Особенности охраны авторских прав

Переводы и иные производные произведения. Составные произведения

Переводы литературных произведений, аранжировки музыкальных произведений и иные результаты творческой переработки иных произведений обычно относят к классу так называемых производных произведений. Правда, следует признать, что данное понятие, так же как и понятие оригинальных произведений, является во многом условным. В той или иной степени почти все создаваемые произведения частично заимствуют элементы из ранее существовавших произведений, особенно вошедших в фонд народной и мировой культуры.

Тем не менее выделение особой категории производных произведений связано с необходимостью распространения на них правил, характерных для так называемых зависимых произведений, к числу которых относятся также составные произведения. Использование производных произведений всегда подразумевает одновременное использование тех оригинальных произведений, в результате перевода или переработки которых производные произведения были созданы, точно так же как использование составного произведения всегда подразумевает использование вошедших в него произведений.

Распространение авторско-правовой охраны на переводы и иные производные произведения предусмотрено Бернской конвенцией, согласно п. 3 ст. 2 которой переводы, адаптации, музыкальные аранжировки и другие переделки литературного или художественного произведения охраняются наравне с оригинальными произведениями, без ущерба правам автора оригинального произведения.

Данная формулировка означает, что при использовании перевода или иного производного произведения должны соблюдаться не только права лица, осуществившего перевод, аранжировку или иную переработку произведения, но и авторские права на оригинальное произведение, подвергшееся переводу или переработке. Таким образом, для правомерного использования переведенных или переработанных произведений договоры должны заключаться не только с авторами переводов или переработок либо их правопреемниками, но и с обладателями авторских прав на оригинальные произведения, подвергшиеся переводу или переработке, разумеется, если их права охраняются на территории Российской Федерации.

Такие договоры обычно заключаются не самими переводчиками или иными авторами переработок, а теми лицами, которые заинтересованы в использовании результатов их деятельности.

Переводами и иными производными произведениями признаются только результаты творческой деятельности по переводу или переработке иных произведений. Если деятельность по переводу или переработке имела только технический характер, никакого производного произведения не возникает, так же как и прав на него, хотя использование результата такой технической деятельности может привести к нарушениям прав автора оригинального произведения.

Хотя договором с автором оригинального произведения может быть установлено иное, согласно общему правилу переводчики и авторы иных производных произведений не могут запретить автору оригинального произведения или иным обладателям прав на него использовать такое произведение по собственному усмотрению, в том числе разрешать иным лицам переводить или перерабатывать такое произведение.

Авторским правом охраняются не только отдельные произведения, но и так называемые составные произведения, представляющие собой результат творческой деятельности авторов-составителей по подбору и расположению включенных в такие составные произведения материалов.

Составное произведение охраняется независимо от того, включены ли в него произведения, охраняемые авторским правом, или оно состоит из каких-либо иных материалов. Разумеется, в случае включения автором-составителем в составное произведение охраняемых авторским правом произведений иных авторов должны соблюдаться права таких авторов. Составное произведение в этом случае будет рассматриваться как зависимое, т.е. созданное на основании иных произведений.

Особым видом составных произведений являются так называемые базы данных, причем следует признать, что данное понятие является неоднозначным.

В абзаце втором п. 2 ст. 1260 ГК РФ указывается, что под базой данных понимается представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ), т.е. подразумевается одновременное выполнение двух условий:

  • 1) наличие систематизированной совокупности информационных элементов;
  • 2) наличие возможности поиска и обработки таких включенных в базу данных элементов с помощью программы для ЭВМ.

Охрана составных произведений специально предусмотрена п. 5 ст. 2 Бернской конвенции: Сборники литературных и художественных произведений, например, энциклопедии и антологии, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат интеллектуального творчества, охраняются как таковые, без ущерба правам авторов каждого из произведений, составляющего часть таких сборников».

Пунктом 2 ст. 10 Соглашения TRIPS также предусмотрено, что «компиляции данных или иных материалов» как в машиночитаемой, так и в иной форме, представляющие собой по подбору или расположению их содержания результат творческого труда, охраняются авторским правом. При этом такая охрана не распространяется на эти данные или на материалы и не затрагивает чье-либо авторское право, относящееся к самим данным или материалам.

При использовании составного произведения, представляющего собой по подбору и расположению материалов результат творческой деятельности, должны соблюдаться как авторские права лиц, осуществивших деятельность по его составлению (или их правопреемников), так и авторские права на каждое из произведений, включенных в это составное произведение. В частности, для правомерного использования составных произведений договоры должны быть заключены не только с авторами данных составных произведений или их правопреемниками, но и с каждым из обладателей авторских прав на каждое из охраняемых авторским правом произведений, включенных в составное произведение.

В ГК РФ для выражения данного подхода применена следующая формулировка: «переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения» (п. 3 ст. 1260 ГК РФ).

Следует считать, что авторское право на составное и любое иное производное произведение при несоблюдении данных требований все же возникает, хотя и не может быть реализовано в связи с тем, что любое использование производного произведения привело бы к нарушению прав произведения, включенного в составное произведение, или произведения, подвергшегося переводу или переработке.

Кроме того, нарушение прав на произведения, включенные в составное произведение, будет связано не с самим фактом такого включения в результате осуществления составителем собственной творческой деятельности, а прежде всего с последующим использованием составного произведения (воспроизведением, распространением экземпляров и т.д.), в результате чего и окажутся нарушенными конкретные права авторов.

На практике обычно договоры с обладателями прав на произведения, вошедшие в составное произведение, заключает не сам составитель такого произведения, а лица, заинтересованные в его использовании (издательства и др.).

В п. 4 ст. 1260 ГК РФ специально оговаривается, что авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на «самостоятельные объекты авторских прав» (соответственно переводы, иные переработки, составные произведения) и являются независимыми от охраны прав авторов произведений, использованных при создании перевода, составного или иного производного произведения.

Так, права авторов производных и составных произведений будут охраняться даже в том случае, если переводу подверглось не охраняемое авторским правом произведение либо при создании составного произведения вообще не использовались какие-либо охраняемые авторским правом объекты.

Порядок использования произведений, подвергшихся переводу или переработке либо включенных в составное произведение, устанавливается в договорах, заключаемых с обладателями прав на них, однако в п. 5 ст. 1260 ГК РФ специально оговаривается, что если такими договорами не предусмотрено иное, авторы произведений, включенных в составное произведение, сохраняют за собой право использовать свои произведения отдельно от составного произведения, в том числе разрешать их включение в иные составные произведения.

Переводчики, авторы производных произведений, составители приобретают права только на созданные ими соответственно перевод, иное производное произведение, составное произведение. Любые иные лица вправе без их разрешения осуществлять перевод, иную переработку тех же произведений, подбор и расположение тех же или иных материалов по собственному усмотрению.

Пункт 7 ст. 1260 ГК РФ предусматривает закрепление за издателями газет, журналов, энциклопедий, периодических и продолжающихся сборников научных трудов и других периодических изданий двух особых прав — права использования таких изданий и права на указание наименования издателя при любом использовании таких изданий.

По своему существу такие права не являются авторскими — их содержание, порядок осуществления, применимые меры ответственности в случае нарушения ГК РФ не предусмотрены, а развитая судебная практика по данным вопросам, насколько известно, также отсутствует.

В любом случае использование издания должно осуществляться с соблюдением прав авторов включенных в такое издание произведений, причем авторы таких произведений сохраняют за собой исключительные права на использование своих произведений отдельно от издания. Разумеется, эти права также могут быть приобретены издателем или иными заинтересованными лицами по договору с авторами или их правопреемниками либо по иным законным основаниям.

Особенности защиты авторских прав в Российской Федерации

Наука, литература и искусство являются теми сферами человеческой жизни и деятельности, на которые в первую очередь обращено авторское право, ибо именно к этим областям правом относятся объекты, охраняемые авторским правом. Нет нужды определять, что есть наука, литература и искусство, поскольку значение данных понятий очевидно — гораздо важнее определить виды объектов, авторские права на которые могут принадлежать конкретным физическим лицам.

Очевидно, что не всякий результат мыслительной деятельности человека охраняется и защищается нормами авторского права. Не всякий упорядоченный (или анархически соединенный) набор слов, звуков, цветов или цифровых знаков признается объектом авторского права. Чтобы попадать под защиту норма авторского права, результат интеллектуальной деятельности должен подпадать под критерии охраноспособности, которых в Российском праве два:

  • — творческий характер произведения;
  • — объективная форма его выражения.

Итак, объектом авторского права является произведение. Понятие «произведение» является базисной категорией авторского права. Если обратиться к определениям произведения, даваемым в юридической литературе, то выстраивается весьма широкий спектр определений. Так, некоторые авторы понимают под «произведением» «материализовавшееся в конкретную форму вдохновение»[1], «идеальную систему научно-технических категорий (произведения науки), литературных и художественных образов (произведения литературы и искусства)»[2]. Другие авторы, например В.И.Серебровский (определение которого считается наиболее точным) указывает на то, что «произведение — это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения»[3]. Мы придерживается традиционного определения произведения как «результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме», поскольку так или иначе все обширные определения строятся на аналогичном, воплощая в себя в разной мере основные признаки или принципы произведения как категории авторского права.

Это интересно:  Что будет если отменить авторское право

Отметим, что в Законе «Об авторском праве» не дается определения понятию «произведение» — даются определения лишь отдельных видов произведений. Объяснением этому может быть то, что произведение — это сложный многоплановый объект, и каждое определение по сути субъективно, и выдает только некоторые характеристики произведении.

Охраноспособность произведения определяется единовременным наличием обоих указанных признаков. Отсутствие любого из названных критериев не позволяет говорить о наличии произведения как объекта авторского права. При этом объектом авторского права может служить как произведение в целом, так и его часть (включая его название), которая удовлетворяет названным критериям охраноспособности и может использоваться самостоятельно.

Творческий характер произведения подразумевает как творческий характер процесса сотворения, так и творческий характер результата сотворения. Показателем творческого характера произведения является его новизна, оригинальность (не скопированность), неповторимость, уникальность, креативность. Это может выражаться в новом содержании, новой идее, новой концепции, форме, композиции. Не вызывает сомнений факт, что произведение как результат должно быть творческим. Но всегда ли процесс создания произведения должен быть творческим? Если рассуждать логически, то произведение должно создаваться в процессе творческого труда, то есть и сам процесс изготовления должен быть творческим, «новым». Однако нужно учитывать, что произведение может создаваться годами, и первые его стадии могут быть совсем «не творческими», а повседневными, и только завершающий этап может отличаться творчеством в прямом смысле. Достаточно ли этих нескольких завершающих штрихов (которые могут занимать по времени и трудоемкости всего несколько процентов от всего объема вложенных усилий), отличающих его от «неоригинального» произведения? На наш взгляд, в любом случае такое творение будет считаться объектом авторского права. Показателем оригинальности является результат деятельности — а раз конечный результат считается творческим, соответственно и произведение является творческим, независимо от того, был ли процесс изготовления творческим и в какой мере. На практике все спорные случаи решаются в суде и судья, привлекая в случае необходимости экспертов, определяет степень творчества, учитывая и характер процесса создания произведения.

В связи с этим, как замечает В.О. Калятин, показательно то, что в англосаксонской судебной практике можно заметить отход от трактовки характеристики произведения (охраняемое произведение должно быть оригинальным) в сторону характеристики деятельности автора: произведение будет признаваться оригинальным, если автор проявил достаточное «умение, рассудительность и труд» или осуществил «отбор, оценку, проверку», если произведение было создано «в поте лица». Фактически в этих странах не требуется, чтобы идеи или форма выражения идеи были оригинальными, но только чтобы сама работа была создана непосредственно автором, а не скопирована им[4].

Известно, что произведение будет рассматриваться в качестве творчески нового и в том случае, если по-новому выражены замысел и художественные образы, что имеет место при переработке повествовательного произведения в драматическое и наоборот. Кроме этого, новым произведение будет и в том случае, если используется чужое опубликованное произведение для создания нового творчески самостоятельного произведения.

Объективная форма необходима для того, чтобы мысли и образы автора могли быть восприняты другими людьми. До тех пор, пока идеи не воплощены и являются лишь замыслов — не существует практической надобности в их правовой охране. Произведение должно быть зафиксировано в какой-нибудь форме, отделенной от личности автора, существующей самостоятельно.

В числе разновидностей объективной формы Закон называет (п.2 ст.7):

  • — письменную (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);
  • — устную (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.);
  • — звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.д.);
  • — изображение (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);
  • — объемно-пространственную (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.).

Перечень не является исчерпывающим, равно как и внутренний перечень, приводимый в скобках. Способ фиксации может быть различным, и перечень видов и способов фиксации расширяется по мере развития научно-технического прогресса.

Принято выделять два критерия объективной формы: воспроизводимость (произведение может быть воспроизведено, скопировано, продемонстрировано другому человеку или широкому кругу зрителей и слушателей) и воспринимаемость органами чувств человека (произведение можно увидеть, услышать, осязать). Как правило, эти критерии используются в совокупности.

Чтобы произведение, соответствующе всем критериям и подпадающее под определение авторского права подпадало под действие российского Закона об авторском праве, необходимо наличие определенной связи произведения с гражданином РФ или территорией РФ. Иными словами, по смыслу пп.1 и 2 ст.5 Закона, авторское право распространяется на произведения:

  • — обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;
  • — обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);
  • — обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) — гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Произведение также считается впервые опубликованным в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации.

Учитывая два критерия охраноспособности, необходимо учитывать, что произведение охраняется независимо от его назначения и достоинства. В советское время одним из критериев охраноспособности была общественная полезность произведения — сегодня такого требования нет, что позволяет с равной долей защищать как и высокохудожественные произведения, так и произведения небольшого достоинства. В целях соблюдения справедливости, не имеет значения в какой области человеческой деятельности создано и может быть применено произведение: будет ли это художественный альбом фигурок оригами или учебник по изготовлению или применению водородной бомбы.

Один из исследователей авторского права, Э.П.Гаврилов, в качестве определения произведения выдал следующее: «результат мыслительной деятельности человека»[5]. По поводу этого определения возникает вопрос — является ли произведением результат творческой деятельности животного — в зоопарках и на цирковых представлениях часты номера, когда наиболее «интеллектуальные» животные (слоны, обезьяны, дельфины, свиньи) создают произведение (чаще всего это картина, написанная красками на ватмане), и тут же это произведение продается одному из зрителей на своеобразном аукционе. Лучшими художниками в мире фауны признаны обезьяны. Их творения напоминают рисунки двухлетних детей, многие картины оценивались экспертами как профессиональный авангардизм.

Такое творение имеет, по крайней мере, один из признаков произведения — объективную форму. Что касается творческого характера, здесь, на наш взгляд, его присутствие минимально, и объясняется это следующим: творчество предполагает создание чего-то качественно нового (с ранее не существовавшими отличительными особенностями), это результат мыслительной деятельности — а для реализации мыслительной, интеллектуальной деятельности необходимо как минимум наличие интеллекта, чего у животных на сегодняшний день не наблюдается. Жизнь животного основана на рефлексах — врожденных и приобретенных. Поэтому «рисование» животного можно объяснить тем, что животное выполняет некую механически-техническую деятельность, которой его обучил дрессировщик (хозяин). Животное не осознает того, что оно творит. Оно может испытывать симпатию к процессу «вождения кистью по бумаге» или определенному цвету, но в целом рисование животного — это набор случайных движений, которых сам же «автор» не сможет воспроизвести, если не будет специально этому обучен.

Таким образом, произведение животного не является объектом авторского права — картина свиньи, «оригинальное хоровое исполнение оперы Мусоргского хором лаек», глиняная скульптура, выполненная мартышкой — это есть результат специальной дрессировки, трюк. Дикие животные (объекты животного мира в прямом смысле слова) не проявляют примеров творческой деятельности.

Равно этому, не являются творчеством узоры на окне в морозный день — хотя формально они имеют форму, которую можно запечатлеть (сфотографировать, зарисовать) и в дальнейшем воспроизвести в ином, не первоначальном виде. Или, не является также творческим произведением «рисунок», когда к ветке дерева привязан, допустим, карандаш, подставлен лист бумаги, и в результате движения ветром карандаш, привязанный к дереву оставляет росчерки, точки, полоски. Другое дело, если подобные рисунки будут объединены в альбом, снабжены творческими комментариями — это новое произведение на полном праве будет охраняться авторским правом.

Исходя из всего вышеизложенного напрашивается вывод, что авторское право не связано с правом собственности на материальный объект, в котором выражено произведение. Конкретный экземпляр книги, альбома-сборника хореографических этюдов, компакт-диск или миниатюрная статуэтка Аполлона сами по себе могут принадлежать по праву собственности любому добросовестному приобретателю, купившему на выставке, в магазине или в лавке старьевщика, или получившему ее в подарок — эти отношения не регулируются авторским правом. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных статьей 17 Закона (Право доступа к произведениям изобразительного искусства. Право следования).

Более того, поскольку действие Закона не распространяется на охрану идей, методов, концепций и пр., то можно сказать, что авторское право фактически охраняет форму произведения, а не его содержание — одна и та же идея может придти в голову сразу нескольким людям одновременно или с временным промежутком, но различные варианты ее реализации и будут являться творческим воплощением, охраняемым нормами авторского права.

Это интересно:  К какой отрасли права относится авторское право

Вышеизложенное относится к вопросу охраны авторского права в Российской Федерации. Рассмотрим, какие нормы законов направлены на защиту авторского права — то есть нормы, которые прямо должны отвратить потенциального нарушителя авторского права от соответствующих противоправных действий.

Под защитой авторских прав понимается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании.

Выделяют две основные формы защиты авторских прав:

  • 1) юрисдикционную, т.е. обеспечивающую с помощью государственных органов, в том числе судов (она распадается на сферу гражданского и уголовного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях в сфере авторских и смежных прав);
  • 2) неюрисдикционную, которая охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав, осуществляемые ими самостоятельно, без обращения к государственным или иным компетентным органам[6].

Любое лицо, нарушающее права авторов, должно быть привлечено к гражданской, административной, а в некоторых случаях и к уголовной ответственности. Раздел V Закона регламентирует вопросы защиты авторских прав.

Итак, касаемо отношений периода до 1 января 2008 года, незаконное использование произведений или объектов смежных прав либо иное нарушение предусмотренных настоящим Законом авторского права или смежных прав влечет за собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований Закона, является нарушителем авторских и смежных прав.

Кодекс об административных правонарушениях РФ[7] в ст.7.12 (ч.1) предусматривает, что ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на должностных лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Статьей 146 УК РФ[8] предусмотрена уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав:

В части 1 — за присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

В части 2 — за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.

В части 3 — за деяния, предусмотренные ч. 2 статьи, если они совершены: группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в особо крупном размере; лицом с использованием своего служебного положения — наказываются лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Для наглядность масштабов уголовных преступлений в сфере авторского права и смежных прав в нашей стране приведем официальные данные МВД РФ[9]:

За отчетный период 2006 года:

  • — выявлено преступлений (нарушение авторских и смежных прав): 7243;
  • — из них 5126 дел направлены в суд;
  • — по ним привлечено к уголовной ответственности 3833 лиц.

В текущем 2007 году в первом квартале:

  • — выявлено преступлений (нарушение авторских и смежных прав): 2804;
  • — из них 1345 дел направлены в суд;
  • — по ним привлечено к уголовной ответственности 988 лиц.

Самым распространенным способом защиты авторских прав, безусловно, являются гражданско-правовые способы. Согласно ст. 49 Закона об авторском праве, автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав вправе защищать свои права способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации.

Перечень способов защиты гражданских прав содержится в ст.12 ГК РФ и включает в себя следующее:

  • — признание права;
  • — восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • — признание сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
  • — признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • — самозащиты права;
  • — присуждение к исполнению обязанности в натуре;
  • — возмещение убытков;
  • — взыскание неустойки;
  • — компенсации морального вреда;
  • — прекращение или изменение правоотношения;
  • — неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
  • — иными способами, предусмотренными законом.

Обладатели исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

  • — в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характера нарушения;
  • — в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав.

Обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав либо за допущенные правонарушения в целом.

Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков.

Авторы и исполнители в случае нарушения их личных неимущественных прав или имущественных прав также вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда.

Автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав в установленном законом порядке вправе обратиться для защиты своих прав в суд, арбитражный суд, третейский суд, органы прокуратуры, органы дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.

Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, в порядке, установленном законом, вправе обращаться в суд от своего имени с заявлениями в защиту нарушенных авторских прав и (или) смежных прав лиц, управление имущественными правами которых осуществляется такой организацией.

В общем и целом все нормы Закона о защите авторских прав были перенесены в Часть IV ГК РФ с некоторыми дополнениями.

Основы международной охраны авторских и смежных прав

Бернская конвенция об охране авторских прав

Международная охрана авторских прав характеризуется тем, что территориальный характер авторских прав представляет собой серьезное препятствие для осуществления международного сотрудничества в процессе обмена результатами творческой работы.

Потребность в правовой защите авторских прав международного уровня, включая их признание на территории других стран стала очевидной больше века назад. Унификацию авторских прав начали уже в XIX в. Примером может быть Бернская конвенция которая посвящена охране литературных и художественных произведений. Странами участниками был основан Бернский союз для охраны частных прав авторов на любые виды их произведений.

Наша страна присоединилась к данной конвенции в 1995 г. Основой Конвенции являются материально-правовые нормы о произведениях и их авторах. Что касается коллизионного регулирования, то оно предполагает использование прав государства, где происходит охрана авторских прав.

Определяя субъектов охраны, Бернская конвенция использует территориальный принцип охраны, в соответствии с которым предпочтением обладает государство, где было выпущено и создано произведение, то есть государство первой публикации.

Решающий признак заключается не в национальности (гражданстве) авторов, а в национальности самих произведений. Тем не менее, в некоторых ситуациях происходит учет и национальности автора. Авторы государств-членов Союза пользуются в других государствах данного объединения, помимо страны происхождения произведения, по отношению к своим произведениям правами, которые в данных государствах используют их собственные граждане. Также они обладают правами, которые специально оговорены в Конвенции. Подобная охрана может предоставляться авторам-гражданам государств, которые не включены в Союз. Это происходит в случае, когда публикация их произведений осуществляется в одном из государств Союза. Предоставление охраны неопубликованных произведений происходит только для тех граждан, которые являются членами Союза. Можно сказать, что Конвенцией были сформулированы своеобразные условия охраны как опубликованных, так и неопубликованных произведений.

Максимальный срок охраны авторского права — все время его жизни и 50 лет после смерти автора. Увеличение этого срока осуществляется в порядке, предусмотренном национальным законодательством.

В ситуации возникновения спора о сроках охраны используют право страны, где произошла первая публикация произведения. Сроки охраны, касающиеся переводов, фотографий, кинофильмов и прочих объектов, снижены.

Конвенцией предусмотрены 2 две группы авторских прав:

  • личные права имущественного и неимущественного характера. Они формируются посредством национального законодательства страны, в которой испрашивается требование об охране;
  • права специального характера: исключительное авторское право перевода произведения, его воспроизведения и публичного исполнения, передачи по радио и телевидению, переделки, осуществления магнитной записи и др.
Это интересно:  Авторские права на стикеры вк

Предусматривается и правовое ограничение на перевод в соответствии с которым автором утрачивается исключительное право перевода в случае, когда он в течение десяти лет им не воспользовался.

Отличительными аспектами Бернской конвенции являются существенные ограничения свободного использования произведений, ряд формальностей в области их регистрации, обратная сила действия определенных положений. Тем не менее, каждой страной самостоятельно определяется применение этого начала на своей территории.

Особенности охраны авторских прав

Объектами охраны являются авторские права на все произведения в сфере искусства, литературы, науки. Они могут быть выражены любым способом и осуществляться в любой форме. Конвенцией сформирован и примерный, далеко не исчерпывающий, список подобных типов произведений.

С позиции формальных условий охраны прав Конвенция, принятая в Берне, придерживается концепции европейского права. Именно она выражается в национальном законодательстве большей части государств Европы. Здесь проявление охраняемых авторских прав не относится к выполнению определенных формальностей. Право собственности на нематериальное благо может возникнуть здесь по причине факта создания произведения.

Международно-правовая охрана авторских прав предусматривает объем, который каждое государство определяет в соответствии со своими законами. Для автора предоставляется национальный режим и права специального характера, объем которых не зависит от охраны произведений в государстве происхождения. Это касается и материальных прав, и судебной защиты. Право судебной защиты имеет в основе принцип национального режима.

Бернская конвенция — высокий стандарт международного масштаба в области авторских прав. По этой причине многие положения конвенции не всегда приемлемы для развивающихся стран, которым с точки зрения экономики не выгодно присоединяться к ней. Это обусловлено тем, что для таких государств невозможно достичь такого высокого уровня охраны авторских прав.

Сегодня развивающиеся страны стали настаивать на ревизии норм Бернской конвенции, а именно того, что касается отмены исключительных прав автора на перевод и безгонорарного опубликования в этих странах лучших произведений науки и литературы. Подобная точка зрения не соответствует интересам развитых государств.

В 1952 году государства принимают Всемирную конвенцию об авторском праве, преамбула которой подчеркивает, что ее цель заключается в дополнении действующих норм международного авторского права, но не в замене или их нарушении. Всемирная конвенция включает большое число отсылок на национальное законодательство и имеет меньше материально-правовых предписаний, чем Бернская.

Сегодня Всемирная конвенция в существенной мере теряет свое значение, так как почти все страны-участники подписали именно Бернскую конвенцию.

В 1996 году Женевской дипломатической конференцией был принят новый универсальный договор авторского права (Договор ВОИС), который формирует принципиально другой (более высокий) уровень охраны. Она распространяется теперь не только на форму выражения произведений, но и на все процессы и идеи. Объектами охраны здесь выступают компьютерные программы, компиляция сведений в качестве результата интеллектуальной деятельности, «информация об управлении правами», которая прикладывается к произведению. Особым образом подчеркивается потребность в выработке современных мировых правил охраны, включая сохранение баланса прав авторов и общественных интересов в сфере доступа к информации. После создания Договора были организованы Международное бюро ВОИС и специальная Ассамблея.

Особенную роль среди универсальных международных договоров играет Мадридская конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения. Она запрещает двойное налогообложение смежных и авторских прав.

Охрана авторских и смежных прав

В число региональных соглашений необходимо включить Межамериканскую конвенцию по охране авторских прав, директивы и регламентирующие документы Евросовета (например, принятая в 1991 году директива Совета ЕС о правовой охране компьютерных программ.).

Выявление из системы авторского права смежного (родственного, аналогичного) права, включая формирование его самостоятельной защиты, относится к распространению «интеллектуального пиратства». Оно представляет собой вторичное использование произведений, на которое не было получено согласие исполнителя (автора), незаконное копирование и реализацию фонограммы.

Основные формы охраны смежных прав представлены правом субъектов на разрешение или запрет вторичного воспроизведения результатов их творчества.

С помощью Римской конвенции по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций была обеспечена охрана прав исполнителей на фонограммы производителей, передачу вещательных организаций. В основе Конвенции лежит принцип национального режима, предоставляемый в соответствии с законодательством страны, где испрашивается охрана. Данной конвенцией был установлен минимальный уровень охраны смежных прав. Она не обладает обратной силой, а минимальный срок охраны по ней составляет 20 лет (страна имеет право установления более длительного срока охраны). Все выпускаемые или используемые для реализации экземпляры фонограмм должны обладать специальным международным знаком охраны смежных прав.

Женевской конвенцией об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм значительно была обновлена и дополнена Римская конвенция через предоставление производителям фонограмм особенного режима, охрану в системе антимонопольного законодательства и уголовно-правовую защиту. Фонограмму здесь определяют в качестве любой исключительной записи звуков. Конвенция не обладает обратной силы, поэтому не распространяется на фонограммы, сделанные на территории страны до их вступления в силу. Страны члены Женевской конвенции отказываются от того, чтобы предоставлять иностранным гражданам национальный режим. Критерием выбора применимого права является законодательство страны, в которой проживает гражданин производитель фонограммы. Совокупность правовых форм охраны необходимо отнести к компетенции стран-участников.

Цель Брюссельской Конвенции, рассматривающей охрану сигналов, несущих теле- и радиопрограммы, предаваемых через спутники, состоит в разработке международной правовой системы, способствующей применению спутниковых средств с одновременной охраной авторских прав и субъектов смежных прав.

Данная конвенция не включает специальные правила в области предупреждения актов «интеллектуального пиратства», их на уровне государства устанавливают сами страны.

Конвенция не включает в свой состав нормы материального характера, обязывая стран-участников принимать адекватные меры для обеспечения охраны интересов производителей фонограмм от выпуска их копий без согласия производителя, от ввоза их из-за границы и от их распространения.

Государства-участники берут на себя обязанность принять меры, призванные предотвратить на своей (со своей) территории передачу любого несущего программы сигнала органами, для которых подобный сигнал не был предназначен.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам не оказал воздействия на обязательства стран по другим конвенциям. Он не затронул права авторов и распространен лишь на исполнителей и производителей фонограмм. Здесь сроки охраны смежных прав установлены в размере 50 лет; существенно расширен круг исключительных прав. Договор имеет в основе принцип национального режима охраны, в соответствии с которым каждая страна-участница предоставляет гражданам других стран такой же режим, который был предоставлен ими своим собственным гражданам.

Исполнители могут быть наделены исключительным правом по отношению к своим исполнениям:

  • запрет или разрешение на эфирное вещание и сообщение для всеобщего сведения не записанного исполнения;
  • запрет или разрешение на запись собственных незаписанных исполнений;
  • запрет или разрешение прямого или косвенного воспроизведения собственных исполнений, которые записаны на фонограмму;
  • запрет или разрешение доводить до общего сведения оригинал и экземпляры собственных фонограмм, когда происходит реализация или передача права собственности.

Производители фонограмм используют исключительное право разрешения:

  • прямо или косвенно воспроизводить свои фонограммы любыми способами и в любых формах;
  • доводить до всеобщего сведения оригиналы и экземпляры собственных фонограмм через реализацию или иную передачу права собственности (в том числе через средства беспроводной или проводной связи);
  • коммерческого проката оригинала и экземпляров собственной фонограммы для публики даже после момента их распространения, которое было осуществлено производителем или в соответствии с его разрешением.

Особенности охраны авторских прав

Прежде всего необходимо отметить, что в авторском праве, охраноспособностью, обладают, лишь объекты авторского права — произведения, определения которых мы привели выше, основными критериями которых является, их:

— объективная форма выражения.

Учитывая два критерия охраноспособности, необходимо учитывать, что произведение охраняется независимо от его назначения и достоинства. В целях соблюдения справедливости, не имеет значения в какой области человеческой деятельности создано и может быть применено произведение: будет ли это художественный альбом фигурок оригами или учебник по изготовлению или применению водородной бомбы. С целью достижения указанной справедливости действующее законодательство устанавливает совокупность юридических норм направленных на недопущение потенциального нарушения авторского права.

Самым распространенным способом защиты авторских прав, безусловно, являются гражданско-правовые способы:

— восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

— признание сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

— признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

— присуждение к исполнению обязанности в натуре;

— компенсации морального вреда;

— прекращение или изменение правоотношения;

— неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

— иными способами, предусмотренными законом.

Авторы свободны в выборе конкретного способа защиты своих субъективных прав и выбор одного из них не лишает его возможности прибегнуть в дальнейшем к другому способу, либо вовсе применить комбинированный способ защиты.

Таким образом, защите авторских прав, присущ двух уровневый вид защиты: первый уровень состоит в определении таких способов защиты, которые носят универсальный характер и могут быть применены для защиты любого субъективного гражданского права. Данные способы защиты установлены в ст.12 ГК РФ; второй уровень регулирования заключается в установлении способов защиты, применяемых только для защиты конкретных видов авторских прав или защиты от конкретных правонарушений.

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, zaochnik.com, studbooks.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector