Плагиат закон об авторском праве

С термином «плагиат» сталкивался почти каждый человек. В статье проанализируем правовую природу данного деяния, его особенности и ответственность за это неправомерное действие.

Понятие и общая характеристика

Определение можно найти в Уголовном кодексе Российской Федерации. Так, в статье 146 УК РФ сказано, что плагиат — это присвоение авторства. Более полное определение дал Верховный суд РФ в своем Постановлении Пленума от 26.04.2007 №14: так, в п.3 этого акта толкования сказано, что плагиат может состоять, в частности, в объявлении себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени.

Итак, термин «плагиат» применяется в российском законодательстве только к объектам авторских и смежных прав. Применять этот термин по отношению к изобретениям и другим объектам патентного права, средствам индивидуализации некорректно.

Какими действиями может быть совершено правонарушение в виде плагиата? По этому поводу также имеется правовая позиция Верховного суда РФ: к плагиату им отнесены такие акты, как воспроизведение (изготовление одного или нескольких экземпляров произведения либо его части в любой материальной форме, в том числе запись произведения или фонограммы в память ЭВМ, на жесткий диск компьютера), продажа, сдача в прокат экземпляров произведений или фонограмм, публичный показ или публичное исполнение произведения, обнародование произведений, фонограмм, исполнений, постановок для всеобщего сведения посредством их передачи по радио или телевидению (передача в эфир), распространение в сети Интернет, перевод произведения, его переработка, переработка фонограммы, модификация программы для ЭВМ или базы данных, а также иные действия, совершенные без оформления в соответствии с законом договора либо соглашения.

Классический пример плагиата — это присвоение Филиппом Киркоровым основного мотива песни Symphonic space dream легендарного французского музыканта Дидье Маруани. Киркоров включил мотив композиции Маруани в свою песню «Жестокая любовь». Правда, французский музыкант не стал привлекать Киркорова к уголовной ответственности, однако фактически выиграл гражданское дело у него, получив многомиллионную компенсацию.

Юридически значимые признаки

Подведем некоторые итоги и выделим основные признаки плагиата:

Это всегда акт присвоения авторства. Таким образом, если нарушитель скопировал произведение, но указал авторство, это уже не будет плагиатом с точки зрения закона, однако это по-прежнему считается нарушением интеллектуальных прав, если при этом отсутствовал лицензионный договор.

Относится всегда только к объектам авторского или смежных прав. В отношении остальных объектов интеллектуальных прав имеются другие составы в Уголовном кодексе РФ. Например, в статье 147 УК РФ есть состав по присвоению авторства по изобретению, однако Верховный суд РФ не называет это деяние плагиатом.

Исчерпывающего перечня действия, которыми может совершаться плагиат, нет, они могут быть любыми, в том числе в сети «Интернет», что особенно распространено сегодня.

Плагиатор — это лицо, совершившее деяние. Уголовная ответственность применяется только к физическим лицам, однако гражданско-правовая может налагаться и на юридических лиц (более подробно об этом ниже).

Ответственность

Плагиат — это в первую очередь гражданское правонарушение. То есть правообладатель на общих основаниях может подать на нарушителя гражданский иск с требованием взыскания с него компенсации или возмещения убытков за нарушение интеллектуальных (авторских или смежных) прав. Соответственно в качестве нарушенных прав в иске указываются исключительное право (ст. 1270 ГК РФ), право авторства и на имя (ст. 1265 ГК РФ). Что же касается требований, то они определены в статье 1301 ГК РФ. Наиболее оптимальный вариант — требование выплаты специальной компенсации (подп. 2 ст. 1301), поскольку здесь можно самостоятельно установить сумму, которую планируется взыскать с нарушителя, и при этом не нужно доказывать причинение убытков.

Итоги

Таким образом, правообладатель может в данной ситуации оперировать не только гражданско-правовыми способами защиты, в том числе, подачей иска, но и написать на нарушителя заявление в полицию, если при этом имеется крупный ущерб.

Уголовная ответственность за плагиат: присвоение авторства

Присвоение авторства довольно распространенное правонарушение, недобросовестные граждане используют чужие интеллектуальны труды для собственного обогащения. Однако в некоторых случаях, когда нарушение авторства было произведено в крупном или особом крупном размере, виновному лицу может грозить уголовная ответственность за плагиат.

Присвоение авторства в крупном размере – использование чужой интеллектуальной собственности и смежного права, с общей стоимостью, превышающей 100 тысяч рублей. А особо крупный плагиат начинается от 1 миллиона рублей.

Определение стоимости собственности и ущерба основывается на стоимости, получаемой автором при правомерном использовании.

Уголовная ответственность за плагиат: основные положения

Основное наказание за плагиат – административный штраф, однако за серьезную кражу интеллектуальной собственности грозит вполне реальная уголовная ответственность за присвоение авторства.

Плагиат – присвоение авторства и незаконное использование объектов авторского и смежного права – является преступлением, наказываемым по части 1 статьи 146 Уголовного Кодекса РФ.

  1. За присвоение авторства при наличии крупного ущерба по Уголовному Кодексу может грозить:
    1. Штраф размером до 200 тысяч рублей;
    2. Штраф в размере заработной платы осужденного за последние 18 месяцев;
    3. Обязательные работы сроком до 480 часов;
    4. Исправительные работы до 12 месяцев;
    5. Арест до полугода содержания под стражей.
  2. За плагиат и нанесение ущерба за незаконное использование предметов авторского или смежного права в особо крупном размере, а также если осужденный использовал для присвоения свое служебное положение или действовал в сговоре с группой лиц – часть 3 статья 146 Уголовного Кодекса, будет грозить:
    1. Принудительные работы до 5 лет;
    2. Лишение свободы сроком до 6 лет, а также штраф до 500 000 руб.
    3. Штраф 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода виновного за предшествующий срок до 3 лет.

Кроме того, нельзя не упомянуть о следующих особенностей уголовной ответственности за плагиат, основанной законодательства об интеллектуальной собственности Президиума ВАС РФ:

  • Если виновное в незаконном использовании объекта авторского права не будет привлечено к уголовной ответственности, то к нему можно применить меры гражданско-правовой ответственности;
  • Если уголовное дело по незаконному использованию интеллектуальной собственности было прекращено по постановлению, то нельзя говорить об отсутствии факта нарушения авторских прав;
  • Состав уголовного преступления незаконного использования авторства отличается от гражданско-правового деликта. Поэтому дела, основанные на статье 146 Уголовного Кодекса, требуют основательной подготовки и участия профессионального адвоката.

Поэтому, не отчаивайтесь, если вам не удалось привлечь обидчика к уголовной ответственности за плагиат, вы все еще можете дособрать пакет доказательств и обратиться за помощью повторно. Как правило, привлечь виновного к уголовной ответственности сложно, если не был доказан размер ущерба или он менее 100 тысяч рублей, а также если не доказано намерение ответчика извлечь прибыль из использования материала.

Особенности квалификации плагиата как уголовного преступления

Конечно, незаконное использование объекта авторского и смежного права с получением выгоды или нанесением ущерба в крупном и особо крупном, установлено в статье 146 Уголовного Кодекса, как преступления. И да, оно действительно актуально сейчас, как никогда, но его вряд ли можно назвать уголовно-правовой нормой.

Основные проблемы, с которой сталкиваются юристы:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

  1. Отсутствие плана действий по сбору доказательств плагиата;
  2. Невозможность доказать, что авторство было украдено в корыстных целях, до тех пор, пока виновный не будет получать стабильную прибыль. Другими словами, «нельзя залезть в голову обвиняемого».
  3. Многие работники предварительных следственных органов до сих пор не готовы к ведению следствия и дознания по категории дел, связанных с кражей интеллектуальной собственности или иным нарушением авторских прав.
  4. Отсутствие теоретических полных материалов по расследованию подобных преступлений и сбора доказательств виновности. Отказ следователей от глубокого изучения нормативно-правовых актов, регулирующих авторское право и использование объектов смежного права.

Но к сожалению эффективность борьбы с преступниками, укравшими предметы авторской собственности, до сих пор остается на довольно низком уровне. В суд же передается всего 1,5 – 2% от общего числа возбужденных уголовных дел по незаконному использованию материалов.

Как определить объект преступления?

Объектом преступления по нарушению авторских прав является произведение или иной объект смежного права. К сожалению, в российском законодательстве, в частности в постановлении Пленума Верховного Суда РФ (пункт 2) содержится лишь примерный перечень объектов авторского и смежного права, за кражу и присвоение авторства которых следует наказание по статье 146 Уголовного Кодекса РФ.

Вопрос о том, что считать объектом преступления при нарушении авторских прав остается открытым.

Кроме того, при определении объекта преступления следователи должны:

  1. Провести оценку объективной стороны состава преступления;
  2. Оценить размер ущерба;
  3. Имелись ли в действиях обвиняемого корыстные мотивы.

Ввиду того, что предметов авторского права нередко являются результаты творческого и интеллектуального труда, в расследовании начинают преобладать субъективные, которые сложно проверить или оценить.

Поэтому на практике уголовная ответственность за плагиат наступает при заимствовании значимых элементов результата творческого труда без указания авторства, за которое виновный получает денежные суммы. То есть по факту, он лишает настоящего автора части заработка и присваивает его себе, поэтому журналисты любят формулировку «уголовная ответственность за воровство интеллектуальной собственности.

Как определить ущерб от плагиата?

Как мы видим, из-за множества проблем, возникающих на этапе предварительного следствия, определение размера ущерба от заимствования произведения является чуть ли не основным обстоятельством, по которому будет назначена уголовная ответственность за плагиат и будет ли вообще.

Чаще все-таки определение денежного ущерба от плагиата используется при наказании по части 2 и 3 статьи 146 Уголовного Кодекса РФ:

  • При выпуске контрафактной продукции;
  • При заимствовании музыкальных произведений;
  • При использовании невыпущенных рукописей талантливых писателей и т.д.

Поэтому плагиат, то есть незаконное присвоение авторства, нарушает конституционные права владельца (автора). Кроме того, нарушаются и его личные неимущественные права, регулируемые Гражданским Кодексом РФ.

Как вы понимаете, автор испытывает не только денежные «потрясения», но и физические или нравственные. Поэтому он вправе требовать:

  1. Компенсацию морального вреда за незаконное использование результатов его умственного труда.
  2. Возмещение убытков коммерческой деятельности, связанной с использованием этого произведения.
  3. Возмещение ущерба, нанесенного деловой репутации.

Обращаем ваше внимание на то, что законодательство России постоянно изменяется и написанная нами информация может устаревать. Для того чтобы решить возникший у вас вопрос по Уголовному праву, мы советуем вам обратиться за консультацией юриста в поддержку сайта.

Это интересно:  Авторское право составителей сборников

О признаках понятия плагиат» в авторском праве (Витко В.)

Дата размещения статьи: 21.11.2017

Часть I. Господствующий взгляд на понятие «плагиат»

ЛИТЕРАТУРА:

1. Близнец И., Леонтьев К. Плагиат и заимствования: правовой аспект // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2013. N 7.
2. Толочкова Н.Г. Гражданско-правовая охрана авторских прав от контрафакции и плагиата: Дис. . к. ю. н. Волгоград, 2004.
3. Мозолин В.П. О концепции интеллектуальных прав // Журнал российского права. 2007. N 12.
4. Добрякова Н.И. Заимствование или плагиат: российский и зарубежный опыт // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2015. N 1(13).
5. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2005.
6. Зенин И.А. Право интеллектуальной собственности: Учебник для магистров / И.А. Зенин. 8-е изд. М.: Издательство «Юрайт», 2013. С. 384.
7. Белов В.А. Гражданское право: Общая и Особенные части: Учебник. М.: АО «Центр «ЮрИнфоР», 2003. 628 с.
8. Мерзликина Р.А. Право интеллектуальной собственности: Учебник / Р.А. Мерзликина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика; Ставрополь: Сервисшкола, 2009. С. 273.
9. Овчинников И.В. Личные неимущественные права автора на произведения науки, литературы и искусства: правовая природа и содержание: Дис. . к. ю. н. М., 2016.
10. Денисов С.А., Молчанов А.А. О проблематике защиты авторских и смежных прав в гражданском и уголовном праве // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. N 2.
11. Богданова О.В. Защита интеллектуальных авторских прав гражданско-правовыми способами: Дис. . к. ю. н. М., 2016.
12. Табашников И.Г. Литературная, музыкальная и художественная собственность с точки зрения науки гражданского права и по постановлениям законодательств: Северной Германии, Австрии, Франции, Англии и России. Т. 1. СПб.: Тип. М.И. Попова, 1878.
13. Гришаев С. Плагиат: вопросы теории и практики // Хозяйство и право. 2013. N 10.
14. Бобкова О.В., Давыдов С.А., Ковалева И.А. Плагиат как гражданское правонарушение // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2016. N 7.
15. Флейшиц Е.А. Избранные труды по гражданскому праву. В 2 т. Т. 1. М.: Статут, 2015.
16. Анисимов А.П., Козлова М.Ю. Плагиат как феномен современной действительности // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. N 9.
17. Спасович В. Права авторские и контрафакция. СПб.: Тип. М.О. Вольфа, 1865.
18. Липцик Д. Авторское право и смежные права / Пер. с фр.; Предисловие М. Федотова. М.: Ладомир; Издательство ЮНЕСКО, 2002.
19. Фойницкий И.А. Курс уголовного права. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича. С. 163, 191. Цит.: Шершеневич Г.Ф. [20].
20. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань, 1891.
21. Иоффе О.С. Основы авторского права. М.: Знание, 1969.
22. Якушева Т.А. Регулирование отношений автора с издательством по авторскому праву Российской Федерации: Дис. . к. ю. н. Невинномысск, 2002.
23. Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности: Учебник. М.: Проспект, 2010.

/»ИС. Авторское право и смежные права», 2017, N 3/

Часть II. Выявление и обоснование сущностных признаков плагиата

Согласно п. 3, 7 ст. 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть произведения, на его название, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме.
Исходя из этого заимствование частей произведения, которые не образуют самостоятельного объекта авторского права, не является плагиатом. Под заимствованием понимается включение фрагментов чужого произведения в состав собственного, создаваемого своим творческим трудом.
Понятие «заимствование» часто используется при определении понятия «плагиат». Так, С.А. Судариков указывает: «Заимствование частей из чужих произведений и обнародование их под своим именем без указания источника заимствования и автора произведения также признается плагиатом» [9, с. 268]. Похожее мнение высказывает А.Г. Матвеев, предлагающий в авторском праве понятие «плагиат» определить как «полное либо частичное заимствование оригинальных элементов, содержащихся в чужом произведении, и представление их в качестве своих. Таким образом, плагиат — это нарушение авторских прав, а именно права авторства. » [10, с. 66].
Поскольку понятие «заимствование» утверждается необходимым признаком плагиата, то оно требует объяснения — установления его содержания.
В словарях русского языка слово «заимствовать» означает «занимать, брать в долг, извлекать, пользоваться» (словарь Даля). То есть заимствование — это действие по извлечению, использованию чего-нибудь у кого-нибудь. В авторских отношениях возможно заимствование мыслей, замысла произведения, что правом не запрещается. Подтверждение этому можно найти у Г.Ф. Шершеневича, который, говоря о плагиате, писал: «Заимствование сюжета, положений, имен — может быть в высшей степени предосудительно с точки зрения литературной этики. но следует признать, что контрафакции не будет, если в уста действующих лиц не вложены фразы, заимствованные из романа или повести» [11, с. 290].
Возникает вопрос: что же является объектом заимствования, которое ведет к нарушению права авторства на произведение?
По мнению Г.Ф. Шершеневича, заимствование может состоять в извлечении наиболее ценных в литературном отношении мест [11, с. 277], т.е. фрагментов произведения. Сводя мнения ряда цивилистов о понятии «плагиат», он заключает, что «плагиатом называется заимствование в пределах, дозволенных законом. без указания источника» [11, с. 279].
Попробуем разобрать высказанную цивилистом мысль.
Дефиниция плагиата сформулирована с применением двух понятий: «заимствование» и «без указания источника». Некоторое неудовлетворение вызывает первый признак. Во-первых, слово «извлечение», означающее в словарях русского языка «вытаскивание, выбирание» (словарь Даля), не имеет точного содержания в авторском праве и, скорее всего, может относиться только к вещи, но не объекту авторского права. Во-вторых, слово «извлечение» наталкивает на то, что все действие извлекателя заключается только в вытаскивании из чужого произведения фрагмента, с чем согласиться нельзя. Поэтому, по всей видимости, ученый имел в виду то, что фрагмент, извлеченный из чужого произведения, в дальнейшем включается в собственное произведение, и оба этих действия вместе составляют содержание понятия «заимствование».
Попутно заметим, что объектом, на который могут быть направлены действия плагиатора, является часть чужого произведения.
В более поздней своей работе ученый говорит о том, что «повторение отдельных частей из чужого художественного произведения в своем произведении называется плагиатом» [12, с. 260].
На наш взгляд, это определение является более точным. Слово «повторение» указывает на то, что действие плагиатора состоит в воспроизведении формы, в которой выражены мысли автора, в собственном произведении. Однако почему-то в нем отсутствует другой признак, обязательный при квалификации плагиата — «без указания автора». Ведь само по себе воспроизведение формы чужого произведения только может повлечь нарушение прав автора. Так, к примеру, когда мы у соседей одалживаем (заимствуем) соль, то это, конечно, присвоение вещи, но никто ведь не называет это воровством.
Если наши предположения правильны, тогда плагиат, по мысли Г.Ф. Шершеневича, — это воспроизведение формы, в которой выражены мысли автором, без указания его имени.
Определение понятия «плагиат» посредством применения термина «заимствование» не видится точным потому, что под него подходят не все возможные способы плагиата. Как верно замечал Бланк, «плагиатор скорее подражает, чем воспроизводит» [цит. по: 11, с. 278], поэтому заимствование фрагмента чужого произведения может заключаться как в дословном воспроизведении текста, так и в воспроизведении текста в собственном изложении, но с несущественным изменением формы.
Для квалификации плагиата совсем не требуется, чтобы форма, в которой приводятся мысли плагиатором, точно бы повторяла форму, созданную другим автором. Так, например, О.С. Иоффе, полагал, что «если разница в содержании незначительна, а расхождения в форме несущественны (перестановка фраз или абзацев, замена или перестановка слов, сочетание присвоенных и собственных текстов и т.п.)» [13, с. 19], то есть серьезные основания говорить о плагиате.
Какой вывод тут напрашивается? Тот, что при несущественном изменении формы произведения, когда мы видим лишь повторение готового взгляда, а не результат самостоятельного мышления, тоже будет плагиат, ведь «каждый обязан внести свою долю самостоятельного труда» [11, с. 276], а не быть «собирателем осколков чужого творчества».
Судебная практика стоит на такой же точке зрения. Так, по одному спору суд указал, что различие текстов по смысловой нагрузке, характеру изложения само по себе не является обстоятельствами, исключающими возможность заимствования из других источников (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 апреля 2013 г. N 5-КГ13-2).
Верно и то, что «заимствование темы или сюжета произведения, либо научных идей, составляющих его содержание, без заимствования формы их выражения не считается плагиатом» [14, с. 78]. Причина заключается в том, что «если мы отступим от взгляда, что только форма составляет предмет исключительного права автора, и перейдем на почву содержания, то мы должны будем прийти к заключению, что контрафакция будет всюду, где повторяется раз выбранная тема, сюжет» [11, с. 291].
Заимствование темы или сюжета произведения является подражанием, но не повторением чужого творчества, и поэтому своим результатом имеет самостоятельное произведение. В литературе высказана мысль, что будто бы подражание это исключает: «произведение, созданное на основе чужого, может оказаться только слабой копией уже существующего или подражанием ему. В таком случае есть некоторый элемент новизны, но нет элемента творчества, а потому и не возникает самостоятельного объекта авторского права» [15, с. 45].
Такой взгляд, кажется, нетрудно опровергнуть.
Начнем с действительной жизни, которая показывает, что вся русская литература XIX века была подражательной. Даже «сам Крылов — этот талант. долго не имел смелости отказаться от незавидной чести быть то переводчиком, то подражателем Лафонтена» [16, с. 130]. У В.Г. Белинского есть мысль, на наш взгляд, без сомнения верная, что подражатель «живет чужою мыслию — мыслию гения» [16, с. 266]. Развивая ее, можно сказать, что подражание — это «присвоение» идей, а не формы созданного другим автором произведения, и поэтому результатом подражания является новое самостоятельное произведение, и творец не теряет своей оригинальности.
В этой связи уместно обратить внимание на позицию С.А. Беляцкина, согласно которой «плагиат будет там, где кончается творчество личности и начинается механическая передача чужих идей и чужой формы, так что плагиатор выступает перед обществом. в качестве простого передатчика чужих идей, чужой формы под видом своих» [17, с. 101].
Подытоживая, полагаем, что нельзя признать удачным определение понятия «плагиат» с использованием термина «заимствование», который не имеет в авторском праве точного содержания, что может на практике приводить к ситуации правовой неопределенности.
Вся сложность раскрытия содержания понятия «плагиат» состоит в том, что если бы законодатель не дал определения понятия «плагиат», как он поступил, например, с понятием «исключительное право», но указал бы его признаки в статьях закона, то понятие «плагиат» могло бы быть сложено из этих признаков.
Но этого нет, и по этой причине затруднительно, опираясь на нормы авторского права, дать определение плагиату. Но возможно дать характеристику этому явлению путем выявления его сущностных авторско-правовых признаков.
Смотря на явление плагиата с экономической точки зрения, нам представляется, сущность его состоит в том, что плагиатор, не прикладывая собственного творческого труда, пользуется результатом чужого труда.
Если судить по его наружности, то, видимо, можно говорить о присвоении права авторства. Однако такой взгляд лишь скользит по поверхности, не проникая в сущность явления. Внутренне, существенно, с точки зрения авторского права, плагиат заключается в изложении мыслей (идей) в форме, созданной другим автором, без указания его имени. И значит, его объективными конститутивными признаками являются: 1) изложение мыслей в форме, созданной другим автором, 2) отсутствие указания имени творца.
Кажется, что понятие плагиата нуждается еще в одном признаке — условии об отсутствии творчества в труде плагиатора. На наш взгляд, это необходимое условие подразумевает первый признак. Во-первых, «повторение» формы, бесспорно, не требует творческого труда. Во-вторых, если допустить, что труд плагиатора по «повторению» формы будет творческим, то тогда невозможно, чтобы его результат составил ровно ту же форму (произведение), ранее созданную другим автором. Исходя из этого не думаем, что требуется отдельное указание на такое условие как на отдельный признак плагиата.
Охарактеризовав понятие плагиата посредством этих признаков, представляется возможным дать его предварительное определение: плагиат — это изложение лицом мыслей в объективной форме, созданной другим автором, без указания его имени.
Однако это определение не охватывает тот случай, когда одним автором заимствуется часть (или полностью) произведения, созданного в соавторстве, без указания имени соавтора, поэтому оно требует доработки.
Несомненно, что плагиат будет в случае неуказания одним из авторов произведения, права на которое принадлежат соавторам совместно, другого автора. Такой взгляд поддерживается в литературе. Так, С. Гришаев пишет, что «особая разновидность плагиата — опубликование под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени» [18, с. 55]. Примеры такой формы плагиата, когда заимствование фрагментов произведения одним из его авторов было сделано из неопубликованной рукописи, предназначенной для совместной монографии, без указания автором своего соавтора, есть в литературе [19, с. 157].
Исходя из этого плагиат должно определить так: плагиат — это изложение лицом мыслей в объективной форме, созданной другим автором (авторами), без указания имени автора (соавтора).
Другими словами, плагиат — это объявление себя автором произведения или его части, созданного другим лицом. Но тогда представляется, что в определении недостает признака «признания себя автором». Думаем, что отдельного указания на это не требуется. Ведь если имя подлинного автора не указано, то из этого следует, что автором считается лицо, которое изложило мысли во внешней форме. Правовым последствием плагиата является нарушение права авторства, также могут быть нарушены его иные личные и имущественные права.
Теперь необходимо ответить на вопрос о том, почему мы отказываемся в определении от ряда признаков, которые в литературе выдвигаются как необходимые при характеристике понятия плагиата.
В литературе высказывается мнение, что обнародование произведения, содержащего фрагменты чужого произведения, является обязательным условием при квалификации плагиата. Бесспорно, что чаще всего плагиат обнаруживается при обнародовании произведений, но является ли это условие необходимым для квалификации плагиата? В качестве довода указывается на то, что иначе невозможно узнать, содержит ли произведение части чужого произведения, а если содержит, то указан ли автор произведения.
Так, например, С.А. Судариков, определяя плагиат как «самовольное обнародование некоторым лицом под своим именем произведения, созданного другим автором» [9, с. 268], тем самым считает обнародование одним из признаков, характеризующих это понятие. Похожее определение плагиата содержит Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» в п. «в» ст. 50: «Обнародование полностью или частично чужого произведения под именем лица, не являющегося автором этого произведения».
Напротив, ряд авторов не считают, что обнародование является обязательным для плагиата, указывая на то, что «плагиатор во многих случаях способен достичь своих целей без обнародования произведения-плагиата» [20, с. 36], ввиду того что ознакомление с таким произведением может быть доведено до очень ограниченного круга лиц [20, с. 36]. Как видим, хотя авторы не считают обнародование необходимым условием, но при этом все-таки указывают на необходимость доведения плагиатором сведений об авторстве на чужое произведение до третьих лиц. Мы также полагаем, что обнародование произведения не является признаком плагиата. Но есть сомнение и в самой необходимости ознакомления с произведением плагиатора даже хотя бы некоторым кругом людей.
Вопрос, на наш взгляд, должен быть поставлен следующим образом: является ли необходимым доведение плагиатором до неопределенного круга людей (всеобщего) или хотя бы одному лицу объявления о своем авторстве на чужое произведение?
По закону авторские права признаются на необнародованное произведение. Значит, для признания создателем произведения себя автором нет необходимости публично объявлять о своем авторстве. Общество вообще может не знать о создании произведения, возможно, что произведение и не будет никогда доведено до сведения публики, но автор может признать свое авторство на это произведение.
Тогда почему необходимым признаком плагиата является объявление о «присвоении авторства» публике или кругу лиц? В чем состоит правовое последствие реализации возможности ознакомления с произведением некоторым кругом людей?
Если в этот круг людей не будет входить подлинный автор, а только он может требовать защиты своего права, то из того, что иные люди ознакомятся с произведением и придут к выводу, что оно содержит фрагменты чужого произведения, без указания автора, не следует никаких правовых последствий. Они могут дать только нравственную оценку действиям плагиатора, сказать, например, что «выдавать себя не за то, что ты есть на самом деле, — это. признак душевной низости» (Мольер, «Мещанин во дворянстве»).
Ведь по установлению закона они не могут требовать устранения ложного указания авторства на произведение. Поэтому непонятно, в чем состоит сама необходимость доведения произведения плагиатора обществу. Ведь публика, как мы уже заметили, в этом случае бесправна.
В таком случае весь круг людей может быть сведен к одному лицу — автору, который и правомочен требовать от третьих лиц указание его авторства. Тогда мы неминуемо приходим к тому, что квалификация плагиата зависит от осведомленности автора, и если автору неизвестно о покушении на его право авторства, то плагиата и нет.
С таким выводом согласиться невозможно.
По нашему мнению, плагиат не зависит от того, обнародовано или нет произведение, так как действительное нарушение права авторства происходит уже в момент выражения неким лицом мыслей в форме, созданной другим лицом, без указания его авторства. Ведь, если имя подлинного автора не указано, то тем самым по умолчанию предполагается, что произведение создано творческим трудом другого лица, которое и считается автором (ст. 1257 ГК РФ).
Основываясь на этих доводах, мы полагаем, что для характеристики плагиата не является обязательным не только обнародование произведения плагиатора, но и доведение иному лицу (лицам) признания об авторстве на чужое произведение. Поэтому не можем согласиться с тем, что «плагиат — это введение в гражданский оборот чужого произведения или его части под собственным именем» [21, с. 8].
Как право авторства не требует признания от общества творца в качестве автора, так и присвоение авторства плагиатором не нуждается в представлении обществу. Иначе мы должны признать, что закон и слеп, и глух и поэтому нуждается в подсказке публики о нарушении прав автора. Это не так — как только мысли будут изложены в форме, которая создана другим лицом, без указания на него, закон сразу берет под свою защиту права подлинного автора.
Создание плагиатором произведения, содержащего часть произведения другого автора, без указания его имени, — это юридический факт, который вызывает два последствия: 1) возникновение авторских прав на часть произведения, созданную своим самостоятельным трудом, 2) нарушение авторских прав на произведение (часть) другого автора.
Еще один довод против признания публичного характера действия плагиатора, т.е. представления публике себя автором произведения, не им созданного, критерием плагиата, состоит в том, что действие плагиатора направлено не против общества, а против творца, который только и может обратиться к закону за защитой.
Признав обнародование необходимым признаком плагиата, мы придем к тому, что если произведение плагиатора, содержащее части произведения другого автора, не обнародовано, то и нарушения права авторства нет. Приведем слова В.Г. Белинского о комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова: «Пример неслыханный: пьеса, которую вся грамотная Россия выучила наизусть еще в рукописных списках более чем за десять лет до появления ее в печати! Стихи Грибоедова обратились в пословицы и поговорки» [16, с. 172]. Разве в том случае, если некое лицо выдавало себя за автора строф из необнародованной комедии, оно не являлось плагиатором? Таким образом, нет оснований считать признаком плагиата публичное объявление лицом в качестве автора чужого произведения.
Резюмируя, должны сказать, что попытка осмыслить правовую природу явления «плагиат» привела нас к следующим выводам:
1) предложенные в литературе следующие признаки: а) «присвоение авторства», б) «обнародование», в) «незаконное использование», г) «противоправное», д) «умышленное» не должны присутствовать в определении понятия «плагиат», так как каждый из них, либо лишь в отдельности, характеризует особенность определенной формы плагиата, либо вообще не отражает сущности явления, и поэтому они не дают общего понятия как «отрицания частного явления и указание всеобщей идеи» [22];
2) с точки зрения авторского права объективными признаками плагиата являются: а) изложение мыслей в объективной форме, созданной другим автором (авторами), б) отсутствие указания имени автора (соавтора);
3) соединяя вместе эти признаки, возможно предложить следующее определение понятия «плагиат»: это изложение лицом мыслей в объективной форме, созданной другим автором (авторами), без указания имени автора (соавтора). Такое определение плагиата, на наш взгляд, «обнимает» все его возможные формы.

Это интересно:  Неисключительные права при усн доходы минус расходы

ЛИТЕРАТУРА:

1. Матвеев А.Г. Система авторских прав в России: нормативные и теоретические модели: Дис. . д. ю. н. М., 2016.
2. Белов В.А. Гражданское право: Общая и Особенные части: Учебник. М.: АО «Центр «ЮрИнфоР», 2003.
3. Хохлов В.А. О праве авторства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. N 4. С. 55.
4. Мерзликина Р.А. Право интеллектуальной собственности: Учебник / Р.А. Мерзликина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика; Ставрополь: Сервисшкола, 2009. С. 272.
5. Эртманн П. О структуре субъективных частных прав // Вестник гражданского права. 2007. N 3.
6. Табашников И.Г. Литературная, музыкальная и художественная собственность с точки зрения науки гражданского права и по постановлениям законодательств: Северной Германии, Австрии, Франции, Англии и России. Т. 1. СПб.: Тип. М.И. Попова, 1878.
7. Агарков М.М. Право на имя // Сборник статей по гражданскому и торговому праву. Памяти профессора Габриэля Феликсовича Шершеневича. М.: Статут, 2005.
8. Флейшиц Е.А. Избранные труды по гражданскому праву. В 2 т. Т. 1. М.: Статут, 2015.
9. Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности: Учебник. М.: Проспект, 2010.
10. Матвеев А.Г. К вопросу о декриминализации плагиата // Криминологический журнал Байкальского гос. университета экономики и права. 2012. N 3.
11. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань, 1891.
12. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1911.
13. Иоффе О.С. Основы авторского права. М.: Знание, 1969.
14. Денисов С.А., Молчанов А.А. О проблематике защиты авторских и смежных прав в гражданском и уголовном праве // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. N 2.
15. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М.: Изд-во АН СССР, 1956.
16. Белинский В.Г. Избранные философские сочинения. Гос. изд. политической литературы, 1948. Т. 2.
17. Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. СПб.: Издание Юридического книжного склада «Право», 1912.
18. Гришаев С. Плагиат: вопросы теории и практики // Хозяйство и право. 2013. N 10.
19. Петраков Н., Ивантер В. Рынок интеллектуального продукта (вместо рецензии) // Вопросы экономики. 1990. N 2.
20. Бобкова О.В., Давыдов С.А., Ковалева И.А. Плагиат как гражданское правонарушение // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2016. N 7.
21. Анисимов А.П., Козлова М.Ю. Плагиат как феномен современной действительности // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. N 9.
22. Соловьев В.С. Проповедник в пустыне: проповеди о праве (Избранные труды) / Сост. В.И. Лафитский и Е.А. Юртаева. М.: Статут, 2014. С. 293.

Это интересно:  Авторское право введение

pozakony.su

Решение жизненных ситуаций по закону.

pozakony.su

Решение жизненных ситуаций по закону.

  • Homepage
  • Авторское право
  • Что такое плагиат и какая ответственность за него существует?

Что такое плагиат и какая ответственность за него существует?

В последнее время все чаще наблюдаются ситуации, когда активируются разнообразные мошенники, главной целью которых является получение финансовой выгоды за счет результатов чужого труда. Если ранее нарушения в сфере авторского права фиксировались довольно редко, то с момента, когда интернет стал неотъемлемой частью жизни любого человека, таких нарушений стало в разы больше.

Теперь, имея доступ ко всемирной паутине каждый пользователь может воспользоваться чужими результатами умственной деятельности, скачивая и выдавая за свои произведения других людей. Подобное действие является противоправным, так как нарушает личностные права авторов, и потому подлежит ответственности, установленной государством. Однако, несмотря на все меры противодействия, случаев плагиата становится больше с каждым днем. Способствует подобному развитию событий множество факторов, среди которых образование подпольных фирм, основным занятием которых является незаконное копирование и дальнейшее распространение продукции, которая пользуется высоким спросом у потребителей.

Ключевые понятия

С таким понятием, как плагиат, каждый пользователь сталкивался хотя бы раз в жизни. Кто-то замечал, что его труды незаконно попадают в свободный доступ, а некоторые и вовсе пользуются чужими работами и выдают их за свои.

Плагиатом будут считаться противоправные действия, исполняемые совершенно сознательно пользователями, которые стремятся по каким-то личным причинам воспользоваться плодами чужой работы.

Как правило, такие пользователи выдают чужой труд за свой ради популярности, получения определенных финансовых выгод или ради общественного признания.

Действительная законодательная база РФ предусматривает ответственность за нарушение авторского права. При чем, наказание по данному нарушению будет довольно строгим, и регламентируется положениями ст.146 УК РФ. В данном нормативе указано, что случаи плагиата будут рассмотрены с особым вниманием, и если факт нарушения будет установлен, тогда злоумышленника будет ожидать довольно серьезное наказание, представленное в виде серьезного денежного штрафа, исправительных работ или тюремного заключения.

Выдвинуть обвинения в плагиате можно в таких ситуациях:

  1. Внесение в свой научный труд новаторских идей, уникальных разработок других исследователей без отсылки на имя истинного автора. Если в работе поданы чужие результаты напряженной умственной работы, нужно в обязательном порядке ссылаться на автора. Только так пользователь избежит обвинений в плагиате. В противоположном случае работа будет считаться плагиатом.
  2. Пользователь самовольно присваивает себе произведение литературного, музыкального или художественного жанров. При этом, чтобы привлечь злоумышленника к наказанию, нужно будет доказать, что он распространяет музыкальный плагиат без ссылки на признанного автора.
  3. Моральное или физическое давление на автора материала, призванное заставить последнего уступить часть авторских прав с целью внесения имени злоумышленника в качестве соавтора. Таким образом, нарушитель получит карт-бланш касательно распоряжения интеллектуальным трудом, что даст ему возможность в дальнейшем получать определенные финансовые выгоды, например, за счет продажи музыки.

Разновидности и формы плагиата

Законодатель различает несколько разновидностей плагиата:

  1. Умышленный (преднамеренный) плагиат. Здесь нарушитель действует по злому умыслу и намеренно присваивает себе авторство касательно конкретного материала. Самый яркий пример, когда автор музыки даже не догадывается, что его творение публично распространяется под другим авторством.
  2. Случайный плагиат. Здесь все куда сложнее, так как работа, представленная невольным нарушителем, не является полноценной копией, а имеет определенные сходства по смысловой нагрузке. Так, идентичность работ может быть объяснена одинаковыми источниками, используемыми для создания конечного материала, использованием схожих методик расчетов и т.д. Здесь определить факт нарушения будет проблематично, и зачастую, без суда не обойтись.

Так как сама система плагиата имеет массу тонкостей и особенностей, Законодательная база РФ идентифицирует данное нарушение как явное и неявное. В первом случае злоумышленник намеренно выдает плоды чужого труда за собственное сочинение, фактически не используя никаких действий, чтобы сделать представленный им материал более уникальным. А вот неявный плагиат будет характеризоваться дополнительными сложностями. Так, далеко не всегда можно установить, был ли сам факт нарушения, или же просто идентичность материала связана с иными факторами. Чтобы сделать ситуацию более понятной, законодатель определяет несколько форм плагиата:

  1. Полное копирование работы (часто встречается под наименованием копи паст). Злоумышленник берет чужое произведение и меняет имя автора на свое, после чего обнародует материал и предоставляет доступ к нему широкой аудитории (на бесплатной основе или же за определенную плату).
  2. Компиляция материала. Здесь факт плагиата будет определить куда сложнее, так как создатель материала использует несколько первоисточников, из которых компилирует новую работу, основываясь на свободном пересказе творений других авторов. Главным доказательством компиляции будут считать наличие уникальных цитат, расчетов и технологических наработок, указанных без ведома автора (правообладателя) или без отсылки на него.
  3. Публичное обнародование произведения, являющегося по сути свободным пересказом другого сочинения, за которым закреплено авторство совершенно иного исследователя. Конечно же, здесь плагиаты песен установить бывает проблематично, так как при создании материала пользователь все же провел масштабное исследование и использовал собственное видение проблемы.
  4. Коллективная работа, которая была обнародована без ведома части соавторов, или без указания их имен в списке создателей. Плагиат музыки будет определен, если пользователи, интересы которых были попраны, предоставят доказательства того, что они принимали непосредственное активное участие в создании итоговой работы.

Плагиат в современном обществе и его классифицирующие характеристики

Понятие плагиата появилась совсем недавно, и многие эксперты связывают развитие данного сегмента с распространением интернет технологий.

Как только всемирная сеть стала доступной для большинства пользователей, факты плагиата заметно участились, и стали нести огромный ущерб авторам музыки и других материалов, выраженный как в моральной форме, так и финансовой.

Изначально интернет давал возможность беспрепятственно ознакомиться с трудами именитых исследователей и ученых, однако теперь все это трансформировалось в совершенно новые горизонты, способные нанести огромный ущерб настоящему автору. И подобное будет продолжать наблюдаться, пока не будут изданы действительно эффективные механизмы и нормы, которые предотвратят или минимизируют возможные негативные последствия.

В качестве объекта плагиата будут непосредственно сами права автора, при этом в роли субъекта будут выступать любые пользователи, достигшие полного совершеннолетия, которые были уличены в попытках выдать чужое творение за результат собственного умственного труда.

Нельзя не заметить, что факт нарушения иногда бывает крайне непросто подтвердить. Потому, законодатель определяет, что обязательным признаком нарушения должно выступать сознательное скрытие информации о первоисточнике и его создателе, а также использование определенных материалов без ссылки на автора. Куда сложнее, если речь идет о видео и аудиоматериалах. Сейчас плагиат будет признан, если злоумышленник распространял нелицензированные копии материала, или же самостоятельно озвученные записи. Так, плагиат «Гравити Фолз» будет доказан, если у злоумышленника найдут нелицензионные копии мультсериала.

Ответственность за подтвержденный плагиат

Как ярко демонстрирует судебная статистика, степень наказания будет напрямую зависеть от того, насколько большой ущерб был нанесен первоначальному обладателю авторских прав. Речь идет не только о материальных потерях, но и о репутационных. Так, если деловой репутации автора был нанесен ущерб из-за незаконного копирования его исследований, он может искать защиту в суде.

В целом, касательно злоумышленника будут применены такие меры, которые предусматривает статья 146 УК РФ:

  • денежная компенсация в сумме до 200 тыс. рублей;
  • штрафные санкции в виде дохода за 18 месяцев;
  • обязательные или исправительные работы 480 часов и 1 год соответственно;
  • тюремный арест на 6 месяцев.

Некоторые параметры, определенные через суд, могут как уменьшить степень ответственности, так и наоборот, заметно отяготить ее. Если будет определено, что факт пиратства музыки далеко не первый, плагиат произведен группой лиц по предварительным договоренностям, к делу причастные государственные чиновники или уполномоченные должностные лица, тогда злоумышленник будет наказан куда строже.

Сумма штрафа может составить около 500 тыс. рублей, а тюремный арест вырастет до 6-летнего срока.

В любой ситуации, каким бы не был итог судопроизводства, одно будет точно неизменным. Нарушителя заставят удалить весь плагиат, и в некоторых ситуациях будут применены такие меры, как обнародование собственной ошибки согласно требованиям, которые выдвигает соответствующая статья кодекса РФ. Так, нарушитель будет вынужден опубликовать данные о настоящем авторе, и принести ему извинения за противоправное использование плодов его работы.

Статья написана по материалам сайтов: ruadvocate.ru, xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, pozakony.su.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector