+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Право автора виды и характеристики

Понятие авторских договоров

Юридическим фактом, влекущим за собой возникновение авторских прав, служит создание произведения в результате творческой деятельности. Для издательств, театров, студий, других предприятий, для физических, юридических лиц основанием приобретения ими прав на произведение является договор с автором.

Авторский договор — это соглашение двух или более лиц, направленное на установление, изменение и прекращение взаимных прав и обязанностей, касающихся имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав.

Авторский договор представляет собой реализацию авторских правомочий, так как использование произведения автора другими лицами допускается не иначе как на основании договора с автором или его правопреемниками.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Исходя из норм, предусмотренных ГК РФ, можно дать следующие определения авторского договора:

  • Авторский договор — это договор, по которому автор произведения литературы, науки и искусства или его правопреемники, с одной стороны, передают другой стороне, пользователю, имущественные права в установленных пределах (срок, территорию), согласованных сторонами, за определенное вознаграждение либо безвозмездно.
  • Авторский договор — соглашение между автором произведения науки, литературы и искусства, или его работодателем, либо иным обладателем имущественных авторских прав, с одной стороны, и пользователем произведения с другой стороны, по которому автор обязуется передать пользователю за вознаграждение право использования произведения обусловленным способом и в установленный срок, а пользователь обязуется использовать произведение в соответствии с предоставленным ему правом и уплатить вознаграждение.

Виды авторских договоров

Договоры могут быть сгруппированы по различным основаниям.

1) По способу использования произведения:
  • издательский договор (издание);
  • постановочный договор (постановка);
  • сценарный договор и др.

Размножение и распространение литературных, научных, музыкальных произведений производится, как правило, на основе издательских договоров , заключающихся между автором и издательством. Издательские договоры, суть которых заключается в обеспечении издания произведения, по своей специфике отличаются от договоров по передаче авторских прав.

В соответствии со ст. 1287 ГК РФ о предоставлении права использования произведения по договору, заключенному автором или иным правообладателем с издателем, необходимо использовать произведение не позднее определенного срока, установленного в договоре. В случае отсутствия конкретного срока использование произведения должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования. Такой договор согласно части четвертой ГК РФ именуется издательским лицензионным договором.

Постановочный договор оформляется, когда произведение используется в области публичного исполнения. Предметом такого договора являются музыкальные, драматические произведения, которые используют зрелищные организации.

Сценарные договоры регулируют отношения в области кино и телевидения. Каждый сценарный договор имеет свою специфику, все зависит от сценария той или иной передачи на телевидении либо от формы киноленты (художественной или документальной и т.д.).

Современная жизнь тесно связана с такими объектами авторского права, как программы для ЭВМ, без которых не обходятся сегодня редакции газет и журналов, издательства, да и сами авторы. Независимо от формы выражения, программы для ЭВМ рассматриваются как произведения литературы или науки. Важно при этом, чтобы они являлись результатом творческой работы автора. Каждый обладатель компьютера сталкивается с заключением особого вида договора о передаче авторских прав на программу для ЭВМ. Такие договоры именуют «оберточными» лицензиями, так как заключаются они путем конклюдентных действий, т.е. сторона, изъявившая желание участвовать в сделке, выражает согласие не письменно и не устно, а своим поведением, вскрытием упаковки программы для ЭВМ. Лицензия на программу для ЭВМ располагается на запечатанной прозрачной упаковке. Заключение лицензионных договоров о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных допускается путем заключения каждым пользователем с соответствующим правообладателем договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре либо на упаковке этого экземпляра (п. 3 ст. 1286 ГК РФ).

2) По передаче исключительных и неисключительных авторских прав:

По авторскому договору о передаче исключительных прав покупатель становится фактическим владельцем произведения (ст. 1285 ГК РФ). Автор или иной правообладатель по договору об отчуждении исключительного права на произведение обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение. Однако автор или иной правообладатель может оставить часть этих прав за собой, разделить их поровну с покупателем. При этом всегда за автором сохраняются личные неимущественные права, которые могут принадлежать только автору произведения.

Договор о передаче неисключительных прав разрешает покупателю использовать произведение наравне с лицом, обладающим исключительными правами. Авторский договор о передаче неисключительных прав всегда выгоден для автора.

3) По виду лицензии:
  • простая лицензия;
  • неисключительная лицензия;
  • исключительная лицензия.

При простой, неисключительной лицензии за лицензиаром сохраняется право выдачи лицензий другим лицам, при исключительной такое право не сохраняется (ст. ст. 1236, 1286 ГК РФ).

4) В зависимости от определенности формы произведения:
  • авторский договор на уже существующее произведение;
  • договор авторского заказа (ст. 1288).

Если по авторскому договору заказа предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, то к нему применимы нормы ст. 1285 ГК РФ об отчуждении исключительного права.

Важным условием договора авторского заказа считается срок исполнения, если срок его исполнения не предусмотрен, договор не считается заключенным (п. 1 ст. 1289 ГК РФ).

Очень часто в авторском праве подвергаются сравнению договор с автором на создание произведения и договор подряда. Чтобы раскрыть особенности авторского договора заказа, сравним его с договором подряда.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат и оплатить его (ст. 702 ГК РФ).

По договору подряда должник обязуется выполнить определенную работу, достичь определенного результата, например, создать какую-либо вещь, сделать ремонт. Цена по договору подряда включает издержки подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

Автор по договору заказа обязуется создать произведение, передать его заказчику, который должен выплатить автору аванс в счет обусловленного вознаграждения. В случае творческой неудачи в результате работы аванс остается у автора.

По сравнению с договором подряда, в котором подрядчик может привлекать к исполнению других лиц, если он не обязался по договору лично исполнить обязательство, авторский договор заказа должен быть выполнен непосредственно автором. Автор вправе привлечь к исполнению договора других лиц лишь при условии письменного согласия со стороны заказчика. В противном случае заказчик по договору заказа вправе отказать в выплате вознаграждения соавторам, кроме этого, он может потребовать возврата аванса и отказаться от принятия созданного произведения.

В отличие от подряда в авторском договоре заказа личность автора, творческим трудом которого будет создано произведение, имеет существенное значение.

Предметом договора подряда является результат работы, не обладающей творческим характером, например, пошив платья по эскизам заказчика. Но также работа по подряду может носить интеллектуальный характер: перевод, постановка фильма или театральной пьесы и др.

Поэтому на практике часто путают договор авторского заказа и договор подряда. Нормы, регулирующие подряд, не применимы к авторскому договору заказа.

По авторскому договору заказа предметом договора должен быть результат интеллектуального, творческого труда, который еще к тому же должен удовлетворять заказчика.

Наряду с авторскими договорами заказа, которые связаны с последующим изданием рукописи, на практике существуют договоры, по которым произведение используется один раз: изготовление памятника, написание сценария для телепередачи, если автор не связан трудовым соглашением с телестудией, эскизы декораций для театра, выполненные внештатными художниками. Такие договоры с авторами могут заключаться на основании публичного конкурса, при этом преимущественное право на заключение договора с автором приобретает лицо, объявившее этот конкурс (ст. 1060 ГК РФ).

Общая характеристика авторских договоров

Авторский договор относится к гражданско-правовым договорам. В соответствии с этим к нему применимы правила:

  1. о двух- и многосторонних сделках,
  2. о формах и условиях действительности сделок,
  3. о свободе договоров,
  4. о нормах обязательственного права, которые касаются заключения и исполнения договоров,
  5. об ответственности сторон.
Это интересно:  Исполнитель безвозмездно передает заказчику неисключительные права

Исходя из общепринятой классификации договоров в гражданском праве, авторский договор является двусторонним (по числу сторон), консенсуальным, возмездным.

На практике встречное удовлетворение может быть выражено в передаче издательством автору экземпляров готового произведения, хотя такая передача в судебном порядке будет расценена как предоставление авторских экземпляров.

Авторский доход, вознаграждение, получаемые автором от реализации своих произведений, являются обязательным условием договорных отношений.

Субъекты авторского договора:

  • физические лица (первоначальные, так как именно их творческим трудом создается произведение);
  • юридические лица;
  • государство.

Содержание авторского договора

Содержание авторского договора — условия, которые устанавливаются соглашением сторон. Совокупность условий определяет состав подлежащих совершению сторонами действий.

Содержанием обязательственного правоотношения, основанного на авторском договоре, являются права и обязанности сторон.

Для любого договора одним из важных существенных условий является условие о предмете, который охватывает все то, по поводу чего заключается договор.

Вопрос о предмете авторского договора неоднозначно решается в научной литературе.

Предметом авторского договора может выступать

  • произведение науки, литературы и искусства, по поводу которого стороны заключили соглашение, либо
  • имущественные права , которые автор или иной правообладатель уступает пользователю.

В ГК РФ предмет авторского договора определен в ст. 1285 как исключительное право на произведение», передаваемые по договору. Таким образом, если стороны в авторском договоре не укажут объем передаваемых прав, договор может быть признан не состоявшимся.

В авторском договоре должны быть предусмотрены:

    способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);

    срок, на который передается право;

    территория, на которой может осуществляться использование;

    размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты;

    другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

    Существенные условия авторского договора :

    1. предмет договора (в т. ч. условие об объеме передаваемых прав по авторскому договору);
    2. условие о размере вознаграждения;
    3. (срок создания и представления произведения автором — по договору заказа).

    К другим важным условиям авторского договора относятся условия о сроке и территории , на которые передается право. Но данные условия не являются обязательными, поскольку их отсутствие не влечет недействительности авторского договора.

    Не каждый автор, заключив договор с издателем, может определить в твердой сумме вознаграждение или оценить успех своего произведения. В договоре должна быть сделана «оговорка об успехе».

    В авторский договор с участием иностранных лиц должна быть включена валютная оговорка — условие договора, которое указывает на то, валюта какой страны выступает в качестве валюты долга, в какой валюте должен быть произведен платеж и каким должно быть курсовое соотношение между указанными валютами на момент платежа.

    Срок создания и представления произведения автором по договору заказа имеет важное значение. Так, согласно ч. 2 п. 1 ст. 1289 ГК РФ договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным. Помимо этого стороны предусматривают сроки для устранения замечаний, сроки рассмотрения представленного произведения. Также авторским договором заказа должно быть установлено соглашение о творческой неудаче.

    Стороны должны сами в договоре предусмотреть не только сроки рассмотрения произведения, но и сроки рассмотрения доработок и поправок, сделанных автором. В противном случае произведение должно быть рассмотрено заказчиком в разумные сроки, которые может в случае спора установить суд.

    Пользователь не может без согласия автора вносить в произведение никаких изменений, в частности, сокращать его объем, снабжать произведение предисловиями и комментариями и т.д. Организация-пользователь обязана соблюдать все личные неимущественные права автора.

    При заключении договора автор может дать согласие на изменение своего произведения, например, с включением биографии самого автора, предисловия, работ фотохудожника и др. Но эти изменения необходимо осуществлять в пределах заключенного договора, не злоупотребляя ими.

    Существенным условием авторского договора является цена, которая устанавливается соглашением сторон. Несогласование этого условия приведет к признанию договора не заключенным.

    Авторский договор (договор об отчуждении исключительного права — п. 2 ст. 1234 ГК РФ и лицензионный договор — п. 2 ст. 1235 ГК РФ) должен быть заключен в письменной форме .

    Договоры в отношении произведений периодической печати могут заключаться в устной форме . Это вызвано короткими сроками опубликования материала в газетах и журналах. В качестве доказательства наличия договора авторы предъявляют различные письменные документы (письма, факсы, переписка сторон и т.д.).

    Аванс — это предоплата не за использование произведения, а за его создание. Поэтому, если произведение создается по заявке заказчика, должен быть выплачен аванс, а если автор сам обратился к издательству с готовым произведением, то вознаграждение, по сути, должно быть выплачено после распространения произведения, хотя стороны могут предусмотреть любые другие условия взаимоотношений.

    Авторские права: разновидности, срок охраны

    Авторские права – это возможности авторов или правообладателей обладать определенным статусом и совершать действия по поводу произведений. В законе выделяются некоторые разновидности авторских прав, поэтому проанализируем их и выявим наиболее значительные особенности.

    Личные неимущественные авторские права

    Они характеризуются следующими признаками:

    1. Возникают только у автора результата творческой деятельности;
    2. Неотчуждаемы: не могут быть переданы другому лицу по какому-либо договору, а также не передаются по наследству;
    3. Не имеют никакой связи с имущественными отношениями, выражают личную связь между автором и его произведением.

    Вообще личные неимущественные права характерны только для авторов именно результатов интеллектуальной деятельности, именно поэтому на средства индивидуализации, где по факту такой деятельности нет, не предусматривается режима неимущественных прав. Как бы уникален ни был товарный знак, у него не может быть автора, а, следовательно, и соответствующих личных прав на этот объект.

    Что же касается видов, то их для института авторского права предусмотрено больше, чем на объекты промышленной собственности. Итак, сюда относятся права:

    1. Авторства. Так, гражданин, создавший произведение, наделяется возможностью признаваться автором этого результата творческой деятельности.
    2. На имя. Законом автору дозволяется не только просто считаться автором, но и указывать свое имя, псевдоним на произведении (например, на обложке книги). Отсутствие указаний на имя автора считается нарушением, за исключением случая, когда сам автор не дал на это свое согласие, либо если произведение публиковалось анонимно.
    3. На неприкосновенность произведения. Очевидно, что в процессе создания результата интеллектуальной деятельности у автора имелся определенный творческий замысел, который нашел полное выражение в объекте авторского права. В соответствии с ГК РФ не допускается искажать произведение: вносить изменения, дополнения, сокращения, снабжение иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или иными пояснениями. При этом если автор дал свое согласие, нарушения не будет. После смерти автора защищать неприкосновенность могут его наследники, которые в силу абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ могут разрешить вносить изменения, если это не будет противоречить воли автора. Обратим внимание, что выше речь шла об обычных искажениях, которые просто нарушали творческий замысел. В том случае, когда лицо своими искажениями опорочило честь, достоинство либо деловую репутацию автора, допустимо защищаться и с помощью статьи 152 ГК РФ, в которой предусмотрен специальный порядок. Наследники могут предъявлять такие требования и после смерти автора.
    4. На обнародование. Суть в том, что произведение может быть впервые доведено до всеобщего сведения с помощью определенных действий: опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир, иным способом. Хотя по ГК авторы необнародованных и обнародованных произведений защищаются одинаково, на практике обнародование – надежный способ в дальнейшем подтвердить свои права на произведение. Кроме того, у авторов есть и коммерческий интерес в осуществлении этого действия. Обратим внимание, что опубликование – частный случай обнародования, и касается, в основном, литературных произведений. Синонимами эти категории не являются. Суть опубликования в создании копий, имеющих материальную форму, а цель – удовлетворить потребности публики.

    В ГК РФ также сказано, что, если сам автор передал произведение другому лицу по гражданско-правовому договору, предполагается, что он согласен на обнародование. Если обнародовано произведение, которое ранее не было доведено до всеобщего сведения, и при этом уже истек срок охраны (семьдесят лет после смерти), то у публикатора могут возникнуть на этот объект уже не авторские, а смежные права (см. ст. 1337 ГК РФ).

  1. На отзыв. Если автор изъявил желание обнародовать произведение, но позже передумал, он может в одностороннем порядке отказаться от этого, если возместит публикатору (например, издательству) убытки.
  2. Исключительное право автора

    В статье 1270 Гражданского кодекса РФ подробно раскрывается, какие действия можно совершать с произведением. Это и есть исключительное право, которое по своей природе является имущественным. Большинство ученых склоняются к позиции, что это единственное имущественное право автора. Основные особенности таковы:

    1. Возникает с момента создания произведения у авторов. Однако в отдельных случаях (например, если произведение являлось служебным) исключительное право возникает не у авторов, а у иных лиц.
    2. Оборотоспособно. Исключительное право на произведение передается как договорам (лицензионному, об отчуждении), так и по бездоговорным основаниям (по наследству, в рамках реорганизации юридического лица).
    3. Предполагает использование произведения, извлечение из него доходов, т.е. здесь можно говорить об имущественном характере.
    Это интересно:  Авторское право на название фирмы

    Обозначим ряд наиболее важных действий, указанных в ст. 1270 ГК РФ:

    1. Воспроизведение – т.е. создание экземпляров произведения в материальной форме (например, печать в типографии книги). Сюда же относятся случаи записи на электронный носитель.
    2. Распространение с помощью продажи или прочего отчуждения экземпляров произведения или его оригинала. Здесь имеется в виду, что случаи, к примеру, продажи материального носителя (книги) также относятся к использованию произведения.
    3. Публичное исполнение. Например, показ видеоролика в месте, которое открыто для свободно посещения.
    4. Сообщение в эфир. Сюда будет относиться проигрывание песни по радио.

    Доведение до всеобщего сведения, когда произведение становится доступным любым лицам из любых точек мира и в любое время. Это относится к случаям, когда объекты авторского права выкладываются в сеть «Интернет».

    При этом если реализуются положения, касающиеся содержания произведения, это не считается его использованием. Например, гражданин, прочитав произведение Карла Маркса «Капитал», решил применить на практике некоторые экономические идеи, изложенные в книге. Это не будет использованием. В ГК, помимо экономических, указываются еще технические, организационные решения.

    Иные права

    Есть также группа прав, которая не относится ни к имущественным, ни к личным неимущественным. Чаще всего в науке они называются иными. Сюда относятся права:

    1. Доступа. В статье 1292 ГК РФ закреплено, что право действует лишь в отношении изобразительных произведений (картин) и произведений архитектуры. Суть в следующем: художник может потребовать у лица, которому принадлежит оригинал произведения, предоставить этот оригинал, чтобы перерисовать произведение. Архитектору предоставлено право на фото- и видеосъемку.
    2. Следования. Это право также применяется в рамках конкретного случая. Суть в следующем: когда оригинал произведения отчуждается, автор имеет право на получение процентных отчислений с каждой его перепродажи, если посредником является организация (магазин, художественная галерея). Хотя предметом сделки будет материальный объект (например, рукопись книги, картинный холст), автор может требовать вознаграждения за свой интеллектуальный труд. В статье 1293 ГК РФ сказано, что положения применяются к изобразительным, литературным и музыкальным произведениям. Интересно, что право следования переходит к наследникам и действует в течение срока исключительного права.
    3. Авторов произведений архитектуры, градостроительства или садово-паркетного искусства. Это предусмотрено статьей 1294 ГК РФ. Здесь речь идет о том, что такие авторы имеют право на разработку документации этих проектов, могут осуществлять контроль над претворением проекта в жизнь. Повторно проект и документы могут использоваться только с согласия автора.

    Можно выделить отдельно также права авторов на вознаграждение (в частности, в рамках создания служебных произведений, по договору авторского заказа и т.д.).

    Срок действия

    Охрана личных неимущественных прав бессрочна. Так, если кто-либо исказит произведение либо посягнет на авторство, то наследники всегда могут обратиться в суд и потребовать, в частности, возмещения морального вреда.

    Исключительные авторские права действуют в течение всей жизни автора, а также семьдесят лет после его смерти. При этом если произведение создано в соавторстве, то семьдесят лет будут отсчитываться с момента смерти последнего соавтора. После того, как срок пройдет, произведение можно будет свободно использовать, поскольку оно перейдет в общественное достояние.

    Введение

    авторское право международное

    Необходимым условием успешного развития науки, литературы и искусства является не только признание за авторами, обладателями патентов (свидетельств) и их правомерными пользователями определенных субъективных гражданских прав, но и обеспечение этих прав надежной правовой защитой.

    Защита прав интеллектуальной собственности имеет давнее международное прошлое. В мире существуют совершенно различные подходы к развитию защиты интеллектуальной собственности, посему данная тема актуальна.

    Эволюция защиты прав интеллектуальной собственности в развивающихся странах проходила совершенно различным образом. Некоторые страны ограничились поддержанием уровня защиты прав интеллектуальной собственности, унаследованного ими от старых колониальных держав. Часто именно так обстояло дело с законодательством в первые десятилетия их развития.

    В других странах уровень защиты прав интеллектуальной собственности снизился потому, что в соответствии с их политическими убеждениями, любая форма собственности представлялась как нежелательный пережиток капитализма, от которого нужно было избавляться, либо потому, что защита патентов рассматривалась как препятствие на пути быстрой индустриализации.

    Все это привело к установлению неодинаковой защиты в разных странах мира, а некоторые развивающиеся страны и некоторые страны недавней индустриализации вообще не предоставляли у себя абсолютно никакой защиты прав интеллектуальной собственности, неоднозначность и динамика развития данного вопроса ещё раз подтверждает его актуальность.

    На основании вышеизложенного, с учётом заявленной темы основной целью курсового исследования является рассмотрение вопроса охраны авторского права на международном уровне.

    В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

    1. Дать понятие и классифицировать на виды авторские права.

    2. Определить субъекты и объекты авторского права.

    3. Проанализировать способы и формы защиты авторских прав.

    4. Изучить международно-правовые акты в области защиты авторских прав.

    5. Провести анализ участия России в международных соглашениях об охране авторских прав.

    Объектом курсовой работы является система охраны и защиты авторских прав в масштабах международных отношений, при этом предметом выступили нормы международных актов, гражданского права, а так же учебные пособия, статьи научных деятелей, материалы периодической печати.

    Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы.

    Общие характеристика института авторского права

    Понятие и виды авторских прав

    В широком смысле понятие авторское право представляет собой совокупность норм гражданского и иных отраслей права, которые регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

    Применительно к конкретным лицам определение авторское право понимается как «совокупность принадлежащих автору (физическому лицу) имущественных и личных неимущественных (духовных) прав в отношении созданного им творческим трудом произведения науки, литературы и искусства, обладающим новизной и оригинальностью, то есть идёт речь о его авторских правах». Рассолов А. Гражданское право. Учебник для ВУЗов. Изд: Юнити, 2010. С. — 213.

    Одной из основных проблем авторского права является создание правовых, имущественных и иных условий для эффективной творческой деятельности в сфере науки, литературы и искусства, обеспечение реальных возможностей автору для признания и защиты его права на созданное его творческим трудом произведение.

    Наряду с этим не менее значимой проблемой авторского права является создание правовых, материальных и иных условий для использования произведения науки, литературы и искусства максимально широким кругом лиц. То есть авторское право решает проблему разумного сочетания прав автора на произведение с возможностью использования его обществом.

    Авторские права делятся по нескольким категориям: имущественные и неимущественные авторские права, исключительные и неисключительные авторские права. Человек, обладающий исключительными авторскими правами на произведения, имеет единоличное право на его использование и может запрещать подобное использование произведения другими лицами. Исключительными правами обладает автор произведения, если он не передал свои права (не заключил Авторский договор о передаче исключительных прав) третьему лицу.

    «Лицу, обладающему неисключительными правами на произведение, разрешается использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом». Власов А. А. Гражданское право. Учебник в 2-х частях. Изд.: Буквоед, 2011. С. — 324. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.

    Неимущественные авторские права это так называемые личные права (такие права, c которыми нельзя поступать как с имуществом: продавать, покупать, дарить, передавать, наследовать и т.д.). Далее остановимся подробнее на имущественных и неимущественных авторских правах.

    Автору в отношении его произведения принадлежат следующие основные личные неимущественные права: Там же. С. — 328.

    — право авторства — право признаваться автором произведения. Право авторства может принадлежать только действительному создателю произведения и не может передаваться ни по каким основаниям, в том числе и по завещанию. От данного права нельзя и отказаться, поскольку оно возникает у автора в связи с созданием им произведения;

    — право на имя, т. е. право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно. Указанное право также является личным правом автора, которое не может кому-либо передаваться, но реализуется только при обнародовании произведения. При подготовке произведения в порядке выполнения служебного задания наряду с непосредственным автором может быть обозначено и наименование организации, по поручению которой выполнена данная работа;- право на обнародование, т. е. право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме.

    Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения, ранее изготовленные экземпляры произведения. При создании служебных произведений право на отзыв автором не применяется, но он реализует свое право на обнародование в форме передачи своего произведения работодателю;

    — право на защиту репутации автора, т. е. право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

    «Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав, сохраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения и охраняются бессрочно. Они не могут перейти и не могут быть переданы иным лицам, в том числе по наследству, по авторскому и иному договору, поскольку по смыслу норм закона являются неотчуждаемыми. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.». Судариков С. Право интеллектуальной собственности. Изд.: Кнорус, 2011. С. — 98.

    — воспроизводить произведение, т. е. изготавливать один или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме и любым образом (право на воспроизведение);

    — распространять экземпляры произведения (право на распространение) любым способом: продавать, сдавать в прокат и т. д.

    При этом следует учесть, что «существует так называемое положение об «исчерпании» прав: когда экземпляры право мерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения (в частности, это касается свободной продажи и перепродажи экземпляров право мерно изданного литературного произведения и др.)» Судариков С. Право интеллектуальной собственности. Изд.: Кнорус, 2011. С. — 100.;

    — импортировать экземпляры произведения (право на импорт) в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав;

    — публично показывать произведение (право на публичный показ);

    — публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

    — сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир (право на передачу в эфир),

    — сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

    — переводить произведение (право на перевод);

    -переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

    Имущественные права на использование произведения, в отличие от неимущественных прав, могут быть переданы (уступлены) другим лицам на основе авторского договора либо по праву наследования и носят срочный характер, поскольку срок действия указанных авторских прав ограничен законом (в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.

    131. Понятие и виды личных неимущественных прав автора

    Авторские права делятся на:

    1)личные имущественные (могут принадлежать в силу закона, Да или наследования любым субъектам авторского права)

    2)Личные неимущественными правами могут обладать только авторы произведений. Данные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

    К личным неимущественным правам относят:

    право авторства, право на имя; право на обнародование произведения, включая право на отзыв; на защиту своей репутации.

    Право авторства, т.е. основанная на факте создания произведения возможность ла признаваться его автором, создателем.

    Право на имя т.е. автор может использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, псевдонимом либо анонимно.

    Право на обнародование – сам может обнародовать или разрешить обнародовать произведение в любой фе.

    Никто, кроме автора, не вправе осуществлять или разрешать осуществление действий, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения. Право на обнародование не абсолютно. Оно предполагает возможность отказа автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения. — это право на отзыв.

    Отозванное автором произведение считается не обнародованным.

    Право на защиту репутации автора означает возможность защиты произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству создателя произведения.

    Неимущественные авторские права действуют бессрочно. В России они могут принадлежать только физическому лу и являются неотчуждаемыми, то есть, их нельзя передать другому лу.

    132. Понятие и виды имущественных прав автора

    Исключительное право автора на использование созданного им произведения, в т.ч. право на:1Право на воспроизведение2Право на распространение(путем продажи, сдачи в прокат)3Право на импорт выражается в возможности, т.е. ввозить из-за границы.4Право на публичный показ5Право на публичное исполнение6Право на передачу в эфир7Право на сообщение произведения для всеобщего сведения по кабелю

    Право на перевод

    Право на переработку дает автору возможность контролировать любую переделку.

    Срок действия искл авторских прав — в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, затем переход в общественное достояние, исключ.- право на имя и право на защиту репутации автора после его смерти осуществл-ся его наследниками или спец. Уполномоченным органом.

    133.Случаи свободного использования произведений науки, литературы и искусства.

    Свободное использование произведения в инфационных, научных, учебных или культурных целях допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования (Ст. 1274 ГК).

    Свободное использование ограничено определенными пределами:

    1) оно возможно только в отношении правомерно обнародованных (или опубликованных) произведений. Искл:- случаи публичного исполнения муз-х произведений во время официальных или религиозных церемоний и воспроизведения произведений для судебных целей.

    2) оно не ограничивает личные неимущ. права автора, т.к. закон требует указывать имя автора и источник заимствования.

    3) св. использование допустимо только при условии, если оно:

    а) не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведения;

    б) не ущемляет законные интересы автора. Свободное использование допускается:

    В инфационных целях (воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю), если это не было специально запрещено автором.

    — Свободное воспроизведение произведений для судебных целей

    — Свободное использование произведений, расположенных в местах, открытых для свободного посещения. В отношении произведений архитектуры, изо. искусства и фотографии, постоянно расположенных в месте, открытом для свободного посещения, допускается как их воспроизведение, так и передача в эфир.

    Разрешается также воспроизведение средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения по кабелю произведений.

    В научных, образовательных, культурных, социальных целях.

    Разрешается свободное использование правомерно обнародованных произведений: 1) путем цитирования в научных, исследовательских, и инфационных целях .

    2) в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью; 3) путем воспроизведения рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения — Допускается свободное репродуцирование правомерно опубликованного произведения в единичном экземпляре без извлечения прибыли: 1) библиотекам и архивам для замены утраченных или испорченных экземпляров произведения; 2) библиотекам и архивам по запросам физических л в учебных и исследовательских целях.

    Организациям эфирного вещания разрешается делать запись краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на передачу в эфир. Организация должна уничтожить запись в течение 6 месяцев после ее изготовления, если более продолжительный срок хранения не был согласован с автором. Запись может быть сохранена без согласия автора в официальных архивах, когда она носит исключительно документальный характер.

    Статья написана по материалам сайтов: copylegal.ru, studbooks.net, studfiles.net.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector