Смежные с авторскими правами являются права на

В соответствии с действующим законодательством защите подлежат не только авторские права, но и права, смежные с авторскими, кроме того, отношения, связанные со смежными правами, регулируются рядом специальных подзаконных нормативных актов, а также некоторыми международными соглашениями, в частности Женевской конвенцией 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, участником которой Россия является с 1995 г., и Римской конвенцией 1961 года об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций.

Смежными с авторскими правами (смежными правами) являются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), фонограммы, сообщение в эфир или по кабелю радио– и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Объектами смежных прав являются:

1. исполнения (включая постановки), фонограммы;

2. сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

3. произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Под исполнениями понимаются исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, выраженные в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств.

Фонограмма – это любая, но исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение.

Как и в случае авторских прав, для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей (ст. 1304 ГК).

Как предусматривает ст. 1306 ГК, использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (ст. 1273, 1274, 1277, 1278 и 1279 ГК), а также в иных случаях, предусмотренных гл. 71 данного Кодекса.

В отношении смежных прав применяются те же либо аналогичные тем, что регулируют соответствующие отношения по поводу авторских прав, положения, касающиеся договора об отчуждении исключительного права на объект таких прав, лицензионного договора о предоставлении права использования последнего, технических средствах защиты смежных прав, информации о них, ответственности за нарушение исключительного права на объект смежных прав, обеспечении иска по делам о нарушении этих прав (ст. 1307 – 1312 ГК).

Статья 1314 ГК устанавливает смежные права на совместное исполнение, которые практически не отличаются от ранее изложенных прав соавторов произведений науки, литературы и искусства.

Права исполнителя определены в ст. 1315 ГК, согласно п. 1 данной статьи, исполнителю принадлежат:

1. исключительное право на исполнение;

2. право авторства;

4. право на неприкосновенность исполнения.

В соответствии с п. 2 ст. 1317 ГК использованием исполнения считается:

1. сообщение в эфир;

2. сообщение по кабелю;

3. запись исполнения;

4. воспроизведение записи исполнения;

5. распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

6. действие, осуществляемое в отношении записи исполнения и предусмотренное в п. 1 и 2;

7. доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

8. публичное исполнение записи исполнения;

9. прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

В публичных интересах закон допускает ограничение исключительного права на исполнение. Так, данное право не распространяется на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения (п. 3 ст. 1317 ГК).

По общему правилу исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю. По истечении срока действия исключительного права на исполнение это право переходит в общественное достояние. К исполнению, перешедшему в общественное достояние, соответственно применяются правила ст. 1282 ГК.

Согласно норме ст. 1320 ГК к правам на исполнение, созданное исполнителем в порядке выполнения служебного задания, в том числе к правам на созданное в таком порядке совместное исполнение, применяются правила ст. 1295 указанного Кодекса.

Достаточно подробно в законе регламентированы также смежные права производителя фонограммы, организаций эфирного и кабельного вещания, изготовителя базы данных, публикатора (ст. 1322 – 1344 ГК), так, исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение 50 лет после осуществления записи.

В соответствии со ст. 1331 ГК исключительное право на сообщение радио– или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио– или телепередачи в эфир или по кабелю.

Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания.

Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования.

Указанные выше сроки возобновляются при каждом обновлении базы данных (ст. 1335 ГК).

Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Права, смежные с авторскими: понятие, объекты.

Интеллектуальные права на рез-ты исполнительской деят-сти (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами).

К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных ГК, относятся также личные неимущ-ные права.

Смежные права – это, прежде всего, права исполнителей.

Смежное право является производным от авторского.

объектам смежных прав относятся:

1. Исполнение артистов, исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров и постановки спектаклей, если эти исполнения выражены в форме, допускающих их воспроизведение с помощью техсредств. Субъектом исполнения является артист – исполнитель или дирижер. Постановка – объект АП, аудиовизуальная запись – объект смежного права. Субъект с согласия автора осуществляет запись / размещение в эфире.

2. Фонограммы – любые звукозаписи исполнителя за исключением звукозаписи включенное в аудиовизуальное воспроизведение

3. Сообщение передач организации эфирно – кабельного вещания

4. Базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования.

5. Произведения науки, искусства, литературы, которые б. обнародованы после их перехода в общее достояние. Субъект этого п/отношения – публикатор созданного но не обнародованного произведения. 70 лет после смерти автора – кто первый опубликует – получит смежное право.

Смежные права носят самостоятельный характер только в тех случаях когда объекты не охраняются АП (исполнение фольклорного произведения). Чаще всего эти права находятся в юридической зависимости друг от друга, например артисту н. получить согласие автора на публичное исполнение его произведения. Производитель фонограмм д. получить соглашение автора и исполнителя.

Смежное право возникает также с момента возникновения объекта без формального обладания смежных прав м. оповещать публику о своих правах, проставляя на каждый экземпляр материального носителя знак охраны – (R) – repeat дата первой записи, наименование обладателя. Отсутствие его не лишает охраны обладателя.

1. Дополнительная свобода использования объектов смежных прав в личных неимущественных целях

2. Обладатель смежных прав вправе по договору передать свои права 3им лицам

3. Срок действия смежных прав – 50 лет с 1 янв. того года, который следует за годом в котором имел место юр. факт явившийся основанием для течения этого срока.

Для исполнителя первое опубликование (исполнение или постановка) фонограмма ограничена эфирным / кабельным вещанием – дата первой передачи в эфир по кабелю. Для публикатора – дата первой публикации.

В случаях, когда, произведения исполняются коллективно, то отношения м/у исполнителями сходны с отношениями соавторов, в то же время при исполнении прозведения коллективом разрешение на использование такого произведения другим лицам выдается только руководителями коллектива.

Исполнитель также обладает личными (право на имя и право на защиту от любого искажения, наносящего ущерб чести и достоинству исполнителя) и имущественными правами (право использовать произведение, постановку любыми способами и форме, право на получение вознаграждения за каждый вид использования). Запись исполнения / постановки м. воспроизводится без согласия исполнителя и выплаты вознаграждения в тех случаях когда первоначальная запись б. воспроизводится с его согласия.

Организация эфирно – кабельного вещания заключает договор с исполнителем и м. сразу приобрести исключительные права. Заключение договора м/у исполнителем и изготовителем аудиовизуального произведения попадает под действие АП.

Производитель фонограммы – любое лицо которое осуществляет первую звукозапись исполнителя только с согласия автора без лицензирования, и презюмируется что правообладатель смежных прав –лицо, указанное на фонограмме.

Права производителя охраняются в 2х случаях.

1. Если проиводитель фонограммы является гражданином РФ или ЮЛ зарегистрированное на территории РФ

2. Если фонограмма впервые опубликована на территории РФ

Смежные права ин. производителей признаются на территории России в соответствии с м/н договором.

Права производителя фонограмм – получает вознаграждение за каждый вид использования – воспроизведение, тиражирование, импортирование в целях распространения, переделывание или иная переработка, доводится до всеобщего сведения.

Т.к. фонограмма тесно связана с материальным носителем применяется принцип исчерпаемости права, исключение составляет прокат.

Смежные права эфирно – кабельного вещания признается в случае если организация имеет официальное нахождение на территории РФ и осуществляется трансляция с помощью передатчиков, расположенных на территории РФ, ин. – так же как и производители фонограмм.

Содержание – эти организации вправе осуществлять:

1. одновременную трансляцию передач

2. Запись передачи, готовой для эфира

3. воспроизведение записи передачи

Обладатели смежных прав:

1. исполнители произведений; Исполнитель имеет следующие права:

1) право на собственное имя исполнителя;

2) право на неприкосновенность своего произведения;

3) право на распространение своего исполнения;

Исполнитель обязан соблюдать права автора.

Исполнители имеют свои права в течение всей жизни, но не менее 50-ти лет (т.е. если исполнитель умер до 50-ти лет со дня его исполнения, то права переходят к наследникам).

2. изготовители фонограмм (лица, осуществляющие звукозапись);

Изготовитель имеет право:

1) ставить своё имя на всех экземплярах звукозаписи;

2) неприкосновенность своей записи;

3) на получение вознаграждения за использование звукозаписи иными лицами.

Эти права сохраняются в течение 50-ти лет (срок начинает течь с 1 января года, следующего за годом записи фонограммы).

3. организации эфирного и кабельного вещания;

Данные организации должны вещать на территории РФ и быть российскими (зарегистрированы на территории РФ). Право существует в течение 50-ти лет.

Публикатор – это человек, который нашел произведение, на которое истекли сроки авторских прав. В дальнейшем все, кто хочет использовать это произведение, должны указать имя публикатора и выплатить ему вознаграждение.

5. изготовители базы данных (программы для ЭВМ);

Если база данных содержит не менее 10 тыс. единиц сведений, то тогда эта база данных явл. объектом смежных прав.

Если кто-то желает использовать сведения (полностью воспроизвести всю эту базу данных), ктрые содержатся в базе данных, он обязан выплатить вознаграждение изготовителя.

Существуют организации коллективного использования произведений (напр., Российская организация обладателей смежных прав), которые помогают авторам в реализации своих прав. Это общественные организации.

Смежными правами называются права близкие к авторскому праву и производные от них, однако, полностью не совпадающие с ним. Возникают они в результате проявления определенных творческих усилий, однако элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права.

1. производность и зависимость от прав создателей творческих произведений. Лишь в тех случаях, когда исполняется, записывается на фонограмму или передается в эфир или по кабелю не охраняемое законом произведение либо объект, не являющийся результатом творческой деятельности, смежные права носят самостоятельный характер. По общему же правилу производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляет предоставленные им права в тех пределах, которые определены договорами с исполнителем и автором записанного на фонограмму или передаваемого в эфир или по кабелю произведения. Смежные права изготовителя базы данных и публикатора менее связаны с авторскими правами.

2. Для возникновения и осуществления смежных прав закон не требует соблюдения каких-либо формальностей. Смежные права порождает сам факт создания соответствующего объекта.

3. Круг конкретных правомочий, которыми обладают носители смежных прав, несколько уже того круга прав, которые принадлежат авторам произведений. При этом в отношении большинства объектов смежных прав, несмотря на то что они являются результатами технической деятельности, устанавливаются как личные неимущественные, так и имущественные права; права организаций эфирного и кабельного вещания охватывают собой лишь имущественную сферу.

4. Иными являются и временные рамки действия смежных прав.

Права исполнителя:

Исполнителем признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, — артист-исполнитель, а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер. последующие исполнения охраняются и используются независимо от охраны и состояния прав на предыдущие исполнения

Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю.

Если исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и пятьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации исполнителя.

Если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права продлевается на четыре года.

По истечении срока действия исключительного права на исполнение это право переходит в общественное достояние.

Смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение.

Смежные права на совместное исполнение осуществляются руководителем коллектива исполнителей, а при его отсутствии — членами коллектива исполнителей совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Если совместное исполнение образует неразрывное целое, ни один из членов коллектива исполнителей не вправе без достаточных оснований запретить его использование.

Элемент совместного исполнения, использование которого возможно независимо от других элементов может быть использован создавшим его исполнителем по своему усмотрению, если соглашением между членами коллектива исполнителей не предусмотрено иное.

Каждый из членов коллектива исполнителей вправе самостоятельно принимать меры по защите своих смежных прав на совместное исполнение, в том числе в случае, когда такое исполнение образует неразрывное целое.

За исполнителями признаются как личные неимущественные, так и имущественные права.

а) право признаваться автором исполнения (право авторства);

б) право на указание своего имени или псевдонима при использовании исполнения (право на имя);

в) право на защиту исполнения от всякого искажения, т.е. от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения (право на неприкосновенность исполнения). Авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются бессрочно.

Имущественные интересы исполнителей обеспечиваются закреплением за ними права на использование исполнения любым не противоречащим закону способом. Примерный перечень способов использования:

-сообщение в эфир, т.е. сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции и сообщения с использованием записи исполнения);

-сообщение по кабелю, т.е. посредством его передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции и сообщения с использованием записи исполнения);

-запись исполнения, т.е. фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

-воспроизведение записи исполнения, т.е. изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части, в том числе запись в память ЭВМ;

-распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

-доведение записи исполнения до всеобщего сведения;

-публичное исполнение записи исполнения (исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи);

-прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

При этом исключительные права исполнителей не распространяются на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения (п. 3 ст. 1317 ГК). При таких условиях право на воспроизведение записи исполнения переходит к изготовителю фонограммы, а публичное исполнение записи исполнения, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения исполнителя с выплатой ему вознаграждения в соответствии со ст. 1326 ГК.

Права, смежные с авторскими

Смежные права — интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Смежные права — значит сходные с авторскими, иными словами, правовой режим смежных прав сходен с правовым режимом авторского права.

К смежным правам относится исключительное право, которое означает право лица, обладающего данным правом, использовать тот или иной объект смежного права по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Кроме того, в отношении исполнений, фонограмм, содержания баз данных, произведение науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние законодатель устанавливает неимущественные права. Так, исполнитель помимо исключительного права на исполнение, обладает следующими неимущественными правами на исполнение: авторства, на имя, на неприкосновенность исполнения. Изготовитель фонограммы, помимо исключительного права на фонограмму, обладает следующими неимущественными правами: на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования, на защиту фонограммы от искажения при ее использовании, на обнародование фонограммы.

Объекты смежных прав

Объектами смежных прав являются:

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров — постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Знак правовой охраны смежных прав

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов:

-латинской буквы Р» в окружности;

-имени или наименования обладателя исключительного права;

-года первого опубликования фонограммы.

Знак правовой охраны смежных прав помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

Договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав

По договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав одна сторона — исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель передает или обязуется передать свое исключительное право на соответствующий объект смежных прав в полном объеме другой стороне — приобретателю исключительного права.

Лицензионный договор о предоставлении права использования объекта смежных прав

По лицензионному договору одна сторона — исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах.

Договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав

Данный договор может быть заключен в отношении любого объекта смежных прав. Этот договор направлен на переход исключительного права от одного лица (лиц) к другому лицу (лицам).

Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав

В случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

— в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;

— в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

В случае, если заявитель выбрал первую форму определения размера компенсации, окончательный размер компенсации определяется судом с учетом характера и степени нарушения исключительного права, формы вины нарушителя права и других обстоятельств.

Права, смежные с авторскими

Смежные права — значит сходные с авторскими, иными словами, правовой режим смежных прав сходен с правовым режимом авторского права. Следует отметить, что многие объекты смежных прав делают объекты авторского права доступными для восприятия третьими лицами, поэтому они, как правило, тесно связаны с авторскими правами, что обусловливает определение объема смежных прав с учетом объема авторских прав во избежание возможных коллизий прав. В литературе неоднократно отмечалось, что возникновению смежных прав в значительной степени способствовал технический прогресс, а именно: изобретение Эдисоном фонографа, братьями Люмьер — кинематографа, Герцем и Маркони — радио. Как указывает Е.А. Дедова, «с развитием новых технологий очевидным стал тот факт, что законодательство об авторском праве не способно в полной мере урегулировать отношения, которые, отчасти напоминая авторские, все же обладают спецификой, требующий их выделения в самостоятельную группу».

В России смежные права получили свое признание с принятием Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года. Сегодня, частью четвертой Гражданского кодекса РФ категория смежных прав значительно расширена. Так, например, к смежным правам добавлены права на базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования, права публикаторов, обнародованных после их перехода в общественное достояние.

Охраняемые на территории России в силу международного договора объекты не могут охраняться дольше, чем в стране их происхождения. Поэтому истечение срока действия исключительного права на данные объекты в стране происхождения влечет за собой прекращение действия исключительного права на территории России, даже если российское законодательство предоставляет больший по сравнению со страной происхождения указанных объектов срок действия исключительного права. Кроме того, необходимо отметить, что если на территории России срок действия исключительного права на исполнения, фонограммы, сообщения организаций эфирного или кабельного вещания меньше, чем в стране их происхождения, то они будут охраняться в течение срока действия исключительного права, предусмотренного российским законодательством.

К смежным правам относятся:

  • — право на исполнение — исключительное право на исполнение, право признаваться автором исполнения, право на указание своего имени на экземплярах фонограммы, право на неприкосновенность исполнения, т.е. защиту исполнения от всякого искажения;
  • — право на фонограмму — исключительное право изготовителя на фонограмму, право на указание своего имени на экземплярах, право на защиту фонограммы от искажения при её использовании, право на обнародование фонограммы;
  • — право организаций эфирного и кабельного вещания — право использовать сообщение в эфир любыми не противоречащими закону способами;
  • — право изготовителя базы данных — право извлекать из базы данных материалы и использовать их в любой форме и любыми способами, также право на указание своего имени на экземплярах.
  • — право публикатора на произведение науки, литературы и искусства — исключительное право на обнародование, право на указание своего имени на экземплярах.

Основное содержание смежных прав сводится к тому, что использование третьими лицами фонограмм, радио и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителей требует согласия либо артиста, осуществляющего исполнение, либо организаций, сделавших звукозапись, либо радио и телеорганизаций. Целью смежных прав является охрана юридических интересов конкретных физических и юридических лиц, которые способствуют созданию произведений, доступных для широкой публики. Одним ярким примером является певец или музыкант, исполняющий произведение композитора для широкой публики. Общей целью этих смежных прав является охрана юридических интересов тех лиц или организаций, которые вносят существенное творческое, техническое или организационное мастерство в процессе доведения произведения до широкой публики.

Иногда смежные права связаны с произведениями, которые не охраняются авторским правом, например, произведения, которые являются всеобщим достоянием. В качестве примера, фортепьянный концерт Бетховена. Он может быть исполнен в концертном зале или записан на компакт — диск. Поскольку Бетховен умер в 1827 году, все его произведения являются всеобщим достоянием, в силу чего не подлежат охране авторским правом. Следовательно, кто угодно волен, исполнять определенное сочинение, скажем, один из фортепьянных концертов Бетховена, или записывать его на компакт диск без получения разрешения.

Для возникновения, осуществления и защиты, смежных прав не требуется регистрации их объекта или соблюдения каких-либо формальностей.

Однако развитие науки и технологии приводит к тому, что правообладатель лишается возможности обеспечить свой монополизм, ибо не может проконтролировать использование своих прав; с другой стороны, в ряде случаев пользователи (как правило, в силу специфики своей деятельности) лишены возможности в индивидуальном порядке заключать прямые договоры с правообладателями, равно как и последним, тоже в этих случаях затруднительно заключать договоры с пользователями.

Поскольку в данных обстоятельствах частные интересы каждого правообладателя противопоставляются интересам общества в целом (или большей части потребительской аудитории), то стандартная для использования интеллектуальной собственности юридическая схема «не можешь заключить договор об использовании — не используй» представляется не вполне обоснованной.

Правоведы справедливо указывают, что общество, защищая свои интересы, может посредством государства лишить авторов в этих затруднительных случаях исключительных прав, заменив их правами на получение вознаграждения, однако это ведет к искажению природы авторского права. Именно такая схема отношений между создателем произведения, пользователем и государством была реализована институтом авторского права советского периода, а именно в Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. в отношении отдельных видов использования произведений.

Однако, приводя Российское законодательство в соответствие с международными стандартами охраны интеллектуальной собственности, российский законодатель нашел решение, альтернативное государственному регулированию данной сферы отношений, — создание обществ по управлению правами на коллективной основе.

В соответствии с п. 1 ст. 1242 ГК РФ обладатели авторских и смежных прав могут создавать организации по управлению их правами на коллективной основе.

Стоит подчеркнуть, что создавать указанные организации вправе сами правообладатели.

Создание указанных организаций допускается в одном из двух случаев:

  • — когда осуществление прав в индивидуальном порядке затруднительно для правообладателей;
  • — когда Кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения.

Организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться в форме некоммерческих организаций.

Срок действия смежных прав равняется 50 годам с момента после первого исполнения или постановки либо с момента первого опубликования для фонограммы, либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока, либо после осуществления организацией эфирного или кабельного вещания первой передачи в эфир или по кабелю.

Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства охраняются бессрочно.

К наследникам (в отношении юридических лиц — к правопреемникам) исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходит право разрешать использование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части сроков, указанных выше.

Правовое регулирование сферы смежных прав представляется наиболее сложным по сравнению с областью авторских, поэтому в большей степени требует участия специалиста в решении того или иного вопроса, связанного с использованием смежных прав.

Статья написана по материалам сайтов: infopedia.su, studfiles.net, studwood.ru.

»

Это интересно:  Ютуб канал авторских прав сколько день снять
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector