+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Способы охраны авторских прав

Рассмотрим более подробно гражданско-правовые способы защиты авторских прав.

  • 1. Признание прав может относиться к личным неимущественным правам авторов и исполнителей или к неимущественным правам. Данный способ может сопровождаться публичным заявлением о существовании определенного права, которое делается нарушителем или за его счет. Указанная мера защиты особенно актуальна в случаях нарушения личных неимущественных прав автора.
  • 2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Мерой по восстановлению положения может являться, например, уничтожение контрафактных экземпляров произведения. Прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, может выражаться, например, в прекращении подготовки к выпуску в свет бездоговорного издания или компакт-диска или запрете рекламы. Под исполнением обязанностей в натуре понимается реальное выполнение нарушителем в отношении потерпевшего действий, указанных в обязательствах, связывающих стороны.
  • 3. Способ возмещения убытков, включая упущенную выгоду, является наиболее действенным способом защиты авторских прав. Выдвигая требование о возмещении убытков, обладатель авторских и смежных прав должен доказать факт наличия убытков, их документальное подтверждение, а также размер и то, что убытки были причинены действиями нарушителя. На практике такой способ восстановления нарушенных прав затруднителен. Обычно в сфере авторского права и смежных прав убытки проявляются в форме упущенной выгоды (ст. 15 ГК РФ), т.е. той суммы, которую правообладатель мог получить, если бы нарушитель заключил договор с правообладателем и использовал произведение или иной охраняемый объект возмездно.

В соответствии с новым ЗоАП наиболее простым и вследствие этого распространенным способом защиты нарушенных прав является требование от нарушителя компенсации в размере от 10 до 5 млн. руб., по усмотрению суда (п. 2 ст. 49 ЗоАП).

Однако прежде чем стремиться защитить свои интеллектуальные права, следует хорошо обдумать все обстоятельства. Президиум ВАС РФ в п. 13 вышеуказанного письма N 47 заключил, что компенсация, определенная подп. 5 ст. 49 Закона Об авторском праве и смежных правах», подлежит взысканию при доказанности правонарушения, а не убытков. Например, «Рекламное агентство обратилось в арбитражный суд с иском к товариществу о взыскании с ответчика компенсации в сумме 2000 минимальных размеров оплаты труда на основании подп. 5 п. 1 ст. 49 Закона об авторском праве в связи с воспроизведением на витрине магазина рисунка, обладателем авторских прав на который является клиент.

Поскольку истец не доказал, что имел намерение использовать произведение в предпринимательской деятельности и понес из-за использования ответчиком рисунка расходы или утратил возможность получения реальных доходов, судом первой инстанции в иске было отказано.

При этом суд сослался на ст. 49 Закона об авторском праве, предусматривающую обязанность нарушителя авторских прав возместить правообладателю понесенные неправомерными действиями убытки, включая упущенную выгоду.

Указанное решение обоснованно отменено по следующим основаниям.

Установленная подп. 5 п. 1 ст. 49 названного Закона мера ответственности применяется по выбору истца вместо возмещения убытков или взыскания дохода. Требование об уплате компенсации могло быть удовлетворено при наличии доказательств только несанкционированного использования произведения, т.е. факта правонарушения. Размер компенсации определяется судом исходя из конкретных обстоятельств».

Одновременно необходимо иметь в виду, что при подаче искового заявления о выплате компенсации вместо убытков, причиненных нарушением авторских прав, должна быть определена цена иска и уплачена государственная пошлина, установленная для исков имущественного характера.

Кроме того, авторы и исполнители в случае нарушения их личных или неимущественных прав также вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда (п. 3 ст. 49 ЗоАП).

Гражданско-правовые способы защиты авторских прав

Общие способы защиты авторских прав

Признание права. Признание права названо в части четвертой ГК РФ в качестве способа защиты как личных неимущественных, так и исключительных прав. В силу подп. 1 п. 1 ст. 1252 ГК РФ требование о признании исключительного права предъявляется к лицу, которое не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя. Признание права может потребоваться, не только когда принадлежность права отрицается, но и когда существуют сомнения в принадлежности права определенному лицу. Необходимость признания права может возникнуть, например, в случае опубликования произведения анонимно или под псевдонимом, поскольку неопределенность принадлежности авторских прав может затруднить использование произведения.

Для возникновения и осуществления авторских прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Законом установлена презумпция, в силу которой автором считается лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения. Статьями 1271 и 1305 ГК РФ предусмотрена возможность использования знака охраны авторских или смежных прав для оповещения об исключительных правах. Исходя из данных статей, в отношении личных неимущественных прав такой знак не используется. На практике встречаются ситуации, когда даже на содержащем знак охраны е произведения или фонограммы в качестве обладателя авторских или смежных прав может быть указано лицо, не являющееся законным правообладателем.

А.П. Сергеев отмечает, «требование о признании права обращено не к ответчику, а к суду». Данный способ защиты может быть реализован только в юрисдикционном порядке. Суд, установив наличие оснований для удовлетворения названного требования, должен принять решение о признании права. Такое решение выступает официальным подтверждением принадлежности права определенному лицу.

Формально решение об обязании ответчика признать право представляет собой не признание права, а обязание ответчика совершить определенные действия. Иски о признании права иногда сопровождаются требованиями о публикации решения суда в периодической печати ответчиком или за его счет. Однако подобные действия не могут рассматриваться как исполнение решения суда в части признания права.

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Хотя в части четвертой ГК РФ восстановление положения, существовавшего до нарушения права, упоминается только среди способов защиты личных неимущественных прав, данный способ находит применение и в сфере исключительных прав. Нередко требование о применении этого способа формулируется как обязание ответчика совершить определенные действия.

В сфере авторских прав восстановление прежнего положения возможно далеко не всегда. В большинстве случаев речь может идти лишь о частичном восстановлении такого положения, независимо от того, нарушены ли только личные или только исключительные права, либо имеет место смешанное нарушение, поскольку использование произведений связано с доведением их до публики. Когда охраняемый объект стал доступен неопределенному кругу лиц, восстановить прежнее положение в полном объеме невозможно. Однако такое восстановление может быть осуществлено, если этого еще не произошло, например, путем изъятия и уничтожения всего объема изготовленных с нарушением авторских или смежных прав материальных носителей до начала их реализации. Применяются и другие действия. На восстановление существовавшего до нарушения права положения направлено проставление на экземплярах произведения или фонограммы имен их создателей, если это возможно сделать, внесение исправлений в произведение или исполнение в случае их искажения и т.п. Если рассматриваемый способ защиты оказывается недостаточно действенным для обеспечения интересов субъектов авторских прав, он применяется наряду с денежной компенсацией имущественных потерь.

В ст. 12 ГК РФ восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, объединены. Это объединение не случайно, поскольку данные меры защиты взаимосвязаны. Если права нарушены, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, влечет прекращение нарушающих право действий. Пресечение нарушения также может восстановить существовавшее до нарушения права положение. Однако при нарушении абсолютных авторских и смежных прав при пресечении нарушения не всегда возможно даже частично восстановить прежнее положение. В таких случаях применяется денежная компенсация.

Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В отличие от восстановления положения, существовавшего до нарушения права, такой способ защиты, как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, в сфере авторских прав может быть использован практически всегда. Он может применяться в сочетании с другими способами защиты или иметь самостоятельное значение. Примерами реализации данного способа являются наложение запрета на распространение или иное использование, запрет рекламы контрафактной продукции, запрет допечатки тиража и т. п.

Пресечение действий, нарушающих право, находит широкое применение в рассматриваемой сфере, поскольку нарушения авторских прав часто носят длящийся характер. Этот способ, как правило, применяется в сочетания с другими способами защиты, так как позволяет пресечь нарушение на будущее время, но сам по себе не всегда восстанавливает нарушенные права и не компенсирует понесенные имущественные потери. Пресечение же действий, создающих угрозу нарушения права, может использоваться самостоятельно, поскольку предотвращает нарушение, которое еще не произошло.

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, могут быть использованы как для защиты абсолютных авторских и смежных прав, так и для защиты относительных прав авторов. В частности, эти способы защиты могут применяться при совершении действий, которые создают или могут создать препятствия в реализации управомоченным лицом его права доступа, права следования, прав авторского контроля или надзора.

Следует отметить, что пресечение нарушающих право действий имеет особенно важное значение при незаконном использовании охраняемых объектов в компьютерных сетях, где изъять контрафактные экземпляры невозможно, и должно применяться путем вынесения судебного запрета на размещение и передачу информации, содержащей произведения или объекты смежных прав.

Самозащита. На сегодняшний день нет единства мнений о месте самозащиты в общей системе защиты гражданских прав и о ее содержании. Законодатель рассматривает ее как один из способов защиты, включив в перечень, содержащийся в ст. 12 ГК РФ. Такой подход вызывает критику со стороны многих ученых, которые считают, что самозащита — это не способ защиты гражданских прав, а форма. Так, по мнению А.П. Сергеева «здесь смешаны близкие, но отнюдь не совпадающие понятия — способ и форма защиты гражданских прав». Он отмечает, что «самозащита гражданских прав с позиций теории — это форма их защиты, допускаемая тогда, когда потерпевший располагает возможностями правомерного воздействия на нарушителя, не прибегая к помощи судебных или иных правоохранительных органов». То есть «самозащита» отождествляется с неюрисдикционной формой защиты гражданских прав (когда защита осуществляется посредством самостоятельных действий управомоченного лица), в нее включаются действия как фактического, так и юридического характера. Аналогичной позиции придерживаются Г.Л. Свердлык и Э.Л. Страунинг.

Это интересно:  Исключительное право ограничения авторских прав

Наряду с обозначенной позицией встречается иное определение «самозащиты». Е.А. Суханов выделяет в рамках неюрисдикционной формы защиты самозащиту и меры оперативного воздействия. Под самозащитой понимается совершение управомоченным лицом не запрещенных законом действий фактического порядка, направленных на охрану его личных или имущественных прав или интересов, интересов и прав других лиц и государства. К таким действиям относятся меры активно-оборонительного характера (необходимая оборона, действия в условиях крайней необходимости) и меры превентивного характера (используемые собственником меры охраны своего имущества, в т. ч. замки, охранная сигнализация и др.). Меры оперативного воздействия представляют собой юридические средства правоохранительного характера, которые применяются к нарушителю непосредственно управомоченным лицом как стороной в обязательственном правоотношении.

Соответственно по-разному определяются и отношения, в рамках которых применима самозащита. А. П. Сергеев и другие авторы полагают, что самозащита возможна как в договорных, так и во внедоговорных отношениях. В.П. Грибанов рассматривал самозащиту как действия, направленные на защиту от нарушения только во внедоговорных отношениях.

Действительно, действующее законодательство не ограничивает самозащиту сферой внедоговорных отношений, устанавливая ее в качестве общего способа защиты гражданских прав. Однако содержание самозащиты в законе не раскрывается, а ст. 12 ГК РФ содержит открытый перечень способов защиты, устанавливая возможность защиты гражданских прав иными способами, предусмотренными законом.

Как отмечает Е.Е. Богданова, самозащите во внедоговорных отношениях свойственна определенная специфика, заключающаяся в том, что она осуществляется преимущественно фактическими действиями, в отличие от договорных отношений, где на первый план выступают юридические действия управомоченного лица.

В качестве мер самозащиты, направленных против посягательства, совершаемого в отношении авторских пли смежных прав, можно рассматривать меры, аналогичные выделенным В.П. Грибановым в качестве превентивных. К таким мерам могут быть отнесены различные технические средства, используемые обладателями авторских или смежных прав для защиты произведений и объектов смежных прав (уникальные активационные ключи или обязательная регистрация программного продукта с помощью аналогичного ключа, различные шифры, коды, устанавливаемые на диски с записями, специальные модификации цифровых проигрывателей, предназначенные для проигрывания кодированных произведений, антенны и декодеры, предоставляемые организациями вещания своим клиентам и т. п.).

Технические средства могут защищать охраняемые объекты от копирования (или иного использования) либо позволять отслеживать создание копий (или иное использование). Они могут обеспечивать защиту не только исключительною нрава, но и личных неимущественных прав. Например, как пишет Н.А. Дмитрик, средства, ограничивающие доступ к объекту, могут обеспечивать защиту права на обнародование. Право на неприкосновенность может защищаться с помощью средств, препятствующих использованию фрагментов объекта, внесению в него изменений. Эти средства содержатся в материальных носителях (в компьютерных программах), в которых выражены произведение или объект смежных прав, встраиваются в воспроизводящие устройства.

В то же время существуют технологии, позволяющие преодолеть защиту, осуществляемую правообладателями с помощью технических средств, путем их обхода (нелегальные программы-генераторы серийных ключей, защищающих охраняемые объекты, «пиратские» декодеры спутниковых телеканалов, проигрыватели со снятой защитой, устройства для копирования защищенных дисков и т. п.). В связи с этим охрана технических средств установлена на законодательном уровне. В российском законодательстве такая охрана закреплена в ст. 1299 и ст. 1309 ГК РФ.

Ст. 1299 ГК РФ определяет технические средства защиты авторских прав как любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения. В силу ст. 1309 положения ст. 1299 применяются к техническим средствам защиты смежных прав.

Одним из недостатков технических средств защиты авторских и смежных прав, отмечаемым многими специалистами, является то, что они препятствуют разрешенному законом свободному использованию охраняемых объектов. В соответствии с п. 3 ст. 1299 и ст. 1309 ГК РФ ответственность не применяется в таких случаях нарушения положений о технических средствах защиты, когда ГК РФ разрешено использование произведения или объекта смежных прав без согласия правообладателя.

Публикация решения суда о допущенном нарушении. Публикация решения суда о допущенном нарушении названа в ст. 1251 и ст. 1252 ГК РФ в качестве способа защиты как личных неимущественных, так и исключительных прав. Однако большее практическое значение она имеет, прежде всего, для защиты прав личных неимущественных. В случаях нарушения права авторства или права на имя публикация о допущенном нарушении может оказаться единственным возможным средством восстановления нарушенного права.

В настоящее время такой порядок остается не вполне ясным. В ст. 1250 ГК РФ установлено, что публикация решения суда о допущенном нарушении в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 1252 ГК РФ осуществляется независимо от вины нарушителя и за его счет. Хотя данное положение касается лишь защиты исключительных прав, по аналогии оно может применяться и в отношении публикации решения суда о нарушении личных неимущественных прав. По мнению Федоскиной Н.И., участие нарушителя в реализации рассматриваемого способа должно ограничиваться лишь отнесением на его счет соответствующих расходов, исполнение решения не должно зависеть от его поведения, осложняя положение правообладателя. При этом если в решении указано конкретное средство массовой информации, в силу ст. 35 Закона РФ «О средствах массовой информации» редакция обязана опубликовать бесплатно вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации. В то же время, если в решении суда не будет названо средство массовой информации, в котором должна производиться публикация, его исполнение может оказаться крайне затруднительным. В законодательстве отсутствуют какие-либо положения о том, где должна производиться публикация в соответствии со ст. 1251 и ст. 1252 ГК РФ.

Признание недействительным акта госоргана или органа местного самоуправления. Если авторские или смежные права нарушены изданием акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иным правовым актам, можно обратиться в суд с требованием о признании такого акта недействительным в соответствии со ст. 13 ГК РФ. Недействительными, по общему правилу, могут быть признаны акты государственных органов и органов местного самоуправления, имеющие ненормативный характер. Нормативные акты данных органов могут быть признаны судом недействительными только в случаях, предусмотренных законом.

Как указано в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8, основанием для принятия судом решения о признании акта недействительным являются одновременно: нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, а также несоответствие акта закону или иному правовому акту.

Неприменение судом акта госоргана или органа местного самоуправления. От признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления следует отличать неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону. Если при использовании первой меры предметом судебного разбирательства является требование о признании недействительным акта соответствующего органа, то при реализации в качестве способа защиты неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, предметом судебного спора является конкретное требование обладателя авторских или смежных прав, касающееся иного способа защиты в виде возмещения убытков, выплаты компенсации и т. п. В этом случае, обнаружив противоречие акта государственного органа или органа местного самоуправления требованиям закона, суд принимает решение не применять данный акт при рассмотрении вопроса об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявленного искового требования.

Признание сделки недействительной. Обладатели авторских прав могут требовать признания недействительной сделки, нарушающей эти права. Нередко нарушения совершаются вследствие заключения не соответствующих требованиям закона ничтожных сделок. Распространены случаи, когда заключаются такие договоры, в которых стороной, передающей или предоставляющей права на использование произведений или объектов смежных прав, выступают лица, не являющиеся правообладателями. В подобных случаях законный обладатель исключительных прав на использование охраняемых объектов может обратиться для защиты своих прав в суд с требованием о признании ничтожной сделки недействительной и применении последствий ее недействительности.

Хотя в ст. 12 ГК РФ такого способа защиты не названо, а указано лишь применение последствий недействительности ничтожной сделки, в судебной практике принимаются и удовлетворяются иски о признании ничтожных сделок недействительными. В п. 32 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 было разъяснено, что ГК РФ не исключает возможности предъявления исков о признании недействительными ничтожных сделок. В юридической литературе высказываются возражения против такой позиции судебной практики как расходящейся с положениями ст. 12 и ст. 168 ГК РФ. В то же время высказываются предложения о включении в ГК РФ в качестве способа защиты признания ничтожной сделки недействительной. Несмотря на отсутствие в настоящее время подобной нормы, данный способ защиты существует в судебной практике.

С договором о передаче прав на использование охраняемых объектов может быть связано нарушение не только исключительных, но и личных неимущественных прав. Примером может служить договор пользователя с третьим лицом, выдающим себя за автора. Личные неимущественные права неотчуждаемы. В случае создания произведения гетеронимом договор, предполагающий отказ от авторского права или его передачу, также ничтожен. Истинный автор может в любой момент заявить о своих правах и потребовать применения последствий недействительности ничтожной сделки.

Это интересно:  Знак правовой охраны смежных прав пример

В соответствии с конституционной гарантией свободы творчества п. 4 ст. 1233 ГК РФ устанавливает ничтожность условий договора, ограничивающих право гражданина создавать результаты интеллектуальной деятельности. Также закреплена ничтожность ограничения отчуждать исключительное право на такие результаты другим лицам.

Ничтожными являются сделки по передаче непередаваемых относительных авторских прав. В соответствии со ст. 1293 ГК РФ право следования неотчуждаемо, может переходить лишь к наследникам автора. Хотя закон не закрепляет прямо непередаваемость права доступа, прав авторского надзора и контроля, как было показано выше, эти права можно обоснованно охарактеризовать как непередаваемые, поскольку они предоставляются только авторам соответствующих произведений.

Некоторые договоры, нарушающие авторские права, возможно также рассматривать в качестве оспоримых сделок. Таковыми возможно считать договоры о передаче или предоставлении прав на использование охраняемых объектов, заключенные с лицом, выдающим себя за автора, или с мнимым обладателем исключительных прав, предоставившим пользователю недостоверные сведения или поддельные документы. Данные договоры нарушают авторские права и в то же время совершаются под влиянием обмана. В силу ст. 179 ГК РФ совершение сделки под влиянием обмана влечет ее оспоримость, а не ничтожность.

По мнению Р.О. Халфиной, «ничтожными считаются сделки, совершение и исполнение которых грубо нарушает интересы общества, противоречит его принципам и системе ценностей, когда решение вопроса о ее действительности нельзя предоставить выбору лица». Требование о признании недействительной оспоримой сделки может быть предъявлено только лицом, указанным в ГК РФ. В отношении сделки, совершенной под влиянием обмана это потерпевший — сторона сделки. Оспоримая сделка порождает правовые последствия как действительная. Договоры же, заключенные с мнимым правообладателем, не должны порождать никаких правовых последствий в силу несоответствия закону.

На защиту авторских или смежных прав может быть направлено также требование о признании недействительной и применении последствии недействительности оспоримой сделки, если при ее совершении имели место указанные в законе основания для признания оспоримой сделки недействительной. Перечень таких оснований содержится в § 2 гл. 9 ГК РФ.

В отличие от ничтожных сделок, в отношении которых требование о применении последствий их недействительности может быть предъявлено любым заинтересованным лицом либо суд может применить эти последствия по собственной инициативе, требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено только лицами, указанными в ГК РФ.

По мнению А.П. Сергеева, признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки представляют собой частные случаи реализации такого способа защиты, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, так как совпадают с ним по правовой сущности. Применение данных способов защиты может быть направлено также на предотвращение незаконного использования охраняемого объекта, если лицо, заключившее недействительный договор об отчуждении исключительного права или лицензионный договор, еще не успело осуществить такое использование.

В числе способов защиты называется и возмещение убытков (ст. 15, 393 и др. ГК РФ), которое является универсальной и всеобщей гражданско-правовой санкцией, подлежащей применению и в случаях, когда отсутствует прямое указание закона об этом. Однако закон в ряде случаев специально указывает на возможность применения данного способа защиты. Так, в подп. 3 п. 1 ст. 1252 ГК РФ предусматривается возможность обращения с требованием возмещении убытков к лицу, которое неправомерно использовало результат интеллектуальной деятельности (средство индивидуализации) без заключения соглашения с правообладателем либо иным образом нарушило его исключительное право и тем самым причинило ущерб.

Таким образом, случаи возмещения убытков законодатель связывает с так называемым бездоговорным использованием произведения, поскольку при наличии договора подлежат применению соответствующие общие нормы об обязательствах (в частности, ст. 393 ГК РФ) и правила соответствующего договорного института. Судя по всему, законодатель склонен признать, что нарушение исключительного права есть деликт, но ссылки на нормы главы 59 ГК РФ все-таки нет.

Требование о возмещении убытков по поводу нарушения личных неимущественных прав если и может быть предъявлено, то лишь теоретически, так как практически невозможно обосновать факт возникновения имущественных потерь.

Состав убытков определен ст. 15 ГК РФ и слагается из двух основных компонентов: а) реального ущерба, включающего вынужденные расходы, утрату, повреждение и (или) порчу имущества, расходы, которые потребуется произвести для восстановления нарушенного права; б) упущенной выгоды, т.е. доходов, которые лицо получило бы при обычных условиях в случае отсутствия правонарушения. Подчеркнем, общим правилом является возмещение убытков в полном объеме.

Надо заметить, что ответственность авторов по договорам ограничена (ст. 1290 ГК РФ). Так, автор по договорам о предоставлении прав отвечает лишь размере суммы реального ущерба, если только договором не предусмотрен меньший размер ответственности. То же и в случае с неисполнением или ненадлежащим исполнением автором договора авторского заказа: автор лишь возвращает аванс, а также уплачивает неустойку (а она устанавливается только договором, т.е. ее может и не существовать). Общий размер указанных выплат ограничен суммой реального ущерба, причиненного заказчику. Следовательно, автор фактически вообще не возмещает убытки, поскольку размер реального ущерба выступает лишь контрольной величиной, сам же ущерб не взыскивается.

Защита авторских прав возможна и путем взыскания неустойки, также упоминаемой ст. 12 ГК РФ (ст. 330 ГК РФ). Однако само авторское законодательство не предусматривает так называемых законных неустоек, поэтому обращение к подобному средству возможно только в случаях, когда неустойка установлена соответствующим договором.

В авторском законодательстве такая норма предусмотрена ст. 1251 ГК РФ применительно к случаям нарушения личных неимущественным прав. Но она не предусматривает право на компенсацию морального вреда всех правообладателей при нарушении их прав, а только авторов и лиц, указанных в нормах п. 2 ст. 1251 ГК РФ.

Следует заметить, что возможность применения данной меры отчасти сужена нормой п. 2 ст. 1099 ГК РФ, предусматривающей, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит применению в случаях,- предусмотренных законом. Безусловно, само произведение не является материальным объектом и, например, уничтожив его, автор фактически ничего не получает (если только не доказал наличие убытков по ст. 15 ГК РФ), за уничтожение созданного им произведения не предусмотрено и иной компенсации. Основанием для подачи жалобы явился отказ суда возместить заявителю причиненный моральный вред в надлежащем размере. По мнению заявителя, действующий закон не содержит критериев для определения размера морального вреда и дозволяет дело решать суду произвольно. Конституционный Суд не нашел оснований для признания обжалуемых норм неконституционными, пояснив, что общие правила определения размера морального вреда определены ст. 151 и 1101 ГК РФ, а конкретный размер устанавливает именно суд.

Можно понять негодование автора уничтоженного произведения, но ситуация обстоит именно так. Вместе с тем у суда есть возможность учесть это обстоятельство при определении степени физических и нравственных страданий и при назначении размера компенсации морального вреда отразить их в более значительной сумме компенсации по сравнению с обычными обстоятельствами. Тем самым имеется возможность учесть и индивидуальные особенности потерпевшего, ценность утраченного именно для него.

В соответствии с п. 3 ст. 1252 ГК РФ при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения, а правообладатель освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных ГК, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости. Правообладатель имеет право требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности (средства индивидуализации) либо за допущенное правонарушение в целом.

К сожалению, в литературе нет единства мнений по указанному вопросу. В одних случаях данная санкция рассматривается как особый вид ответственности, т.е. никак не совпадающий с остальными. В других компенсация за нарушение прав приравнивается к убыткам, т.е. признается всего лишь их разновидностью. Наконец, ряд авторов полагает, что в данной санкции наиболее рельефно заметны свойства неустойки, штрафа, причем так называемая законная неустойка, установленная не для договорных, а деликтных обязательств (отношений из причинения вреда).

Оценивая изложенные позиции, мы должны заметить, что и законодатель фактически высказался по подобному вопросу. В частности, требуется учитывать, что компенсация применяется «вместо возмещения убытков». Следовательно, компенсация заменяет возмещение убытков и в силу данного обстоятельства имеет ту же самую направленность и природу — возмещение имущественного урона автора (иного правообладателя).

Размер компенсации не зависит от степени вины нарушителя и от общественной значимости совершенного нарушения. Ряд судов полагает, что несущественным является и вопрос о наличии вины, поскольку компенсация может быть взыскана и без вины. Заметим, что возможность игнорировать наличие или отсутствие вины возможна только в случае, если взыскание компенсации вообще не является мерой ответственности или же она применяется в предпринимательских отношениях (ст. 401 ГК РФ).

При обращении с исковым заявлением о нарушении авторских или смежных прав истец должен доказать факт правонарушения, а также наличие у него исключительных прав.

Право на компенсацию отсутствует, если создание другого произведения, хотя бы и с заимствованиями, не может быть квалифицировано как нарушение авторских прав.

Это интересно:  40 соблюдение авторских и смежных прав

Для принятия решения о выплате компенсации необходимо представить сам контрафактный экземпляр, а также обеспечить возможность его сравнения с лицензионным экземпляром.

При установлении размера компенсации следует учитывать, что по смыслу закона компенсация применяется за случай нарушения авторских и смежных прав; поэтому, например, неправильно взыскивать определенную сумму за каждый экземпляр материального носителя (кассету), объектом правонарушения является именно произведение, а не количество незаконно распространенных экземпляров.

Информация, предоставляемая истцом, должна быть достаточной для установления факта незаконного распространения именно данным ответчиком.

Лица, не являющиеся обладателями исключительного права, не могут требовать компенсации; прокатное удостоверение не является документом, удостоверяющим наличие исключительных прав.

Средства гражданско-правового реагирования как адекватные правонарушениям имущественного характера чаще всего более удачны, но в целях исключения рецидивов, для усиления функции общей превенции современные правовые системы считают целесообразным использовать различные средства.

Способы охраны и защиты авторских прав

Сущность понятия авторских прав и их защита

Реклама в туристском бизнесе, как и в любой другой отрасли, предполагает авторские права на какой-либо продукт или услугу. Они выступают составляющей ячейкой права интеллектуальной собственности. Проблемы авторских прав стали изучаться уже с начала XX века, имея богатую и долгую историю.

Как гласит закон, авторские права на произведения науки, литературы и искусства возникают в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрация произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей [1].

Как записано в п.1 ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 10 июня 1996 года № 6-1 авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения [1]. А также в соответствии с законом, авторские права распространяются на произведения как обнародованные, так и необнародованные. Существуют они в какой-либо объективной форме.

При создании и применении произведений у авторов главным вопросом ставится вопрос об обеспечении защиты собственных авторских прав.

Авторское право – совокупность правомочий автора, которые закреплены действующим законодательством и направленны на использование произведения, а также на реализацию личных неимущественных прав автора [1].

В России самые первые законы, которые контролировали защиту авторских прав, были приняты только во второй четверти двадцать первого века, но самый первый закон на территории России возник на основе законодательства о цензуре в 1828 году. Была подписана Бернская конвенция, которая охраняла литературные и художественные произведения, в 1886 году. Но на тот момент Россия не была в числе тех стран.

Авторские права дают возможность своим владельцам применять результаты своей творческой активности и распоряжаться ими, запрещая совершать данные действия иным лицам. Авторские права имеют ряд функций. Во-первых, это признание авторства и охрана произведений науки, искусства и литературы. Во-вторых, функцией авторских прав выступает установление режима использования произведений. Должно быть прописано кто и при каких условиях имеет право использовать произведение, которое охраняется действующим законом. Правообладатель имеет возможность использовать произведение любым законным путем и разрешать/запрещать другому пользователю использовать произведение. В-третьих, авторские права наделяют правообладателя интеллектуальными правами на произведения науки, искусства и литературы. Под интеллектуальными правами понимаются исключительные права на произведение. В-четвертых, функцией авторских прав выступает защита прав правообладателей.

Также в России принят Патентный закон РФ от 23.09.1992 года. Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», последняя редакция от 24.12.2002 года. Данные законы контролируют правовые отношения при защите и использовании изобретений, моделей, образцов, товарных знаков, знаков обслуживания.

При Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам создан консультативный совет [9]. Его целью выступает поиск актуальных способов защиты собственности. А также совет вырабатывает предложения по усовершенствованию законодательства и создает атмосферу для здоровой конкуренции и инвестиций.

Согласно Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах», допускаются некоторые случаи, когда можно использовать произведения без согласия их авторов. К таким случаям относится цитирование в научных, политических, информационных и т.д. целях.

Авторское право имеет свою силу при жизни правообладателя и в течение 70 лет после его смерти, переходя по наследству.

При нарушении авторских прав и смежных предусматривается уголовная, административная и гражданская ответственность согласно законодательству РФ.

Способы охраны и защиты авторских прав

Все права правообладателя заключают в себе имущественные, личные неимущественные и исключительные права. Что касается личных неимущественных прав, то они связаны с личностью автора. Это право на признание автором произведения, право пользования произведением под своим именем или псевдонимом, право обнародования произведения в любой форме, право на защиту произведения, охрану его от различного искажения и ущерба.

Имущественные права связаны с применением произведения правообладателем или иными лицами. Это права на воспроизведение, распространение, переработку, показ, публичное применение и т.д.

При создании произведения правообладатель имеет исключительные авторские права и обладает возможностью на запрет использования произведения иными лицами.

Для защиты своего произведения часто применяется такой способ правовой охраны как патентование. В данном случает интеллектуальная собственность проходит государственную регистрацию, т.е. вносится в реестр федеральным органом исполнительной власти в области интеллектуальной собственности.

При создании произведения авторами признается физическое лицо, которое создало его в процессе творческой трудовой деятельности. В том случае, когда при создании произведения выступали несколько физических лиц, все они признаются правообладателями.

Выдача патента на пользование произведением выдается после регистрации и внесения в реестр.

На сегодняшний день популярным является защита прав на товарный знак. Для того, чтобы появилась необходимость защитить права на товарный знак, достаточно какого-либо нарушения, которые перечислены в Законе о товарных знаках. К ним относится несанкционированное применение обозначения, которое сходно с зарегистрированным товарным знаком.

Для того, чтобы защитить гражданские права от незаконного применения товарного знака необходимо опубликовать судебное решение, удалить товарный знак за счет нарушителя.

Фирменное наименование является важным моментом в туристской индустрии на сегодняшний день. В нем должна содержаться определенная информация и не должно быть обозначений, которые могут ввести в заблуждение. Права на фирменное название имеют только юридические лица, которые выступают коммерческими организациями. Появляется это право в момент государственной регистрации юридического лица.

Глава II. Защита интеллектуальной собственности в туристской рекламе

Способы защиты авторских прав

Способы защиты авторских прав

Каждый, кто когда-нибудь пытался заработать на своей творческой деятельности , задумывался над тем , как оградить свой труд от различных казусов и посягательств на его оригинальность. В этой статье я хотела бы рассказать Вам про способы защиты авторских прав.

Готовясь защищать свои авторские права, Вы преследуете две цели: сохранить доказательства творческой деятельности ( включая черновые варианты произведения , планы вашей деятельности и др. ), и закрепить временной приоритет ( то есть иметь доказательство, что Вы являлись автором определенного объекта в определенное время ).

Если рассматривать защиту авторских прав как алгоритм действий, то это будет примерно так:

-собираете все остаточные материалы ( черновики, эскизы, планы, сценарии и т.д.)

-заверяете свое авторство у нотариуса

-депонируете в РАО

-публикуете свое произведение в журнале или на блоге.

-заполучаете свидетелей (публично демонстрируете свое произведение)

-отправляете себе электронное письмо на свой электронный почтовый ящик

-отправляете копию своего произведения письмом на свой адрес (но это имеет свой недостаток, конверты не всегда хорошо запечатаны и Вас могут обвинить в том, что Вы подложили в конверт свои доказательства)

Защита авторских прав на конкретном примере

Рассмотрим защиту своих авторских прав на конкретном примере:

Вот перед Вами результат вашего двухлетнего труда, пусть это будет книга «Выживание в экстремальных ситуациях». Вы сидите и размышляете над ее дальнейшей судьбой. И вот Вы надумали, продать эту книгу. Но вдруг понимаете, что ваш предприимчивый знакомый, которому Вы дали книгу на оценку может сделать то же самое: продать ВАШУ книгу третьим лицам и получить деньги за ВАШ труд. Возможно это всего лишь предрассудки, но вдруг это все же так.…И Вы, недолго думая, решили все же перестраховаться.

Первое что, Вы сделали, это собрали все остаточные материалы, связанные с Вашей книгой (черновики, мультимедийный материал и др.), и все это, включая саму книгу, записали на одноразовый диск, запечатали в конверт и отправили самому себе по почте. Затем Вы сходили к нотариусу и заверили свое авторство. После чего Вы пошли в Российское авторское общество (РАО) и заявили о том ,что являетесь владельцем книги «Выживание в экстремальных ситуациях». Вот и все! Как минимум основной набор инструментов защиты своих творческих прав Вы получили. Для того чтобы вникнуть глубже во все нюансы этого занятия вам необходимо получить консультацию у юриста или же самостоятельно изучать правовой кодекс нашей страны.

One thought on “ Способы защиты авторских прав ”

Кратко, понятно, полезно! Очень хорошая работа где сразу с первых строк понимаешь полный смысл обсуждаемой темы! Хочется только снова и снова благодарить автора за работу!

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, poisk-ru.ru, yuristblog.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector