+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Правовой режим охраны авторских прав

Для понимания природы отношений между пользователями программы и правообладателем необходимо рассмотреть важный теоретический принцип авторского права — принцип исчерпания прав.

В отношении традиционных объектов ИС — книг с литературными произведениями или пластинок с музыкальными записями — всегда четко можно понять, в каком случае речь идет о передаче прав на экземпляр (то есть на материальный носитель), а в каком о передаче прав на использование самого произведения. Достаточно легко можно выявить различия и между двумя категориями пользователей: пользователями экземпляра — лицами, которые приобрели в собственность носитель (книгу, кассету, диск) и применяют его по прямому назначению, и пользователями произведения — лицами, которые приобрели права, позволяющие извлекать выгоду от эксплуатации произведения (переводить, тиражировать, распространять, сдавать в прокат и т.п.).

Не нарушается ли это право в случае, например, если покупатель решит подарить кому-нибудь купленный диск, или книгу? Нет, поскольку в отношении поступивших в продажу экземпляров правомерно опубликованных произведений действует так называемый принцип исчерпания прав. Суть его состоит в том, что правомерно введенный в оборот экземпляр произведения в дальнейшем может распространяться без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения — это значит, что легально выпущенные книга или диск могут быть впоследствии перепроданы, обменены, подарены, и испрашивать на это согласия правообладателя и заключать с ним по этому поводу какой-либо договор нет необходимости.

Принцип исчерпания права на распространение, также именуемый иногда правилом первой продажи», сформулирован в законодательстве «Об авторском праве и смежных правах» и звучит он так:

· «Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения».

К экземплярам программ для ЭВМ также применимо правило первой продажи:

· «Перепродажа или передача иным способом права собственности либо иных вещных прав на экземпляр программы для ЭВМ или базы данных после первой продажи или другой передачи права собственности на этот экземпляр допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему дополнительного вознаграждения».

Однако с программами дело обстоит немного сложнее.

Форма выражения в виде символов, объединенных в языковые конструкции, позволила, как отмечалось выше, приравнять в свое время программы к литературным произведениям. Но авторско-правовой режим охраны программ сразу охарактеризовался рядом особенностей, ведь основной формой выражения для программ являлась цифровая форма записи на машинных носителях, не характерная тогда еще для иных объектов авторского права. Цифровое представление предопределяло возможность чрезвычайно легкого воспроизведения и распространения программных продуктов, а также возможность внесения в программы изменений и заимствования их частей. Разработчики первых законопроектов, посвященных правовой охране компьютерных программ, также предвидели, что, кроме распространения на материальных носителях, ПО достаточно широко будет распространяться и по компьютерным сетям. В связи с этим авторско-правовой режим охраны программ, предусмотренный в законодательстве многих государств, несколько отличается от режима, предусмотренного для литературных произведений. В чем же состоят ключевые отличия этого режима?

Прежде всего, отсутствие возможности свободного личного использования программ. Для иных произведений право свободного использования в личных целях традиционно и означает фактически неконтролируемую возможность копирования и модификации до тех пор, пока это использование не выходит за рамки личного. По сути, экземпляр произведения, попав в руки покупателя, оказывается в полной его власти.

Порядок пользования экземпляром программы строго регламентирован. Он может быть прописан в законе или в соглашении с правообладателем. Точнее, закон предусматривает, что такие правила устанавливаются правообладателем, но если правообладателем каких-либо специальных условий (обычно более льготных) не предусмотрено, будут действовать обязательные нормы закона. Такие «правила по умолчанию сводятся к установлению закрытого перечня случаев свободного воспроизведения и модификации программы, в частности:

  • · прямо оговаривается возможность воспроизводить программу только для работы на одном устройстве или в отношении одного пользователя в сети (презумпция однопользовательской лицензии);
  • · вводятся определенные ограничения на модификацию программы — это случаи декомпиляции и адаптации программы, которые могут предприниматься исключительно в целях обеспечения совместимости с программными и аппаратными средствами лица, правомерно обладающего экземпляром программы, а также исправления ошибок;
  • · кроме этого, допускается изготовить одну копию программы для архивных целей.

Из вышесказанного следует вторая особенность авторско-правового режима охраны программ — возможность для правообладателя ставить различные условия использования приобретенного пользователем экземпляра, например, допускать загрузку программы в память более чем одного устройства.

В случаях с программами правила пользования экземпляром могут быть установлены правообладателем, а при отсутствии установленных правил действуют специальные положения законодательства. Несоблюдение установленных правил использования экземпляра может быть квалифицировано как нарушение авторских прав.

Хозяйственное право

В соответствии со ст.

Авторское произведение является результатом интеллектуальной (творческой) деятельности, что порождает определенную специфику его правового режима и оформления сделок с ним. На произведение (как совокупность идей, образов и научных решений) правообладатель приобретает «исключительные», а не вещные правомочия. Вещные права (в том числе и право собственности) возникают на материальные носители творческого произведения, а не на его содержание.

Это интересно:  Как получить авторские права на книгу

Таким образом, любое авторское произведение одновременно является совокупностью имущественных и неимущественных прав автора (правообладателя), овеществленных (материализованных) на материальном носителе, т.е. в конкретном и определенном экземпляре произведения.

Приобретение объекта авторских прав в зависимости от целей его приобретения и дальнейшего использования может быть оформлено авторским договором об использовании произведения или договором купли-продажи экземпляра произведения. Предметом сделки может быть как экземпляр произведения, так и авторские права на это произведение.

Существенным условием авторского договора является определение способов использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору), поскольку если в договоре прямо не указывается о передаче тех или иных прав, они считаются непереданными. Остальные условия договора (срок и территория использования произведения, размер вознаграждения автора) определены в законе и будут применяться в случае, если стороны самостоятельно их не урегулируют.

Предметом договора купли-продажи, порядок заключения и существенные условия которого определены гл.30 ГК РФ, будет являться материальный объект (имущество) — единичный экземпляр авторского произведения, овеществленный на каком-либо материальном носителе (бумаге, дискете и т.п.), а не имущественные права автора (правообладателя) на произведение, поскольку предметом договора купли-продажи может быть только вещь, а не авторские права.

Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте.

Вопросы для самопроверки

1. Чем определяется правовой режим объектов авторского права?

2. Что может быть объектом авторского права?

3. Как защищаются права автора произведения?

Защита авторских и смежных прав

Каждое лиц вступающее в гражданско-правовые отношения может защищать свои нарушенные или оспариваемые права, охраняемые законом интересы. Бесспорным правом на защиту обладают и владельцы объектов интеллектуальной собственности.

Необходимо отметить, что следует различать охрану прав и защиту прав.

Охрана есть установление общего правового режима, а защита — те меры, которые предпринимаются в случаях, когда гражданские права нарушены или оспорены.

Поскольку права на объекты интеллектуальной собственности являются гражданскими правами, вопрос о применении мер защиты решает владелец этих прав, т.к. гражданские права — есть частные права.

В юридической литературе выделяют две формы защиты: юрисдикционную и неюрисдикционную. К неюрисдикционной форме относится предусмотренная ст. 14 ГК РФ самозащита. В соответствии с законом способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Самозащита в основном применима в договорных отношениях, она выражается в том, что сторона, по отношению к которой не были исполнены обязательства, может в свою очередь, приостановить выполнение своих обязательств. Так, например, самозащита может выражаться в уведомлении неправомерно использующих средства индивидуализации третьих лиц о нарушении исключительных прав их владельцев.

Выбирая юрисдикционную форму защиты, лицо, чьи права нарушены или оспариваются, прибегает к помощи правоохранительных органов. Юрисдикционная форма охватывает административный и судебный порядок реализации способов защиты.

По общему правилу, защита прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляется в судебном порядке. Основная масса авторско-правовых споров рассматривается районными, городскими, областными и иными судами общей компетенции. При этом автор освобожден от уплаты гражданско-правовой пошлины.

Если обоими участниками спорного правоотношения являются юридические лица, возникший между ними спор может быть разрешен в арбитражном суде. По соглашению спорящих сторон возникший между ними спор может быть передан также на рассмотрение третейского суда.

Нарушение исключительных прав может произойти как в рамках заключенного договора, так и вне рамок договора. Если нарушены условия договора о передаче авторских и смежных прав, применяются санкции, предусмотренные договором.

Нередко правообладателю представляется возможность выбора мер для защиты нарушенных прав. В частности обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителя:

— признания прав. Необходимость в применении такого способа защиты, возникает тогда, когда наличие у лица данного права подвергается сомнению, авторское или смежное право оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий. Неопределенность существования авторского или смежного права зачастую приводит к невозможности его использования или, по крайней мере, затрудняет такое использование. Например, если произведение опубликовано автором анонимно или под псевдонимом, может возникнуть необходимость подтверждения в судебном порядке авторства на это произведение, без чего невозможно ни передать права на использование произведения, ни защитить их в случае нарушения. Признание права авторства как раз и является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания условий для реализации иных прав и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих их нормальному осуществлению.

— восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающий право или создающих угрозу его нарушению. Применяется в тех случаях, когда авторское или смежное право в результате нарушения не прекращает своего существования и может быть реально восстановлено путем устранения последствий правонарушения. Например, автор, обнаруживший, что в ходе подготовки его произведения к опубликованию или в процессе его использования в него внесены не согласованные с ним изменения, может потребовать восстановления произведения в его первоначальном виде.

Это интересно:  Оказание услуг по предоставлению неисключительных прав

В тех случаях, когда произведение уже обнародовано, восстановить нарушенные авторские права в полном объеме уже невозможно. Однако для защиты своих нарушенных интересов и частичного восстановления прав автор может потребовать публикации сведений о допущенном нарушении.

— возмещения убытков, включая упущенную выгоду и/или взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков. Данные способы представляют собой один из наиболее действенных способов защиты авторских и смежных прав. В данном случае имущественный интерес потерпевшего удовлетворяется за счет денежной компенсации понесенных им имущественных потерь. При этом такая компенсация может быть либо прямо увязана с размером причиненного вреда (возмещение убытков), либо связана с ним лишь косвенным образом (взыскание незаконного дохода), либо вообще относительно независима от него (выплата компенсации).

— принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав. Административно-правовой способ защиты авторских прав состоит в рассмотрении жалоб авторов и других заинтересованных лиц, а также протестов прокуроров организациям, вышестоящим по отношению к организациям, использующим произведения авторов — министерствам, государственным комитетам и т.д. Эти организации осуществляют защиту прав авторов и по собственной инициативе в случаях обнаружения фактов их нарушения.

Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, как и признание права, может применяться в сочетании с другими способами защиты, например взысканием убытков, или иметь самостоятельное значение. Так, в случае бездоговорного использования произведения его автор может потребовать как запрещения его дальнейшего использования, так и возмещения убытков, которые им понесены в связи с таким использованием. Однако интерес автора может выражаться и в том, чтобы лишь прекратить (пресечь) нарушение его прав на будущее время или устранить угрозу их нарушения. Типичными примерами реализации данного способа защиты являются наложение запрета на выпуск произведения в свет, запрещение дальнейшего распространения произведения, запрет на использование перевода или переработки и т. п.

Преобладающим является гражданско-правовой способ защиты.

Защита личных неимущественных прав автора осуществляется вне зависимости от вины их нарушителя и независимо от нарушения имущественных интересов автора. Исковая давность по спорам о нарушении личных неимущественных прав не применяется (ст.90 ГК РФ).

Требования об устранении допущенных нарушений личных неимущественных прав могут быть предъявлены автором, а после его смерти — наследниками или лицом, на которое автор возложил охрану неприкосновенности своих произведений, а также организациями, на которые возложена охрана авторских прав.

В случае, если деяния совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; а также в особо крупном размере; либо

лицом с использованием своего служебного положения, —

Рассмотренные способы защиты прав авторов и обладателей смежных прав являются лишь основными и не исчерпывают собой всех возможных мер, которыми могут воспользоваться потерпевшие.

Условия правовой охраны объектов авторского права.

Произведения могут стать объектами авторского права только при соблюдении определенных условий правовой охраны. На основе анализа теоретического и нормативного материала можно выделить следующие условия правовой охраны произведений:

1. наличие объективной формы. Согласно п. 2 ст. 6 Закона об авторском праве авторское право распространяется на произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

а) письменной (рукопись, машинопись, нотная запись);

б) устной (публичное произнесение, публичное исполнение);

в) звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической);

г) изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр);

д) объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение).

Аналогичные положения закреплены и в законодательстве других стран. 2. творческий элемент — другое важное условие предоставления охраны. Российское авторское право, как и международное законодательство, не раскрывают понятие творчества, в связи с чем в литературе дается немало его определений. Как правило, творчество рассматривают как духовную, интеллектуальную деятельность, в результате которой человек раскрывает свою индивидуальность и создает новые культурные, материальные ценности, отличающиеся неповторимостью и уникальностью. По мнению большинства ученых, необходимым показателем творчества является новизна;

3) новизна может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой научной концепции. В литературе выделяют субъективную и объективную новизну. Субъективная новизна- это неизвестность полученного результата для создателя; объективная новизна — это неожиданность, неизвестность полученного результата не только для создателя, но и для остальных лиц. В соответствии с данной градацией авторское право охраняет лишь те творческие результаты, которые обладают объективной новизной. Однако авторское право охраняет не все объективно новые творческие результаты, а лишь те из них, которые являются уникальными, эксклюзивными, не повторяющимися при параллельном творчестве. Такие результаты можно назвать оригинальными;

Это интересно:  Акт отчуждения исключительного права

4. оригинальность — это определенная степень индивидуальности творческой деятельности.

Следует учитывать, что оригинальным может быть не только само произведение, но и его название. В связи с наличием признака оригинальности названия произведения нередко возникают споры. Ранее в доктрине существовал принцип, согласно которому творчество являлось решающим основанием предоставления правовой охраны произведению, и таким образом главным следствием этого становилось выдвижение оригинальности в качестве единственного критерия охраны творческих произведений. Лишь оригинальность произведения определяла его охраноспособность. Однако на практике применение этого критерия связано с определенными трудностями, так как особое значение, придаваемое оригинальности, способствует тому, что оно превращается в требование, близкое к критерию достоинства произведения, а международные соглашения отрицают критерий достоинства произведения как необходимое условие для предоставления ему правовой охраны. Именно поэтому концепция оригинальности в качестве основного требования для предоставления охраны произведения не получила дальнейшего распространения.

Права, смежные с авторскими правами.

Смежные права — интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.Смежные права — значит сходные с авторскими, иными словами, правовой режим смежных прав сходен с правовым режимом авторского права.К смежным правам относится исключительное право, которое означает право лица, обладающего данным правом, использовать тот или иной объект смежного права по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Кроме того, в отношении исполнений, фонограмм, содержания баз данных, произведение науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние законодатель устанавливает неимущественные права. Так, исполнитель помимо исключительного права на исполнение, обладает следующими неимущественными правами на исполнение: авторства, на имя, на неприкосновенность исполнения. Изготовитель фонограммы, помимо исключительного права на фонограмму, обладает следующими неимущественными правами: на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования, на защиту фонограммы от искажения при ее использовании, на обнародование фонограммы.

Объекты смежных прав

Объектами смежных прав являются:1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров — постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Знак правовой охраны смежных прав:

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов:

-латинской буквы «Р» в окружности;

-имени или наименования обладателя исключительного права;

-года первого опубликования фонограммы.

Знак правовой охраны смежных прав помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

Договор об отчуждении исключительного права на объект смежных правПо договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав одна сторона — исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель передает или обязуется передать свое исключительное право на соответствующий объект смежных прав в полном объеме другой стороне — приобретателю исключительного права.

Статья написана по материалам сайтов: lawbook.online, studbooks.net, studopedia.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector