахстане накопилась обширная судебная практика, которая в этой сфере правового регулирования отличается повышенным консерватизмом. Однако социальный прогресс стремителен. Сегодня мы ощущаем его даже в течение краткого отрезка новейшей истории, сравнивая сегодняшние научно-технические достижения и отвечающий им уровень жизни с достижениями хотя бы прошлого десятилетия. Перемены, ожидаемые в ближайшее время, представляются просто фантастическими.

Авторское право РК

Порядок оформления и регистрации, прав на интеллектуальную собственность регулируется «Патентным законом» Республики Казахстан от 16 июля 1999 года связанных с имущественными и неимущественными отношениями, возникающими в связи с созданием, правовой охраной и использованием промышленной собственности.
Интеллектуальная собственность — исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности в различных областях (производственной, научной, литературной, художественной) и приравненные к ним средства индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (товарный знак, наименования мест происхождения товаров и т.п.)
Авторское право — имущественные и личные неимущественные права автора
Авторское право распространяется

на произведения обнародованные, на территории Республики Казахстан либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Республики Казахстан.

· независимо от гражданства авторов и их правопреемников;

· и признается за авторами — гражданами Республики Казахстан и их правопреемниками;

· и признается за авторами (их правопреемниками) – иностранцами, лицами без гражданства в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан

на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от их назначения, содержания и достоинства, а также от способа и формы их выражения.
Авторское право не распространяется

Это интересно:  Интересная игра для школьников об авторском праве

на собственно идеи, концепции, принципы, методы, системы, процессы, открытия, факты.

Произведение считается опубликованным в Республике Казахстан, если в течение тридцати дней после даты первого опубликования за пределами РК оно было опубликовано на территории Республики Казахстан.
Произведения, которые являются объектами авторского права

· драматические и музыкально-драматические произведения;

· произведения хореографии и пантомимы;

· музыкальные произведения с текстом или без текста;

· произведения живописи, скульптуры, графики и другие произведения изобразительного искусства;

· произведения прикладного искусства;

· произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

· фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

· карты, планы, эскизы, иллюстрации и трехмерные произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

· программы для ЭВМ;

· производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

· сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору и (или) расположению материалов результат творческого труда.

Произведения, которые не являются объектами авторского права

· официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного, судебного и дипломатического характера), а также их официальные переводы;

· государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);

· произведения народного творчества;

· сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Соавторство

· авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение.

· каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению.

· право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними. Если произведение соавторов образует неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

каждый из соавторов вправе от своего имени, в том числе и без получения разрешения других соавторов, принимать предусмотренны

Адрес:
Республика Казахстан, г. Алматы, A05C9Y3. Ул. Гоголя, 111, уг. ул. Наурызбай батыра

Особенности защиты авторских прав на территории Республики Казахстан

Можно отметить, что на «сегодняшний день в республике выстроена определенная система обеспечения прав на интеллектуальную собственность.», [13] в том числе, и на программы для ЭВМ. «Законодательством в сфере авторского права и смежных прав предусмотрены меры гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности». [14]

Программы для ЭВМ — особый объект авторского права и требует к себе специфического подхода. Объектом авторского права является произведение, его различные виды, такие как литературные, музыкальные, драматические и т.д. Статья 7 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» к «объектам авторского права относит еще и программы для ЭВМ или так называемое программное обеспечение и базы данных», [15] и дает им определение в статье 2 названного Закона.

За последние пятьдесят семь лет от создания компьютерных устройств до сегодняшнего дня (первое поколение компьютеров появилось в 1946 году) прошло не так много времени, однако компьютеры заняли достойное место в жизни общества. Сегодня невозможно представить деятельность многих юридических и физических лиц без компьютеров, вытеснивших примитивные технические устройства, такие как пишущие машинки, калькуляторы и т.д. Компьютеры сегодня применяются везде, где нужно оптимизировать труд человека, более точно выполнить сложные задачи различного характера. Можно не сомневаться в том, что они в настоящее время стали одним из наиболее распространенных на мировом рынке объектов интеллектуальной собственности.

История компьютерных технологий начинается с самого раннего компьютерного устройства, созданного в 1946 году. В шестидесятых годах появились микропроцессоры, затем — кремниевые чипы. Данный процесс продолжается и по сей день.

В результате увеличения числа компьютеров, программы их стали отдельным предметом изучения и совершенствования. Компьютер же оставался техническим инструментом и вопросы его охраны как технического устройства продолжало регулироваться патентным законом. Многие пользователи стали разрабатывать собственные программы. Они понимали значимость компьютерных программ и необходимость закрепления прав отдельно от технического устройства. Таким образом, перед юристами возникла задача по разработке первых законов по обеспечению прав на программ для ЭВМ.

Появились специальные законы в экономически развитых государствах, таких как Япония и Франция, но так и не были введены в действие. Во Франции была предложена система охраны компьютерных программ, сочетающая в себе нормы авторского и патентного права. Были попытки разработать специальную норму охраны компьютерных программ, в том числе и на основе сочетания законодательства о коммерческой тайне и антимонопольного законодательства.

«Развитие юридической мысли в данной сфере разделяют на четыре этапа. Отмечается, что на первом этапе компьютерные программы охранялись вместе с самими компьютерами, а второй этап был ознаменован юридическим осмыслением проблемы отношения программного обеспечения к объектам промышленной собственности.

Третий этап основывался на признании правового статуса программного обеспечения. Отмечается, что компьютерные программы, а также результаты процесса создания программного обеспечения отвечают тем требованиям, которые предъявляются к понятию «произведение» и могут считаться результатом творческого труда, поскольку они представляют собой:

во-первых, конкретное и формализованное выражение идей;

во-вторых, они имеют конкретное выражение в виде определенного физического объекта;

в-третьих, хотя они и выражают способ и метод действий, но не эквивалентны им, поскольку они не направлены на изменение действительности, а указывают тот логический путь, по которому необходимо действовать человеческому разуму.

На четвертом этапе юридического осмысления вопрос применимости авторского права к программному обеспечению был окончательно решен».

Сегодня большинство стран перешли к авторско-правовой охране программ для ЭВМ. Казахстан относится к числу таких стран и «..программы для ЭВМ наше законодательство относит к числу объектов авторского права наравне с произведениями». [17]

Права на программы для ЭВМ по закону Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах» возникают в силу факта их создания, независимо от регистрации или соблюдения иных формальностей. Следовательно, регистрация программ для ЭВМ не носит правообразующий характер, а только лишь правоустанавливающий характер. Автор программ для ЭВМ, регистрируя в Комитете по правам интеллектуальной собственности, берет на себя ответственность в том, что он при создании данной программы не нарушал чьего-либо права, и является единственным автором данной программы.

Авторское право на программы для ЭВМ, как и на остальные объекты авторского права действует в «течение всей жизни автора или правообладателя и еще 70 лет после его смерти, срок которого начинает исчисляться с 1 января, следующего за годом смерти». [2] Следует заметить, что срок действия прав неодинаков в различных странах. Учитывая что, в отличие от других произведений науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ очень быстро морально устаревают, некоторые страны устанавливают более короткий срок охраны. Например, «..во Франции он составляет 25 лет с момента создания программы». [18] Мне тоже представляется такой подход оправданным, хотя у нас нет такого различия между сроками охраны программного обеспечения и произведений.

В соответствии со статьями 15 и 16 вышеуказанного Закона автору программ для ЭВМ принадлежат имущественные и личные неимущественные права. Личные неимущественные права автора по нашему законодательству являются неотчуждаемыми.

Набор авторских правомочий, предусмотренных законодательством Казахстана в отношении программ для ЭВМ, традиционен для авторского права: право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на опубликование, право на воспроизведение, право на распространение и т.д.

В соответствии со 16 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» автору «..принадлежат имущественные (исключительные) права на использование своего произведения в любой форме и любым способом». [15] Наличие исключительных прав означает, что именно автор или иной правообладатель может осуществлять, разрешать или запрещать осуществление таких действий как воспроизведение, распространение, импортирование, переделывание объектов авторского права, в том числе и программ для ЭВМ и баз данных.

Среди авторских правомочий одним из наиболее важных является право на воспроизведение (копирование), так термин «авторское право» на английском языке звучит как «copyright», т.е. «право на копию». Возникает вопрос: что же считать «воспроизведением»? Является ли воспроизведением введение программы для ЭВМ в оперативную память компьютера. (Оперативная память является важным элементом компьютера, именно из нее процессор берет программы для обработки, в нее он записывает полученные результаты). Содержащиеся в оперативной памяти данные сохраняются только пока компьютер включен, при его выключении содержание оперативной памяти стирается. Мне представляется, что такие случаи следует считать «воспроизведением».

Также автору программ для ЭВМ принадлежат права на распространение оригинала или экземпляра программы путем сдачи в наем. Размер и порядок исчисления авторского вознаграждения устанавливается в авторском договоре.

Действующим законодательством предусмотрены случаи свободного воспроизведения программ для ЭВМ и баз данных. В соответствии со статьей 24 вышеуказанного Закона «лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или базы данных может без получения разрешения автора или правообладателя и без выплаты вознаграждения внести в программу для ЭВМ и базу данных изменения, осуществляемые исключительно в целях ее функционирования на технических средствах пользователя, осуществлять любые действия, связанные с функционированием программы для ЭВМ или базы данных в соответствии с ее назначением, в том числе запись и хранение в памяти ЭВМ, а также исправление явных ошибок, если иное не предусмотрено договором с автором; изготовить копию программы для ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей и для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда оригинал программы для ЭВМ или базы данных утерян, уничтожен или стал непригоден для использования». [15]

Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, может также «..без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст (декомпилировать программу для ЭВМ) или поручать иным лицам осуществить эти действия, если они необходимы для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной этим лицом программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой, при соблюдении следующих условий:

  • 1) информация, необходимая для достижения способности к взаимодействию, ранее не была доступна этому лицу из других источников;
  • 2) указанные действия осуществляются в отношении только тех частей декомпилируемой программы для ЭВМ, которые необходимы для достижения способности к взаимодействию;
  • 3) информация, полученная в результате декомпилирования, может использоваться лишь для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, не может передаваться иным лицам, за исключением случаев, когда это необходимо для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ, по своему виду существенно схожей с декомпилируемой программой для ЭВМ, или для осуществления любого другого действия, нарушающего авторское право». [19]
Это интересно:  Авторское право в интернете презентация

Применение положений настоящей статьи не должно наносить неоправданного ущерба нормальному использованию программы для ЭВМ или базы данных и не должно ущемлять необоснованным образом законные интересы автора или иного правообладателя.

Права передаются на основании договоров об уступке прав. Указанная статья предусматривает передачу как исключительных, так и неисключительных прав. В договорах должны быть предусмотрены срок и территория, на которые передаются права, размер вознаграждения, количество экземпляров и другие существенные условия. Но, как уже было отмечено выше, имеется определенная специфика применения норм авторского права к программам для ЭВМ. Заключение договоров в этом смысле также не исключение. Так в отношении программ для ЭВМ должны быть заключены особые договоры. Например, при продаже и предоставлении массовым пользователям доступа к этим объектам допускается применение такого порядка договоров, как, например, изложение типовых условий договора на передаваемых экземплярах программ для ЭВМ и баз данных.

Такой вид договоров называют «оберточными» лицензиями. В отличие от традиционных договоров на другие объекты авторского права, заключение такого рода договоров можно сравнивать со сделками. В «. «оберточной» лицензии указывается о том, что вскрытие упаковки экземпляра программы для ЭВМ или базы данных считается выражением согласия пользователя с условиями данной лицензии». [20] В «оберточной» лицензии указывается объем имущественных прав пользователя по данному договору. Устанавливаются ограничения права пользователя на использование лицензируемой программы: допустимость адаптации, установки на жесткий диск, запись и хранение в памяти, невозможность использования копий программ и т.д. На практике пользователи часто нарушают условия указанных договоров (особенно это выражается в установлении программы для ЭВМ на жесткие диски продаваемых ПК). Естественно, при этом документы, разрешающие способ использования программы для ЭВМ, включая право на распространение путем предоставления доступа к программному обеспечению сетевыми или другими способами, а также путем продажи, проката и т.д. отсутствуют. Таким образом «оберточная» лицензия дает право на установку программы только для одного компьютера. Если пользователь не согласен с условиями лицензии, ему следует немедленно вернуть продавцу нераспечатанную упаковку экземпляра программы для ЭВМ вместе с сопроводительной документацией. Следовательно, при проверке имеющихся в наличии документации, необходимо обратить внимание как на форму договора, так и на его содержание.

Как и другие объекты авторского права, компьютерные программы сталкиваются с несколькими формами пиратства. Выделяют пять основных типов краж программного обеспечения. Соответственно определяет пять типов субъектов программного пиратства — это:

  • 1) поддельщики
  • 2) продавцы
  • 3) дома заказов по почте
  • 4) доски объявлений
  • 5) пираты-пользователи.

Поддельщики — это один из видов коммерческих предприятий, которые делают деньги на продаже незаконно скопированных программных продуктов. Как видно из названия, они обычно производят диски, документацию и упаковку, которые бывают очень схожими с подлинниками. Иногда «..продукция поддельного пиратства может состоять из так называемых «черных дисков», т.е. когда «пират» даже не утруждает себя сделать похожую на оригинал копию, а продает без всяких опознавательных знаков». [21] То есть здесь можно подводить параллель с «пиратской аудио и видеопродукцией», где сегодня мы наработали определенный опыт по их распознанию, выявлению и привлечению к ответственности. Полагаю, что доказывать контрафактное происхождение таких поддельных программ для специалистов не будет представлять особой сложности. Правда, иногда встречаются подделки наилучшего качества, которых очень сложно распознать. В таких случаях необходимо обращаться к правообладателям и их законным представителям в Казахстане. Если в ходе проверки был установлен факт правонарушения, «..все упаковки с программами, компоненты пакета, дискеты, этикетки, коробки, документация, печатное и упаковочное оборудование, связанное с копированием дисков, должны быть предъявлены представителям правообладателей». [22] Все записи о продажах также должны быть найдены и зафиксированы. «..Если сделка направлена на достижение преступной цели…все, полученное…подлежит конфискации» [23]

Следующий вид пиратства — это так называемые продавцы-пираты.

Они, как видно из названия, реализуют контрафактные компьютерные программы. Продавцы-пираты копируют программы на флоппи диски или на «жесткие диски» компьютеров и продают их без разрешения на то правообладателя. Таким образом, они не только обогащаются с помощью незаконных действий, но и обманывают своих клиентов, не выдавая им соответствующую документацию или иную информацию о программах, не предоставляя покупателям программного обеспечения гарантий и возможности их обновления. Для осуществления проверки таких правонарушений необходимо совершить контрольный закуп, обязательно получив чек. Необходимо также попросить копию каталога программного обеспечения у продавца. Затем, уже после соответствующего представления лиц, участвующих в проверке, нужно обследовать помещение на предмет наличия «контрафактных дисков», содержащих программы, незаконно скопированной документации и полностью упакованных продуктов, которые могут быть поддельными. Во время рейда весь запас «контрафактных дисков», скопированной документации и упакованных продуктов, вызывающих сомнение в подлинности, а также копии каталогов с предлагаемыми продуктами должны быть изъяты, о чем должен быть составлен протокол. А если это специализированный магазин по продаже компьютеров или компьютерный клуб, то каждый компьютер должен быть обыскан с целью определения, что за программы загружены на нем. Обычно, в таких магазинах может быть некоторое количество оберточных лицензии, которые были изначально закуплены для изготовления незаконных копий.

Заказы по почте — один из видов пиратства, который заключается в копировании программ на дискеты, CD или другие носители и их реализации по почте. Зачастую они рекламируют свою пиратскую продукцию в газетных объявлениях, факсовых сообщениях, компьютерных «досках объявлениях». В результате пользователь получает по почте «черный диск» с поддельной этикеткой.

Наиболее сложным для выявления видом пиратства являются «доски объявлении», которые заключается в неправомерном копировании и реализации программ через телекоммуникации. Как правило, это — индивидуальный пользователь компьютера, который установил на свой компьютер определенное количество программ и позволяет другим пользователям подсоединяться к своему компьютеру посредством телефонной линии через модем и копировать таким образом программы.

Однако наибольшую угрозу для программной индустрии представляет конечный пользователь. Пиратство конечного пользователя состоит в копировании программ на жесткий диск программного продукта без разрешения правообладателя. Как правило, это происходит из-за нежелания тратить средства на приобретение лицензионных программ. Организации, закупив одну или небольшое количество программных пакетов, копируют их без разрешения правообладателя на большее число компьютеров. Необходимо «..проводить работу по разъяснению недопустимости покупки, обмена или иного распространения «пиратских» программ». [24] Такая «работа может проводиться и в виде семинаров, обучающих тренингов, а также в виде работы по повышению уровня культуры населения в целом». [25] В развитых странах «..интеллектуальная собственность охраняется и правом копирования, и более жесткими нормами международного права, защищающими ее от косвенного использования». [26]

Существует два основных принципиальных пути распознания пиратских копий компьютерных программ, в зависимости от того, в каком виде они существуют:

  • 1) в упакованном виде;
  • 2) установлены на жесткий диск компьютеров.

Наиболее простые пиратские копии программ, так же как пиратские аудио- и видеокассеты, могут быть легко узнаны на «черных дисках», не имеющих этикеток изготовителя, а имеющих напечатанные, надписанные или грубо выполненные этикетки, с перечнем программ, содержащихся на диске.

Упакованные программы в основном производятся легальным производителем программного обеспечения в полном цвете, профессионально оформленной упаковке, содержащей полное название программы, номер версии, торговую марку и предупреждение об авторских правах. Некоторые программы содержат также голограмму или другой знак подлинности. Также оригинальная упаковка содержит профессионально напечатанную документацию, шаблон клавиатуры, лицензию пользователя, регистрационные карточки и другие печатные материалы, соответствующие стандартному комплекту компонентов, которые прилагаются ко всем пактам этого конкретного продукта.

Существует также иная форма «упакованных» программных продуктов, которые содержат десятки программ всех основных изготовителей программ для персональных компьютеров они, как правило, нелегальные. Хотя в определенных странах небольшой набор программ конкурирующих изготовителей были допущены к выпуску для реализации на едином диске, но они были выпущены в малом масштабе.

Установленное программное обеспечение — находящиеся в компьютере программы. Их сложнее определить, поскольку обыск компьютеров технически более сложен, чем, например, сравнение этикеток дискет или пиратских видеокассет с оригиналом.

В результате компьютерного пиратства наносится ущерб не только производителям программного обеспечения, но и экономике страны в целом, имиджу нашей страны в мировом сообществе. Огромный ущерб наносится развитию сети законных дистрибьютеров, продавцов, которым приходится конкурировать с пиратами, чьи цены намного ниже. Государство теряет налоги, ибо средства оседают в кармане пиратов.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 10 июня 1996 года №6-I

Об авторском праве и смежных правах

(В редакции Законов Республики Казахстан от 09.07.2004 г. №586-II, 22.11.2005 г. №90-III ЗРК, 27.07.2007 г. №320-III ЗРК, 10.07.2009 г. №179-IV ЗРК, 12.01.2012 г. №537-IV ЗРК, 18.01.2012 г. №546-IV ЗРК, 10.07.2012 г. №36-V ЗРК, 24.12.2012 г. №60-V ЗРК, 29.09.2014 г. №239-V ЗРК, 07.04.2015 г. №300-V ЗРК, 31.10.2015 г. №378-V ЗРК, 24.11.2015 г. №419-V ЗРК, 24.05.2018 г. №156-VI ЗРК, 20.06.2018 г. №161-VI ЗРК)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования

Настоящий Закон регулирует отношения в области интеллектуальной собственности, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), постановок, исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права).

Это интересно:  Охрана авторских прав иностранцев в россии

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы, искусства;

2) авторское право — личные неимущественные и имущественные права автора;

3) техническое средство защиты авторского права и смежных прав — техническое (программно-техническое) устройство или его компоненты, контролирующие доступ к произведениям или объектам смежных прав, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором, обладателем смежных прав или иным обладателем исключительных прав в отношении произведений или объектов смежных прав;

4) контрафактный экземпляр объекта авторского права и (или) смежных прав — экземпляр произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания, изготовление, распространение или иное использование которого влечет за собой нарушение авторского права и (или) смежных прав в силу положений настоящего Закона, либо норм международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан. Контрафактными также признаются объекты авторского права и (или) смежных прав, с которых без разрешения правообладателя удалена или на которых изменена информация об управлении правами либо которые изготовлены с помощью незаконно используемых устройств, позволяющих обходить технические средства защиты авторского права и (или) смежных прав;

(Подпункт 4) изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 12.01.2012 г. №537-IV ЗРК)

5) авторский договор — договор, предметом которого является передача имущественных прав на использование одного или более объектов авторского права. Авторский договор является разновидностью лицензионного договора;

(Подпункт 5) изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 12.01.2012 г. №537-IV ЗРК)

6) неисключительное право — право, когда одновременно с правообладателем другие лица могут использовать произведения, исполнения, постановки, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания, имея на то соответствующее разрешение автора или иного правообладателя, кроме случаев, установленных настоящим Законом;

7) исключительное право — имущественное право автора и (или) иного правообладателя осуществлять, разрешать и запрещать использование произведения и (или) объекта смежных прав любым способом в течение установленного срока;

8) аккредитация — процедура официального признания уполномоченным органом правомочий организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе в сферах коллективного управления, установленных настоящим Законом;

8-1) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.11.2015 г. №419-V ЗРК

9) база данных — совокупность данных (статей, расчетов, фактов и других), представляющих по подбору и (или) расположению материалов результат творческого труда, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью электронно-вычислительной машины (далее — ЭВМ). Понятие базы данных не распространяется на программу для ЭВМ, с помощью которой может осуществляться электронный доступ к материалам базы данных;

10) аудиовизуальное произведение — произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров или изображений (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдофильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации;

11) производитель аудиовизуального произведения — физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание такого произведения. При отсутствии доказательства иного производителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого обозначено на этом произведении;

12) запись — фиксация звуков и (или) изображений, позволяющая их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение с помощью технических средств в какой-либо материальной форме;

13) доведение до всеобщего сведения — сообщение объектов авторского права и (или) смежных прав по проводам или средствами беспроволочной связи, при котором публика может осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время по ее собственному выбору (в интерактивном режиме);

14) опубликование — предложение публике с согласия автора либо иного правообладателя на объекты авторского или смежных прав экземпляров произведения, записи исполнения или фонограммы в количестве, удовлетворяющем разумные потребности публики;

14-1) интернет-ресурс — электронный информационный ресурс, отображаемый в текстовом, графическом, аудиовизуальном или ином виде, размещаемый на аппаратно-программном комплексе, имеющий уникальный сетевой адрес и (или) доменное имя и функционирующий в Интернете;

15) сообщение для всеобщего сведения по кабелю — сообщение произведения, фонограммы, исполнения, передачи организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения посредством кабеля, провода, оптического волокна или с помощью аналогичных средств;

16) публичное исполнение — исполнение произведения посредством декламации, игры, танца или каким-либо иным образом, в том числе с помощью технических средств, в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не являющиеся членами семьи;

17) публичный показ — показ оригинала или экземпляра произведения непосредственно или в виде слайда, кино-, телекадра на экране с помощью любого другого технического средства или любым иным способом (в отношении аудиовизуального произведения — показ отдельных кадров вне их последовательности) в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не являющиеся членами семьи;

18) репродуцирование (репрографическое воспроизведение) — факсимильное воспроизведение произведений с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования;

19) воспроизведение — изготовление одного или более постоянных или временных экземпляров произведений или объектов смежных прав любым способом и в любой форме, полностью или частично, непосредственно или косвенно. Видами воспроизведения являются изготовление звуко- или видеозаписи, изготовление одного или более экземпляров двухмерного или трехмерного произведения, репродуцирование (репрографическое воспроизведение), а также любое постоянное или временное хранение произведений или объектов смежных прав в любой материальной форме, в том числе в открытой информационно-коммуникационной сети;

(Подпункт 19) изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 12.01.2012 г. №537-IV ЗРК)

20) правоообладатель — автор (его наследники) в отношении авторских прав, исполнитель (его наследники), производитель фонограмм, организация эфирного или кабельного вещания в отношении смежных прав, а также иные физические или юридические лица, получившие исключительное право на использование произведения и (или) объекта смежных прав по договору или иному основанию, предусмотренному настоящим Законом;

21) информация об управлении правами — информация, которая идентифицирует произведение, автора произведения, исполнителя, исполнение исполнителя, производителя фонограммы, фонограмму, обладателя какого-либо права на произведение, исполнение или фонограмму либо информацию об условиях использования произведения, исполнения или фонограммы. Под информацией об управлении правами также понимаются любые цифры или коды, в которых предоставлена такая информация, когда любой из этих элементов информации приложен к экземпляру произведения, записанного исполнения или фонограммы либо появляется в связи с сообщением произведения или сообщением и (или) доведением записанного исполнения или фонограммы для всеобщего сведения;

22) составное произведение — сборник (энциклопедия, антология, база данных) произведений и других материалов, представляющих собой по подбору и (или) расположению материалов результат творческой деятельности;

23) исполнение — представление произведения, фонограммы, исполнения, постановки посредством игры, пения, танца в живом исполнении или с помощью каких-либо технических средств (телерадиовещание, кабельное телевидение и другое), а также показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности с сопровождением или без сопровождения звуком;

24) исполнитель — актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, поет, читает, декламирует, играет на музыкальном инструменте, интерпретирует или иным образом исполняет произведения литературы и (или) искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер) или произведения народного творчества, а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер;

25) пользователь — физическое или юридическое лицо, осуществляющее или организующее использование объектов авторского права и смежных прав;

26) сдача в прокат (внаем) — предоставление экземпляра произведения или фонограммы во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды;

27) смежные права — имущественные права исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного и кабельного вещания и личные неимущественные права исполнителя;

28) произведение декоративно-прикладного искусства — двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического пользования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовленное промышленным способом;

29) режиссер-постановщик спектакля — лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного спектакля (представления);

30) перевод произведения — выражение произведения на языке, отличном от языка оригинального произведения. При этом перевод должен быть достоверным и не искажающим ни содержание, ни стиль оригинального произведения;

31) экземпляр произведения — копия произведения, изготовленная в любой материальной форме, в том числе содержащаяся в открытой информационно-коммуникационной сети;

(Подпункт 31) изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 12.01.2012 г. №537-IV ЗРК)

32) обнародование произведения — осуществление с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным публике посредством его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, доведения до всеобщего сведения и иными способами;

33) переработка произведения — изменение оригинального произведения из одного жанра в другой. При этом видами переработки произведения являются инсценировка, постановка и аранжировка оригинального произведения;

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Статья написана по материалам сайтов: damu.kz, vuzlit.ru, base.spinform.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector