+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Право в произведениях толстого

Правовые идеи и проблемы в творчестве Л.Н. Толстого

По выражению А.Ф. Кони См. А.А. Половцова Русский Биографический словарь, творчество Льва Николаевича Толстого было не только изображением, но и исканием правды. Лев Толстой после непродолжительной учебы на восточном факультете Казанского университета поступает в 1845 г. на юридический. На юридическом факультете Толстой, по его собственным словам, «в первый раз стал серьезно заниматься». Его внимание привлекали, прежде всего, энциклопедия права и уголовное право. Он активно участвовал в собеседованиях, которые устраивал на лекциях профессор уголовного права Фогель. Одно из них — о смертной казни — особенно заинтересовало студента Толстого.

Касаясь вопросов уголовного права, Толстой признавал в качестве особенно значимой превентивную функцию наказания. Сформулировал он и такую важную мысль: «закон положительный, чтобы быть совершен, должен быть тожествен закону нравственному». Уже тогда Толстой высказал резко отрицательное отношение к крепостному праву, отвергал смертную казнь. Учеба Толстого на юридическом факультете давала пытливому юноше богатую пищу для искания правды, для оценки сущего и должного с позиции вечных начал нравственности, по меркам нравственного закона и справедливости.

Правовые идеи и проблемы в творчестве Льва Николаевича Толстого нашли весьма широкое отражение. Будучи юристом, в 1861 г., Толстой был назначен мировым посредником в одном из уездов Тульской губернии. Много сил и времени Толстой отдавал защите интересов крестьян, чем вызывал злобное недовольство помещиков.

Тема 12. Право и судопроизводство в произведениях русской классической литературы

Ф.М. Достоевский в своих произведениях «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», «Записки из мертвого дома», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др. отразил социально-правовые проблемы России второй половины XIX в.

В романе «Преступление и наказание» Достоевский раскрывает психологию преступника, рисует картину внутреннего развития преступления от возникновения замысла до его совершения. Наряду с этим, он ярко изобразил деятельность следователя-психолога, знатока человеческих душ. Писатель показывает сущность и природу прав и привилегий дворянства, поднимает вопросы судопроизводства, следствия и судебной ошибки.

О неразрывности нравственной, правовой и эстетической культур в произведениях Ф.М. Достоевского. О допустимости своеволия в литературе экзистенциализма: свобода выбора как нравственный долг.

Л.Н. Толстой анализирует психологию преступника, и социальные корни преступления в повести «Крейцерова соната», в драме «Власть тьмы». В произведениях «Воскресение», «Живой труп» он вскрывает недостатки судопроизводства, нравственное и духовное убожество служителей правосудия, формализм и равнодушие, отсутствие сострадания у членов суда, прокуроров, присяжных заседателей к участникам процесса. Вместе с тем, Л.Н. Толстой пишет специальные статьи «Новый суд в его приложении», «Письмо студенту о праве», «Не могу молчать» и др., в которых затрагивает вопросы права, правосудия и законности. В статье «Стыд» писатель клеймит практику телесных наказаний крестьян.

А.П. Чехов нередко обращается к проблемам российского судопроизводства, следственной практики, ведения судебных дел в рассказах: «Злоумышленник», «Драма на охоте», «Шведская спичка», «Мертвое тело», «Ночь перед судом», «Суд», «Следователь», «Сонная одурь» и др. Сахалин и его принудительная колонизация за счёт ссыльных и их каторжного труда, проводимая царским правительством, изображается в специально написанной книге «Остров Сахалин», которая косвенно повлияла на проведение реформы в России в области каторги и ссылки. В 1893 г. произошли отмена телесных наказаний, изменение закона о браке ссыльных, создание детских приютов, отмена вечной ссылки и пожизненной каторги.

М.Е. Салтыков-Щедрин выделялся среди русских писателей своей острой сатирой, направленной не только на критику существующих порядков в управлении и суде, но и на упразднение и замену этих порядков. С помощью эзопова языка он бичевал отживший механизм феодального устройства государственной власти, права и правосудия.

В его рассказах «Надорванные», «Губернские очерки», «В остроге» показывается всевластие чиновника, следователя, судьи. Неправедный суд М.Е. Салтыков-Щедрин связывал с феодальным законом, с его бездействием. Крепостная зависимость народа от чиновника совпадает с крепостной зависимостью крестьян от помещиков. Закон существует в виде «переплетенных книг, стоящих в шкафу». В произведении «Помпадуры и помпадурши» губернатор произносит символическую фразу: «Либо закон, либо я». Пореформенное правосудие изображается не с лучшей стороны в произведениях «Истории одного города», «Дневник провинциала в Петербурге», «Господа ташкенцы». Деятельность присяжных ограничивается, а полицейские начала в правосудии усиливаются («Злонамеренный пескарь»). Писатель с горькой улыбкой замечает, что «совокупность несовершенных улик влечет к совершенному доказательству».

Независимость судей, провозглашенная Судебными уставами 1864 г., уравновешивалась перспективой повышения в чинах, наградами и материальной зависимостью судей от органов власти. Эзопов язык позволил писателю все назвать своими именами: пескарь, хищники, Ловкачевы и др.

А.Н. Островский после окончания университета семь лет проработал в суде и знал о дореформенных судебных порядках не понаслышке. В своих пьесах он заклеймил дикие формы насилия богатого над бедным, невежество и лихоимство чиновников, бюрократизм всего государственного аппарата, продажность и зависимость судей от привилегированных классов, волокиту и взяточничество в судах. В пьесах «Доходное место», «Горячее сердце», «Лес», «Волки и овцы» и др. А.Н. Островский выступает обличителем чиновничьего «царства» и правосудия того времени.

Великие деятели русской литературы и их отношения с юриспруденцией: Г.Р. Державин, А.С. Грибоедов, А.Н. Островский, Л.Н. Андреев и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Правовое положение в произведении Л.Н. Толстого Воскресение»

Рассмотрение литературы как одного из исторических источников права. Признание Л.Н. Толстым превентивной функции наказания. История создания романа «Воскресение». Анализ сюжета, поведения героев, устоев общества. Исследование классовой природы суда.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.02.2016
Размер файла 225,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕРЕРАЦИИ»

(РПА Минюста России)

ИРКУТСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

(ИрЮИ (ф) РПА Минюста России)

Кафедра «Теории государства и права»

Реферат на тему:

Правовое положение в произведении Л.Н. Толстого «Воскресение»

Выполнила студентка 1 курса

на базе очной формы обучения

доцент кафедры теории государства и права

Главные герои романа

Введение

Правовые идеи и проблемы в творчестве Л.Н. Толстого

По выражению А.Ф. Кони См. А.А. Половцова Русский Биографический словарь , творчество Льва Николаевича Толстого было не только изображением, но и исканием правды. Лев Толстой после непродолжительной учебы на восточном факультете Казанского университета поступает в 1845 г. на юридический. На юридическом факультете Толстой, по его собственным словам, «в первый раз стал серьезно заниматься». Его внимание привлекали, прежде всего, энциклопедия права и уголовное право. Он активно участвовал в собеседованиях, которые устраивал на лекциях профессор уголовного права Фогель. Одно из них — о смертной казни — особенно заинтересовало студента Толстого.

Касаясь вопросов уголовного права, Толстой признавал в качестве особенно значимой превентивную функцию наказания. Сформулировал он и такую важную мысль: «закон положительный, чтобы быть совершен, должен быть тожествен закону нравственному». Уже тогда Толстой высказал резко отрицательное отношение к крепостному праву, отвергал смертную казнь. Учеба Толстого на юридическом факультете давала пытливому юноше богатую пищу для искания правды, для оценки сущего и должного с позиции вечных начал нравственности, по меркам нравственного закона и справедливости.

Правовые идеи и проблемы в творчестве Льва Николаевича Толстого нашли весьма широкое отражение. Будучи юристом, в 1861 г., Толстой был назначен мировым посредником в одном из уездов Тульской губернии. Много сил и времени Толстой отдавал защите интересов крестьян, чем вызывал злобное недовольство помещиков.

История создания

Толстой превосходно знал и судебную практику своего времени. Одним из его близких друзей был известный судебный деятель А.Ф. Кони, который подсказал писателю сюжет для романа «Воскресение». К другому своему другу, председателю Московского окружного суда Н.В. Давыдову Толстой постоянно обращался за советами по юридическим вопросам, интересовался подробностями судопроизводства, процесса исполнения наказаний, различными деталями тюремной жизни. По просьбе Толстого Давыдов написал для романа «Воскресение» текст обвинительного акта по делу Катерины Масловой и сформулировал вопросы суда к присяжным заседателям. При содействии Кони и Давыдова Толстой многократно посещал тюрьмы, беседовал с заключенными, присутствовал на судебных заседаниях.

Данный роман писался Львом Николаевичем с большими перерывами: отдельные главы книги были готовы в 1890-м, 1896-м и 1899-м году. Рабочее название данного оригинального проекта вначале обозначалась как «Коневская повесть»: основу сюжета рассказал Толстому его друг А.Ф. Кони, как упоминалось выше. Кони рассказал Толстому историю о том, как один из присяжных заседателей во время суда узнал в обвиняемой в краже проститутке ту женщину, которую он когда-то соблазнил. Эта женщина носила фамилию Они, и представляла собой проститутку самого низкого разряда, с изуродованным болезнью лицом. Но соблазнитель, вероятно когда-то любивший её, решил на ней жениться и много хлопотал. Подвиг его не получил завершения: женщина умерла в тюрьме.

Главные герои романа

Один из главных героев Нехлюдов.

Дмитрий Иванович Нехлюдов — князь, человек из высшего общества. Молодого Нехлюдова Толстой характеризует честным, самоотверженным юношей, готовым отдать себя на всякое доброе дело. В юности Нехлюдов, мечтающий сделать всех людей счастливыми, думает, читает, говорит о Боге, правде, богатстве, бедности; считает нужным умерять свои потребности; мечтает о женщине только как о жене и видит высшее духовное наслаждение в жертве во имя нравственных требований. Такое мировоззрение и поступки Нехлюдова признаются окружающими его людьми странностью и хвастливой оригинальностью. Когда же, достигнув совершеннолетия, отдаёт крестьянам имение, наследованное от отца, потому что считает несправедливым владение землёю. Нехлюдов поступает в военную службу, которая по Толстому «развращает людей». И вот, уже таким человеком, по пути в полк, он заезжает в деревню к своим тётушкам, где совращает влюблённую в него Катюшу и, в последний день перед отъездом, суёт ей сторублёвую бумажку, утешая себя тем, что «все так делают».

Екатерина Михайловна Маслова — дочь незамужней дворовой женщины, прижитая от проезжего цыгана. В три года, после смерти матери, Катюша была взята в господский дом двумя старыми барышнями, помещицами, и выросла у них. Когда ей минуло шестнадцать лет, Катюша влюбилась в молодого студента, племянника помещиц, князя Нехлюдова, приехавшего погостить к своим тётушкам. Через два года, по дороге на войну, Нехлюдов вновь заехал к тётушкам и, пробыв четыре дня, накануне своего отъезда соблазнил Катюшу, сунув ей в последний день сторублевую бумажку. Узнав о своей беременности и потеряв надежду на то, что Нехлюдов вернётся, Маслова наговорила помещицам грубостей и попросила расчёта. В доме деревенской вдовы-повитухи она родила. Ребёнка отвезли в воспитательный дом, где, как сказали Масловой, он тотчас по приезде умер. Оправившись после родов, Маслова нашла место в доме у лесничего, который, выждав подходящую минуту, овладел ею. Жена лесничего, однажды застав его с Масловой, бросилась бить её. Маслова не сдалась и произошла драка, вследствие которой её выгнали.

Тогда Катюша перебралась в город, где после ряда неудачных попыток найти себе подходящее место, оказалась в доме терпимости. Чтобы усыпить свою совесть, Маслова составила себе такое мировоззрение, при котором она могла не стыдиться положения проститутки. Мировоззрение это состояло в том, что главное благо всех без исключения мужчин, состоит в половом общении с привлекательными женщинами. Она же — привлекательная женщина, может удовлетворять или не удовлетворять это их желание. За семь лет Маслова переменила два дома терпимости и один раз была в больнице. После она была помещена в острог, — по подозрению в отравлении с целью похитить деньги своего клиента, — где пробыла в ожидании суда шесть месяцев.

Основой истории падения Катюши послужила судьба Розали Они, рассказанная Толстому известным русским общественным и судебным деятелем А.Ф. Кони. Сцена соблазнения Катюши создается Толстым уже на основе личных воспоминаний о своей юношеской связи с горничной по имени Гаша, жившей в доме его тётки. (Незадолго до смерти, Толстой рассказал своему биографу П.И. Бирюкову о «преступлении», которое он совершил в молодости, соблазнив Гашу: «она была невинна, я её соблазнил, её прогнали, и она погибла»). П.И. Бирюков Биография Л.Н. Толстого М.-1922-Т. З — С.317

Сюжет романа

Сюжет романа характеризуется развитием двух линий: жизненной судьбы Катюши Масловой и истории переживаний Нехлюдова. Путь героя-дворянина в романе изображён Толстым как путь от дворянства к народу, к слиянию с ним. Первая сюжетная линия выдвигается, таким образом, как основная, главенствующая. Толстой попеременно проводит читателя то через картины жизни, взятые из социальных верхов (жизнь столичной знати, сановников), то через мрачные, душные казематы, зловонные тюрьмы, пересыльные пункты, разорённые нищие деревни.

Это противопоставление, являясь основным принципом развертывания образов, позволяет писателю со всей силой своего художественного гения раскрыть систему лжи и насилия, характерных для общества, и показать во всей полноте мир угнетателей и мир угнетённых. Помимо крестьянства и дворянства, Толстой вводит в роман революционную интеллигенцию.

Показывая государственные учреждения и правительственный аппарат непосредственно от себя и через восприятие Нехлюдова, Толстой подчёркивает классовый характер государственных учреждений в капиталистическом обществе. толстой воскресение право суд

Рисуя суд, Толстой отмечает равнодушие судей к существу дел, рассматриваемых, а ещё более к личностям подсудимых преступно-небрежное отношение к судопроизводству, занятость каждого судьи, призванного решать судьбу человека, своими личными делами, в результате чего невиновные люди осуждаются на каторжные работы. Он показывает карьеризм представителей прокуратуры, добивающихся повышения по службе количеством обвинительных приговоров.

Столкнувшись с высшими бюрократическими сферами в Петербурге, Нехлюдов видит и здесь то же самое. Нравственному разложению людей содействует — показывает Толстой — и церковь, тесно связанная с государством, как одно из орудий насилия, именем Христа освящающая творящееся в суде насилие, тюремные застенки (привод к присяге в суде, церковь в тюрьме, распятие Христа при входе в тюрьму). Представители церкви обманывают народ «таинством» превращения хлеба и вика в тело и кровь бога, проповедуют нестяжательство и в то же время наживают капиталы.

В заключительных строках романа мы видим Нехлюдова не протестантом против социального зла, а моралистом, который вычитывает из евангелия кормы поведения человека, обеспечивающие установление «царства божия на земле». Так Толстой утверждает идею о непротивлении злу насилием, идею, осложнённую проповедью нравственного самоусовершенствования человека как единственного пути к радикальному изменению жизни людей.

В образе Масловой, как и в образе Нехлюдова, Толстым ставится и разрешается проблема человеческого поведения в плоскости самоусовершенствования, морального «воскресения». Историей жизни Масловой Толстой резко разоблачает «моральные устои» буржуазного общества, рисуя картины узаконенного разврата, пьянства, цинизма. Трудный путь на каторгу сближает Маслову с политическими ссыльными, и благодаря их высоким моральным качествам движение Катюши к «воскресению» идёт уверенно и быстро. В конце романа мы видим уже женщину, рассматривающую своё будущее в духе отказа от эгоистических стремлений.

Тяжёлое положение крестьянства Толстой описывал уже в произведениях раннего периода. Положение это не улучшилось и через несколько десятилетий. В романе «Воскресение» Толстой открыто указывает на это.

Правовое положение

Роман Толстого «Воскресение» можно назвать подлинным юридическим исследованием классовой природы суда и его назначения в социально-антагонистическом обществе.

После глав, раскрывающих трагическую историю падения Катерины Масловой и знакомящих с Дмитрием Нехлюдовым, следуют наиболее важные главы романа, в которых описывается суд над обвиняемой. Детально описана обстановка, в которой происходит судебное заседание. На этом фоне Толстой рисует фигуры судей, присяжных, подсудимых.

Заключение

«Воскресение» — произведение большого интеллектуального и нравственного напряжения, произведение отчетливо и остро конфликтное. Существенный социальный конфликт предреволюционной эпохи, конфликт между угнетателями и угнетенными, в его частных и общих проявлениях, оказывается в центре сюжета романа. Внешне действие строится преимущественно на взаимоотношениях главных героев — Нехлюдова и Масловой. Однако содержание романа значительно шире и охватывает, насколько это возможно, все стороны русской жизни конца XIX века. Суд присяжных, сенат, тюрьмы, сибирские арестантские этапы, государственные установления и государственная служба, официальная церковь и ее служители, великосветские салоны, город со всеми его противоречиями, нищая деревня и собственность на землю, сектанты, революционеры, политика, искусство, спиритизм и пр., и пр. — таков круг вопросов и тем, в большей или меньшей степени затронутых Толстым в «Воскресении». И все эти вопросы и темы естественно вплетаются в общую ткань романа, соподчинены друг другу, все они помогают разрешить ту главную, центральную проблему личных и социальных отношений, которая заключена в основе художественного повествования. Композиция «Воскресения» отличается крепкой сколоченностью, логической стройностью, ясной простотой и цельностью.

В «Воскресении» Толстой отказывается от иллюзий возрождения дворянского сословия как правящего сословия. Он выступает как прямой защитник многомиллионной крестьянской массы, как гневный обличитель имущей верхушки русского общества. И это проявляется как в общем разоблачении неправедности общественного устройства России, так и в оценке и изображении человека в романе. Человек в «Воскресении» оценивается прежде всего в зависимости от его социальной природы и положения. Две больших группы людей, два враждебных друг другу и противопоставленных условиями жизни класса.

«Воскресение» — роман, в котором Толстой осветил с новой точки зрения всю русскую действительность и всё общественное и государственное устройство России. Н. Гудзий и др. романы Л.Н. Толстого «Воскресение» М.-1964.

Список литературы

1. Интернет ресурсы https://www.yandex.ru/

2. Роман Л.Н. Толстого «Воскресение»

3. Н. Гудзий и др. романы Л.Н. Толстого «Воскресение» М.- 1964

4. П.И. Бирюков Биография Л.Н. Толстого М.-1922

5. А.И. Алексеев Право и история художественной культуры М.:ЮНИТИ-ДАНА-2012

Общественно-полические взгляды Л. Н. Толстого

Содержание

Общественная деятельность Л.Н. Толстого

-Общественно-политическая деятельность

— Педагогическая деятельность

-взгляды Толстого а образование. Воспитание и школу

Значение русской школы социологии и философии в XIX в.

Общественно-полические взгляды Л. Н. Толстого

Становление общественно-политических взглядов Толстого нераз­рывно связано с историей России. Начальный период их формирова­ния приходится на 40—50-е годы прошлого столетия. Это было время значительного подъема в духовной жизни России, вызванного небыва­лым размахом освободительного движения.

Немаловажную роль в становлении общественно-политических взглядов Толстого сыграла Крымская война 1853—1856 гг. Будучи ее непосредственным участником, одним из героических защитников Се­вастополя, Толстой воочию убедился в полной несостоятельности общественного уклада и всей государственной системы крепостниче­ской России. «Россия или должна пасть, или совершенно преобразо­ваться»— к такому выводу приходит писатель уже в первые дни Крымской кампании. А оценивая значение войны для судеб русского народа, проницательно замечает: «Много политических истин выйдет наружу и разовьется в нынешние трудные для России минуты».

Одна из таких истин, на которую Толстому, как и многим другим, открыла глаза Крымская война, — необходимость ликвидации в Рос­сии крепостного права. Стремясь принять самое активное участие в решении этой важнейшей для России проблемы, Толстой энергично включается в развернувшуюся вокруг нее во второй половине 50-х годов борьбу. Надо отметить, что, принадлежа по рождению и вос­питанию к высшей помещичьей знати, Толстой в названные годы еще не отказался от «привычных взглядов» своей среды. Он не разделяет взглядов революционных демократов по крестьянскому вопросу, счи­тая, что «историческая справедливость» требует сохранения права

собственности на землю за помещиками. Наибольшее одобрение поэ­тому вызывают у него предложения либерального дворянства, нацелен­ные на то, чтобы освободить крестьян, не затрагивая основ помещичь­его землевладения.

Однако либеральные иллюзии Толстого вскоре развеялись. Первая же попытка применить на практике свой проект освобождения кре­стьян, даже выгодно отличавшийся от проектов либералов, закончи­лась провалом. Крестьяне Ясной Поляны, которым Толстой изложил свой план, отвергли все предложения помещика, поскольку он игно­рировал их справедливые права на землю. Данное обстоятельство произвело на Толстого сильное впечатление и навело на серьезные размышления о проблемах «освобождения». В результате он прихо­дит к мысли о существовании глубоких противоречий между помещи­ками и крестьянами, сближаясь в данном вопросе с революционными демократами. Но в отличие от них Толстой не понимал действитель­ной природы общественного антагонизма. Подобно многим просветите­лям, он пытается объяснить это явление не экономическими фактора­ми, а духовными. Источник всех зол Толстой видит в неравенстве образования. В распространении просвещения среди народов, в «слия­нии всех классов в знании науки» заключается, по его мнению, одно из действенных средств преодоления сословной разъединенности.

Занимаясь педагогикой. Толстой всё более и более сближается с крестьянами. Этому способствовала и общеетвенная обстановка в стране.

60-х годах реформы 1861 г. Решался вопрос о дальнейшей судьбе закрепощённой крестьянской массы. Волна общественного возбуждения подхватила и Толстого. Он подписывает докладную записку 105 тульских дворян о необходимости освободить крестьян с земельным наделом. В 1861 г. его избирают на должность мирового посредника, в обязанности которого входило разрешение спорных вопросов между помещиками и крестьянами. Выполняя эти обязанности, Толстой горячо отстаивал интересы крестьян, вызывая недовольство помещиков.

Правительство начало подозрительно следить за его работой, и однажды, в 1862 г., в отсутствие Толстого, в его усадьбе и школе жандармами был произведён обыск. Оскорблённый этим, в порыве возмущения Толстой думал даже совсем уехать из России, где, как ему казалось, «нельзя знать минутой вперёд, что меня, и сестру, и жену, и мать не скуют и не высекут». Толстой не уехал из России, но письмо это прекрасно характеризует его возмущение порядками царской России.

В области социологии, особенно в истолковании закономерностей общественно-исторического развития, Лев Николаевич утверждает ряд весьма важных и ценных в научном отношении истин. На материалах русской и мировой истории писатель в художественно-наглядной форме показывает движущие силы и определяющие факторы общественно-исторического объективного развития человеческого общества. В своём труде “Философия истории” Толстой рассматривал движение человечества. Он считал, что это движение непрерывно, а следовательно постижение законов этого движения есть цель истории. Но, что бы постигнуть законы непрерывного движения — суммы всех произволов людей, ум человеческий допускает произвольное, непрерывный единицы Но для изучения законов истории нужно изменить совершенно наблюдения предмет, оставить в покое царей и полководцев, а изучать однородные, бесконечно малые элементы, которые руководят массами. Предметом истории всегда была жизнь народов и человечества В начале царствования Александра III Толстой обратился к императору с просьбой о помиловании цареубийц в духе евангельского всепрощения. С сентября 1882 за ним устанавливается негласный надзор для выяснения отношений с сектантами; в сентябре 1883 он отказывается от исполнения обязанностей присяжного заседателя, мотивируя отказ несовместимостью со своим религиозным мировоззрением. Тогда же он получил отказ на публичное выступление в связи со смертью Тургенева. Постепенно идеи толстовства начинают проникать в общество. В начале 1885 года в России происходит прецедент отказа от военной службы со ссылкой на религиозные убеждения Толстого. Значительная часть взглядов Толстого не могла получить открытого выражения в России и в полном виде изложена только в заграничных изданиях его религиозно-социальных трактатов.

Социолог и историк М.Ковалевский говорил: «Чтобы понять Толстого, нужно равным образом учесть тот факт, что в России рабочий в городах едва оторвался от плуга и может ещё вернуться в ряды земледельцев, что бывший помещик дворянин, занятый на службе или не занятый на службе едет часто жить в город не потому, что он там привлечен возможностью быть занятым в промышленности или торговле, а потому, что там можно пользоваться преимуществами общества и вести более широкий образ жизни…Что касается его экономического учения, главная идея которого, как он сам констатирует, заимствована из Евангелий, на мой взгляд, показывает лишь, что социальная доктрина Христа, прекрасно приспособленная к простым нравам, сельской и пасторальной жизни Галилеи, не может служить правилом поведения современных цивилизаций, слишком удаленных от этого эмбрионального состояния производства и распределения богатств, которое я назвал порядком непосредственного потребления.»

После того как Толстой выступил против земского движения, Горький,выражаянедовольство своих единомышленников, написал: «Этот человек оказался в плену у своей идеи. Давно уже он отделился от русской жизни и перестал прислушиваться к голосу народа. Он парит слишком высоко над Россией»

2. Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого.

Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого (1828—1910) началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Более активную педагогическую работу он стал вести с 1859 года, продолжая ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ. Толстой вступил, как он сам писал об этом позже, в период «трехлетнего страстного увлечения этим делом». Л. Н. Толстой считал, что наступило время (вспомним, что тогда Россия переживала период первой революционной ситуации и подъема общественно-педагогического движения), когда образованные люди страны должны активно помогать народным массам, испытывавшим огромную потребность в образовании, удовлетворить это их законное стремление, не доверяя столь важного дела царской власти.
В 1860 году Толстой намеревался учредить просветительное общество. Его задача — открытие школ для крестьян, подбор учителей для них, составление курса преподавание и помощь учителям в их работе.
Хорошо понимая, что ему вряд ли добиться официального разрешения на такое объединение общественных сил на дело создания крестьянских школ, Л. Н. Толстой заключал признанием, что он будет «составлять тайное общество». Ему не удалось осуществить полностью свое намерение, но в его яснополянском доме регулярно собирались учителя его школы и соседних крестьянских школ, составившие коллектив единомышленников, сдружившийся для претворения в жизнь прогрессивной педагогики в школах для крестьянских детей. Положительный их опыт освещался в издаваемом писателем в это время журнале «Ясная Поляна», где печатались его статьи о народном образовании, сообщения учителей, предварительно обсужденные на их собраниях под руководством Л. П. Толстого.
Об идейном направлении деятельности учителей сельских школ Крапивенского уезда Тульской губернии, приглашенных на работу Л. Н. Толстым, говорят его статьи по народному образованию, опубликованные в журнале «Ясная Поляна».
Возвратившись весной 1861 года из-за границы, Толстой резко критиковал буржуазную цивилизацию, которая используется помещиками, фабрикантами и банкирами в своекорыстных интересах. Толстой подверг острой критике и современную ему школу, в которой учат тому, что не нужно народу, а требуется тем, кто притесняет и угнетает народные массы.
Яснополянская школа, открытая Толстым в 1859 году, была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л. Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование, работа школы, которую Л. Н. Толстой систематически освещал в своем педагогическом журнале «Ясная Поляна», вызвала живой отклик в России и за рубежом и была примером для подражания. Но такое направление учебно-воспитательной работы сельских школ, устроенных при содействии Л. Н. Толстого, вызвало яростное сопротивление со стороны местных помещиков. Начались нападки на школы, посыпались доносы на учителей.
Летом 1862 года в отсутствие Толстого жандармами был произведен обыск в Яснополянской школе. Это очень оскорбило писателя, а в знак протеста Толстой прекратил свою крайне интересную педагогическую деятельность.
В 1869 году Л. Н. Толстой снова с увлечением занялся педагогикой. В 1872 году была издана составленная Толстым «Азбука», в 1875 году вышли в свет переработанная «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения». В это же время он составил учебник арифметики и много занимался методикой первоначального обучения и другими вопросами работы народных школ.
В своей статье 1874 года «О народном образовании» он резко критиковал земства за то, что они сдерживают активность крестьян, которые стремятся сами создать сельские школы, предпочитая их тем, которые открывают земства на средства крестьян, недостаточно учитывая при этом интересы крестьянских масс. И хотя в критике земской деятельности по народному образованию Толстой слишком сгустил темные краски, его выступление в защиту права крестьян иметь свой голос при решении вопроса о воспитании их детей было справедливым.
Он также совершенно правильно критикует извращения в деле наглядного преподавания в земских школах и формализма в начальном обучении в казенных училищах.
Выработав свое представление о содержании и методике работы народных школ, Л. Н. Толстой в 70-е годы выдвигает свою кандидатуру в состав земства Крапивенского уезда. Будучи избранным, он развертывает здесь разнообразную деятельность по созданию земских школ и усовершенствованию их работы. Толстой становится руководителем школ большого уезда.
В 70-х годах Толстой снова стал учить детей в Яснополянском доме, разработал проект крестьянской учительской семинарии, которую шутливо называл «университетом в лаптях». В 1876 году он получил от министерства народного просвещения разрешение открыть семинарию, но, не встретив поддержки со стороны земства, не смог осуществить этого проекта.
Последний период педагогической деятельности Толстого относится к 90-м и 900-м годам. Толстой в этот период в основу воспитания ставил свою «толстовскую» религию — признание, что человек носит бога «в самом себе», всеобщую любовь к людям, всепрощение, смирение, непротивление злу насилием, резко отрицательное отношение к обрядовой, церковной религии. Он признает ошибкой свое былое отделение воспитания от образования и считает, что детей не только можно, но и нужно воспитывать (что он отрицал в 60-х годах

Взгляды Л. Н. Толстого на народное образование, воспитание и школу в 60—70-е годы. В своих многочисленных статьях этого времени по вопросам народного образования, о содержании и методах учебно-воспитательной работы школы Л. Н. Толстой сформулировал оригинальное учение о воспитании и обучении детей.
Свои представления о том, кто имеет право и должен создавать школы для народа и как в них следует воспитывать и учить детей, Толстой изложил еще в своих первых статьях, опубликованных в 1859—1862 годах в журнале «Ясная Поляна». Статьи вызвали огромный интерес и оживленную полемику оригинальной постановкой вопросов и особенно предложением о способах их решения.
Л. Н. Толстой отверг широко бытующий тогда предрассудок, будто бы народ по своей темноте и невежеству не понимает важности образования, и потому его следует принуждать учиться в даруемых царской властью и образованным обществом школах. Как и Н. Г. Чернышевский, Толстой считал, что нежелание крестьян отдавать своих детей в школы объясняется антинародной направленностью политики царизма в области народного образования.
Л. Н. Толстой убежденно заявил, что народ, находящийся по воле господствующих классов в тягчайших условиях, тем не менее стремится к образованию и что такое его стремление, особенно заметное в 60-е годы, составляет естественную и вечную народную потребность. Доказывая это, Толстой обращался и к своему опыту по организации сельских школ в Крапивенском уезде: население уезда быстро преодолело недоверие к новому начинанию и охотно помогало в открытии школ, которые быстро наполнились крестьянскими детьми.
Не может быть сомнений в том, что народ признает школы своим делом, если они будут отвечать его потребностям и интересам, а сам народ привлечен к организации школ. Одна из статей Л. Н. Толстого на эти темы имела характерное название «О свободном возникновении и развитии школ в народе». В статье автор доказывал, что отсутствие насилия при организации народного образования и есть тот путь, идя которым «дело народного образования найдет себе в народе не врага, а помощника и. безостановочно поведет общество к вечной цели совершенствования».
На основе этих рассуждений Толстой сформулировал такое правило: «Критериум педагогики — свобода», что послужило основанием к обвинению его в подражании Руссо и пропаганде идей «свободного воспитания».
С огромной болью, полный сострадания к народу и его детям, Л. Н. Толстой признается в основных мотивах, заставляющих его заниматься педагогической деятельностью.
«Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей. И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях.
свидетельствуют его литературные произведения, вся его педагогическая деятельность. По словам Н. К. Крупской, «душу ребенка умел видеть Толстой: и душу Анютки из «Власти тьмы», и душу Сережи из «Анны Карениной», и душу Коленьки Иртеньева, и душу яснополянских ребят».
Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Он беззаветно увлекался педагогической работой, непрерывно искал и требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической лабораторией. Такой лабораторией, экспериментальной школой была в 1861—1862 годах Яснополянская школа.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, revolution.allbest.ru, lektsii.org.

»

Это интересно:  Как распечатать книгу защищенную авторским правом
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector