Российский союз авторских прав

Крупнейшей в нашей стране негосударственной компанией, ведущей деятельность в сфере интеллектуальной собственности, является Российское авторское общество (РАО). Реализуя достаточно много функций в этой сфере, РАО снискало себе печальную репутацию, а руководство организации даже обвинялось в мошенничестве. Разберем особенности правового статуса, основные направления деятельности РАО, и выявим плюсы и минусы функционирования подобной организации

Правовой статус

По своей организационно-правовой форме Российское авторское общество является некоммерческой общественной организацией. В первую очередь РАО – это компания, осуществляющая коллективное управление авторскими и смежными правами (об особенностях таких компаний см. специальную статью). По большому счету Российское авторское общество в этой нише уже давно монополизировало рынок.

Напомним, что суть коллективного управления в следующем: правообладатель заключает с организацией договор, в силу которого передает этой организации определенный набор прав на объекты интеллектуальной собственности. Как правило, это права на заключение лицензионных договоров, на подачу исковых заявлений в суд (если авторские или смежные права будут нарушены, и данный факт будет зафиксирован организацией). Это позволяет правообладателю целиком сосредоточиться на творчестве, не вникая в юридические нюансы.

Кроме того, РАО является одной из четырех аккредитованных организаций, управляющих коллективными интеллектуальными правами. В силу закона это дает Российскому авторскому обществу право действовать от имени всех правообладателей, независимо от того имелся ли между ними гражданско-правовой договор либо не имелся. На практике это предоставляет Российскому авторскому обществу возможность фактически принудить правообладателя к вступлению с ним в правоотношение.

Смоделируем ситуацию на практике: РАО фиксирует факт нарушения интеллектуальных прав, получает деньги с нарушителя, удерживает часть из этих денег себе, а остальное отдает правообладателю. Еще раз подчеркнем, что в данном случае не имеет значения, был ли договор у РАО с правообладателем.

Услуги, предоставляемые организацией

Данная организация предлагает услуги как правообладателям, так и пользователям. Сайт Российского авторского общества: http://rao.ru/.

Для правообладателей РАО оказывает следующие виды услуг: заключение договоров на коллективное управления (хотя, как мы выяснили, и без этого договора РАО вправе действовать от имени правообладателей); регистрация произведений, что необходимо только в контексте распределения вознаграждения; депонирование произведений: полезный способ, в чем-то заменяющий регистрацию, присущую объектам патентного права (более подробно – см. эту статью).

Что касается пользователей, то им РАО, в основном, рекомендует заключать с ним договоры на правомерное использование результатов интеллектуальной деятельности (т.е. лицензионные договоры). Так, на сайте имеются специальные статьи, посвященные отдельным категориям пользователей: например, для Интернет-радио, телекомпаний, кинотеатров. РАО утверждает ставки авторского вознаграждения, с которыми предлагает ознакомиться пользователям.

Плюсы и минусы сотрудничества

Если говорить о плюсах, то это определенная гарантия результата, так как данная компания является крупнейшей на российском рынке. Поэтому в любом случае она окажет услуги надлежащим образом.

Минусы сосредоточены в финансовой стороне вопроса. РАО ведет деятельность не всегда прозрачно, за что не раз подвергалась обвинениям в мошенничестве. Поэтому в рамках коллективного управления, если вы намерены заключать договор, следует быть внимательными и помнить, что фиксированный размер расходов, который вправе удерживать аккредитованные организации, законом не установлен (более подробно – здесь).

Итоги

Таким образом, данная организация может быть полезна не только известным правообладателям в рамках коллективного управления, но и начинающим авторам, желающим защитить свои авторские права. Последние могут воспользоваться услугой депонирования, которая очень полезна в ряде случаев.

Российский союз авторских прав

Российское авторское общество — Общероссийская общественная организация Российское авторское общество (РАО) негосударственная некоммерческая организация, созданная авторами и иными правообладателями для осуществления управления авторскими правами на коллективной основе.… … Энциклопедия ньюсмейкеров

РОССИЙСКОЕ АВТОРСКОЕ ОБЩЕСТВО — (РАО) объединение авторов и их правопреемников на основе добровольного членства. Основано в 1923. РАО управляет имущественными правами авторов, исполнителей и т. п., когда осуществление этих прав в индивидуальном порядке затруднительно (напр.,… … Большой Энциклопедический словарь

Это интересно:  Авторское право на название магазина

Российское авторское общество — объединение авторов и их правопреемников на основе добровольного членства. Основано в 1993. Управляет имущественными правами авторов, исполнителей и т. п., когда осуществление этих прав в индивидуальном порядке затруднительно (например, сбор… … Энциклопедический словарь

РОССИЙСКОЕ АВТОРСКОЕ ОБЩЕСТВО (РАО) — РОССИЙСКОЕ АВТОРСКОЕ ОБЩЕСТВО (РАО), объединение авторов и их правопреемников на основе добровольного членства. Основано в 1923. РАО управляет имущественными правами авторов, исполнителей и т. п., когда осуществление этих прав в индивидуальном… … Энциклопедический словарь

Германское авторское общество GEMA — Тип некоммерческая общественная организация Год основания 24 августа 1947 … Википедия

Польское авторское общество ZAiKS — Право интелле … Википедия

Армянское авторское общество Армавтор — Հայհեղինակ հեղինակային իրավունքների պաշտպանության հասարակական կազմակերպությունը Армянское авторское общество Армавтор Armauthor Non governmental Organization Тип некоммерческая общественная организация Расположение … Википедия

Авторское право — Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив … Википедия

Дьячков, Сергей Константинович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дьячков. Сергей Дьячков … Википедия

Учреждён «Российский авторский союз» (РОАС)

В России создана новая организация по коллективному управлению авторскими правами — Российский Авторский Союз (РОАС), в него вошли известные музыканты и крупные музыкальные издательства. Создание «авторского союза» произошло на фоне задержания главы РАО Сергея Федотова и новости о поручении Игоря Шувалова создать новую модель коллективного управления правами до конца сентября.

Работа РОАС будет основана на прямых договорах с пользователями. Члены РОАС будут изымать свои права из Российского Авторского общества (РАО) и в ближайшее время поставят вопрос о новом конкурсе на получение госаккредитации.

Николай Дуксин, генеральный директор Национального реестра интеллектуальной собственности (НРИС), организации плотно связанной с РОАС, предложил создать «Российский авторский фонд» вместо трех действующих обществ — РАО, Всероссийской организации интеллектуальной собственности и Российского союза правообладателей. «Если есть сомнения в прозрачности, то учредителем должно выступить государство», — сообщил Николай Дуксин газете «Коммерсант«.

«Правообладатели, потерявшие доверие к ныне действующим авторско-правовым организациям, которые не оправдывают их доверия и не могут функционировать на высоком современном технологическом уровне, приобретут возможность самостоятельно управлять своими правами и получать справедливо заслуженное авторское вознаграждение», — сообщается в пресс-релизе РОАС.

Организация обещает стремиться «максимально технологизировать процессы сбора, распределения и выплаты авторского вознаграждения, и в то же время, сократить операционные издержки… При помощи новейших автоматизированных систем для регистрации и управления правами, а также современных b2b-сервисов для прямого взаимодействия с пользователями музыкальных произведений — специальный программный комплекс обеспечит получение достоверных сведений об использовании музыкальных произведений, а также о собранном, начисленном и выплаченном вознаграждении».

Со слов СМИ структура РОАС выглядит сейчас так:

Генеральный директор:

  • Максим Дмитриев, глава «Первого музыкального издательства«.

Со-председатели:

  • Игорь Бутман, саксофонист, «Народный артист РФ»
  • Стас Намин, композитор, музыкант, директор группы Цветы

Совет организации:

  • Александр Градский, певец, композитор, «Народный артист РФ»
  • Анатолий Кролл, джазовый дирижер, «Народный артист РФ»
  • Вячеслав Добрынин, певец, композитор, «Народный артист РФ»
  • Даниил Крамер, джазовый пианист, «Народный артист РФ»
  • Алексей Рыбников, композитор, «Народный артист РФ»
  • Владимир Пресняков старший, саксофонист, композитор, «Заслуженный артист РФ»
  • Василий «Баста» Вакуленко, рэп-исполнитель, композитор, владелец лейбла «Gazgolder»
  • Виктор Дробыш, композитор, продюсер, «Заслуженный артист РФ»

Члены организации:

  • Вячеслав Бутусов
  • Вячеслав Малежик
  • Александр Малинин
  • Вера Таривердиева
  • Доминик Джокер
  • Нюша
  • Анна Друбич
  • Первое музыкальное издательство
  • «Союз Мьюзик»
  • и другие

Подробную хронику событий вокруг авторских/смежных прав в музыкальной индустрии можно найти в разделе «Право» на сайте Zvuki.ru. О том, что такое ОКУПы, и как с ними взаимодействуют в музыкальной индустрии, вы можете узнать из видео-лекции бюро InSimple, которая так и называется — «Взаимодействие с РАО, ВОИС».

Это интересно:  Как оформить исключительное право на программное обеспечение

Алексей Николаев, руководитель консалтингового бюро InSimple, преподаватель курса «Основы музыкального бизнеса«, автор бесплатного видео-курса «Азбука музыкального бизнеса«

«Новость хорошая. Однако много нюансов:

  1. Для получения аккредитации, кроме всего прочего, необходимо внести изменения в Гражданский Кодекс, чтобы появление второй и более аккредитованных на сбор авторских с «публички» организаций, стало возможным. Либо нужно изъять аккредитацию у организации, действующей сейчас и передать другой организации [15-го июля Минкомсвязь выступила с инициативой «допустить новых игроков к управлению авторскими правами» — прим. ред.].
  2. Сейчас организация, о которой идёт речь [РОАС], практически выполняет роль паблишера (возможно на бездоходной основе).
  3. Создание работоспособного программного комплекса в этой сфере задача более сложная, нежели кажется на первый взгляд. По сути, действующая прозрачная система есть только у Heaven 11.
  4. Есть и другие нюансы (B2B)»

В начале года стало известно, что британское авторское общество PRS for Music совместно с Google разрабатывает «шазам для публички». При этом, в июне в комментарии газете «Коммерсант», Николай Дуксин, гендиректор НРИС, сказал следующее: «У нас создана базовая инфраструктура для измерений, которая позволяет выявлять факт ретрансляции по аналогии с Shazam. Мы готовы идти за госаккредитацией и, если она будет получена, создавать и дорабатывать измерительную панель». Слова Николая можно трактовать, как план создать нечто подобное проекту Google и PRS. Мы обратились за комментарием к эксперту с вопросом, насколько возможно/нужно создание такой системы в музыкальной индустрии.

Александра Носач, руководитель отдела лицензирования музыкального и видеоконтента в Black Star Inc, исполнительный директор музыкальной компании Make It Music, автор статьи «Управление правами на музыкальный материал» (вторая часть)

«Идея введения технологии «шазама», с помощью которой можно было бы автоматизировать систему фиксации факта проигрывания музыкальных композиций в общественных местах, давно обсуждается. Это логично, нужно и вполне реализуемо (сквозь большой шум недовольства общественных мест, поскольку за устройство и технологию скорее всего придётся платить им).

Система сбора и распределения — это сложный механизм, и зарубежные ОКУПы также зачастую подвергаются критике.

Так, например, Василий Пупкин, никогда не попадавший ни в радио, ни в телевизор — чей трек друзья поставили в барбер-шопе — впервые в жизни заметит какую-то сумму в отчёте (т.е. механизм начнет работать и в его пользу). А популярные артисты/их представители заметят колоссальный прирост, т.к. огромный массив данных об использовании музыки, ранее теряющийся, будет зафиксирован и учтён при распределении денег.

Авторы критикуют ОКУПы за непрозрачность. Система сбора и распределения — это сложный механизм, и зарубежные ОКУПы также зачастую подвергаются критике. Но при этом «там» постоянно идёт движение модернизации: он-лайн кабинеты правообладателей на сайте Обществ, возможность он-лайн регистрации произведений, возможность самостоятельно уведомить о фактах использования. Вот теперь и «шазам». Таким образом, PRS и РАО вроде бы об одном и том же, но между ними пропасть.

В «шазам для публички» охотно верю. Уверена, что движение действительно идет. Но чтобы все действительно заработало системно, необходимо чтобы наличие такого «прибора» стало обязательным элементом для общественных мест — как кассовый аппарат или огнетушитель, например.»

Александра Шульц, адвокат, автор материала «Как создателю музыкального произведения (трека) доказать свои авторские и смежные права«

«Не видя текста договора и не зная доподлинно, как он исполнялся, сложно давать какие-то комментарии по существу спора. Вместе с тем, РАО и РСП, как организации, осуществляющие управление правами на коллективной основе, должны действовать, прежде всего, в интересах правообладателей, а не своей выгоды или удобства. Также как и условия договора, и действия по его исполнению должны соответствовать интересам правообладателей, а не ОКУПов. Поэтому сравнение ОКУПов с хозяйствующими субъектами, не совсем уместно, тем более, что оба ОКУПа являются общественными организациями. Представляется, что если у РСП есть договор с правообладателем, то он вправе делать выплаты самостоятельно и РАО не должно этому препятствовать, перетягивая финансовые потоки на себя.

Это интересно:  Оформление прав на программное обеспечение

Ситуация выглядит немного сложнее в отношении правообладателей, у которых заключен договор с РАО, а не с РСП. Однако, учитывая, что аккредитованной организацией по получению вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях является РСП, последний вправе распределять вознаграждение самостоятельно и устанавливать порядок выплаты распределенного вознаграждения, в том числе путем заключения договоров с правообладателями, уже заключившими договор с РАО. И РАО не должно этому препятствовать, ссылаясь на договор с РСП.

С другой стороны, очевидно, что если для правильного распределения вознаграждения РСП необходима информация от РАО, договор должен быть сохранен в указанной части или должен быть заключен новый. Хотя и следует отметить, что РСП вправе самостоятельно проводить исследования об использовании фонограмм и аудиовизуальных произведений, при их публичном исполнении, сообщении по кабелю и/или в эфир, или заказывать данные исследования третьим лицам.»

Иллюстрация в заголовке: «Copyright» by Skley

Российское Авторское Общество (РАО)

Деятельность

Основными функциями Российского Авторского Общества являются сбор, распределение и выплата авторского вознаграждения за различные способы использования произведений.

Основная задача Общества – управление правами авторов на коллективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно.

В соответствии с договорами, заключенными с авторами и иными правообладателями, РАО предоставляет пользователям лицензии на использование произведений в сферах публичного исполнения, при сообщении в эфир и по кабелю, воспроизведении путем механической и магнитной записи, тиражировании произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в промышленности и в иных сферах.

РАО оказывает содействие авторам и иным правообладателям в передаче прав на использование произведений науки, литературы и искусства на индивидуальной основе.

РАО представляет законные интересы авторов и иных правообладателей в государственных и общественных организациях.

В соответствии с соглашениями о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми организациями РАО представляет интересы зарубежных правообладателей на территории России.

Общество стремится максимально соответствовать требованиям времени, реагировать на появление новых видов носителей произведений. Большую повседневную работу РАО ведет по вопросам правовой поддержки авторов. Квалифицированные специалисты в центральном офисе РАО всегда готовы оказать авторам консультационную помощь, а в случае нарушения их авторских прав осуществляют представительство интересов авторов в судебных органах. Совет директоров РАО считает своей стратегической целью укрепление авторитета Общества на международном уровне. Как полноправный член организация принимает активное участие в работе Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (СИЗАК).

Осознавая свою роль в обществе, РАО участвует в финансировании социально значимых проектов, направленных на поддержку национальной культуры. В 2011 году совместно с Российским Союзом Правообладателей РАО создало Национальный фонд поддержки правообладателей (НФПП). Основным направлением деятельности Фонда является материальная, социальная и творческая помощь правообладателям, в том числе содействие в создании новых объектов культуры и искусства. Фонд на регулярной основе реализует различные благотворительные проекты и программы, среди которых: программа материальной и социальной поддержки ветеранов культуры и искусства; программа помощи молодым талантам; программа поддержки значимых культурно-социальных мероприятий; организация и поддержка фестивалей, конкурсов, концертов и творческих вечеров в сфере музыки, кино и театрального искусства.

Сборы авторского вознаграждения составили:
в 2015 году – 4,54 миллиарда рублей;
в 2016 году – 4,42 миллиарда рублей;
в 2017 году -4, 98 миллиарда рублей.

Год основания

Органы управления

  • Авторский Совет
  • Совет директоров
  • Ревизионная комиссия
  • Генеральный директор

Статья написана по материалам сайтов: dal.academic.ru, resprod.ru, eacop.org.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector