Список мульт героев с авторскими правами

В последнее время очень часто возникает вопрос о возможности создания рекламных роликов с участием известных мультипликационных героев. Благодаря своей популярности, эти персонажи будут вызывать интерес у детей и подростков, что, в свою очередь, приведет к повышению спроса на товар. Поэтому производители часто их применяют для продвижения своей продукции. Но многие даже не догадываются, что такое использование персонажей из мультфильмов является незаконным, если не иметь соответствующего разрешения.

Наравне с любим произведением искусства, мультипликационный герой – объект авторского права. Он имеет своего автора и правообладателя. Поэтому, любое использование персонажа из мультфильма возможно только с разрешения именно того человека, который владеет правами на него, а не того, кто его придумал.

Получить такое разрешение можно у компании-правообладателя или её представительств в регионах. Необходимо подписать лицензионный (сублицензионный) договор, подтверждающий тот факт, что вы имеете право использовать конкретный персонаж. В документе также будет оговорено, как часто его можно эксплуатировать, где и на каких условиях. Только после заключения договора применение известных мультипликационных персонажей в деятельности является правомерным.

Но бывают такие ситуации, когда компания, обладающая правами на персонажа из мультфильма, оформляет его как товарный знак. В таком случае, анимационный герой всегда изображается определенным образом (одна и та же поза, одежда). Многие ошибочно считают, если что-то изменить в персонаже или использовать его для продвижения продукции иной категории, то права владельца не будут нарушены. Но это не совсем так. Существует две различные области права, одна из которых занимается урегулированием использования объектов авторского права, а другая квалифицируется на решении вопросов использования товарных знаков. Какой вывод из вышесказанного? Даже если путем изменения некоторых деталей в изображении героя можно избежать противоправных действий относительно компании, которая зарегистрировала товарный знак, то нарушения авторских прав в этом случае не уйти.

Если, несмотря на изменения мультипликационного героя, он все равно узнаваем, то необходимо получить разрешение на использование изображения. Если же с помощью проведения независимой художественной экспертизы вы сможете доказать, что созданный персонаж не является аутентичным – можно применять его в своей деятельности, не боясь нарушить чьи-то авторские права.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что законодательством предусмотрена защита авторского права. Только создатель мультипликационного персонажа или правообладатель могут использовать его любым способом и в различных целях. Третье лицо, которое изъявит желание также применить анимационного героя в своей деятельности, вынужденно заключать лицензионный договор с правообладателями. В противном случае это приведет к нарушению прав правообладателя персонажа.

  • 16.05.2019 Название Guns N’ Roses стало причиной спора

Колорадская пивоваренная компания Oskar Blues подала документы на регистрацию обозначения Guns ‘N’ Rosé в качестве товарного знака.

Товарный знак PlayGalaxyLink зарегистрирован в классах, к которым относятся мобильные приложения для проведения турниров в режиме онлайн.

Недавно в Роспатент был подан пакет необходимых документов на регистрацию товарного знака «Хорошечно»

  • 19.03.2019 Регистрировать товарный знак? Зачем?

Процесс регистрации товарного знака включает много сложностей и нюансов.

© Главное патентное бюро 2003–2019

регистрация товарного знака, торговой марки

Персонажи как объекты авторского права

Персонаж как объект авторского права: понятие, признаки

В пункте 7 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ закреплено, на что распространяется охрана авторским правом, кроме самого произведения в целом. В перечне присутствуют и персонажи, которые будут подлежать охране в том случае, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом интеллектуального труда автора. Также сказано, что персонажи должны быть объективно выражены.

Самого понятия персонажа Гражданский кодекс РФ не дает, однако если обратиться к разъяснениям высших судов, то можно найти одну формулировку. Персонаж – это часть произведения, содержащая описание или изображение того или иного действующего лица в форме (формах), присущей (присущих) произведению (см. п. 29 Постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов №5/29 от 26 марта 2009 года).

Как в ГК РФ, так и Постановлении Пленумов сказано, что персонаж обязательно должен быть выражен объективно. Это могут быть следующие формы:

  1. Письменная. Здесь писатель в своей книге описывает литературного героя, выделяя его специфические черты характера, особенности внешности, одежды, и т.д.
  2. Устная. К примеру, автор, выступая в публичном месте, устно описывает персонажа, просто проговаривая вслух, какими характерными чертами наделен герой, его стиль поведения и т.д. Здесь также происходит объективное выражение.
  3. Изобразительная. Так, художник, рисуя картину, может в своем изобразительном произведении отвести значительное внимание тем героям, которые изображены на картине.
  4. Звуковая. Очевидно, что герой песни «Вася» рок-группы «Браво» является харизматичным персонажем и может охраняться авторским правом.
  5. Форма видеозаписи. Таких примеров множество: это герои мультфильмов, кинофильмов, сериалов и т.д.
  6. Объемно-пространственная. Так, Вера Игнатьевна Мухина, автор всемирно известной скульптуры «Рабочий и колхозница», обладает авторскими правами не только на это произведение в целом, но и на каждого из персонажей.
  7. Иные.
Это интересно:  Логотипы без авторских прав

Если объективная выраженность присутствует, то необходимо проверить, соответствует ли персонаж другому важному критерию – уникальности. Его суть в том, что персонаж, как предписывает ГК РФ, должен иметь возможность считаться самостоятельным результатом интеллектуальной деятельности автора.

Важно, чтобы персонаж обладал какими-то особенностями, запоминающимися чертами: иными словами, сам герой произведения должен носить творческий характер. Очевидно, к примеру, что такой герой, как Эркюль Пуаэро, будет охраняться авторским правом в силу творческого подхода Агаты Кристи, в результате которого герой стал харизматичным. Всего этого не скажешь, например, об инспекторе Джеппе, который, напротив, является практически ничем не примечательным констеблем (полицейским). Следовательно, первый будет охраняться авторским правом, второй – нет.

Проблемы охраны персонажей

Первая проблема состоит в том, достаточно ли персонаж обладает особенностями, чтобы охраняться авторским правом отдельно от произведения: то есть, присущ ли ему лично творческий характер. Даже в приведенном нами выше примере можно поспорить, является ли Джепп охраняемым персонажем, окончательное же решение остается за судом, разрешающим дело. Отметим, что творческий характер всегда предполагается, однако его отсутствие заинтересованная сторона может оспорить в суде.

Другая проблема заключается в установлении подлинного автора персонажа, поскольку последний, как мы уже определили, может быть выражен в разных формах. Весьма показательно по этому поводу вспомнить «дело Чебурашки», в котором столкнулись интересы двух авторов персонажа – Эдуарда Успенского и Леонида Шварцмана. Успенский выразил Чебурашку на страницах произведения, в то время как Шварцман создал визуальный образ, с которым у большинства и ассоциируется знаменитый зверек. Спор возник по поводу товарного знака, который представлял собой изображение Чебурашки, созданное Шварцманом, хотя правообладателем был Успенский. После долгих лет судебных тяжб Шварцману удалось отстоять свои авторские права. Таким образом, даже среди двух авторов могут быть споры по поводу одного персонажа.

Персонажи как товарные знаки

О том, как возникают авторские права на персонажа, мы уже сказали. Теперь следует остановиться на таком важном моменте, когда популярные герои мультфильмов и фильмов регистрируются в качестве товарных знаков и получают охрану уже в качестве средств индивидуализации товаров, работ или услуг.

Приведем пример. Сегодня мультфильм «Смешарики» в России является одним из самых популярных, о чем быстро догадались предприниматели, начав действовать. Популярные герои мультфильмов лучше привлекают покупателей, поэтому изображение их на товаре – отличный маркетинг. Закон не запрещает регистрировать в качестве товарных знаков персонажей, следовательно, каждый персонаж может стать отдельным товарным знаком.

С момента регистрации персонажа произведения в качестве товарного знака само изображение будет охраняться как средство индивидуализации товаров, если третьи лица будут незаконно размещать его на товарах. Наиболее яркий пример – знаменитые дела, связанные со «Смешариками». Суть в том, что каждый персонаж – это отдельный товарный знак. Обладателем исключительного права на них является немецкая компания Smeshariki Gmbh, которая уже несколько лет зарабатывает на российских предпринимателях. Происходит все так: предприниматель, стремясь привлечь больше покупателей, ставит изображения популярных персонажей на товары, тем самым нарушения исключительные права на товарный знак. Минимальная сумма компенсации за нарушение – десять тысяч рублей. Причем если на одном товаре изображены все восемь Смешариков – это по российскому законодательству соответственно восемь нарушений, а значит, минимальный размер компенсации уже восемьдесят тысяч рублей!

Впрочем, не следует забывать, что даже в таких случаях личные неимущественные права автора будут охраняться. Например, если кто-то исказит персонажа, уже не правообладатель товарного знака, а автор изображения вправе предъявить требование о защите неимущественных прав (в частности, потребовать компенсации морального вреда).

Авторское право по-русски: «Союзмультфильм» приватизировал персонажей мультфильмов

авторское право

Союзмультфильм

Детский писатель Андрей Усачев обвинил «Союзмультфильм» в краже чужих персонажей.

По его словам, весной к нему обратились представители одного из издательств с предложением написать продолжение «Винни-Пуха». Усачев связывает это с активной деятельностью «Союзмультфильма» по созданию продолжений популярных советских мультиков.

Как пояснил писатель, схема такова: берется кто-то из персонажей – Винни Пух, Чебурашка, Карлсон, и про него пишутся новые истории по сценарию, который закуплен «Союзмультфильмом». Этот процесс называется новеллизацией.

«Рассылает предложения либо сам «Союзмультфильм» и их юридический отдел, либо при них какая-то фирма, через которую они продают то, что им не принадлежит», — пояснил Усачев в интервью «Говорит Москва».

В «Союзмультфильме» обвинения писателя отвергли категорически: к предложению издательства компания не имеет никакого отношения, а «продолжения знаменитых мультфильмов создаются и будут создаваться киностудией в соответствии с действующим законодательством».

Это не первый скандал, связанный с «Союзмультфильмом». За авторские права на собственных героев настоящую борьбу развернул Эдуард Успенский. Последний конфликт с «Союзмультфильмом» был улажен летом этого года, незадолго до смерти писателя.

Как превратить чужое в свое

В СССР с авторским правом до 1973 года было все плохо. Или хорошо, если смотреть с точки зрения издателей. Авторские права на ограниченный срок существовали лишь на произведения, впервые опубликованные в СССР.

Во всех остальных случаях издатели брали текст и делали с ним, что хотели. Разрешения автора на перевод также не требовалось.

Это интересно:  Неисключительные права косгу 2019 года

Именно вольному обращению с авторскими правами советская детская литература обязана появлением хрестоматийных детских сказок – «Буратино» и серии «Волшебник изумрудного города».

Писатель Алексей Толстой, позаимствовав у итальянца Карла Коллоди идею о мальчике из дерева, не оставил от оригинала камня на камне. Нравоучительная история про то, как стать настоящим человеком, превратилась в приключения деревянного мальчика, которому и так неплохо.

Александр Волков первоначально позаимствовал у американца Фрэнка Баума не только героев, но и сюжет, однако потом «Волшебник изумрудного города» вырос в самостоятельную серию.

Кому платить за «Винни Пуха»?

Все изменилось после присоединения Советского Союза к Всемирной конвенции об авторском праве. Его расширили и на публикации произведений за границей, а свободу перевода упразднили. Однако ставки авторских вознаграждений устанавливались государством, и оно же продавало авторские права за рубеж.

С госмонополией было покончено во времена перестройки, а первый постсоветский закон об авторском праве вступил в силу в 1993 году. Сейчас срок защиты авторских прав составляет 70 лет после смерти автора. Или авторов, как всегда получается, если речь идет о героях мультфильма, ведь их создание – труд коллективный. И при создании продолжения знаменитых произведений должно быть учтено мнение авторов.

«Персонаж мультфильма — понятие собирательное. Он состоит из визуального образа, голоса, озвученного актером, в случае с Винни-Пухом это Евгений Леонов, каких-то шумелок, вопилок и фразочек. Кино – это вторичный объект, созданный с использованием других результатов социальной деятельности, — пояснила корреспонденту Infox.Ru адвокат по авторскому и смежному праву Ирина Тулубьева. – О правомерности создания новых мультфильмов можно говорить при наличии согласия на создание продолжений и переработок».

В случае с «Винни-Пухом» тем, кто желает снять продолжение знаменитого мультфильма, придется оформить целый ряд договоров.

«Безусловно, правообладателем прав на литературный персонаж или образ является автор литературного произведения. В случае с «Винни-Пухом» это два человека, у нас есть фонд Алана Милна и есть наследники Заходера, поскольку русскоязычная версия достаточно оригинальна. На мой взгляд, «Союзмультфильм» не вправе ничего создавать по мотивам или продолжение без заключения договора с художниками, в случае с «Винни-Пухом» это два художника, Эдуард Назаров и Владимир Зуйков, в случае с Чебурашкой это Шварцман и так далее», — рассказала Ирина Тулубьева.

Не хуже Милна

В неразберихе 1990-х о правах автора зачастую думали в последнюю очередь. К примеру, одна из фирм решила назвать конфеты в честь персонажа Эдуарда Успенского, Чебурашки, а когда автор поинтересовался, какие будут отчисления, бизнесмены попытались отмахнуться от писателя. Не получилось – Успенский пригрозил, что призовет всех детей страны к бойкоту фабрики. Предприниматели выпуск конфет «Чебурашка» прекратили.

Именно Успенский стал, пожалуй, самым упорным защитником авторских прав на собственных героев. Обвинения в корысти его не смущали – писатель раз и навсегда решил, что его родственники ничуть не хуже близких Алана Милна, придумавшего «Винни-пуха», и за их финансовые интересы бился упорно.

С «Союзмультфильмом» Успенский вступал в конфликт не раз. На его стороне был безусловный авторитет, на стороне студии – определение Верховного суда 2015-го, согласно которому «права на персонажи мультипликационных фильмов, созданных до 3 августа 1992 года, принадлежат предприятию, осуществившему съемку мультфильма, то есть киностудии (или ее правопреемнику). У физических лиц, принимавших участие в создании мультфильмов в указанный период, отсутствуют исключительные права на мультфильмы и их персонажи».

Однако отсутствие исключительных прав не означает отсутствие прав вообще. Если многие смирились с решением, Успенский его игнорировал, напоминая, что в советские времена права на музыку, тексты и изображения принадлежали как раз авторам, а студия владела правами на фильм, его прокат и продажу копий.

К счастью, все понимали – связываться с человеком, придумавшим Чебурашку, себе дороже, собственные дети родителей не поймут.

Спор между Успенским и «Союзмультфильмом» за героев в итоге был, казалось, улажен. В интервью, датированном осенью 2017 года, Успенский назвал существующую ситуацию пактом о ненападении. Договоры с бизнесменами, желающими использовать в рекламе и оформлении товаров любимых поколениями героев, заключали и «Союзмультфильм», и Успенский.

Мое или общее?

Одно дело – использование героев в качестве бренда, и совсем другое – создание продолжений знаменитых мультиков. Новый конфликт между Успенским и «Союзмультфильмом» вспыхнул в прошлом году. Эдуард Успенский обвинил студию в том, что без его ведома началась экранизация новых историй про деревню Простоквашино.

Разгневанный писатель обратился с открытым письмом к Путину. Он отмечал,что «Союзмультфильм» — организация коммерческая, но наличие в названии слов «государственное» или «федеральное» почему-то автоматически считается поводом мотивировать требования о повышении собственных доходов интересами государства.

«За прошедшие годы мы, «старые авторы», уже привыкли к тому, что время от времени очередная коммерческая организация присваивает себе право торговать «государственными» правами на старые мультфильмы. Привычной стала также загадка о том, каким образом, торгуя всеми возможными правами, обладая бесплатно переданным государственным имуществом, получая финансирование из бюджета «Союзмультфильмы» постоянно жалуются на нехватку средств для развития «отечественной мультипликации». Но если раньше средства выпрашивались просто на некие абстрактные проекты, то теперь появилась новая, свежая идея получить государственное финансирование для того, чтобы с его использованием самым грубым и непринужденным образом нарушить мои авторские права», — писал Успенский.

Это интересно:  База данных как объект смежных прав

Чебурашка принадлежит государству?

Строго говоря, Успенский не совсем прав. Нынешний «Союзмультфильм» — это федеральное государственное унитарное предприятие.

Некоторое отношение к государству имеет и председатель правления «Союзмультфильма», бывший гендиректор «СТС-медиа» Юлиана Слащева. Точнее говоря, к одному из государственных деятелей. Ее муж, Сергей Михайлов, гендиректор ТАСС – однокурсник по МГИМО нынешнего министра культуры Владимира Мединского. Она, кстати, обвиняла Успенского, что он получает деньги в обход студии.

«При этом получал только он, а не художники, имевшие прямое отношение к созданию данных персонажей. Мы боремся за возврат, отстаивая не только интересы студии, но и других авторов и художников. Все аудиовизуальные права на героев «золотой коллекции» были и есть собственность «Союзмультфильма», а значит, государства», — говорила Юлиана Слащева в интервью РБК.

Не брать чужое

В суд на Успенского руководство «Союзмультфильма» не подавало. Конфликт между писателей и студией по поводу «Простоквашино» был улажен летом 2018 года, за две недели до смерти писателя.

Его коллега, Андрей Усачев, обратился ко всем авторам детской литературы не принимать участие в создании новых произведений со старыми героями.

«Я всех остальных призываю: дорогие писатели, ведь с вами могут поступить точно так же. Ни в коем случае не берите чужих персонажей и не работайте с ними. Потому что это воровство на государственном уровне», — отметил он.

«Безусловно, такая легкость обращения с авторскими правами в мультипликации связана с тем, что абсолютное большинство правообладателей или в очень-очень преклонном возрасте находятся, то есть в небоеспособном, либо они уже давно не с нами. Если бы, допустим, «Союзмультфильму» противостояли какие-то корпорации, то они уже действовали бы с большей осторожностью. Что касается иностранных правообладателей, есть фонд Милна, есть фонд Линдгрен, который занимается защитой прав, они наверняка обратят внимание на это», — считает адвокат Ирина Тулубьева.

Отечественных деятелей культуры и их наследников, имеющих отношение к производству мультфильмов, защищать, похоже, пока некому. Все, что могут их коллеги – объявить бойкот всем попыткам использовать чужих персонажей ради коммерческой выгоды. Но вот захотят ли?

Создатели мультгероев завалили исками кондитеров

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector