+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Условия правовой охраны объектов авторских прав

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, отвечающие следующим требованиям:

являющиеся результатом творческой деятельности (ст. 1257 ГК РФ);

выраженные в объективной форме (п. 1 ст. 1259 ГК РФ).

Творчество — это характеристика деятельности человека, приводящей к созданию новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Творческая деятельность как психический процесс не подлежит правовой регламентации, правовое поле охватывает лишь результат интеллектуальной деятельности и особенности его оборота. На практике критерий творчества сводится к установлению факта самостоятельного создания результата интеллектуальной деятельности.

В п. 28 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 марта 2009 г. №5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» Постановление Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 марта 2009 г. №5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск. 22 апреля 2009 г. разъяснено, что при анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что по смыслу ст. 1228, 1257 и 1259 ГК в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. Необходимо также иметь в виду, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.

Для того чтобы результат творчества стал объектом правовой охраны, требуется его выражение вовне. Сложившиеся мысли и образы в сознании автора не могут быть заимствованы иными лицами и, следовательно, не подлежат охране правом в силу их неизвестности. При этом форма выражения произведения может быть любой доступной на момент создания произведения: от рукописи или исполнения музыки до существующих в цифровой форме, воспроизводимых только с помощью специальной техники.

Примерный перечень видов объективной формы содержится в п. 3 ст. 1259 ГК: охраняются произведения, выраженные в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Объективная форма выражения произведения зачастую предполагает и возможность воспроизведения произведения. Однако, строго говоря, многие произведения искусства могут быть воспроизведены иногда лишь частично, поскольку копия отличается от оригинала. Тем не менее такие произведения охраняются авторским правом. Какие-то произведения могут быть исполнены, т.е. выражены вовне, но не зафиксированы, что опять же не лишает их авторско-правовой охраны. Поэтому, поскольку возможны различные трактовки понятия «объективная форма», выработаны и иные критерии определения, будет ли произведение охраноспособным. Например, охраняемым считается и произведение, которое хотя и не может быть воспроизведено, но воспринимаемо органами чувств человека. Полагаем, действующее законодательство не называет данные критерии, поскольку в противном случае ограничивалось бы право автора на защиту объективно выраженных устных произведений, не закрепленных на материальных носителях или выраженных только в цифровой форме. Таким образом, охраной пользуются даже те объекты, которые, например, вообще невоспроизводимы в связи с отсутствием необходимых технических средств.

Законодатель говорит об охране произведения в целом, независимо от формы и способа его выражения. При этом объективную форму выражения произведения следует отличать от формы произведения как литературного термина. Литературоведы различают формы содержания — внешнюю и внутреннюю — и его содержание. При этом признано, что охраной авторского права пользуется образы, язык произведения, иногда последовательность изложения. Художественным образом признается, в частности, специфическое для искусства отражение действительности, выражение мыслей и чувств автора. Образ рождается в воображении творца, воплощается в создаваемом им произведении и воссоздается воображением воспринимающего искусство зрителя, читателя, слушателя. Созданные образы составляют внутреннюю форму произведения. Внешнюю форму произведения, также охраняемую законом как элемент объекта авторских прав, составляет его язык, т.е. свойственные автору средства и приемы создания образов, совокупность использованных им изобразительно-выразительных средств.

Содержание произведения (тема, материал произведения, сюжетное ядро, идейное содержание) юридически безразлично. Одинаковые элементы содержания — тема, идея, сюжет и т.п. — повторяются в разных произведениях, появляются у разных авторов. т.е. эти элементы нельзя считать уникальными, оригинальными. По этой же причине авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования (п. 5 ст. 1259 ГК).

Охране может подлежать и часть произведения (п. 7 ст. 1259 ГК), в том числе его название, персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора. Самостоятельность части произведения как результата творческой деятельности означает, что она фактически охраняется как самостоятельное произведение, сама по себе, а не потому, что она является частью какого-то произведения.

Авторское право также может распространяться на фразы и словосочетания. В качестве самостоятельных творческих результатов могут выделяться также охраняемые «отрывки» и «фрагменты». Однако любая часть произведения только тогда охраняется авторским правом, если она отвечает всем требованиям, предъявляемым к произведению: часть произведения должна быть результатом творческой деятельности, причем оригинальным (уникальным) результатом, она должна быть выражена в объективной форме и относиться к форме произведения, а не к его содержанию Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права: Учебник. Под ред. И.А. Близнеца. М.: «Проспект», 2011. С. 67. .

Персонажи (образы) произведения подлежат охране авторским правом только в случаях, когда становятся частью формы произведения, а не элементом содержания. Поскольку других требований закон к охраноспособности произведений не предъявляет, следует признать, что монополия может быть установлена и на такой объект, который не обладает какими-либо достоинствами, бесполезен для общества и т.п.

Это интересно:  Исключительное право на произведение может принадлежать

Авторским правом охраняются любые произведения независимо от уровня духовного творчества, имени автора. Не должно приниматься во внимание, в какой области человеческой деятельности может быть использовано произведение, насколько эта область является актуальной и стоит ли вообще на это затрачивать усилия. Неважно также, может ли произведение соответствовать своему назначению либо вообще не иметь никакого реального назначения. Не допускается игнорирование прав автора на произведения утилитарного назначения, как, например, предметы обихода или архитектурные решения.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения (п. 3 ст. 1259 ГК).

Правовая охрана объекта авторского права в Российской Федерации определенным образом связана с территорией или гражданством РФ. Здесь установлены следующие правила.

Исключительное право на произведение за авторами и их правопреемниками признается

· независимо от их гражданства — на произведение, обнародованное либо в иной объективной форме находящееся на территории России.

· гражданами РФ — на произведение, обнародованное за пределами территории РФ или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории РФ.

· гражданами других государств и лицами без гражданства — на произведение, обнародованное за пределами территории РФ или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории РФ, в соответствии с международными договорами РФ.

Произведение также считается впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами территории РФ оно было опубликовано на территории РФ.

Для правовой охраны объектов авторского права имеет значение срок, в течение которого она предоставляется в Российской Федерации и в стране происхождения произведения. По истечении этого срока произведения переходят в общественное достояние.

При предоставлении охраны произведениям в соответствии с международными договорами РФ срок действия исключительного права на эти произведения на территории РФ не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения.

Формальных процедур в виде, например, регистрации для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется (п.4 ст.1259 ГК).

Для некоторых из них Гражданским кодексом РФ установлены специальные правила.

В п.6 ст.1259 ГК содержатся перечень произведений, которые не являются объектами авторских прав. К ним относятся:

1) официальные документы;

2) государственные и муниципальные символы и знаки;

3) произведения народного творчества;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер.

Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено, и передача права собственности на материальный объект (письменный, объемно-пространственный и др.) или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи авторских прав на произведение (ст.1227 ГК). Исключением является лишь случай, предусмотренный п.2 ст.1291 ГК, — при отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное. Аналогичное исключение содержится в п.1 ст.1343 ГК, согласно которому при отчуждении оригинала вышеназванных произведений собственником, обладающим исключительным правом публикатора на это произведение, исключительное право переходит приобретателю оригинала произведения, если иное не предусмотрено договором. Данное правило особенно актуально для произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, характерной чертой которых является их неразрывная связь с материальными носителями, в которых они воплощены.

В случае, когда исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения:

1) демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения;

2) воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции;

3) передавать оригинал этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами (ч.2 п.1 ст.1291 ГК).

Правовая охрана объектов авторского права.

К личным неимущественным правам автора относятся:

Право авторства. Право признаваться автором, творческим трудом которого создан результат интеллектуальной деятельности. Не признаются авторами РИД граждане, оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь, только способствовавшие оформлению прав на такой результат.

Плагиат (от лат. plagioпохищаю), вид нарушения прав автора или изобретателя. Состоит в незаконном использовании под своим именем чужого произведения (научного, литературного, музыкального) или изобретения, рационализаторского предложения (полностью или частично) без указания источника заимствования.

большая советская энциклопедия

Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо арестом.

Уголовный кодекс РФ Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав

Право автора на имя. Право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно.

Право на неприкосновенность произведения. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

Уже в Древней Греции существовало право на неприкосновенность произведения: тексты трагедий подлежали обязательному сохранению для осуществления контроля за соответствием исполняемого на сцене представления подлинному авторскому замыслу.

Право на обнародование произведения. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение общедоступным путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

Право на отзыв. Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

Это интересно:  Международно правовые основы авторских и смежных прав

Интересен и поучителен пример признания авторства произведения в советское время. Приключенческий исторический роман «Наследник из Калькутты» впервые был издан в 1458 году под двумя фамилиями авторов: Р. Штильмарк, В. Василевский. Но истинный автор этого произведения был только один — Роберт Штильмарк, бывший заключенный.

Сам роман был создан в 1450—1451 годах во время заключения Штильмарка в лагерях. А В. Василевский был лагерный «авторитет», который устроил Штильмарку освобождение от общих работ, чтобы тот мог писать. После освобождения Р. Штильмарка в 1454 году народный суд Куйбышевского района города Москвы признал Р. Шплиль- марка единственным авплором произведения.

Г. Условия правовой охраны произведений 1. Требование объективной формы выражения произведения

В некоторых странах в законодательстве по авторскому праву делается различие между «зафиксированными» (т.е. закрепленными в какой-либо объективной форме) и «незафиксированными» произведениями, в связи с чем «незафиксированным» произведениям предоставляется меньшая охрана или же она не предоставляется совсем.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» произведение автора становится объектом правовой охраны лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме. До тех пор, пока мысли и образы автора не проявились вовне, а существуют лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми и, следовательно, не существует и практической надобности в их правовой охране.

Чтобы творческий результат приобрел общественную значимость и характер объекта авторского права, он должен быть воплощен в какой-либо объективной форме — письменной (рукопись или нотная запись), устной (публичное произнесение речи, публичное исполнение музыки), звуко- и видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.п. ), изображения (рисунок, чертеж, фотокадр и др.). Иными словами, произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела самостоятельное значение.

Объективная форма выражения произведения тесным образом связана с возможностью его воспроизведения. Относительно характера данной связи в российской юридической литературе существуют две позиции. По мнению одних ученых, объективная форма и воспроизводимость произведения составляют единый признак охраноспособного произведения.

Другие ученые полагают, что воспроизводимость является самостоятельным признаком произведения или, что то же самое, закон охраняет только такие произведения, объективная форма которых обеспечивает возможность их воспроизведения без участия самого автора. Они признают, что произнесенные речи и доклады, исполненные музыкальные произведения и прочитанные устно стихотворения, даже если они нигде и никак не зафиксированы, существовали в объективной форме, иначе они не могли бы восприниматься другими людьми. Но такая форма, не связанная с каким-либо материальным носителем, является крайне неустойчивой, легко может быть утрачена и искажена. Никакой слушатель или зритель, кроме, может быть, случаев особой гениальности, не в состоянии запомнить и воспроизвести во всех деталях публично исполненное произведение.

Закон об авторском праве, разрешая этот многолетний спор, ограничивается указанием на необходимость придания произведению объективной формы и не упоминает при этом о том, что данная форма должна позволять воспроизводить результат творческой деятельности автора. Иными словами, законодатель однозначно признал, что авторским правом охраняются любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с материальным носителем. Конечно, защита подобных произведений, например, публично произнесенных, но нигде не зафиксированных речей, лекций, докладов, особенно защита их от искажения, представляется более сложной, чем защита произведений, связанных с каким-либо материальным носителем. Но в принципе она может быть обеспечена, в связи с чем исключение из закона специального упоминания о возможности воспроизведения результата творческой деятельности как особого признака охраняемого произведения представляется оправданным.

Объекты авторского права и условия их охраноспособности.

Авторское право — совокупность норм гражданского права, регулирующее отношения по признанию авторства по охране производственный, установлению режима их использования, наделение их авторов неимущественными и имущественными правами в защите прав авторов и других правообладателей.

Функции авторского права:

1 Признание авторства и охрана произведений — совокупность идей мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора, свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения.

2 Установление режима использования воспроизведения 1299.

3 Наделение авторов и иных правообладателей комплексом личных и имущественных прав.

Виды интеллектуальных прав на произведения:

1. Исключительное право на произведения, которое имеет имущественный характер.

2. Личные неимущественные права.

2. Международные договоры: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Всемирная конвенция об авторском праве. Стокгольмская конвенция об учреждении всемирной организации …

Субъекты авторского права:

Гражданин, творческим трудом которого создано произведение. Ст. 1267. Субъектами по закону или договору могут быть наследники авторов, работодатели авторов, издатели некоторых видов произведений, правопреемники лица, правообладателе объектов авторского права.

Объекты авторского права:

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

2. К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Это интересно:  Всемирная женевская конвенция об авторском праве

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

6. Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

а Правовая охрана не предоставляется на документы, переводы, произведения народного творчества.

б объекты, которые могут охраняться иным законодательством: идея, принципы, и т. д.

Авторское право распространяется на произведения науки, культуры и искусства:

1 Результат творческой деятельности.

2 Существующие в какой-либо объективной форме: письменная, устная, звуковидеозапись, объемно-пространственная. Форма д.б. выражена на материальном носителе.

3 Охрана способности.

Принцип автоматической охраны, в силу которого авторское право возникает на произведение в силу факта его создания.

Обнародование произведение — любое действие, с помощью которого произведение становится доступным для всеобщего сведения.

Одновременное опубликование — в один и тот же момент в разных странах.

2 Публичное исполнение.

3 Сообщение для всеобщего сведения.

Принцип презумпции обладателя авторского права — при отсутствии доказательств иного обладателя исключительного права считается лицо, указанное на товаре, в котором воплощен объект авторского права.

Знак правовой охраны авторского права:

Год авторского произведения.

Наличие или отсутствие конвенционного знака — как и информации об управлении правами, не имеет никакого отношения к наличию прав которые могут которые могут возникнуть в силу объективного существования произведения.

Условия правовой охраны:

1Объективное существование произведения.

2 Творческий характер произведения.

3 Правомерность использования охраняемых объектов.

Условия являются необходимыми и достаточными для возникновения правовой охраны.

63. Личные неимущественные права авторов, Исключительное право на произведение и его содержание. Основания использования объектов авторского права.

Личные неимущественные и имущественные права автора.

Требовать признания своего авторства на создание произведения.

Данное право автор размещает на товарах, в которых воплощены произведения.

Автор может указать подлинное имя.

Может указать вымышленное имя.

Может не указывать никого имени.

Необходимо: существование произведение и творческий характер.

Право автора на имя:

Право автора использовать или разрешать использовать под своим, подлинным именем, под псевдонимом или анонимно.

Право на неприкосновенность произведения.

Никто не имеет право изменять или перерабатывать без разрешения автора.

Данные права не переходят по наследству, дает наследникам прав осуществлять защиту этого права.

Права на воспроизведение — исключительное право на воплощение объекта авторского права или смежных прав в исходной или иной другой форме. Формы воспроизведения: 1 репродуцирование, обнародование произведения 1268, отзыв произведения 1269. Запись исполнения, право на переработку.

Право на распространение:

Введение в гражданский оборот товара, в котором воплощены объекты авторского прав или смежных прав.

После введения в гражданский оборот не требуется согласия правообладателей.

Право на исключительный показ, демонстрацию в местах где присутствуют или могут присутствовать лица

Воплощать исполнение произведения реальными или виртуальными исполнителями посредством танца, чтения, пения.

Право на сообщение для всеобщего сведения. Право размещения или исполнения произведения в эфире или по кабелю.

Право на доведение до всеобщего сведения. По проводам или по средствам радио связи.

Право на импорт. Право разрешать или запрещать импорт товара.

Право на прокат, предоставление во временное пользование за вознаграждение.

Право следования. В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи право следования. Размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Авторы пользуются правом следования в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, также в отношении авторских рукописей автографов литературных и музыкальных произведений.

Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

Право доступа. Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения право доступа. При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

Автор произведения архитектуры вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное.

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, all-sci.net, lektsia.com.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector