Смежные права в международном частном праве

Авторское право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих порядок использования произведений литературы, науки и искусства. Объекты авторского права:

– литературные произведения (включая компьютерные программы и базы данных);

– драматические и музыкально‑драматические произведения, сценарные произведения;

– хореографические произведения и пантомимы;

– аудиовизуальные произведения (кино, теле и видеопроизведения);

– произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, произведения изобразительного искусства;

– произведения декоративно‑прикладного и сценографического искусства;

– произведения архитектуры, градостроительства и садово‑паркового искусства;

– фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

– географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

– производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки);

– сборники (энциклопедии, антологии) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

К объектам авторского права относятся «смежные права» (родственные, аналогичные) – права артистов‑исполнителей, производителей фонограмм, вещательных организаций. Перечень объектов авторского права имеет открытый характер.

Авторское право, возникшее на территории одного государства в соответствии с его законодательством, отличается территориальным характером – оно действует только в пределах данного государства и не действует за пределами его юрисдикции. В этом с точки зрения МЧП заключается основное отличие авторского права от других видов гражданских прав.

Если литературное произведение, изданное в одном государстве, переиздается в другом без согласия автора, автор не вправе заявлять претензии по поводу нарушения своего субъективного права. Переиздание произведения за границей не нарушает субъективных прав автора, поскольку эти права имеют территориальные рамки. Чтобы субъективные авторские права, возникшие по закону одного государства, получили признание и защиту на территории других государств, необходимо заключение международного соглашения о взаимном признании и защите авторских прав. Такие соглашения являются основой для признания иностранного авторского права.

Международные договоры обеспечивают признание и защиту субъективных авторских прав, возникших на основе иностранного закона, но не их наличие на территории данного государства. Для того чтобы автор мог претендовать на наличие у него авторского права за границей, его произведение должно быть опубликовано (обнародовано) в соответствующем государстве. Субъективные авторские права на территории любого государства возникают на основе местного законодательства.

Особенность авторских прав – их деление на «исключительные» и «неисключительные». Исключительные права имеют как личный неимущественный, так и имущественный характер. Особый интерес представляют исключительные личные неимущественные авторские права:

– право признаваться автором произведения (право авторства);

– право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо анонимно (право на имя);

– право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование);

– право на отзыв произведения;

– право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Исключительные личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Исключительные имущественные права – это права автора на осуществление или разрешение действий по использованию произведения в любой форме и любым способом, а именно право: на воспроизведение, на распространение, на импорт, на публичный показ, на публичное исполнение, на передачу в эфир, на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, на перевод, на переработку, на доведение до всеобщего сведения.

Имущественные права могут передаваться третьим лицам по авторскому договору, предмет которого – совокупность имущественных прав на произведение.

Авторское право действует в течение всей жизни автора и в течение определенного национальным законодательством срока после его смерти. По истечении этого срока произведения переходят в общественное достояние. Право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

Смежные права близки авторскому праву, являются производными от него, но не тождественны авторскому праву. К ним относятся: права исполнителей; права производителей фонограмм; права организаций эфирного и кабельного вещания.

Авторское право распространяется на любые компьютерные программы и базы данных, выпущенные и не выпущенные в свет, представленные в объективной форме независимо от их материального носителя и являющиеся результатом творческой деятельности автора. Это объекты авторского права, но их охрана в основном осуществляется в рамках патентного законодательства, т. е. имеет факторегистрационный характер.

Территориальный характер авторских прав предопределяет национальность произведения, которая не зависит от национальности автора, а определяется местом создания произведения. По общему правилу иностранцы в сфере авторского права пользуются национальным режимом – если произведение автора‑иностранца было обнародовано на территории данного государства, за таким автором обычно признаются все права, которые вытекают из местного законодательства. Предоставление национального режима непосредственно связано с международно‑правовыми соглашениями данного государства: «Авторские права и права на промышленную собственность иностранных физических и юридических лиц пользуются на территории Румынии защитой в соответствии с румынским правом и международными соглашениями, участницей которых является Румыния» (ст. 63 Закона о МЧП Румынии).

Господствующий принцип авторского права – охрана произведений вне зависимости от соблюдения формальностей. В законодательстве подавляющего большинства государств закрепляется, что авторское право возникает в силу факта создания произведения в объективной форме. В отдельных странах для признания произведения охраняемым необходимы его регистрация, нотариальное удостоверение, оговорка о сохранении авторского права или соблюдение иных обязательных процедур (Испания, Аргентина, Боливия, Колумбия).

Смежные права в МЧП: понятие, принципы и сроки защиты. Материально-правовое и коллизионное регулирование.

Понятие «интеллектуальная собственность»(ИС) закр-но в ст.2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию ИС, 1967г.(уч.166 гос-в, в т.ч.СССР), и вкл.права на: лит, худ.и науч.произв-ия,исполн.деят.артистов,звукозаписи,радио и теле передач.,изобрет.во всех областях чел.деят-ти, науч.откр., промышл.образцы, тов.знаки, фирм.наим. и коммерч.обозначения, защита против недоброс.конкуренции и др.

Права в отношении объектов ИС подразделяют на 3кат.:авторские, смежные, промышленные. К СП относятся права исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания. СП возникают с момента фиксации произведения с помощью технич.ср-в

Общим д/АП, СП, ПП явл-ся: носят строго территор-ый хар-р (признаются и защищаются только на тер.того гос-ва, где они впервые возникли – опубликованы, зарегист-ны). Тер.хар-р действия исключает коллизионный вопрос.

Тер.хар-р действия права на объекты ИС препятствует защите этих прав в другой стране. Д/преодоления тер.хар-ра действия прав на объекты ИС закл-тся м/н соглашения, во многих из кот.учавтвует Россия. У м/н согл.2 цели: 1)предоставляют иностр.физ.и юр.лицам защиту их исключительных прав в России на объекты, созданные или зарег-ные за рубежом, в связи с тер.хар-ом действия таких прав; 2) м/н соглаш-ия предписывают гос-ам-участ-кам обеспечить минимальный уровень охраны АП. Гос-ва-участ-ки вправе лишь повышать в своем нац.закон-тве установленный конвенциями уровень гарантий.

Развитие технич.ср-в фиксации и воспроизведения информации привело к тому, что артисты-исполнит., производители фонограмм и орг-ции вещания в значительной мере утратили возможность контроля над распространением своих произведений.

Это интересно:  Как удалить авторские права из mp3 файла

Согласно З-ну РФ «Об охране АП и СП»: 1) права заруб.исполнителей (артистов,певцов,музыкантов,режиссеров, дирижеров) охраняются в России, если первое исполнение имело место на тер-рии России.Права заруб.произв-телей фонограмм признаются в России, если первое опубликование фонограммы – тер-рия России или звукозаписывающая орг-ция находится на тер.России. Права орг-ций эфирного и кабельного вещания признаются в России, если орг-ция находит.на тер.России и выходит в эфир с помощью передатчиков, расположенных в России.

2)СП иностранных правообладателей в случае, когда исполнение и опубликование впервые состоялось за рубежом, признаются в России только в соотв-вии с м/н-ми соглашениями.

В настоящее время основными международными документами в области смежных прав являются:

— Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (от 29 октября 1971 года). В 1994г.Россия присоединилась к ЖК (дейст.с 13.03.1995г.), в ЖК учавств.более 70гос-в. Цель-борьба с пиратством(т.е.,незаконным производством и распростр-ем копий фонограмм, вкл-ая ввоз таких копий с целью их распространения). Согласно ЖК гос-во-участникобязуется охранять интересы произв-телей фонограмм, явл-щихся гражданами других гос-в-участников, от произв-ва копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий, когда цель – их распространение среди публики. Срок охраны не д.б.менее 20лет с момента записи или опубликов.фонограммы. ;

— Международная (Римская) конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (от 26 октября 1961 года), участвуют 60стран, 26.05.2003г. Россия стала ее участницей. Согласно РК каждое гос-во-уч-к обязано предоставить нац-ный режим охраны зарубежным артистам-исполнителям, произв-лям фонограмм и вещательным орг-циям.

Национальный режим охраны артистам-исполнителям предоставляется при соблюдении одного из след.условий: а)исполнение имеет место в другом гос-ве-уч-ке; б) исполнение включено в фонограмму, охраняемую в соотв.с РК; в) исполнение , не будучи записанным на фонограмму, распространяется путем передачи в эфир, охраняемой в соотв.с РК. Согласно З-ну РФ «Об охране АП и СП» СП обладателей действуют в течении 50лет после первого исполнения, первой записи или первой передачи в эфир или по кабелю. Никакой регис-ции СП не требуется.

Охрана, предоставляемая артистам-исполнителям в соотв.с РК, вкл.возможность предотвращать:а)осуществлять без их согласия передач в эфир или д/всеобщего сведения их исполнения (исключение: когда используемое для передачи в эфир или всеобщего сведения исполнение уже было передано в эфир или осущ-тся с исполь-нием записи; б)осущ-ние без их согласия записи исполнения, кот.не было предметом записи; с)воспроиз-ние без их согласия их исполнения: — если первонач-ная звукозапись была осущ-на без их согласия; — если воспроизведение осущ-тся в иных целях, чем те, на кот.артисты-исполнители дали свое согласие; — в некоторых иных случаях.

Производителям фонограмм нац.режим охраны предост-ся при налич.одного из след.условий: а)производит.фонограмм явл-ся гражданином другого гос-ва-уч-ка(критерий гражданства производ-ля); б) первая запись звука осущест-на в другом гос-ве-уч-ке (критерий места первой записи); в) фонограмма впервые опубликована в другом гос-ве-уч-ке (критерий места публикации). Если фонограмма опублик.в гос-ве, не явл-щимся участником конвенции, но в теч.30дней со дня ее первой публикации она также опублик.в гос-ве-уч-ке, она рассматривается как впервые опубликованная в гос-ве-уч-ке. При присоед.к Конвенции Правит-во России сделало оговорку, что Россия не будет применять критерий места первой записи. Произв-ли фонограмм пользуются правом разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизв-ние своих фонограмм. Если фонограмма, опубл-ная в коммерческих целях, или для передачи в эфир или для всеобщего сведения – выплачивается разовое справедливое вознаграждение артистам-испол-лям, или производ-м фонограмм, или обоим (Россия не применяет данное положение в отношении фонограмм, изготовит-ль кот.не явл-ся гражданином или юр.лицом другого гос-ва-уч-ка, и ограничивает охрану в отношении фонограмм, изгот-ль кот. явл-ся гражданином или юр.лицом другого гос-ва-уч-ка, в объеме и на условиях, предоставл-мых этим гос-ом фонограммам, впервые записанным гражданином или юр.лицом РФ.

Вещательной организации нац.режим охраны предоставл-ся: а)штаб-квартира вещ-ной орг-ции расположена в другом гос-ве-уч-ке; б)передача в эфир осуществлена с помощью передатчика, расположен.в другом гос-ве-уч-ке (Россия обеспеч.охрану передачи в эфир, если штаб-квартира вещат-ой орг-ции расположена в другом гос-ве-уч-ке и передача в эфир осущест-на с помощью передатчика, расположенного в том же гос-ве-уч-ке.).

Вещат-ые орг-ции пользуются правом разрешать или запрещать:1)ретрансляцию своих передач в эфир; 2)запись своих передач;3)воспроизв-ние изготовл-ных без их согласия записей своих передач в эфир;4) передачу для всеобщего сведения своих телевизион.передач, если она осущ-ся вместах, доступных для публики за входную плату (опред-ние условий, на кот.она может осущест-ся, регул-ся внутрен.законодат.гос-ва, где испрашивается охрана этого права).

Минимальный срок охраны по Конвенции составляет 20лет с момента исполнения, записи фонограммы, передачи в эфир. Обратной силы положения РК не имеют.

К неохраняемым в России относятся права тех иностр.субъектов СП из гос-в-уч-ков ЖК и РК, кот.были опубликованы до момента вступления России в ЖК иРК, а также права всех иных иностр.правообл-лей из гос-в, не участвующих в ЖК и РК, если не соблюдаются условия охраны по российс.з-ну «Об охране АП и СП».

Различие между РК и ЖК состоит в объеме охраны: РК предоставляет нац.режим широкому кругу иностр.обладат-ей прав, а ЖК касается лишь прав иностр.производит.фонограмм.

— Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (от 21 мая 1974 года). Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1988 года: Ведомости Верховного Совета СССР.

Согласно З-ну РФ «Об охране АП и СП»: 1) СП российских исполнителей, произв.фонограмм, вещат-ных орг-ций признаются в России, даже если первое исполнение или опублик-ние фонограммы было за рубежом. 2) СП российск.артистов-исполн., произв-лей фонограмм, орган-ции эфирного и кабельного вещания признаются в странах-участницах РК с момента ее вступл.в силу для России (26.05.2003) и права российск.производит.фонограмм признаются в странах-уч-цах ЖК с момента ее вступл.в силу для России (13.03.1995). К неохраняемым относятся права тех российских субъектов СП,кот. впервые их опубликовали в России до момента присоединения к РК и ЖК, также права российск.субъектов СП (на произведения,опублик.в России) в гос-ах-не уч-ках РК и ЖК, если не соблюдается условия охраны по законод-ву соответств.гос-в.

В вопросах защиты СП российск.лиц за рубежом и иностр.лиц в России помогают авторские общества (за комиссионное вознаграждение).

Основными формами охраны смежных прав являются:

— использование международного знака охраны смежных прав;

— предоставление государствами владельцам смежных прав из числа иностранцев национального режима;

— право владельца смежных прав на предотвращение посягательств на свои права путем установления разрешений и запретов;

— обязанность пользователя выплачивать владельцу смежных прав справедливое вознаграждение в денежной форме.

Предусматриваются исключения (изъятия) из охраны в отношении:

— использования в личных целях;

— использования кратких отрывков с целью сообщения о текущих событиях;

— кратковременной звуковой записи, осуществляемой вещательной организацией с помощью своего собственного оборудования и для своих собственных передач;

— использования в учебных или научно-исследовательских целях.

Это интересно:  Продажа неисключительных прав ндс

Смежные права в международном частном праве

Права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций стали признаваться на международном уровне только с 1961 года, когда была принята Римская конвенция по охране исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.

В настоящее время число международных актов регулирующих вопросы смежных прав расширилось и к ним мы относим такие как: Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г.; Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г.; Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г.; Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г.

В рамках СНГ в 1993 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, согласно которому государства — бывшие республики СССР взяли на себя обязательства обеспечить применение на своих территориях положений Всемирной конвенции в редакции 1952 г., а также сотрудничать в сфере совершенствования внутреннего законодательства и борьбы с незаконным использованием авторских и смежных прав.

Международная охрана смежных прав

10. С XIX в. начался активный процесс становления международно-правовой защиты авторского права. На сегодня нормы международного права предоставляют по охране литературных и художественных произведений, компьютерных программ, баз данных, аудиовизуальных произведений, произведений архитектуры, изобразительного, прикладного искусства и других результатов творческой деятельности авторов. Однако наряду с авторами, которые непосредственно создают указанные произведения, существует группа субъектов, которые, используя эти произведения на законных основаниях, приобретают особые права интеллектуальной собственности, что по своей специфике приближаются к соответствующим авторских прав, однако имеют характерные особенности, а именно: исполнители, производители фонограмм и организации вещания.

Указанные лица прямо не создают произведения, которые подпадают под защиту авторского права, однако их деятельность является родственной, близкой к авторского права, учитывая что они получили название смежные права» (neighboring rights, related rights).

11. Потребность в международно-правовой защите прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания впервые возникла в начале XX столетия (время стремительного вхождения звукозаписи и телерадиовещания). В отличие от активного развития защиты прав авторов на международном уровне, неурегулированной оставалась проблема установления на указанном уровне охраны прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций телерадиовещания.

Возможность записывать исполнение артистов на звуковые носители позволило воспроизводить эти исполнения в любое время, в любом месте и, что самое важное, без непосредственного участия исполнителей. Артисты-исполнители фактически потеряли возможность полностью контролировать результаты собственного труда. После однократного записи исполнения фонографічні компании приобретали возможность получать большие доходы, которые основываются на труда исполнителей, и не выплачивать последним вознаграждения. Изменения в средствах и качества фиксации звука привели к тому, что запись начал конкурировать с авторами и исполнителями.

12. Экономические интересы производителей фонограмм также оказались в шатком, в плане правовой защиты, положении. Развитие науки и техники происходил не только в направлении звукозаписи. Постепенно большую популярность приобрел такой способ передачи сигналов как радио, а позже — телевидение. Организации вещания благодаря своим возможностям передавать звуковые и видеосигналы на значительные территории большом количестве людей, в свою очередь, поставили в весьма невыгодное экономическое положение производителей фонограмм, ведь потенциальные покупатели, с одной стороны, приобретали возможности воспринимать записи исполнений, не покупая фонографических экземпляров, а с другой — получали возможность (с изобретением магнитной пленки) осуществлять записи исполнений, которые передавались по радио или телевизору, с того места, в котором находился приемник и устройство для записи звукового.

Наконец, легкость, с которой можно было осуществить одновременные ретрансляции и записи телепередач одних организаций вещания, предоставила другим организациям вещания возможность свободно проводить одновременные ретрансляции, воспроизводить или иным образом использовать такие программы в собственных интересах.

Кроме того, проблемы защиты прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания уже не ограничивались границами отдельных стран. Они вышли на международный уровень и в этом отношении приобрели особую остроту.

13.З целью решения указанной проблемы уже в середине XX столетия в законодательстве многих развитых стран мира начался процесс создания правовых норм по защите прав, связанных с результатами труда исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания. Однако начало формирования национального законодательства о смежных правах не снимал всех проблем, которые существовали в этом отношении. Бурное развитие международных политических, экономических и культурных отношений вынес проблемы защиты смежных прав за пределы правого поля одной страны на международный уровень.

Одним из первых шагов в решении указанной проблемы стало подписание в 1934 году в Стрезі соглашения в рамках Международной федерации грамофонної индустрии, которая содержала положения по охране фонографической продукции от незаконного копирования, а также закрепляла право производителей фонограмм на справедливое вознаграждение за сообщение для всеобщего сведения с помощью средств радиовещания и кинематографии.

14. По инициативе трех влиятельных международных организаций — Международного Бюро Бернского союза, ЮНЕСКО и Международной организации труда 26 октября 1961 года в Риме была подписана Международная конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания (Римская конвенция).

Римская конвенция стала первым международным нормативно-правовым актом, который заложил основу для становления международно-правовой защиты смежных прав. Конвенция ввела охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания. Она предоставляет охрану исполнителям при соблюдении одного из следующих условий: (a) исполнение имеет место в другом договаривающемся государстве; (b) исполнение включено в фонограмму, охраняемую в соответствии с Римской конвенции; (в) исполнение, не будучи записанным на фонограмму, распространяется путем телерадиовещания, охраняемого в соответствии с настоящей конвенцией; производителям фонограмм при соблюдении любого из следующих условий: (а) производитель фонограммы является гражданином другого договаривающегося государства; (b) первая запись звука осуществлена в другом договаривающемся государстве; (в) фонограмма впервые опубликована в другом договаривающемся государстве; организациям вещания при соблюдении любого из следующих условий: (а) штаб-квартира организации вещания расположена в другом договаривающемся государстве; (б) телерадіопередача в эфир осуществляется с помощью передатчика, расположенного в другом договаривающемся государстве.

Римская конвенция предоставляет охрану на основе национального принципа, т.е. предоставление охраны всем субъектам, на которых она распространяется, на уровне правового режима, который предоставляется национальным законодательством договаривающегося государства, в котором испрашивается охрана.

Вместе с тем Римская конвенция гарантирует минимальный уровень охраны, устанавливая прямые материальные нормы о гарантированной защиты (охрана в странах-участницах не может быть ниже этот уровень, даже если национальное законодательство находится на низком уровне развития). В частности, гарантируется право исполнителей предотвращать осуществлению без их согласия: (1) передачи в эфир или публичного извещения их исполнения за исключением случаев, когда используемое для телерадиопередачи или для публичного извещения исполнение уже было передано в эфир или осуществляется с использованием записи; (2) записи исполнения, которое не было предметом записи; (3) воспроизведение без их согласия записи их исполнения, если первоначальная звуковая запись была осуществлена без их согласия.

Это интересно:  Знак правовой охраны смежных прав состоит из

Производители фонограмм получили право разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение фонограмм. Организации вещания имеют право разрешать или запрещать: (1) одновременную ретрансляцию их передач; (2) запись их передач; (3) воспроизведение неразрешенных записей их передач или воспроизведения законных фиксаций с противозаконной целью; (4) сообщение для всеобщего сведения своих телевизионных передач с помощью приемников, установленных в местах, доступных для публики за плату.

На основе принципа национального режима и принципа предоставления минимальных прав Римская конвенция определила основы взаимодействия исполнителей с организациями вещания и производителями фонограмм, урегулировала вопросы относительно формальностей, повторного использования фонограмм, установила минимальный срок охраны смежных прав (20 лет), определила порядок разрешения споров. Отдельно следует отметить, что эта Конвенция выделила смежные права наряду с традиционным авторским правом.

15. С целью преодоления недостатков Римской конвенции и улучшения эффективности защиты прав производителей фонограмм, в Женеве в 1971 году была принята Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женевская конвенция). Конвенция содержит ряд существенных нововведений. Она гарантирует дополнительные права производителей фонограмм, в частности: право разрешать производство копий фонограмм и право разрешать ввоз копий фонограмм, когда такое производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики, а также право разрешать распространение копии фонограмм среди публики.

Женевской конвенции национальный режим был ограничен правами, которые им предоставляются. То есть фактически произошел отказ от национального режима. Такая ситуация объясняется тем, что Женевская конвенция ограничивалась охраной прав исключительно в отношении производства копий фонограмм, ввоза таких копий и распространение их среди публики и была призвана расширить положения Римской конвенции в этом отношении, сделав защиту прав производителей фонограмм более гибким и пригодным к применению.

Для усиления защиты смежных прав в сфере спутникового вещания в 1974 г. в Брюсселе была подписана Конвенция о распространении несущих сигналов, передаваемых через спутник.

16. Важность вопроса международной торговли продукцией, которую производят субъекты смежных прав, привела к необходимости урегулирования отношений этого типа на международном уровне. Решена эта проблема была в рамках ВТО, путем принятия в 1994 году Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРЇПС), где, между прочим, значительное внимание уделено охране смежных прав. Соглашение ТРИПС восприняла модель критериев предоставления защиты, предусмотренных Римской конвенцией. Государства-участницы Соглашения ТРИПС обязуются предоставлять режим охраны, что предусматривается этим соглашением, другим государствам-членам ВТО. Относительно исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания, Соглашение ТРИПС предусматривает охрану прав, предусмотренных ею. Объем таких прав во многом совпадает с Римской конвенцией, за исключением некоторых отличий. В частности, ТРИПС вообще не содержит права исполнителей на разовое вознаграждение за вторичное использование фонограмм в коммерческих целях, или воспроизведение такой фонограммы для телерадиопередачи, или для любого публичного извещения прав, предусмотренного Римской конвенцией. Вместе с тем, положения соглашения ТРИПС закрепляют право исполнителя на прокат или право на получение справедливого вознаграждения за прокат. В Соглашении ТРИПС производителям фонограмм было предоставлено дополнительное право на прокат или на справедливое вознаграждение за прокат собственных фонограмм. Относительно предоставления минимальных прав организациям вещания, Соглашение ТРИПС во многом следует модели Римской конвенции. Однако участницы Соглашения ТРИПС имеют право не предоставлять минимальные права, предусмотренные настоящим соглашением в отношении организаций вещания.

17. Постоянное развитие науки и технологий области производства объектов, которые охраняются смежными правами, привел к необходимости принятия в рамках ВОИС в 1996 году Договора об исполнениях и фонограммах. Договор распространяется на исполнителей и производителей фонограмм. Хотя изначально предлагалось определить национальный режим в том виде, в котором он был приведен в Римской конвенции. Договор, подписанный сторонами, закрепил ограниченный подход к трактовке национального режима, отметив, что каждая договаривающаяся сторона предоставляет гражданам других договаривающихся сторон, как они определены в Римской конвенции, такой же режим, какой она предоставляет своим гражданам в отношении исключительных прав, специально предоставленных договором, и права на вознаграждение за эфирное вещание и сообщение для всеобщего сведения. Вместе с тем, Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах значительно расширил перечень прав субъектов смежных прав, в частности, установив в отношении исполнителей исключительное право в отношении: (1) эфирное вещание и сообщение для всеобщего сведения своих незаписанных исполнений, за исключением случаев, когда исполнение уже передавалось в эфир; (2) запись своих незаписанных исполнений, воспроизведения, распространения, проката своих исполнений устанавливается право исполнителей сделать записи исполнения доступными и право на вознаграждение за эфирное вещание и сообщение для всеобщего сведения своих фонограмм. Важным моментом является то, что Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах прямо защищает неимущественные права исполнителей. Кроме основных минимальных прав производителей фонограмм, предусмотренных Римской и Женевской конвенциями. Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах устанавливает право проката и право доступа. Договор устанавливает право требовать справедливое вознаграждение за вторичное использование фонограмм.

18. 26 июня 2012 года в рамках ВОИС был подписан Пекинский договор об аудиовизуальных выполнения (Пекинский договор). Он прежде всего укрепил охрану исполнителей (в частности, киноактеров), в том числе по повышению их дохода (возможность получать долю от доходов, полученных при использовании аудиовизуальной продукции). Улучшена защита имущественных (например, защита от несанкционированного использования исполнений с помощью аудиовизуальных средств: телевидение, фильмы, видео и т.д.) и личных неимущественных прав исполнителей (например, возражения относительно искажения их исполнений). Значительный акцент был уделен охране прав исполнителей в цифровой среде.

Следует подчеркнуть, что все упомянутые международно-правовые договоры никоим образом не ограничивают действие друг друга, а наоборот довольно тесно взаимно. В целом можно говорить о согласованности этих международно-правовых договоров.

19. На базе международно-правовых договоров о смежных правах, о которых говорилось выше и которые являются основой всей международно-правовой защиты смежных прав, принимаются соответствующие региональные и двусторонние международные договоры. Ярким примером такого процесса является законодательство ЕС. В рамках СНГ была принята Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г.

20. Таким образом, в современном мире сложился международно-правовая защита смежных прав, который базируется, во-первых, на таких международно-правовых договорах как Римская и Женевская конвенции. Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах, Соглашение ТРИПС и Пекинский договор; во-вторых, на ряде региональных и двусторонних соглашений, которые в целом соответствуют требованиям указанных универсальных договоров.

Статья написана по материалам сайтов: infopedia.su, sci.house, studbooks.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector