+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Переход и передача прав в авторском праве

Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, кроме особых случаев, предусмотренных п.3, 4 и 5 статьи 1281 ГК РФ. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

Общественное достояние

Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора.

Переход и передача прав

Передача авторских прав может производиться как с помощью заключения договора, так и в порядке наследования.

ГК выделяет несколько видов авторских договоров:

1. лицензионный договор о предоставлении исключительного права на определенные виды использования — наиболее распространенный договор, наиболее важным условием которого является правильное определение набора видов использования произведения;

2. издательский лицензионный договор— договор об издании произведения, характеризующийся соответствующем набором видов использования произведения, условием о количестве экземпляров минимального и максимального тиражей, условий о дополнительных тиражах, а также условия о качестве бумаги, печати и иных условиях. В обязанность издателя также входит начать использование произведение в течение определенного договором срока, либо в течение обычного времени, в течение которого обычно необходимо начать использование. В случае задержки начала использования произведения автор вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке;

3. договор авторского заказа — договор, по которому автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Автор по условиям такого договора может предоставить право на использование произведения заказчику либо произвести отчуждение исключительного права на произведение в пользу заказчика.

В соотвествии со ст. 1283 авторское право на произведение переходит по наследству. Не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения.

Свободное воспроизведение

По ст. 1273 без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:

1) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

2) воспроизведения баз данных или их существенных частей;

3) воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 настоящего Кодекса;

4) репродуцирования (пункт 2 статьи 1275) книг (полностью) и нотных текстов;

5) видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;

6) воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;

4) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках;

5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

6) воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.

В случае, когда библиотека предоставляет экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот, во временное безвозмездное пользование, такое пользование допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. При этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.

Свободное использование произведения путем репродуцирования

По ст. 1275. допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование (подпункт 4 пункта 1 статьи 1273) в единственном экземпляре без извлечения прибыли:

1) правомерно опубликованного произведения — библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения и для предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов;

2) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) — библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

Репродуцирование (репрографическим воспроизведением) — факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования.

§ 6. Передача авторских прав по договору

Поскольку авторские права носят исключительный характер, использование произведения иными лицами, чем его автор, возможно только на основании законодательно установленных исключений из авторского права (случаи «свободного использования») либо при переходе авторских прав по наследству, либо по договору с автором.

В некоторых случаях специально оговаривать в договоре факт передачи прав практически не требуется: в авторском праве континентальных стран действуют презумпции о передаче исключительных прав на использование аудиовизуального произведения его продюсеру, а «служебного произведения» — работодателю в силу одного лишь факта заключения договора (соответственно, договора о создании аудиовизуального произведения и договора трудового найма), даже при умолчании в тексте договора о передаче таких прав.

Более того, иногда сама необходимость для зрелищного предприятия, организации вещания или иного пользователя заключать договор об использовании охраняемого авторским правом произведения отпадает. Так происходит в случаях признания в англо-американском нраве продюсера аудиовизуального произведения и работодателя (в отношении «служебных произведений») их авторами, то есть первичными обладателями исключительных авторских прав в полном объеме. Подобная ситуация как исключение возможна и в континентальном праве (в отношении заказчика компьютерных программ, а также «коллективных произведений» — например, энциклопедий и периодических изданий — в праве Франции; в некоторых видах договора заказа — в Германии).

Основные ограничения на передачу автором своих правомочий по договору касаются вида передаваемых прав. Авторское право государств континентальной Европы отрицает возможность передачи «моральных» прав. Вследствие тесной привязки их к личности автора они признаются неотчуждаемыми. Отдельные исключения, рассмотренные в § 4 применительно к праву на неприкосновенность произведения, не подрывают общего принципа.

Некоторые правовые системы (например, французская) устанавливают запрет на передачу исключительных прав в отношении произведений, которые могут быть созданы в будущем. Впрочем, такой запрет частично обходится в договорах, заключаемых обществами по коллективному управлению авторскими правами (авторскими обществами) в отношении произведений, которые будут созданы в период действия этих договоров. В праве других стран передача прав на будущее произведение в принципе возможна, но на деле она оказывается в значительной степени условна. Например, в праве Германии автор вправе расторгнуть такой договор в одностороннем порядке по истечении пятилетнего срока с момента его заключения.

Отчуждение материального носителя, на котором воплощено произведение, не влечет за собой автоматического перехода авторских прав на использование такого произведения.

Все же с переходом права собственности на экземпляры произведения могут связываться отдельные правовые последствия, умаляющие сферу исключительного права автора на использование.

Предметом авторского договора может быть передача как всего комплекса исключительных правомочий по использованию произведения, так и какого- либо отдельного правомочия. Содержание авторского договора подлежит рестриктивному толкованию: переданными считаются только те правомочия, условие о передаче которых прямо оговорено в тексте договора (например, передача издателю права па изготовление экземпляров, передача права на распространение торговой организации, передача права на публичное исполнение драматического произведения театру, передача права па радио- и телевизионную трансляцию вещательной организации).

В том случае, когда передается весь объем исключительных прав по использованию произведения и при этом они прекращаются у самого автора, говорят об уступке исключительного права, о правопреемстве. Если же автор передает пользователю право использовать произведение определенным способом в течение определенного срока, пе лишая себя титула обладателя исключительных прав (и, в частности, оставляя за собой возможность предоставлять право на аналогичное использование другим лицам), то имеет место простая (неисключительная) лицензия. Пользователь приобретает при этом обязательственное (договорное) право.

Формальному признанию перехода имущественных прав от автора в виде их уступки препятствует в континентальном праве концепция исключительных прав как взаимосвязанной совокупности имущественных и «моральных» правомочий. Однако даже в праве страны, придерживающейся монистической теории авторского права (понимающей его как единое правомочие), — Германии — предпринимаются практические попытки обойти такую ситуацию. В частности, за издателем с момента передачи ему автором произведения для издания может признаваться специфическое право на произведение, влекущее некоторые сходные с уступкой последствия. В англо-американском праве признается возможность уступки исключительных прав (см., например, § 101 Закона США) — за исключением уступки прямо признанных в праве этих стран «моральных» правомочий. Кроме того, по праву США уступка носит срочный характер (ее продолжительность не может превышать 35 лет).

На практике передача исключительных прав может происходить и в форме исключительной лицензии (не сопровождающейся правопреемством). Как отмечается в зарубежной доктрине, установить грань между уступкой исключительных прав и предоставлением исключительной лицензии не всегда просто.

В зависимости от того, какое правомочие передается, выделяются издательские договоры, договоры о публичном представлении, договоры на право экранизации, договоры о переводе и т. п.

Как правило, для авторских договоров законодательство зарубежных стран устанавливает обязательную письменную форму. Исключение составляет, в частности в праве США, неисключительная лицензия.

Размер причитающегося автору по договору вознаграждения определяется либо в виде процентов от доходов, полученных от использования произведения, либо в виде паушальной (заранее определенной) суммы. Второй способ расчета может быть применен только в тех случаях, когда на момент заключения договора основа для расчета пропорционально доходам от использования не представляется в достаточной степени определенной.

Передача прав на произведение: авторский и трудовой договоры

Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2007, N 3

Передача прав на произведение: авторский и трудовой договоры

Значительное число компаний используют в своей деятельности или сталкиваются в ходе ее осуществления с различными творческими произведениями, являющимися объектами авторского права, — дизайнерскими проектами, научными или литературными текстами, рисунками. В результате этого возникает ряд вопросов, связанных с правовыми аспектами использования данных произведений, а именно: каким образом компания может стать обладателем прав на произведение, созданное творческим трудом автора или коллектива авторов, какие существуют виды договоров о передаче авторских прав, зависит ли объем приобретаемых прав от вида договора.

В целом определенные права на произведения, являющиеся объектом авторского права, могут быть приобретены в результате:

— заключения авторского договора;

— создания произведения работником компании (в данном случае решающее значение имеет не авторский, а трудовой договор).

Проведем сравнительный анализ авторского и трудового договоров.

Статья 14 Закона об авторском праве содержит такое понятие, как «служебное произведение». Закон не приводит развернутого определения этого понятия, но устанавливает, что к служебным произведениям относятся произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя.

Таким образом, критерием служебного произведения является прежде всего наличие трудовых отношений между автором (работником) и работодателем. В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают на основании трудового договора. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, подписываемых обеими сторонами. После этого на основании трудового договора оформляется приказ о приеме на работу и производится запись в трудовой книжке.

В ситуациях, когда возникает спор о правомерности использования произведения, а трудовые отношения при этом неправильно оформлены, следует обратиться к ч. 2 ст. 67 ТК РФ. В соответствии с указанной статьей трудовой договор, оформленный ненадлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

Служебные обязанности работника, помимо самого трудового договора, определяются также должностными инструкциями, положениями о структурных подразделениях, уставами. Также при оспаривании работником прав на созданное им произведение факт создания именно служебного произведения помимо указанных документов можно подтвердить строкой из штатного расписания (где правильно указана должность работника), служебной перепиской. Одним из признаков служебного произведения является отнесение его к плановым работам, то есть выполнение этого произведения предусматривалось утвержденным планом или было зачтено в выполнение плана. Во избежание возможных споров рекомендуется среди должностных функций работника прописывать обязанности по созданию определенных объектов авторского права (перечень таких объектов приведен в ст. 7 Закона об авторском праве). Неточности и небрежности, допущенные со стороны работодателя при оформлении вышеперечисленных документов, могут в дальнейшем иметь негативные последствия.

Пример 1. А.А. Горчаков — автор рекламных текстов ООО «Поздравление». Но в штатном расписании он был записан в качестве менеджера общего отдела. Официально в его должностные обязанности составление рекламных текстов не входило. В дальнейшем при переходе на работу в конкурирующую фирму А.А. Горчаков потребовал изъять все созданные им тексты из работы, поскольку они не являются служебными произведениями и, соответственно, все права на их использование принадлежат ему, а не ООО «Поздравление».

Произведение считается созданным в порядке выполнения служебного задания в случае, когда именно создание конкретного произведения является содержанием служебного задания. Примечательно, что работодатель вправе использовать такое служебное произведение и способом, отличным от целей служебного задания. Желательно предусмотреть систему передачи работником созданных им произведений (это могут быть соответствующие приказы, служебные записки, акты сдачи-приемки работ и др.).

Следует иметь в виду, что, если работник для создания произведения использовал материалы работодателя (например, оргтехнику, канцелярские принадлежности), нельзя однозначно говорить о том, что это произведение считается служебным. Произведение, созданное работником, состоящим в штате организации, но не связанное с его непосредственными трудовыми обязанностями, не является служебным. Это касается и произведений, созданных непосредственно в рабочее время (в данном случае работодатель может привлечь работника к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей или к материальной ответственности в размере стоимости израсходованных не по назначению материалов).

Пример 2. Режиссер А.А. Иванов по согласованию со сценаристом написал закадровый текст к снятому им фильму, после чего обратился к руководству телестудии с просьбой выплатить вознаграждение. Руководство студии в выплате вознаграждения отказало по той причине, что А.А. Иванов работает в штате телестудии и получает заработную плату. Однако в дальнейшем суд удовлетворил требования А.А. Иванова, поскольку в его обязанности режиссера не входило написание закадрового текста.

Объем авторских прав, принадлежащих автору и работодателю

Закон об авторском праве, в отличие от ранее действовавшего законодательства, стоит на страже интересов работодателя. В частности, ст. 14 предусматривает, что все исключительные права на использование служебного произведения (имущественные права) принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ними не предусмотрено иное. Имущественные права принадлежат работодателю с момента создания произведения в силу наличия трудовых отношений с автором. Для перехода исключительных прав к работодателю ссылка в трудовом договоре на ст. 14 Закона об авторском праве не нужна, эти права сохраняются за работодателем и после расторжения трудового договора.

Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:

воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

публично показывать произведение (право на публичный показ);

публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

переводить произведение (право на перевод);

переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);

сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Это интересно:  Авторское право кондитерские рецепты

Поскольку все имущественные права принадлежат работодателю на исключительной основе, автор произведения (работник) не вправе передавать созданное им произведение третьим лицам. Работодатель же вправе использовать такое произведение как в своих собственных интересах, так и передавать право на его использование третьим лицам. Кроме того, не имеет значения, если работодатель не использует произведение. Это означает, что, если по какой-либо причине работодатель не заинтересован в дальнейшем использовании служебного произведения, это не дает автору служебного произведения прав на его использование.

Работнику (как автору) принадлежат личные неимущественные права на служебное произведение. Для сведения: в некоторых зарубежных странах именно работодатель, а не работник считается автором служебного произведения.

Личные неимущественные права являются неотчуждаемыми и включают:

— право признаваться автором произведения (право авторства);

— право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

— право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

— право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Исходя из перечня авторских прав можно предположить, что работник, являясь автором служебного произведения, обладает определенной возможностью манипулировать работодателем, запрещая делать произведение доступным для публики или запрещая вносить в него необходимые изменения. Однако это не так. Хотя автор и наделен правом решать вопрос о готовности произведения к обнародованию, он обязан дать такое разрешение, поскольку иначе это может быть рассмотрено как нарушение трудовых обязанностей. Также автор не может запретить указывать на титульном листе произведения наименование или логотип организации.

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от имущественных прав и сохраняются за ним в случае передачи исключительных прав на использование произведения третьим лицам.

Одним из личных неимущественных прав автора является право на имя, то есть право на указание имени работника в качестве автора произведения. Но что делать, если нет возможности или необходимости указывать его имя при каждом случае использования произведения? Теоретически такой отказ может стать основанием для судебного иска. Чтобы избежать судебного разбирательства, можно прописать в договоре с автором, что работник разрешает использовать созданные им произведения без указания его имени.

Как было отмечено, исключительные права на использование произведения принадлежат работодателю, если в договоре с работником не предусмотрено иное. Таким образом, эта норма Закона об авторском праве является диспозитивной и может быть изменена по обоюдному согласию сторон. В частности, в трудовом договоре можно предусмотреть, что все или часть исключительных прав остаются за работником. В этом случае для дальнейшего использования произведения с работником необходимо будет заключить авторский договор о передаче тех или иных исключительных прав на произведение работодателю.

Особого внимания заслуживает положение ст. 14 Закона об авторском праве, предусматривающее, что договором между автором и работодателем устанавливается размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок выплаты вознаграждения. Как правило, многие работодатели «забывают» об этом, считая, что труд работника и так уже оплачен заработной платой. Сами работники зачастую просто не знают о такой норме. Однако если дело дойдет до судебного разбирательства, то у работника как у автора служебного произведения есть все шансы получить причитающееся вознаграждение.

Для избежания подобных разбирательств рекомендуется отдельно поощрять работников за произведения, созданные ими в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания. Причем предпочтительнее письменное закрепление порядка использования произведения и его оплаты. Поскольку конкретный вид договора Закон об авторском праве не определяет, то эти положения можно включить и в трудовой договор.

Обратите внимание на то, что в соответствии с п. 4 ст. 14 Закона об авторском праве положения, касающиеся служебных произведений, не распространяются на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий. Согласно п. 2 ст. 11 Закона об авторском праве исключительные права на использование указанных изданий принадлежат издателям, а авторы произведений, являющихся частями издания в целом, сохраняют исключительные права на использование своих произведений.

Авторский договор относится к разряду гражданско-правовых договоров и регулируется нормами Гражданского кодекса РФ и Закона об авторском праве.

Суть авторского договора состоит в том, что одна сторона (автор или лицензиар) передает (предоставляет, уступает), а другая сторона (пользователь или лицензиат) получает определенные авторские права на использование конкретного произведения. При этом передаются всегда имущественные права. Личные неимущественные права остаются за автором. Исчерпывающий перечень имущественных прав был приведен выше в разделе о трудовом договоре. Стороной договора не всегда является сам автор произведения, это может быть любой иной правообладатель, в том числе и юридическое лицо (например, работодатель, обладающий всеми исключительными имущественными правами на служебное произведение).

Исходя из характера передаваемых имущественных прав выделяют договоры о передаче:

— исключительных имущественных прав (или имущественных прав на исключительной основе);

— неисключительных имущественных прав (соответственно, имущественных прав на неисключительной основе).

Так, если заключается договор о передаче исключительных прав, то это означает, что только пользователь вправе самостоятельно использовать произведение в объеме, предусмотренном договором, он также вправе запрещать другим лицам использовать это произведение (в том числе и самому автору). При заключении договора о передаче неисключительных имущественных прав пользователь может использовать произведение предусмотренными в договоре способами, но не вправе запрещать кому-либо еще использовать это произведение (таким правом в данном случае обладает автор).

Но могут иметь место договоры, в которых одни имущественные права передаются как исключительные, а другие — как неисключительные. Или на определенный срок конкретное право передано на исключительной основе, а по истечении этого срока — на неисключительной основе. Стороны договора вправе выбрать любой вариант, если этого требуют их интересы.

Что касается формы авторского договора, ст. 32 Закона об авторском праве устанавливает следующее:

— авторский договор должен быть заключен в письменной форме;

— авторский договор об использовании произведения в периодической печати может быть заключен и в устной форме;

— при продаже экземпляров программ для ЭВМ и баз данных и предоставлении массовым пользователям доступа к ним допускается применение особого порядка заключения договоров.

Заключение авторского договора в письменной форме возможно следующими способами: составление и подписание единого документа или обмен перепиской, свидетельствующей о желании сторон заключить договор. Наиболее распространен первый вариант. К самому договору могут прилагаться описание произведения, календарный план, порядок распределения вознаграждения и др. (эти документы будут являться составной частью авторского договора).

Однако если авторский договор заключен не в письменной форме, то это не влечет его недействительности, а означает, что стороны лишаются права ссылаться на свидетельские показания для подтверждения факта наличия договора. Однако они могут при этом приводить иные доказательства: подпись автора при получении вознаграждения, переписку сторон и другие документы, подтверждающие наличие соглашения об использовании конкретного произведения (п. 1 ст. 162 ГК РФ). Необходимо обратить внимание, что авторский договор, заключенный в устной форме, предполагает, что по нему переданы неисключительные права и лишь на разовое использование произведения.

Содержание авторского договора и предмет договора

В авторском договоре необходимо отметить, какое именно произведение передается от автора пользователю. Вторым важным аспектом является объем и характер передаваемых прав на использование этого произведения. При составлении авторского договора нужно учитывать следующее. Пункт 4 ст. 30 Закона об авторском праве устанавливает, что передаваемые права считаются неисключительными, если в договоре не предусмотрено иное. Но судом исходя из содержания положений договора права могут быть признаны исключительными, даже если в договоре об этом не говорится.

Судебно-арбитражная практика. В п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Информационное письмо) приводится дело, по которому требования одной из сторон основывались на том, что в авторском договоре не было дословного указания на передачу автором исключительных прав. Соответственно, по мнению этой стороны, произошла передача неисключительных прав. Однако указанные доводы были отклонены судом, поскольку в тексте договора было сказано, что права передаются на четыре года, а автор не имеет права использовать эти произведения названными в договоре способами и разрешать такое использование третьим лицам. Буквальное толкование текста договора не оставило суду сомнений в том, что были переданы именно исключительные права.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются непереданными (п. 2 ст. 31 Закона об авторском праве). Также сторона, получившая определенные имущественные права на использование произведения, вправе передавать (уступать) их третьим лицам, если такая возможность прямо установлена договором. Если, несмотря на отсутствие такого положения в договоре, права будут переуступлены, это повлечет недействительность как данного договора переуступки, так и всех последующих договоров (п. 10 Информационного письма).

Таким образом, в авторском договоре необходимо четко прописывать, какие именно имущественные права передаются, являются ли они исключительными, и при необходимости предусматривать возможность их уступки третьим лицам. Например, в договоре можно предусмотреть, что «передаются права на использование произведения всеми способами, указанными в ст. 16 Закона об авторском праве».

Еще один интересный аспект. По авторскому договору пользователь получает право на использование произведения определенным способом, указанным в договоре. Но обязан ли он этим правом воспользоваться во что бы то ни стало? Судебная практика исходит из того, что если в авторском договоре не предусмотрена обязанность фактически использовать произведение, то пользователь не обязан это делать (п. 8 Информационного письма). То есть после получения имущественных прав пользователь самостоятельно принимает решение, реализовать эти права или нет.

Срок передачи прав

Согласно ст. 31 Закона об авторском праве в авторском договоре должен быть предусмотрен срок, на который передаются имущественные права. Если указание на срок отсутствует, то договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения. Перед этим автор обязан за шесть месяцев до расторжения договора уведомить об этом пользователя.

Авторский договор может быть заключен и на весь срок действия авторского права на это произведение — в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Стороны могут предусмотреть в договоре и случаи его досрочного прекращения.

Территория использования прав

Кроме срока передачи прав, в авторском договоре необходимо указать территорию, на которую передаются имущественные права (территорию, на которую будет распространяться действие этого договора). Иначе действие передаваемых прав ограничивается территорией Российской Федерации. Примечательно, что в договоре нельзя предусмотреть передачу права на использование произведения только на части территории РФ (например, в пределах одного региона), поскольку согласно ст. 8 Конституции РФ «в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. «

Нередко в договорах предусматривается, что территория передачи права на использование произведения — весь мир. Такая формулировка не будет являться нарушением законодательства.

В соответствии с п. 3 ст. 31 Закона об авторском праве вознаграждение автора определяется в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения. Если такой вариант расчета вознаграждения невозможен (в связи с характером произведения или особенностями его использования), вознаграждение определяется в виде фиксированной суммы или иным способом. При указании в договоре фиксированной суммы Закон об авторском праве требует установления в договоре максимального тиража произведения. При выпуске дополнительных тиражей автор имеет право на дополнительное вознаграждение, определяемое соглашением сторон (в связи с этим нередко издательства завышают в договорах максимальный тираж). Если авторское вознаграждение определяется в виде процента, максимальный тираж может не устанавливаться.

Таким образом, авторский договор должен содержать условия о размере авторского вознаграждения или о порядке его определения. Форма, сроки, порядок выплаты и размер авторского вознаграждения самостоятельно определяются сторонами. При этом предусмотрено, что Правительством РФ устанавливаются минимальные ставки такого вознаграждения (Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»).

Помимо перечисленных выше требований к содержанию авторского договора, установленных отдельными статьями Закона об авторском праве, стороны вправе включить в договор любые иные требования, отвечающие интересам сторон и не противоречащие действующему законодательству.

Так, в авторском договоре, как правило, в разделе «Права и обязанности сторон», указываются сроки передачи произведения автором, порядок передачи, количество экземпляров, требования к внешнему виду, срок действия договора, основания и порядок изменения и расторжения договора, ответственность сторон и т.д. В договоре может быть предусмотрено, что при отсутствии каких-либо оговоренных элементов произведение считается несданным. Кроме того, стороны могут предусмотреть порядок осуществления автором контроля над использованием произведения (например, право автора знакомиться с бухгалтерскими и иными документами, содержащими сведения об использовании произведения). Также по своему усмотрению стороны вправе установить специальные основания для расторжения договора (например, право автора расторгнуть договор в случае непредоставления ему права ознакомиться с документами об использовании произведения).

Вместе с тем существуют некоторые ограничения по включению определенных положений в авторский договор:

— предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, не известные на момент заключения;

— условие авторского договора, ограничивающее автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области, является недействительным;

— предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем (исключение — авторский договор заказа).

Авторский договор заказа

Авторский договор заказа является особым видом авторского договора и заключается между автором и будущим пользователем произведения (заказчиком) по поводу произведения, которое еще не создано (ст. 33 Закона об авторском праве). При этом в договоре определяются условия, которым должно соответствовать произведение (например, объем, структура). Обязанностью автора по такому договору является не только создание, но и передача произведения заказчику. Кроме того, в договорах заказа предусматривается обязанность автора в согласованный с заказчиком срок внести в произведение необходимые исправления и добавления. При этом заказчик обязан выплатить автору аванс в счет последующего авторского вознаграждения.

Справка. Часто бывает, что стороны заключают смешанные договоры, то есть одновременно содержащие элементы разного вида договоров (например, помимо авторского, элементы договоров купли-продажи, аренды, подряда и др.). Это своего рода проявление основополагающего принципа договорного права — свободы гражданского договора. В таких случаях к части смешанного договора, содержащей положения о передаче авторских прав, применяются нормы авторского права, к другим частям договора — нормы соответствующего типа.

Итак, при заключении авторского договора необходимо уяснить, какие именно условия являются существенными для сторон договора и что необходимо получить от контрагента. Также следует убедиться, что договор заключается с автором или иным правообладателем и что права, передаваемые вам, не были до этого переданы иным пользователям. В случае заключения договора с автором или правообладателем, ранее уже заключавшими договоры на это произведение, требуется четко определить, какие права были переданы по другим договорам, чтобы впоследствии настоящий авторский договор не был признан недействительным.

Разграничение авторского и трудового договоров

Иногда на практике возникают сложности с разграничением указанных видов договоров. В этом случае правильная квалификация договора имеет большое значение, поскольку от вида договора напрямую зависит объем прав как автора произведения, так и пользователя. Так, когда заключенный договор, на основании которого было создано определенное произведение, не содержит указания на то, что это именно трудовой договор, он может быть признан авторским договором (что крайне невыгодно для работодателя, так как все исключительные имущественные права будут принадлежать автору произведения и с ним необходимо будет заключать авторский договор).

При определении вида договора необходимо учитывать, что предметом трудового договора является трудовая деятельность, то есть спорный договор предусматривает выполнение одной из сторон какой-то трудовой функции. В свою очередь, авторский договор предусматривает достижение конкретного творческого результата, согласованного сторонами. Но в отдельных случаях и трудовой договор может быть заключен с целью выполнения определенной творческой работы и создания в результате конкретного произведения. Как в этом случае доказать, что договор является трудовым, а не авторским? В такой ситуации значение имеют следующие обстоятельства: был ли автор произведения включен в трудовой коллектив, подчинялся ли правилам внутреннего распорядка, какие трудовые права и льготы были за ним закреплены, получал ли ежемесячное вознаграждение за выполняемую работу.

Однако необходимо учитывать один важный момент: даже если договор будет признан трудовым, а произведение — созданным штатным работником, но выяснится, что оно было создано не в связи с исполнением работником его служебных обязанностей, то все исключительные имущественные права на использование произведения будут принадлежать работнику, а не работодателю.

Как видно, для передачи авторских прав по авторскому договору необходимо согласовать целый ряд условий, являющихся существенными для сторон договора: условия об объеме и характере имущественных прав, о сроке передачи прав, о размере авторского вознаграждения и др. По авторскому договору всегда передаются только те имущественные права (способы использования произведения), которые прямо зафиксированы в договоре, и в случае отсутствия указания на то, что эти права являются исключительными, переданные права признаются неисключительными.

Работодатели же приобретают все имущественные права на служебное произведение, созданное сотрудником организации, в силу наличия трудовых отношений. Причем это всегда именно исключительные имущественные права (если в договоре с работником не предусмотрено иное). Следовательно, работодатели, являясь законными правообладателями, имеют полное право:

Это интересно:  Международное авторское право кратко

— запрещать кому-либо использовать служебные произведения любыми способами, указанными в ст. 16 Закона об авторском праве;

— воспроизводить и распространять служебные произведения в любом объеме, в любые сроки и в любых целях;

— заключать авторские договоры о передаче имущественных прав на служебные произведения с иными пользователями (как на исключительной, так и на неисключительной основах).

Однако Закон об авторском праве наделяет определенными личными неимущественными правами и работников организации, являющихся авторами служебных произведений. Кроме того, ст. 14 Закона содержит обязательное требование о выплате работнику вознаграждения за каждое использование произведения. С целью избежания нарушений прав работников желательно вносить в трудовые договоры положения, касающиеся авторских прав работников и отмеченные в разделе про трудовой договор. Это будет определенной страховкой для работодателя при возникновении возможных споров. Проблема заключается в том, что типовые формы трудовых договоров, заключаемых организациями, как правило, не содержат таких положений. Кроме того, творческая работа, оформленная в качестве служебного произведения, может носить разовый характер, и помимо нее работник выполняет иные трудовые обязанности. Но, если служебные произведения имеют значительную ценность для организации, рекомендуется предусматривать соответствующие положения в трудовом договоре или заключать с работниками дополнительные соглашения, что впоследствии может значительно сэкономить время и деньги, потраченные на отстаивание интересов организации.

Авторское право

Предмет и основные термины авторского права. Возникновение авторского права. Срок действия авторского права, переход права собственности на произведение. Заключение авторского договора. Законодательный порядок наследования и передачи авторского права.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.05.2014
Размер файла 26,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки ФГАОУ ВПО «Северо-восточный федеральный университет» им. М.К. Амосова

Кафедра Многоканальных телекоммуникационных систем

на тему: Авторское право

Насколько важна эта тема? Авторское право не самая важная тема в гражданском праве. Это просто один из его разделов. Не очень большой, но и не маленький. Это специфическая область гражданского права, в которой нуждаются специалисты узкого профиля.

Я выбрал для себя эту тему потому, что являюсь артистом оркестра Государственного Цирка РС(Я), преподавателем эстрадного вокала в Институте современных искусств и исполнителем композиций музыкального искусства, в том числе джазовых стандартов (на большинство которых не распространяется авторское право), а также являюсь автором ряда музыкальных произведений (классика, фри-джаз, музыка к спектаклям), в том числе и песен на иностранном языке (соул, джаз, прогрессивный рок). В будущем эти знания пригодятся мне в моей творческой работе. С 1993 г, насколько мне известно, в авторском праве ничего не изменилось.

авторское право договор наследование

1. Авторское право

Итак, авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах состоит из Закона РФ «об авторском праве и смежных правах» издаваемых в соответствии с вышеуказанным Законом других актов законодательства Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», а также принимаемых на основе вышеуказанного Закона законодательных актов республик в составе Российской Федерации.

б) Термины авторского права

В авторском праве применяются специальные термины: автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение; аудиовизуальное произведение — произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайд-фильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации; база данных — объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и так далее), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ); воспроизведение произведения изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях — одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением; воспроизведение фонограммы изготовление одного или более экземпляров фонограммы или ее части на любом материальном носителе; запись — фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение; изготовитель аудиовизуального произведения — физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения; при отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этом произведении обычным образом; изготовитель фонограммы физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков; при отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на содержащем ее футляре обычным образом; исполнение — представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком); исполнитель — актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер; обнародование произведения осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом; опубликование (выпуск в свет) — выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения, фонограммы; передача в эфир — сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения). При передаче произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания в эфир через спутник под передачей в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания могут быть доведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой; передача организации эфирного или кабельного вещания передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией; показ произведения — демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности; последующая передача в эфир — последующая передача в эфир ранее переданных в эфир произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания; программа для ЭВМ — объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения; произведение декоративно-прикладного искусства — двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического пользования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовляемое промышленным способом; публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения — любые показ, исполнение или сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимаются ли произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания в месте их сообщения или в другом месте одновременно с сообщением произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания; режиссер-постановщик спектакля — лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного спектакля (представления); репродуцирование (репрографическое воспроизведение) факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание; репрографическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение указанных копий в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме; сдавать в прокат (внаем) — предоставлять экземпляр произведения или фонограммы во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды; сообщать — показывать, исполнять, передавать в эфир или совершать иное действие (за исключением распространения экземпляров произведения или фонограммы), посредством которого произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания становятся доступными для слухового и (или) зрительного восприятия, независимо от их фактического восприятия публикой; сообщать для всеобщего сведения по кабелю — сообщать произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения посредством кабеля, провода, оптического волокна или с помощью аналогичных средств; фонограмма — любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков; экземпляр произведения — копия произведения, изготовленная в любой материальной форме; экземпляр фонограммы — копия фонограммы на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме.

в) Объект авторского права.

Авторское право распространяется: на произведения, обнародованные либо не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников; на произведения, обнародованные либо не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Произведение также считается опубликованным в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации.

При предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.

Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных статьей 17 закона «об авторском праве и смежных правах» Объектами авторского права являются: литературные произведения (включая программы для ЭВМ); драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайд-фильмы, диафильмы и другие кино- и теле произведения); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения.

Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.

К объектам авторского права также относятся: производные произведения (переводы, обработки, аннотации, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства); сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Не являются объектами авторского права: официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

г) Возникновение авторского права

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

д) Авторские права

Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности: С; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения.

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения.

Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно.

Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.

Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющие результат творческого труда (составительство).

Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение.

Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свои произведения независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором.

Авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих составных произведений.

Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания.

Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом.

Переводчикам и авторам других производных произведений принадлежит авторское право на осуществленные ими перевод, переделку, аранжировку или другую переработку.

Переводчик и автор другого производного произведения пользуется авторским правом на созданное им произведение при условии соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.

Авторское право переводчиков и авторов других производных произведений не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы и переработки тех же произведений.

Авторами аудиовизуального произведения являются: режиссер-постановщик; автор сценария (сценарист); автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор).

Заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение.

Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения.

Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.

Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.

На создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий вышеуказанное не распространяется. Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв; право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Это интересно:  Авторские и интеллектуальные права разница

Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять, за свой счет, из обращения, ранее изготовленные экземпляры произведения. При создании служебных произведений положения настоящего пункта не применяются.

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.

Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия: воспроизводить произведение (право на воспроизведение); распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение); импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт); публично показывать произведение (право на публичный показ); публично исполнять произведение (право на публичное исполнение); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю); переводить произведение (право на перевод); переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проекта включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.

Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

Право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.

Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

Переход права собственности на произведение изобразительного искусства (возмездно или безвозмездно) от автора к другому лицу означает первую продажу этого произведения.

В каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и так далее) по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20 процентов, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в размере 5 процентов от перепродажной цены (право следования). Указанное право является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону на срок действия авторского права.

Конечно любой из обычных пользователей пользовался авторскими произведениями и не платил никакого авторского вознаграждения это допустимо, но исключительно в личных интересах.

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования: 1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати; 2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью; 3) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором; 4) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках; 5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках; 6) воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения. Также допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли: 1) правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов; 2) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях; 3) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведения, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или когда изображение произведения используется для коммерческих целей.

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение произведений для судебного производства в объеме, оправданном этой целью. Организация эфирного вещания может без согласия автора и без выплаты дополнительного вознаграждения делать запись краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на передачу в эфир, при условии, что такая запись производится организацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудования и для ее собственных передач.

При этом организация обязана уничтожить такую запись в течение шести месяцев после ее изготовления, если более продолжительный срок не был согласован с автором записанного произведения. Такая запись может быть сохранена без согласия автора произведения в официальных архивах, если запись носит исключительно документальный характер.

Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или базы данных, вправе без получения разрешения автора или иного обладателя исключительных прав на использование произведения и без выплаты дополнительного вознаграждения: 1) внести в программу для ЭВМ или базу данных изменения, осуществляемые исключительно в целях ее функционирования на технических средствах пользователя, осуществлять любые действия, связанные с функционированием программы для ЭВМ или базы данных в соответствии с ее назначением, в том числе запись и хранение в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети), а также исправление явных ошибок, если иное не предусмотрено договором с автором; 2) изготовить копию программы для ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей и для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда оригинал программы для ЭВМ или базы данных утерян, уничтожен или стал непригоден для использования. При этом копия программы для ЭВМ или базы данных не может быть использована для иных целей, чем указано в подпункте 1 настоящего пункта, и должна быть уничтожена в случае, если владение экземпляром этой программы для ЭВМ или базы данных перестает быть правомерным.

Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия автора или иного обладателя исключительных прав и без выплаты дополнительного вознаграждения воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст (декомпилировать программу для ЭВМ) или поручить иным лицам осуществить эти действия, если они необходимы для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной этим лицом программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой, при соблюдении следующих условий: 1) информация, необходимая для достижения способности к взаимодействию, ранее не была доступна этому лицу из других источников; 2) указанные действия осуществляются в отношении только тех частей декомпилируемой программы для ЭВМ, которые необходимы для достижения способности к взаимодействию; 3) информация, полученная в результате декомпилирования, может использоваться лишь для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, не может передаваться иным лицам, за исключением случаев, если это необходимо для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, а также не может использоваться для разработки программы для ЭВМ, по своему виду существенно схожей с декомпилируемой программой для ЭВМ, или для осуществления любого другого действия, нарушающего авторское право.

Допускается без согласия автора произведения, исполнителя и производителя фонограммы, но с выплатой им вознаграждения воспроизведение аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения исключительно в личных целях.

2. Вознаграждение за воспроизведение, указанное в пункте 1 настоящей статьи, выплачивается изготовителями или импортерами оборудования (аудио- и видеомагнитофоны, иное оборудование) и материальных носителей (звуко- и (или) видеопленки и кассеты, лазерные диски, компакт-диски, иные материальные носители), используемых для такого воспроизведения.

3. Вознаграждение не выплачивается применительно к оборудованию и материальным носителям, указанным в абзаце первом пункта 2 настоящей статьи, которые являются предметом экспорта, а также к профессиональному оборудованию, не предназначенному для использования в домашних условиях.

е) Срок действия авторского права.

1. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

2. Автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным органом Российской Федерации, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось.

3. Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования.

Если в течение указанного срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется положение абзаца первого пункта 1 настоящей статьи.

4. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

5. Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 50 лет после его выпуска.

В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации.

В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года.

6. Исчисление сроков начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Произведения, которым на территории Российской Федерации никогда не предоставлялась охрана, также считаются перешедшими в общественное достояние.

Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора (статья 15 настоящего Закона «об авторском праве и смежных правах»).

Правительством Российской Федерации могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории Российской Федерации произведений, перешедших в общественное достояние. Такие отчисления выплачиваются в профессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, и не могут превышать одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений.

Авторское право переходит по наследству.

Не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав. Эти правомочия наследников сроком не ограничиваются.

При отсутствии наследников автора защиту указанных прав осуществляет специально уполномоченный орган Российской Федерации.

ж) Авторский договор

Условия авторского договора перечислены в ст. 31 «Закона об авторском праве и смежных правах» Авторский договор должен быть заключен в письменной форме.

Авторский договор об использовании произведения в периодической печати может быть заключен в устной форме.

При продаже экземпляров программ для ЭВМ и баз данных и предоставлении массовым пользователям доступа к ним допускается применение особого порядка заключения договоров, установленного Законом Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Возможно заключение между заказчиком и автором Авторского договора заказа.

По авторскому договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. А заказчик обязан в счет обусловленного договором вознаграждения выплатить автору аванс. Размер, порядок и сроки выплаты аванса устанавливаются в договоре по соглашению сторон.

Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право). Автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение; Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Список использованной литературы

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность и юридическая природа понятия авторского права. Особенности регулирования имущественных и личных неимущественных отношений нормами авторского права. Понятие произведения как результата творческой деятельности автора. Субъекты авторского права.

курсовая работа [49,3 K], добавлен 13.09.2015

Понятие, виды и критерии охраноспособности объекта авторского права. Произведения, не являющиеся объектами авторского права. Трактовка творчества как акта самостоятельного создания произведения. Публикация произведения, сфера действия авторского права.

контрольная работа [20,4 K], добавлен 07.12.2013

Определение авторского права, его принципы, основные функции, задачи и источники. Признаки объектов авторского права и их перечень. Классификация субъектов авторского права, их анализ и сравнение. Личные неимущественные и имущественные права авторов.

курсовая работа [45,7 K], добавлен 27.04.2010

Понятие и основные функции авторского права. Понятие и критерии охраноспособности объекта авторского права. Основные виды субъектов авторского права и его возникновение. Соавторы и составители как субъекты авторского права. Правопреемники и иные лица.

курсовая работа [46,9 K], добавлен 18.06.2014

Суть авторско-правовой охраны: поиск баланса между интересами творческой личности и общества. Понятие авторского права и сфера его регулирования. Источники и виды авторского права. Субъекты и объекты авторского права. Типовые авторские договора.

курсовая работа [41,5 K], добавлен 25.02.2010

Общие положения, функции, источники, субъекты и объекты авторского права. Содержание договора авторского права. Сфера действия авторских и смежных прав. Права и обязанности сторон. Совокупность норм авторского права и судебная практика в данной области.

курсовая работа [82,0 K], добавлен 12.07.2012

Понятие и функции авторского права, его главные источники и значение. Виды объектов авторского права и критерии их охраноспособности. Произведения, не являющиеся объектами права в данной сфере. Виды субъектов авторского права и его возникновение.

курсовая работа [47,4 K], добавлен 05.02.2014

История авторского права и его место в российской правовой системе. Источники, принципы и функции авторского права в России. Права наследников автора произведений. Лица, к которым перешли имущественные права на объекты авторского права вследствие закона.

курсовая работа [43,8 K], добавлен 28.01.2016

История развития авторского права в России. Содержание авторского права. Объекты авторского, смежного и патентного права. Суть авторского права и тенденции его развития в России. Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах.

контрольная работа [40,6 K], добавлен 29.08.2012

Становление и развитие авторского права в Российской Федерации. Авторское право на музыкальные произведения. Меры ответственности за нарушения в сфере авторского права. Защита авторского права в США: сравнительный анализ с защитой авторского права в РФ.

курсовая работа [44,9 K], добавлен 19.06.2015

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Статья написана по материалам сайтов: all-sci.net, hr-portal.ru, revolution.allbest.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector