+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Охрана прав несовершеннолетних и недееспособных авторов

Вид материала Документы

Содержание

Наследники и иныё правопреемники

Подобный материал:

  • Рабочая программа дисциплины мультимедийные системы цели и задачи изучения дисциплины, 76.08kb.
  • Задачи изучения дисциплины Входе изучения дисциплины студент должен: усвоить категории, 166.12kb.
  • Задачи изучения дисциплины Цель дисциплины показать место русского языка в системе, 228.59kb.
  • Аннотация программы учебной дисциплины «Основы нейропсихологии» Цели и задачи дисциплины, 23.66kb.
  • Задачи изучения дисциплины. Врезультате изучения дисциплины студенты должны знать, 2409.64kb.
  • Задачи изучения дисциплины Врезультате изучения данной дисциплины студенты должны, 107.67kb.
  • Задачи изучения дисциплины 48 1 Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для, 4937.86kb.
  • Задачи изучения дисциплины Врезультате изучения дисциплины студент должен: сформировать, 148.27kb.
  • Задачи изучения дисциплины Врезультате изучения дисциплины студент должен: сформировать, 190.25kb.
  • Задачи изучения дисциплины : передать знания об основных экономических концепциях,, 1373.25kb.

Охрана прав несовершеннолетних и недееспособных авторов

Нередко творческие произведения создаются гражданами, не достигшими совершеннолетия либо признанными в установленном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными.

Например, Надя Рушева за свои 17 лет создала около 11 тыс. рисунков. При жизни Нади состоялось 15 выставок ее работ, в том числе за рубежом. Первый поэтический сборник Ники Турбиной вышел в свет, когда юной поэтессе было всего 8 лет. В России и за рубежом широко известны имена других юных дарований.

Возможность несовершеннолетних и недееспособных граждан иметь права авторов нс вызывает каких-либо сомнений ни в юридической науке, ни на практике. Сама эта возможность входит в содержание гражданской правоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, ни от состоянии здоровья человека. Для превращения этой абстрактной возможности в конкретное субъективное авторское право необходим юридический факт. Роль такого факта выполняет создание произведения науки, литературы и искусства, т. е. действие фактического характера, а не сделка. Но поскольку фактические действия могут совершаться и недееспособными лицами, конкретные субъективные авторские права возникают независимо от возраста и состояния дееспособности. Поэтому носителями авторских прав в отношении созданных ими произведений являются сами несовершеннолетние и недееспособные лица.

По-иному обстоит дело с осуществлением прав несовершеннолетних и недееспособных. За малолетних, т. е. за лиц, не достигших 14 лет, а также полностью недееспособных граждан авторские права осуществляют их родители или опекуны как их законные представители (ст. 28 ГК). В частности, именно родители (опекуны) заключают от имени малолетних авторов договоры, выступают в защиту их прав в случае правонарушения и т. д. Это, однако, не означает, что родители принимают на себя какие-либо обязанности по этим договорам и несут ответственность за их исполнение. Стороной по договору является сам малолетний, а родители (опекуны) лишь выступают от его имени.

Граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическим средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение и признаны в связи с этим ограниченно дееспособными, могут осуществлять свои авторские права лишь с согласия назначенных им попечителей (ст. 30 ГК). Эго означает, что автор, дееспособность которого ограничена по суду, сам осуществляет свои авторские права, но под контролем попечителя, задачей которого является ограждение подопечного от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также от его собственных вредоносных действий. Попечитель не устраняет действий самого подопечного, а действует вместе с ним и в его интересах.

Несовершеннолетние, т. е. лица в возрасте от 14 до 18 лет, осуществляют свои авторские права совершенно самостоятельно (ст. 26 ГК). Это исключение из общего правила, согласно которому граждане могут самостоятельно осуществлять свои гражданские права лишь с 18 лет, если только законом не указано иное. Наличие такого отступления вполне оправданно, так как в данном возрасте можно предполагать достаточную зрелость несовершеннолетних для разумного распоряжения достигнутыми ими творческими результатами.

Авторские права юридических лиц

Наряду с физическими лицами обладателями авторских прав на произведения науки, литературы и искусства по российскому законодательству выступают юридические лица. Если последние являются правопреемниками создателей произведений, их возможность быть носителями авторских прав не вызывает никаких сомнений. Так, юридическое лицо может приобрести отдельные авторские правомочия по договору с автором, в силу того, что произведение создано автором в порядке выполнения служебного задания, авторское право может перейти к юридическому лицу по завещанию автора и т.д. Во всех этих случаях юридическое лицо становится обладателем производного авторского права, которое первоначально возникло на стороне автора, но перешло к юридическому лицу по указанным в законе основаниям.

Вопрос о том, может ли юридическое лицо быть обладателем первоначального авторского права, т. с. приобретать права на произведение посредством своих собственных действий, долгие годы оставался в советской науке авторского права спорным. Многие ученые, основываясь на тех положениях советского авторского законодательства, в соответствии с которыми авторские права на научные сборники, словари, энциклопедические издания, журналы, кинофильмы и т. п. возникали у выпустивших их в свет организаций, полагали, что авторское право юридических лиц возникает в результате их творческой деятельности, необходимой для объединения самостоятельных произведений отдельных авторов в единое целое произведение. Иными словами, они считали, что юридические лица являлись полноценными обладателями первоначального авторского права, что и находило прямое отражение в авторском законодательстве.

По мнению других ученых, юридическое лицо по самой своей природе не может стать субъектом первоначального авторского права. Они исходили из того, что творить, создавать новое могут лишь живые люди. Поэтому как бы ни повлияло юридическое лицо на создание произведения, само создание произведения является делом отдельных физических лиц. Выявить же какую-либо особую творческую деятельность юридического лица, не охватываемую творчеством конкретных физических лиц, невозможно. Правомерно лишь говорить об организационной деятельности юридического лица, о создании им материальной базы для творчества физических лиц и т.д., однако указанные действия не являются основанием для признания за юридическим лицом первоначального авторского права. Поэтому с их точки зрения наделение некоторых юридических лиц авторскими правами первоначального характера являлось не более чем законодательным приемом, преследующим определенные цели. Так, конструкция первоначального авторского права юридического лица способствовала устранению правовой неопределенности, возникающей в силу отсутствия у обладателя авторского права на все произведение, в частности облегчала использование произведений. Данное объяснение представляется достаточно убедительным. Большой, а иногда и недостаточно определенный круг лиц, внесших творческий вклад в создание сложного составного произведения вкупе с отсутствием правовых отношений между конкретными авторами, участвовавшими в его создании, делают целесообразным признание обладателем авторского права на произведение в целом одного лица. В самом деле, это лицо (киностудия, научно-исследовательская организация, издательство и т.п.) лишь условно может быть признано автором произведения, так как в действительности его творцами являются конкретные физические лица. Однако такой юридический прием, являющийся своеобразной юридической фикцией, вполне оправдан по изложенным выше соображениям.

Закон РФ Об авторском праве и смежных правах», однако, отказался от данной юридической конструкции. В качестве авторов произведений им признаются физические лица, творческим трудом которых они созданы (ст. 1). Такой подход, безусловно, более точно отражает действительное положение дел, но насколько он согласуется с потребностями практики, покажет будущее. Практическое значение данной проблемы во многом снимается благодаря тому, что исключительные права на использование рассматриваемых произведений по-прежнему признаются за их издателями и изготовителями.

Субъектами авторского права признаются не только граждане России, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Однако если произведения российских авторов охраняются независимо от места их обнародования или нахождения в иной объективной форме, то охрана произведений иностранных авторов зависит от ряда закрепленных в законе условий. Прежде всего признаются и охраняются авторские права иностранцев на те их произведения, которые обнародованы на территории России либо не обнародованы, но находятся на ее территории в какой-либо объективной форме. В данном случае правовое положение иностранных авторов не имеет никаких отличий от правового положения российских авторов. Указанное правило выражает территориальный принцип, известный авторскому законодательству многих стран и закрепленный важнейшими международными конвенциями.

Если произведение иностранного автора обнародовано или находится в объективной форме за пределами РФ, его охрана в нашей стране осуществляется в соответствии с международными договорами России. Так, согласно Всемирной конвенции об авторском праве на территории России охраняются все произведения граждан стран — участниц Всемирной конвенции, а также любые произведения, впервые опубликованные на их территории. Важно лишь, чтобы они вышли в свет после 27 июля 1973 г. — даты присоединения СССР к Всемирной конвенции.

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» ввел правило, ранее советскому авторскому законодательству неизвестное, в соответствии с которым произведение также считается опубликованным в РФ, если в течение 30 дней после первого опубликования за пределами РФ оно было опубликовано на территории РФ.

С авторскими правами тесно связаны права авторов, именуемые смежными правами. Смежные права представляют собой особые права, которые производны и зависимы от прав автора, однако не сводятся к правам, полученным от авторов по договорам.

Наряду с охраной авторов произведений науки, искусства, литературы в РФ также охраняются права исполнителей, производителей фонограмм и организации кабельного и эфирного вещания.

К смежным правам законодательство отнесло не только права исполнителей, но и производителей фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания так, как благодаря их деятельности произведения, предназначенные для публичного исполнения становятся доступными не только непосредственным слушателям и зрителям, но и более широкой публике.

То, можно сделать вывод, что существенной особенностью большинства смежных прав является их производность и зависимость от прав создателей творческих произведений. Исключения лишь составляют случаи, когда исполняется, записывается на фонограмму или передаётся в эфир или по кабелю не охраняемое законом произведение, либо объект, не являющийся результатом творческой деятельности. Тогда смежные права носят самостоятельный характер.

Другой особенностью смежных прав является то, что права субъектов данных прав осуществляется в пределах, которые определены договором. Причём закон особо подчёркивает специфику отношений в исполнении спектаклей. В этом случае, разрешение на использование постановки, полученное от режиссера — постановщика, не отменяет необходимости, получения разрешения от исполнителей, участвующих в постановке, а также от автора произведения.

Для возникновения и осуществления, смежных прав не требуется соблюдения каких — либо формальностей, их порождает сам факт создания соответствующего объекта.

Для оповещения третьих лиц создатель в праве использовать знак охраны смежных прав, в который входит: имя обладателя, год первого опубликования. Отсутствие этого знака лишь затрудняет механизм доказательства нарушения смежных прав.

Права и обязанности обладателей, смежных прав несколько ниже прав, которые принадлежат авторам произведений. Для их определения необходимо произвести некоторое разграничение:

— Права исполнителей, чья деятельность носит творческий характер. Они обладают как личными неимущественными, так и имущественными правами.

— Производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания, которые имеют только имущественные права.

Значительные отличия закреплены в законодательстве в отношении временных рамок действия смежных прав. Согласно закону они действуют по общему правилу в течение 50 лет с даты первого исполнения или постановки (права исполнителей), первого опубликования фонограммы или её первой записи, если она не была опубликована (права производителей фонограмм), или первой передачи в эфир или по кабелю (права организации эфирного или кабельного вещания). Исчисление этого срока начинается с 1 января года, следующего за годом, когда имел место юридический факт.

К наследникам или правопреемникам обладателей смежного права переходит право разрешать использование, исполнение, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю, а также на получение вознаграждения в пределах срока, установленного законом.

НАСЛЕДНИКИ И ИНЫЁ ПРАВОПРЕЕМНИКИ

Субъектами авторского права после смерти автора становятся его наследники. Наследование авторских прав в соответствии с общим правилом может осуществляться либо по закону, либо по завещанию. При наследовании по закону наследниками авторских прав могут стать только граждане, которые входят в ту или иную очередь законных наследников. Если умерший автор не имел законных наследников и не оставил завещания, его авторские права, в отличие от иной наследственной массы, к государству не переходят, а прекращаются (ст. 552 ГК). При наследовании по завещанию авторские права могут быть переданы любому гражданину, независимо от его гражданства и наличия родственных отношений с умершим, или юридическому лицу, независимо от профиля его деятельности и местонахождения.

В теории авторского права наследники рассматриваются в качестве носителей производного авторского права. Их авторские права возникают не в силу создания произведения, а на основе иных юридических фактов, а именно: открытия наследства, вхождения в круг наследников по закону или после составления в их пользу завещания, принятия наследниками наследства.

Следует отметить, что действующее законодательство — и авторское, и наследственное — не содержит четкой регламентации авторских прав наследников. Поэтому конкретные правила приходится выводить путем толкования многих норм закона, а также анализа сложившейся судебной и нотариальной практики. Остановимся вкратце на тех особенностях наследования авторских прав, которые представляют наибольший практический интерес.

Прежде всего необходимо уточнить, какие авторские права переходят по наследству или, что то же самое, входят в наследственную массу. На первый взгляд, сделать это довольно просто, так как в законе прямо указаны те авторские права, которые к наследникам но переходят. К ним относятся право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения (ст. 29 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Следовательно, все остальные авторские права, в частности право на обнародование, право на использование произведения, право на вознаграждение и др., могут передаваться по наследству. Такой вывод обычно и делается в литературе, однако он не дает ответа на все возникающие на практике вопросы. Например, может ли наследник опубликовать произведение, против выпуска в свет которого возражал при жизни автор? Может ли наследник дать согласие на переделку произведения в другой жанр, если наследодатель на это не соглашался? Практике известно немало случаев, когда авторы литературных произведений категорически возражали против их экранизации и даже указывали на это в своих завещаниях. К сожалению, российское авторское законодательство прямого ответа на данные и другие подобные им вопросы не дает. На практике их решение передается на усмотрение наследников.

Еще одна важная проблема связана с неприкосновенностью произведений умерших авторов. Закон указывает, что право на защиту репутации автора по наследству не переходит, однако на наследников возлагается охрана этого права. Как соотносятся друг с другом только что названные понятия — в законе не раскрывается. Очевидно, однако, что сферы действия права на защиту репутации автора произведения, которое принадлежит лишь самому автору, и права на охрану указанного права, которое принадлежит наследнику, совпадают не полностью, хотя второе базируется на первом и из него вытекает. Автор, осуществляя свое право на защиту произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб его чести и достоинству, может внести или разрешает внести в произведение любые, в том числе существенные, изменения. Наследник, на которого возлагается охрана неприкосновенности, сделать этого не может. Он может дать согласие на внесение в произведение редакционной правки, на уточнение тех или иных данных в связи с прогрессом науки, на снабжение произведения предисловием или комментарием, которое должно помочь читателю правильно воспринимать произведение, и т. п. Однако при всем этом главной его задачей является сохранение сущности и оригинальности произведения наследодателя. Если при использовании произведения в него вносятся не согласованные с наследниками изменения, они могут потребовать восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения. Например, по требованию наследницы писателя Ч. было запрещено дальнейшее публичное исполнение спектакля, поставленного по сказке Ч. Основанием для этого послужило значительное искажение стихов автора.

Следует учитывать, что охрана неприкосновенности произведений осуществляется наследниками лишь в том случае, если автор в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, не указал лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. В случае его смерти или отказа от осуществления своих прав до истечения срока действия авторского права соответствующие полномочия переходят к наследникам.

Что же касается принадлежавшего автору права на получение вознаграждения, которое не было реализовано им при жизни, то в соответствии с доктриной и сложившейся практикой оно включается в наследственную массу. Поэтому переживший супруг не вправе претендовать на выплату ему половины причитавшегося автору вознаграждения на том основании, что произведение было создано в период брака.

Некоторыми особенностями обладает вступление наследников в обладание авторскими правами. Как известно, в российском наследственном праве действует принцип универсальности наследственного правопреемства, в соответствии с которым не допускаются частичное принятие или частичный отказ от наследства. Поэтому, если наследственная масса не ограничивается авторскими правами, вступление наследника в фактическое владение какой-либо частью имущества будет означать одновременно и принятие им авторских прав наследодателя. В связи с этим в данном случае нет особой надобности в совершении наследником особого акта, выражающего его согласие и желание принять авторские права. Однако если наследство состоит лишь из авторского права или кому-либо из наследников завещаны только авторские права, фактическое вступление в права наследования невозможно. В этом случае наследник должен получить в нотариальной конторе свидетельство о праве на наследство.

В отличие от прав на произведение самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников ограничены установленным законом сроком. По ныне действующему законодательству авторские права наследников действуют в течение 70 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. Более подробно данный вопрос будет рассмотрен ниже при анализе сроков действия субъективных авторских прав.

Важной особенностью наследования авторских прав является то, что субъективные авторские права переходят к наследникам в бездолевом порядке. Иными словами, авторское право наследуется как единое целое, не подлежащее ни выделу, ни разделу. Распоряжение перешедшим по наследству произведением осуществляется наследниками совместно и только по взаимному согласию. При отсутствии такого согласия, например при отказе кого-либо из наследников дать согласие на переиздание произведения, спор наследников рассматривается в суде. Исключение составляет, однако, переходящее по наследству право на получение гонорара. Гонорар может делиться между наследниками в любой пропорции в соответствии с завещательным распоряжением либо соглашением наследников о разделе наследства.

Известную сложность на практике вызывает вопрос об учете переходящего по наследству авторского права при расчете обязательной доли. Напомним, что в соответствии с ГК РФ правом на обязательную долю в наследстве, составляющую не менее 2/3 доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону, обладают, независимо от содержания завещания, несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя (в том числе усыновленные), а также нетрудоспособные супруг, родители (усыновители) и иждивенцы умершего. По вопросу о том, могут ли указанные выше необходимые наследники претендовать на переходящее по наследству авторское право, в юридической литературе высказаны прямо противоположные суждения. Не останавливаясь на их анализе, сразу отметим, что полное игнорирование прав необходимых наследников было бы нарушением статей ГК РФ. Однако исходя из смысла норм закона об обязательной доле, основное назначение которой состоит в материальном обеспечении наследников, не имеющих, как правило, самостоятельных источников существования, можно говорить о каких-либо особых правах необходимых наследников только в отношении входящего в состав наследства права на гонорар. Необходимые наследники, независимо от получения другого наследственного имущества, могут получить не менее 2/3 причитающейся им по закону доли вознаграждения за использование произведения, если только между наследниками не будет достигнуто иное соглашение о распределении наследственного имущества. Претендовать же на участие в осуществлении перешедших по наследству неимущественных авторских прав необходимые наследники не могут.

Недостаточно урегулирован законом и вопрос о наследовании авторских прав на произведения, созданные в соавторстве. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» констатирует лишь положение о том, что права каждого из соавторов переходят по наследству и действуют в течение 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов. Из этого вытекает, что оставшиеся в живых соавторы, независимо от того, о нераздельном или раздельном соавторстве вдет речь, должны согласовывать свои действия по использованию произведения с наследниками умершего автора. При этом нужно учитывать, что в случае смерти наследников принадлежащие им права могут переходить к их наследникам и т.д. в течение всего срока действия авторских прав. Не решен, однако, вопрос, что происходит с правами того умершего соавтора, который не имел наследников. В данном случае речь, разумеется, может идти об имущественных и тесно связанных с ними правах, так как неимущественные права (право автора, право на имя и др.) ни к кому после смерти автора не переходят. ГК 1964 г. в своей первоначальной редакции содержала на этот счет вполне конкретное указание, согласно которому в данном случае принадлежавшее умершему соавтору и не перешедшее к наследникам право на долю вознаграждения за использование коллективного произведения прекращалось. В последующем, однако, данное указание в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 г. было из закона исключено. Не содержит его и ныне действующий Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». В этой связи в литературе был сделан вывод о том, что в данном случае при наличии неделимого соавторства происходит пропорциональное увеличение долей оставшихся в живых соавторов или их наследников. Если же соавторство носит раздельный характер, доля того соавтора, чье авторское право прекратилось, не должна прирастать к долям остальных авторов, а, напротив, должна переходить к государству и — прекращаться. Представляется, что для такого толкования нет достаточных оснований. Правило о приращении наследственных долей, органически присущее наследственному праву ввиду особой связи наследника и наследодателя, едва ли уместно распространять т авторское право, где трудно обосновать справедливость перехода прав одного из соавторов к другим соавторам. Поэтому, на наш взгляд, следует исходить из того, что авторские права соавтора, не имеющего наследников, как при раздельном, так и при нераздельном соавторстве, в соответствии с общим указанием закона, прекращаются и не переходят к другим соавторам.

Наряду с авторами и наследниками субъектами авторского права выступают иные правопреемники. Указания на них как на особых носителей авторского права появились в российском законодательстве лишь в 1974 г. после присоединения Советского Союза к Всемирной конвенции об авторском праве. Это нововведение вызвало полярные оценки в юридической литературе и в значительной мере оживило давнишний спор о возможности передачи авторских прав другому лицу в порядке правопреемства. Выделение наряду с наследниками иных правопреемников авторов вытекало не только из подписания Советским Союзом Женевской конвенции, но и из правил внутреннего законодательства, которое всегда предусматривало возможность переуступки отдельных авторских правомочий иным субъектам.

В роли таких иных субъектов прежде всего выступают издательства, театры, киностудии и иные организации, занимающиеся использованием произведений науки, литературы и искусства. Они приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и их наследниками авторских договоров. Становясь обладателями авторских прав, эти организации используют произведения и распоряжаются ими теми способами, которые предусмотрены конкретными договорами и в их пределах.

Разумеется, к правопреемникам авторские права переходят не в полном объеме. Так, не могут перейти ни по наследству, ни по договору, ни по другим указанным в законе основаниям такие личные неимущественные права, как право авторства и право на имя. Объем иных переходящих к правопреемникам прав определяется либо законом, либо договором и зависит от тапа последнего.

Правопреемниками российских авторов могут быть как российские, так и иностранные юридические лица и граждане. При этом договоры с последними могут заключаться как при посредничестве авторско-правовых организаций, так и напрямую. Правомерно приобретенные авторские права правопреемников признаются и охраняются наравне с правами самих авторов.

4. Право авторов на имя.

Статья 1228. Автор результата интеллектуальной деятельности

1. Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

2. Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права.

Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.

Авторство и имя автора охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 1267 и пунктом 2 статьи 1316 настоящего Кодекса.

Статья 1265. Право авторства и право автора на имя

1. Право авторства — право признаваться автором произведения и право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.

2. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель (пункт 1 статьи 1287), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

3. Право на имя есть право на выбор способа указания имени автора при использовании произведения. При этом имеется в виду использование, которое осуществляется как самим автором, так и иными лицами.

В п. 1 коммент. ст. указываются три возможных способа указания имени автора: указание подлинного имени (абз. 1 п. 1 ст. 19 ГК РФ); указание вымышленного имени (псевдонима); использование произведения без обозначения имени (анонимно).

Авторское право на имя не совпадает с общегражданским правом на имя, принадлежащим любому физическому лицу.

Способ указания имени автора определяется в лицензионном или ином договоре. Разумеется, указание псевдонима может осуществляться только с согласия автора. Псевдоним не должен вводить потребителей в заблуждение, он не должен совпадать с именем известного лица.

Верховный Суд РФ указал, что только автор может разрешить использовать свое произведение без указания имени

При отсутствии особого указания со стороны автора произведение обозначается либо фамилией, именем и отчеством автора, либо его фамилией и инициалами (инициалом). Требования автора об изменении этих условий являются законными.

Порядок проставления имен соавторов определяется соглашением соавторов, которое должно соблюдаться пользователями как одно из проявлений права на имя. При отсутствии такого соглашения имена соавторов указываются в алфавитном порядке.

Автор вправе в любое время раскрыть или снять свой псевдоним (аноним).

Автор может иметь несколько псевдонимов. Он может пользоваться псевдонимом лишь для некоторых своих произведений.

Если произведение используется под псевдонимом или без указания имени автора (анонимно), то лица, которым из заключенного автором договора стало известно подлинное имя автора (работники издательства, редакции журнала, телевещательной организации), не вправе раскрывать имя автора.

Однако не совершает никакого нарушения личных авторских прав ученый, который в результате своих исследований приходит к выводу, что автором определенного произведения является какое-то лицо, и публикует этот вывод.

Признание автором несовершеннолетних или недееспособных лиц

Содержание гражданской правоспособности не связано ни с возрастом, ни состоянием здоровья конкретного лица. Статья 17 ГК РФ определяет, что способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская дееспособность) признается в равной степени за всеми гражданами и возникает в момент рождения гражданина и прекращается смертью.

В связи с этим носителем авторских прав в отношении созданных ими произведений могут быть и лица, не достигшие совершеннолетия либо признанные в установлен ном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными.

Но при реализации авторских прав малолетних авторов (не достигших 14 лет) и недееспособных лиц в качестве их законных представителей выступают родители или опекуны, которые и совершают сделки от их имени.

Несовершеннолетний (с 14 до 18 лет) автор произведения науки, литературы и искусства или иного охраняемого законом результата интеллектуальной деятельности осуществляет свои права самостоятельно. Вместе с тем он так же самостоятельно несет и имущественную ответственность по совершенным им сделкам в сфере авторских правоотношений.

Автор, дееспособность которого ограничена судом на основании того, что вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами он ста вит семью в тяжелое материальное положение, реализует свои авторские права лишь с согласия назначенного ему попечителя, задачей которого в соответствии со ст. 33 ГК РФ является оказание подопечному содействия в осуществлении им своих прав и исполнении обязанностей, а также охрана его от злоупотреблений третьих лиц.

В каких случаях носителем авторских прав

Является юридическое лицо (организация, предприятие и др.)?

По российскому законодательству, юридическое лицо (организация) не может выступать в качестве автора за исключением случаев, когда произведение создано за рубежом. На основе законодательства страны, где создано произведение, носителем авторских прав может быть признано и юридическое лицо.

Наряду с этим юридические лица могут быть обладателями производного авторского права по завещанию автора, по договору с автором при создании произведения в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания и в некоторых иных случаях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Охрана прав несовершеннолетних и недееспособных авторов

Охрана прав несовершеннолетних и недееспособных авторов.

Нередко творческие произведения создаются гражданами, не достигшими совершеннолетия либо признанными в установленном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными. Например, Надя Рушена, за свои 17 лет, создала около 11 тыс. рисунков. При жизни Нади состоялось 15 выставок ее работ, в том числе за рубежом. Первый поэтический сборник Ники Турбиной вышел в свет, когда юной поэтессе было всего 8 лет. В России и за рубежом широко известны имена других юных дарований.

Возможность несовершеннолетних и недееспособных граждан иметь права авторов не вызывает каких-либо сомнений ни в юридической науке, ни на практике. Сама эта возможность входит в содержание гражданской правоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, ни от состояния здоровья человека. Для превращения этой абстрактной возможности в конкретное субъективное авторское право необходим юридический факт. Роль такого факта выполняет создание произведения науки, литературы и искусства, т. е. действие фактического характера, а не сделка. Но поскольку фактические действия могут совершаться и недееспособными липами, конкретные субъективные авторские права возникают независимо от возраста и состояния дееспособности. Поэтому носителями авторских прав в отношении созданных ими произведении являются сами несовершеннолетние и недееспособные лица.

Граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение и признаны в связи с этим ограниченно дееспособными, могут осуществлять свои авторские права лишь с согласия попечителей (ст.16 ГК). Это означает, что автор, дееспособность которого ограничена по суду, сам осуществляет свои авторские права, но под контролем попечителя, задачей которого является ограждение подопечного от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также от его собственных вредоносных действий. Попечитель не устраняет действий самого подопечного, а действует вместе с ним и в его интересах.

Несовершеннолетние, т. е. лица в возрасте от 15 до 18 лет, осуществляют спои авторские нрава совершенно самостоятельно (ст. 13 ГК). Это исключение из общего правила, согласно которому граждане могут самостоятельно осуществлять свои гражданские права лишь с 18 лет, если только законом не указано иное. Наличие такого отступления вполне оправдано, так как в данном возрасте можно предполагать достаточную зрелость несовершеннолетних для разумного распоряжения достигнутыми ими творческими результатами.

Авторские права юридических лиц.
Наряду с физическими липами обладателями авторских прав на произведения науки, литературы и искусства по российскому законодательству выступают юридические лица. Если последние являются правопреемниками создателей произведений, их возможность быть носителями авторских прав не вызывает никаких сомнений. Так, юридическое лицо может приобрести отдельные авторские правомочия по договору с автором, в силу того, что произведение создано автором в порядке выполнения служебного задания, авторское право может перейти к юридическому лицу по завещанию автора и т. д. Но всех этих случаях юридическое лицо становится обладателем производного авторского права, которое первоначально возникло на стороне автора, но перешло к юридическому лицу по указанным в законе основаниям.

Вопрос о том, может ли юридическое лицо быть обладателем первоначального авторского права, т. е. Приобретать права на произведение посредством своих собственных действий, долгие годы оставался в советской науке авторского права спорным. Многие ученые, основываясь на тех положениях советского авторского законодательства, в соответствии с которым права на научные сборники, словари, энциклопедические издания, журналы, кинофильмы и т. п. возникали у выпустивших их в свет организаций, полагали, что авторское право юридических лиц возникает в результате их творческой деятельности, необходимой для объединения самостоятельных произведений отдельных авторов в единое целое произведение. Иными словами, они считали, что юридические лица являлись полноценными обладателями первоначального авторского права, что и находило прямое отражение в авторском законодательстве.

По мнению других ученых, юридическое лицо по самой своей природе не может стать субъектом первоначального авторского права. Они исходили из того, что творить, создавать новое могут лишь живые люди. Поэтому как бы ни повлияло юридическое лицо на создание произведения, само создание произведения является делом отдельных физических лиц. Выявить же какую-либо особую творческую деятельность юридического лица, не охватываемую творчеством конкретных физических лиц, невозможно. Правомерно лишь говорить об организационной деятельности юридического лица, о создании им материальной базы для творчества физических лиц и т. д., однако указанные действия не являются основанием для признания за юридическим лицом первоначального авторского права. Поэтому с их точки зрения наделение некоторых юридических лиц авторскими правами первоначального характера являлось не более чем законодательным приемом, преследующим определенные цели. Так, конструкция первоначального авторского права юридического лица способствовала устранению правовой неопределенности, возникающей в силу отсутствия у обладателя авторского права на все произведение, в частности облегчала использование произведений. Данное объяснение представляется достаточно убедительным. Большой, а иногда и недостаточно определенный круг лиц, внесших творческий вклад в создание сложного составного произведения вкупе с отсутствием правовых отношений между конкретными авторами, участвовавшими в его создании, делают целесообразным признание обладателем авторского права на произведение в целом одного лица. В самом деле, это лицо (киностудия, научно-исследовательская организация, издательство и т. п.) лишь условно может быть признано автором произведения, так как в действительности его творцами являются конкретные физические лица. Однако такой юридический прием, являющийся своеобразной юридической фикцией, вполне оправдан по изложенным выше соображениям.

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», однако, вообще отказался от данной юридической конструкции. В качестве авторов произведений им признаются лишь физические лица, творческим трудом которых они созданы (ст. 1). Такой подход, безусловно, более точно отражает действительное положение дел, но насколько он согласуется с потребностями практики, покажет будущее. Во всяком случае можно констатировать, что с точки зрения действующего авторского законодательства у таких составных произведений, как энциклопедии, продолжающиеся сборники научных трудов, периодические издания и т. п. вообще нет авторов, а авторами аудиовизуальных произведений признаны не все лица, внесшие творческий вклад в их создание, а только режиссер-постановщик, сценарист и композитор (ст. 11, 13 Закона). Практическое значение данной проблемы во многом снимается благодаря тому, что исключительные права на использование рассматриваемых произведений по-прежнему признаются за их издателями и изготовителями.
Иностранные авторы.
Субъектами авторского права признаются не только граждане России, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Однако если произведения российских авторов охраняются независимо от места их обнародования или нахождения в иной объективной форме, то охрана произведений иностранных авторов зависит от ряда закрепленных в законе условий. Прежде всего, признаются и охраняются авторские права иностранцев на те их произведения, которые обнародованы на территории России, либо не обнародованы, но находятся на ее территории в какой-либо объективной форме (п. 1 ст.5 Закона «Об авторском праве и смежных правах»). В данном случае правовое положение иностранных авторов не имеет никаких отличий от правового положения российских авторов. Указанное правило выражает территориальный принцип, известный авторскому законодательству многих стран и закрепленный важнейшими международными конвенциями.

Если произведение иностранного автора обнародовано или находится в объективной форме за пределами РФ, его охрана в нашей стране осуществляется в соответствии с международными договорами России. Так, согласно Всемирной конвенции об авторском праве на территории России охраняются все произведения граждан стран—участниц Всемирной конвенции, а также любые произведения, впервые опубликованные на их территории. Важно лишь, чтобы они вышли в свет после 27 июля 1973г. —даты присоединения СССР к Всемирной конвенции.

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» ввел правило, ранее советскому авторскому законодательству не известное, в соответствии с которым произведение также считается опубликованным в РФ, если в течение 30 дней после первого опубликования за пределами РФ оно было опубликовано на территории РФ.
Присоединение России к Бернской конвенции.
В течение многих лет Советский Союз, а потом и Россия, не могли стать участниками Бернского Союза в силу несоответствия предоставляемой по национальному законодательству охраны произведениям «уровню Бернской Конвенции».

Но, несмотря на то, что Закон, принятие которого позволило бы присоединиться к Бернской Конвенции, вступил в силу только 3 августа 1993 года, некоторыми правоведами уже в 1992 году поднимался вопрос о способе возможного присоединения России. В частности, один из них отмечал, что статья 18 Бернской Конвенции не содержит обязательства обеспечения охраны с обратной силой, и, поэтому не исключено, что Российская федерация при присоединении к Бернской Конвенции выразит именно такую точку зрения. Позднее этим же специалистом не раз высказывалось мнение о необходимости присоединения России к Конвенции без обратной силы, что «для России, для российских организаций, использующих иностранные произведения» оказалось бы «наиболее выгодным и безболезненным, особенно в течение первых лет после присоединения».

13 марта 1995 года произошло долгожданное событие — Россия, наконец, стала полноправной участницей Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений. При подаче дипломатической ноты о присоединении Россия уведомила других участников Конвенции о том, что «действие Бернской Конвенции не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской федерации уже являются на ее территории общественным достоянием».

В соответствии со статьей 28 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» произведение перестает охраняться, и переходит в общественное достояние, в результате истечения срока действия авторского права. Как, уже ранее отмечалось, в случае, если страна предоставляет охрану неопубликованным произведениям иностранных авторов, срок охраны истекает на момент опубликования этого произведения в стране, не связанной с ней каким-либо соглашением об охране авторских прав.

Рассмотрим, как в России решается судьба иностранных неопубликованных произведений.

Согласно статье 5 Закона «Об авторском праве и смежных правах», охрана по авторскому праву предоставляется неопубликованным произведениям иностранных авторов следующим образом:

— если они находятся в какой-либо объективной форме на территории России, то они охраняются по Российскому законодательству во всех случаях;

— если они находятся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, то получают охрану на основе международных договоров.

Что касается первой группы неопубликованных произведений, выделенной законодателем, здесь ситуация вполне понятна: неопубликованные иностранные произведения, которые находятся на территории России, охраняются по Российскому авторскому праву. Поскольку само произведение в определенной материальной форме находится на Российской территории, все противоправные действия в отношении этого произведения (например, обнародование без согласия автора, плагиат, переработка и пр.) также могут иметь место на ее территории, и, следовательно, попадают под Российскую юрисдикцию. Охрана, предоставленная такому произведению, носит условный характер, так как она поставлена в зависимость от места последующего опубликования. В случае если публикация будет иметь место в России, оно будет продолжать находиться под охраной. Если же оно будет обнародовано за рубежом, такое произведение Российским авторским правом охраняться не будет вследствие истечения срока предоставляемой охраны. Следовательно, после присоединения России к Бернской Конвенции, в случае, если до 13 марта 1995 года такое произведение было впервые опубликовано за рубежом и вследствие этого утратило правовую охрану, Россия, согласно пункту 2 статьи 18 Бернской Конвенции, не обязана вновь ставить это произведение под охрану.

Вопрос же в отношении неопубликованных произведений иностранных авторов, находящихся в какой-либо материальной форме за рубежом, крайне сложен. Российским Законом предусмотрено, что охрана таким произведениям предоставляется лишь на основании международных договоров. Если предположить, что Закон адекватно отражает российскою практику охраны неопубликованных произведений иностранцев, то все иностранные произведения, находящиеся в объективной форме за рубежом, независимо от того, были ли они обнародованы или нет до 13 марта 1995 года, подлежат охране на территории России с этой даты. И, следовательно, другие члены Бернского Союза могли бы выдвинуть справедливые возражения против участия России в Бернской Конвенции без обратной силы.

Занятая российским законодателем позиция в отношении охраны иностранных неопубликованных произведений была подвергнута критике специалистами, которые указывали на то, что она служит источником возникновения множества проблем на практике. Например, будет ли охраняться произведение, один экземпляр которого находится за границей, а другой — на российской территории? Или, с какого момента подлежат охране созданные за рубежом произведения: с момента создания иди с момента пересечения границы?

На последний вопрос практика, причем широко распространенная дает следующий ответ: когда неопубликованное произведение иностранного автора попадает на территорию России, оно подлежит охране по российскому авторскому праву с момента его создания. И, хотя подход законодателя, отраженный в Законе не изменился по сравнению с позицией статьи 478 Гражданского Кодекса РСФСР и статьи 136 Основ гражданского законодательства 1991 года. Это не означает, что неопубликованные иностранные произведения, находящиеся в материальной форме за пределам Российской федерации, не охраняются по российскому законодательству.

В литературе отмечалось, что «неопубликованные произведения иностранных авторов, находящиеся за рубежом, не могут рассматриваться» в России как произведения, «постоянно находящиеся в сфере общественного достояния», и, следовательно, подлежат охране наравне с произведениями, находящимися на ее территории.

Необходимо также отметить, что нередко при заключении двусторонних договоров охрана неопубликованных произведений вообще не оговаривалась, например, статья 2 Соглашения с Польшей об охране авторских прав гласит:

«Каждая договаривающаяся Сторона признает авторские права граждан и организаций другой договаривающейся Стороны их правопреемников на произведения науки, литературы искусства, независимо от места их первого опубликования, а также авторские права граждан третьих стран и их правопреемников на произведения, впервые выпущенные в свет на территории Советского Союза или Польской Народной республики. ». Из приведенной цитаты видно, что определяется судьбам лишь опубликованных произведений. На мой взгляд, такая формулировка — это результат того, что не было необходимости предусматривать взаимных обязанностей по охране неопубликованных произведений, так как произведения иностранных авторов и так подлежали охране в обоих договаривающихся государствах.

Итак, российское (а до 25 декабря 1991 года советское) авторское право фактически охраняло, и охраняет любые неопубликованные произведения иностранных авторов с момента их создания. Но, если это произведение впервые публикуется не в России и не в стране, связанной с Россией международным договором, то такое произведение становится в России общественным достоянием, так как ранее предоставленный срок охраны истек. Именно поэтому Россия смогла присоединиться к Бернской Конвенции. Это означает, что в отношении граждан стран, участвующих и в Бернской, и во Всемирной Конвенции, в России будут охраняться только те произведения, которые будут опубликованы после 26 мая 1973 года (дата присоединения СССР к Всемирной Конвенции). Что касается граждан государств, участвующих только в Бернской Конвенции, то в России будут поставлены под охрану только те их произведения, которые впервые опубликованы в этих странах после 13 марта 1995 года.

В прессе высказывались различные оценки принятого решения о присоединении без обратной силы. Одни специалисты целиком и полностью поддержала его, другие же осуждая его, утверждали, что «по сути же оказалось, что к Бернской Конвенции Россия не присоединилась». Заинтересованные же лица — издатели, единодушно поддерживая присоединение к Бернской Конвенции, также разошлись в оценке порядка такого присоединения, крупные издатели, которые «присоединились к Берну в одностороннем порядке» еще в 1993 году либо удивлены таким подходом, либо полностью отвергают его, рассматривая решение правительства как «возведение воровства в государственную политику» и «легализацию пиратства». Высказывалось мнение, что присоединение России к Бернской Конвенции с обратной силой отвечало бы интересам российских издателей, так как им «выгодно покупать права и платить иностранным авторам», что позволит им «иметь возможность, продавать права на книги российских авторов».

Естественно, что крупным издательствам под силу выплачивать огромные гонорары за приобретение исключительных прав на распространение произведений иностранных авторов на территории России. Это им действительно выгодно, так как их затраты окупятся через реализацию книжной продукции, в стоимость которой включаются и суммы авторских гонораров, и передача неисключительных прав на использование другим издательствам, в конечном итоге за счет Российских читателей. Присоединение с обратной силой к Конвенции, по мнению иных издателей, также не «позволило бы встать на ноги молодым издателям», не имеющим большого стартового капитала. На мой взгляд, это также прекратило бы приток в Россию множества произведений зарубежной литературы, что, в конечном счете, отразилось бы как на развитии только появившееся книжной индустрии, так и на культурно-духовной сфере нашего общества.

Действительно, при принятии ответственных правовых решений, каким является решение о присоединении к Бернской Конвенции, необходимо исходить из интересов всего общества, а не отдельных его групп. Учитывая то, что нормы Конвенции действуют не в идеальных, а реальных условиях, должны приниматься во внимание и те экономические последствия, которые могло бы повлечь предоставление охраны произведениям, ранее считавшимся в России общественным достоянием.

Как было показано выше, критика присоединения без обратной силы носит в основном экономический характер. Вопрос о самой формулировке постановления не поднимался. Специалисты, несмотря на то, что в прессе и было отменено, что формулировка не ясна, ограничились лишь констатацией того, что она означает, что Россия присоединилась к Бернской Конвенции без обратной силы, думается, что необходимо рассмотреть постановление правительства именно с точки зрения данной им формулировки, которая допускает неоднозначность ее толкования.

Итак, постановление содержит указание на то, что произведениям, ставшим на территории российской федерации общественным настоянием не момент присоединения к Бернской Конвенции, охрана вновь предоставлена не будет. Рассматривая обоснование возможности присоединения России без обратной силы, нами приводилось положение статьи 28 Закона РФ «Об авторском праве смежных правах», согласно которому причиной перехода произведения в общественное достояние служит истечение срока охраны. Однако статья 28 предусматривает и иную причину: перешедшими в общественное достояние также считаются произведения, охрана которым на территории России никогда не предоставлялась. В формулировке, данной правительством, не указывается, по какой именно причине не будут охраняться произведения, ставшие на территории РФ общественным достоянием, хотя такой причиной является истечение сроков охраны. Нами было отмечено, что на законодательном уровне охрана предоставляется лишь тем иностранным неопубликованным произведениям, которые находятся на российской территории, хотя практика и иначе решает этот вопрос. Однако, именно то, что на практике охранялись, и охраняются все неопубликованные произведения иностранных авторов, позволило истолковать статью 18 Бернской Конвенции как не обязывающую, предоставлять охрану с обратной силой. Тем не менее, зарубежные специалисты, не знакомые с российской практикой, могут провести анализ на законодательном уровне и сделать вывод, что Россия, присоединяясь к Конвенции, приняла решение не охранять иностранные произведения, ставшие на ее территории общественным достоянием в силу того, что они никогда не охранялись. По такое решение противоречило бы пункту 2 статьи 18 Конвенции, которой все причины неохраняемости, кроме истечения срока охраны, безразличны. Если формулировка правительства будет истолкована таким образом, это может послужить основанием возникновения споров с другими членами Конвенции по поводу применения Бернской Конвенции.

Думается, что лучшим способом устранить имеющееся противоречие до присоединения к Конвенции было бы привести действующее законодательство об авторском праве в соответствие с практикой, закрепив, что охрана по российскому законодательству предоставляется всем иностранным неопубликованным произведениям, независимо от того, на территории какого государства они находятся. Это значительно упростило бы аргументацию принятого Россией решения о присоединении без обратной силы. Иначе эту проблему можно было бы решить, указав при подаче ноты, что действие Бернской Конвенции не будет распространяться на произведения, которые на дату вступления Конвенции в силу для России уже являются не ее территории общественным достоянием вследствие истечения ранее предоставленного срока охраны. Сегодня же, на мой взгляд, единственный способ устранить всякую возможность возникновения спорной ситуации — дополнительно уведомить страны Союза о причинах, по которым иностранные произведения перешли в сферу общего достояния.

Несмотря на то, что некоторые специалисты считают, что «непредставление обратной силы вообще лишает Конвенцию смысла», я рассматриваю присоединение Российской федерации к Бернской Конвенции как чрезвычайно значительное событие. Во-первых, теперь Россия связана международным договором со многими странами, отношения с которыми по авторскому праву никак не регулировались. Во-вторых, произведения иностранных авторов тех стран, с которыми Россия была связана Всемирной Конвенцией, получают охрану также по Бернской Конвенции, уровень которой намного выше. Что же касается стран, связанных с Россией по Бернской Конвенции, то их интересы, конечно, затронуты присоединением без обратной силы. Однако, учитывая то, что произведения граждан большинства государств-членов Бернского Союза уже охранялись по Всемирной Конвенции и по двусторонним соглашениям, нарушение интересов этих государств не столь существенно. Думается, что по истечении некоторого переходного периода «привыкания» к защите авторских прав граждан стран-участниц Бернской Конвенции, Россия пойдет по пути заключения двусторонних соглашений с отдельными странами, как это делается сейчас в США, по которым охрана будет предоставляться с обратной силой. Однако это не может произойти раньше, чем Россия действительно будет к этому готова.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, studopedia.ru, microbik.ru.

»

Это интересно:  Международно правовая охрана авторских и смежных прав
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector