+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Права и обязанности в литературных произведениях

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Художественная литература

Чтение художественных произведений позволяет много узнать о правах ребенка.

Книга Андрея Алексеевича Усачёва называется просто: «Приключения маленького человечка». О чем она говорит? Да мало ли приключений у детей! Ее название неприметно среди тысяч других томов. Но если на той же странице, где помещено название, мы прочитаем следующие за ним строчки, то сразу поймем, что книга это уникальная – единственная в своем роде. Ибо это ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРЕСКАЗЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ. Книга такая интересная, что Александр Михайлович Шевченко прочитал ее много раз, после чего даже сделал к ее тексту замечательные картинки. Он теперь знает все про свои права, чего и Вам, юные и не совсем юные читатели, желает.

Вообще-то книжка уникальная, и других таких правовых детских книг, наверное, не написал никто. Потому что, говоря взрослым языком, правовые аспекты темы четко характеризуются в публицистических статьях, а вся мировая детская литература несет большой этический смысл. И разделить моральную и правовую проблемы зачастую очень сложно. Поэтому на данный момент мы попытаемся сконцентрировать Ваше внимание на некоторые их особенности.
Есть у Агнии Львовны Барто цикл стихов, который называется «Переводы с детского». Вот и мы предлагаем посмотреть на детскую литературу с точки зрения прав маленького человечка. Например, о многом говорят названия ее стихов: «Я расту», «О человечестве», «Мама или я?», «Признание», «Мой папа рассердился», «Однажды я разбил стекло», «Нечистое дело», «Сколько раз меня ругали», «Мне помогает похвала». Чувствуете правовое начало в откровениях юных граждан?

Ну, а если еще не почувствовали, обратитесь в библиотеку и прочитайте эти стихи. Их сюжеты пересекаются с произведениями других авторов. Разбитое героем Агнии Барто окно или взятые с грядки огурцы из рассказа Николая Николаевича Носова «Огурцы» – проступок или преступление? И почему мальчика, плохо владеющего мячом, несколько лет попрекает весь двор, а «хозяйственного» сына, принесшего охапку овощей с чужого поля, мама не пустила на порог?

Еще одно «почему» возникает при рассмотрении проблемы подарков. Взрослые не только могут заказать нужную вещь, но и выбрать ее в магазине. Не нарушаются ли права младшего поколения, когда в день рождения ребенку, который «так мечтал о дудочке», «подарили белку, жука и синицу, зайца, ежа и сову», в результате «подарков сто, а дудки ни одной» (Михаил Спартакович Пляцковский «Подарки»)? Страдают и герой стихотворения Сергея Владимировича Михалкова «Несбывшиеся мечты», и Малыш Астрид Линдгрен, мечтающий о щенке («Малыш и Карлсон, который живет на крыше»). А вот как отнестись к праву мальчиков, собравших на квартире целый зоопарк (С.В. Михалков «Мы с приятелем»)?

Далеко не каждая семья может сделать малышу подарок даже на Рождество или Новый год. И случается, что письма-просьбы детишек к Деду Морозу или Феям остаются без ответа. Не потому ли игрушки из одного итальянского магазина решили накануне самого важного праздника в году сами отправиться на чудесном голубом железнодорожном экспрессе в поисках тех, кто так мечтает, но не имеет возможности приобрести друга-мишку, коробку карандашей или парусник (Джани Родари «Путешествие Голубой стрелы»)? А вы знаете, что сейчас в ряде магазинов перед праздниками покупатель может приобрести и оставить (повесить на специальную елку) свой подарок для маленького воспитанника детского дома?

Еще один больной вопрос маленьких жителей земли касается их гармоничного воспитания. Уже с первых шагов детей отдают в школы раннего развития, спорта, составляют расписание, чтобы за день будущий гений освоил правильное оксфордское произношение, укрепил пальцы для многочасовых фортепьянных гамм, научился составлять цветовую палитру как истинный японец. Что значит – ребенок загружен по 16 часов в сутки, что значит – устает? Вот когда вырастет, потом… Что произойдет потом, рассказал Владимир Георгиевич Машков в повести «Как я был вундеркиндом».

А кто думает о правах детей при распаде семьи? Нет, конечно, в суде рассматривают материальное положение супругов, условия проживания и еще много, много важных вопросов. Но что при этом чувствует сын или дочь? Перечитайте повести «Раздел имущества» или «Домашний совет» Анатолия Георгиевича Алексина.

Но, если Алексин рассматривает относительно благополучные полные или неполные семьи, то что говорить о детях, ставших социальными сиротами, изгоями при живых родителях, такими, как герои повести Ирины Черваковой «Кров». На сегодняшний день проблема беспризорников в мире остается актуальной. В России, например, армия беспризорников даже в 2008 году — в Год семьи сравнима с числом бездомных ребятишек послевоенного лихолетья. И если после Гражданской войны, Великой Отечественной войны государство повсеместно создавало для них детские дома, суворовские и нахимовские училища, о чем можно прочитать в «Педагогической поэме», «Марше 30 года», «Флагах на башне» Антона Семёновича Макаренко, произведениях Фриды Абрамовны Вигдоровой «Дорога в жизнь», «Это мой дом», «Черниговка», в «Республике Шкид» Григория Георгиевича Белых и Алексея Ивановича Пантелеева, в «Алых погонах» Бориса Васильевича Изюмского, то о страшной судьбе современных детей теплотрассы, вкусивших прелести алкоголя и «наркоты», говорится в повести Людмилы Дмитриевны Басовой «Зойка и пакетик».

Классическая тема бездомных детей нашла отражение во многих произведениях мировой литературы. Судите сами: Виктор Гюго «Гаврош» и «Козетта», Чарлз Диккенс «Оливер Твист», Гектор Мало «Без семьи», Жоржи Амаду «Генералы песчаных карьеров», Владимир Галактионович Короленко «Дети подземелья», Александр Васильевич Куприн «Белый пудель», Дмитрий Васильевич Григорович «Гуттаперчивый мальчик», Алексей Иванович Свирский «Рыжик».

Вот лишь несколько аспектов темы «Права ребенка в художественной литературе». Мы начали разговор «Переводами с детского» Агнии Барто, а закончить хочется стихотворением «Права ребенка» Виктора Безбородова, который суммировал, кажется, все мнения маленьких граждан о своих правах.

Кенько, Т. А. Заглянуть в детские глаза : образ ребенка в произведениях мастеров прекрасного / Т. А. Кенько // Бібліятэка прапануе. – 2007. – № 1–6.
Разделы: Когда приходит детство. Когда великие были маленькими (Автопортрет 14-летнего А.Дюрера). Обыкновенный ребенок или будущее Богородицы. Жила-была принцесса. Портрет несуществующей камеристки. Дети севильских окраин. Улыбка Франса Халса и смех Яна Стена. Он воспел идеалы. Взрослые в миниатюре (Детский портрет в русской живописи 18 века). Легенды жизни Кипренского. Сын «живописца домашнего». «Мастеровые мальчики» Василия Перова. «Школьная автобиография» Богданова-Бельского. Обелиски символы и монументы памяти. Ах, война, что ты сделала подлая.

Это интересно:  Для охраны авторских прав используется знак

Алексин, Анатолий Георгиевич. Раздел имущества. Домашний совет : повести. – Любое издание.

Амаду, Жоржи. Генералы песчаных карьеров : роман. – Любое издание.

Барто, Агния Львовна. Я расту. О человечестве. Мама или я? Признание. Мой папа рассердился. Однажды я разбил стекло. Нечистое дело. Сколько раз меня ругали. Мне помогает похвала : стихи. – Любое издание.

Басова, Людмила Дмитриевна. Зойка и пакетик : повесть. – Любое издание.

Безбородов, В. Права ребенка : стихотворение / В. Безбородов // Здаровы лад жыцця. – 2007. – № 3. – С. 19.

Белых, Г. Г. Республика Шкид : повесть / Г. Г. Белых, А. И. Пантелеев. – Любое издание.

Вигдорова, Фрида Абрамовна. Дорога в жизнь. Это мой дом. Черниговка : романы. – Любое издание.

Григорович, Дмитрий Васильевич. Гуттаперчивый мальчик : повесть. – Любое издание.

Гюго, Виктор. Гаврош. Козетта : из романа «Отверженные». – Любое издание.

Д’Адамо, Ф. История Икбала / Ф. Д’Адамо ; пер. с итал. А. Еремеевой. – М. : КомпасГид, 2015. – 128 с. – (Гражданин мира).

Диккенс, Чарлз. Оливер Твист : роман. – Любое издание.

Изюмский, Борис Васильевич. Алые погоны : роман. – Любое издание.

Канвенцыя аб правах дзіцяці // Народныя казкі для дзетак / аўт. ідэі і творчы прадусар А. Хаменка ; аўт. ідэі і творчы кір. Ю. Ляшкевіч. – Мінск, 2010. – С. 205–215.
Канвенцыя аб правах дзіцяці на беларускай мове ў малюнках. Праект «Народныя казкі для дзетак» – гэта ініцыятыва ЮНІСЕФ у Беларусі. Ва ўступе да праекту аўтары адзначаюць, што дзяцінства немагчыма ўявіць бяз казкі, таму што слухаць казкі – гэта адно з правоў дзіцяці, запісаных у Канвэнцыі аб правах дзіцяці.

Короленко, Владимир Галактионович. Дети подземелья : повесть. – Любое издание.

Куприн, Александр Васильевич. Белый пудель : повесть. – Любое издание.

Линдгрен, Астрид. Малыш и Карлсон, который живет на крыше : сказочная повесть. – Любое издание.

Ліпскі, У. Дабрадзей для ўсіх дзяцей : аповесць-казка / У. Ліпскі // Вясёлка. – 2012. – № 1–12 ; 2013. – № 1–12.
Літаратурная казка аб правах дзіцяці.

Макаренко, Антон Семёнович. Педагогическая поэма. Марш 30 года. Флаги на башне : романы, пьеса. – Любое издание.

Мало, Гектор. Без семьи : роман. – Любое издание.

Мартиросова, М. Фотографии на память / М. Мартиросова. – М. : КомпасГид, 2012. – (Гражданин мира).

Машков, Владимир Георгиевич. Как я был вундеркиндом : повесть. – Любое издание.

Михалков, Сергей Владимирович. Несбывшиеся мечты. Мы с приятелем : стихи. – Любое издание.

Мохаммади, Диана. Маленькая торговка спичками из Кабула / Д. Мохаммади, М. Бурро ; пер. с фр. М. Павловской. – М. : КомпасГид, 2011. – 176 с. – (Гражданин мира).

Мы все рождены свободными : Всеобщая декларация прав человека в картинках / пер. с англ. М.Кадетовой. – М. : КомпасГид, 2011. – 72 с. – (Гражданин мира).

Носов, Николай Николаевич. Огурцы : рассказ. – Любое издание.

Остер, Григорий Бенционович. Права детёнышей : перевод Конвенции о правах ребёнка на детский язык / Г. Б. Остер – М. : Планета детства, 2012. – 44 с.
Писатель Григорий Остер перевёл текст Конвенции на понятный детям язык, чтобы мы могли выполнить хотя бы одну (сорок вторую) статью Конвенции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, и рассказать ребёнку о его правах, которые мы, взрослые, обязаны соблюдать.

Павлофф, Ф. Коричневое утро / Ф. Павлофф ; пер. с фр. В. Зюсько. – М. : КомпасГид, 2011. – 48 с. – (Открытый диалог).

Петрунина, С. Страна Правандия / С. Петрунина // Рюкзачок : детский познавательно-игровой журнал. – 2011. – № 4. – С. 35–37 ; № 5–6 ; № 7 ; № 8.
Поучительная сказка юриста Светланы Петруниной знакомит детей с законами и для чего они нужны.

Родари, Джани. Путешествие Голубой стрелы : сказка. – Любое издание.

Свирский, Алексей Иванович. Рыжик : повесть. – Любое издание.

Смагіна, Л. І. Канвенцыя аб правах дзіцяці ў малюнках / Л. І Смагіна //. Мая канвенцыя : кніга для дзяцей / Л. І. Смагіна, А. С. Чарняўская, І. І. Андрончык. – Мінск, 2010. – С. 4–53.
Малюнкі са скарочана-адаптаваным тэкстам артыкулаў Канвенцыі ААН аб правах дзіцяці.

Усачёв, А. А. Приключения маленького человечка : Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых : сказка. – Любое издание.

Ханика, Б. Т. Скажи, Красная Шапочка / Б. Т. Ханика ; пер. с нем. В. Комаровой. – М. : КомпасГид, 2011. – 192 с. – ( Поколение www._).

Червакова, Ирина. Кров : роман. – Любое издание.

Шойбле, М. Джихад: террористами не рождаются / М. Шойбле, Б. Циолковски ; пер. с нем. О. Козонковой. – М. : КомпасГид, 2012. – 256 с. – (Гражданин мира).

«Права и обязанности ребёнка в сказочных произведениях»

В исследовательской работе обозначена одна из самых актуальных проблем сегодняшнего дня – проблема правовой безграмотности. В условиях развития тоталитарного государства о правовом воспитании речи и не могло быть. Поэтому отсутствие правовой культуры родителей порождает бесправие детей.

Автор работы через анализ правовых документов и сказочные произведения пытается решить один из сложнейших вопросов правовой культуры – знание прав и обязанностей. Автор приводит в сравнение поведения сказочных героев и их анализ с нормативно-правовыми актами.

По итогам работы внесены предложения по формированию юридической компетентности.

Скачать:

Вложение Размер
prava_skazochnyh_personazhey.doc 88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №36 города Мурманска

«Права и обязанности ребёнка

в сказочных произведениях»

ученика 2 Б класса

Кузнецова Наталья Сергеевна

В исследовательской работе обозначена одна из самых актуальных проблем сегодняшнего дня – проблема правовой безграмотности. В условиях развития тоталитарного государства о правовом воспитании речи и не могло быть. Поэтому отсутствие правовой культуры родителей порождает бесправие детей.

Автор работы через анализ правовых документов и сказочные произведения пытается решить один из сложнейших вопросов правовой культуры – знание прав и обязанностей. Автор приводит в сравнение поведения сказочных героев и их анализ с нормативно-правовыми актами.

По итогам работы внесены предложения по формированию юридической компетентности.

  1. Введение
  2. Основная часть:
  1. Определение юридической компетентности
  2. Определение прав и обязанностей ребенка в нормативно-правовых актах
  3. Права и обязанности в сказках
  4. Направления работы по формированию юридической компетентности
  1. Заключение
  2. Список литературы, интернет-источники
  3. Приложение

В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла чрезвычайно остро. В России ещё многие взрослые: педагоги, медики, работники правоохранительных органов, родители и сами дети не знают о правах ребёнка. Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, взаимоотношения с родителями, атмосфера близкого семейного окружения, годы учебы в школе во многом определяют душевный настрой подростка на будущее. Поскольку все дети имеют права и обязанности, то взрослые, чтобы объяснить их детям, приводят в пример различные сказочные произведения, которые в основном читали сами.

Каждый ребёнок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Российские дети, по данным официальной статистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. «Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей, около 10% из них погибают. 60% сирот, достигших трех лет, попадают в специнтернаты…» [1]

Гипотеза: предположим, что знакомство с произведениями детской классики формирует у подрастающего поколения юридическую компетентность, в частности представление о правах ребёнка.

Цель исследования: выяснить, как через сказочные произведения формируется правовая культура ребёнка.

  • Изучить нормативно-правовые документы, ознакомиться с произведениями, выявить особенности содержания произведений с точки зрения отражения прав и обязанностей ребёнка; провести анализ юридической осведомлённости учеников 2 класса; разработать тренинг, способствующий повышению юридической грамотности учащихся.

Объект исследования: права и обязанности ребёнка.

Предмет исследования: процесс формирования юридической компетентности через знакомство с произведениями художественной литературы.

  • анализ;
  • сравнительно-правовой;
  • анкетирование;
  • обобщение.

Определение юридической компетентности

В раннем детстве родителей любят безоглядной любовью. Позже в чувствах появляется сдержанность, а порой и резкость. Почему? Надо беречь здоровье самых близких людей. И как бы ни пытались заменить их друзьями, в самые трудные и горькие дни все равно обращаемся к родителям. Вот здесь и складываются взаимоотношения между детьми и их родителями.

Когда дети маленькие, то заботу о них проявляют их родители. Эти отношения регулируются нормами Конвенции ООН о Правах ребёнка, нормами Семейного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, ребёнок должен получать так же, как и взрослый, полноценную и достоверную информацию о своих правах.

Мы должны говорить об общей юридической компетентности , которая подразумевает «уровень приобретенных знаний, навыков, опыта в сфере своей деятельности». [2] Деятельность понимается в широком смысле, то есть процесс взаимодействия с окружающими (с родителями, в частности), действия индивидуума в течение всей его жизни.

Определение прав и обязанностей ребенка в нормативно-правовых актах

При рождении ребёнка между ним и его родителями возникают определенные отношения. Одни из этих отношений регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей.

После создания в 1948 году Организации Объединенных Наций принимается Всеобщая декларация прав человека. В статье 25.2 отмечается, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь.

В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о Правах ребёнка. Будучи документом особого значения, она провозглашает ребёнка «полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права, устанавливая приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества и семьи». [3]

Большое значение этой Конвенции заключается в том, что она является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция ценна еще и тем, что она является обязательством на будущее, ибо призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый, гуманный мир

Часто при защите прав детей применяются различные статьи Конвенции.

  • Статья, предусматривающая свободу от пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ст. 3). В сказке Ш.Перро «Золушка» нарушены права Золушки мачехой и сестрами, которые постоянно унижают и заставляют работать с утра до ночи и никогда не благодарят за выполненную работу.
  • Статья, провозглашающая право на справедливый суд (ст. 6). Так в сказке Р.Киплинга «Маугли» мальчика показали совету стаи, где он получил защиту медведя Балу и пантеры Багиры от Шерхана, посягавшего на его жизнь.
  • Статья на право уважения семейной жизни (ст. 8) , применяется в случаях разлучения родителей и детей по причине депортации (принудительная высылка лица или целой категории лиц в другое государство или другую местность) родителей. В сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», в которой Баба-Яга, лишив жизни сестрицу Алёнушку, забрала Иванушку и превратила его в козлёночка.
  • Статья о праве на образование (протокол 1 к Конвенции ст. 2). Папа Карло, предоставив Буратино букварь и достойную одежду, отправил его в школу.

Таким образом, на основании международных документов выделены права и обязанности детей, которые регулируют их положение в современном обществе:

  • Право ребёнка жить и воспитываться в семье
  • Право ребёнка на общение с родителями и другими родственниками
  • Право ребёнка на защиту
  • Право ребёнка выражать свое мнение
  • Право ребенка на имя, отчество и фамилию
  • Имущественные права ребенка

Права и обязанности в сказках

Некоторые положения правовых документов новы для современного сознания, достойны специального обсуждения. Например, в Конвенции впервые, столь определенно, зафиксировано право каждого ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его интересы. Что же могут сделать родители, чтобы ребёнок чувствовал себя достаточно благополучным? А родители могут сделать для ребенка достаточно много. Но можно начать с малого. Прежде всего, вместе с ребенком читать сказки и пытаться объяснять, какие поступки совершают сказочные герои, сопоставляя поступки героев с правовыми документами.

Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, могут быть как личными, так и имущественными. Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию, так свидетельствует статья 58 Семейного кодекса РФ «Как бы мне её назвать?- раздумывал Карло.- Назову- ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье. Я знал одно семейство- всех их звали Буратино…Все они жили весело и беспечно…» [4]

«К важнейшим личным правам ребенка относится право на защиту» – гласит статья 56 Семейного кодекса РФ – «Праву ребёнка на защиту своих прав и законных интересов соответствует обязанность родителей защищать права детей». «Старая злая крыса Шушера обернулась и с бешеной злобой набросилась, чтобы перегрызть Буратино горло… Дверь распахнулась, вошел папа Карло. Стащил с ноги деревянный башмак и запустил им в крысу». [5]

Таким образом, папа Карло является человеком, который …. (миниитог)

Во многих сказочных произведениях нарушаются важнейшие права человека, так, например, в сказках «Красная Шапочка» и «Белоснежка», «Колобок» и «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк» главные герои лишаются жизни, нарушаются личная неприкосновенность и свобода.

Нарушители прав ребёнка являются… Идёт ли за поступком наказание? Снова миниитог О неотвратимости наказания…

Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на свободное передвижение, а вот Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался правом на труд. И перечислять можно очень долго и долго все сказочные произведения, в которых нарушаются права главных героев.

Немало сказочных произведений, в которых герои выполняют определённые обязанности. Например, в сказке Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» мать-утка обязана была заботиться о своей больной Серой Шейке, у которой было сломано крыло. Это свидетельствует о применении статьи 65 Семейного кодекса РФ. Формулировка В целях обеспечения статей Семейного кодекса РФ Красная Шапочка обязана была отнести больной бабушке пирожки и проведать её (статья 95 СК РФ) Формулировка

В сказке «Госпожа Метелица» Девушка обязана была каждый день выполнять определенные обязанности, сидеть у колодца и прясть пряжу по приказу мачехи (статья 97 СК РФ). Формулировка

Таким образом, существует закономерность отражения реальных юридических норм в произведениях художественной литературы. Классическая литература создаёт художественные образы, которые формируют у читателя не только эстетический вкус, нормы морали, но и юридическую компетентность.

Направления работы по формированию юридической компетентности

Поскольку все дети имеют права и обязанности, то взрослые, чтобы объяснить их детям, приводят в пример различные сказочные произведения, которые в основном читали сами. Очевидно, что ребёнок должен получать так же, как и взрослый полноценную и достоверную информацию о своих правах и обязанностях.

На мой взгляд, формированию общей юридической компетентности будут способствовать различные игровые формы правоведения в школе.

В работе с детьми можно использовать следующие методы:

· беседы по материалам прочитанного произведения,

· сочинение историй, сказок,

· рисование, выставки работ,

· игры (Приложение 1)

Родители принимали активное участие. С ними проведена работа:

· творческая работа «Что обозначает имя моего ребенка»,

· проведение различных игр и упражнений на родительских собраниях (Приложение),

· приготовление национальных костюмов и блюд,

· составление семейных альбомов,

· изготовление генеалогического дерева своей семьи, визиток,

· заполнение анкеты (Приложение 2)

Мы проанализировали уровень юридической компетентности учащихся.

  1. Назови права ребёнка, которые ты знаешь.

Тут хорошо бы сделать сравнительную диаграмму с положительной динамикой

  1. Назови права, которые чаще, по-твоему, нарушаются.

Тут хорошо бы сделать сравнительную диаграмму с положительной динамикой.

  1. Назови, какие права ты нарушал.
  2. Какие обязанности ты выполняешь.

Тут хорошо бы сделать сравнительную диаграмму с положительной динамикой.

  1. Откуда ты узнаёшь о своих правах и обязанностях?

Наши исследования показали, что работа по формированию юридической компетентности учащихся через знакомство с литературными произведениями является эффективной. При этом круг методов работы с текстом не ограничивается только чтением и обсуждением. Это может быть игра, кроссворд, театрализованная постановка.

Проблема воспитания в семье очень актуальна в настоящее время. Расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания – это право каждого ребёнка.

В ходе исследовательской работы определено, что существует закономерность отражения реальных юридических норм в произведениях художественной литературы. Классическая литература создаёт художественные образы, которые формируют у читателя не только эстетический вкус, нормы морали, но и юридическую компетентность.

Ребёнок практически не знает свои права, ему не хватает источников информации о них.

Наши исследования показали, что работа по формированию юридической компетентности учащихся через знакомство с литературными произведениями является эффективной. Сказочные произведения являются фактическим вымыслом, но содержат в себе правовые основы. При этом круг методов работы с текстом не ограничивается только чтением и обсуждением, это может быть игра, кроссворд, театрализованная постановка. Также нужно отметить важность просвещения родителей в этом вопросе. Ведь только повышаю юридическую компетентность всех членов семьи, мы помогаем создать наиболее благоприятные условия для развития каждого человека как личности.

Права и обязанности в литературных произведениях

Совсем недавно Уполномоченным по правам человека в Алтайском крае был издан очередной номер информационного бюллетеня «Реализация на территории края права на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям» .
Права человека многие десятилетия интересуют умы великих людей, в том числе русских и советских классиков литературы.
Быть может Год литературы – повод вернуться к бессмертному литературному богатству России.
Искренне надеемся на пробуждение интереса к хорошим книгам, в которых заложена глубинная идея приоритета прав человека.

«Самое дорогое у человека — это жизнь…».

Николай Островский «Как закалялась сталь»

(Каждый имеет право на жизнь…
ст.20 Конституции Российской Федерации)

«У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?…
Книгу переворошив,
намотай себе на ус —
все работы хороши,
выбирай на вкус!»

Владимир Маяковский «Кем быть?»

(Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию…
ст.37 п.1 Конституции Российской Федерации)

«Для больного человека
Нужен врач, нужна аптека…»

Сергей Михалков «Чудесные таблетки»

(Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь…
ст. 41 Конституции Российской Федерации)

«Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон.»

Виктор Драгунский «Главные реки»

(Каждый имеет право на образование…
ст. 43 Конституции Российской Федерации)

«…Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, главами, крестами, рассыпано по святой благочестивой Руси, так несметное множество племен, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли. И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности…своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера»

Николай Гоголь «Мертвые души»

(Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность…
ст. 26 Конституции Российской Федерации

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…
ст. 28 Конституции Российской Федерации)

«…Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо…
…Когда я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти, и что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я. Когда я сажаю березку и потом вижу, как она зеленеет и качается от ветра, душа моя наполняется гордостью…»

Антон Чехов «Дядя Ваня»

(Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду…
ст. 42 Конституции Российской Федерации,

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам…
ст. 58 Конституции Российской Федерации)

«…Ведь вот какая… аккуратная власть! Раньше как: дожил старик до глубокой старости – никому не нужен. А теперь – пенсия. За што мне, спрашивается, каждый месяц по двадцать рублей отваливают? Мне родной сын – пятерку приедет сунет, и то ладно, а то и забудет. А власть – легулярно – получи…»

Василий Шукшин «Бессовестные»

(Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом…
ст. 39 Конституции Российской Федерации)

«Владыки! Вам венец и трон
Дает Закон – а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.
И горе, горе племенам,
Где дремлет он неосторожно,
Где иль народу иль царям
Законом властвовать возможно!»

Александр Пушкин «Вольность»

(Все равны перед законом и судом…
ст. 19 п.1 Конституции Российской Федерации)

«…Че-ло-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…уважать надо!…»

Максим Горький «На дне»

(Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления…
ст. 21 п.1 Конституции Российской Федерации)

Статья написана по материалам сайтов: mir.pravo.by, nsportal.ru, protmen.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector