+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Правовая природа авторских прав

Изменение функции знания и культуры в цивилизации конца ХХ века привело к резкому увеличению масштабов использования результатов интеллектуальной деятельности [16, с. 174].

Творения человеческого разума приобрели значение одного из важнейших видов объектов экономического оборота.

Отдельные элементы авторского права появились очень давно. Можно вполне обоснованно утверждать, что социальное, этическое и политическое значение произведений науки и искусства признавались на протяжении всей сознательной истории человечества [15, с. 54].

Уже в Древней Греции существовали правила о сохранении текстов трагедий для осуществления контроля за соответствием исполняемого на сцене представления подлинному авторскому произведению.

Творения Эсхила, Софокла и Еврипида должны были доводиться до публики в неискаженном виде. Гонорар как форма оплаты творческого труда, особенности права собственности на произведения искусства были известны еще римскому праву.

Однако в целом «экономической стороне» авторского права долгое время не придавалось особого значения.

С изобретением печатного станка (в 1448 г.), открытием для человечества «галактики Гуттенберга» появилась возможность пустить «романы и поэмы» в экономический оборот, возможность широко торговать ими. Благодаря печатному станку и мануфактурам любые рукописи, а затем и иные материальные носители произведений могли быть быстро и относительно дешево размножены [15, с. 54].

Издание книг всегда требовало затрат максимальных средств и усилий от того, кто делал это первым. Ему же приходилось оплачивать и труд автора. Конкуренты не несли расходов, связанных с подготовительной стадией, и могли предложить публике тот же товар по более низким ценам. В результате ни создатель произведения, ни издатель, оплачивавший его труд, часто не получали никаких экономических выгод от своей деятельности. Такое положение препятствовало распространению культурных ценностей. Необходимо было добиться, чтобы каждое заинтересованное лицо могло реализовать свои материальные интересы через рыночный механизм и в то же время «никто не собирал урожая там, где ничего не посеял» [19].

Возникла настоятельная потребность в осуществлении государством регулирующей, координирующей, законодательной функций в данной области, в обеспечении внутригосударственной защиты и международно-правовой охраны авторских прав.

Наиболее важной задачей было четкое определение того, что принадлежит одному лицу, а что другому; кто, на что имеет право.

Решение этой задачи могло обеспечить только государство. Осуществление правового регулирования, установление правил, ориентиров для человеческого поведения, предложение законных способов достижения правомерных целей — и дальнейшее подчинение человеческого поведения руководству этих правил, осуществление охраны отвечающих их требованиям общественных отношений являются основными задачами всякого цивилизованного государства. «Закон есть . общее обещание государства», «где нет норм права, там все должно рассматриваться как бы с подозрением» [Цит. по: 19] [A3] — считали римские юристы, а философ Джон Локк писал, что «свобода людей, находящихся под властью государства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, единое для каждого члена общества и установленное государственной властью, созданной в нем; это — свобода следовать своим собственным желаниям во всех случаях, когда реализация этих желаний не приводит к нарушению закона, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека» [Цит. по: 19]. [A4]

С другой стороны, можно рассматривать право как совокупность гарантий, которые предоставляются государством, как «способность обязывать других» [19] (согласно определению понятия права, данному когда-то И. Кантом).

Результаты интеллектуальной деятельности могут становиться объектами правоотношений только тогда, когда они облекаются в какую-либо объективную форму, обеспечивающую их восприятие другими людьми.

Экономическая сторона авторского права включает также имущественные авторские правомочия, защищающие автора от экономического диктата партнеров (издателей, продюсеров).

Особенности творческих профессий требуют действенных законодательных норм, способствующих социально-экономической интеграции авторов в общество. Современные писатели, художники, артисты нуждаются в особых формах стимулирования их деятельности и защиты их интересов, в такой системе социального обеспечения и в таких нормах гражданского, трудового, налогового права, которые принимают во внимание их низкий и непостоянный доход, «уязвимость» их позиций в качестве субъектов рыночных отношений.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство современных государств не только осуществляет контроль за соблюдением прав и охраняемых законом интересов авторов и иных правообладателей, но и устанавливает некоторые минимальные стандарты, которых обязаны придерживаться все участники сделок, связанных с использованием авторских и смежных прав.

Правовая природа и сущность авторского права

Читайте также:

  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. A1. Сущность и классификация организаций. Жизненный цикл организации и специфика управления на различных его этапах.
  3. A5] Понятие авторского договора
  4. A]любое имущество, включая деньги, ценные бумаги и имущественные права, если иное не предусмотрено законодательными актами.
  5. A]права и обязанности страхователя переходят к лицу, принявшему это имущество в порядке наследования
  6. E) с момента заключения подозреваемого под стражу до уведомления его об окончании производства следственных действий и разъяснения права ознакомиться с материалами уголовного дела
  7. E) уравнение в правах дворянства и боярства.
  8. ER-модель данных («Сущность — связь»): Проект ГИС (Логическая модель (Схемы алгоритмов, Логические схемы -> Модели данных), Физическая модель -> Перечень требований КТС).
  9. I. Возникновение и сущность антиглобализма
  10. I. «Государство всеобщего благосостояния»: сущность теории
Читайте также:

  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. I. Возникновение и сущность антиглобализма
  3. I. Личные права и свободы.
  4. III. ПРАВА
  5. А) особисті немайнові права автора
  6. Абиотические ( не живая природа )
  7. Авторские права
  8. Агальна характеристика конституційного права України.
  9. Административное правонарушение: понятие и признаки, правовая основа№9
  10. Акти судової влади як одна з форм трудового права
  11. Акты официального толкования норм права: понятие, признаки, классификация.
  12. Акты применения норм права: понятие, классификация, эффектив-ность действия. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов.

Изменение функции знания и культуры в цивилизации конца ХХ века привело к резкому увеличению масштабов использования результатов интеллектуальной деятельности [16, с. 174].

Творения человеческого разума приобрели значение одного из важнейших видов объектов экономического оборота.

Отдельные элементы авторского права появились очень давно. Можно вполне обоснованно утверждать, что социальное, этическое и политическое значение произведений науки и искусства признавались на протяжении всей сознательной истории человечества [15, с. 54].

Уже в Древней Греции существовали правила о сохранении текстов трагедий для осуществления контроля за соответствием исполняемого на сцене представления подлинному авторскому произведению.

Творения Эсхила, Софокла и Еврипида должны были доводиться до публики в неискаженном виде. Гонорар как форма оплаты творческого труда, особенности права собственности на произведения искусства были известны еще римскому праву.

Однако в целом «экономической стороне» авторского права долгое время не придавалось особого значения.

С изобретением печатного станка (в 1448 г.), открытием для человечества «галактики Гуттенберга» появилась возможность пустить «романы и поэмы» в экономический оборот, возможность широко торговать ими. Благодаря печатному станку и мануфактурам любые рукописи, а затем и иные материальные носители произведений могли быть быстро и относительно дешево размножены [15, с. 54].

Издание книг всегда требовало затрат максимальных средств и усилий от того, кто делал это первым. Ему же приходилось оплачивать и труд автора. Конкуренты не несли расходов, связанных с подготовительной стадией, и могли предложить публике тот же товар по более низким ценам. В результате ни создатель произведения, ни издатель, оплачивавший его труд, часто не получали никаких экономических выгод от своей деятельности. Такое положение препятствовало распространению культурных ценностей. Необходимо было добиться, чтобы каждое заинтересованное лицо могло реализовать свои материальные интересы через рыночный механизм и в то же время «никто не собирал урожая там, где ничего не посеял» [19].

Возникла настоятельная потребность в осуществлении государством регулирующей, координирующей, законодательной функций в данной области, в обеспечении внутригосударственной защиты и международно-правовой охраны авторских прав.

Наиболее важной задачей было четкое определение того, что принадлежит одному лицу, а что другому; кто, на что имеет право.

Решение этой задачи могло обеспечить только государство. Осуществление правового регулирования, установление правил, ориентиров для человеческого поведения, предложение законных способов достижения правомерных целей — и дальнейшее подчинение человеческого поведения руководству этих правил, осуществление охраны отвечающих их требованиям общественных отношений являются основными задачами всякого цивилизованного государства. «Закон есть . общее обещание государства», «где нет норм права, там все должно рассматриваться как бы с подозрением» [Цит. по: 19] [A3] — считали римские юристы, а философ Джон Локк писал, что «свобода людей, находящихся под властью государства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, единое для каждого члена общества и установленное государственной властью, созданной в нем; это — свобода следовать своим собственным желаниям во всех случаях, когда реализация этих желаний не приводит к нарушению закона, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека» [Цит. по: 19]. [A4]

С другой стороны, можно рассматривать право как совокупность гарантий, которые предоставляются государством, как «способность обязывать других» [19] (согласно определению понятия права, данному когда-то И. Кантом).

Результаты интеллектуальной деятельности могут становиться объектами правоотношений только тогда, когда они облекаются в какую-либо объективную форму, обеспечивающую их восприятие другими людьми.

Экономическая сторона авторского права включает также имущественные авторские правомочия, защищающие автора от экономического диктата партнеров (издателей, продюсеров).

Особенности творческих профессий требуют действенных законодательных норм, способствующих социально-экономической интеграции авторов в общество. Современные писатели, художники, артисты нуждаются в особых формах стимулирования их деятельности и защиты их интересов, в такой системе социального обеспечения и в таких нормах гражданского, трудового, налогового права, которые принимают во внимание их низкий и непостоянный доход, «уязвимость» их позиций в качестве субъектов рыночных отношений.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство современных государств не только осуществляет контроль за соблюдением прав и охраняемых законом интересов авторов и иных правообладателей, но и устанавливает некоторые минимальные стандарты, которых обязаны придерживаться все участники сделок, связанных с использованием авторских и смежных прав.

1.2[A5] Понятие авторского договора

Авторский договор носит гражданско-правовой характер и является самостоятельным в ряду других гражданско-правовых договоров. Данный вывод имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В частности, он означает, что на авторско-договорные отношения распространяются как общие положения гражданского права, например привила о формах и условиях действительности сделок, так и соответствующие нормы обязательственного права, касающиеся, например, порядка заключения и исполнения договоров, ответственности за их нарушения и т.п.

Авторский договор, как и любой гражданско-правовой договор, представляет собой соглашение двух или более лиц, направленное на установление, изменение или прекращение взаимных прав и обязанностей. К таким договорам применимы все нормы обязательственного права, за исключением тех, которые несовместимы с особенностями отношений, возникающих при использовании результатов творческой деятельности.

Между тем, законодатель не дал легального определения авторского договора, как, например, договора купли-продажи или аренды, однако систематический анализ норм авторского законодательства и, прежде всего, Закона, позволяет такое определение сформулировать.

Авторский договор – разрешение на использование произведения или иначе – договор о передаче имущественных прав на произведение. Определяя авторский договор как «передачу прав» необходимо акцентировать внимание на отличии такого определения от «перехода прав». Последняя категория характеризует случаи «переход прав помимо воли автора» [1] .

Итак, можно сформулировать еще такое определение: авторский договор – соглашение, по которому одна сторона — автор передает имущественные права другой стороне пользователю на определенный сторонами срок и за определенное вознаграждение.

По мнению многих авторов авторский договор — это волевой акт, основанный на взаимном соглашении сторон, направленный на возникновение, изменение или прекращение юридических отношений. Вот например, профессор Ф.И. Гавзе высказывал мнение, что целью авторского договора является наилучшее удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его членов.

Характеристика нормативной природы авторского договора, немыслима без соответствующей характеристики таких понятий, как «обеспечение права» и «защита права».

Понятия «обеспечение права» и «защита права» являются разными, но имеют и общие черты.

Они соотносятся, прежде всего, по объему, причем первое понятие гораздо шире, чем второе [14, с. 18]

Защита авторских прав означает применение юридических мер, направленных преимущественно на признание или восстановление авторских прав. То есть здесь мы имеем дело с ситуацией, когда авторские права оспорены или нарушены и их необходимо признать или восстановить, применяя все возможные средства защиты. Законодательно закреплен достаточно широкий перечень способов защиты.

К ним можно отнести не только способы гражданско-правовой защиты (возмещение убытков, выплата компенсации), но и способы административно-правовой, а также уголовно-правовой защиты. Все они применяются в случае, когда права авторов либо оспариваются, либо нарушаются.

Что же касается такого понятия, как обеспечение авторских прав, то, как уже говорилось, оно гораздо шире понятия защиты, так как его содержание составляют средства не только восстановительного характера, применяемые в случае нарушения авторских прав (средства защиты), но и средства, которые применяются для того, чтобы данных нарушений не допускать (средства охраны), а также правостимулирующие средства, направленные на побуждение пользователей к законопослушному поведению, создающие режим благоприятствования для удовлетворения интересов авторов и пользователей.

Охрана есть установление общего правового режима, опирающегося на правомерную деятельность. Защита – это совокупность средств, которые предпринимаются, когда авторские права либо интересы нарушены или оспорены. Обеспечение авторских прав включает в себя средства охраны, защиты и правостимулирующие средства. К правостимулирующим относятся международные и национальные средства.

К числу международных средств относится существование международных конвенций и договоров, вступление России в международные организации, деятельность Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности.

К национальным средствам, прежде всего, относится такое средство, как совершенствование авторского законодательства, рассматриваемого в широком смысле, т.е. это дальнейшее развитие не только самого Гражданского кодекса Российской Федерации, но и ряда подзаконных актов в рассматриваемой области.

К ним также можно отнести меры договорного обеспечения авторских прав. Речь идет об авторском договоре.

В тексте части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель отказался от термина «авторский договор», что, по нашему мнению, является недостатком нового нормативного акта. С нашей точки зрения, в законе передача авторских прав по договору должна быть урегулирована должным образом, в том числе посредством закрепления четкого и понятного определения авторского договора.

От того, насколько детально и грамотно с правовой точки зрения стороны авторского договора согласуют его условия, зависит дальнейшая судьба их правовых отношений. Надлежащее согласование данных условий является эффективным средством обеспечения авторских прав. Путем такого согласования стороны авторского договора имеют возможность обезопасить себя от неблагоприятных последствий в будущем, следовательно, обеспечить свои права [14, с. 18].

К средствам обеспечения авторских прав можно отнести и такое средство, как повышение авторско-правовой культуры. К сожалению, сегодня с целью извлечения прибыли некоторые пользователи произведений, охраняемых авторским правом, допускают незаконное их использование для получения систематического дохода.

Речь идет о так называемом авторском пиратстве, борьба с которым продолжается из года в год. С целью повышения авторско-правовой культуры и снижения уровня правонарушений в области авторских прав необходимы мероприятия профилактического характера, например, проведение специальных семинаров в образовательных учреждениях по проблемам обеспечения авторских прав. Немаловажную роль в повышении авторско-правовой культуры играют средства массовой информации, в которых освещаются указанные проблемы и предлагаются пути их решения.

Вывод, который можно сделать, исходя из вышеизложенного, состоит в том, что обеспечение авторских прав – это использование правовых средств, с помощью которых правообладатель может не только защитить их в случае нарушения, но и создать такие условия, при которых вероятность нарушения авторских прав будет минимальна. Таким образом, обеспечение авторских прав – это более широкая система правовых средств, чем защита. При этом защита авторских прав является частью их обеспечения.

Исходя из всего сказанного, хочется подчеркнуть, что именно обеспечение, а не защита является наиболее неисследованной областью, необходимость в изучении которой возрастает с каждым годом. Сегодня, к сожалению, нет четких подходов к совершенствованию механизма обеспечения авторских прав на произведения литературы, очень слабо сформирована концептуальная основа этого механизма. Именно поэтому тема нашего исследования является столь актуальной.

Актуальна она еще и потому, что принят новый закон в сфере интеллектуальной собственности – часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации.

В целях усиления защиты авторских прав крайне необходимо привести ряд норм российского законодательства в соответствие с международными стандартами. В связи с учетом международного опыта правового регулирования, зарубежной практики, а также национальных традиций требуется выработать единую государственную и правовую политику, которая бы обеспечила надлежащие условия реализации и охраны прав и законных интересов как самих авторов, так и рядовых пользователей.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)

Правовая природа авторских прав

Первые определения авторского права появились с возникновением самой категории авторского права и означали прежде всего принадлежность авторского права тому или иному лицу. Поэтому, на этапе становления, авторское право можно определить как — право извлекать выгоды из созданий умственного труда. Иначе авторское право — господство лица над произведением.

Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

Термин авторское право» понимается в двух значениях:

а) в объективном смысле авторское право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства;

б) в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.

Авторские права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.

Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов:

а) принцип свободы творчества (ст.44 Конституции РФ);

б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества;

в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора;

г) принцип свободы авторского договора.

Авторские права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и их защита осуществляется способами, которые применяются при защите любых субъективных гражданских прав (ст.12 ГК РФ). Однако авторские права неоднородны по своей природе, что обуславливает наличие специальных способов защиты.

Для защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу самого факта его создания — независимо от того, было ли это произведение обнародовано. Данное положение вытекает из определенных в ст. 8 ГК РФ оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, в том числе и в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности. Закон не указывает на завершенность работы по созданию произведения как условие для возникновения авторских прав. Законченные и незаконченные произведения (эскизы, черновые варианты и др.) охраняются в равной мере.

Вместе с тем автор или иной обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: — латинской буквы «С» в окружности; — имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; — года первого опубликования произведения.

Но следует отметить, что наличие или отсутствие указанного знака не имеет правового значения, в любом случае законом обеспечивается равная защита авторских прав.

Основной задачей авторского права является с одной стороны обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны — интересы общества в целом, предоставляя доступ к сокровищам мировой культуры.

В соответствии с нормами действующего законодательства использование охраняемых авторским правом произведений как на территории России, так и в других странах, может осуществляться только с согласия автора или его правопреемников (кроме случаев, прямо указанных в законе).

Такое согласие дается в форме договора, который заключается между автором (правопреемником), с одной стороны, и организацией, предполагающей использовать созданное им произведение, с другой стороны. При заключении подобных договоров происходит уступка определенных авторских правомочий от автора к другим лицам.

Термин «авторское право» не следует понимать буквально. По законодательству большинства стран автор может уступить все или отдельные права на созданное им произведение. Поэтому на практике применяется такое понятие, как правообладатель на произведение, которым может быть как юридическое, так и физическое лицо. При издании произведения определить правообладателя на произведение можно с помощью надписи, сделанной рядом со знаком охраны авторского права на титульном листе изделия.

Таким образом, можно согласится с выводом Беляцкина С.А., о том, что авторское право — «право имущественно-лично-общественного свойства»

Правовая природа ограничений авторского права

Мысль о свободе заимствования напрямую связана с понятием ограничения авторского права. Авторское право призвано поддерживать экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности и в целом способствовать развитию творчества. Для этого авторам и их правопреемникам предоставляются исключительные права на использование произведений. В то же время авторское право отражает баланс коммерческих интересов правообладателей и интересов общества на свободное культурное развитие, доступ к информации и знаниям. Так, признается ограниченное право на использование произведения в личных целях, в целях цитирования и др. Вопрос правовой природы ограничений напрямую связан с вопросами, почему существует авторское право и какие интересы оно охраняет66. Поэтому нам представляется необходимым вкратце раскрыть основные положения авторского права. Историческое развитие авторского права Германии связывается с институтом монополии . К одной из теорий науки причисляли, так называемую, теорию привилегий, которая характеризовалась тем, что автору не принадлежало самостоятельное субъективное право, а только законодательно установленный запрет перепечатки. Другими словами на уровне государства устанавливался всеобщий запрет на перепечатку. Здесь важным является то, что на первое место ставились интересы государства, а не права и интересы самого автора произведения. Природа этих привилегий в противоположность к авторскому праву в современном его понимании — это, прежде всего, признание того, что автор имел преимущество только как самоиздатель, но не как автор. Речь шла только о совокупности правовых норм, регулирующих издательскую деятельность. Привилегии защищали издателя и автора против перепечатки, прелоде всего с имущественно-правовой точки зрения. Наряду с этим в ряде случаев упоминается необходимость лично-правовой охраны автора68. То есть была признана также необходимость юридической охраны «интеллектуальных интересов автора» . В XVI и XVII столетиях авторы новых произведений, переводчики, а также переработчики старых произведений получили большое количество привилегий, однако уже в конце XVII в. наблюдается их уменьшение. Отправной точкой в этом процессе стала идея интеллектуальной собственности. Особо известным защитником теории права интеллектуальной собственности являлся Otto von Gierke, который в авторском праве видел личное право. По его мнению, «произведение принадлежит личной сфере автора». Он говорил о том, что право личности является «единым субъективным правом, которое обосновывает все особенные субъективные права и в них всех находит свое отражение» . Авторское право вытекает из интеллектуального творения и одновременно ограничивается принадлежностью произведения «к личной сфере автора»73. Под охрану авторского права подпадают в первую очередь личные интересы автора. Теория личности признавала также возможность экономического использования произведения, однако рассматривала эту возможность только как вспомогательную, случайную. Под влиянием учения Канта Gierke ввел в юриспруденцию понятие «droit moral» (личные неимущественные права автора). В конце XIX столетия Josef Kohler выступает против понимания авторского права как персонального (личного) права. По его мнению, авторское право — право интеллектуальной собственности и не является составной частью личности или сферы личности75. Это подтверждается, прежде всего, тем, что произведение не теряет свою силу после смерти автора. Персональное право и авторское право должны рассматриваться как одноранговые понятия. Kohler видел в авторском праве «право на существующее вне человека имущественное благо, не ощутимое физически». Наряду с правом интеллектуальной собственности, имеющим имущественную природу, всеобщее право личности обеспечивает охрану неимущественных интересов автора . Kohler выводит из персонального права право на признание авторства и на неприкосновенность произведения. По его мнению, авторское право должно иметь особенное содержание: в отношении обычных произведений литературы должна охраняться обыкновенная форма, содержание при этом должно оставаться свободным, но в отношении музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства наряду с художественной формой должно охраняться и «воображаемое изображение» . Представители данного научного направления делают вывод о том, что авторское право состоит из двух самостоятельных прав, которые по своей сути и по действию независимы друг от друга . Ввиду разделения, проводимого между правами личности и правами на использование, эта теория стала называться дуалистической (дуалистическая теория). Позднее в Германии утверждается мнение, что авторское право является единым правом, в котором неразрывно соединяются лично-правовые и имущественно-правовые интересы. Авторское право охватывает сумму отдельных полномочий, которые отчасти служат охране имущественных интересов автора (имущественные права), а отчасти охране интеллектуальных и личных отношений автора к своему произведению (моральное право автора или droit moral) . В обосновании к правительственному проекту Закона ФРГ об авторском праве от 23 марта 1962 г. указывается, что обе стороны авторского права — право личности и имущественное право (право на использование) образуют неразрывное единство и разносторонне между собой переплетены . В литературе часто цитируется проведенная Ulmer аналогия авторско-правовой охраны и вытекающих из авторского права полномочий с деревом. Группы материальных и интеллектуальных интересов являются корнями этого дерева, единое авторское право образует ствол дерева, а отдельные полномочия автора сравниваются с ветками и ветвями дерева, которые черпают свою силу из корней81. Интеллектуальные и материальные интересы настолько переплетены, что их нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Так, например, невозможно использовать необнародованное произведение без одновременной реализации права на его обнародование, а в случае отчуждения права на использование в пользу третьих лиц, за автором от сохраняются личные права . Материальные права могут охранять идеальные интересы автора, так же как и личные права могут служить материальным интересам . В этой связи необходимо остановиться на следующей теории, разработанной Alexander Elster и нашедшей свое развитие в 20-е годы прошлого столетия. Практическое значение данной теории рассматривалось как незначительное и достойное пренебрежения. Теоретическое значение разработанной Alexander Elster теории состоит в том, что авторское право обозначается как часть области интеллектуально-промышленной охраны. Elster исходит из дуалистической концепции Kohler о лично-правовой и материально-правовой составных частях авторского права, но принимает связь обоих элементов. Выполненная работа как интеллектуальное творение может считаться только личностным правом. От желания автора и «рынка» должно зависеть, становится ли данная произведенная работа предметом совокупности правовых норм, регулирующих имущественные отношения. Стремление его должно быть направлено на соревнование материальных и нематериальных интересов, для того, чтобы произведение попало на рынок. Право личностной природы ориентируется на соревнование и конкурсные положения, которые со своей стороны ведут выполненную работу в область имущественных прав.

Статья написана по материалам сайтов: studall.org, studbooks.net, studexpo.ru.

»

Это интересно:  Как получить авторское право на логотип
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector