+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Право на публикацию произведения

Право на обнародование — это обеспечение доступа к произведению любых третьих лиц. Автор может считать свое произведение недостаточно готовым, законченным для представления его на суд публики, и потому он вправе не давать согласия на его обнародование. Свое право автор реализует при заключении договора о первом использовании необнародованного произведения или при передаче его работодателю, если это служебное произведение.

Право на обнародование произведения закреплено ст. 1268 ГК РФ, согласно которой автор может осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения.

Произведение считается обнародованным, если действия по обеспечению доступа к произведению широкого круга лиц осуществлены с согласия автора (или самим автором и по его воле).

Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, которое обладает исключительным правом на произведение. Такое обнародование не должно противоречить воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Согласно ст. 1255 ГК РФ в случаях, предусмотренных Кодексом, автору произведения принадлежат право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Право на вознаграждение за использование служебного произведения. В соответствии со ст. 1295 ГК РФ автору принадлежат права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение).

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.

Если работодатель в течение трех лет начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.

Когда исключительное право на служебное произведение принадлежит автору (п. 2 ст. 1295 ГК РФ), работодатель вправе использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное. При этом не ограничивается право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя.

Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Право на отзыв. Если автор после обнародования своего произведения не желает по каким-либо причинам его дальнейшего широкого использования, он обычно отказывается заключать договоры, направленные на отчуждение исключительного права на произведение. Тем самым использование произведения ограничивается случаями свободного использования. Вместе с тем автор может поступить более решительно — использовать свое право на отзыв.

Ранее (в ст. 15 ЗоАП) право на отзыв было частью права на обнародование произведения.

В настоящее время право на отзыв сформулировано как самостоятельное право и регламентировано ст. 1269 ГК РФ, согласно которой автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения.

Право на отзыв может быть реализовано в любое время после того, как автор дал разрешение на обнародование или обнародовал свое произведение. В зависимости от этого можно обозначить две ситуации с разными правовыми последствиями.

Первая ситуация сводится к тому, что автор дал согласие на обнародование своего произведения, но оно еще не было обнародовано. В этом случае автор должен сообщить лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, что он отказывается от данного им ранее согласия на обнародование произведения. При этом никакого публичного заявления со стороны автора не требуется, но автор обязан возместить убытки, если они возникли у указанного лица.

Вторая ситуация имеет место тогда, когда автор дал согласие на обнародование своего произведения и оно уже было обнародовано. В таком случае требуется публичное оповещение об отзыве произведения (чтобы прекратить его бездоговорное использование). При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

Право на отзыв не может быть применено автором к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект.

Право следования ранее было закреплено ст. 17 ЗоАП, согласно которой переход права собственности на произведение изобразительного искусства (возмездно или безвозмездно) от автора к другому лицу означал первую продажу этого произведения.

В каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и так далее) по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20 процентов, автор имел право на получение от продавца вознаграждения в размере 5 процентов от перепродажной цены (право следования).

В настоящее время право следования в измененном виде сформулировано в ст. 1293 ГК РФ.

В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства, при каждой его публичной перепродаже, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). При этом, в отличие от ЗоАП, размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты должны определяться Правительством Российской Федерации.

Авторы пользуются правом следования также и в отношении авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений.

Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

Законодательное закрепление права следования гарантирует автору вознаграждение при перепродаже оригинала его произведения.

Многие цивилисты считают, что это необходимо, поскольку художники и скульпторы вынуждены дешево продавать свои произведения, чтобы поддерживать свое материальное положение [Международные конвенции об авторском праве. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Комментарий К. Мазуйе. М.: Прогресс, 1982. С. 105].

Право доступа позволяет автору произведения изобразительного искусства требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору. Законодательная формулировка права доступа не претерпела существенных изменений — ст. 1292 ГК РФ соответствует ст. 17 ЗоАП. Добавлено лишь положение о том, что автор произведения архитектуры вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное.

Право на обнародование произведения (Статья 1268 ГК РФ)

Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

Регистрация авторских прав

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя.

Однако, может возникнуть спорная ситуация, когда вопрос об авторстве на то или иное произведение придется решать в суде на основе состязательности сторон, когда ни одна из них не имеет заведомого превосходства над другой.

Если автор или иной владелец авторских прав намерен заранее обеспечить доказательства своего авторства, он может зарегистрировать свое произведение у нотариуса, в общественных организациях, а в некоторых случаях в государственных организациях.

Наиболее распространенной является регистрация, осуществляемая Российским авторским обществом (РАО) или его филиалом. Указанная регистрация является платной, при этом выдается свидетельство, подтверждающее дату и факт регистрации.

Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:

  • — латинской буквы С» в окружности: ©;
  • — имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
  • — года первого опубликования произведения.

При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.

Наследование права на обнародование произведения.

Согласно россий­скому законодательству, правообладатель также может обнародовать произведе­ния, не обнародованные при жизни автора, если обнародование не противоречит воле автора, выраженной им в письменной форме (п.

Право на обнародование является достаточно сложным по своей правовой природе. «Оно, — разъясняет Р.И. Ситдикова, — означает право автора осуще­ствить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения, т.е. действие по обна­родованию может совершить или разрешить только автор и его нельзя к этому
принудить» [169] . Нельзя не упомянуть и следующие дискуссионные моменты. Так, одни исследователи право на обнародование, а также право на отзыв рассматри­вают в качестве личных неимущественных прав [170] , а другие — относят эти права к категории «иные права» [171] . В последнем случае, как представляется, основанием выступает то, что п. 2 ст. 1255 ГК РФ не называет права, перечисляемые после исключительного права, личными неимущественными. Однако их перечень, включающий право на обнародование, начинается с явного личного неимуще­ственного права — права авторства. Полагаем, что в связи с неразрывной связью с личностью автора, а также его неимущественным характером, указанные права должны рассматриваться именно как личные неимущественные, а не как иные.

Позицию Э.П. Гаврилова о том, что обнародование является неразрывно связанным с использованием исключительного права на произведение и, следо­вательно, может наследоваться, разделяет А.П. Сергеев, который считает, что в связи с тем, что законодательство не содержит ясно сформулированного запрета на переход права на обнародование, наследнику предоставляется возможность после смерти автора обнародовать произведение автора, но только тогда, когда оно не было обнародовано, а само обнародование не противоречит воле умер­шего автора. Данные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что рас­сматриваемое право может передаваться по наследству вместе с комплексом имущественных прав.

Это интересно:  Как защитить авторские права на идею

С точки зрения Е.И. Моргуновой, к наследникам переходит и право на об­народование и право на отзыв [172] . Наследниками право на обнародование произве­дения может быть осуществлено в течение 70 лет после смерти его автора. Как определяет п. 3 ст. 1281 ГК РФ, исключительное право на произведение, обнаро­дованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после обнародования
произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора.

Однако существует и иная точка зрения. Например, Р.В. Авдонин полагает, что при определении понятия «обнародование произведения» законодатель ука­зал, что это является действием, которое осуществляется с согласия автора. Это означает признание невозможности перехода данного права к другому лицу, даже в том случае, если таковым является близкий родственник умершего. «У наследников, согласно действующему законодательству, не возникает никаких прав в отношении обнародования произведения: ни самого права на обнародова­ние, ни прав на его осуществление и защиту» [173] . Другой исследователь занимает менее категоричную позицию. В частности, по мнению А.М. Эрделевского, сле­дует говорить о тесной связи права на обнародование и принятия решения о са­мой возможности обнародования произведения. Переход права на обнародова­ние произведения к наследникам может произойти на том основании, что в свое время автором-наследодателем было принято решение обнародовать произведе­ния. Право на обнародование не входит в число нематериальных благ в смысле, подразумеваемым в ст. 150 ГК РФ, но в отношении него существует возможность перехода по наследству. Несмотря на это, свобода принятия решения о возмож­ности обнародования произведения, хотя и является нематериальным благом, по наследству не переходит [174] . Тем не менее, судебная практика также подтвердила переход права на обнародование произведения, не обнародованного при жизни автора, по наследству. Об этом говорится в приводимом выше Постановлении № 9.

Мы полагаем, что в обязательном порядке необходимо учитывать прижиз­ненные волеизъявления авторов, не желавших публиковать свои произведения, если при этом имеются четкие свидетельства их воли. Как правильно отмечается
в литературе, следует указать личные неимущественные права наследников от­носительно защиты и осуществления личных прав и неимущественных прав наследодателя с той целью, чтобы отойти от сложившейся еще в период суще­ствования СССР практики передачи всех вопросов на усмотрение наследников. В рамках данной практики игнорировалось волеизъявление автора, указанное в завещании [175] . Ведь право автора на обнародование произведения, прямо затраги­вающее его имущественные интересы, как отмечает А.П. Сергеев, позволяет обеспечить возможность решения вопроса о том, что произведение, в сущности, готово предстать на суд публики [176] .

Переход права на обнародование по наследству происходит за исключе­нием случаев, когда автором при его жизни специально было запрещено обнаро­довать произведение, создателем которого он является. В и. 3 ст. 1268 ГК РФ законодателем данное право было сформулировано следующим образом: «Про­изведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано по­сле его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном)».

В юридической литературе давно идут дискуссии в отношении права наследника на обнародование тех произведений, которые сам автор при жизни отказался обнародовать и в своем завещании сформулировал запрет на такое об­народование [177] . Авторами одного из комментариев Гражданского Кодекса Россий­ской Федерации было отмечено, что в законодательстве не установлена специ­альная ответственность в случае нарушения наследниками или иными лицами воли автора касательно обнародования произведений. Отсюда делается вывод о
целесообразности введения правил о прекращении правовой защиты исключи­тельных прав на такие произведения в отношении наследников и публикаторов, чьи действия подпадают под и. 3 ст. 10 ГК РФ о злоупотреблении правами [178] . Ду­мается, следует подержать такую инициативу.

Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что если автор о своем нежелании обнародовать то или иное произведение высказывался в письмах, дневниках или на страницах рукописей, это также должно учитываться как ос­нование для запрета на обнародование. Представляется спорной позиция, со­гласно которой решение об обнародовании может быть отменено. Об этом гово­рит Э.П. Гаврилов. Согласно его позиции, предусмотренное в завещании огра­ничение права на посмертное обнародование произведения все же может быть отменено по решению суда. В этом случае был бы установлен баланс между, с одной стороны, публичными интересам общества, а с другой — частными инте­ресами лиц, настаивающих на обнародовании произведения [179] .

Как справедливо отмечают в этой связи А.М. Голощапов и К.Ю. Рожде­ственская, наследники, стремящиеся к получению коммерческой выгоды, спеку­лируют общественным интересом для того, чтобы побудить суд отменить те по­ложения завещания, которые содержат запрет на обнародование произведения [180] . По мнению данных исследователей, в случае, если суд примет решение об от­мене положений завещания автора, запрещающих обнародовать произведения в интересах общества, то это произведение должно перейти в общественное досто­яние. Это необходимо для того, чтобы предотвратить злоупотребления со сто­роны наследников. Однако мы считаем, что ни при каких обстоятельствах суд не правомочен отменить последнюю волю автора, так как последний не может ее защитить.

Еще одним дискуссионным с точки зрения наследуемых авторских прав является уже упомянутое право на отзыв. Это право возникает после того, как
автором было обнародовано произведение, но в дальнейшем он его отозвал, изъяв все экземпляры произведения. Однако такое произведение будет считаться обнародованным. При этом уместно задаться вопросом о том, могут ли наслед­ники вновь опубликовать такие произведения? Ряд ученых считает, что данное право, неразрывным образом соотносящееся с правом на обнародование, вполне может реализовываться наследниками в случае перехода к ним права на обнаро­дование [181] .

В доктрине также заявляется позиция о том, что наследники не могут осу­ществлять право на отзыв, если автор произведения еще при своей жизни реали­зовал принадлежащее ему право на обнародование. Отзыв произведения, как это следует из ст. 1269 ГК РФ, может осуществлять только автор, если таковое уже было обнародовано. Часть четвертая Гражданского Кодекса не упоминает об иных лицах, которым подобное право может быть предоставлено. «Правомочие по отзыву произведения в законе прямо закреплено только за автором, а, следо­вательно, только ему и «разрешено» [182] .

Профессор Э.П. Гаврилов в свою очередь полагает, что, если право на об­народование все же переходит к наследникам в полном объеме, то право на отзыв прекращается со смертью автора. Аналогичной позиции придерживается О. Ру- закова, высказывающаяся следующим образом: «Едва ли к наследникам может переходить право на отзыв произведения, которое входит в состав права на об­народование, хотя прямого запрета в законодательстве нет. Если автором при жизни реализовано право на обнародование, то наследники не управомочены ре­ализовать право на отзыв» [183] .

В юридической литературе право на отзыв и право на обнародование рас­сматриваются как части одного и того же правомочия [184] . А.М. Голощапов и К.Ю.

Рождественская признают, что, несмотря на то, что Гражданский Кодекс не включил напрямую право на отзыв в перечень личных неимущественных прав, не входящих на основании ст. 1112 в состав наследства, юридическая сущность права на отзыв состоит в том, что именно автор, будучи лицом, создавшим про­изведение и вложившим в него свой творческий труд, вправе единолично и са­мостоятельно решать вопрос о введении своего произведения в оборот. По их мнению, «право на отзыв может возникать только у тех лиц, которые в соответ­ствии с Гражданским Кодексом были назначены в качестве исполнителей заве­щания, и автор в завещании поручил им от своего имени осуществить право на отзыв, тем самым прямо выразив свою волю»

Если идти далее, то действующее законодательство разрешает обладателю исключительного права на произведение вносить после смерти автора в соот­ветствующее произведение изменения, сокращения или дополнения, но при соблюдении условия, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, ранее выраженной в письменной форме (абз. второй и. 1 ст. 1266 ГК РФ).

Однако должно соблюдаться следующее важное условие: указанные дей­ствия ни в коей мере не должны искажать замысел автора и не нарушать целост­ность восприятия произведения. Поэтому прав О.Е. Блинков, который полагает, что наиболее приемлемой формой запрета на внесение в произведение измене­ний, сокращений или дополнений, а также формой определения объема и при­знаков подобных действий выступает как раз завещание. Будучи юридическим фактом, «завещание порождает правоотношение с обязанностями на стороне преемника исключительного права на произведение» [185] [186] . Указанные действия не должны противоречить воле автора, которая была выражена в письменной форме (абз. второй п. 1 ст. 1266 ГК РФ). Таким образом, можно говорить о возникнове­нии у наследников права на внесение изменений.

Э.П. Гаврилов пишет, что переходящее по наследству право на неприкос­новенность, как и право на обнародование, теснейшим образом связано с исполь­зованием произведения, которое, как известно, является имущественным право­мочием 1 . В договорных отношениях, касающихся использования произведения, определяются вопросы, относящиеся к неприкосновенности произведения. Ука­занный автор исходит из абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ, в котором предусматривается, что после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произ­ведение, вправе вносить в него определенные изменения. По его мнению, право­мочия наследника явно свидетельствуют в пользу перехода права на неприкос­новенность по наследству, хотя и не полностью, а лишь частично. Думается, с Э.П. Гавриловым необходимо согласиться. В самом деле, при использовании произведения иногда возникает необходимость внести некоторые правки и изме­нения, не теряя при этом целостности авторского замысла. Представляется необ­ходимым специальное указание в издании на то, что данные правки внесены не автором, а тем лицом, которому принадлежит исключительное право на произ­ведение.

В этой связи возникает очень интересный вопрос. К лицам, которые обла­дают исключительным правом на произведение, можно причислить — наследни­ков автора, его правопреемников, работодателей, а также других лиц, у которых право на данное произведение возникло на основе закона. Исходя из положения абз. 2 п. 1 ст. 1266, данные лица могут дать согласие разрешить другим лицам, правомочным использовать произведение после смерти автора, вносить измене­ния. При буквальном толковании данной нормы, первая категория указанных лиц не вправе вносить изменения в произведение после смерти автора. По мне-
нию исследователей, это приводит к обесцениванию нормы, предусматриваю­щей возможность осуществления позитивной функции, свойственной праву на неприкосновенность произведения после смерти автора [187] .

У правообладателя, как пишет В.И. Еременко, должно быть право вносить изменения в произведение, а также право на действия по его сокращению или дополнению. Также он должен быть наделен правом выдавать другим лицам раз­решение на совершение подобного рода действий [188] . Думается, аналогичной точки зрения В.И. Еременко придерживается и по наследникам. Однако, несмотря на все сказанное, отметим мнение Ю.Н. Стражевич и Г.Е. Слепко о том, что указан­ные нормы, разрешающие вносить изменения в произведения, непосредственно не относятся к правилам наследования авторских прав, поскольку правооблада- ние исключительным правом на произведение могут возникнуть в силу других обстоятельств, а не только в результате наследования [189] . С подобным мнением можно согласиться, но при условии уточнения: данные нормы частично отно­сятся к правилам наследования.

Судебная практика пошла по пути признания передачи по наследству права на внесение изменений. Как уже указывалось, при переходе исключитель­ного права в порядке наследования у обладателей исключительного права может возникать право разрешать внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений (абзац второй пункта 1 статьи 1266 ГК РФ). Не стоит забывать при этом, что согласно ст. 1266 ГК РФ действиями по внесению в произведение из­менений, сокращений или дополнений не должен искажаться замысел автора и нарушаться целостность восприятия произведения.

Это интересно:  Где в ютубе музыка без авторских прав

По мнению А.М. Голощапова и К.Ю. Рождественской, право на внесение изменений вполне может принадлежать лицу, которое обладает исключитель­
ным правом на произведение и которое, одновременно, вправе разрешить внесе­ние в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения, а также это не противоречит воле автора, определенно выражен­ной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме [190] .

Благодаря праву на неприкосновенность сохраняется целостность произ­ведения. В этом как раз и следует усматривать его личный неимущественный характер. Данное право отлично от права на переработку произведения. Поня­тие переработка предполагает внесение таких изменений, которые приводят к созданию нового произведения, но при одновременном сохранении произведе­ния первоначального. Отмеченные действия вполне подпадают под содержание понятия «переработка» и включаются в содержание исключительного права (подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК).

Если проводить сравнение между правом на неприкосновенность произве­дения и правом на переработку, то первое имеет личный неимущественный ха­рактер; оно является неотчуждаемым и непередаваемым по наследству. Следует говорить о сопряженности права на неприкосновенность произведения именно с такими изменениями, вносимыми в произведение, которые не предполагают со­здание нового произведения на основе уже имеющегося произведения. Абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ предусматривает внесение соответствующих изменений, допус­каемых с согласия автора или иного лица, которое должно быть определенно вы­ражено. При отсутствии доказательств того, что согласие было определенно вы­ражено, оно не считается полученным [191] . Как полагают авторы комментария под

редакцией П.В. Крашенинникова, несмотря на то, что право на неприкосновен­ность не переходит по наследству, наследники вправе осуществлять защиту дан­ных прав автора [192] .

Подводя итоги данного подраздела параграфа, необходимо заметить, что ставшее уже классическим деление наследуемых прав, с одной стороны, на иму­щественные, которые переходят в порядке наследования, а с другой — на неиму­щественные, не подлежащие такому переходу, с течением времени перестало со­ответствовать не только фактическому положению дел, но и отдельным нормам, принципам и положениям ГК РФ. Например, если автором это прямо не было указано, наследник имеет право на разрешение обнародования произведения, а также право на внесение в него изменений, хотя данные права и являются неиму­щественными.

Вместе с тем, следует отдавать отчет в том, что, как таковая, содержатель­ная классификация интеллектуальных прав на имущественные и личные неиму­щественные обладает огромной практической значимостью. Отнесение конкрет­ных прав к той или иной группе учитывается в случае применения нормативных положений об их защите, которые содержатся в ст. 1251 и ст. 1252 ГК РФ. Так, компенсация морального вреда имеет место тогда, когда нарушенными оказа­лись личные неимущественные права. Компенсация же, предусматриваемая п. 3 ст. 1252 ГК РФ и взыскиваемая взамен причиненных убытков, а также наложение ареста на материальные носители, оборудование и материалы в качестве обеспе­чительной меры могут применяться лишь в случае нарушения исключительных прав. Все это имеет непосредственное отношение к защите интеллектуальных прав, перешедших к наследникам в порядке наследственного правопреемства, о чем мы будем говорить в гл. 3 нашего исследования.

Касаясь права на охрану авторства, имени автора и неприкосновенно­сти исполнения, если автор при жизни в установленном порядке не оставил ни­
каких указаний либо эти указания невозможно исполнить, предварительно отме­тим, что статьей 1265 ГК РФ в право на имя включаются правомочия использо­вать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымыш­ленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно; оно неотчуждаемо и непередаваемо, в том числе при передаче другому лицу или пе­реходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этого права ничто­жен.

Право авторства, под которым в и. 1 ст. 1265 ГК РФ понимается право признаваться автором произведения, является одним из центральных в системе личных неимущественных прав авторов. Составители Комментария к Граждан­скому кодексу, изданного под редакцией Л.А. Маковского, отмечают, что право авторства представляет собой право признаваться в качестве автора произведе­ния. Его суть заключается в следующем: лицо, создавшее конкретное произведе­ние, имеет легально признанную возможность обозначить себя в качестве созда­теля (автора) именно данного произведения [193] . Право авторства является основой по отношению ко всем остальным авторским правам. Из этого можно вывести точку зрения о том, что право авторства, будучи личным неимущественным, не­отчуждаемым, не может передаваться, в том числе в порядке наследования.

При этом надо исходить из существования следующей логики законода­теля. Так, с одной стороны, в ст. 150 ГК РФ закреплены положения о том, что право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, которые принадлежат гражданину от рождения в силу закона, являются неотчуждаемыми и непередаваемыми. Но, с другой стороны, «законодатель со­здал новую правовую конструкцию, согласно которой, хотя личные неимуще­ственные права автора не переходят в порядке наследования, однако наследники получают правомочие осуществления защиты личных неимущественных прав, а
в некоторых случаях и право их использования (обнародование, внесение изме­нений в произведение)» [194] .

Достаточно интересно, что по ст. 1267 ГК РФ автор может возложить пу­тем указания на это в завещании, которое является «единственным законным способом личного распоряжения завещателем принадлежащим ему имуществом на случай свой смерти» [195] , охрану рассматриваемых неимущественных прав на конкретное лицо. При отсутствии такого указания либо в случае отказа назна­ченного лица от данных полномочий или в случае его смерти, охрана авторства, а также имени автора и неприкосновенности произведения может осуществ­ляться наследниками автора, их правопреемниками или другими заинтересован­ными лицами.

В краткой форме затронем один из интереснейших и одновременно дис­куссионных вопросов о том, может ли автор возложить охрану своих личных не­имущественных прав на коммерческую или некоммерческую организацию. С од­ной стороны, ст. 1134 ГК РФ прямо указывает — завещатель вправе поручить ис­полнение завещания гражданину-душеприказчику (исполнителю завещания), указанному им в завещании независимо от того, является ли этот гражданин наследником. Из этого следует вывод, что этим лицом может быть только физи­ческое лицо.

При обращении к ст. 150 ГК РФ можно прийти к выводу о том, что данная статья совершенно не препятствует тому, чтобы защита личных неимуществен­ных прав возлагалась бы не только на наследников, но и на других лиц. При этом данная возможность должна быть установлена законом. Например, такой право­обладатель, как издательство, которое по договору об отчуждении прав полу­чило исключительное право на литературное произведение, будет заинтересо­вано, наряду с наследниками, в скорейшей защите права авторства в отношении данного литературного произведения. Следовательно, в защите авторских прав в
первую очередь заинтересован субъект-правообладатель, который извлекает прибыль из произведения. Вместе с тем, в качестве такого субъекта может также выступать и юридическое лицо.

Большой интерес также вызывает наследование иных интеллектуаль­ных прав, которое также имеет дискуссионный характер. В ГК РФ иные права упоминаются в ст. 1226, причем достаточно скупо. В очевидной форме указаны только право следования и право доступа. Из данной формулировки также непо­нятно — являются ли они имущественными или неимущественными. Категория «иные права» не упоминается в ГК РФ в связи с наследственным правопреем­ством. Но из этого не следует их ненаследуемость.

В доктрине указывается, что ряд прав на результаты интеллектуальной де­ятельности не могут быть отнесены ни к категории исключительного права, ни к категории личных неимущественных прав [196] . Нельзя также не отметить, что неко­торые статьи ГК РФ содержат положения, позволяющие признать за авторами, а также иными категориями правообладателей наличие дополнительных прав. К таковым относится, например, принадлежащее изготовителю аудиовизуального произведения (продюсеру) право требовать указания его имени или наименова­ния в случае любого использовании аудиовизуального произведения (п. 4 ст. 1263 ГК РФ). Более того, как подчеркивается в литературе, «существует ряд дру­гих прав, которые не всегда можно однозначно отнести к той или иной категории (исключительного права или личного неимущественного права — В. Косинков), например, право доступа, предусмотренное ст. 1292 ГК РФ, или даже невоз­можно однозначно отнести к категории авторских, например, особо — право ис­пользования изданий, предусмотренное п. 7 ст. 1260 ГК РФ» [197] .

С нашей точки зрения, если учитывать совокупность правомочий, которые входят в состав данных прав, то иные права по своему юридическому содержа­нию отличаются тем, что они сочетают в себе сходство и различие с основными видами интеллектуальных прав. Например, в первом случае, они, как и исклю­чительные права, имеют имущественный характер, но не обладают исключи­тельностью. Во втором — они близки к личным неимущественным правам в том, что являются неимущественными, а также в значительной степени связаны с личностью автора, но все же могут быть в целом признаны личными. Вместе с тем, несмотря на некоторую степень неопределенности иных прав, они в боль­шинстве случаев переходят по наследству.

Подробную классификацию иных прав предлагает В.С. Савина. В частно­сти, она выделяет среди иных прав — а) неисключительные имущественные права авторов и других лиц, такие как право доступа (ст. 1292 ГК РФ), право следова­ния (ст. 1293 ГК РФ), право преждепользования (ст. 1361 ГК РФ), право на воз­награждение (ст. 1296, 1370, 1408 ГК РФ), право на созданную технологию (право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии)(ст. 1542, 1544 ГК РФ), б) неимущественные права, которые законодатель не относит к категории личных, например, право на получение па­тента на изобретение, полезную модель или промышленный образец (ст. 1345 ГК РФ), право на получение патента на селекционное достижение (ст. 1408 ГК РФ) [198] .

Рассмотрим вопрос о том, переходит ли по наследству право доступа, которое предусмотрено п. 3 ст. 1255 ГК РФ. Это право имеет особый статус и в научной литературе можно видеть дискуссии относительно его отнесения к иму­щественным правам или неимущественным. Содержание указанного права рас­крывается в ст. 1292 ГК РФ, согласно которой право доступа предполагает право автора произведения изобразительного искусства требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на
воспроизведение своего произведения, включая фото- и видеосъемку произведе­ния, если договором не предусмотрено иное. Право доступа предоставляется и авторам произведений архитектуры [199] .

Одни исследователи усматривают в праве доступа неимущественное право, подчас даже личное неимущественное право, что, безусловно, не соответ­ствует подходу законодателя. Те исследователи, которые придерживаются под­хода к праву доступа к произведениям изобразительного искусства как сугубо личному авторскому праву, говорят о его принадлежности исключительно ав­тору, что не позволяет говорить о его переходе к сингулярным правопреемникам и к наследникам автора [200] .

Одновременно с этим, исследователи, полагающие, что право доступа яв­ляется имущественным правом, делятся на две группы, часть из которых допус­кает его переход по наследству, часть отрицает такую возможность [201] . Например, О.А. Мелузова, несмотря на то, что она считает право доступа имущественным, признает его ненаследуемым и прекращаемым со смертью автора из-за того что оно, будучи неразрывно связано с личностью создателя произведения, является неотъемлемой частью имущественного права на воспроизведение специфиче­ского произведения, которое существует в единственном экземпляре и которое не может быть точно воспроизведено ни одним лицом, за исключением самого автора, даже с использованием технических средств [202] . Позицию о том, что право доступа, хотя и является имущественным, не предусматривает возможность его наследования, разделяет также В.С. Савина.

Это интересно:  Закон об авторском праве китайской народной республики

По нашему мнению, право доступа имеет неимущественный характер, поэтому оно не переходит по наследству, так как в чрезвычайной степени свя­зано с личностью автора: в законодательстве четко сказано о том, что субъ­ект, обладающий указанным правом, — это сам автор, создавший произведение.

Если говорить о праве следования, то здесь ситуация иная. Так, и. 3 ст. 1293 ГК РФ предусматривает возможность его перехода права к наследникам ав­тора на срок действия исключительного права на произведение. Законодателем используется термин «наследники». Однако можно заметить отсутствие указа­ния на основание перехода права следования на произведение. Субъектами пра­воотношений наследники становятся, когда имеет место наследственное право­преемство, являющееся основанием перехода к ним конкретного права наследо­дателя. Как быть, если наследники не получили исключительное право, которое до смерти автора было им отчуждено?

Право следования, наряду с правом доступа, ст. 1226 ГК РФ в очевидной форме относит к категории иных прав. Понятие данного права раскрывается в п. 1 и п. 2 ст. 1293 ГК РФ: принадлежащее автору или наследнику право следования — это право на получение вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи оригинала произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений. В качестве продавца, покупателя или посредника при таких перепродажах могут участвовать — галерея изобразительного искусства, художественный салон, ма­газин или же иная организация подобного рода.

В юридической доктрине можно констатировать существование общего согласия по вопросу о переходе права следования в некоторых случаях по наследству [203] . Во многом это связано с тем, что и. 3 ст. 1293 ГК прямо говорит о том, что несмотря на то, что данное право неотчуждаемо, оно переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение. (Однако законодатель не разъяснил — на каком основании происходит переход
данного права в порядке наследования). Право следования выступает в качестве самостоятельного права автора, которое является отличным от исключительного права на произведение, но оно связано с переходящим к наследникам исключи­тельным правом, в том числе со сроком действия последнего.

По сути, об этом также говорится в п. 10.5 Постановления Пленума Вер­ховного Суда РФ № 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 29 от 26 марта 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Поста­новление Пленумов № 5/29), где признается, что право следования — самостоя­тельное право автора, которое отлично от принадлежащего ему исключитель­ного права на произведение. Особая правовая природа данного правомочия ока­залась в поле внимания не только Пленумов ВС РФ, но и Пленумов ВАС РФ.

Точку в спорах о праве следования поставил Пленум Верховного Суда РФ, согласно п. 91 Постановления № 9 которого в состав наследства входят также иные интеллектуальные права, не являющиеся исключительными, если они от­носятся к числу имущественных прав наследодателя. В частности, это относится к праву следования в отношении произведений изобразительного искусства, ав­торских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений.

Добавим, что о праве следования можно говорить как об имеющем огра­ниченно оборотоспособный характер: переходить оно может лишь только по наследству [204] . Рассматриваемое право, принадлежащее автору или наследнику, яв­ляется исключением из общего правила об исчерпании прав.

Право на получение патента на изобретение, полезную модель или про­мышленный образец (ст. 1345, 1357 ГК РФ), а также право на получение патента на селекционное достижение (ст. 1408,1420 ГК РФ), выступающее иным правом неимущественного характера, может перейти к другому лицу (правопреемнику)
или быть передано в предусмотренных законом случаях и на основаниях, напри­мер, в порядке универсального правопреемства, возникающего при наследова­нии по закону или по завещанию [205] .

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

3. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Комментарий к статье 1268 Гражданского Кодекса РФ

1. Право на обнародование заключает в себе возможность автора самостоятельно решать вопрос о возможности ознакомления публики с созданным им произведением. Очень часто в литературе право на опубликование основывается на самостоятельном определении автором готовности произведения для издания, исполнения и т.д. . Однако здесь необходимо одно важное уточнение: автор не всегда может обнародовать законченное произведение. Порой автор может ознакомить публику со своими набросками, отрывками, этюдами и т.д. Но эти незаконченные произведения, обладающие творческим характером, также являются объектом авторского права, а потому и право на обнародование действует так же, как и в отношении законченных произведений.

Но в любом случае право на обнародование представляет собой возможность для автора решить: доводить до всеобщего сведения созданное им творение или нет.

Эта закрепленная законом возможность является сугубо личной и не подлежит передаче. Безусловно, сами действия по обнародованию могут осуществляться не только автором, но и иными лицами. Но совершение таких действий другими (помимо автора) лицами не означает передачи права на обнародование. Эти лица принимают участие в обеспечении того, чтобы произведение впервые стало доступным для всеобщего сведения, но само право решать вопрос об обнародовании принадлежит исключительно автору.

2. Обнародование в авторском праве имеет большое значение. Так, сроки охраны произведений, которые вышли в свет анонимно или под псевдонимом, а также произведений, получивших известность после смерти автора, исчисляются с момента их обнародования (п. п. 2 и 3 ст. 1281 ГК).

В пункте 1 ст. 1268 указывается, что обнародование осуществляется путем опубликования произведения (содержание которого раскрыто в абз. 2), его публичного показа, сообщение в эфир или по кабелю либо иным способом. Отсюда следует несколько выводов.

Во-первых, автор не только принимает решение о самом обнародовании, но и определяет способ, которым произведение становится доступным для всеобщего сведения. Если автор дал согласие обнародовать произведение путем его опубликования и заключил соответствующий договор с издательством (причем только на выпуск произведения в виде печатного издания определенным тиражом), то он сохраняет за собой право на обнародование другими способами, например путем доведения его до всеобщего сведения через Интернет, или не обнародовать произведение вообще никаким другим способом.

Во-вторых, перечисленные способы — те же, которые указаны в ст. 1270 ГК. В этом заключается особая связь права на обнародование с исключительным правом, состоящая в том, что реализация права на обнародование происходит путем его использования одним из способов, указанных в п. 2 ст. 1270 ГК, или иным не противоречащим закону способом.

Отмеченная связь проявляется не только по линии способов использования произведения.

Распоряжение исключительным правом предполагает заключение автором лицензионных договоров и договоров об отчуждении исключительного права, в т.ч. и в отношении необнародованных произведений. Следовательно, возникает вопрос о необходимости получения отдельного согласия на обнародование произведения наряду с заключением договора, по которому осуществляется его использование, и юридических последствиях отсутствия такого согласия.

В целях решения указанного вопроса в п. 2 ст. 1268 специально указывается, что передача автором по договору произведения для использования предполагает согласие автора на его обнародование. Особо следует отметить формулировку данного положения относительно договоров — договоры, по которым произведения передаются для использования. Следовательно, имеются в виду самые разнообразные договоры — как те, по которым автор непосредственно распоряжается своим исключительным правом, так и иные договоры, заключаемые в целях использования произведения.

В-третьих, способы, которые имеются в виду в п. 1 ст. 1268, включают не любое знакомство третьих лиц с произведением, а только такие способы, которые делают произведение «доступным для всеобщего сведения». Как справедливо указывалось в литературе, «нельзя рассматривать в качестве обнародования ознакомление в частном порядке третьих лиц с не выпущенным в свет произведением, в кругу родственников или друзей автора, или же ознакомление с ним потенциальных пользователей, с тем чтобы заключить контракт на использование произведения» . Обнародование позволяет рассматривать произведение как «вышедшее из частной сферы автора» .

В том случае, когда произведение представляет собой изображение гражданина, право на обнародование «уступает» охране, предусмотренной ст. 152.1 ГК: обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в т.ч. его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в котором он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Интересным представляется и вопрос об обнародовании личной переписки автора с третьим лицом. С учетом того, что тайна переписки охраняется законом и гарантируется Конституцией (ч. 2 ст. 23), разглашение писем автора к другому лицу допускается только с согласия этого лица, а не только автора.

3. Произведение может по тем или иным причинам так и не стать доступным для всеобщего сведения при жизни автора. В связи с этим возникает вопрос о его обнародовании после смерти автора, решению которого посвящен п. 3 комментируемой статьи.

В данном пункте указывается, что вопрос об обнародовании произведения решается обладателем исключительного права. Как правило, это наследники. Но они после смерти автора — наследодателя могут и уступить исключительное право на необнародованное произведение. Поэтому закон указывает не наследника, а обладателя такого права.

При решении данного вопроса правообладатель связан волей автора. Однако такая воля должна быть определенно выражена автором. То есть если при жизни автор должен принять решение об обнародовании, то после его смерти ситуация меняется. Произведение не подлежит обнародованию только в том случае, когда автор прямо указал на свое нежелание его обнародовать. Например, слова автора в личной переписке о том, что он «никак не может решить судьбу своего последнего произведения», нельзя рассматривать как определенно выражающие волю автора относительно нежелания его обнародовать. Кроме того, воля автора должна быть выражена в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т.д.). Следовательно, сколько бы автор при жизни ни говорил о том, что не хотел бы обнародовать произведение, даже если такой факт можно подтвердить свидетельскими показаниями, это в соответствии с п. 3 ст. 1268 нельзя рассматривать как надлежащее подтверждение воли автора.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, lawbook.online, www.gk-rf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector