+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Права ребенка в литературных произведениях

Тема урока: «Гражданские права ребенка в литературе XIX века».

Тип урока: развитие ключевых компетентностей в рамках мини – проекта в урочной деятельности, урок, ориентированный на процесс общения, урок-дискуссия.
(учебные компетентности – связывать воедино и использовать отдельные компоненты знания, в том числе использовать знания других предметов; исследовательские компетентности – видеть и вычленять проблемы, находить и обрабатывать информацию, коммуникативные компетентности – дискуссия, выслушивание мнений других учащихся, умение выступать публично, компетентности по работе о сотрудничестве – принимать решения, поддерживать контакты, сотрудничать в команде или в командах.)

Цели урока:

Дидактичесая цель: создать условия для осознания и осмысления изученного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами образовательной технологии – мини-проекта.

Цели по содержанию:

  • Образовательный аспект: ознакомление с моральными и правовыми нормами на примере произведений авторов XIX века и современными документами о правах ребенка.
  • Развивающий аспект: умение работать над проектом, выделять этапы работы над проектом, умение представлять продукт обсуждения проблем на уроке, умение оценивать результаты деятельности индивидуально и в группе, развитие коммуникативных умений и навыков, умение работать с различными видами источников, развитие критического мышления, логического и аналитического мышления, развитие групповой работы.
  • Воспитательный аспект: создание условий для осознания учащимися морально-нравственных ценностей через сопоставительный анализ прав ребенка нашего времени и ребенка XIX века, отраженный в произведения Чехова А.П. «Ванька» и Некрасова Н.И. «Плач детей». Воспитание коммуникативности, толерантности, активной жизненной позиции, осознанию того, что наличие прав подразумевает и обязанности.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения:

1. Частично-поисковый.
2. Метод научного познания (обобщение, сравнение, анализ, выводы)
3. Проектно-исследовательской деятельности.

Средства обучения:

1. Конвенция о правах ребенка.
2. Чехов А.П. «Ванька»
3. Некрасов Н.А. «Плач детей»
4. Раздаточный материал. (Оценка работы группы и каждого в данной группе).

Технологии обучения: проектно-исследовательская работа на уроке.

Структура урока:

I этап: Погружение в проект
II этап: Организация работы над проектом.
III этап: Работа над проектом.
IV этап: Презентация проекта.
V этап: Самооценка.

– Тема сегодняшнего урока: « Гражданские права ребенка в литературе XIX века». На уроке мы должны попытаться обсудить морально-нравственные аспекты данной темы и влияние на судьбу героев отсутствия правовых механизмов защиты детей. Какие законы вы знаете, которые защищают права ребенка в настоящее время? (Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Семейный кодекс, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс и т.д.)

– С каким документом мы подробно познакомились на прошлых уроках? (Конвенция о правах ребенка)

– На сегодняшнем уроке мы практически закрепим наши знания. Для этого мы будем работать над мини проектом по данной теме.

I.

– Работаем над таблицей:

Учебный проект Проблема Почему это важно? Актуальность. Проблематизация Разбиваем проблему на ряд подпроблем Цель Зачем мы делаем этот проект? Целеполагание Задачи Что мы будем делать Постановка задач. Методы и способы решения проблемы Как мы будем это делать. Выбор методов и способов. Результат Что получится Ожидаемый результат.

В обсуждении принимает участие весь класс. Таблица может быть роздана на парты или нарисована на доске. Предположительно, может выглядеть следующим образом:

Проблема Влияние на судьбу героев отсутствия правовых механизмов защиты детей.
Проблематизация 1. Нарушения прав ребенка в произведении Чехова А.П.
2. Нарушение прав ребенка в произведении Некрасова Н.А.
3. Конвенция о правах ребенка.
Цель Сравнить нынешнее положение детей и положение детей в XIX веке.
Задачи 1. Познакомится с документом « Конвенция о правах ребенка»
2. Прочитать названные произведения.
Методы и способы Анализ, сравнение, выводы.
Результат Каждая группа выработает обращение к персонажам, нарушающим права ребенка. Обращение может быть представлено в любой форме(сценка, письменное обращение из 5 пунктов, плакат и т. д)

II – III.

Для дальнейшей работы класс делится на группы произвольно или каждая группа формируется учителем по 5 человек или по 4 человека (работают, повернувшись к друг другу). На обсуждение вопроса дается время. Группа обсуждает, назначает выступающего.

Начинается обсуждение проблемы:

1. Обсуждение произведения Чехова А.П. «Ванька».

А. Зачитайте строки, где персонажи нарушают права ребенка. Что говорится в Конвенции о правах ребенка.
Б. На какую жизнь готов герой ради отъезда от сапожника?
В. Речевая характеристика героя. О чем она говорит.
Г. Смысл названия произведения.
Д. Можем ли мы назвать ребенка в данном произведении свободным?

2. Обсуждение произведения Некрасова Н.А. «Плач детей».

А. Ваше впечатление от произведения.
Б. Нарушения прав ребенка в данном произведении.

3. К чему приводит нарушения прав детей. Какие современные нормы защищают права ребенка.

4. Каждая группа по итогам обсуждения готовит обращение к персонажам, нарушающих права детей.

IV.

V.

Самооценка работы в группе.

Что оценивается

Фамилии

5 (всегда работал)

4 (часто)

3 (иногда) 2 (никогда) Ответы на вопросы Выступление от группы Идеи Работа над обращением Выступление с обращением

Если останется время, обсуждается лучшая презентация.

Обзор литературы по правам детей

Предлагаем вашему вниманию обзор литературы по правам детей, имеющейся в фондах библиотеки:

67.404.5 Аспидова О. Все, что вы хотели знать о правах своих детей. И все, чего не хотели знать: Разговор по душам с юристом и психологом / О. Аспидова, Е. Котов. ─ СПб.: Лев и Сова,2006. ─ 126 с.: ил. ─ (Народная консультация). ЦДЮБ.

67.404.5 Аспидова О. Если муж объелся груш, а жена сошла с ума: Брак. Наследство. Дети: Разговор по душам с юристом и психологом / О. Аспидова, Е. Котов. ─ СПб.: Лев и Сова, 2006. ─ 347 с.: ил. ─ (Народная консультация). Ч/з.

67.404.4 Болотова Е. Л. Права ребенка в современной России / Е. Л. Болотова. ─ М.: Школьная Пресса, 2005. ─ 96 с. ЦДЮБ

67.404.5 Глисков А. Г. Права и обязанности несовершеннолетних: (комментарии к законодательству о правах несовершеннолетних и защите этих прав) / А. Г. Глисков, А. И. Забейворота, О. В. Самолюк; под ред. С. Н. Бабурина. ─ Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. ─ 634 с. ─ (Закон и общество). ЦДЮБ

67.400.7 Головистикова А. Н. Права человека: учебник / А. Н. Головистикова, Л. Ю. Грудцына. ─ М.: Эксмо, 2006. ─ 445 с. ─ (Российское юридическое образование). Ч/з

67.404.4 «Детская конституция»: как, опираясь на законы, действенно защищать права детей / Коммент.: А. Н. Тарасенковой, Т. А. Масловой. ─ М.: Библиотечка РГ, 2005. ─ 191 с.: ил. ─ (Б-чка «Российской газеты»; Вып. 11). Ч/з.

60.9 Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками: конспект лекций / Н. Ф. Дивицына. ─ Ростов-на-Дону: Феникс,2005. ─ 287 с. ─ (Сессия без депрессии). Ч/з: ЦДЮБ.

67.400.3 Женская правовая энциклопедия: все о законодательно закрепленных трудовых, гражданских, жилищных, семейных, родительских, образовательных и других возможностях прекрасного пола. ─ М.: Библиотечка РГ, 2008. ─ 182 с. ─ (Библиотечка «Российской газеты» ; вып. 10). Аб.

Это интересно:  Гост авторское право

63.5я73 Кон И. С. Ребенок и общество : учебное пособие для студентов вузов / И. С. Кон. ─ М.: Academia, 2003. ─ 335 с. ─ (Высшее профессиональное образование. Психология). Ч/з.

74.200.50 Лаврова С. А. Истории о правах : [учебное пособие для начальной школы]. Кн. 4 / С. А. Лаврова, Е. М. Кропанева, И. Е. Романова. ─ Екатеринбург: Сократ; Центр «Учебная книга», 2006. ─ 111 с.: ил. Фил. 10.

74.200.50 Лаврова С. А. Первоклассные истории о правах: [учебное пособие для 1 класса] / С. А. Лаврова. ─ Екатеринбург: Сократ; Центр «Учебная книга», 2003. ─ 79 с.: ил. Фил. 10.

74.200.50 Лаврова С. А. Правдивые истории о правах и правилах: [учебное пособие для начальной школы]. Кн. 3 / С. А. Лаврова, Е. М. Кропанева, И. Е. Романова. ─ Екатеринбург: Сократ; Центр «Учебная книга», 2005. ─ 110 с.: ил. Фил. 10.

60.9я73 Поддубная Т. Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учебное пособие для студентов вузов / Т. Н. Поддубная. ─ М.: Академия, 2008. ─ 318 с. ─ Аб; Ч/з.

67.404.4я73 Пчелинцева Л. М. Семейное право России: учебник для вузов / Л. М. Пчелинцева. ─ 4-е изд., перераб. ─ М.: Норма, 2006. ─ 703 с. Аб; ЦДЮБ.

60.9я73 Рыбинский Е. М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учебное пособие для студентов вузов / Е. М. Рыбинский. ─ М.: Academia, 2004. ─ 222 с. ─ (Высшее профессиональное образование. Социальная работа). Ч/з.

67.405 Справочник директора театра, музея, библиотеки, концертной организации и выставочного зала. Вып. 12: Дети: защита от эксплуатации. ─ М.: Б. и., 2007. ─ 96 с. Ч/з.

74.204я73 Тубельский А. Н. Правовое пространство школы: Учебно-методическое пособие: учеб. пособие для вузов / А. Н. Тубельский. ─ М.: МИРОС, 2001. ─ 112 с. Ч/з.

67.412 Яковлев Ю. Я. Ваши права, дети / Ю. Я. Яковлев. ─ М.: Международные отношения, 1992. ─ 126 с.: ил. ДЮБ; фил. 15.

7. Кравчук Н. В. Право ребенка на доступ к участию в гражданском процессе: национальный и европейский аспекты // Государство и право.- 2013. — N 1. — С. 57-62.

14. Сторожук О. Г. Права детей-инвалидов младшего возраста и их родителей: анализ законодательства Российской Федерации // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2011.-N 7. — C. 3-12.

1. Дащинская Н. Защищая детство : [сценарий о правах ребёнка] // В защиту детства. — Минск, 2011. — С. 35-41.

3. Запуняко В. «Когда на планете хозяева — дети» : [сценарий о правах ребёнка] // В защиту детства. — Минск, 2011. — С. 19-27.

6. Сацута А. Н. Дети планеты дружны : [сценарий о правах ребёнка] // В защиту детства. — Минск, 2011. — С. 41-47.

8. Симоненко О. С. Под единой крышей : [сценарий о правах ребёнка] // В защиту детства. — Минск, 2011. — С. 27-35.

9. Сорокина Л. О правах ребёнка : [сценарии о правах ребёнка] // В защиту детства. — Минск, 2011. — С. 5-18.

Список литературы

2. Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских.- М.: ИНФРА-М, 1999.

3. Борисова Н.Е. Конституционные предпосылки защиты прав ребенка // Защита прав ребенка в современной России.- М, 2004.

4. Дубровина И.А. Права ребенка: пособие.- М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008.

5. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ

6. Гражданский кодекс от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

8. Семейный кодекс №223-ФЗ от 29 декабря 1995г.

9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ

10. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ

11. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ.

12. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ.

13. Декларация о правах ребенка (ООН 1959г.).

14. Конвенция о правах ребенка (ООН 1989г.).

15. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.200г.

Консультация «Художественная литература как эффективное средство формирования правовой культуры детей дошкольного возраста»

мария емельянова
Консультация «Художественная литература как эффективное средство формирования правовой культуры детей дошкольного возраста»

Права детей сегодня стали «модной» темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Неблагополучное положение многих детей России, которое неоднократно освещалось в СМИ вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов. Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. Поэтому надо уже сейчас, в трудных социально-экономических условиях, не оставаться равнодушным, а усилить работу по правовому воспитанию дошкольников.

Новое время требует от нас содержания, форм и методов правового воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав.

Правовое сознание дошкольников является результатом их правового воспитания. Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему.

Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Правовое воспитание — систематическая и целенаправленная деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления.

(Гришина Е. Ю., методист муниципального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Центра оценки качества образования.)

Нормативной основой правового воспитания детей дошкольного возраста являются:

• Декларация прав ребенка (1959).

• Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Конституция Российской Федерации.

• Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».

• Семейный кодекс Российской Федерации.

• Уголовный кодекс Российской Федерации.

• Типовое положение дошкольного образовательного учреждения.

• И другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов правового воспитания.

Ведущее место в системе правового воспитания принадлежит семье. И продолжается оно в детском саду.

Система правового воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у детей активной позиции, создавать условия для развития правового мышления, привычки действовать в соответствии с законами.

Это интересно:  Работа в интернете без обмана и вложений

Ответственность за функционирование системы правового воспитания лежит на дошкольном образовательном учреждении, что не снимает ответственности и с родителей.

Цель формирования правовой культуры – развитие социально активной личности, правового мышления и сознания, привычки действовать в соответствии с законами через знакомство с художественной литературой.

Для начала необходимо определиться с задачами, которые педагог ставит при знакомстве дошкольников с правами ребенка:

• в интересной и занимательной форме знакомить детей с основами человеческих прав, отраженных в Конвенции ООН о правах ребенка;

• развивать интерес к сценическому искусству, используя для этого игры-драматизации к знакомым сказкам;

• развивать способность анализировать действия, поступки литературных персонажей и создавать ситуации для развития умений применять полученные знания в реальной жизни;

• развивать творческие способности;

• воспитывать понимания детьми нравственных качеств и поступков героев литературных произведений;

• воспитывать правовую сознательность, альтруистские чувства.

Основными принципами реализации программы по правовому воспитанию являются:

• взаимосвязь с занятиями по развитию речи, приобщению к художественной литературе, ознакомлению с окружающим миром, ИЗО, музыкальному воспитанию, свободной, игровой, театрализованной деятельностью;

• сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

Формирование основ правового сознания детей дошкольного возраста возможно через формирование трех его компонентов:

информационно-познавательного – знания детей о правах, знания об обязанностях;

— эмоционально-оценочного – оценка собственной деятельности, умение оценивать поступки других людей с точки зрения норм права;

— поведенческо-деятельностного – умения и навыки по реализации правового поведения, умение реализовывать свои права в деятельности, соблюдать запреты и исполнять обязанности. (Гончарова Е. В., д. п. н., профессор НГГУ.)

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа. Известно, что литература – прекрасное средство правового воспитания и обучения правам человека.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести персонажей.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического и правового воспитания.

Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

В круг чтения на нравственно-правовые темы желательно включать разнообразные по жанру художественные произведения больших и малых форм: повести, рассказы, циклы рассказов, фольклорные и авторские сказки. Благодаря книге А. Усачева «Приключения маленького человечка» ребёнок знакомится с основными правами из Всеобщей Декларации Прав Человека.

Взрослые читают сказки и даже не понимают, что с помощью сказок можно ввести ребенка в правовую культуру. Процесс чтения сказок – это не только познавательный, интересный, процесс, но и полезный.

Есть знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения, например, «Чиполлино» Д. Родари, «Гадкий утенок» Г. -Х. Андерсена, «Приключения Буратино» А. Толстого, «Айболит», «Бармалей», «Тараканище» К. И. Чуковского, «На горке» Н. Носова, «Волшебное слово» В. Осеевой, «Воробьишко» М. Горького, «Золушка» Ш. Перро, ненецкая сказка «Кукушка», русские народные сказки: «Снегурочка», «Маша и медведь», «Лиса и заяц», «Морозко», белорусская сказка «Жихарка» и др.

Вся работа должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей необходимо использовать разнообразные методы и приемы:

— использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);

— решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя:

• если бы я был гадким утенком. ,

• если бы я поймал золотую рыбку. ,

• если бы я вдруг превратился в. ;

— дидактические игры: «Чьи права нарушены, «Назови права героев», «Спасите Чипполино», «Как исправить Бармалея, «Помогите Буратино», «Какими правами пользовались персонажи?» и т. п.

— драматизация (Упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ «театральный инстинкт» — стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных).

Трудно переоценить и значение рассказов. Маленькие дети могут извлекать из рассказов уроки, делать для себя выводы и очень хорошо запоминать их. Такие произведения можно взять из литературы для детей, узнать у родителей, дедушек и бабушек и даже использовать свое собственное воображение.

Читая или показывая книги с картинками, необходимо обращать внимание детей на хорошие дела и поступки, о которых в них рассказывается.

Особо хочется отметить, что при выборе художественной литературы необходимо учитывать особенности возраста и доступность их содержания детям. Рассмотрим в каждой из них.

Средняя группа. Ребёнок четырёх лет – это «потребитель» всевозможной информации, фантазёр и мастер потрясающих выводов и обобщений. Дети начинают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляет, убеждает в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться. Известно, что дети воспринимают сказку как реальность. Именно поэтому сказка оказывает огромное влияние на воспитание дошкольников.

Литературный репертуар для детей этого возраста отличается разнообразием. Предусмотрено знакомство детей с историями о маленьких человечках, похожих на самих малышей, но менее самостоятельных и компетентных, а потому нуждающихся в корректировке поведения и сочувствии. Предлагаются литературные сказки отечественных и зарубежных авторов; малые фольклорные жанры; народные сказки преимущественно о животных; довольно много стихотворений.

Старшая группа. Дети 5-6 лет обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они опосредованно накапливают необходимый житейский опыт, понимая суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Народные и авторские волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют ребёнка, но и закладывают основы собственных социальных представлений.

Подготовительная к школе группа. Перечень произведений для детей 6-7 лет внушителен. Специалисты называют этот возраст «библиотечным» – за интерес ребят к книгам определённой тематики и определённого жанра, за упорство в поиске понравившейся книги. Дети обычно находятся под впечатлением от прослушанного и хотят, чтобы им прочитали произведение ещё раз, но иногда, за неимением времени приходится ограничиваться выборочным чтением, поэтому уже с начала года в подготовительной группе нужно привлекать дошкольников к выбору отрывков для повторного чтения. Использовать отрывки ранее прочитанных детям рассказов, сказок, стихотворений уместно в беседах с детьми на различные темы, в том числе и во время знакомства ребят со своими правами, которые провозглашены Конвенцией, защищены нашим государством.

Это интересно:  Авторское право и смежные права шпаргалка

Беседуя с дошкольниками той или иной возрастной группы, стоит только напомнить детям начало знакомого произведения или отрывки из него, то они вспомнят название (в своей редакции) и содержание. Анализ известных произведений позволяет детям оценить правильность поступков персонажей, соотнести сказочные сюжеты с действующими правилами в реальной жизни, увидеть торжество закона или его нарушение. Чтобы данный вид деятельности был более целенаправленным и служил дополнением к познавательному материалу, знакомящему с правами ребёнка дошкольников, надо делать примерную подборку художественных произведений или отрывков по обозначенным выше темам. Литературные примеры используются для чтения на занятиях, как составляющая часть, и в совместной деятельности.

Необходимо отметить, что правовое образование дошкольников предполагает ознакомление юных граждан с конкретными и понятными им правами.

Детям доступны такие четыре группы прав:

1. Права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство.

2. Права на развитие, образование, отдых и досуг.

3. Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей-инвалидов и сирот.

4. Права на свободу слова, мысли и деятельности.

Приведем примеры художественных произведений где затрагиваются основные права ребенка:

1. Право на имя: Сказка «Три поросенка», М. Ясного «Я придумываю фамилии»;

2. Право на дом, семью, любовь родителей: Сказки Ш. Перро «Золушка», С. Маршак «Двенадцать месяцев», «Морозко», «Гадкий утенок» Г. -Х. Андерсен, ненецкая сказка «Кукушка», произведения А. Вознесенского, Е Благининой, Н. Артюховой, В. Данниковой; «Я и моя семья» П. Астахов;

3. Право на неприкосновенность жилища, имущества: Сказка «Зимовье», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», рассказ Н. Носова «Огурцы, сказка «Теремок», М. Пляцковский «Как две лисы нору делили», русские народные сказки «Три медведя», «Заюшкина избушка»

4. Право на жизнь: Сказки Ш. Перро «Красная шапочка», «Гуси-лебеди», М. Пришвин «Жаркий час», «Колобок», «Снегурочка» В. Берестов «Воробушек», «Серая шейка» Мамин-Сибиряк, «Гадкий утенок» Г. -Х. Андерсен, русская народная сказка «Царевна лягушка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин;

5. Право на медицинское обслуживание: «Сказка о молодильных яблочках и живой воде», К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит»

6. Право на получение образования: А. Толстой «Золотой ключик», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», С. Маршак «Кот и лодыри», Л. Толстого «Филиппок»

7. Право на отдых: О. Высотская «В нашем детском саду», «Золушка» Ш. Перро

8. Право не подвергаться жестокому обращению, на защиту от насилия и жестокости: Сказки: «Лисичка сестричка», В. Осеева «Волшебная палочка», Ш. Перро «Мальчик с пальчик», Г. Х. Андерсон «Гадкий утенок», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», «Двенадцать месяцев», «Морозко», Ш. Перро «Золушка».

9. Право на сохранение индивидуальности, на свое мнение: Сказки «Сивка – бурка», «Журавль и цапля», М. Пляцковский «Фонтан, который умел плавать», К. Д. Ушинский «Ветер и солнце», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

10. Право на свободу, на человеческое достоинство: Сказки «Царевна лягушка», Г. Х. Андерсон «Дюймовочка», В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

Все сказки имеют правовой аспект, побуждают ребят доброжелательно относиться к положительным героям и с осуждением к отрицательным персонажам.

Знакомство с художественными произведениями и анализ прочитанного позволяют сформировать у дошкольников оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учат применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности. Дети начинают понимать смысл нравственно-правовых требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности. В результате нравственно-правового воспитания у детей формируются наиболее важные нравственные качества, которые являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности.

Таким образом, подрастающее поколение должно с детского сада получать хотя бы элементарные представления о демократии, правах человека, ребенка. Только в этом случае мы, взрослые, можем надеяться, что наши дети вырастут свободными, талантливыми, образованными гражданами новой России. И надо помнить, что вопрос защиты маленького человека от всех форм насилия остается важным и значимым для нас педагогов и нельзя забывать в потоке множества других дел.

Художественная литература как средство развития интеллекта, речи и отношения к миру у детей младшего возраста Дошкольный возраст- не только счастливый, но и очень ответственный период в становлении человеком. В эти годы ребенок проделывает огромный.

Художественная литература как источник развития детей дошкольного возраста Художественная литература, как источник развития детей дошкольного возраста. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир.

Художественная литература как средство формирования этических норм и правил Художественная литература как средство формирования этических норм и правил. Наиболее распространенным методом воспитания этической культуры.

Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка. Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка. 21 век — эпоха расцвета цифровых технологий, поэтому ребёнка.

Консультация для родителей «Тряпичная кукла как эффективное средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Тряпичная кукла» — как эффективное средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Игра – ведущая.

Отчёт «Художественная литература как средство нравственного воспитания детей раннего возраста» Введение Художественное слово – важнейшее средство воспитания маленького ребёнка. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство формирования культуры поведения дошкольников» Культура поведения — это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества. Я считаю, что проблема воспитания.

Пластилинография — эффективное средство сенсомоторного развития детей дошкольного возраста с нарушением функций ОДА У детей, имеющих нарушение функций опорно-двигательного аппарата, недостаточно развит сенсомоторный опыт. Они испытывают затруднения в процессе.

Предметно-развивающая среда как средство формирования гражданско-правовой культуры старшего дошкольника Среда воспитывает человека. путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды. Л. С. Выготский Предметно-развивающая среда.

Проект на тему «Художественная литература и ее значение в развитии детей старшего дошкольного возраста» Тема проекта: художественная литература и ее значение в развитии детей старшего дошкольного возраста. Участники проекта: дети старшего.

Статья написана по материалам сайтов: www.tagillib.ru, studbooks.net, www.maam.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector