Отграничение псо от смежных отраслей права

Трудовое право РФрегулирует непосредственно трудовые отношения и др. отношения, тесно связанные с ними. Оно тесно соприкасается с ПСО, поскольку общими категориями для этих отраслей являются, в частности: трудовой стаж (общий, специальный, страховой), размеры оплаты труда работников. Однако, ПСО не вторгается в сферу регулирования ТП РФ, а решает свои поставленные задачи.

Административное право РФрегламентирует отношения между соответствующими органами государственного управления в связи с их функциями (организационно – распорядительными) в сфере социального обеспечения.

Финансовое право РФ регулирует отношения, связанные с формированием и распределением бюджетов соответствующих государственных фондов (ПФР,ФСС, ФОМС). Соответственно, данные отношения являются предметом финансового права (а не ПСО).

Гражданское право РФ (кроме прочего)регулирует, в частности, имущественные отношения между гражданами и юридическими лицами. Что касается вопросов соцобеспечния, то в настоящее время у граждан существует реальная возможность воспользоваться услугами негосударственных пенсионных фондов, заключив соответствующий договор (о негосударственном пенсионном обеспечении) с фондом[15]. Такие отношения по своему характеру являются гражданско – правовыми и входят в предмет гражданского права РФ (а не ПСО).

10.Правоотношения: понятие, структура, юридические факты

Из теории права известно, что правоотношения – это общественные отношения, урегулированные правовыми нормами[16]. Соответственно, правоотношения по социальному обеспечению–это урегулированные нормами права отношения по поводу различных мер данного обеспечения (осуществление денежных выплат, оказание социальных услуг, предоставление определённых льгот и др.), которые возникают (изменяются, прекращаются) между соответствующими субъектами – гос. учреждениями и физ. лицами, имеющими на них право. Данные отношения составляют предмет ПСО (т.е. материальные, процедурные, процессуальные).

Из теории права также известно, что структура правоотношений состоит из 3 элементов: субъектов, объектов, содержания

Субъекты правоотношений.В правоотношениях, составляющих предмет ПСО, одним из субъектов всегда является физ. лицо, которое должно обладать правоспособность (т.е. возможностью иметь права и нести обязанности) и дееспособностью (т.е. способностью лица своими действиями приобретать, реализовать гражданские права, создавать для себя обязанности и их исполнять). К числу субъектов относятся: граждане РФ; апатриды; иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ, а также иные иностранцы, при наличии МД (соглашений) с РФ; беженцы и вынужденные переселенцы. Другим субъектом является государственный или иной орган: органы здравоохранения, образования, исполнительной власти, профсоюзы, органы министерств и ведомств, предприятия, учреждения, организации и др.

Объектом правоотношенийявляется определённо очерченный круг отношений, возникающих (изменяющихся, прекращающихся) в связи с социальным обеспечением лиц конкретными видами социальных гарантий. Объекты ПСО (как и группы правоотношений предмета) могут быть материальными, процедурными, процессуальными.

Содержание правоотношений – это совокупность прав и обязанностей субъектов тех или иных групп отношений. Так, содержанием материального отношения является, с одной стороны, право лиц на определенный вид соцобеспечения (размер, сроки, порядок прописаны законодателем), а с другой – обязанность соответствующего органа принять определённое решение (положительное или отрицательное). Содержанием процедурногоотношения является право лица установить необходимые юридические факты (порядок прописан законодателем), с одной стороны, и обязанность соответствующего органа провести проверку и принять соответствующее решение по обращению данного лица. Содержанием процессуальногоотношения является право лица на рассмотрение его жалобы (порядок прописан законодателем) на действия (бездействия) должностных лиц, органов власти, с одной стороны, с другой – обязанность соответствующего гос. органа рассмотреть жалобу и принять решение по существу.

Наиважнейшее значение имеют юридические факты. Это те жизненные обстоятельства (события, действия), с которыми законодатель связывает практическое возникновение, изменения, прекращение правоотношений по социальному обеспечению.

В ряде случаев для возникновения правоотношений не достаточно единичного юридического факта, необходим сложный юридический состав, который представляет собой совокупность необходимых юридических фактов (к примеру, при назначении пенсии по инвалидности устанавливается личность инвалида, группа, причина и др.).

Отграничение права социального обеспечения от других отраслей права

Любую самостоятельную отрасль права необходимо отграничить от других отраслей, регулирующих смежные отношения. Для права социального обеспечения такими являются трудовое, административное и финансовое право.

Административное право. Отношения между различными органами государственного управления в связи с их исполнительно-распорядительной деятельностью по организации социального обеспечения включаются в предмет административного права.

Финансовое право. Отношения, связанные с образованием и расходованием средств различных государственных фондов (ПФР, ФФОМС, ФСС) нс являются предметом права социального обеспечения, а относятся к финансовому праву.

Гражданское право. В последние годы в России наблюдается значительный рост числа НПФ, что создает предпосылки для формирования разветвленной сети дополнительного пенсионного обеспечения. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ О негосударственных пенсионных фондах» закрепил правовой статус этих некоммерческих организаций. Однако исключительным видом их деятельности является негосударственное пенсионное обеспечение участников конкретного фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда. Таким образом, указанные отношения следует считать гражданско-правовыми.

Это интересно:  Авторские права на апелляционную жалобу

Трудовое право, как известно, регулирует трудовые и тесно связанные с ними общественные отношения. Право социального обеспечения хотя и связывает определенные виды обеспечения с наличием у гражданина трудовых отношений в настоящем или прошлом, однако в их содержание не вмешивается, а потому может существовать параллельно, вытекать из них либо предоставляться независимо. Общими для трудового права и права социального обеспечения являются вопросы, связанные с трудовым стажем – общим и специальным страховым, непрерывным. Однако в каждой из указанных отраслей этим видам трудового стажа придается различное юридическое значение. Так, если непрерывный стаж в социальном обеспечении учитывается при назначении пособия по временной нетрудоспособности, то в трудовом праве его продолжительность имеет значение при возникновении права на вознаграждение за выслугу лет или премии по результатам работы предприятия за год. Специальный стаж в трудовом праве является одним из условий продвижения по службе. В праве социального обеспечения специальный страховой стаж необходим для назначения пенсий за выслугу лет, а также пенсий по старости в связи с особыми условиями труда.

Трудовое право — одна из отраслей права. Ее отграничение от смежных отраслей права (гражданского, административного, права социального обеспечения).

Трудовое право – отрасль права, регулирующая при активном участии его субъектов трудовые отношения работников с работодателями и другие непосредственно с ним связанные, производственные от них отношения и устанавливающая права и обязанности по труду на производстве субъектов трудового права и ответственность за их нарушение.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений”.

ТП и ГП:

1) Предмет: ТП- процесс труда. ГП- результат процесса труда.

2) Метод: ТП- стороны равноправны лишь в момент заключения ТД. ГП- стороны равны и независимы в течение всего срока действия договора.

3) Организация труда: ТП- работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка. ГП- работник независим и свободен в исполнении гражданско-правового договора.

4) Объект труда: ТП- обязан выполнять труд функцию-работу по определенной квалификации. ГП- связан с выполнением индивидуально-конкретного задания.

5) Характер отношений: ТП- труд от-я и иные, непосредствен связанные с ними от-я. ГП- имущественные отношения.

ТП и АП:

1) Предмет: ТП- организационно-управленческие от-я в сфере труда. АП- отношения в сфере гос.управления.

2) По методу: ТП- стороны равны в момент заключения ТД. АП- одна сторона всегда в подчинении другой

3) Субъект: ТП- работник и работодатель. АП- физ или юр лицо и испол власть

ТП и ПСО:

1) Предмет: ТП- комплекс общественных отношений по труду на производстве. ПСО- общественные отношения, складывающиеся при реализации гражданами прав на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери кормильца.

2) Метод: ТП- договорной характер, стороны равны в момент заключения ТД. ПСО- не свойстве договорной порядок возникновения и изменения правоотношений.

3) Субъект: ТП- работник и работодатель. ПСО- граждане и спец гос органы(по поводу предоставления отдельных видов обеспечения из различных государственных фондов)

Временный перевод на другую работу.

Перевод на другую работу-постоянное или временное изменение трудовой функции работника и(или) структурного подразделения, в котором работает работник(если стр подразделение было указано в труд договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем.

Временный перевод на другую работу

1) По соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до одного года, а в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, — до выхода этого работника на работу. Если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным.

Это интересно:  Авторское право конспект кратко

2) В случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник может быть переведен без его согласия на срок до 1 месяца на не обусловленную ТД работу у того же работодателя для предотвращения указанных случаев или устранения их последствий.

3) Перевод работника без его согласия на срок до 1 месяца на не обусловленную ТД работу у того же работодателя допускается также в случаях простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника, если простой или необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны чрезвычайными обстоятельствами, указанными в части второй настоящей статьи. При этом перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника.

При переводах, осуществляемых в случаях, предусмотренных частями 2 и 3, оплата труда работника производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

§ 4. Отграничение права социального обеспечения от других отраслей права

Любая отрасль права не замыкается на регулировании общественных отношений, входящих в ее предмет, так как в праве не может быть абсолютно изолированных друг от друга отраслей. Несмотря на многообразие общественных отношений, различные их группы находятся в тесной взаимосвязи и соотношении между собой. Основными критериями, используемыми для выделения в общей национальной системе права соответствующих отраслей, являются предмет и метод правового регулирования, позволяющие с высокой степенью объективности раскрывать сущностные признаки каждой из них. Поскольку специфика метода всегда обусловлена спецификой самого предмета правового регулирования, то отграничение права социального обеспечения от иных отраслей следует проводить с учетом именно данного критерия.

Право социального обеспечения, являясь составной частью единой системы российского права, в то же время имеет специфические особенности и свой собственный предмет правового регулирования.

Конституционное праворегулирует комплекс общественных отношений, через которые обеспечиваются единство и стабильность общества как целостной системы, то есть основы конституционного строя, статус гражданина, федеративное устройство, система и порядок образования органов власти. Конституция РФ в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» 1 закрепляет права граждан в сфере социального обеспечения, в ст. ст. 71, 72 определяет порядок координации в регулировании здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Нормы конституционного права, объект регулирования которых составляют общие принципы статуса личности 2 : воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественных, неотчуждаемых прав человека; входят в сферу взаимоотношений государства и личности; предполагают подключение многих отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений 1 . Так в отношениях, регулируемых нормами права социального обеспечения, реализуются конституционные права граждан в сфере социального обеспечения.

Финансовое праворегулирует общественные отношения, связанные со сбором, распределением и использованием денежных средств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Финансы (денежные средства) служат экономическим инструментом распределения валового внутреннего продукта и национального дохода и обслуживают многообразные потребности общества, в том числе и в сфере социальной деятельности государства 2 . Реализация гражданами права на многообразные виды социального обеспечения осуществляется, как уже говорилось выше, определенными организационно-правовыми способами. При этом государство определяет источники финансирования и регулирует нормами финансового права отношения по финансированию расходов на выплату гражданам пенсий, пособий, предоставлению медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования РФ). Указанные отношения возникают между соответствующими компетентными органами. Граждане субъектами таких отношений не являются.

Административное право регулирует отношения в сфере управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, в число которых входят и органы социальной защиты населения, предоставляющие гражданам различные виды социального обеспечения в соответствии с административными регламентами.

Право социального обеспечения может быть отграничено и от некоторых других отраслей права (трудового, гражданского, семейного, жилищного). Критерием для такого отграничения, как уже говорилось выше, является предмет правового регулирования.

Трудовое право– это отрасль российского права, регулирующая трудовые и другие, непосредственно с ними связанные отношения, например, отношения

Это интересно:  Авторское право на одежду

по занятости и трудоустройству граждан, нуждающихся в помощи со стороны государственных органов в подыскании подходящей работы и трудоустройстве, в получении новой профессии, специальности, квалификации, в повышении квалификации и переквалификации. Указанные выше граждане, получившие статус безработного, могут быть также субъектами отношений, входящих в предмет права социального обеспечения, если они возникают по поводу предоставления им социальных гарантий со стороны государства в виде материального обеспечения (пособия по безработице, стипендии, иных компенсационных выплат).

Гражданин, вступивший в трудовые отношения, в силу закона подлежит обязательному социальному страхованию. Работодатель как субъект отношения по государственному обязательному социальному страхованию, тесно связанного с трудовым, обязан застраховать работника и уплачивать страховые взносы в соответствующие фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования). В то же время, при наступлении страховых случаев, указанных в законе (нетрудоспособности, рождении ребенка, безработицы, достижении пенсионного возраста и др.), застрахованный реализует право на соответствующее материальное обеспечение (пенсию, пособие и др.), становясь субъектом социально-обеспечительного отношения, входящего в предмет права социального обеспечения,

Сам процессе трудовой деятельности наемного работника позволяет формировать его будущие социально-обеспечительные права: приобретать трудовой стаж, который имеет юридическое значение для приобретения права на страховую пенсию и ее размер; кроме того, размер будущей пенсии будет зависеть и от величины страхуемого заработка. Названные выше права будут реализованы в отношении, входящем в предмет права социального обеспечения.

Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. Обязательства по оказанию платных услуг, включая услуги, оказываемые пожилым гражданам, инвалидам, семьям с детьми, являются объектом гражданского права. В то же время, гарантированное государством предоставление аналогичных услуг указанным субъектам бесплатно либо за частичную плату может осуществляться и в порядке их социального обслуживания в рамках соответствующего отношения, также входящего в предмет права социального обеспечения.. Социальные услуги (бесплатно или на условиях частичной оплаты) за счет средств общества предоставляются не всем гражданам, а только тем, которые прямо указаны в законе, с целью удовлетворения их специфических потребностей.

Нормы гражданского права регулируют обязательства по страхованию в различных формах: обязательное; условно-обязательное и добровольное. Одним из видов страхования является дополнительное добровольное пенсионное страхование, которое осуществляется негосударственными пенсионными фондами в интересах любого лица, заключившего договор негосударственного пенсионного обеспечения. Данные отношения нормами права социального обеспечения не регулируются в отличие от пенсионных отношений, возникающих в порядке обязательного государственного пенсионного страхования, когда страхователем выступает работодатель, а страховщиком пенсионный фонд РФ

Предметом семейного права являются личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие из брака, рождения детей и принятия детей на воспитание в условиях семьи (усыновление, приемная семья, опека, попечительство). Нормами права социального обеспечения регулируются отношения по поводу предоставления семье социального обеспечения, как в виде различных социальных выплат, так и в виде социальных услуг и льгот (пенсий по случаю потери кормильца, страховых выплат в случае смерти кормильца в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, пособий в связи с рождением и воспитанием детей, на содержание приемного ребенка, субсидий и компенсаций социально значимых расходов семьи, социальных услуг, медицинской и лекарственной помощи др.).

В настоящее время наблюдается связь права социального обеспечения с жилищным правом, которую следует рассматривать через отношения, складывающиеся по поводу предоставления нуждающимся гражданам специализированных жилых помещений, а также жилищных субсидий.

Нормы жилищного права закрепляют такой вид жилых помещений, как специализированные жилые помещения (дома системы социального обслуживания населения; дома для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами и др.). В нормах права социального обеспечения закрепляется круг субъектов, имеющих право на бесплатное либо с частичной оплатой проживание (постоянно или временно) в указанных помещениях.

На современном этапе весьма актуальными становятся отношения по поводу предоставления социально незащищенным гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Субсидии предоставляются в соответствии с нормами, закрепленными в Жилищном кодексе РФ, гражданам, признанным нуждающимися в социальной поддержке со стороны государства.

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, studopedia.net, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector