Смежные права отличие от авторских прав

В российском законодательстве различают авторские и смежные права. Обычно утверждается, что авторские права должны обеспечивать охрану произведений – результатов творческой деятельности авторов, а смежные права как бы примыкают к авторским, но с их помощью охраняются совсем иные объекты:

• исполнения – результаты творческой деятельности артистов-исполнителей;

• передачи организаций вещания (передачи телевизионных и радиовещательных организаций).

Однако приходится учитывать, что подобное деление в ряде случаев оказывается весьма условным. Например, режиссеры-постановщики кинофильмов считаются авторами, а режиссеры-постановщики спектаклей в силу прямого указания закона формально приравнены к артистам-исполнителям и, следовательно, являются обладателями не авторских, а смежных прав.

Охрана, которую обеспечивают авторские права, шире по объему, продолжительнее по срокам и гораздо старше, чем охрана, обеспечиваемая смежными правами (в российском законодательстве первое упоминание о смежных правах появилось только в 1992 г.).

Введение
События международной жизни, изменения, происходящие в мире, особенно за последний исторический период, вызывают всевозрастающий интерес в широких массах населения Советского Союза и других социал .

Роль права в обществе
Появление права происходило одновременно с развитием государства. Вспомните, почему и как появилось государство? Если обычаи выражали интересы всего племени, то первые нормы защищали в первую очередь .

Различия между авторскими и смежными правами

В российском законодательстве различают авторские и смежные права. Обычно утверждается, что авторские права должны обеспечивать охрану произведений – результатов творческой деятельности авторов, а смежные права как бы примыкают к авторским, но с их помощью охраняются совсем иные объекты:

• исполнения – результаты творческой деятельности артистов-исполнителей;

• передачи организаций вещания (передачи телевизионных и радиовещательных организаций).

Однако приходится учитывать, что подобное деление в ряде случаев оказывается весьма условным. Например, режиссеры-постановщики кинофильмов считаются авторами, а режиссеры-постановщики спектаклей в силу прямого указания закона формально приравнены к артистам-исполнителям и, следовательно, являются обладателями не авторских, а смежных прав.

Охрана, которую обеспечивают авторские права, шире по объему, продолжительнее по срокам и гораздо старше, чем охрана, обеспечиваемая смежными правами (в российском законодательстве первое упоминание о смежных правах появилось только в 1992 г.).

Отличие авторского права от других

Авторское право является одним из институтов права интеллектуальной собственности. Им регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач эфирного и кабельного вещания (смежные права).

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности и выраженные в какой-либо объективной форме.

Важно отметить, что авторское право, в отличие, например, от патентного права, охраняет саму форму выражения творческого результата, а не его содержание (идеи, принципы и т.д.). Кроме того, само произведение должно быть не только новым, но и неповторимым, уникальным.

Авторское право на произведение распространяется независимо от его назначения и достоинства, а также от способа выражения.

В отличие от патентного права авторское характеризуется тем, что правовая охрана возникает в силу самого факта создания произведения, выполнения каких-либо формальностей для его охраны не требуется. Для оповещения о своих правах автор вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из значка ©, имени (наименования) правообладателя и года первого опубликования произведения. При этом законодательством предусмотрен принцип презумпции авторства: при отсутствии доказательств иного, автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.

Это интересно:  Плагиат закон об авторском праве

Законом для обеспечения доказательств авторского права предусмотрена возможность регистрации произведений. Так, например, это может быть регистрация программ для ЭВМ и баз данных в Российском агентстве по патентам и товарным знакам. Регистрацию/депонирование различных произведений осуществляет и Российское авторское общество, а также библиотека Конгресса США, в следующем порядке: в регистрирующий орган подаются заявление от автора и само произведение в печатном виде, при этом регистрация и депонирование произведения носят заявительный характер, никакой экспертизы произведения не производится. Страницы произведения пронумеровываются, прошиваются, автор ставит свою подпись на каждой странице. Такой экземпляр произведения хранится у регистрирующего органа до момента возникновения судебного спора. Автору же выдается именное свидетельство на его произведение за определенным номером и с указанием даты выдачи.

Способы обеспечения доказательств наличия авторского права в данный момент не исчерпываются регистрацией объекта авторского права. Например, можно заверить факт представления любого документа, в т.ч. содержащего произведение, у нотариуса, или отдать нотариусу на хранение документы. Также одним из способов защиты авторских прав является заключение авторского договора.

Что касается объектов смежных прав, то нужно учитывать их природу. Как правило, объекты смежных прав являются результатами не творческой деятельности, а технической работы, которая, правда, тесно связана с произведениями. Объектами смежных прав являются исполнения и постановки, фонограммы, передачи эфирного и кабельного вещания. В отношении этих объектов исполнителям, производителям фонограмм, организациям эфирного и кабельного вещания также гарантируются исключительные права на их использование. Они возникают с момента первого исполнения или постановки, первого опубликования фонограммы или с момента ее первой записи, с момента первой передачи в эфир или по кабелю. И поскольку смежные права тесно связаны с авторскими правами на конкретные произведения, регистрация объектов смежных прав практически не используется.

Понятие смежных прав, отличие смежных прав от авторских. Объекты смежных прав, субъекты смежных прав и их правомочия

Глава 71 ГК. ПРАВА, СМЕЖНЫЕ С АВТОРСКИМИ

Статья 1303.Основные положения

1. Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности , на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач, на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными правами.

2. К смежным правам относится исключительное право, а также личные неимущественные права.

Статья 1304. Объекты смежных прав

1. Объектами смежных прав являются:

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров – постановщиков спектаклей, если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания;

Это интересно:  Авторское право распространяется также на

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

2. Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

3. Предоставление на территории Российской Федерации охраны объектам смежных прав осуществляется в отношении исполнений, фонограмм, сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения.

Субъекты смежных прав

Субъектами смежных прав являются следующие категории правообладателей:

  • исполнители (музыканты, певцы, пародисты, актёры, танцоры и т. д.);
  • производители фонограмм (изготовители фонограмм);
  • организации эфирного или кабельного вещания;
  • изготовители баз данных;
  • публикаторы.

Права исполнителей признаются в силу того, что их творческое участие необходимо для того, чтобы дать жизнь, например, музыкальным произведениям, драматическим и хореографическим произведениям и кинофильмам.

Права производителей записей признаются в силу того, что их творческие, финансовые и организационные ресурсы необходимы для доведения записанного звука до аудитории в виде коммерческих фонограмм (на материальных носителях).

Права организаций вещания признаются вследствие их роли в доведении произведений до широкой аудитории и в связи с оправданностью их интереса в осуществлении контроля за передачей и ретрансляцией их вещательных передач.

Вопрос 54. Регулирование вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений

ГКРФ глава 69

Статья 1245 Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях

1. Авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.

2. Сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях осуществляется аккредитованной организацией .

3. Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях распределяется между правообладателями в следующей пропорции: сорок процентов — авторам, тридцать процентов — исполнителям, тридцать процентов — изготовителям фонограмм или аудиовизуальных произведений. Распределение вознаграждения между конкретными авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм или аудиовизуальных произведений осуществляется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм или аудиовизуальных произведений.

4. Средства для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях не взимаются с изготовителей того оборудования и тех материальных носителей, которые являются предметом экспорта, а также с изготовителей и импортеров профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

Правовое регулирование управления авторскими и смежными правами

ГКРФ глава 69

Статья 1241 Переход исключительного права к другим лицам без договора

Переход исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации к другому лицу без заключения договора с правообладателем допускается в случаях и по основаниям, которые установлены законом, в том числе в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) и при обращении взыскания на имущество правообладателя.

Это интересно:  Право на забвение в интернете куда обращаться

Статья 1242 Организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами

1. Обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда настоящим Кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе.

2. Организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав.

3. Основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый такой организацией с правообладателем в письменной форме.

4. Организации по управлению правами на коллективной основе не вправе использовать объекты авторских и смежных прав, исключительные права на которые переданы им в управление.

5. Организации по управлению правами на коллективной основе вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе.

6. Правовое положение организаций по управлению правами на коллективной основе, функции этих организаций, права и обязанности их членов определяются ГК Ч4, законами о некоммерческих организациях и уставами соответствующих организаций

Статья 1243 Исполнение организациями по управлению правами на коллективной основе договоров с правообладателями

1. Организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями лицензионные договоры о предоставлении им прав на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав на условиях простой лицензии и собирает с пользователей вознаграждение за использование этих объектов. В случаях, когда объекты авторских и смежных прав в соответствии с настоящим Кодексом могут быть использованы без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения, организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями договоры о выплате вознаграждения и собирает средства на эти цели.

2. Если лицензионный договор с пользователем заключает непосредственно правообладатель, организация по управлению правами на коллективной основе может собирать вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав только при условии, что это прямо предусмотрено указанным договором.

3. Пользователи обязаны по требованию организации по управлению правами на коллективной основе представлять ей отчеты об использовании объектов авторских и смежных прав, перечень и сроки представления которых определяются в договоре

Статья написана по материалам сайтов: bookucheba.com, vuzlit.ru, megalektsii.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector