Смежные права 50 лет

Понятие исполнителя, особенности его правового статуса

Само определение дано в статье 1313 Гражданского кодекса РФ. Таким субъектом является гражданин, который собственным творческим трудом создал исполнение. То, что им исполняется, – это объект авторского права, определенное произведение (литературное, музыкальное или иное). Исполнение является самостоятельным объектом интеллектуальной собственности, но, поскольку оно в некотором роде производно от объектов авторских прав, ему закон предоставляет охрану смежным правом (подробнее о сущности смежных прав см. здесь).

Исполнителями являются лица трех категорий, которые упомянуты в законе:

  1. Артист-исполнитель. Это наиболее обширная категория субъектов. Сюда закон относит актеров, певцов, музыкантов, танцоров, а также иных лиц, которые тем или иным образом участвуют в исполнении произведений.
  2. Режиссер-постановщик спектакля. Закон называет несколько видов спектаклей: театральный, кукольный, эстрадный, а также могут быть иные разновидности. Следует сразу обратить внимание, что в законе имеются в виду именно режиссеры спектаклей, а не кинофильмов. Режиссер-постановщик в театре активно руководит все процессом, по сути, воплощая (исполняя) какое-либо произведение на сцене. Вместе с тем актеры в этом спектакле обладают самостоятельными смежными правами, о чем мы уже сказали, рассмотрев артистов-исполнителей как субъектов.
  3. Дирижер. Эту категорию закон упоминает отдельно. Такие лица руководят, как правило, музыкальными коллективами (например, оркестрами), воплощая музыкальные произведения.

Итак, в соответствии с действующим законодательством воплощения произведений (исполнения) также признаны интеллектуальной собственностью, как и сами произведения, а значит, подлежат охране. Закон предоставляет исполнителям значительный набор юридических гарантий, которые, во-первых, предоставляют субъекту личные неимущественные права, а во-вторых, исключительное право.

Личные неимущественные гарантии исполнителя

В соответствии со статьей 1316 ГК РФ подлежат охране авторство исполнителя, его имя, а также неприкосновенность исполнения. Эти гарантии точно такие же, как у авторов произведений.

Мы уже рассмотрели, что лицо, творческим трудом воплотившее произведение, является исполнителем. Хотя с точки зрения закона такой субъект не автор, но закон наделяет его правом авторства: т.е. возможностью признаваться создателем исполнения.

Здесь следует обратить внимание, что момент возникновения этого права в авторском и смежном праве различен. Если автору достаточно просто выразить произведение на бумаге, то исполнителю в этом случае придется значительно сложнее. Возьмем в качестве примера режиссера спектакля. Чтобы у него возникло право авторства, ему нужно создать законченный объект: т.е. воплотить на сцене весь спектакль целиком, и только в таком случае он будет наделен смежными правами на спектакль. На часть спектакля смежное право не возникнет.

О том, что лицо, которое воплотило произведение в какой-либо форме, остальные лица должны быть извещены: закон предписывает, чтобы до них доводилось имя исполнителя. Это также пришло из авторского права. Так, например, когда производится видеозапись спектакля, должны быть указаны имена режиссера, а также актеров, исполняющих роли.

Это интересно:  Свободное воспроизведение объектов авторских прав

Неприкосновенность означает, что нельзя вносить коррективы в исполнение, например, добавлять лишние звуки, мелодии в уже записанное выступление певца.

Исключительное право

Как и в случае с автором произведения, исполнитель может использовать созданный им объект любым образом, но в рамках закона. В этом и состоит основная сущность. Кроме того, в статье 1317 ГК РФ обозначены возможные варианты реализации этой возможности. Среди них:

  1. Сама запись выступления – прерогатива исполнителя: это вправе делать только он сам либо он может передать эту возможность другому лицу или организации (например, по лицензионному договору).
  2. Сообщение в эфир или по кабелю. Иными словами, транслировать тоже допускается с согласия исполнителя-правообладателя.
  3. Доведение до всеобщего сведения, куда относятся все случаи выкладывания записи исполнения в Интернет.
  4. Публичное воспроизведение.
  5. Иные, указанные в п. 2 ст. 1317 ГК РФ.

Срок действия смежных прав в отношении исполнителя равен пятидесяти годам после его смерти. При этом срок не возобновляется, когда право переходит к наследникам. Обратим внимание, что речь здесь идет о праве исключительном, а личные неимущественные охраняются бессрочно. Т.е., например, не указывать имя исполнителя запрещается всегда.

Кроме того, в статье 1318 ГК РФ содержатся некоторые особенности относительно продления срока, которые касаются отдельных категорий граждан.

Обратите внимание, что смежное право носит достаточно ограниченный характер: оно не касается исполняемого произведения, а только самого исполнения. Таким образом, если будет обнаружен плагиат песни, то претензия должна быть предъявлена к лицу, который значится автором, а не к исполнителю. Вместе с тем недавний случай предъявления иска от знаменитого французского музыканта Дидье Маруани к российскому певцу Филиппу Киркорову относительно плагиата на песню «Жестокая любовь» показал иное. Но здесь ситуация кроется, видимо, в том, что некоторые артисты-исполнители приобретают исключительное право еще и на само произведение.

Смежные права

Субъектами смежных прав являютсяисполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.

Объекты смежных прав:
1
.Исполнения
2.фонограммы
3.сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания
4.базы данных
5.произведения литературы, науки, искусства, перешедшие в общественное достояние

1. Права исполнителя признаются за ним, если:

1) исполнитель является гражданином Российской Федерации;

2) исполнение, постановка впервые имели место на территории Российской Федерации;

3) исполнение, постановка записаны на фонограмму, охраняемую в соответствии с положениями пункта 2 настоящей статьи;

4) исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, охраняемую в соответствии с положением пункта 3 настоящей статьи.

2. Права производителя фонограммы признаются за ним в соответствии с настоящим Законом в случаях, если:

1) производитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Российской Федерации;

Это интересно:  Знак опб мвд рф

2) фонограмма впервые опубликована на территории Российской Федерации

3. Права организации эфирного или кабельного вещания признаются в случае, если организация имеет официальное местонахождение на территории Российской Федерации и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации.

Срок действия смежных прав.
права в отношении исполнителя, действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки.
Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства охраняются бессрочно.
Права в отношении производителя фонограммы, действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.
Права в отношении организации эфирного вещания, действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир.
Права в отношении организации кабельного вещания, действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи по кабелю.
Исчисление сроков начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

Сроки действия смежных прав.

Срок действия охраны смежных прав в соответствии с Римской конвенцией составляет, по меньшей мере, 20 лет, начиная с конца года, в котором:

состоялось исполнение, что касается исполнений, не вошедших в фонограммы;

была осуществлена фиксация (запись) в случае фонограмм и исполнений, вошедших в фонограммы;

состоялась вещательная передача.

Многие национальные законы, охраняющие смежные права, предоставляют более продолжительный срок охраны, нежели минимальный срок, предусмотренный в положениях Римской конвенции.

В соответствии с Соглашением ТРИПСправа исполнителей и производителей фонограмм охраняются в течение, по меньшей мере, 50 лет, считая с конца календарного года, в котором была сделана запись исполнения или имело место исполнение, а права организаций эфирного вещания — в течение, по меньшей мере, 20 лет, считая с конца календарного года, в котором была сделана вещательная передача. Это означает, что странам, присоединившимся кСоглашению ТРИПС, нужно пересмотреть и предусмотреть в своих законах (или соответственно изменить эти законы) более продолжительный срок охраны, чем тот, который требуется Римской конвенцией.

Срок действия исключительного права на объекты смежных прав действует согласно Гражданскому кодексу РФ (часть 4) действует:

в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю;

если исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и 50 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации;

Это интересно:  Бизнес план по авторскому праву программированию

если исполнитель работал во время ВОВ или участвовал в ней, то срок (50 лет) продлевается еще на 4 года;

действует в течение всей жизни производителя фонограммы и 50 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись;

в случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение 50 лет после ее записи;

-на сообщение радио- или телепередачи

действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю;

-исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания; срок возобновляется при каждом обновлении базы данных;

-исключительное право публикатора на произведение(к которому приравнивается программа для ЭВМ) возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования.

По истечении данных сроков действия указанные выше объекты переходят в общественное достояние.

10. Срок действия смежных прав

первого исполнения. Исключение — права исполнителя на имя и за-

щиту исполнения от всякого искажения или иного посягательства,

которые охраняются бессрочно.

Права производителя фонограммы охраняются в течение 50 лет

после первого опубликования фонограммы или первой записи (если

так и не была опубликована).

Права организаций эфирного и кабельного вещания охраняют-

ся также в течение 50 лет после осуществления первой передачи в

эфир или по кабелю.

Исчисление сроков начинается с 1 января года, следующего за

годом, в котором имел место юридический факт, являющийся ос-

нованием охраны смежных прав.

Кроме того, установленный срок увеличивается на 4 года, если

исполнитель участвовал в Великой Отечественной войне и работал

в то время. Если же он был репрессирован и посмертно реабилити-

рован, то срок отсчитывается с 1 января года, следующего за годом

Наследники или правопреемники юридических лиц в течение

срока охраны смежных прав имеют право разрешать использование

их объектов и получать вознаграждение за это.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.org, studfiles.net, lawbooks.news.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector