+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Охрана авторских и смежных прав учебник

Понятие правой охраны авторских и смежных прав

Вопрос о понятиях правовая охрана» и «правовая защита» является одним из наиболее сложных и дискуссионных. Выделяют два основных подхода. Сторонники первого подхода утверждают, что указанные понятия идентичны, сторонники второго подхода доказывают, что это взаимосвязанные понятия, но они не тождественны. Рассмотрим оба вышеуказанных подхода.

В соответствии с первым подходом понятие «охрана прав» является более широким по содержанию, чем «защита прав». Сторойниками такого подхода являются О. С. Иоффе, А. П. Сергеев, Е. А. Суханов, Э. П. Гаврилов, Н. И. Матузов, Н. С. Малеин и др.

Исследование данного вопроса, на наш взгляд, следует начать с общих позиций, изложенных специалистами теории государства и права.

Так, Н. И. Матузов высказывает следующее: «Охрана и защита субъективного права или охраняемого законом интереса — не одно и то же: охраняются они постоянно, а защищаются только тогда, когда нарушаются» [1] . С ним солидарен и Н. С. Малеин, который правовую охрану рассматривает как юридические правила по поводу определенного блага, а защиту права рассматривает как меры, предусмотренные в законе в тех случаях, когда право уже нарушено.

Ведущий специалист в области гражданского права А. П. Сергеев утверждает, что понятием «охрана гражданских прав» охватывается вся совокупность мер, обеспечивающих нормальных ход реализации прав. В него включаются меры не только правового, но и экономического, политического, организационного и иного характера. В понятие «защита» (понятие охраны в узком смысле слова), по его мнению, следует включать «лишь те предусмотренные законом меры, которые направлены па восстановление или признание гражданских прав и защиту интересов при их нарушении или оспаривании» [2] .

Другие специалисты в области гражданского права в целом соглашаются с вышеизложенными точками зрения, конкретизируя их применительно к гражданским правам. Так, Э. П. Гаврилов подчеркивает, что «термины «охрана» и «защита» подлежат обязательному разграничению. Охрана есть установление общего правового режима, а защита — те меры, которые предпринимаются в случаях, когда гражданские права нарушены или оспорены» [3] . Аналогичную позицию занимает и Е. А. Суханов. Он отмечает, что правовая охрана осуществляется, по сути, с помощью всей совокупности правовых норм, обеспечивающих нормальное и беспрепятственное развитие рассматриваемых отношений. Правовая защита — более узкое понятие, применяемое только к случаям их нарушения. Она представляет собой совокупность правовых способов (мер), которые применяются к нарушителям отношений [4] .

В. И. Царенко и В. А. Хома но этому вопросу солидарны с вышеизложенными точками зрения и отмечают, что охрана и защита прав авторов и смежных с ними прав взаимосвязаны между собой, но данные понятия не тождественны.

Защита прав интеллектуальной собственности определяется как комплекс мероприятий, направленных па признание и восстановление прав интеллектуальной собственности в случае их нарушения. Разграничение понятий охраны и защиты возможно и необходимо осуществлять относительно их цели. Цель охраны — создание государством гарантий правообладателю для надлежащей реализации права собственности (во всех ее правомочиях — владения, пользования и распоряжения) на объект интеллектуальной собственности. Цель защиты права собственности в случае нарушения, непризнания или его оспаривания — восстановление или признание такого права путем применения принудительных мер государственными органами или путем самозащиты правообладателя интеллектуальной собственности [5] .

Второй подход объединяет специалистов, придерживающихся точки зрения, что «охрана» и «защита» — равнозначные понятия.

Так, Г. Н. Стоякин объединяет данные термины и рассматривает их как «систему правового регулирования общественных отношений, которая предупреждает правонарушение, а в случае их совершения устанавливает ответственность за допущенные правонарушения» [6] . Н. В. Витрук, условно разделяя охрану и защиту прав и подчеркивая их тесную связь, приходит к выводу о том, что оба эти явления составляют единое целое — «охрану (защиту) прав».

Мы придерживаемся первой точки зрения, разделяя понятия «охрана» и «защита». На наш взгляд, аналогичной позиции придерживается и законодатель. Так, действующее законодательство содержит самостоятельные нормы, посвященные охране авторских и смежных с ними прав, которые базируются на определенных принципах.

Прежде всего необходимо учитывать международные принципы охраны прав авторов и смежных прав, которые закреплены, в частности, в Бернской конвенции, а также в Римской конвенции.

В соответствии с Бернской конвенцией охрана прав авторов базируется на следующих принципах:

  • 1) национального режима охраны авторского права на литературные и художественные произведения, в соответствии с которым любому произведению, созданному в одной из стран — участниц Конвенции в любой другой стране-участнице предоставляется такая же охрана, как и созданным в ней произведениям;
  • 2) возникновения авторского права независимо от выполнения каких-либо формальностей: регистрации, депонирования и т.п.;
  • 3) предоставления охраны во всех странах — участницах Конвенции независимо от наличия охраны или срока ее действия в стране происхождения произведения.

Применительно к произведениям, охраняемым авторским правом, предусматривается, что охрана в стране происхождения произведения регулируется внутренним законодательством. Автор, если он не является гражданином страны происхождения произведения, в отношении которого ему предоставляется охрана, пользуется в этой стране такими же правами, как и авторы — граждане этой страны (ст. 5 Бернской конвенции).

Охрана предоставляется авторам, которые являются гражданами одной из стран — участниц Бернской конвенции в отношении их произведений как выпущенных, так и не выпущенных в свет, и авторам, которые не являются гражданами одной из стран — участниц Бернской конвенции в отношении их произведений, выпущенных в свет впервые в одной из стран или одновременно в стране, не являющейся участницей этой конвенции и в стране — участнице Бернской конвенции. Авторы, не являющиеся гражданами одной из стран — участниц Бернской конвенции, но имеющие свое обычное местожительство в одной из таких стран, приравниваются для целей Бернской конвенции к гражданам этой страны.

Исходя из ст. 4 Бернской конвенции охрана распространяется на авторов кинематографических произведений, изготовитель которых имеет свою штаб-квартиру или обычное местожительство в одной из стран — участниц Бернской конвенции, а также на авторов произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо стране — участнице Бернской конвенции или других художественных произведений, являющихся частью здания или иного сооружения, расположенного в какой-либо стране — участнице Бернской конвенции.

В отношении исполнителей, изготовителей (производителей) фонограмм и вещательных организаций ст. 2 Римской конвенции устанавливается национальный режим охраны, под которым понимается режим, предоставляемый внутренним законодательством договаривающегося государства, в котором испрашивается охрана:

  • 1) для исполнителей, являющихся его гражданами, в отношении осуществляемых на его территории исполнений, передачи в эфир или первой записи;
  • 2) для изготовителей фонограмм, являющихся его гражданами или юридическими лицами, в отношении фонограмм, впервые записанных или впервые опубликованных на его территории;
  • 3) для вещательных организаций, штаб-квартиры которых расположены на его территории, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории.

Кроме того, заслуживают внимания и другие принципы, в числе которых принцип автоматической охраны. Исходя из ст. 5(2) Бернской конвенции, использование авторских прав на произведение и их осуществление «не связаны с выполнением каких бы то ни было формальностей». Это означает, что право па произведение возникает с момента его создания и не требует регистрации.

Также к числу основных относится и принцип презумпции обладателя авторскою права. В соответствии с этим принципом автором произведения считается лицо, указанное на товаре, в котором воплощен объект авторского права, если не доказано иное.

Самостоятельного внимания заслуживает принцип дихотомии. В ст. 9(2) Соглашения ТРИ ПС установлено, что «авторско-правовая охрана предоставляется на выразительные формы, а не на идеи, процедуры, методы эксплуатации или математические концепции как таковые». В соответствии со ст. 2 Договора ВОИС по авторскому праву 1996 г. «авторско-правовая охрана распространяется на форму выражения, а не на идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые» [7] . Обе нормы в действительности абсолютно идентичны, поскольку различие в формулировках существует только в русском тексте, а в английском они одинаковы: «Copyrightprotection extends to expressions and not to ideas, procedures, methods of operations or mathematical concepts as such» [8] .

Данная международная норма и выражает принцип дихотомии, в соответствии с которым охраняются не идеи, а любые формы их выражения. Поскольку форма выражения идей — это содержание произведения, следовательно, охраняется содержание произведения, но не идеи, которые в нем выражены. Принцип дихотомии устанавливает правовое различие между идеями и содержанием произведения, но не между формой и содержанием произведения, как иногда считают [9] .

Охрана предоставляется произведениям при наличии условий охраноспособности, к которым относятся:

  • — творческий характер произведения;
  • — объективная форма, в которой существует произведение;
  • — правомерное использование охраняемых объектов. Российское законодательство предусматривает, что охрана авторских и смежных прав осуществляется как при жизни автора, так и в некоторых случаях после его смерти. К примеру, ст. 152.1 ГК РФ посвящена охране изображения гражданина. В соответствии с данной статьей обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:
    • 1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
    • 2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
    • 3) гражданин позировал за плату.

Российское законодательство (ст. 152.1 ГК РФ) ничего не говорит о сроке охраны изображения гражданина. Нормы международного законодательства содержат срок охраны. В частности, Соглашение ТРИПС и Бернская конвенция в ст. 7(4) устанавливают, что срок охраны фотографических произведений не может быть короче 25 лет со времени создания такого произведения. А ст. 9 Договора ВОИС по авторскому праву говорит о том, что в отношении фотографических произведений Договаривающиеся стороны не применяют положения ст. 7(4) Бернской конвенции.

Поскольку ст. 152.1 ГК РФ ничего не закрепляет в отношении срока охраны фотографических произведений, а нормы международного права исключают применение срока, установленного Бернской конвенцией, то, следовательно, к таким произведениям применяется общее положение об охране произведений.

Охране посвящена и ст. 1267 ГК РФ, которая предусматривает, что авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. Согласно этой норме автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенность произведения (абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ) после своей смерчи. При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Аналогичным образом охрана авторства, имени автора и неприкосновенности осуществляется и при переходе произведения в общественное достояние.

Кроме авторских нрав, охране подлежат также и смежные с авторскими права. Предоставление на территории РФ охраны объектам смежных прав в соответствии с международными договорами РФ осуществляется в отношении исполнений, фонограмм, сообщений, передач, организаций эфирного или кабельного вещания, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения срока действия исключительного права (ст. 1304 ГК РФ).

В этом контексте представляет интерес решение, вынесенное Судом ЕС по делу ЭМИ/Электрола [10] .

Судебная практика

Обладатель исключительных прав на аудиозапись обратился за судебной защитой в Германии против несанкционированного импорта указанных записей из Дании, на территории которой были произведены записи без согласия правообладателя, поскольку срок их правовой охраны в этом государстве истек, а следовательно, по законодательству Данин они были произведены правомерно. В стране импорта, в Германии, исключительные права указанного правообладателя подпадали под охрану законодательства.

Суд ЕС в своем решении указал, что «аудиозаписи» были правомерно произведены в одном государстве — участнике ЕС, но не в силу указания либо разрешения обладателя смежных прав, а в силу истечения сроков правовой охраны, предусмотренных законодательством данного государства.

Таким образом, различие национального законодательства привело к подобным ограничениям прав правообладателя аудиозаписи.

Статья 1316 ГК РФ предусматривает по отношению к смежным правам, что авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются бессрочно.

В зависимости от момента создания объекта смежных прав, законодательство предусматривает определенную специфику. Так, в соответствии с п. 46 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ № 5/29 право изготовителя базы данных (§ 5 гл. 71 ГК РФ) охраняется только в отношении базы данных, созданной или обнародованной после 31 декабря 2007 г.

Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства (§ 6 гл. 71 ГК РФ) охраняется только в отношении произведения, правомерно обнародованного публикатором после 31 декабря 2007 г.

Глава 5. ЗАЩИТА АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ

Авторские и смежные права охраняются законом, предусматривающим гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и другие меры защиты. При этом важно различать понятия «охрана прав» и «защита прав».

Охрана прав — это установление общего правового режима, который позволяет обеспечить нормальное и беспрепятственное осуществление авторских и смежных прав. Охрана осуществляется путем регулирования соответствующих отношений.

Защита права — это те меры, которые предпринимаются в случаях, когда авторские или смежные права нарушены или оспорены .

Это интересно:  40 соблюдение авторских и смежных прав

Близнец И., Леонтьев К. Нужны работающие механизмы защиты авторских прав // Российская юстиция. 1999. N 11.

В сфере авторского права и смежных прав одним из самых распространенных нарушений является незаконная реализация контрафактных экземпляров произведений и фонограмм. Все большую угрозу для правообладателей представляет незаконное размещение объектов авторских и смежных прав в сети Интернет и сети сотовой связи.

В связи с этим ГК РФ содержит ряд положений, направленных на усиление охраны авторских и смежных прав.

5.1. Гражданско-правовая защита авторских и смежных прав:

В содержании субъективного права обычно выделяют несколько правомочий: возможность требовать от обязанного лица определенного поведения, возможность осуществить субъективное право своими действиями и, наконец, возможность обратиться к суду за защитой нарушенного или оспариваемого права . Следовательно, право на защиту является составным элементом субъективного гражданского права .

См. подробнее: Советское гражданское право: Учебник / Под ред. В.П. Грибанова, С.М. Корнеева. М.: Юридическая литература, 1979. Т. 1. С. 273; Иоффе О.С. Советское гражданское право: Учебник. М.: Юридическая литература, 1967. С. 314; Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2004. С. 365; и др.

Одним из основополагающих принципов, призванных обеспечить защиту авторских и смежных прав, является положение о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора (п. 3 ст. 1228 ГК РФ). Поэтому субъектами права на защиту являются прежде всего сами авторы.

Защищать права автора и обеспечивать их осуществление может и издатель. ГК РФ допускает такую возможность в тех случаях, когда произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности). При отсутствии доказательств иного представителем автора считается издатель, имя или наименование которого указано на произведении. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве (п. 2 ст. 1265 ГК РФ).

После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 1267 и п. 2 ст. 1316 ГК РФ.

От имени правообладателей или от своего имени защиту авторских и смежных прав могут осуществлять и организации по управлению правами на коллективной основе.

Аккредитованная организация (ст. 1244 ГК РФ) также вправе предъявлять требования в суде от имени неопределенного круга правообладателей, если это необходимо для защиты прав, управление которыми она осуществляет.

В соответствии со ст. 1248 ГК РФ споры, связанные с защитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав, рассматриваются и разрешаются судом.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах», при разрешении споров необходимо учитывать международные принципы охраны прав авторов и смежных прав.

Эти принципы закреплены в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений и в Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций.

В соответствии с Бернской конвенцией охрана прав авторов базируется на следующих принципах:

— принцип национального режима охраны авторского права на литературные и художественные произведения, в соответствии с которым любому произведению, созданному в одной из стран — участниц Конвенции, в любой другой стране- участнице предоставляется такая же охрана, как и созданным в ней произведениям;

— принцип возникновения авторского права независимо от выполнения каких-либо формальностей: регистрации, депонирования и т.п.;

— принцип предоставления охраны во всех странах — участницах Конвенции независимо от наличия охраны или срока ее действия в стране происхождения произведения.

Применительно к произведениям, охраняемым авторским правом, предусматривается, что охрана в стране происхождения произведения регулируется внутренним законодательством. Автор, если он не является гражданином страны происхождения произведения, в отношении которого ему предоставляется охрана, пользуется в этой стране такими же правами, как и авторы — граждане этой страны (ст. 5 Бернской конвенции).

Решая вопрос о возможности правовой охраны произведения на территории Российской Федерации, необходимо учитывать, что охрана предоставляется:

— авторам, которые являются гражданами одной из стран — участниц Бернской конвенции, в отношении их произведений, как выпущенных, так и не выпущенных в свет;

— авторам, которые не являются гражданами одной из стран — участниц Бернской конвенции, в отношении их произведений выпущенных в свет впервые в одной из стран или одновременно в стране, не являющейся участницей этой Конвенции, и в стране-участнице Бернской конвенции.

Авторы, не являющиеся гражданами одной из стран — участниц Бернской конвенции, но имеющие свое обычное местожительство в одной из таких стран, приравниваются для целей Бернской конвенции к гражданам этой страны.

При этом следует иметь в виду, что исходя из ст. 4 Бернской конвенции охрана распространяется:

— на авторов кинематографических произведений, изготовитель которых имеет свою штаб-квартиру или обычное местожительство в одной из стран — участниц Бернской конвенции;

— на авторов произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо стране — участнице Бернской конвенции, или других художественных произведений, являющихся частью здания или иного сооружения, расположенного в какой-либо стране — участнице Бернской конвенции.

В отношении исполнителей, изготовителей (производителей) фонограмм и вещательных организаций ст. 2 Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций устанавливается национальный режим охраны, под которым понимается режим, предоставляемый внутренним законодательством договаривающегося государства, в котором испрашивается охрана:

— для исполнителей, являющихся его гражданами, в отношении осуществляемых на его территории исполнений, передачи в эфир или первой записи;

— для изготовителей фонограмм, являющихся его гражданами или юридическими лицами, в отношении фонограмм, впервые записанных или впервые опубликованных на его территории;

— для вещательных организаций, штаб-квартиры которых расположены на его территории, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории.

Немаловажным стало введение в гражданское законодательство ответственности за грубые нарушения исключительных прав в сфере интеллектуальной собственности. В соответствии со ст. 1253 ГК РФ, суд может по требованию прокурора принять решение о ликвидации юридического лица, если оно неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (п. 2 ст. 61 Кодекса).

Если такие нарушения совершает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда в установленном законом порядке.

Автор или обладатель смежных прав может использовать технические средства защиты, под которыми понимаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения (ст. 1299 ГК РФ).

Иными словами, технические средства защиты (англ. «DRM» — digital rights management) — это программные либо программно-аппаратные средства, которые затрудняют создание копий охраняемых объектов интеллектуальной собственности (распространяемых в электронной форме) либо позволяют отследить создание таких копий. Например, в сети существуют технологии, наделяющие электронный документ возможностью саморазрушения в случае его незаконного использования. Возможно использование web-депозитария, который позволяет автору подтвердить факт и время публикации произведения в сети Интернет.

Для того чтобы предотвратить обход подобных барьеров, в соответствии со ст. 1299 ГК РФ в отношении произведений не допускается:

— осуществление без разрешения автора или иного правообладателя действий, направленных на то, чтобы устранить ограничения использования произведения, установленные путем применения технических средств защиты авторских прав;

— изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любой технологии, любого технического устройства или их компонентов, использование таких технических средств в целях получения прибыли либо оказание соответствующих услуг, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторских прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав.

В случае нарушения указанных положений автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации в соответствии со ст. 1301 ГК РФ, кроме случаев, когда ГК РФ допускает использование произведения без согласия автора или иного правообладателя.

Примерный перечень способов защиты гражданских прав содержится в ст. 12 ГК РФ и включает в себя: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиту права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсацию морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иные способы, предусмотренные законом.

Эти способы применимы и при защите авторских и смежных прав.

Выбор способа защиты принадлежит обладателю исключительных прав. Однако, как правило, обладатель нарушенного авторского или смежного права может воспользоваться не любым, а каким-либо конкретным способом защиты, который вытекает из характера совершенного правонарушения.

Как указывает ст. 1250 ГК РФ, интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными Кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права.

Поэтому вполне логично рассмотреть подробнее гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав в зависимости от того, какие права нарушены: личные неимущественные или имущественные.

5.2. Защита личных неимущественных прав

В последнее время растет количество гражданских дел, связанных с защитой авторских прав на произведения науки, литературы и искусства.

Поэтому особое внимание ГК РФ уделяет способам защиты личных неимущественных прав, к которым относятся право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения, а также другие права в случаях, предусмотренных ГК РФ.

Нередко нарушения авторских прав выражаются в том, что произведения литературы и науки незаконно копируются, тиражируются, воспроизводятся без ссылок на автора или издаются под чужой фамилией.

Следует отметить, что, реализуя право на имя, автор персонифицирует его посредством указания своего подлинного имени или псевдонима. Поэтому на практике нарушение права автора на имя нередко заключается в том, что его имя не упоминается.

Так, Г. обратился в суд с иском к ЗАО «Общественное российское телевидение» (ОРТ) о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав. Он сослался на то, что в программе ОРТ прозвучали песни без указания его имени как автора текстов. Отсутствие в программе ссылки на имя автора, по мнению истца, привело к нарушению его личного неимущественного права.

Районный суд в иске Г. отказал.

Судебная коллегия по гражданским делам городского суда решение оставила без изменения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала, что между Российским авторским обществом (далее — РАО) и ОРТ заключено лицензионное соглашение, в соответствии с которым РАО передает ОРТ разрешение на сообщение обнародованных произведений, относящихся к репертуару РАО, для всеобщего сведения путем их телевизионной передачи в эфир. ОРТ обязалось использовать в своих передачах лишь те произведения, которые идентифицированы по названиям, фамилиям и инициалам авторов.

Произведения Г. входят в репертуар РАО, а песни зарегистрированы в обществе под подлинным именем автора.

В программе ОРТ прозвучали упомянутые песни. Имя Г. как автора текстов песен указано не было.

По смыслу закона только автор может разрешить использовать произведение анонимно, т.е. распорядиться своим неимущественным правом, РАО же заключает с авторами договоры о передаче полномочий на коллективное управление именно имущественными правами. Отсутствие в лицензионном соглашении РАО с ОРТ указаний о конкретном способе реализации права на имя в силу закона не означает, что РАО может распоряжаться личными неимущественными правами авторов.

Г. зарегистрировал в РАО упомянутые песни для сбора гонорара за их использование под подлинным именем автора. Для получения разрешения на анонимное использование произведений телекомпания должна была обратиться к автору, но не сделала этого, что привело к нарушению авторских прав (право на имя) последнего.

Претензии о нарушении авторских прав (право на имя) должны быть обращены к нарушителю права автора, в данном случае к ОРТ, которое неправомерно использовало произведение анонимно, в связи с чем ссылка суда на то, что все претензии автор вправе предъявить к РАО, несостоятельна (последнее не нарушало авторских прав Г.) .

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2000 г. «Решение суда об отказе в иске о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав отменено как постановленное с нарушением требований закона» (извлечение) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2001. N 7. С. 9.

Согласно ст. 1251 ГК РФ в случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в частности, путем:

— восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

— пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

— компенсации морального вреда;

— публикации решения суда о допущенном нарушении.

Первый способ защиты — признание права — применяется, когда наличие у лица авторского или смежного права подвергается сомнению, оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий.

Как известно, нарушение личных неимущественных прав автора нередко выражается в том, что его произведения незаконно копируются, тиражируются, воспроизводятся без ссылок на автора или издаются под чужой фамилией. В таких случаях защита может осуществляться посредством иска о признании права авторства. Для подтверждения авторства может быть назначена лингвистическая экспертиза, в рамках которой решаются вопросы о полном или частичном сходстве, тождестве или различии произведений (например, литературно-художественного, публицистического или научного произведения); является ли объект результатом индивидуального творчества (например, персонаж, видеоклип и т.п.); является ли произведение самобытным или переработанным, отредактированным и др. .

Это интересно:  Книги авторское право в интернете

См.: Галяшина Е.И., Горбаневский М.В. Роль лингвистической экспертизы при защите интеллектуальной собственности // ЭЖ-Юрист. 2005. N 46; Галяшина Е.И. Возможности судебных речеведческих экспертиз по делам о защите прав интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2005. N 9; Памятка по вопросам назначения судебной лингвистической экспертизы. Для судей, следователей, дознавателей, прокуроров, экспертов, адвокатов и юрисконсультов / Под ред. М.В. Горбаневского. М.: Медея, 2004; Спорные тексты СМИ и судебные иски / Под ред. М.В. Горбаневского. М.: Престиж, 2005.

Дела о признании авторства рассматриваются в порядке особого производства, поскольку они относятся к делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение (ст. 262 ГПК РФ).

В большинстве случаев требование о признании авторского права является предпосылкой применения других способов защиты. Например, чтобы взыскать убытки, связанные с незаконным использованием произведения, истец должен доказать, что именно он является его автором или иным правообладателем.

Признание права может сопровождаться публичным объявлением о его существовании, которое делается нарушителем или за его счет .

Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. М.: Фонд «Правовая культура», 1996. С. 158.

Такой способ защиты, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, применяется, когда нарушенное авторское или смежное право может быть восстановлено путем устранения последствий его нарушения (например, путем изъятия из оборота контрафактных экземпляров).

Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, как способ защиты может применяться как самостоятельно (запрет обнародования произведения без согласия автора), так и в сочетании с другими способами защиты (признание авторства и запрет обнародования произведения без согласия автора).

Следующий способ защиты — это компенсация морального вреда (ст. 151 ГК РФ). Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (достоинство личности, деловая репутация и т.п.), либо нарушающими его личные неимущественные права (право на имя, право авторства и т.д.), либо нарушающими имущественные права гражданина.

В предмет доказывания по делам о компенсации морального вреда входят следующие юридические факты:

— имели ли место действия (бездействие) ответчика, причинившие истцу нравственные или физические страдания, в чем они выражались и когда были совершены;

— какие личные неимущественные права истца нарушены этими действиями (бездействием) и на какие нематериальные блага они посягают;

— в чем выразились нравственные или физические страдания истца;

— степень вины причинителя вреда (в том случае, если она должна учитываться);

См.: Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве / Под ред. докт. юрид. наук, проф. И.В. Решетниковой. 2-е изд., перераб. М.: Норма, 2005.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», ответственность за причиненный моральный вред напрямую не зависит от наличия имущественного ущерба и может применяться как наряду с имущественной ответственностью, так и самостоятельно.

Защита чести, достоинства и деловой репутации автора осуществляется в соответствии с правилами ст. 152 ГК РФ, согласно которой гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Иски по делам данной категории, следуя Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», вправе предъявить граждане и юридические лица, которые считают, что о них распространены не соответствующие действительности порочащие сведения.

При распространении таких сведений в отношении несовершеннолетних или недееспособных иски о защите их чести и достоинства, в соответствии с п. п. 1 и 3 ст. 52 ГПК РФ, могут предъявить их законные представители. По требованию заинтересованных лиц (например, родственников, наследников) защита чести и достоинства гражданина допускается и после его смерти (п. 1 ст. 152 ГК РФ).

Судебная защита чести, достоинства и деловой репутации лица, в отношении которого распространены не соответствующие действительности порочащие сведения, не исключается также в случае, когда невозможно установить лицо, распространившее такие сведения (например, при распространении сведений в сети Интернет лицом, которое невозможно идентифицировать).

В соответствии с п. 6 ст. 152 ГК РФ, суд вправе по заявлению заинтересованного лица признать распространенные в отношении его сведения не соответствующими действительности порочащими сведениями.

Надлежащими ответчиками по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации являются авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, а также лица, распространившие эти сведения.

Если оспариваемые сведения были распространены в средствах массовой информации, то надлежащими ответчиками являются автор и редакция соответствующего средства массовой информации.

Если эти сведения были распространены в средстве массовой информации с указанием лица, являющегося их источником, то это лицо также является надлежащим ответчиком.

Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию автора, следует понимать:

— опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению;

— демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации;

— распространение в сети Интернет, а также использование иных средств телекоммуникационной связи;

— изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.

Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем чтобы они не стали известными третьим лицам.

Автор вправе требовать защиты чести, достоинства или деловой репутации и в случае нарушения его права на неприкосновенность произведения. Согласно п. 2 ст. 1266 ГК РФ извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащее честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации.

На требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных авторских прав, не распространяется действие исковой давности (ст. 208 ГК РФ).

5.3. Ответственность за нарушение исключительного права

на произведение и исключительного права

на объект смежных прав

Способы защиты исключительных прав предусмотрены ст. 1252 ГК РФ. В частности, автор или иной правообладатель могут предъявлять требования:

— о признании права — к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;

— о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, — к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним (например, требование о прекращении размещения произведения истца на сайте ответчика в сети Интернет);

— о возмещении убытков — к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;

— об изъятии материального носителя в соответствии с п. 5 ст. 1252 ГК РФ — к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

— о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя — к нарушителю исключительного права.

К материальным носителям, оборудованию и материалам, в отношении которых выдвинуто предположение о нарушении исключительного права, могут быть приняты обеспечительные меры, в том числе может быть наложен арест на материальные носители, оборудование и материалы.

Отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав. В частности, публикация решения суда о допущенном нарушении (подп. 5 п. 1 ст. 1252 ГК РФ) и пресечение действий, нарушающих исключительное право либо создающих угрозу нарушения такого права, осуществляются независимо от вины нарушителя и за его счет (ст. 1250 ГК РФ).

Действующий ГК РФ внес значительные изменения в правила, регулирующие применение конфискации контрафактных экземпляров произведений, фонограмм и используемых для их воспроизведения материалов и оборудования.

По ранее действовавшему законодательству (ст. 49.1 ЗоАП) контрафактные экземпляры произведений или фонограмм, а также материалы и оборудование, используемые для воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, и иные орудия совершения правонарушения подлежали конфискации в судебном порядке. Следовательно, могли конфисковываться лишь произведения, фонограммы, а также материалы и оборудование, используемые для воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, и иные орудия совершения правонарушения.

ГК РФ распространил возможность применения конфискации практически на все материальные носители, в которых выражен результат интеллектуальной деятельности, если эти материальные носители являются контрафактными. По решению суда они подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены ГК РФ (п. 4 ст. 1252 ГК РФ).

Оборудование, прочие устройства и материалы, главным образом используемые или предназначенные для совершения нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход Российской Федерации (п. 5 ст. 1252 ГК РФ).

Нарушителями авторских и смежных прав чаще всего оказываются лица, которые допускают незаконное использование охраняемых объектов авторских и смежных прав. Подобные действия именуются контрафактными, а сами нарушители — пиратами, от английского неологизма «piracy» — нарушение прав интеллектуальной собственности.

Слово «контрафактный» происходит от французского слова «contrefason» и означает «нарушающий авторские или смежные права».

Понятие контрафактности экземпляров произведений и/или фонограмм является юридическим. В соответствии с п. 4 ст. 1252 ГК РФ (п. 3 ст. 48 ЗоАП), контрафактными являются материальные носители, в которых выражен результат интеллектуальной деятельности (средство индивидуализации) и изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение которых влечет за собой нарушение исключительного права на такой результат (средство). Например, правомерно воспроизведенные и распространяемые на территории другой страны экземпляры произведений, не предназначенные для распространения на территории Российской Федерации, являются контрафактными при распространении на территории Российской Федерации.

В случаях нарушения исключительного права на произведение, автор (иной правообладатель) наряду с использованием уже указанных способов защиты и мер ответственности (ст. ст. 1250, 1252 и 1253 ГК РФ) вправе требовать от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации. Компенсация является особым способом защиты исключительного права. Несмотря на то что этот способ защиты в сфере интеллектуальной собственности появился достаточно давно, многие вопросы, касающиеся компенсации как средства защиты исключительного права, не нашли однозначного ответа в науке гражданского права. В частности, компенсация рассматривается как особая мера ответственности , как неустойка , как имущественная санкция, аналогичная возмещению убытков .

См.: Симкин Л.С. Из практики рассмотрения дел о правовой охране программ для ЭВМ // Вестник ВАС РФ. 1997. N 8. С. 78.

См.: Гаврилов Э.П. Некоторые актуальные вопросы авторского права и смежных прав // Хозяйство и право. 2005. N 1. С. 32; Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права): Учебник для вузов. М.: Норма, 2000. С. 424; Гурский Р.А. Компенсация в системе гражданско-правовых способов защиты авторского права // Новая правовая мысль. 2006. N 1.

Хохлов В.А. Вопросы практики применения правил о компенсации в связи с нарушением исключительных прав // Закон. 2007. N 10. С. 59.

Законодатель указывает компенсацию как один из возможных способов защиты исключительного права на произведение «наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности». По сути, это альтернатива возмещению убытков, которое, как известно, представляет собой не только способ защиты, но и меру ответственности.

Следует отметить, что ГК РФ, по сравнению с ЗоАП, расширил сферу применения компенсации. Стало возможным предъявление требований о компенсации (вместо возмещения убытков) за нарушение положений о технических средствах защиты авторских прав (ст. 1299 ГК РФ) и за нарушение положений ст. 1300 ГК РФ (информация об авторском праве).

Возможность применения компенсации требует прямого указания законодателя. Размер компенсации за нарушение исключительного права на произведение установлен ст. 1301 ГК РФ, согласно которой автор (иной правообладатель) вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

— в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;

— в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Размер компенсации за нарушение исключительного права на объект смежных прав устанавливается ст. 1311 ГК РФ. В случае нарушения правообладатель может требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

— в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;

— в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

Исходя из установленных пределов точный размер компенсации определяет суд в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.

Размер компенсации должен быть соразмерен с наступившими последствиями их нарушения.

Так, например, ООО продавало компакт-диски с записью музыкального альбома, содержащего в числе других песни, автором слов которых указаны С. и В.

С. и В. передали исключительные права на использование своих произведений предпринимателю по договорам. Поэтому предприниматель счел, что действия ООО по распространению этих произведений без разрешения правообладателя нарушают его имущественные права, и потребовал от нарушителя выплаты компенсации.

Это интересно:  Приобретение исключительных прав на программное обеспечение

Суд первой инстанции признал компакт-диск контрафактным, так как его распространение производилось без разрешения правообладателя на использование текстов записанных на нем песен, и взыскал с нарушителя компенсацию.

Однако суд не учел, что истец, в соответствии с авторскими договорами, приобрел у авторов С. и В. исключительные (имущественные) права на литературные произведения — тексты песен в форме звукозаписи.

Ответчик же продавал компакт-диски, то есть экземпляры фонограммы (звуковой записи) исполнения музыкальных произведений с текстами С. и В.

Таким образом, судом первой инстанции не определен объем правовой охраны литературных произведений как объектов авторских прав, не проверено наличие соответствующих разрешений авторов (правообладателей) на осуществление звукозаписи, без которых дальнейшее использование произведений, в том числе путем распространения экземпляров фонограмм, недопустимо.

Следует также учитывать, что, считая факт нарушения авторских прав истца доказанным, суд первой инстанции взыскал компенсацию. Между тем размер подлежащей взысканию компенсации определяется по усмотрению суда, исходя из характера нарушения. В данном деле характер нарушения, срок незаконного использования, возможные убытки правообладателя не исследовались, в силу чего размер взысканной компенсации не обоснован.

Президиум ВАС РФ постановил дело направить на новое рассмотрение .

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 февраля 2006 г. N 11997/05.

Глава 5. ЗАЩИТА АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ 382

Авторские и смежные права охраняются законом, предусматривающим гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и другие меры защиты. При этом важно различать понятия «охрана прав» и «защита прав».

Охрана прав — это установление общего правового режима, который позволяет обеспечить нормальное и беспрепятственное осуществление авторских и смежных прав. Охрана осуществляется путем регулирования соответствующих отношений.

Защита права — это те меры, которые предпринимаются в случаях, когда авторские или смежные права нарушены или оспорены .

Близнец И., Леонтьев К. Нужны работающие механизмы защиты авторских прав // Российская юстиция. 1999. N 11.

В сфере авторского права и смежных прав одним из самых распространенных нарушений является незаконная реализация контрафактных экземпляров произведений и фонограмм. Все большую угрозу для правообладателей представляет незаконное размещение объектов авторских и смежных прав в сети Интернет и сети сотовой связи.

В связи с этим ГК РФ содержит ряд положений, направленных на усиление охраны авторских и смежных прав.

5.1. Гражданско-правовая защита авторских и смежных прав: общие положения

В содержании субъективного права обычно выделяют несколько правомочий: возможность требовать от обязанного лица определенного поведения, возможность осуществить субъективное право своими действиями и, наконец, возможность обратиться к суду за защитой нарушенного или оспариваемого права . Следовательно, право на защиту является составным элементом субъективного гражданского права .

См. подробнее: Советское гражданское право: Учебник / Под ред. В.П. Грибанова, С.М. Корнеева. М.: Юридическая литература, 1979. Т.

М.: ТК Велби, 2004. С. 365; и др.

При этом следует учитывать, что в юридической литературе озвучена и иная точка зрения, согласно которой право на защиту является самостоятельным субъективным правом. См., например: Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М.: Юридическая литература, 1976. С.

Одним из основополагающих принципов, призванных обеспечить защиту авторских и смежных прав, является положение о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора (п. 3 ст. 1228 ГК РФ). Поэтому субъектами права на защиту являются прежде всего сами авторы.

Защищать права автора и обеспечивать их осуществление может и издатель. ГК РФ допускает такую возможность в тех случаях, когда произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности). При отсутствии доказательств иного представителем автора считается издатель, имя или наименование которого указано на произведении. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве (п. 2

После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 1267 и п. 2 ст. 1316 ГК РФ.

От имени правообладателей или от своего имени защиту авторских и смежных прав могут осуществлять и организации по управлению правами на коллективной основе.

Аккредитованная организация (ст. 1244 ГК РФ) также вправе предъявлять требования в суде от имени неопределенного круга правообладателей, если это необходимо для защиты прав, управление которыми она осуществляет.

В соответствии со ст. 1248 ГК РФ споры, связанные с защитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав, рассматриваются и разрешаются судом.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах», при разрешении споров необходимо учитывать международные принципы охраны прав авторов и смежных прав.

Эти принципы закреплены в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений и в Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций.

В соответствии с Бернской конвенцией охрана прав авторов базируется на следующих принципах:

— принцип национального режима охраны авторского права на литературные и художественные произведения, в соответствии с которым любому произведению, созданному в одной из стран — участниц Конвенции, в любой другой стране- участнице предоставляется такая же охрана, как и созданным в ней произведениям;

— принцип возникновения авторского права независимо от выполнения каких-либо формальностей: регистрации, депонирования и т.п.;

— принцип предоставления охраны во всех странах — участницах Конвенции независимо от наличия охраны или срока ее действия в стране происхождения произведения.

Применительно к произведениям, охраняемым авторским правом, предусматривается, что охрана в стране происхождения произведения регулируется внутренним законодательством.

Решая вопрос о возможности правовой охраны произведения на территории Российской Федерации, необходимо учитывать, что охрана предоставляется:

— авторам, которые являются гражданами одной из стран — участниц Бернской конвенции,

в отношении их произведений, как выпущенных, так и не выпущенных в свет;

— авторам, которые не являются гражданами одной из стран — участниц Бернской конвенции, в отношении их произведений выпущенных в свет впервые в одной из стран или одновременно в стране, не являющейся участницей этой Конвенции, и в стране-участнице Бернской конвенции.

Авторы, не являющиеся гражданами одной из стран — участниц Бернской конвенции, но имеющие свое обычное местожительство в одной из таких стран, приравниваются для целей Бернской конвенции к гражданам этой страны.

При этом следует иметь в виду, что исходя из ст. 4 Бернской конвенции охрана распространяется:

— на авторов кинематографических произведений, изготовитель которых имеет свою штаб-квартиру или обычное местожительство в одной из стран — участниц Бернской конвенции;

— на авторов произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо стране — участнице Бернской конвенции, или других художественных произведений, являющихся частью здания или иного сооружения, расположенного в какой-либо стране — участнице Бернской конвенции.

В отношении исполнителей, изготовителей (производителей) фонограмм и вещательных организаций ст. 2 Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций устанавливается национальный режим охраны, под которым понимается режим, предоставляемый внутренним законодательством договаривающегося государства, в котором испрашивается охрана:

— для исполнителей, являющихся его гражданами, в отношении осуществляемых на его территории исполнений, передачи в эфир или первой записи;

— для изготовителей фонограмм, являющихся его гражданами или юридическими лицами,

в отношении фонограмм, впервые записанных или впервые опубликованных на его территории;

— для вещательных организаций, штаб-квартиры которых расположены на его территории,

в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории.

Немаловажным стало введение в гражданское законодательство ответственности за грубые нарушения исключительных прав в сфере интеллектуальной собственности. В соответствии со ст. 1253 ГК РФ, суд может по требованию прокурора принять решение о ликвидации юридического лица, если оно неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (п. 2 ст. 61 Кодекса).

Если такие нарушения совершает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда в установленном законом порядке.

Автор или обладатель смежных прав может использовать технические средства защиты, под которыми понимаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения (ст. 1299 ГК РФ).

Иными словами, технические средства защиты (англ. «DRM» — digital rights management) — это программные либо программно-аппаратные средства, которые затрудняют создание копий охраняемых объектов интеллектуальной собственности (распространяемых в электронной форме) либо позволяют отследить создание таких копий. Например, в сети существуют технологии, наделяющие электронный документ возможностью саморазрушения в случае его незаконного использования. Возможно использование web-депозитария, который позволяет автору подтвердить факт и время публикации произведения в сети Интернет.

Для того чтобы предотвратить обход подобных барьеров, в соответствии со ст. 1299 ГК РФ в отношении произведений не допускается:

— осуществление без разрешения автора или иного правообладателя действий, направленных на то, чтобы устранить ограничения использования произведения, установленные путем применения технических средств защиты авторских прав;

— изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любой технологии, любого технического устройства или их компонентов, использование таких технических средств в целях получения прибыли либо оказание соответствующих услуг, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторских прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав.

В случае нарушения указанных положений автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации в соответствии со ст. 1301 ГК РФ, кроме случаев, когда ГК РФ допускает использование произведения без согласия автора или иного правообладателя.

Примерный перечень способов защиты гражданских прав содержится в ст. 12 ГК РФ и включает в себя: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиту права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсацию морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иные способы, предусмотренные законом.

Эти способы применимы и при защите авторских и смежных прав.

Выбор способа защиты принадлежит обладателю исключительных прав. Однако, как правило, обладатель нарушенного авторского или смежного права может воспользоваться не любым, а каким-либо конкретным способом защиты, который вытекает из характера совершенного правонарушения.

Как указывает ст. 1250 ГК РФ, интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными Кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права.

Поэтому вполне логично рассмотреть подробнее гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав в зависимости от того, какие права нарушены: личные неимущественные или имущественные.

§ 3. Международно-правовая охрана авторских и смежных прав

Охрана прав авторов, предусмотренная Бернской конвенцией, была дополнена положениями Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. и Протоколами 1 и 2 к ней (Россия участвует в Конвенции в редакции 1971 г.). Конвенция установила охрану следующих прав авторов — право на выпуск в свет, право на воспроизведение, распространение и т.д. Охраняются исключительные права автора на воспроизведение своих произведений любыми способами, включая публичное исполнение, радиотрансляцию, право автора на перевод или разрешение перевода другим лицам.

Конвенция расширила перечень охраняемых произведений. Охране, в частности, подлежат литературные, научные и художественные произведения, а также произведения кинематографии, живописи, скульптуры и графики. При этом конвенция не применяется в отношении произведений, охрана которых ко времени вступления конвенции в силу в данном государстве не осуществлялась.

Срок охраны авторских прав охватывает время жизни автора и 25-летний период после его смерти.

Наряду с правами авторов конвенция защищает права и других носителей авторских прав (наследников, юридических лиц и т.д.).

Международно-правовой охране подлежат и смежные права. Международная конвенция по охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций 1961 г. определила срок охраны таких прав в 20 лет. По Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. срок охраны не может быть меньше 20 лет.

Помимо вышеуказанных многосторонних конвенций, Россия является участницей нескольких десятков двусторонних соглашений об охране авторских прав и интеллектуальной собственности.

Так, согласно конвенциям об охране авторских прав, государства применяют Всемирную конвенцию об авторском праве в отношении произведений или прав на произведения литературы, науки и искусства и фотографические снимки, созданные гражданами договаривающихся стран, вне зависимости от даты их создания или выпуска в свет. Охрана распространяется также на личные неимущественные права авторов или иных правообладателей. Соглашения предусматривают свободное осуществление платежей и расчетов с иностранными авторами. При этом возникновение, содержание или прекращение авторских прав на произведение или фотоснимок определятся законодательством государства, на территории которого имеет факт их использования или нарушения.

Статья написана по материалам сайтов: megalektsii.ru, studepedia.org, uchebnik.online.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector