+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Приоритет среди обладателей прав на произведение

Этапы возникновения и становления авторского права как института гражданских отношений, соблюдение юридических аспектов в сфере интеллектуальной собственности. Основные задачи и принципы защиты авторского права, анализ норм российского законодательства.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 18.06.2015
Размер файла 15,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В настоящее время в множестве стран мирa сложилась комплексная отрасль общественного производства — индустрия авторского права. Возникновение этой отрасли общественного производства вызвано коммерциализацией объектов и массовостью авторского права. Авторское право существует непосредственно для того, чтобы позволить обществу иметь объемный доступ ко всем достижениям интеллектуальной творческой деятельности, а так же защищать и вознаграждать тех, кто способствует возникновению и распространению этих достижений. В соответствии с ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется свобода технического, научного, художественного, литературного и других видов творчества.

Соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности является одним из главных показателей развития общества. Принятые в последние года законы об авторском праве поспособствовали тому, что творение литературы, искусства и науки стали выгодными объектами гражданского оборота. Одновременно законодательством определен баланс прав авторов и интересов общества, в частности, области образования, научных исследований и доступа информации.

Важное общественное значение авторского права состоит в том, что оно является правовой оболочкой, в которой появляются и существуют все составные части общественной жизни. Объекты авторского права не смогут приносить правообладателям прибыль, а государству налоги, если они не обеспечиваются специальной правовой охраной со стороны государственных органов.

В связи с этим поставлены следующие задачи:

1) кратко изучить процесс становления авторского права;

2) определить понятие, функции и источники авторского права;

3) охарактеризовать субъекты и объекты авторского права;

4) выявить содержание авторского права;

5) определить сферу действия авторских и смежных прав.

1. Понятие и содержание авторского права

Авторское право — один из институтов гражданского права. Эта отрасль права регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, которые связаны с использованием и созданием произведений литературы, искусства и науки. Авторское право можно назвать самостоятельным институтом, так как он решает конкретные задачи, которая включает всемерную охрану личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов авторов; то есть обеспечение приличных условий для создания художественной и научной литературы. В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения связанные с созданием и использованием результатов творческой деятельности. В субъективном смысле авторское право — те личные «неимущественные» и «имущественные» права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства, то есть авторам произведений.

авторский право юридический законодательство

2. Основные задачи и принципы авторского права

Основных задачами в авторском праве чаще всего в юридической литературе называются две следующие задачи. С одной стороны, авторское право должно стимулировать деятельность по созданию произведений науки, искусства и литературы. В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятия творческим трудом; обеспечивает правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав на использование создание ими произведений и получение доходов и т.д. С другой стороны, задачей авторского права считается создание условий для широкого использования произведений в интересах общества. Другими словами, повышение уровня охраны прав авторов ни в коем случае не должно препятствовать использованию их произведений в целях образования и просвещения или служить помехой в стремлении самой широкой аудитории читателей, зрителей, слушателей знакомиться с ними.

Указанные задачи авторского права тесным образом связаны с его принципами. Принципы авторского права — это его основные начала, отправные идеи, которые обладают универсальностью, высшей императивностью и общезначимостью. Они пронизывают содержание всей системы авторского права, предопределяют всю юрисдикционную деятельность и воплощаются в субъективных правах и обязанностях участников авторских правоотношений. Не будучи закрепленными в конкретных статьях закона, принципы авторского права выводятся из анализа всей совокупности авторско-правовых норм. Знание принципов позволяет ориентироваться в обширном авторском законодательстве, правильно толковать и применять на практике отдельные его нормы, а также решать вопросы, на которые нет прямого ответа в действующем законодательстве.

К числу основных принципов российского авторского права, отраженных в содержании его норм на современном этапе развития, относятся следующие.

Во-первых, принципом авторского права может и должен считаться принцип свободы творчества, который прямо закреплен ст.44 Конституции РФ. Этот принцип, лишь недавно наполненный реальным содержанием, пронизывает собой все авторское законодательство и конкретизируется в целом ряде его норм.

Обеспечивая свободу творчества, авторское право охраняет все произведения науки, литературы и искусства независимо от их назначения, достоинств и способа выражения. В этих же целях закон не ограничивает круг охраняемых произведений каким-либо перечнем и охраняет любые результаты творческой деятельности, существующие в объективной форме. Творцы произведений свободны в выборе темы, сюжета, жанра и формы воплощения создаваемых ими художественных образов, а также самостоятельно решают вопросы о выпуске своего произведения в свет, приданию произведению окончательной формы и т.п.

Во-вторых, принципом авторского права является сочетание личных интересов автора с интересами общества. Хотя данный принцип, безусловно, проявляется и в других институтах права интеллектуальной собственности и гражданского права в целом, в авторском праве он имеет особое значение. В основе авторского права лежит признанное за автором монопольное право на использование созданного им произведения. Определение разумных границ этой монополии на протяжении веков являлось одной из главных проблем авторского права. В настоящее время уже никто не утверждает, что авторы должны иметь неограниченный контроль за использованием своих произведений. Ничем не ограниченная монополия необходима и возможна лишь в отношении необнародованных произведений. Если же произведение с согласия автора стало доступно для всеобщего сведения, его права на произведение не могут быть столь обширными, чтобы полностью игнорировать интересы других граждан и общества в целом. Законы демократического общества не только гарантируют охрану интеллектуальной собственности, но и закрепляют право членов общества на участи в культурной жизни и пользование достижениями культуры. (п.2 ст.44 Конституции РФ).

В-третьих, в качестве одного из принципов российского авторского права может быть выдвинуто положение о неотчуждаемости личных неимущественных прав автора. В этом состоит одно из существенных отличий российского авторского права от авторского права ряда зарубежных стран. По российскому авторскому законодательству, личные неимущественные права автора (право на авторство, право на имя и пр) не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам автор и выразил на это свое согласие (ст.1228 ГК РФ). Подобное соглашение не будет иметь юридической силы и является недействительным. Поэтому даже в тех случаях, когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях обеспечены. Этими же соображениями продиктованы нормы российского законодательства, устанавливающие, что право авторства, право на авторское имя, право на защиту репутации автора не переходят по наследству, что в случаях так называемого «свободного» использования произведений обязательно указание имени автора и т.д. Что же касается имущественных прав авторов, то они могут передаваться другим лицам по авторскому договору, в порядке наследования, а также в силу закона (служебные произведения).

В-четвертых, для современного российского авторского права характерен принцип свободы авторского договора. Данный принцип заменил собой присущий ранее действующему авторскому праву принцип нормативной регламентации основных прав и обязанностей сторон по авторским договорам. Наиболее ярким выражением последнего было существование так называемых типовых авторских договоров (издательских, сценарных, постановочных и др.), которые имели нормативное значение и подробно регламентировали отношения авторов и пользователей произведений. Конечно, было бы неверно сводить роль типовых договоров лишь к ограничению свободы сторон в распоряжении принадлежащими им правами. Одной из главных функций типовых договоров было ограждение авторов от произвола пользователей произведений, стремление гарантировать авторам определенный минимальный уровень прав. Условия конкретных авторских договоров, ухудшающие положение авторов по сравнению с типовым договором, признавались недействительными и заменялись условиями, закрепленными в типовом договоре.

Вместе с тем присутствие в законодательстве правил, детально регулирующих сферу отношений, которая в принципе должна определяться прежде всего свободным волеизъявлением самих сторон, трудно признать нормальным явлением. В этой связи новое российское авторское законодательство отказалось от жесткой регламентации отношений сторон авторского договора. В нем закрепляются лишь возможные типы авторских договоров, а также указываются условия, которые должны быть в обязательном порядке согласованы сторонами. Что касается законных интересов авторов, то они обеспечиваются, с одной стороны, запретом включать в авторские договоры явно кабальные для авторов условия, например, условие о передаче прав на произведения, которые автор может создать в будущем, и, с другой стороны, правилами, предоставляющими авторам определенные права, например, на расторжение авторского договора по истечении пяти лет с даты его заключения, если конкретный срок договора сроками не определен, или налагающими на пользователей произведений определенные обязанности, например, по выплате автору аванса по договору заказа. Кроме этих и других указанных в законе ограничений, стороны свободны в определении содержания авторского договора.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Общая характеристика закона, регулирующего правоотношения в сфере авторского права. История авторского права в Российской империи и анализ его норм в области издательского дела. Суть изменений в данной сфере во второй половине 20-х годов ХХ века.

Исключительные права соавторов на произведение

Исключительные права на произведение представляют собой имущественные права. Если произведение создано несколькими авторами при совместном творческом труде, то все соавторы данного произведения также приобретают весь комплекс исключительных прав на созданное произведение. Следует заметить, что исключительные права на произведение не регистрируются, а возникают непосредственно сразу после создания данного произведения, выраженного в объективной форме на определенном носителе или обнародованного.

Таким образом, исключительные права возникают на произведения, в том числе, созданные в соавторстве:

  • если они обнародованы на территории России;
  • если они не обнародованы, но выражены на определенном носителе в объективной форме и находится на территории страны (в этом случае исключительными правами могут обладать и соавторы, которые не являются гражданами РФ);
  • если произведение было создано гражданином Российской Федерации, но оно обнародовано за пределами страны, либо же не обнародовано, но выражено в конкретной материальной форме.

Тем самым, подразумевается возможность всех соавторов произведения воспользоваться принадлежащими им исключительными правами на равных. В то же время, все соавторы произведения имеют право заключить между собой соглашение в письменном виде о том, как и в каком порядке будет происходить использование исключительными правами на произведение и в каком объеме. Этим же соглашением может быть предусмотрено, по какому порядку будет происходить распределение прибыли между всеми соавторами данного объекта интеллектуальной деятельности.

Исключительным правам соавторов произведения предоставляется правовая охрана. Это определяет использование тех исключительных прав, что установлены законом, их защиту от несанкционированного использования третьими лицами. К исключительным правам относится право пользования и право распоряжения данными правами на произведение.

Соавтор произведения имеет следующие исключительные права на него:

  • право использования по своему усмотрению не запрещенными законом способами;
  • право разрешать или запрещать использование произведения другими лицами;
  • право распоряжаться своими исключительными правами и извлекать из них материальную выгоду.

Как отмечалось выше, по умолчанию, все соавторы имеют равные права на использование исключительных правам на произведение. Каждый из них использует произведение по своему усмотрению, если договором между ними не определен другой порядок использования произведения. А доходы от использования их общего произведения, распределяются между всеми соавторами в равных долях. Стоит отметить, что если произведение состоит из нескольких самостоятельных частей, то автор такой отдельной части имеет право ее использовать по своему усмотрению и без согласия других соавторов. Но при установлении договорного порядка использования неделимого произведения, учитываются права и интересы всех участников, чьим творческим трудом оно было создано.

Что же законодатель подразумевает под понятием использования произведения?

  • воспроизведение и запись произведения на многочисленные носители информации для его дальнейшего распространения;
  • отчуждение записи оригинала или экземпляра данного произведения;
  • публичный показ с помощью телевидения или с применением различных технических средств, с целью донесения как можно большему числу зрителей;
  • импорт экземпляров или оригинала произведения для их последующего распространения;
  • прокат экземпляров произведения;
  • публичное исполнение;
  • сообщение в эфир или/и по кабелю.

С осени 2014 года вступили в законную силу изменения в часть четвертую ГК РФ, которые были введены в качестве новеллы относительно интеллектуальных прав. В частности, была дополнена правовая норма, которая определяет понятие «использование произведения», дополнительным действием правообладателя – использование путем ретрансляции. Дано и определение такому понятию. Так, под ретрансляцией понимается одновременный прием с последующим сообщением в эфир через спутник или по кабелю полной версии или неизменной части радио или телепередачи. Проводить ретрансляцию могут уполномоченные организации эфирного и кабельного вещания.

Это интересно:  Обман в интернет магазине куда обращаться

Таким образом, соавторы произведения приобретают в равной степени исключительные права на него. Важно отметить, что использование этих прав может происходить по договорным основаниям или же, по такому порядку, который определен законом. Закон определяет равенство исключительных прав каждого соавтора произведения. Это значит, что каждый из них может использовать произведение любым, не запрещенным законом способом и по своему усмотрению. Предполагается также равное распределение прибыли между всеми соавторами за использование такого произведения другими лицами.

Часто задаваемые вопросы

Понятие авторского права.

Авторское право – это отрасль юриспруденции, которая относится к более масштабной сфере – интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность делится на 3 сферы:

  • авторское право,
  • патентное право
  • коммерческое право.

Авторское право регулирует объекты, которые попадают под категорию авторского произведения.

Патентное право регулирует объекты, которым в обязательном порядке требуется государственная регистрация

Коммерческое право регулирует те объекты интеллектуальной собственности (ОИС), правовая охрана которых устанавливается внутренними документами самого предприятия. Оно не требует ни гос. регистрации ни другого подтверждения.

Авторское произведение.

Авторское произведение – объект интеллектуальной собственности, являющийся результатом творческой деятельности физического лица.

Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (Статья 1257 ГК РФ).

На основании пункта 1 статьи 1259 Г.К РФ к авторским произведениям относятся следующие виды:

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений, логотипов и макетов;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • другие произведения.

В статье 1259 Г.К РФ упоминаются также такие объекты авторских прав, как:

  • компьютерные программы для ЭВМ;
  • базы данных;
  • производные произведения, представляющие собой переводы или иные переработки других произведений;
  • · составные произведения (включая сборники), представляющие собой результат творческого труда по подбору и расположению материала.

Отличия авторского и патентного права.

Авторское право не требует гос. регистрации (п. 4 ст 1259 ГК РФ) Оно возникает в момент создания авторского произведения. Но результат творческой деятельности автора должен быть выражен в объективной форме.

Авторское право оформляется за 10 дней в электронном депозитарии INTEROCO.

Объекты патентного права обязательно требуют гос. регистрации и, соответственно, правовая охрана наступает с момента гос. регистрации. Патентное право оформляется за период от 9 месяцев и больше.

Кроме того, авторское право признается в 167 странах-участницах Бернской конвенции. В области патентного права — то, что касается товарных знаков – оно признается только на территории того государства, где было зарегистрировано.

Различия по срокам действия:

Исключительное авторское право на произведение, согласно российскому законодательству действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (ст. 1281 ГК РФ).

Исключительное патентное право на объект действует в течение срока действия охранного документа. Если это товарный знак, то 10 лет; если полезная модель/ изобретение – зависит, на какой срок была уплачена поддерживающая пошлина. В любом случае, срок гораздо короче.

Преимущества авторского права перед патентным:

  • быстрее (всего 10 дней)
  • дешевле (от 10 500 рублей)
  • признание в 167 странах мира
  • может быть оформлено на физическое лицо (тогда как объекты патентного права оформляются как правило на юридическое лицо).
  • новизна (на территории СНГ все ОИС преимущественно оформляются по линии патентного права)
  • в качестве объекта авторского права не может выступать название товаров/услуг. Название может быть только оформлено как товарный знак.

Как рассчитать сумму авторского вознаграждения.

Нигде в законодательстве нет требований по расчету вознаграждения. Но, в то же время, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений при оформлении лицензионного договора (ст. 1286 ГК РФ).

При расчете суммы авторского вознаграждения необходимо обязательно указать, исходя из чего она будет рассчитываться (от полученной прибыли, выгоды, от оборота, либо от сэкономленного эффекта). Также необходимо доказать факт использования авторского произведения и указать механизм выплат (в какой форме, как будут удерживаться налоги итп.)

Когда наступает дата приоритета

Дата приоритета по авторскому праву возникает в момент создания произведения. Как правило, этот факт должен быть доказан в объективной форме.

Получение правовой охраны

Зачем нужно оформлять авторские права

Во-первых, оформление авторских прав решает главную задачу – получение исключительных прав на использование произведения.

Во-вторых, для того чтобы исключить получение таких прав другим заинтересованным лицом и последующие претензии к настоящему автору.

Критерии авторского произведения

Основной критерий авторского произведения – наличие творческого замысла.

Пример: три точки на листе бумаги не являются авторским произведением, так как не имеют творческого замысла.

Если это программа ЭВМ, то она должна выполнять какую-то задачу, иметь алгоритм действий, должна быть достаточно обособлена и решать какую-то конкретную задачу.

Почему раньше никто не оформлял авторские права

Оформляли, но в очень незначительном количестве ввиду незнания и отсутствия вразумительного предложения данной услуги. На территории СНГ 90% ОИС оформлены в виде патентных прав (товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели, изобретения итд.)

За рубежом – 98% ОИС в США – объекты авторского права, так как большую часть разработок можно оформить в виде авторского права.

В Гражданском Кодексе сказано, что для оформления авторского права не требуется гос. регистрация. Это коммерческая услуга, которую предлагает депозитарий INTEROCO, обеспечивающий подтверждение прав в объективной форме.

Что такое «объективная форма» авторского произведения

Это основной критерий признания авторских прав. Это означает, что авторское право подтверждает третья незаинтересованная и неаффилированная организация в присутствии уполномоченного лица (должностного или ответственного).

Договор о переуступке авторских прав

Как правило, при оформлении авторского договора, передается право на использование произведения. Если есть необходимость передать другие права, это необходимо прописать в договоре и, помимо подписи в конце договора, необходимо поставить подпись напротив каждого права, которое передается в виде «передал – получил».

Международный Электронный Депозитарий Авторских Произведений INTEROCO

Депозитарий – юридическое лицо, которое подтверждает факт депонирования авторского произведения, как правило, в электронной форме с выдачей соответсвующего свидетельства.

В мире достаточно много депозитариев, но, подавляющее большинство из них работает за рубежом. Самый известный депозитарий – Библиотека Конгресса США, где можно задепонировать в электронной форме, но услуга стоит от $500 и выше, а свидетельства приходится ждать по полгода. Не все условия, которые может обеспечить Библиотека Конгресса будут адекватно восприниматься в РФ. Например, по законодательству РФ, необходимо указывать объем программы ЭВМ, а депозитарий Бибилиотеки Конгресса этого не делает.

Почему выгодно оформлять именно в депозитарии «INTEROCO«

Во-первых, депозитарий INTEROCO имеет наиболее сильную юридическую основу.

Во-вторых, депозитарий INTEROCO предоставляет подтверждение на бумажном носителе в виде свидетельства, тогда как законодательством РФ запрещена выдача документов неуполномоченными организациями. Поэтому, российские депозитарии осуществляют только электронное депонирование.

Также, преимущество депозитария INTEROCO в том, что он обеспечивает онлайн поддержку электронной ссылки депонируемого ОИС, доступной в любом месте посредством Интернета.

Какая правовая основа деятельности депозитария

Документ, который он выдает, признается в 167 странах мира согласно Бернской конвенции.

Что такое Бернская конвенция

Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (часто просто Бернская конвенция) — международное соглашение в области авторского права, принятое в Берне, Швейцария в 1886 году. Является первым и ключевым международным соглашением в этой области.

В настоящее время администрируется Всемирной организацией интеллектуальной собственности и признается в 167 странах мира, в числе которых также присутствуют Россия и страны СНГ.

Почему Программы ЭВМ защищаются по Бернской конвенции?

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения (ст. 1259 ГК РФ)

Почему российские и другие депозитарии не могут выдавать свидетельства?

Гражданским Кодексом РФ установлена ответственность за выдачу документов непредусмотренных действующим законодательством.

Как доказать что дата заливки файла в депозитарий является объективной?

Когда производится депонирование материала в INTEROCO, он проходит через структуры гос. инспекции связи и регулирующие органы и остается след в какое время что было «залито». По этой справке всегда можно доказать, когда фактически было осуществлено депонирование. Данный факт снимает вопрос о возможности «предвзятости» депозитария INTEROCO к материалам.

Кто является юридическим владельцем депозитария «INTEROCO«

INTEROCO — International Copyright Online Office,

Стоимость, сроки, документы.

Сколько стоит оформление авторского права

Кто может быть владельцем авторских прав

Владельцем авторских прав может быть как физическое лицо, так и юридическое. Автором может признаваться только физическое лицо.

Какие права переходят к правообладателю

Прежде всего, право на использование, и те права, которые были оговорены.

Проводит ли депозитарий проверку произведений на уникальность?

Нет. Автор берет на себя ответственность, подписывая публичный договор, где есть отметка, что он предупрежден об ответственности за ложное авторство. Но, тем не менее, сотрудники депозитария проводят анализ заявленных на депонирование произведений на уникальность по открытым источникам.

Как оформляется свидетельство на видео-ролик

В свидетельство в виде вкладыша вклеивается описание сюжета ролика: кто автор, какие персонажи, в чем творческий замысел. Это все подтверждается печатью. А сам файл закачивается в депозитарий.

Как оформить авторскую охрану на брендбук

Если в брендбуке есть ключевые целостные компоненты: слоган, логотип, то целесообразно на них получить отдельное авторское свидетельство, а на все остальное – как на брендбук.

Как оформить авторскую охрану на Интернет-сайт

Охранные документы на вебсайт оформляются покомпонентно. Доменное имя оформляется как словесный товарный знак. Дизайн, фотографии, тексты итп оформляются как авторские произведения, «движок» — как программа ЭВМ, базы данных клиентов, каталоги – как база данных.

Как оформить авторскую охрану на журнал

В журнале, как правило, сами статьи не являются объектами авторского права самого издателя, но их подборка по стилю и отраслевой тематике является составным авторским произведением. В этом случае каждый номер журнала – одно составное авторское произведение.

Как оформить авторскую охрану на слоган

Слоган может быть оформлен как по патентной, так и по авторской схеме. Под авторскую охрану он попадает, потому что в нем присутствует творческий замысел: он может содержать какую-то идею, рифму, итд. Можно брать охрану на разных языках. Но, если свидетельство получено, к примеру, только на слоган на русском языке, то в английском варианте будет защищен его дословный перевод.

Соответствует ли процедура оформления требованиям российского законодательства

Все, что оформляется в депозитарии INTEROCO, полностью адаптировано под российское законодательство. В этом его основное отличие от депозитария Библиотеки Конгресса США, от европейских депозитариев.

Защита авторских прав

Как защищать авторские права

Защиту авторских прав можно проводить либо самостоятельно, либо с привлечением госорганов. Защита авторских прав возможна с момента их подтверждения в объективной форме. То есть, первый шаг – это всегда оформление прав. Затем можно отправить письмо-уведомление, предупреждение итд.

Кто может защищать авторские права

Защиту авторских прав может осуществлять сам автор, либо организация, которая работает с ним по договору оказания услуг. У нас есть Центр по Борьбе с Контрафактом, который предоставляет эти услуги. Они сначала делают уведомление о нарушении авторских прав, так как без уведомления нельзя применять санкции. Если после уведомления нарушение не прекращается далее идет обращение в гос. органы – ФАС; если нарушения имеют место в виде интернет-сайта – Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. На последнем этапе можно обратиться в суд, который может принять меры вплоть до ликвидации юридического лица.

Какая ответственность грозит нарушителю

Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав

Данный тип ответственности за нарушение авторских прав, пожалуй, самый распространенный. Регулируется четвертой частью Гражданского кодекса.

Гражданско-правовая ответственность может наступить в случае предъявления Вам требований от обладателей исключительных имущественных авторских прав, а также от лиц, ими уполномоченных, или от организаций по управлению имущественными правами на коллективной основе.

Правообладатель вправе сам выбрать, какое требование, из предоставленных законом, предъявить к нарушителю авторских прав.

Статья 1252. Защита исключительных прав

1. Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования:

1) о признании права — к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;

Это интересно:  Пародия авторское право

2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, — к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;

3) о возмещении убытков — к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;

4) об изъятии материального носителя в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи — к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя — к нарушителю исключительного права.

2. В порядке обеспечения иска по делам о нарушении исключительных прав к материальным носителям, оборудованию и материалам, в отношении которых выдвинуто предположение о нарушении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, могут быть приняты обеспечительные меры, установленные процессуальным законодательством, в том числе может быть наложен арест на материальные носители, оборудование и материалы.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушениеуказанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.

Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных настоящим Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.

Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо за допущенное правонарушение в целом.

4. В случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены настоящим Кодексом.

5. Оборудование, прочие устройства и материалы, главным образом используемые или предназначенные для совершения нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход Российской Федерации.

Статья 1253. Ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушения исключительных прав

Если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, суд может в соответствии с пунктом 2 статьи 61 настоящего Кодекса принять решение о ликвидации такого юридического лица по требованию прокурора. Если такие нарушения совершает гражданин, егодеятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда в установленном законом порядке.

Статья 1301. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение

В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;

в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Статья 1311. Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав

В случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;

в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

Наиболее распространенное требование, предъявляемое правообладателями при нарушении авторских прав, — требование о выплате компенсации. При этом, следует обратить внимание, что компенсация в размере от 10.000 до 5.000.000 рублей выплачивается за каждый случай нарушения, что подразумевает, если Вы нарушили авторские права на 10 объектов авторского права, то указанную компенсацию надо умножить на 10.

Читайте также, что учитывается при определении судом размера компенсации за нарушение авторских прав.

Также следует помнить, что удаление информации об авторском праве(копирайтов, указаний авторства и т.п.) влечет отдельную ответственность в виде возмещения убытков или компенсации в указанном выше размере (ст. 1300 Гражданского кодекса).

Если при незаконном использовании объектов авторского права Вы уничтожили встроенные технические средства защиты, ограничения или их преодолели (подобрали пароли, взломали лицензионный контроль, распространяете с генератором лицензионных ключей и т.п.), то за такое действие Вы также несете дополнительную самостоятельную ответственность в виде возмещения убытков или компенсации в указанном выше размере (ст. 1299 Гражданского кодекса).Также имейте в виду, что создание и распространение подобных программ (по взлому, подбору ключей и т.п.) в большинстве случаев влечет уголовную ответственность (ст.ст. 272 и 273 Уголовного кодекса), однако т.к. это уже является не нарушением авторских прав, а компьютерным преступлением, подробнее данная ответственность рассматривать в рамках настоящей юридической консультации не будет.

Таким образом, если Вы распространяете нелицензионную, взломанную программу с удаленным из нее копирайтом, то правообладатель за такое нарушение авторских прав по закону может взыскать с Вас компенсацию в общей сложности в размере от 30.000 до 15.000.000 рублей.

При этом отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение авторских прав (п. 3 ст. 1250 Гражданского кодекса). Более того, встречаются случаи взыскания компенсации и в отсутствие вины нарушителя (например, при наличии у него лицензионного договора с лже-правообладателем), хотя, представляется, это и не совсем соответствует смыслу закона.

Административная ответственность за нарушение авторских прав

Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях:

Статья 7.12. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав

1. Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.33 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафана граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Привлечение нарушителя авторских прав к административной ответственности не исключает привлечение его к гражданско-правовой ответственности!

Уголовная ответственность за нарушение авторских прав

Уголовная ответственность за нарушение авторских прав предусмотрена Уголовным кодексом:

Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав

2. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, если они совершены:

б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) в особо крупном размере;

г) лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают 100.000 рублей, а в особо крупном размере — 1.000.000 рублей.

Привлечение нарушителя авторских прав к уголовной ответственности не исключает привлечение его к гражданско-правовой ответственности!

Для разграничения уголовной и административной ответственности (к какой ответственности привлекать нарушителя авторских прав) устанавливается, была ли у нарушителя цель извлечения дохода при нарушении авторских прав. Если нет, то административная ответственность исключается; если была, то далее разграничение происходит по причиненному ущербу: если ущерб от нарушения авторских прав до 100.000 рублей, то ответственность за такие действия административная, если больше, то уголовная. Ущерб правообладателя от нарушения рассчитывается, как правило, исходя из стоимости нарушенных прав.

Обратите внимание, что привлечение к уголовной ответственности возможно и в том случае, если нарушитель авторских прав не получал дохода от такого нарушения и не имел цели извлечения дохода от нарушения авторских прав, иными словами, если распространял объекты авторских прав на некоммерческой основе.

К слову сказать, если Вы бесплатно распространяете чужие объекты авторских прав через сайт, но при этом Вы зарабатываете на рекламе, размещаемой на данном сайте, то это в большинстве случаев будет считаться незаконным использованием объектов авторского права с целью извлечения дохода, а проект будет считаться коммерческим.

Какие действия по защите надо предпринять в первую очередь, как собрать доказательную базу, как подтверждается факт нарушений авторских прав

Необходимо собрать доказательную базу. Если нарушение обнаружено на интернет-сайте, нужно сделать принт-скрин с этого сайта и заверить его печатью. Если нарушения имеют место в виде вывески или наружной рекламы – надо сфотографировать и также заверить печатью. Если нарушение происходит в торговой сети, обязательно нужно сделать контрольную закупку.

В свою очередь собираются все материалы, подтверждающие авторство и весь этот материал передается в производство.

Могу ли я закрыть Интернет-сайт который нарушает мои права

Самостоятельно закрыть сайт нельзя, но можно обратиться в контролирующий орган, который заблокирует сайт-нарушитель. Причем, если предварительно были отправлены предупреждения как владельцу сайта, так и владельцу хостинга, санкции могут быть применены к обоим.

Что будет, если выяснится, что на мое авторское произведение кто-то раньше уже получил охрану

В данном случае вы можете быть признаны нарушителем авторских прав. Поэтому защищать авторские права желательно на произведения, автором которых вы действительно являетесь.

Можно ли получить компенсацию за нарушения авторских прав

Компенсацию можно получить, если вам был нанесен моральный вред. Но это довольно сложно доказать. Юридические лица могут требовать возмещения материального вреда, недополученной прибыли, упущенной выгоды итп.

Как различить тексты — пример с кондиционерами (технические, новостные и другие тексты не являются объектами авторского права)

Проводится экспертиза на наличие в заявленном материале творческого замысла.

На технические характеристики, новостные тексты, объявления итп авторская охрана не распространяется.

Ассоциация по защите авторских прав в интернете (АЗАПИ) может потребовать от Apple и Google блокировки приложения мессенджера Telegram, если по-другому не удастся пресечь деятельность бота, раздающего нелегальный контент. Об этом в интервью «Газете.Ru» сообщил глава АЗАПИ Максим Рябыко

В кинотеатрах школьникам бесплатно покажут 100 лучших фильмов

В Англии 10 апреля, только в 1710 году, получил силу законодательный акт об авторском праве. «Статут королевы Анны» стал первым в известной истории законом, предоставляющим продать кому-либо право пользования своей рукописью на временной период протяженностью в 14 лет

Тамбовский арбитражный суд признал бренд «Тамбовский волк» национальным достоянием, сообщили в региональном управлении Федеральной антимонопольной службы. Суд отказал в удовлетворении иска местного предпринимателя Николая Хомутова, требовавшего признания своих исключительных прав на известное словосочетание

Компания Apple запатентовала технологию, которая сможет сканировать воспроизводимые онлайн аудиофайлы и выявлять в них нецензурные слова и выражения, которые впоследствии будут удаляться. Об этом в четверг, 31 марта, сообщает Business Insider

Это интересно:  Как защитить программу авторским правом

Самый распространенный миф о копирайте

Развенчиваем миф о необходимости регистрации авторских прав.

Произведения авторов в сфере науки, литературы или искусства являются одними из наиболее уязвимых результатов интеллектуальной деятельности. Такое положение обусловлено несколькими факторами: природа объектов авторских прав, сложившиеся юридические конструкции защиты авторских прав, уровень развития техники и технологий и т.д. В этой связи вопросы фиксации объектов авторских прав и средств доказывания прав автора имеют первостепенное значение в свете обеспечения надежной защиты интеллектуальной собственности автора.

В деловой среде достаточно широко распространено заблуждение о необходимости регистрации авторских прав, с которой ошибочно связывают защищенность прав создателей произведений или предпринимателей, чей бизнес основан на использовании объектов авторских прав.

1. Необходима и возможна ли регистрация авторских прав? Презумпция авторства

В соответствии с действующим российским законодательством для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей (п.4 ст.1259 Гражданского кодекса РФ). Это положение национального закона в полной мере соответствует международным стандартам [1].

Более того законом предусмотрена презумпция авторства, подразумевающая, что лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (ст.1257 Гражданского кодекса РФ).

К числу «иных формальностей», упомянутых в законе, можно отнести: использование знака охраны авторского права ©, депонирование экземпляров произведений, нотариальное удостоверение [2].

Необходимо отметить, что весь комплекс прав на произведения науки, литературы или искусства возникает у автора с момента создания соответствующего произведения, то есть с момента выражения произведения (как обнародованного, так и необнародованного) в какой-либо объективной форме. Примерный перечень объективных форм выражения представлен в п.3 ст.1259 Гражданского кодекса РФ. К ним относятся: устная и письменная форма, изобразительная форма, звуковая и видео-форма, объемно-пространственная форма.

Обязательность объективной формы выражения произведения обусловлена необходимостью определения момента, с которого произведение будет считаться охраноспособным — находящимся под защитой закона. Правовая охрана предоставляется объекту авторских прав в том случае, когда права на него становятся уязвимыми — способными стать объектом посягательства. Данные права автора могут быть нарушены лишь после придания произведению объективной формы, то есть после того как оно отобразится во внешнем (материальном) мире и станет доступным для восприятия и воспроизведения другими людьми. С этого момента творческий замысел автора, комплекс идей и образов приобретает форму соответствующего произведения науки, литературы или искусства – объекта авторских прав. Таким образом, произведение, с одной стороны, становится уязвимым, так как теперь к нему уже существует доступ третьих лиц, а с другой стороны, оно подпадает под правовую охрану.

2. Регистрация программ для ЭВМ

Программа для ЭВМ является единственным объектом авторских прав, который может быть зарегистрирован и внесен в соответствующий государственный реестр. При этом такая регистрация носит исключительно добровольный характер. А возникновение авторских прав на программное обеспечение законодатель не связывает с фактом его регистрации точно также, как и для других произведений, регистрация которых в органах власти вообще невозможна.

В соответствии с п.1 ст.1262 Гражданского кодекса РФ правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ может по своему желанию зарегистрировать такую программу в Роспатенте – специализированном государственном органе по интеллектуальной собственности. При этом Роспатент осуществляет государственную регистрацию программы только на основании формальной проверки документов и материалов представленных заявителем. Ответственность за достоверность предоставленных для регистрации сведений несет заявитель. При положительном результате проверки Роспатент вносит программу в Реестр программ для ЭВМ и выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации, в котором указываются: правообладатель, автор, дата подачи заявки и дата регистрации.

Правовое значение государственной регистрации программ для ЭВМ заключается в подтверждении того, что на определенную календарную дату лицом было сделано заявление о том, что он является правообладателем представленной им на регистрацию программы. Выданное свидетельство не удостоверяет других обстоятельств (в частности, авторство).

3. Патентование произведений промышленного дизайна

Некоторым произведениям искусства может быть предоставлена правовая охрана также и средствами патентного права. Произведения декоративно-прикладного искусства или дизайна при соблюдении определенных условий можно зарегистрировать в качестве промышленного образца – объекта патентных прав.

Под промышленным образцом понимается художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид (п.1 ст.1352 Гражданского кодекса РФ). В этом случае авторское произведение – промышленный образец получит наиболее эффективную защиту, поскольку такой результат интеллектуальной деятельности подлежит государственной регистрации, на основании которой выдается патент. Патент при этом будет непосредственно удостоверять приоритет, исключительное право и авторство на промышленный образец. По сути произведения промышленного дизайна характеризуется двойственной юридической природой и пользуется двойной (кумулятивной) охраной: нормами авторского и патентного права.

4. Иные формальные процедуры по фиксации произведений и авторских прав

Переходя непосредственно к вопросам фиксации объектов авторских прав следует еще раз подчеркнуть, что все указанные ниже способы носят исключительно факультативный характер. И правовой охраной произведения пользуются независимо от применения правообладателем того или иного средства фиксации.

Законом предусмотрена только одна факультативная формальность — применение знака охраны авторского права © (copyright). Правообладатель для оповещения пользователей о принадлежащем ему праве по своему усмотрению может на каждом экземпляре произведения поставить знак охраны авторского права, который состоит их трех элементов: латинской буквы «C» в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования произведения (ст.1271 Гражданского кодекса РФ). Размещение такого знака на произведении, во-первых, выполняет роль информирования пользователей о том, кто именно является правообладателем, во-вторых, является предупредительным сигналом для возможных правонарушителей о том, что объект находится под охраной закона, и в-третьих, облегчает процесс доказывания степени вины правонарушителя, если нарушение все же состоялось.

Отсутствие необходимости регистрации объектов авторских прав, сложность в определении момента создания произведения и другие обстоятельства могут привести к спорам по поводу авторства. В этих случаях для обеспечения необходимой доказательственной базы часто прибегают к помощи различных процедур по фиксации объектов авторских прав. Но как будет показано ниже, выполнение этих процедур не доказывают главного — принадлежность авторства конкретному лицу. Поэтому вопрос об их целесообразности в конкретных ситуациях остается открытым.

Сущность этих процедур состоит в том, что документ (свидетельство, протокол), выданный по результатам их проведения, не имеет силу правоустанавливающего либо правоподтверждающего документа. Это означает, что такие документы не удостоверяют наличие у автора имущественных и личных неимущественных прав на произведение и не подтверждают того, что автор является обладателем этих прав. Поэтому речь идет о фиксации именно самих произведений. Основная и единственная цель фиксации – это закрепить существование конкретного объекта авторских прав на конкретную дату времени. Посредством этого обеспечивается временной приоритет произведения перед произведениями с более поздней датой создания. Данный приоритет в совокупности с презумпцией авторства обеспечивает правообладателю эффективную превентивную защиту, а в определенных ситуациях может помочь и в доказывании своих прав в спорах с третьими лицами.

К числу указанных процедур фиксации объектов авторских прав в частности относятся: нотариальное удостоверение, регистрация и депонирование произведений в Российском авторском обществе.

Основами законодательства РФ о нотариате предусмотрено три нотариальных действия, направленных в том числе на обеспечение прав автора:

  • Удостоверение времени предъявления документа. При этом под документом понимается материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения [3]. Целью этого нотариального действия является удостоверение времени предъявления документа нотариусу, а не факта авторства. Как правило, к нотариусу обращаются за удостоверением текстов литературных произведений, текстов песен и сценариев. Удостоверительная надпись о времени предъявления документа проставляется на представленном в двух экземплярах документе, один из которых остается у нотариуса (ст.46, 85 Основ законодательства РФ о нотариате).
  • Свидетельствование подлинности подписи на документе. Нотариус, свидетельствуя подлинность подписи, не удостоверяет фактов, изложенных в документе, а лишь подтверждает, что подпись сделана определенным лицом (ст.80 Основ законодательства РФ о нотариате).
  • Обеспечение доказательств. Автор вправе с письменным заявлением обратиться к нотариусу для обеспечения доказательств необходимых в случае возникновения спора в суде или административном органе, если имеются основания полагать, что представление доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным (ст.102 Основ законодательства РФ о нотариате). В рамках нотариального производства могут быть обеспечены письменные и вещественные доказательства, показания свидетелей, доказательства, размещенные в сети Интернет. По окончании производства по обеспечению доказательств нотариусом составляется протокол, один экземпляр которого передается заявителю.

Существует также процедура регистрации и депонирования произведений в Российском авторском обществе (РАО). И если посредством нотариальных процедур могут быть зафиксированы как обнародованные, так и не обнародованные объекты авторских прав, то регистрация произведений, осуществляемая РАО, допускается только в отношении необнародованных результатов интеллектуальной деятельности.

В соответствии с п.1.5 Инструкции Российского авторского общества «Об организации работы по регистрации и депонированию результатов интеллектуальной деятельности» [4] регистрация и депонирование производится на основании заявления автора, который гарантирует РАО, что является обладателем исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, а также достоверность указанных им сведений. Соответственно РАО не несет ответственности в случае предъявления претензий третьими лицами о несоответствии действительности заявленных автором сведений.

Таким образом, регистрация произведения в РАО формально может подтвердить лишь факт существования неопубликованного произведения на определенную календарную дату. Других обстоятельств (в том числе, и авторство конкретного лица) такая регистрация не подтверждает. Хотя РАО и выдает заявителю свидетельство, в котором указываются: объект интеллектуальной собственности, автор, дата регистрации.

Доказывание авторских прав в суде

Согласно общему правилу распределения обязанностей по доказыванию в судебном процессе, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч.1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ). При этом существуют различные правовые презумпции, направленные на изменение общего правила о распределении бремени доказывания и освобождающие одну из сторон от необходимости доказывания отдельных фактов. Как было указано выше, по спорам о защите авторских прав действует презумпция авторства, которая освобождает автора от доказывания факта его авторства на конкретное произведение. Бремя доказывания ложится на ту строну, которая оспаривает авторство конкретного лица.

В спорах об авторских правах могут быть использованы все средства доказывания предусмотренные процессуальным законодательством (ч.1 ст.55 ГПК РФ, ч.2 ст.64 АПК РФ):

  • Объяснения истца, ответчика и третьих лиц, то есть в том числе показания самого автора.
  • Показания свидетелей, то есть лиц, которым было продемонстрировано, исполнено авторское произведение, либо которые иным образом отразили факт создания произведения конкретным автором.
  • Письменные доказательства. К ним, в частности, относятся свидетельства о регистрации произведений, нотариальные протоколы осмотра письменных и вещественных доказательств, допроса свидетелей. При доказывании авторства на служебное произведение письменными доказательствами могут служить трудовой договор, трудовая книжка, служебное задание. Если произведение было опубликовано – источник публикации (экземпляр соответствующего печатного издания). По спорам, вытекающим из гражданско-правовых договоров, – договор авторского заказа, договор подряда, договор возмездного оказания услуг (в зависимости от вида договора, на основании которого было создано произведение), акт выполненных работ, договор об отчуждении исключительного права и лицензионные договоры.
  • Вещественные доказательства. В качестве таких доказательств могут выступать материальные носители, на которых запечатлены авторские произведения.
  • Аудио- и видеозаписи (компакт-диски и иные информационные носители, на которых зафиксированы случаи публичного показа, публичного исполнения произведения, либо сообщения его в эфир или по кабелю).
  • Заключения экспертов. По данной категории дел могут проводиться в зависимости от объекта авторских прав лингвистические, искусствоведческие, автороведческие и другие виды экспертиз, в том числе комплексные и комиссионные.

Несмотря на широкий круг доказательств используемых в спорах о защите авторских прав, многие из вышеназванных доказательств, как правило, имеют косвенный характер. Например, договоры авторского заказа не могут с полной очевидностью и однозначностью свидетельствовать о том, что именно то лицо, которое в нем указано, своим творческим трудом создало произведение. Вместе с тем достаточный объем косвенных доказательств в итоге может склонить чашу весов в споре на сторону лица, располагающего такими доказательствами.

Статья опубликована в журнале «ИНТЕЛЛЕКТ-ПРЕСС» (№18/2011)

[1] См., в частности, ст.5 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.

[2] Подробнее об этом см. в разделе 4 настоящей статьи.

[3] Статья 1 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» от 29 декабря 1994 г. №77-ФЗ.

[4] Утв. Приказом Генерального директора Российского авторского общества №17 от 30 декабря 2010 г.

Статья написана по материалам сайтов: 1patent.ru, interoco-copyright.com, www.intellectpro.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector