+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Права смежные с авторскими истекают

В соответствии с действующим законодательством защите подлежат не только авторские права, но и права, смежные с авторскими. Данным правам посвящена гл. 71 ГК. Кроме того, отношения, связанные со смежными правами, регулируются рядом специальных подзаконных нормативных актов, а также некоторыми международными соглашениями, в частности Женевской конвенцией 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, участником которой Россия является с 1995 г., и Римской конвенцией 1961 года об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций.

Общие положения. Определение прав, смежных с авторскими, дано в п. 1 ст. 1303 ГК. Смежными с авторскими правами (смежными правами) являются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), фонограммы, сообщение в эфир или по кабелю радио– и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние. К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных ГК, также личные неимущественные права.

Объектами смежных прав являются:

• исполнения (включая постановки), фонограммы;

• сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

• произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Под исполнениями понимаются исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, выраженные в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Важно отметить, что смежные права исполнителей возникают лишь тогда, когда «живое» исполнение записывается либо передается по каналам эфирного или кабельного вещания.

Фонограмма – это любая, но исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение.

Радио– или телепередачи представляют собой совокупности звуков и (или) изображений или их отображений, сообщаемые в эфир или по кабелю.

Как и в случае авторских прав, для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей (ст. 1304 ГК). В соответствии со ст. 1305 ГК изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. Указанный знак состоит из трех элементов:

1) латинской буквы «Р» в окружности;

2) имени или наименования обладателя исключительного права;

3) года первого опубликования фонограммы.

При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

Как предусматривает ст. 1306 ГК, использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (ст. 1273, 1274, 1277, 1278 и 1279 ГК), а также в иных случаях, предусмотренных гл. 71 данного Кодекса.

В отношении смежных прав применяются те же либо аналогичные тем, что регулируют соответствующие отношения по поводу авторских прав, положения, касающиеся договора об отчуждении исключительного права на объект таких прав, лицензионного договора о предоставлении права использования последнего, технических средствах защиты смежных прав, информации о них, ответственности за нарушение исключительного права на объект смежных прав, обеспечении иска по делам о нарушении этих прав (ст. 1307 – 1312 ГК).

Права на исполнение. В

2 гл. 71 ГК содержатся нормы, относящиеся к правам на исполнение. В частности, в ст. 1313 ГК дается определение исполнителя. Согласно этому определению, исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, – артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

Статья 1314 ГК устанавливает смежные права на совместное исполнение, которые практически не отличаются от ранее изложенных прав соавторов произведений науки, литературы и искусства.

Права исполнителя определены в ст. 1315 ГК. Согласно п. 1 данной статьи, исполнителю принадлежат:

• исключительное право на исполнение;

• право на неприкосновенность исполнения.

Согласно норме п. 2 ст. 1315 ГК исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений. В то же время права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение, что свидетельствует об их самостоятельном характере (п. 3 указанной статьи).

Статья 1316 ГК аналогично авторским правам предусматривает охрану авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя.

Важное значение для охраны интересов исполнителя имеет ст. 1317 ГК, регламентирующая исключительное право на исполнение. В соответствии с названной статьей исполнителю принадлежит исключительное право использовать исполнение в соответствии со ст. 1229 ГК любым не противоречащим закону способом, в том числе способами, указанными ниже. Исполнитель может распоряжаться исключительным правом на исполнение.

В соответствии с п. 2 ст. 1317 ГК использованием исполнения считается:

1) сообщение в эфир;

2) сообщение по кабелю;

3) запись исполнения;

4) воспроизведение записи исполнения;

5) распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

6) действие, осуществляемое в отношении записи исполнения и предусмотренное в п. 1 и 2;

7) доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

8) публичное исполнение записи исполнения;

9) прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

В публичных интересах закон допускает ограничение исключительного права на исполнение. Так, данное право не распространяется на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения (п. 3 ст. 1317 ГК).

По общему правилу исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю. По истечении срока действия исключительного права на исполнение это право переходит в общественное достояние. К исполнению, перешедшему в общественное достояние, соответственно применяются правила ст. 1282 ГК.

Согласно норме ст. 1320 ГК к правам на исполнение, созданное исполнителем в порядке выполнения служебного задания, в том числе к правам на созданное в таком порядке совместное исполнение, применяются правила ст. 1295 указанного Кодекса.

Право на фонограмму. Право организаций эфирного и кабельного вещания. Право изготовителя базы данных Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства. Достаточно подробно в законе регламентированы также смежные права производителя фонограммы, организаций эфирного и кабельного вещания, изготовителя базы данных, публикатора (ст. 1322 – 1344 ГК). Так, исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение 50 лет после осуществления записи.

В соответствии со ст. 1331 ГК исключительное право на сообщение радио– или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио– или телепередачи в эфир или по кабелю.

Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания. Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования. Указанные выше сроки возобновляются при каждом обновлении базы данных (ст. 1335 ГК).

Исключительное право публикатора на произведение возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования (ст. 1340 ГК).

Права, смежные с авторскими (Смежные права)

Понятие и значение смежных прав

Смежными правами называются права близкие к авторскому праву (отсюда и название) и производные от них, однако полностью не совпадающие с ним. Возникают они в результате проявления определенных творческих усилий, однако элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права.

Смежные права неразрывно связаны с авторскими правами, однако последние могут существовать независимо от смежных прав. Так, автор исполняемого произведения может быть неизвестен, либо произведение может вообще не охраняться авторским правом (например, срок охраны может истечь, исполнятся будет произведение фольклора либо речь идет о записи звуков природы, пения птиц и т.д. Вместе с тем смежные права существуют по общему правилу только тогда когда есть произведение, которое можно исполнить, записать на фонограмму, включить в передачу организации эфирного м кабельного вещания.).

Необходимость правовой охраны смежных прав обусловлена в первую очередь развитием технических возможностей воспроизведения и распространения произведений, позволяющих коммерчески эксплуатировать исполнение произведений, фонограммы музыкальных записей и т.д.

Появление новых технических средств воспроизведения звуко- и видеозаписи, радио и телевещания поставило вопрос о необходимости решения проблемы охраны прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм, радио и телевещательных организаций. До начала 20-го века выступление актера или иного исполнителя могло только остаться в памяти у зрителя, поскольку его нельзя было зафиксировать. Однако, начиная с 30-х годов возможности контакта исполнителя со зрителями и слушателями существенно увеличились. Фонограмма позволяла записать звук его голоса, кино — воспроизвести изображение. После выплаты одноразового вознаграждения исполнителю можно было многократно использовать запись в интересах третьих лиц без дополнительной оплаты.

После того, как возможность репродуцирования произведения перестала быть связанной с повторением всего процесса производства и стало возможным изготовлять высококачественные копии с существующих записей, возникла необходимость в особой охране интересов субъектов смежных прав. Следовало также учитывать то обстоятельство, что талантливое исполнение того или иного произведения в значительной мере определяло его коммерческий успех и поэтому исполнители произведений уже давно ставили вопрос о защите своих имущественных прав.

При этом развитие воспроизводящей техники привело к широкому распространению пиратства, когда звукозаписывающие студии, затратив огромные средства на первую запись, несли огромные убытки в результате незаконного воспроизведения этих записей. При этом следует учитывать то обстоятельство, что в настоящее время технические возможности звуко- и видеозаписывающей техники достаточно велики и не составляет труда делать высококачественные копии с уже имеющихся первых видео и звукозаписей. Техника воспроизведения исполнения усовершенствовалась от механической записи в виде грампластинок к аналоговой записи на магнитных носителях, а впоследствии к цифровой записи.

Основное назначение смежных прав состоит в том, что использование третьими лицами фонограмм, радио и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителя требует согласия соответствующих правообладателей.

Большинство случаев такого рода незаконного использования выходило за рамки национальных границ и поэтому встал вопрос о создании международной системы охраны смежных прав. В результате в 1961 г. в Риме была заключена Конвенция по охране прав интересов артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (до настоящего времени Россия к ней не присоединилась). Указанная конвенция базируется на принципе национального режима с гарантированием обязательного минимума охраны. (например, право исполнителей на санкционирование использования результатов их творчества при всех способах их воспроизведения, распространения и фиксации).

В 1971 г. была заключена Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Россия присоединилась к указанной Конвенции с 13 марта 1995 г.). Указанная конвенция в определенной степени развивает положения Римской конвенции, которая недостаточно полно регулировала вопросы прав производителей фонограмм.

Субъектом прав, которые предоставляет Конвенция об охране производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм является производитель фонограмм — физическое или юридическое лицо, которое первым сделало запись звуков на фонограмме.

Конвенция определяет фонограмму как любую исключительную запись звуков (ст. 1 (а)). Она не имеет обратной силы и поэтому не распространяется на фонограммы, которые были сделаны на территории данного государства до вступления в силу данной конвенции на территории этого государства.

Конвенция отказалась от принципа национального режима, а применяется право государства, гражданином которого является изготовитель фонограммы.

Россия является также членом Брюссельской конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г. Страны участницы конвенции приняли на себя обязательство принять меры по предотвращению на своей или со своей территории любого несущего программы сигнала любым распространяющим органом, для которого сигнал, переданный на спутник или проходящий через него не предназначается. При этом страны участницы сами выбирают способы исполнения указанного обязательства.

Брюссельская конвенция одновременно представляет интересы авторов, артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций в процессе распространения сигналов через спутники. В конвенции не содержится специальных правил по предупреждению актов интеллектуального пиратства: решение этого вопроса оставлено на усмотрение стран-участниц. Указанная конвенция открыта для всех стран — членов ООН.

Эта конвенция практически не содержит норм материального характера, а только обязывает стран-участниц принять адекватные меры, обеспечивающие как на законодательном, так и правоприменительном уровнях охрану интересов производителей фонограмм от производства копий фонограмм без согласия производителя, от ввоза таких копий из-за границы и от их распространения среди публики. Специфической особенностью Конвенции является отказ от принципа национального режима.

В 1996 г. В Женеве был заключен Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Этот договор открыт для присоединения только государствам-членам ВОИС. Он не затрагивает права авторов произведений и распространяется только на исполнителей и производителей фонограмм.

В соответствии с указанным договором исполнители наделяются исключительными правами в отношении своих исполнений: запрещать или разрешать эфирное вещание и сообщение для всеобщего сведения незаписанных исполнений, запись своих незаписанных исполнений, прямое или косвенное воспроизведение своих исполнений, записанных на фонограммы, доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров своих фонограмм посредством продажи или иной передачи права собственности и др.

Производители фонограмм пользуются исключительным правом разрешать прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм любым способом и в любой форме, доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров своих фонограмм посредством продажи или иной передачи права собственности, а также по проводам или средствам беспроволочной связи, коммерческий прокат оригинала и экземпляров своей фонограммы для публики даже после их распространения, осуществленного производителем или по его разрешению.

Это интересно:  Громкие дела по авторскому праву

Нормы главы 71 ГК РФ закрепляют пять видов смежных:

  • права на результаты исполнительской деятельности (исполнения),
  • права на фонограммы,
  • права на сообщения в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания),
  • права на содержание баз данных,
  • права на произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние.

У них разные объекты и субъекты, различаются они также по объему и содержанию сами права. Общим у них является то, что они производны от авторских прав.

Смежные права могут переходить другим лицам по договорам, в порядке правопреемства другим лицам.

Смежные права охраняются и защищаются теми же способами, что и авторские права на произведения науки, литературы и искусства.

Права на исполнение

Под исполнением понимается представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танцев в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Исполнение как объект права, смежного с авторским, возникает с момента окончания такого представления, во время представления происходит процесс возникновения этого объекта. Если одно произведение представляется посредством живого исполнения несколько раз, то имеет место использование одного произведения и возникновение при каждом исполнении новых объектов смежного права. Каждое последующее исполнение одного и того же произведения исполнителем будет являться новым и самостоятельным объектом права, смежного с авторским, что означает, что каждому исполнению предоставляется самостоятельная охрана. Отсюда вытекает, что последующие исполнения охраняются и используются независимо от охраны и состояния прав на предыдущие исполнения. Кроме того, законодатель приравнивает к исполнению как объекту прав, смежных с авторскими, постановку спектакля, результат работы дирижера.

Постановкой признается одна из форм исполнения. При этом следует подчеркнуть, что смежные права исполнителей начинают действовать, только если живое» исполнение записывается либо передается по каналам эфирного или кабельного вещания. Примечательно, что постановки в международных соглашениях не включаются в число объектов прав, смежных с авторскими.

Субъектами данного смежного права являются артист-исполнитель, режиссер-постановщик спектакля и дирижер.

1. Артист-исполнитель — это актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера.

2. Режиссер-постановщик спектакля — это лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления.

3. Дирижер это музыкант, управляющей оркестром или хором при исполнении музыкального произведения.

В силу ст. 1314 ГК РФ смежные права могут возникать в случаях совместного исполнения, в этом случае они принадлежат совместно членам творческого коллектива исполнителей (актерам, занятым в спектакле, оркестрантам и другим членам коллектива исполнителей) независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение.

При этом разделяют нераздельное исполнительство, когда исполнение составляет неразрывное целое (например, выступление вокально-иструментального ансамбля, когда все артисты одновременно играют и поют, или дуэта исполнителей), и исполнение, состоящее из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение (например, выступление певца и оркестра).

Если у творческого коллектива исполнителей есть художественный руководитель, то он осуществляет смежные права в интересах исполнителей. При отсутствии руководителя коллектива исполнителей смежные права на совместное исполнение осуществляются членами коллектива исполнителей совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

При этом, если совместное исполнение образует неразрывное целое, ни один из членов коллектива исполнителей не вправе без достаточных оснований запретить его использование.

В тех случаях, когда исполнение состоит из элементов, использование которых возможно независимо от других элементов, такой элемент совместного исполнения может быть использован создавшим его исполнителем по своему усмотрению. Однако это правило носит диспозитивный характер и соглашением между членами коллектива исполнителей может быть предусмотрено иное.

Взаимоотношения соисполнителей, связанные с распределением доходов от использования исполнения определяются соглашением между ними. Каждый из соисполнителей может использовать исполнение по своему усмотрению, если законом или соглашением между соисполнителями не предусмотрено иное. Доходы от совместного использования исполнения распределяются между всеми соисполнителями поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

Каждый из соисполнителей может самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соисполнителями исполнение образует неразрывное целое.

Согласно ст. 1315, 1317 ГК РФ права исполнителя делятся на имущественные и личные неимущественные права.

Личные неимущественные права исполнителя включают в себя:

— право авторства — право признаваться автором исполнения;

— право на имя — право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, а в случае совместного исполнения, право на указание наименования коллектива исполнителей, кроме случаев, когда характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей;

— право на неприкосновенность исполнения — право на защиту исполнения от всякого искажения, то есть от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения. Право на неприкосновенность исполнения не означает запрета исполнителем на подражание.

После смерти исполнителя его личные неимущественные права охраняются в соответствии со ст. 1316 ГК РФ, причем так же как и авторские права.

Исключительное право на исполнение

В силу п. 1 ст. 1217 ГК РФ исполнителю принадлежит исключительное право использовать исполнение любым не противоречащим закону способом (исключительное право на исполнение), которым он может по своему усмотрению распоряжаться.

Нормы п. 2 ст. 1217 ГК РФ закрепляют способы использования исполнения, которые одновременно являются правомочиями, включенными в содержание данного субъективного права.

1) Сообщение в эфир, под которым понимается сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением кабельного телевидения.

При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого исполнение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой.

При сообщении исполнения в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых исполнение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой;

2) Сообщение по кабелю, под которым понимается сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

3) Запись исполнения, под которой понимается фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

4) Воспроизведение записи исполнения, под которой понимается изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части.

При этом запись исполнения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случаев, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение исполнения до всеобщего сведения;

5) Распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

6) Доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения), то есть размещение в сети INTERNET;

7) Публичное исполнение записи исполнения, под которым понимается любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;

Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений, при этом права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение. Ранее данное правило распространялось лишь на производные и составные произведения.

Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю, при этом, если исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и пятьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации исполнителя. А если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то этот срок продлевается на четыре года. По истечении срока действия исключительного права на исполнение это право переходит в общественное достояние.

Как и любые исключительные права, исключительные права исполнителей переходят по наследству. В случае обращения взыскания на права исполнителей применяются те же самые правила, что и в отношении авторских исключительных прав.

Одинаковые правила применяются и в тех случаях, когда исполнитель является наемным работником, а само исполнение – результатом «служебного задания».

Право на фонограмму

Термин «фонограмма» используется в нескольких значениях. Во-первых, год фонограммой понимается собственно материальный носитель, который является объектом гражданского права и участвует в имущественном обороте наряду с другими вещами. Во-вторых, под фонограммой понимается совокупность зафиксированных на материальном носителе произведений и исполнений. И в этом случае фонограмма является объектом смежных прав. Особенность фонограммы проявляется в том, что материальный носитель является необходимым компонентом фонограммы.

Субъектом смежных прав на фонограмму выступает «изготовитель фонограммы».

Согласно п. 1 ст. 1322 ГК РФ изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков, под которыми понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке.

Изготовителем фонограммы может быть как юридическое, так и физическое лицо, которое по своей инициативе производит запись звуков исполнения и берет на себя ответственность за их запись.

Изготовитель фонограммы осуществляет свои права лишь в пределах тех прав, полученных по договору с исполнителями и авторами записанных на фонограммах произведений.

Для оповещения о себе изготовитель фонограммы может указать знак охраны смежных прав либо указать свое имя (наименование) на экземпляре фонограммы, а также на упаковке Проставление знака охраны смежных прав является правом, а не обязанностью владельцев смежных прав. Отсутствие этого знака не лишает владельцев каких-либо принадлежащих им смежных прав, иначе говоря, размещение такого знака является правом, а не обязанностью изготовителя фонограммы..

Согласно п. 1 ст. 1323 ГК РФ изготовителю фонограммы принадлежат следующие права:

2) право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования, которое может быть реализовано с использованием знака правовой охраны или без таковой. При этом данное право действует и охраняются в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы;

3) право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании. Данное право также действует и охраняется в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы;

4) право на обнародование фонограммы, то есть на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо иным способом. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров фонограммы с согласия изготовителя в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.

Изготовитель фонограммы осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей.

При этом права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей. Ранее данное правило распространялось лишь на производные и составные произведения.

Согласно нормам ст. 1324 ГК РФ исключительное право на фонограмму реализуется следующими способами, которые одновременно являются правомочиями изготовителя или иного правообладателя:

1) публичное исполнение, то есть любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;

2) сообщение в эфир, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого фонограмма становится доступной для слухового восприятия независимо от ее фактического восприятия публикой. При сообщении фонограммы в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых фонограмма может быть доведена до всеобщего сведения независимо от ее фактического приема публикой;

3) сообщение по кабелю, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

4) доведение фонограммы до всеобщего сведения таким образом, что лицо может получить доступ к фонограмме из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

5) воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляра фонограммы или части фонограммы. При этом запись фонограммы или части фонограммы на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение фонограммы до всеобщего сведения;

6) распространение фонограммы путем продажи или иного отчуждения оригинала или экземпляров, представляющих собой копию фонограммы на любом материальном носителе;

7) импорт оригинала или экземпляров фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения правообладателя;

8) прокат оригинала и экземпляров фонограммы;

9) переработка фонограммы., при этом лицо, правомерно осуществившего переработку фонограммы, может приобрести смежное право на ее результат, т.е. на переработанную фонограмму.

Срок действия исключительного права на фонограмму составляет пятьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи.

В тех случаях, когда исключительное право на фонограмму перешло к другим лицам (к наследникам и другим правопреемникам изготовителя фонограммы), оно будет действовать в пределах оставшейся части данного срока.

По истечении срока действия исключительного права фонограмма переходит в общественное достояние.

Следует отметить, что фонограмма переходит в общественное достояние не только по истечении срока действия исключительного права на нее, но также в случае смерти (прекращения) правообладателя, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (для юридического лица — при отсутствии правопреемников).

Это интересно:  Перечень мультиков с авторским правом

Согласно п. 3 ст. 1282 ГК перешедшая в общественное достояние необнародованная фонограмма может быть обнародована любым лицом, если только ее обнародование не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном). При этом у гражданина, который правомерно обнародовал фонограмму, возникают права, смежные с авторскими.

Право организаций эфирного и кабельного вещания

Согласно ст. 1329 ГК РФ организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений), посредством которых радио- или телевизионные программы доводятся до неопределенного круга лиц. Это могут быть государственные или частные организации, которые не только используют произведения и исполнения, но и являются субъектами смежных прав на созданные ими передачи.

Организации вещания — это радио-, телестудии и тому подобные организации, которые занимаются распространением звука, изображений, их отображений посредством беспроволочной связи (организации эфирного вещания) или посредством кабеля, провода, оптического волокна, аналогичных средств (организации кабельного вешания).

Вещание – процесс распространения информации средствами радио- или телевизионной техники, передача радио- и телевизионных программ на расстояние (трансляция) посредством средств связи (теле – радиоэфир, кабельные сети). Объектом данных смежных прав, как это следует из смысла ст. 1329 ГК РФ выступает «сообщение».

Нормы ст. 1330 ГК РФ закрепляют исключительное право таких организация на сообщение радио- или телепередач.

В частности п. 1 ст. 1330 ГК РФ оговаривает право организации эфирного или кабельного вещания на распоряжение принадлежащим ей исключительным правом на сообщение радио- или телепередачи в соответствии со ст. 1229 ГК любым не противоречащим закону способом (исключительное право на сообщение радио- или телепередачи), а п. 2 данной статьи перечисляет возможные виды использования сообщения радио- или телепередачи (вещания), к которым относятся:

1) запись сообщения радио- или телепередачи, то есть фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять ее неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

2) воспроизведение записи сообщения радио- или телепередачи, то есть изготовление одного и более экземпляра записи сообщения радио- или телепередачи либо ее части. При этом запись сообщения радио- или телепередачи на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения;

3) распространение сообщения радио- или телепередачи путем продажи либо иного отчуждения оригинала или экземпляров записи сообщения радио или телепередачи;

4) ретрансляция, то есть сообщение в эфир (в том числе через спутник) либо по кабелю радио- или телепередачи одной организацией эфирного или кабельного вещания одновременно с получением ею такого сообщения этой передачи от другой такой организации;

5) доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к сообщению радио или телепередачи из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

6) публичное исполнение, то есть любое сообщение радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением.

Организации эфирного и кабельного вещания осуществляют свои права с соблюдением прав авторов произведений, прав исполнителей, а в соответствующих случаях — обладателей прав на фонограмму и прав других организаций эфирного и кабельного вещания на сообщения радио- и телепередач. Права таких организаций признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав, прав исполнителей, а также прав на фонограмму. Например, в радио- и телепередачах могут использоваться произведения, которые уже не охраняются авторским правом, поскольку перешли в сферу общественного достояния. Однако это само по себе не препятствует возникновению смежного права организаций эфирного и кабельного вещания.

Срок действия исключительного права на сообщение радио или телепередачи составляет пятидесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю, а по истечении этого срока сообщение переходит в общественное достояние.

Согласно п. 2 ст. 1282 ГК сообщение радио- или телепередачи, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Согласно п. 3 ст. 1282 ГК перешедшее в общественное достояние необнародованное сообщение радио- или телепередачи может быть обнародовано любым лицом, если только ее обнародование не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном). При этом у гражданина, который правомерно обнародовал сообщение радио- или телепередачи, возникают права, смежные с авторскими.

К правопреемникам организации эфирного или кабельного вещания (например, при реорганизации) исключительное право на сообщение радио- или телепередачи переходит в пределах оставшейся части срока.

Право изготовителя базы данных

Законодательное определение базы данных дается в абз. 2 п. 2 ст. 1260 ГК, согласно которому базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).

Согласно ст. 1333 ГК РФ изготовителем базы данных признается лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.

Это может быть либо гражданин, или юридическое лицо, имя или наименование которых указано обычным образом на экземпляре базы данных и (или) его упаковке. Чаще всего изготовителем является юридическое лицо (например, ООО ГАРАНТ).

Объектом данного смежного права выступает не сама по себе база данных, поскольку она является составным произведением и, следовательно, объектом авторских прав, а содержание как совокупность составляющих ее материалов.

При этом охраняемым объектом смежных прав база данных будет в том случае, если для ее создания потребовались существенных затраты, и сама она содержит не менее десяти тысяч самостоятельных информационных элементов (материалов), составляющих содержание базы данных, это прямо следует из смысла п. 1 ст. 1334 ГК РФ.

Нормы п. 3 ст. 1333 ГК РФ закрепляют исключительное право изготовителя базы данных и право на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковках своего имени или наименования.

Исключительное право изготовителя базы данных

Согласно п. 1 ст. 1334 ГК РФ только изготовитель базы данных может извлекать из нее материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом, и только он может распоряжаться указанным исключительным правом.

Законодатель особо подчеркивает, что никто не вправе извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование без разрешения правообладателя, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом под извлечением материалов из базы данных понимается перенос всего содержания базы данных или существенной части составляющих ее материалов на другой информационный носитель с использованием любых технических средств и в любой форме.

Исключительное право изготовителя базы данных признается и действует независимо от наличия и действия авторских и иных исключительных прав изготовителя базы данных и других лиц на составляющие базу данных материалы, а также на базу данных в целом как составное произведение.

Лицо, правомерно пользующееся базой данных, вправе без разрешения правообладателя извлекать из такой базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в личных, научных, образовательных и иных некоммерческих целях в объеме, оправданном указанными целями, и в той мере, в которой такие действия не нарушают авторские права изготовителя базы данных и других лиц.

Законодатель особо подчеркивает, что использование материалов, извлеченных из базы данных, способом, предполагающим получение к ним доступа неограниченного круга лиц, должно сопровождаться указанием на базу данных, из которой эти материалы извлечены.

Срок действия исключительного права изготовителя базы данных составляет пятнадцать лет и начинает течь в момент завершения ее создания. При этом, отношении необнародованной базы данных срок начинает течь с 1 января года, следующего за годом ее создания, а в отношении обнародованной базы данных — с 1 января года, следующего за годом ее обнародования (с условием, что она была обнародована в течение пятнадцати лет с момента ее создания)

В силу п. 2 ст. 1335 ГК РФ сроки действия исключительного права изготовителя базы данных возобновляются при каждом обновлении базы данных.

Право публикатора на произведение науки,литературы или искусства

В соответствии с п. 1 ст. 1337 ГК РФ публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние (ст. 1282) либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

В соответствии с данной нормой в качестве публикатора может выступать только физическое лицо.

Объектом данных смежных прав выступают произведения, которые независимо от времени их создания могли быть признаны объектами авторского права в соответствии с правилами ст. 1259 ГК.

Например, гражданин обнаружил в семейном или частном архиве рукопись произведения, которое при жизни автора и в течении сроков действия исключительных прав не было обнародовано, а затем его обнародовал.

Надо сказать, что в силу п. 3 ст. 1337 ГК РФ право публикатора не распространяется на произведения, находящиеся в государственных и муниципальных архивах.

В силу ст. 1338 ГК РФ публикатору принадлежат как имущественные права на обнародованное им произведение, так и неимущественные права — право на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения.

Публикатору произведения принадлежит исключительное право использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым из следующих способов:

— воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;

— распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

— публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

— импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

— прокат оригинала или экземпляра произведения;

— публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

— сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

— сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

— доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

Срок действия исключительного права публикатора на произведение составляет двадцать пять лет и начинает течь с 1 января года, следующего за годом его обнародования.

Если публикатор будет нарушать личные неимущественные права автора произведения, которое он опубликовал (например, присвоит авторство), то исключительное право публикатора на произведение может быть прекращено досрочно в судебном порядке по иску заинтересованного лица, что прямо следует из смысла норм ст. 1342 ГК РФ.

Правовое положение организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами

Автор самостоятельно осуществляет свои имущественные права либо может передать свои имущественные права другому лицу, заключив с ним исключительный или неисключительный авторский договор либо лицензионный договор. Однако при некоторых способах использования произведений прямой характер взаимоотношений между автором и пользователем произведения становится затруднительным и экономически невыгодным и для той, и для другой стороны. Такая проблема имеет место, в частности, когда, сами произведения используются большим количеством пользователей.

В таких случаях эффективным способом является применение механизма коллективного управления имущественными правами авторов. Организации, осуществляющие такое управление, обеспечивают имущественные права авторов путем выдачи лицензий (разрешений) на использование любых произведений в целях и в течение периода, указанного в лицензии, а пользователь, в свою очередь, выплачивает вознаграждение.

В настоящее время в России действует несколько организаций, осуществляющих коллективное управление имущественными правами. Наиболее крупной из них является общественная организация Российское авторское общество (РАО), представляет интересы более чем 17 тыс. российских авторов, а также на основании двусторонних договоров о взаимном представительстве интересов более 1 млн. иностранных авторов. В настоящее время РАО имеет 159 соглашений о взаимном представительстве интересов с зарубежными авторско-правовыми организациями 66 стран мира.

Кроме РАО коллективным управлением правами в России ряд других организаций — Российское общество по управлению правами исполнителей, Российская фонографическая ассоциация (права владельцев фонограмм), Общество авторов и иных правообладателей (РОАП), Независимое агентство по авторским правам (представляет авторов и музыкантов «АРС Рекордс»), Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС), Авторское общество «Копирус», и др.

Пункт 1 ст. 1242 предусматривает, что организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться:

Это интересно:  Бессрочная передача неисключительных прав

во-первых, только авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм и иными обладателями авторских и смежных прав;

во-вторых, лишь в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено либо когда в соответствии Кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения (см.: ст. 1245 ГК РФ)

Организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться исключительно в форме некоммерческих организаций (в виде общественных организаций и некоммерческих партнерств).

Закон не устанавливает монополию на представление интересов правообладателей для организаций по управлению авторскими правами на коллективной основе. Независимо от того создана такая организация или нет, допускается представление интересов правообладателей и иными юридическими и физическими лицами по правилам, установленным гл. 10 ГК РФ.

2. Организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться для управления:

  • во-первых, правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав;
  • во-вторых, для управления одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов
  • в-третьих, управления любыми авторскими и (или) смежными правами.

Таким образом, допускается создание как специализированных (по объектам или по видам прав), так и универсальных организаций по управлению правами на коллективной основе.

Следует также отметить, что организации, осуществляющие коллективное управление имущественными правами, не вправе распоряжаться личными неимущественными правами авторов и обладателей смежных прав,

Юридическим основанием возникновения у организации по управлению правами на коллективной основе полномочий является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый такой организацией с правообладателем в письменной форме. Организации, прошедшие государственную аккредитацию в соответствии со ст. 1244 ГК РФ могут представлять интересы и правообладателей, с которыми договоры о передаче полномочий по управлению правами не заключались. Полномочия по управлению в последнем случае возникают в силу прямого указания в законе. Основанием возникновения полномочий организации по управлению правами на коллективной основе может быть также договор с другой организацией, в том числе иностранной, управляющей правами на коллективной основе.

Договор о передаче полномочий по управлению правами может быть заключен с любыми правообладателями, в том числе не являющимися членами организации по управлению правами на коллективной основе. Исходя из смысла абз. 2 п. 3 ст. 1242 ГК РФ заключение договора об управлении правами является обязательным, если управление такой категорией прав относится к уставной деятельности этой организации. Соответственно к такому договору будут применяться правила ст. 445 ГК РФ. Следует также иметь ввиду, что данный договор не является публичным, поскольку организация по управлению правами на коллективной основе не является коммерческой организацией и не осуществляется в данной сфере предпринимательскую деятельность, соответственно к договору, не применимы положения ст. 426 ГК РФ.

4. Организации по управлению правами на коллективной основе действуют исключительно интересах правообладателей и не вправе использовать в свою пользу объекты авторских и смежных прав, исключительные права на которые переданы им в управление.

5. п. 5 ст. 1242 ГК РФ устанавливает возможность организаций по управлению правами на коллективной основе предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе, не только от своего имени, но и от имени правообладателей.

Независимо от того подает организация иск от своего имени или от имени правообладателя истцом будет считаться сам правообладатель Доверенность для предъявления иска в суд и совершение иных процессуальных действий в данном случае не требуется, поскольку полномочия организации основаны на прямом указании закона.

Организация, прошедшая государственную аккредитацию в соответствии со ст. 1244 ГК РФ, также вправе в соответствии со ст. 46 ГПК РФ предъявлять от имени неопределенного круга правообладателей требования в суде, необходимые для защиты прав, управление которыми осуществляет такая организация.

На основе полномочий, полученных в соответствии с договором с правообладателем, организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, предоставляет простые (неисключительные) лицензии (пп. 1 п. 1 ст. 1236 ГК РФ) пользователям на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав. Указанные организации не вправе отказать в выдаче лицензии пользователю без достаточных на то оснований.

Организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями договоры о выплате вознаграждения и собирает средства на эти цели. В лицензионном договоре, заключенном непосредственно правообладателем и пользователем, может быть предусмотрено, что сбор вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав будет осуществлять организация по управлению правами на коллективной основе. Отсутствие такого условия в лицензионном договоре лишает организацию по управлению правами на коллективной основе права собирать вознаграждение по данному договору.

3. В соответствии с п. 3 ст. 1243 ГК РФ пользователи обязаны по требованию организации по управлению правами на коллективной основе представлять ей отчеты об использовании объектов авторских и смежных прав, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения, перечень и сроки представления которых определяются в договоре. Такие сведения необходимы для распределения вознаграждения между правообладателями.

4. Организация по управлению правами на коллективной основе производит распределение вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав между правообладателями, а также осуществляет выплату им указанного вознаграждения. Деятельность организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе, осуществляется в интересах обладателей авторских и смежных прав, представляемых такой организацией. В этих целях организация должна выполнять следующие обязанности:

1) одновременно с выплатой вознаграждения представлять обладателям авторских и смежных прав отчеты, содержащие сведения об использовании их прав, в том числе о размере собранного вознаграждения и об удержанных из него суммах;

2) использовать собранное вознаграждение исключительно для распределения и выплаты обладателям авторских и смежных прав. При этом организация вправе вычитать из собранного вознаграждения суммы на покрытие своих фактических расходов по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения, а также суммы, которые направляются в специальные фонды, создаваемые этой организацией с согласия и в интересах представляемых ею обладателей авторских и смежных прав;

3) распределять и регулярно выплачивать собранные суммы вознаграждения, пропорционально фактическому использованию произведений и объектов смежных прав. Распределение вознаграждения и выплата вознаграждения должны производиться регулярно в сроки, предусмотренные уставом организации по управлению правами на коллективной основе, и пропорционально фактическому использованию соответствующих объектов авторских и смежных прав, определяемому на основе сведений и документов, получаемых от пользователей, а также других данных об использовании объектов авторских и смежных прав, в том числе сведений статистического характера.

5. Организация по управлению правами на коллективной основе формирует реестры, содержащие сведения о правообладателях, о правах, переданных ей в управление, а также об объектах авторских и смежных прав.

По общему правилу такие сведения, содержащиеся в таких реестрах, являются открытыми и предоставляются всем заинтересованным лицам в порядке, установленном организацией, в том числе на возмездной основе. Вместе с тем некоторые сведений (например, персональные данные, сведения об имени автора, обнародовавшем произведение под псевдонимом или анонимно и др.) в соответствии с законом могут быть предоставлены только с согласия правообладателя.

В соответствии с п. 5 ст. 1243 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе должна размещать в общедоступной информационной системе информацию о правах, переданных ей в управление, включая наименование объекта авторских или смежных прав, имя автора или иного правообладателя. В качестве общедоступной информационной системы может выступать сайт организации в сети Интернет.

Ни Гражданский кодекс, ни другие нормативные акты не предусматривают каких-либо формальных ограничений на создание организаций по управлению коллективными правами (дополнительная регистрация, получение лицензии и т.п.). Однако вводится новая процедура — аккредитации, которая не является обязательной, но позволяет аккредитованной организации осуществлять управление правами не только лиц, заключивших с ней договоры о передаче полномочий по управлению правами, но и иных правообладателей (п. 3 ст. 1244, п. 3. ст. 1242 ГК РФ).

Порядок государственной аккредитации определяется Правительством Российской Федерации, на основе принципов открытости процедуры и учета мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей. В настоящее время такой порядок не установлен.

В соответствии с п. 1 ст. 1244 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в одной из шести сфер коллективного управления:

2) осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения (пункт 3 статьи 1263 ГК РФ);

3) управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (статья 1293 ГК РФ);

4) осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (статья 1245 ГК РФ);

5) осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326 ГК РФ);

6) осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326 ГК РФ).

2. Государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из сфер коллективного управления, указанных в п. 1 ст. 1244 ГК РФ, может быть получена только одной организацией по управлению правами на коллективной основе. Однако организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в одной, двух и более сферах коллективного управления.

Таким образом, всего государственную аккредитацию могут получить от одной до шести организаций.

В соответствии с п. 2 ст. 1244 ГК РФ к деятельности аккредитованной организации не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.

3. Независимо от того получила какая-либо организация статус аккредитованной организации, авторы и иные правообладатели могут создавать и другие организации по управлению правами на коллективной основе, в том числе в сферах коллективного управления, указанных в пункте 1 ст. 1244 ГК РФ.

Однако неаккредитованные организации вправе заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, предоставивших им полномочия по управлению правами на основании договора о передаче полномочий по управлению правами.

4. Правообладатель, не заключивший с аккредитованной организацией договора о передаче полномочий по управлению правами, вправе в любой момент как полностью, так и частично (в отношении отдельных объектов и (или) в отношении отдельных видов прав) отказаться от управления этой организацией его правами.

Отказ осуществляется путем направления письменного уведомления аккредитованной организации о принятом решении правообладателя, в таком решении может быть приведен перечень прав и (или) объектов, в отношении которых совершается отказ от управления.

По истечении трех месяцев со дня получения от правообладателя соответствующего уведомления аккредитованная организация обязана исключить указанные им права и (или) объекты из договоров со всеми пользователями и разместить информацию об этом в общедоступной информационной системе (например, на сайте организации в сети Интернет).

Также аккредитованная организация обязана уплатить правообладателю причитающееся ему вознаграждение, полученное от пользователей в соответствии с ранее заключенными договорами, и представить отчет в соответствии с абзацем четвертым пункта 4 статьи 1243 ГК РФ. Сроки выплаты вознаграждения и представления отчета для таких случаев закон не устанавливает, полагаем, что здесь должны применяться правила п. 4 ст. 1243 ГК РФ.

5. На аккредитованную организацию возлагается обязанность принимать разумные и достаточные меры по установлению правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения.

Аккредитованная организация не вправе отказать в приеме в члены этой организации правообладателю, имеющему право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения. Исключения из этого правила могут быть установлены законом.

6. Учитывая то, что функционирование аккредитованной организации затрагивает права и законные интересы широкого круга лиц, в том числе тех, которые не заключали с ней договоров, со стороны государства должен осуществляться контроль за ее деятельностью. Контрольная функция должна быть возложена на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Пока такой орган не определен, скорее всего таковым станет Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

На аккредитованную организацию возлагается обязанность ежегодно представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет о своей деятельности, а также публиковать его в общероссийском средстве массовой информации. Форма отчета должна устанавливаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время форма отчета и печатный орган, в котором он должен публиковаться не определены.

7. Типовой устав аккредитованной организации утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В настоящее время такой порядок не установлен.

Ст. 1245 ГК РФ устанавливает основания и порядок выплаты вознаграждения правообладателям за свободное воспроизведение без их согласия фонограмм и аудиовизуальных произведений, осуществляемое исключительно в личных целях. Положения данной статьи корреспондируют правилам п. 5 ст. 1229 ГК РФ, согласно которым ГК РФ могут устанавливаться ограничения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, в том числе в случае, когда использование результатов интеллектуальной деятельности допускается без согласия правообладателей, но с сохранением за ними права на вознаграждение.

Субъектами, обладающими правом на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях, выступают авторы, исполнители, изготовители фонограмм и аудиовизуальных произведений. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.

К числу субъектов, на которых данной статьей возложена обязанность предоставлять средства для выплаты вознаграждения за свободно использование фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях, относятся изготовители и импортеры оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.

Сами изготовители и импортеры оборудования и материальных носителей не совершают никаких действий по использованию фонограмм или аудиовизуальных произведений. Желание законодателя обязать уплачивать средства для выплаты вознаграждения за свободно использование фонограмм и аудиовизуальных произведений именно этих субъектов объясняется тем, что гораздо легче обложить указанным сбором немногочисленных изготовителей и импортеров оборудования и материальных носителей, которые в конечном счете включат суммы сборов в себестоимость своей продукции, нежели отслеживать каждый факт воспроизведения фонограммы или аудиовизуального произведения гражданином и взимать вознаграждение в пользу правообладателя с этого гражданина.

К ним относятся, в частности, аудио и видеомагнитофоны, звуко- и (или) видеопленки и кассеты, лазерные диски, компакт-диски.

В соответствии с п. 2. ст. 1245 ГК РФ полномочия по сбору средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях предоставлены получившей аккредитацию организации, осуществляющей коллективное управление авторскими и смежными правами.

Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях распределяется между правообладателями в следующей пропорции:

  • сорок процентов — авторам,
  • тридцать процентов — исполнителям,
  • тридцать процентов — изготовителям фонограмм или аудиовизуальных произведений.

Статья написана по материалам сайтов: be5.biz.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector