Регулирование авторских прав в интернете

Правовые проблемы действующее законодательства в области защиты авторских прав в Интернете

Возникновение и развитие сети Интернет способствовало резкому расширению информационных возможностей личности и общества. Сейчас сеть Интернет представляет собой средоточие всевозможной информации. Это огромное поле для интеллектуального творчества, для общения людей, он породил новые формы авторских произведений. И хотя развитие глобальной сети Интернет идет бурными темпами, единого нормативно-правового акта, который бы регулировал отношения, возникающие в данной сфере, в российском законодательстве пока не существует. Причин этого — множество, но, как отмечают исследователи данной проблемы, основными являются как недостаточная теоретическая проработка отдельных фундаментальных нормативных положений, так и субъективно настороженное отношение к Интернету со стороны правоприменительных органов и работающих в них лиц. Тем не менее, как отмечают те же авторы, отсутствие законодательных актов о развитии в России Интернета, и, в том числе, возможности их эффективного применения, уже сейчас отрицательно сказывается на развитии общественных отношений (например, в области реализации прав граждан на информацию, предотвращения распространения сведений, затрагивающих честь и достоинство граждан, охраны объектов интеллектуальной собственности, в других сферах общественно-политической жизни). Как бы то ни было, по мере вовлечения в хозяйственный оборот отношений, связанных с Интернетом, отсутствие правовых рамок для такой деятельности способно не только стать тормозом для экономического развития, но и вынудить российских пользователей Интернета обращаться за соответствующими услугами к специализированным организациям за пределами России, что с учетом специфики Интернета может быть легко реализовано технически. К действующим в Российской Федерации Законам, которые в той или иной степени могут быть применены к отношениям, связанным с Интернетом, относятся, по различным подсчетам от 70 до 500 нормативно-правовых актов, включая акты, предусматривающие создание отраслевых или специализированных автоматизированных систем. Данное законодательство чаще всего называется «законодательством в сфере информатизации».

Прежде всего, следует отметить Конституцию Российской Федерации. Она, как отмечает непосредственно не регулирует отношения в области производства и применения новых информационных технологий, но создает предпосылки для такого регулирования, закрепляя права граждан (свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом — ст. 29 ч. 4, на охрану личной тайны — ст. 24 ч. 1 и другие) и обязанности государства (по обеспечению возможности ознакомления гражданина с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы — ст. 24 ч. 2).

Кроме того, это акт, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие на территории всей Российской Федерации.

Вторым по значению нормативно-правовым актом, регулирующим общие вопросы правового режима функционирования информационных сетей, определяющим систему правоотношений в данной области, является Гражданский кодекс Российской Федерации. В частности, в статье 128 части первой ГК «Виды объектов гражданских прав» перечислены:

  • — вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;
  • — работы и услуги;
  • — информация;
  • — результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);
  • — нематериальные блага.

К данным отношениям также могут быть применены, в числе:

  • — Законы Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1, «О связи» от 7.07.2003 №126-ФЗ;
  • — Патентный закон РФ от 23.09.1992 №3517-1 и многие другие.

Однако, хотя так называемое «законодательство в сфере информации» довольно обширно, но непосредственно к регулированию авторского права на интернет-сайт имеют отношение, помимо международных актов (среди которых можно выделить Всемирную конвенцию об авторском праве от 06.09.1952 (более известную как Женевская конвенция) и Конвенцию об охране литературных и художественных произведений от 02.10.1979), несколько законов: Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных» от 23.09.1992 №3523-1, а также Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 №1-ФЗ. Пока не существует единого сетевого нормативного акта. Необходим ли он? Какие отношения должен регулировать данный закон? На первых порах развития сети Интернет можно было часто слышать возгласы абсолютного непринятия возможности её правового регулирования. В обоснование своих доводов сторонники такой позиции указывали (некоторые и до сих пор указывают) на «особую природу» Сети, предполагающей абсолютно свободное информационное пространство, и вследствие этого практическую неприменимость к ней традиционных правовых регуляторов. По их мнению, отношения в Интернете должны и могут быть подвергнуты только лишь сетевому регулированию самим Интернет-сообществом путём принятия морально-этических и подобного рода других норм, которые опять же, в виду специфики Сети, носили бы универсальный всеобщий характер и регламентировали бы поведение её пользователей. Такие нормы действительно принимаются в форме различных рекомендаций, регламентов, кодексов, и, безусловно, несут в себе позитивное начало. Например, Российским Открытым Форумом Интернет-Сервис-Провайдеров (ОФИСП) были разработаны «Нормы Пользования Сетью», где в частности говорится о том, что существуют общепринятые нормы работы в сети Интернет, направленные на то, чтобы деятельность каждого пользователя Сети не мешала работе других пользователей.

Международно-правовые аспекты защиты объектов авторского права в сети Интернет.

В течение пяти лет после появления первого легко применимого Web-браузера, в США был принят в 1998 году Закон о защите авторских прав в цифровую эпоху (Digital Millenium Copyright Act), который стал первым специализированным правовым актом в области регулирования отношений по использованию и распространению авторских материалов в сети Интернет (далее по тексту — «DMCA»).

Помимо вопросов защиты технических средств защиты авторских прав и информации об управлении правами DMCA, принятый в виде поправок в действующее законодательство об авторском праве США, ввел принцип ограниченной ответственности провайдеров, согласно которому последние не могут быть привлечены к финансовой ответственности в случае, отсутствия собственной инициации передачи, размещения и (или) изменения незаконного контента. Данный принцип закреплен также в Европейской директиве по электронной коммерции от 28 февраля 2000 г. (разд. 4, ст.ст. 12-15), в Defamation Act, принятый в Англии в 1996 г.

Примечательно, что ситуация по разрешению споров в данной сфере усугубляется коллизиями таких конституционных и признаваемых международным сообществом принципов как: охрана частной жизни и защита авторского права. Соответственно, поддерживая первый принцип и отказывая в принуждении провайдера сообщать данные о конкретном пользователе-нарушителе авторских прав, происходит ущемление второго принципа, и наоборот.

В настоящее время суды США поддерживают правообладателей с учетом лоббирования интересов мощных авторских корпораций в стране. В Европе позиция противоположная и направлена на охрану частной жизни. Так, в ноябре 2011 года суд Евросоюза постановил, что европейские интернет-провайдеры не имеют права проверять и фильтровать пользовательский трафик. Это значит, что провайдеры не могут применять программы, которые отслеживают незаконное скачивание файлов, нарушающее авторские права.

Но необходимо отметить достаточно значимое массовое непринятие общественностью и широко известными владельцами Интернет-ресурсов правовых актов, направленных на установление указанных жестких мер против свободного доступа к информации, размещенной в сети Интернет. В том числе, по данной причине, во многих государствах подобные документы остаются только в рамках непринятых законопроектов (Франция, Канада, Сингапур, Новая Зеландия).

В настоящее время всё Интернет-сообщество активно обсуждает принятие двух законопроектов в США — PIPA (PROTECT IP Act) и SOPA (Stop Online Piracy Act), а также Международного соглашения по борьбе с контрафактной продукцией (англ. The Anti-Counterfeiting Trade Agreement (ACTA)). Многие развитые государства стараются преодолеть нарушение авторских прав в сети, но лучше обезопасить себя самому, используя некоторые достаточно простые способы защиты своих произведений.

Введение

В настоящее время вопрос актуальности защиты авторских и смежных прав в сети Интернет не вызывает сомнения.

В течение пяти столетий бумага была главным носителем информации. Сейчас же приходит эпоха безбумажного носителя информации. Так, используя поисковые системы, в сети Интернет можно найти книги, аудио- и видеозаписи и другие объекты авторских или смежных прав, среди которых какая-то доля приходится на объекты, размещенные без согласия правообладателя. Используя Интернет, человек избегает посредников и напрямую получает искомую продукцию.

Цель представленной работы — исследование особенностей правового регулирования и проблем защиты авторского права в сети Интернет.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

— определить объекты авторского права;

— исследовать источники правового регулирования авторского права в сети Интернет.

— выявить способы нарушения и проблему защиты авторских прав в сети Интернет.

Нормативную базу данного исследования составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ), другие нормативные правовые акты по вопросам защиты авторских и смежных прав в РФ, а так же судебная практика по данным вопросам.

Теоретической основой исследования послужили научные монографии и учебные пособия таких российских правоведов, как: А.А. Вилинов, И.В. Суслина, К.К. Покровскийи, А.В. Паламарчук, Г.И. Сытенко, И.В. Данилина, Н.И. Федоскина и др.

Методологическую основу исследования составляют методы: нормативно-правовой, исторический, анализа, сравнения, обобщения, логический метод.

Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения по вопросам защиты авторских прав в сети Интернет в Российской Федерации.

Предметом же исследования являются нормы, регулирующие вопросы защиты авторских и смежных прав в Российской Федерации.

Структура курсовой работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Правовое регулирование авторского права в сети Интернет

Понятие, объекты и субъекты авторских прав

Авторское право в объективном смысле — совокупность норм гражданского права (гражданско-правовой институт), регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

Авторское право в субъективном смысле — это субъективное право автора или иного правообладателя по использованию произведения науки, литературы или искусства.

Авторскими правами являются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства.

Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства (авторы, в том числе соавторы, составители сборников), их правопреемники (наследники, лица, приобретшие исключительные права по авторскому договору) или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права. В качестве авторов могут выступать только физические лица, в качестве иных субъектов авторского права и физические, и юридические лица.

Согласно ст. 1259 ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // «Российской газете» от 22 декабря 2006 г. N 289. объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

К объектам авторских прав относят:

— драматические и музыкально-драматические произведения;

— хореографические произведения и пантомимы;

— музыкальные произведения с текстом или без текста;

— произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

— произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

— произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

Это интересно:  Лицензионные права на программное обеспечение бухучет

— фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

— географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

— производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

— составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. Независимо от формы своего объективного выражения программы для ЭВМ с точки зрения их правовой охраны рассматриваются в качестве произведений литературы. Как и другие литературные произведения, программы для ЭВМ охраняются независимо от их материального носителя, назначения и достоинства. Необходимо лишь, чтобы они были выражены в объективной форме и являлись результатом творчества. При этом творческий характер деятельности автора предполагается до тех пор, пока не доказано обратное.

Авторское право и интернет

Марина Макарова, федеральный судья в отставке

Авторское право, один из разделов гражданского права, регламентирует имущественные (связанные с получением материальных благ) и неимущественные (не связанные с благами) отношения, возникающие вокруг создания и использования интеллектуальной собственности. В цивилизованном обществе интеллектуальная собственность, как и материальная, охраняется государством. Заметим, что в США случаи нарушения авторских прав расследует такая серьёзная организация, как ФБР, даже если они не связаны с материальным ущербом.

Для начала напомним, что, согласно статье 1259 Гражданского кодекса РФ, к объектам авторских прав относятся произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Закон защищает литературные, музыкальные, сценарные, хореографические, аудиовизуальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, а также фотографии, географические и другие карты, планы, программы для ЭВМ. Интернет-сайт тоже можно рассматривать как объект авторского права, ведь кем-то он создан, значит, имеет автора.

Кроме того, к объектам авторских прав относятся так называемые производные произведения, созданные переработкой уже имеющегося другого творения (например, экранизации, аранжировки, инсценировки, переводы). Поскольку тот, кто переработал исходное произведение, также вложил свой интеллектуальный труд, то ему принадлежат авторские права на результат переработки.

Авторские права могут распространяться на часть произведения, на его название, на его персонаж. Например, чтобы воспользоваться символом в виде симпатичного зверька — Чебурашки, необходимо испросить на это согласие его авторов — писателя Эдуарда Успенского и художников-мультипликаторов.

Для возникновения авторских прав не требуется официальной регистрации произведения. Важно лишь, чтобы оно было обнародовано.

Если вы сочинили стихотворение ко дню рождения своего друга и разместили его в интернете, то вы изначально являетесь его автором, и никто не имеет права выдать этот стих за свой, что-то изменить, добавить, исправить. Другой вопрос — как в случае конфликта доказать своё авторство. Но это уже отдельная тема — проблема обеспечения доказательств.

А вот идея, мысль, сюжет не являются объектами авторского права. Разные авторы могут написать книги на один и тот же сюжет, и при этом у них будут разные объекты авторских прав. Скажем, Алексей Толстой написал «Приключения Буратино», сильно переработав сюжет Карло Коллоди, а затем по этой книге и фильмы снимали.

Автору по закону принадлежат исключительное право на произведение, право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на его обнародование. Автор может его использовать в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Как правило, за использование произведения положен авторский гонорар.

Из статьи 1270 ГК РФ следует, что использованием произведения считается его воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи; его распространение и публичный показ. Сюда же относится импорт оригинала или экземпляров произведения для распространения в нашей стране, выдача произведения напрокат, его публичное исполнение, передача по радио и телевидению, перевод или другая переработка.

Отмечу, что своё исключительное право на произведение, как и право на его обнародование, автор может по договору передать другому лицу. И тогда разрешение на использование придётся запрашивать у этого другого лица.

Срок действия авторского права — в течение всей жизни автора плюс 70 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. После смерти автора его правами распоряжаются наследники или правопреемники, и в течение 70 лет необходимо испрашивать их согласие на использование произведения. После указанного срока оно становится общественным достоянием и может свободно использоваться кем угодно, в том числе в интернете, без чьего-либо разрешения и без выплаты вознаграждения.

Что же касается других вышеуказанных прав автора, то они неотчуждаемы. Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются законом бессрочно. Никто не сможет спустя столетия после смерти Александра Сергеевича Пушкина присвоить себе авторство или позволить себе «доработать» роман «Евгений Онегин».

Наверняка вы замечали, что на радио и телевидении в последнее время редко транслируют театральные постановки. Одна из основных причин — работающее авторское право. Ведь чтобы предложить слушателю или зрителю спектакль, поставленный на театральных подмостках, администрация канала должна заплатить немаленький авторский гонорар, что может сильно уменьшить доход от телерекламы.

Авторами театральной постановки, как и любого фильма, художественного или документального, считаются автор произведения, положенного в основу пьесы или фильма, автор сценария, режиссёр-постановщик, композитор, поэт (если в пьесе или кинофильме есть песни). Все они имеют право на гонорар.

Не относятся к объектам авторских прав официальные документы госорганов и муниципальных органов власти, международных организаций, государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, деньги, марки…), а также произведения народного творчества, не имеющие конкретных авторов. Нет авторского права и на сообщения чисто информационного характера (новости дня, программы телепередач, расписания транспорта, прогнозы погоды и так далее).

Фольклор можно смело исполнять публично в коммерческих целях, не испрашивая ни у кого разрешения и не опасаясь каких-либо материальных претензий. Ведь у него нет конкретного автора.

Интернет хорош тем, что большинство информационных ресурсов предоставляются для свободного доступа. Помещая какую-то информацию в интернет, вы её обнародуете для всех. Но свободный доступ не означает свободного использования.

Сейчас в интернете много как платных, так и бесплатных ресурсов. Если доступ к информации на сайте бесплатен, это не значит, что, используя его информацию, не надо соблюдать требования закона. Чаще всего закон нарушают, разместив на своём сайте чужие произведения без разрешения авторов.

Что же можно делать без согласия автора и бесплатно, а чего нельзя?

По статье 1273 ГК РФ, допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты гонорара воспроизведение гражданином обнародованного произведения исключительно в личных целях, для себя.

Уточню, что воспроизведением считается также и изготовление одного или нескольких экземпляров произведения или его части в любой материальной форме. Кстати, его скачивание на жёсткий диск своего компьютера — тоже воспроизведение.

Мы смело, не испытывая угрызений совести, можем скачать, например, книгу из интернета для личного чтения и чтения членами своей семьи, но не имеем права, не поставив в известность автора (правообладателя), размножить эту копию для продажи.

Но есть исключения. Даже для личного пользования нельзя копировать произведения архитектуры — здания и другие сооружения (нельзя возвести на своём дачном участке копию памятника Петру Первому или главного здания МГУ). Нельзя копировать целиком базы данных или их существенные части. Даже для себя, без продажи другим, нельзя копировать компьютерные программы. Нельзя полностью репродуцировать книги и ноты, то есть факсимильно их копировать с помощью любых технических средств.

Нельзя делать видеозаписи аудиовизуального произведения для демонстрации кому-либо, кроме вашей семьи. То есть нельзя, сидя в театре, вести видеосъёмку спектакля, чтобы потом размножить её и продавать желающим. Но показать своим родным можно.

В соответствии со статьёй 1274 ГК РФ, можно без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения цитировать его труд в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях. Сюда входят и обзоры печати с отрывками из газетных и журнальных статей. Можно использовать произведения и отрывки из них как иллюстрации в учебном издании, радио- и телепередачах или в своём блоге. Но обязательно указать, кто автор и откуда взята цитата.

Разрешено воспроизводить в периодическом печатном издании, читать по радио или телевидению статьи по различным актуальным вопросам, опубликованные в печатной периодике, если это не было специально запрещено автором или иным правообладателем.

Никто не запрещает воспроизвести в периодике, сообщить в радио- и телепередачах публично произнесённые политические речи, обращения, доклады и тому подобное в объёме, необходимом для информирования читателей, слушателей и зрителей.

Закон разрешает в репортажах о различных событиях показывать произведения, увиденные или услышанные репортёром. Это значит, что не запрещены репортажи с выставок, концертов, конкурсов исполнителей и других культурных событий.

Разрешено бесплатное публичное исполнение произведений вживую в образовательных, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы. То есть поставить своими силами спектакль в школе, больнице или тюрьме можно без разрешения автора.

В нашем законодательстве существует понятие «смежные права». Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. Ведь они заключили договор с автором, разрешившим им использовать своё произведение.

Смежные права тоже охраняются. В российском Уголовном кодексе на этот счёт есть статья 146 под названием «Нарушение авторских и смежных прав». Она предусматривает уголовное наказание за присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный или особо крупный ущерб автору или иному правообладателю, а равно и за приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта. При этом крупным ущербом считается, если стоимость экземпляров произведений либо прав на них превышает сто тысяч рублей, а особо крупным — миллион рублей. Наказание — лишение свободы на срок до шести лет. Но, конечно, дело до уголовного преследования у нас в стране редко доходит. В основном используются гражданско-правовые методы защиты — возмещение материального ущерба.

В интернете по объективным причинам сложно добиться максимального соблюдения авторского права, но то, что российское законодательство хотя бы обратило на это внимание, уже большой плюс.

Согласно действующему Федеральному закону от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», правообладатель, обнаружив сайт, на котором незаконно размещена информация, содержащая объекты его авторских и (или) смежных прав, может направить владельцу этого сайта заявление о нарушении своих прав. Владелец информационного ресурса обязан рассмотреть претензию в течение 24 часов и удалить незаконно размещённую информацию.

Если же реакции на заявление нет, правообладатель может потребовать заблокировать сайт, обратившись через суд в Роскомнадзор.

Авторское право во всемирной сети Интернет

А. ВЛАСЕНКО,

аспирант Академии международного предпринимательства

Статья посвящена развитию механизмов правового регулированию авторского права в сети Интернет. На конкретных примерах из практики рассматриваются проблемы защиты авторских прав в России и в зарубежных странах.

Это интересно:  Исключительное право на условиях неисключительной лицензии

Ключевые слова: Авторское право, Интернет, интеллектуальная собственность, интернет-право.

This Article is devoted development of mechanisms legal to copyright regulation in a computer network the Internet. In the form of concrete examples from practice it is considered problems of protection of copyrights in Russia and in foreign countries.

ВXXI веке одной из самых спорных с точки зрения правоведов становиться правовое регулирование защиты авторских прав. Автор — понятие обобщающее: это и автор книги, и автор изобретения или научного труда, и т.д. Относительно просто урегулировать отношения с вещью — ее можно объективно оценить. Результат авторского труда — совсем другое дело. Тем более, что интеллектуальную собственность, в отличие от материальной, легко скопировать или позаимствовать огромным множеством законных способов. Однако одна из черт, которая отличает цивилизованную страну сегодня — это четкое соблюдение авторского права и выработанная законодательная политика в области взаимоотношения автора, правообладателя и пользователя.

Российское авторское право прошло долгий и трудный путь, от полного бесправия автора в XIX веке к правовой системе в годы советской власти и затем — к российскому авторскому праву. В начале 1990-х гг., в эпоху бурного развития рыночных отношений в России потребность в защите автора возросла как никогда. Любое произведение имеет постоянную финансовую стоимость, которая варьируется относительно потребностей рынка.

Термин «интернет-право» до сих пор не имеет единого определения. Вопрос об интернет-праве, его предмете, методе, месте в системе юридических наук остается дискуссионным, что объясняется размытостью самого понятия «интернет». Одно из определений интернету дали сами его создатели: интернет — это место, это среда, состоящая из людей и мириадов их взаимодействий. Это не просто технология, а новый способ сотрудничества, участия и заботы. Предприятия, которые признают гуманитарный аспект в Интернете, с большей вероятностью добьются успеха в искусственных мирах электронной эры, ибо они поймут, что все искусственное коренится в реальности, а реальность коренится в наших сердцах. По мнению А.А. Лукянова, интернет-право — условный термин, обозначающий совокупность правовых норм, входящих в состав всех отраслей права, объединяющим признаком которых является регулирование отношений в интернет-среде (виртуальной среде)[1].

Интернет сегодня — это наиболее важная инфраструктура развивающегося информационного и социального общества[2]. С.С. Алексеев считает, что «инфраструктура социального регулирования — это не просто подразделенность его на виды, звенья, а сложившееся объективно обусловленное построение этой структуры, выраженное в устойчивой модели нормативно-организационных норм регулирования она предстает главным образом в виде организационного базиса или скелета — особого построения устойчивых нормативно-организационных форм»[3].

Тем не менее, сложившейся практики правового регулирования деятельности интернета в России пока нет. В законодательстве зарубежных стран она находиться в состоянии постоянного развития и совершенствования. К примеру, в США действуют отдельные законодательные акты, которые регулируют авторское право в сети интернет. Прежде всего это Digital Millennium Copyright Act — Закон о защите авторских прав в цифровую эпоху 1998 года[4] и Family Entertainment and Copyright Act — Закон о защите авторского права в области частного воспроизведения[5]. Первый закон предусматривает защиту авторского права в целом, в области, связанной в высокими технологиями. Второй посвящен защите авторов от видео- и аудио- пиратства в интернете. Однако надо отметить, что в США объект авторского права определен более конкретно, нежели в Российской Федерации: там автор — создатель уникального произведения. В соответствие с понятием «Transformativeness», применяемым в сети по отношению к нелицензионному использованию объектов, защищенных авторским правом, прежде всего переработанных произведений[6], охрана предоставляется только оригинальному произведению, тогда как картинка или содержание интернет-сайта, является лишь копией.

Согласно прецеденту, созданному решением суда Feist Publications v. Rural Telephone Service 499 U.S. 340 (1991), было признано, что в отношении компиляций или произведений, не соответствующих оригиналу, не может быть признано нарушение авторского права. Это решение окончательно поставило точку в определении объекта авторского права в США[7]. Так, в соответствии с ним любые объекты авторского права, размещенные в сети интернет, не являются нелицензионными копиями. В отношении них используются положения «Закона о защите авторских прав в цифровую эпоху», который предусматривает уголовную ответственность за нарушение авторского права в сети интернет. Однако он также предусматривает уголовное наказание только за распространение «экранок» премьерных фильмов[8]. За распространение копий (программ и иных объектов), защищенных авторским правом информации (находящейся в оригинальном виде), предусматривается лишь взыскание недополученной выгоды.

Другой подход имеет место в Великобритании, где интеллектуальная собственность рассматривается как общая понятийная категория, охватывающая авторское, патентное право, дизайн и защиту товарных знаков, а также смежные права. Правовое регулирование объектов интеллектуальной собственности характеризуется специфичностью. В Великобритании законодательный акт называется статутом.

Статут — это акт парламента. Подобное определение является наиболее распространенным в английской правовой литературе. Среди цивилистов можно встретить и более развернутое определение. Так, Э. Джек считает, что статут есть формальное постановление относительно какого-нибудь правила поведения, подлежащего в будущем соблюдению со стороны тех лиц, к которым оно обращено[9]. Аналогичное определение дают С. Кент и Д.Киннан. По их мнению, статут — это выражение и формальное установление правила или правил поведения, которые должны соблюдаться в будущем лицами, к которым закон прямо обращен или которых он подразумевает. Поэтому в Великобритании ценится не только буква, но и так называемый дух закона.

Классический пример защиты объектов авторского права в интернет в Великобритании — Copyright, Designs and Patents Act 1988 г., где перечислены некоторые случаи свободного использования охраняемых произведений библиотеками и архивами (ст. 38—43), а также учебными заведениями в том, что касается отрывков из опубликованных произведений (ст. 32). В отношении учебных заведений закон предусматривает, что (ст. 36): 1) репрографическое воспроизведение отрывков из уже опубликованных литературных, драматических или музыкальных произведений в той мере, в какой это допускается положениями указанной статьи, может осуществляться этими учреждениями или для них в дидактических целях без нанесения какого-либо ущерба праву автора на произведение или на полиграфическое оформление; 2) каждое учебное заведение имеет право воспроизводить только 1% произведения в квартал; 3) данная статья не допускает какой-либо формы воспроизведения в случае, если необходимое разрешение может быть получено путем лицензии (иначе говоря, если существует система коллективного управления на репрографическое воспроизведение) и если лицо, которое осуществляет воспроизведение, знало или должно было знать об этом.

Копирование документов, находящихся в электронной форме, разрешено в рамках лицензии на их использование (ст. 56). Любые копии воспринимаются как нарушении лицензии, за исключением резервных копий, на которые в случае порчи оригинала распространяется оригинальная лицензия.

Наказание за использование, сбыт, производство объектов, защищенных авторским правом, и подобные им деяния (ст. 198) пре-дусмотрено в виде штрафа и тюремного заключения от на срок от 6 месяцев до года.

В России интернет — это наименее урегулированная российским законодательством сфера. Тем не менее, компьютерные сети являются наиболее полными источниками любой информации, а пределы их распространения можно ограничить разве что пределами планеты. Иными словами, сейчас законодателям и специалистам в данной области будет неимоверно сложно исследовать все протекающие в сетях процессы, а тем более полностью их урегулировать. Пока это не совсем получается даже в отношении некоторых из них. Законодатели просто не успевают за интенсивным развитием различных процессов в сети.

Основные функции интернета: коммуникативная; коммерческая; информационная; развлекательная; файлообмен. Локальным сетям присущи эти же функции, за исключением, пожалуй, коммерческой, которую мы и рассмотрим[10].

Защита интеллектуальных прав становится одним из основных вопросов законодательной политики и предпринимательской деятельности в России. Так, вступившая в силу с 1 января 2008 года частьчетвертая ГК РФ дополнила и усовершенствовала правовое регулирование авторского права в сети интернет. Между тем в мире сегодня не существует единого подхода к оптимальным способам защиты интеллектуальных прав в сети Интернет.

Исторически сложилось так, что программы приравнены к литературным произведениям; в частности, это закреплено в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), заключенном в г. Марракеше 15 апреля 1994 г. (п. 1 ст. 10). Права на музыкальные произведения имеют преимущество в охране перед правами литературных, художественных, фотографических и иных видов произведений. Так, компенсационное вознаграждение за так называемое «домашнее копирование» в соответствии со ст. 1245 ГК РФ предполагается собирать только за использование фонограмм и аудиовизуальных произведений, несмотря на то, что в настоящее время копированию чаще подвергаются выраженные в цифровой электронной форме аудиокниги, учебные материалы и другие объекты, содержащие литературные, научные, художественные, фотографические и иные «немузыкальные» произведения.

Согласно статье 1263 ГК РФ при публичном исполнении или сообщении в эфир аудиовизуального произведения, то есть при его демонстрации в кинотеатрах или показе по телевидению авторы музыкальных произведений обладают особым правом на получение дополнительного вознаграждения, которое будет собираться для них с кинотеатров и телекомпаний. Остальные авторы такого безусловного права не имеют.

Принятая в 2006 году часть четвертая ГК РФ заменила собой сразу девять законов, регламентирующих защиту авторского права в России: Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.; Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г.

№ 3517-I; Закон РФ от 23 сентября 1992 г.

№ 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара»; Закон РФ от 23 сентября 1992 г.

№ 3526-I «О правовой охране топологий интегральных микросхем»; Закон РФ от 9 июля 1993 г. №-5251 «Об авторском праве и смежных правах».

Среди существенных изменений в области регулирования отношений авторов, правообладателей и пользователей стоить отметить следующие: изменение сложившейся договорной практики и сложность соблюдения ряда новых требований законодательства, в частности, связанных с новым «правом на неприкосновенность произведений»; переход на одноступенчатую систему регулирования после отмены законов, которые регулировали интеллектуальную собственность.

Вместе с тем новшествами в регулировании защиты и охраны авторского права стали: введение в российское авторское право понятия «лицензионный договор» (ст. 1235 части четвертой ГК РФ) вместо авторского договора, предусмотренного ст. 30 Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». Если авторский договор разрешал использование произведения определенному лицу на установленных условиях, в соответствии с лицензионным договором обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности предоставляет право использования такого результата. Следовательно, к числу важнейших нововведений следует отнести, в частности, распространение на сферу авторского права возможности заключения договора о полном отчуждении всех принадлежащих авторам исключительных прав, благодаря которому исключительные авторские права могут быть в полном объеме изъяты у автора в соответствии со статьями 1234 и 1285 ГК РФ.

Для обеспечения дополнительных гарантий предусматривается, что при нарушении условий о выплате вознаграждения за предоставление прав на использование произведения правообладатель вправе в одностороннем порядке отказаться от такого договора и потребовать возмещения причиненных ему убытков в соответствии со ст. 1237 ГК РФ, однако определение размера пока не определенно судебной практикой.

Это интересно:  Очистка прав на музыкальное произведение

В части четвертой ГК РФ, равно как и Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» продолжают игнорироваться отношения авторов, связанные с использованием технических средств коммуникации, в частности, сети интернет. Однако в данном вопросе все же наметился заметный прогресс. По-прежнему «музыкальные» права превалируют перед правами авторов и издателей литературных, художественных, фотографических и иных видов произведений. Так, компенсационное вознаграждение за так называемое домашнее копирование в соответствии со ст 1245 ГК РФ предполагается собирать только за использование фонограмм и аудиовизуальных произведений, несмотря на то, что в настоящее время все большему копированию подвергаются выраженные в цифровой электронной форме аудиокниги, учебные материалы и другие объекты, содержащие литературные, научные, художественные, фотографические и иные немузыкальные произведения.

Согласно ст. 1263 ГК РФ, при публичном исполнении или сообщении в эфир аудиовизуального произведения, то есть при его демонстрации в кинотеатрах или показе по телевидению авторы музыкальных произведений обладают особым правом на получение дополнительного вознаграждения, которое будет собираться для них с кинотеатров и телекомпаний. Остальные авторы такого права не имеют. Тем не менее, несмотря на то, что в перечне охраняемых результатов интеллектуальной деятельности отсутствует определение интернета, информация, имеющаяся в сети, является объектом гражданских прав, как и монитор, на котором она отображена. Информация, созданная творческим трудом авторов, в соответствии с ГК РФ может являться литературным произведением, произведением изобразительного искусства, дизайна и фотографии, аудиовизуальным и другим видом произведениий, охраняемых государством вне зависимости от способа их выражения, достоинства и назначения (ст. 1259 ГК РФ). В отношении всех произведений действует презумпция авторства, которая по умолчанию устанавливает факт авторства того, кто указан на экземпляре произведения (ст. 1257 ГК РФ).

Интернет, как известно, является не только средством коммуникации и общения. Это еще и огромная база самых разнообразных данных, хранилище гигантского объема информации, в том числе и той, которые охраняется авторским правом[11]. И несмотря на размещение этих данных в сети на них продолжают распространяться все нормы действующего законодательства, касающиеся их охраны. Тем не менее, такие гарантии не останавливают пользователей интернета от практически неконтролируемого копирования, тиражирования, публикации и другого несанкционированного использования этих объектов.

По мнению И.М. Рассолова, «основной проблемой является защита прав индивида, а также общественного порядка, с одной стороны, и защиты интересов потребителей —с другой[12]». Интересы потребителей всегда равнозначны интересам авторов, а лицензионный договор имеет прямое сходство с договором купли-продажи. В соответствии с Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I«О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Соответственно, продавец, являясь обладателем лицензии, передает потребителю товар в соответствии с договором (купля-продажа, поставка), являясь, таким образом, либо автором произведения, являющегося в данном случае товаром, либо лицензиатом этого произведения. При нарушении прав автора автоматически происходит нарушение условий договора купли-продажи или поставки копии (ий) произведения(ий). В соответствии со ст. 168 ГК РФ такая сделка может быть признана ничтожной. Следовательно, права потребителей равнозначны правам авторов. По причине несоблюдения прав авторов не соблюдаются и права потребителей.

Давайте рассмотрим основные нарушения прав авторов, которые могут совершаться с применением сети Интернет.

Нелицензионное создание копий произведения и их продажа. С использованием сети могут совершаться нарушения авторского права в виде незаконной торговли объектами авторского права и интеллектуальной собственности — торговли контрафактной продукцией через так называемые интернет-магазины. Посредством интернет постоянно производится покупка и продажа различных материальных и нематериальных вещей. В отношении нематериальных носителей это предоставление (с помощью ссылки, пароля, логина) доступа к определенной информации и возможности расчета через сеть в эквивалентной американским долларам либо евро безналичной форме через перевод денег при использовании карты международного банка. Сделка заключается в формулярной форме. Ссылки на применимое право в формулярном контракте нет. Контракт исполняется немедленно по окончании зачисления денежных средств на счет продавца. Копии нематериальных носителей в силу своей природы могут копироваться бесконечное количество раз, тем самым упрощая процесс создания нелицензионной копии.

В случае продажи материальных вещей (фильмы, книги и иные объекты авторских или смежных прав) в пределах одной страны можно выписать чек и совершить денежный перевод за товар, который можно получить по почте или с курьером.

Когда же интернет-магазин находится в одной стране, а получатель — в другой возникает правовая коллизия из-за отсутствия законодательной возможности предъявить претензии. Доставка товара в в таком случае производится по почте.

Даже небольшое нарушение прав и обязательств любой из сторон в данном случае ставит немало вопросов о подведомственности и подсудности спора, о применении коллизионных норм и материального права. Что необходимо считать местом совершения акта (или местом совершения деятельности)? С каким законом может быть наиболее тесно связано данное правоотношение? Кто должен выступать в качестве ответчика? Правоохранительные органы какого государства должны содействовать принудительному исполнению судебного решения, если оно все-таки будет вынесено? Ясных ответов на все эти вопросы нет, хотя определенные подходы к их решению просматриваются.

При продаже книг, аудиозаписей или фильмов такая система не гарантирует отчисления от продажи копии авторам или правообладателям, не говоря уже о соблюдения авторского права как такового. В соответствии с п. 3 ст 12 УК РФ иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по данному Кодексу. По мнению В.О. Калятина, государство может распространить свою юрисдикцию на иностранных граждан в случае, если признает, что нарушение прав истца (пострадавшего) произошло на его территории[13]. Под термином «место нарушения» в международной правоприменительной практике принято понимать:

а) место совершения действия, повлекшего определенной ущерб;

б) место причинения ущерба.

Однако в сфере интернет эти локализации места нарушения малоприменимы. Поэтому принято, что наиболее эффективным является применение законодательства страны по месту нахождение сервера. Однако этот принцип не закреплен в российском праве, где действует территориальная подсудность, определяемая местонахождением потерпевшей стороны.

К примеру, ст. 247 АПК РФ определено, что арбитражные суды в Российской Федерации рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (далее — иностранные лица), в случае, если… спор возник из отношений, связанных с государственной регистрацией имен и других объектов и оказанием услуг в международной ассоциации сетей интернет на территории Российской Федерации.

Разновидностями нарушения авторского права в сети интернет также являются:

—нелицензионное создание копии и передача её третьим лицам;

—перепродажа легально приобретенной копии произведения.

Состав объектов авторского права, которые подвергаются хищениям.

1. Нелегальное распространение копий фильмов, музыки и телепередач в виде файлов в сети, посредством сетей. В отечественной правоприменительной практике предусмотрено возможность взыскания компенсационного вознаграждения за так называемое «домашнее копирование»; в соответствии со ст 1245 ГК РФ оно относиться к фонограммам и аудиовизуальным произведениям;

2. Программное обеспечение.

Стоит рассмотреть и основные нарушения авторских прав в интернете в сфере обмена информацией. Наиболее распространенным правонарушения является использование произведения на другом сайте без согласия автора.

Российским законодательством предусмотрено получение согласия автора или владельца используемого объекта авторского права при передаче информации, где данный объект полностью или частично используется. Если, к примеру, в печатной продукции или на телевидении такая процедура уже достаточно распространена, то в интернете подобная практика еще малочисленна. Отчасти это объясняется технологически более сложным процессом отслеживания источника информации в интернете. Связано это и с большей степенью законодательного урегулирования традиционных средств передачи и распространения информации — печати, радио, телевидения. Подобная ситуация характерна не только для нашей страны — ни одна страна в мире еще не приняла законов, которые всесторонне и полно регулировали бы отношения, связанные с распространением информации в интернете.

При обнаружении факта использования произведения на сайте без согласия автора для обращения в суд за защитой собственных прав имеется универсальный способ фиксации доказательств нарушений в сети. В соответствии со статьями 102, 103 Основ законодательства РФ о нотариате допускается досудебная фиксация доказательств, находящихся в интернете. Нотариус проводит осмотр указанных заявителем страниц сайта и фиксирует возможное нарушение в протоколе. Вопросы предупреждения интеллектуального пиратства в интернете имеют не только внутригосударственное, но и международное значение, поскольку нарушения авторских и смежных прав приобретает все больший размах, пираты становятся все более изощренными и изобретают все новые формы, способные посредством сети нанести экономический ущерб значительному количеству стран.

Защита прав интеллектуальной собственности строится преимущественно в соответствии с системой частного права. Однако было бы ошибкой безоговорочно относить авторские и смежные права к сфере только частного права и делать вывод о том, что государство вообще не должно вмешиваться в эти вопросы.

В этой связи становится необходимым применение именно уголовно-правовых мер защиты авторских и смежных прав в интернете.

Нарушения авторских и смежных прав в интернете, несмотря на их пока незначительный удельный вес в общей структуре преступности, представляют реальную угрозу не только правообладателям, но и в целом экономической (информационной) безопасности страны, поскольку они все больше приобретают транснациональный организованный характер, а наносимый ими вред порой с трудом поддается подсчету.

Развитие нормативно правовой базы в сфере защиты прав авторов сети интернет в Российской Федерации пока находится в зачаточном состоянии. Правоприменение сталкивается с отсутствием необходимых законодательных актов, а зачастую и с их прямым противоречием друг другу или невозможностью их исполнения в связи с тем, что отрасли права по регулированию интернета в России еще не существует, и регулирование производиться на основе действующих федеральных законов.

1 Лукьянов А.А. Основные концепции интернет-права // Информационное право. 2007. № 3. С. 81.

2 Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. — М.: Норма, 2003. С. 56.

3 Алексеев С. С. Теория права. — М.: БЕК, 1995. С.32.

6 http://docs.law.gwu.edu/facweb/claw//LevalFrUStd.htm (15.04.09)

8 Кошкина Э. Конгресс США одобрил законопроект об уголовной отвественности за файлообмен // Компьюлента (15.04.09) http://security.compulenta.ru/180629/

10 Вилинов А.А. Современные проблемы обеспечения безопасности авторских и смежных прав в интернете и локальных сетях// Юрист. 2007. № 6. С. 67.

11 Шестаков Е. Охрана контента в Интернете // PC Week. 2008. № 26 (632). С. 5.

12 Рассолов И.М. Интернет право. — М.: Закон и право, 1995. С. 45.

13 Калятин В.О. Право в сфере интернета. — М.: Норма, 2004. С. 65.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, www.nkj.ru, www.sovremennoepravo.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector