+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Правовой режим охраны прав смежных с авторскими

Понятие и сущность авторских и смежных прав

Определяя перечень результатов интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана, Гражданским кодексом был введен новый вид результата интеллектуальной деятельности — ноу-хау (секрет производства). Ноу-хау является разновидностью интеллектуальной деятельности. Вот как закреплено понятие ноу-хау в Гражданском кодексе: секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере […].

Важно отметить, что содержание норм корректируется практикой их применения.

Авторское право призвано поощрять создание оригинальных произведений искусства, музыки и литературы, программного обеспечения. Система авторского права поощряет творческое самовыражение, позволяя авторам извлекать экономическую выгоду из своих произведений. Для того чтобы получить охрану в качестве объекта авторского права, произведение должно быть оригинальным, носить творческий характер, а также должно быть выражено в какой-либо объективной форме. Авторское право автоматически возникает у автора с момента создания произведения. С момента своего возникновения права на произведение могут быть уступлены или переданы на основании лицензионного договора, чаще всего продюсеру или издательству. Охрана произведения авторским правом означает наличие у его автора исключительных срочных прав, которые, как правило, возникают в момент создания произведения и прекращаются по истечении пятидесяти или семидесяти лет с момента смерти автора.

Законы об авторском праве позволяют субъектам авторских прав определенным образом ограничивать использование своих произведений. К такому использованию, которое автор по своему усмотрению может разрешить или запретить, как правило, относят действия по воспроизведению и распространению: прокат, запись, публичный показ, сообщение в эфир, а также перевод либо иную переработку произведения.

В законодательстве всех государств предусмотрены исключения, позволяющие третьим лицам определенным образом использовать произведения, не выплачивая их автору вознаграждения или не испрашивая его согласия. В качестве примера можно привести использование частей произведений или цитат из них в иллюстративных или образовательных целях. Предоставляемые субъектам авторских прав гарантии, равно как и предусмотренные законами об охране авторских прав ограничения и исключения, — это важнейшие элементы системы авторского права. Обеспечивая баланс интересов, они облегчают создание творческих произведений, а также способствуют появлению новых способов их распространения и использования.

Роль авторского права особенно возросла в связи с развитием цифровых технологий и сети Интернет, применительно к которым авторское право является основной формой охраны распространяемого онлайн-контента, и именно в этой сфере судебная защита авторских прав сталкивается с рядом трудностей.

Право авторства, право на имя и право на неприкосновенность исполнения являются личными неимущественными правами исполнителя. Право авторства означает право признаваться автором исполнения. Право на имя означает возможность исполнителя указывать свое имя или псевдоним «на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования, например в вещаниях организаций эфирного и кабельного вещания». При совместном исполнении право на имя означает право на указание наименования коллектива исполнителей, кроме тех случаев, когда характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей (подп. 3 п. 1 ст. 1315 ГК РФ). К ним относятся такие, когда исполнение не фиксируется на каком-либо материальном носителе. Право на неприкосновенность исполнения — это право на защиту исполнения от всякого искажения, т.е. от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения (подп. 4 п. 1 ст. 1315 ГК РФ). Право исполнителя на защиту исполнения от всякого искажения может быть реализовано только в тех случаях, когда такое искажение приводит к извращению смысла или нарушению целостности восприятия исполнения. Авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются бессрочно.

Интеллектуальные права на научные труды, произведения литературы и искусства являются авторскими правами. В гражданском кодексе дается

понятие авторских прав, был введен новый термин в российском законодательстве — «интеллектуальные права». Под интеллектуальными правами понимаются результаты интеллектуальной деятельности, включающие исключительное право, являющиеся имущественным правом, а также личные неимущественные права и иные права, предусмотренные Гражданским кодексом.

Автору произведения принадлежат следующие права: исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения.

Результатом интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, а также личные неимущественные права и иные права.

Гражданский кодекс прописывает, что автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого был создана интеллектуальная собственность. Независимо от вида результата интеллектуальной деятельности за всеми авторами признается право авторства.

Права на имя, право авторства и иные личные неимущественные права также предусмотрены Гражданским кодексом, а именно: право авторства, право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под псевдонимом или анонимно. Эти права неотчуждаемы и непередаваемы (и при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения).

Неимущественные права (права на обнародование и на неприкосновенность объектов авторского права) являются неотчуждаемыми и непередаваемыми, не имеют экономического содержания. Авторство и иные нематериальные блага (кроме объектов авторского права и исполнения) после смерти автора могут защищаться любым заинтересованным лицом. В завещании может быть указать лицо, на которое возлагается охрана авторства, имени автора, неприкосновенности произведения после смерти автора. Если автор не оставил указаний по поводу защиты нематериальных благ, то заинтересованные лица могут осуществлять защиту автора лишь в случае, если от исполнения указаний отказалось указанное в завещании лицо.

Охрана смежных прав

Читайте также:

  1. Вопрос: Правовая охрана и толкование Конституции РФ.
  2. Защита и охрана прав в инфосфере глобальных телематических сетей
  3. Защита, охрана и оборона строящегося объекта.
  4. Лекция 13 Контроль сточных вод (общие сведения). Охрана воздушного бассейна от выбросов промышленных предприятий
  5. Обогащение социологических исследований данными смежных наук
  6. Объектами смежных прав являются исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного (кабельного вещания).
  7. Объекты смежных прав
  8. Ответств. За наруш. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения
  9. Охрана атмосферного воздуха
  10. Охрана видов птиц и млекопитающих 1 страница
  11. Охрана видов птиц и млекопитающих 2 страница
  12. Охрана видов птиц и млекопитающих 3 страница

Общие положения. Наряду с охраной прав авторов произведений науки, литературы и искусства российское авторское право признает и охраняет права исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания. Права указанных лиц ввиду их близости и тесной связи с правами авторов именуются смежными правами.

Смежные права стали охраняться в нашей стране лишь с 4 августа 1992 г., когда на территории РФ были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Общие нормы Основ 1991 г. получили развитие в Законе об авторском праве, посвятившем смежным правам специальный раздел, в котором уточнен состав охраняемых смежных прав.

Необходимость охраны такой разновидности смежных прав, как права артистов-исполнителей и режиссеров-постановщиков, признавалась большинством российских специалистов уже давно[147]. Однако мнения относительно возможных форм охраны результатов исполнительского творчества разделились. По мнению одной группы ученых[148], в результате творческой деятельности исполнителей создается новый объект авторского права — произведение исполнительского искусства, права на который должны охраняться в рамках авторского права в его узком смысле. С точки зрения других ученых [149], говорить о создании артистами-исполнителями новых произведений, при всем уважении к их труду, было бы явной натяжкой. Действительно, результаты творческой деятельности исполнителей заслуживают общественного признания и охраны, однако последняя может быть обеспечена только на основе конструирования специального института смежных прав. Именно эта вторая точка зрения, в справедливости которой, среди прочего, убеждает зарубежный и международный опыт охраны прав исполнителей, и была в конечном счете воспринята российским законодательством.

Помимо прав исполнителей к смежным правам законодатель, следуя логике Римской конвенции 1961 г.[150], отнес права производителей фонограмм, а также организаций эфирного и кабельного вещания. Указанных субъектов объединяет то, что именно благодаря их деятельности произведения, предназначенные для публичного исполнения, становятся доступными не только непосредственным слушателям и зрителям, но и более широкой публике, что большей частью соответствует интересам самих авторов. Кроме того, при использовании авторских произведений интересы этих трех групп субъектов, а также авторов произведений настолько тесно и взаимно переплетаются, что в данном случае оказалась недостаточной традиционная модель взаимоотношений обладателей авторских прав и пользователей произведений.

Реальная жизнь потребовала предоставления указанным пользователям произведений особых прав, которые хотя и производны от прав авторов, однако не сводятся к правам, полученным от авторов по заключенным с ними договорам. При этом если вопрос о природе прав артистов-исполнителей еще может дебатироваться, то совершенно ясно, что права создателей фонограмм (звукозаписей), а также вещательных организаций не носят авторского характера. В отличие от исполнителей, деятельности которых свойственно творческое начало, изготовители фонограмм и организации эфирного и кабельного вещания осуществляют техническую деятельность, в результате которой никакого нового произведения не создается. Однако благодаря связи и сходству с правами авторов права этих лиц справедливо именуются смежными.

Существенной особенностью большинства смежных прав является их производность и зависимость от прав создателей творческих произведений. Лишь в тех случаях, когда исполняется, записывается на фонограмму или передается в эфир или по кабелю неохраняемое законом произведение либо объект, не являющийся результатом творческой деятельности, смежные права носят самостоятельный характер. По общему же правилу, производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляет предоставленные им права в тех пределах, которые определены договорами с исполнителем и автором записанного на фонограмму или передаваемого в эфир или по кабелю произведения.

Для возникновения и осуществления смежных прав российский закон не требует соблюдения каких-либо формальностей. Права изготовителя фонограммы и исполнителя порождает сам факт создания соответствующей звукозаписи. Вместе с тем для оповещения третьих лиц о своих правах и предотвращения их нарушения обладатель смежных прав вправе использовать знак охраны, который помещается на каждом-экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. В качестве такого знака принят предусмотренный Римской конвенцией знак охраны, состоящий из трех элементов: латинской буквы «Р» в окружности: ® ; имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав; года первого опубликования фонограммы. Отсутствие знака охраны не лишает обладателя смежного права возможности его защиты, однако затрудняет процесс доказывания при его нарушении.

В настоящее время сфера действия смежных прав существенно ограничена по сравнению с авторскими правами. Россия пока не участвует в Римской конвенции 1961 г., хотя вопрос о необходимости присоединения к ней принципиально решен’. Поэтому сейчас смежные права исполнителей признаются лишь в тех случаях, когда: а) исполнитель является гражданином РФ; б) исполнение, постановка впервые имели место на территории РФ; в) исполнение, постановка записаны на фонограмму, которая охраняется законом; г) исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, которые охраняются законом (п. 1 ст. 35 Закона об авторском праве).

Права производителя фонограммы охраняются в следующих двух случаях: а) если он является гражданином РФ или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории РФ; б) если фонограмма впервые опубликована на территории РФ. За организациями эфирного и кабельного вещания смежные права признаются только тогда, когда организация имеет официальное местонахождение на территории РФ и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории РФ.

Круг конкретных правомочий, которыми обладают носители смежных прав, несколько уже того круга прав, которые принадлежат авторам произведений. При этом исполнители произведений, чья деятельность носит творческий характер, имеют как личные неимущественные, так и имущественные права. Права производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, чей вклад является техническим, охватывают собой лишь имущественную сферу.

Иными являются и временные рамки действия смежных прав. В соответствии со ст. 43 Закона об авторском праве они действуют, по общему правилу, в течение 50 лет с даты первого исполнения или постановки (права исполнителей), первого опубликования фонограммы или ее первой записи, если она не была опубликована (права производителей фонограмм), первой передачи в эфир или по кабелю (права организаций эфирного и кабельного вещания). Исчисление указанного 50-летнего срока начинается с 1 января года, следующего за годом, когда имел место юридический факт, послуживший основанием для начала течения срока.

Охрана прав исполнителей. Определяя круг лиц, которые приобретают смежные права в связи с исполнением авторских произведений, Закон об авторском праве указывает три категории таких лиц — артисты, режиссеры-постановщики и дирижеры. Все они названы исполнителями, хотя две последние категории могут считаться ими лишь условно. Исполнителями в строгом смысле слова являются лишь артисты, т. е. актеры, певцы, музыканты, чтецы, танцоры и другие лица, которые непосредственно представляют, поют, произносят, декламируют, играют или каким-либо иным образом исполняют творческие произведения. Режиссеры-постановщики, в частности театральные режиссеры, балетмейстеры, хореографы и т. д., непосредственного участия в исполнении произведения не принимают, хотя прежде всего благодаря их творчеству создается художественно целостное сценическое произведение.

Коллективное исполнение произведений приводит к возникновению между исполнителями примерно таких же отношений, какие порождает соавторство при создании произведения. Если исполнителей произведения несколько, они осуществляют принадлежащиеим правомочия только по взаимному согласию. Реализация прав больших коллективов исполнителей, например хоров, оркестров, театральных трупп и т. п., производится их дирижерами, режиссерами, солистами, руководителями труппы. Вопросы, связанные с осуществлением смежных прав, решаются в контрактах, заключаемых с артистами, а также в нормативных документах, регламентирующих деятельность данных коллективов.

Для предоставления охраны способу, стилю, манере исполнения не требуется наличия какой-либо особой оригинальности или индивидуальности. Исполнение охраняется независимо от его качества и достоинств, которые являются субъективными категориями и не могут эффективно применяться на практике. Законом охраняются результаты исполнительской деятельности как артистов-профессионалов, так и любителей, между которыми не проводится никакого различия.

За исполнителями признаются как личные неимущественные, так и имущественные права. К первой группе относятся право на имя и право на защиту исполнения или постановки от всякого рода искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя.

Имущественные интересы исполнителей обеспечиваются закреплением за ними права на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки. В частности, исполнители вправе осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

1) передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, если использованные для такой передачи исполнение или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с использованием записи;

2) записывать ранее не записанные исполнение или постановку;

3) воспроизводить запись исполнения или постановки, т. е. изготавливать экземпляры записи;

4) передавать в эфир или по кабелю запись исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;

5) сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой записаны исполнение или постановка с участием исполнителя. При заключении договора на запись исполнения или постановки на фонограмму данное право переходит к производителю фонограммы. Однако за исполнителем сохраняется право на получение определенной части вознаграждения за сдачу в прокат такой фонограммы. В соответствии со ст. 39 Закона об авторском праве вознаграждение между исполнителями и производителями фонограммы распределяется в соответствии с соглашениями между организациями, управляющими правами исполнителей и производителей фонограмм на коллективной основе, а при отсутствии такого соглашения распределяется между исполнителями и производителями фонограмм поровну.

Это интересно:  Какое начало частного права авторы считают

Указанные правомочия исполнителей, раскрывающие принадлежащее им исключительное право на использование исполнения или постановки, не исчерпывают все их возможности по использованию и контролю за использованием исполнения или постановки. Случаи, на которые исключительное право исполнителя не распространяется, прямо перечислены в Законе. К ним относятся передача в эфир ранее переданных исполнений и постановок, запись ранее записанных исполнений и постановок, воспроизведение записи исполнения или постановки, когда: а) первоначальная их запись произведена с согласия исполнителя; б)их воспроизведение осуществляется в тех же целях, для которых получено согласие исполнителя при записи исполнения или постановки; в) воспроизведение исполнения или постановки осуществляется в тех же целях, для которых произведена запись (п. 3 ст. 37 Закона об авторском праве). Всякое иное использование исполнения или постановки, выходящее за рамки указанных ограничений и не подпадающее под случаи свободного использования, общие для всех объектов смежных прав (ст. 42 Закона об авторском праве), может осуществляться только с согласия исполнителя.

Свои имущественные права исполнители могут передавать на договорной основе производителям фонограмм, организациям эфирного и кабельного вещания и любым другим лицам, специализирующимся в области коммерческого использования творческих произведений и объектов смежных прав.

Охрана прав производителей фонограмм. Производителями фонограмм признаются любые физические или юридические лица, взявшие на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков. Хотя деятельность по изготовлению звукозаписей носит технический характер, производители фонограмм наделены особыми правами, призванными ограждать их имущественные интересы от незаконного воспроизведения и распространения фонограмм иными лицами. Охране подлежат любые фонограммы независимо от материальной формы, качества записи, а также того, зафиксировано ли на фонограмме охраняемое законом исполнение творческого произведения или сделана запись различных звуковых эффектов, голосов животных, пения птиц и т. п.

Поскольку изготовление фонограммы является технической, а не творческой деятельностью, за ее производителем признаются лишь имущественные права. В соответствии со ст. 38 Закона об авторском праве производитель фонограммы вправе воспроизводить фонограмму; переделывать или любым иным способом ее перерабатывать; распространять экземпляры фонограммы, т. е. продавать, сдаватьих в прокат и т. п.; импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы.

Помимо указанных правомочий производитель фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, совместно с исполнителем, исполнение которого записано на этой фонограмме, имеет право на получение вознаграждения за публичное исполнение, передачу в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю такой фонограммы.

Переход права собственности на экземпляр фонограммы не влечет уступки каких-либо смежных прав, принадлежащих производителю фонограммы. Однако, если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия производителя фонограммы и без выплаты вознаграждения. Иными словами, собственник экземпляра фонограммы может его уничтожить, перепродать, подарить и т.п. Но Закон подчеркивает, что он не может заниматься коммерческим прокатом записи, поскольку данное право сохраняется за производителем фонограммы независимо от права собственности на ее экземпляры. Указанное право, равно как и другие принадлежащие ему исключительные права, производитель фонограммы может передавать другим лицам по специальным договорам.

Охрана прав организаций эфирного и кабельного вещания. Под организациями вещания понимаются радио- и телестудии, а также иные организации, занимающиеся распространением звука и (или) изображений средствами беспроволочной связи (организации эфирного вещания) либо сообщающие их публике посредством кабеля, провода, оптического волокна или с помощью аналогичных средств (организации кабельного вещания). Как и производители фонограмм, сами они не создают творческих произведений, а лишь осуществляют их использование посредством передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю. Однако их имущественные интересы точно так же, как и интересы производителей фонограмм, нуждаются в особой охране.

С одной стороны, на создание радио- и телепередач затрачиваются, как правило, значительные средства, которые должны окупаться за счет монопольного права на их использование. С другой стороны, при выходе в эфир или сообщении для всеобщего сведения по кабелю любая передача может быть записана с минимальными затратами сил и средств и в последующем использоваться третьими лицами в коммерчески? целях практически в своем первоначальном виде. В этих условиях организации эфирного и кабельного вещания, безусловно, должны иметь право на охрану своих имущественных интересов, которая и предоставляетсяим российским правом.

За организациями эфирного и кабельного вещания закрепляются в отношении их передач исключительные права использовать передачи в любой форме и давать разрешение на их использование, включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разрешения. Эти права распространяются на любые передачи, как созданные самой организацией, так и созданные по ее заказу за счет ее средств другой организацией.

К исключительным правам организаций эфирного и кабельного вещания относятся права разрешать осуществление следующих действий: а) одновременно передавать в эфир или одновременно сообщать для всеобщего сведения по кабелю их передачи другими организациями эфирного или кабельного вещания (право на ретрансляцию передачи); б) сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю (право организаций эфирного вещания) или передавать передачу в эфир (право организаций кабельного вещания); в) записывать передачу; г) воспроизводить запись передачи; г) сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом (т. е. использование передач в концертных залах, кинотеатрах, клубах и т. п.).

Действие указанных выше прав организаций эфирного и кабельного вешания не распространяется, однако, на те случаи, когда запись передачи была произведена с согласия организации эфирного и кабельного вещания и воспроизведение передачи осуществляется в тех же целях, в которых была произведена ее запись (п. 3 ст. 40 Закона об авторском праве).

§ 6. Защита авторских и смежных прав

Общие положения. Под защитой авторских и смежных прав понимается совокупность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспариваний. Действующее законодательство содержит достаточно подробную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав. К сожалению, далеко не все возможности, заложенные в нормах права, реализуются на практике. Причинами этого являются и общий низкий уровень правопорядка в стране, и неосведомленность авторов о своих правах и способах их защиты, и отсутствие квалифицированных специалистов, способных оказать авторам правовую помощь, и т. д. В последние годы в России наблюдается рост нарушений авторских и смежных прав, что связано с появлением множества частных издательств, фирм звукозаписи, видеозалов, средств массовой информации. Грубыми нарушителями указанных прав выступают также государственные радиостанции и телеканалы, в бюджетах которых даже не заложены средства, предназначенные на выплату авторского гонорара. Особенно часто и грубо нарушаются права иностранных авторов и организаций, на что, к сожалению, практически не обращают внимания органы власти. В этих условиях знание форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав, которыми могут воспользоваться потерпевшие, оставленные один на один с правонарушителями, приобретает особую актуальность.

Субъектами права на защиту являются прежде всего сами авторы произведений науки, литературы и искусства, обладатели смежных прав, а также их наследники и иные правопреемники. При жизни автора, по общему правилу, только он сам или его уполномоченный представитель может выступать с требованием о защите нарушенных или оспариваемых прав. Права на произведения, созданные несколькими соавторами, могут защищаться всеми ими сообща или каждым из них в отдельности.

После смерти автора требования, вытекающие из нарушения его авторства, неправильного указания имени автора, неприкосновенности произведения, могут быть заявлены наследниками автора, лицом, на которое автор в завещании возложил охрану своих произведений после смерти, а также авторско-правовой организацией или прокурором. Нарушения, затрагивающие имущественные права наследников, дают последним право на защиту их имущественных интересов.

Если автор или его наследники по авторскому договору о передаче исключительных прав переуступили свои права на использование произведения пользователю, защита нарушенных прав в соответствии с п. 2 ст. 30 Закона об авторском праве возлагается на последнего. Однако, если это лицо не осуществляет защиту нарушенных прав, автор или его наследники могут защищать их сами. При заключении договора о передаче неисключительных прав право на их защиту сохраняется за автором или его наследниками, если только в самом договоре не предусмотрено иное. Имущественные права авторов и обладателей смежных прав, которые передали полномочия на управление ими специально созданным для этого организациям, защищаются этими организациями.

Нарушителем авторских и смежных прав является любое физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований, установленных действующим авторским законодательством. Нарушение прав может произойти как в рамках авторского или иного договора, имеющего дело с творческим произведением или объектом смежного права, так и вне рамок заключенных договоров. Если нарушены условия договора о передаче авторских или смежных прав, применяются санкции, предусмотренные договором. При внедоговорном нарушении, а также тогда, когда в договоре не указаны конкретные санкции, потерпевший может воспользоваться теми мерами защиты, которые установлены действующим законодательством.

Защита авторских и смежных прав может осуществляться как в юрисдикционной, так и в неюрисдикционной форме. В рамках юрисдикционной формы, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты. По общему правилу, защита авторских и смежных прав, а также охраняемых законом интересов их обладателей осуществляется в судебном порядке. В качестве средства защиты выступает иск, т. е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения — с другой.

Специальным порядком защиты авторских и смежных прав является административный порядок их защиты (ст. 11 ГК). Он применяется в виде исключения из общего правила, т. е. только в прямо указанных в законе случаях. В настоящее время в области авторского права таких случаев не предусмотрено. Однако потерпевший может по своему усмотрению обратиться за защитой своих нарушенных прав в вышестоящий орган ответчика (если таковой имеется), в творческий союз или в антимонопольный орган. Средством защиты в данном случае является не иск, а жалоба, порядок подачи и рассмотрения которой регламентированы административным законодательством.

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты достаточно узок и, по сути, сводится к возможности отказа совершать определенные действия в интересах неисправного контрагента, например отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо от исполнения договора в целом, например, в случае его недействительности.

Наибольшую практическую значимость среди форм и видов защиты имеет гражданско-правовая защита авторских и смежных прав, реализуемая в рамках юрисдикционной формы. Она обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты.

Способы защиты авторских и смежных прав. Под способами защиты авторских и смежных прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Закон об авторском праве предоставляет потерпевшим достаточно большой выбор способов защиты. Помимо указанных в ст. 49 Закона об авторском праве способов защиты потерпевшие могут воспользоваться и другими мерами, которые названы ст. 12 ГК.

Кроме того, к нарушителям авторских и смежных прав могут быть применены некоторые дополнительные санкции, которые носят не гражданско-правовой, а административный характер. Так, согласно п. 2 ст. 49 Закона об авторском праве помимо возмещения убытков, взыскания незаконно полученного дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд взыскивает с нарушителя штраф в размере 10% от суммы, присужденной в пользу истца. Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат обязательной конфискации и уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. По решению суда могут быть конфискованы также материалы и оборудование, которые использовались для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведения или фонограмм.

Как правило, потерпевший может воспользоваться не любым, а вполне конкретным способом защиты своего права. Зачастую способ защиты нарушенного права либо прямо определен специальной нормой Закона, либо вытекает из характера нарушенного права и совершенного нарушения. Так, например, если при опубликовании произведения искажено имя его автора, он может требовать лишь внесения соответствующих исправлений. Чаще, однако, обладателю нарушенного права предоставляется возможность выбора среди допустимых способов защиты. Обратимся к их краткому анализу.

Необходимость в применении такого способа защиты, как признание авторского или смежного права, возникает тогда, когда наличие у лица данного права подвергается сомнению, авторское или смежное право оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий. Неопределенность существования авторского или смежного права зачастую приводит к невозможности его использования или, по крайней мере, затрудняет такое использование. Например, если произведение опубликовано автором анонимно или под псевдонимом, может возникнуть необходимость подтверждения в судебном порядке авторства на это произведение, без чего невозможно ни передать права на использование произведения, ни защитить их в случае нарушения. Признание права авторства как раз и является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания условий для реализации иных прав и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих их нормальному осуществлению.

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, применяется в тех случаях, когда авторское или смежное право в результате нарушения не прекращает своего существования и может быть реально восстановлено путем устранения последствий правонарушения. Например, автор, обнаруживший, что в ходе подготовки его произведения к опубликованию или в процессе его использования в него внесены не согласованные с ним изменения, может потребовать восстановления произведения в его первоначальном виде.

В тех случаях, когда произведение уже обнародовано, восстановить нарушенные авторские права в полном объеме уже невозможно. Однако для защиты своих нарушенных интересов и частичного восстановления прав автор может потребовать публикации сведений о допущенном нарушении.

Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, как и признание права, может применяться в сочетании с другими способами защиты, например взысканием убытков, или иметь самостоятельное значение. Так, в случае бездоговорного использования произведения его автор может потребовать как запрещения его дальнейшего использования, так и возмещения убытков, которые им понесены в связи с таким использованием. Однако интерес автора может выражаться и в том, чтобы лишь прекратить (пресечь) нарушение его прав на будущее время или устранить угрозу их нарушения. Типичными примерами реализации данного способа защиты являются наложение запрета на выпуск произведения в свет, запрещение дальнейшего распространения произведения, запрет на использование перевода или переработки и т. п.

Возмещение убытков, взыскание с нарушителя незаконно полученного дохода или выплата им компенсации в твердой сумме представляют собой один из наиболее действенных способов защиты авторских и смежных прав. В данном случае имущественный интерес потерпевшего удовлетворяется за счет денежной компенсации понесенных им имущественных потерь. При этом такая компенсация может быть либо прямо увязана с размером причиненного вреда (возмещение убытков), либо связана с ним лишь косвенным образом (взыскание незаконного дохода), либо вообще относительно независима от него (выплата компенсации).

В соответствии с п. 1 ст. 49 Закона об авторском праве основной формой компенсации причиненного потерпевшему ущерба является возмещение убытков. Убытки взыскиваются в полном объеме, т.е. ив виде реального ущерба, и в виде упущенной выгоды. Примером реального ущерба являются расходы, затраченные потерпевшим на устранение искажений произведения или на восстановление материального носителя, который поврежден или уничтожен нарушителем авторских прав. Упущенной выгодой выступают те не полученные потерпевшим доходы, которые он мог бы получить при нормальном осуществлении своего авторского или смежного права. Поскольку доказать наличие убытков и обосноватьих размер, особенно в части упущенной выгоды, бывает не всегда просто, закон предоставляет потерпевшим возможность компенсировать понесенные ими убытки двумя другими, более простыми способами.

Это интересно:  Быстрый интернет заработок без вложений и обмана

Во-первых, они могут взыскать с нарушителя в свою пользу весь доход, полученный последним вследствие нарушения авторских и смежных прав. В данном случае ответственность нарушителя существенно повышается, так как речь идет о всем его незаконном доходе, а не только о полученной им прибыли. Напротив, положение потерпевшего облегчается, поскольку доказать размер дохода нарушителя, по общему правилу, гораздо проще, чем обосновать свою упущенную выгоду. В частности, это может быть сделано расчетным путем, исходя, например, из объема тиража и стоимости одного экземпляра произведения или фонограммы.

Наряду с применением одного из рассмотренных способов защиты, выбор которого осуществляется самим потерпевшим, он вправе потребовать от виновного нарушителя компенсации причиненного морального вреда. Правовым основанием для этого служат ст. 151,1099—1101 ГК, которые при наличии предусмотренных в них условий, в частности нарушения личных неимущественных прав авторов и исполнителей, применяются и в рассматриваемой сфере.

Рассмотренные способы защиты прав авторов и обладателей смежных прав являются лишь основными и не исчерпывают собой всех возможных мер, которыми могут воспользоваться потерпевшие.

§ 7. Охрана произведений российских авторов за рубежом

Общие положения. По общему правилу, действие авторских прав на произведение ограничивается территорией того государства, в котором это произведение было создано. Это означает, что в других государствах произведение может быть свободно использовано без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения. Произведение, охраняемое на территории одного государства, получает охрану на территории другого государства, если между этими государствами заключен двусторонний договор или оба эти государства являются участниками многостороннего соглашения о взаимном признании и охране авторских прав. Таким образом, первый вопрос, который возникает при рассмотрении проблемы охраны произведений российских авторов за рубежом, заключается в выяснении того, связывают ли Россию и иностранное государство, на территории которого будет использоваться произведение, взаимные обязательства в области авторского права.

Если таких обязательств не существует, определенные гарантии соблюдения авторских прав могут быть обеспечены лишь конкретным авторским договором. Однако в этом случае обязанности перед автором будет нести только его контрагент по договору. Третьи лица, как правило, могут свободно использовать произведение, если только авторское законодательство соответствующей страны не гарантирует охрану всех без исключения произведений.

Когда права российских авторов признаются на территории иностранного государства, объем субъективных прав авторов определяется не российским законодательством, а законами данного иностранного государства и правилами международных договоров. И Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1883 г. (в редакции 1971 г.), и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (в редакции 1971 г.) исходят из принципа национального режима, в соответствии с которым иностранным авторам — гражданам государств, которые участвуют в указанных Конвенциях, предоставляется такой же объем прав, какой признается за авторами — гражданами соответствующего государства. В разных странах объем и содержание этих прав не совпадают. Правда, для стран, участвующих в Бернской или во Всемирной конвенции (в редакции 1971 г.), эти различия не столь существенны, так как само участие государства в одной из этих Конвенций означает необходимость закрепления во внутреннем законодательстве определенного минимального уровня авторских прав.

Охрана произведений российских авторов в странах ближнего зарубежья обеспечивается на основе Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г. В соответствии с названным Соглашением государства-участники приняли на себя обязательство обеспечить на своих территориях выполнение международных обязательств, вытекающих из участия бывшего СССР во Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 г.), исходя из того, что дата вступления в силу указанной Конвенции для бывшего СССР (27 мая 1973 г.) является датой, с которой каждое государство-участник считает себя связанным ее положениями. В тех независимых государствах, которые присоединились к Бернской конвенции, охрана прав российских авторов обеспечивается этой Конвенцией.

Передача произведений российских авторов для использования за рубежом. В течение долгого времени российские авторы были практически лишены возможности самостоятельно решать вопросы, связанные с предоставлением прав зарубежным пользователям. В соответствии с законодательством бывшего СССР передача авторских прав за рубеж производилась только через Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП). В случае нарушения данного порядка договор автора или его правопреемника, самостоятельно заключенный с иностранным пользователем, признавался ничтожным. В этой связи права иностранного пользователя не охранялись на территории СССР, а доходы, полученные автором, считались незаконными.

В настоящее время российские авторы распоряжаются принадлежащими им авторскими правами самостоятельно, в том числе могут свободно передавать их зарубежным пользователям. Авторские договоры с ними заключаются в общем порядке и могут подчиняться по выбору сторон российскому или иностранному праву. При отсутствии соглашения о подлежащем применению праве действует российское право как право страны, где имеет место жительства или основное место деятельности сторона, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания авторского договора.

Размер вознаграждения за использование произведений российских авторов за рубежом определяется авторским договором. Гонорары, полученные российскими авторами, учитываются в составе их совокупного годового дохода и подлежат налогообложению.

Глава 54. ПАТЕНТНОЕ ПРАВО

ЗАЩИТА АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ

2.3.1. Охрана авторского права и смежных с ним прав.

2.3.2. Международные правовые акты по охране авторского права.

2.3.3. Международные конвенции об охране смежных прав.

Охрана авторского права и смежных с ним прав

Нарушение авторского права и смежных прав Нарушением авторского права и (или) смежных прав, что дает основания для судебной защиты, является [4]:

пиратство в сфере авторского права и (или) смежных прав — опубликование, воспроизведение, ввоз на таможенную территорию Украины, вывоз с таможенной территории Украины и распространения контрафактных экземпляров произведений (в том числе компьютерных программ и баз данных), фонограмм, видеограмм и программ организаций вещания;

• плагиат — обнародование (опубликование), полностью или частично, чужого произведения под именем лица, не являющегося автором этого произведения;

• ввоз на таможенную территорию Украины без разрешения лиц, имеющих авторское право и (или) смежных правах, экземпляров произведений (в том числе компьютерных программ и баз данных), фонограмм, видеограмм, программ вещания;

• совершение действий, создающих угрозу нарушения авторского права и (или) смежных прав;

• подделка, изменение или удаление информации, в частности в электронной форме, об управлении правами без разрешения субъектов авторского права и (или) смежных прав или лица, осуществляющего такое управление.

Защита личных неимущественных и имущественных прав субъектов авторского права и (или) смежных прав осуществляется в порядке, установленном административным, гражданским и уголовным законодательством.

Способы гражданско-правовой защиты авторского права и смежных прав

За защитой своего авторского права и (или) смежных прав субъекты авторского права и смежных прав имеют право обращаться в установленном порядке в суд и другие органы в соответствии с их компетенцией.

При нарушениях любым лицом авторского права и (или) смежных прав, субъекты авторского права и (или) смежных прав имеют право [4]:

• требовать признания и восстановления своих прав, в том числе запрещать действия, нарушающие авторское право и (или) смежные права или создающих угрозу их нарушения;

• обращаться в суд с иском о восстановлении нарушенных прав и (или) пресечение действий, нарушающих авторское право и (или) смежные права или создающих угрозу их нарушения;

• подавать иски о возмещении морального (неимущественного) вреда;

• подавать иски о возмещении убытков (материального ущерба), включая упущенную выгоду или взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения им авторского права и (или) смежных прав или выплату компенсаций;

• требовать прекращения подготовительных действий к нарушению авторского права и (или) смежных прав, в том числе приостановления таможенных процедур, если есть подозрение, что могут быть пропущены на таможенную территорию Украины или с ее таможенной территории контрафактные экземпляры произведений, фонограмм, видеограмм, средства обхода технических средств защиты, в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Украины;

• участвовать в инспектировании производственных помещений, складов, технологических процессов и хозяйственных операций, связанных с изготовлением экземпляров произведений, фонограмм и видеограмм, в отношении которых есть основания для подозрения о нарушении или угрозы нарушения авторского права и (или) смежных прав, в порядке , установленном Кабинетом Министров Украины;

• требовать, в том числе в судебном порядке, публикации в средствах массовой информации данных о допущенных нарушениях авторского права и (или) смежных прав и судебные решения относительно этих нарушений;

• требовать от лиц, нарушающих авторское право и (или) смежные права истца, предоставления информации о третьих лицах, задействованных в производстве и распространении контрафактных экземпляров произведений и объектов смежных прав, а также средств обхода технических средств защиты, и о каналах их распространения.

Суд вправе вынести решение или определение о:

• возмещение морального (неимущественного) вреда, причиненного нарушением авторского права и (или) смежных прав, с определением размера возмещения;

• возмещение убытков, причиненных нарушением авторского права и (или) смежных прав;

• взыскание с нарушителя авторского права и (или) смежных прав дохода, полученного вследствие нарушения;

• запрет опубликования произведений, их исполнений или постановок, выпуска экземпляров фонограмм, видеограмм, их оповещения, прекращении их распространения, изъятии (конфискации) контрафактных экземпляров произведений, фонограмм, видеограмм или программ вещания и оборудования и материалов, предназначенных для их изготовления и воспроизведения, публикации в печати информации о допущенном нарушении и т.п., если в ходе судебного разбирательства будет доказан факт нарушения авторского права и (или) смежных прав или факт наличия действий, создающих угрозу нарушения этих прав;

• требовать от лиц, нарушающих авторское право и (или) смежные права истца, информацию о третьих лицах, задействованных в производстве и распространении контрафактных экземпляров произведений и объектов смежных прав, средств обхода технических средств и о каналах распространения.

Суд может вынести решение о наложении на нарушителя штрафа в размере 10 процентов суммы, присужденной судом в пользу истца Сумма штрафов передается в установленном порядке в Государственный бюджет Украины.

Суд может вынести решение об изъятии или конфискации всех контрафактных экземпляров произведений, фонограмм, видеограмм или программ вещания, относительно которых установлено, что они были изготовлены или распространены с нарушением авторского права и (или) смежных прав, а

также средств обхода технических средств защиты. Это касается также всех клише, матриц, форм, оригиналов, магнитных лент, фотонегативов и других предметов, с помощью которых воспроизводятся экземпляры произведений, фонограмм, видеограмм, программ вещания, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения и для изготовления средств обхода технических средств защиты.

По решению суда изъятые контрафактные экземпляры произведений (компьютерные программы и базы данных), фонограмм, видеограмм, программ вещания по требованию лица, являющегося субъектом авторского права и (или) смежных прав и права которого нарушены, могут быть переданы этому лицу . Если это лицо не требует такой передачи, то контрафактные экземпляры подлежат уничтожению, а материалы и оборудование, использовавшиеся для воспроизведения контрафактных экземпляров, подлежат отчуждению с перечислением вырученных средств в Государственный бюджет Украины.

Правовая охрана и некоторые гражданско-правовые способы защиты смежных прав

Смежные права в субъективном смысле представляют собой комплекс исключительных правомочий, предоставленных субъекту в отношении результатов его деятельности. Закрепление указанных прав в Законе означает, что имущественные интересы их обладателей опосредованно получили охрану правом.

В целом, необходимость правовой охраны обусловлена противоположностью интересов людей, которые не могут договориться между собой на основе только лишь моральных норм. Право необходимо, чтобы пресекать отклонения от наиболее важных с общественной точки зрения вариантов поведения, т.е. для стабильности определенной области общественных отношений [1, c.592]. Поэтому правовая охрана существует для того, чтобы гарантировать нормальную реализацию прав участников отношений и обеспечивать удовлетворение их интересов.

Правовую охрану принято отличать от правовой защиты. Некоторые ученые рассматривают ее на двух уровнях. На первом – она заключается в регулировании определенных общественных отношений. Объектом охраны здесь выступают общественные отношения. В этом смысле правовая охрана отождествляется с правовым режимом. На другом уровне ее объектом являются конкретные субъективные права участников гражданских правоотношений. Такая охрана включает в себя систему различных юридических мер, цель которых уберечь субъективное право от возможного нарушения. В таком смысле правовая охрана рассматривается как защита субъективного права. Осуществление последней является одной из составляющих правовой охраны [2, c.182].

Существует и несколько иная научная трактовка соотношения правовой охраны и защиты. Охрану гражданских прав рассматривают в широком и узком смысле слова. В широком значении она понимается как совокупность всех правовых мер, с помощью которых обеспечивается как развитие гражданских правоотношений в их нормальном, ненарушенном состоянии, так и восстановление нарушенных или оспоренных прав и интересов. В узком смысле правовая охрана подразумевает предусмотренные законом меры, направленные на восстановление или признание гражданских прав и защиту интересов при их нарушении или оспаривании. В этом случае охрану гражданских прав называют защитой гражданских прав [3, c.280].

Приведенные суждения имеют некоторые различия, однако, принципиально они схожи в том, что правовая охрана признается более широким понятием по отношению к правовой защите и охватывает последнюю. К понятию правовой защиты, как совокупности мер, прибегают в тех случаях, когда субъективные права нарушаются либо находятся под угрозой нарушения.

Под защитой авторских и смежных прав в юридической литературе понимается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав, а также защиту интересов правообладателей при их нарушении или оспаривании [4, c.329].

Исходя из определения обладателя прав, содержащегося в ст.2 Закона, таковым признается не только сам создатель охраняемого объекта, но и лицо, которому имущественные права на этот объект были переданы по договору. Возможность передачи смежных прав регламентирована для исполнителей и для производителей фонограмм 40-1 Закона. Преимуществом нашего Закона, на наш взгляд, является наличие (как в действующем Законе, так и в ГК) указания на такое право в отношении организаций вещания. Учитывая, что программы вещания являются одним из видов объектов смежных прав, которые все охраняются в одном и том же режиме, следует признать за организациями вещания возможность передачи своих исключительных прав по договору. Таким образом, субъектом права на защиту является также и то физическое или юридическое лицо, которому имущественные права были переданы исполнителем, производителем фонограмм либо организацией вещания по договору. И это обоснованно, так как, получив по договору исключительное имущественное право, субъект должен иметь гарантии его реализации: возможность воспрепятствовать нарушению, возможность восстановить право в случае нарушения и потребовать компенсации причиненных убытков.

Заметим, что нормы, регламентирующие передачу смежных прав по договору, сформулированы не достаточно четко. В литературе уже отмечались недостатки Закона, связанные с неурегулированностью отношений по предоставлению разрешения на использование и передаче исключительных прав исполнителем по договору [5, c.95,96]. Действительно, для авторов возможность предоставления прав на произведение третьему лицу однозначно подразделяется на два правовых способа – передача (уступка) имущественных прав (ст.30 Закона) и предоставление разрешения на использование (ст.31 Закона). Для обладателей же смежных прав ранее ни в Законе, ни в ГК РК не делается разграничения этих двух правовых возможностей. Лишь косвенно, исходя из содержания статей 30, 31 Закона, можно было сделать вывод, что они меют место. Лишь с введением в 2004 г. ст. 40-1 Закона РК ситуация стала урегулированной и вполне ясной. Установлено, что исключительные права, перечисленные в статьях 37, 38, 40 Закона, могут быть уступлены полностью или частично, а также могут быть переданы для использования по лицензионному договору о передаче исключительных или неисключительных прав. На такой договор распространяются требования, установленные статьей 32 настоящего Закона.

Это интересно:  Как проверить композицию на авторские права

Таким образом, возможности распоряжения правами и терминология оформленения отчуждения и передачи авторских прав и смежных прав максимально сблизились. Но не все впросы прояснились данной нормой. Так, остается вопрос, имеется ли в виду под “передачей прав” какой-то третий способ их реализации, отличный от отчуждения и выдачи лицензии на использование. Либо “передача” представляет обобщенную категорию, включающую две указанные правовые возможности. Конечно, следуя логике и учитывая, что и смежные и авторские права имеют характер исключительных прав, регулируются одним законом и на основе схожих принципов, можно сделать вывод, что смежные права могут уступаться (отчуждаться) аналогично авторским, а, кроме того, их обладатель может выдать разрешение (лицензию) на использование. Эти способы реализуются с помощью разных договоров. Но предположение не может заменить нормы права. Недосказанность и неточность терминологии недопустима, так как препятствует однообразному пониманию смысла Закона и затрудняет его применение. Разграничивать же договорную уступку прав и договорное предоставление разрешения использовать охраняемый объект очень важно. В первом случае субъект, получивший исключительное имущественное право, не только использует объект, но и вправе давать разрешение или запретить его использование третьим лицам. А кроме того, как уже указывалось, он осуществляет право на защиту и может обращаться с иском в суд в случае нарушения предоставленного ему исключительного права. Лицо, которое получило разрешение использовать объект тем или иным способом, вправе лишь осуществлять соответствующее использование, но не имеет правовой возможности ни предоставлять разрешение на использование третьим лицам, ни осуществлять защиту исключительных смежных прав, поскольку последних у него просто нет. Такое лицо при реализации права на судебную защиту своих интересов может основывать требования на договоре, разрешающем соответствующее использование объекта, и ссылаться на нормы об ответственности за нарушение обязательств. Эти требования обращены к контрагенту по договору.

Пункт 8 статьи 42 Закона предусматривает наследование имущественных прав исполнителя и правоопреемство прав производителей фонограмм и организаций вещания. Эта норма Закона выглядит логичной, так как в ней упомянуто о наследовании исключительных прав за производителями фонограмм – физическими лицами. Это успешное дополнение последнего времени в указанную статью.

В случае смерти физического лица либо реорганизации юридического лица, которые являются обладателями исключительных смежных прав, вместе с правом разрешать или запрещать использование охраняемого объекта (исполнения, фонограммы, передачи вещания) и правом на вознаграждение к наследнику либо правопреемнику переходит и право осуществлять защиту приобретенных прав. Оно может быть ими осуществлено в течение неистекшей части срока охраны, предусмотренного для исполнений, фонограмм и программ вещания. Поэтому и наследники, и правопреемники также являются субъектами права на защиту.

Долгое время в советском и постсоветском законодательстве ряда стран СНГ оставался вопрос, кто вправе заявить требования о восстановлении нарушенных личных неимущественных прав исполнителя после его смерти. Такие права тесно связаны с самой личностью исполнителя, а поэтому являются неотчуждаемыми и, следовательно, не могут наследоваться, что подтверждено в ст. 37-1 Закона. Но, поскольку личные права исполнителя охраняются бессрочно, возникает вопрос, кто сможет их защитить в случае нарушения после смерти исполнителя. Аналогичную проблему охраны личных прав автора Закон урегулировал в ст. 30 следующим образом: личные неимущественные права автора, предусмотренные статьей 15 Закона, по наследству не переходят. Наследники автора вправе осуществлять охрану личных неимущественных прав. Указанные правомочия наследников сроком не ограничиваются.

Автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану личных неимущественных прав. Такое лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии такого указания автора охрана личных неимущественных прав автора после его смерти осуществляется его наследниками или уполномоченным органом Республики Казахстан, который осуществляет такую охрану, если наследников не имеется или их авторское право прекратилось.

В настоящей работе не раз подчеркивалась обоснованность и целесообразность применения к исполнителям норм, регулирующих охрану прав авторов. Одинаковая природа исполнений и произведений и обусловленная ею однородность авторских и исполнительских прав позволяют в рассматриваемом случае применить аналогичное правило о защите наследниками личных неимущественных прав исполнителя. В этом смысле не случайной и вполне обоснованной является наше предложение о применении для охраны личных прав исполнителя после его смерти порядка, предусмотренного для защиты наследниками личных прав автора.

Статьей 9 ГК РК, которая содержит общие по своему назначению и юридической силе гражданско-правовые нормы, предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется в судебном порядке (судом, арбитражем либо третейским судом), а в отдельных случаях, предусмотренных Законом, в административном порядке. Эта статья содержит перечень способов, с помощью которых осуществляется судебный порядок защиты гражданских прав.

Гражданско-правовые способы защиты смежных прав регламентированы специальной нормой статьи 49 Закона.

Совершенно справедливо и удачно, на наш взгляд, включение в её текст многих мер из «арсенала» обегражданских мер защиты. Так, п. 1 ст. 49 практически посвящен им целиком: 1. Защита авторских и смежных прав осуществляется судом путем:

  • признания прав;
  • восстановления положения, существовавшего до нарушения права;
  • пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • возмещения убытков, включая упущенную выгоду;
  • взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав;
  • выплаты компенсации в сумме от двадцати минимальных размеров заработной платы до пятидесяти тысяч минимальных размеров заработной платы, устанавливаемой законодательством Республики Казахстан.Размер компенсации определяется судом вместо возмещения убытков или взыскания дохода;
  • принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.

Указанные в подпунктах 4), 5), 6) настоящей статьи меры применяются по выбору обладателя авторских и смежных прав.

Способ защиты гражданских прав в суде прямо назван в тексте статьи 9 наряду с обращением за защитой в общие суды. Соответственно, при рассмотрении споров по поводу прав на объекты промышленной собственности они могут применить, в частности, такие проверенные временем методы (пути) защиты гражданских прав как признание прав; восстановление положения, существовавшего до нарушения права; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанности в натуре; взыскание убытков, неустойки; признание сделки недействительной; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения.

Статья 970 ГК РК содержит норму о распространении на права интеллектуальной собственности общих мер защиты гражданских прав и дает перечень специальных способов защиты. Кроме общих гражданско-правовых мер, защита исключительных прав может осуществляться также путем

  • -изъятия материальных объектов, с использованием которых нарушены исключительные права, и материальных объектов, созданных в результате такого нарушения;
  • -обязательной публикации о допущенном нарушении, с включением в нее сведений о том, кому принадлежит нарушенное право; иными способами, предусмотренными законодательными актами.

При этом следует отметить, что перечень специальных способов защиты не является исчерпывающим и может быть дополнен нормами иных законодательных актов. Некоторые из них носят беспрецедентный по своим конструкции, размеру и процедуре применения характер. В качестве примера таких норм можно привести правомочия, изложенные в пп. 6 п.1 и п. 2 статьи 49 Закона Республики Казахстан от 10 июня 1996 г. «Об авторском праве и смежных правах».

Практика знает случаи требования истцами-правообладателями максимальной суммы штрафа, однако на неизвестно ни одного случая, когда суды удовлетворили такое требование. Зато довольно часто назначается нижний предел компенсации за правонарушение – 20 минимальных размеров заработной платы. Такая практика, на наш взгляд говорит о заниженной оценке судами серьезности ущерба от нарушения прав интеллектуальной собственности, а следовательно – и ценности самих прав интеллектуальной собственности.

Особенности правовосстановительной ответственности заключаются в следующем:

  • правовосстановительные санкции носят абсолютно определенный характер, поскольку размер ущерба, вреда может быть достаточно точно определен независимо от обстоятельств правонарушения.
  • При совершении правонарушения, влекущем применение правовосстановительных санкций, лицо может до и без вмешательства государственных органов возместить причиненный ущерб, восстановить нарушенные права, выполнить обязанности, прекратить противоправное состояние.На этом основано применение дополнительных санкций (например, неустойка).
  • Правовосстановительная ответственность не погашается никакой другой и применяется до тех пор, пока ни будет восстановлен правопорядок [1, c.603, 604].

Среди способов защиты, предусмотренных ст. 49 Закона, характер мер гражданско-правовой ответственности носит возмещение убытков, изъятие в пользу правообладателя доходов, полученных нарушителем в результате нарушения, выплата компенсации, возмещение морального ущерба. Все эти способы, с одной стороны, способствуют восстановлению нарушенных прав, так как компенсируют правообладателю вызванные нарушением имущественные потери, а с другой — являются дополнительными имущественными обременениями для правонарушителя. Напротив, остальные способы защиты, предусмотренные ст. 49 Закона (внесение исправлений, публикации о нарушении, запрещение определенных действий), а также упомянутые в ст. 9 ГК РК (признание права, присуждение к исполнению обязательства в натуре, прекращение либо изменение правоотношения), хотя и направлены на восстановление нарушенного права, но не влекут дополнительных неблагоприятных последствий в сфере имущественных интересов нарушителя. Поэтому, они мерами гражданско-правовой ответственности не являются.

К числу гражданско-правовых способов защиты относится также признание права. Этот способ предусмотрен ст. 49 Закона, вслед за ст. 9 ГК РК.

Значение данного способа защиты связывается с тем, что с момента подтверждения субъективного права, у лица появляется возможность осуществить в дальнейшем принадлежащие ему полномочия без использования силы государственного принуждения, поскольку его субъективное право стало бесспорным [6, c.72,73].

Вместе с тем, очень часто признание права осуществляется в целях последующего применения других мер защиты, например, взыскания убытков, причиненных нарушением исключительных прав. Таким образом, он служит своеобразной предпосылкой для полного восстановления нарушенных прав. Как отмечалось, признание права устраняет неопределенность во взаимоотношениях субъектов и создает условия для реализации иных прав и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих их нормальному осуществлению [4, c.338].

Обращение к этому способу имеет смысл для обладателя исключительных прав в тех случаях, когда его законное право отрицается либо оспаривается, в следствие чего страдают личные неимущественные либо имущественные интересы.

Признание права — это действие, которое возлагается не на ответчика, а осуществляется самим судом. Однако, в литературе указывалось, что оно может сопровождаться также публичным объявлением о существовании определенного права, которое делается нарушителем или за его счет [7, c.195]. Таким образом, эта мера может также предполагать и принудительное возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия.

Указанный способ защиты применим для восстановления как авторских прав, так и смежных. Однако, в последнем случае его реализация имеет более узкое значение. В порядке защиты авторских прав само по себе признание права может способствовать полному восстановлению нарушенных прав без дополнительного применения иных мер защиты. В частности, такая возможность отмечалась для восстановления личных неимущественных прав автора: восстановление личного права автора, а именно права на имя, возможно путем предъявления автором иска о признании авторства; удовлетворение такого иска восстановит личное право, так как устранит сомнение в принадлежности ему данного права [8, c.41]. Таким образом, этот способ защиты ценен для автора сам по себе, поскольку способен полностью восстановить его личные неимущественные интересы. Такую же функцию этот способ может выполнить и при защите личных неимущественных прав исполнителей. Это еще одно закономерное проявление однородной с авторскими правами природы прав исполнителя, направленных на охрану его творческих результатов. Напротив, смежные права производителей фонограмм и организаций вещания, которые имеют совершенно иную природу, и, как следствие, направлены только на охрану имущественного, коммерческого интереса, не могут быть восстановлены полностью в результате осуществления только признания права. Оно не способно восстановить имущественные потери, к которым всегда приводит нарушение смежных прав. Поэтому, данный способ защиты для производителей фонограмм и организаций вещания может играть лишь вспомагательную функцию, являться предпосылкой для применения других способов, но сам по себе ценности не имеет.

Поскольку исключительные смежные права по своей правовой природе призваны гарантировать их обладателям имущественные интересы, особое значение при защите этих прав имеет возмещение убытков. В виду того, что права производителей фонограмм и организаций вещания носят сугубо имущественный характер, их нарушение всегда приводит к имущественным потерям для правообладателя. Данный способ защиты направлен на компенсацию таких имущественных потерь, он обеспечивает восстановление имущественной сферы правообладателя до состояния, существовавшего до нарушения. Тем самым восстанавливается нарушенное право. Таким образом, возмещение убытков, также как и другие способы защиты смежных прав, носит правовосстановительный характер. Но, кроме того, оно выполняет компенсационную функцию.

Для нарушителя применение указанного способа защиты имеет особые последствия. Так как возмещение убытков представляет собой меру гражданско- правовой ответственности, это повлечет для него дополнительные имущественные обременения, за счет чего будут компенсированы имущественные потери правообладателя. Однако, для применения такой меры необходимо наличие предусмотренного законом основания.

Таким образом, можно сделать вывод, что для целей восстановления нарушенных смежных прав не все гражданско-правовые способы защиты, предусмотренные Законом, являются эффективными, некоторые из них вообще неприменимы. У субъекта нет оснований использовать такую меру как предъявление требования о внесении исправлений и об устранении искажений. Публикации о нарушениях в качестве самостоятельной меры являются, как правило, юридически бесполезными для восстановления смежных прав и должны применяться наряду с другими способами. Способ запрета нарушающих право действий эффективен сам по себе для предотвращения наступления имущественных потерь от нарушения. Если правонарушение достигло стадии причинения вреда, он должен использоваться совместно с компенсационными мерами. Для субъектов смежных прав способ признания права имеет более узкое значение, чем для авторов. Сам по себе он ценности не имеет, но выполняет вспомогательную функцию и применяется как предпосылка для использования других способов. Для исполнителей, также как и для авторов, он эффективен при защите личных неимущественных прав.

Наиболее важное значение имеют компенсационные меры защиты, которые способны в полной мере восстановить нарушенное смежное право.

Список использованных источников:

  1. Общая теория государства и права.Академический курс: В 2 т. / Отв.редактор М.Н. Марченко.- М.: Зерцало, 1998.- Т.2: Теория права.-656с.
  2. Гражданское право.Часть первая: Пособие для студентов юрид. вузов и факультетов.- К.:Вентури, 1997.- 544с.
  3. Гражданское право: Учебник / Под ред.А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого.- 3-е изд., перераб. и доп. — М: Проспект, 1998. — Часть 1- 630с.
  4. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник.М.: Проспект, -700с.
  5. Подопригора О.О. Законодательство Украины по интеллектуальной собственности.— Харьков: ”Консум”, 1997.192с.
  6. МусиякаВ.Л. Важнейшие правовые формы защиты субъективного авторского права // Проблемы социал.законности: Республиканский межведомственный науч. сборник.- — Вып. 20.- С.72-78.
  7. Комментарий к закону Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» / Сост.Гаврилов Э.П. -М.: Спарк: Фонд «Правовая культура», 1996.- 224с.
  8. Чертков В.Л. Судебная защита прав и интересов авторов.М.: Юрид.лит., -112с.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.su, studbooks.net, articlekz.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector