+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Право на первое издание произведения

Что такое имущественные права?

В общем смысле имущественные права автора — это те права, которые обеспечивают ему гонорар за его творческий труд. Вознаграждение, которое получает автор, — это просто плата за него. Все законы об авторском праве отражают основной принцип, что автору полагается разумная доля» доходов от публикации его произведения. Данный принцип красной нитью проходит через все законодательство об авторском праве.

Какова природа имущественных прав?

Законы, охраняющие права авторов, предполагают сложную взаимосвязь личных и имущественных интересов и ставят тем самым ряд проблем перед законодателем. Но разделение авторских интересов на две группы — так называемые моральные права (рассмотренные в предыдущей главе) и имущественные права — стало общепринятым. Эти права в определенной мере переплетаются и не всегда могут быть четко разграничены, как, например, в случае важнейшего морального права на опубликование или первое издание произведения. Имущественные права автора в более узком смысле составляют право автора на денежное вознаграждение, установленное авторским правом.

Имущественные права в общем соответствуют различным возможным видам использования произведения. Они отражают развитие средств распространения и круг специфических прав авторов, расширившихся за прошедшие годы в связи с техническим прогрессом. Размер авторского вознаграждения зависит от степеш публичного признания произведения и от условий его использования.

Одна из главных черт современного авторского права состоит в исключительности указанных прав. За некоторыми изъятиями, они являются исключительными в том смысле, что только автор вправе разрешить каждое новое использование произведения. Одно правомочие может быть осуществлено независимо от другого, причем согласие автора требуется в случае каждого использования. По нормам англосаксонского права автор вправе распоряжаться только произведением в целом или «существенной частью» его.

Как происходило развитие имущественных прав?

В англоязычных странах сам термин «авторское право» (copyright — «право на копию») возник, когда копирование было практически единственным способом получения материальной выгоды от произведения. Этот термин тогда точно определял право автора разрешать изготовление экземпляров книг или копий других печатных материалов. Теперь этот термин не отражает всех правомочий автора, поскольку он имеет гораздо более широкое значение, охватывая право на публичное сообщение и исполнение. С каждым техническим достижением в области средств распространения права авторов и других творческих работников расширялись. В немецком языке используется более точный термин — «Urheberrecht», означающий «права авторов» и аналогичный французскому «droit d’auteur».

В последнее время законодатели и судьи, защищая права авторов и стремясь к широкому распространению знаний, пытались примирить эти противоречивые цели. Главная юридическая сложность состоит в том, чтобы найти способы необходимого денежного поощрения литературного труда, издания и распространения творческих произведений и в то же время предотвратить опасность сужения их распространения из-за соблюдения законных интересов авторов.

Как формируется предоставление имущественных прав в национальных законах?

Предоставление этих прав формулируется законодателем по-разному. Некоторые законы, особенно относящиеся к началу века, устанавливают общее право автора на использование произведения, распоряжение им и контроль за ним без указания средств использования. Другие законы, не определяя каких-либо конкретных имущественных прав автора, так или иначе устанавливают варианты использования произведения, требующие авторского согласия. Например: воспроизведение различными способами, представление публике, радиотрансляция, перевод. В законах, следующих англосаксонской правовой традиции, авторские права обычно определяются как исключительные правомочия действовать самому или уполномочивать других лиц действовать в отношении различных видов охраняемых произведений так, как это точно указано в законе. Наконец, имеются законы, прямо перечисляющие конкретные права автора.

Что такое основные имущественные права?

Автор обладает исключительным правом разрешить определенные действия по отношению к охраняемому произведению, которые распадаются на две основные категории: а) право на воспроизведение, б) право на опубликование 6 .

6 ( В СССР закрепляются правомочия, составляющие юридическую базу для имущественных прав автора. Это — право на опубликование, воспроизведение и распространение произведения. Статья 476 ГК РСФСР (и соответствующие статьи ГК союзных республик) прямо определяет понятие опубликования: «Произведение считается выпущенным в свет (опубликованным), если оно издано, публично исполнено, публично показано, передано по радио или телевидению или каким-либо иным способом сообщено неопределенному кругу лиц». Из смысла закона следует, что право на опубликование принадлежит только автору, т. е. он один решает, следуст ли ознакомить с произведением неопределенный круг лиц. Кроме того, действует это право один раз — после первого выпуска в свет оно считается реализованным. Правомочия автора по воспроизведению и распространению своего произведения не расшифровываются, а просто упоминаются в законе (например, ч. 1 ст. 479 ГК РСФСР). По общему смыслу воспроизведение есть последующее, неизменное использование первоначально опубликованных произведений различными способами. Исходя из этого не будут считаться воспроизведением перевод, переработка (адаптация) , поскольку они предполагают изменение произведения. Право на распространение упоминается в ст. 98 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, в ГК союзных республик, в частности в ст. 479 ГК РСФСР. Распространением принято считать последующее доведение произведения до слушателей, зрителей,читателей)

Указанные права будут рассмотрены в этой и последующих главах, в частности в главе 7.

Что означает право на воспроизведение?

Видимо, самым основным правом, предоставляемым законодательством об авторском праве, является прерогатива автора разрешать изготовление экземпляров своего произведения. В наше время воспроизведение предполагает наличие многих отдельных правомочий, вытекающих из многочисленных способов воспроизведения, — таких, как печать, изготовление гравюр, литографий, фотокопий и фотографий, кинофильмов и фонограмм.

Право на сообщение содержания или первую публикацию произведения — основное моральное право, рассмотренное в предыдущей главе, тесно связано с правом на воспроизведение. Когда автор разрешает его, он согласовывает условия издания экземпляров своего произведения.

Что такое распространение произведений?

Право на воспроизведение иногда включает в себя и право на распространение. Они могут охраняться вместе или раздельно.

Часто считают, что право на воспроизведение предполагает право на распространение. Заключая договор на воспроизведение своего произведения, автор вправе оговорить условия и сроки его распространения. В таких договорах содержатся условия о размере тиража, цене и географическом районе распространения произведения.

Иногда в законе прямо записано право на распространение с тем, чтобы его можно было использовать как самостоятельное правомочие. Конкретная оговорка о распространении может быть выгодна автору в свете развития новых технических средств передачи информации, например кабельного телевидения.

Что означает право на опубликование?

Это право подразумевает представление произведения в общественном месте, а не в кругу родных и знакомых или публичное ознакомление с произведением. Для авторов некоторых видов произведений это право стало важнейшим из имущественных прав. Это относится к произведениям, которые могут быть публично исполнены или показаны: литературным, драматическим, музыкальным сочинениям, произведениям изобразительного искусства, кинофильмам и другим аудиовизуальным произведениям, к грампластинкам и хореографическим работам.

Термин «исполнение» имеет широкое значение, включая публичное произнесение речи или чтение стихов, исполнение музыкального произведения, публичный показ картины или скульптуры, передачу по радио или телевидению, проигрывание грам-пластинки, показ кинофильма, диапозитивов или слайдов, трансляцию с помощью громкоговорителя, кабельного телевидения, УКВ или искусственных спутников.

Как имущественные права закрепляются законодательно?

Лучший ответ на этот вопрос даст конкретный пример, взятый из соответствующих разделов какого-нибудь современного закона об авторском праве. Таким примером современного закона с перечнем конкретных прав автора является Закон ФРГ от 9 сентября 1965 года (с поправками от 2 марта 1974 года). Соответствующие главы этого Закона сформулированы следующим образом.

3. Право на использование

Статья 15. Общие положения. — (1) Автор наделя-ется исключительным правом использовать свое произведение в материальной форме; это право включает, в частности:

1. Право на воспроизведение (ст. 16),

2. Право на распространение (ст. 17),

3. Право на публичный показ (ст. 18).

(2) Автор также наделяется исключительным правом на публичное представление своего произведения в нематериальной форме (право на публичное представление); это право включает, в частности:

1. Право на публичное чтение, исполнение, представление и демонстрацию (ст. 19),

2. Право на трансляцию (ст. 20),

3. Право сообщить содержание посредством звука- или видеозаписи (ст. 21),

4. Право на ретрансляцию (ст. 22).

(3) Представление считается публичным, если оно адресовано группе лиц, не составляющих определенный коллектив, не связанных личными отношениями друг с другом или устроителем.

Статья 16. Право на воспроизведение. — (1) Правом на воспроизведение является право на изготовление экземпляров произведения независимо от их числа и способа изготовления.

(2) Запись произведения на устройствах, позволяющих многократно воспроизводить его в виде серии зрительных образов или звуков (звуко- и видеозапись), также считается воспроизведением независимо от того, делается ли оно с целью собственно воспроизведения в форме звуко- или видеозаписи или же переноса данного произведения с одной видео- или звукозаписи на другую.

Статья 17. Право на распространение. — (1) Право на распространение означает право публичного предложения или передачи в обращение оригинального произведения или копий такового.

(2) Распространение на территории действия данного Закона оригинального произведения или экземпляров такового путем их продажи разрешается с согласия владельца указанного права.

Статья 18. Право публичного показа. — Право публичного показа означает право поместить для всеобщего обозрения оригинал или копию неопубликованного произведения изобразительного или фотографического искусства.

Статья 19. Право на публичное чтение, исполнение, представление и демонстрацию. -(1) Право на публичное чтение означает право публичного оглашения литературного произведения путем непосредственного исполнения.

(2) Право на исполнение или представление означает право публичного исполнения музыкального сочинения или представления произведения на сцене путем непосредственного исполнения.

(3) Право на публичное чтение, исполнение и представление включает право на публичное чтение, исполнение и представление, адресованное аудитории с экрана, через репродуктор или аналогичные технические устройства в месте, не являющемся местом непосредственного исполнения произведения.

(4) Право на демонстрацию означает право сделать доступными широкой публике с помощью технических средств художественные, фотографические, кинематографические произведения, а также иллюстрации научного или технического характера. Право на демонстрацию не включает право на публичную трансляцию таких произведений (ст. 22).

Статья 20. Право на трансляцию. — Право на трансляцию означает право публичной передачи произведения беспроволочным способом, например по радио или телевидению, а также по проводам или с помощью аналогичных технических устройств.

Статья 21. Право на передачу с помощью видео- и звукозаписи. — Право на передачу с помощью видео- и звукозаписи означает право на публичное чтение, исполнение или представление произведения, зафиксированного на видеокассете или грампластинке. Пункт 3 ст. 19 применяется по аналогии.

Статья 22. Право на ретрансляцию. — Право на ретрансляцию означает право на публичное звуковое или визуальное воспроизведение передачи с помощью экрана, репродуктора или аналогичных технических устройств. Пункт 3 ст. 19 применяется по аналогии.

Статья 23. Право на адаптацию и переработку. — Адаптированное или другим образом переработанное произведение может быть опубликовано или использовано только с согласия автора. Кроме того, в случае экранизации произведения, создания схем или набросков с художественных произведений или копий архитектурных работ требуется согласие автора произведения, которое используется для такой адаптации и переработки.

4. Иные права авторов

Статья 25. Доступ к произведению. — (1) Автор может потребовать от обладателя оригинала или копии произведения обеспечить доступ к ним, если это необходимо для воспроизведения или адаптации данного произведения и не противоречит законным интересам обладателя.

(2) От обладателя нельзя требовать доставки оригинала или копии произведения автору.

Статья 26. Droit d е Suite 7 . — (1) Если оригинал художественного произведения будет перепродан и если в такой перепродаже будут участвовать перекупщик или аукционер в качестве покупателя, продавца или посредника, то продавец обязан выплатить автору сумму в размере 5% продажной цены. Такая обязанность не возникает, если продажная цена ниже, чем сто западногерманских марок. *

7 ( В советском авторском праве такое понятие отсутствует.)

* ( Droit de suite — так называемое «право следования» — было установлено в некоторых странах с целью предоставить авторам изобразительных и пластических произведений (картин, скульптур) возможность получить часть выручки от публичной перепродажи, размер которой увеличился со времени первой продажи. Авторы или их наследники получают определенный процент (от 5 до 20% по различным законам) от цены произведения при перепродаже)

Право на авторство

Автору произведения литературы, науки и искусства принадлежат следующие права:

  • — право авторства (на авторство);
  • — право на имя;
  • — на опубликование и иное использования произведения;
  • — на вознаграждение за использование произведения другими лицами.

Основное право лица, занимающегося научной или художественной деятельностью, — право на авторство. Оно является основополагающим в том комплексе прав, которым пользуется автор.

В юридической литературе высказываются предложения о необходимости закрепления этого права в законе.

В содержание права на авторство входит не только право лица считаться творцом созданного произведения, но и требовать ссылки на автора при его использовании. Право авторства сохраняется у лица независимо от формы, назначения и достоинства произведения. Не имеет значения, выпущено произведение в свет или не выпущено.

С целью индивидуализации лиц, создающих произведения литературы, науки и искусства, им предоставляется право на имя. Автор может выпустить, а свет произведение под собственным именем, под псевдонимом или анонимно.

Он реализует право на имя в случаях использования его произведения, когда вступает в договорные отношения с другими лицами и организациями.

Закон разрешает всеми дозволенными способами опубликование, воспроизведение и распространение произведения. Под опубликованием понимается всякое сообщение произведения неопределенному кругу лиц любым установленным законом способом, то есть путем издания, публичного исполнения, публичного показа, передачи по радио, телевидению и так далее.

Право автора на воспроизведение означает возможность размножения произведения с помощью снятия с него копий или иным способом. И опубликование, и воспроизведение осуществляются на основе договора, который заключает автор с организацией (издательством, театром, киностудией и так далее). Воспроизведение, как и опубликование произведения, требует согласия автора.

Это интересно:  Нагрудный знак почетный работник общего образования рф

Исключение из правила об использовании произведения на основе договора закреплено в законе. Статьи 978 и 983 ГК РК предусматривают случаи использования произведения без согласия автора и без уплаты авторского вознаграждения. Право автора на распространение своего произведения сегодня приобретает тот смысл, который закладывал законодатель, закрепляя его за творцом произведения. Сложившаяся в последние годы практика издания произведений за счет средств автора предоставила ему возможность самому распространять свои произведения. Поэтому сами собой отпали утверждения ученых-юристов о том, что автор не обладает правом на распространение своего произведения, так как не располагает печатными средствами, бумагой и так далее.

Право на неприкосновенность произведения означает запрет внесения изменений в само произведение, его согласия при любом способе использования (издание, публичное исполнение, публичный показ и так далее).

Статья 977 ГК РК запрещает без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. Упоминается лишь один из способов использования — издания, но этот порядок должен сохраняться при всех иных способах использования произведения.

В отличие от других субъективных прав автора, представляющих меру возможного поведения, право на неприкосновенность произведения и имени автора изложено как запрет, адресованный третьим лицам.

Пределы неприкосновенности произведения не могут быть безграничными. Автор, вступая в договорные отношения с издательством, театром и другими организациями-пользователями, допускает, что в ходе подготовки произведения к выпуску в свет будут вноситься определенные поправки. Редактор или режиссер, совершенствуя произведение, не вправе нарушить замысел автора, особенности его стиля и так далее. Вносимые ими в произведения должны согласовываться с автором.

К числу прав автора, закрепленных законом, относится право на вознаграждение за разрешение использовать произведение. Это -имущественное право.

Особенности авторского вознаграждения определяются спецификой творческого труда. Факт создания произведения еще не порождает у автора возможности реализовать право на вознаграждение. Осуществление данного права с использованием произведения другими лицами, иными словами, когда установлена общественная полезность произведения.

Ставки авторского вознаграждения за использование произведений учитывают вид, характер произведения, его объем, сложность, количественные критерии. При издании научного или художественного произведения вознаграждение выплачиваются, исходя из ставки за один авторский лист. Поэтические произведения оплачиваются по ставкам за одну строку. Отдельные произведения — рассказ, эпиграмма, стихотворение до 30 строк — оплачиваются аккордно, то есть за произведение в целом.

Ставки авторского вознаграждения за издание произведений литературы, науки и искусства дифференцированы в зависимости от вида произведения (художественная проза, одноактная пьеса, литературно-критические, литературоведческие работы, научно-популярная, учебная литература и так далее).

Согласно п. 5 ст.16 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» автор или иной правообладатель имеет право на вознаграждение за каждый вид использования произведения, размер и порядок исчисления которого устанавливаются авторским договором, а также договорами, заключаемыми организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе.

На практике, часто при издании произведения литературы, науки и искусства автор получает 100% авторского вознаграждения. Каждое последующее издание обычно оплачивается в уменьшенном размере: второе и третье издание литературно-художественного произведение — в размере 60% от первого издания; четвертое — 40%; пятое — 30% и так далее. При издании переработанного автором произведения авторское вознаграждение выплачивается в следующем порядке: новый материал оплачивается, как первое издание — 100%, ранее опубликованный материал — в процентном исчислении с учетом порядкового номера издания.

Отпадение государственной монополии в издательском деле привело к утрате обязательной силы типовых авторских договоров и предусматривавшихся ранее ставок авторского вознаграждения. Однако многие издательства ориентируются на прежние принципы исчисления авторского вознаграждения, одновременно дополняя их современными (например, возможностью получения автором части дохода, полученного издательством от распространения тиража его произведения). Аналогичным в принципе образом строится расчет авторского вознаграждения за публичное исполнение драматических, музыкально-драматических, музыкальных и других произведений. Одни ставки применяются при оплате публичного произведения, созданного по заказу зрелищного предприятия, другие — публичного исполнения уже опубликованных произведений.

За произведение, выполненное по заказу, либо за право первой постановки неопубликованного произведения автору выплачивается единовременное вознаграждение. Кроме того, зрелищное предприятие, публично исполняющее произведение, выплачивает автору вознаграждение в виде определенного процента от суммы валового сбора, поступившего от продажи билетов. Публичное исполнение уже опубликованных произведений оплачивается в виде процентов от поспектакльных сборов.

Рассмотренные выше права авторов произведений литературы, науки и искусства делятся на личные и имущественные. Личные права охватывают право на авторство, на авторское имя, на неприкосновенность произведение и имени автора, право на опубликование. Имущественным считают право на воспроизведение и распространение произведения, на авторское вознаграждение.

Личные и имущественные права тесно переплетены, каждое принадлежащее автору право призвано в той или иной мере охранять как его имущественные, так и неимущественные интересы.

Приведем несколько примеров. Право автора на имя, которое является личным правом автора, в определенных случаях затрагивает его имущественные интересы. Если не указан один из соавторов, то он лишается авторского вознаграждения. Лицо, выдавшее чужое произведение за свое, нарушает право на авторство и право на имя действительного автора, а также его право на авторское вознаграждение, В данном случае тесно переплетены личные и имущественные интересы автора.

Право на неприкосновенность произведения тоже может порождать для автора имущественные последствия. Право на неприкосновенность произведения тоже может порождать для автора имущественные последствия. Например, искажение театром пьесы при постановке может снизить посещаемость зрелищного учреждения или привести к исключению пьесы из репертуара театра. В свою очередь это приведет к уменьшению размера вознаграждения или прекращению его выплаты.

Практически трудно выделить личные и имущественные права в чистом виде, поскольку одно и то же принадлежащее автору право может охранять его имущественный и неимущественный интересы.

Право на авторство, авторское имя и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно (п. 6 ст. 982 ГК РК).

Основные способы защиты авторских прав. При нарушении личных неимущественных прав автор может требовать восстановления нарушенного права путем внесения соответствующих исправлений, сообщения в печати или иным способом о допущенном нарушении.

Нарушение имущественных прав может быть связано с нарушением других имущественных прав автора. Например, права собственности на объект, в котором материализовано произведение (картина, рукопись, клавир и т. п.). Возмещение стоимости утраченной или поврежденной вещи не лишает автора права на возмещение убытков, связанных с нарушением авторского права.

Из общих мер защиты гражданских прав не применяется к авторским правам присуждение к исполнению обязанности в натуре. Невозможно заставить автора написать произведение по договору заказа, если он не выполнил взятого на себя обязательства. Право на авторство, право на авторское имя, на неприкосновенность произведения защищаются независимо от истечения срока исковой давности.

Возможность несовершеннолетних и недееспособных граждан иметь права авторов не вызывает каких-либо сомнений ни в юридической науке, ни на практике. Сама эта возможность входит в содержание гражданской правоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, ни от состояния здоровья человека. Для превращения этой абстрактной возможности в конкретное субъективное авторское право необходим юридический факт. Роль такого факта выполняет создание произведения науки, литературы и искусства, т. е. действие фактического характера, а не сделка. Но поскольку фактические действия могут совершаться и недееспособными лицами, конкретные субъективные авторские права возникают независимо от возраста и состояния дееспособности. Поэтому носителями авторских прав в отношении созданных ими произведении являются сами несовершеннолетние и недееспособные лица.

Граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение и признаны в связи с этим ограниченно дееспособными, могут осуществлять свои авторские права лишь с согласия попечителей (п.1 ст.27 ГК РК). Это означает, что автор, дееспособность которого ограничена по суду, сам осуществляет свои авторские права, но под контролем попечителя, задачей которого является ограждение подопечного от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также от его собственных вредоносных действий. Попечитель не устраняет действий самого подопечного, а действует вместе с ним и в его интересах.

Несовершеннолетние, т. е. лица в возрасте от 14 до 18 лет, осуществляют свои авторские права совершенно самостоятельно (п.2 ст. 22 ГК РК). Это исключение из общего правила, согласно которому граждане могут самостоятельно осуществлять свои гражданские права лишь с 18 лет, если только законом не указано иное. Наличие такого отступления вполне оправдано, так как в данном возрасте можно предполагать достаточную зрелость несовершеннолетних для разумного распоряжения достигнутыми ими творческими результатами.

Возможность возникновения первоначального авторского права у юридического лица относится к спорным вопросам теории гражданского права. Некоторые ученые, исходя из того, что «объектами авторского права являются, результаты творческой деятельности, а субъектами, следовательно, лица, осуществлявшие эту творческую деятельность», считают, что юридическое лицо не может быть обладателем первоначального авторского права. При этом сторонники такой концепции объясняют правовую норму, в соответствии с которой в отдельных случаях авторское право возникает непосредственно у юридического лица. Другие сторонники прямо ссылаются на закон: «Неизбежен вывод — авторское право указанных в законе юридических лиц есть первоначальное авторское право».

Есть мнения, что делить авторские права на первоначальные и производные излишне: «объем авторских правомочий различен даже у субъектов первоначального авторского права». Есть также подход, который, не решая вопрос в принципе, констатирует общее правило и исключение, закрепленное законодательством: «Так как юридическое лицо не может быть автором, оно не может приобрести авторского права иначе как по преемству от настоящего автора». Указанные высказывания по-прежнему актуальны, несмотря на изменения законодательства об авторском праве, так как отдельные положения, допускающие возможность возникновения авторского права непосредственно у юридического лица, сохранились и в современном авторском праве.

По нашему мнению, возникновение имущественных прав в отношении объекта авторского права невозможно без существования личных неимущественных прав. Поэтому нет никаких оснований отказывать юридическим лицам в возможности обладания личными неимущественными правами. Это положение подтверждается правилом, закрепленным п. 2 ст. 11 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах», в соответствии с которым издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания, а ведь это есть не что иное, как право авторства и право на имя. Таким образом, юридическое лицо в случаях, предусмотренных законом, способно обладать первоначальными авторскими правами как имущественными, так и личными неимущественными.

Ввиду того, что законодательство об авторском праве прямо не устанавливает сроков действия авторского права рассматриваемой категории субъектов, необходимо проанализировать возможность применения по аналогии норм, регулирующих срок действия авторского права физических лиц.

В отношении личных неимущественных прав вопрос решается просто, так как в данном случае приемлемо регулирование, аналогичное применяемому к личным неимущественным правам физических лиц. Права данной категории действуют до тех пор, пока существует субъект такого права. После смерти физического лица или ликвидации юридического лица личные неимущественные права на произведение прекращаются, однако авторство, авторское имя и неприкосновенность произведения продолжают охраняться бессрочно в качестве определенных социальных ценностей [15, с.2].

Правило о прекращении личных неимущественных прав на произведение применяется и в случае реорганизации юридического лица в форме слияния, разделения и преобразования, ибо передача их какому либо другому лицу невозможна. Но если реорганизация осуществляется посредством выделения или присоединения, а личное неимущественное право принадлежит лицу, к которому присоединяется или из состава которого выделяется другое юридическое лицо, то личное неимущественное право на произведение продолжает действовать, так как субъект этого права продолжает существовать.

Подробного рассмотрения требует и вопрос о сроке действия имущественных авторских прав в случае, если первоначальным субъектом прав является юридическое лицо. Неприемлемым представляется применение по аналогии нормы, устанавливающей срок действия имущественных авторских прав. Во-первых, деятельность юридического лица носит бессрочный характер, в связи с чем правило о том, что авторское право действует в течение всей жизни автора, не применимо к юридическому субъекту. Во-вторых, при ликвидации юридического лица отсутствуют правопреемники, что делает невозможным применение положения, устанавливающего, что авторское право действует в течение 70 лет после смерти автора. Правильно будет ввести положение, в соответствии с которым имущественное право юридических лиц в отношении энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других, периодических изданий действует в течение 70 лет со дня выпуска произведений.

В обоснование предлагаемого нововведения можно предложить применение по аналогии нормы, устанавливающей срок действия авторского права на произведение, впервые выпущенное в свет под псевдонимом или анонимно. Возможность использования аналогии в данном случае может быть аргументирована тем, что в обеих изложенных ситуациях существует презумпция неизвестности продолжительности жизни автора (срока деятельности юридического лица — автора), и установление такого срока позволит устранить возникшую неопределенность. В случае ликвидации юридического лица до истечения указанного срока судьба имущественного авторского права определяется общими нормами, регулирующими судьбу остального имущества юридического лица: после удовлетворения требований кредиторов данные права переходят к участникам юридического лица (с учетом специфики ликвидации некоммерческих организаций) [15, с.2].

Исходя из этого полагаем, что в отношении отдельных видов произведений, прямо названных в законе, возможно существование первоначального авторского права. Вот почему представляется необходимым внести соответствующие изменения в нормы законодательства, регулирующие субъектный состав авторских правоотношений, а также дополнить закон положением, устанавливающим срок действия первоначального авторского права юридического лица.

Право на первое издание произведения

Авторское право выражается в нескольких формах: право на литературные произведения, на периодические издания, на художественные и музыкальные произведения.

I . Авторское право на литературные произведения.

Под этим именем понимается исключительное право автора на воспроизведение и распространение его литературного произведения.

1. Субъектом этого права является автор, как создатель литературного произведения, и его правопреемники, наследники и те, кому автор передал свое право. Личность автора определяется помещением имени на книге, хотя бы в действительности она написана была другим лицом, хотя бы другие лица оказали значительное содействие автору в создании его труда. Сочинение, изданное под псевдонимом или анонимно, за неимением активного субъекта, с точки прения нашего закона, оказывается беззащитным и может быть каждым перепечатываемо, пока истинный автор не раскроет принадлежности ему этой работы. Литературное произведение может быть продуктом работы нескольких лиц, соавторов, авторское право может перейти к нескольким наследникам. В том и

Это интересно:  Перечень авторских прав

Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права — М.: «СПАРК», 1995. С.256

другом случае между несколькими субъектами создается отношение, подобное общей собственности. Постановления нашего законодательства, установленные для нее, должны иметь применение и к соавторству, ввиду признания авторского права собственности. Так как юридическое лицо не может быт автором, то оно не может приобрести авторского права иначе, как по преемству от настоящего автора. Однако в нашем законодательстве содержится исключение: ученые общества, состоящие при академиях, университетах и других учебных заведениях, пользуются исключительным правом воспроизведения своих трудов, издаваемых от их имени (т. X , ч. 1, к ст. 420, прил. ст. 24). Авторское право присваивается у нас иногда и не авторам; так первые издатели народных песен, пословиц, сказок и повестей, сохранившихся одним изустным преданием, пользуются такими же правами, как и сочинители новых книг (т. X , ч. 1, к ст. 420, прил. ст. 2).

2. Объектом авторского права является литературное произведение, как продукт духовного творчества, облеченный в письменную или словесную форму и предназначенный к обращению в обществе, Отчеты о заседаниях суда, ученых обществ, земств и т.п., не выражающие духовного творчества их составителей, не могут считаться такими объектами. Но степень духовного творчества и объем сочинения не имеют никакого юридического значения. Пока мысль не проявилась во вне, она не может составить объекта авторского права. Автор, поэтому, не вправе требовать, чтобы его взгляды или открытия не были опубликованы, если они случайно стали известны, вследствие его собственной несдержанности или нескромности близких ему лиц. Необходимо, чтобы мысль получила внешнюю форму, которая и подлежит защите. Объектом авторского права являются книги, статьи в журналах, литературные письма (тогда как частные письма, хотя бы наиболее известных писателей, как не предназначенные к обращению в обществе, не составляют такого объекта), профессорские лекции, речи, рефераты, проповеди. Защита словесных произведений со стороны нашего закона распространяется так далеко, что без согласия оратора газеты не вправе воспроизвести целиком ни одной речи (т. X , ч. 1, к ст. 420, прил. ст. 1). С другой стороны, по взгляду нашего законодательства, в содержание авторского права на литературное произведение не входит право на запрещение другим перевода. Таким образом не только сочинения иностранных писателей, ввиду отсутствия каких-либо конвенций по этому вопросу, могут быть свободно переводимы без согласия авторов, но даже сочинения русских авторов подлежат свободному переводу в России с одного языка на другой (т. X , ч. 1, к с. 420, прил. ст. 18; кас. реш. 1891, №13). Когда литературное произведение представляет собой драматическое сочинение, то авторское право является в двух видах: а) права исключительного воспроизведения в печати и распространения, b) право исключительного допущения к постановке на сцене.

Моментом возникновения авторского права должно признавать не издание сочинения, не печатание его или произнесение, а облечение мысли в рукописную форму. Действительно, все законодательства охраняют рукопись наравне с напечатанными произведениями. Но наше законодательство не защищает рукописи, а потому у нас моментом возникновения авторского права надо считать

Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права — М.: «СПАРК», 1995. С.257

воспроизведение сочинения в печати или в иной форме тиснения, или же произнесение его ( contra кас. реш. 1892, № 107).

Как имущественное право, авторское право подлежит отчуждению со стороны автора. Переход авторского права происходит по законному наследованию, по завещанию, по договору. После смерти автора наследники его или частные преемники могут осуществлять свое право, по нашему законодательству, в течение 50 лет с этого момента, а если сочинение издано ими после смерти автора, то с момента издания (т. X , ч. 1, ст. 1085). Для перехода авторского права от одного лица к другому законом установлена обязательность нотариальной формы (т. X , ч. 1, к ст. 420, прил. ст. 4). Несоблюдение формы может повлечь непризнание сделки со стороны наследников, не говоря уже о том случае, когда бы автор передавал свое право двум лицам, — одному по домашнему акту, а другому по нотариальному.

Несмотря на свой имущественный характер, авторское право, установленное законом в обеспечение материального существования автора, не подлежит взысканию за долги последнего. Предметом взыскания могут быть только книги, отпечатанные и притом обращенные в продажу, рукописи же вовсе не принадлежат принудительному отчуждению. Приобретение с публичного торга сочинений дает приобретателю только право собственности на книги, как на вещи, но не авторское право на сочинение (Уст. гражд. суд. ст. 1040 и 1041).

Распространение литературного произведения, с этой целью воспроизведенного полностью или в значительной части лицом, которое не имеет авторского права и не получило разрешения на то со стороны автора или его преемника, называется контрафакцией и составляет уголовное преступление. Однако не запрещается помещение в хрестоматиях статей или отрывков из других сочинений, хотя бы и более печатного листа (т. X , ч. 1, к ст. 420 прил. ст. 14).

П. Право на периодические издания.

На авторском праве основано другое исключительное право, приобретшее в последнее время большое практическое значение, — это право на периодические или, как выражается наш закон, на повременные издания. Под этим названием понимаются: 1) газеты и журналы, выходящие в свет отдельными номерами, листами или книжками, 2) сборники или собрания новых, оригинальных или переводных сочинений или статей разных писателей, издаваемое под одним общим заглавием, более двух раз в году (Уст. о ценз, и печати, ст. 114). Каждый, желающий выпускать в свет новое повременное издание в одном из городов Империи, обязан, согласно правилам 24 ноября 1905 года, подать местному губернатору или градоначальнику, по принадлежности, заявление, содержащее в себе означение:

а) города, в котором издание будет выходить;

б) наименование издания, его программы, сроков выхода его в свет и подписной цены;

в) имена, отчества, фамилии и места жительства издателя и ответственного редактора, если издатель не принимает этой обязанности на себя;

г) типографии, в которой издание будет печататься.

Не позднее двух недель со дня подачи заявления, губернатор или градоначальник обязан выдать лицу, желающему выпускать в свет новое повременное издание, свидетельство, в двух экземплярах, с обозначением в нем всех указанных выше сведений. Один экземпляр свидетельства передается издателем для хранения в

Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права — М.: «СПАРК», 1995. С.258

типографию. Без такого свидетельства ни одна типография не вправе приступать к набору и печатанию повременного издания. Повременное издание, при самом возникновении его, получает особое название, которое рассматривается как фирма предприятия.

Возникшее газетное или журнальное предприятие составляет имущественное право издателя, способно быть предметом возмездных и безвозмездных сделок (кас. реш. 1868, №552). Переход права издания от одного лица к другому совершался прежде независимо от министерства, которое только уведомлялось о совершившемся изменении издателя, без права оказать препятствие сделке. Затем в 1897 году (Собр. узак. и расп. прав. 1897, №43, ст. 585). Высочайше утвержденным положением Комитета министров было определено, что передача периодических изданий от одного издателя к другому допустима не иначе, как с разрешения министра внутренних дел. Положением Комитета министров, Высочайше утвержденных 21 января 1905 года, восстановлен был прежний порядок передачи изданий и, согласно Высочайшему повелению 23 мая 1905 года, о переходе права на издания лишь извещается губернатор.

Между тем право издателя на газету или журнал, с точки зрения современной связи с авторским правом, является не первоначальным, а производным правом, обуславливается авторским правом редактора на издание, которому он придал литературную форму. Сам издатель, нередко вовсе не участвующий личным трудом, ограничивающийся доставлением материальных средств, не может в лице своем приобрести исключительного авторского права. В действительности это право всегда принадлежит издателю, а не редактору, но только вследствие договора между этими лицами, хотя бы и безмолвного.

Право издателя, основанное на праве редактора, распространяется на газету или журнал в его целом виде, какой придан им трудом редактора. Поэтому издатель имеет право повторять номер бесконечное число раз, не обязываясь соответственно вознаграждать сотрудников. Право издателя на газету или журнал в его целом составе не исключает авторского права сотрудников на помещенные там статьи, которые они могут издавать отдельно или в собрании своих сочинений (т. X , ч. 1, к ст. 420, прил. ст. 8). Согласно с этим преследование за перепечатку отдельных статей из газет или журналов составляет право автора их, а не издателя. Однако и последний имеет право считать нарушением своего права перепечатку тех отделов издания, которые не связаны с именем автора, а составляют принадлежность издания: передовые статьи, специальные телеграммы, корреспонденции, хроники, отчеты, внутренние и иностранные обозрения. Закон наш считает нарушением прав издателя, когда другое издание, под каким-либо предлогом, перепечатывает постоянно и целиком мелкие статьи, хотя бы они занимали и менее печатного листа (т. X , ч. 1, к ст. 420 прил. ст. 13 п. 4).

Право на повременное издание может иметь не одного, а несколько активных субъектов, вследствие договора или наследования. Так как право на издание основано на авторском праве и так как авторское право закон считает правом собственности, то к данному случаю общего права должны быть применимы правила об общей собственности. Назначение редактора и устранение назначенного возможно только с общего согласия соучастников.

Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права — М.: «СПАРК», 1995. С.259

Всякое издание, уже выходившее в свет, но по каким-либо соображениям не появлявшееся в течение года, считается прекратившимся, и на возобновление его требуется новое разрешение (Уст. о ценз., ст. 121). Хотя и основанное на авторском праве, право на повременные издания не прекращается по истечении 50 лет со времени смерти первого издателя-основателя, потому что в лице издателя-преемника право издания не продолжается, но снова возникает по случаю каждого вновь выходящего номера.

III . Авторское право на художественные произведения.

К числу авторских прав относится также право на художественные произведения. Оно состоит в исключительном праве повторять и размножать оригинальное художественное произведение всеми возможными способами, тому или другому искусству свойственными (т. X , ч. 1, к ст. 420, прил. ст. 28). Сущность права заключается не в праве собственности на произведение, как вещь, но в праве повторять созданную форму.

Субъектом этого права является художник, мысли и искусству которого обязано произведение своим существованием, все равно, будет ли то живописец, скульптор, архитектор или гравер, медальер и другими отраслями изящных искусств занимающийся. Закон наш и в этом случае признает возможность для юридических лиц быть субъектами художественного права (т. X , ч. 1, к ст. 420, ст. 28, прим.). Объектом права является форма произведения, которая может состоять в расположении фигур на картине, в позе статуи, в плане или фасаде дома.

Возникновение права на художественное произведение, по нашему законодательству, обуславливается не только созданием формы, но и соблюдением некоторых мер регистрации. Художник-автор обязан предъявить свое произведение у нотариуса или пригласить его для осмотра на дом, а затем, на основании полученного удостоверения, известить Императорскую Академию художеств, которая публикует о том в ведомостях (т. X , ч. 1, к ст. 420, прил. ст. 29). Соблюдение этого сложного порядка представляется весьма затруднительным, а между тем из смысла постановлений закона можно заключить, что только при соблюдении указанного порядка возникает право.

Возникшее в лице художника, право способно к переходу по договору, завещанию или законному наследованию. Сделки об отчуждении права на художественные произведения совершаются нотариальным порядком (т. X , ч. 1, к ст. 420, прил. ст. 30). Однако в некоторых случаях художник не имеет исключительного права на созданное ими произведение искусства, а именно, когда работа была выполнена по заказу. В силу этого договора художник заранее отказывается от своих прав на форму в пользу заказчика. Это относится не только к портретам или к гипсовым снимкам, но ко всяким вообще произведениям, если мысль была дана заказчиком (т. X , ч. 1, к ст. 420, прил. ст. 31, 32). Это, впрочем, не значит, что последний приобрел право размножения и распространения принадлежащего ему художественного произведения, но только, что право художника стесняется в своем осуществлении. Он все-таки сохраняет право запрещать всем другим повторять его форму, с согласия заказчика, закон дает ему право, при издании совокупности своих творений, например, в гравюрах, планах, по-

Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права — М.: «СПАРК», 1995. С.260

вторить свою работу, но только без права продажи в отдельности (т. X , ч. 1, к ст. 420, прил., ст. 33).

Нарушения права на художественные произведения могут произойти двояким образом: а) всякое повторение, для денежных выгод, художественного произведения в целом его составе, без формального согласия лица, имеющего на него исключительное право, называется контрафакцией или противозаконным копированием (т X , ч. 1, к ст. 420, прил. ст. 36). Контрафакцией будет, например, срисовывание картины, бывшей на выставке, для помещения ее журнале, изображение статуи на медали, построение здания по чужому плану или фасаду. Однако наш закон не считает контрафакцией тот случай, когда произведение живописи изображается посредством скульптуры и наоборот (там же ст. 39); b) повторение отдельных частей из чужого художественного произведения в своем произведении называется плагиатом или противозаконным заимствованием (т. X , ч. 1, к ст. 420, прил. ст. 38). Плагиатом будет, например, выбор из чужой картины групп, фигуры, головы, пейзажа, морского вида и помещение их в своей картине с соблюдением того же рисунка и освещения.

Это интересно:  Lo fi hip hop без авторских прав

Право на художественные произведения прекращается по истечении 50 лет со времени смерти художника (т. X , ч. 1, ст. 1185).

IV . Авторское право на музыкальные произведения.

Сущность этого права состоит в а) исключительной возможности издания музыкальных произведений в печати и b) в праве разрушать их публичное исполнение.

Субъектом рассматриваемого права является композитор, которому принадлежит музыкальная мысль и который облек ее во внешнюю форму, хотя бы и не переложил на ноты, а только исполнил. Объектом права является известная последовательность и сочетание звуков, составляющие в совокупности цельное музыкальное произведение, которое является продуктом творчества музыкальной мысли композитора (кас. реш. 1890, № 130). Для возникновения этого вида исключительных прав закон не устанавливает каких-либо условий регистрации, поэтому право должно считаться возникшим с момента облечения музыкальной мысли в сочетание звуков.

Нарушение права на музыкальные произведения может представляться в различных видах, а) Полное воспроизведение в печати чужого музыкального произведения, все равно с печатных нот, или с рукописи, или на память, при музыкальном исполнении, составит контрафакцию (т. X , ч. 1, у ст. 420, прил. ст. 42). Сюда же относятся случаи переложения музыкального сочинения на другие инструменты или с полного оркестра на один какой-либо инструмент, извлечений из чужих музыкальных сочинений в собрание разных песен, так называемое попурри. b) Частное заимствование чужих музыкальных выражений мысли в свое сочинение представляет полагать. Заимствование из чужого музыкального произведения признается позволительным только тогда, когда уклонения от идеи или формы оригинала так значительны и многочисленны, что такое произведение можно почитать новым сочинением (т. X , ч. 1, к ст. 420, прил. ст. 44). Никаких заимствований для музыкальной хрестоматии закон не допускает, подобно тому, как он допускает для литературных хрестоматий ( contra

Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права — М.: «СПАРК», 1995. С.261

указ угол. кас. деп. 1897, №30). с) Публичное исполнение чужих музыкальных произведений составляет нарушение прав композитора, если пьесы не были еще изданы. В противном случае каждый может исполнять их в концерте, театре или ином месте. Однако оперы и оратории, хотя бы и изданные, не могут быть исполняемы перед публикой без согласия композиторов (т. X , ч. I , к ст. 420 прил. ст. 43). В этом отношении эти виды музыкальных сочинений приравниваются к драматическим произведениям.

Право на музыкальные произведения, как и на литературные и на художественные, прекращается с истечением 50 лет со дня смерти композитора или со времени издания произведения, если оно было издано по смерти его (т. X , ч. I .. ст. И 85).

Право на первое издание произведения

Издательство ____________, именуемое в дальнейшем «Издательство», в лице _____________, действующего на основании ______________, и _______________, именуемый в дальнейшем «Автор»*), заключили договор о следующем:

1. Автор передает или обязуется создать и передать Издательству для издания и переиздания на _____________ языке свое произведение ____________________, написанное на том же языке, сроком на три года со дня одобрения произведения Издательством.

2. Указанное произведение должно удовлетворять следующим условиям:

а) _______________ (вид литературы, жанр, назначение);

б) соответствовать прилагаемому к договору проспекту (заявке, плану, учебной программе);

Комментарий Объем произведения определяется в соответствии с Инструкцией по исчислению объема литературного произведения в авторских листах.

3. Автор обязуется представить Издательству (сдать на почту) рукопись произведения не позднее _______________20____г. (рукопись представлена).

Автор вправе, не спрашивая согласия Издательства, представить рукопись на один месяц позднее указанного срока при договорном объеме произведения до 10 авторских листов включительно и на два месяца — при договорном объеме свыше 10 авторских листов.

Произведение, создаваемое двумя или более лицами (коллективное произведение), подписывается всеми соавторами и представляется в целом виде.

Рукопись считается поступившей в Издательство, если она представлена комплектно и оформлена в соответствии с требованиями Типового положения о подготовке рукописи к изданию. Рукопись считается сданной в надлежащем виде, если Издательство в течение 10 дней после ее получения не предъявило Автору требования о доукомплектовании и дооформлении рукописи.

4. Со дня заключения договора и до истечения трех лет после одобрения рукописи Автор обязуется не передавать для издания другим организациям указанное в п.1 произведение или часть его без предварительного письменного согласия Издательства.

Комментарии: а) если произведение состоит из двух или более томов, оно считается одобренным со дня одобрения Издательством рукописи последнего тома, за исключением случаев, когда каждый том выпускается отдельно;

б) Автор вправе без согласия Издательства, но с уведомлением последнего публиковать в _______________ свои произведения в газетах, журналах.

5. Издательство обязано рассмотреть представленную в надлежащем виде рукопись в 30-дневный срок с добавлением по 4 дня на каждый авторский лист (700 стихотворных строк) и письменно известить Автора об одобрении произведения, либо о его отклонении по основаниям, предусмотренным договором, либо о необходимости внесения в произведение поправок с точным указанием существа требуемых исправлений в пределах условий договора.

Для доработки рукописи Издательство обязано предоставить автору достаточный срок, который определяется соглашением сторон. Исправленную Автором рукопись Издательство обязано рассмотреть в 15-дневный срок, с добавлением по 2 дня на каждый авторский лист (700 стихотворных строк).

Если письменное извещение не направлено Автору в установленный срок, произведение считается одобренным.

Примечания: а) указанные сроки исчисляются со следующего дня после получения рукописи Издательством;

б) время нахождения рукописи на просмотре в соответствующей организации, если необходимость такого просмотра установлена нормативными актами, и сверх того еще 2 недели после просмотра из подсчета сроков исключаются.

6. Издательство вправе отклонить рукопись в связи с ее непригодностью к изданию по соображениям, относящимся к достоинствам самого произведения, не посылая рукопись на рецензирование, но с мотивированным обоснованием причин отклонения.

7. Издательство обязано выпустить в свет произведение не позднее одного года при фактическом объеме рукописи до 10 авторских листов включительно и не позднее двух лет при большем объеме, считая со дня его одобрения.

Для многокрасочных изданий объемом от пяти до десяти авторских листов срок на издание два года.

8. Автор обязуется по предложению Издательства доработать произведение или внести в него исправления, если одобренное произведение невозможно выпустить в свет по обстоятельствам, не зависящим от сторон, но оно может быть сделано пригодным к изданию путем доработки или исправления.

Время, необходимое для этого Автору, определяется соглашением сторон и не учитывается при исчислении сроков, указанных в п.7 договора.

9. Издательство обязуется не вносить без согласия Автора какие бы то ни было изменения как в самом произведении, так и в его название, в обозначение имени Автора, а также не снабжать произведения без согласия Автора иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями.

10. Автор обязуется по требованию Издательства, без вознаграждения, читать чистую корректуру произведения в согласованные сторонами сроки, с учетом графика движения книжных изданий в производстве. Издательство обязуется по требованию Автора предоставить ему возможность читать чистую корректуру произведения в согласованные сторонами сроки, с учетом графиков движения книжных изданий в производстве. Издательство обязуется по требованию Автора предоставить ему возможность читать корректуру. Задержка Автором оттисков дает Издательству право выпустить в свет произведение без авторской корректуры или отсрочить выпуск на время задержки.

11. Издательство вправе издать произведение любым тиражом.

12. По требованию Издательства Автор обязан предоставить справку о том, что написанное произведение не является плановой работой, созданной в научном учреждении или вузе в порядке выполнения служебного задания, или диссертацией, выполненной с отрывом от производства. Справка не должна потребоваться в случае написания плановых учебников и учебных пособий.

13. Издательство обязуется уплатить Автору гонорар в соответствии с действующими ставками и правилами расчета _________ руб. за один авторский лист (стихотворную строку) при первом издании, при переиздании — _________.

Массовое издание произведения оплачивается из расчета _______ руб. за авторский лист (стихотворную строчу) при первом издании, при переиздании — ___________.

Комментарии, примечания, указатели, иллюстрации, составления опла чиваются из следующего расчета: ____________

Стороны считают намечаемое к выпуску издание _________ (номер издания) обычным _______ массовым.

Порядковый номер издания уточняется при окончательном расчете.

14. Гонорар Издательство обязуется выплатить Автору в следующие сроки:

а) _________% аванс (выплачивается по подписании договора литературного заказа в предусмотренных нормативными актами случаях);

б) 60% (с зачетом выданного аванса) — по одобрении рукописи, исходя из предварительного подсчета ее фактического объема;

в) остальную сумму — после подписания в установленном порядке последнего листа корректуры к печати (литературно-художественные произведения) или после подписания произведения на выпуск в свет (все другие виды произведений, кроме литературно-художественных) по фактическому объему произведений. Учебники и учебные пособия в предусмотренных нормативными актами случаях оплачиваются по установленному объему. При издании произведения в переводе на языки с иной системой письменности гонорар переводчику выплачивается по объему оригинала.

Гонорар за превышение нормы тиража выплачивается после утверждения произведения на выпуск в свет.

Примечание. Обязательные, контрольные и рекламные экземпляры книги (брошюры) в количестве, установленном нормативными актами, при исчислении гонорара не учитываются.

15. Издательство обязано письменно сообщить Автору о намерении переиздать произведение. Автор в течение двух недель письменно уведомляет Издательство об изменениях, которые он считает нужным внести в произведение. Неполучение от Автора в указанный срок ответа дает право Издательству выпустить произведение без изменений.

Переиздание произведения с изменениями (кроме стилистической правки и исправления ошибок) допускается лишь на основании нового договора.

16. Переиздаваемое произведение Издательство обязуется выпустить в сроки, указанные в п.7 договора, исчисляемые со дня получения от Автора письменного согласия на переиздание или со дня истечения двухнедельного срока, установленного со дня ответа.

17. Гонорар за переиздание, осуществляемое без оформления нового договора, выплачивается в следующие сроки:

а) 50% — при получении Издательством от Автора письменного согласия на переиздание произведения или со дня истечения срока, указанного в п.15 договора;

б) 50% — после подписания произведения на выпуск в свет.

18. До истечения срока действия договора Издательство вправе отказаться от переиздания. Письменный отказ Издательства от переиздания дает Автору право распорядиться произведением по своему усмотрению.

19. Действие договора прекращается в случаях:

а) отклонения рукописи (п.6);

б) отказа Автора от доработки одобренной рукописи или внесения в нее исправлений, а также непредставления в срок исправленной рукописи после одобрения произведения (п.8);

в) невозможности выпуска произведения в свет по мотивам, связанным с соблюдением государственной тайны;

г) письменного отказа Издательства от переиздания (п.18).

При прекращении действия договора по указанным основаниям за Автором сохраняется право на получение гонорара, который Издательство должно было выплатить до прекращения действия договора.

20. Издательство вправе расторгнуть договор в случаях:

а) непредставления Автором рукописи по его вине в установленный срок (п.3) либо в срок, установленный для ее доработки (п.5);

б) отказа Автора внести в рукопись исправления, предложенные ему на основании п.5 договора;

в) установления судом недобросовестности Автора при исполнении заказанного произведения;

г) выполнения заказанного произведения не в соответствии с условием п.2 договора (в частности, завышение объема, отступления от темы, изменение жанра — если это идейно или художественно не оправдано);

д) нарушения Автором обязанности лично создать произведение;

е) нарушения Автором обязанности, предусмотренной в п.4 договора.

При расторжении договора по указанным основаниям Автор обязан возвратить полученный гонорар (включая аванс).

21. Если Издательство не выпустит в свет произведение в установленный срок (п.7), оно обязано по требованию Автора выплатить ему обусловленный гонорар полностью. В этом случае Автор вправе расторгнуть договор и потребовать возврата переданных по договору экземпляров рукописи, если они не подписаны к печати.

22. Автор имеет право в необходимых случаях внести в корректуру верстки не более ____% правки от стоимости набора (размер авторской правки определяется в соответствии с нормами, установленными ________).

Стоимость правки, превышающая 2%, возмещается Автором полностью, но не свыше 20% стоимости набора издания по расценкам металлического набора.

Конъюнктурная, техническая правка, а также авторские правки в пределах 2% стоимости набора относятся на счет Издательства.

Стоимость авторской правки в корректуре верстки переизданий полностью оплачивается Автором.

Автор возмещает Издательству ущерб, причиненный оплатой простоя полиграфического предприятия из-за задержки по его вине корректуры верстки, в размере не свыше 20% суммы гонорара.

По обоим указанным основаниям общий размер возмещаемого Автором ущерба не может превышать 20% суммы гонорара.

Издательство представляет Автору подробный расчет удерживаемых сумм.

23. Издательство обязано выдать Автору бесплатно при первом издании произведения . (обычно 10) экземпляров книги (брошюры), при переизданиях — по . (обычно 2) экземпляра (независимо от количества соавторов).

Примечание. Переводчику и составителю выдается бесплатно при первом издании . (5) экземпляров, при переиздании — по . (1) экземпляру.

24. Особые условия:

а) каждый экземпляр изданного произведения должен содержать Знак охраны авторского права: (С) ______________ (фамилия, и., о. автора) ______________ (год издания);

25. Предусмотренные договором права и обязанности Издательство вправе передавать полностью или частично другим организациям, письменно уведомив об этом Автора.

26. Споры по договору рассматриваются по установленной законом подсудности.

27. Адреса сторон:

Стороны обязуются письменно извещать друг друга о перемене адресов.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, kursach.com, mvf.klerk.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector