+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Распространение информации при реализации авторских прав

Статья опубликована в журнале Патенты и лицензии», №2 за 2010 год.

Сегодня сложно получить однозначный и обоснованный ответ на вопрос: «Чем отличается авторское произведение от информации?». В теории и на практике случаи смешения информации и объектов авторского права, их перепутывания или подмены одних другими – не редкость. В частности, многие считают текст авторских произведений (и даже программы для ЭВМ) информацией и не видят в этом ничего странного. Ситуация усугубляется в киберпространстве, где в электронном виде хранятся, обрабатываются и передаются как объекты авторского права, так и информация. В результате указанные объекты могут рассматриваться в одном контексте как компьютерная информация, а в другом – как объекты интеллектуальной собственности. По нашему мнению, такое смешение нельзя признать корректным.

Сложившаяся ситуация (по крайней мере в Российской Федерации) является причиной ряда проблем, возникающих на практике. Среди них можно выделить две глобальные проблемы и отдельные локальные. Глобальной, по нашему мнению, является проблема постепенного распространения авторско-правовой охраны на область информации как таковой, то есть сведений (сообщений, данных) независимо от формы их представления. Проблема является важной, поскольку на общем уровне ее наличие означает неизбежное сокращение практической возможности свободно искать информацию, обмениваться ею, а, следовательно, и создавать новую. Таким образом, доступ к накапливаемым человечеством знаниям, техническим решениям и культурному наследию все больше ограничивается, что постепенно, но последовательно превращает антиутопический рассказ Р.Столлмена «Право читать» [1] из фантастического произведения в довольно точный прогноз ближайшего будущего.

Другой проблемой, которую также можно отнести к глобальным, является фактическая отмена условия о творческом характере создания и уникальности произведений, подпадающих под авторско-правовую охрану. Например, чертеж произвольно взятой детали или механизма считается авторским произведением, несмотря на то, что у любых специалистов, которые будут чертить схему указанной детали или механизма, получатся идентичные чертежи, а также на то, что сегодня чертеж по готовой детали может начертить и автомат, подозревать который в наличии творческих способностей не приходится. В то же время чертеж является визуальной информацией о параметрах детали или механизма, распространение которой в условиях авторско-правовой охраны может быть существенно ограничено или даже запрещено.

Аналогично сегодня авторским произведением считается и любая фотография. Если же попробовать разобраться, в чем заключается творческий характер фотографии, то можно прийти к выводу (его, конечно, можно обсуждать), что он зависит от трех параметров: ракурса, выбранного момента съемки и композиции объектов фотографирования. При этом, по нашему мнению, творческий характер фотографии, заключающийся только в удачно выбранном ракурсе и моменте съемки, является спорным. Известно, что профессиональные фотографы всегда делают очень много кадров с разных ракурсов, а потом просто отбирают удачные. Не вызывает сомнений, что того же результата можно достичь и при автоматической съемке, о чем, кстати, свидетельствуют фотографии, сделанные роботами, космическими зондами и орбитальными спутниками. Что касается композиции, то результатом творчества, скорее всего, является именно она, а фотография лишь фиксирует информацию об этом произведении. Здесь, возможно, была бы более уместна аналогия с изображением музейных экспонатов и законодательными ограничениями на использование таких изображений.

Показательным (кроме уже упоминавшихся автоматических снимков) является пример рентгенограммы. Сама идея, что рентгеновский снимок может быть авторским произведением, в силу своей абсурдности уже вызывает улыбку. Однако технически такой снимок, несомненно, является фотографией, а, следовательно, охраняется авторским правом. Правда, не вполне ясно, можно ли в данном случае говорить о праве гражданина на собственное изображение (п. 1 ст. 152 ГК РФ).

При этом, как и в случае с чертежами, свободный обмен и распространение информации в виде фотографий серьезно ограничены авторско-правовой охраной любых фотографий как объектов авторского права.

Одним из локальных практических проявлений описываемой в настоящей статье проблемы является введенное четвертой частью ГК РФ особое право на содержимое баз данных [2, 3]. В результате этого возникло противоречие между зафиксированным федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее –закон «Об информации…») правом на информацию, принадлежащим обладателю информации, и новым, по сути авторским, правом на эту же информацию, которое принадлежит составителю базы данных. Механизма урегулирования конфликта интересов обладателя права на информацию в базе данных и правообладателя содержания этой базы данных (то есть этой же информации), насколько нам известно, на сегодня нет.

Есть еще одна локальная проблема, связанная с отсутствием четкого разделения между информацией и объектами авторского права. Она заключается в ошибочном (а иногда и намеренном) смешении объектов авторского права с информацией при рассмотрении уголовных дел о нарушении авторских прав и (или) преодолении технических средств защиты авторских прав. При этом модификация программ для ЭВМ объявляется «модификацией информации», в результате чего нарушение авторского права сразу же «превращается» в «неправомерный доступ к компьютерной информации». Несмотря на локальность этой проблемы, её проявления Российской Федерации широко распространены, что сегодня на практике оказывает на граждан большее влияние, чем наличие глобальных проблем, описанных выше. Более подробно упомянутая проблема описана в работах [4, 5, 6].

При анализе перечисленных проблем и возможных путей их решения нами сформулированы три коротких положения, которые мы попытаемся обосновать ниже.

  1. Информация как таковая, то есть «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления», ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться как объект авторско-правовой охраны.
  2. Авторское произведение, являющееся результатом творчества, не может, как таковое, трактоваться как информация.
  3. Сложный объект, содержащий как результаты творчества, так и информацию, должен подвергаться декомпозиции, а его составляющие –охраняться отдельно, разными правовыми механизмами.

Первое и второе положения полностью основаны на законодательстве Российской Федерации. В частности, согласно п. 1 ст. 1 закона «Об информации…», именно этот нормативный акт «регулирует отношения, возникающие при… осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации»; он же определяет само понятие «информация». В то же время, здесь же, в п. 2 ст. 1 указано, что положения этого закона «не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации». Это означает, что общественные отношения с информацией явно отделяются от общественных отношений с объектами исключительных прав.

Одновременно, в п. 6 ст. 1259 ГК РФ говорится: «…не являются объектами авторских прав… сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное)». Это положение соответствует положениям закона «Об информации…», и подчеркивает отделение общественных отношений с информацией от общественных отношений с объектами авторского права, фиксируя его с другой стороны.

Таким образом, полагаем, что первое и второе положения доказаны.

Следует отметить, что, несмотря на очевидность и объективность подобного разделения общественных отношений с информацией и с объектами авторского права, его осознают и принимают далеко не все, в том числе и юристы.

Третье положение, по сути, является выводом из первых двух. Однако в его поддержку можно также привести положения п. 3 ст. 1270 ГК РФ, в котором, в частности, говорится: «…практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения…», за исключением архитектурных проектов. Это означает, что общественные отношения с информацией, содержащейся в авторском произведении авторско-правовым законодательством не регулируются.

Вышеуказанный вывод подтверждается и положениями п. 7 ст. 1259 ГК РФ, согласно которым: «…авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи». Соответственно, на те части произведения, которые по своему характеру не могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда, авторские права не распространяются. При этом, поскольку содержание произведения (по крайней мере, какие-то его части), пригодное для практического применения, можно правомерно рассматривать как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления», то его в ряде случаев следует считать информацией, общественные отношения с которой, как известно, подпадают под действие закона «Об информации…».

Таким образом, действительно необходимо рассматривать комплексные объекты, содержащие как авторский вымысел, так и информацию, по частям, поскольку они подпадают под действие разных федеральных законов.

Из перечисленных положений можно сделать ряд выводов, в частности:

    • Право sui generis на содержание баз данных нарушает установленное федеральными законами разделение общественных отношений с информацией и общественных отношений с объектами исключительных прав (в частности, авторского права).
    • Программы для ЭВМ как таковые не являются информацией. Они могут содержать информацию, но общественные отношения с этой информацией регулируются не авторским правом, а законом «Об информации…».
    • Фотографии, чертежи и аналогичные объекты (не все!), которые не являются результатом творческого труда (например, бухгалтерские отчеты), должны рассматриваться не как объект авторского права, а как информация.
    • Цитирование информации, содержащейся в авторских произведениях, необходимо рассматривать отдельно от цитирования собственно произведений.
    • При воспроизведении или распространении экземпляров объектов авторского права, вообще говоря, необходимо оговаривать ограничения, вытекающие из прав обладателей информации, являющейся частью содержания произведений.

По нашему мнению, поднятая тема не только может послужить хорошей почвой для дискуссий и дальнейших исследований, но и нуждается в детальной проработке, так как из-за кажущейся ясности значений понятий «информация» и «произведение» и «теоретического» характера рассматриваемого вопроса возникают и усиливаются проблемы, которые непосредственно проявляются на практике.

От редакции. Всецело поддерживаем предложение автора обсудить поднятую в статье проблему и приглашаем всех заинтересованных читателей к дискуссии.

Авторское право и право на информацию – подходы к разделению их объектов

Сегодня еще нет четкого разделения между объектами интеллектуальной собственности на информацию и авторское произведение, и пока что это вызывает дискуссии в разных патентных случаях. И даже от специалистов, работающих в сфере патентного производства, бывает трудно получить однозначный ответ на вопрос, чем являются те или иные данные и те или иные объекты. Особенно это касается нынешней эры, когда множество данных передается, копируется и публикуется в цифровом виде.

С точки зрения патентных и правовых специалистов «информация» и «объекты авторского права» во многих случаях смешиваются, в порядке рассмотрения патентных случаев меняются местами, заменяются одно другим, или сознательно, манипулятивно, подменяются одно на другое, в целях получения каких-либо результатов.

Во многих ситуациях проявляется такая точка зрения отдельных лиц и организаций, что программы для компьютеров и тексты книг, базы данных, и другие цифровые документы и сведения являются просто информацией и не являются авторским произведением. Наш основной вопрос – это отличия между информацией и авторскими произведениями, вопросы авторского права на информацию и ситуация, которая существует в этой области в киберпространстве. За неимением достаточной информации и дискуссий по этому вопросу мы пока что можем всего лишь ставить вопросы, которые относятся к этой сфере, и в общем описать ситуацию.

Сегодня постоянно и экспоненциально увеличивается количество информации, находящейся в киберпространстве. Многими компаниями и лицами используется такой принцип работы с информацией и такой вид информации, как «биг дата», это огромные массивы данных, которые создаются, хранятся и обрабатываются особым образом. Кроме биг дата, баз данных и других объемов информации используется и передвигается огромное количество разных типов отдельных информационных документов и интеллектуальных объектов.

В зависимости от ситуации они рассматриваются или как просто информация, или как объекты авторского права. Все это разные патенты и разные авторские права, возможности использования, и обязанности сторон, имеющих к ним отношение. В некоторых случаях намеренная или случайная неверная классификация объектов информации ведет к нарушению прав сторон. Сама по себе возможность смешения таких понятий как информация и объекты авторского права, авторское произведение, затрудняет защиту прав и работу специалистов.

В этой сфере главной проблемой в Российской федерации сегодня является то, что есть риск сведения всей информации, существующей и использующейся в любом виде, к области объектов авторского права. Это означает все новые и новые трудности свободного использования самой разной информации. И в перспективе означает трудности в создании новой информации и новых данных.

Известен относящийся к этому вопросу разговор, поднятый Р.Столлменом в его фантастическом рассказе «Право читать». Там довольно ярко подана версия, в которой человечество ограничено в правах и возможностях на чтение, потребление информации, на ее распространение и использование, а в результате – уже и на ее создание.

Чертежи и фотографические объекты и произведения – вопросы патентной классификации.

Есть у России еще одна насущная проблема в области использования информации и прав на нее. Произведения, которые фактически не являются уникальными и не имеют чисто творческого характера создания, пока что подпадают под объекты, в отношении которых работает авторское право. Получается, что например чертежи, которые копируются и в точности воспроизводятся, также могут быть признаны объектами авторского права и рассматриваться таким образом. То есть на практике аннулировано правило, по которому объектом именно авторского права может быть только произведение, несущее признаки творческого характера создания и уникальности.

Теперь произведения, могущие тиражироваться без признаков творческой деятельности, тоже могут рассматриваться как объекты авторского права. Также путаница существует и в отношении таких объектов, как фотографии и фотографические документы – любые, фотографии в принципе – они тоже формально подпадают под объекты, защищаемые авторскими правами. Все это создает возможности для манипуляции и путаницы, разночтения в отношении закона. Рассчитывать приходится только на разумность и компетентность экспертов в разных ситуациях, но она не всегда в наличии.

Например, фото. Скорее всего, объектами авторского права можно признавать только снимки специалистов, профессиональных, артистических или специализированных фотографов – или тех, кто делает фотографии, уникальные по тематике и моменту съемки. То есть это арт-работы, художественные постановочные съемки, и репортажи о тех событиях, о которых было сделано мало снимков и снимки которых являются редкими и востребованными. Во многих случаях споры, касающиеся таких вопросов и объектов, разрешаются на основе соглашений сторон или общественного мнения, на основе текущего контекста и характера обсуждаемых произведений. Так как законодательство не может дать точных критериев для решения любых дел о таких объектах.

Базы данных, и связанные с ними вопросы

Детали особых прав на содержимое баз данных изложены в четвертой части ГК РФ. Эти утверждения противоречат федеральному закону № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Поскольку сталкиваются авторские права авторов конкретных частей информации, заключенных в базах данных и права создателей баз данных. Это еще один вопрос, которые пока что не урегулирован российским законодательством, и правовые случаи в этой области часто превращаются в долго тянущиеся.

Это интересно:  Как получить авторское право на идею

Смешение классификаций между объектами авторского права и информацией

Еще одна проблема – это путаница в классификации, когда речь идет либо о просто информации, либо об объектах авторских прав. Такая путаница классификаций происходит либо случайно, либо намеренно, когда это уже подмена. Чаще всего такие «нестыковки» происходят в процессах рассмотрения уголовных дел. Либо это уголовные дела о нарушении авторских прав, либо – о преодолении технических средств защиты последних. Либо о хищении информации, о взломах информационных систем и систем защиты данных в сети.

Например, путаница есть в рассмотрении несанкционированной редакции кода программного обеспечения. Когда дело касается изменения программного кода ПО (программного обеспечения), такое нарушение авторских прав, согласно сухой букве нынешнего законодательства, трактуется как «неправомерный доступ к компьютерной информации». И перестает быть нарушением авторского права, что фактически нелогично. И прецедентов именно такого порядка настолько много, что они оказывают значительное влияние на состояние вопроса авторского права в области ПО.

Возможные решения этих проблем и ситуация с ним на практике

Современные российские эксперты, в частности в лице авторов статьи, на основании которой написан этот материал, предлагают следующие положения, которые могут быть приняты для того, чтобы решить изложенные проблемы:

  • ни при каких обстоятельствах не считать объектами авторско-правовой охраны никакие могущие быть тиражируемыми объекты информации, то есть никакие «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления»;
  • не трактовать в качестве объекта информации или сведений никакой результат авторского творчества, никакое авторское произведение;
  • в случае рассмотрения сложных объектов и произведений, декомпозировать их, разделяя на составляющие, которые могут быть классифицированы отдельно – как объекты авторского права и информацию. И рассматривать их охранение соответственно по раздельности.

О первом и втором пункте уже можно сказать, что они регламентированы российским законодательством. Первый пункт регламентируется уже упомянутым Законом «Об информации..». Этот закон определяет понятие «информации», и «регулирует отношения, возникающие при… осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации».

В этом законе уточняется разделение между информацией и объектами авторских прав, в частности во втором пункте первой статьи, где сказано, что установки этого закона «не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации». И, таким образом, разграничиваются общественные отношения с объектами исключительных прав и они же – с объектами информации.

Там же можно найти конкретизацию отделения от объектов авторского права таких материалов, как репортажи, как новости и информационные сообщения. 1259 статья ГК РФ в 6-м пункте сообщает, что «…не являются объектами авторских прав… сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное)».

Таким образом, можно считать, что правовое обоснование позиций, выраженных в первом и втором пункте, у нас с вами уже есть. Но, тем не менее, многие юристы, эксперты, и правовые и патентные специалисты при рассмотрении различных случаев не признают этих правил и этих логических выводов.

Что же касается третьего пункта, который мы сформулировали, то его уже логически можно считать вытекающим из двух первых. Но и на этот счет есть, по мнению некоторых экспертов, частичное законодательное подтверждение – выраженное в третьем пункте 1270-й статьи ГК РФ. Где можно найти следующие строки: «…практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения…». То есть авторское право не регулирует использование обществом «информации», содержащейся в авторских произведениях. Там же указывается и единственное исключение из этого правила – касающиеся архитектурных проектов.

За разделение произведений на разные по применению авторского права составные части говорит и седьмой пункт 1259-й статьи ГК РФ, говорящий, что «…авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи». То есть, опять же, просто информация не является объектом авторских прав, даже будучи частью произведения.

Наши скромные выводы

Становится очевидно, что при рассмотрении объектов и авторского права и информации, особенно сложных объектов, нужно работать гибко, и в первую очередь не терять из виду классификацию. И всегда быть готовым различать в отдельном произведении части, относящиеся к уникальной работе автора объекта и части, которые включены в него как информация, находящаяся в общем доступе. И соответственно рассматривать использование одних и других.

Коды ПО, например, являются авторскими произведениями, так как обладают уникальностью, в то время как отчеты, чертежи уже известных объектов, базы данных являются сборниками информации, которая общественно доступна, но была, для баз данных, скомпилирована и подана особым, авторским образом. Авторские, уникальные черты в каждом информационном и цифровом объекте могут выражаться в разных его частях и свойствах. Например, в случае о базе данных или информационной подборке, объектом авторского права может быть сама компиляция, если она носит черты, отличающие ее от всех других форм обработки и подачи данных. Эта тема является открытой, соответственно сложности вопроса. И мы лишь приглашаем к дискуссии. Все интересующие вас вопросы, и проблемы, касающиеся защиты информации, авторского права, патентования, и с ними смежные, вы можете обсудить и решить со специалистами АНО «Судебный эксперт».

Регулирование информационных отношений институтом авторского права при производстве, передаче и распространении информации

Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм исполнений, постановок, передач эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Учитывая тот факт, что нас интересуют те особенности правового регулирования информационных отношений, которые связаны с соблюдением авторских прав, приведем значение отдельных терминов, используемых в институте авторского права. Эти термины определены в ст. 4 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».

Автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

Аудиовизуальное произведение — произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

База данных — объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и т.д.), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).

Воспроизведение произведения — изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях — одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением.

Воспроизведение фонограммы — изготовление одного или более экземпляров фонограммы или ее части на любом материальном носителе. Запись — фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение.

Изготовитель аудиовизуального произведения — физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения; при отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этом произведении обычным образом.

Изготовитель фонограммы — физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков; при отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на содержащем ее футляре обычным образом.

Исполнение — представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Исполнитель — актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер.

Обнародование произведения — осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.

Опубликование (выпуск в свет) — выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения, фонограммы.

Передача в эфир — сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения). При передаче произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания в эфир через спутник под передачей в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания могут быть доведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой.

Передача организации эфирного или кабельного вещания — передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией.

Показ произведения — демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности.

Последующая передача в эфир — последующая передача в эфир ранее переданных в эфир произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания.

Программа для ЭВМ — объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

Публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения — любые показ, исполнение или сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимаются ли произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания в месте их сообщения или в другом месте одновременно с сообщением произведений фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания.

Режиссер — постановщик спектакля — лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного спектакля (представления).

Репродуцирование (репрографическое воспроизведение) — факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание; репрографическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение указанных копий в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме.

Сдавать в прокат (внаем) — предоставлять экземпляр произведения или фонограммы во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды.

Сообщать — показывать, исполнять, передавать в эфир или совершать иное действие (за исключением распространения экземпляров произведения или фонограммы), посредством которого произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания становятся доступными для слухового и (или) зрительного восприятия, независимо от их фактического восприятия публикой.

Сообщать для всеобщего сведения по кабелю — сообщать произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения посредством кабеля, провода, оптического волокна или с помощью аналогичных средств.

Фонограмма — любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков.

Экземпляр произведения — копия произведения, изготовленная в любой материальной форме.

Экземпляр фонограммы — копия фонограммы на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме. Значение приведенных терминов достаточно полно раскрыто в научной и учебной литературе по авторскому праву, поэтому мы на этом вопросе останавливаться не будем.

Рассмотрим сферу действия Закона, что имеет важное значение для регулирования информационных отношений. Согласно п. 1 ст. 5 авторское право распространяется:

— на произведения, обнародованные либо не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников;

— на произведения, обнародованные либо не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами — гражданами Российской Федерации и их правопреемниками;

— на произведения, обнародованные либо не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) — гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» к объектам авторского права относятся произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на не обнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

— письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

— устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

— звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);

— изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);

— объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

— в других формах.

Правовая охрана распространяется как на произведение в целом, так и на любую оригинальную его часть, в том числе название. Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Согласно п. 5 ст. 6 упомянутого Закона авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Данное обстоятельство имеет принципиальное значение как с позиции авторского права, так и с позиции информационного права. Например, энциклопедия может быть опубликована в виде книги или компакт-диска. При этом объектом авторского права является только само произведение (информация). Напомним, что в ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» документированная информация (документ) определяется как зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Таким образом, документ как объект информационного права включает в себя и материальный носитель, и информацию.

Это интересно:  Право в интернете конспект урока

Согласно ст. 7 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» объектами авторского права являются:

— литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

— драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

— хореографические произведения и пантомимы;

— музыкальные произведения с текстом или без текста;

— аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайд-фильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

— произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

— произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

— произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

— фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

— географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

— производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

— сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ для ЭВМ, в том числе на операционные системы.

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Не являются объектами авторского права в соответствии со ст. 8 Закона официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы, государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки), произведения народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» существуют субъекты, обладающие авторским правом, которые одновременно могут являться субъектами информационных правоотношений.

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы C в окружности, т.е. C, имени или наименования обладателя исключительных авторских прав и года первого опубликования произведения.

При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющие результат творческого труда (составительство). Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свои произведения независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором.

Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания. Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом.

Переводчикам и авторам других производных произведений принадлежит авторское право на осуществленные ими перевод, переделку, аранжировку или другую переработку. Переводчик и автор другого производного произведения пользуется авторским правом на созданное им произведение при условии соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.

Авторами аудиовизуального произведения являются: режиссер-постановщик; автор сценария (сценарист); автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор).

Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение) принадлежит автору служебного произведения. Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.

Согласно ст. 15 Закона автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

— признаваться автором произведения (право авторства);

— использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т.е. анонимно (право на имя);

— обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

— на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:

— воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

— распространять экземпляры произведения любым способом, т.е. продавать, сдавать в прокат и т.д. (право на распространение);

— импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

— публично показывать произведение (право на публичный показ);

— публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

— сообщать произведение, включая показ, исполнение или передачу в эфир, для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

— сообщать произведение, включая показ, исполнение или передачу в эфир, для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

— переводить произведение (право на перевод);

— переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.

Размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения устанавливаются в авторском договоре, а также в договорах, заключаемых организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе, с пользователями.

Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

Статьей 18 Закона регламентируется использование произведений в личных целях. Нормами этой статьи допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения исключительно в личных целях воспроизведение правомерно обнародованного произведения, за исключением:

— воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

— воспроизведения баз данных или существенных частей из них;

— воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных ст. 25 настоящего Закона;

— репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов.

Статьей 19 Закона допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;

4) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью; при этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью; при этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

6) воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.

Нормы данной статьи имеют прямое и чрезвычайно важное значение для регулирования информационных отношений.

В соответствии со ст. 20 Закона допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:

1) правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов;

2) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;

3) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных ст. 27 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

Имущественные права могут передаваться на основе авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав.

За нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований настоящего Закона, является нарушителем авторских и смежных прав. Контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав.

Гражданско-правовые и иные меры защиты авторских и смежных прав регламентируются ст. 49 Закона. Обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя:

1) признания прав;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению;

3) возмещение убытков, включая упущенную выгоду;

4) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;

6) принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.

§ 3. Авторские произведения и письма в СМИ

Порядок использования авторских произведений и писем в СМИ регулируется Законом РФ «О средствах массовой информации». В частности, ч. 1 ст. 42 названного нормативного акта указывает, что редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность. Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения. Данные положения распространяются в полной мере на авторские произведения и письма, адресованные СМИ. Ранее возникающие в процессе деятельности редакций отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства регулировались Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах», ныне утратившим силу.

  • право авторства и право автора на имя;
  • право на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений;
  • охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора;
  • право на обнародование произведения;
  • право на отзыв.

Имущественные права, согласно ст. 1270 ГК РФ, включают в себя исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Лицо, которому принадлежат исключительные права на использование произведения, обладает правом:

  • воспроизведения произведения;
  • распространения произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;
  • на публичный показ произведения;
  • импорта оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
  • проката оригинала или экземпляра произведения;
  • на публичное исполнение произведения;
  • сообщения в эфир;
  • сообщения по кабелю;
  • на перевод или другую переработку произведения;
  • практической реализации архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;
  • на доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

При этом необходимо учитывать, что личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и не могут передаваться другим лицам, даже наследникам (исключение составляет право на обнародование произведения). В то же время имущественные права на использование произведения могут быть переданы другим физическим или юридическим лицам, например, по авторскому договору.

Наряду с авторскими ст. 42 Закона РФ «О средствах массовой информации» называет издательские права на произведения. Подобной правовой категории ни действующее законодательство, ни ранее применяемый Закон, регулирующие отношения по использованию объектов интеллектуальной собственности, не содержат. Издательствам могут принадлежать и чаще всего принадлежат исключительные имущественные права на использование произведений, которые приобретаются ими по авторским договорам с авторами или иными правообладателями.

При этом речь идет не о праве издателя на совокупность отдельных произведений, включенных в периодическое издание, а на само такое издание в целом. В связи с этим авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом.

Это интересно:  Быстрый интернет заработок без вложений и обмана

В соответствии с п. 7 ст. 1260 ГК РФ исключительные права на использование энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий, включая право указывать свое наименование либо требовать такого указания при любом использовании таких изданий, принадлежат издателю. Именно в связи с этим данные права и были условно названы издательскими.

Вместе с тем природа издательских прав не совсем ясна в российском законодательстве. В пункте 7 ст. 1260 ГК РФ сказано, что авторы или иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, сохраняют эти права независимо от права издателя или других лиц на использование таких изданий в целом, за исключением случаев, когда эти исключительные права были переданы издателю или другим лицам либо перешли к издателю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом. В то же время издание представляет собой результат подбора и составления различных произведений в единый печатный продукт, что требует определенных творческих усилий. Поскольку в качестве объектов авторского права (произведений) могут рассматриваться не только тексты сообщений и материалов, вошедших в издание, но и результаты творческого труда по его оформлению (разработка дизайна обложки, создание оригинальных шрифтов, логотипов и т.д.), то результат подбора и расположения материалов также является объектом авторского права (составительством), личные неимущественные права и имущественные права в отношении которого принадлежат составителю — физическому лицу.

Таким образом, издательские права не будут являться издательскими, если они не были получены данным издательством у авторов в порядке, предусмотренном законодательством об интеллектуальной собственности. При этом личные неимущественные авторские права на само составительство в любом случае остаются у его авторов.

В работе редакций СМИ особое значение имеют так называемые служебные произведения -произведения, созданные журналистами в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания. Обязательным условием признания произведения служебным является наличие между автором и другим лицом трудовых отношений, подпадающих под нормы трудового права.

По общему правилу личные неимущественные авторские права на служебные произведения принадлежат их авторам. Что касается исключительных прав на использование служебного произведения, то они принадлежат лицу, с которым журналист состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ними не предусмотрено иное.

Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.

Кроме того, ст. 1287 ГК РФ предусматривает особые условия издательского лицензионного договора. Так, по договору о предоставлении права использования произведения, заключенному автором или иным правообладателем с издателем, т.е. с лицом, на которое в соответствии с договором возлагается обязанность издать произведение (издательский лицензионный договор), лицензиат обязан начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре. При неисполнении этой обязанности лицензиар вправе отказаться от договора без возмещения лицензиату причиненных таким отказом убытков.

Если в договоре отсутствует указание на конкретный срок начала использования произведения, такое использование должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования. Такой договор может быть расторгнут лицензиаром по общим основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 450 ГК РФ. В этом случае лицензиар вправе требовать выплаты ему вознаграждения, предусмотренного издательским лицензионным договором, в полном размере.

За нарушение авторских прав наступает гражданско-правовая, уголовная и административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, такая ответственность предусмотрена ст. 146 УК РФ, ст. 7.12 КоАП РФ.

Статья 1301 ГК РФ устанавливает ответственность за нарушение исключительного права на произведение. Так, согласно названной статье автор или иной правообладатель, наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных гражданским законодательством, вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

  1. в размере от 10 тыс. до 5 млн. руб., определяемом по усмотрению суда;
  2. в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Кроме того, ст. 25 Закона РФ «О средствах массовой информации» закрепляет, что в случае нарушения редакцией, издателем или распространителем имущественных либо личных неимущественных прав авторов и в иных случаях, предусмотренных законом, распространение продукции СМИ может быть прекращено по решению суда.

Экземпляры произведений, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских прав, признаются контрафактными. Контрафактные экземпляры произведений подлежат конфискации в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Конфискованные контрафактные экземпляры произведений подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских прав по его просьбе.

Также следует отметить, что Закон РФ «О средствах массовой информации» предусматривает, что характер и условия использования предоставляемого редакции произведения могут быть особо оговорены автором либо иным правообладателем, что может быть сделано путем заключения договора авторского заказа (ранее авторского договора).

Исходя из смысла ст. 1288 ГК РФ, стороны в договорном порядке могут установить содержание своих прав и обязанностей, в частности срок создания произведения, возмездный либо безвозмездный характер такой работы, возможность передачи исключительных прав вместе с самим произведением и др. Следует иметь в виду, что если конкретные условия не будут оговорены автором либо иным правообладателем в договоре авторского заказа с редакцией, то будут действовать правила, предусмотренные законом. Целесообразно оговорить в договоре возможность передачи редакцией полученных прав другим лицам. Без такой оговорки права, переданные по такому договору, ни полностью, ни частично не могут передаваться другим лицам.

Существенным моментом при использовании произведения для обеих сторон является условие о вознаграждении. Оно может быть определено различными способами:

  1. в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения;
  2. в виде зафиксированной в договоре суммы;
  3. иным образом.

Кроме того, редакцией могут быть утверждены фиксированные ставки вознаграждений исходя, например, из единицы объема произведения. В любом случае во избежание конфликтных ситуаций целесообразно заранее довести условия об оплате до сведения автора или иного правообладателя.

По общему правилу договор авторского заказа заключается в письменной форме. Однако в отношении средств массовой информации законом предусмотрено исключение, согласно которому лицензионный договор об использовании произведения в периодической печати может быть заключен в устной форме (п. 2 ст. 1286 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 158 ГК РФ сделка в устной форме считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку. Примером такого поведения может быть составление сопроводительного письма, прилагаемого автором к произведению, направляемому в редакцию для опубликования.

Статья 42 Закона РФ «О средствах массовой информации» устанавливает особый правовой режим для писем, приходящих в редакцию. В частности, законодатель устанавливает, что письмо, адресованное в редакцию, может быть использовано в сообщениях и материалах данного средства массовой информации, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются положения названного Закона РФ.

Исходя из смысла данной статьи не требуется ни заключения авторского договора с автором письма, ни выплаты соответствующего вознаграждения. Возможно, это связано с тем, что письма в подобном случае рассматриваются не в качестве авторских произведений, а скорее в качестве информационных сообщений.

Вместе с тем законодатель защищает права авторов писем. Например, он закрепляет условие использования писем редакцией — неискажение смысла письма и соблюдение положений Закона РФ «О средствах массовой информации».

Закон исходит из того, что, направляя письмо в редакцию, автор уже заранее согласен на его публикацию. В связи с этим не требуется согласия автора ни на редактирование текста письма, ни на его публикацию. При этом редакторская правка не должна искажать изначальный смысл письма. Кроме того, если в письме не содержится просьбы о сохранении анонимности автора либо опубликовании письма в неизменном виде, то редакция может по своему усмотрению разместить письмо в СМИ в полном или сокращенном виде, с указанием автора или без такого указания.

При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 152 ГК РФ и п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» ответчиками по искам об опровержении сведений, порочащих честь и достоинство или деловую репутацию, являются лица, распространившие эти сведения.

Верховный Суд РФ указывает, что в соответствии с п. п. 1 и 7 ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, а юридическое лицо — сведений, порочащих его деловую репутацию. При этом законом не предусмотрено обязательное предварительное обращение с таким требованием к ответчику, в том числе и в случае, когда иск предъявлен к редакции средства массовой информации, в котором были распространены указанные выше сведения. Вместе с тем гражданин вправе обратиться с требованием об опровержении таких сведений непосредственно к редакции соответствующего средства массовой информации, а отказ в опровержении либо нарушение установленного законом порядка опровержения могут быть обжалованы в суд (ст. ст. 43 и 45 Закона РФ «О средствах массовой информации»).

Гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие его права или охраняемые законом интересы, а также юридическое лицо, если опубликованные сведения порочат его деловую репутацию, имеют право на опубликование своего ответа в тех же средствах массовой информации (п. п. 3, 7 ст. 152 ГК РФ, ст. 46 Закона РФ «О средствах массовой информации»).

Кроме того, п. 5 названного Постановления Верховного Суда РФ уточняет, что если оспариваемые сведения были распространены в средствах массовой информации, то надлежащими ответчиками являются автор и редакция соответствующего средства массовой информации. Если эти сведения были распространены в средстве массовой информации с указанием лица, являющегося их источником, то это лицо также является надлежащим ответчиком. При опубликовании или ином распространении не соответствующих действительности порочащих сведений без обозначения имени автора (например, в редакционной статье) надлежащим ответчиком по делу является редакция соответствующего средства массовой информации, т.е. организация, физическое лицо или группа физических лиц, осуществляющие производство и выпуск данного средства массовой информации (ч. 9 ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации»). В случае если редакция средства массовой информации не является юридическим лицом, к участию в деле в качестве ответчика может быть привлечен учредитель данного средства массовой информации.

При этом, если истец предъявляет требования к одному из надлежащих ответчиков, которыми совместно были распространены не соответствующие действительности порочащие сведения, суд вправе привлечь к участию в деле соответчика лишь при невозможности рассмотрения дела без его участия (ст. 40 ГПК РФ).

Поскольку законодатель требует, чтобы при использовании писем не нарушались положения Закона РФ «О средствах массовой информации», то надо учесть, что речь в данном случае идет о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации (ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации»), правами журналиста (ст. 51), соблюдении конфиденциальности информации (ст. 41).

Если в письме в редакцию содержатся условия о неразглашении указанных в нем сведений либо о сохранении в тайне автора данного письма, то редакция не вправе без соблюдения таких условий использовать письмо в сообщениях и материалах СМИ.

Часть 2 ст. 42 Закона РФ «О средствах массовой информации» предусматривает, что редакция не обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение.

Это обусловлено тем, что подобные действия не входят в сферу задач редакции. Основной задачей редакции согласно ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации» является производство и выпуск СМИ как формы периодического распространения массовой информации. Письма граждан в большинстве случаев носят индивидуальный, личный характер, кроме того, для их надлежащей обработки редакцией требуются весьма значительные организационные и финансовые затраты.

Действующий в настоящее время Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусматривает, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Их письма, направленные в соответствующие органы, будут рассмотрены, и на них будет дан ответ в предусмотренные законом сроки и в установленной форме. Редакции же не обязаны осуществлять подобные действия.

Закон РФ «О средствах массовой информации» провозглашает и охраняет свободу массовой информации. Так, его ч. 3 ст. 42 закрепляет положение, в соответствии с которым никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклоненное ею произведение, письмо, другое сообщение или материал, если иное не предусмотрено законом. Кроме того, согласно ст. 3 Закона РФ «О средствах массовой информации» не допускается наложение запрета на распространение каких-либо сообщений или материалов (цензура массовой информации).

В статье 19 Закона РФ «О средствах массовой информации» законодатель установил правило о том, что редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности, что дает ей право по своему усмотрению отклонить любое сообщение или материал, кроме случаев, когда обязанность опубликовать определенный материал предусмотрена законом.

Например, ст. 18 Закона РФ «О средствах массовой информации» устанавливает, что учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя).

Статья 35 Закона РФ «О средствах массовой информации» определяет так называемые обязательные сообщения. Так, редакции СМИ, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, обязаны публиковать по требованию этих органов их официальные сообщения, а равно иные материалы, публикация которых в данных СМИ предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Кроме того, государственные СМИ обязаны публиковать сообщения и материалы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».

Статья написана по материалам сайтов: sudexpa.ru, studwood.ru, uristinfo.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector