Оплата авторских прав

§ 4. Авторское вознаграждение. Порядок определения размера вознаграждения, порядок и сроки его выплаты

Авторское вознаграждение представляет собой определенную выплату в пользу автора произведения, обусловленную использованием данного произведения другим лицом.

Право на вознаграждение не относится к числу личных неимущественных или имущественных авторских прав. Законодательство не устанавливает право на вознаграждение, однако регламентирует отдельные случаи, в соответствии с которыми оно возникает. Такие случаи касаются использования произведения другими лицами (например, при использовании служебного произведения работодателем у автора возникает право на авторское вознаграждения за подобное использование, а у работодателя непосредственно возникает обязанность уплатить автору данное вознаграждение). В гражданско-правовой науке сложилась точка зрения, поддерживаемая практически всеми учеными, согласно которой право на авторское вознаграждение должно появляться при любых формах и любых способах использования произведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что право на вознаграждение возникает в результате двух взаимосвязанных явлений:

1) передачи, отчуждения от автора исключительных прав на использование произведения (в данном случае основанием для возникновения авторского права на вознаграждение служит договор о возмездной передаче исключительных прав на использование произведения);

2) осуществления фактического использования данного произведения в определенных целях (в этом случае основанием для возникновения авторского права на вознаграждение будет являться непосредственно законодательная база). Передача исключительных авторских прав на использование произведения является одной из главных предпосылок для возникновения у автора права на вознаграждение. Передача имущественных авторских прав на использование произведения осуществляется с помощью заключения гражданско-правового договора между непосредственно самим автором и лицом, которому он передает данные права. Данный договор согласно нормам права, составляющим ГК РФ, представляется в двух разновидностях: как договор об отчуждении исключительного права и как лицензионный договор.

Гражданский кодекс РФ устанавливает, что по договору об отчуждении исключительного права приобретатель обязуется уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.

Заключение договора о возмездном отчуждении исключительного права уже само по себе является основанием для выплаты авторского вознаграждения, но, кроме того, в рамках конкретного договора между сторонами оговариваются некоторые аспекты, связанные с выплатой вознаграждения, в частности порядок такой выплаты, сроки, размер вознаграждения и т. д.

Условия договора по части предоставления вознаграждения для автора являются крайне существенными.

Статья 1234 ГК РФ закрепляет, что при отсутствии в возмездном договоре об отчуждении исключительного права условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. Таким образом, стоит сделать вывод о том, что законодатель полностью возложил обязанности по определению условий и порядка уплаты вознаграждения на стороны.

Кроме того, такая диспозитивность обусловлена еще и тем, что правовая база не регламентирует подобные условия в случае их отсутствия в договоре. Причем также немаловажным является то, что цена договора, т. е. размер авторского вознаграждения, должна устанавливаться именно конкретно в каждом отдельном случае, так как формирование цены по некой аналогии с другими сходными договорами в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ не допускается.

Закон содержит ряд норм права, целью функционирования которых является обеспечение прав автора, а именно авторского права на вознаграждение при нарушении условий договора получателем исключительных прав на использование произведения.

Пункт 5 ст. 1234 ГК РФ включает в себя два аспекта, при которых обеспечивается своеобразная защита авторского права на вознаграждение:

1) при существенном нарушении приобретателем обязанности выплатить правообладателю в установленный договором срок вознаграждение за приобретение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации прежний правообладатель вправе требовать в судебном порядке перевода на себя прав приобретателя исключительного права и возмещения убытков, если исключительное право перешло к его приобретателю;

2) если исключительное право не перешло к приобретателю, то при нарушении им обязанности выплатить в установленный договором срок вознаграждение за приобретение исключительного права правообладатель может отказаться от договора в одностороннем порядке и потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора. Иными словами, приведенные выше обстоятельства служат поводами к расторжению договора об отчуждении исключительного права в одностороннем порядке.

Гражданский кодекс РФ также содержит нормы права, регулирующие отношения по возмездной передаче исключительного права на использование произведения, складывающиеся на основе лицензионного договора. Лицензионный договор о передаче прав на использование произведения ограничивает стороны более жесткими рамками, нежели договор об отчуждении исключительного права. Согласно ГК РФ лицензионный договор заключается на определенный срок, указываемый сторонами (при отсутствии такового договор считается заключенным на срок, установленный законом), помимо этого, в договоре точно устанавливаются те способы и формы использования произведения, которыми может оперировать приобретатель исключительного права.

Так же как и в случае с договором об отчуждении исключительного права, возмездный лицензионный договор считается незаключенным, если в нем отсутствуют условия о размере вознаграждения или порядке его определения.

Главное же отличие двух упомянутых договоров заключается в том, что договор об отчуждении исключительного права имеет бессрочное действие, лицензионный договор – срочный. Однако оба эти договора при том условии, что они являются возмездными, невозможны без указания в них правил, касающихся авторского вознаграждения.

Кроме того, следует отметить, что все данные условия, связанные с авторским вознаграждением, устанавливаются диспозитивно, т. е. стороны располагают широким перечнем прав по согласованию выгодных конкретно для них определенных условий. Поэтому законодательно не регламентируются какая-либо установленная величина авторского вознаграждения, срок или порядок его выплаты. Следовательно, говорить о каком-либо определенном заранее данном размере гонорара не представляется возможным.

Необходимо подчеркнуть, что авторское право на получение вознаграждения за использование произведения регламентируется не только договорными отношениями, но существуют также и некоторые моменты, при которых право автора на вознаграждение возникает не из договора, а из реальных фактически существующих общественных отношений по использованию произведения. Такие общественные отношения регулируются законом, следовательно, и само авторское право на получение вознаграждения возникает на основании закона, а не договора между сторонами.

Это интересно:  Международные соглашения по охране авторских прав

В числе случаев (оснований), в которых появляется право автора на вознаграждение, следует привести следующие:

1) работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, начал использование данного произведения или передал исключительные права на него другому лицу (п. 2 ст. 1295 ГК РФ);

2) автор передал свои полномочия по использованию произведения специальным организациям, управляющим исключительными авторскими правами на коллективной основе;

3) осуществлено публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения (ст. 1263 ГК РФ);

4) реализуется воспроизведение фонограмм и аудиовизуального произведения или звукозаписи исключительно в личных целях (ст. 1245 ГК РФ).

Теперь следует более подробно рассмотреть каждое из указанных выше оснований для возникновения авторского права на вознаграждение.

В первом случае право на получение вознаграждения возникает в результате использования работодателем служебного произведения. Причем в данном случае имеются в виду именно фактическое использование или передача прав на данное использование третьим лицам. Законом детально регламентируется срок, в соответствии с которым должно начаться использование, чтобы автор приобрел право на вознаграждение.

Второй случай, при котором авторское право возникает из того, что автор передает полномочия по использованию специальным организациям, является весьма спорным среди теоретиков. Организации, осуществляющие управление имущественными правами авторов, действительно выполняют функции по получению и соответственно распределению авторских вознаграждений, но стоит отметить, что само по себе сотрудничество автора с подобной организацией не будет выступать в качестве основания возникновения права на вознаграждение. Право на вознаграждение же возникает в результате использования произведения, между тем организации, управляющие имущественными правами авторов, самостоятельно не осуществляют такого использования, а лишь являются своеобразными представителями авторов, посредниками между авторами и лицами, имеющими потребность в использовании их произведений. Таким образом, передача автором полномочий по использованию произведения специальным организациям, управляющим исключительными авторскими правами на коллективной основе, не является предпосылкой для непосредственного возникновения права на вознаграждение, но нельзя также и не отметить тот факт, что деятельность данных организаций во многом способствует фактической реализации авторского права на вознаграждение.

Публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения также является законодательно установленным основанием для возникновения авторского права на вознаграждение. Данный случай возникновения права на вознаграждение имеет свои особенности: согласно п. 3 ст. 1263 ГК РФ право на вознаграждение возникает только у композитора, являющегося автором музыкального произведения, которое используется в рамках всего аудиовизуального произведения. Таким образом, закон явно подчеркивает особое положение композитора, участвующего в создании музыкального сопровождения к какому-либо аудиовизуальному произведению (кинофильму, телевизионной передаче и т. д.). Композитор в данном случае получает авторское вознаграждение не просто за создание музыкального произведения, возникающее из гражданско-правового договора, но и за каждое публичное исполнение данного произведения в составе аудиовизуального произведения.

Наконец, реализация воспроизведения аудиовизуального произведения или звукозаписи исключительно в личных целях представляет собой одно из оснований возникновения авторского права на вознаграждение. Аудиовизуальные произведения в настоящее время в связи с внедрением технических новшеств в повседневную жизнь простых обывателей получили большое распространение в обществе, что обусловлено также их доступностью.

При распространении аудиовизуальных произведений и звукозаписей в обществе сложным и подчас невыполнимым представляется сбор вознаграждения у каждого из индивидуальных пользователей данных произведений, которые используют их в личных целях.

Поэтому законодательство пошло несколько по иному пути. В частности, ст. 1245 ГК РФ регламентирует, что авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения. Таким образом, обязанность по выплате авторского вознаграждения ложится на плечи не простого потребителя, пользователя, но на плечи производителя материальных носителей, посредством которых осуществляется распространение произведения.

Применительно к издательскому делу авторское право на вознаграждение чаще всего возникает в результате заключения договора между тем или иным автором и издательством, по которому автор обязуется передать права на использование произведения. Иными словами, в издательском бизнесе одно из главных и практически единственных оснований возникновения авторского права на вознаграждение – договорное основание. Однако также следует выделить и особую роль в рамках издательского дела правоотношений, возникающих по поводу использования служебного произведения. В издательском деле, в особенной степени это касается сферы журналистики, широко распространено использование именно служебного произведения. Таким образом, одно из внедоговорных оснований возникновения авторского права на вознаграждение применительно именно к издательской сфере – использование работодателем служебного произведения.

Авторское право. Как добиться оплаты за использование изобретения?

Перебирая документы, обнаружили авторское право дедушки моей супруги на чертежный прибор построения перспективы. Можно ли добиться оплаты за использование изобретения от производителей этих приборов?

Можно конечно. Вам нужно будет подать в суд на незаконного призводителя данного прибора. Но ваи придётся доказать в суде что устройство действительно копируется или копируется хотябы идея. Но это всё при наличии у вас патента на это устройство. Другими словами оно должно быть запатентовано надлежащим образом. Автор патента является полным правообладателем устройства.

Проконсультируйтесь и наймите хорошего адвоката, если дело выгорит» то сможете отсудить хороший гонорар.

Мой близкий родственник также был изобретателем и имел несколько изобретений..

В вопросах патентования при СССР меня немного просветил..

Так вот в СССР на изобретения можно было получить авторское свидетельство и патент..

Проще всего получить было авторское, причём государство давало за него некий гонорар и даже в валюте — если изобретение использовалось за рубежом ( давалась не сама валюта, а вещевые чеки по обменному курсу — в них в магазинах «Берёзка» можно было купить качественные импортные товары — где -то даже у меня есть несколько чеков )..

Это интересно:  Задачи по авторскому праву с решением

Но изобретатель, получивший авторское свидетельство не мог претендовать на него — все права на него приобретало государство..

Если же получить патент ( что гораздо труднее — государство при этом уже не помогало в получении, в отличии от авторского свидетельства ), то теоретически автор имел права на изобретение..

Но здесь надо иметь в виду, что патент на изобретение имеет свой срок ( и только на территориях тех государств, где выдан ), далее он становится публичным..

Можно его поддержать некоторое время ( оставить авторские права ), но за это автор платит деньги.

После определённого срока патент открывается..

Так сейчас устроено большинство патентных законодательств..

Кроме того надо учесть, что по требованию некоторых государств ( а таким было СССР ) в описании изобретения нужно описывать всё подробно и при желании любой спец должен по нему повторить патентованное устройство..

Так вот и тырили изобретения ещё при СССР иностранцы..

В США имеется другое законодательство, оно сейчас вроде признаётся в России: использования т.н. ноу — хау: описание изобретения делится на две части: открытую ( она и публикуется ) и закрытую (ноу — хау), которая продаётся..

Резюмируя всё вышесказанное: скорее всего ваш дедушка имел авторское свидетельство и значит передал с самого начала права государству..

Но даже имея патент СССР скорее всего срок давно прошёл и изобретение уже стало публичным..

Кроме того если прибор выпустили положим в США, то надо иметь патент ЭТОГО государства..

Только тогда теоретически можно подать в суд на иностранную фирму..

Т.е. патент защищает изобретение только в данной стране..

Например есть европейский патент, который защищает изобретение ТОЛЬКО на территории ЕС от фирм, которые там расположены, но не от фирм Китая.

Значит вероятность получения вами прав на изобретение деда даже теоретически равно нулю..

Оплата авторских прав при использовании формулировки: По мотивам

У нас идет спектакль, за который мы платим авторские автору данного произведения. А в другом театре идет похожий спектакль, где на афише написано, что он поставлен по мотивам произведения этого же автора. При использовании формулировки по мотиву ‒ нужно ли оплачивать авторские в РАО автору? И не должен ли другой театр платить нам, так как используют похожий спектакль? Названия разные, но с одними героями. У них спектакль появился недавно, у нас идет давно. И какой критерий, когда произведение становиться по мотивам. Там вроде в % считают от авторского текста. Как на самом деле?

По смыслу п.п. 6 п. 2 ст. 1270 ГК (авторские права) РФ и ст. 1306 ГК РФ (смежные права) воспроизведение произведения без согласия автора (исполнителя) не допускается. В том числе не допускается и переработка произведения.

На основании п. 7 ст. 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п. 3 ст. 1259 ГК РФ.

Кроме того, право на неприкосновенность произведения закреплено пунктом 1 ст. 1266 ГК РФ , в силу которой не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

Вместе с тем, ответ на вопрос требует оценки данного произведения. Если данный спектакль является переработкой произведения автора или содержит отдельные части, принадлежащие автору (исполнителю), то его постановка без согласия автора (исполнителя) и выплаты ему вознаграждения не допускается.

Оценочное суждение в данном случае может дать только суд, сопоставив содержание данных спектаклей, степень их тождественности. При этом нет определенного критерия оценки в процентом соотношении, либо в каких-то конкретных единицах. Соответственно, каждая спорая ситуация разрешается судом индивидуально, в зависимости от представленных доказательств, обстоятельств.

У вас похожий вопрос? Воспользуйтесь услугой: Юридическая консультация онлайн.

При необходимости могут быть привлечены эксперты, которые дадут соответствующую оценку обоим произведениям. В случае коллективного управления авторскими или смежными правами автора (исполнителя) требования могут быть предъявлены РАО.

Право требовать уплаты Театра 2 какого-либо вознаграждения в пользу театра законом не предусмотрено. Вместе с тем, если действия Театра 2 повлекли возникновение убытков, то театр вправе потребовать их компенсации. Доказать связь между их действиями и возникшим убытком, оценить зачастую представляется достаточно затруднительным.

Использование произведения без согласия автора (исполнителя) не допускается. Конкретных критериев оценки использования, нарушения не существует, такая оценка осуществляется судом. В случае нарушения авторских или смежных прав автор (исполнитель) или РАО может предъявить соответствующие требования в арбитражный суд об уплате вознаграждения.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.

Оплата авторских прав

Право на авторское вознаграждение — одно из правомочий автора наряду с правом на имя, на обнародование, на неприкосновенность и т.д. (ст. 1255).

Согласно ГК авторское вознаграждение определяется соглашением сторон. Оно может быть выражено в фиксированной сумме ( и тогда указывается максимальный тираж или в виде процента от полученной пользователем прибыли ( или отпускной цены, или оптовой цены и т.д.). Стороны могут прийти к соглашению о получении автором вознаграждения за каждый способ использования произведения.

Большое практическое значение имеет предусмотренное ст. 1295 ГК право на вознаграждение авторов служебных произведений.

Исключительное право на использование служебного произведения принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Это интересно:  Авторское право в международном частном праве

Особый случай выплаты авторского вознаграждение предусматривает ст. 1245, согласной которой авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателю за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.

Авторское вознаграждение в ряде случаев может рассчитываться исходя из минимальных ставок предлагаемых Постановлением Правительства РФ САПП РФ 1994. №13. Ст.994.. Такие минимальные ставки могут быть введены для любых видов использования произведений по усмотрению Правительства РФ.

В настоящее время действуют два постановления Правительства РФ по вопросам ставок авторского вознаграждения:

1) постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 «О Минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»1;

2) постановление Правительства РФ от 29 мая 1998 г. № 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.»СЗ РФ 1992. №22. Ст. 2476 .

Кроме того, принято постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)» СЗ РФ 1996. № 21. Ст. 2529..

На практике применение находят только отдельные положения первого из указанных документов. Ожидается, что в ближайшее время Правительством РФ будут разработаны и приняты новые нормативные акты по вопросам минимальных ставок авторского вознаграждения.

Исходя из принципа добровольности, цена договора может быть и ниже этих норм. Одним из возможных и применяемых на практике вариантов установления цены договора является соглашение о получении вознаграждения в виде части тиража издания.

Но более простой схемой определения авторского вознаграждения является оплата в зависимости от объема (определенного, как правило в авторских листах), исходя из тех или иных тарифных ставок. Этот способ часто используется при создании служебного произведения.

Несмотря на декларируемую возмездность договора в авторском праве, он может быть и безвозмездным, если это прямо указано. В то же время законодатель четко определяет, что при отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные пунктом 3 стать 424 ГК, не применяются.

Согласно п.1 ст. 317 ГК РФ денежные обязательства должны быть выражены в рублях.

В авторский договор может быть включена валютная оговорка, что существенно в условиях финансовой неустойчивости для интересов экономически более слабой стороны.

В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит в оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или условных денежных единицах.

Часть правопользователей предлагают автору условия о бессрочном реализации продукции, независимо от срока окончания действия договора. Это не противоречит закону, но зачастую. Провоцирует издателя, имеющего собственную полиграфическую базу, на допечатку тиражей, которые являются контрафактными. Поскольку срок права на воспроизведение истек.

Часто авторский договор включает выплату аванса, например, он распространен в авторском договоре заказа. Кодекс же не устанавливает такого способа выплаты авторского вознаграждения. Но на практике аванс очень удобен для обеих сторон. В этом случаев авторское вознаграждение может быть выплачено в три приема: 30% — при заключении договора, 30% — по завершению и 40% — спустя известное время после выхода книги в свет Вознесенский А. Как издать вашу книгу: в помощь автору. СПБ.,2007. — C. 52.. Такой порядок выплаты удобен для издателя тем, что он экономит оборотные средства и, вкладывая их в проект частями, получает рычаг воздействия на автора, склонно чрезмерно задерживать и осложнять работу по подготовке рукописи; кроме того, перед начислением последней части вознаграждения издатель имеет возможность предельно точно определить окончательный объем рукописи — ведь в процессе работы над рукописью объем ее может измениться, может обнаружиться и погрешность, с которой этот объем был определен изначально.

Аванс может быть выплачен автору и в том случае, если вознаграждение его определено в договоре в виде % от стоимости проданных экземпляров. Сумма аванса обычного оговаривается сторонами при заключении договора Вознесенский А. Как издать вашу книгу: в помощь автору. СПБ.,2007.

— С. 52; Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ: Учебник — М., 2003; Леонтьев Б.Б., Мамаджанов Х.А. Авторское вознаграждение: особенности расчета и выплаты. М.,2009..

Срок выплаты авторского вознаграждения также является важным условием авторского договора, он назначается по соглашению сторон. Так несоблюдение этого срока может привести к выплате неустойки. Такой позиции придерживаются А. Вознесенский, А.П.Сергеев, Б.Б. Леонтьев и другие. Находит она подтверждение и в судебной практике.

07 мая 2008 г. между РАО и ООО «Организация П» был заключен лицензионный договор № xx-xx/08-x о публичном исполнении обнародованных произведений для организаторов концертов, театральных, эстрадных представлений, шоу, презентаций, спортивных мероприятий.

В соответствии с п. 2,5 Лицензионного договора, в случае нарушения Пользователем срока перечисления суммы авторского вознаграждения он выплачивает Обществу пени в размере 0,3% от суммы, предназначенной к выплате, за каждый день просрочки, что не освобождает Пользователя от выполнения обязательств, вытекающих из договора, в полном объеме.

Суд удовлетворил исковые требования истца на основании нарушенного срока выплаты авторского вознаграждения ответчиком.

Статья написана по материалам сайтов: www.bolshoyvopros.ru, primelegal.ru, studbooks.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector